Как эдди ван хален "курочит" свои гитары. Эдди ван хален и его гитары Ван хален гитары

Я всегда был рукастым, это досталось мне от отца. Когда я был подростком, мы жили в Пасадене, в собственном доме. Однажды, возвращаясь с концерта в три часа ночи, отец увидел, что подъезд к дому перегородил соседский прицеп. Будучи весьма разгоряченным, он вышел из машины и попытался подвинуть прицеп в одиночку. Как только он поднял его, домкрат подломился и отхватил ему палец.

Это была проблема: отец играл на саксофоне и кларнете. И если на саксофоне не приходится закрывать пальцами отверстия (для этого существуют клапаны), то на кларнете это необходимо. Недолго думая, отец приладил к кларнету клапан от саксофона и продолжил играть.

Не менее достойно он вышел из положения, когда с возрастом стал терять зубы. Нижние зубы необходимы для игры на язычковых духовых инструментах. Вместо того чтобы идти к дантисту, он вырезал себе отличный протез из фторопласта и надевал его, когда нужно было играть.

Как ни забавно, его приключения пробудили во мне тягу к техническому творчеству. Я понял: если что-то ведет себя не так, как тебе хочется, всегда есть способ это исправить.

Гриф

Мой стиль игры сформировался под влиянием того обстоятельства, что я не мог позволить себе купить педаль перегруза. Мне приходилось как-то выжимать эти звуки из своей гитары. За первую серьезную работу я взялся у себя дома. Я хотел поставить дополнительные звукосниматели, так как звук стандартных меня не устраивал. Ручного фрезера у меня не было, да я и не знал, что это такое. Поэтому я стал выдирать куски дерева из корпуса отверткой. Вся комната заполнилась опилками и стружкой. Но у меня была цель. Я знал, чего хотел, и не унимался, пока не добился своего.

Большинство гитарных грифов слишком пухлые, поэтому я взял наждачку и сделал гриф плоским. Мне пришлось сменить лады на нескольких гитарах, так как я хотел «побрить» накладку грифа, чтобы сделать его еще более тонким. Плоский гриф позволял мне делать более глубокие «подтяжки» (бенды), тянуть струну что есть мочи, не опасаясь, что она «споткнется» о соседний лад. При этом я мог опустить струны максимально низко, чтобы экономить силы и играть быстрее.

Еще одна проблема, по крайней мере с «Фендерами», заключалась в толщине лака, которым покрывают накладку. Когда ты играешь быстро и потеешь, пальцы начинают скользить по лакированному глянцу или прилипать к нему. Я не мог этого стерпеть, поэтому, когда я строил свою первую гитару сам, я использовал накладку из натурального нелакированного дерева. Масло и мой собственный пот пропитали ее, сделав идеально гладкой. Потребовалось очень много играть, чтобы это сработало, но оно того стоило: натуральный материал намного приятнее, чем любой синтетический лак.


Тремоло

Механизмы тремоло (они же «качалки» или «машинки») никогда не желали держать строй. Причина крылась в порожке — маленькой детали в конце грифа, которая определяет положение струн на пути к колкам. На первом альбоме я использовал стандартное тремоло Fender. Опираясь на порожек, струна изгибается. В этом месте образуется напряжение и трение. Когда рычаг натягивает струны, они скользят в пазах порожка, а затем трение мешает им вернуться в первоначальное положение, поэтому строй «сползает». Я сделал собственный порожек с широченными пазами с профилем, похожим на днище лодки, и капнул туда масла, чтобы струны скользили легко. Накручивая струну на колок, я навивал витки не ниже отверстия, как обычно, а выше, чтобы струна проходила через порожек почти прямо, не изгибаясь. Теперь, даже когда я дергал тремоло как сумасшедший, гитара железно держала строй. У моего изобретения был и побочный эффект: когда я играл на открытой струне, не прижимая ее к грифу, она легко выскакивала из своего паза. Приходилось постоянно помнить об этом и прижимать открытые струны к порожку, как к нулевому ладу.

Усилитель

Нет такой силы, с которой я был бы не готов сразиться, чтобы мой усилитель стал еще горячее. Однажды я открыл усилитель и увидел там нечто. Позже я узнал, что это был электрический контур, управляющий током смещения, который подается на сетки ламп, сдвигая их рабочий диапазон в сторону большего или меньшего усиления. А тогда я просто ковырялся в нем отверткой, пока не дотронулся до огромной синей штуки. Мне показалось, что сам Майк Тайсон нокаутировал меня ударом в грудь. Мое тело противоестественно изогнулось, и его отбросило на метр от усилителя. Синей штукой оказался конденсатор — тогда я не знал, что они накапливают напряжение.


Усилитель Marshall, который я притащил домой из магазина, где работал консультантом, хорошо звучал только на полной громкости. Стоило сделать чуть тише, и весь перегруз разом пропадал. Чего я только не пробовал: засовывал усилитель в пластиковый кофр, ставил к стене, клал динамиком вниз. Каждые полчаса у меня перегорал предохранитель.

Счастливый случай привел меня к автотрансформатору Variac. Я принес домой другой Marshall, и мне в голову не могло прийти, что это была европейская модель под напряжение 220 В, а не 110, как у нас в Америке. Я включил его и стал ждать, пока он нагреется. Но шли минуты, а усилитель не издавал ни звука. Взбешенный, я ушел, не выключив усилитель. А вернувшись через час, обнаружил, что он звучит как разогнанный до максимальных оборотов Marshall, только очень тихо. Тут-то я и понял, что дело в напряжении. У нас дома были навороченные диммеры для люстр, и я попробовал подключить усилитель к одному из них. Разумеется, я перепутал обмотки трансформатора в диммере и закоротил весь дом. Пришлось пойти в магазин и попросить подыскать для меня «диммер» помощнее и понадежнее. Мне показали Variac — автотрансформатор с регулятором напряжения и функцией стабилизатора. Их используют для регулировки скорости моторов или яркости фонарей, а также для подключения европейских приборов. Для меня же Variac стал ручкой громкости, которая не влияет на характер звука, количество перегруза или обратную связь.


Звукосниматели

Моей первой серьезной гитарой стала Gibson Les Paul Goldtop. Я был настоящим фанатом Эрика Клэптона и не раз видел его с такой гитарой на фотографиях. Только на его гитаре стояли хамбакеры (мощные звукосниматели с двумя катушками), а на моей — «мыльницы», однокатушечные синглы P-90. Первым делом я выстругал с обратной стороны корпуса углубление под хамбакер. На концертах зрители недоумевали: «Как он выжимает такой звук из обычных синглов?» А дело в том, что они просто не видели хамбакера, который я невольно закрывал правой рукой во время игры.

Когда моя гитара была черно-белой, я сам вырезал для нее пикгард (пластмассовую накладку на корпус), чтобы закрыть дырки от удаленных звукоснимателей. Однако, когда я добавил красной краски (так сейчас выглядят все мои «стратокастеры»), черная накладка стала смотреться неуместно — она закрывала половину красот. Я отрезал большую часть пикгарда, прикрыв лишь ручку громкости и переключатели звукоснимателей. А чтобы замаскировать дырку, поставил в нее неработающий звукосниматель. Я не хотел никого обманывать, просто не знал, как подключить его снова.

Последним серьезным шагом для меня стала пропитка звукоснимателей парафином. Гитарные датчики склонны к обратной связи — мерзкому писку сродни тому, который издает микрофон, если поднести его к динамику. Я подумал, что это может быть связано с вибрацией отдельных витков на катушках датчиков. Не знаю, как я до этого додумался, но я купил несколько брикетов парафина, растопил их в консервной банке и стал окунать в нее звукосниматели. Я испортил немало датчиков, расплавив их пластиковые корпуса, но наконец научился контролировать процесс: вовремя выуживать датчики, давать им остыть, а затем пропитывать вновь. Когда я впервые включил гитару, встал прямо напротив усилителя и не почувствовал ни капли лишней обратной связи, я буквально улетел на небеса. Наконец все сошлось воедино, и я сказал себе: «Я могу рвать тремоло на части, мой Marshall разогрет докрасна, меня уже не остановить!»

Патенты Эдди Ван Халена


Всего их было три. Один закончился в этом году, но два остались. 1. U.S. Patent #388117 Головка грифа: колки располагаются на головке грифа так, чтобы струны тянулись к ним от самого бриджа строго по прямой. Это решение сводит к минимуму трение струны о нижний порожек, помогая ей вернуться в прежнее положение после подтяжек. 2. U.S. Patent #4656917 Упор для музыкального инструмента: скоба, откидывающаяся с обратной стороны корпуса, поддерживает гитару в горизонтальном положении, позволяя гитаристу играть на ней, как на наколенной слайд-гитаре.

Эдди (Эдвард) Ван Хален известен многим, как ведущий гитарист и один из основателей группы Van Halen. В списке ста лучших гитаристов, по мнению авторитетного журнала Rolling Stone, он находится на восьмом месте. Многие считают Эдди одним из самых влиятельных гитаристов двадцатого столетия. Он внес много новых приемов в игре на гитаре. Большое количество гитаристов в 80-х и 90-х годах двадцатого века стали последователями его техники игры.

Биография Эдди Ван Халена

Родился Эдвард 26 января 1955 года в Голландии, в городке Неймеген. Через несколько лет его семья переехала в США, в город Пасадена. Со школьного возраста Эдди начал осваивать гитару. Ему очень нравилась группа Cream. Партии их гитариста Эрика Клэптона Ван Хален подбирал на слух и часто играл. В 1972 году Эдди и его брат Алекс основали группу Van Halen. Эдди принёс в рок музыку новое звучание. Он стал часто использовать , систему тремоло и многое другое. Его соло в песнях стали объектом подражания и восхищения.

Определенно, помимо впечатляющей индивидуальной техники игры, отличительной особенностью гитариста Эдди Ван Халена является его Frankenstein guitar, которую он создал для себя в 1974 году. В течение первых двух лет Эдди использовал исключительно эту гитару, и только иногда брал в руки какой-то другой инструмент. В 1981 году Эдди получил свой первый контракт с фирмой , который в конечном итоге привел к появлению модели Kramer 5150 Baretta. В 1991 году он перешел на Ernie Ball / Music Man и разработал совершенно новую модель гитары Music Man EVH. Только пару лет спустя он перешел на гитары Peavey, и, в конце концов, в 2001 году начал свою собственную марку гитары под названием EVH. Изготовителем стала фирма Fender. В настоящее время Эдди чаще всего играет на EVH Wolfgang (гитара названа в честь его сына) и Fender Custom Shop (копия оригинального Frankenstrat).

Теперь предлагаю более подробно рассмотреть некоторые модели гитар, на которых в разное время играл выдающийся гитарист Эдди Ван Хален.

Гитары Эдди Ван Халена

1960s Teisco Del Rey WG-4L

Это была первая гитара Эдди. Первоначально он купил себе пару барабанов, когда только приехал в США. Но со временем стал замечать, что его брат Алекс стал часто играть на барабанах, и это у него получалось довольно хорошо. Тогда Эдди решил переключиться на освоение электрогитары.

Когда ему было около 16 лет, он купил инструмент TEISCO Del Rey за $ 110 с четырьмя звукоснимателями. Эта гитара произвела огромное впечатление на школьника. TEISCO гитары были сделаны в Японии и импортировались в США под разными названиями, такими как Silvertone и Beltone. Конкретно этот экземпляр, вероятно, 1965-66 годов, и она была основана на модели Ibanez 3904.

The Frankenstein (Frankenstrat)

Эту гитару Эдди создал для себя в 1974 году. У него была идея сделать что-то среднее между гитарами и . Ему нравился дизайн гитар Fender и их система тремоло, но в тоже время он предпочитал звук Gibson. С этой идеей, он купил себе «запчасти», которые были использованы на ранних гитарах Charvels. Эдди приобрёл деку и гриф, заплатив в общей сложности $ 130. Деку он взял первую попавшуюся в магазине, а вот на гриф решил обратить особое внимание. Для него нужен был широкий гриф с тонким профилем и большими ладами в стиле Gibson.

Эдди покрасил корпус гитары в черный цвет. Затем он взял клейкую ленту и обернул её вокруг деки пару раз, а затем перекрасил весь корпус в белый цвет. Это создало черные полосы, которые вскоре стали своего рода брендом Эдди. Он также сам сделал накладку, и в качестве завершающего штриха добавил этикету Gibson на гриф. Он играл на этой гитаре при записи первого альбома Van Halen, и во время дебютного тура группы. Ближе к концу тура, гитара была изменена.

1979 Van Halen II – Bumblebee

Для второго альбома и последующего тура Эдди сделал еще одну гитару, которая была похожа на предыдущую. Здесь уже были использованы жёлтые полоски на чёрном основании. Если говорить по поводу электроники в гитаре, то Эдди использовал хамбакер со своими собственными доработками. Гриф был с гитары Charvel с черной головкой. Задняя часть грифа также была первоначально черной, но Эдди отшлифовал его, потому что предпочитает ощущение натурального дерева. Этот гриф позже был установлен на The Frankenstein в концертном туре 1979 года, а затем использовался на гитаре Snake.

The Frankenstein (v2)

В середине 1979 года Эдди решил вернуться к своей первой гитаре, но решил, что необходимы некоторые доработки. Он купил краску и покрасили весь корпус красным, оставляя черные и белые полосы на нем. К тому времени люди уже начали копировать его, и он просто хотел быть оригинальным. Год спустя, Эдди дополнительно установил ещё тремоло Floyd Rose.

Что касается звукоснимателей, то тут есть интересные детали. Эдди установил сингловый датчик Mighty Mite в нековую позицию, но он вообще не был подключен. Вероятнее всего, он служил для того, чтобы обмануть подражателей. Изначально в средней позиции находился сингл Tele, но вскоре он был удален. С тех пор эта позиция оставалась пустой (как правило, там проходили провода и находился трехпозиционный переключатель, который не был подключен ни к чему). Бриджевый датчик был заменен на звукосниматель из его черно-желтой гитары, но Эдди вскоре поставил старый Gibson PAF, который являлся его любимым. Начиная с 80-х годов, гитарист много раз менял бриджевый звукосниматель, но скорее всего большую часть времени там находился именно Gibson PAF.

Kramer 5150 Baretta

После встречи Деннисом Берарди в самолете в 1981 году, Эдди заинтересовался гитарами Kramer, и, в конце концов, решил заключить договор с этой компанией. В 1983 году Kramer Baretta была представлена, как первая подписная модель EVH.

Новая гитара была в значительной степени основана на предыдущей модели Frankenstrat. Дизайн корпуса повторял всё те же чёрно-белые полосы на красном фоне. Первоначально гриф имел головку в форме «клюва», но вскоре он был переработан, чтобы выглядеть, как на гитаре Ibanez Destroyer (так называемые «банан» или «хоккейная клюшка»). Тремоло Rockinger которое компания использовала на своих предыдущих моделях было заменено на Floyd Rose, а сингл Reverse Zebra Schaller Humbucker был помещен в бриджевое положение под углом, чтобы компенсировать расстояние между струнами.

Инструмент получил это прозвище от 5150 студии Эдди, которая была закончена в 1983 году. Именно там были записаны все последующие альбомы Van Halen. Эдди играл на гитаре Kramer с 1983 вплоть до 1991 года.

Music Man Eddie VH Signature

Я всегда был парнем с руками. Это у меня от отца. В детстве мы жили в Пасадене в доме, к которому не было подъезда. Чтобы пробраться к себе во двор или к гаражу, нужно было пользоваться проездом, шедшем через центр квартала, позади всех домов. У соседа позади нас был прицеп U-Haul, который стоял на домкрате и был загружен бетонными блоками-кирпичами. Как-то раз моей отец возвращался с концерта в 3 утра. У него начинался небольшой жар, плюс он пропустил пару стаканчиков, в общем, он сказал: «Эта хрень снова не даёт мне проехать». Он вышел из машины и попробовал сдвинуть прицеп. Как только он приподнял прицеп, домкрат упал и ему отрубило палец.


Это была проблема. Помимо очевидных причин, он играл на кларнете и саксофоне. На саксе не нужно закрывать отверстие пальцем, для этого есть клапан. Но вот на кларнете нужно закрывать отверстие пальцем. В общем, он взял клапан от саксофона и адаптировал его для кларнета.

Еще одну забавную штуку о сделал позже, когда начал терять зубы. Чтобы играть на духовых, нужны нижние зубы. Так вместо того, чтобы пойти к дантисту, он собственноручно сделал себе идеальный протез из белого тефлона, который заполнял те места, где у него не было зубов. Он вставлял его себе, когда нужно было играть. Наблюдать за тем, как он устанавливал эту штуку, всегда было забавно. Если что-то происходит не так, как тебе нужно, всегда есть способ это исправить.

Стоковые гитары
На самом деле мой стиль игры появился из-за того, что я не мог позволить себе педаль дисторшна. Я старался выдавить эти звуки из своей гитары. Первую реальную вещь я сделал в своей спальне. Я добавил звукосниматели, т.к. мне не нравилось то, как звучали оригинальные. Фреза мне была не по карману, на самом деле я даже не знал, что фреза существует, поэтому я стал выдалбливать полость для звукоснимателя отверткой. Получалось не очень. Летели щепки, повсюду была древесная пыль. Но у меня была цель. Я знал, чего я хотел, и держался цели до тех пор, пока не добился своего.

У большинства гитар гриф слишком скруглен сзади, поэтому я брал шкурку и делал гриф плоским. На нескольких гитарах я даже менял лады, потому что хотел сточить накладку, чтобы сделать гриф ещё более плоским. Более плоский гриф позволял мне делать большие бэнды, без того, чтобы струна слетала с грифа, или задевала лад выше по грифу. Еще была проблема Фендерами, точнее с лаком, которым они покрывали гриф. Когда ты потеешь, пальцы либо начинают скользить или становятся липкими. Мне это было неприятно, поэтому, когда я делал свою первую гитары, я использовал только натуральное дерево. Мой пот и масло впитывались в дерева и делали его гладким. Чтобы достичь такого эффекта нужно было много играть, но в конце концов, по ощущениям это лучше любого синтетического покрытия.

The Whammy Bar
Машинка вибрато (которую также называют вамми и тремоло) просто не строит. Проблема была в верхнем порожке, через который проходят струны. На первом альбоме я играл на стандартном Fender с нефиксированным тремоло. От верхнего порожка до колков струны идут под углом, что создаёт напряжение, которое препятствует возвращению струны в исходное положение при работе рычагом вамми. Я сделал себе порожек с действительно гладкими пазами – большими и круглыми, как дно лодки. Плюс я капнул туда немного масла, чтобы струны скользили ещё лучше. В довершении всего, вместо того, чтобы наматывать струны вниз на колке, увеличивая угол и создавая напряжения, я наматывал их вверх, чтобы струна на всем протяжении от верхнего порожка до бриджа была на одном уровне. В противном случае, струна может застревать в пазах, и гитара не будет строить, когда ты начинаешь сходить с ума с вамми. Это вызывает лишь одну проблему. Когда ударяешь по открытым струнам, которые не прижаты пальцами, струна может просто-напросто выскочить из паза в порожке, поэтому мне приходилось не забывать держать палец на дальней части порожка, чтобы этого не произошло.

Усилители
Если на усилителе было что-то, что можно крутить или переключать, или что-то что похожее на это, то я это крутил и переключал, чтобы сделать усилитель «горячее». Я снял крышку с усилителя и увидел эту штуку. Позже я узнал, что это , от которой зависит мощность выходных ламп. Я тыкал рядом, пока неожиданно не дотронулся до той огромной синей штуки. Бог мой, это было, как удар Майка Тайсона. У меня свело все тело, и должно быть меня отшвырнуло футов на пять. Я дотронулся до конденсатора. Я не знал, что там высокое напряжение.

Маршаловский усилок, который я приволок домой из магазина, где я работал, был хорош, если только выкрутить его на полную. Если сделать тише, то сразу теряется дисторшн. Дисторшн был мне нужен, но играть на такой громкости где бы то ни было практически невозможно, поэтому я перепробовал всё, начиная от он толстой пластиковой крышки, которой я закрывал динамик, до того, что просто клал усилитель динамиком вниз. Дважды в час у меня летел предохранитель.

К счастью, вскоре на наткнулся на трансформаторы Variac. Я купил очередной Marshall, но был не в курсе, что это была модель для европейского рынка. Я включился, подождал пока он прогреется и уже было думал, что меня кинули – звука не было! Обозленный, я вернулся через часть, чтобы попробовать еще раз. Всё это время усилок был включен. Я не знал, что ему нужно питание 220 В, поэтому, когда я вернулся и включил в него гитару он звучал, как полностью раскочегаренный Маршал - всё как нужно, но тихо, действительно тихо. Именно тогда я понял, что тут что-то связанно с напряжением. У меня дома валялись какие-то дрянные диммеры для света, так что я взял один. Конечно, я всё подключил неправильно и рубанул весь дом. Поэтому позже я прошелся по Пасадена и поспрашивал на предмет того, существуют ли какие-нибудь промышленные трансформаторы, в которых можно настраивать напряжение, и мне показали Variac. Это как большой диммер для света. Я включался в усилитель и управлял напряжением с трансформатора. Он стал моей ручкой громкости. Я выставлял нужное напряжение в зависимости от размера помещения, где мы играли, при этом неизменно получая тот самый фидбэк на любой громкости.

Звукосниматели
Мей первой настоящей гитарой был Les Paul Gold Top. Тогда я был одержим Эриком Клэптоном и видел его старые фотографии, где он играет на Les Paul. Но у него были хамбакера, а у меня стояли «мыльницы» - синглы P-90. Первое, что я сделал с этой гитарой – это выдрал мыльницы и поставил хамбакеры. На выступлениях люди говорили: «Как он получает такой звук из синглов-«мыльниц»? А так как мои руки скрывали хамбакеры, то они и не догадывались, что я их туда установил.

Когда у меня была чёрно-белая гитара, я вырезал себе пикгард, чтобы он скрывал отверстие из-под звукоснимателя, который я ранее вынул. Но когда я покрасил сверху еще и красным, так как сейчас, получилось так, что с черным пикгардом гитара не смотрелась, т.к. он закрывал большую часть окраски. Я решил просто взять переключатель и впихнуть его в центр и поставить неработающий звукосниматель, потому что я его все равно не использую. Я не пытался никого обмануть. Суть в том, что я не знал, как это все поставить на назад на место.

Последним важным шагом для меня было парафинирование датчиков. Звукосниматели могут давать такой реально противным высокочастотный писк, похожий на обратную связь, когда кто-нибудь говорит в микрофон. Я подумал, что такой писк может возникать из-за того, что витки в катушке вибрируют. И вот что я сделал (понятия не имею, откуда пришла эта мысль), я купил электроплитку и брикеты парафина, взял у мамы банку из-под кофе Yuban и положил туда парафин. Конечно я испортил много звукоснимателей, т.к. пластиковая рамка плавилась раньше, чем я мог выдернуть звукосниматель из банки. Но, наконец, у меня стало получаться - как только я видел, что звукосниматель стал нагреваться, а пластик начинал немного сморщиваться – я тотчас выдергивал звукосниматель из банки. Первый раз, когда я включился с этим датчики в свой зверский Маршал с Variac, раскочегарил его и услышал, что у звукоснимателей больше нет этого ненужного фидбека. Такая комбинация была идеальной. Это был рай. Когда все эти три вещи сошлись вместе – это было так хорошо, что я теперь мог отжигать с вамми и у меня был мой Маршалл с Varica. Ничто не могло меня остановить.

Патенты Эдди Ван Халена
У него их было три. Срок на один вышел в прошлом году. Осталось два.


Top