Как избавиться от греха, к которому я все время возвращаюсь? Как избавиться от грехов: действия для очищения души.

Верующие часто представляются окружающим как унылые люди, которые вынуждены во многом себя ограничивать. На самом деле христианин должен быть радостным — ведь обретя Господа в душе, он возлагает на Него все свои заботы и печали. Великие святые были энергичными и добрыми, внимательными к окружающим, никогда не проводили время праздно.

Поэтому если тот, кто называет себя верующим, часто грустит, на душе у него тревожно, делать ничего не хочется — возможно, он впал в грех уныния. Что это, как бороться с напастью, к чему она может привести, если вовремя не обратить внимание на такое состояние души?

Казалось бы, название говорит само за себя, унылый человек — печален, вял, ему ничего не хочется. Но только ли этим исчерпывается состояние уныния? Википедия характеризует его как один из смертных (грозящих вечными муками душе) грехов. Плохое настроение бывает у всех, это еще неглавный признак греха уныния. Чем же отличается простая грусть от тяжелой духовной болезни?

  • Человек не хочет (иногда не может) выполнять свои основные обязанности.
  • Постоянно находится в апатии, ничто не в силах заинтересовать его.
  • Обвиняет Господа в том, что Он слишком строг к нему, жалуется на судьбу и окружающих.
  • Пренебрегает своими христианскими обязанностями — не посещает храм, не молится, не читает Священное Писание.

В католической традиции тоже считается очень опасным состоянием, которое ведет ко многим другим грехам . Например, к лени, пренебрежению к своему телу, любви к развлечениям и т. п.

Иногда эта беда настигает лучших из лучших — кажется, вчера еще член церковной общины горел желанием взяться за новый молитвенный подвиг, а сегодня совсем его забросил. В такой ситуации надо помнить, что Господь специально посылает данное искушение , чтобы человек боролся с ним, духовно возрастал.

Бывает, что печаль и нежелание браться за дела указывают на то, что ранее подвижник был очень самонадеян, возгордился. А ведь истинный христианин должен в душе носить смирение. Это значит, что все хорошее, что есть в душе — от Бога, следовательно помощи надо просить у Него, не надеясь на собственные силы.

Святые отцы об унынии знали не понаслышке. Жизнь в монашеском уединении выявляет самые ужасные пороки, заставляет демонов более активно нападать на подвижников.

Святой Феофан писал, что унывать — значит скучать за любым делом. Это может быть обычная работа по дому или молитвенное правило. Иноку хочется все бросить, его не радует больше ни пребывание в храме, ни дела на благо монастыря.

Это состояние может продлиться довольно долгое время. Испытав несколько раз ощущение духовного подъема после молитвы, человек может очень загрустить, когда ощущает внутри лишь холод и маловерие.

Унывать — что значит это с точки зрения святых отцов? Существует разница между обычной печалью и . Грусть — явление преходящее, она является нормальной реакцией на внешние события. Однако при этом человек не теряет дееспособность. Проходит время — возвращается обычное состояние. Грех же может пытаться победить человека в любой момент. Кажется, что все хорошо, но на душе появляется тяжесть, терзают сомнения, появляется тоска.

Духовная болезнь имеет вполне видимые физические проявления.

  • Нарушается цикл отдыха и бодрствования — либо одолевает бессонница, либо наступает сонливость.
  • Расстраивается пищеварение — мучают запоры.
  • Человек переедает либо, наоборот, теряет аппетит.
  • Наступает быстрое утомление — одолевает слабость, боли в области сердца, мышцы становятся вялыми.

Уныние тесно связано с физическим расслаблением. Поэтому монашествующие называли его «полуденным бесом» . Иноки очень рано встают, поэтому в полдень для них наступает время обеда. А после приема пищи многих клонит в сон. Здесь и подстерегает нерадивых опасность.

Последствия, как бороться

Почему же этого греха следует всеми силами избегать? Казалось бы, в плохом настроении нет особой опасности. Но святые отцы предупреждают — это дорожка ведет в пропасть. Личность, подпадая под влияние депрессивного состояния, скатывается все глубже. Проблемы нарастают, как снежный ком, который, в конце концов, может привести к нежеланию жить. А суицид — единственный грех, который нельзя «отмолить» , потому что, совершая его, человек отворачивается от Бога.

Страшней всего то, что отчаяние заставляет вчерашнего христианина разувериться в Боге. Для него Господь больше не является всемогущим, благим и неизменным. Впадая в греховный ропот, несчастный тем самым отвергает спасение, которое принес в мир Христос. Смирение сменяется гордыней, вера — самонадеянностью. Так сатана улавливает множество душ. На самом деле уныние заставляет терзаться уже здесь, а за чертой земного существования эти муки многократно усиливаются.

Вот к чему может привести обычная жалость к себе, а ведь она весьма характерна для людей нынешнего времени. Как же бороться с проявлениями слабости? Об этом тоже можно прочесть у святых праведников:

  • Приступы лености и расслабления лечатся обычным принуждением . Без него в любом начинании ждет провал.
  • Не следует потакать себе во всем. На каждое «не хочу» имеется «надо» . Ранний подъем, посещение храма, чтение молитв — через преодоление собственных слабостей воспитывается сила воли. Только так.
  • Если каждый день совершать хотя бы одну небольшую победу над ленью, со временем можно получить впечатляющий результат. Секрет успеха очень прост — регулярность, постоянство, последовательность.

Все хорошее дается в жизни в обмен на усилия . Также совершается и спасение души — через понуждение, «силою берется», как говорится в Евангелии. Для этого не надо совершать великих подвигов где-то на краю земли, а просто изо дня в день трудиться над собой.

Можно представить себе душу, как поле, поросшее тернием (это грехи). Чтобы посеять полезные растения, сначала надо выполоть сорняки. Но поначалу работа может показаться просто невыполнимой. И тут может появиться желание опустить руки. Именно об этом предупреждают монахи — унывать и сдаваться нельзя! Даже если каждый день обрабатывать небольшой участок, со временем на поле можно вырастить хороший урожай.

Духовный маяк

Очень важно в период отчаяния не оставаться в одиночестве , хотя это и кажется хорошей мыслью. Наоборот, надо просить помощи у более опытных в духовной жизни людей. Если христианин еще не воцерковлен, то лучше побыстрей начать процесс. Это поможет не унывать, прийти в тонус.

Для борьбы с унынием применяются обычные церковные таинства:

  • исповедь;

Если в церкви требуется помощь, следует заняться волонтерской работой. Что именно надо делать — скажет священник. Для мужчин всегда найдется физическая работа на территории, для женщин — послушание в храме. Вовлечение в общее дело будет очень благотворно влиять и на психику, и на духовное состояние страдающего. Многие таким образом выстраивали правильные отношения с Богом, некоторые даже решали пойти духовным путем.

Христианин всегда должен помнить о том, что надо просить помощи в молитвах у святых . Может казаться по-другому, но выбор есть всегда: поддаться обстоятельствам либо обратиться к Господу, излить свою печаль и приниматься за дело.

Не надо упиваться жалостью к себе , это опасный путь. Некоторым нравится, когда окружающие выражают сочувствие, жалеют. Чтобы уныние не переросло в отчаяние, необходимо внимательно относиться к тому, что происходит в душе.

Как не охладеть к вере

Состояние, в котором сердце слово застыло, хорошо известно опытным духовникам. Оно является одним из признаков уныния. А причиной становится любовь к развлечениям, переедание, леность. Либо Господь попускает его в качестве испытания. Человек, охладевший, начинает забывать не только все хорошее, что было в его жизни, но и Бога отодвигает на второй план. Он становится не смыслом жизни, а какой-то отвлеченной идеей.

Христианин теряет интерес к духовной жизни, не хочет участвовать в молитвах и таинствах. А эти шаги ведут к полной духовной деградации. Чтобы ее избежать, надо тщательно подготовиться к исповеди, принять Святые Дары (причастие), понуждать себя почаще ходить в храм. Вот еще несколько советов от опытных священников:

  • Полезно чтение Священного Писания, духовных книг;
  • За каждой обыденной вещью надо стараться видеть промысел Божий, милость Творца;
  • Надо найти для себя занятие, которое будет приносить пользу окружающим. Ведь к праздному человеку бесу подобраться проще всего.

Самое сильное оружие

Чудесным образом Христос способен оживить увядшую душу, вернуть ей радость жизни, способность вновь воспринимать живительную благодать Святого Духа. А средство для исцеления доступно каждому, всегда и при любых обстоятельствах — это . В состоянии уныния бесы наводят мысли о том, что не стоит и начинать, не поможет. Это потому что святые слова единственное, что гонит их прочь.

Данное средство борется с самым корнем любого греха, потому что молитвенное воздыхание направлено к Богу, демонстрирует веру в Него. Даже если слова приходится выговаривать через силу, они сокрушают невидимую стену, возведенную грехом между человеческим сердцем и Спасителем.

Необязательно сразу браться за большое количество длинных молитв. Ослабевшая душа может этого не выдержать, тогда подвижник скатится в еще более глубокую пропасть отчаяния. Начать следует с самых коротких:

  • «Господи, помилуй!»
  • «Богородице Дево» (читать по десяткам, начиная с одного, постепенно увеличивать).
  • «Слава Богу за все!»

Надо стараться в любом событии находить светлую сторону. Не пытаться избавиться от испытаний и скорбей, а переносить их терпеливо, даже с благодарностью. Ведь тем, кто верен до конца, Господь уже готовит вечную награду. По свидетельству отцов Церкви, она несоизмеримо больше любых земных страданий.

Невероятные факты

Бывают моменты, когда нам особенно хочется очистить себя от всего плохого и негативного.

Каждый из нас старается совершать как можно меньше плохих поступков и предаваться исключительно духовным и добрым мыслям.


Как избавиться от грехов

Вопрос заключается в следующем: как прийти к тому, чтобы очистить свою жизнь от всего дурного и, прежде всего, от всех тех неправильных мыслей и поступков, которым мы предаемся и совершаем ежедневно, порой даже не осознавая это?

Верующие люди знают, чтобы именно духовность дает человеку правильное направление, а также силу, чтобы бороться с греховными мыслями и неправильными поступками.

Вот 5 важных шагов на пути к очищению и правильной духовной жизни:

1. Признание



Это, пожалуй, самый сложный этап.

Знаете, почему грех так легко побеждает большинство людей, и почему люди ему поддаются? Возможно, в первую очередь, потому что грех умеет маскироваться и обманывать людей.

Человек не всегда понимает то, что совершает что-то, что противоречит высоким духовным ценностям и идет в разрез с тем, как правильно нужно проживать свою жизнь.

В результате, человек тратит очень много времени, оправдывая свой грех как индивидуальную причуду или продукт среды, в которой он живет. Он описывают свои ежедневные грехи как врожденное пристрастие, которое имела его мать, отец, бабушка, дедушка.


Самое плохое состоит в том, что люди отрицают само наличие греха.Они не понимают, что совершают что-то, чего делать нельзя, и что является запретным и греховным.

Запомните: любая духовная победа начинается с идентификации врага.

Возникает вполне логичный вопрос: "Если вы не знаете, кто враг на самом деле, как же вы собираетесь с ним бороться? Как я собираюсь исключить из своей жизни то, что я даже не идентифицирую как нуждающееся в устранении?"

Грех это не только злое, но еще и лживое понятие. И грех находится внутри каждого из нас.

Что такое грех?

Возникает второй вопрос: Что такое грех? Это что-то, что противоречит наставлениям и заветам, которым дал человеку Бог.

Мы грешим, когда не делаем то, что считаем правильным. Мы также грешим, когда не подчиняемся Богу, или когда совершаем то, что противоречит тому, чему учит нас религия.

Одним из самых действенных и верных способов распознавания греха является молитва. Молитесь, чтобы вам пришло понимание греха, его идентификация. Ведь только зная врага в лицо, мы можем бороться против него.

2. Фокусирование внимания на правильных вещах



Фокусирование на том, что является правильным, очень важный этап в процессе избавления своей жизни от грехов.

Конечно же, здесь на помощь придёт Библия.

Чтение, запоминание и размышление о духовных ценностях помогут вам сосредоточить свое внимание на душе человека и чистых помыслах, а не на земных искушениях.

Как не совершать грехи

3. Оставаться далеко от греха



Старайтесь избегать ситуаций и мест, где может возникнуть соблазн.

К примеру, если у вас есть проблемы с алкоголем, не ходите в бары и места, где его распивают. Если у вас склонность к слабому полу, не посещайте пляж или места, где женщины ходят в полуобнаженном виде.

Сопротивляться соблазнам –это важное правило, если вы хотите избавить свою жизнь от грехов.

Как только вы отвлечетесь от искушения, вы изберите свой правильный путь.

4. Найдите партнера по интересам



Во всем, что вы делаете, очень важно также иметь единомышленника, с которым вы можете делиться чем-то.

Не зря говорится, "скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты". В любом деле очень важно иметь рядом кого-то, кто будет разделять ваши взгляды и убеждения.

После того, как вы совершите молитву, чтобы избежать греха, вы можете найти ответ Бога в форме друга, посланного вам свыше.


Правильный друг, это тот, который всегда поможет, поддержит и разделит с вами не только хорошее, но и плохое. Это также тот, кто будет разделять ваше мировоззрение, чьи интересы будут совпадать с вашими.

Человек, который помогает нам повиноваться всем заповедям, может называться "подотчетным партнером".

Люди, которые вовремя распознали и признали грехи в своей жизни, например, поддаваясь искушению наркотиками и алкоголем, часто знают, что друг, который поощряет благочестивую жизнь, очень полезен и важен.

Редакция сайт обращает особое внимание на следующий пункт, как на один из самых важных в вопросе об избавлении своей жизни от грехов:

5. Покаяние



Каждый человек совершает ошибки. В этом есть слабость человеческая.

Однако, все мы люди, и всем нам свойственно ошибаться. Бог знает, что мы совершаем ошибки, даже когда стараемся повиноваться и следовать всем заповедям, которые расписаны для человечества.

Покаяние –очень важный процесс в очищении души человека. Когда человек осознает свои ошибки, раскаивается в них, он ступает на верный путь.

Покаяние и следование правильным заветам приводит к тому, что душа становится чистой, и нам больше не хочется возвращаться в греховный образ жизни и вновь ступать на неправильный жизненный путь.

Обратитесь к Христу. Как сказано ранее, Иисус Христос спас душу человека от последствий греха, отдав Себя в жертву на кресте. Вы должны осознанно принять предложение о спасении от греха, прежде чем ваша душа полностью освободится от него.

  • Если вы еще не сделали этого, попросите Христа прийти в вашу жизнь, простить вам ваши грехи и дать вам свободу.
  • Первый шаг очень важен. Если вы не будете полагаться на Христа, который освободит вас от первородного греха, то вы по-прежнему будете в рабстве у греха во всех его формах.
  • Любите Бога больше, чем грех. Если вы поступаете правильно согласно чувству долга – то это законно, но вовсе не то, что нужно Богу. Богу нужна ваша любовь. Если вы начнете любить Бога больше, чем грех и все временные удовольствия, которые грех несет в себе, вы сможете отвергнуть греховность.

    • Сконцентрируйтесь на добрых деяниях (духовности) перед тем, как избегать греховных желаний плоти. Если вы обратитесь к добру, то сможете отвергнуть зло.
    • Если вы пытаетесь противостоять конкретному греху или искушению, преодолевайте зло путем обращения к добру. Например, сделайте что-то хорошее для близкого вам человека вместо того, чтобы просто пытаться больше не злиться на кого-то еще. Если вы сделаете что-то хорошее, то это в большей мере поможет вам не поступать плохо, чем если бы вы вообще ничего не предпринимали.
  • Осознайте серьезность вашего греха. Привычные грехи укореняются в жизни человека, именно поэтому их так сложно осознать. Вы можете считать, что какой-то грех является просто «плохой привычкой», но это не серьезно. Вы сможете освободиться от греха и жизни в грехе только, если вы осознаете серьезность ваших собственных грехов.

    • Всякий грех является злом и отпадением от Божьей благодати. Это включает как малую ложь, так и самое жестокое убийство.
    • Во время терапии по избавлению от наркотической зависимости людей, как правило, спрашивают, признают ли те свою зависимость. Человек не в силах решить проблему, пока не начнет воспринимать ее таковой. Поэтому освободиться от греха можно только в случае признания совершенных грехов.
  • Как противостоять греху в сердце. Пообещайте Богу, что вы намеренно будете избегать греха и искать добро. Вам не удастся сделать этого в полной мере, но намерение оставаться на правильном пути должно быть сильным.

    • Если вы не можете дать такое обещание, вам необходимо заглянуть в свою душу. Если ваше желание противостоять греху не является искренним, и этот недостаток искренности заставляет вас сомневаться, молитесь Богу, прося его помочь вам избавиться от грешного образа жизни и обратиться к духовной жизни.
  • Запечатлите Слово Божие в вашем сознании. Одним из самых сильных средств от греховности является Слово Божие. Регулярно изучайте Святое Писание. Вашей целью должна быть чистота понимания, а не простое запоминание.

    • Полное понимание Слова Божия поможет определить тот или иной грех и не поддаться искушению.
    • Более того, регулярное чтение Библии укрепляет веру и помогает понять то, что обещает Господь. По мере понимания любви Божией, ваше желание любить то, что любит Бог, будет крепнуть. Это поможет вам противостоять злу.
  • Молитесь искренно и преданно. Попросите Бога контролировать ваши действия и помочь вам избежать греха. Молитесь постоянно, независимо от того, подвержены ли вы искушению в данный момент.

    • Молитва в любом случае приносит пользу в борьбе против греха, даже когда вы не просите в молитве дать вам сил противостоять искушению. С помощью молитвы можно разговаривать с Богом, что поможет вам впустить его в вашу жизнь. По мере укрепления любви к Богу ваш интерес к греху исчезнет.
  • Всё очень по-разному. Сколько людей, столько ситуаций. Есть такие люди, которые могут каждый день исповедаться и всегда по существу, глубоко и искренне. А есть, кто приходит раз в год и нечего сказать…

    Вопрос, зачем человек исповедуется. Помните, как у Галича: «Просто потому, что так положено, я прошу прощенья у людей…» Вот и не у людей, а у Бога кто-то просит прощенья «просто потому, что так положено». Тогда действительно никакой духовной жизни и тоска. И помочь непросто. Но такие, как правило, еженедельно и не приходят.

    Духовная жизнь предполагает стремление к чистоте, жажду быть лучше. Чем сильнее это стремление, тем острее совесть реагирует на любые отклонения от правды. И тогда проблемы нет.

    Разбираем грехи по одному

    Если человек приходит каждую неделю, то общение с ним не ограничивается исповедью. Я знаю о нем гораздо больше, чем о других людях, знаю его семью, обстоятельства его жизни, чем он занимается, где работает, и много других вещей. И я вижу, что нужно решить с этим человеком в данный момент, над чем мы будем работать особенно внимательно.

    У каждого из нас есть своя слабость, порок, недостаток, от которого надо избавиться. Например, для человека особенно актуально раздражение на данном этапе его жизни. Может быть, я другие вопросы и не буду задавать, вместо этого разберем внимательно самую «больную» личную проблему.

    У кого-то это лживость, у кого-то – хвастливость. Причем я спрашиваю подробно: «Расскажи, в чем ты похвастался, как это было». Так, постепенно, человек начинает преодолевать этот свой недостаток. Потом появится что-то другое.

    Решаем задачу

    Итак, ставим конкретную задачу и начинаем ее решать. Во-первых, человек должен увидеть в себе конкретный грех и возненавидеть его. Когда люди в чем-то конкретном начинают регулярно исповедоваться, у них совесть обычно обостряется. То есть, если я, осознав в себе реально какой-то порок, в нем исповедуюсь, то каждый раз, когда я снова в него впадаю, совесть реагирует очень болезненно. И это хорошо, потому что такая болезненность и является залогом того, что потихонечку это плохое уходит.

    Например, ложь. Человек принял решение ни при каких обстоятельствах не говорить неправду. И каждая исповедь будет разговором о том, как это получается. И надо конкретно и честно рассказать о каждом случае, когда обманул. У кого-то другая проблема. Тщеславие, сварливость, жадность, похотливые мечтания…

    Да мало ли! Исповедь – не отчет в проделанных грехах, а кропотливая работа над преодолением недостатков. Есть же древняя мудрость: «Не важно, чтобы я был лучше других. Важно, чтобы сегодня я был лучше того, кем был вчера». Если мы так ставим задачу, то исповедь будет средством ее решения. И тогда она не будет формальной. Если я верю (а в это надо верить!), что с Божией помощью можно достигнуть необыкновенной чистоты и душевной красоты, если я хочу этого (а надо хотеть!), то каждая исповедь станет еще одной ступенькой на этом пути, какой бы частой она ни была.

    Наблюдаем за динамикой

    Очень важно наблюдать за динамикой. Допустим, человек всех осуждает. И он понимает, что это плохо. Говорит об этом в очередной раз на очередной исповеди. И я, если человек действительно хочет бороться с этим, иногда прошу его, чтобы он в течение недели записывал имена всех, кого он осудил.

    А на службе в воскресенье пусть, допустим, за каждого свечку поставит или поклоны сделает. В следующий раз человек уже видит – неделю назад он десять свечек поставил или десять поклонов сделал, а сегодня уже – семь, то есть – видно движение.

    Или, наоборот, сегодня – в два раза больше, значит, нужно усилить молитву, улучшить работу. Это частные рекомендации определенным людям в конкретных случаях, я не призываю всех поступать подобным образом.

    Важно, чтобы человек всё контролировал, не просто называл грех, а у него была бы некая система работы над этим грехом, чтобы были видны усилия.

    Я где-то прочитал однажды, что если человек в течение целого года будет избавляться хотя бы от одного своего недостатка, то уже через несколько лет он будет гораздо прекраснее, чем был до этого!

    Понятно, что с остальными грехами тоже нужно бороться, но если хвататься за все сразу, то в итоге ничего не получается.

    Исповедь – не разговор с психологом

    Есть люди, которые горели и пламенели, а потом остыли и всё забыли, хотя до этого, казалось, они никогда не потухнут. А есть люди, которые вроде бы ни то, ни се в смысле веры, а потом вдруг что-то в них произошло. Тут каждого человека Господь ведет своими путями. Поэтому очень важно, чтобы мы воспринимали исповедь не как разговор между священником и исповедующимся, по типу беседы с психологом, а всё-таки – как разговор с Богом. Исповедь должна проходить в контексте молитвы.

    Нужно, чтобы и священник молился за того, кто исповедуется, и человек не просто учитывал свои грехи, отвечал на вопросы, а чтобы он действительно молился о них. Потому что всё равно все те проблемы, которые мы с вами ставим, окончательно решает Дух Святой. Когда приходит Дух, тогда всё и начинается, тогда пропадает формализм, которого мы так боимся. А нет Духа – тогда любые мои правильные вопросы, любые действия ни к чему не приведут, я просто в какой-то степени уподоблюсь психологу.

    Священнику подсказывает Господь

    Моя задача как священника – сделать так, чтобы на исповеди человек встретился со Христом и чтобы он исповедовался не мне, а исповедовался Христу, чтобы услышал то, что скажет ему Христос. А скажет Он ему, может быть, через меня, то есть мне положит на сердце, как священнику, что ему сказать. Или, может быть, я даже ничего не скажу, а ему это в молитве как-то откроется. Это уже один Господь знает. Если будет молитва (именно молитва, живой разговор человека с Богом, а не «вычитывание» правил), то и с исповедью будет всё нормально.

    В каждой конкретной ситуации Сам Господь подскажет священнику, что кому нужно сказать. У меня бывали такие случаи, когда человек подходит и хочется что-то сказать ему, и, в конце концов, говоришь какие-то правильные слова. И даже тебе самому кажется, что вот вроде что-то правильное сказал. Но видишь, что человек это никак не воспринял, всё оказалось мимо.

    А бывают случаи, когда совершенно ничего не собирался человеку говорить, толком не подумав, произнес что-то, что сию секунду пришло в голову, на твой взгляд незначительное. А человек к тебе подходит через несколько дней и говорит: «Батюшка, как вы мне тогда сказали, у меня вот всё в жизни перевернулось, изменилось! Сейчас я на всё по-другому смотрю». Хотя я и забыл, что говорил. И ты понимаешь, что здесь действует Господь, и на Него нужно уповать, просить, чтобы произошло, как в стихе псалма: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10).

    Записала Оксана Головко

    Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу

    Само слово «грех» в русском языке первоначально могло трактоваться как «ошибка», о чем свидетельствуют такие однокоренные слова, как «огреха», «погрешность». К слову, в других языках это слово имело похожее значение. В греческом это понятие обозначали словом ἁμάρτημα (ἁμαρτία), что вернее всего переводится как «промах, провинность», а иудеи обозначали непреднамеренное прегрешение словом «хэт», что также можно перевести как «промах».

    В современном обществе, если не брать в расчет религиозный аспект, понятие «греха» воспринимается как нарушение законов общественной морали, а также государственных законов. Таким образом, человек, соблюдающий законы общества, не совершающий преступлений, предусмотренных уголовным кодексом, не нарушающий светских моральных и этических норм, уже не грешит.

    Несколько сложнее обстоит дело с религиозным понятием греха, ведь каждая религия трактует понятие греха по-своему.

    Сознание греховности.

    Тем не менее люди зачастую чувствуют себя грешными, переживают из-за того, что живут неправильно, поступают несправедливо по отношению к другим. Жить с такими мыслями непросто. Но правда состоит в том, что ни один человек не может быть абсолютно хорош или безнадежно плох.

    Если мучает сознание собственного несовершенства, можно попробовать решить эту проблему, работая с внутренним чувством вины, а также развивая собственную эмпатию. Перестав испытывать вину за то, в чем человек фактически не виноват, ему станет легче принять себя и поверить, что он не так уж плох, сделать собственную жизнь более радостной. А развитая эмпатия, т.е. способность чувствовать переживания и эмоции окружающих, умение поставить себя на место другого, понять, что он испытывает, когда с ним поступают тем или иным образом, поможет бережнее относиться к ближнему и не ранить его своими поступками, а значит, объективно стать лучше, т.е. перестать грешить.

    Избавиться от чувства вины.

    Иногда чувство вины ошибочно путают с совестью, когда человек переживает за совершенные им неблаговидные поступки и стремится их исправить. Но чувство вины - это нечто другое. Это ощущение собственной ответственности за то, за что человек в принципе отвечать не может.

    Работать с чувством вины нужно, и обычно процесс это длительный. Порой не обойтись без помощи специалиста-психолога. Начать его можно с осознания следующих важных принципов.

    1. Каждый человек не похож на окружающих, и имеет право жить так, как подсказывает ему его совесть, разум, здравый смысл, религиозные убеждения, интуиция. Невозможно нравиться каждому, нереально стать хорошим для всех. Конечно, разумные компромиссы с окружающими - самый лучший выход из возможных конфликтных ситуаций, но уступки должны быть взаимными и не наносить вреда личности.

    2. Не стоит позволять обвинять вас в том, за что вы не можете нести ответственность: в плохой погоде и напряженной международной обстановке, в том, что ребенок принес очередную «двойку», у мамы-пенсионерки болят суставы, а у начальника плохое настроение. Если вы чувствуете, что собеседник пытается сделать именно это, лучше просто уйти от общения, а решение важных вопросов перенести на потом.

    3. Вы не несете ответственности за последствия своих поступков, о которых не могли предполагать. Так, вашей вины нет в том, что вы подарили маме туристическую путевку, а она, совершая эту поездку, сломала ногу.

    4. Вы не виноваты в том, что живете богаче, комфортнее или счастливее, чем ваш родственник, друг или коллега (если, конечно, не добились этого за его счет). Если вы все же чувствуете себя виноватым по этому поводу, сделайте что-нибудь полезное для окружающих, не требуя от них благодарности: разбейте клумбу перед домом, помогите соседу погрузить вещи для переезда на дачу.

    Чувство вины - это деструктивное состояние, способное привести человека к сознанию собственной неполноценности, поэтому начинать с ним работать необходимо как можно раньше.

    Развивать эмпатию.

    Способность сопереживать другому, понимать, какие именно эмоции и чувства он испытывает, помогает понять природу этих чувств, а значит, если есть такая возможность, постараться сделать так, чтобы люди при общении с вами как минимум не испытывали отрицательных эмоций. Не это ли есть то, что в христианстве называется «любовь к ближнему»?

    К эмпатии способны все психически здоровые люди и даже некоторые животные, но нет предела совершенству, и способность эту можно развивать на благо себе и окружающим.

    1. Для начала научитесь четко определять, что именно переживает человек в конкретный момент времени. Замечайте изменения мимики, тембра голоса, жестикуляцию, положение тела.

    2. Постарайтесь вжиться в его физическое состояние и почувствовать то же, что и он. Копируйте все подмеченные вами особенности изменений в его внешности в момент проживания какой-то эмоции и постарайтесь почувствовать то же, что и он.

    3. Настроившись таким образом на эмоции собеседника, можно постараться вывести его из негативного эмоционального состояния, однако, это требует специальных навыков.


    Грех - это ссора с Богом. Когда мы совершаем греховный поступок, мы сами себя отталкиваем от Господа, а это приводят к несчастьям, неурядицам, болезням.

    И тогда стоит задуматься: как избавиться от греха, как его побороть?

    Отпусти мне, батюшка, грехи.

    Таинство исповеди предусмотрено в христианских религиях именно для того, чтобы отпускать совершенные против божьих заветов деяния. Основной элемент исповеди - покаяние. Просто рассказать о грехе человеку, который является лишь свидетелем, недостаточно. Трудно искупить грех, сердечно в нем не раскаиваясь, не сожалея о содеянном. Очищая душу исповедью человек должен всей своей жизнью стремиться больше не совершать подобного. Хорошо, если исповедь будет искренней. Тогда грех будет отпущен.

    Молитва и пост.

    В исламе такого действия, как исповедь, не существует. Здесь считается, что между Богом и человеком не должно быть посредников. И просят отпущения грехов мусульмане в своих молитвах перед Аллахом. Если должным образом провести главный мусульманский пост - месяц Рамадан - все грехи будут отпущены.

    В православии пост и молитва являются только помощниками в искуплении грехов. Однако из любых правил, как известно, бывают исключения. Например, при невозможности получать исповедь, монахи-отшельники искупали грехи молитвой и строгим постом.

    Дело.

    Если есть возможность исправить, то нужно это сделать. Хотя бы попытаться. Одна добрая притча рассказывает, как к старцу пришел человек, желающий избавиться от порока недоброго на слово языка. На вопрос "как?" старец повелел сначала распотрошить перьевую перину с крыши дома. Человек выполнил, обрадованным вернулся к старцу, узнать, искупил ли он этим свои деяния. На что получил ответ: "А теперь собери".

    Лучше не доводить свои дела до такого масштаба, но если уж случилось, то для искупления придется приложить максимум сил. Украденное иногда можно вернуть. Перед обиженным извиниться. Убил - помоги кому-то жить или выжить. В общем и целом, совершая дела доброты во имя веры, можно в грядущее время склонить чашу судных весов в свою сторону, получить отпущение грехов.

    В зависимости от тяжести совершенного греха и доброделание бывает разным. Некоторые привыкнут справляться в миру, у некоторых душа требует монастырского уединения. Но суть не в этом. Главным все же в искуплении греха остается чувство сожаления о сделанном, раскаяние.

    Все и сразу.

    Всякой хорошей хозяйке понятно, что одной свежей воды для борща явно маловато. Туда нужно добавить овощи, поджарку, мясо и т.п. Что-то забыла - и борщ уже не борщ. Сравнение, может, и слабовато, но очевидно - для того чтобы искупить грехи, нужно делать все возможное: исповедоваться и причащаться, молиться и поститься, творить добрые дела. И стремиться не повторять впредь совершенной ошибки.


    1. Молитесь Господу. Только он может дать силу, чтобы противостоять искушению. В молитве своей просите духовной крепости и защиты от греха. Соблюдение православных постов смирит плоть и направит ум к молитве. Полезно очистить душу таинством покаяния и принятием святого Причащения. Священник подскажет, как лучше исправить жизнь к лучшему.

    2. Занимайтесь физическим трудом. Святые отцы говорят, что корень всякого зла - в лености и безделье. Умеренная нагрузка направит мысли в нужное русло и позволит отвлечься от любых греховных мыслей.

    3. Избегайте соблазнов. Нужно стараться не попадать в такие места, которые приводят нас к искушению, не читать соблазнительных книг, не смотреть подобных фильмов. Пусть настольной книгой станет Библия, которую можно читать и утром, и перед сном, и в общественном транспорте. К искушению приводит также соблазнительная одежда, жесты, вольные танцы.

    4. Старайтесь поменьше празднословить. Болтая ни о чем с другими людьми, очень легко впасть в грех осуждения ближнего, тщеславия, гордыни. Пустые разговоры приводят к пересудам, зависти, различным соблазнам.

    5. Вообще, почти любой грех берет свое основание в гордости. Именно из-за нашего чувства собственной важности и значительности мы осуждаем, прекословим, возвеличиваем свои поступки. Нужно быть скромным, смиренным и помнить о том, что любой из нас - ничто перед могуществом Бога.

    6. Будьте терпеливы. Где нет терпения, там не будет и любви. Нужно спокойно переносить недостатки ближних и их промахи. Безгрешных людей нет на свете, старайтесь прощать и забывать плохое. Это подарит душевное спокойствие и внутренний мир.



    
    Top