Как играть гаммы на гитаре. Что такое гаммы и для чего они нужны

Эта статья предназначена для начинающих соло-гитаристов, которые начали покорять только первые лады грифа и задумываются с чего бы начать обучение, чтобы побыстрей развить беглость пальцев, выучить расположение нот, добиться правильного звукоизвлечения и наконец-то таки сыграть «соляки» своих кумиров - крутых шредеров и блюзменов.

Итак, с чего начать? Первый шаг - гамма до мажор, на гитаре, конечно же, её можно сыграть в пределах всего грифа и в любой позиции. Но, как говорится, всему свой черёд. Начнём с первых - то есть с первой позиции. И не важно, акустика или электрогитара у вас, не важно какое вы музыкальное направление предпочитаете, изучение гамм это грамотный, правильный старт - для импровизации, сочинения и проигрывания мелодий. От простого - к сложному; от простеньких четырёхтактных мелодий - к рок-симфониям.

Берите в руки гитару, «вооружайтесь» медиатором - начинаем заниматься!

Стоит отметить, что проигрывание гаммы (будь какой, в том числе и этой) позволяет избавиться от зубрёжки расположения нот на грифе гитары - где нота До, где Ми, где Фа и т.д. Запоминание будет происходить в процессе занятий, естественно и не принуждённо. Главное - нужно осмысленно играть каждую ноту.

Познакомьтесь, это гамма До мажор на гитаре в одну октаву: начинается от До малой октавы (пятая струна, 3 лад) и заканчивается До первой октавы (вторая струна, 1 лад).

Звучит она так:

Обозначения

Гамма записана двумя способами: верхняя запись (где изображён скрипичный ключ и размер 4/4) - это ноты; нижняя (цифры на линиях) - это табулатура (указывает на какой струне и на каком ладу необходимо прижать ноту).

Ноты

В рамках это статьи мы не будем вдаваться изучение чтения нот с листа, и в большей степени сконцентрируемся на сугубо практическом вопросе - как играть. Но, так или иначе, если вы не знакомы с этой наукой, имеет смысл заиметь учебник по нотной грамоте и восполнить пробел недостающих знаний (азов на первом этапе будет вполне достаточно - где какая нота, длительности нот, что такое размер и ритм).

Возле каждой ноты цифра указывает на то, каким пальцем левой руки играть её (1 — указательный; 2 — средний; 3 — безымянный; 4 — мизинец).

Табы

Шесть линий - это струны гитары: верхняя - первая струна (самая тонкая); нижняя - шестая. Цифры - это лады; ноль - значит открытая струна, то есть она не прижимается на грифе. Например, цифра 2 на третьей линии - это значит, что третью струну необходимо прижать на втором ладу. Все цифры (лады), записанные в табах, соответствуют нотам, расположенным на нотном стане (зрительно они параллельны им).

Как играть?

Для начала, вам необходимо скачать ноты/табы гаммы До мажор для гитары - < >. В архиве есть запись в виде изображения, а также файл gtp для программы Guitar Pro; какой вариант лучше решать вам.

Откройте гамму, чтобы она была на виду, перед глазами, когда вы будете осваивать её на гитаре.

Звукоизвлечение

Извлекаются ноты переменным штрихом - то есть поочерёдно: первая нота - удар вниз (обозначение «скобочка» под нотой), вторая нота - удар вверх («галочка»). Следите за правой рукой: в данном случае повторения штриха недопустимы (2 раза вверх или 2 раза вниз).

Разбор табулатуры

Первая нота гаммы - нота До: как указано в табах прижмите её безымянным пальцем на третьем ладу пятой струны. Удар медиатора - вниз.

Вторая нота - Ре: это открытая четвёртая струна. В табах - ноль на четвёртой линии Значит струну прижимать не нужно; пальцы левой руки только слегка приподнимите, чтобы они не мешали звукоизвлечению, но не убирайте совсем с грифа. Извлекайте звук ударом медиатора - вверх (переменный штрих обязательно!)

Таким же образом анализируйте/разбирайте расположение каждой ноты , и, соответственно, затем извлекайте её. Дойдя до самой высокой ноты данной мажорной гаммы (до первой октавы), двигайтесь в обратном, нисходящем, направлении (так как это записано в нотах - к самой низкой, первой, ноте).

Следите за действиями правой руки (штрих!) и левой (аппликатура!). Очень важно, брать ноты теми пальцами, которые указаны возле каждой ноты. Не стоит стараться играть быстро. Ваша задача сейчас - запомнить расположение звуков на грифе, их последовательность, и каким пальцем какую ноту прижимать.

Проигрывание в темпе

После разбора нот/табов можно приступать к ритмичному проигрыванию гаммы - в заданном темпе, выдерживая соответствующую длительность каждого звука.

Вам понадобится метроном; сгодится любой - механический, электронный, онлайн (размещённый на веб-странице) либо в виде компьютерной программы.

Установите в метрономе темп 30-40 ударов в минуту (BPM), а затем включите его. Играйте звуки гаммы синхронно с ударами; каждый удар метронома - это нота (удар по струне). Добивайтесь ровного звучания - не спеша и не запаздывая.

Если не успеваете, путаетесь, ноты звучат не чётко (приглушённо либо с призвуками), уменьшите темп.

Ну а если играете До мажор на гитаре - чисто, ровно, без ошибок, можно увеличить темп (но не намного!) Например, попробуйте сыграть синхронно с аудиопримером (см. выше) - 50 BPM. Скачать его можно - < >.

Упражняйтесь в проигрывании гаммы 15-30 минут в день. Давайте пальцам отдых: не допускайте болевых ощущений и переутомления в кистях рук. Каждый звук играйте осознано, то есть анализируйте - какую ноту извлекаете (До, Ре, Ми…), запоминайте её визуально на грифе и на слух.

Практика

Добейтесь уверенного исполнения гаммы в темпе 50 BMP. С этим минимумом исполнительской техники можно переходить на следующую ступеньку - проигрыванию несложных мелодий в До мажоре.

ТЕГИ

На базе гаммы Ля-минор построено очень много песен. С одной стороны она - мать Ля-минорной пентатоники, которая очень часто используется, с другой Ля-минор – тональность, параллельная До-мажор, которая является родным домом для каждого музыканта.

Звуки, входящие в гамму Ля-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в гамму Ля-минор

Последовательность звуков гаммы Ля-минор имеет следующий вид: Ля(A) – Си(H) – До(C) – Ре(D) – Ми(E) – Фа(F) – Соль(G)

Практические указания к быстрому запоминанию и дроблению гаммы!

Гамму Ля-минор, по моему мнению, очень хорошо разучивать короткими кусочками, в которых на каждой струне находятся по 3 ноты. Таким образом выучил её я и таким же образом учат гамму мои ученики. Ты можешь учить представленные позиции одну за другой, неделя за неделей – до тех пор, пока не сможешь играть гамму Ля-минор по всему грифу.

Гамма Ля-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Позиция №4

Позиция №5

Позиция №6

Позиция №7

Мажорная тональность, параллельная Ля-минор

Ля-минор – тональность, параллельная До-мажор. Это означает, что ты можешь использовать звуки из гаммы Ля-минор для песен, написанных в тональности До-мажор.

Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.

Для чего нужны гаммы для гитары?

1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.

Для того, чтобы изучение гамм для гитары было наиболее эффективно, рекомендую:

1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками

Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, и продублировал ноты для гитары табулатурами (табами).

Все гаммы для гитары с аппликатурой Андреса Сеговии

Зачем играть гаммы на гитаре

Величайший гитарист XX века Андрес Сеговия в отличие от многих гитаристов не написал школы игры на гитаре и издал только краткое пособие «Моя книга для начинающих». Гитарист, поднявший гитару до пика её популярности, видимо считал, что все труды по овладению исполнительским искусством на этом инструменте уже изданы и потому только дополнил их изданием мажорных и минорных гамм для гитары. Не удивительно, что Сеговия обратил особое внимание именно на гаммы. Для такого гитариста мирового уровня как Андрес Сеговия это та база, на которой основано всё его техническое совершенство исполнительства на гитаре. Сеговия отмечал, что гаммы это наилучший путь к достижению технической свободы и разнообразию звучания. Он указывал на то, что гаммы позволяют решить технические проблемы за максимально короткое время и при этом исправить постановку рук и выработать независимость и пластичность пальцев. Своим ученикам он настойчиво советовал при исполнении гамм обращать внимание на качество извлекаемого звука, добиваясь плотного и ровного звучания. Сеговия говорил, что час работы над гаммами даёт большее превосходство, чем многочасовая игра упражнений. Итак осталось подытожить выше сказанное:

1. Исполнение гамм даст Вам полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм у Вас выработается синхронность правой и левой руки.
3. Гаммы помогут развить точность при смене позиций левой руки и дадут верное представление об аппликатуре.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев обеих рук.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма, а так же максимально быстрого достижения технической свободы в исполнительстве.

Аппликатура и позиции

Для тех, кто не имеет представление о нотной грамоте здесь представлены табы двух гамм, но не смотря на то, что есть табулатуры аппликатуру пальцев левой руки всё равно придётся смотреть в нотах, так как в табах представлены только лады на которых прижимаются струны. Теперь выясним что же такое аппликатура. Аппликатура это наиболее удобный выбор пальцев при игре на гитаре. Правильная аппликатура это оптимально удачный выбор при котором легко и плавно осуществляются переходы из позиции в позицию позволяя кисти и пальцам руки двигаться естественно без каких либо лишних (мешающих) движений. Позицией называется положение руки на грифе гитары. Принято считать номер позиции по положению на грифе указательного пальца. Наверно самым ярким и понятным примером может служить приём барре на гитаре. Если мы берём аккорд Fm барре на первом ладу, то это считается первая позиция, аккорд Gm аккорд на третьем ладу считается третьей позицией.

Как играть гаммы на гитаре

Умение правильно играть гаммы многократно повышает темп освоения технической стороны инструмента. Не стоит думать, что наращивать техническое совершенство можно исполняя эти горки нот в предельном темпе. Формула «Я играю быстро – я супер» здесь не подходит. Я специально давал полную свободу своим ученикам в исполнении гамм, после чего просил их сыграть в определённых размерах, то есть именно так как эти пассажи будут встречаться в музыке. Некоторые из них при исполнении в определённом размере начинали даже забывать последовательность нот. Это говорит о том, что гаммы следует играть на 2/4, 3/4, 4/4, а также триолями. При исполнении гамм в разных размерах вам придётся делать определённые акценты на сильные доли такта, что придаёт исполняемым пассажам ровность. Многие гитаристы для достижения ровности играют гаммы так: восьмая с точкой шестнадцатая и потом наоборот шестнадцатая восьмая с точкой, после чего играют ровно.

Более подробное описание исполнения гамм в разделе , где более подробно описываются движения пальцев на примере исполнения гаммы до мажор.

В этой статье мы продолжим рассматривать наиболее популярные гаммы, на этот раз – это будет натуральный и гармонический минор.

Натуральный минор

Натуральный минор, один из наиболее распространенных мелодических ладов. Но, не смотря на распространенность и популярность, он не так прост, как пентатоника или хроматика о которых подробно мы говорили в статье: , для его изучения потребуется время и достаточная усидчивость.

На схеме ниже мы приведем аппликатуру первой позиции минорной гамы в тональности ля:

Черным отмечена тоника данной гамы, арабские цифры как обычно отмечают номера пальцев левой руки, а римские цифры внизу схемы — номера ладов.

Как вы видите, данная гамма является достаточно сложной для освоения. Для начала попробуйте сыграть простые восходящие и нисходящие пассажи, что б сориентироваться в гамме и почувствовать ее тактильно. Только хорошо разучив эту позицию можно переходить к следующей.

Как вы видите, на схеме выше представлена вторая позиция ля-минорной гаммы, она так же достаточно сложная и требует время на освоение.

В третьей позиции вам понадобится хорошая растяжка у пальцев, используйте ее так же как возможность развития левой руки.

Четвертая позиция, достаточно простая, однако не следует спешить, уделите ей достаточно времени.


Если вы уже разучили первые четыре позиции, то с пятой у вас не должно возникнуть никаких проблем, однако обратите внимание на то, что она находится в районе 12-ого лада и понадобится достаточная аккуратность для чистого исполнения.

Оборотите внимание на то, что шестая позиция находится в начале грифа.

Гармонический минор

Ознакомившись с натуральным минором, можно перейти к еще одной его вариации – гармоническому минору.

Позиции гармонического минора, схожи с позициями натурального. Поэтому с их освоением не должно возникнуть проблем. Ниже мы приведем их аппликатуры в тональности ля.

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Четвертая позиция

Пятая позиция

Черными кружками на данной схеме отмечены основные ноты гаммы, а кружками со звездочкой тоники.

Как мы видим основным отличием гармонического минора является повышенная седьмая ступень, сделано это для того что бы разрешение неустоя в устой было наиболее незаметно. А вот почитать о дополнительных ступенях в других гаммах вы можете в статье:

Данная гамма одна из наиболее распространенных, в современной музыке, и выучить ее нужно в обязательном порядке. Однако что б это было не скучно, давайте немного усложним восходящие и нисходящие пассажи.

Разучиваем гамму гармонического минора

Пример 1

Данный пример основан на нисходящем и восходящем движении в гамме, однако от обычных пассажей его отличает джазовое звучание, в такой манере можно играть в любой позиции гаммы.

Пример 2

Данный пример так же основан на нисходящих и восходящих движениях, однако он сложнее первого и имеет ярко выраженный джазовый окрас, играться так же может во всех позициях.

Лики гармонического минора

Однако разобравший с упражнениями и хорошо освоившись в позициях, хотелось бы вынести из гаммы и что-то полезное для импровизации. Сделать это более чем возможно. Ниже мы приведем несколько примеров в джазовой стилистике, с указанными аккордовыми последовательностями. А подробнее узнать, о том что такое гитарные лики, можно из статьи:

Пример 1

Данная мелодическая линия, за счет аккорда Ам7, в начале звучит достаточно напряженно, но переходя к Соль мажору разрешается.
Играйте данный пример сначала под метроном в медленном ритме, после чего можно добавить аккомпанемент и увеличить скорость.

Пример 2

Данный лик в первую очередь отличается достаточно сложными аккордами для начинающих и не самым популярным использованием гармонического минора. Однако немного разобравший с аккомпанементом, в вашем арсенале может появиться достаточно интересная фраза, которой можно украсить не только джазовую импровизацию.

Пример 3

Простой лик, как в плане мелодической линии так и аккомпанемента, однако при этом достаточно интересно звучит, что лишний раз говорит о том, что все гениальное просто.

Заключение

Гармонический минор действительно великолепная гамма, при его помощи можно не только играть джаз, но и популярную музыку, в чем вы сами можете убедится, посмотрев данное видео.




Top