Как нарисовать слона который выпускает воду. Тайские слоны рисуют автопортреты

А вы как думаете? Слона научили или он сам проявил талант? Ему кто-то показал и натренировал? Или он сам сумел изобразить все это на картине? Здорово, правда? Смотрите, как слон рисует красками на бумаге.

Такие картины поражают воображение, ведь мы можем хоть глазком заглянуть в то, как слоны видят мир.

Что же по этому поводу думают скептики? Весь секрет, как считают они, заключается в управлении животным и в тонком мышечном аппарате животных. Перед каждым движением хобота с кистью человек потягивает слона за ухо. При движении вверх-вниз появляются вертикальные линии, потянув в сторону, можно получить горизонтальную. Потянув ухо на себя, добиваются точечного мазка.

Таким образом, погонщик слона как бы рисует картину через посредничество животного. Глаза публики настолько притягивает сам процесс рисования, что никто не обращает внимания на манипуляции таиландца. После чего слона вознаграждают связкой бананов, а картина сразу покупается.

Можно сказать, что человек орудует ухом слона, как джойстиком. И каждый слон ежедневно рисует лишь одну картину, на которую его выдрессировал хозяин. Один – деревья, другой – вазу с цветами. Все же у слонов достаточно мозгов, чтобы с предельной точностью воспроизводить на листе бумаги команды человека. Они хорошо понимают, что от них требуется. В любом случае эта способность выглядит уникальной среди всех представителей животного мира.

    Да, такое встречается не часто. В тропических джунглях, недалеко от города Чанг Май в Таиланде, в вилле под названием "Maesa Elephant Camp" проживает семейка слонов, за которыми ухаживают внимательные и заботливые хозяева. Так как в дикой природе число азиатских слонов всё уменьшается, хозяева создали нечто вроде заповедника для этих животных, стараясь, чтобы слоны находились в естественной и экологически чистой среде.

    Но знамениты слоны виллы "Maesa Elephant Camp" стали благодаря своим уникальным способностям рисовать. Они работают с невероятной концентрацией внимания, косясь сквозь густые ресницы и тяжёлые веки на полотно, мягко взмахивая детской кистью для рисования. И удивительно наблюдать, что этот нежный кончик хобота, который держит кисточку, в то же время обладает силой, способной поднимать брёвна.

    А картина, нарисованная слоном, действительно, очень впечатляет. Сегодня эти слоны, не единственные художники среди животного мира. Гориллы, например, удивительны не только тем, что запас их знаков общения превышает тысячу символов, но они также производят рисунки, как в абстрактном, так и в изобразительном стиле.

    Робот-художник ААРОН, созданный художником-абстракционистом Гарольдом Кохеном, создавал рисунки на протяжение 15 лет.

    Но искусство слонов пользуется особой популярностью. Картины продаются через интернет по довольно приличным ценам. А художники виллы "Maesa Elephant Camp" , поставили целых два мировых рекорда Гиннеса – за самую большую картину (2,40 м. шириной и 12 м. длинной), выполненную восьмью слонами, и за самую дорогую картину (она же). 19 февраля 2005 года восемь слонов на протяжении шести часов творили современное произведение в стиле импрессионизма, где изобразили природные ландшафты северного Таиланда.

    Эту картину купила предпринимательница из Калифорнии за 1,5 миллиона бат. Картина, нарисованная слонами, состоит из двух частей – первая, проданная за высокую цену, была дарована тайскому правительству в качестве национального достояния искусства, а вторая часть – выставлена в галерее фазенды.

    Обезьяны и ААРОН сами выбирали краски и кисти для своих картин. Что касается слонов, эти животные очень ограничены в цветовом восприятии, поэтому краски и кисти им подбирает хозяин.

    Итак, неужели эти творческие рисунки указывают на феноменальный интеллект слонов? Или это результат усиленных тренировок, подобно тому, как у слонов получается играть на губной гармошке, маршировать, играть в футбол (где слон попадает мячиком в ворота) – все эти представления, кстати, тоже демонстрируются на ферме "Maesa Elephant Camp". Ведь обычно слон может нарисовать лишь заученный за несколько лет с хозяином рисунок, и, похоже, что художественная одарённость слонов – результат усиленных тренировок, а не вдохновения или мыслительных процессов.

    Еще бы! Ведь речь вдет... о слоне. Слон-художник? Не может быть! А вот и может. Американский писатель и ученый Джеймс Эхманн в соавторстве со смотрителем за животными Девидом Гаква попытались доказать это в своей книге «Исследования художественных способностей слонов». Итак, слон может рисовать, причем как и любой художник, делает он это карандашом и кистью. И получается? А давайте посмотрим.

    Однажды авторы книги показали художнику-профессионалу из Сиракуз (есть такой город в США), профессору живописи, известному эксперту по абстрактному импрессионизму Джерому Уиткину несколько рисунков. Уиткин был ими просто очарован! «Эти рисунки очень лиричны и очень, очень красивы, — сказал эксперт. — Они настолько жизнеутверждающи и насыщены энергией, что это потрясает!» И еще: «От своих студентов я не могу добиться подобного заполнения пространства». Вот так вот.

    Как вы уже догадались, профессор остался доволен работами художника-слона. Точнее, их выполнила азиатская слониха Сири, живущая в сиракузском зоопарке «Барнет-парк». А было ей тогда 12 лет. Весила юная леди около 3800 килограммов и ростом была примерно 2,4 метра. Так что художник действительно был крупным. Тут уж не возразишь. И что же сказал эксперт, узнав, кто является автором картин? «Я считаю, что очень хорошие рисунки могут быть созданы любыми художниками, независимо от расы, происхождения и даже веса».

    Кто же научил Сири рисовать? А никто. И тут возникают интригующие и сложные вопросы о природе изобразительного искусства и наличии у животных умственных способностей. Ну, например: наличии у животных умственных способностей. Ну например, не научились ли наши далекие предки рисованию... у слонов того периода?

    Сири появилась в «Барнет-парке» в 1970 году в возрасте двух лет. Ее поймали в джунглях Таиланда. В зоопарке никто не заметил, когда именно это юное дарование начало рисовать. И только штатный зоолог Дон Мур в начале 1976 года обратил внимание на какие-то странные линии, нацарапанные на бетонном полу ее загона. Любопытно: большинство своих рисунков слониха делала по ночам камнем, который держала в хоботе. Надо бы обратить на это внимание специалистов, подумал Мур, но к кому именно следует обратиться, не знал. Зато это сделал Девид Гаква, когда в 1980 году пришел работать в зоопарк смотрителем. Правда, сделал он это не сразу, а после серии самостоятельных экспериментов.

    Однажды Девид захватил с собой альбом для рисования и толстый карандаш, которым обычно пользуются плотники. Сири внимательно осмотрела карандаш, держа хоботом, потом почесалась им и попробовала на вкус. Гаква установил кончик карандаша на бумаге, Сири начала им двигать, увидела, что карандаш оставляет след графита, и это ей понравилось.

    А вскоре появилась и первая картина: какое-то соединение из плавных кривых и прямых линий, окружающих грушевидную фигуру. Конечно, работу нельзя еще было признать гениальной, но все же...

    В последующие два года Гаква регулярно снабжал слониху карандашами, кистями, красками и бумагой. Он садился перед Сири скрестив ноги, и клал на колени альбом. Сири усердно заполняла страницу за страницей рисунками и скоро их число перевалило за 200!

    Вначале Гаква как-то не задумывался, а зачем, собственно, он все это делает? Использование орудий труда как доказательство отделения Homo sapiens от прочих живых существ давно уже отвергнуто учеными. Позднее таким доказательством стали считать появление речи у мыслящих существ. Но и от этого аргумента пришлось отказаться, когда шимпанзе продемонстрировал свою способность к общению с человеком не только с помощью жестов, но и слов. Художественный эксперт Виктор Лоуэнфелд, автор книги «Ваш ребенок и его художественное искусство» писал в 1961 году: «Одно из самых важных отличий человека от животного состоит в том, что человек может что-то создавать, а животное — нет».

    Так вот: Сири опровергла и это утверждение. Создание каждого рисунка занимает у нее, правда, не больше минуты. И вряд ли она вкладывает в них глубокий смысл. Да и зачем? Все осмыслят специалисты. Как только Сири отрывала от бумаги карандаш или кисть, Гаква считал: работа закончена. И никаких переделок! Это не допускалось. Он давал (вернее, подсовывал слонихе новый лист — и начиналось новое произведение. И все же (это было совершенно ясно) потребность рисовать у Сири была естественной. За выполненную работу «платы» не полагалось.

    Однажды Эхманн и Гаква услышали от Стива Маккаскера из Вашингтонского зоопарка следующее: «Должен вам сообщить, — сказал Стив, — что в нашем зоопарке слоны тоже рисуют. Поэтому не думайте, что вы открыли что-то необыкновенное». Сенсации не состоялось. Исследователи, наблюдавшие за слонами в дикой природе, в свою очередь также сообщили о поведении этих животных, напоминающем поведение Сири. Так, Джон Айзенберг из Флоридского университета, изучающий слонов в Шри Ланке, писал: «Мы видели на песке следы, похожие на абстрактные рисунки, но никто из нас не уделил им сколь-нибудь серьезного внимания. Мы только подумали: вот здесь забавлялся какой-то слон».

    Рисунками слонов заинтересовались многие ученые. Аллен и Беатрис Гарднер, первые ученые, изучавшие «язык» шимпанзе, понимали, что рисунки Сири — это выражение ее интеллекта. Другой ученый, Майкл Фокс, директор американского Гуманитарного общества, был просто поражен работами Сири: «С точки зрения науки, ее рисунки — большой шаг к признанию сознания у животных и к изучению особенностей их поведения», — сказал он. Любопытно: некоторые исследователи даже питают надежду: обучить слонов писать не абстрактные картины, а картины окружающего мира. К этому, в частности, склоняется сотрудник Калифорнийского университета Рон Шастермен, использующий язык жестов в общении с морскими львами.

    Но являются ли рисунки Сири доказательством ее художественных способностей? Основываясь на описаниях Гакви, некоторые эксперты считают, что рисунки можно отнести к области искусства. «То, что творения Сири вполне рационально расположены на каждой странице альбома, и то, как она их «завершает», очень впечатляет, — говорит психолог Дьюэн Рамхаигх из Института приматов (Атланта, штат Джорджия). — Вполне вероятно, что она обладает каким-то художественным чутьем и чувством формы».

    Замечено, что художественные способности Сири постепенно развиваются, и ее «произведения» становятся более зрелыми. Когда три ее рисунка были показаны Говарду Гарднеру, специалисту по детскому творчеству, и его коллегам, они точно определили, в какой последовательности были выполнены рисунки (даты работ Сири им не были известны). А когда некоторые из ее картин и рисунков были посланы Уильяму де Коонингу, крупному специалисту в области абстрактного искусства, он, посмотрев, дал им высокую оценку. Только после этого ему сообщили, что их автором является слон. Но своего мнения Коонинг не изменил. «Это чертовски талантливый слон», — сказал он.

    Ну что тут можно добавить? Или следует поставить под сомнение абстрактное искусство как таковое, или признать Сири абстракционистом и принять ее в какой-либо союз художников.

    По материалам журнала «National wildlife» подготовил Е.Иванов

    Слон не понимает, что именно делает. Точнее, в его понимании он выполняет приказы хозяина, нанося тонкой палочкой какие-то линии. Слон – одно из немногих животных, обладающих зачатками самосознания, что доказывает его способность узнавать себя в зеркале. Но видит ли он себя в «автопортрете»? Специальных исследований на этот счёт не проводилось, но, скорее всего, слону не хватит абстрактного мышления, чтобы отождествить себя со своим рисунком.
    Даже если бы слоны научились воспроизводить свои «фирменные» рисунки по памяти, без контроля дрессировщика, это нельзя было бы назвать настоящей живописью. Ведь искусство – это творческий процесс, а не повторение шаблонов. Поэтому куда ближе к искусству рисунки, сделанные слонихой Сирии в сиракузском зоопарке «Барнет-парк». Она заметила, что карандаш, который ей показал смотритель, оставляет следы. Сирии понравилось это занятие, и она стала регулярно рисовать на бумаге, нанося прямые и кривые линии.








    А это цена за которую продают картины слонов.

    Все материалы взяты из интернета.

    В интернете размещено немало видеороликов, демонстрирующих, как рисуют слоны. Кисти они сжимают хоботами, листы бумаги укреплены на мольбертах. Под восхищёнными взглядами туристов умные животные аккуратно погружают кисточки в краски и выводят линии на бумаге. Получается, животные могут быть художниками?

    Глядя, как тщательно слон прорисовывает каждую линию своего рисунка, действительно хочется признать его художественные таланты. Но зоолог Десмонд Моррис развеял это заблуждение: увы, слоны не рисуют в полном понимании этого смысла. Они выполняют движения хоботом, которых от них добивается дрессировщик.

    Туристы, поражённые зрелищем, не замечают лёгких движений дрессировщика по уху или нижней губе животного. Но именно этими движениями дрессировщик указывает слону, сделать ли сейчас вертикальный штрих, горизонтальный, провести ли линию, оборвать, обмакнуть ли кисточку в краску… Как правило, слоны «специализируются» только на одном изображении, поскольку отточить движения - труд и для животного, и для того, кто им управляет. Но без дрессировщика слон не сможет воспроизвести даже свой «фирменный» рисунок.

    Слон не понимает, что именно делает. Точнее, в его понимании он выполняет приказы хозяина, нанося тонкой палочкой какие-то линии. Слон - одно из немногих животных, обладающих зачатками самосознания, что доказывает его способность узнавать себя в зеркале. Но видит ли он себя в «автопортрете»? Специальных исследований на этот счёт не проводилось, но, скорее всего, слону не хватит абстрактного мышления, чтобы отождествить себя со своим рисунком.

    И всё-таки этот процесс рисования вызывает удивление! Поразительно, насколько тонким инструментом является хобот слона: он поднимает тяжёлые брёвна и аккуратно выводит тонкие линии на бумаге. Не менее удивительна сосредоточенность животного, его умение концентрироваться на задаче вместе с дрессировщиком, интеллектуальное спокойствие. Ведь обезьян такому трюку обучить не удалось!

    Даже если бы слоны научились воспроизводить свои «фирменные» рисунки по памяти, без контроля дрессировщика, это нельзя было бы назвать настоящей живописью. Ведь искусство - это творческий процесс, а не повторение шаблонов. Поэтому куда ближе к искусству рисунки, сделанные слонихой Сирии в сиракузском зоопарке «Барнет-парк». Она заметила, что карандаш, который ей показал смотритель, оставляет следы. Сирии понравилось это занятие, и она стала регулярно рисовать на бумаге, нанося прямые и кривые линии.

    Так что, если летать слоны всё же не научились, то художник из них выходит хороший!)




Top