Как научить ребенка рисовать листья. Учим ребенка рисовать карандашом и акварелью

Воспитание в детях чувства собственного достоинства - одно из важнейших условий их успехов в будущем. Но что делать с ребенком, который считает себя центром вселенной? Как, не нанося ущерб его уверенности в себе, объяснить ему, что у него - неправильные представления о мире?..

Даже в семьях, где несколько детей (трое и больше), случается, что кто-то из них начинает требовать к себе особого отношения и предъявлять родителям бесконечные претензии. Это зародившееся в ребенке ощущение собственной исключительности приводит к конфликтам не только с родителями, но и с братьями и сестрами, и мириться с такой ситуацией, конечно же, нельзя. Но что с этим делать?

Прежде всего, воспитание в ребенке чувства собственного достоинства не должно идти вразрез с обязанностью родителей поставить для него определенные рамки и научить его с раннего детства отличать хорошее от плохого. Ребенок нуждается в постоянном руководстве и опеке, особенно — когда он пытается самоутвердиться за счет окружающих, испытывая тем самым терпение взрослых.

Следует обратить внимание на то, как ваш сын (дочь) ведет себя в школе, у дедушки с бабушкой, с друзьями. Чаще всего, вне дома, с другими людьми, дети обращаются иначе, понимая, что только в безопасной домашней обстановке можно «расслабиться» и показать свой характер.

Сам по себе факт, что ваш сын (или дочь) способен быть «золотым» ребенком в школе и в гостях у дедушки с бабушкой, весьма важен. Во-первых, это свидетельствует, что в душе он — хороший мальчик. Во-вторых, то, что в качестве «жертв агрессии» он выбирает лишь родителей, братьев и сестер, означает, что на подсознательном, скажем так, уровне он хочет, чтобы его поставили на место. Его поведение — завуалированный крик о помощи, обращение к родителям с просьбой не игнорировать свои обязанности воспитателей.

Всякий раз, когда ваш ребенок проявляет себя не лучшим образом, предъявляя претензии, ему необходимо продемонстрировать свое недовольство и отчитать за недостойное поведение, одновременно подчеркивая свое уважение к его личности.

Мой свекор, воспитывая пятерых сыновей, руководствовался принципом — «это не достойно тебя». Если кто-нибудь из мальчиков совершал проступок, он заводил с провинившимся сыном разговор, перечислял его добродетели и положительные качества и приходил к выводу, что, плохое поведение при наличии столь прекрасных черт не вяжется с его характером. Детей в семье мужа ругали, но — никогда не унижали. Их чувство собственного достоинства оставалось не задетым.

В данном случае задача, которая стоит перед родителями, очень напоминает творческую позицию известного скульптора. Когда его спросили, как из бесформенных глыб у него получаются столь прекрасные статуи, он ответил, что сначала в его воображении формируется образ будущего произведения, а потом он просто освобождает его от лишней каменной массы. Подобно этому скульптору, родители, воспитывая детей и сталкиваясь в этом с трудностями, должны помнить о своей конечной цели и объективно оценивать заложенные в ребенке качества и его потенциал.

Если родителям удастся в нужные моменты показать ребенку свое недовольство, одновременно давая ему понять, что даже такое неблагоразумное поведение не может поколебать их хорошее мнение о нем — они добьются наиболее ощутимых и значительных результатов. Ибо дети, как правило, стараются не разочаровывать родителей.

Вспомните описанный в Торе случай с Йосефом, которого соблазняла прекрасная жена Потифара. Он устоял перед соблазном, — разъясняют ситуацию наши Учителя, — потому что хорошо помнил, что отец (Яаков) никогда не сомневался в его умении выбрать правильную линию поведения, высоко ценил его и ждал от него великих свершений. И это дало Йосефу силы побороть искушение.

Каждому хочется воспитать в своих детях позитивное отношение к жизни и чувство собственного достоинства, которое не покидало бы их до конца жизненного пути. Для этого нам нужно научиться «ловить» моменты, когда наши дети совершают хорошие поступки. К сожалению, наша роль в качестве опекунов этих маленьких людей нередко сводится в основном к выявлению отрицательных черт и активной борьбе с ними. Но все должно быть наоборот. В первую очередь, важно поощрять позитивные черты и достойное поведение и с ними «соизмерять» негативные проявления.

Поводы поощрить ребенка найти нетрудно. Его обязательно надо поощрить, если он, к примеру:

— в игре с братьями и сестрами, ни с кем не поссорился, и никого не обидел;

— ни разу не перебил маму, пока она разговаривала по телефону;

— проявил в разговоре с братом или сестрой доброжелательность;

— щедро поделился чем-либо с другими;

— выразил готовность помочь родителям убрать со стола, выполнить какое-либо поручение и т.д.

Да, все это, казалось бы — обыденные мелочи. Стоит ли благодарить детей за то, что является поведенческой нормой? Безусловно, стоит. Чтобы это осознать, вспомните, сколько раз вы пытались объяснить своему ребенку (иногда — в резкой форме), что в моменты, когда мама или папа разговаривают с другими людьми или между собой, обращаться к ним — невежливо. Но он делал это опять и опять. Не означает ли это, что порицания малоэффективны? Попытайтесь действовать «от обратного». Ищите случаи, когда ребенок, находясь в той же комнате, не вмешивается в беседу взрослых людей, и всякий раз хвалите его за это. Вскоре вы убедитесь, что ваша «уловка» подействовала.

Наша обязанность заключается в том, чтобы фиксировать и закреплять в ребенке позитивные черты. И, возможно, стремление заслужить похвалу и уважение пересилит в ребенке столь часто встречающуюся у детей жажду негативного внимания к собственной персоне.

Рекомендую также поговорить с «отбившемся от рук» сыном (или дочерью) с глазу на глаз и заручиться его поддержкой. Можно сказать ему, что он — особенный мальчик, что родители им очень гордятся и нуждаются в его помощи, чтобы наладить хорошие взаимоотношения в семье. Пусть он поделится с вами своими идеями, и примет активное участие в их реализации. Если вы снабдите его подобными «полномочиями», это, возможно, принесет пользу всем членам семьи и изменит ситуацию к лучшему.

Мы живем в сложное и напряженное время. Современная «улица» способна в течение одного-единственного дня подвергать человеческую психику стольким испытаниям, что представители предыдущих поколений не переживали и за всю свою жизнь. И самое эффективное противоядие от стрессов, как мне кажется — это любовь, поцелуи и объятия, перемежающиеся мягкими напоминаниями о том, как следует себя вести. Специалисты, занимающиеся вопросами воспитания детей, считают, что критика, как соль и перец — полезна в небольших дозах. Если ею злоупотреблять, она лишь наносит вред здоровым отношениям.

«Левая рука, — говорят наши Учителя, — должна отталкивать, а правая — притягивать и обнимать». Самое трудное в осуществлении этого принципа — поддерживать это хрупкое равновесие.

Это — фундаментальный и универсальный принцип, ибо он применим в любых обстоятельствах. Однако некоторые ситуации гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и требуют более тонкого и серьезного вмешательства. Если в обозримом будущем вы, воспользовавшись приведенными здесь рекомендациями, обнаружите, что не добились ощутимых результатов, это означает, что вам следует обратиться со своими проблемами к специалисту. Полагаю, что в «тупиковых» ситуациях профессиональный совет способен не только успокоить тревоги родителей, но, в некоторых случаях, даже определить направление их дальнейших действий.

И, конечно, не забывайте молиться, и просить Творца о мудрости, понимании и терпении. Пусть Он благословит вас, и дарует вам силы для воспитания ваших детей…

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Человек рождается c чувством собственного достоинства. Но по мере взросления замечания в его адрес, ожидания, отношение к нему других людей заставляют человека сомневаться в себе. Самоуважение - это то, благодаря чему мы верим, что можем добиться многого благодаря своим способностям, что можем внести свой вклад в развитие общества, что достойны вести полноценную жизнь. Поэтому развивать самоуважение - это естественно, важно и полезно.

Шаги

Понимание себя

    Осознайте важность своего отношения к себе. То, как вы себя воспринимаете, как о себе говорите, кем себя видите, становится для вас реальностью. Если вы позволяете унижать себя, не цените себя, не замечаете и не проявляете своих способностей, то у вас будет низкая самооценка , вы будете для всех невидимкой. Это не смирение, а скорее отказ признавать собственную значимость.

  1. Не бойтесь любить себя. Любовь к себе часто отождествляют с эгоизмом, нарциссизмом и в какой-то степени интроверсией в ее худшем проявлении. Возможно, отчасти это связано с особенностью русского языка, в котором слово «любовь» имеет много значений, характеризующих разные типы любви. Кроме того, люди часто неправильно понимают призывы помогать другим, быть щедрыми, отдавать, отдавать и отдавать себя. Хотя эти намерения благородны, некоторые люди впадают в крайности: они преуменьшают свои желания, забывают о своих собственных потребностях, потому что стремятся получить одобрение от окружающих или просто боятся, что их посчитают эгоистами, которые думают только о себе. Очень важно найти золотую середину и здесь.

    • Здоровая любовь к себе означает, что вы будете себе лучшим другом. Любовь к себе проявляется не в том, чтобы весь день прихорашиваться и все время говорить о том, какой вы хороший (это признаки серьезной неуверенности в себе). Любить значит относиться к себе с такой же заботой, терпимостью , великодушием и состраданием, как вы бы относились к близкому другу.
    • Не зацикливайтесь на том, что думают о вас другие люди. Чужое мнение никак не поможет вам стать тем человеком, которым вы хотите быть. Только от вас зависит, будете ли вы иметь чувство собственного достоинства.
  2. Цените свое время. Если вы занимаетесь волонтерской или низкооплачиваемой работой, которая отбирает больше времени, чем вы можете себе позволить, и при этом пренебрегаете другими важными составляющими вашей жизни, такими как семья, личные отношения, поиск другой работы, то, скорее всего, вы столкнулись с конфликтом ценностей.

    • С одной стороны, вы убеждены, что быть волонтером и принимать участие в общественных работах, помогая нуждающимся, очень благородно и важно для вашего душевного состояния. С другой стороны, ваше чувство собственного достоинства подсказывает, что ваш вклад в благосостояние общества должен вознаграждаться.
    • Эти два конкурирующих системы ценностей вызывают внутреннее напряжение у многих людей, которые хотят помогать другим и действуют из самых лучших побуждений. Пытаясь успеть все и сразу, они сталкиваются с нехваткой времени и денег и задаются вопросом, стоят ли хоть чего-нибудь их усилия.
    • Рано или поздно это приведет к одному или нескольким возможным последствиям: вы заболеете, обозлитесь, все бросите, пожалеете, что потратили зря столько времени, или так и будете жить, забыв о здоровом равновесии между общественным и личным, что не только скажется на вас, но и послужит плохим примером для ваших детей, друзей и всех тех, кто за вами наблюдает. Если вы чувствуете потребность преуменьшать свои способности и навыки и отдавать их кому-нибудь по низкой цене или вообще бесплатно, для вас это должно стать предупреждением. Вам следует остановиться и начать ценить себя и свое время.
    • Ведите дневник своих достижений. Каждый раз, когда вам хочется унизить себя и поплакать из-за того, что вы ни на что не способны, налейте себе чашку кофе, сядьте поудобнее, достаньте дневник и перечитайте его. Может уже есть новые достижения, которые вы могли бы в него дописать?
    • Соревнуйтесь только с самим собой, а не с другими. Ваши достижения отражают то, чем занимаетесь вы , и то, что вы чувствуете при этом, а не то, как другие воспринимают их или что они сами делают.
  • Каждые 10 лет люди находят в себе что-то новое. Незачем винить себя за то, что теперь вы не такой, каким были 10 лет назад. Вместо этого поблагодарите судьбу, соберитесь и идите дальше. Подумайте о той мудрости, которую вы приобрели за это время, и воспользуйтесь ею.
  • Не путайте банальности и позитивные аффирмации. Существуют афоризмы, высказывания, примеры «житейской мудрости» и прочие банальные фразы, которые будто бы призваны укрепить самооценку, но могут не вызвать у вас ни малейшего отклика. Забудьте о них и ободряйте себя словами, которые действительно значимы для вас.
  • Каждая встреча - это масса возможностей для вас. Интересуйтесь другими людьми, будьте готовы провести с ними время, чтобы узнать что-то новое. Невозможно предвидеть, чему вас сможет научить именно этот человек и как он может помочь вам развивать самоуважение. Кроме того, слыша о проблемах других людей, вам будет легче забыть о своих собственных бедах и беспокойствах.
  • Отпускайте прошлое. Живите сегодняшним днем. Помните, что любовь важнее всего. Обращайтесь с людьми так, как хотите, чтобы они обращались с вами.

Предупреждения

  • Если ожидать от себя слишком многого и постоянно дополнять этот список требований, то он будет разрушать вашу самооценку, постоянно напоминая вам о том, чего вы еще не достигли. Из-за этого вы можете ошибочно полагать, что можете делать то, чего на самом деле не можете, и наоборот. Успокойтесь и начните регулярно пересматривать свои цели в жизни.
$2

Как развить в ребенке чувство уважения к себе?

Развитие чувства уважения к себе является одной их основных задач педагогов и родителей при воспитании ребенка. Уважать и любить себя очень важно, поэтому ребенок должен научиться этому с самого раннего возраста. Именно на этапе формирования личности, который проходит в первые годы жизни, нужно заложить в сознание малыша чувство собственного достоинства.

Специалисты-психологи считают, что некоторые дети могут обладать чувством собственного достоинства с самого рождения, а у других оно развивается в процессе воспитания. Некоторые подчеркивают влияние генов на самоуважение, но большинство считает эту связь не доказанной.

Основа чувства самоуважения закладывается еще в детстве, а развивать его мы способны всю свою жизнь.

Основными факторами, влияющими на развития чувства уважения к самому себе, являются влияние родителей (их отношение к ребенку и уважение его личности), влияние друзей и различных социальных групп, в которых находится человек (положительный опыт поднимает самооценку, а негативный - ее понижает).

1 этап формирования чувства собственного достоинства «Физиологические потребности» (пирамиды Маслоу А.)

Физическое и психологическое состояние малыша зависит от того, насколько хорошо за ним ухаживают. Общаясь с матерью, ребенок получает от нее все, что ему необходимо, - еду, сон, чистое белье, а кроме того - любовь и заботу. Возникающие при этом приятные ощущения станут основой формирования собственного «я». Конечно, это «я» еще очень примитивно и прежде всего означает «я - это, когда мне хорошо». Во втором полугодии жизни ребенка можно наблюдать за развитием этого «я». Малыш не просто плачет: он хочет, чтоб мама сделала так, как ему нравится. Он уже знает, что ему нужно, что он любит и чего не любит, в общем, стремится к собственному благу, и это для него - задача номер один.

Если ребенку не хватает материнской заботы, тогда его «я» будет означать «мне плохо». Это может иметь самые неприятные последствия для развития ребенка. У него пропадает аппетит, адекватная реакция на плохое самочувствие, интерес к окружающему миру.

2 этап «Безопасность и стабильность» (пирамиды Маслоу).

Ребенок будет относиться к себе так, как вы относитесь к нему. Для того чтобы ребенок полюбил себя, только приятных ощущений недостаточно. Совсем неплохо, если вы считаете своего малыша чем-то «драгоценным». Дети таких родителей знают, что лучшее лекарство от боли - мамин поцелуй. Если ребенок дошкольного возраста, поранившись или почувствовав себя плохо, ищет помощи у родителей, значит, он уже достаточно любит себя, свое тело, чтобы заботиться о нем.

Часто родители не обращают внимания на жалобы ребенка или сначала ругают его за то, что он поранился, а потом оказывают помощь. В таком случае дети могут не реагировать на боль и не обращаться за помощью к родителям. Это значит, что способность заботиться о себе затормозилась в развитии.

Однако если ребенок не бежит к вам с самой маленькой ранкой, еще не говорит о том, что он неправильно развивается. Заботливые родители посочувствуют малышу, но научат его отличать серьезную опасность от незначительной, переносить слабую или необходимую боль и т. д. Такие уроки закладывают основу для самостоятельной заботы ребенка о себе. Однако такой заботы можно ожидать от него только в достаточно взрослом возрасте: маленьким детям она не доступна.

Одна из самых трудных задач родителей - научить ребенка оберегать себя, то есть собственное тело, показать ему, как не причинить себе боль. Малыш не может научиться этому на собственном опыте (не позволим же мы ему касаться горячего утюга или электрической розетки). Придется обходиться словами «нельзя - будет больно».

Не стоит запугивать ребенка кровавыми подробностями историй о девочках и мальчиках, которые не слушали маму и папу. Результат может быть совсем не таким, какого вы ждете: ребенок испытает ненужный страх и может долгое время бояться предметов, с которыми сталкивается ежедневно. В других случаях малыш может подумать, что нельзя касаться утюга только потому, что мама будет злиться. Чтобы ей угодить, он действительно не будет этого делать, а вот, рассердившись на родителей, обязательно совершит то, что для них неприятно, например, возьмет запрещенные предметы. Осторожность ребенка будет более сознательной и существенной, если родители направят ее на самого ребенка, а не на его «послушание - непослушание» чьим-то приказам.

В возрасте около трех лет малыш уже сам может избегать каждодневных опасностей (электричества, острых и раскаленных предметов и др.). В этот период его понятие собственного «я» распространяется почти на все части тела, даже на те, которые малыш не видит.

Следующий этап - научить ребенка заботиться о своих внутренних органах. Об их существовании малыш узнает именно тогда, когда они причиняют ему беспокойство, например, воспаляется горло или болит живот. Эти «больные» части тела малыш должен полюбить, прежде всего, чтобы уберечь их от других неприятностей.

Ребенку следует знать о функциях половых органов. Для того чтобы чувство любви к собственному телу было полноценным, малыш должен оберегать свои половые органы и понимать их функции. Если ребенок полюбит себя как мальчика или как девочку, он гораздо легче справится с проблемами пола в подростковом возрасте.

Не стоит заострять внимание ребенка на этих органах (что, кстати, происходит очень редко), но ни в коем случае нельзя обделять их вниманием (что бывает повсеместно). Малыш должен понимать, что половые органы так же важны, как и все остальные - глаза, руки, сердце. В будущем это избавит ребенка от многих сексуальных проблем.

3 этап «Социальные потребности» (гигиенические навыки стабильные - социальные группы и социальные предпочтения) границы размыты у детей, но они существует (пирамиды Маслоу).

Родители должны правильно оценивать самостоятельность своего ребенка. Маленький ребенок хочет быть похожим на своих родителей. Ничто так не укрепляет чувство собственного достоинства, как осознание достижения высокой цели, выполнения трудной задачи. Родители всегда хотят, чтобы дети обладали качествами, которым дети чаще всего не придают значения. Очень трудно приучить ребенка следить за чистотой, ежедневно чистить зубы, быть терпеливым и вежливым со старшими. При этом родителям необходимо помнить, что в младшем возрасте ребенок чаще всего хочет быть «таким, как папа» или «таким, как мама». Поэтому родители сами должны соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку.

Родители должны закрепить в сознании ребенка фразы «мне нравится быть чистым», «мне нравится чистить зубы» и др., и тогда это занятие будет приносить удовольствие, а потом станет привычкой. Родителям следует направлять и приветствовать усилия ребенка на этом пути. Так, идя от маленькой цели к более сложной и добиваясь совместного успеха, мамы и папы будут развивать в ребенке целеустремленность, терпение, а самое главное - укреплять свою связь с ребенком и его индивидуальное чувство собственного достоинства.

Ребенок растет, формируется, и вместе с тем меняется роль родителей в этом процессе. Папы и мамы хотят, чтобы их малыш самостоятельно заботился о себе. Очень важно правильно оценить способность ребенка к такой самостоятельности и помочь ему в ее проявлениях. Чаще всего ребенок впервые демонстрирует самостоятельность и независимость в вопросе «что надеть». В таких случаях пререкания, слезы и уговоры по поводу, надевать ли шапку, теплый свитер, туфли или ботинки, становятся обычным делом. Справедливости ради отметим, что родители (а особенно мамы) в этом вопросе не всегда бывают правы. Лучший выход из такой ситуации - научить ребенка выбирать одежду в зависимости от погоды.

Если в первые годы жизни ребенок не был обделен родительским вниманием и заботой, то у него обязательно вырабатывается чувство осознания собственного тела. Этого чувства хватит, чтобы в будущем он оберегал себя даже без помощи родителей, но это не означает, что он в такой помощи не нуждается. Ребенок должен принимать себя таким, какое оно есть, и помощь родителей в этом просто неоценима. Они должны убедить ребенка, что любят его без всяких оговорок, что он красив и любим только потому, что он есть. Если родители будут страдать из-за физических недостатков ребенка, эти страдания передадутся ему еще в большей мере.

4 этап «Самоутверждение» (потребность в признании)

Ребенок идет от маленькой цели, к большой. Сначала родители радуются каждому шагу своего малыша, каждому новому слову, произнесенному им, видя, как малыш учится держать чашку, самостоятельно есть, завязывать шнурки и др. со временем уже никого не удивляет, что ребенок умеет ходить и говорить. Ребенок радуется этому вместе с родителями. Однако, если малыш не гордился этими первоначальными умениями, формирование его чувства собственного достоинства может быть поставлено под угрозу. Чаще всего это происходит, когда родители недостаточно хвалят и поощряют своих детей. Ребенок, который ощущает, что родители гордятся им и радуются его умениям, стремится сделать что-то еще лучше, чтобы доставить приятное себе и им. Слова «я сам» должны не пугать родителей, а радовать их. Конечно, они сделают все быстрее и лучше, но следует дать малышу возможность почувствовать, что он может сделать что-то так же, как и они. От чувства взаимной гордости зависит и то, научится ли малыш играть. Дети, обделенные родительской похвалой, чаще всего не находят удовольствия в этом занятии. Позже их труднее будет заинтересовать рисованием, пением или развивающими играми. Новая игрушка занимает их всего несколько минут, а потом ее забрасывают. Так происходит даже в тех случаях, когда ребенок сам придумывает себе игры, но сильнее всего это проявляется в занятиях, требующих терпения и усидчивости.

Задача родителей - шаг за шагом развивать у детей интерес к различным умениям и желание к их приобретению, которые основываются на чувстве собственного достоинства. Когда взрослый человек делает что-то хорошо и может сказать себе: «Я могу сделать это, значит, я смогу сделать и что-то другое» - это дает возможность ставить перед собой все новые цели и стремиться к их достижению. Подростки, безусловно, более самостоятельны в заботе о себе. Однако не стоит забывать, что они так же нуждаются в родительской похвале.

Родительское поощрение дает ребенку ощущение собственной значимости, а это основа его самостоятельности.

5 этап «Самоуважение стремление к похвале»

Развитие ребенка - следствие правильности родительских наставлений. Очень часто дети следят за чистотой своего тела и своей одежды, хорошо учатся только для того, чтобы не быть наказанными или заслужить похвалу. При этом они не испытывают удовольствия от своих умений.

Зачастую это происходит потому, что родители ставили перед ребенком неверные цели. «Ты должен быть чистым, чтобы мама не сердилась» или «Ты должен приготовить домашнее задание, чтобы получить хорошую оценку». В этом случае ребенок, а потом и взрослый человек, просто перестает выполнять такие задания, если его не ожидает похвала или наказание, потому что они не затрагивают его чувство собственного достоинства.

Родители должны сделать так, чтобы достижения детей приносили обоюдное удовольствие. Чтобы ребенок остался доволен результатами своих умений, недостаточно только похвалы родителей. Зачастую дети ставят перед собой слишком высокие, невыполнимые цели и, если не достигают их, глубоко разочаровываются и отчаиваются. Задача родителей - помочь ребенку установить правильные цели, укрепить самооценку, не дать потерять надежду и веру в свои силы. Признание в глазах родителей может поддержать чувство собственного достоинства ребенка, даже если он не слишком доволен собой.

Формирование чувства собственного достоинства ребенка зависит от чувства собственного достоинства его родителей.

Не бывает идеальных детей, как не бывает и идеальных родителей. Ребенок - это зеркальное отражение папы и мамы, и то, каким чувством собственного достоинства он будет обладать, напрямую зависит от чувства собственного достоинства его родителей.

Мужчина и женщина становятся настоящими родителями, когда считают своих детей как бы продолжением себя. В таком случае ребенок - это фундамент их чувства собственного достоинства. Поэтому одна из самых важных и трудных задач родителей - позволить ребенку быть самим собой и не пытаться осуществить с его помощью свои несбывшиеся мечты, то есть не считать ребенка «своей собственностью».

Родители, которые не любят своих детей и не заботятся о них, обладают, скорее всего, очень низким чувством собственного достоинства. Они не любят детей так же, как не любят самих себя.

Помогая детям сформировать чувство собственного достоинства, родители закладывают фундамент их будущей способности быть родителями.

Уже в дошкольном возрасте ровесники и друзья оказывают влияние на чувство собственного достоинства ребенка, и это влияние со временем все возрастает. Однако основой отношений ребенка со сверстниками всегда являются его отношения с родителями.

У ребенка, который подвергался насилию, возникают серьезные проблемы в развитии. Если ребенок в детстве подвергался насилию, у него практически не было возможности для формирования здорового понятия собственного «я». В таком случае «я» ассоциируется с болью и унижением и не помогает ребенку защищать и оберегать себя. Такие дети чаще всего никогда не жалуются на боль и обиды, а тем более на своих родителей. Они не умеют заботиться о себе и обладают очень низким чувством собственного достоинства. С большой долей вероятности можно утверждать, что они будут так же обращаться с собственными детьми.

Еще одна опасность подобной ситуации состоит в том, что у ребенка может появиться чувство удовольствия от состояния «жертвы». Уже будучи взрослым, он, возможно, будет провоцировать окружающих на агрессивность по отношению к себе. Причина этого заключается в том, что дети чаще всего любят то, что делают с ними их родители. В подобных случаях побои становятся для них самым сильным чувственным контактом с родителями, а боль занимает место любви и заботы.

Чувство достоинства – это осознание и признание своей ценности, т.е. ощущение себя не букашкой, чудом выживающей в океане жизни, а нужным и важным человеком, понимающим и признающим свой статус и статус окружающих его людей.

Как понять, что с достоинством что-то не так? Вы постоянно или периодически проходите ситуации, в которых вас унижают. Т.е., вас даже, может, и не хотят унизить, но вы чувствуете себя униженным. Вот если это есть и повторяется, значит, нужно работать с чувством собственного достоинства. При этом унижение может не быть прямым – от людей, это может быть что-то, что заставляет вас почувствовать себя мелким и никчёмным. Вечная нехватка денег, профессиональный статус, какой-то не такой спутник жизни, друзья, дети, родные – то, какие они и как поступают, может вызывать у вас состояние униженности. Любое унижение идёт в зачёт и говорит о том, что для вас сейчас важно развивать своё достоинство.

Достоинство – это то, что от природы есть у каждого, но что при этом легко можно потерять. Часто это происходит в детстве, когда, например, ребёнок считает, что быть особенным и быть лучшим – одно и то же. Быть лучшим всегда и во всём не получается, и происходит обесценение своих успехов – раз я не лучший, это не успех. Дальше недовольство собой нарастает уже по инерции, и, если рядом не окажется вдумчивого и внимательного взрослого, вера в свои силы сильно пошатнётся, достоинство будет разрушено. Есть и ряд других причин, но сейчас не об этом.

Если достоинство маленькое и хрупкое, как развить это чувство, сделать его сильным, ощутимым?

Перестаньте игнорировать свои успехи. То, что легко получается, как правило, не замечается нами – надо начать замечать. Для женщины это может быть привычный набор действий – приготовила, убралась, погладила, поиграла с ребёнком, посадила цветочки… Посмотрите, как вы это всё сделали? Успех – это не что-то большое и редкостное, это – то, что происходит с нами чуть не каждый день. Не умея порадоваться малому, мы не сможем полноценно обрадоваться и большому, а тогда зачем это всё вообще? Все эти события, стремления? Зачем исполнять желания? В этом нет какого-то глубокого смысла, только получение радости, ведь это – ваше желание, и оно призвано принести вам радость, так порадуйтесь от души. Тому, как вы талантливо пожарили яичницу или постирали пелёнки. Найдите радость в каждом своём действии, это важно! Намного важнее, чем достижение каких-то глобальных целей. Нам не достичь большого, пока мы не сможем с удовольствием принимать свой успех.

Итак, начните видеть свои маленькие, пусть даже микроскопически маленькие, удачи. Посмотрите – как хорошо, как замечательно у вас всё получается. Вы можете . Остановитесь, прочувствуйте это в полной мере – можете. Сможете и всё другое. Радость своим успехам даёт уверенность в своих силах, а когда мы верим в себя, наше чувство достоинства начинает просыпаться.

Ещё момент – не обманывайте себя, ваш успех связан с вашими дарованиями, а не с какими-то внешними силами. Это именно ваш успех, и произошёл он потому, что вы сумели что-то сделать хорошо. Сумели в одном, сумеете и в другом – поверьте в это. Если сложно поверить, просто допустите такую вероятность. Так, день за днём, ваш авторитет, ваша состоятельность в собственных глазах будут расти и крепнуть.

Теперь давайте посмотрим, нет ли в вашей жизни чего-то, что разрушает ваше чувство достоинства. Надо устранить причины, по которым оно может теряться, не успев окрепнуть. Это могут быть окружающие вас люди. Будьте с собой искренни – нет ли рядом человека, который, может, любит самоутверждаться за ваш счёт, или отношения с которым давно стали для вас неприятными, но не хватает смелости признаться себе в этом? То, что говорят и думают о вас другие, не всегда верно. Человек, делающий вам больно, сам страдает от боли, это важно помнить и не принимать на свой счёт чужие шпильки и грубость. Вопрос в другом – нужно ли вам это общение? Если да, то – зачем? Обычно между достоинством и отношениями человек выбирает отношения, но может ли этот выбор считаться верным, ведь в данном случае мы выбираем привычное, и делаем это из страха, что лучшего у нас уже не будет? Подробнее о привычках я писала ранее.

Те, кто давно идут путём духовного роста, знают, что это сопряжено со сменой окружения. Кто-то объясняет это изменением интересов, но, думаю, дело не только в этом. Человек, расширяя свою картину мира и развивая доверие Вселенной, осознаёт, что он живёт не для того, чтобы в поте лица преодолевать препятствия или спасать тех, кто не готов быть спасённым, он начинает понимать важность своих «да» и «нет» чему-либо и кому-либо, он говорит «да» радости и «нет» изжившим себя отношениям, потому что точно знает, что жизнь не стоит на месте, что-то уходит, и на его место приходит новое. Цепляясь за старое просто по привычке, мы заполняем им всё своё пространство, в нём нет места глотку свежего воздуха, а мы сокрушаемся, что перемены не приходят.

Итак, если на ваше достоинство посягают, не считаются с вами, проведите ревизию отношений – почему вы предпочитаете сохранять их, какова настоящая причина? Если отношения дороги вам, значит, важно научиться ставить свои личные границы, корректируя тем самым поведение другого человека. Как это делать, я уже писала.

Если отношения себя изжили, серьёзно подумайте – что они вам приносят? Что побуждает вас сохранять их, теряя достоинство? Так ли они важны, как кажется? Возможно, вы держитесь за воспоминания, каким этот человек был когда-то? Как ни жёстко звучит, от разрушительных отношений лучше отказаться.

Взамен вы получите много больше, ваше достоинство больше не будет подвергаться ежедневной бомбардировке, оно будет крепнуть, и в какой-то момент вы почувствуете, что стали свободны от чужих суждений, манипуляций, поверили в свои силы и дарования.

И последний совет для развития достоинства – в каждой ситуации представляйте: а как бы поступил человек с чувством собственного достоинства? И поступайте достойно.

С любовью,
Юлия Соломонова

Человек, уверенный в собственных силах, осознающий свою самоценность, выглядит значимым и в глазах других. От него исходит неуловимая энергия, он привлекателен и притягивает окружающих словно магнит\. Почему так происходит? Все очень просто: такой человек обладает чувством собственного достоинства и непоколебимой верой в свои возможности.

Часто с понятием «чувство собственного достоинства» ставят на один уровень термин «самоуважение и здоровую «Я-концепцию», но между ними есть и различие. Самоуважение подразумевает внутренние ощущения человека. Наличие чувства собственного достоинства показывает, что не только сам индивид осознает свою значимость, но и окружающие его люди. Давайте подробно рассмотрим признаки человека имеющего чувство собственного достоинства:

  • Он вызывает к себе уважительное отношение с их стороны, и сам ведет себя достойно. Предъявляя высокие требования к другим, он требует такого же поведения и от себя. Человека с чувством собственного достоинства отличает опрятность в одежде, спокойствие, отсутствие непорядочных поступков, хорошее воспитание и манеры, чувство свободы. Он четка знает свои личные границы и не позволяет никому их нарушать.
  • Речь не идет о гордыне или эгоизме. Гордыня — это чувство превосходства над другими, когда другие – ничто по сравнению с гордецом. Человек с чувством собственного достоинства не самоутверждается ни за чей счет. Он осознает свое достоинство и испытывает чувство удовлетворения от наличия чего-либо – индивидуальных качеств, достижений, успехов, умений и навыков. Полное принятие себя, плюс осознание ценности собственной личности без ущемления прав других людей – все это подразумевает под собой понятие достоинства.
  • Это чувство также можно охарактеризовать, как осознание своей значимости, раскрывающееся, например, в уважении к себе. Достойный человек не сравнивает себя ни с кем другим, а только с собой. Он понимает, что не совершенен и стремится к достижению успеха, способен к саморазвитию и личностному росту. Такой человек настроен на стремление достигать отличных результатов в любом деле, за которое берется.
  • Достойный человек обладает внутренним миром. Он собран, надежен и решителен. На него можно положиться. Его отличает умение держать слово и быть обязательным в делах. Рядом с ним и другие люди чувствуют себя спокойно и уверенно. Он не унижает тех, кто слабее и не заискивает перед сильными мира сего.
  • Человек может волноваться внутри, но оставаться спокойным внешне, умеет себя сдерживать при любых непредвиденных обстоятельствах. Его мысли не «пляшут», они структурированы, его действия продуманы и поведение решительно.
  • Ценный и уверенный в себе человек не тревожится по пустякам. Он ни с кем не соперничает, не стремится быть лучшим и первым во всем. Он умеет сказать «нет», не идет в след толпы, не объясняет и не оправдывает собственные действия.
  • Он независим от других. Он сам знает, что ему делать и несет ответственность за свой выбор. Во всем исходит из собственных воззрений. Он самодостаточен и не пытается угодить другим.
  • Такая внутренняя позиция вызывает и соответствующее поведение: человек твердо знает, как он может и должен себя вести сам, и как должны вести себя люди рядом с ним и в отношении его. Недопустимое поведение тут же пресекается, а связи с тем, кто его позволяет по отношению к нему систематически, прерываются.


Почему важно иметь чувство достоинства?

Перечислю основные причины, почему важно иметь чувство собственного достоинства:

  • Человек, преисполненный веры в себя, вызывает и в других подобные чувства. Он надежен, умеет ориентироваться в любой ситуации, его хочется слушать, за ним хочется идти. Его уважают окружающие и не допускают по отношению к нему недостойного поведения.
  • Если чувство самоценности понижено, возникает комплекс «жертвы». Не уверенный и робкий человек осознает себя жалким и никчемным. Так же к нему начинают относиться и окружающие. Развитие и достижения при такой ситуации затруднено.
  • Того, кто не любит себя и чувствует недостойным, преследуют неудачи. С каждым разом он убеждается в собственной несостоятельности, не замечает свои успехи. Он попросту не видит их. Весь фокус внимания сосредоточен только на проблемах. Такой человек не осознает своих прав. Ситуация может ухудшаться. Не уверенного в собственной значимости человека постигает чувство уныния, он сгибается под грузом проблем. Подавленное состояние может привести к расстройствам со стороны нервной системы, психосоматическим проявлениям и затяжной депрессии.
  • За отсутствие чувства собственного достоинства вы платите отсутствием любви и уважения со стороны окружающих. Не велика ли цена?

Можно ли изменить ситуацию? Никто не рождается, уже обладая чувством достоинства. Самоценность, самоуважение человек получает путем воспитания. Если с самого раннего детства он получил много любви и внимания, чувствовал себя нужным и ценным, таким он и останется на всю жизнь. Если нет, то велики шансы иметь низкую самооценку, что приводит к отсутствию чувства собственного достоинства.

Как развить чувство достоинства?

Чувство собственного достоинства можно взрастить в себе самому. Для этого важно понять, что любой человек обладает личностными правами и он:

  • не обязан оправдывать перед кем-либо собственные действия и слова;
  • может ставить свои интересы на первое место без ущемления прав других людей;
  • может быть слабым, расстроенным и рассчитывать на помощь, если она ему необходима;
  • не обязан быть совершенным во всем, что делает;
  • имеет полное право быть один;
  • имеет право на ошибку и не должен испытывать чувство вины, когда ее допускает;
  • имеет право на собственное мнение;
  • достоин любви и уважения, хорошего отношения к себе;
  • не должен поддерживать разрушающие его отношения;
  • имеет право сам выбирать себе друзей;
  • может рассчитывать на поддержку и хорошее отношение к себе со стороны других;
  • может быть несовершенным;
  • не обязан быть экспертом во всех областях знаний;
  • имеет полное право прекращать отношения, которые не несут ему радости;
  • не должен нравиться всем и всегда;
  • может быть слабым и подавленным время от времени.

Психологи утверждают, что воспитание в себе чувство достоинства и значимости вполне достижимо. Нужно сосредоточиться на достижениях, научиться их замечать и поверить, что если что-то получилось, значит, получится и в дальнейшем. Поверить, что человек хорош таким, как есть, принять себя со всеми своими слабостями и недостатками. Каждый достоин самого лучшего по праву рождения.


Способы повышения самоценности:

  1. Хорошо помогают воспитать чувство собственного достоинства позитивные утверждения (аффирмации). Тот, кто пытается развить в себе самоценность, может утверждать, что он достоин хорошего к себе отношения, любви и уважения, собственного жилья и других вещей, наличие которых повышает его уровень комфорта.
  2. Действенным методом повышения самооценки может быть запись собственных достижений за день и чтение этого перечня, для напоминания себе.
  3. Хорошо помогает метод вопросов к себе. Они строятся по принципу: «я достоин уважения, потому, что… (я имею на это право, я умный и хороший человек и так далее)».
  4. Чтение книг и посещение тренингов по развитию уверенности и повышению самооценки также способны развить чувство собственного достоинства. Такие тренинги предполагают обучение уверенному и достойному поведению. А начать можно с прочтения статьи о том, как повысить свою самооценку .
  5. Коучинг – один из инструментов развития. Такой вид саморазвития ценен тем, что наставник не решает ничего за клиента, а пытается подвести его к принятию самостоятельного решения. Так поднимается значимость личности. Человек учится замечать свои желания, развиваться и вести себя достойно. Его личность может поменяться кардинально, благодаря собственным усилиям.

Таким образом можно сказать, что чувство собственного достоинства – это незаменимый фундамент для развития, счастья, реализации человека, его личностного роста. Безусловно, повезло тому, кого обучили быть достойным с детства. Но если вы не в их числе, не нужно отчаиваться и опускать руки, жаловаться на судьбу, обвинять всех вокруг в своих бедах.

Чувство достоинства (видео)

Из видео вы узнаете еще несколько фактов о чувстве собственного достоинства.

Можно научиться быть достойным человеком, воспитать в себе чувство уверенности. Для этого достаточно приложить усилия, стремиться стать тем, кем желаете. Нужно работать над собой и менять собственную личность, свои установки.




Top