Как назвать команду на осеннюю тему. Девизы, речёвки, эмблемы команды

Поэтический вечер

«В луче света»

Ульяновская область, р.п. Майна

МОУ ДОД «Майнская ДШИ

им. В.Н. Кашперова»

e - mail : dshim 11@ rambler . ru

Пояснительная записка

Тема: Величие русской и советской поэзии.

Главная мысль: Поэзия – неотъемлемая часть русской литературы. В ней можно найти ответ на любой вопрос в любой жизненной ситуации.

Сверхзадача: Формирование у населения потребности и интереса к поэзии.

Цели:

- формирование традиционных ценностных ориентиров посредством поэзии; - воспитание любви к родной речи и истории.

Обоснование выбора: Если заглянуть в толковый словарь, то мы узнаем, что поэзия – это жанр, построенный на особом способе организации речи. Многие из нас воспринимают поэзию именно в таком контексте. Я же, планируя данное мероприятие, хотел отойти от этого прозаического понятия и показать поэзию с другой стороны, как нечто возвышенное, прекрасное, эмоциональное и полное очарования, но доступное каждому. А прочтение стихов представить как таинство, раскрывающее величие и благозвучие русского языка. Но стать участником этого таинства может каждый. Именно поэтому свои любимые стихи читают «обычные» люди. Выбрав в качестве исполнителей «обычных» жителей посёлка, я показываю, что поэзия может быть близкой для каждого из нас.

Русская литература – это плеяда гениев, виртуозов слова, писателей, прозаиков и поэтов, которые прославили и сделали её известной на весь мир. Но, поверьте, все эти гении хотели, чтобы их услышали и поняли мы с вами.

Данное мероприятие проводилось в преддверии дня рождения Н.М.Карамзина, одного из основоположников русской поэзии.

Подготовительный этап:

Составить примерный список участников мероприятия (чтецов), связаться с ними и помочь в определении программы выступления;

Составление программы выступающих, подбор звукового ряда и фотоматериалов для презентации;

Приглашение учащихся и их родителей, преподавателей ДШИ и население посёлка на литературный вечер (изготовление афиш, пригласительных, личный контакт и др.);

Оформление зрительного зала.

Литературный вечер проводится в зале при полной темноте (тёмное время суток или затемнение на окнах). Над сценой устанавливается один прожектор, способный давать яркий очерченный круг. В этот круг устанавливается микрофон. У края круга ставится старинная этажерка с книгами. Перед сценой ставится экран для воспроизведения на него слайдов презентации. В зрительном зале располагаются столики, покрытые белыми мягкими скатертями. На столы раскладывается по несколько книг с поэтическими произведениями авторов, которые выбраны для прочтения на литературном вечере. Гости вечера могут полистать эти сборники, почитать произведения до начала основного действия, и настроиться на происходящее. Над столиками на нитях прикрепляются портреты поэтов, выбранных для прочтения. Также в зрительном зале напротив экрана располагается отдельный столик для установки видеопроектора.

Оборудование: прожектор, пульт управления прожектором, 2 ноутбука (один для воспроизведения слайдов, другой для воспроизведения музыкального оформления), видеопроектор, акустическая система, микрофон, экран, этажерка, столики, стулья в соответствии с количеством приглашённых, портреты поэтов на листах бумаги формата А4.

Сценарий

Перед началом вечера звучит приятная классическая музыка русских авторов. Зрители рассаживаются за столиками. Участники вечера также располагаются за столиками. Звучат позывные начала вечера.

Выход ведущего: Добрый день, уважаемые гости. Я рад приветствовать вас в этом уютном зале Майнской детской школы искусств им. В.Н.Кашперова. Русская поэзия... Это высокая правда о человеке, о его жизни, о жизни его души; это наше духовное достояние, наша национальная гордость и любовь. Всякое сильное переживание человека ищет выхода в слове – почти все влюбленные пишут стихи, даже те, кто в другое время к ним равнодушен. Это неудивительно, – ведь именно поэзия дает человеку крылья, именно поэзия выражает и все его чувства. Она помогает ему душевно парить в минуту восторга, в прекрасный час самозабвенья. Она обнадеживает его в грусти, она утешает его в горе.

Нашему поэтическому вечеру мы дали название «В луче света!». И совсем скоро вы узнаете, почему …

Итак, мы начинаем!

Гаснет общий свет. Над сценой загорается луч прожектора, ведущий оказывается в луче света. На экране появляется слайд с портретом Н.Карамзина: «Прости» (портрет может быть любого другого поэта, в зависимости от программы). Затем появляется портрет Е.Евтушенко: «Идут белые снеги». После окончания прочтения луч света приглушается, оставляя лёгкое свечение. Ведущий уходит со сцены.

Появляется слайд с портретом автора следующего произведения. Следующий участник поднимается на сцену, свет прожектора усиливается. Читается следующее произведение, и т.д. Предлагаемый перечень произведений:

Михаил Дудин «Соловьи»;

Николай Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»;

Анна Ахматова «Сжала руки под тёмной вуалью…»;

Сергей Островой «Мать»;

Агния Барто «Зимний лес»;

Эдуард Асадов «Я могу тебя очень ждать…»;

Николай Асеев «Я не могу без тебя жить»;

Степан Щипачёв «Два сердца»;

Эдуард Асадов «Дорожите счастьем!»;

Марина Цветаева «Как жаль, что Вы больны не мной…»;

Марина Цветаева «Кто создан из камня…»;

Алексей Апухтин «Письмо»;

Андрей Макаревич «Давайте делать паузы в словах…»;

Булат Окуджава «Моё поколение»;

Константин Симонов «Если бог нас своим могуществом…»;

Дмитрий Кедрин «Зодчие»;

Последнее стихотворение вновь читает ведущий.

Эльдар Рязанов «Как много дней, что выброшены зря…».

Ведущий: Уважаемые гости, наш вечер подошёл к завершению. Надеемся, что томик стихов вашего любимого поэта станет постоянным спутником жизни. А стихотворением Эльдара Рязанова мы делаем шаг из Года литературы в Год кино. Спасибо за внимание. До новых встреч!

Звучит фоновая музыка («Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»)

Методические рекомендации: Продолжительность данного мероприятия не более 1 часа. Перечень произведений, используемых в данном мероприятии, является примерным, и может меняться в зависимости от темы (советская поэзия, поэзия Серебряного века, зарубежная поэзия и др.). Данную форму можно использовать и для представления творчества только одного автора (памятные и юбилейные даты). Группировать произведения можно по хронологии (этапы развития поэзии, этапы жизни поэта), по тематике (героическая, любовная лирика, философское размышление, времена года, этапы жизни человека) и др. Данная форма подходит и для проведения урочных занятий с учащимися (контрольные уроки, зачёты, переводные и выпускные экзамены по «Художественному слову»). В рамках данного мероприятия возможно развивать связи с общеобразовательными организациями, «клубами книголюбов», приглашать местных авторов и т.д.

Формат данного мероприятия допускает чтение произведений с листа (книга, пюпитр). В сценарии не предполагается «вклинивание» ведущего между произведениями.

Сценарий музыкально-поэтического вечера

«Легко обо мне подумай…»

Мокшина Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей 8» города Тихвина

Ленинградской области

Сценарий музыкально-поэтического вечера «Легко обо мне подумай…»

Ведущий (на фоне музыки и обращаясь взглядом к афише):

Поэты не рождаются случайно.

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем.

Мирам, что заблудились в темноте.

Звучит песня Б.Окуджавы «Ваше величество Женщина»

Всей неуверенностью женской

Я вопрошала свет и тень:

Каким трудом, какою жертвой

Я заслужила этот день?

«Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта»,- подсказывает великий Вольфганг ГЕТЕ

Приглашаем в страну «Римма Казакова»

(Звучит нарезка: «Мадонна», «Музыка венчальная», «

«РК» зажигает первую свечу.

Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно»

Родилась поэтесса 27 января 1932 года в Севастополе. В раннем детстве жила в Беларуси, после окончания школы поступила на исторический факультет Ленинградского университета. Первые стихи увидели свет в 1955 году.

«РК» Стих «Мне всегда не хватало баскетбольного роста» (на фоне сменяющих друг друга портретов)

Римма Казакова вошла в пространство литературы в 23 года. Поэтесса не спешила к читателю…

«РК» Чтобы меня любить, надо очень многое во мне видеть и находить»

Удивительно светлый, интеллигентный человек, и, одновременно, сильная волевая женщина.

«Конечно. Жизнь меня лупила и била, как хотела. Я же - некрасивая женщина. Я такая звезда, которая всегда хотела взлететь на пьедестал,

Мудрая собеседница и озорная авантюристка, которая смело писала жизнь с чистого листа, влюблялась без оглядки и дарила людям удивительные стихи и песни.

«РК» «Я только открывала для себя, что такое любовь, часто оказываясь в положении жертвенном или печальном»

«Потому что влюбляешься иногда в какого-нибудь идиота…»

«Я всегда выбирала себе мужиков - самых таких поганеньких. Мне их было жалко. А ещё мне нравились красивые дубины».

Песня «Постарею, побелею…»(Н.А.Ильенко)

«РК» Я не очень верю в высшие силы, но иногда мне приходит в голову, что у поэта есть особое предназначение и что эти силы все-таки помогают».

Стих. «Какой-то миг неуловимый» (Жукова Настя)

Многие строки из стихотворений РК стали почти крылатыми. Давайте почитаем их и подумаем почему.

Может, потому, что это о нас, о каждом?..

(Ведущие раздают розовые и голубые листки со стихами)

***

Ах, не ставьте мне в вину

грех прекрасного разлада!

Повернуло на весну!

Ну а может, так и надо?..

***

Моя последняя любовь,

заплаканная, нервная,

моя последняя любовь -

ты первая

***

Словно в огне, в бреду,

каждый свой день встречаю.

Рядом с тобой иду,

а по тебе скучаю

***

Там тебя тревожно ждут,

электричество зажгут,

на груди рассыпят смех

и с ресниц сцелуют снег…

***

Всей неуверенностью женской

я вопрошала свет и тень:

каким трудом, какою жертвой

я заслужила этот день?

Спасибо всем минутам боли,

преодолённым вдалеке,

за это чудо голубое,

за это солнце на щеке,

за то, что горечью вчерашней

распорядилась, как хочу,

и что потом ещё бесстрашней

за каждый праздник заплачу.

***

Люблю того, кого люблю,

и странным, ласковым смиреньем

и этим вот стихотвореньем

своё несбыточное длю…

Отчего, ну отчего ты сердце губишь.

Стала странная душа твоя слепой.

Я хорошая, а ты меня не любишь.

Я люблю тебя, а ты такой плохой.

И.Рыловников «Живут на свете дураки»

«РК» — А чего вам не хватает для полного счастья?- спросили как-то журналисты РК. .

— Счастья. Ибо счастье — это состояние, а не нечто материальное. И все мы — ловцы счастья на дорогах жизни. Счастье — не шуба, которую обречён носить постоянно, это уходящий и преходящий объект. Его надо ловить.

«Двое» (танцевально-декламационный номер)

Приснись мне! А то я уже забываю,

Что надо тебя мне любить и беречь.

Приснись, Не сердись, Я ведь тоже живая!

Приснись. Прикоснись! Можешь рядом прилечь.

Приснись мне усталым, Покорным, Тяжелым,

Приснись, как горячечным грезится лед,

Как снятся мужья своим брошенным женам,

Как матери - сын, Как ребенку - полет.

ну вот я ложусь, опускаю ресницы,

Считаю до сотни - И падаю вниз!

Скажи, почему ты не хочешь присниться?

А может, я сны забываю?.. Приснись!..

(Оля встает), уступая место:

«Она была красавица, богиня, ангел… и особенно экстравагантна», — говорила РК о Белле Ахмадулиной.

Н.Синицена (БА) зажигает 2 свечу

Вед. «Свеча», — так назывался один из сборников БХ.

Вед Словно кованая роза из бронзы, она жила среди нас, уникальная, бесподобная, несравнимая ни с кем, и между тем чуть измученная собственной славой.

(Портреты)

БА стих «Новая тетрадь»

. Редкий случай для нашей страны – Ахмадулина при жизни была признана классиком.
Ее первый сборник появился в 1962 году. Она назвала книжку «Струна», в этом кратком красноречии была заявлена жизнь – судьба натянутой струны

Ахмадулина всегда была объектом любви и восхищения. О своей прошлой личной жизни поэтесса распространяться не любила. «Любовь и есть отсутствие былого», – написала она как-то в одном из стихотворений…
Однако ее бывшие мужья, на всю жизнь сохранившие восхищение Беллой, сами рассказали о былых отношениях в своих дневниках и воспоминаниях.
Первым мужем Ахмадулиной стал Евгений Евтушенко . С ним она познакомилась еще в Литинтституте. «Мы часто ссорились, но быстро и мирились. Мы любили и друг друга, и стихи друг друга. Взявшись за руки, мы часами бродили по Москве, и я забегал вперед и заглядывал в ее бахчисарайские глаза, потому что сбоку была видна только одна щека, только один глаз, а мне не хотелось потерять ни кусочка любимого и потому самого прекрасного в мире лица. Прохожие оглядывались, ибо мы были похожи на то, что им самим не удалось…» – вспоминал позже поэт. Этот брак продлился три года…
Вторым мужем Ахмадулиной стал писатель Юрий Нагибин
.

В то время Ахмадулина, по воспоминаниям поэтессы Риммы Казаковой, была особенно экстравагантна: в обязательной вуалетке, с мушкой на щеке «Она была красавица, богиня, ангел», - говорит Казакова об Ахмадулиной.
Ахмадулина и Нагибин
прожили вместе восемь лет

Романс «А напоследок я скажу» (Соня)

С третьим мужем - известным художником и скульптором Борисом Мессерером - они прожили вместе более тридцати лет

Он стал ее своеобразным ангелом-хранителем

Стих. «Рисунок» (видео – рисование)

Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. Лукавящих товарищей Белла не спешила корить:

БА «Не дай мне бог моих друзей оплакивать, все остальное я переживу».

Романс «По улице моей который год… (Кудрявцева В)

Из эссе совр.писателя. поэта и публициста Дмитрия Быкова:Белла Ахмадулина была царственной, жёсткой, доброй, нервной, прекрасной. В ней жил дух. Скорее всего многие верующие люди со мной не согласятся. Но Дух чуют, чувствуют. Не знаю, чего в ней было больше, патетики или искренности, наверное, того и другого, в равной степени. Но это был поэт, к которой прикоснулся Бог. (Дм Быков)

Мелодекламация «ИЗ глубины моих невзгод» (Л.Н. и Рыловников И, Целовальников Е)

Из эссе Дм.Быкова: Белла Ахмадулина была самым красивым поэтом своего времени. Самым беспомощным и самым победительным. Для тех, кто ее любил и не любил, она была одинаково значима и, странно сказать, равно дорога.
Теперь таких не делают.

Говорят, что поэту необходимы учителя. БА признавала своими наставниками Пастернака и Мандельштама, Ахматову и Блока и, конечно, Марину Цветаеву.

Варя зажигает 3-ю свечу. (Нарезка)

И восхитительный выгиб лба.
Судьба меня целовала в губы,

Учила первенствовать Судьба.
Устам платила я щедрой данью,

Я розы сыпала на гроба…
Но на бегу меня тяжкой дланью

Схватила за волосы Судьба

Надежда Яковлевна Мандельштам, вдова поэта, женщина умная и скупая на комплименты, писала: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой».

МЦ Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие… Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…
Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.
Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями».

Шульгина Н.Л.

Нельзя говорить о Цветаевой, не говоря о самой главной ее способности, ее страсти – способности любить,

(Звучит вальс Шопена, под него на сцене появляются Девушка и Юноша. Они кружатся в вальсе и ведут беззвучный разговор, смеются, тоже беззвучно, не сводят друг с друга глаз)

Любовь: 5 мая 1911 года Цветаева приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих. С этого дня жизнь ее обрела смысл.
Встреча с 17-летним Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из пансиона. Любовь с первого же дня – и на всю жизнь.
И – вдумайтесь:
— Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше.
16 октября 1941 года расстреляли Сергея.
31 августа 1941 года покончила с собой Марина.
Если кто-то скажет, что это случай, совпадение – ошибется. Это – судьба. Горькая!
Девушка: «Сергей – имя тонкое, но несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая-то парность…»
(П. Флоренский)
Любовь: Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликую бусину…
Биограф 1: Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.
Юноша: Сергей – Марине: «Я живу верой в нашу встречу:
Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…
Берегите себя, заклинаю Вас…
Храни Вас Бог.
Ваш С.»
Девушка: Марина – Сергею: «Мой Сереженька!.. Не знаю, с чего начинать: То, чем и закончу: моя любовь к Вам…»
Биограф 2: Вот так, они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его сложности.

(Девушка и Юноша покидают сцену, она идет, положив голову на его плечо, а он не спускает с нее нежного взгляда).
Марина:
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

Аудио «Писала я на аспидной доске»

Вед. Среди гостей нашего вечера есть страстные поклонники поэзии МЦ. Это не громкие слова, и все смогут сейчас вас в этом убедиться. Учитель словесности Виктория Григорьевна!

«Поэтический фейерверк»

«Игра со зрителями»

Цитаты и aфоризмы

Богини бракосочетались с богами, рождали героев, а любили пастухов.

В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.

Весь наш дурной опыт с любовью мы забываем в любви.

Все женщины ведут в туманы.

Грех не в темноте, а в нежелании света.

Женщины говорят о любви и молчат о любовниках, мужчины — обратно.

Жизнь — вокзал… жизнь есть место, где жить нельзя.

Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.

Любовь в нас — как клад, мы о ней ничего не знаем, все дело в случае.

Можно шутить с человеком, но нельзя шутить с его именем.

Наши лучшие слова — интонации.

Не стыдись, страна Россия!
Ангелы — всегда босые…

Поэты — единственные настоящие любовники женщин.

Пусть не помнят юные
О согбенной старости.
Пусть не помнят старые
О блаженной юности.

Успех — это успеть!

Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все.

Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.

Инна Вал. Инна Валентиновна

«Милые дети!

Никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять его так, чем с земли.

Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно - 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам; по половинке на каждого - или же на худой конец - не видьте смешного в смешном!

Никогда не говорите, что так ВСЕ делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются. Ну а если вам скажут «Так НИКТО не делает» (не одевается, не думает и т.д.) - отвечайте: «А я - кто!»

Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».

Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были ВАМИ и вы будете ИМИ.

Кроме того, для вас они - родители, для самих себя - Я. Не исчерпывайте их - их родительством.

Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. Стыдитесь - НЕ уступить!

Не отличайте себя от других - в материальном. Другие - это тоже вы, тот же вы.

Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно - сознания. После победы - протяните руку.

Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут - свой останется».

P.S. Этот нравственный кодекс Цветаева сформулировала в письме к читателям детского эмигрантского журнала, который в итоге так и не вышел.

Романс «Уж сколько их упало в эту землю» (Соня)

Вед. Наш вечер заканчивается… О цветах (каждый гость прикрепляет цветок к соответствующей стороне пирамиды)

Максимова Карина поет песню И.Талькова «Поэты не рождаются случайно»

Сценарий литературного вечера для старших дошкольников «В мире поэзии»

Гостева Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ Б «Светлячок», филиал « Сказка», Благовещенский район.
Описание: предлагаю вашему вниманию сценарий литературного вечера, совместного мероприятия детей, родителей и педагогов для методического районного объединения по теме « Развитие речи дошкольников".
Публикация может быть полезна методистам, педагогам дополнительного образования, воспитателям. Все стихотворения, которые читали дети – авторские, сочиненные родителями вместе с детьми.
Цели: формирование читательской и музыкальной культуры, формирование у детей запаса литературных художественных впечатлений
Задачи: представить вниманию слушателей стихотворения, сочиненные детьми, вместе с родителями о временах года, о семье, о дружбе. Способствовать развитию актерского мастерства, создавать радостный. Эмоциональный настрой.
Участники: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный работник.
Оборудование: картины русских поэтов, проектор, мультимедийная доска, аудио-записи.
Подготовка: идея проведения литературного вечера в детском саду была очень необычной и оригинальной, но эта идея недолго смущала нас своей неординарность. Был разработан проект « В мире поэзии».
Работа по воплощению проекта в жизнь велась месяц. Детей знакомили со стихотворными произведениями русских поэтов, проводились беседы по темам: « Что такое поэзия?», « Что такое рифма?», проводились различные дидактические игры на развитие образной речи, были представлены консультации для родителей «Нужно ли учить стихи?», « О пользе книг».Подключили родителей, для помощи своим детям в сочинении стихотворений. Разучивали эти стихотворения с детьми. Мною была продумана обстановка для проведения вечера и сделаны слайды для каждого стихотворения. Совместно с детьми (к каждому стихотворению был нарисован рисунок) была сделана книга авторских стихотворений «Дом, где живут стихи».
Было скомпановано музыкальное сопровождение и чтение стихотворений в один гармонично и логически построенный сценарий.
Что из этого получилось, решать вам, уважаемые коллеги.

Ход мероприятия

(Слайд№1)
Ведущий:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые зрители!
Мы рады видеть Вас в нашем зале!
Сегодня у нас необыкновенный день. Дети, я приглашаю вас, в удивительный мир поэзии. Вы знаете, что такое поэзия?
Дети:
Да, поэзия- это стихи.
Ведущий:
Правильно, стихи. Это слова, сложенные в рифму. Стихами можно рассказать обо всем: о теплом солнышке, о веселом дождике, о зеленой травке, о своей семье, о друзьях и, еще о многом, многом другом, обо всем на свете, ведь недаром говорят, что поэзия похожа на солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающими весь мир.

Ребенок читает стихотворение:
Поэзия - чудесная страница,
Для нас сегодня открывает дверь.
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок.
Мир-любой!
Подвластно все поэзии,
Попробуй!
И дверь в ее страну открой!
Шорох листьев под ногами, капелька дождя,
Радуга на небе, трели соловья, -
Вот мороз рисует на стекле узор…..
Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.
(Е. Некрасова.)
Ведущий:
Действительно, поэзия – это удивительный огромный, волшебный мир. Дети, скажите, откуда же берется поэзия, кто пишет стихи?
Дети:
Поэты пишут стихи.
Ведущий:
Каких вы знаете поэтов?
Дети:
Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Александр Пушкин.


Ведущий:
Молодцы, ребята, знаете поэтов. Мы с вами знакомились с их стихотворениями. Вы сами, также как поэты, тоже уже пробуете сочинять свои стихотворения.
И сейчас, стихи, которые вы сочинили сами или с помощью своих родителей вы прочитаете нашим гостям.
А, помогать мне, объявлять выступления наших чтецов, сегодня будет Александра. Давайте поприветствуем ее.
(Слайд № 2-3)
Первое наше стихотворение о зиме. Зима - это замечательное время года. Зимой на землю спускается снежная королева, и все вокруг напоминает сказку. В это время прекрасно все без исключения! Даже лютые морозы, и те, хороши, ведь именно они учат любить и ценить тепло и уют родного дома. И сейчас Наташа прочтет нам об этом свое стихотворение.
(Слайд № 4)
Ветер грозно завывает,
Снег колючий рассыпает,
Мы глядим в свое окно,
А нам в комнате тепло.
Затопила мама печку,
Не пойдем мы на крылечко.


(Слайд № 5)
Ребенок:
Зима иногда бывает очень суровой. Нашим пернатым друзьям-птицам непросто: и голодно и холодно и поэтому, чтобы птичкам жилось веселее их нужно подкармливать. А как это сделать нам расскажет в своем стихотворении Никита.
На морозе мерзнет птичка,
Голубь, воробей, синичка.
Ты кормушки им построй,
Будет сытно им зимой.
(Слайд № 6-7)
Ведущий:
Представьте себе, как сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. Лера подготовила стихотворение о чудных зимних картинках и сейчас нам его прочтет.
Красивыми бывают зимние картинки,
Деревья украшают чудные снежинки,
Они колдуют нежно на зеленой елочке,
Украсили прилежно все ее иголочки.


(Слайд № 8-9)
Ведущий:
Саша, а тебе нравится падающий снег, такой красивый и переливающийся?
Ребенок:
Да, я очень люблю снег, люблю, когда он идет, от него везде светло и нарядно, как будто кто- то наверху взбивает свою огромную пуховую подушку. Смотришь на снежинки, и, кажется, что они летят не вниз, а вверх.
Ведущий:
Да, чудно. Они такие маленькие и хрупкие, что даже страшно дотрагиваться до них, кажется, что они вот- вот сейчас рассыпятся. Именно о таких нежных снежинках Есения прочтет свое стихотворение.
Белая снежинка упала мне в ладонь.
Тихо прошептала: «Ты меня не тронь».
Я легкая и хрупкая, на солнышке блестя,
Яркими цветами радую тебя.


(Слайд № 10)
Ведущий:
Зимний лес укутан снегом, замело, запорошило все дорожки, кажется, что вокруг никого нет.
Ведущий: А у Сони стихотворение о том, как животные весело проводят зиму.
Выпал беленький снежок на крутой на бережок.
Белка спрыгнула с сосны, кувыркнулась у реки.
Зайчик вынырнул с сугроба,
Пробежало мышек много.
Вот веселье! Вот зима!
Всем зверятам красота!
(Слайд № 11-12)
Ребенок:
Зимой не нужно долго думать, как весело провести время: можно просто выйти во двор и слепить с друзьями снеговика и поиграть в снежки, покататься на санках, на коньках, на лыжах. Наша Настя очень любит зимние развлечения, и ее стихотворение именно об этом.
Снежок идет на улице, снег как пух летит.
Чудесная погода, все кругом блестит.
Выйду я на улицу, слеплю снеговика,
Рядом будет зайка, мишка и лиса.
(Слайд № 13-14)
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете какой старинный, русский солнечный праздник бывает в конце зимы? Правильно, масленица. Ее любят все: и старый и малый. Все выходят на праздник, чтобы повеселится и пожелать друг другу: веселья, смеха, достатка, хорошего года! О таком веселом празднике стихотворение у Максима.
Отшумели метели,
Отступили морозы.
Растопило солнце последний лед.
Широко весну встречая,
Выходит на праздник веселый народ!
(Слайд № 15-16)
Ребенок:
И вот на смену суровой зиме приходит долгожданная весна. Как же мы ее ждем, когда за окном бушуют метели и трещат морозы! Уходит она, и за окном начинает сиять весеннее солнышко, наполняя сердце радостью и вдохновением! Тают сосульки. Весело чирикают воробьи. Об этом стихотворения у Саши и Насти.
Погляди на улицу.
Солнце в небе высоко,
Детям улыбается.
Зачирикал воробей
Весело на ветке.
Приглашает всех друзей
Веселится вместе.
(Слайд №17)
Небо голубое, зеленая трава.
Солнце золотое, к нам пришла весна.
Свежий ветер дует нам с тобой в лицо.
На душе спокойно, радостно, светло.
(Слайд № 18, 19,20)
Воспитатель:
После весны наступает лето. Лето-пора солнца, жары, ярких красок, радости. И вот наступает разгар летнего царствования. Давайте мы сейчас вспомним эту прекрасную пору, хоть и ненадолго….. А Сания поделится с нами своими впечатлениями о лете!
Я очень люблю лето……
Оно жарким дыханьем солнца согрето,
Я очень люблю купаться,
Нырять, в песке кувыркаться.
Мне нравится так развлекаться!
Ребенок:
Дима, Богдан и Игорь подготовили стихотворения о животных, так как они их очень любят, давайте их послушаем.
(Слайд № 10)
Воспитатель:
Дима представляет себя в своем стихотворении
мудрым и справедливым ежиком.
Шел по лесу ежик серый,
Нес на спинке грибок белый.
Угостить хотел он мышку,
Зайку, ежика, мартышку.
Ведь в лесу между зверей
Есть закон всего мудрей:
Меж собою всем дружить
Дружбой крепкой дорожить.
(Слайд № 11)
Воспитатель:
У Богдана стихотворение о веселой и озорной обезьянке.
Обезьянка – попрыгушка
Обскакала все верхушки!
Повалили чемоданчик,
Сладкий скушала бананчик,
Оборвала одуванчик,
Опрокинула стаканчик.
Ох, и шкодница, какая!
Веселушка озорная!


(Слайд № 12)
Ребенок:
Игорь пришел к нам со своей подружкой- веселушкой и прочтет нам о ней стихотворение.
Зелененькое пузо,
Зелененький бочок,
Зелененькие лапки,
И прыгает скок – скок.
И знает все болото
Лягушку зеленушку,
Ведь песенку веселую
Поет она всегда: ква – ква – ква.
(Слайд № 12)
Воспитатель:
Саша, почти все дети уже прочитали нам свои стихотворения, а ты расскажешь нам свое?
Ребенок:
Конечно, я прочту вам стихотворение о своем любимом петушке.
Петушок, петушок,
Золотистый гребешок,
Очень я его люблю,
Каждый день его кормлю,
И за это мой дружок
Мне все песенки поет.
(Слайд № 13)
Воспитатель:
Ребята, вы прочитали нам сегодня свои стихотворения: о снежинках, о солнце, о животных – это все стихотворения о том, что нас окружает, о природе.2017 год объявлен в России годом экологии и Илья подготовил свое стихотворение о том, как сохранить природу.
Зеленый лес и свежий воздух
Нам сохранить совсем непросто.
Чтоб на планете мирно жить
Должны природу мы любить!

(Слайд № 14, 15)
Ведущий:
Саша, мы сегодня услышали много стихотворений о природе. А вот у Сережи стихотворение о самом дорогом, самом важном, что у нас есть, как ты думаешь, о чем?
Ребенок: Я думаю самое дорогое – это семья.
Да верно, а если семья еще и дружная – это настоящее счастье! Пожалуйста, Сережа, прочти нам свое стихотворение.
У нас дружная семья,
Мы любим путешествовать,
Вместе время проводить
И друзей приветствовать.
Любим спортом заниматься,
Любим песенки попеть,
На машине покататься,
На крылечке посидеть.
(Слайд № 16)
Ведущий:
Семья – это самое важное, но очень хорошо, когда у человека есть еще и друзья.
Саша, а как ты думаешь, кто такие друзья?
Да, казалось, бы ответ прост, это те люди, которые всегда придут к нам на помощь. Но друзья, это еще и те, с кем никогда не бывает скучно, с кем все делишь пополам. Вот именно о таком друге стихотворение у нашего Кирилла.
У меня есть друг мой Сашка,
Дружим мы давно!
Не деремся, не шалим,
Ходим мы в кино.
Вместе строим мы ракеты,
Вместе делим мы конфеты.
Нам вдвоем совсем не скучно,
Потому что дружим дружно.
Ребенок:
А сейчас Ольга Александровна прочитает нам свое стихотворение, оно о нас, о детях.
Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети - это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит бог.
Дети как ни странно тоже испытанье.
Дети как деревья сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье.
Дети - это время, дети - это труд.
(Слайд № 17)
Ведущий:
Где же всегда много детей, конечно в детском саду. Ведь детский сад - это страна детства, где всегда царят радость, детский смех и веселье. У Данила об этом стихотворение.
Садик «Сказка» просто чудо!
Все мы любим здесь друг друга.
Дружим, бегаем, играем,
Про обиды забываем.
Вместе делаем зарядку,
Вместе прыгаем в кроватку,
Вместе кушаем, гуляем
Детский садик уважаем!
Ведущий:
Ребята, вы все прочли нам свои прекрасные стихотворения!
За ваше творчество, за прекрасное прочтение своих стихотворений я хочу вручить вам грамоты на память об участии в нашем мероприятии.(детям вручаются грамоты) .


Ребята вы все сегодня получили грамоты, но посмотрите, что у меня еще есть для вас?(ведущий показывает книгу, внутри нет страниц)
Дети:
Это книжка.
Ведущий:
Правильно, это книга, но она не простая, а волшебная и чтобы ее открыть, нужно придумать рифмы к слову книжка. Давайте подберем их к этому слову.


Дети подбирают рифмы.
Ведущий:
Молодцы, ребята, много рифм подобрали. Теперь, давайте попробуем, откроется ли книга. Вот и открылась! А что же здесь? Да здесь для вас сладкий сюрприз - ведь вы сегодня это заслужили, подобрали рифмы, подготовили к сегодняшнему вечеру такие красивые и интересные стихотворения.

Cветлана Базанова
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Поэтические голоса родного края»

Цель :

приобщать детей к истокам родной культуры , духовным ценностям.

Задачи :

Расширять понятие «малая Родина» , развивать личностное отношение к ней как к ценности;

Формировать целостное восприятие окружающего мира детьми;

Развивать речь детей, активизировать словарь : Вологодчина, древняя, поэтическая , прозаики, поэтесса , тихий Север, добрый Север, северные пейзажи, необъятная, малая Родина, отчий дом, визитная карточка, горница, хлебосольный.

Воспитывать уважение к творчеству поэтов-земляков , гордость за таланты Вологодчины.

Подготовительная работа :

Рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение книг, стихов о Вологодской земле.

Беседы о родном крае .

Экскурсии по родному посёлку , посещение достопримечательных мест и объектов.

Оформление фотовыставки «Мои родные , милые места» .

Отображение всего увиденного в разных видах деятельности (лепке, аппликации, конструировании, рисовании, играх) .

Знакомство с биографиями вологодских поэтов , рассматривание их портретов.

Посещение библиотеки, рассматривание книг вологодских поэтов .

Беседы о вологодских поэтах .

Оформление фотовыставки «Поэты земли вологодской » .

Разучивание песен, стихов, пословиц, народных игр , хороводов.

Материал и оборудование :

Стол, накрытый в русском стиле (самовар, угощение) .

Костюмы для детей.

Музыкальные инструменты.

Фотографии вологодских поэтов .

Фотографии родного посёлка .

Музыкальное сопровождение : ноты, аудиозапись.

(Под песню «Родные места » музыка и слова Ю. Антонова дети заходят в зал, садятся на стульчики.)

Ведущий :

Здравствуйте, уважаемые гости , дорогие ребята!

Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительных и талантливых людях - поэтах земли вологодской , которые обращались в своем творчестве к теме малой Родины и посвятили ей свои произведения.

Есть, возможно, уголок красивей ,

Есть богаче, шире есть края .

Только мне из всей моей России

Ближе к сердцу Вологодчина моя.

(И. Швец)

Родина, Россия, Вологодчина, родные места…Сколько светлых и тёплых чувств таят в себе эти слова!

(Ведущий обращает внимание присутствующих на фотовыставку «Мои родные , милые места» .)

В большой стране у каждого человека есть свой родной уголок - город или деревня , улица, дом, где он родился. Это его «маленький дом» - его «малая Родина» . И где бы ни жил человек, он всегда с любовью и нежностью вспоминает свою «малую Родину» .

Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой, со своими людьми открывается человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.

Рано или поздно, все талантливые люди - писатели, поэты , композиторы, музыканты, художники, всегда обращались в своем творчестве к теме малой Родины.

Повествуя в своих творениях, произведениях о любви к своему родному краю , эти люди помогали всем увидеть, оценить его красоту и неповторимость, раскрыть в окружающих людях лучшие качества : чувство долга и ответственности, благородства и терпимости; учили добру, чести и справедливости.

Издавна наш вологодский край воспевался в песнях, стихах. А знаем ли мы с вами, ребята, их авторов-поэтов , писателей, композиторов, посвятивших свои произведения Вологодчине, Вологодскому краю?

На «поэтической » карте России Вологодская область занимает особое место. Это «малая Родина» таких замечательных прозаиков и поэтов , внесших большой вклад в развитие отечественной литературы , как : Константин Батюшков, Павел Засодимский, Владимир Гиляровский, Игорь Северянин, Варлам Шаламов, Александр Яшин, Сергей Викулов, Виктор Коротаев, Виктор Астафьев, Василий Белов, Анатолий Петухов, Николай Рубцов, Ольга Фокина, Иван Чухин и многие другие.

Все эти люди любили свой край, хорошо знали его историю, жизнь и быт людей, здесь живущих. У многих из них «малая Родина» связана с русской деревней, поскольку почти все они родились в деревне и всё, что связано с ней, им близко, понятно и дорого. Превыше всего ценят наши поэты в человеке его привязанность к Родине : к земле, на которой человек работает, выращивает хлеб, к природе, окружающей человека. Ведь и сам человек - дитя природы. И видят поэты ширь родного северного края , бездонность неба и глубину вод.

Как много в их произведениях тепла, сердечности, доброты! Все они воспевают свой край, и каждый это делает по-своему. Одни-с восторгом, другие-с удивлением, радостью.

Давайте послушаем, как наши современные вологодские поэты с юмором пишут для детей об удивительных зимних явлениях природы!

Анатолий Сергеевич Мартюков

Стихотворение «Снег едят иль не едят?»

Читает (имя, старшая группа

Снег едят иль не едят?

То, что он всегда холодный

Это вовсе не беда.

А вот то, что несъедобный,

Забывают иногда.

Любит снег у нас Серёжка :

Только вышел из ворот -

Снега полная ладошка…

Раз её, и прямо в рот.

Вот уж месяц это длится :

Не видал мальчишку двор…

Потому что он в больнице

Лечит горло до сих пор.

Ведущий :

Эльвира Павловна Челнокова

Стихотворение «Первый снег»

Читает (имя, старшая группа

Первый снег на землю выпал,

Стало всё вокруг бело.

Листья жёлтые засыпал,

Спрятал белочку в дупло.

Раскидал свои снежинки

На деревья и дома.

Эти дивные картинки

Дарит матушка - зима.

Первый снег ещё растает,

Скоро будет и второй -

Заскрипит и засверкает,

И закружит с детворой.

Ведущий :

Никого не оставят равнодушными описания северных пейзажей, созданные знаменитой поэтессой Ольгой Александровной Фокиной!

Она замечает красоту даже там, где не все её заметят.

Природа для Ольги Александровны - родной дом , а деревья - живые, как в доброй сказке.

Каждое её стихотворение наполнено теплом, добротой, искренней любовью к окружающему миру.

Ольга Александровна Фокина

Стихотворение «Здравствуй, зима!»

Ещё дымит и кружится

Свободная река,

Но не растаять лужицам

Уже наверняка.

Ещё в весёлой панике

Снежинки не летят,

Но крыши, словно пряники,

Под инеем блестят.

Ещё пустынны скучные

Закрытые катки,

Но нетерпеньем скручены

«Снегурок» хоботки!

И лыжам снятся кроссы

И снится крутизна.

Да здравствуют морозы!

Да здравствует зима!

Ведущий :

Пусть же эта сказка поскорее войдёт в каждый дом вместе с песней «Зима в России» музыка и слова Н. Куликовой в исполнении ансамбля «Подсолнушки» - подготовительная группа.

Музыкальная пауза.

(Песня «Зима в России» музыка и слова Н. Куликовой, исполняет ансамбль «Подсолнушки» - подготовительная группа.)

Ведущий :

А в стихах известной детской вологодской поэтессы Татьяны Леонидовны Петуховой тоже присутствуют элементы сказочности. Так, вместе с любимой поэтессой мы можем побеседовать с паучком, восхититься его домиком из серебряных нитей, научиться видеть красоту природы.

Просто и доступно Татьяна Леонидовна рассказывает своим читателям об окружающем мире. С большой любовью и теплотой пишет она про солнечного зайчика, веточку тополя, даёт нам уроки доброго и чуткого отношения ко всему живому.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Здравствуй, мама-сосна!»

Читает (имя, подготовительная группа

Отшумела метель, опять тишина,

Только скрипит печально сосна :

Пропали малышки - сосновые шишки.

В сугроб шалунишки ныряли, как с вышки!

Ты не волнуйся, мама-сосна,

В мягкий снежок улеглись семена.

Как в теплом домишке, сосновые шишки

Будут спать у сосны.

Под солнышком теплым весны

Взойдут семена там и тут,

И сосны твои подрастут.

Навстречу потянутся сами

Зелеными ветками. К маме.

Ведущий :

Слова в стихах Татьяны Леонидовны радуют, играют, шутят. Картина окружающего мира в них передана настолько ярко, живо, красочно, что мы как будто своими глазами видим красоту природы, слышим голоса птиц , ощущаем дуновение ветерка.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Одуванчик-парашют»

Читает (имя, подготовительная группа

Выше сосен. Выше елей

Одуванчики взлетели -

Шарики воздушные,

Всем ветрам послушные.

Выбрав разные маршруты,

Улетают парашюты

Над зелёными лесами,

Над весёлыми лугами,

Улетают семена…

…А когда придет весна,

Зажелтеет там и тут

Одуванчик-парашют.

Ведущий :

Чувство гордости за родные места , желание рассказать об их красоте и величии в любое время года - еще одна сторона лирики Татьяны Леонидовны.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Встреча»

Читает (имя, подготовительная группа

Взмахнула пышным рукавом

Волшебница зима,

И засверкала серебром

Снежинок бахрома.

И первый снег - он белый, чистый,

Кружась, как бабочка, порхал.

Одеялом белым и пушистым

Он тихо землю укрывал.

Покрыты мягкими снегами

Кусты, деревья и дома,

Как белоснежными шарфами,

Их всех укутала зима.

В наряде белом древний город,

Усталые расправив плечи,

Он стал красив, он снова молод,

Он радуется встрече!

Ведущий :

Но не только радость, но иногда и грусть, боль за родные места наполняют стихи вологодской поэтессы . Татьяна Леонидовна снова и снова в них напоминает нам о личной ответственности каждого за то, что происходит с Родиной, природой сегодня, призывает к действию.

Татьяна Леонидовна Петухова

Стихотворение «Наша земля»

Читает (имя, подготовительная группа

Весной расцветет вся земля,

Деревья, цветы и поля.

Будут птицы в садах щебетать,

Изумительный мир прославлять!

А мы, что сделать с вами смогли,

Чтоб планет стала светлей –

Это зависит от нас, от людей!

Как хорошо, если каждый из нас.

Куст посадит хотя бы хоть раз.

Цветам поможет расти,

И земля наша будет цвести!

Ведущий :

Давайте все вместе вспомним красоты родной земли с песней «Родная моя сторона » музыка и слова Т. Кривовой в исполнении (имя) - подготовительная группа.

Музыкальная пауза.

(Песня «Родная моя сторона » музыка и слова Т. Кривовой, исполняет (имя) - подготовительная группа.)

Ведущий :

В произведениях Александра Яковлевича Яшина тоже присутствует удивительное чувство родства с жизнью природы - со зверями и птицами, деревьями и травами, цветами. С большой любовью и трепетом Александр Яковлевич передаёт в них своё отношение к травинке и былинке, к кудрявой рябинке и скромной березке, к северной красавице - сосне.

Сердце поэта настолько широко , что он хочет обнять всё, что дорого, согреть и, может быть даже, оживить своей любовью, чем-то помочь.

Александр Яковлевич Яшин

Стихотворение «Покормите птиц зимой!»

Читает (имя, старшая группа

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Ведущий :

А в стихах для детей о природе Лидии Слуцкой много нежности, тепла и света! Её поэтические образы просты и узнаваемы для всех. Их отличает яркость, выразительность. Многие из них поучительны и юмористичны.

Лидия Слуцкая

Стихотворение «Кто согреет солнышко?»

Читает (имя, старшая группа

Всем зимою холодно,

В дом бегут скорее.

Остаётся солнышко.

Кто его согреет?

Раньше согревало,

Были солнцу рады.

А теперь любуются

Танцем снегопада.

Нарисую солнышко

У себя в альбоме,

И как будто станет

Посветлее в доме.

Напишу записку, -

Я уже умею :

Не печалься, солнышко!

Я тебя согрею.

Ведущий :

Любовью к родному Вологодскому краю , краю необозримых лесов и болот, их обитателям проникнуто творчество еще одного нашего земляка, замечательного поэта Николая Михайловича Рубцова.

Лирика, написанная специально для детей, занимает в нём скромное место. Значительная их часть посвящена животным и птицам. Эти стихи учат ребятишек с ранних лет бережно относиться к природе, любить и понимать представителей фауны, помогать им по мере сил и возможностей. Как говорил поэт : «Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее, помогают ему осознать чужую боль как свою собственную, а без этого слова о любви, доброте - пустой звук».

Николай Михайлович Рубцов

Стихотворение «Воробей»

Читает (имя, старшая группа

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Ведущий :

Поэзия Николая Михайловича будит в нас самые добрые и чистые чувства. Его стихи необычайно музыкальные, они словно созданы для песен. Так, в самом известном стихотворении «В горнице» , ставшем его визитной карточкой, поэт не побоялся раскрыть читателям душу и поделился своими светлыми детскими воспоминаниями. В этой искренности и кроется секрет невероятного успеха его произведений.

Николай Михайлович Рубцов

Стихотворение «В горнице»

Читает (имя, подготовительная группа

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень.

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

Ведущий :

Какие светлые и добрые строки! На душе от них у многих из нас становится теплее.

Вот так и стихи наших поэтов-вологжан , как лучики, рожденные в сердце, несут своё тепло по всей необъятной России и воспевают нашу малую Родину - Вологодчину.

Родина… Родимые места…

Сегодня мы вспомнили и услышали, как наши поэты с большой любовью отзывались о Вологодчине, сумели передать это глубокое чувство в своих стихотворениях. И прав был вологодский писатель, публицист Василий Белов, говоря : «Что кому, а для меня Россия - эти вот родимые места!»

Завершая нашу встречу, мне бы хотелось отметить, что край наш Вологодский - не только щедрый на таланты, но и гостеприимный , хлебосольный, песенный. Вот поэтому , на прощание ансамбль «Звёздочки» старшей группы решил подарить всем свою песню «Приглашаем вас на чай!» музыка и слова В. Шестаковой.

Музыкальная пауза.

(Песня «Приглашаем вас на чай!» музыка и слова В. Шестаковой исполняет ансамбль «Звёздочки» - старшая группа.)

(Угощение детей, фотографии на память.)

(Звучит песня «Вологда моя» , дети вместе с воспитателями уходят из зала.)

Оформление литературной гостиной : музыкальное сопровождение “Ноктюрн” Ф.Шопена, “Пастораль” Г.Свиридова.

Действующие лица: ведущий, 1-й чтец, 2-й чтец, 3-й чтец, члены клуба “Литературики”, исполняющие роли поэтов.

Поэзия - моя держава,
Я вечный подданный ее.
М.Светлов.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена.

Ведущий: Сегодняшняя наша встреча посвящена не просто поэзии. Сегодня мы услышим, что думают сами поэты о своем творчестве, о роли поэзии в жизни, о том, что же это такое - поэзия, почему вот уже много лет она волнует человеческие сердца, в чем ее тайна? Вы услышите стихотворения русских и зарубежных поэтов. И очень бы хотелось, чтобы каждый из Вас услышал те строки, которые предназначаются именно Вам. Итак, слушайте: говорят поэты.

1-й чтец (стихотворение А.Ахматовой)

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет...
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А, может, и смерти нет.

3-й чтец: (текст О.Берггольц)

“Среди множества ремесел и искусств, воздействующих на человеческую душу, нет силы более доброй и более беспощадной, чем поэзия. Она все может. Я утверждаю: она сильнее ядерной бомбы - разрушающее и творящее слово, пропитанное кровью любящего сердца, светом духа. Нет подчинения более добровольного и более неодолимого, чем подчинение поэзии. Нет любви более вознаграждаемой, чем любовь к поэзии. Любящий поэзию - дважды поэт!”

2-й чтец (стихотворение Н.Матвеевой);

Когда потеряют значенье слова и предметы,
На землю для их обновленья, приходят поэты.
Их тоска над разгадкою скверных, проклятых вопросов-
Это каторжный труд суеверных старинных матросов,
Спасающих старую шхуну у Земли...

Звучит “Пастораль” Г.Свиридова.

Ведущий: Поэзия - особый мир со своими законами, мир, в котором “звучат свежие ритмы”, “властвует свет”, куда нет доступа жестоким, бескрылым, ограниченным.

3-й чтец (стихотворение Е.Евтушенко):

Поэзия - великая держава.
Империй власть, сходящих с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась все-таки сама.
Поэзия - такое государство,
Где правит правда в городе любом,
Где судят, как за нищенство, за барство,
Где царствует, кто стал ее рабом.
В ней есть большие, малые строенья,
Заборы лжи и рощи доброты,
И честные нехитрые растенья,
И синие отравные цветы.
И чем подняться выше, тем предметней
Плоды ее великого труда -
Над мелкой суетливостью предместий
Стоящие сурово города.

1-й чтец (стихотворение В.Набокова “Страна стихов”):

Дай руки, в путь! Найдем среди планет
Пленительных, такую, где не нужен
Житейский труд. От хлеба до жемчужин
Все купит звон особенных монет.
И доступа злым и бескрылым нет
В блаженный край, что музой обнаружен,
Где нам дадут за рифму целый ужин
И целый дом за правильный совет.
Там будем мы свободны и богаты...
Какие дни. Как благостны закаты.

Говорить прозой о поэзии трудно: ведь стихи воспринимаются сердцем, чувством, так же, как музыка. Каждый по-своему ощущает ее красоту, находит что-то свое, необходимое его внутреннему миру. Поэзия полна пленительных тайн. Может быть, только для нас, читателей? А что думают об этом сами поэты?

2-й чтец (стихотворение В.Рыленкова)

Ты не притча и не причуда,
Не прибежище и не профессия,
Ты всегда - ожидание чуда,
Потому-то ты и поэзия.

3-й чтец (слова Ф.Г.Лорки):

“Поэзия заключена во всех вещах: в уродливых, прекрасных, отталкивающих; все дело в том, чтобы суметь извлечь ее... Все увидеть, все почувствовать... Поэзия не знает границ. Вот вы возвращаетесь домой промозглым утром, подняв воротник, от усталости едва волоча ноги, а она ждет вас на пороге. А может, у ручья, или на ветке оливы, или на скате крыши... везде есть своя тайна и поэзия- это тайна, которая живет во всем... Мимо идет человек, вы взглянули на женщину, пес перебежал дорогу- все это поэзия”.

2-й чтец (стихотворение Р.Гамзатова):

Стихотворение - стихов творенье,
Такого ремесла на свете нет.
А что же есть? Есть горы в отдаленье,
Дожди и снегопады, тьма и свет.
На свете есть покой и есть движенье,
Есть смех и слезы - память давних лет,
Есть умиранье и возникновенье,
Есть истина и суета сует.
Есть жизни человеческой мгновенье
И остающийся надолго след.
И для кого весь мир, все ощущенья
Поэзия - тот истинный поэт.
Но как же пишутся стихотворенья?
На сей вопрос я сам ищу ответ.

Ведущий: Попробуем найти ответ на этот вопрос в творчестве русских поэтов.

3-й чтец (стихотворение А.Пушкина):

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз,
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

Ведущий: Вдохновение.... Душевный подъем, который овладевает поэтом в часы творческого труда. В одном из писем он признавался: “Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет,- пора моих литературных трудов настает...”

3-й чтец (стихотворение И.Козлова “Гимн Орфея”):

Когда поэт на языке земном
Передает пророческим пером
Таинственные вдохновенья
И осветлит души виденья
Поэзии огнем,-
Венчает мир, исполнен удивленья,
Чело певца бессмертия венком.

Ведущий: А как представляли процесс творчества поэты Серебряного века?

Бывает так: какая-то истома
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов.
Мне чудятся и жалобы, и стоны,
Сужается какой-то тайный круг;
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук....
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,-
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

2-й чтец (стихотворение А.Ахматовой):

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость Вам и мне.

3-й чтец (слова Б.Пастернака):

“Поэзия валяется в траве, под ногами, надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли”

1-й чтец (стихотворение М.Волошина “Рождение стиха”):

Танцуют слова, чтобы вспыхнутьпопарно
В влюбленном созвучии.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой...
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.

Ведущий (стихотворение А.Вознесенского):

Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат
Душа - слепая соучастница
Не написал - случилось так.

“Стихи не пишутся - случаются”, “ Я пишу, как дышу...”. Но простота создания стихотворения кажущаяся, обманчивая. Поэтическое творчество- это труд, упорный, тяжелый, не всегда успешный. Марина Цветаева писала: “Я всегда разбивалась вдребезги. И все мои стихи- те самые, серебряные, сердечные дребезги”. В стихах поэт отдает читателям душу, свои силы, свое сердце.

2-й чтец (стихотворение Л.Мартынова):

Я хотел бы и ночью, и днем
Создавать, создавать, создавать,
Я хотел бы стихи выдавать, выдавать, выдавать,
Штамповать и ковать их и вновь штамповать, как медали.

3-й чтец (стихотворение Б.Окуджавы):

Строка из старого стиха слывет ненастоящей:
Она растрачена уже, да и к мольбам глуха.
Мне строчка новая нужна какая-нибудь послаще,
Чтоб начиналось из нее течение стиха.
Текут стихи на белый свет из темени кромешной,
Из всяких горестных сует, из праздников души.
Не извратить бы вещий смысл строкой поспешной.
Все остальное при тебе – мужайся и пиши.
Текут стихи на белый свет, и нету им замены,
И нет конца у той реки, пока есть белый свет.
Не о победе я молю: победы все надменны,
А об удаче я молю, с которой спроса нет.
Текут стихи на белый свет рекою голубою
Сквозь золотые берега в серебряную даль.
За каждый крик, за каждый вздох заплачено любовью,
Ее все меньше с каждым днем, и этого не жаль.

Ведущий: Выстрадать каждое стихотворение, за каждое слово платить любовью, не жалеть своей любви, своей души – в этом судьба поэта. Помнить о высоком назначении поэзии, не идти на поводу у черни, толпы - эгоистичной, корыстной, равнодушной, ждущей лишь угождения своим вкусам, оставаться независимым, бескорыстным, взыскательным и строгим к себе, мужественно встречать “суд глупца и смех толпы холодной” - в этом судьба поэта. Она всегда нелегкая.

Сбудется вечная мечта поэтов – стихи найдут своего читателя, сколько бы ни прошло лет или веков, в этот момент произойдет чудо- соприкосновение душ людей, разделенных огромным временным пространством.

Чтец 3 (из речи А.Блока “О назначении поэта”):

“Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами, но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт”.

“Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело, Они проявляют неожиданное могущество: они испытывают человеческие сердца”.

“Первое дело, которого требует от поэта его служение, - открыть глубину”.

“Второе требование заключается в том, чтобы поднятый из глубины звук был заключен в прочную и осязательную форму слова; звуки и слова должны образовать единую гармонию”.

“Третье дело поэта; принятые в душу и приведенные в гармонию звуки надлежит внести в мир”.

Ведущий: Стихи умеют терпеливо ждать своего часа. Некоторые забываются очень быстро, еще при жизни их авторов. Настоящая же поэзия - всегда с читателем, и даже запрещенная, спрятанная, она всегда возвращается и помогает людям жить. Поэзия, как впрочем, и любое другое дело, которым вы увлечены - это и есть тот плот, который поможет уплыть “из монотонных будней”, от пошлости, серости и скуки в мир красоты и вдохновения.

Многое дано сказать истинному поэту. И многое требуется от читателя, чтобы уметь понять совершенное стихотворение и отличить от несовершенного. Потому так важно, чтобы процесс общения поэта и читателя всегда был живым, делая нашу духовную жизнь богаче и радостней.

3-й чтец (стихотворение М.Луконина):

Раскройте вы книгу мою,
Раскройте ее для полета!
Развяжите ее жесткие крылья,
Разглядите ее, как звезду.

Да, это не книга, а я. Не стихи это- сердцебиенье.
С вами я молод.
Вижу небо, слушаю землю, вдыхаю траву.
Рядом с вами, боевое мое поколенье.
Вместе с вами и я бесконечно живу.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена.




Top