Как кремируют людей в крематории. Услуга кремации тела — на что обратить внимание

Наталья Кравчук

Наталья Кравчук

Как на самом деле функционирует это окутанное мифами место, рассказывают и показывают сотрудники крематория на столичном Байковом кладбище

Мрачное и необычное здание киевского крематория - гигантские белые бетонные полусферы - стоит на холме на территории знаменитого Байкова кладбища, самого старого и престижного в стране. Здесь всегда многолюдно, временами процессии идут одна за одной, конвейером. Мы напросились сюда на своего рода экскурсию, чтобы увидеть, как функционирует это окутанное мифами место. И нам показали весь процесс - от оформления процедуры кремации до момента выдачи праха родственникам.

Провести "экскурсию" по крематорию соглашается начальник кремационного цеха - спокойный, приятный мужчина лет 50-ти. Он общителен и охотно отвечает на все вопросы, однако сразу же озвучивает свои требования: не указывать его имени, фамилии и не фотографировать его лично. Точно так же себя поведут почти все сотрудники КП Киевский крематорий, а их тут чуть больше сотни. Не все здесь готовы рассказывать, где работают и чем занимаются. Оно и понятно: работа - не из легких во всех смыслах.

Первым делом нас ведут в административный корпус, где оформляют процедуру кремации. Сюда приходят родственники, чтобы договориться о датах, согласовать условия и оплатить услугу. Прайс-лист висит на сайте крематория в открытом доступе. Общий ценник тут - чуть больше 4 тыс. грн. Из них сама процедура кремации стоит 445 грн, в остальные расходы входят аренда катафалка, предоставление ритуального зала, покупка урны, отпевание, оркестр и нанесение текста на урну. Все это варьируется в цене. Самая дорогая урна, к примеру, стоит порядка 1,5 тыс. грн, самая дешевая - 525 грн.

За год сейчас проходит более 12 тысяч кремаций, и это число увеличивается. Это больше, чем было: раньше едва доходило до 10 тысяч, - рассказывает наш сопровождающий. Он связывает это с двумя вещами. Во-первых, говорит он, все больше людей еще при жизни выбирают такой вариант собственного погребения, считая его более экологичным. А во-вторых - в столице банально переполнены кладбища.

В среднем в месяц тут проходит больше тысячи кремаций, но все зависит и от времени года: летом умирают чаще, потому что обостряются хронические заболевания и сердце не выдерживает жару.

В крематории сразу несколько залов для прощания: два маленьких тут же, в админздании, и два больших чуть поодаль, в том самом известном здании в виде бетонных полусфер. Сперва заходим в маленькие - сейчас они как раз пустуют.

Один зал считается обычным, а второй у нас - как VIP-зал. Здесь не так жарко летом и не холодно зимой, есть обогреватели. Раньше здесь было маленькое урнохранилище, но теперь его реконструировали в зал, - рассказывает сопровождающий.

VIP-зал отличается еще и тем, что в нем организовывают процедуры прощания для представителей разных конфессий. Стены тут практически голые, а все элементы вроде распятий и икон легко демонтируются при необходимости.

VIP-зал

И в первом, и во втором залах, в отличие от двух других в следующем здании, нет лифтов - после прощания гроб увозят вручную. Второй зал украшен пестрым голубым барельефом - уникальным памятником советской архитектуры. Его создали в 1975-м, когда строилось здание самого крематория. Его авторы - художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко - 13 лет работали над еще одним мега-проектом, который должен был вырасти неподалеку от необычной формы здания крематория - Стеной Памяти длиной 213 м, высотой от 4 до 14 м. Элементы огромного горельефа, Стены, должны были быть выкрашены в яркую глазурь, отражаться в воде озера и символизировать Любовь, Материнство, Весну, Творчество и прочие радости бытия. Но когда на строительство ушло 13 лет и Стену оставалось лишь выкрасить, случилось невероятное: в 1981 году городские чиновники вдруг сочли сооружение "чуждым принципам социалистического реализма". То ли на Стене было слишком мало советской символики, то ли кто-то из функционеров побоялся ответственности за слишком вольнодумный подход к трактовке загробной жизни, но эпичное сооружение было приказано уничтожить. На это ушло три месяца и 300 КАМАЗов бетона. Заливали им Весну, Любовь и иже с ними те же самые рабочие, которые помогали художникам их отливать.

Стена Памяти изначально задумывалась как элемент, который должен отвлекать внимание скорбящих. Глядя на воплощенные в бетоне картинки из известных мифов, люди могли бы размышлять о жизни и бытие или вспоминать усопших родственников. Сейчас никто из действующих работников крематория уже и не помнит, как выглядели рисунки на Стене. Теперь она выглядит как бетонный вал, обросший плющом.

Все, что осталось от Стены Памяти

Пока мы говорим обо всем этом, я замечаю, как с задворок на нас поглядывает молодой батюшка.

Это отец Владимир, он один, кто у нас тут постоянно задействован. Вон там его приход, - показывает наш сопровождающий на небольшой деревянный храм на холме.

Все остальные священники приходят на церемонии из разных церквей.

Пока мы поднимаемся по колумбарию на горку, к большим залам, наш "экскурсовод" рассказывает, что к Стене и крематорию часто приходят фотографироваться.

Иногда готы приходят тоже, по ночам тут гуляют. Бомжи, бывает, заходят, крадут все, что можно потом сдать или продать, металлические конструкции, например, - говорит он.

Возле больших залов - многолюдно. То тут, то там рассредоточены группки родственников и катафалки - в основном, черные Мерседесы. В одном из них на переднем сидении женщина под 50 с карманным зеркальцем в руке красит губы. На ее груди - бейдж, выдающий в ней сотрудницу ритуальной службы. И в первом, и во втором залах идет прощание. Мы заглядываем в самый большой, там отпевают молодого парня. На задней стене зала - панно из искусственных цветов.

Как-то раз хоронили молодую женщину, кажется, была директором турфирмы, - вспоминает наш собеседник. - Кажется, погибла в Турции, что ли. Так они это все панно обложили за свой счет живыми цветами.

Когда батюшка заканчивает панихиду, за дело принимается трубач, наигрывая грустный мотив. Он тоже штатный сотрудник крематория, но по желанию родственников можно пригласить и музыкантов с оркестром из других компаний. Когда он доигрывает, гроб накрывают крышкой и опускают лифтом вниз. Родственники расходятся. Местная сотрудница ритуальной службы, бойкая черноволосая женщина в синем пуховике, снимает портрет, собирает все, что принесли родственники, и быстро меняет на новое. Вместо портрета парня появляется фотография немолодой женщины.

Давай! - командует ритуальщица куда-то вдаль. Мужчина в черном с повязкой на рукаве по команде выгружает из катафалка следующий гроб, его заносят на подмостки и приступают к новому прощанию. Этот гроб даже не открывают, все проходит быстрее. На крышку кладут несколько букетов и буханку черного хлеба.

Мы выходим на улицу. Территория у залов выложена брусчаткой. Наш сопровождающий рассказывает, что и это - задумка архитектора Милецкого.

Так задумано было, чтобы люди, которые идут в процессии, смотрели под ноги, а не зевали, - объясняет мужчина.

Сквозь ряды колумбария идем в следующий пункт - кремационный цех. Туда, где оказываются гробы после прощания. Устроено все так: под землей пролегает тоннель длиной 75 м, по которому гробы перевозят на специальном электрокаре. Вернее так называет это наш собеседник, но позже мы увидим, что напоминает этот вид транспорта скорее большую тележку.

Пока идем к кремцеху, сопровождающий рассказывает о колумбарии. Здесь сейчас всего 16 участков. Есть новые и старые - в холме и в земле вокруг. Те, что в земле - это что-то вроде семейных склепов. Туда вмещается по четыре урны. Видно, что на некоторых надгробных плитах осталось пустое место - значит, сюда еще будут подхоранивать. Тут виднеется и новый участок с пустыми ячейками под урны.

Мест очень мало осталось. Очень-очень, - вздыхает мужчина задумчиво. - На пару лет и все. Сейчас весной пойдут-пойдут и вот это все займут. Зимой редко кто захоранивает - холодно, мороз.

Сверху на холме - отдельный участок для "братских могил". Сюда раз в год захоранивают урны, за которыми никто не пришел. Я иду вдоль участка и вижу квадратные бетонные таблички с фамилиями на них. Сверху - год смерти. Самые старые датированы 2003-м. Бывает, что родственники приходят за урной и через несколько лет. Тогда ее находят в общих захоронениях по фамилии и изымают.

Мы подходим к кремационному цеху. На нас кидаются с лаем две собаки. Мужчина спешит заверить, что они - привязаны. Под ногами одной из них путается маленький черный пузатый щенок. Пытается копировать взрослую и тоже лает, но у него получается смешно.

Смотрите, выжил, - кивает на него наш сопровождающий. - Это подкинул кто-то.

Он на пару секунд скрывается за тяжелыми металлическими воротами в цеху, чтобы предупредить рабочих, что пришли журналисты, потом заводит нас внутрь. Здесь нет ничего, кроме длинного бетонного туннеля - того самого, который уходит к большим залам, металлических стеллажей для гробов и печей. Печи - их восемь, то есть, четыре блока по две печи - закупались еще во время строительства крематория.

Там вон холодильная камера, но она уже давно не работает, - кивает мужчина на приоткрытые зеленые двери с соответствующей надписью. - А что делать, если даже в моргах они уже в некоторых давно не работают. Но есть и работающая холодильная камера. Правда, в админкорпусе.

К нам выходят работники цеха. Слышно, как где-то в туннеле звенит звонок: это сигнал, что пора ехать забирать очередной гроб из зала. Один из мужчин, Дмитрий, запрыгивает на подмостки своего транспортного средства и скрывается в туннеле. Прохожу немного вперед и вижу, что возле стены стоит мисочка с водой и пустая тарелка.

Кошки живут здесь, - объясняет наш сопровождающий. - Тут мышей столько и крыс - туннель же под землей.

Через несколько минут появляется Дмитрий, перед собой везет сразу два гроба. Судя по всему, это те покойники, прощание с которыми мы наблюдали наверху. Возле одного из них - буханка хлеба. Крышки просто лежат наверху, не привинченные и никак не прибитые, чуть скошенные на пару сантиметров в сторону. Дмитрий берет специальный металлический крюк, поддевает гроб под крышкой и стягивает на тележку. Потом перекладывает на подмостки у стены - ждать, потому что печи пока что заняты.

На крышке гроба лежит бумажка с данными покойного. Внутри - металлический жетон, на котором выгравирован индивидуальный номер, присвоенный этому покойнику. Когда останки достанут из печи, жетон будет в них как подтверждение личности для идентификации.

Обходим печи с другой стороны. Из-за них выглядывают трое мужчин - местные рабочие. Называться и фотографироваться тоже не хотят. В печи есть круглое отверстие, через которое видны языки пламени. Один из рабочих открывает заслонку, чтобы мы увидели, что внутри: языки пламени и кости.

Процесс сжигания занимает час-полтора, зависит от габаритов, объясняют нам.

Иногда кладут в гроб всякое. Сапоги какие-то или бутылку самогонки. Самогонка - опасно, оно же может взорваться, - рассказывают мужчины.

Я спрашиваю у них, откуда взялись слухи о том, что тут, в крематории, во время Майдана сжигали убитых митингующих. Наш сопровождающий отмахивается, говорит, что после того скандала к ним приходили с проверкой из Генпрокуратуры, но ничего подозрительного не нашли. Кремационный цех, объясняет он, снабжен счетчиками, которые считают потребление газа, и чтобы понять, имел ли место перерасход топлива, нужно просто перепроверить показатели.

Напротив печей находится отдельная комната, в которой кости, извлеченные из печи, на специальной машине измельчают в прах и выдают в урне. В комнатке - стол, на котором включена настольная лампа, лежит журнал со сделанными от руки записями. Туда вносят фамилии покойников - ведется учет. Вдоль стены - шкаф. На стекле - черно-красная наклейка Правого сектора. Над полками - деревянное распятие. На полу - железные ячейки, похожие на крытые совки от лопат, в которых лежат еще не перемолотые кости, и такие же металлические ведра. На каждом - бумажка с данными о покойнике, внутри - тот самый металлический жетон.

Иногда кладут в гроб всякое. Сапоги какие-то, или бутылку самогонки. Самогонка - опасно, оно же может взорваться

Вон там внутри два таких гранитных шара, - местный работник, мужчина в синем комбинезоне открывает круглую дверцу в одной из машин. - Эти шары перетирают кости в прах, перед тем, как помещать кости туда, я беру вот такой большой магнит и вытягиваю на него все металлические элементы. Их складываем в специальный контейнер.

Он машет рукой в сторону контейнера - там лежат переплавленные гвозди от гробов, виднеется ремешок от часов и каркас металлического зубного протеза.

Перемолотый прах помещают в пакет, сверху кладут жетон, все это складывают в урну. Обычно ее вместительность - порядка 2,8 кг. Сюда же кладется металлический жетон, который был с телом покойного во время кремации. Так родственники смогут убедиться, что им выдали того, кого нужно.

Кроме кремации человеческих тел, здесь иногда кремируют животных: хозяева могут заказать такую процедуру, например, для любимой собаки. Также у КП Киевский крематорий есть лицензия на кремацию биологических отходов, которые, как правило, привозят из медучреждений.

Комната, где останки перемалывают в прах и высыпают в урны

Дальше идем в урнохранилище, куда приходят получить урну с прахом. У входа в само хранилище - окошко для выдачи. Женщина проверяет документ и выдает прах. Тут же стоят примеры надгробий, плит и памятников, которые можно приобрести для захоронения праха.

Мы проходим мимо женщины и попадаем внутрь. Здесь - десятки стеллажей с урнами. Они все разной формы, есть из камня, из дерева и даже из керамики, подавляющее большинство - черного цвета. Каждый стеллаж помечен листом А4 с напечатанной буквой - той, на которую начинается фамилия усопшего. Но разбросаны они хаотично, не по алфавиту.

Между рядами ходит женщина с бумажкой в руках и выискивает нужное, чтобы отнести на выдачу. Ей помогает мужчина - в комбинезоне, шапочке и очках. Представляется Александром. От фото не отказывается и даже немного позирует. Работу делает методично, по нему видно, что занимается этим делом давно. Он ищет урны, которые нужны будут на выдачу и захоронение завтра. Я спрашиваю у него про странный порядок букв на стеллажах.

Да мы привыкли уже, много лет так, - говорит мужчина. Его должность звучит как заведующий урнохранилищем, но подчеркивает, что не главный тут - "над ним еще женщина". Я пытаюсь посчитать вместительность урнохранилища хотя бы в приблизительных цифрах. На одну полку стеллажа помещается 12-13 урн, в стеллаже - пять полок. Выходит порядка 70 урн на один стеллаж.

Чтобы найти на стеллаже с буквой нужную урну, приходится читать каждую гравировку: ни фотографии, ни какого-то другого маркера нет.

Когда родственники забирают урну, они сами решают, что делать дальше: захоронить ее здесь же, в колумбарии, забрать с собой, увезти в другой город или страну, или же развеять прах там, где пожелал усопший в своем завещании.

Безусловно, потеря близких людей становится для нас настоящим психологическим потрясением и тяжелейшим стрессом. Когда умирает человек, его родственникам приходится решать вопрос о том, какой тип захоронения выбрать, чтобы душа усопшего «нашла вечный покой».

В настоящее время в нашей стране все большую популярность приобретает такая процедура, как кремирование человека. Агентства, специализирующиеся на оказании ритуальных услуг, вынуждены решать огромное количество вопросов, непосредственно связанных с кремацией. При этом многие люди, которые в силу различных причин вынуждены заниматься организацией похорон, не имеют ни малейшего представления о том, кремирование человека. Нижеизложенная информация об этом будет им весьма полезна.

Итак, что же такое и насколько дорогостоящий данный ритуал?

Кремация представляет собой одну из вариаций захоронения, которое предполагает сжигание тела человека в специальной печи до тех пор, пока не образуется пепел. После этого прах покойного кладут в специальный контейнер, который отдают родным и близким покойника для того, чтобы они завершили процедуру захоронения одним из следующих методов: либо поместили пепел в могилу, либо поместили урну в колумбарий.

Какова цена вышеуказанной процедуры

Необходимо отметить, что стоимость кремации не так уж и высока - она составляет порядка 4 тысяч рублей.

Рассматривая такой ритуал, как кремирование человека, цена которого зависит от того или иного набора необходимых услуг и принадлежностей, следует подчеркнуть, что даже покупка гроба для кремации - родственников усопшего. Так или иначе, смета расходов на кремацию составляется на основе их финансовых возможностей.

В настоящее время проблем с выбором гроба для покойника не существует. Единственное требование заключается в том, чтобы он был сделан из материалов, которые отлично поддаются горению.

В чем причина того, что кремирование человека как вид погребения становится все более предпочтительным? Их несколько. И они индивидуальны.

Некоторые эксперты заявляют о том, что со временем кремация «вытеснит» земельное захоронение, поскольку это менее затратная с финансовой точки зрения процедура.

Огромный интерес у многих вызывает не только вопрос о том, как происходит кремирование человека, но и то, нужно ли перед сжиганием тела его кремировать. Если пункт кремации расположен на удаленном расстоянии и к нему следует добираться длительное время или когда процедура прощания намечена непосредственно перед кремированием покойника, то рекомендуется тело бальзамировать.

Весьма индифферентно к вышеуказанной процедуре относится церковь. Существует позиция, в соответствии с которой само по себе сжигание тела не противоречит церковным канонам. Однако определенная часть духовенства крайне негативно относится к кремации. Прошло совсем немного времени с того момента, как священнослужители начали отпевать покойников непосредственно в здании крематория.

Проблема переполненности кладбищ, видная невооруженным глазом — безусловно, существует . Надо что-то делать, иначе между миром живых и миром мертвых на физическом уровне в прямом смысле сотрется всякая грань. И не так уже редки случаи, когда старые кладбища равняют с землей, строят на их месте жилые дома, торговые центры. Даже для людей несуеверных и не приверженцев мистических учений ясно, что в жизни на костях нет ничего хорошего. Нет ничего хорошего и в жизни рядом с кладбищем, когда пейзаж вида из окна дополняют надгробные кресты.

Давайте сегодня поговорим, что лучше — Крематории или кладбища? Что в конце концов выбрать?!

Места захоронений выбирались раньше, при основании города, либо при его уже активной, но не столь многолюдной как сейчас жизни — на окраинах, границах с поселковой и пустынной местностью. А сегодня и городского населения стало больше, и темпы строительства мегаполисов растут, и кривая рождаемости только сейчас начала догонять кривую смертности.

Например (по данным Википедии), на начало 20 века в России:

«Сельское население империи значительно преобладало над городским. Из общего числа жителей 174 099 600 человек, в городах жило 24 648 400 человек, т.е. всего 14,2% (данные 1913 года). По соотношению численности городского и сельского населения Россия занимала одно из последних мест в ряду крупнейших государств начала XX века».

Чуть больше чем через 100 лет, а именно на начало 2015 года (по данным Википедии):

«На 1 января 2015 года по оценке Росстата в России было 146 270 033 постоянных жителей. Плотность населения - 8,55 чел./км2 (2015). Население распределено крайне неравномерно: 68,2 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,85 % территории. Городское население - 74,03 % (2015)».

За один век, несмотря на явное отсутствие роста численности жителей страны, доля городского населения выросла с 14,2 % до 74,03 %. Это отражается и на смертности, и, естественно, на состоянии городских и пригородных кладбищ.

Можно было бы перенести будущие кладбища в далекую загородную зону, а прежние, которые в черте города, оставить как есть и просто не хоронить там. Но и здесь не все так просто. У власти свои аргументы, а стоящие у руля похоронного бизнеса, конечно, всеми силами не хотят терять свою прибыль. Но и ведь, перенесенные за пределы населенных пунктов, жилых зон места захоронений — через пару десятилетий-веков также обрастут мегаполисами. Ну а что делать? Закрывать прежние кладбища и открывать в более дальних местах, ничего критического, смерть — если подумать, такой же естественный процесс, как рождение, и надо заботиться не только о роддомах.

Кроме привычного для всех способа захоронения все «популярнее» становится кремация. И хотя сама процедура и суть ее чужды минталетету русского человека — крематории стали фактом нашего времени и вынужденной мерой для решения погребальных вопросов.

Крематории будут построены во многих российских городах, и кремация, по мнению более чем половины россиян, хорошая альтернатива земле.

О том, что думают россияне по поводу повторных захоронений и о кремации в коротком ТВ-сюжете:

Кремация и крематории

В настоящее время в России работают 17 крематориев в 14 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Носовихинский, Хованский), Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Норильск, Екатеринбург, Барнаул (начал работу в 2015 году), Нижний Тагил, Владивосток, Артём, Находка, Ростов-на-Дону, Сургут, Челябинск, Тула, Хабаровск.

Что мы знаем о кремации? По данным сайта homotomia.ru — лишь 15 % опрошенных причислили себя к знающим тонкости процесса кремирования.

И это несмотря на то, что (по данным сайта крематорий.ру) — «в тех городах РФ, где имеются крематории, процент кремаций в общем числе погребений колеблется от 45 до 61,3%».

Однако на деле (вы сами лично вообще часто слышите о том, что знакомые предпочли кремацию привычному захоронению для умершего родственника?):

«…в большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах (в которых есть крематории) выбирают родственники в среднем не более 15-20 % умерших). Наибольший процент - в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50-70 % всех умерших). Самый большой крематорий - Николо-Архангельский крематорий в Москве - оборудован 7 двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года. Он занимает площадь 210 га, и в нём имеется 6 нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах. Самым экологичным считается запущенный в эксплуатацию в 2011 году кремационный комплекс в Волгограде. Его кремационная установка приобретена в Германии и включает в себя кремационную печь типа КЕ 400 с хромосорбционным фильтром высокой очистки», — Википедия о крематориях России.

«Крематорий (от латинского «cremo» — сжигать) — являет собой здание ритуального характера, предназначенное для сжигания тел (останков) умерших (погибших), приданию их огню (кремации)».

«Кремация – это уничтожение трупа путем сжигания. Такой процесс может быть либо неконтролируемым открытым сжиганием на погребальных кострах, либо контролируемым сжиганием в кремационной печи, установленной в крематории.

Процесс кремации представляет собой сжигание тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков раскалённого до высоких температур газа (870-980 °C). Для более эффективного процесса в современных печах внедрён ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела). В качестве топлива для печей в настоящее время обычно используется газ (природный или пропан), реже электричество. До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс.

Современные печи автоматизированы и контролируются микропроцессорными устройствами, снабжены устройствами безопасности для обеспечения безопасного использования (например, дверь реторты печи блокируется, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура; гроб подаётся в печь максимально быстро во избежание потерь тепла).» (Википедия)

Кому и зачем нужна кремация? Во-первых, сжигание трупов в огне изначально имело две основные мотивации: религиозную и бытовую. В первом случае — умерших предавали костру, как гласила религия нации, во втором — климат, отсутствие орудий для выкопки ям, антисанитария, большое количество покойников часто заставляли отдавать предпочтение именно этому способу захоронения. Сегодня в нашей стране, конечно, в меньшинстве те, кто смотрят на процедуру кремации с религиозных ракурсов, в основном нас интересует утилизационный аспект. Данная процедура для тех, кто твердо решил, что не хочет тлеть в земле после смерти (или так решили его родственники, если покойный не оставил иных рекомендаций, либо его это не волновало), кто хочет сэкономить на похоронах (хотя это тоже зависит от дороговизны сопутствующих товаров и услуг, может получиться, что кремировать в несколько раз накладнее, если родственники, например, захотели поместить прах в урну из золота). Вообще, полмира уже используют кремацию как один из самых активных способов захоронения. Важно знать, что это такое вообще, в чем выгода такого варианта проводов на Тот Свет.

О жизни Хабаровского крематория, о расходах на кремацию и многих других нюансах в сюжете программы «Подробности» канала «Россия24»:

«Кремация в 100 раз снижает площадь необходимую для захоронения, а срок минерализации тел уменьшается с 50 лет до 1 часа.

Впервые крематории были сооружены в Италии, в Милане в 1875 году (совместные наработки немецких и итальянских инженеров). Уже в 20-х годах минувшего столетия во многих городах Европы, даже с населением не более 100 тысяч жителей, думали возможным иметь крематорий, а в городах и населенных пунктах с населением в 110 тысяч и более, наличие крематория – было обязательной градостроительной санитарной нормой.

В 1874 году организованна Международная федерация кремации, первоочередной задачей которой по сегодняшний день является объяснение населению планеты преимуществ процесса кремации, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения экологии, гигиены, санитарии, этики и эстетики. На сегодняшний день Федерация кремации объединяет 21 страну, ее членом также является и Россия.

В дореволюционный период в России первый крематорий был возведен во Владивостоке с использованием японской печи, а первый крематорий в послереволюционной России построили в Петрограде в 1927 году.

На сегодняшний день кремация широко распространена в Северной Америке (в США насчитывается более тысячи крематориев), Европе; кремация обязательна в некоторых странах Юго-восточной Азии. В Англии насчитывается 356 крематориев; в Чехии — 80; в Китае — 1300; во Франции -70; (фактически в каждом крупном городе). В мире на данный момент действуют около 14 300 крематориев. Наибольшее распространение кремация получила в Японии (кремируют 98% всех усопших), в Чехии (95%), Великобритании (69%), в Дании (68%), в Швеции (64%), в Швейцарии (61%), в Австралии (48%), в Голландии (46%)»

(с сайта homotomia.ru, статья «Основы кремации»).

Выгода кремации. Со стороны тех, кто хоронит. Сокращение затрат на захоронение и почести до 50%, если использовать самые простые материалы, в будущем никто не построит на могилке, сравняв ее с землей, развлекательный центр. То есть память и прах всегда с собой (хотя достаточное количество родственников умерших предпочитают развеивать пепел над любимыми местами покойного).

С других сторон. Экономия земли, уменьшение загрязнения водных источников, расположенных вблизи кладбищ, предотвращение антисанитарной и экологической катастроф.

Однако были случаи, озвученные в прессе, когда недалеко от одного российского крематория нашли захоронения недогоревших костей. Крематорий закрыли, начались споры, расследования того, что же получили родственники в урнах с прахом и кого же похоронили.

И несомненный минус кремации, кроме озвученных в статье. Это невозможность эксгумации тела (для следственных действий) в случае если человек умер насильственной смертью, в случае если есть подозрение, что похоронили не того - тоже почти нереально идентифицировать принадлежность генетически.

По свидетельствам работников крематориев - очень часто после процедуры остаются фрагменты недогоревших костей, которые перемалываются в специальном устройстве, похожем на барабан с железными шарами. Праха получается около 4-5 литров, но в урну обычно помещается только 2-3, то есть какая-то часть пепла человека идет в мусорку.

Крематории в качестве котельных: для нас кощунство, а для кого-то просто теплые батареи. До чего дошел прогресс: «Кремирование требует большого количества энергии, и при этом тепло от горения трупов пропадает в пустую. Некоторые европейские крематории нашли решение проблемы. Вместо того, чтобы дать газам, выделяемым при сгорании, вылетать в трубу, можно использовать их для обогрева домов. С 1997 года в шведском городе Хелсинборг местные крематории обеспечивают 10 процентов тепла в домах» (с сайта freundchen.blogspot.ru, из статьи «Крематорий может являться источником энергии»)

Хранится урны с прахом могут в колумбариях - специально для этого предназначенных хранилищах, как правило, за это с родственников покойного взимается определенная плата.

Кладбища и захоронения

О кладбищах мы все знаем не понаслышке, поэтому многим понятно, что это такое, и хоть не каждый знаком со словом «ингумация» — все в курсе сути процедуры. Ингумация — это погребение тела покойного целиком в почву.

Если нет эпидемий, пандемий инфекционных болезней (которые, как правило, царствуют в бедных странах с жарким климатом) и местность захоронения далека от болот, водоемов — то глубина 2 метра, на которую опускают и закапывают гроб, почти гарантирует санитарно-эпидимиологическую безопасность.

Если исходить из последних данных о плотности российского населения за 2015 год, то получается: 8,55 чел./км2. Уж земельки-то, родной, должно хватить на всех… Чего же мы, самая просторная страна мира, так жадничаем? Особенно учитывая то, что кремация, как бы изысканно не рекламировали ее, чужда сознанию многих русских людей, веками привыкших хоронить умерших в земле.

Сейчас на Земле проживает примерно 7,3 млрд человек, причем эта цифра «живая»: часть людей умирает, появляется новое поколение. Прирост населения обусловлен повышенной рождаемостью. А всего на Земле жило по разным данным от 79-110 млрд человек до фантастической цифры 5,2 тысяч млрд человек. Установить абсолютную правдоподобность той или иной версии — невозможно, но, вероятнее всего, истина где-то посередине. Если предположить, что число всех умерших и ныне живущих жителей планеты достигало той самой выше обозначенной фантастической цифры, то даже при этом положение с местечком на земле было бы далеко не самым тесным:

«Плотность населения, если бы все родившиеся люди остались бы живы, получилась от 34 до 52 тысяч человек на 1 квадратный километр. Иначе говоря, на каждого человека пришлась бы большая комната в 20 - 30 квадратных метров - люди все-таки не оказались набитыми как «сельди в бочке»» (с сайта pandia.ru, статья «Сколько людей жило на нашей планете»).

«Лежать в земельке» после смерти — это как-то по-христиански, — говорят многие из тех, кто аргументирует свою позицию лишь этическим аспектом. И действительно… Ведь как-то не по себе от того, что родственник, которого ты любил, точнее, телесная часть его — ныне помещается в маленькую вазу с пробкой или нет вообще ничего, если прах развеить. Был человек — нет человека. Хочется, чтобы существовало какое-то место, куда можно придти, чтобы вспомнить, где бы частичка земного принадлежала умершему. И пусть на могилке нет души, но это все, что осталось от земного лика покойного.

Правда здесь есть и момент не столь нравственный. Придти на могилку, поухаживать за ней, конечно, нужное действие для покоя души, но ведь если одни почитают память умерших, скромно убирают место захоронения, садят цветочки, то другие устраивают пьянки на поминках, нелицеприятные зрелища, никоим образом не проявляя уважения к чести покойного и т.д. Хотя, наверное, это уже другой разговор.

Согласно христианской вере — умершие люди (по одной версии — святые, по другой — разные) в один день, после Второго пришествия Христа, должны воскреснуть, то есть их воскресит Бог. И здесь момент: как Он их воскресит, если телесного храма нет даже на уровне скелета? Впрочем, от тех, кто лежит в земле пару сотен веков — ведь тоже по идее ничего не осталось, а обещание Бога же вне веков и времен.

Думаю, что ни один человек не даст стопроцентно верного ответа, возможно ли воссоздание живого из пепла, это доступно божественной сфере. Однако слово, о том, что человек создан из праха и в прах уходит, может наводить на мысль и о возможности воскресения из праха. Оставим эти ребусы Богу, богословам, служителям — кто может знать, что будет?

Евреи (народ, находящийся на особом счету у сил небесных), например, против кремации. Да и православная церковь не одобряет эту процедуру как правильный вариант погребения, считает языческим обрядом.

Из плюсов захоронения в земле , конечно, на первом месте то, что есть «место свиданий» с умершим, место памяти, на втором — достаточно безопасный (если соблюдены все нормы и правила, нет подтоплений) в санитарном и экологическом плане способ похорон. Из минусов — относительно высокая стоимость затрат на погребение (при аналогичных же параметрах при кремации).

Похоронный бизнес — один из самых прибыльных, место в первых рядах на известном кладбище стоит от пары миллионов рублей до нескольких десятков миллионов и выше (в зависимости от города). Кто же захочет терять такой жирный кусок торта? И ведь бизнес беспроигрышный: люди умирали, умирают и будут умирать всегда: такова жизнь, все мы смертны. И если курс рубля — явление непостоянное, то смерть неизбежна для всех.

Что лучше для экологии?

О вреде печей кремации. Все зависит от того, что за печи в крематории, на каком топливе работают, но при любом раскладе — вред для природы есть. Например, даже при самых качественных и дорогих технологиях:

«Экологический вред от одной печи крематория сопоставим с ущербом от работающих двигателей 50 легковых автомобилей» (данные из статьи о надобности строительства крематория в Красноярске).

«Тем не менее, по некоторым оценкам, именно сжигание тел дает 9 процентов ртутного загрязнения атмосферы. Кроме того, из труб крематориев выделяются окислы азота, диоксины, бензпирены - помимо прочего, оказывающие канцерогенное действие» (с сайта pravda.ru, из статьи «Крематорий оштрафован за вред природе»).

О вреде земельных захоронений. Все-таки переполненность кладбищ, особенно соседствующих с жилыми деревенскими зонами, водохранилищами — проблема, и не только нехватки земельной зоны, но и экологическая, санитарная. Дождями, подземными водами размывается часть грунта, все продукты трупного распада вместе с стоками попадают в водяное русло, на огороды, в краны, колодцы… Кости не разлагаются до нескольких веков (тысяч лет), а модифицированные продукты, химические наполнители пищи, экология губят людей и все вокруг даже после смерти: сегодняшние трупы, по заверениям ученых, разлагаются крайне медленно, бывшие живыми ткани организма будто напитались при жизни всякой консервантной гадостью так, что и бальзамировать никого не надо. Когда мы хороним умерших — земля впитывает всю эту химию, далее круговорот воды в природе, и множество других биологических, химических процессов, способствующих распространению и продолжению захламления шлаками земли.

Однако так ли все пессимистично и так ли опасна для мира и нашей страны перспектива сохранения преимущественной тенденции к кладбищенским захоронениям? Даже если исходить из данных самых «бешенных» цифр о количестве когда-либо живших на Земле людей — всем бы досталось минимум по 20-30 метров, а в сегодняшней России на 8-9 человек — квадратный километр просторов. Природа — самый мощный фильтр отходов, хотя она ответит соответствующе, если ее не беречь.

Крематории все равно построят повсеместно, ведь пока тенденция роста населения Земли в геометрической прогрессии сохраняется, а значит утилизационный аспект смерти приобретает все более актуальные и острые черты. Людей надо как-то и где-то хоронить. Ведь даже в странах, где кремация основной вид захоронения — уже и так прах людей под ногами в прямом смысле. Родственники успоших развеивают пепел из урн над священными местами или реками, горами, лесами. Специалисты установили, что в районе активного «сеяния» праха — обильно повышается растительность, урожайность. То есть пепел становится обычным удобрением, как зола. И здесь ведь тоже, как ни крути, подходит слово «…доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

«Утилизация» — переработка мусора, отходов.. то есть, получается, наше тело — всего лишь… мусор? Вообще, термин «утилизация» стал очень популярен в последнее время: на планете много мусора, человечество стало осознавать, что все мы погрязнем в тоннах отходов, если ничего с ними не делать. Нужно куда-то деть, а, точнее, как-то переработать всю грязь, более того — пустить на прибыль или хотя бы не на убыль. Люди оставляют после себя слишком много всего, мир стремится к химическому, экологически вредному совершенстсву, что, естественно, дает такой побочный эффект как увеличение отходов во всех сферах жизнедеятельности планеты. Но, согласитесь, понятие мусора стало до того обезличено, что на пути к этому «совершенству» мы забываем что есть что, слово «утилизация» стало почти синонимом кремации, жизнь — миг, а тело — прах. Все-таки мы, россияне, в большинстве своем не буддисты, не индуисты, чтобы говорить о правильности кремации в религиозном разрезе, наши аргументы касаются в основном утилизации, экономиии квадратных метров земли. Правда, есть еще один момент, который я уяснила из диалога со знакомой: кремация гарантирует то, что покойника не похоронят живьем, и такие страхи встречаются среди людей, ведь летаргические сны - реальность.

Получается — ничего не безопасней, все вредно. Но проблема вечная, люди умирают, и их надо как-то хоронить. Кладбища должны находиться вдали от жилых и водных зон, необходима профилактика подтоплений, а крематории нужно строить очень далеко от города.

Конечно, право выбирать способ захоронения всегда остается за умирающим (если он успевает волеизъявляться на этот счет) и за родственниками покойного. И все, без оправданий почему так, а не иначе, — имеют право выбирать любой из доступных способов захоронения. Все-таки личная и грустная тема.

Но есть важный момент: мнения могут отличаться, когда мы рассматриваем проблему как глобальную и как личную. Как глобальная — она вылазит за границы дорог, поселков, городов, а как личная — всем, даже после смерти, хочется иметь свой угол, клочок земли.

А что думаете Вы по поводу кремации и традиционного погребения на кладбище?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на сообщества в социальноых сетях:

Они основываются на словах раннехристианского церковного писателя о том, что он не видит никакого вреда в сожжении, но как и ранее привыкли зарывать трупы в землю. Но православные священнослужители говорят о том, что при выборе кремации или захоронения, стоит выбрать вариант сохранения тела в гробу.

Ответ христианской церкви на вопрос почему нельзя кремировать заключается том, что кремирование не даст возможности родственникам усопшего на утешение и молитву. Хоть это также спорный вопрос. Все зависит от необходимости проведения данной процедуры. Церковь не отрицает проведения данного процесса и не запрещает его, она просто терпимо относится к такому проявлению.

Почему православных не кремируют

Такой вопрос является неправильным. Церковь не запрещает сжигать тело умершего человека. Так, например, Русская православная церковь относится неодобрительно к кремации, но тем не менее не запрещает священникам проведение всех служб по умершим перед сожжением.

В Библии сказано что должна быть прочтена , но конкретно ничего не указано о том, как проводить захоронение тела усопшего. Часто в священных письменах говорилось о захоронении тел в пещерах или в земле. А фраза «из праха вышел и в прах превратится» говорится не о способе погребения, а о том, во что превращается тело после смерти.

Разное отношение к кремации прежде всего обусловлено различным пониманием предназначения человеческого тела или смерти. Это и может вызвать боязнь того, что таким образом мы можем причинить боль или неуважение к телу усопшего.

Погребение после отпевания

На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.

По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:

  • Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
  • Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.

Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.

Господь всегда с Вами!




Top