Как научиться читать ноты. Ребусы с запятыми

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Гимнастика в жизни человека

1. История развития гимнастики

2. Виды гимнастики и их назначения

3. Методика проведения ритмической гимнастики

Список литературы

1. История развития гимнастики

Слово « гимнастика» происходит от греческого «гимнос», что значит «обнаженный». Это система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития, совершенствования двигательных способностей человека, в первую очередь - силы, гибкости и координации. Особенно велико значение гимнастики в физическом воспитании детей и подростков, когда создаётся основа для развития физических и двигательных способностей, значительно расширяются их функциональные и адаптационные возможности.

Существуют и другие понятия гимнастики. Наиболее краткое и ёмкое определение её звучит следующим образом: гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического развития и воспитания людей

В рабовладельческом и феодальном обществе гимнастика использовалась в основном для подготовки воинов. Наибольшее распространение она получила в древней Греции. Надо сказать, что всё, что было связано с физическими упражнениями, в древности называли гимнастикой. В её содержание включали приёмы рукопашного боя, владения оружием, преодоления препятствий, с её помощью развивали выносливость, силу, воспитывали решительность, смелость, упорство и дисциплинированность. Подготовку начинали с 7-летнего возраста в специальных школах с жёсткой системой воспитания. Самая известная из них - школа в Спарте. Её воспитанников называли спартанцами и они отличались отменной физической подготовкой, хорошим владением оружием, необыкновенным мужеством и смелостью.

Кроме того, гимнастика в древней Греции использовалась для укрепления здоровья и лечения болезней. С помощью гимнастики лечили больных древнегреческие врачи Геродик и Гиппократ. В частности, установленные Гиппократом закономерности в течение некоторых болезней, позволили ему создать стройную систему лечения и реабилитации больных. Например, при многих заболеваниях в период выздоровления больных Гиппократ предписывал определённые физические упражнения и прогулки.

Надо сказать, что гимнастика в лечебных целях использовалась не только на Западе, но и на Востоке. Больше того, китайская гимнастика широко применялась не только для лечения, но и для профилактики заболеваний, в основном в среде китайской знати. Её разрабатывали китайские медики. В истории известен случай, когда медик китайского императора получал зарплату лишь тогда, когда его император не болел.

В древней Индии для физического и духовного развития человека применялась йога, основу которой составляли специальные гимнастические упражнения. С их помощью занимающиеся формируют в себе нравственные и физические качества, которые позволят им занимать активную жизненную позицию во благо других людей и общества в целом. Слово «йога» в переводе с древнеиндийского означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Таким образом, смысл этого термина предполагает полную гармонию физического здоровья, нравственной (духовной) красоты человека.

С возникновением новой общественной формации - капитализма, гимнастика получила своё дальнейшее развитие. На это, наряду с требованием к повышению производительности труда, связанного с более прогрессивным способом производства, повлияло и развитие науки, культуры. В это время начали появляться национальные системы гимнастики: немецкая, французская, шведская и др., в том числе и российская, основоположником которой по праву считается П.Ф. Лесгафт. Физические упражнения стали использоваться не только в физическом воспитании взрослого населения, но и в системе образования детей и учащейся молодёжи.

С появлением такого социального явления как состязания, гимнастика получила своё дальнейшее развитие, так как возникла необходимость в подготовке к ним. В этот период гимнастику стали делить по видам спорта и упражнениям, входящим в их содержание. Для целенаправленной подготовки к соревнованиям начали создаваться спортивные гимнастические общества, кружки, клубы. Они же организовывали и проводили соревнования, в том числе и международные. Впоследствии для более качественной организации этих соревнований и их проведения в 1881г. создается Международная федерация гимнастики. Благодаря её стараниям и массовости гимнастики в мире она в 1912 г. была включена в программу Олимпийских игр.

В России соревнования по гимнастике впервые были проведены в 1885 году и в них приняли участие 11 человек. Они были организованы русским гимнастическим обществом, основанным в 1883 году при участии А.П. Чехова. После революции 1917 г. и в последующие годы наши гимнасты участвовали только во внутренних соревнованиях. После второй мировой войны наша Национальная федерация по гимнастике была принята в Международную федерацию гимнастики, что позволило нам участвовать в международных соревнованиях, а с вступлением в Международный олимпийский комитет и в Олимпийских играх. Первые Олимпийские игры, в которых участвовали наши спортсмены и среди которых были и представители спортивной гимнастики, проводились в 1952 г. в Хельсинки (Финляндия). Наши гимнасты одержали на них блестящую победу. Абсолютными чемпионами в многоборье стали В. Чукарин и М. Гороховская. Серебряными призёрами стали В. Муратов и Н. Бочарова. В общем итоге мужчины завоевали 5 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовую медаль, женская - 4 золотых, 6 серебряных и 1 бронзовую награду. В последствие наши гимнасты продолжили успешное выступление на различных международных турнирах, включая чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры. Всему миру известны имена многократных чемпионов мира, Европы и олимпийских игр по гимнастике, таких как Н. Андрианов, А. Немов, Е. Давыдова, С. Хоркина и многих других, в том числе представителей Санкт-Петербургской гимнастической школы гимнастики двукратных олимпийских чемпионов А. Детятина и Е. Шушунову.

2. Виды гимнастики и их назначения

Оздоровительные виды гимнастики предусматривает выполнение упражнений в режиме дня в виде утренней (гигиенической) зарядки, вводной гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, выполняемых во время занятий или в перерывах между ними. Сюда входит также лечебная и ритмическая гимнастика. Главное назначение их состоит в укреплении здоровья человека, поддержании на высоком уровне его физической и умственной работоспособности, повышении общественной активности, быстрое вхождение в учебную или трудовую деятельность.

Гигиеническая гимнастика , кроме перечисленных задач, используется для отдыха с целью восстановления работоспособности организма после больших физических, умственных и эмоциональных напряжений и профилактики гиподинамии. Она может проводиться в любое время дня. В комплексы гигиенической гимнастики включаются ходьба и медленный бег, общеразвивающие упражнения и упражнения прикладной направленности. Продолжительность выполнения упражнений 15-20 мин.

Вводная гимнастика направлена на быстрое включение занимающихся в предстоящую деятельность: учебную или профессиональную. В содержание вводной гимнастики включаются упражнения, которые по структуре движений, энергетическому и сенсорному обеспечению соответствуют профессиональным двигательным действиям, если речь идёт о производстве, или они должны быть направлены на снятие физического и умственного напряжения, возникающих в процессе учебной деятельности. Продолжительность выполнения упражнений 5-10 мин.

Физкультминутки и физкультпаузы проводятся во время занятий при появлении признаков утомления и вызванных им снижения внимания, памяти, мыслительных процессов, нарушение позы. Комплекс может состоять из 2-3 упражнений - при проведении физкультминуток (выполняются в течении 1-2 мин.) и 5-8 упражнений - при проведении физкультпауз (выполняется в течение 3-5 мин.).

Лечебная гимнастика составляет основу лечебной физической культуры и направлена на восстановление временно утраченных функций организма после травм, ранений, болезней, операций и т.д. В комплексы лечебной гимнастики включаются дозированная ходьба, бег, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на гимнастической стенке и др. Все упражнения подбираются с учётом характера заболевания и индивидуальных особенностей больного.

Ритмическая гимнастика является разновидностью оздоровительной и направлена на укрепление здоровья, повышение интереса к занятиям, хорошо снимает эмоциональное напряжение. В содержание комплексов ритмической гимнастики входят общеразвивающие упражнения, элементы художественной гимнастики и хореографии, стилизованных (танцевальных) форм ходьбы, бега, прыжков и других, несложных по технике выполнения упражнений.

В настоящее время популярность ритмической гимнастики привела к появлению различных направлений. Наиболее распространёнными видами являются: ритмопластика, танцевально-ритмическая, танцевально-игровая, релаксационная гимнастика и некоторые другие.

Образовательно-развивающие виды гимнастики , в некоторых литературных источниках её иногда называют основной гимнастикой, представлены следующими видами: учебно-воспитательная, атлетическая и прикладная.

Учебно-воспитательная гимнастика располагает наибольшими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому она является одним из главных разделов предмета «Физическая культура» и составляет основу государственных образовательных стандартов по физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших учебных заведений. Занятия по гимнастике в этих учреждениях проводятся в форме урока.

Атлетическая гимнастика используется для развития мышечной силы, силовой выносливости, волевых качеств и связанных с ними функциональных возможностей организма. Она используется среди всех возрастных групп населения и должна учитывать особенности занимающихся: их пол, возраст, уровень физической и функциональной подготовленности, двигательный опыт.

Прикладная гимнастика содержит упражнения, с помощью которых можно повысить профессиональную подготовленность занимающихся. Она реализуется в условиях производственной деятельности, научно-исследовательских и государственных учреждений, на занятиях по гимнастике со студентами (в средних и высших учебных заведениях), а также в Российской армии и других силовых структурах. Таким образом, прикладная гимнастика ориентирована на развитие физических и психических способностей, необходимых для успешного овладения навыками трудовой деятельности и достижения в ней высот профессионального мастерства.

Спортивные виды гимнастики . Основными спортивными видами гимнастики являются: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, акробатика, аэробика.

Спортивная гимнастика - вид спорта, состоящий из следующих упражнений: у мужчин - вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки; у женщин - вольные упражнения, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне, опорные прыжки.

Художественная гимнастика - вид спорта, в котором выступают только женщины. В её содержание входят упражнения танцевального характера, выполняемые в одиночном разряде и в составе команды (групповые упражнения) со следующими предметами: со скакалкой, с мячом, с обручем, с лентой, с булавами. В процессе выполнения упражнений с предметами гимнастки также выполняют такие упражнения как шаг, бег, пружинные и волнообразные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, танцевальные элементы.

Акробатика - вид спорта, в котором выступают мужчины и женщины. Он включает четыре группы упражнений: акробатические прыжки, парные (мужские и смешанные пары) и групповые упражнения, а также прыжки на батуте.

Аэробика - вид спорта, в котором участники выполняют непрерывный и высокоинтенсивный комплекс упражнений, состоящий из сложных в координационном плане движений ациклического характера, различные по характеру и направленности элементы разных структурных групп движений при одновременном взаимодействии партнёров. Участвуют мужчины и женщины в следующем порядке: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестёрки в любом составе.

Со временем возможно появление новых спортивных видов гимнастики. Это обусловлено как развитием самого спорта, так и появлением новых упражнений гимнастической направленности для повышения мотивации к занятиям ею и разносторонности физического развития людей. Развитие же существующих спортивных видов гимнастики будет идти по пути дальнейшего усложнения элементов и комбинаций, зрелищности и качества их исполнения.

гимнастика физический подросток спортивный

3. Методика пр оведения ритмической гимнастики

Упражнения ритмической гимнастике по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят общеразвивающие упражнения, бег прыжки, элементы народного и современного танца, но выполняемые под музыкальное сопровождение. Музыкальный репертуар соответствует возрасту детей, сюда можно отнести детские песенки, народную и классическую музыку.

На занятиях дети выполняют нетрадиционные виды упражнений: пальчиковая гимнастика, музыкально подвижные игры. Каждый комплекс состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения в этой части выполняются с небольшой амплитудой. Сюда можно отнести: строевые упражнения, игротанцы - танцевальные шаги, элементы хореографии. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка - его центральную нервную систему, различные функции - к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Основная часть длится от 70% до 80% общего времени. Здесь предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются с таким расчётом, чтобы равномерно нагрузить все части тела. Вначале все упражнения выполняются в положении стоя, затем идут серия прыжков различных видов.

Хорошо используются танцевальные связки, самое главное, чтобы интенсивность была на много выше подготовительной части. После 1,2 дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить дыхание, основная часть комплекса выполняется сидя и лёжа на полу. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идёт основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, координации, ловкости, выносливости и др.

Каждый комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, дыхание, укрепление осанки. Можно использовать игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику. Все упражнения выполняются в медленно темпе, что создаёт условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.

Список литературы

1. Арзуманов, С.Г. Физическое воспитание в школе [Текст]: / С.Г. Арзуманов. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 443 с.

2. Белякова, Н.Т. Фигура, грация, осанка. [Текст]: / Н.Т. Белякова - М.: Физкультура и спорт. 2000.

3. Бишаева, А.А. Физическое воспитание и валеология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов: Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью / А.А. Бишаева, В.Н. Зимин -- Кострома, 2003.

4. Вайнер, Э.Н. Валеология [Текст]: / Э.Н. Вайнер.-- М., 2002.

5. Журавин, О.В. Гимнастика [Текст]: учеб. для Вузов / О.В. Журавин, М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 448 с.

6. Потапчук, А.А. ЛФК в детском возрасте. [Текст]: / А.А. Потапчук, С.В. Матвеев. - СПб.: Речь, 2007.- 464 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Гимнастика как система физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека. Виды гимнастики и их классификация: общеразвивающие, спортивные, прикладные.

    реферат , добавлен 22.05.2008

    Общая характеристика средств гимнастики. Описание групп гимнастических упражнений: строевые, прикладные, художественной гимнастики, на различных снарядах, акробатические, общеразвивающие и вольные. Главные правила записи гимнастических упражнений.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2013

    Понятие и принципы гимнастики, исторический обзор ее развития, современное состояние и оценка дальнейших перспектив. Организация, содержание занятий по гимнастике в школе, методика проведения соревнований. Обучение разным типам гимнастических упражнений.

    курс лекций , добавлен 17.01.2014

    Роль и значение физической культуры в воспитании здорового образа жизни человека. Составление комплекса упражнений утренней гимнастики для людей в возрасте, физкультминутки для учащихся высших учебных заведений. История возникновения Олимпийских игр.

    шпаргалка , добавлен 25.11.2014

    Роль гимнастики для развития двигательных качеств школьников, в частности силы и гибкости. Влияние физических упражнений на организм человека. Анатомо-физиологические особенности подростка. Разработка комплексов упражнений для развития гибкости и силы.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Содержание и схема построения утренней гимнастики, варианты ее проведения. Особенности организации зарядки с детьми разных возрастных групп, комплекс упражнений.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2015

    Применение средств спортивной тренировки в ходе решения педагогических задач подготовки квалифицированных гимнастов. Методика использования акробатических упражнений и гимнастических снарядов для развития смелости, ловкости и ориентировки в пространстве.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Значение физических упражнений для здоровья. Типы телосложения, их характеристика. Влияние образа жизни человека на его фигуру. Системы оздоровительной физической культуры. Утренняя гигиеническая гимнастика. Производственная и ритмическая гимнастика.

    презентация , добавлен 29.11.2015

    Гимнастика как система телесных упражнений, история ее становления и формирования. Международная Федерация Гимнастики, ее назначение и основные периода деятельности. Гимнастика у древних народов, ее развитие в эпоху Средних веков в Европе и Азии.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Рассмотрение здоровой энергетики как первоосновы здоровья. Ознакомление с особенностями гимнастических упражнений по системе цигун. Подбор комплекса упражнений для домашних занятий. Составление тестов для получения выводов по проделанной работе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ Г. ЗЕРНОГРАДА

Тема проекта:

"Художественная гимнастика - гармония нежности, красоты и силы"

руководитель проекта:

2012-13 уч. год

1. Введение.

1.1. Что такое художественная гимнастика .

2.Основная часть.

2.2.4. Влияние худ. гимнастики на здоровье.

3. Заключение.

3.1. Выводы

Литература.

1. Введение.

1.1. Что такое художественная гимнастика.

Одним из самых зрелищных и изящных видов спорта для зрителей по праву считается художественная гимнастика, но для гимнасток это тяжелый и упорный труд. Вот уже 3 года ежедневно я нахожусь на тренировках по несколько часов, после которых сильно болит спина, ноют мышцы, пальцы рук не чувствуют предмета, а дома ещё ждут домашние задания по школьным предметам. Поначалу, устав от постоянного контроля со стороны родителей и педагогов, требований тренера, пыталась бросить. Очень хотелось наесться вдоволь, полежать перед телевизором, прогуляться с подругами до ближайшей пиццерии . Но, благодаря настойчивости мамы, вскоре привыкла, заметила положительные изменения в фигуре, почувствовала вкус побед, поняла, что во многом достигла большего, чем сверстники. Все мои сомнения улетучились, захотелось достигать большего, становиться совершенней.

Пожалуй, одним из самых красивых видов спорта по праву считается художественная гимнастика. Несмотря на то, что это - исключительно женский вид спорта, у него не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества. Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

У нас в России очень разносторонняя национальность: много смешанных кровей, поэтому я думаю, что именно наши русские гимнастки очень эмоциональны и талантливы именно в движениях.

Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Как для англичан – футбол, для канадцев – хоккей, так для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети российской идеи.

2.Основная часть.

2.1. От зарождения до олимпийских игр.

Слово «гимнастика» греческого происхождения. Ещё две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции каждый молодой человек обязательно занимался физическими упражнениями для своего совершенствования. Причём юноши занимались обнажёнными. А слово «обнажённый» по-гречески – «гимнос». В разработке выразительного двигательного навыка большая заслуга принадлежит французскому педагогу Франсуа Дельсарту. Изучая драматическое искусство, он пришел к такому выводу: каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а, следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Дельсарт создал «Грамматику художественного жеста», которая стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Все идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан. Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику. Она вобрала в себя и ранее существовавшую «эстетическую гимнастику », где главным была выразительность человеческого тела, и «ритмическую гимнастику» Эмиля Жака Дель-Кроза, где все было подчинено музыкальному ритму или звуковому сопровождению, и «танцевальную гимнастику» Жоржа Демини, где доминировала танцевальность движений, и, конечно же, «свободную пластику» Айседоры Дункан.

2.2. Плюсы и минусы занятия гимнастикой.

2.2.1. Гимнастика для молодых.

Первые шаги в художественной гимнастике желательны в очень юном возрасте - в 6-7 лет или даже ещё раньше, так как организм ребенка гораздо восприимчивее к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток.

2.2.2. Художественная гимнастика – это красота.

Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика.

Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой , то художественная - более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов.

На соревнованиях «художницы» обязаны эффектно выглядеть. Волосы укладывают в тугой пучок и закрепляют лаком, чтобы причёска во время выступления не распалась. Иногда волосы посыпают блестками, в тон разноцветных купальников. Не менее важен красивый купальник. Этот соревновательный наряд, требуется инкрустировать камнями или стразами (такая сложилась традиция) для большей яркости и смотрибельности. Сейчас можно выступать в купальнике с юбочкой, напоминющем мини-платье, поддевать колготки в сеточку, с узором. На стопах только полутапочки (без носков). Если это показательные выступления, то это могут быть не только купальники, но и костюмы с дополнительными аксессуарами.

Когда выступают гимнастки с групповыми упражнениями, то, как правило, они одеты в одинаковые купальники, причёски и предметы одного цвета.

2.2.3. Условия для занятия гимнастикой в моем городе.

Юным зерноградкам повезло. В нашем городе уже более 40 лет существует спортивная школа. Почти двадцать лет она является школой олимпийского резерва. Именно с художественной гимнастики начиналась СДЮСШОР в Зернограде и сейчас это отделение в школе является ведущим. За время существования в нашем городе спортивной школы, в ней было подготовлено 219 кандидатов в мастера спорта и 46 мастеров спорта по художественной гимнастике. На отделении художественной гимнастики спортивной школы занимается в настоящее время 325 воспитанниц. Ежегодно происходит выпуск девушек, закончивших обучение, и снова набирают малышей, но из года в год около 300 юных зерноградок имеют возможность приобщиться к красоте.

Мой наставник в художественной гимнастике – , тренер высшей категории, трудится в спортивной школе почти 30 лет, и подготовила за эти годы 40 кандидатов в мастера спорта и 9 мастеров спорта по художественной гимнастике. Елена Александровна имеет и хореографическое образование, поэтому все композиции её воспитанниц отличает особая гармоничность, согласованность и пластичность движений.

2.2.4. Влияние художественной гимнастики на здоровье.

По поводу занятий художественной гимнастикой часто задают вопросы - а не вредно ли это для здоровья? В целом занятия по художественной гимнастике, считают врачи, очень полезны для молодого, развивающегося организма, так как они предъявляют к нему «особые требования».

Сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма во время тренировок активно работают и развиваются. Ведь частота пульса у гимнасток при выполнении упражнений повышается до максимально допустимых значений – в 2 и более раз превышает частоту пульса сидящего человека. В связи с этим сердечно-сосудистая система гимнасток функционирует на самом высоком уровне активности и в сердце, и в сосудах. Это значит, что художественная гимнастика тренирует сердечно-сосудистую систему ребенка и повышает в несколько раз эффективность работы дыхательной системы. Объем вдыхаемого воздуха у гимнасток и обычных людей различается в разы. Если обычный человек использует не более половины объема своих легких, заставляя организм постоянно испытывать кислородное голодание, гимнастки дышат полной грудью, их кровь максимально обогащена кислородом и активно питает все тело.

«Эпидемия» различных заболеваний, которая захлестнула мир за последние 20 лет вследствие сидячего образа жизни современного человека, не коснулась гимнасток. Художественная гимнастика заставляет сердце гнать кровь по всем сосудам одинаково эффективно. Кроме того, повышается общая работоспособность, укрепляются иммунитет и стойкость организма к неблагоприятным условиям.

Однако, как и в любом виде спорта, в художественной гимнастике, возможны травмы. Закономерно, что человек, регулярно испытывающий физические нагрузки, имеет больший риск травм, чем тот, кто не занимается спортом. В среднем, по статистике, если заниматься трижды в неделю по 2 часа, вероятно, получить травму в течение 3,5 лет. Для сравнения, этот показатель в 3 раза меньше, чем в спортивной гимнастики.

Чаще всего травмируются нижние конечности, а именно коленный и голеностопный суставы, что связано с большим количеством сложных прыжков. Но, по данным статистики, 97% из этих травм не представляли реальной угрозы для здоровья спортсменок, приводя к пропуску не более 7 занятий. В целом, художественную гимнастику можно отнести к относительно безопасным видам спорта.

Правда, все это не о профессиональном спорте, где интенсивные многочасовые тренировки, нагрузки физические и эмоциональные. В результате страдают позвоночник, колени, голеностопы.

Занимаясь художественной гимнастикой, мне и самой приходится часто фиксировать эластичным поясом спину, бинтом – голеностоп для облегчения боли, синяки и ссадины – постоянные «гости» на моем теле.

И все же, я говорю художественной гимнастике – ДА, я выбираю этот спорт, а вместе с ним – гармонию и красоту!

Заключение.

Детская художественная гимнастика – один из самых разносторонних и гармоничных видов спорта. Физические нагрузки здесь сопровождаются развитием гибкости, чувства ритма (а как же – выступают-то гимнастки под музыку), координации движений, пластики. У гимнасток всегда прекрасная гордая осанка, красивая фигура, пластичные, красивые движения. А ведь это очень важно и для девочек, и для женщин, в которых они вырастут. Девочка, занимавшаяся художественной гимнастикой, после может легко перейти к занятием танцами, аэробикой, к тренерской деятельности. А еще в художественной гимнастике дети обретают неповторимое умение преподнести себя, как, наверное, во всех зрелищных видах спорта. Улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво, уверенно. И, даже если девочка не пойдет по пути соревнований и славы, эти умения и навыки останутся с ней на всю жизнь, а это, согласитесь, тоже немало.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ремовская средняя общеобразовательная школа»

Художественная гимнастика- путь к здоровью.

Выполнила: Марталер Анастасия

МКОУ «Ремовская СОШ», 3 класс

Руководитель:

Козленко Татьяна Владимировна

п. Ремовский 2012

Художественная гимнастика и я.
Меня зовут Марталер Анастасия, мне 9 лет, учусь в третьем классе МКОУ «Ремовская СОШ» п. Ремовский,Локтевского района. Художественная гимнастика для меня и увлечение, и хобби, и возможно в будущем призвание, хотя в будущем я мечтаю стать знаменитым тренером. А началось все с того, дома по телевизору мне очень нравилось смотреть выступления гимнасток. Мой кумир, среди знаменитых гимнасток это – Алина Кабаева. Моя мечта быть такой же пластичной, улыбчивой, музыкальной и знаменитой, как Алина.

Художественная гимнастика это…
Выступление гимнасток это красивое, захватывающее и удивительное зрелище для зрителей, но тяжелый и упорный труд для самих гимнасток. Возможно каждая юная гимнастка, от сильного напряжения и каждодневных тренировок, после которых сильно болит спина, ноют мышцы ног, пальцы рук не чувствуют предмета, устав от постоянного контроля со стороны родителей и педагогов, пыталась бросить этот «тяжкий труд». Очень хочется с девчонками сходить погулять, подольше побыть в гостях у подруги, поесть лишнего сладкого или просто подольше поспать. Но когда тренер тебя хвалит или говорит другим гимнасткам брать с тебя пример, все твои недосыпания и болезни улетучиваются, сразу хочется стать еще лучше и быть еще совершенней.
Немного истории.
Пожалуй, одним из самых зрелищных видов спорта по праву считается художественная гимнастика. Несмотря на то, что это - исключительно женский вид спорта, у него не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества. Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.
Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

У нас в России очень разносторонняя национальность: много смешанных кровей, поэтому я думаю, что именно наши русские гимнастки очень эмоциональны и талантливы именно в движениях.

Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Как для англичан – футбол, для канадцев – хоккей, так для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети российской идеи.
Слово «гимнастика» греческого происхождения. Ещё две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции каждый молодой человек обязательно занимался физическими упражнениями для своего совершенствования. Причём юноши занимались обнажёнными. А слово «обнажённый» по-гречески – «гимнос».

Некоторые особенности художественной гимнастики
Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире. Первые шаги в художественной гимнастике желательны в очень юном возрасте - в 6-7 лет или даже ещё раньше, так как организм ребенка гораздо восприимчивее к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная - более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток.
Заключение.
Детская художественная гимнастика – один из самых разносторонних и гармоничных видов спорта. Физические нагрузки здесь сопровождаются развитием гибкости, чувства ритма (а как же – выступают-то гимнастки под музыку), координации движений, пластики. У гимнасток всегда прекрасная гордая осанка, красивая фигура, пластичные, красивые движения. А ведь это очень важно и для девочек, и для женщин, в которых они вырастут. Девочка, занимавшаяся художественной гимнастикой, после может легко перейти к занятием танцами, например. А еще в художественной гимнастике дети обретают неповторимое умение преподнести себя, как, наверное, во всех зрелищных видах спорта. Улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво, уверенно. И, даже если девочка не пойдет по пути соревнований и славы, эти умения и навыки останутся с ней на всю жизнь, а это, согласитесь, тоже немало

Я предлагаю такой комплекс упражнений для учащихся начальной школы.
Упр. 1. Ходьба в разных направлениях с ускорением и замедлением темпа, остановками, подпрыгиванием 4-6 раз на месте, бег (30-40 сек).

Упр. 2. "Кузнечик трещит". Исходное положение - стоя, руки опущены. Слегка прогнуться в грудной части позвоночника и немного отвести плечи назад (вдох), вернуться в исходное положение, произнося "трр..." (выдох). Повторить 3-4 раза.

Упр. 3. "Гребля". Исходное положение - сидя на табуретке, руки на коленях. Наклонить туловище вперед с одновременным вытягиванием рук вперед (выдох), затем разогнуться и отвести согнутые локти назад (вдох). Повторить б-10 раз. Темп средний и медленный.

Упр. 4. "Ноги устали от сидения в лодке - надо размяться". Исходное положение стоя. Постучать ногами об пол. Дышать равномерно. Делать движения попеременно то правой, то левой ногой. Повторить 5 - 6 раз.

Упр. 5. "Лодку качает на волнах". Исходное положение руки в стороны. Наклонить туловище вправо (выдох), вернуться в исходное положение (вдох). Делать упражнение то вправо, то влево. Повторить 3-4 раза. Темп средний.

Упр. 6. Прыжки в высоту с разбега (30-40 см и 45 см), по 2 раза на каждую высоту. При выполнении упражнения обратить внимание на разбег, отрыв, приземление.

Упр. 7. Исходное положение - стоя, руки опущены. Несколько прогнуться в грудной части позвоночника, немного отвести голову и плечи назад (вдох), вернуться в исходное положение, произнося "раззз..." (выдох). Повторить 2 раза.

Упр. 8. "Пройди через ручеек - не намочи ног". На расстоянии 3 шагов от ребенка проводят мелом черту, в противоположной стороне комнаты - другую черту. Ребенку дают в руки 2 дощечки. Ступая по ним, он должен перебраться через "ручеек" (перейти противоположную черту), не "замочив" ног.

По сигналу ребенок кладет на пол (в "ручеек") одну дощечку и становится на нее, впереди себя кладет вторую дощечку, переходит на нее, поворачивается, наклоняется и берет первую дощечку, кладет ее впереди себя, наступает на нее и ч. д. Наконец, он выходит на противоположный "берег".
Обратить внимание на качество его движений Поощрять ловкость, умение держать равновесие (не оступиться), на точное выполнение всех правил (начинать перебираться лишь по сигналу "начинай", становиться только на дощечку, а не на пол, дощечку не бросать, а класть на пол).

Упр. 9. Исходное положение - стоя, ноги расставлены. Руки подняты вверх, в руках обруч горизонтально над головой. Сгибая руки, опустить обруч за спину, поворачивая его вертикально вниз. Повторить 4-8 раз.

Упр. 10. Повороты. Исходное положение - стоя, ноги расставлены, руки согнуты к плечам, в руках за спиной обруч. Поворачиваться направо и налево. Повторить 4-8 раз.

Упр. 11. Перебрасывание и ловля мяча одной и двумя руками (от груди, из-за головы). Повторить 4-8 раз.

Упр. 12. Спокойная игра "Найди предмет". По предложению взрослого ребенок отворачивается к стенке, а взрослый кладет небольшой предмет (игрушку, карандаши) на окно, на полочку или на пол. По сигналу ребенок старается отыскать предмет.


страница 1

Руководитель: Першина Ирина Валериевна, муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Лицей №2» г. Нижневартовска.

Многие из нас, и скорее всего неоднократно, видели выступления грациозных гимнасток. Но легко ли им дается их выступление? Для того, чтобы выполнить упражнение на ковре у них уходят часы, дни и годы упорных изнурительных тренировок.

Художественная гимнастика по праву считается одним из самых зрелищных и изящных видов спорта для зрителей, но для гимнасток это тяжелый и упорный труд.

Не каждая выдержит усиленную тренировку, которая длится около восьми часов. Конечно, они бывают и меньше по времени, но если вы хотите добиться результатов, следует найти время для такого вида спорта. Нелегко улыбаться во время выступления, когда все тело напряженно и сосредоточено, но профессиональная гимнастка обязана уметь делать даже самые невыполнимые, на первый взгляд вещи.

Гипотеза: предполагаю, что гимнастика очень тяжелый вид спорта, результата в котором добиваются только самые упорные, трудолюбивые и обладающие большой силой воли.

Методы исследования: анализ литературы, опыт, наблюдение, сравнительный анализ, анкетирование.

Анализ литературы по проблеме исследования помог изучить положительные и отицательные стороны данного вида спорта.

Метод наблюдения представил возможность вживую понаблюдать за транировками юных гимнасток.

Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Как для англичан – футбол, для канадцев – хоккей, так для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети российской идеи.

Введение

Глава 1. Национальная гордость

1.1. Что такое художественная гимнастика

Глава 2. Спорт для сильных

2.1. Плюсы занятия гимнастикой

2.2. Отрицательное влияние гимнастики

2.3. Требования к гимнасткам

Глава 3. Заключение

4. Список литературы

Приложения

Презентация к защите исследовательской работы

В результате проведенного сравнения я отметила, что не смотря на отрицательные стороны, художественная гимнастика плодотворно влияет на развитие девочек. Физические нагрузки здесь сопровождаются развитием гибкости, чувства ритма, координации движений, пластики. У гимнасток всегда прекрасная гордая осанка, красивая фигура, пластичные, красивые движения. Девочка, занимавшаяся художественной гимнастикой, после может легко перейти к занятием танцами, аэробикой, к тренерской деятельности. Улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест — все здесь выверено, красиво, уверенно. И, даже если девочка не пойдет по пути соревнований и славы, эти умения и навыки останутся с ней на всю жизнь, а это, согласитесь, тоже немало.

Нотная запись - это язык, который развивался тысячи лет. Даже той нотной записи, которой мы пользуемся сегодня, уже более 300 лет. Музыкальная нотация - это запись звуков с помощью символов, начиная от основных характеристик звука, вроде высоты, длительности и расположения во времени, заканчивая более сложными обозначениями экспрессии, тембра и даже дополнительных эффектов. В этой статье мы расскажем вам об основах чтения нотной записи, покажем некоторые более продвинутые способы и подскажем, где можно найти дополнительную информацию по этой теме.

Шаги

Часть 1

Основы

    Изучаем нотный стан. Прежде чем переходить к изучению нотной записи, вам необходимо освоить одну из самых важных вещей, которую должен знать практически каждый, кто хочет читать нотную запись. Горизонтальные линии в нотной записи представляют собой нотный стан. Это самый первый элемент музыкальной нотации, и он является основной для всего, что мы будет изучать далее.

    • Нотный стан - это набор пяти параллельных линий и промежутков между ними. И у линий, и у промежутков между ними есть свои номера для удобства обращения. Счет ведется снизу (снование нотного стана) вверх (вершина нотного стана).
  1. Начнем со скрипичного ключа. Первое, что вы заметите, читая нотную запись - это скрипичный ключ. Этот знак выглядит как большой, причудливой рукописный символ в левой части нотного стана и показывает, в каком регистре нужно играть ноты. Этот ключ является отправной точкой для всех голосов и инструментов высокого регистра, и в наших примерах мы будем использовать именно его.

    • Скрипичный ключ, или ключ «соль», произошел от декоративной латинской буквы G. Чтобы не забыть, запомните, что линия в центре завитка ключа представляет собой ноту G. На нотном стане с этим ключом располагаются такие ноты:
    • Пять линий, снизу вверх, обозначают следующие ноты: E G B D F.
    • Четыре промежутка между линиями, снизу вверх, обозначают ноты: F A C E.
    • Если вам тяжело их запомнить, используйте для этого мнемонику. Для линий чаще всего используют мнемонику «Every Good Boy Does Fine» (англ. «у каждого хорошего мальчика все хорошо»), а ноты в промежутках и так составляют слово «FACE» (англ. «лицо»). Упражнения с онлайн-инструментом по распознаванию нот - это еще один отличный способ закрепить материал.
  2. Басовый ключ. Басовый ключ, или ключ «фа», используется для инструментов нижнего регистра, таких как бас-гитара, тромбон, клавиши левой руки пианино и прочих.

    • Название ключа берет свое начало от готской буквы F. Две точки на ключе располагаются над и под линейкой ноты «фа». На нотном стане с басовым ключом располагаются другие ноты, чем на скрипичном ключе:
    • Пять линий, снизу вверх, обозначают ноты: G B D F A. Мнемоника - Good Boys Don’t Fool Around (англ. «хорошие мальчики не валяют дурака»).
    • Расстояния между линиями, снизу вверх: A C E G. Мнемоника - All Cows Eat Grass (англ. «все коровы едят траву»).
  3. Элементы ноты. Каждый отдельный символ ноты включает в себя до трех элементов: головка, штиль и флажок.

    • Головка ноты . Это овал, который может быть пустым (белым) или закрашенным (черным). По сути, головка ноты показывает исполнителю, какую ноту играть.
    • Штиль . Вертикальная тонкая линия, которая соединяется с головкой ноты. Если штиль направлен вверх, то он стоит справа от головки. Если он направлен вниз - слева. Направление штиля никак не влияет на ноту, а служит лишь для удобства чтения нот и уменьшает загромождение знаков.
    • Общее правило для направления штиля звучит следующим образом: если нота стоит на средней линии или выше ее, то штиль направлен вверх; если нота стоит ниже средней линии - штиль направлен вниз.
    • Флажок . Имеет вид изогнутого штриха, присоединенного к концу штиля. Независимо от того, с какой стороны от головки стоит штиль, флажок всегда направлен вправо.
    • Объединенные в ноту флажок, штиль и головка сообщают музыканту о длительности ноты, которая измеряется в тактах или долях. Вы улавливаете ритм, когда слушаете музыку и топаете ногой.

Часть 2

Метр и ритм

Часть 3

Ритм
  1. Ловите ритм. Ритм, как метр и размер, играет ключевую роль в том, какие ощущения вызывает музыка. Однако в то время как метр определяет количество долей, ритм определяет их качество.

    • Проведем эксперимент. Стучите пальцами по столу равномерно в ритм 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скучно, не так ли? А теперь вот так: на счет 1 и 3 стучите сильнее, а на счет 2 и 4 - слабее. Совсем другие ощущения! Теперь поменяйте их местами: сильно - на 2 и 4, слабо - на 1 и 3.
    • Послушайте песню Риты Спекер «Don"t Leave Me» . Ритм слышно отлично: тихий бас-барабан на счет 1 и 3, громкий хлопок и тарелки на счет 2 и 4. Теперь вы будете гораздо лучше понимать, как устроена музыка. Это и называется чувством ритма!
  2. Представьте, что вы гуляете. Каждый шаг соответствует одному удару, которые в музыкальной нотации будут записываться четвертными нотами. А все потому, что в большинстве западной музыке один такт состоит из четырех долей. Нотная запись вашей прогулки будет такой:

    • Каждый шаг равен одной четвертной ноте. В нотной записи четвертные ноты представляются в виде закрашенных черных точек, прикрепленных к штилю без каких-либо флажков. Можете считать шаги: «1-2-3-4, 1-2-3-4» и так далее.
    • Если бы вы снизили скорость вдвое, чтобы каждый шаг стал равен двум долям, на 1 и на 3, то это были бы половинные ноты (длиной в пол такта). В нотной записи половинные ноты выглядят как четвертные ноты, но с одним отличием - они не полностью черные, а имеют белый центр.
    • Если вы снизите скорость еще на половину, делая шаг каждые четыре доли, на счет 1, то это будет целая нота (одна нота на такт). В нотной записи целые ноты выглядят как буквы «О» или пончики, по аналогии с половинными нотами без штилей.
  3. Пошевеливайтесь! Хватит уже медлить. Как вы заметили, замедляясь, мы убирали части ноты. Сначала мы сделали головку ноты пустой, затем убрали штиль. Давайте теперь посмотрим, как ускориться. Для этого мы будет добавлять ноте элементы.

    • Вернемся к нашей прогулке в нормальном темпе. Представьте, как вы идете по улице (для удобства отбивайте шаги ногой). Представьте, что только что подъехал ваш автобус, а вам до него еще целый квартал. Что делать? Бежать! Бегите к автобусу и помашите водителю.
    • Чтобы ускорить ноты, им нужно добавить флажок. Каждый флажок снижает длительность ноты наполовину. Например, восьмая нота (с одним флажком) по длительности равна половине четвертной, а шестнадцатая (с двумя флажками) - половине восьмой. Возвращаясь к ходьбе, это означает, что мы переходим от шага (четвертная нота) на бег (восьмая нота, в два раза быстрее ходьбы), а затем на спринт (шестнадцатая нота, в два раза быстрее обычного бега). Представьте, что каждая четвертная нота это шаг, и простучите пример выше.
  4. Свяжите ноты! Как видно из предыдущего примера, если на нотном стане слишком много нот, читать их становится труднее. Взгляд сбивается, и вы теряете ноту. Чтобы сгруппировать ноты для простоты в группы поменьше, нужно соединить их вязками.

    • Связки заменяют индивидуальные флажки толстыми линиями, соединяющими штили нот. Существует вполне логичная система соединения нот и, хотя в более сложных музыкальных произведениях соединения ног могут быть очень сложными, для наших целей достаточно соединять ноты в четвертные. Сравните картинку внизу и картинку вверху. Опять простучите ритм и обратите внимание, насколько связки облегчают чтение нотаций.
  5. Лиги и точки. Если флажок сокращает длительность ноты вдвое, то точка имеет похожую, но обратную функцию. За небольшим исключением, которое для нас сейчас не важно, точка всегда ставится справа от головки ноты. Точка увеличивает длительность ноты на половину от ее изначальной длительности.

    • Например, половинная нота с точкой равна сумме половинной и четвертной нот. Четвертная нота с точкой - сумме четвертной и восьмой ноты.
    • Лиги, как и точки, увеличивают длительность нот. Связанные ноты - это две ноты, головки которых соединены дуговой линией. В отличие от точек, которые являются абстрактными и добавляют длину в зависимости от начальной длины ноты, связующие лиги добавляют точную длину: длина первой ноты увеличивается ровно на длину второй ноты.
    • Например, один из случаев, когда вместо точки нужно использовать лигу, это когда длительность ноты не помещается в такт. В этом случае нужно просто добавить не вместившуюся длительность в следующий такт соответствующей нотой и связать обе ноты.
    • Отметим, что лига соединяет головки нот и обычно ставится с противоположной стороны от штилей.
  6. Передохнем. Кто-то скажет, что музыка - это просто набор нот, и будет прав только наполовину. Музыка - это последовательность нот и промежутков между ними. Эти промежутки называются паузами, и они действительно могут оживить музыку и придать ей эмоциональности. Давайте посмотрим, как записываются паузы.

    • Как и у нот, у пауз есть отдельные символы для каждой длительности. Целая пауза обозначается прямоугольником, свисающим с четвертой линии, а половинная пауза - прямоугольником, лежащим на третьей линии. Четвертная пауза - это волнистая вертикальная линия. Оставшиеся паузы представляют собой наклонную черту с флажком, количество которых зависит от длины паузы и равно количеству флажков соответствующей ноты. Флажки пауз всегда направлены влево.

Часть 4

Мелодия
  1. Вот мы и разобрались с основами: нотным станом, элементами ноты и основами записи длительностей нот и пауз. Проверьте еще раз, все ли вы поняли, после чего мы перейдем к более веселым вещам, а именно к чтению нот!

    Выучите до мажорный звукоряд. До мажорный звукоряд - основной звукоряд, использующийся в западной музыке. Большая часть других звукорядов, которые вы будете изучать, произошли от него. Как только вы вобьете ее в подкорки мозга, остальные звукоряды будут даваться легче.

    • Сначала мы покажем, как она выглядит, потом - что означает, после чего приступим к чтению нот. Вот как она выглядит на нотном стане. До мажорный звукоряд представлен на картинке выше.
    • Посмотрите на первую ноту, ноту C, которая расположена ниже линий нотного стана. В этом случае мы просто добавляем еще одну короткую линию специально для этой ноты (та самая линия, проходящая через головку ноты). Чем ниже нота, тем больше линий нужно добавить. Но пока не загружайте себе этим голову.
    • Звукоряд до мажор состоит из восьми нот. Эти ноты расположены на белых клавишах пианино.
    • Если под рукой у вас нет настоящего пианино, тогда воспользуйтесь виртуальным . На этом этапе очень важно начать понимать не только, как записываются ноты, но и как они звучат.
  2. Освойте Пение с листа (сольфеджио). Пусть вас не пугают эти слова - это просто пение нот до, ре, ми и так далее.

    • Осваивая пение нот с листа, вы разовьете навык чтения нот боковым зрением - навык, на доведение до идеала которого может потребоваться вся жизнь, и который будет очень полезен на начальных этапах. Давайте еще раз посмотрим на звукоряд до мажор, но теперь добавим названия нот. Звукоряд до мажор с названием нот представлен под «C Scale Solfege 1» на картинке выше.
    • Возможно, вы слышали песню «Do-Re-Mi» коллектива Rogers and Hammerstein. Если можете пропеть эту песню, то сделайте это сейчас, смотря на ноты звукоряда. Если вы ее забыли, можете послушать эту песню на YouTube .
    • А вот более сложный вариант - восходящий и нисходящий звукоряд до мажор с названиями нот, который представлен под «C Scale Solfege 11» на картинке выше.
    • Потренируйтесь несколько раз петь эту последовательность, пока вы ее не запомните. Сначала читайте медленно, одновременно смотря на каждую ноту и распевая ее. Затем вместо «до-ре-ми» пойте C-D-E. Наша цель - правильно брать ноты.
    • Запомните длительности нот: верхняя нота «до» в конце первой линии и нижняя нота «до» в конце второй линии - половинные ноты. Остальные ноты - четвертные. Если опять представить прогулку, четвертная нота соответствует одному шагу, а половинная нота равна двум шагам.

Часть 5

Диезы, бемоли, бекары и ключевые знаки
  1. Переходим к следующему шагу. Итак, мы рассмотрели основы ритма и мелодии, и у вас теперь есть базовое понимание того, что обозначают все эти точки и каракули. Хотя этих знаний достаточно, чтобы играть на детской дудочке, есть еще кое-что, что вам следует узнать. Самое важное из этого - это ключевые знаки.

    • Наверное, вы уже видели диезы и бемоли: диез выглядит как решетка (♯), а бемоль - как печатная латинская буква б (♭). Оба знака ставятся слева от головки ноты и указывают на то, что следующая нота должна играться на пол тона выше (диез) или на пол тона ниже (бемоль). Звукоряд до мажор, как мы уже знаем, состоит из белых клавиш пианино. Черные клавиши - это диезы и бемоли. Но так как в звукоряде до мажор нет ни диезов, ни бемолей, она записывается так:
  2. Тоны и полутоны. В западной музыкальной системе ноты находятся друг от друга на расстоянии тона или полутона. Если вы посмотрите на ноту C на пианино, то увидите, что между ней и следующей белой клавишей, нотой D, находится черная клавиша. Интервал между нотой С и D называется тоном. А интервал между нотой C и черной клавишей называется полутоном. Возможно, теперь вы задумались: «А как же называется черная клавиша?» Ответ: когда как.

    • Для удобства можете запомнить, что при восходящей последовательности звуков эта нота является диезом предыдущей ноты. При нисходящей последовательности эта нота - бемолем предыдущей ноты. Таким образом, если двигаться от C к D, то черная клавиша между ними будет диезом (♯).
    • В этом случае черная нота будет записана как C#. Если двигаться вниз, от ноты D к ноте C, и проходить по черной ноте между ними, то она будет записываться как бемоль (♭).
    • Подобные договоренности облегчают чтение нот. Если бы вам нужно было записать восходящую последовательность этих трех нот, но вместо C# вы записали бы D♭, то запись имела бы знак бекар (♮).
    • Обратите внимание на новый знак - бекар (♮). Где бы он ни находился, он отменяет все предыдущие диезы и бемоли. В этом примере вторая и третья ноты - ноты D: первая - D♭, а вторая - D, так как она на пол тона выше предыдущей D, поэтому, чтобы показать правильную ноту, ее пришлось «скорректировать». Чем больше диезов и бемолей разбросано по нотному стану, тем дольше музыканту придется в них разбираться перед игрой.
    • Зачастую те композиторы, что ставили знаки альтерации в предыдущих тактах, могут поставить «необязательные» бекары, чтобы музыканту было понятнее. Например, если в предыдущем такте использовалась тональность ре мажор с нотой A#, то в следующем такте возле ноты A может стоять бекар.
  3. Разбираемся с ключевыми знаками. К этому моменту мы рассмотрели звукоряд до мажор: восемь нот, все белые, начало с ноты C. Однако звукоряд можно начать с любой ноты. Если играть только белые клавиши, то это будет не мажорный звукоряд, а «ладовый звукоряд», рассмотрение которого не входит в цели этой статьи.

    • Начальная нота, или тоника, соответствует тональности. Наверно вы уже слышали, как кто-то говорит что-то вроде: «Эта песня в тональности до». Это означает, что главный звукоряд начинается с ноты C и включается в себя ноты C D E F G A B C. Ноты в мажорном звукоряде соотносятся друг с другом по-особенному. Взгляните на клавиши, изображенные выше.
    • Обратите внимание, что почти между всеми нотами интервал равен тону. А полутон только между нотами E-F и нотами B-C. У любого мажорного звукоряда такие же интервалы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Если начать звукоряд с ноты G, то она будет выглядеть так:
    • Обратите внимание на F# на верхней линейке. Чтобы отношения между нотами были правильными, ноту F нужно поднять выше ноты G на полтона, а не на тон. Такой звукоряд легко читать, но что, если начать звукоряд с ноты C#? Она будет выглядеть так:
    • Теперь пошли сложности! Именно для того, чтобы убрать путаницу и упростить чтение нот, и были созданы ключевые знаки. В каждом мажорном звукоряде есть фиксированный набор диезов и бемолей, которые обозначаются в самом начале нотного стана. Взглянув опять на звукоряд соль мажор, мы увидим ноту F#. Вместо того чтобы ставить знак диеза рядом с нотой, мы ставим его в самое начало. В такой позиции знак диеза означает, что каждая нота F на стане должна играться как F#. Выглядит это вот так:
    • Этот звукоряд звучит и играется точно так же, как и предыдущий мажорный звукоряд без ключевого знака. Полный список ключевых знаков можно найти ниже.
  • Обратите внимание на знаки акцента (>) над каждой четвертной нотой C. Опять простучите этот ритм, только в этот раз делайте акцент на каждой ноте со знаком акцента. Теперь вместо вертолета у вас должен получиться поезд. Лишь слегка изменив ударение, мы полностью изменили характер музыки!
  • Играйте в пиано, фортиссимо или где-то между ними. Так же, как человек не всегда говорит с одной и той же громкостью - он то повышает, то понижает громкость голоса в зависимости от ситуации - так и громкость музыки постоянно меняется. Музыкант узнает, с какой громкостью нужно играть, благодаря знакам динамики, которые расставляет на нотном стане композитор.

    • Существуют десятки обозначений динамиков на нотном стане, но чаще всего вы будете встречать буквы f, m и p.
    • p значит piano, или «тихо».
    • f значит forte, или «громко».
    • m значит mezzo, или «умеренно». Это буква влияет на стоящую после нее, как в mf или mp , которые обозначают «умеренно громко» и «умеренно тихо».
    • Чем больше букв p или f стоят подряд, тем тише или громче нужно играть отрывок. Попробуйте пропеть ноты из примера выше (первая нота в примере - тоника или нота «до») с учетом динамики, и вы заметите разницу.
  • Играйте все громче, и громче, и громче или тише, и тише, и тише. Еще один часто встречающийся символ динамики - крещендо, и его противоположность - декрещендо. Они визуально отражают постепенное изменение громкости, которые выглядят как вытянутые символы «<» и «>».

    • Крещендо постепенно усиливает звук, а декрещендо его понижает. Работая с этими двумя символами, вы должны заметить, что открытый конец представляет увеличение громкости, а закрытый конец - понижение громкости. Например, если музыка направляет вас постепенно перейти от forte к piano, вы увидите
    • Попрактикуйтесь в каком-нибудь тихом месте. Лучше всего начать с пианино, так как на нем легко практиковаться в начале. Если у вас нет пианино, попробуйте одно из виртуальных пианино в интернете. Разобравшись, вы можете перейти к обучению игры на других инструментах! Надеемся, это поможет.
    • Найдите ноты ваших любимых песен. Зайдите в ближайшую библиотеку или музыкальный магазин, там вы найдете сотни - если не тысячи - книг с нотами и аккордами ваших любимых песен. Читайте ноты, слушая музыку, и вы будете лучше понимать ее на интуитивном уровне.
    • Постарайтесь весело проводить время с музыкой, потому что будет довольно сложно научиться играть через силу.
    • Поработайте над сольфеджио. Даже если вам не достался хороший голос, это поможет вам натренировать слух и услышать ноты.
    • Постоянные и регулярные тренировки - вот залог успеха. Сделайте карточки или купите тетради для чтения нот, чтобы заложить прочный фундамент.
    • Вам будет полезно выучить как западные ноты, так и обычные ноты. Изучение западных нот поможет вам в долгосрочной перспективе, и их намного легче запомнить, чем обычные ноты.
    • На сайте imslp.org хранится большая коллекция партитур и записей исполнений музыкальных произведений. Сайт создан для того, чтобы люди могли выбрать одно из произведений какого-нибудь композитора, слушать его и одновременно читать ноты.
    • Сохраняйте терпение. Как и изучение иностранного языка, обучение чтению нот требует времени. Как и в любом другом деле, чем больше вы практикуетесь, тем легче оно вам будет даваться, и тем лучше у вас будет получаться.
    • Скользящая деталь на тромбоне играет диезные и бемольные ноты.


  • 
    Top