Как династия романовых. Династия Романовых – хронология правления

Романовы — старинный русский дворянский род (носивший такую фамилию с середины XVI века), а затем династия русских царей и императоров.

Почему исторический выбор пал на род Романовых? Откуда они взялись и что из себя представляли ко времени прихода к власти?

Генеалогические корни рода Романовых (XII - XIV века)

Родоначальником Романовых и ряда других дворянских родов считается боярин Андрей Иванович Кобы́ла (†1347), которыйнаходился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семена Ивановича Гордого(старшего сына великого князя Ивана Калиты).

Тёмное происхождение Кобылы давало свободу для родословных фантазий. Согласно родовому преданию, предки Романовых "выехали на Русь из Литвы" или "из Прусс" в начале XIV века. Однако многие историки полагают, что Романовы происходили из Новгорода.

Писали, что его отец Камбила Дивонович Гланд был жмудским князем и бежал из Пруссии под натиском немецких крестоносцев. Вполне возможно, что Камбила, переделанный на русский лад в Кобылу, потерпев поражение на родине, уехал на службу к великому князю Дмитрию Александровичу, сыну Александра Невского. По преданию, он крестился в 1287 г. под именем Иван — ведь пруссы были язычниками, — а сын его при крещении получил имя Андрей.

Гланда, стараниями генеалогов, вел свой род от некого Ратши (Радша, христианское имя Стефан) - выходец «из прусс», по мнению других новгородец, слуга Всеволода Ольговича, а может и Мстислава Великого; по другой версии сербского происхождения.

Также из генеологической цепочки известно имя Алекса (христианское имя Горислав), в монашестве Варлаам св. Хутынский, умер в 1215 году или в 1243 году.


Как бы ни была занятна легенда, реальное родство Романовых наблюдается только с Андрея Кобылы.

Андрей Иванович Кобы́ла имел пять сыновей: Семёна Жеребца, Александра Ёлку, Василия Ивантая, Гавриила Гавшу и Федора Кошку, которые были родоначальниками 17 русских дворянских домов. Одного происхождения с Романовыми (от легендарного Камбилы) традиционно считаются Шереметевы, Колычевы, Яковлевы, Сухово-Кобылины и другие известные в российской истории роды.

Старший сын Андрея Кобылы Семён, по прозвищу Жеребец , стал родоначальником Синих, Лодыгиных, Коновницыных, Облязевых, Образцовых и Кокоревых.

Второй сын, Александр Ёлка , породил Колычевых, Сухово- Кобылиных, Стербеевых, Хлудневых и Неплюевых.

Третий сын, Василий Ивантей , помер бездетным, а четвертый — Гавриил Гавша — положил начало только одному роду — Бобарыкиным.

Младший сын, Фёдор Кошка (†1393) , был бояриным при Дмитрии Донском и Василии I; оставил шестерых детей (включая одну дочь). От него пошли роды Кошкиных, Захарьиных, Яковлевых, Лятских (или Ляцких), Юрьевых-Романовых, Беззубцевых и Шереметевых.

Старший сын Фёдора Кошки Иван Федорович Кошкин (†1427) служил воеводой при Василии I и Василии II, а внук, Захарий Иванович Кошкин (†1461), был бояриным при Василии II.

Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки — просто Захарьиными. От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова — Захарьины-Яковлевы.

Надобно отметить, что женились многочисленные потомки Андрея Кобылы на княжеских и боярских дочерях. Их дочери тоже пользовались изрядным спросом среди знатных фамилий. В результате за пару столетий они породнились чуть не со всей аристократией.

Возвышение рода Романовых

Царица Анастасия - первая жена Ивана Грозного

Возвышение рода Романовых произошло после женитьбы в 1547 году царя Ивана IV Грозного на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой , которая родила ему сына - будущего наследника престола и последнего из рода Рюриковичей Фёдора Иоанновича. При Фёдоре Иоанновиче Романовы заняли видное положение при дворе.

Брат царицы Анастасии Никита Романович (†1586 г.)

Брат царицы Анастасии Никита Романович Романов (†1586 г.) считается родоначальником династии - его потомки уже именовались Романовыми.

Сам Никита Романович был влиятельным московским бояриным, активным участником Ливонской войны и дипломатических переговоров. Разумеется, выживание при дворе Ивана Грозного было довольно страшным делом. А Никита не только выжил, но неуклонно возвышался и по скоропостижной смерти государя (1584) вошел в ближнюю Думу своего племянника — царя Федора Ивановича — вместе с Мстиславским, Шуйским, Бельским и Годуновым. Но вскоре Никита Романович поделился своей властью с Борисом Годуновым и принял постриг под именем Нифонта. Мирно скончался в 1586 году. Похоронен в родовой усыпальнице в Московском Новоспасском монастыре.

У Никиты Романовича было 6 сыновей, но в историю вошли только двое: старший - Фёдор Никитич (в последствии - патриарх Филарет и отец первого царя династии Романовых) и Иван Никитич , который входил в состав Семибоярщины.

Фёдор Никитич Романов (патриарх Филарет)

Боярин Федор Никитич (1554-1633) первым из рода стал носить фамилию «Романов». Будучи двоюродным братом царя Феодора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного), считался соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. Он женился по любви на бедной девице из древнего костромского рода Ксении Ивановне Шестовой и жил с ней душа в душу, произведя на свет пятерых сыновей и дочь.

Годы царствования Фёдора Ивановича (1584—1598) были счастливейшими в жизни будущего патриарха. Не обремененный обязанностями правления и тайными интригами, не снедаемый честолюбием, как Борис Годунов или унылый завистник Василий Шуйский, он жил в свое удовольствие, одновременно закладывая основу еще большего возвышения рода Романовых. С годами быстрое возвышение Романова стало все сильнее заботить Годунова. Фёдор Никитич продолжал играть роль беззаботного юноши, воспринимающего свое положение как должное, но он был слишком близок к трону, который рано или поздно должен был опустеть.

С приходом к власти Бориса Годунова, вместе с другими Романовыми, подвергся опале и ссылке в 1600 году в Антониево-Сийский монастырь, расположенный в 160 км от Архангельска. Его братья, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь, где большинство из них погибли. В 1601 году он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Но, появившийся на российском престоле Лжедмитрий I (который до воцарения был холопом Гришкой Отрепьевым у Романовых), желая на деле доказать родство с домом Романовых, в 1605 году вернул Филарета из ссылки и возвел в сан митрополита Ростовского. А Лжедмитрий II, в Тушинской ставке которого находился Филарет, произвел его в патриархи. Правда Филарет представлял себя как «пленник» самозванца и не настаивал на своём патриаршем сане...

В 1613 году Земским собором на царствование был избран сын Филарета Михаил Фёдорович Романов . Его мать, инокиня Марфа, благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. А в 1619 году бывший боярин Фёдор Никитич, с легкой руки своего сына, царя Михаила Фёдоровича, стал "официальным" патриархом Филаретом. Но по своему характеру он был человек светский и в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо. Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

Дальнейшие судьбы Романовых есть история России.

Для окончательного завершения Смуты требовалось не только избрать нового монарха на русский престол, но также обеспечить безопасность русских пределов от двух наиболее активных соседей - Речи Посполитой и Швеции. Однако это было невозможно, пока в Московском царстве не был бы достигнут социальный консенсус, а на престоле потомков Ивана Калиты не появился бы человек, который в полной мере бы устраивал большинство из делегатов Земского собора 1612-1613 гг. По целому ряду причин таким кандидатом стал 16-летний Михаил Романов.

ПРЕТЕНДЕНТЫ НА МОСКОВСКИЙ ТРОН

С освобождением Москвы от интервентов земские люди получили возможность приступить к избранию главы государства. В ноябре 1612 года дворянин Философов сообщил полякам, что казаки в Москве стоят за избрание на трон кого-нибудь из русских людей, «а примеривают Филаретова сына и воровского калужского», тогда как старшие бояре стоят за избрание чужеземца. Казаки вспомнили о «царевиче Иване Дмитриевиче» в минуту крайней опасности, Сигизмунд III стоял у порот Москвы, и сдавшиеся члены семибоярщины могли в любой момент вновь переметнуться на его сторону. За спиной коломенского царевича стояло войско Заруцкого. Атаманы надеялись, что в критическую минуту давние соратники придут им на помощь. Но расчеты на возвращение Заруцкого не оправдались. В час испытаний атаман не побоялся развязать братоубийственную войну. Вместе с Мариной Мнишек и ее малолетним сыном он явился к стенам Рязани и попытался захватить город. Рязанский воевода Михаил Бутурлин выступил навстречу и обратил его в бегство.

Попытка Заруцкого добыть для «воренка» Рязань не удалась. Горожане выразили свое отрицательное отношение к кандидатуре «Ивана Дмитриевича». Агитация в его пользу стала стихать в Москве сама собой.

Без Боярской думы выборы царя не могли иметь законной силы. С думой избрание грозило затянуться па многие годы. На корону претендовали многие знатные фамилии, и никто не желал уступить дорогу другому.

ШВЕДСКИЙ ПРИНЦ

Когда Второе ополчение стояло в Ярославле, Д.М. Пожарский с согласия духовенства, служилых людей, посадов, питающих ополчение средствами, вступил в переговоры с новгородцами о кандидатуре шведского принца на московский престол. 13 мая 1612 г. написали грамоты к новгородскому митрополиту Исидору, князю Одоевскому и Делагарди и отправили их в Новгород со Степаном Татищевым. Ради важности дела с этим послом Ополчения поехали и выборные - от каждого города по человеку. Интересно, что у митрополита Исидора и воеводы Одоевского спрашивали, как обстоят отношения их и новгородцев со шведами? А Делагарди сообщали, что если новый шведский король Густав II Адольф отпустит своего брата на московский престол и велит ему креститься в православную веру, то они рады быть с Новгородской землей в совете.

Черникова Т. В. Европеизация России в XV - XVII веках. М., 2012

ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА

Когда съехалось довольно много властей и выборных, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы. Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского, и порешили «литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть, потому что польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом». Стали выбирать своих: тут начались козни, смуты и волнения; всякий хотел по своей мысли делать, всякий хотел своего, некоторые хотели и сами престола, подкупали и засылали; образовались стороны, но ни одна из них не брала верх. Однажды, говорит хронограф, какой-то дворянин из Галича принес на собор письменное мнение, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов, его и надобно избрать в цари. Раздались голоса недовольных: «Кто принес такую грамоту, кто, откуда?» В то время выходит донской атаман и также подает письменное мнение: «Что это ты подал, атаман?» - спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. «О природном царе Михаиле Федоровиче», - отвечал атаман. Одинакое мнение, поданное дворянином и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем. Но еще не все выборные находились в Москве; знатнейших бояр не было; князь Мстиславский с товарищами тотчас после своего освобождения разъехались из Москвы: им неловко было оставаться в ней подле воевод-освободителей; теперь послали звать их в Москву для общего дела, послали также надежных людей по городам и уездам выведать мысль народа насчет нового избранника и окончательное решение отложили на две недели, от 8 до 21 февраля 1613 года. Наконец Мстиславский с товарищами приехали, приехали и запоздавшие выборные, возвратились посланники по областям с известием, что народ с радостию признает Михаила царем. 21 февраля, в неделю православия, т. е. в первое воскресенье Великого поста, был последний собор: каждый чин подал письменное мнение, и все эти мнения найдены сходными, все чины указывали на одного человека - Михаила Федоровича Романова. Тогда рязанский архиепископ Феодорит, троицкий келарь Авраамий Палицын, новоспасский архимандрит Иосиф и боярин Василий Петрович Морозов взошли на Лобное место и спросили у народа, наполнявшего Красную площадь, кого они хотят в цари? «Михаила Федоровича Романова» - был ответ.

СОБОР 1613 Г. И МИХАИЛ РОМАНОВ

Первым делом великого Земского собора, избравшего шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова на русский престол, было отправление к новоизбранному царю посольства. Отправляя посольство, собор не знал, где находился Михаил, и потому в данном послам наказе говорилось: «Ехать к государю Михаилу Федоровичу царю и великому князю всея Руси в Ярославль». Прибыв в Ярославль, посольство здесь только узнало, что Михаил Федорович живет со своей матерью в Костроме; не медля, двинулось оно туда, вместе со многими и ярославскими гражданами, присоединившимися уже здесь.

В Кострому посольство прибыло 14 марта; 19-го оно, убедив Михаила принять царскую корону, выехало вместе с ним из Костромы, и 21 числа все прибыли в Ярославль. Здесь все ярославцы и съехавшиеся отовсюду дворяне, дети боярские, гости, люди торговые с женами и детьми встретили нового царя с крестным ходом, подносили ему образа, хлеб с солью, богатые дары. Местом своего здесь пребывания Михаил Федорович избрал древний Спасо-Преображенский монастырь. Здесь в кельях архимандрита, жил он со своей матерью инокиней Марфой и временным Государственным советом, который составляли князь Иван Борисович Черкасский с другими вельможами и дьяк Иван Болотников со стольниками и стряпчими. Отсюда 23 марта послана была и первая от царя грамота в Москву, извещавшая Земский собор о согласии на принятии царского венца.

За последние 300 с небольшим лет самодержавие в России было непосредственно связано с династией Романовых. Они сумели закрепиться на престоле еще во времена Смуты. Внезапное появление на политическом небосклоне новой династии является крупнейшим событием в жизни любого государства. Обычно оно сопровождается переворотом или революцией, но в любом случае смена власти тянет за собой отстранение старой правящей элиты насильственным путем.

Предыстория

В России возникновение новой династии было обусловлено тем, что ветвь Рюриковичей прервалась со смертью потомков Ивана IV Грозного. Такое положение дел в стране породило не только глубочайший политический, но и социальный кризис. В конечном счете это привело к тому, что в дела государства стали вмешиваться иноземцы.

Надо отметить, что никогда еще в истории России не менялись так часто правители, приводившие с собой новые династии, как после смерти царя Ивана Грозного. В те времена претендовали на престол не только представители элиты, но и других социальных слоев. Иностранцы также пытались вмешаться в борьбу за власть.

На троне один за другим появлялись потомки Рюриковичей в лице Василия Шуйского (1606-1610), представители нетитулованного боярства во главе с Борисом Годуновым (1597-1605), были и вовсе самозванцы - Лжедмитрий I (1605-1606) и Лжедмитрий II (1607-1610). Но никому из них так и не удалось долго задержаться у власти. Так продолжалось до 1613 года, пока не пришли русские цари династии Романовых.

Происхождение

Сразу надо отметить, что этот род как таковой пошел от Захарьевых. А Романовы - не совсем верная фамилия. Все началось с того, что т. е. Захарьев Федор Николаевич, решил изменить свою фамилию. Руководствуясь тем, что его отец был Никита Романович, а дед - Роман Юрьевич, он придумал себе фамилию «Романов». Таким образом род получил новое имя, используемое и в наше время.

Царская династия Романовых (годы правления 1613-1917) началась с Михаила Федоровича. После него взошел на трон Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайшим». Далее был Затем правила Алексеевна и Иван V Алексеевич.

Во время правления - в 1721 году - государство окончательно переформировалось и стало Российской империей. Цари канули в Лету. Теперь государь стал императором. В общей сложности Романовы дали России 19 правителей. Среди них - 5 женщин. Вот таблица, где наглядно показана вся династия Романовых, годы правления и титулы.

Как уже было сказано выше, российский престол иногда занимали и женщины. Но правительство Павла I приняло закон о том, что титул императора отныне может носить лишь прямой наследник из числа мужчин. С тех пор ни одна женщина больше не всходила на престол.

Династия Романовых, годы правления которых приходились не всегда на спокойные времена, еще в 1856 году получила свой официальный герб. На нем изображен гриф, держащий в лапах тарч и золотой меч. Края же герба декорированы восемью отрубленными головами львов.

Последний император

В 1917 году власть в стране захватили большевики, которые свергли правительство страны. Император Николай II был последний из династии Романовых. Ему дали прозвище «Кровавый» за то, что во время двух революций 1905 и 1917 годов по его приказу было убиты тысячи людей.

Историки считают, что последний император был мягким правителем, поэтому допустил несколько непростительных ошибок как во внутренней, так и внешней политике. Именно они привели к тому, что ситуация в стране накалилась до предела. Неудачи в Японской, а затем и Первой мировой войнах сильно подорвали авторитет самого императора и всей царской семьи.

В 1918 году, в ночь на 17 июля царская семья, в состав которой входили, кроме самого императора и его жены, еще и пятеро детей, была расстреляна большевиками. Тогда же погиб и единственный наследник русского престола - маленький сын Николая, Алексей.

Наше время

Романовы - это древнейший боярский род, давший России великую династию царей, а затем и императоров. Они правили государством немногим более трехсот лет, начиная с XVI века. Династия Романовых, годы правления которых закончились с приходом к власти большевиков, прервалась, но несколько ветвей этого рода существуют и сейчас. Все они проживают за границей. Примерно 200 из них имеют различные титулы, но ни один не сможет занять российский престол, даже в случае реставрации монархии.

В России XVII - начала XX века монархи из рода (семьи) Романовых, сменявшие друг друга на престоле по праву наследования, а также члены их семей.

Синонимом является понятие Дом Романовых - соответствующий русский эквивалент, который также употреблялся и продолжает использоваться в исторической и общественно-политической традиции. Оба термина стали широко распространены только с 1913 года, когда отмечался 300-летний юбилей династии. Формально же русские цари и императоры, принадлежавшие к этому роду, фамилии не имели и никогда её официально не указывали.

Родовое именование предков данной династии, известных в истории с XIV века и ведущих родословную от Андрея Ивановича Кобылы, служившего московскому великому князю Симеону Гордому, неоднократно менялось в соответствии с прозвищами и именами известных представителей этой боярской семьи. В разное время их называли Кошкиными, Захарьиными, Юрьевыми. В конце XVI века за ними утвердилось прозвище Романовых по имени Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина (ум. 1543) - прадеда первого царя из данной династии Михаила Фёдоровича , который был избран на царство Земским Собором 21 февраля (3 марта) 1613 года и принял 11 (21) июля 1613 года царский венец. Представители династии до начала XVIII века титуловались царями, затем императорами. В условиях начавшейся революции последний представитель династии Николай II 2 (15) марта 1917 года отрекся от престола за себя и сына-наследника цесаревича Алексея в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Тот, в свою очередь, 3 (16) марта отказался занять трон до решения будущего Учредительного собрания. Больше вопрос о судьбе престола, кто его займет, в практической плоскости не ставился.

Династия Романовых пала вместе с российской монархией, пройдя путь между двумя самыми крупными потрясениями в российской истории. Если ее начало знаменовало собой окончание Смутного времени начала XVII века, то ее конец был связан с Великой Российской революцией 1917 года. В течение 304 лет Романовы были носителями верховной власти в России. Это была целая эпоха, основным содержанием которой стали модернизация страны, превращение Московского государства в империю и великую мировую державу, эволюция представительной монархии в абсолютную, а затем в конституционную. Основную часть этого пути верховная власть в лице монархов из Дома Романовых оставалась лидером модернизационных процессов и инициатором соответствующих преобразований, пользуясь широкой поддержкой различных социальных групп. Однако на исходе своей истории монархия Романовых утратила не только инициативу в протекавших в стране процессах, но и контроль над ними. Ни одна из противоборствующих сил, оспаривавших различные варианты дальнейшего развития России, не сочла нужным спасти династию или опереться не неё. Можно сказать, и что династия Романовых выполнила свою историческую миссию в прошлом нашей страны, и что она исчерпала свои возможности, изжила себя. Оба утверждения будут верными в зависимости от их содержательного контекста.

На русском троне сменили друг друга девятнадцать представителей Дома Романовых, а также из него происходили три правителя, формально являвшиеся не монархами, а регентами и соправителями. Они были связаны друг с другом не всегда кровными, но всегда семейными узами, самоидентификацией и осознанием принадлежности к царственному роду. Династия не является этническим или генетическим понятием, кроме, конечно, частных случаев медико-криминалистической экспертизы по установлению конкретных личностей по их останкам. Попытки определять принадлежность к ней степенью биологического родства и национальным происхождением, чем нередко занимаются некоторые любители и профессиональные историки - бессмысленны с точки зрения социально-гуманитарного знания. Династия похожа на эстафетную команду, участники которой, сменяя друг друга, передают бремя власти и бразды правления по определенным сложным правилам. Рождение в царской семье, супружеская верность матери и т.п. являются важнейшими, но не единственными и обязательными условиями. Никакой смены династии Романовых на некую Голштейн-Готторпскую, Гольштейн-Готторпско-Романовскую или иную династию во второй половине XVIII века не было. Даже опосредованная степень родства отдельных правителей (Екатерины I, Ивана VI, Петра III, Екатерины II) с предшественниками не мешала считать их продолжателями рода Михаила Фёдоровича, и только в таком качестве они могли взойти на русский престол. Также не могли помешать занимать трон слухи об «истинных» нецарских родителях (даже будь они верными) тем, кто был уверен в своем происхождении от «царского семени», кто воспринимался таковыми основной массой подданных (Петр I, Павел I).

С позиций религии, царский род наделен особой сакральностью. В любом случае, даже не принимая провиденциалистского подхода, династию следует понимать как идейную конструкцию, каким бы ни было эмоциональное отношение к ней, как бы она ни соотносилась с политическими предпочтениями историка. Династия имеет также правовое обоснование, которое в России окончательно сформировалось в конце XVIII века в форме законодательства об императорском доме. Однако со сменой государственного строя в результате упразднения монархии юридические нормы, относящиеся к императорскому дому, утратили силу и смысл. Случающиеся доныне споры о династических правах и династической принадлежности тех или иных потомков царского рода Романовых, их «правах» на престол или очередности «престолонаследия» в настоящее время не имеют никакого реального содержания и являются, разве что, игрой личных амбиций в генеалогические казусы. Если и можно продлить историю династии Романовых после отречения от престола, то лишь до мученической гибели бывшего императора Николая II и его семьи в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, или, в крайнем случае, до смерти 13 октября 1928 года последней царствовавшей особы - вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги императора Александра III и матери Николая II.

История династии - далеко не рядовая фамильная хроника и даже не просто семейная сага. Загадочным совпадениям можно не придавать мистического значения, но пройти мимо них трудно. Михаил Фёдорович получил известие об избрании на царство в Ипатьевском монастыре, а расстрел Николая Александровича произошел в Ипатьевском доме. Начало династии и её крах приходятся на март месяц с разницей в несколько дней. 14 (24) марта 1613 года еще совсем неопытный подросток Михаил Романов бесстрашно дал согласие принять царский титул, а 2-3 (15-16 марта) 1917 года казалось бы, умудренные и взрослые мужчины, которых с детства готовили к высшим должностям в государстве, сняли с себя ответственность за судьбу страны, подписав смертный приговор себе и своим близким. Одинаковы имена первого из призванных на царство Романовых, который принял этот вызов, и последнего, который от него, не долго думая, отрекся.

Список царей и императоров из Династии Романовых и их царствующих супруг (морганатические браки не учитываются), а также фактических правителей страны из числа членов этой семьи, не занимавших формально трона, приводится ниже. Спорность некоторых датировок и разночтения имен опускаются, при необходимости речь об этом идет в статьях, посвященных конкретно указанным лицам.

1. Михаил Фёдорович (1596-1645), царь в 1613-1645 годах. Супруги-царицы: Мария Владимировна, урожд. Долгорукова (ум. 1625) в 1624-1625 годах, Евдокия Лукьяновна, урожд. Стрешнева (1608-1645) в 1626-1645 годах.

2. Филарет (1554 или 1555 - 1633, в миру Фёдор Никитич Романов), патриарх и «великий государь», отец и соправитель царя Михаила Фёдоровича в 1619-1633 годах. Супруга (с 1585 года до пострижения в 1601 году) и мать царя - Ксения Ивановна (в монашестве - инокиня Марфа), урожд. Шестова (1560-1631).

3. Алексей Михайлович (1629-1676), царь в 1645-1676 годах. Супруги-царицы: Мария Ильинична, урожд. Милославская (1624-1669) в 1648-1669 годах, Наталья Кирилловна, урожд. Нарышкина (1651-1694) в 1671-1676 годах.

4. Фёдор Алексеевич (1661-1682), царь в 1676-1682 годах. Супруги-царицы: Агафья Семёновна, урожд. Грушецкая (1663-1681) в 1680-1681 годах, Марфа Матвеевна, урожд. Апраксина (1664-1715) в 1682 году.

5. Софья Алексеевна (1657-1704), царевна, правительница-регент при малолетних братьях Иване и Петре Алексеевичах в 1682-1689 годах.

6. Иван V Алексеевич (1666-1696), царь в 1682-1696 годах. Супруга-царица: Прасковья Фёдоровна, урожд. Грушецкая (1664-1723) в 1684-1696 годах.

7. Петр I Алексеевич (1672-1725), царь с 1682 года, император с 1721 года. Супруги: царица Евдокия Фёдоровна (в монашестве - инокиня Елена), урожд. Лопухина (1669-1731) в 1689-1698 годах (до пострижения в монастырь), императрица Екатерина Алексеевна, урожд. Марта Скавронская (1684-1727) в 1712-1725 годах.

8. Екатерина I Алексеевна , урожд. Марта Скавронская (1684-1727), вдова Петра I Алексеевича, императрица в 1725-1727 годах.

9. Петр II Алексеевич (1715-1730), внук Петра I Алексеевича, сын царевича Алексея Петровича (1690-1718), император в 1727-1730 годах.

10. Анна Ивановна (1684-1727), дочь Ивана V Алексеевича, императрица в 1730-1740 годах. Супруг: Фридрих-Вильгельм, герцог Курляндский (1692-1711) в 1710-1711 годах.

12. Иван VI Антонович (1740-1764), правнук Ивана V Алексеевича, император в 1740-1741 годах.

13. Анна Леопольдовна (1718-1746), внучка Ивана V Алексеевича и правительница-регент при малолетнем сыне - императоре Иване VI Антоновича в 1740-1741 годах. Супруг: Антон-Ульрих Брауншвейг-Беверн-Люнебургский (1714-1776) в 1739-1746 годах.

14. Елизавета Петровна (1709-1761), дочь Петра I Алексеевича, императрица в 1741-1761 годах.

15. Пётр III Фёдорович (1728-1762), до перехода в православие - Карл-Петер-Ульрих, внук Петра I Алексеевича, сын Карла Фридриха, герцога Гольштейн-Готторпского (1700-1739), император в 1761-1762 годах. Супруга: императрица Екатерина Алексеевна, урожд. София-Фредерика-Августа Анхальт-Цербст-Дорнбургская (1729-1796) в 1745-1762 годах.

16. Екатерина II Алексеевна (1729-1796), урожд. София-Фредерика-Августа Анхальт-Цербст-Дорнбургская, императрица в 1762-1796 годах. Супруг: император Пётр III Фёдорович (1728-1762) в 1745-1762 годах.

17. Павел I Петрович (1754-1801), сын императора Петра III Фёдоровича и императрицы Екатерины II Алексеевны, император в 1796-1801 годах. Супруги: цесаревна Наталья Алексеевна (1755-1776), урожд. Августа-Вильгельмина Гессен-Дармштадская в 1773-1776 годах; императрица Мария Фёдоровна (1759-1828), урожд. София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская в 1776-1801 годах.

18. Александр I Павлович (1777-1825), император в 1801-1825 годах. Супруга: императрица Елизавета Алексеевна, урожд. Луиза-Мария-Августа Баден-Дурлахская (1779-1826) в 1793-1825 годах.

19. Николай I Павлович (1796-1855), император в 1825-1855 годах. Супруга: императрица Александра Фёдоровна, урожд. Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина Прусская (1798-1860) в 1817-1855 годах.

20. Александр II Николаевич (1818-1881), император в 1855-1881 годах. Супруга: императрица Мария Александровна, урожд. Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария Гессен-Дармштадтская (1824-1880) в 1841-1880 годах.

21. Александр III Александрович (1845-1894), император в 1881-1894 годах. Супруга: императрица Мария Фёдоровна, урожд. Мария-София-Фредерика-Дагмара Датская (1847-1928) в 1866-1894 годах.

22. Николай II Александрович (1868-1918), император в 1894-1917 годах. Супруга: императрица Александра Фёдоровна, урожд. Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса Гессен-Дармштадтская (1872-1918) в 1894-1918 годах.

Все цари, происходившие из рода Романовых, а также император Петр II погребены в Архангельском соборе Московского Кремля. Все императоры этой династии, начиная с Петра I, были похоронены в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Исключением является упомянутый Петр II, а также под вопросом остается место захоронения Николая II. На основании заключения правительственной комиссии, останки последнего царя из династии Романовых и его семьи были обнаружены под Екатеринбургом и были перезахоронены в 1998 году в Екатерининском приделе Петропавловского собора в Петропавловской крепости. Православная церковь ставит эти выводы под сомнение, полагая, что все останки казненных членов императорской семьи были полностью уничтожены в урочище Ганина яма в окрестностях Екатеринбурга. Отпевание перезахороненных в Екатерининском приделе было совершено по церковному чину, предусмотренному для усопших, чьи имена остались неизвестными.

Род принадлежит к числу древних семей московского боярства. Первый известный нам по летописям предок этой фамилии – Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семёна Ивановича Гордого.

Семён Гордый был старшим сыном и наследником и продолжал политику своего отца. В то время Московское княжество значительно укрепилось, и Москва стала претендовать на лидерство среди других земель Северо-Восточной Руси. Московские князья не только установили хорошие отношения с Золотой Ордой, но также стали играть более важную роль в общерусских делах. Среди русских князей Семён почитался старшим, и немногие из них осмеливались перечить ему. Его характер ярко проявился и в семейной жизни. После смерти первой жены, дочери Великого Литовского князя Гедимина, Семён женился вторично.

Его избранницей стала смоленская княжна Евпраксия, но уже через год после свадьбы московский князь по каким-то причинам отослал её обратно к отцу, князю Фёдору Святославичу. Затем Семён решился на третий брак, на этот раз обратившись к давним соперникам Москвы – тверским князьям. В 1347 году в Тверь отправилось посольство – сватать княжну Марию, дочь тверского князя Александра Михайловича.

В своё время Александр Михайлович трагически погиб в Орде, пав жертвой интриг Ивана Калиты, отца Семёна. И вот теперь дети непримиримых врагов соединялись узами брака. Посольство в Тверь возглавляли двое московских бояр – Андрей Кобыла и Алексей Босоволков. Так впервые на исторической арене появился предок царя Михаила Романова.

Посольство добилось успеха. Но неожиданно вмешался митрополит Феогност, отказавшийся благословить этот брак. Более того, он приказал закрыть московские церкви, чтобы не допустить венчания. Такая позиция была, видимо, вызвана предыдущим разводом Семёна. Но князь отправил щедрые дары константинопольскому патриарху, которому подчинялся московский митрополит, и получил разрешение на брак. В 1353 году Семён Гордый скончался от чумы, свирепствовавшей на Руси. Об Андрее Кобыле больше ничего не известно, но его потомки продолжали служить московским князьям.

Как сообщают родословцы, потомство Андрея Кобылы было обширным. Он оставил пять сыновей, которые стали родоначальниками многих известных дворянских родов. Сыновей звали: Семён Жеребец (не в честь ли Семёна Гордого получил он своё имя?), Александр Ёлка, Василий Ивантей (или Вантей), Гаврила Гавша (Гавша – то же, что и Гавриил, только в уменьшительной форме; такие окончания имён на «-ша» были распространены на Новгородской земле) и Фёдор Кошка. Кроме того, у Андрея был младший брат Фёдор Шевляга, от которого произошли дворянские фамилии Мотовиловых, Трусовых, Воробьиных и Грабежевых. Прозвища Кобыла, Жеребец и Шевляга («кляча») по смыслу близки друг другу, что неудивительно, поскольку у нескольких дворянских родов известна подобная традиция – представители одной семьи могли носить прозвания как бы одного семантического круга. Однако каково же было происхождение самих братьев Андрея и Фёдора Ивановичей?

Родословные XVI – начала XVII века ничего не сообщают об этом. Но уже в первой половине XVII века, когда укрепились на русском престоле, появилась и легенда об их предках. Многие дворянские роды возводили себя к выходцам из других стран и земель. Это стало своего рода традицией древнего русского дворянства, которое, таким образом, чуть ли не поголовно имело «иностранное» происхождение. Причём наибольшей популярностью пользовались два «направления», откуда якобы происходили «выезды» дворянских родоначальников: или «из Немец», или «из Орды». Под «немцами» подразумевались не только жители Германии, но и вообще все европейцы. Поэтому в легендах о «выездах» основателей родов можно встретить следующие уточнения: «Из Немец, из Прус» или «Из Немец, из Свейской (т. е. Шведской) земли».

Все эти легенды были похожи друг на друга. Обычно некий «муж честен» со странным, непривычным для русского слуха именем приезжал, часто с дружиной, к кому-либо из Великих князей на службу. Здесь он принимал крещение, и его потомки оказывались в составе русской элиты. Затем от их прозвищ возникали дворянские фамилии, а поскольку многие роды возводили себя к одному предку, то вполне объяснимо, что появлялись различные варианты одних и тех же легенд. Причины создания этих рассказов вполне понятны. Придумывая себе иноземных предков, русские аристократы «оправдывали» тем самым руководящее положение в обществе.

Они удревняли свои роды, конструировали высокое происхождение, ведь многие родоначальники считались потомками иностранных князей и правителей, подчёркивая тем самым свою исключительность. Конечно, это не значит, что абсолютно все легенды были вымышленными, вероятно, наиболее древние из них могли иметь под собой реальные основания (так, предок Пушкиных – Радша, судя по окончанию имени, имевший отношение к Новгороду и живший в XII веке, по мнению некоторых исследователей, действительно мог иметь иностранное происхождение). Но выделить эти исторические факты за напластованиями домыслов и догадок довольно не просто. Да и к тому же однозначно подтвердить или опровергнуть такой рассказ бывает сложно из-за отсутствия источников. К концу XVII века, а в особенности в XVIII веке, такие предания приобретали всё более баснословный характер, превратившись в чистые фантазии слабо знакомых с историей авторов. Не избежали этого и Романовы.

Создание родовой легенды «взяли на себя» представители тех семей, которые имели единых с Романовыми предков: Шереметевы, уже упоминавшиеся Трусовы, Колычёвы. Когда в 1680-х годах создавалась официальная родословная книга Московского царства, которая потом получила название «Бархатной» из-за своего переплёта, дворянские семьи подавали в ведавший этим делом Разрядный приказ свои родословные. Представили роспись своих предков и Шереметевы, и оказалось, что, по их сведениям, русский боярин Андрей Иванович Кобыла на самом деле был князем, происходившим из Пруссии.

«Прусское» происхождение родоначальника было очень распространено в то время у древних родов. Высказывалось предположение, что это произошло из-за «Прусской улицы» в одном из концов древнего Новгорода. По этой улице шла дорога на Псков, т. н. «Прусский путь». После присоединения Новгорода к Московскому государству многие знатные семьи этого города были переселены в Московские волости, и наоборот. Так, благодаря неверно понятому названию, в московское дворянство и влились «прусские» выходцы. Но в случае с Андреем Кобылой можно увидеть скорее влияние другой, очень известной в то время, легенды.

На рубеже XV–XVI веков, когда сформировалось единое Московское государство и московские князья начали претендовать на царский (цесарский, т. е. императорский) титул, появилась известная идея «Москва – Третий Рим». Москва становилась наследницей великой православной традиции Второго Рима – Константинополя, а через него и имперской власти Первого Рима – Рима императоров Августа и Константина Великого. Преемственность власти обеспечивалась и браком Ивана III с Софьей Палеолог, и легендой «о дарах Мономаха» – византийского императора, передавшего на Русь своему внуку Владимиру Мономаху царский венец и другие регалии царской власти, и принятием в качестве государственного символа имперского двуглавого орла. Зримым доказательством величия нового царства стал построенный при Иване III и Василии III великолепный ансамбль Московского Кремля. Поддержание этой идеи было обеспечено и на генеалогическом уровне. Именно в это время возникла легенда о происхождении правившей тогда династии Рюриковичей. Иноземное, варяжское происхождение Рюрика не могло вписаться в новую идеологию, и основатель княжеской династии стал потомком в 14-м поколении некоего Пруса, родственника самого императора Августа. Прус якобы был правителем древней Пруссии, населенной когда-то славянами, а его потомки стали правителями Руси. И подобно тому, как Рюриковичи оказались преемниками прусских королей, а через них римских императоров, так и потомки Андрея Кобылы создали себе «прусскую» легенду.
В дальнейшем легенда обросла новыми подробностями. В более полном виде она была оформлена стольником Степаном Андреевичем Колычёвым, который при Петре I стал первым русским герольдмейстером. В 1722 году он возглавил Герольдмейстерскую контору при Сенате, особое учреждение, занимавшееся государственной геральдикой и ведавшее учетом и сословными делами дворянства. Теперь происхождение Андрея Кобылы «обрело» новые черты.

В 373 (или даже в 305-м) году от Рождества Христова (в то время ещё существовала Римская империя) прусский король Прутено отдал королевство брату Вейдевуту, а сам стал верховным жрецом своего языческого племени в городе Романове. Город этот вроде бы находился на берегах рек Дубиссы и Невяжи, при слиянии которых рос священный, вечнозелёный дуб необыкновенной высоты и толщины. Перед смертью Вейдевут разделил своё королевство между двенадцатью сыновьями. Четвёртым сыном был Недрон, потомки которого владели самогитскими землями (часть Литвы). В девятом поколении потомком Недрона был Дивон. Он жил уже в XIII веке и постоянно оборонял свои земли от рыцарей-меченосцев. Наконец, в 1280 году его сыновья – Руссинген и Гланда Камбила приняли крещение, а в 1283 году Гланда (Гландал или Гландус) Камбила приехал на Русь служить московскому князю Даниилу Александровичу. Здесь он принял крещение и стал называться Кобылой. По другим вариантам, Гланда принял крещение с именем Иван в 1287 году, а Андрей Кобыла был его сыном.

Искусственность этого рассказа очевидна. В нём всё фантастично, и как ни пытались некоторые историки проверить его подлинность, их попытки не увенчались успехом. Бросаются в глаза два характерных мотива. Во-первых, 12 сыновей Вейдевута очень напоминают 12 сыновей князя Владимира, крестителя Руси, а четвёртый сын Недрон – четвёртого сына Владимира, Ярослава Мудрого. Во-вторых, очевидно желание автора связать начало рода Романовых на Руси с первыми московскими князьями. Ведь Даниил Александрович был не только основателем Московского княжества, но и родоначальником московской династии, преемниками которой являлись Романовы.
Тем не менее «прусская» легенда стала очень популярной и официально была зафиксирована в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи», созданном по инициативе Павла I, решившего упорядочить всю русскую дворянскую геральдику. В гербовник вносились дворянские родовые гербы, которые утверждались императором, причём вместе с изображением и описанием герба давалась и справка о происхождении рода. Потомки Кобылы – Шереметевы, Коновницыны, Неплюевы, Яковлевы и другие, отмечая своё «прусское» происхождение, ввели в качестве одной из фигур в свои родовые гербы изображение «священного» дуба, а само центральное изображение (два креста, над которыми помещена корона) заимствовали из геральдики города Данцига (Гданьска).

Конечно, по мере развития исторической науки исследователи не только критически относились к легенде о происхождении Кобылы, но и пытались обнаружить в ней какие-либо реально-исторические основания. Наиболее масштабное исследование «прусских» корней Романовых предпринял выдающийся дореволюционный историк В.К. Трутовский, который усматривал некоторые соответствия сведений легенды о Гланде Камбиле реальной ситуации в Прусских землях XIII в. Не оставляли таких попыток историки и в дальнейшем. Но если легенда о Гланде Камбиле и могла донести до нас какие-то крупицы исторических данных, то её «внешнее» оформление практически сводит это значение на нет. Она может представлять интерес с точки зрения общественного сознания русского дворянства XVII–XVIII вв., но никак не в вопросе выяснения истинного происхождения царствовавшего рода. Такой блестящий знаток русской генеалогии, как А.А. Зимин, писал, что Андрей Кобыла «происходил, вероятно, из коренных московских (и переславских) землевладельцев». Во всяком случае, как бы то ни было, именно Андрей Иванович остаётся первым достоверным предком династии Романовых.
Вернёмся к реальной родословной его потомков. Старший сын Кобылы, Семён Жеребец, стал родоначальником дворян Лодыгиных, Коновницыных, Кокоревых, Образцовых, Горбуновых. Из них наибольший след в русской истории оставили Лодыгины и Коновницыны. Лодыгины происходят от сына Семёна Жеребца – Григория Лодыги («лодыга» – древнерусское слово, означавшее подножие, подставку, щиколотку). К этому роду принадлежал знаменитый инженер Александр Николаевич Лодыгин (1847–1923), который в 1872 году изобрёл в России электрическую лампу накаливания.

Коновницыны происходят от внука Григория Лодыги – Ивана Семёновича Коновницы. Среди них прославился генерал Пётр Петрович Коновницын (1764–1822), герой многих войн, которые вела Россия в конце XVIII – начале XIX века, в том числе Отечественной войны 1812 года. Он отличился в сражениях за Смоленск, Малоярославец, в «Битве народов» под Лейпцигом, а в Бородинском сражении командовал Второй армией после ранения князя П.И. Багратиона. В 1815–1819 годах Коновницын был военным министром, а в 1819 году возведён вместе с потомством в графское достоинство Российской империи.
От второго сына Андрея Кобылы – Александра Ёлки пошли роды Колычёвых, Сухово-Кобылиных, Стербеевых, Хлуденевых, Неплюевых. Старший сын Александра Фёдор Колыч (от слова «колча», т. е. хромой) стал родоначальником Колычёвых. Из представителей этого рода наиболее известен св. Филипп (в миру Фёдор Степанович Колычёв, 1507–1569). В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея Руси. Гневно обличавший зверства царя Ивана Грозного, Филипп в 1568 году был низложен, а затем задушен одним из главарей опричников Малютой Скуратовым.

Сухово-Кобылины происходят от другого сына Александра Ёлки – Ивана Сухого (т. е. «худощавого»). Наиболее ярким представителем этого рода был драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817–1903), автор трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». В 1902 году он был избран почётным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Его сестра, Софья Васильевна (1825–1867), художница, получившая в 1854 году за пейзаж с натуры большую золотую медаль Императорской Академии художеств (что изобразила на одноимённой картине из собрания Третьяковской галереи), писала также портреты и жанровые композиции. Другая сестра – Елизавета Васильевна (1815–1892), в замужестве графиня Салиас де Турнемир, получила известность как писательница под псевдонимом Евгения Тур. Её сын – граф Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир (1840–1908) – также был знаменитым в своё время писателем, историческим романистом (его называли русским Александром Дюма). Его сестра, Мария Андреевна (1841–1906), была женой генерала-фельдмаршала Иосифа Владимировича Гурко (1828–1901), а внучка – княжна Евдокия (Эда) Юрьевна Урусова (1908–1996), – выдающейся театральной и киноактрисой советского времени.

Младший сын Александра Ёлки – Фёдор Дютка (Дюдка, Дудка или даже Детко) стал основателем рода Неплюевых. Среди Неплюевых выделяется Иван Иванович Неплюев (1693–1773), дипломат, бывший русским резидентом в Турции (1721–1734), а затем наместником Оренбургского края, с 1760 года сенатором и конференц-министром.
Потомство Василия Ивантея пресеклось на его сыне Григории, умершем бездетным.

От четвертого сына Кобылы, Гаврилы Гавши, пошли Боборыкины. Этот род дал талантливого писателя Петра Дмитриевича Боборыкина (1836–1921), автора романов «Дельцы», «Китай-город» и среди прочих, кстати говоря, «Василий Тёркин» (кроме имени этот литературный персонаж не имеет ничего общего с героем А.Т. Твардовского).
Наконец, пятый сын Андрея Кобылы, Фёдор Кошка, был непосредственным предком Романовых. Он служил Дмитрию Донскому и неоднократно упоминается в летописях среди его приближённых. Возможно, именно ему князь поручил защищать Москву во время знаменитой войны с Мамаем, закончившейся победой русских на Куликовом поле. Перед смертью Кошка принял постриг и был наречён Феодоритом. Его семейство породнилось с московской и тверской княжескими династиями – ветвями рода Рюриковичей. Так, дочь Фёдора – Анна в 1391 году была выдана замуж за микулинского князя Фёдора Михайловича. Микулинский удел был частью Тверской земли, а сам Фёдор Михайлович – младшим сыном тверского князя Михаила Александровича. Михаил Александрович долгое время враждовал с Дмитрием Донским. Три раза он получал в Орде ярлык на Владимирское великое княжение, но каждый раз из-за противодействия Дмитрия не мог стать главным русским князем. Однако постепенно усобица между московским и тверским князьями сошла на нет. Ещё в 1375 году во главе целой коалиции князей Дмитрий совершил успешный поход на Тверь, и с тех пор Михаил Александрович оставил попытки перехватить лидерство у московского князя, хотя отношения между ними остались напряжёнными. Брак с Кошкиными, вероятно, должен был способствовать установлению дружественных отношений между извечными врагами.

Но не только Тверь охватили своей матримониальной политикой потомки Фёдора Кошки. Вскоре в их орбиту попали и сами московские князья. Среди сыновей Кошки был Фёдор Голтяй, на дочери которого, Марии, зимой 1407 года женился один из сыновей серпуховского и боровского князя Владимира Андреевича – Ярослав.
Владимир Андреевич, основатель Серпухова, доводился Дмитрию Донскому двоюродным братом. Между ними всегда были самые добрые дружеские отношения. Многие важные шаги в жизни Московского государства братья сделали вместе. Так, вдвоём они руководили строительством белокаменного Московского Кремля, вдвоём сражались на Куликовом поле. Причём именно Владимир Андреевич с воеводой Д.М. Боброком-Волынским командовал засадным полком, в критическую минуту решившим исход всего сражения. Поэтому в он вошёл с прозвищем не только Храбрый, но и Донской.

Ярослав Владимирович, а в его честь был основан город Малоярославец, где он и княжил, носил в крещении также имя Афанасий. Это был один из последних случаев, когда, согласно давней традиции, Рюриковичи давали своим детям двойные имена: мирское и крестильное. Скончался князь от морового поветрия в 1426 году и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля, где его могила существует и по сей день. От брака с внучкой Фёдора Кошки Ярослав имел сына Василия, который унаследовал весь боровско-серпуховской удел, и двух дочерей – Марию и Елену. В 1433 году Мария была выдана замуж за юного московского князя Василия II Васильевича, внука Дмитрия Донского.
В это время на Московской земле начиналась жестокая усобица между Василием и его матерью Софьей Витовтовной, с одной стороны, и семьёй его дяди Юрия Дмитриевича, князя Звенигородского – с другой. Юрий и его сыновья – Василий (в будущем ослеплённый на один глаз и ставший Косым) и Дмитрий Шемяка (прозвище происходит от татарского «чимэк» – «наряд») – претендовали на Московское княжение. Оба Юрьевича присутствовали на свадьбе Василия в Москве. И именно здесь произошёл знаменитый исторический эпизод, подогревший эту непримиримую борьбу. Увидев на Василии Юрьевиче золотой пояс, когда-то принадлежавший Дмитрию Донскому, великая княгиня Софья Витовтовна сорвала его, решив, что он принадлежит звенигородскому княжичу не по праву. Одним из инициаторов этого скандала был внук Фёдора Кошки Захарий Иванович. Оскорблённые Юрьевичи покинули свадебный пир, и уже скоро разгорелась война. Во время неё Василий II был ослеплён Шемякой и стал Тёмным, но в конечном счёте победа осталась на его стороне. Со смертью Шемяки, отравленного в Новгороде, Василий мог больше не беспокоиться за будущее своего правления. Во время войны Василий Ярославич, ставший шурином московского князя, во всём поддерживал его. Но в 1456 году Василий II приказал арестовать родственника и отправить его в тюрьму в город Углич. Там несчастный сын Марии Голтяевой и просидел 27 лет, пока не умер в 1483 году. Его могилу можно видеть у левой части иконостаса Московского Архангельского собора. Там же и портретное изображение этого князя. Дети Василия Ярославича погибли в заточении, а вторая жена с сыном от первого брака Иваном успела бежать в Литву. Там ещё недолго продолжался род боровских князей.

От Марии Ярославны Василий II имел нескольких сыновей, в том числе Ивана III. Таким образом, все представители московской княжеской династии, начиная с Василия II и вплоть до сыновей и внучки Ивана Грозного, были потомками Кошкиных по женской линии.
Великая княгиня Софья Витовтовна, срывающая пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Тёмного. С картины П.П. Чистякова. 1861 г.
Потомки Фёдора Кошки последовательно носили в качестве родовых фамилии Кошкиных, Захарьиных, Юрьевых и, наконец, Романовых. Помимо дочери Анны и сына Фёдора Голтяя, о которых говорилось выше, Фёдор Кошка имел сыновей Ивана, Александра Беззубца, Никифора и Михаила Дурного. Потомки Александра прозывались Беззубцевыми, а потом Шереметевыми и Епанчиными. Шереметевы происходят от внука Александра – Андрея Константиновича Шеремета, а Епанчины от другого внука – Семёна Константиновича Епанчи (епанчой называлась старинная одежда в виде плаща).

Шереметевы – один из самых знаменитых русских дворянских родов. Наверное, наиболее известным из Шереметевых является Борис Петрович (1652–1719). Сподвижник Петра Великого, один из первых русских генерал-фельдмаршалов (первый русский по происхождению), он участвовал в Крымских и Азовских походах, прославился победами в Северной войне, командовал русской армией в Полтавской битве. Одним из первых он был возведён Петром в графское Российской империи достоинство (очевидно, это произошло в 1710 году). Среди потомков Бориса Петровича Шереметева русские историки особо почитают графа Сергея Дмитриевича (1844–1918), видного исследователя русской старины, председателя Археографической комиссии при Министерстве народного просвещения, много сделавшего для издания и изучения документов русского Средневековья. Его женой была внучка князя Петра Андреевича Вяземского, а сын Павел Сергеевич (1871–1943) тоже стал известным историком и генеалогом. Этой ветви рода принадлежало знаменитое Остафьево под Москвой (унаследованное от Вяземских), сохранённое стараниями Павла Сергеевича после революционных событий 1917 года. Потомки Сергея Дмитриевича, оказавшиеся в эмиграции, породнились там с Романовыми. Род этот существует и сейчас, в частности потомок Сергея Дмитриевича граф Пётр Петрович, живущий ныне в Париже, возглавляет там Русскую консерваторию имени С.В. Рахманинова. Владели Шереметевы двумя подмосковными архитектурными жемчужинами: Останкином и Кусковом. Как не вспомнить тут крепостную актрису Прасковью Ковалеву-Жемчугову, ставшую графиней Шереметевой, и её супруга графа Николая Петровича (1751–1809), основателя знаменитого московского Странноприимного дома (ныне в его здании располагается Институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского). Сергей Дмитриевич был внуком Н.П. Шереметева и крепостной актрисы.

Епанчины менее заметны в русской истории, но и они оставили в ней свой след. В XIX веке представители этого рода служили на флоте, и двое из них, Николай и Иван Петровичи, герои Наваринской битвы 1827 года, стали российскими адмиралами. Их внучатый племянник генерал Николай Алексеевич Епанчин (1857–1941), известный военный историк, в 1900–1907 годах занимал должность директора Пажеского корпуса. Уже в эмиграции он написал интересные воспоминания «На службе трёх императоров», изданные в России в 1996 году.

Собственно, род Романовых происходит от старшего сына Фёдора Кошки – Ивана, который был боярином Василия I. Именно сын Ивана Кошки Захарий Иванович опознал пресловутый пояс в 1433 году на свадьбе Василия Тёмного. У Захария было три сына, таким образом, Кошкины разделились ещё на три ветви. Младшие – Ляцкие (Лятские) – уехали служить в Литву, и следы их там затерялись. Старший сын Захария – Яков Захарьевич (умер в 1510 году), боярин и воевода при Иване III и Василии III, некоторое время наместничал в Новгороде и Коломне, принимал участие в войне с Литвой и, в частности, взял города Брянск и Путивль, отошедшие затем к Русскому государству. Потомки Якова образовали дворянский род Яковлевых. Известен он двумя своими «незаконными» представителями: в 1812 году у богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767–1846) и дочери немецкого чиновника Луизы Ивановны Гааг (1795–1851), не состоявших в законном браке, родился сын – Александр Иванович Герцен (ум. в 1870) (внук А.И. Герцена – Пётр Александрович Герцен (1871–1947) – один из крупнейших отечественных хирургов, специалист в области клинической онкологии). А в 1819 году у его брата Льва Алексеевича Яковлева родился внебрачный сын Сергей Львович Левицкий (ум. в 1898 г.) – один из известнейших русских фотографов (приходившийся А.И. Герцену таким образом двоюродным братом).

Средний сын Захария – Юрий Захарьевич (умер в 1505 году [?]), боярин и воевода при Иване III, как и старший брат, сражался с литовцами в знаменитой битве у реки Ведроши в 1500 году. Его женой была Ирина Ивановна Тучкова, представительница известного дворянского рода. Фамилия Романовых произошла от одного из сыновей Юрия и Ирины окольничего Романа Юрьевича (умер в 1543 году). Именно его семья породнилась с царской династией.

3 февраля 1547 года шестнадцатилетний царь , за полмесяца до того венчавшийся на царство в Успенском соборе Московского Кремля, женился на дочери Романа Юрьевича Захарьина – Анастасии. Семейная жизнь Ивана с Анастасией была счастливой. Молодая жена подарила супругу трёх сыновей и трёх дочерей. К сожалению, дочери умерли в детском возрасте. Судьба сыновей была различной. Старший сын Дмитрий погиб в девятимесячном возрасте. Когда царская семья совершала паломничество в Кириллов монастырь на Белоозере, взяли с собой и маленького царевича.

При дворе существовал строгий церемониал: младенца несла на руках нянька, а её под руки поддерживали два боярина, родственники царицы Анастасии. Путешествие проходило по рекам, на стругах. Однажды нянька с царевичем и боярами ступила на шаткие сходни струга, и, не удержавшись, все упали в воду. Дмитрий захлебнулся. Потом Иван назвал этим именем своего младшего сына от последнего брака с Марией Нагой. Впрочем, судьба и этого мальчика оказалась трагичной: в девятилетнем возрасте он . Имя Дмитрий для семьи Грозного оказалось несчастливым.

Непростым характером обладал второй сын царя – Иван Иванович. Жестокий и властный, он мог стать полным подобием отца. Но в 1581 году 27-летний царевич был смертельно ранен Грозным во время ссоры. Причиной необузданной вспышки гнева послужила якобы третья жена царевича Ивана (двух первых он отправил в монастырь) – Елена Ивановна Шереметева, дальняя родственница Романовых. Будучи беременной, она показалась на глаза свёкру в лёгкой рубашке, «в непотребном виде». Царь избил невестку, у которой потом случился выкидыш. Иван вступился за жену и тут же получил удар железным посохом в висок. Через несколько дней он умер, а Елена была пострижена с именем Леонида в один из монастырей.

После смерти наследника преемником Грозного стал его третий сын от Анастасии, Фёдор. В 1584 году он стал Московским царём. Фёдор Иванович отличался тихим и кротким нравом. Ему претила жестокая тирания отца, и значительную часть своего царствования он провёл в молитвах и постах, замаливая грехи предков. Столь высокий духовный настрой царя казался странным его подданным, из-за чего и появилась популярная легенда о слабоумии Фёдора. В 1598 году он безмятежно заснул навеки, и престолом завладел его шурин Борис Годунов. Единственная дочь Фёдора Феодосия умерла, немного не дожив до двухлетнего возраста. Так закончилось потомство Анастасии Романовны.
Своим добрым, мягким характером Анастасия сдерживала жестокий нрав царя. Но в августе 1560 года царица умерла. Уже проведённый в наше время анализ её останков, ныне находящихся в подвальной палате Архангельского собора, показал высокую вероятность того, что Анастасия была отравлена. После её смерти начался новый этап в жизни Ивана Грозного: эпоха Опричнины и беззаконий.

Женитьба Ивана на Анастасии выдвинула её родственников на авансцену московской политики. Особенной популярностью пользовался брат царицы – Никита Романович (умер в 1586 году). Он прославился как талантливый полководец и храбрый воин во время Ливонской войны, дослужился до боярского чина и был одним из близких соратников Ивана Грозного. Входил он в ближайшее окружение и царя Фёдора. Незадолго до смерти Никита принял постриг с именем Нифонта. Женат был дважды. Первая его супруга – Варвара Ивановна Ховрина – происходила из рода Ховриных-Головиных, давшего впоследствии нескольких известных деятелей русской истории, в том числе сподвижника Петра I адмирала Фёдора Алексеевича Головина. Вторая жена Никиты Романовича – княжна Евдокия Александровна Горбатая-Шуйская – принадлежала к потомкам суздальско-нижегородских Рюриковичей. Жил Никита Романович в своих палатах на улице Варварке в Москве, где в середине XIX в. был открыт музей.

Семь сыновей и пять дочерей Никиты Романовича продолжили этой боярской семьи. Долгое время исследователи сомневались, от какого брака Никиты Романовича родился его старший сын Фёдор Никитич, будущий патриарх Филарет, отец первого царя из династии Романовых. Ведь если его матерью была княжна Горбатая-Шуйская, то Романовы таким образом по женской линии являются потомками Рюриковичей. На рубеже XIX–XX веков историки предполагали, что Фёдор Никитич всё-таки скорее всего родился от первого брака своего отца. И только в последние годы этот вопрос, по-видимому, разрешился окончательно. Во время исследования некрополя Романовых в московском Новоспасском монастыре была обнаружена надгробная плита Варвары Ивановны Ховриной. В надгробной эпитафии год её смерти, возможно, следует читать как 7063, т. е. 1555 год (скончалась она 29 июня), а не 7060 (1552) год, как полагали ранее. Такая датировка снимает вопрос о происхождении Фёдора Никитича, который умер в 1633 г., имея от роду «с лишком 80 лет». Предки Варвары Ивановны и, следовательно, предки всего царского Дома Романовых, Ховрины, происходили из торговых людей крымского Судака и имели греческие корни.

Фёдор Никитич Романов служил полковым воеводой, участвовал в походах на города Копорье, Ям и Ивангород во время удачной русско-шведской войны 1590–1595 годов, защищал южные рубежи России от крымских набегов. Заметное положение при дворе дало возможность Романовым породниться с другими известными тогда родами: князьями Сицкими, Черкасскими, а также с Годуновыми (племянник Бориса Фёдоровича женился на дочери Никиты Романовича – Ирине). Но эти родственные связи не спасли Романовых после смерти их благодетеля царя Фёдора от опалы.

С восшествием на престол всё переменилось. Ненавидевший всю романовскую семью, боявшийся их как потенциальных соперников в борьбе за власть, новый царь одного за другим начал устранять своих противников. В 1600–1601 годах на Романовых обрушились репрессии. Фёдор Никитич был насильно пострижен в монахи (под именем Филарет) и отправлен в далёкий Антониев Сийский монастырь в Архангельском уезде. Такая же участь постигла его жену Ксению Ивановну Шестову. Постриженная под именем Марфы, она была сослана в Толвуйский погост в Заонежье, а потом с детьми жила в селе Клин Юрьевского уезда. Её малолетние дочь Татьяна и сын Михаил (будущий царь) были увезены в тюрьму на Белоозере вместе с тёткой Анастасией Никитичной, ставшей впоследствии женой видного деятеля Смуты князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского. Брат Фёдора Никитича боярин Александр сослан по ложному доносу в одну из деревень Кирилло-Белозерского монастыря, где был убит. В опале погиб и другой брат, окольничий Михаил, перевезённый из Москвы в глухое пермское село Ныроб. Там он умер в темнице и в оковах от голода. Ещё один сын Никиты, стольник Василий, умер в городе Пелыме, где его с братом Иваном держали прикованными к стене цепями. А их сёстры Ефимия (в иночестве Евдокия) и Марфа отправились в ссылку вместе с мужьями – князьями Сицким и Черкасским. Пережила заточение только Марфа. Таким образом, почти весь род Романовых был разгромлен. Чудом уцелел только Иван Никитич по прозвищу Каша, возвращённый после недолгой ссылки.

Но династии Годуновых не дано было править на Руси. Уже разгорался пожар Великой Смуты, и в этом бурлящем котле Романовы выплыли из небытия. Деятельный и энергичный Фёдор Никитич (Филарет) при первой же возможности вернулся в «большую» политику – Лжедмитрий I сделал своего благодетеля митрополитом Ростовским и Ярославским. Дело в том, что когда-то Григорий Отрепьев был у него слугой. Существует даже версия, что Романовы специально готовили честолюбивого авантюриста к роли «законного» наследника московского престола. Как бы то ни было, Филарет занял видное место в церковной иерархии.

Новый карьерный «скачок» он совершил с помощью другого самозванца – Лжедмитрия II, «Тушинского вора». В 1608 году, при взятии Ростова, тушинцы пленили Филарета и привезли в лагерь самозванца. Лжедмитрий предложил ему стать патриархом, и Филарет согласился. В Тушине вообще образовалась как бы вторая столица: там был свой царь, были свои бояре, свои приказы, а теперь ещё и свой патриарх (в Москве патриарший престол занимал Гермоген). Когда тушинский табор развалился, Филарету удалось вернуться в Москву, где он участвовал в свержении царя Василия Шуйского. В образовавшуюся после этого Семибоярщину входил младший брат «патриарха» Иван Никитич Романов, который получил боярство в день венчания Отрепьева на царство. Как известно, новое правительство решило пригласить на русский престол сына польского короля – Владислава и заключило соответствующий договор с гетманом Станиславом Жолкевским, а для того чтобы уладить все формальности, из Москвы под Смоленск, где находился король, было отправлено «великое посольство» во главе с Филаретом. Однако переговоры с королём Сигизмундом зашли в тупик, послы были арестованы и отправлены в Польшу. Там, в плену, Филарет пробыл до 1619 года и лишь после заключения Деулинского перемирия и окончания многолетней войны вернулся в Москву. Русским царём уже был его сын Михаил.
Филарет стал теперь уже «законным» Московским патриархом и оказывал весьма существенное влияние на политику молодого царя. Проявил он себя очень властным и временами даже жёстким человеком. Его двор был построен по образцу царского, а для управления земельными владениями было образовано несколько специальных, патриарших, приказов. Заботился Филарет и о просвещении, возобновив в Москве после разорения печатание богослужебных книг. Большое внимание он уделял вопросам внешней политики и даже создал один из дипломатических шифров того времени.

Жена Фёдора-Филарета Ксения Ивановна происходила из древнего рода Шестовых. Их предком считался Михаил Прушанин, или, как его ещё называли, Миша, сподвижник Александра Невского. Он же был родоначальником таких известных фамилий, как Морозовы, Салтыковы, Шеины, Тучковы, Чеглоковы, Скрябины. Потомки Миши породнились с Романовыми ещё в XV веке, поскольку матерью Романа Юрьевича Захарьина была одна из Тучковых. К родовым вотчинам Шестовых относилось, кстати, и костромское село Домнино, где некоторое время жили Ксения и её сын Михаил после освобождения Москвы от поляков. Староста этого села Иван Сусанин прославился тем, что ценой жизни спас юного царя от гибели. После восшествия сына на престол «великая старица» Марфа помогала ему в управлении страной, пока не вернулся из плена отец – Филарет.

Ксения-Марфа отличалась добрым характером. Так, помня о живших в монастырях вдовах предыдущих царей – Ивана Грозного, Василия Шуйского, царевича Ивана Ивановича, – она неоднократно посылала им подарки. Часто ездила на богомолье, в вопросах религии была строга, но не чуждалась и радостей жизни: в Вознесенском кремлевском монастыре организовала золотошвейную мастерскую, из которой выходили красивые ткани и одежды для царского двора.
Дядя Михаила Фёдоровича Иван Никитич (умер в 1640 году) тоже занимал видное место при дворе своего племянника. Со смертью его сына боярина и дворецкого Никиты Ивановича в 1654 году все остальные ветви Романовых, кроме царского потомства Михаила Фёдоровича, пресеклись. Родовой усыпальницей Романовых был Московский Новоспасский монастырь, где в последние годы были проведены большие работы по исследованию и реставрации этого древнего некрополя. В результате были идентифицированы многие захоронения предков царской династии, а по некоторым останкам специалисты даже воссоздали портретные изображения, в т. ч. и Романа Юрьевича Захарьина, прадеда царя Михаила.

Родовой герб Романовых восходит к ливонской геральдике и был создан в середине XIX в. выдающимся русским геральдистом бароном Б.В. Кёне на основе эмблематических изображений, находящихся на предметах, которые принадлежали Романовым во второй половине XVI – начале XVII века. Описание герба таково:
«В серебряном поле червлёный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов: четыре золотые и четыре серебряные».

Евгений Владимирович Пчелов
Романовы. История великой династии




Top