Как называется российская национальная театральная премия. Театральный капустник

Шарль - единственный сын богатого безансонского купца. Слабый и болезненный, он с раннего детства отличался наклонностью к мечтательности и всему предпочитал занятия музыкой и чтение книг. Уединение развило в нём сильное воображение, наложившее резкую печать на всю его систему. Всё, что известно о детстве Фурье, рисует его очень правдивым и добрым. Школу он посещал до 12-13 лет, но наряду с ней шли самостоятельные, хотя и несистематичные занятия логикой, географией, физикой, математикой и другими предметами. Расстроенные после смерти отца торговые дела заставили Фурье по окончании школы приняться за добывание средств к жизни и стать за прилавок, хотя с его стороны и были кончившиеся неудачно попытки продолжать школьное образование. Сначала он служил приказчиком в чужих лавках и по страсти к разнообразию переменил несколько хозяев, посетил многие города Франции - Лион , Руан , Марсель , Бордо , Париж . По поручениям разных торговых фирм он предпринимал заграничные путешествия - в Германию , Бельгию , Голландию . Эти годы странствования были для него и годами учения: не говоря о богатых практических сведениях по географии и архитектуре, поражавших его учеников, он имел возможность детально изучить торговлю, на которую так ожесточённо нападал впоследствии, считая её одним из серьёзнейших зол экономической безурядицы.

Французская революция

Прожектёрство

К этому времени Фурье делается прожектёром: изучая науки, наблюдая окружающие явления, он не мог ограничиться одним констатированием встречавшихся несовершенств или даже только критикой их. Творческий ум Фурье не мог оставаться долее в покое и весь отдаётся всевозможным открытиям, проектам и усовершенствованиям. Но долго не мог Фурье найти себе надлежащей дороги. То он измышляет новую, упрощённую систему нотописания, то ему приходит мысль об устройстве сначала деревянных, а затем и металлических рельсов ; то он представляет в военное министерство проект продовольствия армии по новому способу, то пишет записку о мерах для ускорения перехода войск с берегов Рейна в Италию, то, наконец, сочиняет и представляет префекту проект учреждения особого класса маклеров для транспортирования кладей. В это время он уже выступает на литературное поприще: в лионских журналах этого периода можно найти за его инициалами несколько стихотворений, а затем и статей, в которых обсуждались различные злобы дня и местные нужды. В г. Фурье выпустил небольшой политический трактат под названием «Континентальный триумвират и вечный мир через тридцать лет» („Triumvirat continental et paix perpetuelle sous trente ans“ ), где уже проявилась смелость мысли и пророческий тон, так свойственные всем его сочинениям. Он предсказывает, что Австрия и Россия разделят между собой Пруссию , а затем Россия с Францией разделят Австрию, после чего между ними начнётся борьба за господство, которая кончится, вероятно, победой России. Англию он не ставит ни во что:

Тот, кто будет управлять Европой, пошлёт армию, чтобы завоевать Индию, и запрет англичанам порты Азии и Европы; он сожжёт всякий город, который станет получать английские произведения, даже не непосредственно. Тогда эта держава, чисто меркантильная, будет уничтожена без выстрела.

Пелларен, ученик и биограф Фурье, подчёркивал в этой статье «предчувствие готовящегося унижения Пруссии и Австрии, а также и заключительного соперничества России с Францией» и отмечает предвосхищение наполеоновской континентальной системы. Наполеоновская полиция обратила внимание на эту брошюру, но оставила в покое её автора, как человека смирного и далёкого от политики.

Общественно-экономическое учение

Через пять лет появилось первое большое сочинение Фурье «Теория четырёх движений и всеобщих судеб» („Théorie des quatre mouvements et des destinées générales. Prospectus et Annonce de la Découverte“ ), положившее основание всему его общественно-экономическому учению, начала которого, однако, открыты им были, по его словам, ещё в 1799 г. После выхода в свет этой книги он бросил занятия маклерством и жил некоторое время на пенсию в 900 франков, которую по завещанию матери должны были выдавать ему сёстры. Впрочем, эта пенсия выдавалась ему всего лишь несколько лет, и к 1822 г. он вновь должен был добывать себе пропитание сначала в Париже, а с 1825 г. в Лионе, получив там место кассира одной промышленной конторы. Издание книги навлекло на него одни лишь насмешки, и только в 1816 г. он приобрёл себе первого ученика в лице Жюста Мюирона, давшего ему средства на издание в 1822 г. другого двухтомного сочинения: «Трактата о домашней и земледельческой ассоциации» („Traité de l"Association domestique-agricole“ ), представляющего полное изложение его системы. Исходным пунктом её является неудовлетворительное состояние человечества в настоящее время, с которым он познакомился практически в первый раз, ещё будучи пятилетним ребёнком: при нём его отец сделал попытку обмануть покупателя, но мальчик обнаружил обман, за что, конечно, был высечен. Серьёзнее был другой случай: в бытность его приказчиком у одного марсельского хлебного торговца, хозяин, выжидая лучших цен, не продавал большого запаса риса, пока тот не испортился, так что его пришлось выбросить в море.

Всю жизнь прожив одиноким холостяком, в жалкой обстановке, под конец жизни вынужденный взяться за ремесло переписчика, этот «гениальный illuminé» только и мечтает осчастливить всех нуждающихся и обременённых и для низведения на землю всеобъемлющей гармонии прибегает к всевозможным средствам. Ещё в министерство Полиньяка он обращается к французскому правительству с предложением осуществить его систему, но получает сдержанный ответ, что его проект будет рассмотрен впоследствии. Он рассылает свои сочинения выдающимся людям того времени, учёным, писателям, государственным деятелям, старается привлечь на свою сторону Казимира Перье , Лафитта, Гизо , Тьера , наконец, пробует заинтересовать короля Луи-Филиппа . Лишь под конец надежда было улыбнулась ему, и он приступил к долгожданному опыту, но неудачный исход его лишь отравил последние годы его жизни.

Популяризация учения

Ещё с середины двадцатых годов около Фурье начинает группироваться небольшая кучка учеников, страстно увлёкшихся созданной им социальной теорией. Преклоняясь перед гением «социального Ньютона», относясь к нему с трогательной любовью, первые ученики сохраняли, однако, независимость ума и не хотели соглашаться с его космогонией и с его воззрениями на брак, что не мешало им с тем большей настойчивостью пропагандировать другую, более существенную и плодотворную часть его учения. Из них первый Жюст Мюирон выступил уже в 1824 г. с попыткой популяризации системы Фурье, за ним последовали Клариса Венуре и В. Консидеран, наиболее видный, талантливый и энергичный из всех последователей школы. Благодаря их усилиям, в 1832 г. был создан первый фурьеристический журнал „La réforme industrielle ou le phalanstère“ , выходивший еженедельно: в нём деятельное участие принимал и сам Фурье. К этому времени школа сильно разрослась, так как вследствие разложения сенсимонизма многие из его последователей сделались фурьеристами, между прочими Ж. Лешевалье и аббат Трансон. Нашлись и лица, обладавшие значительными средствами и готовые поступиться ими ради торжества нового учения. Боде-Дюлари, член палаты депутатов, человек очень богатый, увлёкшись фурьеризмом, отказался от своего звания, чтобы отдаться исключительно пропаганде новых идей, - и с его помощью была учреждена акционерная кампания для образования капитала в 1200000 франков, - minimum, необходимый для устройства фаланстера . Для этой цели Боде-Дюлари и братья Деве уступили за акции по дешёвой расценке 500 гектаров земли в 60 вёрстах от Парижа, в Конде-сюр-Вегре. Желая сделать акции доступными для людей с самыми скромными средствами, их разделили на купоны от 100 франков. Немедленно приступили к работам, воздвигли монументальные постройки, начали разводить дорогие экзотические растения, но до конца дела довести не могли за недостатком средств, а главным образом вследствие крайней непрактичности распорядителей. Неудача эта сильно поразила фурьеристов: некоторые из них оставили школу, другие совершенно упали духом; издание журнала прекратилось. Новому учению грозила окончательная гибель, но от этой участи его спас В. Консидеран, сумевший вдохнуть бодрость в своих товарищей и сделавшийся ещё при жизни Ф. как бы вторым главой школы. Особенно со второй половины 30-х годов школа проявила необыкновенную энергию. Уже в г. основан был новый журнал „La Phalange, Journal de la Science Sociale“ , выходивший сначала два раза в месяц, а в 40-х годах превратившийся в ежедневное издание. Тогда же к нему присоединилась ежедневная газета „Démocratie pacifique“ . Сгруппировавшись вокруг журнала, школа Фурье с чисто сектантским увлечением отдавала все свои силы на то, чтобы доставить торжество принципам фурьеризма. Ей удалось, по крайней мере, широко распространить своё учение по всем странам Европы и Америки. Тридцатые и особенно сороковые годы были вообще временем широкого развития фурьеристической литературы. В школе были свои поэты и художники, сочинявшие песни, писавшие сатиры на современную цивилизацию, рисовавшие картины из жизни фаланстеров . Кроме журналов, фурьеристы издавали с 1845 по 1852 гг. «Almanachs phalanstériens». Были журналы и за пределами Франции: в Лондоне - «The London Phalanx», в Америке - «Phalanx», а затем «Harbinger». Прозелиты Фурье не ограничивались одной литературной пропагандой «социальной системы»: они много раз пытались провести её в жизнь хотя бы в частичном виде. Таких попыток завести фаланстеры во Франции и Америке было сделано до 40, но ни один из них не просуществовал более 12 лет, а большинство вынуждено было прекратить свои дела после 3-5-летнего существования, полного борьбы с неблагоприятными внутренними и внешними условиями.

Творческое наследие

Фурье развивал теорию страстного влечения, по которой в основу всего положены неизменные математические законы постоянного и всеобщего движения, которое составляет основное свойство всего сущего. Оно, в свою очередь, разделяется на пять ветвей:

Движение материальное , по которому совершаются все перемещения материи, открытое Ньютоном;

- органическое , лежащее в основе распределения форм, цветов и всяких особенностей вещей;

- инстинктивное , или вижение страстей и инстинктов;

- аномальное , управляющее движением атомов, невесомых частиц природы, и движение;

- осевое , или социальное , или страстное , действующее в общественных организмах.

Законы всех родов движений одинаковы - основной из них - закон тяготения, аттракции. Подобно отдельным частицам материи, и люди приводятся во взаимное столкновение своими страстями. И если страсти приносят вред, то это - последствие неправильного общественного порядка, опирающегося на насилие и подавление страсти. Уничтожив обязаности, вытекающие мз неправильного распорядка, общество придет к гармоничному состоянию. Идеальными ячейками этого состояния станут ассоциации, или фаланги, члены которых совместно живут и работают в помещениях, называемых фаланстерами. Доход от коллективного труда распределяется по«труду, капиталу и таланту». Все свои потребности по возможности ассоциации удовлетворяют сами, но между ними допускаются отношения обмена. Фурье разработал целую систему мер, позволяющую использовать в общих интересах различные симпатии, антипатии и естественные склонности индивидов в том числе стремление «соревноваться», вражду к однообразию, любовь к игре и т. д.), а также их возрастные и половые особенности. Во многом опередив свой век, Фурье выступал за права ребенка, требовал отмены рабства, единой для всех школы – без различия рас и полов; призывал к техническому обучению, созданию народных театров, введению медицинской профилактики для всех граждан. Важнейшими темами для Фурье были свободная любовь, сексуальная эмансипация и феминизм. Путем мирной пропаганды идей социализма и увлекательным примером он надеялся убедить капиталистов вступить в фаланги. Фурье пытался развивать свои идеи и в работах по философии истории.

Влияние фурьеризма в России

В первой половине 1830-х годов часть русской передовой молодёжи (Герцен , Огарёв и др.) увлекалась сенсимонизмом , а в 1840-х самым популярным учением был фурьеризм. Приехав в 1843 г. из-за границы в Петербург , П. В. Анненков заметил в русской интеллигенции живой интерес к французской социалистической литературе; система Фурье, «Икария» Кабэ, книга Прудона о собственности - «всё это служило предметом изучения, горячих толков, вопросов и чаяний всякого рода… Книги названных авторов были во всех руках… подвергались всестороннему изучению и обсуждению, породили, как прежде Шеллинг и Гегель , своих ораторов, комментаторов, толковников, а несколько позднее и своих мучеников». Герцен с меньшим сочувствием отнёсся к Ф., чем прежде к сенсимонизму. В своём дневнике 1843 г. он писал: «У Ф. убийственная прозаичность, жалкие мелочи и подробности, поставленные на колоссальном основании; счастье, что ученики его задвинули его сочинения своими». Но к фурьеризму вообще Герцен выражает горячую симпатию: «Фурьеризм», - говорит он, - «конечно, всех глубже раскрыл вопрос о социализме». И под влиянием этого учения автор дневника так формулирует свои планы преобразования общества: «Общественное правление собственностями и капиталами, артельное (в другом месте: „коммунальное“) житьё, организация работ и возмездий и право собственности, поставленное на иных началах». В следующем году Герцен прочёл «Destinée sociale» Консидерана, самого талантливого ученика Ф., и нашёл, что это сочинение, «несравненно энергичнее, полнее, шире по концепции и исполнению всего вышедшего из школы Ф.; разбор современности превосходен, становится страшно и стыдно. Раны общественные указаны и источники их обличены с беспощадностью». Тем не менее фурьеризм не вполне удовлетворял Герцена: он находил, что это «неполное решение задачи. В широком, светлом фаланстере их тесновато: это устройство одной стороны жизни, - другим неловко» (и позднее, в «Былом и думах», он критически отнёсся к фурьеризму). Попытки Герцена высказать своё мнение о «новых утопиях» в нашей печати (в «Современнике» 1847 г. в «Письмах из Avenue Marigny») разбивались о цензурные препятствия.

Сочинения

  • subaction=showfull&id=1103365950&archive=1130013042&start_from=&ucat=11&category=11 Теория четырех движений и всеобщих судеб .

Библиография

  • Галина Аккерман Шарль Фурье - неисправимый оптимист
  • Энгельс Ф. Введение и заключение к «Отрывку из Фурье о торговле» .

Ссылки

http://rus.anarchopedia.org/Фурье,_Шарль В анархопедии


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Шарль Эрмит
  • Шарль Эдуар Гийом

Смотреть что такое "Шарль Фурье" в других словарях:

    Шарль Фурье - (1772 1837 гг.) философ, утопический социалист (…) Пятнадцать обязанностей при методическом изучении, непременных для ученых, если верно, что они ищут истину и что ими руководят пути истины. 1. Исследовать область науки в целом и считать, что… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • 4. Средневековая экономическая мысль России
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • 2. Этапы развития меркантилизма
  • 3. Основные теоретические положения меркантилизма
  • 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
  • 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
  • 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
  • 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
  • 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
  • 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
  • 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
  • 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
  • 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
  • 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
  • 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
  • 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
  • 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
  • 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
  • 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
  • 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
  • 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
  • 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
  • 2. Экономическая теория к. Маркса
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
  • 1. Экономическое учение с. Сисмонди
  • 2. Экономическая концепция Прудона
  • 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
  • 3. Экономические концепции новой исторической школы
  • 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 11. Маржинализм
  • 1. Методологические принципы маржинализма
  • 2. Австрийская школа предельной полезности
  • 3. Лозаннская школа маржинализма.
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
  • 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
  • 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Раздел 3
  • 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
  • 20-30-Е гг. XX в.
  • 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
  • 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
  • Вопросы для обсуждения
  • Тестовые задания
  • Рекомендуемая литература
  • Тема 14. Теория регулируемого капитализма
  • 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
  • 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
  • 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
  • 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
  • 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
  • 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
  • 1. Общая характеристика неолиберализма
  • 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
  • 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
  • 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
  • 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
  • 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
  • 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
  • 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
  • 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
  • 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы
  • Заключение
  • Учебно-методические материалы
  • Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
  • Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
  • Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
  • Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
  • Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
  • Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
  • Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
  • Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
  • 2. Планы семинарских занятий
  • 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
  • 5. Тестовые вопросы по дисциплине
  • Рекомендуемая основная и дополнительная литература
  • 1. Основная учебная литература
  • 2. Дополнительная литература
  • Именной указатель
  • 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна

    Социализм - это теория, в основе который лежит равенство материальных благ, объема прав и обязанностей и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества. В ранних социалистических утопиях, начиная с сочинений Платона и затем в произведениях Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и других авторов, речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиции морали. Из сути их утопических концепций было очевидно тяготение к примитивному идеалу общественного устройства на принципах равенства потребностей и равенства способностей.

    Однако в первой половине девятнадцатого века, под влиянием трудов представителей классической политической экономии, доктрины социалистов-утопистов претерпели существенные качественные изменения. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли свое отражение в разработках лидеров нового поколения этой школы экономической мысли.

    Во Франции известными представителями утопического социализма были К. Сен-Симон и Ш. Фурье. В Англии идеи утопического социализма развивали Р. Оуэн и его последователи Томас Годскин (1787-1869), Уильям Томпсон (1785-1899), Джон Грей (1798-1850) и Джон Брей (1809-1895), получившие также название «социалисты-рикардианцы » за попытку придать теории Рикардо социалистические выводы.

    Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) - французский социалист-утопист, в силу своих политических убеждений, отказавшийся от графского титула и дворянского звания, является одним из ярких авторов данного направления экономической мысли. Его перу принадлежат значительные научные произведения, в числе которых «Письма Женевского обитателя к современникам» (1803), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823-1824) и др.

    Сен-Симон полагает, что официальное правительство лишь фасад. Его деятельность носит исключительно поверхностный характер. Общество могло бы обойтись без него и не хуже жило бы. Между тем как исчезновение ученых, промышленников, банкиров и купцов поставило бы общество в беспорядочное положение, лишило бы его источников жизни и здоровья, ибо только их деятельность поистине плодотворна и необходима. Это они на самом деле управляют государством, и в их руках истинная власть. Таков смысл «параболы Сен-Симона ».

    Для Сен-Симона мир всецело покоиться на промышленности, и она одна достойна забот серьезных людей. Ее пришествие было долгой исторической эволюцией, начинающейся, по мнению Сен-Симона, в двенадцатом веке с так называемой коммунальной революции - процесса освобождения городов от феодальной зависимости, и завершающейся французской революцией. Поэтому новый стой завтрашнего дня - индустриализм , т.е. социальная организация, построенная исключительно в интересах индустрии - «единственного источника всех богатств и благосостояния».

    Говоря о строе будущего, Сен-Симон предлагает исчезновение классов . В новом обществе не должно быть ни дворян, ни буржуа, ни духовных лиц. Существуют лишь две категории лиц : работники и бездельники, или, как говорит Сен-Симон, пчелы и трутни. В новом обществе вторые должны исчезнуть, останутся только первые, между которыми будет лишь то различие, которое вытекает из различия их способностей или еще из того, что Сен-Симон называет их «положением». «Индустриальное равенство будет состоять в том, что каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему «общественному положению», т.е. своей положительной способности к употреблению средств, в которые следует включить, разумеется, и капиталы». Как видно, Сен-Симон не думает об уничтожении доходов капиталистов. Он враждебен к землевладельцам.

    В новом обществе не только исчезнут всякиесоциальные различия , кроме основанных на труде и способностях, нои правительство в обычном смысле этого слова.Роль правительства в промышленном обществе должна сводиться к тому, чтобы «оградить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производственной деятельности».

    До сих пор индустриализм Сен-Симона почти не отличался от простого индустриализма. Но, по мнению Сен-Симона, в промышленном строе есть место только для правительства совершенно особого характера - правительство для управления над вещами , в которых нуждаются люди, а не над людьми. Политика не исчезает, а изменит свое существо. Она станет «положительной наукой», «наукой о производстве, т.е. такой наукой, содержанием которой будет исследование наиболее благоприятного для всех родов производства положения дел».

    Основные законы должны стремиться к тому, чтобы ясно установить и самым благоразумным образом комбинировать работы, которые предстоит исполнить обществу в целях экономического и нравственного улучшения существования всего населения.

    Экономическое правительство вместо политического, управление вещами вместо власти над людьми - вот новые концепции , которыми Сен-Симон опережает либералов. Они сближают его с социализмом. Таким образом, индустриализм Сен-Симона определенно отличается от экономического либерализма совершенно новой, возлагаемой им на правительство ролью.

    Что касается его отношения к частной собственности , то Сен-Симон в принципе не выступал против нее и не предвидел ее ликвидацию в будущем обществе, а считал возможным установить над частной собственностьюконтроль со стороны общества.

    Сенсимонисты связывают эксплуатацию с самим институтом частной собственности. В пороках общественной системы, основанной на частной собственности, они видят также главную причину кризисов и анархии производства , присущих капитализму. Исходя из этого, они выдвигают свое важнейшее требование - резкое ограничение частной собственности путем отмены права наследования. Единственным наследником должно быть государство, которое будет далее передавать производственные фонды предпринимателям как бы в аренду , по доверенности. Руководители предприятий превратятся в доверенных лиц общества. Так частная собственность преобразуется в общественную собственность .

    Шарль Фурье (1772-1832), в отличие от Сен-Симона, разработал элементы будущего общественного строя с проницательной детализацией. Он вводит понятие фаланги.Фаланга - производственно-потребительское товарищество, сочетающее в себе черты коммуны с чертами обычного акционерного общества. По-мнению Фурье, число участников фаланги вместе с детьми в разных работах колеблется от 1500 до 2000 человек. Он считал, что в таком коллективе будет необходимый и достаточный набор человеческих характеров для оптимального распределения труда как с точки зрения склонности людей, так и с точки зрения полезного результата. В фаланге сочетается сельскохозяйственное и промышленное производство с преобладанием первого.

    Исходный фонд средств производства фаланга получает за счет взносов акционеров, поэтому в ее состав должны входить капиталисты . В фалангу также принимаются бедняки , которые первоначально могут не быть акционерами, а вносить свой вклад трудом . Собственность на акции является частной . В фаланге сохраняется имущественное неравенство. Однако капиталист, став членом фаланги, перестает быть капиталистом в старом смысле. Общая обстановка созидательного труда вовлекает его в процесс производства. Если он обладает талантом руководителя, инженера, ученого, общество использует его труд в этом качестве. Если нет, он работает по своему выбору в любой «серии» (бригаде). Но так как дети богатых и бедных воспитываются в одной здоровой среде, эти различия в следующих поколениях могут сгладиться.

    Особое внимание уделяет Фурье организации общественного труда. Отрицательные стороны капиталистического разделения труда он хотел ликвидировать путем частых переходов людей от одного вида труда к другому. Он считал, что нужно положить конец тому, чтобы человек трудился под угрозой существующих до сих пор трех стимулов : принуждения , нищеты или интереса . Фурье не хотел такого общественного состояния, где бы человек был принужден к труду необходимостью зарабатывать свой хлеб, или стремлением к прибыли, или императивным законом общественного или религиозного долга. Он хотел, чтобы человек работал, трудился только из-за удовольствия и бежал на работу, говорил он, как ныне бегут на праздник. Каждому будет гарантирован жизненный минимум, в результате чего труд перестанет быть вынужденным, и появятся совершенно новые стимулы к труду: соревнование, общественное признание, радость творчества.

    Богатство и доход общества стремительно возрастут благодаря увеличению производительности труда . В фаланге работать будут все, будут устранены потери и непроизводительные затраты, неизбежные при старом строе. В фаланге нет наемного труда и нет заработной платы . Распределение продукта труда (в денежной форме) совершается путем выдачи участникам фаланги особого рода дивидендов по труду, капиталу и таланту. Весь чистый доход делится на три части: 5/12 - «активным участникам работы», 4/12 - владельцам акций, 3/12 - людям «теоретических и практических знаний». Так как каждый член фаланги обычно относится сразу к двум, а иногда и к трем категориям, его доход складывается из нескольких форм.

    Денежные доходы членов фаланги реализуются в товарах и услугах через торговлю , которая целиком находитсяв руках ассоциаций . Общественные арбитры устанавливаютцены , по которым в розничной торговле продаются товары.

    Из этих и многих других принципов системы Фурье следует два главных вывода. Во-первых , утопический социализм в силу исторических условий своего возникновения не мог обойтись без мелкобуржуазных иллюзий и быть последовательным в проектах социалистического преобразования общества.Во-вторых , заведомо обречены на провал все попытки предписать людям будущего обязательный образ действий и поведения, подробно регламентировать их жизнь.

    Представителем английского утопического социализма является Роберт Оуэн (1771-1858). Его основные работы «Образование человеческого характера (новый взгляд на общество)» (1813), «Доклад графству Ленарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836).

    В основе взглядов Роберта Оуэна лежит трудовая теория стоимости Рикардо: труд есть создатель и мерило стоимости; обмен товаров должен осуществляться по труду. При этом он считает, что «средняя физическая сила людей может бытьизмерена , и средний человеческий труд может быть установлен, и его стоимость в каждом продукте тоже может быть установлена, и соответственно этому может бытьопределена и его меновая стоимость ». Но в отличие от Рикардо он считает, что фактически при капитализме обменне совершается по труду , так как такой обмен предполагает, что рабочий получает полную стоимость произведенного им товара, что не соответствует действительности.

    Но нарушение «справедливого» закона стоимости Оуэн объясняет тем, что во всем виноваты деньги , это искусственное мерило стоимости, вытеснившее мерило естественное - труд. Деньги, по мнению Оуэна, есть ухищрение «для достижения максимума зла и минимума добра». Он отрицал их и как меру стоимости, и как средство обращения. «В правильно организованном обществе, - писал он, - золото, серебро или кредитные бумаги никогда не будут употребляться как средство обмена».

    В связи с этим он предлагает ввести трудовую единицу в качестве мерила ценности, обменивать товары на основе этого мерила и отказаться от употребления денег. Это, по мнению Оуэна, решит самые трудные проблемы общества. Рабочие будут получатьсправедливое вознаграждение за свой труд . Так как вознаграждение, получаемое трудящимися, будет соответствовать истинной стоимости товаров, то станут невозможныперепроизводство и кризисы . Такая реформа выгодна не только рабочим, в ней заинтересованы также землевладельцы и капиталисты.

    Оуэн считает, что справедливый обмен по трудовой стоимости требует ликвидации капиталистической системы . Лишь в будущем обществе без частной собственности рабочий будет отдавать свой труд по «полной стоимости». В этом случае отпадает вопрос о капиталистах и землевладельцах. Они выигрывают от переустройства общества не как капиталисты и землевладельцы, а как люди.

    Оуэн, в отличие от других утопистов, свои теоретические воззрения попытался осуществить на практике . В «несправедливом» капиталистическом обществе закон трудовой стоимости нарушается – некоторые товары, несмотря на то, что на них затрачен труд, не находят сбыта, а за некоторые предлагают цену ниже стоимости. В качестве альтернативы «несправедливому» капиталистическому рынку Оуэн создал в 1832 г. «Национальный базар справедливого обмена ». Производитель приносил в эту организацию свой товар, и его оценивала авторитетная комиссия, выдавая справку о стоимости товара («трудовые деньги»). Затем, сдав свой товар на склад Базара справедливого обмена, производитель по этой справке мог получить там же другой товар равной стоимости из сданных ранее. Деятельность Базара продолжалась недолго – как только на складе накопились неходовые товары, он прекратил свое существование. Тем не менее, были еще две попытки организации таких базаров – Дж. Брэем в Англии и П.Ж. Прудоном во Франции – естественно, с тем же результатом.

    Была и другая попытка Р. Оуэна применить социалистические идеи на практике. В 1800 г. он стал совладельцем и менеджером небольшого прядильно-ткацкого предприятия в Нью-Ленарке в Шотландии. Спустя два года предприятие стало приносить устойчивую прибыль, а рабочие постепенно принуждались к чистоте, порядку и организованности. Одновременно создавались детские сады, культурный центр с библиотекой, службы санитарного надзора, социального обеспечения и страхования, потребительская кооперация. Стала работать народная дружина по поддержанию порядка, уголовные наказания не применялись. Кроме этого, Оуэн на полвека предупредил фабричное законодательство, понизив рабочий день для взрослых с 17 до 10 часов, отказавшись пользоваться трудом детей и создав для них школы, которые впервые были светскими. В чисто коммерческом плане предприятие процветало. В сознании рабочих произошел перелом, повысилась их трудовая и социальная активность. Исчезли воровство, пьянство, драки, религиозная рознь. Поселок стал ухоженным и красивым. Реальный доход на душу населения был гораздо выше, чем на других предприятиях.

    Однако весь этот успех, ограниченный рамками одного поселка, всецело зависел от неординарной личности самого управляющего. Когда после конфликта с другими совладельцами, Оуэн был вынужден покинуть Нью-Ленарк, все вернулось на круги своя. В этом смысле эксперимент Оуэна окончился неудачей.

    Видя, что его пример и его промышленный успех не могут сделать хозяев приверженцами его идей, он попытался привлечь на свою сторону правительства - сначала правительство своей страны, а затем и иностранные - и таким образом на основании закона получить те самые реформы, которые он хотел бы иметь от доброй воли правящих классов.

    Обескураженный тем, что ему удалось так мало получить с этой стороны, он обратился к третьей силе - ассоциации . На нее он возложил создание новой среды для разрешения социальной проблемы. Создание социальной среды - основная идея Оуэна, осуществления которой он ждал то от хозяев, то от государства, то, наконец, от кооперации. В этом смысле можно сказать, что Оуэн был отцом того, что социологи ныне называют этиологией , т.е. приспособлением и подчинением человека среде . Изменится среда - и человек изменится. С нравственной точки зрения эта концепция, очевидно, клонилась к отрицанию всякой ответственности индивида, т.к. индивид не может быть не чем иным, как тем, что он есть.

    Следует отметить, что, с одной стороны, социалисты-утописты нового поколения, как и их предшественники, отрицают как возможность эволюционных социально-экономических преобразований к лучшему, так и необходимость революции . Но, с другой стороны, их доктрины, базирующиеся по-прежнему на агитации и пропаганде идей социальной справедливости, присущей социализму, в естественный характер которого будто достаточно поверить, чтобы всем миром сразу отказаться от несправедливого настоящего, - эти доктрины становятся не просто утопическими, а антирыночными.

    Т. КАМПАНЕЛЛА, Р. ОУЭН, К. А. ДЕ СЕН-СИМОН,

    Активное развитие экономики вместе с положитель­ными результатами принесло и ряд негативных: увеличение разницы между самыми богатыми и самыми бедными, бедность, голод и т.д. Наличие большого количества негативных последствий экономического развития ста­ло причиной формирования теорий утопического социализ­ма, представители которого исходят из идеальной модели развития общества, отсутствия частной собственности, ра­венства прав, отсутствия бедности. Яркими представителя­ми этого направления экономической мысли являются Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Т. Кампанелла, видевшие сво­ей главной задачей борьбу с бедностью. Они противопоставляли свои разработки классической политической эконо­мии, отвергая ее как вредную и ненужную.

    Роберт Оуэн (1771-1858) - один из видных пред­ставителей утопического социализма. В работах «Кни­га о новом нравственном мире», «Доклад графству Нью-Ланарк», «Об образовании человеческого характера» он предлагал способы преобразования общества. Р. Оуэн исхо­дил из трудовой теории стоимости, но считал неправиль­ным возникновение прибыли. Для него стоимость товара дол­жна определяться только количеством затраченного на его производство труда. Р. Оуэн считал, что правильная органи­зация экономики в результате эффективной государственной политики может обеспечить приемлемое качество жизни каждому человеку. К основным методам управления экономикой он относил законодательные акты.

    Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) - основатель утопического социализма, активно прод­вигавший свои идеи на практике. Он автор таких из­вестных произведений, как «Катехизис промышленников», «О промышленной системе», «Письма женевского обитателя к современникам». Главная цель функционирования эконо­мики для него - это постоянное развитие. Развитие должно происходить только поэтапно. Он обосновывал необходи­мость полного государственного регулирования экономи­ческих процессов за счет постепенного сведения функций государства к чисто экономическим. Сен-Симон исходил из того, что частная собственность - это непременное условие экономического прогресса. Он считал основным классом класс производственников, которые постепенно должны встать во главе государства. Непромышленный класс - это люди, которые не создают своим трудом блага, таких не дол­жно быть в общественной структуре. Экономика должна по­стоянно развиваться, в результате чего будет создана струк­тура, в которой все подчинено интересам производства.

    Шарль Фурье (1772-1832) - представитель социали­стического утопизма, предложивший специфическую модель идеального устройства будущего общества, жил и работал во Франции. Ему принадлежат такие известные тру­ды, как «О трех внешних единствах», «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способов привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти», «Теория четырех движений и всеобщих судеб». Ш. Фурье исходил из того, что существующая экономическая система направлена на эксплуатацию многих людей неболь­шой группой собственников. Он считал необходимым искоре­нение из структуры общества непроизводственного класса, к которому относил торговцев, собственников производства и т.д. Для того чтобы рабочий напрямую получал результаты своего труда, необходимо создание кооперативных произ­водств, собственниками которых являлись бы рабочие. В со­временном понимании это акционерное общество.


    Томмазо Кампанелла (1568-1639) в книге «Город Солнца» описал идеальную модель общества, где от­сутствует частная собственность, труд длится четыре часа в день, а все остальное время граждане посвящают ис­кусству.

    Представители утопического социализма внесли большой вклад в развитие современной экономической теории, сфор­мировав понятия социально-ориентированной экономики, за­дач государства, качества жизни человека и т.д.



    
    Top