Как написать литературный анализ. План анализа художественного произведения

Анализ художественного произведения

Примерная схема анализа литературно-художественного произведения,

при анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму,

примерный план характеристики художественного образа-персонажа,

возможный план разбора лирического стихотворения,

общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя,

как вести краткую запись о прочитанных книгах.

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

А. Идейное содержание включает:

1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.

Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в "Грозе" и Ларисы в "Бесприданнице" Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.

Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

Б. Художественная форма включает:

1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);

2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);

3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

А. Место писателя в развитии русской литературы.

Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля;

г) жанра;

д) речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через "соседство" с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5. Преобладание общественных или личных интонаций.

V. Структура стихотворения:

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

4. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах.

2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

5. Краткий план содержания.

Инструкция

Определите границы анализируемого эпизода. Иногда уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.

Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.

Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и для их достижения. Обратите внимание, ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.

Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.

Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.

Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.

Анализ произведения – процесс синтетический. В нем нужно зафиксировать свои чувства и в то же время подчинить их изложение строгой логике. Кроме того, вам понадобится разложить стихотворение или рассказ на составные части, не переставая воспринимать его как единое целое. Справиться с этими задачами поможет план анализа произведения .

Инструкция

Приступая к анализу любого художественного произведения , соберите информацию о времени и условиях его создания. Это касается общественных и политических событий того времени, а также этапа развития в целом. Упомяните, как была встречена книга читателями и критиками той эпохи.

Вне зависимости от типа произведения необходимо определить его тему. Это предмет повествования. Также сформулируйте основную проблему, которую рассматривает автор – вопрос или ситуацию, которая не имеет однозначного решения. В контексте одной темы в произведении может быть рассмотрено несколько проблем.

Проанализируйте содержание и форму книги. Если перед вами поэтическое произведение, остановитесь на образе лирического героя. Расскажите, как он создается и описывается, какие мысли и чувства выражает. Предположите, насколько далек этот от реального, биографического автора.Обратите внимание на форму произведения . Определите, каким размером оно написано, какие рифму и ритм использует автор, с какой целью. Охарактеризуйте тропы и фигуры, встречающиеся в тексте, и приведите для каждого из наименований.

Если вы анализируете эпическое произведение, после определения тематики и проблематики назовите все сюжетные линии, которые есть в книге. Затем для каждой из них распишите сюжетную схему (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Говоря о композиции, обратите внимание на то, как скомпонованы все части произведения , сопровождаются ли они рассуждениями автора (лирическими отступлениями), дополнительными образами и картинами, вставками дополнительных сюжетов (« в рассказе»).

Опишите образы главных героев произведения , посмотрите, как они взаимодействуют, как развиваются конфликты.

Далее определите литературное направление, к которому относится книга, и жанр произведения . Назовите признаки, которые на это указывают. Если автор несколько нарушил «каноны», расскажите, как и для чего он это сделал.

Умение анализировать художественное произведение является показателем читательской культуры. При это следует отличать академический анализ от читательского. Для того чтобы воспринимать произведение не в формате учебного процесса, следует постараться вникнуть не столько в идейно-художественное своеобразие, сколько в мотивацию поступков героев.

Инструкция

В процессе чтения художественного произведения необходимо выделить главных действующих лиц, определить роль второстепенных героев и попытаться понять, какую роль они призваны сыграть в судьбе главных героев. Необходимо выделить авторскую позицию к героям и происходящему – это несложно. Отношение автора может выражаться в определенной эмоциональной окраске описания, иногда автор выступает как полноправный персонаж. Классический пример авторского присутствия – «Евгений Онегин».

Давая оценку действиям героев произведения необходимо от мысли, что это художественное произведение и анализировать поступки героя как реально существующей личности. Изучая «образ Печорина», девушка может задать себе вопрос – а пошла бы она за него замуж, если бы представилась такая возможность? Ответ на данный вопрос выявит положительные и отрицательные стороны личности героя. При таком подходе к оценке личности персонажа могут возникнуть противоречия с традиционной литературоведческой трактовкой произведения, но это реальная возможность применения навыков психологического анализа в реальной действительности.

Анализируя сюжетную линию, интересно пофантазировать и представить жизнь героев до появления их на сцене. Александр Андреич Чацкий по традиции считается положительным героем, не понятым «фамусовским обществом». Но если восстановить выпущенные эпизоды, вопрос его «положительности» будет поставлен под сомнение. Герой воспитывался в семье Фамусовых, дружил с Софьей, а потом исчез непонятно куда на несколько лет. С его возвращения начинается пьеса «Горе от ума», и что видит читатель? Умный человек начинает навязывать свое видение мира, требовать незамедлительного пересмотра ключевых позиций фамусовского общества, а главное – требует от Софьи былой любви и считает себя искренне оскорбленным, не получив ответной реакции. А возможно , что именно непонятное отсутствие Чацкого убило любовь Софьи?

Уровень восприятия художественного произведения не ограничивается его анализом. Говорить о полноценном восприятии можно в том случае, если читатель может идентифицировать себя с героями произведения, а это значит – через призму собственного опыта, моделирование ситуации и нахождение решения проблем. Интересно попробовать продолжить произведение. Как бы могла сложиться дальнейшая судьба героев? Что бы произошло с героями, если бы не произошло, то, автор? Как бы себя герои, исходя из тех характеристик, которые были выявлены в ходе анализа? Что было бы, если бы Карандышев не убил Ларису, а только ранил? Ответы на такие вопросы не только расширяют представление о произведении, но и отсылают к изучению дополнительных источников. Здесь уже можно говорить о влиянии читательской культуры на общую культуру личности.

Видео по теме

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание. Здесь приводится схема анализа лирического произведения.

  • факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
  • кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

  • ведущая тема;
  • идея (основная мысль) произведения
  • развитие мысли автора (лирического героя)
  • эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

  • художественные приёмы и их значение;
  • ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
  • приёмы звукописи;
  • наличие/отсутствие деления на строфы;
  • особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.

СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;
  • место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

В большинстве случаев, начиная с 8-го класса, на уроках литературы при изучении крупного и значимого произведения ученикам задают написать анализ для повести, романа, пьесы или даже стихотворения. Для того чтобы правильно написать анализ и вынести из него для себя что-то полезное, необходимо знать, как правильно составить план анализа. В данной статье мы расскажем о том, и разберем по этому плану стихотворение "Море", написанное Жуковским.

История создания произведения

История создания произведения - это важная часть в анализе, поэтому план анализа начнем именно с этого. В этом пункте мы должны будем указать, когда произведение было написано, то есть начато и закончено (год и, если известно, то и даты). Далее необходимо узнать, как именно автор работал над данным произведением, в каком месте, в какой период своей жизни. Это очень важная часть анализа.

Направление произведения, его род и жанр

Этот пункт уже больше похож на анализ произведения. План анализа художественного произведения должен обязательно состоять из определения направления, рода и жанра произведения.

Всего в литературе выделяют 3 направления: классицизм, Необходимо прочитать произведение и определить, к какому из них оно имеет отношение (направления может быть даже два).

План анализа состоит и из определения рода произведения. Всего выделяют 3 рода произведений: эпос, лирика и драма. Эпос - это рассказ о герое или повествование о событиях, которые не касаются автора. Лирика - это передача через высоких чувств. Драма - это все произведения, построенные в диалогической форме.

Определять не нужно, потому что в начале самого произведения он указан. Их очень много, но самыми популярныи являются роман, былина и т.д.

Тематика и проблематика литературного произведения

План составления анализа произведения не обходится и без таких важных черт в произведении, как его тематика и проблематика. Тема произведения - это то, о чем именно говорится в произведении. Тут вы должны описать основные темы произведения. Проблематика основывается на определении главной проблемы.

Пафос и идея

Идея - это определение главной мысли произведения, то есть того, для чего оно было, собственно, и написано. Помимо того, что хотел сказать автор своим произведением, нужно отметить, как он относится к своим героям. Пафос - это основное эмоциональное настроение самого автора, которое должно прослеживаться на протяжении всего произведения. Нужно написать, с какими эмоциями автор описывает те или иные события, героев, их поступки.

Основные герои

План анализа произведения предусматривает и описание основных его героев. Нужно сказать хоть немного о второстепенных героях, но при этом подробно описать основных. Характер, поведение, авторское отношение, значимость каждого героя - это то, что нужно обязательно сказать.

В стихотворении нужно описать лирического героя.

Сюжет и композиция художественного произведения

С сюжетом все очень просто: нужно лишь кратко, всего лишь в нескольких предложениях описать главные основные и ключевые события, произошедшие в произведении.

Композиция - это то, как построено само произведение. В нее входят завязка (начало действий), развитие действий (когда основные события начинают нарастать), кульминация (самая интересная часть в любой повести или романе, происходит наивысшее напряжение действий), развязка (окончание действий).

Художественное своеобразие

Необходимо описать свойства произведения, его неповторимые черты, особенности, то есть то, что отличит его от другого. Возможны какие-то характеристики самого автора при написании.

Значение произведения

План анализа любого произведения должен заканчиваться описанием его значения, а также отношения самого читателя к нему. Здесь нужно сказать, как оно повлияло на общество, что донесло до людей, понравилось ли вам как читателю, что вы сами вынесли для себя из него. Значение произведения - это как небольшой вывод в конце плана.

Особенности анализа стихотворения

Для лирических стихотворений, помимо всего вышеперечисленного, необходимо написать их стихотворный размер, определить количество строф, а также особенности рифмы.

Анализ стихотворения "Море" Жуковского

Для того чтобы закрепить материал и запомнить, как делают анализ произведения, напишем анализ стихотворения Жуковского по плану, приведенному выше.

  1. Данное стихотворение было написано Жуковским в 1822 году. Стихотворение "Море" было впервые напечатано в сборнике под названием "Северные цветы на 1829 год".
  2. Стихотворение написано в духе раннего романтизма. Стоит отметить, что многие произведения были выдержаны в этом духе. Сам автор считал, что это направление является наиболее привлекательным и волнующим. Произведение относится к лирике. Данное нам стихотворение относится к жанру элегии.
  3. В данном стихотворении Василия Жуковского описывается не только лишь море, а создан самый настоящий пейзаж души, яркий и инртригующий. Но важность стихотворения состоит не только в том, что писатель создал настоящий психологический пейзаж и выразил чувства и ощущения человека при описании моря. Настоящая особенность стихотворения - это то, что море становится для человека, для читателя живой душой и настоящим героем произведения.
  4. Произведение состоит из 3-х частей. Первая часть является вводной, самой большой по объему и информативной. Ее можно назвать "Безмолвное море", потому что сам Жуковский так называет море в этой части стихотворения. Затем следует вторая часть, которая характерна бурными эмоциями и называется она "Буря". Третья часть едва начинается, как стихотворение завершается - это "Покой".
  5. Художественное своеобразие стихотворения проявляется в большом количестве эпитетов (светлое небо, темные тучи, враждебная мгла и др.)
  6. Данное стихотворение не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за этим автором и другие поэты начали рисовать в своих стихах картину моря.

Анализ стихотворения "Море" по плану данного анализа поможет легко и быстро разобрать художественное произведение.

Полный план анализа произведения

1. История создания (время написания; как писатель рабо­тал над произведением).

2. Направление, род и жанр.

3. Тематика и проблематика (основные темы и проблемы).

4. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка).

5. Основные герои (их место в образной системе). В лири­ческом стихотворении: образ лирического героя.

6. Сюжет и композиция.

7. Художественное своеобразие:

портрет;

- пейзаж;

- художественные детали;

- средства поэтической выразительности (тропы);

- особенности языка произведения;

- особенности поэтического синтаксиса;

- особенности фонетической организации (звукопись).

8. Для лирических стихотворений:

- стихотворный размер;

- особенности рифмы;

- строфика.

9. Значение произведения:

- место произведения в творчестве писателя;

- значение в литературной жизни эпохи;

- значение для последующих эпох;

- взаимосвязи с произведениями того же автора и других писателей.

Работая над произведениями по этому плану, обратите осо­бое внимание на те вопросы, которые важны не только для под­готовки материала для сочинения (задание С5), но и для отве­тов на задания частей В и С1-С4. С этой точки зрения важно не только отметить направление, в рамках которого создано то или иное произведение, его жанр, выделить особенности компози­ции и ключевые моменты сюжетного развития, дать краткую характеристику основных героев, идейно-тематического со­держания и рассмотреть вопрос об авторской оценке изобра­женного, но и привести примеры взаимосвязи по разным аспек­там с произведениями других писателей. Ведь в задание С2 и С4 вопрос о литературном контексте включается как обяза­тельный. Далеко не всегда в условиях работы на экзамене уда­ется быстро найти ответ на такого рода вопросы - к ним луч­ше подготовиться заранее. По нашему плану это можно сделать в пункте 9, где рассматривается значение произведения. На­пример, говоря о романе Лермонтова «Герой нашего времени», следует отметить, что он не только продолжает начатую Пуш­киным в романе «Евгений Онегин» тему «героя времени», но и открывает путь в разработке этой темы для писателей второй половины XIX века. При этом необходимо подчеркнуть, что постепенно меняется отношение к тому типу личности, кото­рый появился в романах первой половины XIX века и потом получил название «лишний человек». Писатели второй полови­ны XIX века видят в нем скорее слабости и недостатки, чем достоинства. Таковы герои этого социально-психологического типа в произведениях Тургенева «Дневник лишнего человека», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», в поэме Некра­сова «Саша», в романе Гончарова «Обломов», в повести Чехова «Дуэль». И хотя тип «лишнего человека» принадлежит литера­туре XIX века, сама проблема поиска «героя времени» остается актуальной и в литературе XX столетия, например в романе Пастернака «Доктор Живаго». Кроме того, важно отметить и те художественные достижения Лермонтова, которые нашли про­должение в русской литературе. Прежде всего здесь следует сказать о становлении жанровой формы русского реалистиче­ского социально-психологического романа второй половины XIX века. Особенно важны открытия Лермонтова оказались для формирования толстовского психологического метода «диалек­тики души».

Другой пример - из лирики: говоря о стихотворении Пушкина «Пророк», можно выделить в нем определенную традицию, идущую от духовных од М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. Но вместе с тем следует подчеркнуть, что здесь Пушкин впервые в русской литературе возвел поэта на уровень пророка, определив тем самым одну из важнейших особенностей русской литературы в целом. Именно после Пушкина утвердилось представление об особой роли в обще­стве поэтов, призванных к служению, подобному пророческо­му. Вслед за Пушкиным эту тему продолжил Лермонтов в своем «Пророке», написанном незадолго до смерти в 1841 го­ду. Затем ее подхватили писатели второй половины XIX ве­ка - Достоевский, Толстой и многие другие, ставшие для все­го мира олицетворением той особой миссии писателя, кото­рую русский поэт XX века Е. Евтушенко определил словами: «Поэт в России - больше чем поэт».

Наконец, обратимся еще к одному очень важному во­просу, касающемуся подготовки текстового материала к эк­замену. Речь пойдет о лирике, которая представлена в ко­дификаторе очень объемным списком произведений разных поэтов XIX и XX веков. Как правило, в темах сочинения 3-й части предполагается рассмотреть не какое-то одно оп­ределенное стихотворение того или иного автора (это со­держится во второй части работы), а целый идейно-тематический пласт. Например, в демонстрационном вари­анте третья тема (С5.3) звучит так: «Что придает трагизм теме Родины в лирике С.А. Есенина?». Такая же особен­ность вопросов этой части была характерна и для КИМов ЕГЭ по литературе прошлых лет, например в 2008 году: «На какие особенности поэзии А.А. Фета указывал Л.Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта?». Очевидно, что эта специфика останется и в КИМах ЕГЭ по литературе, по которым вам предстоит сдавать экзамен. Это обусловливает необходимость заранее рассмотреть списки стихотворений по творчеству каждого из поэтов, представ­ленных в кодификаторе, и определенным образом сгруппи­ровать их произведения.

Для примера обратимся к разделу по творчеству Пушки­на: в кодификаторе дан список из 25 стихотворений. Как лучше их расположить при подготовке к экзамену? Конечно, можно выбрать традиционный путь - хронологический. Он вполне оправдан при изучении произведений поэта в школе на историко-хронологической основе, поскольку позволяет проследить творческий путь писателя, его эволюцию. Но для целей подготовки к сочинению по лирике лучше обратиться к другому принципу - тематическому. Тем самым вы сможете заранее определить круг тех стихотворений, на ко­торые будете ориентироваться при написании сочинения. Ра­зумеется, этот круг может быть расширен за счет произведе­ний, не вошедших в кодификатор, но те из них, которые соответствуют теме сочинения, безусловно, должны быть рассмотрены.

На основании списка стихотворений по творчеству Пуш­кина можно выделить следующие тематические группы: воль­нолюбивая, гражданско-патриотическая, философская, пей­зажная лирика, тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы. В соответствии с этими темами определим группы стихотво­рений (внутри таких групп можно использовать хронологиче­ский принцип):

1. Вольнолюбивая лирика: «К Чаадаеву», «Деревня», «По­гасло дневное светило...», «Узник», «Свободы сеятель пус­тынный...», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

2. Гражданско-патриотическая лирика: «К Чаадаеву». «Де­ревня», «Во глубине сибирских руд...», «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный...».

3. Философская лирика: «Свободы сеятель пустынный...», «Анчар», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «Вновь я посетил...».

4. Пейзажная лирика: «Погасло дневное светило...», «К морю», «Зимняя дорога», «Анчар», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Вновь я посетил...».

5. Тема поэта и поэзии: «Разговор книгопродавца с по­этом», «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг неруко­творный...».

6. Тема любви и дружбы: «К Чаадаеву», «Погасло дневное светило...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Няне», «Во глубине сибирских руд...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...».

Следует учитывать, что стихотворения разных тематиче­ских групп могут повторяться, поскольку у Пушкина часто в одном стихотворении можно выделить несколько тем. Так, на­пример, стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...») можно отнести к лирике дружбы, поскольку в нем речь идет о лицейских друзьях поэта и оно посвящено дате основания Царскосельского лицея; его можно рассматривать в связи с эволюцией темы свободы в творчестве Пушкина; в этом стихотворении выражены философские размышления поэта о неумолимости хода времени, о связи мгновения и вечности, па­мяти и забвении, о роли судьбы.

Итак, мы завершили рассмотрение очень важного аспекта подготовки к ЕГЭ по литературе, касающегося его содержа­тельной части. По сути, если вы хорошо ориентируетесь в идейно-художественном содержании произведений, знаете и умеете использовать в их анализе теоретико-литературные понятия, понимаете историко-литературные взаимосвязи, то большую часть подготовки к ЕГЭ по литературе можно уже считать выполненной. Но есть еще один важнейший аспект этой работы: вам нужно научиться на основе всех этих зна­ний выстраивать письменные развернутые ответы на вопро­сы, писать сочинение. Этому и будет посвящена следующая глава пособия. Но прежде чем перейти к ней, проверьте свои знания.




Top