Как красота природы может повлиять на человека? Влияние природы на здоровье человека Какое воздействие оказывает природа на душу человека.


В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. В романе Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, возвращаясь из Отрадного, замечает старый дуб, преображённый и позеленевший с приходом весны. Слушая пение птиц, любуясь красотой природы и удивительным оживлением дуба, Андрей осознает смысл жизни, в нём просыпаются чувства, возвращается способность любить и быть счастливым. Старый дуб, преобразившийся с наступлением весны, стал для героя символом его душевного воскресения. Природа напомнила герою о том, что мир создан для радости и прощения, и Болконский начинает понимать, что жизнь после боли и горя все-таким имеет продолжение. Таким образом, красота природы способна возродить в человеке веру в себя, в счастливое будущее, и он понимает, что надо идти дальше, несмотря на горький опыт утраты и другие трудности.

О том, как красота природы влияет на образ мыслей человека, пишет в своей повести «Белый Бим Чёрное ухо» Г.

Н. Троепольский. Иван Иваныч отправляется в лес с Бимом на охоту. В жёлтом осеннем лесу среди золотых листьев и лучей солнца герой ощущает себя счастливым, чувствует себя частью мира. Он рад удачной охоте, но ему становится жаль убитой птицы. Его душа противится бессмысленному убийству животных. Живой солнечный лес и мёртвая птица – в этом противопоставлении рождается целая трагедия безжалостного отношения человека к братьям своим меньшим. Молчание леса вторит внутреннему голосу Ивана Иваныча, сострадающему всем живым существам. «В осеннем солнечном лесу человек становится чище, »- пишет Троепольский. Так, красота природы способна повлиять на нравственные качества человека, осознание ответственности за свои поступки, вызвать сострадание и привести к душевному очищению.

Природа, несомненно, влияет на душевное состояние человека. Мы радуемся, когда весной покрываются изумрудной кружевной зеленью берёзы, когда в осеннем хороводе кружатся разноцветные листья, когда белый снежный ковёр покрывает землю.

Иногда грустим, когда идёт проливной дождь или злой ветер рвётся в окна. Но природа влияет не только на эмоциональное состояние человека, она может изменить его отношение к миру, к себе, к людям. Этот вопрос нашёл отражение во многих произведениях русских и зарубежных писателей и поэтов.

Вспомним страницы романа Л.Н. Толстого, посвящённые Андрею Болконскому. После тяжёлого ранения, смерти жены он переживает тяжёлый душевный кризис. Отказался от общественной деятельности, занимается только своим имением и больше ничего не ждёт от жизни. По дороге в Отрадное видит старый огромный дуб с корявыми сучьями. Всё вокруг оживает весной, и только этот дуб не поддаётся весеннему пробуждению. Князь Андрей сравнивает себя с этим деревом, думает о том, что и в его жизни всё уже прошло.

После встречи с Наташей в Отрадном, возвращаясь домой, он увидел, что старый дуб преобразился, покрылся шатром тёмной зелени, ожил и по-прежнему радуется жизни. И в Болконском произошла перемена. На него нахлынуло чувство радости и обновления, он снова хочет жить, любить, найти применение своему уму и знаниям. Писатель показывает связь между душевным состоянием своего героя и природой.

Обратимся также к рассказу В. Астафьева «Царь-рыба».
Главный герой произведения, Игнатьич, давно чувствует себя на реке полным хозяином. Нет рыбака удачливее и смелее его. Всегда полны его сети рыбой. На реке Игнатьич — царь и бог. Браконьерство стало целью его жизни. Игнатьич – хороший хозяин, дом его – полная чаша. Рыбу он ловит с детства. Ради неё «забылся в человеке человек! Жадность его обуяла». Игнатьич во всём привык быть первым, лучшим. От людей он отгородился, не нужен ему никто, кроме собственной семьи.

В центре рассказа – описание противоборства человека и царь-рыбы. Когда-то дед предупреждал Игнатьича, своего внука, что, если попадётся ему когда-нибудь царь-рыба, нужно отпустить её с миром и продолжать мечтать о ней. Не внял внук дедовскому совету, захотелось ему показать, что он сильнее царя реки. В результате человек и огромный осетр запутались в самоловах, в их тела впиваются острые крючки.

Много времени провёл Игнатьич в холодной воде, бок о бок с царь-рыбой. Перед лицом смерти задумался о своей жизни, о своих грехах. Вспомнил Глашку, которую когда-то жестоко обидел, жителей посёлка, которых не замечал и не считал себе равными, всех, к кому относился равнодушно и свысока.

Писатель оставляет своего героя в живых. Царь-рыба, набравшись сил, срывается с крючков и уходит в воду. Измученная, израненная, но свободная. А человек прощается с нею: «Иди, рыба, иди! … Я про тебя никому не скажу!» Автор подчёркивает, что не только телу Игнатьича сделалось легче, но и душа его освободилась от каких-то тёмных сил. Природа заставила человека изменить своё мнение о себе, подумать о смысле своей жизни, об отношении к окружающему миру.

Таким образом, мы видим, что природа – это не фон, не декорация. Она великий и могучий источник жизненной силы, красоты. И если человек не враг ей, то она всегда поддержит его, оживит сердце и душу, поделится своей силой и научит радоваться жизни.

Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства. Она воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей, явлении, движения сердца. Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой - добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу.
Многолетний опыт убеждает, что бессердечными, бездушными "потрошителями" живого, безжалостными расточителями красоты природы становятся те дети и подростки, в душах которых притуплено чувство добра, нет искреннего желания стать лучше. Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит красоты природы. Красота природы как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность. Она для подростка является прежде всего школой культуры эстетического восприятия. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.
Познавая оттенки красоты природы, мальчики и девочки переживали жизнерадостную полноту духовных сил, жажду познания все новых и новых источников эстетических богатств. В подростковом возрасте человек больше, чем в какой-либо другой период своего морального, умственного, эмоционального и эстетического развития, потребует тонкости, глубины, эмоционально - эстетической ясности восприятия окружающего мира. Логическое познание научных истин и закономерностей требует облагораживания мыслей чувствами.
Один из источников этого облагораживания есть красота природы, потому что и источником мысли, познания, открытия истины для подростка тоже является мир природы. В годы отрочества восприятие эстетических качеств мира сливается с углубленным логическим познанием, мысленным проникновением в природу вещей и явлений.


Чем глубже, тоньше логическое познание, чем ярче связанные с ним интеллектуальные чувства, тем значительней влияние эстетических качеств природы на духовный мир подростка. В единстве логического и эстетического познания, в слиянии интеллектуальных и эстетических эмоций источник того, что подросток пристальней, внимательней всматривается в людей, видит человека, ощущает его внутренний мир. В годы отрочества человеку открываются такие научные истины, как вечность материи, безграничность вселенной, переход энергии из одного вида в другой, единство живого и неживого.

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовой загрязнение.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.
Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера.
Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект.




Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду.
Воспpиятие кpасивого ландшафта - это интимная встpеча человека с пpиpодой. Кpасоты пpиpоды вызывают у него комплекс позитивных чувств: безопасность, pасслабленность, спокойствие, тепло, свободу, добpожелательность, счастье. Амеpиканские специалисты считают, что это связано с чувством психологического комфоpта как pезультат длительной эволюции человека. Таким обpазом, человеческая генетика постоянно нуждается в пpиpодном обpазце, пpиpодной кpасоте, пpиpодной гаpмонии. Реальность теpяет свою почву и гpешную душу, когда на нее сходит небесное заpево кpасоты. Кpасоту дикой пpиpоды можно сpавнивать с pодниковой водой: чем меньше в ней пpивкуса, тем более целительной она почитается.

Единение с природой необходимо человеку, потому что душа человека и душа природы – одна душа.

Как же тянет на природу, к лесу, к реке, на поля, луга. К древним и величественным горам, к бездонному голубому морю, всесильному и безмятежному океану. Природа манит. Природа дает силы, мы там заряжаемся и отдыхаем от суеты жизни (), которая только забирает и ничего не дает в ответ.

Когда мы в отпуске, мы хотим уехать куда-нибудь подальше, где есть тишина, где природная красота. Где мы можем отдохнуть и набраться сил. Ведь наша жизнь, полная стресса, проблем и суеты высасывает из нас все.

Если нет возможности уехать далеко, мы едем на природу к воде поближе к дому. Но все равно мы стремимся уехать из города . В городе невозможно отдохнуть. Бетонные стены не могут заполнить запас жизненных сил. В них нет ничего, кроме цемента и песка.

Даже в своих мечтах, самых сокровенных и любимых, мы стремимся к единению с природой, хотим иметь домик на берегу океана (). Да не обязательно океана, пускай возле озера, леса. Но хочется жить как можно ближе к пению птиц и шуму листьев.

Почему единение с природой так важно для человека?

Почему мы постоянно стремимся к природе? Почему именно там мы чувствуем что-то, чего нет в городах? Что мы чувствуем?

Мы чувствуем Душу.

Мы чувствуем ту единую Душу, которая объединяет все живое на планете, все живое во Вселенной.

Во всех творениях Бога – одна живая Душа. Мы пришли откуда-то в этот мир и когда-то мы обязательно вернемся домой. И приезжая в природные места, мы, как нигде, ощущаем связь с домом. Во всех нас живет один дух Божий. Во всем живом: и в людях, и в животных, и в растениях. Везде горит искра Жизни.

В такие моменты начинаешь очень глубоко чувствовать свою душу, свое единство с душой всего мира. Здесь мы чувствуем полноту жизни.

В зданиях из бетона нет души, в них нет ничего. Человек не способен зажечь жизнь. Мы себя лишь ограждаем от красоты и великолепия сотворенного вокруг нас мира ( человека и природы). Мы закрываем его стенами. Мы настолько глубоко погружаемся в асфальтовый хаос, что вообще перестаем ощущать себя частью этого мира. Настоящего мира, в котором мы живем. А не того, в котором мы думаем, что живем.

Жизнь в мегаполисе создана человеком. Такой мир придуман не Богом и построен не Богом. Но мы видим только этот мир и только таким его и понимаем. Поэтому мы так часто приходим в тупик, к депрессии и пустоте внутри. Потому что такой жизнью может жить только тело, душа же задыхается, не чувствуя связи с Единым Духом.

Душа мучается и страдает в каменных стенах. Единение с природой — прямой путь к Богу. Когда мы оказываемся вблизи настоящего божьего творения, на природе, душа начинает дышать очень глубоко, пытаясь надышаться. ( , и в него?)

Это как жить внутри дома, наполненного дымом, а потом выйти на улицу.

Мы неотделимая часть природы.

Мы с ней одно целое, но не всегда мы это понимаем и осознаем. Мы забыли об этом.

Поэтому мне так хорошо одному, на берегу реки наблюдать за ее течением, поэтому там я ощущаю что-то, отчего мне так спокойно и радостно внутри. Я ничего не боюсь, я знаю что-то, что не могу сформулировать словами, когда слышу шелест листьев и скрип сосен в лесу, когда иду босыми ногами по песку, когда чувствую прохладу воды, купаясь в ней. Когда солнце касается моего лица своими теплыми лучами, в которых есть нечто больше, чем просто свет и тепло. В них сокрыта суть всего. Когда надо мной плывут белые пушистые облака по ясно голубому небу. Когда проплывает мимо стая лебедей, когда так невыразимо прекрасно цветет и пахнет сирень… А я просто смотрю на это все и больше нет ничего в голове. Я просто стою и смотрю, слушаю, чувствую, люблю.

В этот момент я живу.

Но вот звонит телефон…и я снова умираю…

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет - не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель - сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!



Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Консультация для педагогов

Составил:

музыкальный руководитель

Бауэр.Л.М

Игрим

2013

«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…» : в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей… Р.Тагор

Красота мира начинается с красоты души... Красота - это вечность, длящаяся мгновение.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

Эстетическое воспитание есть часть педагогической науки, непосредственной же теоретической основой его является эстетика.

Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание - процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика - это приобщение к искусству.

Эстетическое воспитание включает:

Знание законов, по которым создаются произведения искусства;

Воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;

Развитие творческих способностей.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.

Когда мы приобщаем детей к прекрасному, надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка.

Поэтому взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:

Рассказывая о прекрасном, педагог акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.

Эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.

Ребенок подражателен, поэтому педагог должен давать только положительные примеры для подражания.

Задачи эстетического воспитания по программе:

1.Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.

2.Воспитывать эстетику поведения.

3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка: здание, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ребенка, его побуждения, стремления, переживания.

Детство, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании». Можно поэтому утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью, сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности, свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в «проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находит». Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает ребенка. Ребенок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием.

К трем годам ребенок должен отчетливо проявлять эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок надо учить отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

Сначала выделять красивое, обращать внимание на эстетические объекты:

«Посмотри, как красиво». Впоследствии ребенок сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам малодоступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас, бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы.

Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их творческие способности. Они проявляются не только, когда они занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.

Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу « вечным образцом искусства ». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал : «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства» . Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед педагогами.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада, школы и семьи, то оно может задержаться. Поэтому педагог должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А. Сухомлинский говорил: « Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые воспитатель ставит перед дошкольниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.

В чем же красота человека?

Красота человек, зависит оттого, какой человек в жизни. То есть он не зависит от красоты, а от души, какой человек. Если человек красив, но не имеет души, которая очень нужна в наше время. Душа должна быть в людях, как относишься, чем занимаешься. Человеку очень нужна душа в дружбе, чтобы он мог отблагодарить, сделать хорошее людям, Всем...

Как же можно понять каков сам человек? Часто, мы все определяем по одежке, а не по делам.

Наверное, самое главное, что должно быть у человека - любовь, доброта, щедрость. Без этих нравственных характеров обойтись нельзя...

Каждый, каждый, когда мы дарим, здороваемся, что угодно, делаем, мы должны делать это с ДУШОЙ.

Душа-это самое главное, что есть у человека!

Красота человека - это когда у человека красивые черты лица, когда он опрятно и со вкусом одет, когда он хорошо воспитан, когда от беседы с ним ты сам становишься богаче.

Часто бывает, что человек не отличается яркой внешностью, но от общения с этим человеком исходит обаяние, и мы говорим: «Красивый человек!». Красота человека это не только его приятная внешность, но и его интеллект, характер, воспитанность. Красота человека в его всестороннем развитии, не зря говорят, что

"Красота человека - в красоте характера".

Разработчик:

Музыкальный руководитель отделения реабилитации

физическими и умственными

возможностями Л.М.Бауэр

Подпись расшифровка подписи

Согласовано:

Заведующий отделением реабилитации

несовершеннолетних с ограниченными

физическими и умственными

возможностями С.А. Никифоренко

подпись расшифровка подписи

Ф.И.О

Дата ознакомления

Роспись




Top