Как написать режиссерскую экспликацию. Режиссёрская экспликация Экспликация фильма примеры

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание — не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов — его осталось только снять»).

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.


1. О чем история вашего фильма?

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в «Уроках режиссуры»).


2. В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком — очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.


3. Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле — какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма — день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее)

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Дом Владимира, Натура

4. Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона , на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмы Гаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5. Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины:


  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;

  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);

  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран);

  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);

  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов);

  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6. Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций.

7. Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров — кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.

Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверятся с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма.

Примеры режиссерских экспликаций:

Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова.

Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда » (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье — это…».

В качестве отдельного бонуса — режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает свою операторскую экспликацию , в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия — оператор» (М.М. Волынец, 2008).

Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».

Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — Гостиная в Доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации , которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.

Недавно возник вопрос: что такое экспликация. Вот в поддержку тех, кто стремиться постичь искусство режиссуры начинаю эту запись. Худо-бедно, но иногда я затрагиваю эти вопросы в разговоре с учениками, а те, кто лишен такой возможности и даже не подозревают о существовании оных проблем, надеюсь, получат достаточно информации.

Пусть вас не пугает эта работа. Она, действительно, требует большой и серьезной подготовки, но главное — целеустремленность. Если есть цель и любовь к делу, то преодолеются и трудности. Немного позже выложу и книги по атмосфере, сквозному действию и контрдействию, или хотя бы разъяснения.

Актерам так же желательно знать понятия, которыми оперируют режиссеры.

Пункты режиссёрской экспликации.

Для экспликации вы выбираете любую пьесу из мирового репертуара, желательно, чтобы она была знакома экзаменаторам, чтобы они понимали, о чем речь и не выпадали из обсуждения. Но главное, она должна вас восхищать. Вы должны ее действительно полюбить.

1. Актуальность пьесы. (аргументировать почему я ее выбрал, почему ее сейчас нужно ставить и проч).
2. Стилевая и жанровая характеристика пьесы.
3. Характеристика места действия пьесы. (исторический период написания пьесы; соц.и политическая ситуация в мире\стране\городе при написании пьесы; характеристика места и времени внутри самой пьесы. Т.е. в каком городе, при каких обстоятельствах это происходит; характеристика конкретного места т действия, где все это происходит).
4. Атмосфера спектакля и атмосфера, в которой живут и действуют персонажи.
5. Характеристика главных героев. Что каждым из них движет, что руководит. Что они из себя представляют. Их личные конфликты. Личные сверхзадачи. Предлагаемые обстоятельства.
6. Идеальное распределение ролей - на примере известных актеров. Определение из ролей(главные второстепенные). Роль персонажа в данной ситуации т.е в каждой сцене, в каждом действии.
7. Группировка сил(например по идеологии).
8. Краткий перезказ\конспект, при необходимости.
9. Основные события каждого акта.
10. Разбор пьесы на действия. т.е. где ты считаешь, начинается и заканчивается действие (это может не совпадать с актами и сценами самой пьесы, в одной сцене может быть пять действий. А может и пять сцен быть одним действием).
11. Трактовка фабулы.
12. Идея – о чем.
13. Сверхзадача – для чего я ставлю.
14. Реж. замысел – как я ставлю.
15. Аудитория – для кого я ставлю.
16. Всей пьесы: исходное событие; ключевое событие; главное событие; заключительное событие; ведущее обстоятельство.
17. Вступление, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
18. Действие и контрдействие.
19. Можно найти одну фразу(или придумать ее) которая будет характеризовать всю пьесу. Т.е не столько пьесу, сколько ваше видение.
_______________
Сценография – или идея сценического оформления.
20. Декорации должны быть оправданы с художественной и идейной точки зрения. Из разряда «чёрный занавес, потому что он передаёт тёмный настрой души главного героя». Или «круг в центре сцены, который крутится. Для того чтобы герой бежал по нему в обратную сторону его движения. И тем самым создавалось видимость динамики и тд.
21. Декорацию в гитис необходимо подкрепить МАКЕТОМ сцены. Серьезно. Маштаб на ваше усмотрение, материал так же.
22. С кем бы из художников, сценографов работали над этой пьесой. В каком худ. направлении.
23. Костюмы – желательно эскизы (если вы не рисуете сами — объясните художнику, что бы вы хотели видеть, пусть сотворит)
24. Музыкальное оформление (композитор, настроение или жанр).
25. Свет, цвет.

Неслучайно, готовясь к спектаклям я выкладываю материал по пьесе, историческому времени, жанру и т.п. Посмотрите записи по «Трем апельсинам» или небольшую работу в нескольких статьях по Вертепу.

(Существуют требования к макету — это или пропорции куба- МХАТовская сцена или стандартная вытянутая в пропорциях 1/2, т.е глубина, высота, например -25 см, ширина тогда 50 см. Эта основа для макета называется подмакетником. Студенты для экономии времени в подмакетнике меняют декорации, так образом создавая новый макет. Но предпочтительней не разрушать созданное, а сделать для следующего макета свой подмакетник. Продуманы все входы и выходы, т.е. должны быть кулисы там, где вам нужно или стандартные. Кулисы могут представлять собой сплошные двери или норы — это все ваша фантазия. Моя однокурсница весь макет склеила из коробочек из-под аудиокассет, т.е. все они представляли собой открывающиеся и закрывающиеся двери в 2-3 этажа. Гениально. Но если замысел требует другого — можно сделать и бункер и клетку и если герои вашего спектакля должны уходить со сцены продумать все же как они это будут делать, можно поднимать на канатах или опускаться под сцену — опять же ваш выбор, но все подчинено идее спектакля, которая раскрывается прежде всего в образе пространства . Об этом чуть ниже.)

Масштаб должет выдерживаться во всем: фигурка героя, которую вы вырежете, сошьете, вылепите или т.п. определяет каков размер сцены, мебелии т.п. (пластилин художники-сценографы презирают, можно заменить глиной или пластикой, которая превращается в пластмассу или другие материалы).Если фигурка достаточно большая по пропорциям, то сцена получается маленькой, камерной. Если она маленькая- сцена приобретает монументальные масштабы. Опять обращаюсь к спектаклю «Черный монах». Что сделал С.Бархин? — на большой темной сцене выстроил маленькую, интимную, камерную сцену уютного, фантазийного мирка героев. Из темноты и глубины большой сцены приходит Черный монах, туда же и уходит. Она потом и начинает наступать на маленький, разрушенный мир. В конце Черный Монах, т.е. Самость героя, его Эго (только на едине с ним он счастлив) — является властелином этой тьмы и разрушения, он перерос самого своего прородителя, уничтожив его.

Причем к изготовлению макета и даже к работе над всей сценографией можно привлекать более или менее профессионального художника. Ведь режиссер работает с художником в паре, если сам не владеет изо искусством. Хотя режиссер — это художник, а в идеале он должен владеть и кистью, и карандашом и материалами. Это более универсальный вид театра, в котором творец в одном лице и художник-сценограф и режиссер. В противном же случае режиссер должен найти единомышленника-художника и так донести до него свою идею, чтобы художник стал дальнейшим ее продолжением. Сохранив стиль, эмоции, мелодику, ритм, т.е. образ. Вот, например Боровский-Любимов, где сценограф является самодостаточной фигурой и половинкой театра режиссера и его работа дает творческий импульс режиссеру. Тандем современного МТЮЗа Кама Гинкас — С.Бархин)

Рассмотрите макеты на этом сайте в . Здесь можно найти от студенческих работ до макетов, например, Давида Боровского.

Первое, что видит зритель — это образ. Конечно, за актерской игрой мы можем и забыть о нем, но это как запах или как свет, или как звук, который все время присутствует и, к которому ты привыкаешь, поэтому забывешь. Но когда ты приносишь макет профессионалу, первым может быть вопрос «А каков, деточка, у Вас образ пространства ? » Можно и не спрашивать и так все видно, но может видно совсем не то, что ты хотел показать? Вот здесь вы и будете излагать свой взгляд на пьесу, в общем-то в этом и есть ключ к вашему видению проблемы. Когда вы смотрите спектакль — детский, взрослый, кукольный, музыкальный, драматический, комедию, трагедию или буфф, все что угодно — определяйте для себя образ пространства. Почему состоялся театр на Таганке, потому что там был замечательный сценограф, который обладал режиссерским мышлением и огромным дарованием. В моем макете «Короля Лира» образ пространства — замок-корона. Сейчас бы я сделала другой образ — образ колодца, чтобы в конце пьесы с его дна мы могли увидеть вечное звездное небо над бренной и грешной головой человечества и сказать: «Все суета сует»

Макет должен выражать идею вашей постановки. Не может в нем быть случайностей. Помните у Чехова про ружье?

Должна быть передана атмосфера, если она меняется — меняется и декорация. Не советую увлекаться историческими атрибутами, — в театре предмет — символ, знак, работающий на образ, даже если вам нужно передать эпоху — достаточно некоторых деталей (как и в одежде)

Очень важна фактура, т.е. природа материала, из которого вы делаете макет. Например, для мне нужна была фактура грубого, холодного камня для дворца-короны. Конечно, глупо тащить в макет, а тем более на сцену булыжники, но можно фактурно приблизить к камню другие материалы, у меня это папье-маше (любимое) из яичных коробок. В одежде и драпировках преобладладают серые тона грубого льна, при этом, конечно, нужно делать акценты, например, на черном металическом массивном нагрудном украшении короля или его короне, или ярком колпаке (шапочке) Шута, темно-зеленом и бордово-коричневом платьях двух старших сестер и светлом, простом платье Корделии. Вообще, я люблю на сцене лаконичность, тем более, что это трагедия вселенского масштаба, здесь нет суеты и излишеств, аесли так прописано автором, то у Шекпира мелочность и глупость оттеняются контрастом Вечного Неба. Оно у него везде. И ни одного лишнего слова. А в случае с образом пространства — колодцем, можно было бы поискать фактуру темной воды (черный целофан) и фактуру мха и слизи и конечно камня и металла.

Чтобы все это сделать, нужно воспитывать в себе вкус и чувство Гармонии, беспрестанно рассматривая работы выдающихся художников, сценографов всех времен и народов, а так же вдумываться в сценографическое решение просматриваемых спектаклей. Т.Е. постоянно развиваться и воспитывать в себе вкус через мировую культуру. (Советую хорошие книги по истории сценографии с 16 века до наших дней: В.И.Березкин.Искусство сценографии мирового театра. — многотомное издание. Я заказывала через OZON. Книги дорогие. Все можно не покупать. Взять, например, современный театр ХХ века… Хорошая книга букинистическая, -так же можно поискать через интернет,- А.Михайлова. Образ спектакля. Кто имеет возможность,- сходить в Москве в мастерскую Д.Боровского. Кроме этого, иногда макеты можно увидеть в театрах. Так мы попали на такую выставку в театре Н.Сац)

Это еще не всё. Как происходят изменения с главными лицами спектакля, так происходит трансформация пространства , т.е. его измения, превращения. Посмотрите еще раз на макет «Короля Лира» — замок, как и корона, как и жизнь короля, как и все вокруг, разрушен, уничтожен, его нет, как и самого Короля, Корделии и многих других вместе с бывшим королевством. Могу отослать вас еще к одному примеру, так как он очень нагляден и близко под рукой, это недавно выложенный спектакль по А.П.Чехову режиссера К.Гинкаса . Посмотрите как рушится пространство вместе с чаяниями, надеждами на благоденствие всех его героев, насколько пространство выразительно, как уничтожаются сказочные растения-перья, как беседка в конце превращается в какой-то гроб-коробку из щитов, т.е. портрет сознания главного героя и сквозь эти щиты пробивается Монах — его безумие, больное самолюбие, где он абсолютно счастлив, но разрушено всё. Это пространство, как и замечательная игра актеров как раз настолько красноречивы, что если смотреть без звука — все будет ясно. Но это я не к тому, чтобы умалить Чехова и актеров,с их абсолютным слухом и тонким чувством партнера, даже нежностью к партнеру, а, наоборот, показать насколько важна работа с пространством.

А еще нужно много классической и народной музыки слушать. Чтобы суметь столь же замечательно музыкально оформить спектакль. Звучит одно и то же музыкальное произведение (квартет из 3 действия оп.»Риголлето» Дж.Верди), но меняется так же, как и душевное состояние героев. Опять же — почему «Риголлето»? Нужно знать эту трагическую историю. Желательно знать и оперу и музыку и о том, что Верди, столь плодовитый в своем искусстве, считал ее наилучшим своим произведением.

Вот еще макеты из интернета:

Макет к опере «Черевички» по Н.Гоголю


Одно из творческих заданий РАТИ (ГИТИСа) для поступления на факультет режиссуры, заключается в написании экспликации.
Это делается для того, чтобы понять, готовы ли Вы для обучения этой профессии. Волнует ли Вас выбранная Вами пьеса, "болеете" ли Вы ею, способны ли Вы разобраться во всех тонкостях взаимоотношений героев и правильно ли оцениваете основную идею всего произведения? Сможете ли Вы "заразить" своим видением читателя? На эти вопросы даст ответ Ваша режиссёрская экспликация. Создание экспликации - это серьезная работа, требующая кропотливого подхода, терпения и немалых усилий с Вашей стороны. Многие считают, что творчество строится на хаосе и подвластно одному лишь вдохновению. Во многом ошибочное суждение, уводит в сторону от истины: на самом деле творчество - это упорядоченная структура и кропотливая работа.

  • Что такое экспликация. Определения.

Экспликация (театр) — письменное сопровождение и объяснение режиссёрского замысла в условных обозначениях. (Википелия)
Экспликация (лат. объяснение, развертывание)
— Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления, — объяснение.
— Процесс развертывания, в результате которого, раскрывается содержание к. -л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга . (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. — 445 с.)

На нашем сайте представлены режиссёрские экспликации спектаклей "451 градус по Фаренгейту" по одноимённому роману Рэя Брэдбери и "Завтра была война" по повести Бориса Васильева.

ЭКСПЛИКАЦИЯ — происходит от латинского «еxplicatio» − «развертывание» или «разъяснение».

Режиссерская экспликация фильма — форма свободная, изложение режиссерского замысла произведения, желательно затронуть несколько аспектов: общее решение (в т.ч. пространства), почему выбрал пьесу, чем актуальна, событийный разбор, идеальный подбор ролей и т.д., в общем, всё, что сами хотите воплотить.

Нужна экспликация продюсером до заключения договора. Продюсеру необходимо, чтобы его представление о будущем фильме совпадало с режиссерским видением.

Главные вопросы, на которые даёт ответ экспликация: что? ради чего? как?

Форма режиссерской экспликации.

Форм режиссерской экспликации хоть и свободная но форма имеется и не одна.

Форма режиссерской экспликации для одного из конкурсов.

Режиссерская экспликация включающая в себя:

Трактовку образов-характеров с указанием желаемых актеров

Выбор мест съемки и характер декораций в павильоне

— бытовая характеристика фильма (вещи, одежда, обстановка, реквизит)

Разъяснение творческих средств и приемов (свет, техника, музыка)

TVSreda.ru — ТВ Среда - уроки кино

Режиссерская экспликация кинопроекта производства национального фильма.

Приложение к Порядку и критериям отбора организаций кинематографии — получателей субсидий на производство и прокат национальных фильмов
Форма N 2
РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
кинопроекта производства национального фильма
_____________________________________________
(название фильма)
(Изложение режиссером-постановщиком (режиссером) фильма своего видения
сценария (синопсиса/заявки), его концепция содержания будущей картины и
соображения о тех способах, которыми он предполагает добиться желаемого
творческого результата)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Режиссер фильма __________________

Самая частая.

Режиссерская экспликация – письменный документ, в котором РЕЖИССЕР в свободной форме описывает свое художественное и организационное видение фильма.

Можно придерживаться примерно следующего плана режиссерской экспликации:

1. Идейно-тематическая направленность фильма.

2. Главный и дополнительные конфликты. Их развитие. (Все второстепенные конфликты подчинены Главному и постоянно усиливают интригу.)

3. Персонажи и трактовка образов-характеров.

4. Характеристика эпохи.

5. Выбор мест съёмки и характер декораций в павильоне.

6. Бытовая характеристика фильма (вещи, одежда, обстановка, реквизит).

7. Выбор актёров, характер будущих проб.

8. Разъяснение творческих средств и приёмов творческому составу съёмочной группы: оператору, художнику, композитору, звукооператору, монтажеру)

9. Общая композиция картины (драматическое построение, темп, ритм, мизансцена, план, кадр, ракурс).

10. Принцип монтажа.

11. Художественно — производственные задания членам группы для успешной реализации сценария

В чем идея?
Что играем? (Драматическое Действие)

Персонаж 1

Персонаж 2

Персонаж 3

По каждой сцене

Главное в сцене:

Три акта: экспозиция, усложнение, катастрофа,

Поэтому мы будем снимать это следующим небанальным образом…
Поэтому выберем такие-то съемочные объекты и сделаем в них такое…
Поэтому единственное монтажное решение такое-то…
А съемочный процесс я организую так…
А трудности процесса преодолею этак

Для поступающих в ГИТИС.

Нашел на одном форуме. Очень хорошо написали.

Что такое режиссёрская экспликация.

Одно из творческих заданий ГИТИСа, для поступления на факультет режиссуры театра, требует написания экспликации.
Эта разработка – проверка, готовы ли вы для этой профессии.

Занимает ли вас пьеса, горите ли вы идеей, можете ли вы разобраться во всех взаимоотношениях и со всеми составляющими выбранного вами произведения. Сможете ли вы заразить своим желанием мастера, а значит и творческую группу.

Это серьезная работа, требующая кропотливого подхода и усилий с вашей стороны. Если до этого момента вы думали, что творчество – это хаос и вдохновение. То теперь должны понять, что на самом деле творчество – это хорошо упорядоченная структура и работа.
Что такое экспликация.

Определения.
- Экспликация (театр) - письменное сопровождение и объяснение режиссёрского замысла в условных обозначениях.(Википелия)
- Экспликация (лат. объяснение, развертывание)
- Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления, - объяснение.
- Процесс развертывания, в результате которого, раскрывается содержание к. -л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга. (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. - 445 с.)

Форма.
Экспликация пишется в свободной форме, несет в себе вашу индивидуальность. Никаких четких пунктов и правил, она не имеет. Как кто-то сказал: «Вы же режиссер! Самостоятельный человек. Не нужно допытываться всех, в какой форме ее нужно делать. Проявите свою оригинальность и включите свои мозги».
Для начала задание: представьте, что вы просто размышляете о пьесе, которую Вы будете ставить. И запишите свои размышления на листок.
Отдельное слово про объем. Да, экспликация легко может превысить 15 страниц и даже дойти до 30 и более. Но, опять таки, четких рамок нет. Главное быть убедительным в разговоре о вашем разборе.
Помните, что главное в экспликации – это ваше видение.

Можно сказать так: старайтесь отойти как можно дальше от общепринятого толкования произведения, старайтесь увидеть тот смысл, который еще никто не видел. Удивляйте, но удивляйте, пожалуйста, не бредом.

Далее я приведу примерный список вопросов, который можно себе задать.
(Ох, выражаю особую благодарность Полиночке, которая позволила мне написать сегодняшний пост, фактически не напрягая мой кипящий мозг).

Помните, что это просто перечень вопросов. Эти вопросы могут быть в вашей экспликации, а могут и не быть. Могут быть в таком порядке, а могут быть совершенно в другом. Это не четкие пункты, а подсказка.
ВНИМАНИЕ. Если вы должны написать экспликацию – не предавайте себя. Прочтите текст, написанный ниже, только после того, как САМОСТОЯТЕЛЬНО напишите пункты экспликации.
Почему? Во первых, вы заставите свой мозг работать, а не бездумно заполнять пункты. Во вторых, вы можете найти какой-то нужный вопрос\пункт который необходимо задать вашей пьесе. Для того чтобы быть режиссером не нужно делать все под копирку.
Пункты режиссёрской экспликации.
Для экспликации вы выбираете любую пьесу из мирового репертуара, желательно, чтобы она была знакома экзаменаторам, чтобы они понимали, о чем речь и не выпадали из обсуждения.

Но главное, она должна вас восхищать.

Вы должны ее действительно полюбить.

1. Актуальность пьесы. (аргументировать почему я ее выбрал, почему ее сейчас нужно ставить и проч).
2. Стилевая и жанровая характеристика пьесы.
3. Характеристика место действия пьесы. (исторический период написания пьесы; соц.и политическая ситуация в мире\стране\городе при написании пьесы; характеристика места и времени внутри самой пьесы. Т.е. в каком городе, при каких обстоятельствах это происходит; характеристика конкретного места т действия, где все это происходит).
4. Атмосфера спектакля и атмосфера, в которой живут и действуют персонажи.
5. Характеристика главных героев. Что каждым из них движет, что руководит. Что они из себя представляют. Их личные конфликты. Личные сверхзадачи. Предлагаемые обстоятельства.
6. Идеальное распределение ролей - на примере известных актеров. Определение из ролей(главные второстепенные). Роль персонажа в данной ситуации т.е в каждой сцене, в каждом действии.
7. Группировка сил(например по идеологии).
8. Краткий перезказ\конспект, при необходимости.
9. Основные события каждого акта.
10. Разбор пьесы на действия. т.е. где ты считаешь, начинается и заканчивается действие (это может не совпадать с актами и сценами самой пьесы, в одной сцене может быть пять действий. А может и пять сцен быть одним действием).
11. Трактовка фабулы.
12. Идея – о чем.
13. Сверхзадача – для чего я ставлю.
14. Реж. замысел – как я ставлю.
15. Аудитория – для кого я ставлю.
16. Всей пьесы: исходное событие; ключевое событие; главное событие; заключительное событие; ведущее обстоятельство.
17. Вступление, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
18. Действие и контрдействие.
19. Можно найти одну фразу(или придумать ее) которая будет характеризовать всю пьесу. Т.е не столько пьесу, сколько ваше видение.
_______________
Сценография – или идея сценического оформления.
20. Декорации должны быть оправданы с художественной и идейной точки зрения. Из разряда «чёрный занавес, потому что он передаёт тёмный настрой души главного героя». Или «круг в центре сцены, который крутится. Для того чтобы герой бежал по нему в обратную сторону его движения. И тем самым создавалось видимость динамики и тд.
21. Декорацию в гитис необходимо подкрепить МАКЕТОМ сцены. Серьезно. Маштаб на ваше усмотрение, материал так же.
22. С кем бы из художников, сценографов работали над этой пьесой. В каком худ. направлении.
23. Костюмы – желательно эскизы.
24. Музыкальное оформление (композитор, настроение или жанр).
25. Свет, цвет.

сайт -ТВ Среда - уроки кино

Режиссерская экспликация по Н.С. Михалкову ()

«Мой брат был в Америке, и Коппола подарил ему листочек из сценария (или он уж вырвал его, не знаю) с экспликацией «Крестного отца». Это довольно интересный документ. Он разбивается на пять граф. А наверху название, причём не эпизода, потому что он может быть длинный, а настоящего, главного в этом куске эпизода.

Эпизод может быть семь минут, но есть несколько центральных, пиковых мгновений, которые для тебя являются важными. Поэтому ты называешь эпизод в кавычках «НЕТ». Допустим, героиня или герой говорят это слово в ответ на ключевой вопрос. Это не название объекта, а формулировка сути. Причём вы можете разбить эпизод на два куска.

Один может длиться четыре минуты, а другой — тридцать секунд, но он настолько важен, что вы его выделяете. Мои экспликации в три раза больше по объёму, чем сам сценарий, в них подробнейшим образом расписывается то, что бы я хотел получить. Это моё послание группе. В экспликации фильм «снимается» в лабораторных условиях.

Приезжая на площадку, ты можешь застать совершенно другую картину. Потому что может быть ситуация, когда — всё, снимать сегодня не будем, потому что идёт дождь, а в этой сцене должно быть солнце. «Из-за чего?!» — спрашивают тебя. То есть эта сцена может быть и в дождь, но — прилипшая рубашка, мокрые ботинки…

Сцена пойдёт другим руслом, и, значит, нужно перестраивать акценты движения актёрского характёра. И вот вы, сравнивая то, что есть, с тем, что было, решаете, не изменит ли это то, чего вы хотели. Может быть, и изменит, и может быть, это и к лучшему. Потому что всё равно актёр тащит картину за собой, её движение, взаимоотношения характёров.

Ты можешь его насиловать, сколько ты хочешь, но, если ты живёшь живой картиной, то хороший артист всегда может придать новую интонацию, и сцена может пойти в другую сторону. И ты опять обращаешься к экспликации: хорошо ли, что она пошла в другую сторону? Потому что, может так быть, только для данного момента это замечательно, а для общего — катастрофа.

На «Рабе любви» у меня был такой случай. Пункт «возможные ошибки» важен тем, что когда вы в этих новых условиях, которые вам создались божественным образом на площадке, начинаете идти за ситуацией, которая сложилась, надо заглянуть в этот пункт и понять, что вами — вами же! — там написано, например: «В эпизоде N… важно не увлечься эмоцией».

Ибо сам эпизод по своей драматургической стезе настолько эмоционален и силён, что, если вы перехлестнёте то, что происходит в эпизоде с точки зрения эмоций, подниметесь на слишком высокий уровень температуры, вам может не хватить на «эпизод N…», который идёт через пять эпизодов после этого и рифмуется вот с этим эпизодом.

Опять-таки, когда вы это всё пишете, вы ещё раз убеждаетесь в том, силён или не силён сценарий. Это первое, для чего нужна экспликация. Второе. Создав экспликацию, вы лишаете себя тяжёлой необходимости общаться со всеми, кто руководит разными подразделениями группы. Допустим, мне кажется, что героиня должна быть одета именно вот так.

Я не имею в виду покрой платья. Но мне кажется, что обувь ей должна жать. Или что она в слишком широком плаще, который всё время путается. Или же, наоборот, он ей нравится, и она всё время кокетничает этим плащом, заворачиваясь в него, провоцируя его спросить, откуда у неё этот плащ, для того, чтобы ответить, что этот плащ ей купил другой человек. Я не даю советов, как одеть актрису, а объясняю, чего бы хотел. Таким образом, я внедряюсь в область каждого.

Другой разговор, что художник мне может сказать: «Мне кажется, что это должен быть не плащ, а мужская рубашка, которая застёгивается на другую сторону, если ей нужно дразнить его тем, что на ней иная вещь, обличающая, что у неё связь с кем-то другим». На что я могу сказать: «Нет, это грубо. Потому что если на твоей женщине чужая рубашка, то это сразу бросается в глаза».

Стиснув зубы, как принимая касторку, вы должны сидеть и писать, и писать… Вы этим не только не обрезаете крылья всем остальным творческим подразделениям, которые работают с вами, но и наоборот, вы даёте им атмосферу, запах, цвет, ощущения — то, что должен испытать на себе зритель от увиденного». Михалков Н.С., Отражение сильнее луча / Профессия — кинематографист: Высшие курсы сценаристов и режиссёров за 40 лет / Сост. П.Д. Волкова, А.Н. Герасимов, В.И. Суменова, Екатеринбург, «У-фактория», 2004 г., с. 632-635.

Сегодня все от мала до велика знают: режиссер — один из главных деятелей театра. Без режиссера не родится новый спектакль, без режиссера не пройдет толково очередная репетиция, без режиссера не решится море вопросов, касающихся не только творческого процесса, но и театрально-хозяйственных проблем.

Казалось бы, так было всегда: был театр, а при нем — режиссер. Оказывается, нет.
Режиссерское искусство и профессиональные режиссеры — искатели собственной оригинальной трактовки той или иной пьесы — появились лишь в конце XIX века. До этого, конечно, театр как-то выходил из положения: пьесы ставили сами актеры, к голосу наиболее талантливых и энергичных из них прислушивалась вся труппа. Такими лидерами были знаменитый русский актер Федор Григорьевич Волков (1729—1763), творивший во времена русских царей Алексея Михайловича и Петра I, и друг Волкова актер, педагог, переводчик Иван Афанасьевич Дмитриевский (1734-1821).

А в более ранние времена к созданию того или иного сценического действа «прикладывали руку» сами драматурги.

Подобное участие было принято еще в античные времена, также руководили постановками собственных пьес драматурги эпохи Возрождения, например, Шекспир (1564-1616) и Лопе де Вега (1562—1635). Великий французский комедиограф, реформатор сценического искусства Жан Батист Мольер, создав свой театр, писал для него пьесы, играл в нем и, конечно, руководил общими процессами постановок. Современник Мольера, не менее великий драматург Жан Расин (1639-1699) тоже участвовал в постановках своих пьес на сцене. В Парижском театре Бургундского отеля он обучал актеров декламации с голоса — искусству правильно, красиво говорить, добивался от них, чтобы они произносили слова музыкально, напевно; не жалел времени на то, чтобы обучить актеров плавному, величественно-округлому жесту.

Во многих европейских странах в конце XIX века были сподвижники театра театральные постановщики, которые вывели режиссерское искусство в ранг самостоятельного вида театральной деятельности. В Германии это первые режиссеры Мейнингенского театра Л. Кронек, герцог Георг II, в Италии — антрепренер Л. Беллоти-Бон, во Франции — А. Антуан, в Англии — руководители «Независимого театра». . .

Как ни удивительно, первый документ в России, посвященный режиссерскому искусству, режиссеру, написала женщина — великая русская драматическая актриса XVIII- XIX веков Екатерина Семеновна Семенова (1786—1849). Ее игрой восхищался А. С.

Репетиционный процесс в становлении спектакля

Пушкин и состоял с актрисой в добрых отношениях.

В России, как и в ряде других европейских цивилизованных стран, режиссерские функции иногда брали на себя авторы пьес. Неслучайно гений русской литературы Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) написал для своего гениального «Ревизора» специальные пояснения. В них великий драматург попытался рассказать о том, как задумал характеры и костюмы героев и на какие детали при создании той или другой роли стоит обратить внимание актерам.

Режиссерские заботы тревожили и великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886), создавшего для русского театра реалистический репертуар демократического характера, правдиво отражавший народные нравственные идеалы. Именно в повседневной жизни «среднего класса» он показал и его пороки, и его прекрасное: доброту, верность, бескорыстие. Создание репертуара для национального русского театра такую задачу Островский поставил перед собой вполне сознательно. Драматургия Островского осветила русскую жизнь от исторических времен («Снегурочка») до самой живой, современной драматургу злобы дня.

Первая серьезная режиссура появилась в конце XIX века с появлением Московского Художественного театра (1898), который возглавили Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев, 1863— 1938) и Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943). О Константине Сергеевиче Станиславском мировая культура будет помнить столько времени, сколько сама просуществует. Это был гениальный режиссер.
Родился Станиславский в купеческой семье, жившей не ради того, чтобы скопить капиталец побольше, а для того, чтобы интересно, достойно, умно жить на земле. Родители будущего режиссера обожали и боготворили театр. Обожать и боготворить театр с малых лет начал и их сын Костя. С четырнадцати лет он начал выступать на подмостках домашнего театра, затем развился в одаренного прекрасного актера и с большим успехом участвовал в спектаклях профессиональных театров Москвы.

Глубокая одухотворенная игра Станиславского потрясала зрителей. А еще он был необыкновенно хорош собою, запоминался зрителям с первого раза высокий, пластичный, музыкальный. Кстати, яркая необычная внешность для актера немаловажна и стоит не последней в ряду после таланта. Станиславский много размышлял о том, как актерам стать вдохновенными творцами не по воле случая, а всякий раз, когда дается спектакль.

В конце концов Константин Сергеевич создал учение (систему), которое назвал «искусством переживания». Это стало событием общемирового значения, таким же, как Закон всемирного тяготения Ньютона или открытие Америки Колумбом. До сих пор система Станиславского не устарела, она постоянно завоевывает все больше почитателей и продолжателей. За могучей фигурой Станиславского-режиссера в России появился целый ряд блистательных режиссеров, таких, как В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, Н. П. Охлопков, Г. А. Товстоногов, Ю. А. Завадский, О. Н. Ефремов, В. Н. Плучек, М. А. Захаров и многие-многие другие. . .
Режиссер не просто отдыхает в зале и на репетициях. Он не только руководит, какому исполнителю куда пойти, что ему сделать, как чихнуть, а где громче или тише произнести свою речь. У режиссера есть для каждой пестуемой им пьесы свой замысел. В режиссерский замысел всегда входят оригинальное толкование пьесы, собственное понимание и видение персонажей драматургического произведения, тщательное продумывание и решение мизансцен.

Но главной творческой задачей режиссера во все времена и во всех странах является следующая: создать такой спектакль, который заставил бы волноваться зрителей, который был бы современным, созвучным их мыслям, настроениям, жизни. Только тогда спектакль начнет воздействовать на личность, характер каждого сидящего в зале и только тогда станет запоминающимся явлением искусства.

Театрализованное представление. Режиссерская экспликация

1. Мотивировка и обоснование выбора темы театрализованного представления

В этом разделе указываются мотивы выбора темы сценария, дается ее обоснование, раскрывается ее социально-педагогическое значение для прогнозируемой аудитории.

2. Идейно-тематическое содержание сценария

2.1. Тема сценария. (Тема – это предмет художественного исследования автора.) Определение темы должно быть кратким, конкретным и нести в себе ответы на вопросы: Что? Где? Когда?

2.2. Идея сценария. (Идея – это основной вывод, следуемый из сценария, содержащий нравственное отношение автора к изображаемым событиям).

2.3. Жанр сценария. (Жанр – идейно-оценочное настроение автора по отношению к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств). Определение жанра в постановочном плане включает в себя также форму театрализованного представления.

2.4. Конфликт. (Конфликт – это противоборство, столкновение изображенных в произведении действующих сил). Определяются носители конфликта, а также их устремления.

3. Действенное содержание сценария.

3.1. Сверхзадача представления. (Сверхзадача представления – это конечная цель, ради которой осуществляется постановка, раскрывается идея).

3.2. Сквозное действие или сценарно-режиссерский ход.

3.3. Событийный ряд или эпизодное построение сценария.

3.3.1. Определяется событийный ряд , если ярко выраженный сюжет в сценарии (Событие – это действенный факт, который меняет сценические задачи исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства. Событийный ряд – это линия действенных фактов от начала до конца театрализованного представления).

3.3.2. Если сюжет отсутствует, то определяется эпизодное построение сценария, то пишется художественное название эпизода и его содержание. Дается художественное название каждому событию или эпизоду. Определяется функциональная нагрузка.

3.4. Сценические задачи исполнителей по событиям (при эпизодном построении сценария сценические задачи не определяются). В сценическую задачу входят три элемента:

— действие (что делаю?);

— цель действия (зачем делаю?);

— приспособления (как делаю?).

Действие и цель носят сознательный характер, приспособления возникают в процессе живого общения с партнером. Поэтому при фиксировании сценической задачи в постановочном плане определяются только два ее элемента: действие и цель. Количество сценических задач определяются количеством основных событий.

3.5. Главные мизансцены. (Мизансцена – это расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде). Определяется система условных обозначений и графически изображаются одна-две основных мизансцены в каждом эпизоде или в событие.

3.6. Реальные герои, их роль и место в раскрытии основной идеи представления.

3.7. Приемы активизации зрителей (реальные, церемониальные и игровые действия).

4. Монтажный лист или светозвуковая партитура представления.

Монтажный лист в форме таблицы состоит из двенадцати граф:

1) номер по порядку;

2) эпизод, его название точно соответствует сценарию и режиссерскому плану;

3) название номера и его характер, указываются автор и наименование произведения;

4) выписываются исполнители: солисты, коллективы;

5) кому поручается аккомпанемент этого номера, если номер идет под фонограмму, то нужно дать порядковый номер фонограмм.

6) заносятся все тексты, исполняемые на сцене, звучащие по радио, сюда вписываются дикторские тексты;

7) записывается потребность в киноматериале, с указанием характера ленты и формата;

8) указывается в каком сценическом оформлении проходит номер;

9) заполняется световое решение каждого номера, здесь же записываются постановочные эффекты;

10) костюмы для исполнителей, все аксессуары костюма;

11) бутафория и реквизит;

12) примечания.

Светозвуковая партитура делается по следующей схеме:

5. Сценографическое решение представления

5.1. Образное решение представления. (Образное решение – совокупность выразительных средств, которыми режиссер раскрывает свою концепцию произведения, свою художественную мысль).

5.2. Планировка декораций. (Планировка декораций – это чертеж расположения на сценической площадке декораций, различных конструкций, мебели и других элементов материальной среды).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕАТРА

Сценическая площадка рассматривается сверху.

5.3. Эскиз или макет оформления сцены.

5.4. Эскизы костюмов.

5.5. Эскизы афиши, программы, пригласительного билета.

6. План подготовки театрализованного представления

План подготовки должен отражать основные этапы работа над театрализованным представлением: работы над сценарием, застольный период, репетиции в выгородке, прогонные, монтировочные и генеральные репетиции, премьера, работа с композитором, художником, музыкантами и со всеми вспомогательными службами.

7. План проведения праздника или программа театрализованного представления.

8. Смета расходов (на проведение праздника) (см. прил. № 9) : аренда и техническое обеспечение; оформление пространства, участники театрально-концертной программы; организационно-творческая группа; типографские расходы; транспортные расходы; начисления на фонд заработной платы; непредвиденные расходы и т.д.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УРОК № 19

Тема. Второстепенные члены предложения

Цель: восстановить в памяти учащихся изученный материал о второстепенных членах предложения; совершенствовать умения выделять в предложении второстепенные члены, определять их вид, способы выражения; развивать логическое мышление; воспитывать культуру речи. 76

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, таблица.

ХОД УРОКА

Ум растет за счёт того, чем он питается.

Д. Холлэнд

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Ученики читают подготовленные дома пословицы, объясняют постановку в них тире.)

2. Работа по карточкам.

(Двое учащихся работают у доски.)

Карточка 1

Выполнить полный синтаксический разбор предложения. Определить, чем выражено подлежащее, указать тип сказуемого.

В западной части тайги климат теплее.

Карточка 2

Выполнить полный синтаксический разбор предложения.

Определить, чем выражено подлежащее, указать тип сказуемого.

Хлеб, наполненный солнечной и земной силой, аппетитно смотрит на нас.

3. Словарный диктант с грамматическим заданием.

Запишите словосочетания, определите тип связи в них.

Используя словосочетания, составьте три предложения - простое, полное и распространенное.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Дайте толкование слов «конгресс», «конференция».

Талант режиссера, репетиция пьесы, сценическое искусство, поразить зрителей, готовиться к конференции, конгресс биологов, праздничная иллюминация, карнавальная ночь, ураганный ветер, воплощенный замысел, старательно исполнить, большинство присутствующих, избирательная комиссия.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся изучают теоретический материал по учебнику, отвечая на вопросы.)

Вопросы к учащимся

3) Что такое подлежащее?

4) Что такое сказуемое? Какие типы сказуемых вы знаете?

5) Какие есть второстепенные члены предложения?

6) Что такое дополнение?

7) Что такое определение?

8) Что такое обстоятельство?

2. Объяснение учителя с опорой на схему.

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. Они делятся по своим грамматическим значениям на дополнения, определения и обстоятельства.

Режиссёр в театре

Эти значения распознаются по вопросам. Например, в предложении Осторожно обходят охотники залегших в чащобе волков: (обходят кого?) волков - дополнение; (обходят как?) осторожно - обстоятельство; (волков каких?) залегших - определение; (залегших где?) в чащобе - обстоятельство.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

Запишите предложения. Выполните их синтаксический разбор.

2) Сладковатый запах водных лилий смешан с запахом воды.

3) Двадцать лет - совершенно ничтожный срок в жизни народа.

4) В эту ночь долго не мог уснуть маленький Димка.

2. Практическая работа.

Используя словосочетания из диктанта, составьте одно простое предложение с дополнением, одно простое предложение с определением и одно простое предложение с обстоятельством.

Выполните синтаксический разбор этих предложений.

3. Лингвистическая задача.

Прочитайте предложения.

Составьте схемы первого, шестого и седьмого предложений.

Решите задачу.

Студенты разных факультетов педагогического университета организовали эстрадный квартет. Михаил в нем играет на саксофоне. Пианист учится на физическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета не Леонидом. Михаил учится на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник - не на историческом, а Леонид играет не на контрабасе.

На каком инструменте играет Валерий и на каком факультете он учиться?

(Ответ: Валерий играет на контрабасе и учится на биологическом факультете.)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) На какие группы делятся члены предложения?

2) Какие есть главные члены предложения?

3) Какие есть второстепенные члены предложений?

4) Что такое дополнение?

5) Что такое определение?

6) Что такое обстоятельство?

Вывод. В предложении есть главные и второстепенные члены. Главные члены - это подлежащее и сказуемое, второстепенные - дополнение, определение, обстоятельство.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Задание высокого уровня: используя распространенные предложения, написать сочинение-миниатюру «Кем я хочу быть».

СОЦИОЛОГИЯ

1. Идея, которая была воспринята социологами из естественных наук — это идея о том,… (что общественное развитие подчиняется законам детерминизма )

2. Конфликтологическое направление в социологии разрабатывал… (Р. Даррендорф )

3. Эталоном сравнения в эксперименте служит _____ группа. (контрольная )

4. Два вида экспертного опроса – это… (Метод «Дельфи» и Метод прогнозных сценариев )

5. К идеальным типам социального действия в теории М. Вебера относятся… (аффективное действие и целерациональное действие )

6. Мимолетный характер и кратковременность существования являются существенными признаками социального… (контакта )

7. Социальная девиация определяется как … (отклонение от общепринятых поведенческих норм )

8. На групповом уровне социальные стереотипы выполняют следующие две функции (Функция формирования и поддержания групповой идеологии и Функция создания и поддержания положительного «Мы-образа»)

9. Общество рассматривают наподобие английского парка, где можно четко выделить структуру и позиции в… (рамках структурно-функционалистской парадигмы )

10. Согласно Э. Дюркгейму, для доиндустриального общества характерны следующие два признака… (Индивид сливается вместе с ему подобными в одном и том же коллективном тип е и Индивид не имеет собственной индивидуальности )

11. Впервые ввел в научный оборот термин «социальный институт»… (Г. Спенсер )

12. Тип брака, когда будущие муж или жена выбираются только из числа представителей своей группы (этнической, территориальной и т.п.), получил название _____. (эндогамного )

13. Организация Объединенных Наций выступает… (органом управления мировым сообществом и организацией, представляющей мировое сообщество )

14. К факторам процесса глобализации можно отнести… (распространение электронных средств связи и формирование глобальных технологий )

15. Выступают против современного миропорядка… (антиглобалисты и экстремисты )

16. По мнению экспертов наиболее емкие рынки в ближайшем будущем будут иметь страны… (БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай )

17. Специфическая особенность первичной группы заключается в том, что… (отношения между членами группы носят неформальный характер )

18. Малую социальную группу от большой отличает … (устойчивость и продолжительность функционирования )

19. Присутствуя на концерте сатирика М. Задорнова, человек является членом… (аудитории )

20. Верны ли следующие суждения: А) Вручение почетной грамоты – это пример формальной санкции; Б) Вручение почетной грамоты – это пример позитивной санкции. (Оба суждения верны )

РЕПЕТИЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ

Основой социального неравенства в теории конфликта Р. Даррендорфа выступает борьба за… (власть )

22. В современной социологии, к категории «синих воротничков» не относят две следующие профессиональные группы: (топ-менеджеров и звезд шоу-бизнеса )

24. К видам социальной мобильности относится __________ мобильность. (межпоколенная )

25. Социальная революция…(представляет собой кардинальное изменение социальной системы в целом )

26. Развитие общества идёт от первобытнообщинного строя через рабство, феодализм и капитализм к коммунизму, считал …. (К. Маркс )

27. Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей и образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, называется…(элитарная культура )

28. К физическим факторам социальных изменений относится(-ятся)… (природные катаклизмы )

29. Совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, называется… (индивидуальностью )

30. Процесс социализации личности исключает … (изоляцию личности )

31. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» находятся в следующем соотношении (социальная роль представляет собой ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом индивида )

32. Важнейшим экономическим условием формирования и учета правительством общественного мнения является ___ (рынок)

Как написать режиссерскую экспликацию

(c)Евгений Белов
http://tvkinoradio.ru
Краткая инструкция по составлению режиссерской экспликации с советами и наглядными примерами

Что такое экспликация?

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание - не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов - его осталось только снять»).

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.

1. О чем история вашего фильма?

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в«Уроках режиссуры»).

2. В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком - очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.

3. Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле - какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик?

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИЙ

То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма - день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее)

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева - Дом Владимира, Натура

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

4. Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона, на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмыГаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева - картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5. Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины:

  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;
  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);
  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран);
  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);
  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов);
  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6. Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций.

7. Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров - кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.


Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева - Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверятся с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма.

Примеры режиссерских экспликаций:

Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова.

Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда» (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье - это…».

В качестве отдельного бонуса - режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает своюоператорскую экспликацию, в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия - оператор» (М.М. Волынец, 2008).


Пример операторской экспликации
Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».


Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева - Гостиная в Доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации, которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Конкретно-событийная основа и местный материал в структуре сценария ТП и П.

Событийное развитие — важнейшая часть режиссерского замысла. Событие — основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Действие — основной закон драматургии.

Станиславский писал о методике так называемой «разведки умом» и «разведки телом». Эта методика опирается на способность художников театра событийно воспринимать действительность. На этапе «разведки умом» у режиссера формируется представление о том, как будет развиваться спектакль — от исходного события, через основное, центральное, финальное — к главному событию. Отобранная режиссером на этапе «разведка умом» цепь событий — путь к постановочному решению спектакля.

Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля.

— исходное событие — зарождение конфликта;

— основное событие — его суть;

— главное событие — разрешение конфликта.

Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:

1. Исходное событие — эмоциональный «зачин» спектакля. Оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство.

2. Основное событие — здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.

3. Центральное событие — кульминационный в спектакле пик борьбы по сквозному действию.

4. Финальное событие — здесь кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.

5. Главное событие — самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; идея произведения в нем становится явной; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства (оно или изменяется или остаётся прежним).

Событие это сложный длительный непрерывный процесс, который помимо физического проживания имеет и психическое. Событие способно менять цель героя, его линию поведения, быть катализатором действия.

Существует своего рода схема, по которой можно проследить процесс развертывания события: 1) восприятие; 2) оценка; 3) непосредственно действие . Или иначе — как говорил Станиславский: «увидел — испугался — побежал».

Событийный ряд, как отражение сквозного действия

Событие — основная структурная единица сценической жизни, неделимая частичка действенного процесса. Подобно тому, как из частиц образуются вещества, из событий складывается событийный ряд. Как в «Беседах с коллегами» замечал Товстоногов: «События нанизываются на стержень конфликта, образуя своеобразный шашлык».

Репетиции спектакля: с чего начинать, как проводить?

Шампур, или стержень, на который нанизаны кусочки — события — сквозное действие (а также контрдействие). Сквозное действие — это путь борьбы, направленный на достижение сверхзадачи, а контрдействие — та сила, которая сопротивляется решению поставленной проблемы.

Событие — всегда процесс, который происходит сейчас, на наших глазах во времени и пространстве. В каждом событии может быть только одно действие и одно контрдействие. Таким образом, событие — это сумма обстоятельств с одним действием.

Когда действие становится осуществленным — исчерпывает себя во времени и в пространстве, кончается и событие; начинается следующее действие — следующий этап сценической жизни, а следовательно, рождается и новое событие. Как режиссёру, та и актеру, необходимо уметь мыслить событийно — процессуально. Овладение таким способом мышления способствует «строительству» сквозного действия.

Событийная структура пьесы — главный стержень метода действенного анализа. Событие заключает в себе как объективную, так и субъективную сторону, поэтому сюжет, основанный на индивидуальной точке зрения художника, приближает к сверхзадаче пьесы, сквозному действию, пониманию ее основного конфликта, исходного и ведущего предлагаемых обстоятельств. Однако не всякое событие пьесы является частью её сквозного действия. Сквозное действие начинается только в основном событии и заканчивается в финальном. В главном событии пьесы просветляется ее сверхзадача, решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства и это является самым последним событием пьесы.

В основе всего представления должно лежать какое-либо одно масштабное событие — например, праздник. Это масштабное событие — фундамент представления. Его идейно-тематический замысел напрямую определяет характер и содержание событий, вошедших в сценарий.

Сценарий всегда делится на эпизоды или блоки. Каждый эпизод — сюжетный ход в развитии общего действа, который, в соответствии с идеей автора сценария заключает в себе определённый смысл. Каждый эпизод в некоторой степени самостоятелен, автономен относительно других блоков. Он имеет свою внутреннюю структуру. Каждый блок, чтобы считаться реализованным внутри сценария, должен иметь завязку, развитие, развязку. Смена эпизодов сопровождается изменением — смена декораций, переключение света, появление нового персонажа, изменением музыкального сопровождения и т.д. — каким-то новым решением. Иными словами, от блока к блоку сценарий должен развиваться — эволюционировать. Эпизоды должны претерпевать изменения, подчиняющиеся общему замыслу, стилистике всего представления, его главной жанровой характеристике.

Явление каждого нового эпизода должно становиться событием. Событие, в первую очередь, призвано заинтересовывать зрителя, вовремя переключать внимание и всегда держать его в активном состоянии. Каждое последующее событие должно быть по эмоциональному накалу на порядок выше предыдущего и так до максимальной эмоциональной точки представления. Весь событийный ряд выстраивается именно по такому принципу.

При разработке сценария необходимо помнить о таких понятиях, как предсобытийный и послесобытийный ряд. Предсобытийный ряд — предшествуюшие событию предлагаемые обстоятельства, а послесобытийный ряд, соответственно, — обстоятельства, следующие вслед за событием. На сцене ничего не возникает из ниоткуда — оно всегда обусловлено предыдущими событиями, ничто не исчезает в никуда — для этого есть послесобытийный ряд. Последний заключает в себе в добавок функцию катализатора, а именно, послесобытийный ряд, дает новые предлагаемые обстоятельства для другого события в рамках замысла.

Театрализованное представление практически всегда ставится по случаю какого-то исторического и общественно значимого крупного события. Построение театрализованного концерта строится по законам драматургии, диктуется внутренней пружиной развития исходного события или событий.

События имеют двойственную пространственную и временную характеристики. Рассмотрим двойственность во временном аспекте. Имеется ввиду, что реальное событие, явившееся основой (или являющееся элементом) праздника уже свершилось в прошлом. Т.е. имея определённые «исторические корни» в прошлом, событие разворачивается и в настоящем — на сценической площадке. Двойственность события в пространственном смысле заключается в разделении пространства реального — в котором событие происходило по факту, и пространства сценического — пространство данного праздника . Таким образом, необходимо соблюдение двух нюансов. Первый касается устранения временной двойственности. Необходимо соответствие костюмов, танцев, песен, манеры разговора, предметов обихода и т.д., т.е. элементов той эпохи, в которой произошло событие. И второй нюанс касается пространственной амбивалентности. То или иное пространство, в котором происходит то или иное событие, должно быть отражено в режиссёрском решении и в сценографии.

БИЛЕТ № 10

Финал в сценарии театрализованного представления и праздника. Его значение для воплощения

Идейно-художественного замысла и для композиции сценария.

Иносказательные средства выразительности в сценарии праздника, театрализованного представления.




Top