Как и что рисовать угольными карандашами. Рисование углем: от истоков к современности

Как материал, уголь используется уже много веков. Его аналогом рисовали еще в Древней Греции. Мастера создавали «уголь», смешивая обугленные ветки ивы, орехи и виноград. История графитного карандаша берет начало в Англии XVI века.

Карандаш и уголь относятся к материалам с разными характеристиками. Первый является твердым инструментом, второй – мягким. Техника рисования данными материалами различается, в первую очередь, из-за данных свойств. Уголь, в отличие от карандаша, не используется для детализированных объектов. Мягкий материал предназначен для набросков, зарисовок, моделирования светотени.

Уголь следует использовать на бумаге с шероховатой поверхностью. В ином случае материал будет плохо держаться на основе и быстро осыплется. Карандашом можно рисовать на самой обычной бумаге.

Начинающим художникам для освоения рисунка рекомендуется использовать графитовые карандаши. Вы сможете легко контролировать линию, стирать неудавшиеся детали, прорисывывая их заново. С углем данные манипуляции не пройдут. Он хорошо поддается коррекции, однако может оставить нелицеприятные темные пятна. Чтобы освоить оба инструмента, следует ознакомиться с основными техниками их использования.

Карандаш: основные техники рисования

Главная техника рисования карандашом – линия. В зависимости от фактуры бумаги и типа инструмента, она может быть четкой, ярко выраженной или чуть заметной. Карандаш позволяет качественно прочувствовать и освоить . Четкость линии также зависит от нажима на инструмент. С помощью одного карандаша вы можете изменять интенсивность контура, выделяя наиболее важные моменты.

Другая техника – штриховка с переходом тональности. Создавая ее карандашом, вам необходимо плавно менять нажим на всей области, выделенной для тонирования. Создать красивую штриховку с первого раза очень трудно, однако постоянная практика и легкость корректировки помогут вам быстро освоить часто используемую графическую технику.

Рисование с помощью угля

Главная техника рисования углем – работа с тональностью изображения. На ее освоение уйдет значительно меньше времени, чем при работе с карандашом. Однако здесь есть свои хитрости.

Создавая тень или работая с глубиной, не следует рисовать также, как графитовым инструментом – варьировать степень нажима. Начните с самого темного места и, постепенно ослабляя, прорисуйте только 1/3 предполагаемого пространства. Далее с помощью салфетки или пальца растушуйте материал в необходимом направлении.

Решив работать с углем по принципу карандаша, результат вы получите печальный: тонировка быстро потеряет свои свойства и превратится в темное однотонное пятно.

Обратите внимание: уголь практически не используется для прорисовки ровных, плавных линий. С его помощью, в основном, создается тонирование, а также придается глубина рисунку. При этом первоначальный набросок часто делается карандашом (тонкими прерывистыми линиями).

Угольные работы требуют бережного отношения и хранения. Чтобы сохранить изображение без деформации, его следует поместить под стекло. Также вы можете воспользоваться специальным закрепителем или простым лаком для волос.

.

Уголь мягок, пластичен , дает матовый , бархатистый черный тон , но требует закрепления - фиксации .

Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается, незаменим при исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах и беглых набросках. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.

Изготовление угля

Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке.

Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и 6oлee равномерного обжога. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 - 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать.
Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу.
Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета.

Рисование углём

Уголь как рисовальный материал исполь­зовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими вы­разительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Изучение рисования углем имеет громад­ное значение, и на него обязательно на­до обращать внима­ние, тем более что по своей тех­нике оно более всего имеет сход­ство с живописью .

Рисование углем отличается быстротой исполнения в сравне­нии с другими способами, потому что уголь легко поддается все­возможным изменениям. Вообще это чрезвычайно податливый и благодарный материал, дающий возможность достигать значи­тельных эффектов. Изучение рисования углем не представляет больших трудно­стей; материал же, необходимый художнику, весьма незатейлив и дешев.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштри­ховывать большие поверхности боковой сторо­ной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных перехо­дов. Уголь, как и карандаши, имеет разную твердость. Чинят уголь так же, как и карандаш. Законченные рисунки этим способом достигают полного впе­чатления натуры. Несмотря на то, что рисование углем одно­цветно, рисунок можно довести до того, что в нем будут чувст­воваться краски, хотя на самом деле их и нет. Есть много произ­ведений известных художников, исполненных этим способом. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удо­бен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень.

Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других повер­хностях, пригодных для рисунка. Лучше ис­пользовать шероховатую бумагу, можно и плот­ную чертежную, которую следует слегка проте­реть мелкой наждачной бумагой или серую оберточную. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина ) угольков, приготов­ленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.

Допускается сочетание угля с другими материалами - с сан­гиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь ».

Углем можно работать двумя способами: обычным графитным карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.

Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы реко­мендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом. Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

При работе углем следует пользоваться шероховатой зернистой бумагой , можно и плотной чертежной, слегка протертой мелким наждаком или жесткой резинкой. Для рисунков углем можно использовать так называемую мундштучную бумагу.

Для выполнения длительных рисунков бумагу надо наклеить на рисовальную доску или толстый картон.

В средние века художники пользовались грунтованной бумагой (покрытой смесью цветного порошка, мела и клея ).

Углем можно работать двумя способами:

  • Первый близок к работе карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Вы рисуете сначала контур пред­мета, а затем приступаете к ту­шевке, совершенно таким же об­разом и в той же последователь­ности, как делали это при рисова­нии карандашом . Мы не рекомендуем, однако, пользоваться этим приемом, так как при нем исключается самая ценная и характерная особен­ность техники рисования уг­лем - сходство с техникой жи­вописи.
  • Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя. Преж­де всего быстро и в общих чертах набрасывают контур предмета. При набрасывании рисунка уголь удобнее всего держать так, как показано на рисунке, то есть вы должны держать его не так, как держите карандаш или перо, а тремя пальцами за конец угля, повернув ладонь кверху. Затем кладете уголь плашмя на бумагу, как показывает рису­нок, и затираете все теневые места в общей - массе, нажимая несколько сильнее в более тем­ных местах и ослабляя нажим в более светлых. Проделав эту опе­рацию, вы вооружаетесь клячкой или размятым между пальцами мякишем хлеба, которые служат для рисования светом и вообще для удаления угля в темных мес­тах, а также растушевкой, кото­рой пользуются для получения полутонов. Хлеб для рисования берут бе лый и не содержащий в себе мас­ла, присутствие которого может испортить рисунок. Взяв часть мякиша, начинают его раскаты­вать между пальцами до тех пор, пока он не превратится в одно­родную тестовидную массу. За­тем придают одному концу ост­рую форму и, взяв мякиш, как показано на рисунке, концом снимают уголь на тех местах, ко­торые надо осветить. Кроме мякиша, применяемого для снятия угля, существует осо­бо мягкая резинка «клячка»; она с большим успехом может заме­нить мякиш хлеба, который быстро сохнет, особенно если ра ботать приходится на воздухе; клячка же всегда будет мягка и гибка. При работе ее так же, как и хлеб, следует разминать в ру­ках.

В процессе работы применяют также различные растушки-кожаные и бумажные, представляющие собой туго скрученные валики с заостреными концами. Растушки делаются из замши, лайковой кожи и плотной бумаги.

Зам­шевые растушевки более мяг­кие. Как держать растушевку и пользоваться ею при работе, вид­но на рисунке. Вместо расту­шевки можно пользоваться для получения полутонов просто пальцем: растирая пальцем уголь, вы получите прелестные полутоны самых разнообразных оттенков; пальцем же можно смягчить слишком резкие или, как говорят художники, «крича­щие» световые пятна.

Итак, пользуясь попеременно клячкой, растушевкой и углем, вы исправляете дефекты контура и теней, от общего переходите к более мелким подробностям и до­водите рисунок до полной закон­ченности.

Можно делать и так: когда рисунок прорисован довольно детально, его растирают ребром ладони, потом снова рисуют, выбирая мягкой булкой освещенные места формы (резинки лучше избегать, после нее уголь ложится неровно ). Для проведения тонких линий уголь затачивают косо на край, так как средняя часть (сердцевина ) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте в затачивании угля нет необходимости, он самозатачивается. Для удобства уголь может быть вставлен в рейсфедер-держатель.



На рисунках наглядно представлен весь вышеописан­ный ход работы. Иллюстрация а показывает, как следует начи­нать рисунок. Вы видите на нем лишь самый общий контур кув­шина. На рисунке б плашмя углем проложена общая масса теней. Иллюстрация в показы­вает, до какой степени закончен­ности следует доводить работу.

Понятно, что на первых порах, пока вы не овладеете материа­лом, зарисовки углем будут не вполне вас удовлетворять. Будет затруднять и пользование мяки­шем хлеба, и применение расту­шевки или пальца, и различные особенности угля; вы будете об­ращаться с материалами робко и неуверенно; рисункам будет не­доставать мягкости; они будут, как говорят, «засушены».


Неудобства работы углем за­ключаются, главным образом, в том, что приходится обращаться с рисунком весьма осторожно, так как уголь легко сдувается ветром, осыпается от легкого со­трясения или стирается от при­косновения руки. Но эти свойст­ва имеют и свои преимущества; так непонравившийся или испор­ченный этюд на бумаге или хол­сте легко можете сбить тряпоч­кой бесследно и не портя основы, а затем, удалив его, снова начи­нать рисовать на той же бумаге. Цвета бумаги следует по возможности разнообразить. Раз­мер штудий желательно делать покрупнее.

Нарисованы ста­ринные русские предметы до­машнего обихода. Несмотря на встречающиеся мелкие украше­ния, рисуете данную группу так же, как и предыдущие, то есть прежде всего набрасываете кон­тур, потом плашмя углем покры­ваете общий тон рисунка с те­нями, затем отделяете более тем­ные места от светлых, вынимае­те клячкой или мякишем хлеба «света», наконец, тонким уголь­ком прорисовываете все подроб­ности и украшения натуры.

Натюрморт

Группа, составлен­ная из предметов домашнего оби­хода: стеклянный кувшин, дере­вянная чашка, ложка и скатерть. Это задание в отличие от преды­дущих исполнено так называе­мым «прессованным» углем и итальянским карандашом. Прес­сованным углем рисуют так же, как простым мягким каранда­шом. Он не так легко стирается, как обыкновенный уголь, а сле­довательно, и при рисовании им надо соблюдать большую осто­рожность, чем с обыкновенным. Прессованный уголь существует в продаже также нескольких но­меров разной твердости. Конту­ры предметов можете рисовать обыкновенным углем, а присту­пая к передаче света и тени, вво­дите прессованный, для оконча­тельной же отделки воспользуй­тесь итальянским карандашом. Не забывайте все время следить за формой и за отношением пя­тен.

Гипсовая го­лова волка.

Уголь незаменим при зарисов­ках животных и птиц как с нату­ры, так и с гипсовых моделей и с чучел. Быстрота и точность передачи как света и тени, так и характера перьев и шерсти едва ли может быть достигнута каран­дашом в такой же мере, как уг­лем, а особенно если приходится рисовать живую беспокойную на­туру из животного царства. На нашей иллюстрации показано, как начинать работу. Сначала набрасываете общую форму, за­тем затираете теневую часть и, наконец, постепенно переходя от общего к частностям, доводите работу до законченности, как по­казано на втором рисунке.


Так как и законченные рисун­ки углем отличаются непрочностью, то для сохранения их прибегают к закреплению.


Фиксирование угля


Чтобы готовый рисунок не осы­пался, его фиксируют. Закреплять можно жидким клеем, молоком, ли­монадом. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке. Он очень удо­бен в работе, но технология его до­статочно не исследована. Фиксиро­вать необходимо осторожно, в не­сколько приемов с расстояния од­ного метра. Следите за тем, чтобы на рисунок, который должен нахо­диться в горизонтальном положе­нии, не попадали крупные капли. Надо сказать, что простой рисовальный уголь слабо держится на бумаге, и если рисунок вовремя не зафиксировать, его трудно будет сохранить. Фиксирование угля было изобретено в Италии в ХV веке. Тогда рисовали на бумаге, уже заранее покрытой слоем клея, и когда рисунок был готов, его подвергали действию водяных паров и таким образом закрепляли. Иногда рисунок помещали в ванну с раствором клея. В настоящее время в продаже имеется лак-фиксатив. Рисунки углем можно фиксировать также жидким клеем, снятым молоком, процеженным и разбавленным водой, раствором канифоли в бензине или денатурате (кусок канифоли и грецкий орех на 3/4 стакана ).

Фиксируют пульверизатором постепенно, в несколько приёмов, с расстояния не ближе одного метра, не допуская образования капель. Нужно иметь в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

Прессованный (жирный) уголь


В ХIХ веке получили распространение жирный уголь (уголь, пропитанный растительным маслом, он имеет более темный тон) и прессованный уголь. Они несколько лучше держатся на бумаге, но также требуют закрепления. Прессованный уголь чернее и жирнее древесного угля, приготовляется из угольного порошка наиболее черных сортов с применением в качестве связующего вещества растительного клея, он поступает в продажу в виде круглых палочек, иногда в дереве в виде карандаша, обычно трех номеров твердости.

Уголь допускает сочетание с другими материалами - сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «ретушь» .

Как сделать уголь самому

Чтобы приготовить угли для рисования, нужно взять несколько прямых веточек березы толщиной в карандаш и длиной 8 - 10 см. Очистить их от коры, связать небольшими пучками и положить в метал­лическую коробку, доверху наполненную сухим мелким песком. Коробку закрыть крышкой, зама­зать глиной и поставить в печь. Когда огонь про­горит, коробку вынуть, остудить, и угли готовы.


Рисунок углём, мастер-класс

Какими бы ни были причины популярности этого средства (и их много), существуют определенные техники рисования углем, используемые многими художниками каждый день. В этой статье я пройдусь по самым главным аспектам и покажу небольшие уловки, чтобы помочь вам. Посмотрите видео внизу, а потом следуйте к успеху.

Вы можете использовать любой вид угля для этих техник. Просто обратитесь в свой местный магазин творчества, и они вам помогут (смотрите пункт 09 о разных видах угля). Если эта статья вдохновит вас на изучение темы самостоятельно, почему бы вам не зайти на сайт Schoolism.com, где вы найдете различные курсы, мастер-классы и т.д. Это просто прекрасный способ обучиться новому с профессионалами.

1. Сделайте главное главным

Главное - сохранить главное главным. Говоря как художник, главное называется сущностью. Это так же важно при рисовании углем, как и в любой другой технике. То, о чем ваш рисунок, и что вы хотите этим сказать – главное при его создании. Как только вы остановитесь на "главной идее" или сущности, все, что вы делаете с этого момента, каждое движение и каждая деталь, которую вы вкладываете или решите убрать, должны действовать на укрепление этого аспекта.

2. Познайте ценность контраста


Слово контраст используется повсеместно в искусстве, и, кажется, немного смущает. Контраст – это простой переход от белого к черному (от светлого к темному) по шкале от 1 до 10. 1 – это белый цвет листа, а 10 – черный. Таким образом 5 – это 50% или же «полутон», серый цвет, что-то среднее между белым и черным. Любой рисунок состоит из контрастов (тень и свет), независимо от цвета.

Чтобы помочь вам с этим, я советую работать от середины к краю. Сохраняйте свой самый темный цвет темным (тени), не темнее, чем 6 или 7 по шкале контраста; а самый светлый (свет и все, что в свете) – 3 или 4. Двигайтесь по направлению к темному (акценты) и светлому (блики).

Представьте, что акценты и блики - близнецы, живущие в разных районах. Они не самый важный элемент вашего рисунка. Но они важны в целом.

3. Используйте иерархию контраста


Нет сомнения в том, что успешный рисунок читается быстро и затрагивает эмоционально. Использование контраста или тона, выделение различных областей рисунка углем может быть очень полезно при рисовании.

На рисунке сверху, основанном на фотографии Джозайи Байса, использованы темные контрасты. Заметьте свет на его щеке и тень на остальной области тела.

Использование иерархий контраста позволяет зрителю увидеть то, что ему необходимо в первую очередь. На данном рисунке Стив курит свою трубку. Все остальное становится менее важным. Он – сущность рисунка.

4. Прищуривайтесь


Иногда стопроцентное зрение не помогает. Когда мы наблюдаем за тем, что рисуем, через наши глаза проходит большое количество информации. И от этого рисунок наполняется множеством посторонних деталей, ухудшающих эффект изображения. Цель – отредактировать и упростить.

Прищуривание размывает общую картину, и мы видим упрощенную версию картины в целом, ясно замечая все простые формы. Воспроизведение этих простых форм помогает при создании сущности всего рисунка.

5. Исследуйте толстые и тонкие линии


Применение толстых и тонких линий – интересная идея, и забавно, что многие художники не используют эту полезную технику в своей работе. Если у каждой линии одна и та же ширина, и нарисована она с одинаковым нажатием, рисунок, нарисованный углем, выглядит как обыкновенная раскраска, что делает его скучным. Использование тонких и толстых линий оживляет образ.

И как же вы будете применять эту технику, и что вам нужно знать? Главное правило – верхние линии объектов тоньше, потому что свет падает на них, а нижние линии могут быть толще из-за теней. Это всё. И это очень просто. Посмотрите на плавные линии и их толщину на рисунке собаки сверху. Теперь вы знаете.

6. Используйте ластик


Самое интересное в угле – это то, что его можно легко контролировать. Вы без проблем можете двигать его. Как только вы нарисуете что-то углем, вы можете удалить его или стереть там, где он не нужен. На рисунке выше, стертая часть показывает место, где свет падает на голову модели.

7. Приобретите набор инструментов


Обычно у художников есть целый комплект инструментов, и инструменты для создания рисунков углем выглядят круто. На приведенном выше рисунке показаны некоторые из них: очень маленький ластик, стирающий тонкой линией; ластик-клячка, который можно размять и раздавить; и хардкорная ластиковая ручка для жестких, тяжелых работ по стиранию.

Использование угля или пастели требует от нас их нанесение, и есть много способов для достижения этой цели. Самое очевидное – это ваш палец, но он может оставлять полоски или быть слишком маленьким. Салфетки Wipe Webril – отличный вариант при работе с углем.

8. Наденьте перчатку


А вы знали, что масла и жиры на наших руках могут испортить чистоту бумаги? Масла могут впитаться в бумагу и оттолкнуть уголь. Для решения этой проблемы используйте перчатку или же подложите еще один лист бумаги под руку, чтобы защитить вашу работу

9. Попробуйте угольные карандаши


Уголь может быть разных видов, от карандашей и палочек до больших кусков. Выбор за вами. На фото выше показаны три примера угольных карандашей. Знайте, что они могут создать грязь, поэтому после их использования стоит опрыскать ваш рисунок углем фиксатором для надежности.

10. Продолжайте совершенствоваться


Помните, что рисование сложно и иногда может утомлять. Не расстраивайтесь. Искусство чрезвычайно трудно, и может понадобиться время, чтобы чувствовать себя счастливым в этом.

Обучение и развитие идут всегда вместе. Найдите контакт с художниками, которыми вы восхищаетесь. Будьте скромны и попросите совета у них о вашей работе. Спросите о своих слабостях, о том, как вам начать и на чем сфокусироваться. Попросите быть честными. Это хорошие вопросы.

У нас у всех бывают моменты, когда мы чувствуем себя несчастливыми. Даже сейчас я чувствую сомнения, а иногда вдохновение переполняет меня. Так что продолжайте ваше дело, расправьте свои крылья и ловите ветер.

Юлия Гаврилова

исование углём очень привлекает детей своей необычностью. В процессе рисования ребёнок чувствует силу нажима,учиться передавать объём предмета, тени и развивает мелкую моторику рук. Рисовать можно угольными палочками или угольным карандашом. Раскрашивать удобно пальцем, растирать салфеткой или ватным диском. Ребёнок учится рисовать и передавать сюжет или предмет одним цветом. Бумага,на которой лучше рисовать должна быть шероховатая. Уголь легко удаляется ластиком-клячка. Рисовать следует аккуратно . Чтобы не оставлять тёмных отпечатков можно с детьми выучить правило : "левая рука всегда чистая". Выполненные картины следует обрабатывать лаком для волос. Тогда уголь не будет осыпаться. Кроме привычного способа рисования углём существует обратный способ. Лист полностью закрашиваетя, а "рисовать " по нему начинают ластиком.

Творческих успехов!


Публикации по теме:

«Рисуем углем» Конспект НОД в старшей группе (с использованием ИКТ) Аннотация: Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем».

«Зимние узоры». Рисование в нетрадиционной технике - рисование капустным листом «Зимние узоры» (Рисование в нетрадиционной технике – рисование капустным листом) Цель: Познакомить с новой техникой рисования – рисования.

Конспект НОД изобразительной деятельности (рисование) для детей 4–5 лет «Жираф» (Рисование кистью и пальчиками.) Конспект НОД изобразительной деятельности (рисование) для детей 4-5 лет «Жираф» (Рисование кистью и пальчиками.) Цель: Продолжать знакомить.

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование цветов Тема: Рисование цветов. Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов.

В. А. Сухомлинский:«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из.

Осень золотая ходит по дорожкам, У нее на ножках - желтые сапожки, У нее на платье листики лесные, А в ее лукошке есть грибы лесные! (А. Яранова).

Нетрадиционное рисование - рисование манной крупой. Видео Рисование манной крупой – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим увлекательным делом можно не только в детском саду, но и дома.

Появление в нашем мире маленького человечка – процесс не из легких, и если малыш испытывает какие-либо трудности в адаптации к окружающим.

Рисование углем относится к древнейшим техникам изображения композиции и фиксации важных событий. Древние люди использовали обожженные веточки деревьев, чтобы запечатлеть на каменных сводах своих жилищ сцены из жизни. И в настоящее время не утратил своей актуальности уголь в качестве средства рисования.

Виды угля

Как рисовать углем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с тем, каким углем можно создавать художественные образы. Этот материал в качестве графического инструмента представляет собой обожженную палочку либо угольный карандаш. Палочка изготавливается путем герметичного обжига виноградных, ивовых или буковых веточек в специальной печи. Этот инструмент подобен обычному карандашу, но внутри у него угольный грифель, который имеет разные степени твердости (от твердого к мягкому).

Существует также прессованный уголь. Он производится из остатков после процесса переработки каменного угля. Получаемая при этом угольная крошка подвергается прессованию и смешивается с клеем, имеющим растительную основу. Создаваемые таким способом угольные палочки отличаются от тех, которые делают путем обжига тем, что они более плотные. Рисунок таким инструментом получается более точным, меньше подвержен осыпанию. Основой для рисования всеми видами угля служит специальная бумага, которая имеет шероховатую поверхность. Можно также использовать акварельные листы, даже простую упаковочную бумагу. Гладкая бумага не подходит, так как угольная крошка будет активно осыпаться. В результате рисунок станет блеклым и невыразительным.

Как рисовать углем поэтапно?

Для начала следует отметить, что рисование углем требует дополнительных предметов. К ним относятся клячка и фиксатор. Клячкой называют специальный ластик, которым лишний уголь удаляется с листа. Вместо клячки можно использовать обычный хлебный мякиш или мягкую тряпочку. Фиксатор - это специальный спрей для закрепления рисунка. Для этих целей можно использовать обычный лак для волос сильной фиксации.

Таким образом, первым этапом является подготовка инструментов: специальная бумага, угольные палочки, прессованный уголь, клячка и фиксатор.

Процесс рисования

Как рисовать углем? Для начинающих следует отметить еще один важный нюанс. Это правило левой руки. Оно гласит, что при рисовании углем очень легко оставить на бумаге лишние отпечатки и темные пятна, поэтому левая рука (та, которой художник не работает) должна всегда оставаться чистой, чтобы ненароком не испортить композицию.

Как рисовать углем? Создавать композицию следует, как и обычным карандашом. От целого к частному, а от частного к целому. Уголь удобен тем, что при различной степени нажатия есть возможность сделать интересные полутона и переходы. Существуют две основные техники такого процесса.

Техники рисования углем

Первая очень подходит для знакомства с углем детей. Она заключается в том, что угольной палочкой заштриховывается полностью лист бумаги. Далее клячкой делается рисунок. После этого основные элементы выделяются угольным карандашом или угольной палочкой. Ярким примером такой техники является картина, изображающая морозные узоры на темном окне или рисование зимнего пейзажа на фоне ночного неба.

Суть этой техники очень проста. Рабочую плоскость следует тщательно заштриховать угольной палочкой. После этого растереть мягкой тряпочкой угольную пыль. В результате получится однотонный темный фон. Далее клячкой можно выводить силуэты заснеженных деревьев, звезд, снежинок. Если клячки нет, то можно использовать обычный ластик. Таким же образом можно изобразить морозное окно, ночную реку с лунной дорожной, горный пейзаж и многое другое.

При желании, помимо угля, в рисовании зимних пейзажей можно использовать обычный белый мел, которым проставляют блики и делают акценты. Совмещение мела и угля придает особую контрастность рисунку, позволяют выделить композиционный центр. Когда мы рисуем углем с детьми, следует помнить о том, что данный рабочий инструмент имеет свойство оставлять следы не только на рабочей поверхности, но и на руках и одежде. Поэтому творить лучше в специальном фартуке и нарукавниках.

Техника рисунка линиями

При выполнении работ в этой технике уголь используется сначала как карандаш, а после им же выполняется растушевка. Рисунок наносится обычным способом. Здесь лучше комбинировать использование угольных палочек, угольного карандаша и прессованного угля. Рисунок следует начинать с центра композиции, чтобы поверхность листа покрывалась постепенно и желательно в один слой. Это необходимо, чтобы избежать ненужных пятен. Тени и полутени можно выполнить в технике растушевки. Глубины тона легче достичь, используя угольные палочки. Прорисовка деталей и нюансов лучше удается при использовании прессованного угля. Фактуру изображаемого предмета желательно выполнять угольным карандашом. В этой технике можно рисовать как углем, так и мелом, который идеально подходит для создания ярких бликов.




Top