Как пишется читательский дневник по рассказу. Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения

Тема: «Мой читательский дневник»

Предметная область: «Литературное Чтение»

Возрастная группа: 8 лет

Ф.И.О. руководителя: Аптрахманова Жанна Георгиевна, учитель начальных классов

Подготовили: Иванова Ю., Пироженко А., Тимканов А.

МАОУ лицей № 81, 2-Д класс.

1.Введение.

1.1. Обоснование выбора темы.

1.2.Цели и задачи работы.

1.3.Ожидаемые результаты.

2. Что мы узнали о читательском дневнике.

2.1. Ценность чтения.

2.2. Определение читательского дневника.

2.3. Советы по ведению записей в дневнике.

2.4. Какие книги вызывают наибольший интерес.

2.5. Мнение родителей о читательском дневнике.

4.Список литературы.

5.Приложения.

1.Введение.

Не одно поколение детей и взрослых сталкиваются с проблемой – не желания читать, современные дети больше доверяют изображению и звуку, чтение как обучающий процесс требует больших интеллектуальных усилий со стороны ученика. На фоне более лёгких способов потребления информации оно становится менее значимым и неконкурентноспособным. Граница между «традиционной взрослостью» и детскостью стирается. Дети и взрослые читают одни и те же книги, смотрят одни и те же телешоу.

Чтобы уроки чтения успешно конкурировали с телевизором и компьютером, учителю начальной школы требуются специальные знания.

Эпиграфом к нашему проекту мы взяли высказывание известного писателя- философа эпохи Просвещения Франсуа-Мари Вольтера

Которые хорошо пишут,

Привыкаешь хорошо говорить.

1.1.Обоснование выбора темы.

Мы выбрала эту тему потому, что хотим помочь своим сверстникам преодолеть трудности не желания читать, показать,что этот процесс может быть увлекательным и интересным. Обучая сегодняшних школьников чтению, сталкиваемся с такими вопросами: чем читатель XXI века отличается от читателя века минувшего, почему так непросто приобщить современных детей к книге?

ГИПОТЕЗА

Способствует ли читательский дневник развитию речи, умению работать с текстом, повышению темпа чтения, повышению качества чтения, развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

1.2. Цели и задачи работы:

Цель нашей работы:

является воспитание культуры чтения и формирование духовно-нравственных ценностей через массовое приобщение учащихся к книге и к систематическому чтению в рамках реализации программы по духовно-нравственному воспитанию.

Задачи:

    Собрать материал по теме.

    Изучить собранный материал и оформить его для наглядности в виде презентации.

    Рассказать ребятам в доступной форме о оформления читательского дневника, о его пользе

    Познакомить детей с именами классиков детской литературы

    Пробудить и развить интерес к чтению

    Вызвать побудительные причины к осмыслению прочитанного

    Развивать творческие способности учащихся, познавательную активность - повышение престижа чтения как развивающего интеллектуального занятия

    стимулирование литературного творчества учащихся

    рациональное использование свободного времени.

1.3. Ожидаемые результаты.

1.Появление интереса к чтению, любовь к книгам.

2.Ознакомление с произведениями многих детских писателей и поэтов.

3.Умение анализировать прочитанные произведения.

4.Повышение техники чтения.

5.Творчески оформленные объёмные читательские дневники.

Материал для своей работы мы брала в интернете, в районной библиотеке. С этой темой мы уже выступили на внеурочных занятиях Учусь создавать проект.

2.Что мы узнали о «Читательском дневнике»

Структура дневника состоит из титульного листа, собственного списка произведений, рекомендуемого преподавателем литературы списка книг и бланка анализа произведения (на каждое произведение студент заполняет отдельный бланк), в котором дается информация об авторе, истории создания произведения, жанре, системе персонажей, поясняются незнакомые слова, указываются понравившиеся цитаты, формулируются выводы и впечатления о прочитанной книге. Для оформления читательского дневника студенту необходимо заполнить титульный лист, указав фамилию, имя, курс, специальность, учебный год; заполнить форму «Список произведений», указав те произведения, которые студент желает или планирует прочитать, в конце дневника более опытные читатели могут ответить на дополнительные вопросы. Главное, разобраться самому, что читать и о чем писать!

Теоретические сведения, включенные в читательский дневник студентов, излагаются в стройной логической системе, проиллюстрированы и подкреплены основательным практическим материалом, соответствующим общеобразовательной программе. Необходимо отметить, что работа студентов в читательских дневниках направлена и на развитие самостоятельной практической творческой деятельности.

2.1 Ценность чтения.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 гг. ХХ века существовал миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был достаточно устойчивый образ-миф, но, в сравнении с другими странами, наши дела в сфере массового чтения были неплохи. Россия была обществом, которое социологи называли «литературноцентристским». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек - все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране (в 80-годы в 80% семей читали книги детям, а сейчас – только 7% !).

В последнее десятилетие мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение юношества. Чтение молодежи - это ключ к жизни в информационном обществе, и оно все больше становится чрезвычайно важным фактором, который определяет уровень культуры общества будущего. Но сегодня, когда особенностями современного развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения читать и анализировать информацию становится особенно высокой. Как мы видим, отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности сегодня изменилось и приобретает для общества чрезвычайно важное, первостепенное значение. Факты подтверждают, что чтение сегодня становится ценностью, причём ценностью как в сфере образования, идеологии, культуры, так и в мире большого бизнеса.

Анализ художественного произведения учит мыслить метафорически. Метафорическое мышление позволяет «прыгать поверх барьеров» и находить смысловые связи там, где плоский взгляд не найдёт ничего общего. Человеческая мысль, как сердце, работает в режиме «сжатие - расширение». Мы то сворачиваем мысль до формулы, тезиса, конспекта, то расширяем её с помощью аналогий и ассоциаций.

2.2. Определение читательского дневника.

Читательский дневник - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Ведение читательского дневника с точки зрения преподавателя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие исследовательские компетенции учащихся в соответствии с их индивидуальным возможностями:

Анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

Целеполагание и планирование деятельности;

Самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках исследовательского вопроса);

Поиск необходимой информации, ее систематизация, структуризация и классификация;

Проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение);

Умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов.

Правильно оформленный читательский дневник открывает широкие возможности для своего использования. Он может рассматриваться в качестве исторического источника, как средство самовоспитания, самосовершенствования, повышения культуры чтения, как справочное пособие, как средство общения и раскрытия себя перед другими.

Мы считаем, что продуктом эффективного использования читательского дневника станут творческие предметные олимпиады, внеклассная исследовательская и проектная работа, а также изучение внепрограммного литературного материала (особенно по современной литературе).

Ведение читательского дневника способствует совершенствованию коммуникативных навыков, информационных умений (извлечение информации, выделение главного, ключевого момента, свёртывание информации), помогает ценностно-смысловому определению учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению.Совершенствование коммуникативной, языковой и литературоведческой компетентностей у учащихся будет способствовать повышению уровня духовно-нравственного воспитания и подготовленности к экзамену по дисциплине «Литература».

Следовательно, изучая и анализируя художественный текст, ученики невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственные мнения, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи, формируются исследовательские компетенции.

Известный музыкант и педагог Г. Нейгауз писал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты». Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде по дневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны - они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” (Краткая литературная энциклопедия).

Для начала стоит обозначить сюжет и главных героев. Помочь отделить главных от второстепенных можно нехитрыми наводящими вопросами: «Кто из героев действует от начала до конца книги?» «Чьи действия самые важные?» « Без кого рассказ не был бы написан?» «Какого героя нужно убрать, чтобы серьезно изменились события?» То же самое нужно проделать с отбором событий, как для пересказа, так и для анализа: «Какие события важные, а какие нет?» Идеально, чтобы ребенок сам по рассуждал на эти темы.

2.3 Советы по ведению записей в дневнике.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения записать свои выводы.

Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь в клетку. Расчерчиваем на несколько колонок (Приложение 1, Приложение 2)

♦ дата чтения,

♦ главные герои,

♦ отзыв, мое мнение («О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения, основную мысль произведения)

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Научите своего ребенка вести Читательский дневник со второго класса, помогите ему в третьем, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Вот основные советы (если проводится урок, ученики могут записать их).

1. “Ни дня без строчки” (Ю. Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

2.4 Обработка анкетных данных. Какие книги вызывают наибольший интерес.

Для того, чтобы выяснить и понять какого жанра произведения любят читать наши сверстники, нравиться ли им читать, ведут ли они читательские дневники, вызывает у них этот процесс интерес или наоборот трудности. Мы провели анкетирование, в котором приняли участия ребята вторых классов нашей школы. (Приложение 3)

После обработки результатов анкетирования «Книга в нашей жизни», оказалось, что:

90%- ответили положительно, лишь у 7%-чтение вызывает трудности, а 3%-опрошенных ребят не имеют возможности читать из-за отсутствия свободного времени.

    На второй вопрос «Произведения какого жанра ты предпочитаешь читать?»

13%- ребят выбрали фантастику.

3%- читают книги военной тематики.

    На третий вопрос «Назови произведения, которые ты прочитал за последний месяц?»

большинству из нас нравится читать народные сказки, рассказы В. Драгунского «Денискины рассказы», Д. Родари «Приключения Чиполлино», рассказы Н. Носова, «Приключения Буратино» А. Толстого …
Нам нравится их читать, потому что в них рассказывается про наших ровесников.
Мы сопереживаем их героям и радуемся находчивости.

    Четвертый вопрос «Ведёшь ли ты читательский дневник?»

32%- ребят ведут читательские дневники и этот процесс вызывает у них интерес.

16%-ведут записи в дневнике не всегда, когда вспоминают.

13%- ребят ведут записи только по требованию учителя.

8%- учащихся не имеют читательский дневник.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что большая часть ребят любят читать, ведут записи в читательском дневнике. Наша гипотеза о пользе читательского дневника подтвердилась. Если обобщить вкусы наших сверстников, то можно сказать, что они предпочитают современную литературу, желательно смешную и с динамичным сюжетом. Любят яркие афоризмы, языковую игру, неожиданности, не любят пафосное, грустное и всё, связанное с военной тематикой. (Приложение 4)

Но к сожалению еще многие дети работают с книгой по напоминанию взрослого. Что свидетельствует о низком уровне самостоятельности.

2.5 Мнение родителей о читательском дневнике.

Давайте разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.

Так же в нашем опросе участвовали родители нашего класса, которым было предложено оставить отзыв, своё мнение о пользе читательского дневника, о том как родители помогают детям в ведении читательского дневника, совместное чтение. (Приложение 5)

Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Кому нужно выписывание главных героев, сюжетных линий? Я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось - прочитала-забыла.» Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!

Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.

«Моему ребенку это не надо, он ведет читательский дневник из-под палки. Любви к чтению у него это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Среди родителей немало есть и сторонников ведения Читательского дневника. «В начальной школе читательский дневник - это хорошо. Это дисциплинирует, позволяет сделать выводы, хотя бы два-три предложения. В конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно. » Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.

Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 - было уже просто»

3. Вывод

Таким образом, наша гипотеза пользе читательский дневника, он способствует развитию речи, умению работать с текстом, повышению темпа чтения, повышению качества чтения, развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Внедрение читательского дневника в образовательный процесс младшего школьника позволяет формировать духовно-нравственные ценности через массовое приобщение учеников к книге и к систематическому чтению. Согласно мнению А.С. Макаренко «суть воспитания не приобретение, но употребление книг», очевидно, что молодому поколению нужно помочь понять несложную истину: с помощью чтения книги и анализа значимого опыта, помещенного в ней, развивается гармоничная личность. К чтению невозможно прийти под страхом наказания, только во взаимосвязи с личностным интересом, то есть чтение - процесс, осознанный личностью - как необходимый для развития. И, наконец, все вышесказанное прямо взаимосвязано с педагогикой будущего успеха в обществе развивающейся личности.

4. Литература:

Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения.Автор статьи: Осьмакова Марина Васильевна - преподаватель психодиагностики и коррекционной педагогики Тюменского педагогического колледжа №1 (высшей категории).

История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Том 1. М.: Книга, 1976.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Новая школьная энциклопедия: Словесность. М.: РОСМЭН; ООО «Мир книги», 2004.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.

Информация взята с сайта: http://www.ufamama.ru/Posts/View/102

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Начало формы

Конец формы

Читательский дневник

учени____ 2 Д класса

МАОУ лицея №81 города Тюмени

________________________________

1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3.При чтении будь внимателен к каждому слову.

4.Старайся понять, о чём читаешь.

5.Читай ежедневно:

· “про себя”

2.Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.

3.Предположи, о чём я тебе расскажу.

4.Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.

6.Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Рассказывая о прочитанном рассказе или книге,
используй эти вопросы.

1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Если выбрал сам, то почему именно ее?

2. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку!

Опиши внешность героя,

Назови черты его характера

Каковы его любимые занятия

Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.

Кто его друзья? Какие они?

Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?

А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

Нарисуй портрет любимого героя

3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом.

Нарисуй к отрывку иллюстрацию.

4. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.

5. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие слова....

Как я читаю (март):

    Способ чтения:______________________________

    Качество чтения – безошибочно – (да/нет)____________________________________

    Мои ошибки:
    замена, пропуск, искажение букв - __________________________________________

повторы слов и слогов - __________________________________________
неверная постановка ударения - __________________________________________

искажение окончаний в словах - __________________________________________

В этом месяце я прочитал(а) следующие книги:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Анкета для учащихся 2 класса «Кника-в нашей жизни»

Ф.И.,класс

Варианты ответа

Б) не очень,у меня мало свободного временя.

В) чтение вызывает у меня большие трудности.

2.Произведения какого жанра ты предпочитаешь читать?

А) Сказки

Б) Фантастику

В) Приключения

Г) Военные

3.Назови произведения, которые ты прочитал за последний месяц?

4.Ведеш ли ты записи в читательском дневнике?

А) Да,это интересно

Б) не всегда,когда вспоминаю

В) когда требует учитель

Г) у меня его нет

1.Андерсон Г.Х. «Русалочка», «Оле-Лукое», «Соловей»

2.Бажов П. «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»

3.Барто А.

Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для . Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в . И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.

Давайте же разберемся, зачем и кому нужен

Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий - я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла.» Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!

Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.

«Моей это не надо, и делает из-под палки. у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Среди родителей немало есть и сторонников ведения Читательского дневника . «В началке ЧД - это хорошо. Это дисциплинирует. Это позволяет самой расставить точки над i в прочитанном, сделать выводы, хотя бы два-три предложения. А в конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно.» Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.

Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 - было уже просто»

Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?


В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только , но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Как же оформить читательский дневник?

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.


Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к о формлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.

Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:

♦ дата чтения,

название произведение,

♦ главные герои,

«О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Интересно узнать и Ваше мнение по вопросу ведения Читательского дневника. Как Вы его ведете?


Еще с сайта:

  • 19.02.2019. комментария 2
  • 14.10.2018. Отзывов нет
  • 05.03.2018. комментария 4
  • 13.02.2018. комментариев 6

Для учеников 2 класса ведение читательского дневника является обязательным. Но подобная шпаргалка необязательно должна быть тяжкой повинностью. Наоборот, если уделить некоторое время оформлению этой «шпаргалки», то она станет любимой «книжкой» и предметом гордости для малыша.

Для чего нужно вести дневник

Основное предназначение читательского дневника — это напоминать учащемуся о прочитанных произведениях. Благодаря этой «шпаргалке» ребёнок всегда сможет вспомнить о сюжете и главных героях рассказа, а также о впечатлении от прочитанного.

Ведение читательского дневника для 2 класса помогает ребёнку запоминать произведения.

Кроме того, ведение читательского дневника отлично влияет на развитие школьника. Благодаря этой «шпаргалке» ребёнок:

  • учится связано высказывать свои мысли;
  • развивает память;
  • учится анализировать и обдумывать прочитанное;
  • тренирует навыки чтения и письма.

К тому же читательский дневник влияет на творческие способности ребёнка, ведь малышу необходимо придумать, как красиво оформлять эту «шпаргалку».

Как сделать читательский дневник

Не существует жёстких правил ведения читательского дневника. Но чтобы ребёнок с удовольствием его заполнял, рекомендуется сделать «шпаргалку» яркой и красочной. Кроме того, для дневника лучше выбрать толстую тетрадь в клеточку, ведь обычная быстро потеряет привлекательный вид.

Уделите внимание титульному листу дневника. Здесь необходимо указать фамилию и имя читателя, номер школы и класса.

Не забудьте придумать название «шпаргалки». При желании титульный лист можно оформить картинками, иллюстрациями или фото ученика.

Образец готового читательского дневника нередко даёт учитель. Но многие педагоги рекомендуют детям самостоятельно придумать, как должна выглядеть эта тетрадь. Пример необходимых колонок:

  • Дата чтения.
  • Автор произведения.
  • Название.
  • Главные герои рассказа.
  • Краткое содержание произведений.

Поработайте над дизайном каждой страницы, ведь красиво оформленный дневник вести намного приятней. Можно выделить заголовки цветной пастой, а остальное заполнять обычной.

После краткого содержания произведения желательно написать отзыв о прочитанном.

Как вести читательский дневник

Для того чтобы «шпаргалка» приносила пользу и удовольствие школьнику, необходимо её постоянно заполнять. Правила ведения дневника:

Ведение читательского дневника — весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребёнка. Но чтобы это задание приносило максимум удовольствия юному школьнику, необходимо уделить достаточно внимания оформлению «шпаргалки». Тогда дневник станет любимой книжкой для ребёнка.

Если вы регулярно читаете, но не можете вспомнить содержание книги уже через месяц, остановитесь. Задумайтесь: почему так происходит? А пока вы размышляете, я расскажу про свой читательский дневник, который помог мне получить от чтения максимум пользы.

Предыстория

Неудивительно, но я люблю читать. На журфаке у нас был предмет «История зарубежной литературы», благодаря которому в моей жизни появились гигантские списки книг. За семестр нужно было одолеть от 50 до 70 произведений. Сложных, глубоких, тяжёлых. «Доктор Фаустус», «Волшебная гора», «Улисс», «Сто лет одиночества», «Бильярд в половине десятого» - все эти книги надолго засели в моей голове, потому что мы часами разбирали их на парах.

Но время прошло, и содержание книг потихоньку стёрлось из памяти. Литературу я стала читать совершенно иначе. После прочтения в голове остаётся слишком мало: я осознаю это через месяц-два.

Кто был главным героем? Почему он конфликтовал с миром? А чем всё закончилось?! Что делать: читать заново?

Что делать

Решение родилось в беседе. Мы с подругой обсуждали эту проблему и вдруг поняли - нужно завести читательский дневник. Как в школе, но только интереснее. Не просто перечислять, что произошло, а давать подробный анализ прочитанного.


Автор фото: Анна. Источник @books.cards

Я загорелась идеей. Стала искать что-то подобное на нашем сайте. Нашла дневник для школьников - «Читательский дневник» Марты Райцес . В нём 4 графы: книга, автор, переводчик, цитаты и мои мысли. Есть странички с фактами из книги. Поля, где можно нарисовать интеллект-карту, написать фанфик или рецензию. Добавить рецепт, который вы прочитали в произведении. И даже составить по мотивам книги кроссворд.


Автор фото: Анна. Источник @annakrolly

Меня даже не беспокоило, что дневник детский. Ведь тех, кто решил читать и разбирать книги по кирпичикам, это не остановит. Но ждать, пока он придёт, не хотелось, и я оставила вариант на заметку.

Мой вариант дневника

Решила начать с чего-то попроще. И в итоге купила тетрадку, открыла первую страницу и разделила её на несколько граф:

  • название,
  • автор,
  • год издания,
  • главные герои,
  • действие происходит,
  • что случилось,
  • про что книга на самом деле,
  • цитаты.

Почти все строчки я заполнила махом. До графы «Про что книга на самом деле». Тут застопорилась. Последний раз я анализировала произведения при помощи фраз «Крутая книга! Я аж перечитать захотела сразу» или «Обязательно прочитай! Я не могла уснуть из-за неё до трёх ночи». Но для читательского дневника эта схема не годилась. И тогда я поняла, что мне нужна книга о том, как


Правила чтения

4. Не ищите всегда «основную мысль».

Этот совет относится к художественной литературе. Иногда нам хочется свести произведения к списку проблем, которые описаны в тексте. Но зачастую он создан вовсе не для этого. Художественная книга - это мир, в который нас зовёт писатель.

Не забывайте наслаждаться его красками - стилистическими приёмами, языком, харизматичными персонажами, манерой автора.

Американский писатель, поэт и критик Марк Ван Дорен пишет: «Читая пьесу Шекспира, мы находимся в ней. Нас затягивает туда быстро или плавно - чаще всего быстро, - и, оказавшись в этом мире, мы погружаемся в него полностью. В этом тайна власти Шекспира над нами - и она остается неразгаданной. Автор создает вокруг нас особый мир, о котором мы даже не подозревали. И этот мир поглощает нас без остатка».

5. Рисуйте сюжет.

Мой читательский дневник не ограничен текстом. Запомнить прочитанное помогают визуальные образы: я рисую обложку или сцену из книги, которая больше всех зацепила. Зачем? В книге «Визуальные заметки» написано, что наш мозг обрабатывает информацию вербально и визуально. А значит, скетчи - это не простые картинки, а способ воспроизвести в памяти важные моменты из произведения.


Автор фото: Источник @infopres18

В чём польза

Вести читательский дневник оказалось жутко интересно. Пока я делаю это «по старинке» - от руки, в тетрадке, заполняя каждую клеточку своим неидеальным почерком. Подумываю перейти на электронную версию: сделать большой гуглдок. Или адаптировать творческий блокнот: один из них как раз скоро придёт ко мне.

У дневника несколько важных плюсов.

  • Целостное ощущение от прочитанного. Книга не пропадает в пучине мыслей, а встаёт на полочку воспоминаний. С обложкой, объяснениями и закладкой на нужных страницах, где приглянулись цитаты. Появляется ощущение того, что ты «прожил» историю и понял автора. Разобрался во всём, что тебя волновало.
  • Как детектив. Текст о книге похож на расследование: пытаешься копнуть глубже, чем обычно. Кажется, что ты читал остросюжетный триллер, но на самом деле - психологическую драму. Или на первый взгляд была простая история о жизни хореографа. А с другой стороны - руководство для выживания в творческой профессии.
  • Память. Содержание и вправду запоминается в разы лучше. Особенно когда пишешь текст от руки, размышляешь о решении главного героя, выделяешь мысли, которые приглянулись.

Мой дневник потихоньку пополняется

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и , а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Шаблоны оформления читательского дневника

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.




Top