Как оформить читальный дневник. Проект "мой читательский дневник"

Структура читательского дневника школьника. Рекомендации по составлению, советы.

Читательский дневник ученика . Для чего нужен читательский дневник? Многие люди любят читать книги. Чтобы лучше осмыслить произведение и сохранить впечатление о прочитанном, часто заводят так называемые читательские дневники. Смысл читательского дневника в том, чтобы по прошествии времени человек смог вспомнить, какие книги он читал, каков их сюжет, главные герои и что человек переживал, когда читал книгу.
Для школьника читательский дневник становится своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках литературы ученик с помощью дневника может вспомнить, какие книги он прочитал, кто главные герои книги и в чем основная мысль произведения.
В начальных классах читательский дневник помогает развивать память ребенка, учит обдумывать и анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли. На первых порах родители должны помогать ребенку разобраться, где в произведении главные герои и какую основную мысль хочет донести автор. Для этого необходимо в мельчайших подробностях обсудить книгу. Это поможет школьнику не только быстро и правильно заполнить дневник, но и научит четко и ясно излагать свои мысли.

Каким будет читательский дневник?

Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. Но все же приятно, если он будет красочным, ярким и эмоциональным. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. Ученики постарше могут оформить обложку в виде скрабукинга, или применить технику рисования зентагл и дудлинг.

Титульный лист

Читательский дневник начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя ученика, номер школы, класс. У тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием». Титульный лист (обложку) дневника можно красиво оформить.

Разворот дневника

Начиная со 2-3 страницы можно продумать общее оформление - рамки колонок, шрифты заголовков, логотип. Отзывы о книгах пишут синей пастой, а заголовки и подчёркивания можно цветной.

Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились: «Моя золотая коллекция», «Рекомендую прочитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.

Пример оформления колонок читательского дневника

Памятка по ведению читательского дневника

1. Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге.

2. Время от времени нужно обязательно просматривать дневник - тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.

3. Если произведение большое или ребёнок пока плоховато читает, тогда в графе "Дата" пишите дату начала и окончания чтения книги.

4. В конце отзыва должно быть место для личного мнения ребёнка о произведении, отношения к прочитанному.

6. Отличным помощником для сохранения в памяти прочитанного является иллюстрация. Как ее сделать? Можно ребенку нарисовать самому картинку, можно чтобы взрослый помог нарисовать. Не умеете рисовать? Тогда скопируйте картинку из книги и раскрасьте ее. Но лучше, чтобы ребенок сам нарисовал, тогда будет задействована и зрительная, и мышечная память. Иллюстрацию можно поместить в графе "Название произведения" под самим названием, или в графе "Основная мысль произведения", иллюстрируя запомнившиеся моменты.

7.ВАЖНО! Нельзя писать отзывы на сокращенные варианты книг из учебников. Вы должны полностью прочитать произведение, прочувствовать его и оставить себе память о нем в читательском дневнике.

По окончании учебного года многие преподаватели выдают ученикам списки литературы, которую необходимо изучить в период каникул. Однако книги требуется не просто прочесть. Педагоги требуют, чтобы изученный материал был занесен в читательский дневник. К сожалению, многие дети не справляются с этим заданием, поскольку не знают, как правильно вести читательский дневник и что он вообще собой представляет.

Кому нужен читательский дневник

Некоторые родители негативно относятся к ведению ЧД. Очень часто можно услышать фразу: "Как вести читательский дневник ребенку, если даже я иногда не помню имя автора или героев прочитанного произведения? Понравилось - запомнила, не понравилось - зачем хранить это в памяти! Да и вообще, он у меня и так из-под палки читает". К сожалению, такие высказывания можно услышать довольно часто. Исходя из этого, можно сделать вывод, что читаем мы только ради минутного развлечения. Однако это не совсем так.

В общеобразовательную школьную программу входят произведения, которые учат детей доброте, взаимопониманию, отношениям и прочим необходимым качествам интеллектуально развитого человека. К тому же цель читательского дневника вовсе не в том, чтобы развить в малыше любовь к чтению. Как правило, дети читают любое произведение (даже сказку) для того, чтобы узнать что-то интересное, о чем раньше они не слышали. Помимо этого, во многих проводятся конкурсы, викторины или марафоны, на которых детям предстоит вспомнить когда-то прочитанное. Например, рассказать сказку, загадку, ответить на вопрос о каком-то герое. И как же они смогут это сделать, если прочитанный материал давным-давно вылетел из памяти? Если же малыш будет знать, как вести читательский дневник и пользоваться этими знаниями, то информация будет ему доступна в любое время.

Для чего нужен читательский дневник

Читательский дневник - это своего рода шпаргалка, которая поможет ребенку вспомнить весь прочитанный когда-либо материал. Помимо этого, ЧД учит детей делать анализ произведения, краткие выводы из прочитанного. Ведь именно это ученикам младшей школы дается наиболее трудно. Изучая произведения, записывая краткое содержание в ЧД, ребенок тренирует и навыки письма. Также тренируется память, ведь записывая имена главных героев и автора, различные даты, содержание текста, ребенок лучше запоминает их. Помимо прочего, родители, контролируя ведение ЧД, могут понять, какой жанр больше интересует ребенка и на что следует обратить внимание. Теперь следует разобраться в том, как вести читательский дневник.

Ведение читательского дневника

В принципе, ЧД - это обычная тетрадь, в которую ученик записывает свои мысли, некоторые цитаты из произведения, краткое содержание, имена автора и главных героев. Наиболее простая модель - это когда лист делят на две колонки, в одной из которых пишут название произведения, в другой - свои выводы. Однако это схема более понятна старшему поколению, для малышей она не подходит. Как вести читательский дневник для детей? В принципе, и в этом нет ничего сложного. Однако самому ребенку будет сложно оформить такую модель. Лучше делать это вместе с родителями. Итак, берут простую ученическую тетрадь (лучше не очень тонкую) и расчерчивают ее на несколько колонок:


Занимаясь этим регулярно, ребенок закрепляет прочитанный материал и в будущем с легкостью сможет ответить на любой вопрос по произведению.

Как вести читательский дневник - образец

Читательский дневник для ученика младших классов может выглядеть подобным образом.

Читательский дневник (образец)

Как использовать

Заполнять ЧД желательно сразу после прочтения произведения или на следующий день, имея под рукой текст, чтобы вспоминать наиболее важные моменты. Время от времени нужно просматривать заполненные страницы, чтобы освежить память и закрепить впечатление о произведении. В конце ЧД следует сделать страницу-содержание, куда будут вноситься названия прочитанных книг и номер страницы с их описанием. Таким образом, ориентироваться в ЧД будет намного легче.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кл. руководитель Демина В.О. Как оформить «Читательский дневник»

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников.

Ведение читательского дневника позволит: 1)полюбить книгу и процесс чтения; 2)повысить качество чтения; 3)расширить кругозор читателя; 4)развить его творческие способности; 5) научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя.

Как оформить «Читательский дневник» На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», своё имя и фамилию, класс (можно оформить обложку по своему усмотрению).

В тетради укажите: дата чтения название произведения автор главные герои мои впечатления о прочитанном «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложениях основную мысль текста.

При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться образца, данного в таблице. Дата Название произведения Автор Имена и главные герои Мои впечатления о прочитанном 30.01. 2015 "Неизвестный цветок" Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе,предместье Воронежа. 1.Даша 2.Неизвестный цветок Это история маленького цветочка, который хотел жить. Мне стало очень грустно, когда я прочитал, что неизвестный цветок умер. Сказка учит нас не бояться трудностей, а делать всё, чтобы «не жить печально».

Вот вопросы в помощь: Опишите внешность героя. Назовите черты его характера. Каковы его любимые занятия? Кто его друзья? Какие они? Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем? А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему? Какой отрывок из книги понравился больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

СТРАНИЦА ДНЕВНИКА

Памятка “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО” Следи, чтобы глаза двигались по строчке. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. При чтении будь внимателен к каждому слову. Старайся понять, о чём читаешь. Читай ежедневно: вслух,про себя..

ТРЕНИРУЙСЯ В ЧТЕНИИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как оформить портфолио?

Если вы не знаете как оформить портфолио, с чего начать? Начните с самого главного: какие разделы вы включите в своё портфолио. Я предлагаю Вам свой вариант. Если Вам это поможет - буду очень рада....

Как оформить исследовательскую работу?

Трудным моментом для учащихся начальных классов является оформление исследовательской работы. Предлагаю для образца исследовательскую работу "Мои права и обязанности". Учащиеся, защищавшие данную рабо...

Памятка "Как оформить читательский дневник?"

Читательский дневник - это сборник отзывов о прочитанных книгах, которые понравились (или не очень). Читайте - и будьте счастливы!...

Для учеников 1 класса важно вести читательский дневник. Благодаря ему малыши значительно улучшают свою технику чтения и учатся рассказывать о произведении. Образец читательского дневника можно взять у учителя. Но многие педагоги рекомендуют самостоятельно придумывать оформление этой «шпаргалки» для первоклассников.

Для чего нужен читательский дневник

Чтение — важная дисциплина в обучение первоклассника. Но у малышей ещё недостаточно развита память и они быстро забывают о прочитанном. Благодаря ведению читательского дневника ребёнок всегда сможет вернуться к произведению, и быстро найти любую информацию о книге.

Ведение читательского дневника для 1 класса помогает ребёнку улучшить технику чтения.

Кроме того, ведение читательского дневника положительно влияет на развитие ребёнка. Благодаря этому малыш:

  • быстрее полюбит чтение;
  • расширит свой кругозор;
  • научится рассказывать о прочитанном;
  • повысит скорость чтения.

К тому же ведение читательского дневника улучшает творческие способности малыша. Ведь ему необходимо самостоятельно придумать, как красиво оформить эту «шпаргалку».

Как оформить читательский дневник

Для дневника желательно взять общую тетрадь в клетку, ведь тонкая быстро потеряет свой привлекательный вид и у первоклассника не будет желания её заполнять. Кроме того, она может быстро потеряться. Вместе с ребёнком красиво оформите обложку, на которой укажите имя и фамилию ученика. При желании можно украсить переплёт картинками или рисунками.

На первых страницах создайте своеобразную памятку, на которых укажите, какую литературу необходимо прочитать.

Шаблон готового читательского дневника можно взять у учителя. Но в большинстве случаев педагоги рекомендуют оформлять тетрадку по своему усмотрению. Как правило, читательский дневник для первоклассников состоит из таких столбцов:

  • Название произведения.
  • Автор.
  • Жанр. Здесь нужно указывать, что конкретно прочитал малыш: сказку, повесть, рассказ, стих и т. д.
  • Иллюстрация. Небольшую картинку к произведению ребёнок может нарисовать сам. Если же у малыша проблемы с рисованием, то распечатайте готовые иллюстрации.
  • Небольшой отзыв. В этой графе малышу следует изложить краткое содержание произведения. Кроме того, ребёнку рекомендуется оставить отзыв о прочитанном.

Ведение читательского дневника прививает первокласснику любовь к книгам. Благодаря этой «шпаргалке» малыш учится выражать свои мысли, к тому же улучшаются его навыки чтения.

24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети - Фриц и Мари - строят догадки, что же на этот раз им преподнесет в подарок выдумщик и искусник крестный, старший советник суда Дроссельмейер, часто чинивший часы в доме Штальбаумов. Мари мечтала про сад и озеро с лебедями, а Фриц заявил, что ему больше нравятся подарки родителей, которыми можно играть (игрушки крестного обычно держали подальше от детей, чтобы те не сломали) , а сделать целый сад крестному не под силу.

Вечером детей впустили к красавице-елке, возле и на которой были подарки: новые куклы, платья, гусары и пр. Крестный сделал чудесный замок, однако танцующие в нем кукли выполняли одни и те же движения, да и внутрь замка нельзя было попасть, поэтому чудо техники быстро надоело детям - только мать заинтересовалась сложным механизмом. Когда все подарки разобрали, Мари увидела Щелкунчика. Уродливая внешне кукла показалась девочке очень милой. Фриц быстро выломал Щелкунчику пару зубов, пытаясь расколоть твердые орехи, и игрушку стала опекать Мари. На ночь дети убрали игрушки в стеклянный шкаф. Мари задержалась у шкафа, размещая своего подопечного со всеми удобствами, и стала участницей битвы мышиного семиголового короля и армии кукол под предводительством Щелкунчика. Кукли сдались под натиском мышей, и когда мышиный король уже подобрался к Щелкунчику, Мари бросила в него своей туфелькой…Очнулась девочка в кровати с локтем, порезанным разбитым стеклом шкафа. Никто не поверил ее рассказу о ночном происшествии. Крестный принес отремонтированного Щелкунчика и рассказал сказу о твердом орехе: у короля и королевы родилась прекрасная принцесса Пирлипат, но королева Мышильда, мстя за родственников, убитых мышеловками придворного часовщика Дроссельмейера (они сожрали сало, предназначенное для королевских колбас) , превратила красавицу в уродца. Успокоить ее теперь могло только щелканье орехов. Дроссельмейер под страхом смертной казни с помощью придворного звездочета вычислил гороскоп принцессы - вернуть красоту ей поможет орех Кракатук, расколотый юношей особенным методом. Король отправил Дроссельмейера и звездочета на поиски спасения; и орех, и юноша (племянник часовщика) были найдены у брата Дроссельмейера в его родном городе. Много принцев сломали зубы о Кракатук, и когда король пообещал выдать дочь замуж за спасителя, вперед вышел племянник. Он расколол орех и принцесса, сьев его, стала красавицей, но юноша не смог выполнить весь обряд, потому что Мышильда бросилась ему под ноги… Мышь погибла, но парень превратился в Щелкунчика. Король выгнал Дроссельмайера, его племянника и звездочета. Однако последний предсказал, что Щелкунчик будет принцем и уродство исчезнет, если он победит мышиного короля и его полюбит прекрасная девушка. Через неделю Мари выздоровела и стала укорять Дроссельмейера в том, что он не помог Щелкунчику. Тот ответил, что лишь она может помочь, потому что правит светлым царством. Мышиный король повадился вымогать у Мари ее сласти взамен за безопасность Щелкунчика. Родители встревожились тем, что завелись мыши. Когда он потребовал ее книжки и платья, она взяла на руки Щелкунчика и зарыдала - она готова отдать все, но когда ничего не останется, мышиный король захочет загрызть ее саму. Щелкунчик ожил и обещал позаботиться обо всем, если добудет саблю - с этим помог Фриц, недавно отправивший в отставку полковника (и наказавший гусар для трусость во время боя) . Ночью Щелкунчик пришел к Мари с окровавленной саблей, свечой и 7 золотыми коронами. Отдам трофеи девочке, он повел ее в свое царство - Страну Сказок, куда попали через отцовскую лисью шубу. Помогая сестрам Щелкунчика по хозяйству, предложив растолочь в золотой ступке карамель, Мари вдруг проснулась в своей кровати. Конечно, никто из взрослых не поверил ее рассказу. Про короны Дроссельмайер сказал, что это его подарок Мари на ее двухлетие и отказался признать Щелкунчика своим племянником (игрушка стояла на своем месте в шкафу




Top