Как играть гаммы на электрогитаре. Переменный штрих

Эта статья посвящена тому, как играется гармонический минор на гитаре. И в большей степени состоит из практических занятий. Однако перед тем как приступить к проигрыванию гаммы, давайте разберёмся в её структуре.

Формула

Итак, гармонический минор - это разновидность минорной гаммы. Его формула выглядит следующим образом:

1 2 b3 4 5 b6 7

То есть его отличие от натуральной минорной гаммы заключается лишь в септиме (седьмой ступени). Например:

Натуральный минор от звука Ля (A):

A (ля) - B (си) - C (до) - D (ре) - E (ми) - F (фа) - G (соль)

Гармонический минор от звука Ля (A):

A (ля) - B (си) - C (до) - D (ре) - E (ми) - F (фа) - G# (соль диез)

Используя эту закономерность, можно «преобразить» натуральный минорный лад, построенный от любого звука, в гармонический минор. В отношении ля минора - это замена G на G#.

Гармонический минор используется для обыгрывания минорных, мажорных, полууменьшённых аккордов и доминантсептаккордов.

Мы рассмотрим вариант обыгрывания доминанты посредством этого лада в тональности Ля минор.

То есть, сыграем на гитаре ля минорную гармоническую гамму на аккорд E (ми мажор).

Пример использования этого подхода и боксы лада, которые мы будем разбирать далее в статье, смотрите в этом видео:

Ещё одна примечательная особенность гармонического минора заключается в том, что если его построить от тоники доминанты (в данном случае E), он принимает «облик» фригийского мажорного лада, или испанского мажора:

1 b2 3 4 5 b6 b7

Фригийский мажор от E:

E (ми) - F (фа) - G# (соль диез) - A (ля) - B (си) - С (до) - D(ре)

Такой вариант обыгрывания доминанты используют в своих соло гитаристы, играющие в различных музыкальных стилях: Yngwie Malmsteen, George Bellas, John Mclaughlin, Al Di Meola и многие другие.

Лад легко определяется на слух из-за колоритного восточного звучания.

Боксы

Аппликатура боксов составлена по принципу «три ноты на струне». На видео гамма играется переменных штрихом, но вы можете использовать любой другой способ звукоизвлечения. Например, свип (формула вниз-вверх-вниз + вниз-вверх-вниз и т.д.) или хаммер/пул (легато).

Обратите внимание на то, что в боксах используется расширенная аппликатура, поэтому нужно предварительно «разогреть» пальцы.

Гамму можно играть под метроном или под минусовку поверх аккорда E, как это показано на видео.

Стоит отметить то, что с гармоническим подкладом лад играть намного полезней в плане развития слуха и импровизационных навыков.

Проигрывание каждого бокса заканчивается устойчивым звуком аккорда (в данном случае ми мажора). То есть в некоторых позициях по окончанию нисходящего движения выполняется повторное «возвращение» к тонике (E), терции (G#) или квинте (B) ми мажора. Соответственно, и ступени лада рассматриваются относительно доминанты.

Минусовку для проигрывания гармонического минора на гитаре и минус для импровизации на аккорд E (который звучал на видео), табы можно

(от b2 - второй пониженной ступени E)

Ознакомьтесь с расположением звуков лада на грифе:

Теперь разберите «пальцовку». Возле каждой ноты указан палец левой руки, которым необходимо её прижимать.

Как уже и говорилось выше, проигрывание заканчивается не первой (самой нижней) нотой бокса F, а G# - опорным тоном (терцией ми мажора).

(от 4 ступени E)

Заканчиваем проигрывание гаммы на ноте B (5 ступени аккорда E)

(от 5 ступени - квинты E)

(от 6 ступени)

В последнем такте возвращаемся к тонике E.

(от 7 ступени - септимы)

(от 1 ступени - тоники)

  1. Если вам тяжело даётся освоение табулатуры или вы предпочитаете осваивать аппликатуру визуально, просмотрите вторую часть видео, размещённого вначале статьи. Но установите в плеере Youtube замедленное воспроизведение. Подробней о том, как выполняется эта настройка, .
  2. Гамму можно играть на любой минус и другие аккорды, для обыгровки которых она пригодна (например, ля минором гармоническим можно обыграть Fmaj7). Всё зависит от конкретных задач.
  3. Боксы изучайте последовательно. Не спешите охватывать весь материал целиком в рамках одного-двух занятий.
  4. Когда все боксы уже будут достаточно хорошо изучены, их можно будет проигрывать один за одним постепенно перемещаясь по грифу так, как это показано в обучающем видео.
  5. Гамма играется восьмыми (на одну долю – две ноты). В дальнейшем вы можете играть её шестнадцатыми или триолями.
  6. Играйте приведенные боксы в других тональностях. К примеру, транспонируйте изученный материал в тональность ре минор и попробуйте обыграть уже его доминанту - аккорд A7.
  7. Комбинируйте в своих импровизациях на гитаре гармонический минор с другими ладами (пентатоникой, блюзовой гаммой, натуральным минором) и арпеджио, ориентируясь на гармоническую последовательность (аккорды песни, инструментальной композиции).

Всё! Первая часть урока подошла к концу. Успешных и плодотворных вам занятий на гитаре! Во второй части мы рассмотрим диагональные аппликатуры гармонического минора - .

ТЕГИ

На базе гаммы Ля-минор построено очень много песен. С одной стороны она - мать Ля-минорной пентатоники, которая очень часто используется, с другой Ля-минор – тональность, параллельная До-мажор, которая является родным домом для каждого музыканта.

Звуки, входящие в гамму Ля-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в гамму Ля-минор

Последовательность звуков гаммы Ля-минор имеет следующий вид: Ля(A) – Си(H) – До(C) – Ре(D) – Ми(E) – Фа(F) – Соль(G)

Практические указания к быстрому запоминанию и дроблению гаммы!

Гамму Ля-минор, по моему мнению, очень хорошо разучивать короткими кусочками, в которых на каждой струне находятся по 3 ноты. Таким образом выучил её я и таким же образом учат гамму мои ученики. Ты можешь учить представленные позиции одну за другой, неделя за неделей – до тех пор, пока не сможешь играть гамму Ля-минор по всему грифу.

Гамма Ля-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Позиция №6

Позиция №7

Мажорная тональность, параллельная Ля-минор

Ля-минор – тональность, параллельная До-мажор. Это означает, что ты можешь использовать звуки из гаммы Ля-минор для песен, написанных в тональности До-мажор.

Все гаммы для гитары с аппликатурой Андреса Сеговии

Зачем играть гаммы на гитаре

Величайший гитарист XX века Андрес Сеговия в отличие от многих гитаристов не написал школы игры на гитаре и издал только краткое пособие «Моя книга для начинающих». Гитарист, поднявший гитару до пика её популярности, видимо считал, что все труды по овладению исполнительским искусством на этом инструменте уже изданы и потому только дополнил их изданием мажорных и минорных гамм для гитары. Не удивительно, что Сеговия обратил особое внимание именно на гаммы. Для такого гитариста мирового уровня как Андрес Сеговия это та база, на которой основано всё его техническое совершенство исполнительства на гитаре. Сеговия отмечал, что гаммы это наилучший путь к достижению технической свободы и разнообразию звучания. Он указывал на то, что гаммы позволяют решить технические проблемы за максимально короткое время и при этом исправить постановку рук и выработать независимость и пластичность пальцев. Своим ученикам он настойчиво советовал при исполнении гамм обращать внимание на качество извлекаемого звука, добиваясь плотного и ровного звучания. Сеговия говорил, что час работы над гаммами даёт большее превосходство, чем многочасовая игра упражнений. Итак осталось подытожить выше сказанное:

1. Исполнение гамм даст Вам полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм у Вас выработается синхронность правой и левой руки.
3. Гаммы помогут развить точность при смене позиций левой руки и дадут верное представление об аппликатуре.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев обеих рук.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма, а так же максимально быстрого достижения технической свободы в исполнительстве.

Аппликатура и позиции

Для тех, кто не имеет представление о нотной грамоте здесь представлены табы двух гамм, но не смотря на то, что есть табулатуры аппликатуру пальцев левой руки всё равно придётся смотреть в нотах, так как в табах представлены только лады на которых прижимаются струны. Теперь выясним что же такое аппликатура. Аппликатура это наиболее удобный выбор пальцев при игре на гитаре. Правильная аппликатура это оптимально удачный выбор при котором легко и плавно осуществляются переходы из позиции в позицию позволяя кисти и пальцам руки двигаться естественно без каких либо лишних (мешающих) движений. Позицией называется положение руки на грифе гитары. Принято считать номер позиции по положению на грифе указательного пальца. Наверно самым ярким и понятным примером может служить приём барре на гитаре. Если мы берём аккорд Fm барре на первом ладу, то это считается первая позиция, аккорд Gm аккорд на третьем ладу считается третьей позицией.

Как играть гаммы на гитаре

Умение правильно играть гаммы многократно повышает темп освоения технической стороны инструмента. Не стоит думать, что наращивать техническое совершенство можно исполняя эти горки нот в предельном темпе. Формула «Я играю быстро – я супер» здесь не подходит. Я специально давал полную свободу своим ученикам в исполнении гамм, после чего просил их сыграть в определённых размерах, то есть именно так как эти пассажи будут встречаться в музыке. Некоторые из них при исполнении в определённом размере начинали даже забывать последовательность нот. Это говорит о том, что гаммы следует играть на 2/4, 3/4, 4/4, а также триолями. При исполнении гамм в разных размерах вам придётся делать определённые акценты на сильные доли такта, что придаёт исполняемым пассажам ровность. Многие гитаристы для достижения ровности играют гаммы так: восьмая с точкой шестнадцатая и потом наоборот шестнадцатая восьмая с точкой, после чего играют ровно.

Более подробное описание исполнения гамм в разделе , где более подробно описываются движения пальцев на примере исполнения гаммы до мажор.

В этой статье мы продолжим рассматривать наиболее популярные гаммы, на этот раз – это будет натуральный и гармонический минор.

Натуральный минор

Натуральный минор, один из наиболее распространенных мелодических ладов. Но, не смотря на распространенность и популярность, он не так прост, как пентатоника или хроматика о которых подробно мы говорили в статье: , для его изучения потребуется время и достаточная усидчивость.

На схеме ниже мы приведем аппликатуру первой позиции минорной гамы в тональности ля:

Черным отмечена тоника данной гамы, арабские цифры как обычно отмечают номера пальцев левой руки, а римские цифры внизу схемы — номера ладов.

Как вы видите, данная гамма является достаточно сложной для освоения. Для начала попробуйте сыграть простые восходящие и нисходящие пассажи, что б сориентироваться в гамме и почувствовать ее тактильно. Только хорошо разучив эту позицию можно переходить к следующей.

Как вы видите, на схеме выше представлена вторая позиция ля-минорной гаммы, она так же достаточно сложная и требует время на освоение.

В третьей позиции вам понадобится хорошая растяжка у пальцев, используйте ее так же как возможность развития левой руки.

Четвертая позиция, достаточно простая, однако не следует спешить, уделите ей достаточно времени.


Если вы уже разучили первые четыре позиции, то с пятой у вас не должно возникнуть никаких проблем, однако обратите внимание на то, что она находится в районе 12-ого лада и понадобится достаточная аккуратность для чистого исполнения.

Оборотите внимание на то, что шестая позиция находится в начале грифа.

Гармонический минор

Ознакомившись с натуральным минором, можно перейти к еще одной его вариации – гармоническому минору.

Позиции гармонического минора, схожи с позициями натурального. Поэтому с их освоением не должно возникнуть проблем. Ниже мы приведем их аппликатуры в тональности ля.

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Четвертая позиция

Пятая позиция

Черными кружками на данной схеме отмечены основные ноты гаммы, а кружками со звездочкой тоники.

Как мы видим основным отличием гармонического минора является повышенная седьмая ступень, сделано это для того что бы разрешение неустоя в устой было наиболее незаметно. А вот почитать о дополнительных ступенях в других гаммах вы можете в статье:

Данная гамма одна из наиболее распространенных, в современной музыке, и выучить ее нужно в обязательном порядке. Однако что б это было не скучно, давайте немного усложним восходящие и нисходящие пассажи.

Разучиваем гамму гармонического минора

Пример 1

Данный пример основан на нисходящем и восходящем движении в гамме, однако от обычных пассажей его отличает джазовое звучание, в такой манере можно играть в любой позиции гаммы.

Пример 2

Данный пример так же основан на нисходящих и восходящих движениях, однако он сложнее первого и имеет ярко выраженный джазовый окрас, играться так же может во всех позициях.

Лики гармонического минора

Однако разобравший с упражнениями и хорошо освоившись в позициях, хотелось бы вынести из гаммы и что-то полезное для импровизации. Сделать это более чем возможно. Ниже мы приведем несколько примеров в джазовой стилистике, с указанными аккордовыми последовательностями. А подробнее узнать, о том что такое гитарные лики, можно из статьи:

Пример 1

Данная мелодическая линия, за счет аккорда Ам7, в начале звучит достаточно напряженно, но переходя к Соль мажору разрешается.
Играйте данный пример сначала под метроном в медленном ритме, после чего можно добавить аккомпанемент и увеличить скорость.

Пример 2

Данный лик в первую очередь отличается достаточно сложными аккордами для начинающих и не самым популярным использованием гармонического минора. Однако немного разобравший с аккомпанементом, в вашем арсенале может появиться достаточно интересная фраза, которой можно украсить не только джазовую импровизацию.

Пример 3

Простой лик, как в плане мелодической линии так и аккомпанемента, однако при этом достаточно интересно звучит, что лишний раз говорит о том, что все гениальное просто.

Заключение

Гармонический минор действительно великолепная гамма, при его помощи можно не только играть джаз, но и популярную музыку, в чем вы сами можете убедится, посмотрев данное видео.

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 19

Для чего нужны гаммы на гитаре

Гамма до мажор (C dur) самая простая гамма на гитаре, но с аппликатурой она принесёт конкретную пользу начинающим гитаристам. К сожалению многие плохо себе представляют полезные действие столь нудного занятия, как игра гамм на гитаре. Гитарист не желающий играть гаммы напоминает ползущего малыша не желающего ходить, полагая что передвигаться на четвереньках быстрее и удобнее, но ведь кто встал на ноги научится не только ходить, но быстро бегать.
1. Гамма до мажор по всему грифу даст Вам более полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм Вас появится синхронность в работе правой и левой руки.
3. Гамма поможет поймать ощущение грифа и тем самым разовьёт точность при смене позиций левой руки.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев правой и особенно левой руки.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма.

Как правильно играть гаммы на гитаре

Первое что надо сделать для правильного исполнения гаммы это запомнить переходы со струны на струну и точную последовательность пальцев левой руки. Не думайте, что гаммы это просто восходящие и нисходящие звуки и ваша задача заключается в том, что надо исполнять их как можно быстрее таким способом наращивая технику. Такое видение задачи изначально обречено на провал. Гаммы — прежде всего это пассажи играемых вами музыкальных произведений. Вы уже знаете, что музыка это не хаотичная смена пассажей и аккордов — все звуки объединены тональностью и ритмической основой позволяющими называть её МУЗЫКОЙ. Итак, гамма в тональности до мажор должна при исполнении иметь определённый размер. Прежде всего это нужно для того чтобы при игре держаться в определённом темпе без каких либо замедлений и ускорений. Точное ритмичное исполнение в определённом размере придаёт пассажам красоту и блеск. Именно поэтому гаммы играют в разных размерах (две, три четверти, четыре четверти). Так и надо поступать играя гамму немного выделяя каждую первую долю первого такта выбранного Вами размера. Например, играя в двух дольном считайте раз и два и отмечая лёгким акцентом каждую ноту выпадающую на «раз», в трёх дольном считайте раз и два и три и также отмечая ноты выпадающие на «раз».

Как играть гамму до мажор на гитаре

Старайтесь как можно меньше поднимать (задирать) пальцы левой руки над струнами. Движения должны быть максимально экономными и эта экономность позволит Вам играть более бегло в будущем. Особенно это касается вашего мизинца. Постоянно задирающийся мизинец при игре гамм и пассажей является прекрасным «предателем» указывающим на неправильное положение кисти и предплечья левой руки по отношению к грифу гитары. Подумайте в чём причина таких движений мизинца — вполне возможно изменение угла кисти и руки относительно грифа (смена посадки) даст положительный результат.

Игра гаммы до мажор вверх

Поставьте второй палец на пятую струну и сыграйте первую ноту до, не отрывайте второй палец от струны ставьте четвёртый и играйте ноту ре. Вы сыграли две ноты, но оба пальца продолжают прижимать пятую струну, при этом ставьте первый палец на II лад четвёртой струны и играйте ноту ми. Только сыграв ми на четвёртой струне, оторвите пальцы от пятой, чтобы сыграть фа и соль удерживая при этом первый палец на ноте ми. После сыгранной ноты соль оторвите первый палец от четвёртой струны и поставив его на II лад третьей струны сыграйте ноту ля и далее оторвав второй и четвёртый пальцы от четвёртой струны третьим пальцем сыграйте ноту си продолжая удерживать первый палец на ноте ля (II лад). Только сыграв ноты си приподнимите третий палец при этом первый палец начинает легко скользить по третьей струне, чтобы занять своё место на V ладу. Обратите особое внимание на эту смену позиции на третьей струне стараясь, чтобы при переходе первого пальца на пятый лад не было не контролируемого прерывания звука. Я думаю, что Вам уже стал понятен принцип исполнения гаммы вверх и можно перейти к следующему этапу.

Игра гаммы до мажор вниз

Вы доиграли гамму на первой струне до ноты до, при этом пальцы левой руки продолжают стоять на своих местах (1й на V, 3й на VII, 4й на VIII ладах). Принцип игры гаммы в обратном направлении остаётся прежним — как можно меньше лишних движений пальцами, но теперь по порядку отрываем пальцы от струны и после сыгранной ноты ля на V ладу оторвём удерживающий её палец только после того как сыграем ноту соль четвёртым пальцем на VIII ладу второй струны.

Правая рука при исполнении гамм

Играйте гаммы разными пальцами правой руки сначала (i m) потом (m a) и даже (i a). Не забывайте делать небольшие акценты при попадании на сильные доли такта. Играйте плотным, громким звуком приёмом «апояндо» (с опорой). Исполняйте гамму на крещендо и диминуэндо (усиливая и ослабляя звучность), отрабатывая оттенки звуковой палитры.


Можно выучить гамму до мажор по написанной ниже табулатуре, но главное соблюдать аппликатуру пальцев написанную в нотах.

Научившись играть гамму до мажор играйте до диез, ре и ре диез мажор. То есть, если гамма до мажор начиналась с третьего лада, то до диез с четвёртого, ре с пятого, ре диез с шестого лада пятой струны. Структура и аппликатура этих гамм одинакова, но при игре с другого лада ощущение на грифе меняется, давая возможность привыкнуть пальцам левой руки к этим изменениям и почувствовать гриф гитары.




Top