Как одиссей доказывает что он хитроумный. Хитроумный Одиссей - носитель житейской мудрости

Хитроумный Одиссей – носитель житейской мудрости. Белинский об Одиссее

Одиссей - один из самых ярких персонажей Гомеровского эпоса (не зря поэт посвящает ему целую поэму, где рассказывает о его приключениях). Гомер придал Одиссею новые черты. Так, мы видим Одиссея –труженика, плотником, строителем, земледельцем в начале поэмы, а в конце он представляется совершенно иным - в амплуа храброго могучего война. 1)любознательность (отличие от героев Илиады, проявляется особенно не Земле Циклопов: оценивает плодородие земель, восхищается пастбищами. Одиссей- колонист, он осваивает новую территорию. Его любознательность завлекает его в пещеру к Полифему. 2)изворотливость и предусмотрительность. (Когда Полифем спрашивает у Одиссея кто он, Одиссей отвечает: Никто. и этим спасается). С помощью разума Одиссею удаётся выбраться из пещеры, разум победил грубую силу.3) Одиссей осторожен (даже в обращении с богами он доверяет только своим силам и разуму.) Одиссей – человек новой эпохи. У Гомера Одиссей эпический персонаж. Белинский об Одиссее: «Одиссей - апофеоз человеческой мудрости». 4)горячая любовь к родине - ещё одна характерная черта Одиссея (он делает всё возможное, чтобы вернуться на родину к Родному очагу и любимой жене) 5) хвастливость, Одиссей не упускает возможности рассказать о своих героических похождениях. 6) Одиссей жесток, развешивает по своему дому предавших его рабынь. Выбирает удобный момент, чтобы расправится с женихами. 7) Одиссей всегда следует своему «я». Хитрость и изворотливость: он выбирается из пещеры под брюхом барана, опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. Он проплывает мимо Сирен и остаётся живым, он незамеченным проникает в собственный лагерь и им овладевает. Одиссей –сплошная авантюра, изворотливость, он сам говорит о себе: « Измышленьями хитрыми славен я между всеми людьми». Ср.: Одиссей и «Илиаде» –хороший воин, военачальник, пользуется большим авторитетом, умеет подчинить воинской дисциплине терситов, искусный оратор и дипломат. В «Одиссее» он превращается в авантюриста, становится человеком, который «странствовал повсюду», героем. Одиссей («многострадальный») борется с коварными ловушками, с женихами, осаждающими его жену. Опасности подстерегают его на каждом шагу: бури, гроза, пираты, чудовища, циклопы, великаны. Одиссей хочет проникнуть в тайны природы и овладеть ими, ему надо подчинить природу и господствовать над ней. Чтобы отвоевать свою долю счастья на земле. Одиссей ведёт борьбу и со своей судьбой, в этой борьбе наряду с мужеством стоит и разум. Его ум имеет чисто практические свойства: умение использовать для своей выгоды людей (дарит подарки феакам), он умеет расположить к себе лестью и хитростью.

Герой мифологии древних греков, царь острова Итака, участник Троянской войны, отважный воин и умелый оратор. В «Илиаде» присутствует как ключевой персонаж. В поэме «Одиссея» - главный герой. Особенность Одиссея - изворотливый характер, умение хитростью выходить из опасных ситуаций, спасая себя и товарищей. Поэтому «хитроумный» стало одним из постоянных эпитетов героя.

История создания

Образ Одиссея стал отражением эпохи освоения греками морских просторов. Ситуации, когда воины отправлялись в плавание на своих кораблях и их связь с родными на долгое время оказывалась оборвана, нашли в истории о странствиях Одиссея свое мифологическое воплощение. О приключениях героя и о его пути домой, к жене Пенелопе, писали Гомер («Илиада», «Одиссея»), («Гекуба», «Киклоп»), («Аякс», «Филоктет») и прочие авторы.

Различные эпизоды из жизни героя запечатлены в виде рисунков на греческих вазах. По ним же можно восстановить предполагаемый облик героя. Одиссей - зрелый бородатый мужчина, часто изображается в овальной шапочке, которую носили греческие моряки.

Биография

Одиссей рожден от брака аргонавта Лаэрта, царя Итаки, и внучки бога Гермеса - Антиклеи. Дед героя Автолик носил гордое прозвание «самого вороватого из людей», был ловким мошенником и лично от Гермеса, своего отца, получил разрешение клясться именем этого бога и нарушать клятвы. Сам Одиссей женат на Пенелопе, которая родила герою сына Телемаха.


Одиссей встретил свою будущую жену Пенелопу в Спарте, куда прибыл, чтобы в числе прочих женихов свататься к Елене Прекрасной. Желающих жениться было множество, отец же Елены опасался делать выбор в пользу кого-то одного, чтобы не навлечь гнев остальных. Хитроумный Одиссей подал свежую идею - предоставить право голоса девушке, чтобы та выбирала жениха сама, а женихов связать клятвой, что в случае надобности все они помогут будущему мужу Елены.

Елена выбрала Менелая, сына микенского царя. Одиссей же положил глаз на Пенелопу. Отец Пенелопы дал слово, что выдаст дочь за того, кто одержит победу в соревнованиях в беге. Когда победителем стал Одиссей, отец попытался отговорить Пенелопу от этого замужества и остаться дома. Одиссей повторил свою уловку и дал невесте выбирать самой - остаться с отцом или отправиться с ним, а та, несмотря на уговоры родителя, выбрала героя. Сыграв свадьбу, Одиссей с молодой женой вернулся на Итаку.


Когда Парис похитил Елену, бывшие женихи засобирались на Троянскую войну. Оракул предсказал Одиссею, что если тот отправится под Трою, то вернется домой спустя 20 лет, нищим и без спутников. Герой попытался «откосить» от этого мероприятия. Одиссей попытался прикинуться сумасшедшим, но был разоблачен.

Мужчина принялся засевать поле солью, запрягши в плуг быка и коня, но, когда под плуг подбросили его новорожденного сына, вынужден был остановиться. Так стало ясно, что Одиссей вполне отдает себе отчет в своих действиях, и герою пришлось отправляться на войну. По версии Гомера героя уговаривал отправиться под Трою царь Агамемнон, который ради этого прибыл на Итаку.


Под Трою Одиссей приходит с 12 кораблями. Когда корабли пристают к берегу, никто не хочет сходить. Очередное предсказание обещает, что первый, кто ступит на землю Трои, непременно погибнет. Первым оказаться никому не хочется, поэтому Одиссей спрыгивает с корабля, и люди идут за ним. Хитроумный герой совершает обманный маневр и бросает себе под ноги щит, так что получается, что первым на троянскую землю ступил все-таки не он, а тот, кто спрыгнул следом.

За время войны Одиссей успевает свести личные счеты, выставив предателем человека, который бросил под плуг его сына, тем самым вынудив героя идти на войну. Для победы необходим ряд условий, и Одиссей одно за другим выполняет их. Добывает лук , который остался у Филоктета, брошенного еще в начале войны на острове и озлобленного на остальных. На пару с Диомедом крадет из Трои изваяние богини Афины. Наконец, Одиссей подает идею со знаменитым Троянских конем, благодаря которому вместе с прочими воинами попадает за стены города.


После победы под Троей корабли поворачивают назад и начинаются скитания Одиссея по морю. Герой переживает множество злоключений, в ходе которых теряет корабли и команду, и возвращается на Итаку спустя 10 лет после отплытия от берегов Трои. На Итаке тем временем женихи осаждают Пенелопу, утверждая, что Одиссей давно погиб и надо бы вторично выйти замуж, выбрав кого-то из них. Герой, обращенный Афиной в старика, приходит в собственный дворец, где его не узнает никто, кроме старой няньки и пса.

Пенелопа предлагает женихам состязание за свою руку - натянуть лук Одиссея и пустить стрелу сквозь 12 колец. Женихи подвергают оскорблениям Одиссея в облике старика, но справиться с луком никто из них не может. Тогда сам Одиссей пускает стрелу, таким образом открыв себя, а затем вместе со своим подросшим сыном Телемахом устраивает кровавое побоище и убивает женихов.


На этом странствия героя, однако, не заканчиваются. Родичи убитых им женихов требуют суда. Одиссей по решению третейского судьи оказывается на 10 лет изгнан с Итаки, где царем остается сын героя Телемах. Кроме этого, на героя гневается бог , которого герой оскорбил, ослепив сына бога Полифема, циклопа-великана.

Чтобы умилостивить бога, Одиссей должен с веслом на плечах идти пешком через горы, чтобы найти землю, где люди никогда не слышали о море. Одиссей находит землю, где его весло принимают за лопату, и останавливается там. Посейдон прощает героя, после того как тот приносит жертвы, а сам Одиссей женится на местной царице.


Дальнейшая судьба героя в разных источниках описывается по-разному. Одиссей либо умер в чужих землях (в разных версиях - в Этолии, Этрурии, Аркадии и т.д.), не вернувшись домой, либо вернулся после истечения срока изгнания на Итаку, где по ошибке был убит собственным сыном, рожденным от колдуньи Цирцеи. Есть даже версия, по которой Одиссей был превращен в коня да так и умер в этом облике от старости.

Легенды

Наиболее знаменитые приключения героя случились на пути из Трои домой и описаны в поэме Гомера «Одиссея». Возвращаясь, корабли Одиссея причаливают то к одному, то к другому острову, населенному мифологическими существами, и каждый раз герой теряет часть людей. На острове лотофагов растут лотосы, дарующие забвение тем, кто их съест. На острове циклопов живет одноглазый великан-людоед Полифем, сын Посейдона. Герои пытаются найти приют на ночь в пещере Полифема, и тот съедает некоторых из людей Одиссея.


Герой и оставшиеся в живых спутники ослепляют Полифема, выколов заостренным колом единственный глаз гиганта, а затем спасаются при помощи овец. Слепой великан исследует овец на ощупь, прежде чем выпустить тех из пещеры, но не находит героев, вцепившихся в шерсть животных снизу, и так те выбираются из пещеры. Однако Одиссей называет великану свое настоящее имя и тот обращается с воплем о помощи к своему отцу Посейдону. С той поры Посейдон гневается на Одиссея, что не делает путь героя домой по морю проще.


Сбежав от Полифема, герои попадают на остров бога ветров Эола. Тот преподносит Одиссею мех, внутри которого скрыты ветры. Герой не должен развязывать этот мех, пока не увидит берегов родной Итаки. Одиссей с командой почти добирается до дома, но его люди, думая, что внутри меха скрыто сокровище, развязывают тот, пока герой спит, выпускают ветры на волю, и корабль относит далеко в море.


На острове колдуньи Цирцеи спутники Одиссея превращаются в животных, отведав угощения, а сам герой зачинает с колдуньей сына, который, по одной из версий, станет причиной его смерти. С Цирцеей герой проводит год, а затем отправляется дальше и минует остров сирен, которые очаровывают и губят моряков пением, а после проплывает между громадным водоворотом Харибдой и шестиглавым чудищем Сциллой, которое сжирает еще шестерых членов команды.


Постепенно Одиссей теряет всех спутников и на острове у нимфы Калипсо оказывается в одиночестве. Нимфа влюбляется в Одиссея, и герой проводит с нею 7 лет, потому что на острове нет ни одного корабля, чтобы уплыть. В конце концов нимфе является Гермес и велит отпустить героя. Одиссей наконец-то может построить плот и уплыть.

  • Имя героя стало нарицательным. Слово «одиссея» означает долгое путешествие со многими препятствиями и приключениями и часто встречается в контекстах, далеких от древнегреческих реалий. Например, в названии фильма «Космическая одиссея 2001 года», снятом в 1968 году по мотивам рассказа Артура Кларка, или в названии приключенческого романа «Одиссея ».
  • В литературе Нового времени часто можно встретить образ Одиссея - переработанный или взятый «как есть». В книге «Эрик» появляется персонаж по имени Виндриссей - иронически переосмысленная вариация на тему Одиссея. В 2000 году вышел двухтомный роман Генри Лайона Олди «Одиссей, сын Лаэрта», где повествование ведется от лица героя.

  • Образ Одиссея проник и в кинематограф. В 2013 году вышел франко-итальянский сериал «Одиссей», где речь идет не о странствиях героя, но о семье, которая ждет его возвращения, об интригах и заговорах женихов, которые хотят захватить трон, и о событиях, которые происходят после того, как царь возвращается на остров. В 2008 году вышел приключенческий фильм Терри Ингрэма «Одиссей: Путешествие в подземный мир», где героя сыграл актер .
  • Одиссей - один из персонажей компьютерной игры в жанре стратегии «Age of Mythology», выпущенной в 2002 году.

Рассказ об этой хитрости изложен в картинке классической карты Таро Райдера-Уэйта – семёрка мечей. Об этой стратегии Одиссея не написано в Илиаде...

Вот – очередной подвиг этого воина, действовавшего умом и никогда – физической силой.

Что же мы видим на картинке? На переднем плане изображён сам Одиссей, быстро убегающий из вражеского военного лагеря. Он хитро улыбается, как лиса, а в руках у него – 5 украденных у противника мечей... Ещё 2 – нетронутые, стоят спокойно на своём месте, воткнутые в межу. А теперь давайте рассмотрим задний фон этой картинки. В ней говорит каждая деталь, и всё очень важно!

На заднем плане мы видим 4 тёмные фигуры охранников лагеря, очевидно, бдящей ночной стражи.

Одна фигура – стоит, и в руках у этого стражника – его оружие (копьё).

Три же оставшиеся фигуры – сидят и, судя по тому, как они склонили друг к другу головы и оживлённо жестикулируют – ведут они интереснейший разговор, так что им нет дела до охраны лагеря!

Разумеется, Одиссей сделал самую простую и понятную вещь – он обезоружил этих охранников, кинувших свои мечи, вместо того, чтобы держать их крепко в руках.

Но почему такая странная арифметика? А вот с этим-то мы как раз и разберёмся!

Однако прежде урока арифметики у нас будет всё-таки урок физподготовки. Посмотрим на самое базовое и архетипичное – на динамику фигур.

Здесь есть тот, кто:

Бежит быстро (двигается) и это – Одиссей. Он же и – Победитель.
Тот, кто стоит на ногах и это – охранник с копьём. Он не понёс урона.
Те, кто сидят. И это – расположившиеся кружком стражи. Сидящие праздно потеряли мечи и свою честь.

Вот наглядная иллюстрация к известной мудрости:

«Лучше стоять, чем сидеть, но ещё лучше – идти, чем стоять».

Фигура, которая передаёт идею Движения (динамики) – это Одиссей-Победитель. Так что эта карта – гимн Движению и всем пословицам, которые его восхваляют.

(«Волка ноги кормят»).

Урок физподготовки – окончен, переходим к уроку арифметики...

Первый же вопрос, который должен прийти вам в голову:

«Почему Одиссей не украл вообще все мечи?»

Самый простой ответ очевиден и мудр: «Одиссей умеет соизмерять свои силы с амбициозными задачами!» Со всеми семью мечами Одиссей мог бы и не справиться – слишком тяжело, так что он взял ношу по силам.

Вот – первый урок всем нам! Вроде бы это так понятно, но как часто в жизни мы хватаем сразу все семь мечей!..

А вот вопрос второй, куда более тонкий: «Почему Одиссей оставил ровно два меча?»

Этот вопрос тесно связан с количеством обезоруженных им стражей.

Здесь уже Одиссей начинается как интриган и политик. Он знаток не только психологии человека, но и психологии больших и малых групп.

Три охранника-болтуна бегут к меже и видят, что осталось только два меча. Здесь начинается детская игра, где стульев на один меньше, чем детишек, которые хотят на них сесть!

Воин должен немедленно схватить оружие и вот кто-то один остаётся в дураках...

Можно задать «наивный» вопрос, связанный с наивное пониманием арифметики, когда люди думают, что «чем больше, тем лучше».

Вы можете спросить: «А почему Одиссей не оставил в дураках сразу двоих воинов? Так же унизительнее!» Оставил бы на троих им всего – один меч...

Вот, что ответил бы нам на это хитроумный политик Одиссей: «Двое припёртых к стене, а также униженных – это уже слишком много и слишком опасно!»

Это знает любой руководитель! Двое могут составить … партию и стать союзниками. Договориться между собой, выдумать историю, составить заговор.

А что может … один, бедолага? Когда человек остаётся в дуракх и в унижении – один, группа никогда не станет защищать его, и все поспешат от него отойти, отделаться... Такова психология человеческих групп...

Скажут неудачнику: «Да, не повезло тебе, брат». Да ещё и встанут на сторону обвинителей, и свою вину поспешат на него же свалить, по принципу: «семь бед – один ответ».

Двое с мечами (договорившись между собой) расскажут начальству так: «Вот, мы не выпускали из рук своё оружие. Так и сидели с ним всю ночь». И кто же поверит одному, если он станет излагать правду?

Зачем же хитроумный Одиссей придумал эту интригу? Наверняка ведь его больше интересовали не ценные мечи?

Ответ прост. Куда пойдёт обиженный человек, подло оставленный товарищами без меча? Он – грубо обижен, разочарован предательством друзей, с которыми только что сидел и весело болтал у костра.

Ну и, конечно, он боится кары за преступную халатность. Может быть, ему грозит казнь? Одно только ясно: он уже мораль готов к тому, чтобы не дожидаясь утра, побежать вдогонку за Одиссеем и стать перебежчиком, предателем, дезертиром.

Так, Одиссей, расчётливо украв только 5 мечей, приобретает ценного шпиона и нового бойца в свою армию.

Вот в чём смысл странной арифметической задачи: «Вас трое, а возможности спастись только две».

Значит, одному из вас – погибель. Психология группы такова, что она легко «сдаст» одного, жертвуя им почти без угрызений совести.

Когда из офиса удаляют одного сотрудника, все молчат. Когда удаляют сразу двух – это уже очень опасно для начальства. Двое могут и устроить что-нибудь развесёлое.

Расчёт такой политики всегда строится на предположительной «низости» человеческого материала. А когда человека застают врасплох, он почти всегда проявляет себя «Низко».

Конечно, будь воины волевыми, выдержанными, «настоящими», они могли бы поступить разными способами.

Например: кинуть жребий – кому одному брать на себя вину.

Или даже рассказать вообще всю праду и не хватать мечи, пытаясь себя «обелить» и отвечать перед начальством – всем вместе.

Если же в коллективе преобладает низкий инстинкт самосохранения (то есть, коллектива как такового – нет, а есть толпа мародёров, где каждый сам за себя), то, конечно, воины кинутся к оставшимся мечам, как дети к пирожным.

Финал этой драмы – открыт. Мы не знаем – какие воины нарисованы на картинке. Поведут они так, как предположил Одиссей (как все)? Или покажут дух боевого товарищества и высокую нравственность?

Итак, Одиссей оставил «в подарок» врагу два не украденных им меча. Оставленные мечи – это архетип «Троянского коня», «яблока раздора», это иллюстрация к строчке Гомера: «Бойтесь данайцев даже дары приносящих!»

Как видите, у Одиссея скорее всего, были силы, чтобы унести с собою вообще все семь мечей, но он умеет не жадничать, когда можно урвать более крупную добычу – «языка», да ещё и пришедшего по доброй воле!...

Это ещё и архетип «подарка», который всегда губит нашедшего или нашедших его.

Вспомним сказки о кладе, над которым проливают кровь друг дружки нашедшие его люди...

Одиссей, как настоящий искуситель, решил «проверить», чего же стоят эти воины вражеской армии, как они себя поведут:

Сохранят себе жизнь, солгав начальству и принеся в жертву товарища
или найдут в себе силы сказать: «Мы виновны, карайте».
Можно сказать, что на этой картинке мы видим, как Одиссей проводит важное исследование. Если результат будет неожиданным (воины окажутся сплочёнными и нетрусливыми, высокоморальными), скорее всего – Одиссею придётся идти с докладом к своему начальству и предупреждать: «Наш враг – грозный. Так просто его не победить».

Если же воины поведут себя как толпа мародёров – у Одиссея будут хорошие новости для начальства: «Это не армия, это – сброд! Их можно взять голыми руками и хитростями».

Так кто же мы с вами? Те, кого хочет видеть Одиссей во враге или всё же – герои?

Теоретически героем быть легко. Но кто бы из нас не схватил этот злосчастный меч, чтобы спасти свою жизнь здесь и сейчас.

Средний человек выберет жизнь (свою) даже ценой предательства. Эти – предадут друга, тот, в ответ, предаст весь свой полк.

Однако, в качестве Заключения, важно сказать вот что...

Карта Семёрка Мечей – это всё же карта Младшего Аркана. Она – о мелких событиях и о мелочах.

Драма и ловушка всех Младших Арканов всегда пасует там, где появляются Большие Настоящие люди. Как те, кто способен признать свою вину или хотя бы – честно кинуть жребий.

Сам Младший Аркан по своей сути – не требует «героизма до смерти». Если нам с вами выпала эта карта, речь пойдёт скорее всего о маленьких обидках и маленьких подлостях, не сравнимых с Троянской войной.

Но держите всегда в уме эту историю...

Медитируя над картой 7 Мечей, задавайте себе вопрос: смогу ли я приятно удивить хитроумного политика Одиссея и повести себя в спровоцированной им ситуации не как «все люди в среднем»?

Или же я сразу кинусь к мечу, как лошади к водопою?

Елена Назаренко

Образ «многоумного» и «многострадального» Одиссея

Одиссей - самая яркая фигура ионийского эпоса. Это не просто дипломат и практик, и уж совсем не просто хитрец, лицемер. Практическая и деловая склонность его натуры приобретает свое настоящее значение только в связи с его самоотверженной любовью к родному очагу и ждущей его жене, а также его постоянно тяжелая участь, заставляющая его непрерывно страдать и проливать слезы вдали от своей родины.

Одиссей - это по преимуществу страдалец. Его постоянный эпитет в "Одиссее" "многострадальный". О его постоянных страданиях Афина с большим чувством говорит Зевсу.На него постоянно злится Посейдон, и он об этом прерасно знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря. Его няня удивляется, за что на него постоянно негодуют боги при его постоянном благочестии и покорности воле богов.

Его дед дал ему имя именно как "человеку божеского гнева". Мотив любви к родине.В "Илиаде" в 10 песне прославляется Одиссей на войне. В "Илиаде" он храбро сражается и даже получает ранение, но Диомед пытается удержать его от бегства и укоряет в трусости.

Хитрость, фантастика хитрости. То он выбирается из пещеры под брюхом барана, схватившись за его шерсть, и тем обманывает бдительность слепого Полифема.То он опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. То он проскакивает мимо сирен, где никто и никогда не проезжал живым и здоровым, то он пробирается в собственный дворец и им овладевает. Он сам говорит о своей тонкой хитрости, да и Полифем догадался, что его погубила не сила, но хитрость Одиссея. Одиссей - сплошная авантюра, изворотливость. Он лжет даже тогда, когда в этом нет никакой надобности,но за это покровительствующая Афина его хвалит:

Был бы весьма вороват и лукав, кто с тобой состязаться Мог бы в хитростях всяких; то было бы трудно и богу. Вечно все тот же: хитрец, ненасытный в коварствах! Ужели, Даже в родной очутившись земле, прекратить ты не можешь Лживых речей и обманов, любимых тобою сызмальства?

Представляясь Ахиллесу, он сам о себе докладывает: Я - Одиссей Лаэртид. Измышленьями хитрыми славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит.

Все восхваляют любовь Одиссея к Пенелопе. Был он и супругом Калипсо, и притом не менее семи лет, и супругом Кирки, а по другим источникам, даже имел от них детей. Однако бессмертью он предпочитает возвращение к родному очагу. Ночи он проводил с Калипсо, а днем плакал на берегу моря.

Одиссей еще любит принимать вид купца и предпренимателя: он очень расчетливый хозяин.Прибывши на Итаку, он прежде всего бросается считать подарки, которые были оставлены для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сказанному зверскую жестокость, которую проявляет этот гуманный и чувствительный человек. Выслеживая женихов, он выбирает удобный момент, чтобы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец. Жертвогадатель Леод пытается просит его о помиловании, но тот сносит ему голову. Мелантия разрубили на куски и отдали на съедение собакам, неверных служанок Телемах по приказу отца повесил на канате. После этой дикой расправы Одиссей как ни в чем не бывало обнимается со служанками и даже проливает слезы, а затем - счастливая встреча с супругой.

Итак, Одиссей у Гомера - глубочайшицй патриот, храбрейший воин, страдалей, дипломат, купец, предприниматель,изворотливый авантюрист, женолюб, прекрасный семьянин и жестокий палач.

Хитроумный Одиссей – носитель житейской мудрости. Белинский об Одиссее.

Одиссей - один из самых ярких персонажей Гомеровского эпоса (не зря поэт посвящает ему целую поэму, где рассказывает о его приключениях). Гомер придал Одиссею новые черты. Так, мы видим Одиссея –труженика, плотником, строителем, земледельца вначале поэмы, то в конце он представляется совершенно иным - в амплуа храброго могучего война.

1)любознательность (отличие от героев Илиады, проявляется особенно не Земле Циклопов: оценивает плодородие земель, восхищается пастбищами. Одиссей- колонист, он осваивает новую территорию. Его любознательность завлекает его в пещеру к Полифему.

2)изворотливость и предусмотрительность. (Когда Полифем спрашивает у Одиссея кто он, Одиссей отвечает: Никто. и этим спасается) С помощью разума Одиссею удаётся выбраться из пещеры, разум победил грубую силу.

3) Одиссей осторожен (даже в обращении с богами он доверяет только своим силам и разуму.) Одиссей – человек новой эпохи. У Гомера Одиссей эпический персонаж. Белинский об Одиссее: «Одиссей - апофеоз человеческой мудрости».

4)горячая любовь к родине - ещё одна характерная черта Одиссея (он делает всё возможное, чтобы вернуться на родину к Родному очагу и любимой жене)

5) хвастливость, Одиссей не упускает возможности рассказать о своих героических похождениях.

6) Одиссей жесток, развешивает по своему дому предавших его рабынь. Выбирает удобный момент, чтобы расправится с женихами и их трупами, которыми заполняется целый дворец.

7) Одиссей всегда следует своему «я». Хитрость и изворотливость: он выбирается из пещеры под брюхом барана, опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. Он проплывает мимо Сирен и остаётся живым, он незамеченным проникает в собственный лагерь и им овладевает.

Одиссей –сплошная авантюра изворотливость, он сам говорит о себе: « Измышленьями хитрыми, славен я между всеми людьми». Ср.: Одиссей и «Илиаде» –хороший воин, военачальник, пользуется большим авторитетом, умеет подчинить воинской дисциплине терситов, искусный оратор и дипломат. В «Одиссее» он превращается в авантюриста становится человеком, который «странствовал повсюду» героем.

Одиссей («многострадальный») борется с коварными ловушками, с женихами, осаждающими его жену, опасности подстерегают его на каждом шагу: бури, гроза, пираты, чудовища, циклопы, великаны. Одиссей хочет проникнуть в тайны природы и овладеть ими ему надо подчинить природу и господствовать над ней.

Чтобы отвоевать свою долю счастья на земле. Одиссей ведёт борьбу и со своей судьбой, в этой борьбе наряду с мужеством стоит и разум, его ум имеет чисто практические свойства: умение использовать для своей выгоды людей, дарит подарки феакам, он умеет расположить к себе лестью и хитростью.




Top