Как называлось первое произведение гете. Краткая биография Иоганна Вольфганга Гёте

Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне. Судьба с раннего детства поставила мальчика в счастливые условия. Дед его с материнской стороны происходил из старинной фамилии и занимал одну из высших должностей в городе. Отец его был богатым и образованным человеком, мать, умная и развитая женщина, обладала мягким, веселым и примиряющим характером. Ребенок рос в довольстве, в счастливой буржуазной обстановке, природа одарила его прекрасной внешностью и блестящими способностями. Семи или восьми лет Гёте уже владел древними и новыми языками. Первоначальное образование мальчика взял на себя его отец, затем были приглашены домашние учителя.

Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте. Художник Г. фон Кюгельген, 1808-09

В 1765 г. шестнадцатилетний Гёте поступает в лейпцигский университет для изучения юридических наук. Пребывание в университете доставило юноше известный запас фактических знаний, но он был не удовлетворен господствовавшим в университете педантизмом и рутиной, Из Лейпцига Гёте переходит в Страсбург (1770); но и здесь его мало удовлетворяет изучение права. Он обращается к медицине и естествознанию. Неудовлетворенный наукой, Гёте переходит к алхимии и ищет удовлетворения в общении с товарищами, в их похождениях. Таким образом индивидуализм, титанические притязания личности, не удовлетворенной положительной наукою и обычными интересами жизни – черты, составившие впоследствии главный мотив периода «бурных стремлений», «Вертера» и первоначального «Фауста», – уже обрисовываются в юношеские годы Гёте. В Страсбурге Гёте познакомился с Гердером , который имел огромное влияние на поэта. Гердер возбудил в нем любовь к немецкой старине, развивал перед ним свои идеи о значении национального элемента в творчестве; он же научил его любить Шекспира и восхищаться Страсбургским собором, величественным памятником старинного немецкого искусства. Под влиянием бесед с Гердером Гёте, вероятно, впервые стал знакомиться с преданиями и легендами прошлого. В это время познакомился он с автобиографией средневекового рыцаря , впоследствии героя его знаменитой трагедии «Гёц фон Берлихинген»; в это же время обратила на себя его внимание средневековая легенда о чудесном маге Фаусте , – сюжет, с которым Гёте не расставался потом почти всю жизнь.

К Страсбургскому же периоду жизни Гёте относится и первая любовь поэта к Фридерике Брион. Гёте в этом романе, как и в последующих, обнаружил некоторые черты, за которые поэта упрекали даже его поклонники. Он никогда не мог увлечься глубоко и на продолжительное время. Разрывая с предметом своей любви, он нередко разбивал сердце девушки; нежелание связывать свою судьбу, стремление к покою, всегда жившее в душе Гёте даже в моменты самых бурных его увлечений, – эти черты, граничащие с эгоизмом, заставили его покинуть Фридерику. Вернувшись во Франкфурт, Гёте создает свое первое крупное произведение, трагедию «Гёц фон Берлихинген » (1773 г.), явившуюся ярким выражением идей Sturm und Drang"а («Бури и натиска ») и сразу доставившую автору широкую известность. В «Гёце» отразились также отношения Гёте к Фридерике Брион.

Гении и злодеи. Иоганн Вольфганг Гёте. Видеофильм

Еще более громкую славу доставило поэту следующее за «Гёцем» произведение: «Страдания юного Вертера» (см. краткое содержание и анализ). Канвою для романа послужили опять личные впечатления поэта: его отношения к Шарлотте Буфф, сменившей Фридерику, и самоубийство его друга Иерузалема. Но на этой канве Гёте вышил такие богатые узоры, которые до сих пор остаются лучшим памятником той бурной эпохи сомнений и колебаний. Вертер – избранная натура, человек с титаническими притязаниями, истое дитя Sturm und Drang"а, предтеча Фауста. Сталкиваясь с окружающей действительностью, он не находит соответствия между ней и своими идеалами. Он разочаровывается во всем: в религии, науке, государственных и общественных установлениях и кончает жизнь самоубийством. Вертер утратил средневековую веру, а наука, к которой он предъявляет слишком большие требования, в которой он ищет ответов на все вопросы бытия, не может ответить на них. Этот роковой разлад, этот мучительный переход от веры и сомнений к истинному взгляду на науку и на задачи земного существования, переход, породивший поэзию так называемой «мировой скорби», составляет главный мотив величайшего из произведений Гете – «Фауста». «Вертер» вышел в 1774 г, и совершил настоящую революцию в европейской литературе, вызвал массу подражаний и явился прототипом тех разочарованных героев, которые наводнили всю тогдашнюю беллетристику.

К 1775 г. относится третий роман Гёте с Елизаветой Шенман, который окончился так же бесплодно, как и два первых. Около этого же времени Гёте написал два драматических произведения; «Клавиго» и «Стеллу», далеко уступающих «Гёцу». В 1770 г. Гёте по приглашению герцога Карла Августа переехал в Веймар . Здесь он делил время между похождениями, предпринимаемыми вместе с герцогом, и административными трудами. Он был назначен министром и тайным советником и одно время деятельно помогал герцогу в делах управления. Здесь он задумал свои замечательные произведения: «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо», «Эгмонт» и др. Некоторые из них были окончательно обработаны только после путешествия в Италию (1786-88), которое Гёте предпринял из Веймара и которое имело благотворное влияние на его поэтическое развитие. В Веймаре Гёте подружился с госпожой фон Штейн, развитой и образованной женщиной. Их продолжительная дружба доставила немало счастливых минут поэту; он читал госпоже фон Штейн свои произведения, беседовал с нею о вопросах искусства. В то же время Гёте увлекался изучением естественных наук и предпринимал исследования по геологии, ботанике и сравнительной анатомии. В последних ему особенно посчастливилось: Гёте удалось доказать, что межчелюстная кость, которую считали принадлежащей исключительно животным, существует в уродливых случаях и у человека (в настоящее время доказано, что эта кость существует в зародышевой жизни у всякого человека отдельно от верхнечелюстной кости, с которой впоследствии вполне срастается).

Иоганн Вольфганг фон Гёте родился 28 августа 1749 года в Франкфурте-на-Майне немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний учёный.

Сын имперского советника, образованного бюргера, Гёте учился в Лейпциге (1765-1768 гг.) и Страсбурге (1770-1771 гг.), слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Гёте познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения «Бури и натиска». В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора, Гёте вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус. Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792 года, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: «С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории». Важное значение имела для Гёте дружба с Шиллером (с 1794 года). В Веймаре Гёте руководил организованным им в 1791 году театром.

Ранние поэтические произведения Гёте (1767-1769 гг.) тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Первый сборник стихов Гёте издал в 1769 году. Новый период его творчества начинается в 1770 году. Лирика Гёте периода «Бури и натиска» - одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. Лирический герой Гёте предстаёт воплощением природы или в органическом слиянии с ней («Путник», 1772 г., «Песнь Магомета», 1774 г.). Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе («Песнь странника в бурю», 1771-1772 гг.; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773 г.).

Историческая драма «Гёц фон Берлихинген» (1773) отразила события кануна Крестьянской войны 16 века, прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны. В романе «Страдания юного Вертера» (1774 г.) Гёте, использовав форму сентиментального романа в письмах, передаёт драматические личные переживания героя и в то же время создаёт картину немецкой действительности. В драме «Эгмонт» (1788 г.), начатой ещё до переезда в Веймар и связанной с идеями «Бури и натиска», в центре событий - конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление которого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе за свободу.

Десятилетие 1776-1785 года - переходное в творческом развитии Гёте. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гёте о необходимости самоограничения личности («Границы человечества», 1778-1781 гг.; «Ильменау», 1783 г.). Однако верный героическим заветам гуманизма, Гёте утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям («Божественное», 1782 г.). В этом противоречивость мировоззрения Гёте. Поэт не мог полностью избежать гнетущего влияния отсталых социальных отношений. В конце 80-х годов 18 века оформляется концепция т. н. веймарского классицизма - особого варианта европейского и немецкого просветительства. В идее гармонии, воспринятой Гёте от И. Винкельмана и разработанной Гёте и Шиллером, утверждение идеала гармонической личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит замена идей борьбы идеей воспитания, что в конечном счёте означало примирение с существующими порядками (драма «Торквато Тассо», 1780-1789 гг., изд. 1790 г.).

Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в «Римских элегиях» (1790 г.), прославляющих плотские радости. Позднее в балладе «Коринфская невеста» (1797 г.) Гёте противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетической религии христианства. Трагедия «Ифигения в Тавриде» (1779-1786 гг., изд. 1787 г.) написана на сюжет древнегреческого мифа, идея трагедии - победа человечности над варварством.

Великая французская революция получает непосредственное отражение в «Венецианских эпиграммах» (1790 г., изд. 1796 г.), в драме «Гражданин-генерал» (изд. 1793 г.), новелле «Беседы немецких эмигрантов» (1794-1795 гг.). Гёте не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признаёт неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирическую поэму «Рейнеке-Лис» (1793 г.), обличающую феодальный произвол. В поэме «Герман и Доротея» (1797 г.), написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Гёте сталкивает тихий патриархальный уклад немецкого захолустья и «небывалое движение», развернувшееся за Рейном. Крупнейшее произведение Гёте 90-х годов - роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1793-1796 гг., изд. 1795-1796 гг.). Сценические увлечения героя предстают как юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практической экономической деятельности.

Фактически это означало примирение с отсталой немецкой действительностью. Яркость реалистических бытовых сцен, колоритность образов сочетаются в романе Гёте с надуманно загадочным финалом, изображением таинственных фигур и т. п. Автобиографическая книга «Поэзия и правда из моей жизни» (ч. 1-4. изд. 1811-1833 гг.) охватывает ранний период жизни Гёте, до переезда в Веймар, и критически оценивает бунтарство «Бури и натиска». «Итальянское путешествие» (т. 1-3, изд. 1816-1829 гг.) - замечательный художественный документ эпохи. В семейном романе «Избирательное сродство» (изд. 1809 г.) Гёте поднимает вопрос о свободе чувства, но - под знаком отречения и верности семейным устоям.

Роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (ч. 1-3, 1821-1829 гг.), уже во многом связанный с традицией немецкого романтического романа, примечателен идеей коллективного труда, воплощённой как наивная утопия ремесленной общины. Характерный для романтизма интерес к Востоку отражён в цикле «Западно-восточный диван» (1814-1819 гг., издан в 1819 году), навеянном персийской поэзией. В публицистике последних лет Гёте, отвергая тевтономанию и мистические стороны немецкого романтизма, приветствует сборник народных песен Л. И. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика» (1806-1808 гг.), высоко оценивает романтизм Байрона. В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период и после наполеоновских войн, Гёте выдвигает идею «мировой литературы», не разделяя при этом гегелевского скептицизма в оценке будущности искусства.

Трагедия «Фауст» (1-я ч. - 1808, 2-я ч. - 1825-1831 гг.) подводит итог развитию всей европейской просветительской мысли 18 века и предваряет проблематику 19 века. В обработке сюжета Гёте опирался на народную книгу о Фаусте (1587 г.), а также на кукольную драму. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, от народа. В процессе исканий Фауст, преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. В произведениях Гёте нашли отражение гениальные прозрения диалектики (монолог Духа земли, противоречивые стремления самого Фауста). У Гёте снимается метафизическая противоположность добра и зла. Отрицание и скепсис, воплощённые в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Путь к созиданию проходит через разрушение - таков вывод, к которому, по словам Чернышевского, приходит Гёте, обобщая исторический опыт своей эпохи. История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста.

Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита - жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности. Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох. Но это единение лишь иллюзия - Елена исчезает, а сын их гибнет. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле. При этом Гёте уже понимает, что новое, буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. Поставленный перед сложным комплексом проблем 19 века, Гёте сохраняет просветительский оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет возможным свободный труд на свободной земле. Во имя того светлого будущего человек должен действовать и бороться. «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!» - таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гёте.

Смерть Гёте, по словам Г. Гейне, обозначила конец «художественного периода» в немецкой литературе (понятие, означающее, что интересы искусства преобладали тогда над общественно-политическими).

Иоганн Вольфганг фон Гёте - немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель.

Родился Гете 28 августа 1749 года в Франкфурт-на-Майне в богатой буржуазной семье. Его отец — императорский советник, юрист, мать – дворянка, дочь франкфуртского старейшины.

Уже в детстве Иоганн начал проявлять поражающие способности к науке. Уже в семь лет он знал несколько языков, кроме того, в этом возрасте он начал писать свои первые стихи и сочинять пьесы. Талантливый ребенок много читал и пытался максимально пополнять свой багаж знаний.

В 1765 году Гете становится студентом Лейпцигского университета, где должен был изучать правоведение. В это время он впервые влюбляется, и это стало поводом для создания лирического сборника стихов «Аннетте» (1767 год).

Серьезная болезнь в 1768 году едва не поставила последнюю точку в биографии Иоганна Гете, заставив молодого человека оставить обучение в университете, которое он смог продолжить лишь в 1770 году в Штрассбурге. Здесь наряду с приобретением юридических знаний, он изучал естественные науки и медицину.

В 1771 г. после защиты диссертации Гете становится доктором права.

В 1772 году Гете переезжает в город Вецлар на юридическую практику. Именно в этом городе поэт переживает муки неразделенной любви к невесте своего друга Шарлотту Буфф. Свои глубокие переживания и терзания Гете изобразил в своем произведении «Страдания юного Вертера» — этот роман сделал поэта знаменитым.

В 1775 году Иоганн Гете получает предложение от своего близкого друга, принца Карла-Августа, поступить на государственную службу. Он соглашается и поселяется в Веймаре. Известный писатель и поэт, имея широкие полномочия, контролировал финансы, состояние дорог, просвещение. За свои успехи на этом поприще Гете в 1782 году был возведен в сан дворянина, а в 1815 году становится первым министром в правительстве Карла-Августа.1791 год ознаменовался открытием в городе театра, что произошло при непосредственном участии писателя.

В 1784 году Гете открывает межчелюстную кость человека, а в 1790 году выходит трактат «Опыт метаморфозы растений».

Когда Гете было уже почти шестьдесят лет, он сочетался гражданским браком с Кристианой Вульпиус, своей возлюбленной и матерью его детей, несмотря на то, что она простолюдинка, а это вызывало протест общества.

В 1808- первая часть трагедии «Фауст» выходит в свет. Конец работы над «Фаустом» приходится на 1831 год.

Гениальный литератор ушел из жизни 22 марта 1832 года , оставив свое гениальное наследие, в виде множества стихов, баллад, пьес, романов, научных работ в сфере анатомии, геологии, минералогии, физике.

Литературный экспрессионизм. Ни больше, ни меньше. Исходя из содержания я делаю вывод, что в названии романа главное слово вовсе не "страдания", а "юного". Будь главный герой старше на десяток лет - ничего подобного бы с ним, вероятно, не случилось.

Автор книги получает письма от друга детства, переехавшего в другой город. Эти письма и составляют основную часть этого эпистолярного произведения. Кстати, про нашего юного Вертера. Сначала он едет по делам к тетушке, но затем уезжает "чтобы побыть в одиночестве". И планирует писать стихи и картины. И чем же занимается сей юный отрок? Постоянно пристает к людям с разговорами и даже ездит на балы. Лично я немного иначе себе представляю понятие "побыть в одиночестве".

Адресат получает корреспонденцию весьма часто и в подробностях узнает не только события, но и окружающие адресанта цвета, запахи, чувства, мысли, эмоции. Все это у Гете передано на высочайшем литературном уровне. Если по содержанию роман сильно проигрывает "Фаусту", то по творческой обертке - точно выигрывает.
И вот, после череды восторгов от овалов лиц крестьянских детей, красоты всего на свете и впечатлений о чужой влюбленности, настает и время самого Вертера.

«Только смотрите не влюбитесь!» - подхватила кузина.
«А почему?» - спросил я.

Действительно, почему? Объект присутствует, субъект давно готов. Получайте "А девушка созрела" в обработке для лютни.
Между прочим мне любопытно: если бы кузина не сориентировала его на конкретную "невлюбительную" цель, смог бы он сосредоточиться сам или так и распалял бы свое сердце на все прекрасное во всем мире? И оставался бы счастлив...

Но любовь в романе Гете - разрушительная. Психическая, если рассматривать и других персонажей, например, того прохожего, собирающего "цветы" или крестьянина, отбоготворившего свою барыню по полной программе.
Более того, такая любовь - не настоящая. Я сейчас говорю осознанно. Любовь - это когда сердце и разум идут рука об руку и полностью друг друга поддерживают. Здесь же любовь юношеская, фанатичная. Разума в ней нет, одна страсть. Причем страсть жестокая, самоуничтожающая и, вероятно, оскорбляющая предмет любви. И вот с этой волной гормонов приходится столкнутся Вертеру, его возлюбленной Лотте и ее мужу Альберту. Ежу понятно: будет больно...

Важно помнить, что история во многом автобиографичная, так что Гете писал письма почти самому себе. Это интересно - вот так взглянуть на себя в безусом возрасте и сказать "От же идиот малолетний". После чего взять и дописать финал, из-за которого книга будет запрещена в нескольких европейских государствах, читатели станут кончать жизнь самоубийством, а в психологии и социологии появится понятие "Эффект Вертера". Мда, вот это выдал дядюшка Иоганн, нечего сказать...

О своем восприятии книги: я любовался книгой как произведением искусства, как картиной в Лувре, Уфицци или Третьяковке. Потому что красиво. Но поступки Вертера, сами эти метания, поиски себя не в себе, а в других, попытки идеализировать мир, а потом обижаться на мир за то, что он не такой... вот это мне не близко и высокая оценка поставлена не высказанным идеям, разумеется, а способу их передачи.

(Литературные произведения в форме дневника или писем)

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.




Top