Как научиться китайской живописи для начинающих. Гохуа - китайская живопись водяными красками и тушью

В Школе живописи У-Син проходят регулярные занятия по традиционной китайской живописи 国画 го-хуа (国guo – государство, 画 hua – живопись) .

Многие спрашивают, в чем различия го-хуа и живописи У-Син, ведь техника рисования некоторых сюжетов очень похожа. Отличия, конечно же, есть, но есть и множество общих моментов. В данной статье я хотела бы рассказать об особенностях каждой из техник.

1. Начнем с того, что живопись У-Син – это современное течение в живописи, созданное и разработанное Максимом Парнахом и Андреем Щербаковым на основе , история же традиционной китайской живописи насчитывает многие века и даже тысячелетия.

Бамбук китайских мастеров:

Бамбук У-Син Ольги Киневой:

Бамбук У-Син Максима Парнаха:

2. Живопись У-Син и традиционная китайская живопись используют разные системы образов в процессе обучения, однако обе техники содержат в себе, как внутреннюю работу над собой в ходе освоения методов работы с кистью и погружения в медитативное состояние, так и возможность выразить себя, создавая свое видение тех или иных объектов.

Цветущая слива китайских мастеров:

Цветущая слива У-Син Максима Парнаха:

Цветущая слива Андрея Щербакова:

3. Однако традиционная китайская живопись гораздо более регламентирована правилами по базовому построению сюжетов и требует больше времени на отработку мазков и сборку формы, а живопись У-Син позволяет очень быстро познакомиться с кистью и создать первые композиции в ходе одного занятия. Поэтому в нашей Школе мы рекомендуем приходить на курс по го-хуа после освоения одной или 2-х ступеней живописи У-Син – это сделает процесс рисования традиционных китайских сюжетов более эффективным и позволит в течение одного тематического занятия выполнить одну или несколько чистовых композиций.

Орхидея го-хуа Елены Касьяненко:

Орхидея У-Син Елены Касьяненко:

Хризантема китайского мастера:

Хризантема У-Син Руслана Омельяненко:

4. На занятиях по го-хуа мы также знакомимся более глубоко с возможностями использования китайской кисти, т.к. видов мазков очень много для передачи различных форм и сути объектов. Многие мазки и линии перекликаются с чертами китайской каллиграфии и иероглифами. Мы также учимся смешивать краски, добиваясь естественных и эффектных переходов цвета, и осваиваем особенности рисовой бумаги. На занятиях мы берем теоретическую часть, полученную от китайских учителей и из различных тематических оригинальных источников, делая переводы с китайского языка.

Работы Елена Касьяненко:

5. Традиционная китайская живопись делится на два направления – се-и (пишем смысл – кит.) и гун-би (работа кистью – кит.). Первая техника отличается свободой мазка и экспрессией, рисуется быстро, отражаются сиюминутные впечатления и внутреннее состояние художника. Вторая техника более скрупулезна, основана на тщательном выполнении базового контурного рисунка, который потом послойно тонируется. На выполнение работы в технике гун-би может уйти несколько недель, а иногда и месяцев (в зависимости от сложности рисунка и формата работы).

Техника се-и:

Техника гун-би:

6. На наших занятиях по традиционной китайской живописи мы рисуем в технике се-и. Она перекликается по сути с живописью У-Син. Обе техники основаны на отображении внутренних ощущений автора с помощью свободных мазков кисти, пятен, каллиграфических линий. Суть первична, форма вторична. Зачастую объекты изображаются символично, без детализации. Картины наполнены движением, динамикой, ощущается свобода и красота живого мазка. Порой, рисование превращается в танец энергий.

Розы го-хуа Елены Касьяненко:

Розы У-Син Елены Касьяненко:

Пейзаж го-хуа Елены Касьяненко:

Пейзаж У-Син Андрея Щербакова:

7. Стоит также упомянуть про используемые материалы. Традиционная китайская живопись выполняется на рисовой бумаге тушью и китайскими минеральными красками, для живописи У-Син мы используем гуашь и разные виды невпитывающей бумаги. Однако обе техники являются графичными, от мазка и линии, поэтому их можно прекрасно использовать для росписи стен, плафонов, посуды, одежды и т.д. Традиционное китайское искусство изобилует различными техниками изображения традиционных китайских сюжетов на разнообразных поверхностях: стенах, предметах интерьера, фарфоре и т.д. Поэтому давайте не ограничивать свою фантазию и откроем для себя волшебный мир китайской живописи!

Работы го-хуа на рисовой бумаге:

Работы У-Син на плотной бумаге:

Китайские сюжеты на альтернативных поверхностях:


Поиск того неизведанного, что кроется в глубине нашей души, нераскрытый потенциал, желание самовыражения и духовного саморазвития приводит многих к освоению китайской живописи и живописи У-Син. Это уникальная возможность работы над собой, отработки определённых жизненных качеств через искусство.

У-Син - это система 5-ти первоэлементов - дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано всё мировоззрение древнего Китая. В живописи каждому из них соответствуют 5 определённых мазков, с помощью которых художник У-Син пишет свои картины.


Мандала Инь и Ян, состоящая из белой и чёрной капель, описывает закономерности окружающей реальности. Именно эта мандала является ключом к пониманию у-син. Ян, белое, – это небесное начало, Инь, чёрное – начало земное. Ян энергию даёт, а Инь – принимает, качественно преображает энергию. Небо даёт дождь, свет, тепло, а Земля всё это впитывает и порождает различные формы жизни, такие как травы, деревья, животные. В живописи У-Син задача художника – передать суть предмета, а не его форму. А для этого нужно выработать свое восприятие мира, научиться видеть не умом, а глазами.


Андрей Щербаков – основатель школы китайской живописи и живописи У-Син , художник, преподаватель – рассказывает в этом видео об основах живописи У-Син.

За что же так любят живопись У-Син ? Это одна из самых эффективных техник обучения рисованию. Она даёт возможность каждому человеку научиться рисовать с нуля. Происходит освобождение от шаблонов, появляется креативное мышление. Живопись У-Син дарит тот заряд творчества, которого так не хватает в нашей жизни. Человек, начав заниматься этим искусством, получает истинное наслаждение от осознания своих внутренних возможностей.


Живопись У-Син имеет глубокое арт-терапевтическое влияние. Представьте, как человек наделяет объект, который он рисует, определенным качеством, пытается почувствовать его суть. В итоге, прорабатывая мазки, он развивает соответствующую энергию в себе. Перенося эти знания в жизнь, делает ее сбалансированной и гармоничной. Человек приводит в соответствие то, что он видит с тем, что он думает и тем, что делает.


Важно отметить, что на принципе у-син базируются Китайский традиционный календарь, система Фен-Шуй, китайская астрология, телесные практики Чжун Юань Цигун и Даосская Йога, внутренний стиль ушу «Синъицюань».

Китайская живопись обозначается термином Гохуа 国画, что буквально обозначает «живопись [нашей] страны».

Китайская живопись появилась в глубокой древности, и дата ее возникновения, благодаря новым археологическим находкам, отодвигается все дальше вглубь веков. Китайская живопись гохуа с точки зрения европейца довольно необычна и даже загадочна. Она разительно отличается от европейской живописи. Причем это различие присутствует буквально во всем, в материалах, технике исполнения и в инструментах.

Традиционная живопись Китая символична и иносказательна. Если мы привыкли рассматривать картины европейских мастеров, то работы китайских мастеров надо читать и понимать. Тем более, что в Китае живопись и каллиграфия очень близки. В Китае любой художник это каллиграф, а любой каллиграф это художник. И там, и там используется одинаковый линейный способ письма, одинаковые материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна, тушь и минеральные и растительные краски типа акварели.


Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. Художник – У Чжэнь (1280–1354). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Отличительные черты китайской живописи от европейской это то, что здесь не используются объемы, формы, перспектива в привычном для нас понимании, игра теней, не соблюдение пропорций, да и цвета здесь не такие выразительные. Традиционная китайская живопись это в основном монохром и рисунки создаются с помощью линейного рисунка. Еще одно важное отличие китайской живописи от европейской это то, что китайские мастера все свои картины пишут без предварительных эскизов.


Старые деревья, ровная даль. Китай, ок. 1080. Художник – Го Си (ок. 1020–1090). Тушь, цветные краски, шелк. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.


Лошадь «Молния в ночи». Фрагмент. Китай, ок. 750. Тушь, бумага. Длина живописного поля – 34 см, ширина – 30.8 см. Приписывается художнику Хань Гану (ок. 706–783). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Мастера живописи в Китае используют кисти разных размеров, от очень тонких, до очень толстых. Штрих может быть легким, как осенний лист, или мощным, как тигр. Для китайской живописи характерно лаконичность, ясная композиция, а также выразительные и ритмичные контуры и конечно же плоскостное исполнение без светотеней. Ещё одной необычной особенностью является пометка картин печатью мастера, которая заменяет личную подпись.

Творения замечательных китайских художников зачастую содержат в себе глубокую философскую концепцию. Китайский художник и теоретик живописи V века Се Хэ в своем трактате «Заметки о категориях старинной живописи» («Гухуа пиньлу») сформулировал шесть законов живописи , шесть основных художественных принципов, которые должны принять к сведению мастера.Так вот первый принцип это «одухотворенный ритм живого движения». То есть, прежде всего, важно передать сущность увиденного, а не внешнее сходство.


Изысканное собрание в абрикосовом саду. Фрагмент. Китай, ок. 1437. Художник – Се Хуань (1377–1452). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Жанры в китайской живописи это, прежде всего пейзаж (горы и водоемы), а так же изображение цветов и птиц, портрет и анималистический жанр.

Китайские художники стремились передать сущность предметов. Поэтому им были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству. Они старались передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой, призывая слиться с ней, постигнуть ее тайны.


Зяблики и бамбук. Китай, XII в. Художник – император Хуэй-цзун (1082–1135). Тушь, цветные краски, шелк. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Стили китайской живописи

В традиционной китайской живописи существует два стиля это гунби и се-и .

Гунби

Гунби — «техника прилежной кисти», «техника тонкой кисти». В отличие от се-и техника гунби предполагает реалистичность и высокую детализацию предмета, прописывание мелких деталей.


Весеннее утро в Ханьском дворце. Фрагмент. XVI в. Художник – Цю Ин (ок. 1494–1552). Музей императорского дворца, Тайбэй

Именно в этом стиле работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцовых покоев императорских семей и знати. Скажем больше, художники, работавшие на службе у императора, просто обязаны были владеть стилем гунби.

Особенности присущие стилю гунби:

  • Детализация предмета, контурная техника
  • Усиление контраста путем послойного наложения цвета
  • Изысканное изображение предметов

Самые известные художники стиля гунби:

Ян Либянь (ок. 600-673) — известный художник династии Тан. Больше всего любил изображать сюжеты из даосских и буддистских притч.

Чжан Сюань (713-755) — теоретик и историк живописиЧжан Яньюань(IXв.) охарактеризовал его лишь одним предложением: «Чжан Сюань любил рисовать женщин и детей».При жизни не пользовался большой известностью. Но имя мастера часто упоминалось в позднейших дискуссиях о танской живописи

Чжоу Фан (ок. 730-800) — китайский художник периодаТан. Мастер ушёл далеко в своём стиле, посвятил своё искусство портретированию богатых и знатных людей.

Гу Хучжон (937-975)

Император Хуэй Чжун (1082-1135)

Тан Инь (1470-1524)

Цю Ин (1494-1552) — не был придворным художником, это самородок, который добился художественных достижений упорным трудом.

Чэнь Хуншоу (1598-1652) — поэт, художник, каллиграф. Его работы отличались экзотичностью, легкостью и свободным стилем.

Се-и

Стиль китайской живописи се-и (寫意) это передача идеи и чувств художника. Этот стиль предполагает свободную манеру письма. Здесь главное не внешнее сходство, а свое особое видение, душевное настроение мастера, сущность объекта. Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию. Копировать такие картины очень трудно, скорее не возможно.

В этом стиле нет четких линий, нет детализации. Стилю Се -и присущи широкие, свободные мазки широкой кистью. Недаром этот стиль называют «грубая кисть».

Картины писались тушью в черно-белых тонах и не выглядели так нарядно как произведения в стиле гунби, но зато они более искренни. В более позднем периоде китайской живописи преобладали произведения мастеров, работавших в стиле се-и.

Один из самых известных художников традиционной китайской живописи мастер Чжан Дацянь говорил, что се-и это передача духа предмета и его внутренней сущности.

Китайская живопись в настоящее время

В наши дни живопись гохуа значительно расширила свой диапазон и вышла за узкие рамки традиционных тематик, следуя новому времени. Современные мастера художественной кисти наполняют свои полотна, исполненные в стиле гохуа, новым смыслом, живым духом современности.

Колоссальные изменения в политической системе Китая в конце двадцатого столетия, привели грандиозным переменам и в культурной жизни. Новое поколение китайских художников, свободно мыслящих и критически смотрящих на вещи, создало новую китайскую живопись. Благодаря смелым экспериментам с разными стилями, сблизились два мира искусств — Западный и Восточный.

Китайская традиционная живопись является огромным вкладом в художественную культуру всего человечества.

Традиционная китайская живопись в России

Сравнительно недавно в России никто толком и не знал ничего о китайской живописи. Зато сейчас множество людей с увлечением занимаются этим видом искусства. Живопись Гохуа подкупает своим «дружелюбием» к новичкам, своей простотой в освоении, своей необычностью и конечно своей таинственностью и загадочностью. Особенно легко освоение китайской живописи дается детям. Для них это очень интересный и увлекательный процесс.

Сегодня в нашей стране есть много замечательных, известных мастеров китайской живописи, которые прочно стоят на одной ступеньке с китайскими художниками.

Работы художников и преподавателей клуба

Работы Николая Мишукова

Кукуруза и перец 44х37 см


Лягушка и лотос 43х32

Китайская живопись (国画 или гохуа, где "го" - это государство, а "хуа" - живопись ) - это вид изобразительного искусства, насчитывающий, по оценкам китайских специалистов, более 5 тысячелетий. Китайская живопись существенно отличается от западной живописи своими техническими приемами, материалами, философией, традициями, что делает ее изучение и практику особенно интересными.

Китайская философия базируется на взаимодействии двух полярных энергий - "инь" (женской) и "ян" (мужской). Янская энергия - светлая, солнечная, жаркая, активная, проявленная, двигающаяся вверх. Иньская энергия - темная, лунная, холодная, пассивная, обтекаемая, мягкая, двигающаяся вниз. Вместе обе энергии состоят в балансе и постоянно перетекают друг в друга, где в каждой из них содержится частица своей противоположности.


Для китайской живописи эти понятия очень важны, так как живопись тоже проявляет эти две базовые энергии. В картине должны присутствовать пустота и наполненность, влага и сухость, насыщенные цвета и полутона, пятна и тонкая прорисовка, что соответствует противоположностям "инь" и "ян". Таким образом, практикуя китайскую живопись, мы еще работаем и над собственным балансом энергий, познаем себя и самосовершенствуемся.



В V в. теоретик китайской живописи Се Хэ сформулировал 6 законов китайской живописи ("лю фа"), которым придерживаются до сих пор. Существуют различные переводы этих законов. Здесь я приведу перевод Е.В.Завадской из трактата "Слово о живописи из сада с горчичное зерно". Итак, что важно для китайской живописи:

1) одухотворенный ритм живого движения;
2) структурный метод пользования кистью;
3) соответствие формы реальным вещам;
4) следование красок роду предмета;
5) пропорциональное расположение вещей;
6) копирование работ древних мастеров.

Се Хэ называл "живость" (1-й принцип) наиважнейшим из шести принципов. В IV веке известный художник Гу Кайчжи выразил мысль, что "форма - это лишь средство для выражения духа". Т.е. еще в древние времена китайские живописцы осознали большую важность передачи духа природы, нежели ее простого копирования. Хорошему художнику следует не только "наблюдать", но и "постигнуть" то, что он рисует.


В конце XI века появился целый ряд художников, сформировавших направление "живописи ученых" или "живописи образованных людей" (вэньженьхуа), которое характеризуется синтезом 3-х видов искусств: живописи, поэзии и каллиграфии, воплощенных в одном живописном произведении. Самовыражение вышло на первый план, и художники этого направления считали, что "в схожести нет необходимости", стараясь выйти за пределы простого внешнего сходства.



Здесь стоит уже упомянуть, что в китайской живописи есть 2 базовые техники: се-и ("пишем смысл, идею") и гунби ("работа кистью").

Се-и - это свободные движения кистью, создание образа несколькими мазками, где, как раз, дух важнее внешнего сходства. Картина в этой технике может быть нарисована за несколько минут.


В основе техники гунби лежит создание тонкого подробного контура изображаемого объекта и дальнейшего его многослойного тонирования, закладывания теней и колорирования. Это очень кропотливая работа, но в ее результате рождаются изысканные, очень объемные и натуралистичные образы и картины. Работа над созданием картины в технике гунби, в зависимости от ее сложности и размера, может занимать несколько дней, недель, месяцев и даже лет!


Основные жанры китайской живописи :

1. "Цветы и птицы"

2. "Горы-воды" (пейзажный)


3. Живопись людей



4. Анималистический жанр

Китайская живопись очень символична. Почти каждый цветок, плод, насекомое, птичка, рыбка, животное и т.д. несут свой смысл, который зашифровывается в картине. Например, древовидный пион - это символ богатства и высокого положения в обществе, глициния - цветок женской красоты, нарцисс символизирует чистоту и неподкупность, рыбки - к деньгам, а любые парные символы говорят о любви и счастливом супружестве.


Хочется еще отметить такую особенность китайской живописи, как связь с каллиграфией, еще одним древним видом искусства в Китае. Красивое письмо являлось необходимым навыком для образованных людей, поэтому многие государственные служащие, чиновники, владея каллиграфией, могли нарисовать и традиционные сюжеты китайской живописи, такие как бамбук, орхидею, хризантему, цветущую сливу, нарциссы и другие, в основе которых лежит каллиграфическая линия. Поэтому часто говорят, что китайскую живопись не рисуют, а пишут, и не смотрят, а читают. Элементы каллиграфии - неотъемлемая часть китайской живописи.


О том, какие материалы используются для китайской живописи, можно узнать из специальной на нашем сайте.

Вообще, китайскую живопись можно понять, технику можно освоить в ходе практики, здесь не нужно иметь художественных способностей и особых талантов в западном понимании этого слова. Поэтому китайская живопись открывает двери всем, кто хочет заняться художественной практикой, прикоснуться к своему творческому началу, ощутить внутренний баланс и состояние медитации. И пусть это будет цветок или птичка, а не эпохальное многосложное полотно - в китайской живописи даже в одном маленьком цветке или букашке воплощена Вселенная!

В статье использовались материалы из книг "История китайской живописи" Чжан Аньчжи - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008 г. и "Слово о живописи из сада с горчичное зерно" - М.: Издательство В.Шевчук, 2001 г.




Top