Как написать страшную историю. Сюжет страшной истории

Чтобы литературное произведение запомнилось, оно должно пробудить в читателе какие-то чувства, найти в нём отклик. Если вы решили написать ужасы, то помните: они должны вызывать страх у любителей пощекотать себе нервишки. Напугайте читателя, и он ваш. Получив то, за чем пришёл, он останется доволен и придёт снова. Ваша задача сделать своё произведение не просто страшным, но ещё и запоминающимся. Пусть дрожат, оборачиваются за спину и боятся уснуть. Попробуем узнать, что же для этого нужно сделать. Самое, пожалуй, важное, что я хочу донести: играйте на людских страхах . Эти маленькие дрожащие твари с давних пор привыкли чего-то бояться. И чем больше проходит времени, тем больше пугал они себе придумывают. Чего мог бояться пещерный человек? Темноты, высоты, диких зверей, грома и молний, сильного соплеменника. Ушли сейчас эти страхи? Ничуть не бывало. Но зато теперь имеется множество всяких «-фобий». Клоуны, самолёты, бактерии, мобильные телефоны - всё, что когда-то было придумано или открыто, кого-нибудь да напугает. Есть даже фобофобия - боязнь боязней. Однако, если посмотреть на список страхов людских¹, становится понятно, что большая часть всё же осталась от обезьян (или Адама и Евы, зависит от ваших воззрений). Что это даёт? Простор для деятельности и один очень важный факт: страхи естественны. Конечно, всех ворон одним чучелом не напугать. Наверняка где-то в мире найдётся человек, который, увидев чёрного рогатого монстра в своём шкафу, подумает: «Ой-ой, пойду поем». Можно поставить себе цель нагнать страху и на него, но гораздо проще ориентироваться на широкую аудиторию. Чего же боятся люди? Попробуйте начать с себя. Потому что если даже автору будет не страшно, читатель тем более не испугается, ведь до него дойдёт лишь малый процент авторской фантазии. Думаю, среди вас сыщется немало смельчаков, но основной список примерно одинаковый: темнота, высота, огонь, вода, дикие звери, острые предметы. Практически все естественные страхи можно свести к боли и смерти. Это инстинкт самосохранения, заложенный природой, говорит нам: «Не суйся туда, где можно утонуть, обжечься, упасть; не подходи к дикой собаке - укусит; не приближайся к больным и трупам - там зараза». Но не всегда страх носит конкретное обличье. Больше всего пугает неизвестность . Человек боится темноты, потому что неизвестно , что в ней скрыто. Человек боится одиночества, потому что один он беззащитен перед огромным миром, в котором очень много всего неизвестного . Древние греки придумали Зевса, чтобы объяснить гром и больше его не бояться. Мы знаем, что гром - это звуковые волны колеблющегося воздуха, образующиеся при электрическом разряде молнии. Конечно, не всем эти знания помогают, но если держать их в голове, представлять все физические процессы (или Зевса на колеснице), то можно понять, что бояться нечего. Поэтому читателя нужно пугать чем-то необъяснимым . Пусть он не понимает, ищет разгадку, её отсутствие напугает ещё сильнее. Что бы ни существовало на самом деле, воображение подкинет что-то куда более ужасное. Людская фантазия безгранична, нужно только немножко её подтолкнуть. Только не стоит увлекаться. Напишете «На него напало нечто непонятное», и читатель плюнет в монитор. Используйте знакомые образы хотя бы частично. Гигантский паук, маньяк с топором. Будет просто шикарно, если извратить что-то изначально не страшное, да так, что поджилки затрясутся. Помните клоуна из «Оно»? Пусть это будет старушка-соседка с неожиданно проступившей сущностью монстра. Обычная электронная рамка для фотографий, которая стала показывать сцены смерти хозяина и его семьи. Много существует уже привычных образов, которые всё равно можно по-новому подать. Помните, чем обычно пугают? Зеркала. О, это таинственные «окна в другой мир». Через них приходят духи (всем известная Кровавая Мэри), в них можно провалиться и застрять навсегда. Закрытое пространство. Клаустрофобия нередка, и вы можете рискнуть пробудить её ещё в ком-то. Сжимающиеся стены, клетки и подвалы, лабиринты и башни. Уже упомянутые огонь, вода и высота. Из каждого этого образа можно очень многое выжать. Самолёт и канат над пропастью обыграют высоту, пожар в рушащемся доме или костёр инквизиции напугают пирофоба. Заполняющаяся водой камера ударит сразу по двум больным местам. А если за этим ещё и кто-то наблюдает - то по трём. Даже если человек не страдает манией преследования, его напугает мысль о таинственном наблюдателе, который может подстроить любую гадость, просто чтобы посмотреть, как жертва будет выкручиваться. В конце концов, читатель сам пришёл к вам за мучениями героев, так что его собственное желание, отражённое на злоумышленника, подействует на подсознание и заставит задуматься: «Если я слежу за кем-то, то кто же следит за мной?». Очень важную роль в хорроре играет атмосфера. Если уметь её создать, то даже полянка с цветочками рискует покрыться кирпичами. Хотя, конечно, место действия играет определяющую роль. Если не знаете, чем ещё напугать, поместите читателя в заведомо жуткую обстановку. Кладбище, заброшенный завод, психбольница, концлагерь. Так же, как и с объектом страха, большего эффекта можно добиться, если сделать страшным изначально обычное место, где бывал каждый. Это позволит читателю стать на место персонажа, и много деталей указывать не нужно - они сами всплывут в памяти. Лифт, двор, лес, ванная комната, салон авто. Если чего-то нет в личном опыте, на помощь придёт зрительский: каждый может себе представить лабораторию, зал суда, картинную галерею, салон красоты, даже если не бывал там. Очень много псевдозагадочных мест, популярных в современной литературе и кинематографе. Например, пирамиды, северный полюс, пустующие города. Использовать их не так уж плохо, это как ехать по проложенным рельсам: надёжно, но скучно, если не случается ничего новенького. Додать новенького - и будет нормально. Другой ход - выбить у читателя почву из-под ног, загнав в нерастиражированное место. Например, радио- или телестудия, строительный вагончик, шахта полезных ископаемых, дисковод (а почему нет?). Читатель будет дезориентирован и поверит тому, что вы наплетёте. В каждом описании важны подробности. Что-то яркое, цепляющее. В случае ужасов - пугающее. Недостаточно просто дать увидеть . Дайте читателю услышать , унюхать , почувствовать . Сочно, со вкусом описывайте, что представляете. Капающая горячая и вонючая слюна монстра, гулкий рёв пламени и бьющий в лицо жар, колкий лёд, хрустящий на щеках, заставляющий передёрнуться скрип когтей по стеклу, привкус металла на языке. Чем мощнее образ, тем сильнее впечатление. Давите на все мозоли, выворачивайте наружу все мерзости. Если от описания захотелось завернуться в одеяло или помыть руки - это хорошее описание (не путать с желанием выколоть глаза). Рассказ может быть и статичным (это будет зарисовка), но чаще всё-таки происходит какое-то действие. И нужно выстроить его правильно, чтобы читатель не заскучал. Существует ряд способов, которые можно комбинировать. Первый, это нагнетание . Страшно, ещё страшнее, жутко, кошмарно, мама родная! Играйте на нервах, держите читателя в напряжении. Пусть грызут ногти на руках со вставшими дыбом волосами. Пусть новый ужас следует за предыдущим, не давайте никому расслабиться. Промежуток должен быть, он сделает чтение волнительным. Главное, чтобы каждое пугало выскакивало неожиданно, даже если его ждут. Старый как мир «Бу-эффект», очень любимый режиссёрами хорроров. В тексте его осуществить сложнее, но попытаться-то можно. Второй - погоня . Здесь подсказчиком выступают кошмары. Как часто люди видят во сне, что за ними кто-то гонится? Они могут даже не знать кто, но очень, очень бояться. Погоня изматывает, ноги отказываются двигаться, неожиданно появляется тупик или обрыв, а сзади уже наступают, слышен топот, враги дышат в спину… Погоня заставляет сердце биться чаще, а адреналин - выплескиваться в кровь. Третий способ повлиять на читателя - ввергнуть его в шок . Выдайте что-то такое, на что нельзя среагировать привычно, что мозг откажется принять. Помните старушку-соседку? Представьте, что вы встретили её на лестничной клетке с ведёрком отрубленных голов. Баба с пустым ведром, сулящая неприятности, нервно курит в сторонке. Шок может быть вызван чем-то странным, разрывом шаблона. Пушистый котёнок? А если их сотни и они рвут на куски живого человека? При этом, разумеется, мило и довольно урчат. Внезапно ставший жидким дом, в котором почему-то остались твёрдыми стёкла, появившийся из ниоткуда гигантский экскаватор с окровавленным ковшом. Больше неожиданностей, но без фанатизма, иначе это превратится в фантасмагорию и перестанет удивлять. Ещё помните, что многие страхи сводятся к боли и смерти? Очень важно грамотно обставить в своём произведении пытки или убийство . Так, чтобы впечатлительный читатель на своей шкуре почувствовал все мучения. На волю вашей фантазии отдаются все болевые ощущения. Хотя вы всегда можете наткнуться на того, кто пережил ампутацию без анестезии и скажет: «Не верю!». Ну что ж, на это мы ответим, что болевой порог у всех разный, да и ощущения тоже чужие узнать не дано. К лишению жертв жизни нужно подходить с умом. Решите, какой эффект вы хотите произвести на читателя: дать надежду или отнять. Если первое, то убейте дурака. Да, ту самую девушку, что спускается в крайне подозрительный подвал и спрашивает: «Дорогой, это ты?». Читатель знает (ну, или верит), что он не такой глупый и с ним такого не произойдёт, т.е. надеется на лучшее. Промежуточная ситуация - убить кого-то беззащитного. Собачку, котика, младенца, неходячего инвалида. Страх есть, избежать смерти нельзя, но целевая аудитория состоит не из щеночков-инвалидов, поэтому смерть обходит читателя стороной. Пока. Настало время отнять всякую надежду. Для этого нужно убить сильного, умного, изворотливого персонажа. Показать, что смерть придёт ко всем, от неё не спрятаться, не скрыться. Именно неизбежность и неотвратимость гибели пугает человека до чёртиков. Расплющит героя в кровавую кашу или настигнет инфаркт - не важно, главное, чтобы выбора не было. Если хотите подобие хэппи энда, оставьте в живых везучего недотёпу. Да хоть бы и академика, лишь бы с удачей на короткой ноге был. Но можно обойтись вообще без жертв. В роли чучела неизвестности выступает исчезновение . Это «и жили они долго и счастливо» наоборот. Потому что читатель не знает: жили, померли, всё самое страшное он придумает сам. Космонавт, которого с концами засосало в чёрную дыру (и нет там никакого книжного шкафа), туристы, исчезнувшие в горах прямо из палаток. Можно добавить мистических следов таинственного нечта: отпечатки на снегу, полосы света в небе, это даст толчок фантазии, направит по какому-то пути. Крайне важно поставить жирную точку или таинственное многоточие. Выбор за вами, только умоляю, не сливайте концовку. Не пишите затёртое до дыр «а потом они проснулись». Пусть будет хотя бы «и они никогда не проснулись». Хотите быть добренькими - победите зло (на случай сиквела можно оставить надёжно спрятанную личинку). Хотите быть злюкой - убейте всех. Золотая середина - оставьте в живых героя, но выпустите зло в мир. Всегда в первую очередь обращайтесь за вопросами к себе: в каком месте моей истории мне страшно, а в каком - скучно? Какие страшилки меня больше всего впечатляли в детском лагере? Какие фильмы ужасов я до сих пор не могу забыть? Какой писатель хорроров нравится мне больше всего? Пишите то, что пугает прежде всего вас, а единофобники найдутся. Надеюсь, что-то в этой статье натолкнуло вас на хорошую идею. Играйте на людских страхах, спихните читателей в первобытный ужас, не дайте им себя забыть, заставьте вернуться. Ну, и напоследок… БУ!

Представляем вашему вниманию подборку страшных историй, состоящих всего из двух предложений. Каждая из них заставляет ваше сердце учащенно биться, а небольшой объем дает простор воображению и фантазии. Итак, готовы ли вы пощекотать нервы и окунуться в мир загадочного и необъяснимого?

1. Я укладываю ребенка спать, а он говорит мне: "Папа, проверь монстров под кроватью". Cмотрю под кровать, чтобы его успокоить, и вижу там своего ребенка, который смотрит на меня с ужасом и дрожащим голосом говорит: "Папа, там кто-то другой в моей кровати".

2. Врачи сказали пациенту, что после ампутации возможны фантомные боли. Но никто не предупредил о том, как холодные пальцы ампутированной руки будут чесать другую.

3. Проснулся я из-за того, что услышал стук по стеклу. Сначала я подумал, что кто-то стучит в мое окно, но потом услышал стук еще раз... из зеркала.

4. Они отмечали первую удачную криогенную заморозку. Но у пациента не было никакой возможности показать им, что он все еще в сознании.

5. Она никак не могла понять, почему она отбрасывает две тени. Ведь в комнате была всего одна лампа.

6. Улыбающееся лицo уставилось на меня из темноты за окном моей спальни. Я живу на 14-м этаже.

7. С утра я обнаружил на телефоне фотографию спящего себя. Я живу один.

8. Я просто увидел, что моё отражение в зеркале мне подмигивает.

9. Работаю в ночную смену и вдруг вижу лицо, которое смотрит прямо в камеру наблюдения под потолком.

10. Манекенов доставили завернутыми в пузырчатую пленку. Слышу из другой комнаты, как кто-то начал их лопать.

11. Ты проснулся. А она - нет.

12. Она спросила меня, почему я так тяжело вздохнул. Но я не вздыхал.

13. Ты пришел домой после долгого рабочего дня и уже мечтаешь отдохнуть в одиночестве. Ищешь рукой выключатель, но чувствуешь чью-то руку.

14. Ты уже начал засыпать крепким спокойным сном, как вдруг слышишь: кто-то прошептал твое имя. Ты живешь один.

15. Засыпая, ты вытащил одну ногу из-под оделяла. Кто-то тут же схватил тебя за нее.

16. Родственники умершего так и не смогли выйти из склепа. Кто-то запер дверь снаружи.

17. Жена разбудила меня прошлой ночью, чтобы сказать, что в дом залез грабитель. Но её убили 2 года назад.

18. Я видел прекрасный сон, пока не проснулся от звуков, будто кто-то стучит молотком. После я слышал только, как комья земли падают на крышку гроба, заглушая мои крики.

19. Последний человек на Земле сидел в комнате. В дверь постучали.

20. Мама позвала меня на кухню, но по пути туда я услышал, как мама шепчет из другой комнаты: "Не ходи туда, я тоже это слышала".

21. Я никогда не ложусь спать, но каждый раз просыпаюсь.

22. Она зашла в детскую, чтобы посмотреть на своего спящего малыша. Окно было открыто, а кровать пуста.

23. День 312. Интернет до сих пор не работает.

24. "Я не могу уснуть", - прошептала она, забравшись ко мне в постель. Я проснулся в холодном поту, хватаясь за платье, в котором ее похоронили.

25. Ты слышишь ужасный крик в прихожей, но не можешь открыть глаза и пошевелиться.

26. Прихожу домой, мама с кухни кричит "Иди ужинать", тут же приходит смс от мамы: "Буду поздно, разогрей себе что-нибудь".

27. Я привык думать, что у моей кошки проблемы со зрением: она не может сфокусировать взгляд, когда смотрит на меня. Пока я не понял, что она всегда смотрит на что-то позади меня.

В детстве мы все сиживали у костра и рассказывали друг другу страшные истории про бегущие по стенке “зеленые глаза” или про черного человека, который в полночь объезжает город на машине-катафалке и забирает с собой заблудившихся детей.

Страшные истории обладают невероятной притягательностью, потому что они вызывают сильные эмоции - причем за очень короткий промежуток времени.

А заряд сильных эмоций - это как раз то, что читатели жаждут получить от нас, писателей.

Алгоритм написания страшной истории

Так как написать страшную историю? Простейший алгоритм выглядит так:

Идея

Придумываем идею, которая начнется со слов “А что если…” и вплетаем в нее наши собственные страхи. Желательно, чтобы речь шла именно о личном переживании - так получится достовернее.

Реализация страха

Проигрываем сценарий: «Как мой личный страх мог бы реализоваться в реальной жизни?»

Например, мой личный страх: оказаться одной, без денег и без связи, в незнакомом городе, в чужой стране. По большому счету, это страх перед беспомощностью и личной никому-не-нужностью.

Теперь смотрим: какие страшные последствия ждут человека, оказавшегося в такой ситуации?

Сюжет страшной истории

Выстраиваем сюжет нашей страшной истории по классическому принципу:

  • У героя возникает проблема.
  • Герой пытается решить проблему.
  • Одно препятствие громоздится на другое, ставки постоянно возрастают.
  • Герой вынужден столкнуться со своим основным страхом лицом к лицу и попытаться его преодолеть.
  • Финал: конфликт разрешается, все сюжетные линии сливаются в одну точку, герой преодолевает себя, поднимается на новый уровень осознанности, после чего либо выживает, либо погибает - в зависимости от вашей задумки.

Главный герой

Продумываем образ главного героя и его мотивации. Его основная задача - вырваться из ситуации, в которую он попал в силу своих особенностей, недостатков или внешних условий. Герой должен принять волевое решение, чтобы спасти себя и/или других людей. А что именно он сделает, зависит от его характера и обстоятельств.

Вспоминаем Эллен Рипли из фильма «Чужой»: все ее действия продиктованы особенностями характера героини , и именно поэтому образ получился цельным и воодушевляющим.

Злодеи и монстры

Особое внимание надо уделить злодею. Мало составить его описание и психологический портрет (если у вашего злодея вообще есть хоть какая-то психика) - обязательно надо показать его мотивы: а чего он, собственно, хочет?

Самое страшное в качественно написанных ужастиках - это неотвратимость зла, его логика, холодное целенаправленное усилие по отношению к главному герою. Зло должно быть адресным - тогда оно вызывает ужас в читателях, которые ассоциируют себя с вашим персонажем. А если это просто ураган или оползень - то есть что-то безликое и равнодушное к тебе лично, то это уже трагедия, а не хоррор.

Написание страшной истории

После того, как у вас продуманы все основные элементы, настало время сесть за написание текста. Этот процесс делится на следующие этапы:

  • Первый черновик - просто набиваем текст, на стиль не обращаем внимания.
  • Второй черновик - выправляем сюжетные «косяки». На стиль опять же не обращаем внимания.
  • Третий черновик - редактируем описания, диалоги и действия, следим за темпом.
  • Четвертый черновик - наконец-то обращаем внимание на стиль и выправляем все корявости, длинноты и ненужности.
  • Пятый черновик - построчная редактура и корректура (вылавливаем мелкие ошибки и опечатки.
  • Показываем бета-ридерам (т.е. первым читателям) - внимательно их выслушиваем и если критика адекватна, вносим исправления.
  • Публикуем в Сети или отправляем в издательство.

Интернет вывел на новый уровень страшные истории, которые дети некогда рассказывали ночью у костра. «Гроб на колесиках» или «темный-темный город» уже в прошлом. Теперь интернавты создают новых монстров — и создают совместно, остроумно, в формате «Википедии». Вот пять популярных в Сети «ужастиков».

Множество страшилок интернетчики придумывали еще на форумах и чатах. Некоторые из них выдавались за реальные события, некоторые становились «городскими легендами». В проекте SCPFoundation написание «ужастиков» организовано почти как «Википедия»: любой пользователь может добавить свою историю. Но она должна соответствовать определенным канонам.

Во вселенной историй SCP существует немало паранормального, о чем мы, простые смертные, не знаем. Фонд SCP изучает, контролирует и содержит аномалии, разделенные на три класса: безопасные, «Евклид» (опасные, но контролируемые) и «Кетер» (абсолютно опасные — не уничтожены только потому, что их невозможно уничтожить). Сотни сотрудников фонда работают часто как «живое мясо», жертвуя жизнью для спасения вселенной или по глупости и неосторожности.

Интернавты придумали тысячи паранормальных объектов и перевели истории, «отчеты» и «заметки» экспериментаторов на десяток языков. По мотивам историй любителями создано несколько десятков компьютерных игр. Все «ужастики» проекта можно почитать по-английски тут, а по-русски тут. Единственный недостаток — повсеместная цензура. Даже «высшие чины» SCP не знают всех подробностей секретных объектов.

Скульптура

Объект SCP-173 — скульптура из бетона и арматуры, которая не движется, пока на нее смотрит как минимум один человек. Но скульптура жива и крайне враждебно настроена. Под скульптурой беспрестанно образуется красно-коричневая субстанция из крови и фекалий.

Из контейнера, где она содержится, доносится скрежет. Если в контейнер с ней заходят исследователи, они должны предупреждать друг друга о том, что даже на мгновение закрывают глаза. Если Скульптуру никто из присутствующих не видит, она нападает на человека, ломает ему шею или душит. Если даже моргнуть, скульптура успеет приблизиться.

Лестница

SCP-087 находится на территории университета за толстыми стальными дверьми, замаскированными под дверь в кладовую. Из-за дверей слышался грохот, пока исследователи не обеспечили звукоизоляцию. Объект является лестницей, ведущей вниз — предположительно, до бесконечности.

На лестнице темно, не видно дальше полутора метров. Исследователи слышат где-то ниже на пролетах детский плач и стоны, но приблизиться к голосу не получается. Все, кто проходил достаточно далеко, сталкивались в темноте с лицом без рта, ноздрей и зрачков. Те, кто с ним встречался, сталкивались с неконтролируемым страхом и паранойей.

Интернет-друг

Вы не узнаете, что вам пишет SCP-1715, пока не умрете. Аномальное явление адаптируется под интернет-сообщества, чаты и форумы и пишет под разными именами (нередко в качестве аватарки использует изображение выше), обычно представляясь американцам 15-30 лет.

Явление вступает в контакт с обществом и спустя в среднем восемь недель те, кто делился с SCP-1715 личной информацией, погибает в происшествиях. Смерти не носят аномального характера, попадаются и самоубийства. Но и после смерти тот, кто вступал в контакт с явлением, продолжает писать и помнит свою жизнь. А иногда и шутит над обстоятельствами своей смерти.

Мишка-строитель

Маленький плюшевый мишка SCP-1048 изначально считался безопасным. Он мог самостоятельно ходить и выражать эмоции движениями, но не мог разговаривать. Мишка демонстрировал симпатию к людям вокруг него, мило обнимал за ноги, танцевал. Через семь месяцев после того, как фонд взял аномалию на содержание, SCP-1048 стал производить копии самого себя.

Первая копия мишки-строителя была сделана из отрезанных человеческих ушей — SCP-1048 отрезал их у сотрудников, к которым «втерся в доверие», а те, кто пытался его остановить, сами обрастали чем-то, похожим на уши, по всему телу, даже в горле.

Вторая копия была внешне идентична Мишке, но из одного из его швов торчала рука младенца — пока одна из сотрудниц спала, ей был сделан аборт, а 8-месячный зародыш так и не был найден. Третья копия была сделана из металлолома. Объект с копиями сбежал и до сих пор не отловлен фондом.

Тонкий человек

Как ни странно, самый известный интернет-ужастик придуман не «сотрудниками» SCP. Существо, известное как Slenderman , придумали в 2009 году на форуме Something Awful.

После того, как первый участник форума вкратце описал Тонкого человека и дал несколько «фото», историю доработали другие интернавты, создав подробную легенду.

Тонкого человека можно заметить на фото и видео — худая фигура в деловом костюме скрывается в темноте за спинами людей. Существо ворует людей, в том числе детей, может бесконечно преследовать жертву, менять длину конечностей. На YouTube ведется видеоблог «охотников на Тонкого человека», а одна из игр доступна не только для компьютеров и консолей, но и для шлема виртуальной реальности OculusRift.

Знаете качественные «ужастики» из интернета? Любите не упомянутые выше истории проекта SCP? Поделитесь ими в комментариях!




Top