Как подобрать репертуар под голос. Как подобрать репертуар подростку, учитывая особенности подросткового восприятия

Современные педагоги в музыкальных школах часто сталкиваются с тем, что подросток не хочет петь ту или иную песню или романс, и все попытки переубедить его приводят к осложнениям и конфликтам. Зачастую подросток отказывается не только исполнять романс, который ему не нравится, но и может вообще перестать ходить в музыкальную школу. Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, нужно учитывать все возрастные особенности подростков. О них вы и узнаете в этой статье.

Возрастные особенности подростка

Для этого возраста характерна не только повышенная ранимость, но и желание произвести впечатление. Ему хочется показаться ярким, эффектным и красивым, чтобы его оценили и одобрили и, чем меньше любви он получает в своём окружении, тем острее это чувство. Также он становится чувствителен к насмешкам, поэтому для него важно, чтобы романс, который он будет петь со сцены, выгодно подчёркивал его сильные стороны, как вокалиста, и как человека. Поэтому для того чтобы правильно подобрать ему репертуар, нужно учитывать такие возрастные особенности подростка, как:

  1. Стремление к эффектности. Исполняя романс, подросток хочет чувствовать себя не просто исполнителем, а звездой. Для этого его репертуар должен быть интересным, передающим чувства, знакомые самому подростку и соответствующие его восприятию.
  2. Страх, что его осудят или над ним посмеются. Он тоже характерен для подросткового возраста, поэтому, если в вокальном произведении есть места, которые ему непонятны и вызывают смущение, он просто может отказаться от его исполнения и решить, что «классический вокал ему не нужен, так как там неинтересные произведения». И тут нужно тоже быть внимательным при подборе репертуара.
  3. Наличие новых интересов. В подростковом возрасте юноша или девушка может решить, что классика никому не нужна и лучше он будет заниматься эстрадным вокалом или вообще выбрать танцы. Удержать интерес можно только ярким и понятным ему репертуаром, содержание которого поможет подростку раскрыться. Немалый эффект произведут и красивые аранжировки, которые позволят подростку почувствовать себя на сцене не хуже популярной звезды.
  4. Выбирая произведения о любви, нужно учитывать возрастные особенности подростка, точнее, его восприятие. Тут многое зависит от конкретного характера и темперамента. Есть юноши и девушки, которые воспринимают лёгкие произведения, без сильного драматизма. А некоторые, наоборот, уже в раннем возрасте могут прекрасно передать характер героини Кармен. Так что преподавателю по вокалу стоит обратить внимание на представления о любви конкретного подростка, чтобы подобрать ему репертуар, который будет понятен ему и поможет раскрыться.
  5. Яркое проявление характера. Именно тогда, когда подросток начинает упрямиться, проявлять характер и показывать себя, видно, какой у него темперамент и восприятие окружающего мира. Обычно в это время начинает проявляться уже сформированный характер со своими особенностями. Кто-то становиться ярким и кокетливым, чертёнком в юбке, а кто-то превращается в мечтательную гламурную девушку, нежную и легкоранимую. Исходя из этих особенностей и стоит подбирать произведения. Не стоит из скромницы делать Кармен и наоборот. Лучше, чтобы в произведении проявлялись черты характера подростка, тогда ему будет легко его исполнять.

Как влияет восприятие подростка на выбор репертуара

Выбирая романс, стоит проанализировать его содержание и подумать, впишется ли он в восприятие подростка. Есть романсы, которые хорошо звучат в исполнении зрелого мужчины. В них есть слова о глубокой драматичной любви, о годах, которые пролетели незаметно. Их давать подростку не стоит, так как он не сможет передать его настроение, эмоции и характер. Зато песни и романсы о первой любви, влюблённости, нежности или, напротив, предательстве, подросток сможет передать, если они соответствуют его восприятию. Также романс должен эффектно показывать и самого подростка. Например, романс «Я вас любил» будет красиво звучать в исполнении подростка, который легко относиться к неудачам и не склонен драматизировать ситуацию. У ранимого и замкнутого подростка этот романс будет навевать тоску как на него самого, так и на слушателей. Поэтому при выборе репертуара стоит учитывать восприятие подростка и его сформированный характер.

Как создать имидж подростка-вокалиста

Основной секрет, как создать имидж подростка-вокалиста, состоит в том, чтобы выгодно преподнести его особенности публике. Обыграть красиво можно всё что угодно. Подросток отличается вспыльчивостью и нетерпеливым характером? Ему стоит подобрать репертуар, где он может красиво преподнести свою необузданность. Он отличается замкнутостью? Лирические романсы, носящие не слишком эмоциональный характер – то, что вам нужно. Подросток отличается весёлым нравом? Подвижные романсы или, напротив, драматичные произведения будут звучать у него легко и красиво. После этого стоит продумать его образ, костюм и послание, которое он должен будет передать зрителям во время исполнения. Составить целостный образ вам помогут уроки актёрского мастерства. Вот из таких мелочей и складывается имидж подростка-вокалиста.

Как подобрать репертуар подростку

  1. Обязательно давайте в записи романс или песню прослушать будущему исполнителю. Хотя композиторы и не писали произведения для этого возраста, романсы и песни для юношей и девушек должны быть в арсенале любого преподавателя.
  2. Посмотрите и проанализируйте текст. Подумайте, чем он может быть интересен подростку. Интересный репертуар для подростка всегда проще исполнять, чем петь то, что не нравиться.
  3. Каким он показывает подростка? Такой ли он на самом деле? Девушкам не стоит петь мужские романсы и наоборот. Не нужно, чтобы они смотрелись смешно со сцены.
  4. Романсы и песни для девушек и юношей не должны быть трагичными. Интересный репертуар для подростков должен быть позитивным и по возможности оптимистичный.

Примеры

«Осенние листья» Макроусова;

«Вернись в Сорренто»

Каччини «Аве Мария»

Пахомова Наталья Васильевна
Должность: преподаватель по классу хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Подбор вокального репертуара для учащихся ДШИ"
Дата публикации: 17.09.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 4 г. Курска »

Методическая разработка

«Подбор вокального репертуара для учащихся ДШИ»

Составила:

преподаватель ДШИ №4

по классу хоровых дисциплин

Пахомова Наталья Васильевна

Аннотация

Данная разработка посвящена проблеме подбора вокального репертуара

для учащихся ДШИ. Рассматриваются педагогические условия подбора и

освоения репертуара в вокальном классе детской школы искусств, а так же

личный преподавательский опыт.

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Подбор

вокального

репертуара

учащихся

проблема

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

классе детской школ искусств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Опыт работы по подбору вокального репертуара в условиях детской

школы искусств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . .

Введение

Одной из негативных тенденций современности является значительное

с н и ж е н и е

в культурном

пространстве

высокохудожественной

вокальной музыки. Засилие низкопробной продукции массовой культуры и

необходимость

повышения

качества

потребляемой

духовной

обусловливают возрастание интереса к проблемам музыкально-эстетического

развития личности.

Вопросам

музыкально-эстетического

воспитания

подрастающего

поколения посвящены высказывания мастеров искусств разных времен и

народов. В «Жизненных правилах для музыкантов» Р. Шуман писал: «На

сладостях, печенье и конфетах из ребёнка никогда не вырастить здорового

человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и

здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и

придерживайтесь» .

С точки зрения Д.Б. Кабалевского, именно в музыке с наибольшей

проявляет

«человечность»

искусства:

воплощает

человека, его мыслей и чувств, его восприятия жизни. В истоках музыки, в

человеческий

говорящий,

человеческого движения… » .

Вокальная музыка является самым ранним видом искусства. Уже на

заре человеческой цивилизации люди пользовались голосом для звуковых

сигналов и общения между собой. Формы вокальной музыки усложнялись по

мере развития человеческого общества.

Став самостоятельным искусством, музыка развивалась в тесной связи

с речью, со словом. На основе синтеза музыки и слова появилось множество

вокальных жанров музыки: предназначенной для сольного, ансамблевого или

хорового

исполнения,

сопровождения

аккомпанементом.

Литературная

вокальной

звучание,

обогащает её смыслами, оттенками красочности, чувств.

Вокальное воспитание – не самоцель, а уникальный путь приобщения

личности

ценностям

отечественной

музыкальной

культуры.

Важнейшим фактором музыкально-эстетического развития ребенка является

вокальный

репертуар.

вокального

репертуара

важнейшее

значение не только для профессионального вокального воспитания, но и для

полноценного общего музыкально-эстетического развития личности.

Изучение

сложившейся

практики

вокальной

подготовки

учащихся

показывает,

педагоги-вокалисты

основное

внимание

развитию

вокально-технических

певческого

обучающихся.

педагогический

потенциал

вокального

репертуара

исполнительской

и культурно-просветительской

деятельности

реализуется

недостаточно.

существуют

противоречия

огромным

художественно-педагогическим

потенциалом

вокальной

недостаточной

реализацией

потенциала

процессе

музыкально-

эстетического

образования

юношества,

потребностью

музыкально-эстетическом развитии учащихся ДШИ на вершинных образцах

мировой вокальной культуры и недостаточной разработанностью теории и

методики подбора вокального репертуара применительно к детской школе

искусств.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Подбор вокального репертуара для учащихся ДШИ как проблема

педагогики музыкального образования

Репертуар

«список») –

совокупность произведений которые исполняют на концерте, конкурсе или

разучиваются в процессе занятий.

репертуара

обучении

является

важнейшей частью работы преподавателя с учеником на уроке вокала.

Проблема

вокального

воспитания

предметом

исследования ученых физиологов, психологов, акустиков, врачей-фониатров,

музыкантов. Различные подходы к данной проблеме освещены в научной и

музыкально-педагогической литературе.

Можно выделить несколько стадий в развитии детского голоса, хотя и

существуют отличия во взглядах по данному вопросу у различных авторов:

0–2 года – раннее детство;

2–6 лет – дошкольный возраст;

6–10 лет – младший школьный возраст;

10–12 лет – средний школьный возраст;

12 – 16 лет – старший школьный (пубертатный) возраст.

возрастной

характеризуется сдвигами

отношении

обусловлен

психического

физического состояния его организма, что, безусловно, отражается на его

но и с медицинской точки зрения.

и проходит несколько этапов своего развития:

1) 5–6, 9–10 лет – младший домутационный возраст;

2) 9–10, 12–13 лет - старший домутационный возраст, расцвет голоса;

3) 12–13, 15–16 - период мутации, в котором голос ребёнка приобретает

постмутации.

формировать

художественную

культуру

учащихся,

направлены на расширение репертуара с первого года обучения.

Выбор правильного репертуара способствует успешной деятельности

вокального исполнителя. Репертуар должен быть художественно ценным,

соответствующим

творческому

направлению

исполнителя,

интересным

разнообразным, полезным в педагогическом отношении, способствующим

художественному росту певца.

вокального

исполнительства

выделяются

следующие

разновидности

репертуара:

экзаменационный,

концертный,

конкурсный.

репертуар:

упражнения

вокализы,

художественные

произведения,

исполняемые

овладения

учеником

какими-либо

профессиональными

качествами:

дыханием,

звуковедением,

звукообразованием и т. д.).

Концертный репертуар – произведения, для исполнения на концертах.

наиболее

раскрыть

профессиональные

певца, которыми он овладел в учебном процессе. Для концерта произведение

должно подходить по стилю, теме и т. д.

Репертуар

экзаменационный

конкурсный

произведения,

исполняемые

экзамене

конкурсе.

произведения

показать качества ученика, приобретённые им в процессе обучения вокалу.

проблеме

репертуара

педагоги,

искусствоведы,

музыканты,

исполнители

Варламов

«...важно давать петь молодым ученикам только такие музыкальные пьесы,

подвергают

опасности

лишиться

способностей

пению» .

Егорычева в

книге «Упражнения для развития вокальной

техники»

писала: «Правильный

упражнений,

осознанность

работает

Разделение

изолированные моменты достаточно условно, так как любое упражнение

выполнения

вокально-технических

музыкально-

художественных задач» .

Н. Полякова в статье «Детский вокальный репертуар: формирование

личности

музыканта

перечисляет

основные

составляющие детского вокального репертуара: «классические миниатюры,

народные и современные песни напевного характера, по стилю близкие к

классической музыке, и вокализы». При этом автор отмечает, что «весь этот

материал необходимо классифицировать по степени вокально-технической

трудности

Репертуар

соответствовать

репертуара

закономерно

получили

отражение

примерных

программах

дополнительного

предпрофессионального

образования,

утвержденных

Министерством

культуры

известным

причинам

сайте не представлены примерные программы по учебному

предмету «Вокал», на которые преподаватели по классу вокала могли бы

ссылаться.

преподаватели

искусств

ориентируются

требования

вокально-хоровой

подготовке

учебного предмета

преследуют общую цель и решают общие задачи духовно-нравственного

развития обучающихся, художественно-эстетического воспитания и общей

культуры школьников. Утвержденная Министерством примерная программа

по «Хору» уделяет особое внимание проблеме репертуара.

Основные принципы подбора репертуара:

1. Художественная ценность произведения.

2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора

3. Решение учебных задач.

4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с

произведениями

современных

композиторов

народными

различных жанров).

5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно-

эмоционального смысла.

6. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в)

по техническим навыкам.

7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию;

в) темпу, нюансировке; г) по сложности .

Педагогические условия подбора и освоения репертуара в вокальном

классе детской школы искусств

искусств

непосредственно

выполняет

художественного образования и музыкально-эстетического развития детей и

подростков.

последнее

стремление

музыкальному

образованию у подрастающего поколения значительно ослабло, проблема

музыкально-эстетического развития особо актуальна.

Процессуальный

созвучен

развития

личности,

занимающей

доминирующее

положение

современной

психологии

педагогике. Так, к основным методологическим принципам художественного

образования относятся «начало обучения с раннего возраста, непрерывность

и преемственность различных уровней художественного образования» . Идея развития личности реализуется в преемственных связях всех типов

и видов образовательных учреждений (детских садах, общеобразовательных

учреждениях

среднего

профессионального,

послевузовского

профессионального

образования,

учреждениях

дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств) и

учреждений культуры и искусства.

музыкально-эстетического

развития

осуществляется

формирование музыкально-эстетической культуры ребенка.

Правильное и выразительное пение является показателем развитости

музыкальной культуры личности. Хотя пение – природный фактор, тем не

менее, в силу ряда причин дети в последнее время поют меньше и хуже.

Задача преподавателя по классу – не только развить голос детей, но и научить

учеников постоянно слушать себя при пении, все время анализировать его с

точности

отношению

протяженности, штриховки, силы звука и т.д. При этом нельзя забывать и о

художественной стороне исполнения. Таким образом, развитие вокальных

навыков – сложнейшая задача, которая стоит перед педагогом-музыкантом.

Пение выполняет ряд функций в условиях музыкального образования и

воспитания:

разучивая

исполняя

произведения

вокального

репертуара,

происходит знакомство с разноплановыми сочинениями;

Получение представления о музыкальных жанрах, приемах развития;

Изучение связи музыки и слова в вокальных произведениях;

Освоение некоторых особенностей фольклора и музыкального языка

произведений профессиональных композиторов.

расширяет

кругозор

учащихся,

формирует

положительное

отношение детей к музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса

к музыке и к музыкальным занятиям. Пение решает задачи развития слуха и

учащихся,

формирует

определенный

певческих

навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного

исполнения. Являясь одним из самых доступных видов исполнительской

деятельности

развивает

общеучебные

необходимые

успешного

обучения

эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения

позитивного

отношения

окружающему

постижение

эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения,

через формирование личностной оценки исполняемой музыки.

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают пение с обучением

игре на музыкальных инструментах, именно занятия вокалом служат одним

факторов

развития

музыкальности

помогают

развитию

интонационных

необходимых

овладения

исполнительским

искусством

музыкальном

инструменте,

способствуют формированию навыков музицирования.

Успешность вокальной работы во многом зависит от разных причин.

Одна из них – исходный уровень общей музыкальной культуры детей,

влияющий на развитие таких психофизических процессов, как восприятие

музыки, память, навыки речевого общения, эмоциональные реакции. Другая

первичных вокальных навыков до поступления в школу искусств.

процессе

вокальном

решается

комплекс

вокального развития детей, наиболее значимые из них – певческая установка,

работа над дыханием, работа над артикуляцией, работа над звуком, работа

над произведением.

Артикуляция – важнейшая часть вокальной работы – тесно связана с

дыханием, звукообразованием, интонированием и т.д. С помощью хорошей

артикуляции при пении текст доносится до слушателя. Артикуляционный

аппарат у детей и особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Здесь

все важно, все влияет на качество исполнения: умение открывать рот при

правильно

расположить

освободиться

зажатости,

напряжения нижней челюсти, свободно разместить язык во рту. При пении

важно также распевать гласные, округляя их; стремиться к чистоте звучания

безударных гласных; быстро и четко выговаривать согласные.

младшего

возраста,

заботимся о качестве звучности и интонации. Следим, чтобы дети открывали

рот, не пели сквозь зубы или с носовым призвуком. В этом случае важна роль

показа педагога.

От детей младшего возраста нельзя требовать большой силы звучания,

незначительная

перегрузка

привести

заболеванию

певческий

помнить, что нельзя кричать, громко разговаривать, а во время недомоганий

нельзя и петь.

репертуара,

соответствовать

возможностям

певца. Желательно, чтобы в вокальном репертуаре преобладали кантиленные

Вокальные

упражнения

распевания

настройки,

преодоления

технических

трудностей.

упражнения

органично входить в занятие.

Работа над произведением. Содержание вокального произведения и его

характер анализируются вместе с ребёнком, что способствует воспитанию

слушания и слышания музыки.

вслушавшись

словесной

«подсказки» (без литературной основы) в своем воображении мог создать

музыкальный

Постепенно

привыкает

одновременно, определять средства выразительности, форму произведения.

Все будет понято детьми, если с самого начала на это обратить внимание.

Ребёнок не может петь безучастно. Если он хорошо понял песню,

представил

художественный

исполнение

эмоциональным и убедительным. Работа над произведением осуществляется

параллельно с работой над отдельными умениями и навыками. Главная цель

преподавателя

достигнуть

исполнении

простоты

естественности,

научить ребёнка «видеть» исполняемое, петь мягко, исключить крикливость.

обучения

учащиеся

овладевают

вокальными

навыками,

осваивают

вокальный

репертуар

различных

концентрировать

внимание

качестве

звучания,

приобретают

конкурсных и концертных выступлений.

наиболее

актуальных

значимых

практике

музыкального

образования

является

проблема

формирования

детей вокально-интонационных навыков. Несмотря на то, что от успешности

организации вокально-интонационной работы с детьми во многом зависит

качество музыкально-образовательного процесса, эта область относится к

наименее разработанным в теории и методике общего и дополнительного

образования.

музыкальным

образованием, прежде всего, требует развития творческого начала учащихся,

развития

способности

музицированию,

формирования

широкого

музыкального кругозора, эстетического отношения к жизненным явлениям.

Определяя проблему можно выявить главные пути её решения – это

разработка единых, научно-обоснованных, целенаправленных и эффективных

преподавания.

Педагоги

отсутствие

существенно

препятствуют

детского

музыкально-художественного образования.

Отсутствие стабильных учебных планов и образовательных программ

значительно

осложняет

функционирования

искусств:

препятствует формированию учебных требований, разработке современных

обучения

пропаганде

преподавателей,

подготовке

соответствующих

педагогических

созданию

опытом. Школа искусств развивается, опираясь на энтузиазм и инициативу

руководителей местных органов культуры, образования и самих работников

учреждений,

пытающихся

самостоятельно

разработать

сформулировать

нормативные

документы.

варится в собственном соку, в том числе и наша ДШИ №4 города Курска.

Вместе с тем в нашей школе искусств имеются две программы по

предмету «Вокал» для хорового и инструментальных отделений (Приложения

программы

по служили

о п ы т н о -

экспериментальной работе.

Существенным

исследования

определение

принципов

вокального

репертуара.

Изучение

психолого-педагогической

методической

литературы,

обобщение

передового

педагогического

позволили выделить ряд ведущих принципов.

Принцип сочетания технического и художественного в обучении.

означает,

репертуар

направлен

гармоничное развитие художественных и технических качеств одновременно.

В репертуаре должны сочетаться узконаправленный комплекс упражнений,

распевок

художественные

произведения.

принципа

решаться

одновременное

развитие

вокальной

выразительности.

Перед началом работы с учеником нужно провести педагогическую

диагностику,

определить

технического

художественного

развития.

Определив,

развитием

работать,

подбираются

соответствующие

упражнения

серьёзно

отнестись

репертуара, так как необходимо найти именно то ограниченное количество

произведений,

способно

продвинуть

направлениям. Грамотно выбранное произведение должно быть доступно

ученику как в художественном, так и в техническом плане. А для этого

педагогу

необходимо

обладать

достаточным

музыкального

материала в сфере своей деятельности.

Л. Б. Дмитриев

подчеркивал:

упражнений,

вокализов

художественно-педагогического

материала

является

обязательным

педагога.

правильном

овладевают

репертуаром.

знающий педагогический репертуар и умеющий его использовать, имеет в

своих руках могучее средство развития певца. К сожалению, в классах часто

приходится

наблюдать

ограниченность

музыкального

материала,

стандартизацию

упражнений,

вокализов,

художественного

репертуара, который можно употреблять в педагогических целях. Это сильно

снижает эффективность обучения» .

Принцип

индивидуального

подхода.

учеником

преподаватель непременно должен принимать во внимание индивидуальные

свойства каждого ученика, особенности темперамента, характер. Зачастую

случается так, что определённому ученику больше подойдут лирические

песни, а преподаватель, никак не замечая этого, даёт весёлые, зажигательные

песни, и наоборот. В данных случаях ученик не раскроется в песне, или она

ему просто не будет интересна.

Подбор репертуара так же должен проходить в рамках решения

учебных задач.

Принципы подбора репертуара – основа учебно-творческого процесса в

обучении вокалу школьников. Его последовательное освоение от простого к

сложному,

принципов

дидактики

обучения, так и воспитания обучающихся вокалу. Многожанровый вокальный

репертуар

большого

количества

произведений

композиторов способствуют накоплению учащимися исполнительского опыта

и знаний.

Вопрос подбора репертуара – основной в творчестве исполнителя. От

умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития певца. В

первую очередь нужно помнить о задачах, поставленных перед начинающим

выбранное

произведение

направлено

развитие

отработку определённых вокальных навыков.

Дидактический

принцип

постепенного

последовательного

развития.

Поэтапное

усложнение

репертуара

положительно

правильное

аппарата

музыкальность.

репертуарные списки учебных программ и методические пособия основаны

на этом принципе.

Р е п е р т у а р

д о л ж е н

б ы т ь высокохудожественным ,

н о с и т ь

воспитательный

и развивающий

характер, соответствовать

возрасту

р е б ё н к а

е г о пониманию ,

с о о т в е т с т в о в а т ь исполнительским

возможностям детей, быть разнообразным по характеру и содержанию , а

также необходимо усложнять репертуар по мере необходимости в целях

приобретения тех или иных навыков.

Для того чтобы подобрать ученикам правильный репертуар необходимо

прежде всего:

возрастных

особенностях

развития

– подбирать репертуар исходя из потребностей и способностей каждого

руководствоваться

требованиями

репертуару,

составленными в ДШИ.

Опыт работы по подбору вокального репертуара в условиях

детской школы искусств

выявления

музыкальных,

частности

вокальных,

познаний учащихся было проведено исследование на базе ДШИ №4 города

Курска. Ученикам была предложена анкета, содержащая десять вопросов на

вокальную и литературную тематику. Возраст отвечающих 8–16 лет.

Детям была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:

3. Какие вокальные произведения тебе нравятся?

4. Какие произведения хотел(а) исполнить?

5. Какие произведения есть в твоём вокальном репертуаре?

6. Каких вокальных исполнителей ты знаешь, что больше нравится в их

репертуаре?

9. Каких ты знаешь поэтов?

10. На чьи стихи написаны следующие произведения?

1) Муз. С. Прокофьева «Болтунья»;

2) Муз. П. Чайковского «Осень»;

3) Муз. Г. Свиридова «Зимний вечер»;

4) Муз. А. Варламова «Белеет парус одинокий»;

5) Муз. Е. Крылатова «Крылатые качели».

Результаты анкетирования представлены в приложении №5.

того чтобы разговаривать и выражать свои мысли». Вполне понятный и

грамотный ответ на вопрос.

На вопрос «Для чего человеку нужен вокальный голос?» дети отвечали,

и переживания человека.

На вопрос «Какие вокальные произведения нравятся?» каждый ребёнок

отвечал по-своему. Одни писали о характере произведений, другие указывали

вокального

репертуаре

искусств,

некоторым

ученикам нравятся английские песни, а кому-то и русская классика. Т.е.

ответы учеников весьма разнообразны и зависят от личных предпочтений.

На вопрос «Какие произведения хотел(а) исполнить?» звучали ответы:

современные эстрадные песни, английские песни, а также вообще, самые

известные во всём мире.

На вопрос о содержании их вокального репертуара, дети перечисляли в

основном произведения, которые исполняют на уроке вокала последний год-

два. Это говорит о том, что, возможно, ученики не запоминают произведения

исполняемые ими ранее.

На вопрос о том, каких вокальных исполнителей знаете, и какие их

произведения нравятся, только одна ученица написала про Лучано Паваротти,

остальные ученики писали только о современных эстрадных певцах. Судя по

ответам, можно сделать определённый вывод.

качествах

вокального

следующее:

Отмечают

качества

диапазон,

мелодичность,

значении

Подобные

учеников

целостных

представлений о том, какими качествами должен обладать певческий голос.

Отвечая на вопрос, «Какие качества вокального голоса хотел(а) бы

развить у себя?», начинающие певцы отвечали так: звонкость голоса, чистую

интонацию, хорошее и правильное дыхание, широкий диапазон, плавное

звуковедение.

2015 год – год литературы в России, в связи с этим было актуально

опросить детей, каких поэтов они знают. Самыми популярными оказались

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, а также С.А. Есенин и В.В. Маяковский.

представлены

названия

известных

вокальных

произведений

определение

произведений. При выполнении этого, как и других предыдущих заданий,

столкнулись

определенными

трудностями.

убеждает

необходимости

совершенствования

процесса

музыкально-эстетического

развития учащихся ДШИ, в том числе и на вокальных занятиях.

проблеме

музыкально-эстетического

развития

обучающихся, был изучен опыт преподавателя по классу хоровых дисциплин

Лепескиной

Николаевны.

преподавателя – 36 лет.

Т.Н. Лепескина поделилась не только методическими материалами, но и

сведениями об особенностях музыкального развития детей, занимающихся в

ее классе. Среди них – Аветисян Аревик и Беспалова Алина.

Аветисян Аревик – 8 лет, 2 класс ДШИ, хоровое отделение.

искусств

средними

музыкальными

вокальными данными. От природы у ученицы неплохие данные, что касается

слуха, ритма, музыкальности. Но они были развиты очень слабо, как и у

скованна,

стеснительна,

обладала небольшим диапазоном.

Преподаватель, видя неплохие музыкальные данные ученицы, стала

готовить

выступлению

школьных

концертах,

можно раньше избавить ребёнка от психологических зажатостей.

На первом году обучения в ДШИ у Аревик в учебном, конкурсном и

концертном репертуаре были следующие произведения:

Вокализы

Татариновой

«Карлсон,

дружить»;

М. «Заключительный

оп. «Муха

Цокотуха»;

Спадавеккиа А. «Добрый жук»; Л.н.п. «Солнышко вставало»; Р.н.п. «Во поле

берёзонька

занятиях

предлагались

упражнения

интонационных навыков.

Успешное освоение репертуара и выступления на школьных концертах

конкурсе

«Хрустальный

соловей»

участие),

всероссийском конкурсе-фестивале «Я дарю вам крылья» (диплом I степени).

На втором году обучения Аревик подросла во всех смыслах. За полгода

успела освоить следующий репертуар:

Вокализы Ф. Абта (1,2,); Ребиков В. «Воробушек-воробей»; Гладков Г.

«Пластилиновая ворона»; Р.н.п. «Журавель».

школьном

концерте

готовится

принять участие в новогодней музыкальной сказке.

Участвовала

международном

конкурсе-фестивале

«Таланты

границ» (диплом I степени), готовится к городскому конкурсу «Хрустальный

соловей».

В перспективе освоения следующие произведения: Ф. Абт вокализ №7,

Бетховен

«Малиновка»,

Аренский

кузнице».

Можно сделать следующий вывод. Заметен явный рост ученицы, путём

репертуара

применением

принципа

освоения

простого

сложному, с учётом психофизиологических особенностей (например, Аревик

подходят

произведения).

перспективы

развития преподаватель даёт ученице классические произведения, русские

народные песни для исполнения без сопровождения. В результате за такой

небольшой

обучения

раскрепощённой, стала петь громче, звонче, увеличился диапазон голоса.

Более того она стала уверенней вести себя не только на уроках в классе, но и

при выходе на сцену.

Беспалова Алина – 12 лет, 6 класс ДШИ, хоровое отделение.

Как и большинство детей, Алина пришла в школу искусств маленьким

шестилетним ребёнком. У Татьяны Николаевны начала заниматься со второго

Преподаватель заметила, что Алина отличается от остальных детей тем,

пониманием

относится

научиться петь и прикладывает к этому все свои усилия.

Все годы обучения вокалу основывались на обязательных упражнениях

для развития вокальных навыков.

сложился

вокальный

репертуар

обучения. Все произведения давались по принципу от простого к сложному,

обязательно в репертуаре присутствовала русская и зарубежная классика,

песни народов мира, произведения советских и современных композиторов,

различные

вокализы

упражнения. Принцип

сочетания

технического

художественного так же присутствовал при подборе репертуара, учитывались

возрастные и индивидуальные особенности ученицы.

Список репертуара за все годы обучения:

Татаринова Н. Вокализы (1-10); Абт Ф. Вокализы (1-8); Крохмаль В.

Вокализ №1,5; Конконе Д. Вокализ №1,2; Никитины Т. и С. «Большой секрет

для маленькой компании»; Чернышев В. «Этот большой мир»; Пахмутова А.

материнской

«Весенняя»; Глинка М. «Ах ты, ночь ли, ноченька»; Mancini «Moon River»;

Кюи Ц. «Осень»; Ребиков В. «Здравствуй, гостья – зима!»; Вальс из м/ф

«Анастасия»;

Хренников

«Колыбельная

Светланы»;

Аедоницкий

«Песни рождаются сами»; Шуман Р. «Вечерняя звезда»; Моцарт В. «Детские

Рыбников А. «Романс черепахи Тортилы»; Карасев П. «Горные

вершины»; Карасев П. «В темном лесе»; Р.н.п. «Как под горкой»; Р.н.п. «Во

поле берёза стояла»; А.н.п. «Rain rain, go away»; Н.н.п. «Весна»; Р.н.п. «Вниз

по матушке, по Волге»; Р.н.п. «Тонкая рябина» и др.

На протяжении пятилетнего обучения у Татьяны Николаевны, Алина

добилась колоссальных результатов. Считается одной из немногих лучших

учениц по вокалу среди детских школ искусств города. Участница детского

хора России под управлением В. Гергиева. Летом 2015 года за заслуги ездила

в детский лагерь «Артек». В конце декабря 2015 года будет петь в составе

детского хора России на концерте в Кремле. Принимает активное участие в

школьных

выездных

концертах.

Регулярно

участвует

количестве

городских,

международных,

областных

вокальных

конкурсов:

«Хрустальный

соловей»,

«Осенний

звездопад», «Славься, Отечество», «Приношение Шопену», «Таланты новой

эры», «Я - артист».

достигнутые

основываются,

грамотно подобранном репертуаре преподавателем Т.Н. Лепескиной. Её опыт

профессиональные

качества,

конкретно

музыкально-эстетическом плане, но не без их собственных стараний.

Современные

преподаватели

испытывают

определенные

трудности в обеспечении педагогической литературой, как методического

тем, что созданные в прежние десятилетия учебники обветшали и во многом

морально

устарели.

Преподаватели

Интернет-ресурсах,

однако и там не всегда легко найти то вокальное произведение, которое

необходимо для решения конкретных технических и художественных задач.

искусств

определённые

требования

обучению в классе вокала. В ДШИ № 4 г. Курска разработаны программы по

предмету

(Приложение

Программы

составила

преподаватель по классу хора и вокала Бредихина Т.В. Программы были

Первая программа разработана для детей сроком обучения 5(6) лет,

поступающих

возрасте

Приведён

примерный

репертуарный

зарубежная классика, русские народные песни, песни народов мира, а так же

Вторая программа разработана для детей сроком обучения 7(8) лет,

поступающих в возрасте 6-9 лет. Так же приведён примерный репертуарный

зарубежная

классика,

народные

произведения современных композиторов.

В обеих программах есть пункт, который называется «Подбор учебного

репертуара».

сказано: «Музыкально-певческие

формируются

медленно.

Характерным

выработки

динамического

стереотипа

владения

является

длительность,

некоторая разновременность становления различных музыкально-певческих

навыков, хотя с первого же года обучения идёт постепенное формирование

как каждого навыка в отдельности, так и взаимосвязей между ними».

В соответствии с учебным планом ДШИ № 4, каждый ученик два раза в

(академический

концерт).

обязательный

репертуар

полугодие

произведения

исполнения обучающимися, а именно:

I полугодие

II полугодие

1) Вокализ или упражнение (для учеников 1 класса);

2) Произведение с сопровождением;

3) Произведение a capella (без сопровождения).

Для учеников выпускных классов следующие требования:

I полугодие

Исполнение

произведений

положенных

(прослушивание к итоговому экзамену).

II полугодие

Итоговый экзамен. Выпускник исполняет:

1) Вокализ

2) Произведение с сопровождением;

3) Произведение с сопровождением;

4) Произведение a capella (без сопровождения);

5) Произведение a capella (без сопровождения).

требования

преподаватель

ссылаться

выборе репертуара.

В условиях обучения постоянно наблюдаются улучшения в певческом

развитии каждого ребёнка, но существенные изменения во владении голосом,

происходят

примерно

планировании

составлении

репертуара

необходимо

учитывать

незначительные

улучшения овладением вокальными навыками.

Большинство

вокальных

распеванию

рассчитаны

разработанные

качестве

вокализов

возможно

использование

учебников

сольфеджио.

обучающихся

старшего возраста – исполнение несложных классических вокализов для

Несложные детские песни современных композиторов вполне подходят

исполнения

художественного

репертуара.

вокальных

возможностей и успешности обучения детей старших классов, возможно

исполнение несложных произведений классического и эстрадного вокального

репертуара.

Репертуарные

произведений

обучающихся

представлены в приложениях №3, №4.

В основу эстетического развития должно быть положено представление

о музыке как о едином искусстве, в котором существуют противопоставление

не «легкой» и «серьезной» музыки, а художественных и антихудожественных

произведений. Поэтому в

репертуаре использую: произведения русских и

зарубежных композиторов, композиторов - классиков, народные песни, песни

советских и современных композиторов.

Произведения

художественно

расширять музыкальный кругозор детей, решать учебные задачи,

классическими

(русскими

зарубежными)

сочетаться

произведениями

современных

композиторов

различными

народными

Необходимо

создавать

художественный

произведения

выявлять

доступность

произведения

забывать

разнообразии

сложности,

нюансировке.

Формирование

вокально-исполнительской

культуры

непосредственно

разнообразными

репертуарными

программами.

Насколько

интересны

доступны,

включают

эстетического развития, настолько бывает эффективным процесс развития

вокально-исполнительской культуры школьников. Репертуар содержит в себе

дидактическую основу учебно-творческого процесса. Он может олицетворять

интерес, доступность, наглядность, систематичность и последовательность,

средством

обучения

воспитания,

стимулирующей основой музыкально-творческого развития будущих певцов.

Мера соответствия репертуара интересам и потребностям исполнителей, его

многогранная

сильнодействующий

обеспечивающий

организационных

социально-

творческих задач. Репертуар заключает в себе содержательный стержень,

который может стать для детей своеобразным маяком и повести их по пути к

самосовершенствованию, самореализации или, наоборот, поставить заслон,

погрузить

разочарования.

переоценить

значимость как формирования, так и освоения репертуара.

Анализ репертуара на дидактическом уровне позволяет глубже понять

его всеобъемлющую природу. Выбор произведений для конкретного изучения

обусловлен

художественно-эстетической

ценностью

произведения,

дидактической

целесообразностью.

музыкальное

произведение

сущности.

Конкретное

музыкальное

высказывание

органичный синтез нормативного и индивидуального. В этом двуединстве

кроется секрет учебной и воспитательной ценности репертуара.

Таким образом, музыкальный репертуар как основа учебно-творческого

процесса

организационном

определяет

принципы,

напрямую

дидактикой

обучения,

качество

изучения

разнообразного

учебного

материала,

музыкально-

эстетического развития и воспитания обучающихся.

Заключение

Вокальная музыка – неотъемлемая часть музыкальной культуры разных

процессе

развития

эмоциональной

отзывчивости,

художественно-образного мышления и воображения у ребёнка

возникают

первоначальные

являющиеся

интересов,

потребностей,

предпочтений

целостных

ориентаций

личности,

составляющих

личностной культуры.

процессе

исследования

проверена

эффективно сть

педагогических условий формирования вокального репертуара в контексте

музыкально-эстетического развития учащихся ДШИ:

– принцип системности, предполагающий реализацию комплексного

изучению

интонационной

музыкального

искусства

воспитанию интонационной культуры обучающихся;

целостности,

направленный

развитие

целостного

восприятия музыкальных произведений и компонентов музыкального языка;

– принцип приоритета отечественной музыкальной культуры, родного

– принцип опоры на здоровьесберегающие технологии, сочетающие

вокально-интонационной работы;

единства

эмоционального,

когнитивного

креативного

развития обучающихся.

Постоянная тщательная работа над вопросами вокального репертуара

дисциплинирует

учащихся.

Внимательное

отношение

индивидуальным

особенностям помогает каждому учащемуся глубже познать свои личные

вокальные возможности, приобрести собственный исполнительский облик.

Результаты

эксперимента

позволяют

говорить

необходимости

структурирования

вокальной

соответствии

задачами

музыкального

образования,

эстетического

воспитания

спецификой

психофизического развития детей.

Проведенная

позволяет

наметить

некоторые

перспективные

направления теоретической и практической деятельности, существенные для

совершенствования

музыкально-эстетического

развития

учащихся

Среди них – проблемы преемственности в развитии вокально-интонационных

навыков на различных ступенях обучения, а также воспитания артистизма у

обучающихся вокалу в детской школе искусств.

Список литературы

Варламов А.Е. Полная школа пения: учебное пособие. – 3-е изд., испр. –

СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. – 120 с.

Васина-Гроссман

поэтическое

Ритмика. Ч. 2, 3. Интонация. Композиция. – М.: Музыка, 1972. – 378 с.

Дмитриев, Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968. – 675 с.

Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей. – М.: Музыка, 1979.

– Т. II-Б. – 295 с.

Егорычева

Упражнения

развития

вокальной

Музична Украiна, 1980. – 112 с.

1997. – 192 с.

Кабалевский Д.Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества. – М.:

Музыка, 1980. – 120 с.

Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским

вокально-хоровым коллективом. – М.: ACADEMA, 1999. – 223 с.

Полякова

вокальный

репертуар:

формирование

Примерная программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. ХОР //

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

в области музыкального искусства «хоровое пение» / Разработчик О.Ю.

Г л а з е в а.

М и н и с т е р с т в о

к у л ь т у р ы

mkrfministerstvo/departament/detail.php?

ID=508082&SECTION_ID=19546

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Репертуарный список произведений учеников за 2013/14 гг.

Рязанцева

Юлия 1

(репертуарный

произведений,

1. Н Татаринова Вокализ №1;

2. Н. Татаринова Вокализ №2;

3. Обр. Н. Нестеровой у.н.п. «Гуси»;

4. Обр. П.И. Чайковского «Птичка»;

5. Р.н.п. «Как под горкой»;

6. Р.н.п. «Во поле берёза стояла».

Мочкаровская Карина 4 класс (репертуарный список произведений,

исполненных на академическом концерте в течение года)

1. Н. Татаринова Вокализ №10;

2. Ф. Абт Вокализ №1;

3. Муз. А. Алябьева, сл. А. Пушкина «Зимняя дорога»;

4. Обр. Р. Гунда, пер. А. Ефременкова «Кукушка»;

5. Р.н.п. «Журавель»;

6. Р.н.п. «Калина».

Васильев

Андрей 7

класс

(репертуарный

произведений,

исполненных на академическом концерте в течение года)

1. Ф. Абт Вокализ №1;

2. Ф. Абт Вокализ №2;

3. Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового «Походная песня»;

4. Муз. В. Ренёва, сл. А. Пришельца «Белая дорожка»;

5. Р.н.п. «Во кузнице»;

6. Р.н.п. «Ах, улица, улица широкая».

Приложение №4

Репертуарный список произведений учеников за 2014/15 гг.

Иванова

Дарья

(репертуарный

произведений,

исполненных на академическом концерте в течение года)

1. Н. Татаринова Вокализ №2;

2. Н. Татаринова Вокализ №3;

3. Муз. В. Блага, сл. М. Везели «Танец»;

4. Муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта «Неприятность эту мы переживём»;

5. Обр. П. Карасева «Горные вершины».

6. Обр. П. Карасева «Травка зеленеет».

Иванова

Елизавета 4

(репертуарный

произведений,

исполненных на академическом концерте в течение года)

1. Ф. Абт Вокализ №5;

2. В. Крохмаль Вокализ №5;

3. Муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской «У реки»;

4. Муз. И. Францескевич, сл. И. Бунина «Северная берёза»;

5. Обр. П. Карасева «Вниз, по матушке, по Волге»;

6. Р.н.п. «Как кума-то к куме».

Самохвалова Ксения 6 класс (репертуарный список произведений,

исполненных на академическом концерте в течение года)

1. И. Францескевич Вокализ;

2. В. Крохмаль Вокализ №5;

3. Муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева «Осень»;

4. Муз. И. Францескевич, сл. С. Есенина «Черёмуха»;

5. Р.н.п. «Тонкая рябина»;

6. Р.н.п. «В тёмном лесе».

Приложение №5

Ответы учеников на вопросы анкеты

Талышева Дарья

8 лет, 3 класс

Чтобы выражать свои мысли.

Кравченко Евгения

12 лет, 6 класс

Для выражения своих эмоций.

Сидорова

Ангелина

15 лет, 6 класс

Человеку

людьми, для выражения своих мыслей и эмоций, которые

мы хотим передать.

Панова Эвелина

11 лет, 4 класс

Для общения с другими людьми.

Коробкова Ольга

16 лет, 7 класс

Для выражения своих мыслей.

Мирошниченко

свои мысли, идеи, чувства...

Ноздрачёва

Виктория

10 лет, 4 класс

Чтобы разговаривать.

Бутова Софья

7 лет, 2 класс

Чтобы разговаривать и петь.

Мочкаровская

12 лет, 6 класс

Чтобы разговаривать с людьми.

Сидоров Даниил

Чтобы говорить.

10 лет, 4 класс

Вопрос: «Для чего человеку нужен вокальный голос?»

Талышева Дарья

8 лет, 3 класс

Для того, чтобы чисто петь.

Кравченко Евгения

12 лет, 6 класс

Для того, чтобы исполнять красивые произведения. Для

Сидорова

Ангелина

Большинству

нравятся

вокальные произведения.

Панова Эвелина

11 лет, 4 класс

Коробкова Ольга

16 лет, 7 класс

Вокальный

передаёт

переживания,

страдания или радость, при пении, а так же полностью

раскрывает характер и душу человека.

Мирошниченко

чувства с помощью песен.

Ноздрачёва

Виктория

10 лет, 4 класс

Чтобы петь.

Бутова Софья

7 лет, 2 класс

Чтобы петь.

Мочкаровская

12 лет, 6 класс

Для того, чтобы петь.

Сидоров Даниил

10 лет, 4 класс

Чтобы петь.

Вопрос: «Какие вокальные произведения тебе нравятся?»

Талышева Дарья

8 лет, 3 класс

Мне нравится произведение «Baa, Baa, Black Sheep».

Кравченко Евгения

12 лет, 6 класс

Сидорова

Ангелина

15 лет, 6 класс

нравятся

произведения

Гл и н к и,

Шостаковича, Родиона Щедрина и Михаила Яковлева.

Панова Эвелина

11 лет, 4 класс

Элина Чага «Буги-вуги», Блестящие «Москвичи».

Коробкова Ольга

16 лет, 7 класс

Романсы разных композиторов.

Мирошниченко

12 лет, 5 класс

по-своему

прекрасны...

Ноздрачёва

Виктория

10 лет, 4 класс

«Крылатые качели», «Прекрасное далёко».

Бутова Софья

7 лет, 2 класс

Быстрые, весёлые.

Мочкаровская

12 лет, 6 класс

Произведения современных певцов.

Сидоров Даниил

10 лет, 4 класс

Adele «Skyfall», из Титаника.

Вопрос: «Какие произведения хотел(а) бы исполнить?»

Талышева Дарья

8 лет, 3 класс

Я хотела бы исполнить произведение «Ожившая кукла».

Кравченко Евгения

12 лет, 6 класс

Известные произведения во всём мире.

Сидорова

Ангелина

15 лет, 6 класс

Хотела бы исполнить романс на стихи Пушкина «Зимняя

Панова Эвелина

11 лет, 4 класс

Юлия Паршута «Месяц май».

Коробкова Ольга

16 лет, 7 класс

Celine Dion «My heart will go on».

Мирошниченко

12 лет, 5 класс

Соло. Лоя розы тёмно-алые ну..даже не знаю какие ещё..

Ноздрачёва

Виктория

10 лет, 4 класс

д а л ё к и й

На плёнке старой.

Бутова Софья

7 лет, 2 класс

Разные английские.

Мочкаровская

12 лет, 6 класс

Я об этом не думала.

Сидоров Даниил

10 лет, 4 класс

Adele «Skyfall», из Титаника.

Вопрос: «Какие произведения есть в твоём вокальном репертуаре?»

Талышева Дарья

8 лет, 3 класс

репертуаре

Вокализ 2, «A dream is a wish you heard makes».

Кравченко Евгения

12 лет, 6 класс

Музыка М. Глинки, слова С. Городецкого «Славься»;

Музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского «Летите,

Музыка Г. Свиридова, слова Б. Пастернака «Душа»;

Пахмутовой,

Добронравова

свидания, Москва»;

Мендельсона,

Некрасова

«Осенняя

Муз. Ц. Кюи, слова Ф. Тютчева «Весна»;

Птичкина,

Пляцковского

улыбаются веснушки».

Сидорова

Ангелина

15 лет, 6 класс

репертуаре

произведений.

Например:

«Песенка

«Черёмуха,

«Лодочка, «Музыка, «Славься, «Колыбельная и другие.

Панова Эвелина

11 лет, 4 класс

Е. П а р а н и н а

« П и р ат с к и й

д е т с к и й

Великан-«Шабу-дабу».

Коробкова Ольга

16 лет, 7 класс

голубом»,

Варламов

«Красный

сарафан»,

Аедоницкий

рождаются

Зейдлер Вокализ №10, Ц. Кюи «Осень».

Мирошниченко

Космачев «Песенка про лося», Конконе Вокализ №7.

12 лет, 5 класс

Ноздрачёва

Виктория

10 лет, 4 класс

«Прекрасное далеко».

Бутова Софья

7 лет, 2 класс

«Зима в лесу», «Почему медведь зимой спит».

Мочкаровская

12 лет, 6 класс

А. Алябьев «Зимняя дорога», «Журавель», «Кукушка» и

Сидоров Даниил

10 лет, 4 класс

«Маны-маны», вокализ №4, «Уж ты, зимушка зима» и др.

Вопрос: «Каких вокальных исполнителей ты знаешь, что больше

нравится в их репертуаре?»

Талышева Дарья

8 лет, 3 класс

Селена Гомес «Love you like a love song».

Кравченко Евгения

12 лет, 6 класс

Воробьёв

«Сумасшедшая, Ираклий «Я очень сильно тебя люблю»,

Наргиз «Ты моя нежность» и т.д.

Сидорова

Ангелина

15 лет, 6 класс

Лучано Паваротти. Его тенор способен покорить сердце

черствого

человека.

исполнять

композиции

исполнял обычные шлягеры, а так же любил петь шансон.

Панова Эвелина

11 лет, 4 класс

Сёстры Толмачёвы «Сияй», Юлианна Караулова «Звёзды в

небе горят».

Коробкова Ольга

16 лет, 7 класс

Наташа Джеймс Марш (нравятся все произведения), Дина

Гарипова «What if».

Мирошниченко

12 лет, 5 класс

Хм..даже не знаю..

Ноздрачёва

Виктория

10 лет, 4 класс

Бутова Софья

7 лет, 2 класс

Не знаю, как их зовут.

Мочкаровская

12 лет, 6 класс

Многих знаю, долго перечислять.

Сидоров Даниил

10 лет, 4 класс

Adele, Баста, все песни.

Вопрос: «О каких качествах вокального голоса ты знаешь?»

Талышева Дарья

8 лет, 3 класс

Чистый, звонкий, чёткий, громкий.

Кравченко Евгения

12 лет, 6 класс

Тембр, мелодичность, звонкость.

Сидорова

Ангелина

15 лет, 6 класс

Тембр, дыхание, звуковедение и другие.

Панова Эвелина

11 лет, 4 класс

Коробкова Ольга

16 лет, 7 класс

Плавность, лиричность, чувственность, ясность...

Мирошниченко

12 лет, 5 класс

Даже не знаю.

Ноздрачёва

Виктория

10 лет, 4 класс

Дыхание, интонация.

Бутова Софья

Мочкаровская

12 лет, 6 класс

Сидоров Даниил

10 лет, 4 класс

Тембр, высота, громкость.

Талышева Дарья

8 лет, 3 класс

Чистый, звонкий, чёткий.

Кравченко Евгения

12 лет, 6 класс

Звонкость.

Сидорова

Ангелина

15 лет, 6 класс

Хотелось бы развить себе вокальные качества, такие как:

дыхание, развитие диапазона.

Панова Эвелина

Коробкова Ольга

16 лет, 7 класс

Лиричность и плавность.

Мирошниченко

12 лет, 5 класс

Редко брать дыхание и брать высокие звуки.

Ноздрачёва

Виктория

10 лет, 4 класс

Петь чистые звуки.

Бутова Софья

7 лет, 2 класс

Развить такие качества, чтобы хорошо петь.

Мочкаровская

12 лет, 6 класс

Петь звонко, не в нос.

Сидоров Даниил

Вопрос: «Каких ты знаешь поэтов?»

Талышева Дарья

8 лет, 3 класс

А.С. Пушкин, С.А. Есенин.

Кравченко Евгения

12 лет, 6 класс

Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Ахматова, Бальмонт, Барто,

Блок, Бунин, Есенин, Маршак, Маяковский, Некрасов, Фет,

Сидорова

Ангелина

15 лет, 6 класс

Александр

С е рге е в и ч,

Маяковский, Иван Бунин, Николай Заболоцкий, Марина

Цветаева, Саша Черный, Константин Эрберг и т.д.

Панова Эвелина

11 лет, 4 класс

Пушкин, Лермонтов, Толстой, Есенин, Тютчев, Некрасов.

Коробкова Ольга

16 лет, 7 класс

С. Есенин, П. Синявский, А. Пушкин.

Мирошниченко

12 лет, 5 класс

Лермонтов,

Ахматова,

Маяковский,

Ноздрачёва

Виктория

10 лет, 4 класс

Пушкин, Лермонтов.

Бутова Софья

7 лет, 2 класс

Пушкин А.С.

Мочкаровская

12 лет, 6 класс

Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин.

Сидоров Даниил

10 лет, 4 класс

Пушкин, Лермонтов.

Вопрос: «На чьи стихи написаны следующие произведения?»:

1. Муз. С. Прокофьева «Болтунья»;

2. Муз. П. Чайковского «Осень»;

3. Муз. Г. Свиридова «Зимний вечер»;

4. Муз. А. Варламова «Белеет парус одинокий»;

5. Муз. Е. Крылатова «Крылатые качели».

Талышева Дарья

8 лет, 3 класс

1. К. Чуковский

2. Ф. Тютчев

3. А. Пушкин

4. М. Лермонтов

5. не знаю

Кравченко Евгения

12 лет, 6 класс

1. А. Барто

2. А. Плещеев

3. А. Пушкин

4. М. Лермонтов

5. Ю. Энтин

Сидорова

Ангелина

15 лет, 6 класс

1. А. Барто

2. А. Плещеев

3. А. Пушкин

4. М. Лермонтов

5. не знаю

Панова Эвелина

11 лет, 4 класс

1. не знаю

2. Плещеев

4. Лермонтов

5. Энтин (не уверена)

Коробкова Ольга

16 лет, 7 класс

1. А. Барто

2. А. Плещеев

3. А. Пушкин

4. М. Лермонтов

5. Ю. Энтин

Мирошниченко

12 лет, 5 класс

1. не знаю

4. Лермонтов

5 не помню.

Ноздрачёва

Виктория

10 лет, 4 класс

Бутова Софья

7 лет, 2 класс

Мочкаровская

12 лет, 6 класс

1. К. Чуковский

2. Ф. Тютчев

3. А. Пушкин

4. М. Лермонтов

5. не помню

Сидоров Даниил

10 лет, 4 класс

1. не знаю

Репертуар (франц. repertoire– список), совокупность произведений, исполняемых творческим коллективом. Репертуар – основа деятельности творческого коллектива. По репертуару можно судить об общественной и художественной роли, которую играет коллектив. Известный хоровой дирижер Г. Эрнесакс так сформулировал место и значение репертуара для художественного коллектива:

Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо коллектива – в профиль и анфас.

Репертуар предсказывает будущее коллектива. Анализ репертуара того или иного коллектива позволяет определить творческий почерк, качество, вкусовые оценки, возможности, направление. Потому формирование репертуара дело не просто ответственное, оно определяет всю деятельность коллектива. Один из главных аспектов в вопросе репертуара – его воспитательная роль и для тех, кто занят в нем непосредственно, участвует в подготовке того или иного произведения, и для тех, кто его увидит со сцены. Репертуар пополняется за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице мирового сообщества, обогащая духовный мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы как участников самодеятельности, так и зрителей.

Подбирая репертуар, руководитель должен опираться на выработанные и принятые критерии и принципы. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать материал для исполнения. К репертуару предъявляет определенные требования и руководство ДУ, для них важно, чтобы выступление коллектива можно было показать на различных мероприятиях, имеющих тематическую направленность, для различной аудитории. Руководителю творческого коллектива при выборе репертуара приходится не только на свой вкус и личные желания, но и учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и зрителей, чтобы он позволил принимать участие в различных культурно-досуговых мероприятиях.

Репертуар прежде всего зависит от профиля коллектива. Каждый коллектив должен иметь собственный репертуар, соответствующий его индивидуальной теме в искусстве, его задачам и возможностям. Условно коллективы можно подразделить на следующие типы:

    по возрастным признакам: детские (дошкольные, школьные), юношеские и взрослые смешанные;

    по организационным признакам: кружок, студия, ансамбль;

    по тематико-репертуарным признакам: коллективы народного искусства, классического, современного.

Таким образом, формировать репертуар нужно в соответствии с типовым принципом .

Второй важный принцип при определении репертуара коллектива – это учет его возможностей . Выбор репертуара должен основываться на соответствии подготовленности коллектива, его техническим и художественным возможностям. Один из известных законов педагогики: задача должна соответствовать сегодняшним возможностям коллектива и чуть-чуть превышать их, что способствует развитию, росту. Наличие в коллективе людей разных способностей ставит перед руководителем при формировании репертуара серьезную задачу, как индивидуальности участников коллектива. Следовательно, рядом с массовым репертуаром необходим сольный, а также малогрупповой как подготовка к сольному. Значит, с одной стороны, формирование репертуара должно соотносится с общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, с другой – с возможностями роста участников, их творческой индивидуальности.

Репертуар можно формировать по принципу концертной программы , т.е. несколько номеров, объединенных единой темой, способных вместе составить не менее чем отделение концерта. Концертный репертуар должен оставаться в то же время учебным., способствовать развитию и закреплению навыков исполнительства.

Некоторые самодеятельные коллективы создают свой самобытный репертуар на основе изучения народного творчества, результатов фольклорных экспедиций по своей области, обогащают программу так называемым «местным материалом». На различных конкурсах, фестивалях высоко оценивается оригинальность, сохранение местных народных исполнительских традиций.

Для обеспечения качественным репертуаром научно-методические центры народного творчества и культуры публикуют специальные тематические подборки, сборники пьес, песен, хореографических постановок и др.

Подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, которая обеспечивает решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Вавилина М.В.

ПОДБОР РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Работая с детским хором перед руководителем всегда стоит вопрос подбора и формирования репертуара.

Подбор репертуара – это творческий процесс, который требует серьёзного подхода.

В данной разработке постараюсь рассмотреть главные принципы формирования репертуара, не ставя цели раскрыть эту серьёзную работу в полном объёме.

Из большого количества песен, написанных для детей, руководителю хора необходимо выбрать в репертуар наиболее интересные произведения для исполнителей и полезные для их творческого развития. По сути репертуар должен решить вопросы творческого роста и художественного воспитания хористов.

В подборе репертуара существуют 4 основных принципа, на которые должен опираться художественный руководитель. Это:

1 принцип . Главной задачей хормейстера в работе с детьми является возможность увлечь их музыкой, привить интерес к хоровому творчеству.

Подобранный репертуар должен нравиться детям, они должны работать над ним и исполнять его с удовольствием. Необходимо, что бы песни вызывали у них эмоциональную отзывчивость. Чем эмоциональнее воспримут хористы содержание песни, его музыкальный материал, тем дольше она останется в сердце и в сознании юных певцов.

2 принцип. Принцип доступности, т.е. исполняемые произведения должны соответствовать возрасту хористов, их вокальным возможностям.

Для формирования репертуара руководителю приходится учитывать ряд причин, которые диктует хоровой коллектив, его качественный и количественный состав. Это может быть состав разновозрастной, коллектив с разной степенью профессиональной подготовленности, т.е. коллектив участников с неодинаковым певческим стажем.

Важным моментом при выборе партитуры является слуховое представление и интерпретационный план хорового произведения, который поможет хормейстеру предварительно продумать методику проведения занятий.

3 принцип. Воспитание художественного вкуса и личности хористов.

Хоровая музыка – это музыка вокальная, неразрывно связанная с литературным текстом. Музыка и слова друг друга дополняют, и для выявления основной идеи произведения следует изучать текст и музыку одновременно.

Приступая к отбору репертуара, необходимо определить, прежде всего, содержание произведения, особенности его художественного образа.

Перед детьми, поющими в хоре, ставятся художественно-исполнительские задачи и параллельно идёт их просвещение, формируется их сознание. Репертуар формирует у детей чувство любви к родной природе, школе, Родине и т.д., приобщает к классическому искусству.

Чуткое отношение к исполнению классических хоровых произведений помогает воспитанию высокого художественного вкуса, приучает к бережному отношению к произведениям музыкального искусства прошлого, образовывает коллектив. На классическом репертуаре участники детского хора развивают мелодический и гармонический слух, приобретают навыки исполнения полифонических сочинений.

Особое внимание должно быть направлено на воплощение музыкального содержания, на раскрытие художественных образов сочинения, содержание поэтического текста. Руководитель, воплощая музыкально-эстетические цели должен не забывать о воспитательных в широком смысле слова.

Обучение детей пению связано с необходимостью привить им определённый комплекс вокально-технических навыков. Хормейстеру необходимо научить участников хора владению певческим голосом и искусством пения в хоре. Отсюда вытекает 4-й принцип подбора репертуара, который ставит учебно-воспитательные задачи, направленные на развитие музыкальных и певческих навыков. Включая в репертуарный план хоровую партитуру, руководитель определяет её доступность, степень сложности, яркость и в тоже время целесообразность работы над ней.

Каждое воплощённое произведение – это решение конкретных учебных задач, овладение конкретными вокально-хоровыми навыками, это способ развития хорового коллектива. На хоровых занятиях хористы должны научиться читать ноты, чисто интонировать. Правильный репертуар поможет развитию певческого диапазона, тембра, музыкальной памяти, чувства ритма. Певцы овладеют разнообразием динамического звучания, а также общей грамотностью, разносторонним развитием. Главная идея при подборе репертуара – это идея «от простого к сложному». Репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу овладения техническими приёмами, совершенствования певческого аппарата. Работа с хором требует непрерывности, систематичности, последовательности с постепенным усложнением. При подборе репертуара также важно найти равновесие между художественными и техническими задачами. В. Попов обращал внимание на то, чтобы отбираемые для разучивания произведения группировались бы на 3 раздела: 1. по возможностям коллектива; 2. произведения, опережающие возможности; 3. легче достигнутого уровня.

Творческий рост возможен лишь благодаря работе над произведениями, несколько превышающими исполнительский уровень.

Работая по подбору репертуара, дирижёр должен представлять особенности хорового звучания: линию движения каждого голоса, фразировку, динамику, темп, метро-ритмические особенности (пунктирный ритм, синкопы , смену группировки длительностей…), гармонию, скачкообразность, интервалику, ладовые особенности.

Тесситура должна быть удобной и соответствовать свободному красивому звучанию голоса. Подобные особенности партитуры влияют на интонирование и общий хоровой ансамбль.

В случаях, когда партитура оказывается трудно исполнимой, но желательной в репертуаре, возможны упрощения фактуры, т.е.: широкое расположение аккордов заменить тесным, снять удвоение голосов, выпустить мелизмы, украшения, заменить более крупными длительностями мелкие фигурации, сделать транспонирование и т.д. Вот почему хормейстер должен владеть основными приёмами хоровой аранжировки. Уметь делать переложения для своего состава хора.

Освоение сочинений повышенного уровня трудности способствует концентрации внимания хористов, выработке самоконтроля в интонации, динамики и т.д.

Сложное произведение включать в репертуар надо весьма осторожно, с учётом всей последовательности его изучения. Формирование исполнительской формы за счёт сложного репертуара может отрицательно сказываться на работе хора. Процесс разучивания завышенной программы растягивается на длительный срок, произведение может не получиться.

Зачастую хористы с удовольствием поют простые примитивные, но яркие песни, которые не приносят пользы в развитии их как музыкантов. Но, взяв в репертуар подобную песню, у руководителя появится возможность переключить участников хора от сложностей к простым задачам. Передохнув, они не потеряют интереса работать над преодолением трудностей в других сочинениях.

Работая над репертуаром, надо помнить ещё о таких задачах, как: 1. педагогическая; 2. концертная.

Хоровому коллективу важно иметь в перечне исполняемых им пьес сочинения различных эпох и композиторских школ.

Включение в репертуар произведений русских и зарубежных композиторов-классиков расширяет познание детей о своей Родине и других странах. Классический репертуар знакомит певцов с эпохой, в которой жил автор музыки, его идейно-художественных концепций, типичные черты письма, особенности гармонического языка. Ученики узнают, что каждая эпоха имеет интонационно-стилистические черты.

Отдельной страницей репертуарного списка могут стать обработки народных песен и произведений a capella . В процессе исполнения a capella наиболее активно развивается гармонический слух, чистота интонации, чувство лада, вокально-хоровая техника. Начинающим необходимо учиться петь без сопровождения с канонов, с народных песен.

Детскому хору не просто овладеть навыками пения без сопровождения, но именно пение a capella в полной мере музыкально развивает певцов. В народной песне и духовной музыке надо искать истоки национальной культуры, традиции. Через народную песню происходит познание национальных особенностей своего и других народов мира, их музыкальных культур. Русская народная песня во всех её жанрах: плясовая, хороводная, колыбельная, шуточная, песня о народных героях сопровождала человека всю его жизнь. Родные интонации, ритмы являют собой благодатную почву для воспитания любви к Родине, прививают чувство патриотизма.

Слова и музыка в песне неразделимы: в этом единстве заключена великая сила хорового искусства, русская народная песня, воспевающая необъятные просторы Родины, красоту природы обладает широкой распевной мелодией и это позволяет, соприкасаясь с истоками культуры, добиваться верного звукообразования, широты дыхания.

Разнообразить хоровое исполнение можно путём использования разных выразительных средств: ритмическими движениями, подражательными звуками, словесными вставками, а также простейшими ударными инструментами и шумовыми инструментами.

Кроме того в репертуарный перечень должны войти песни современных авторов. Школьники любят песни яркие, ритмичные. Они тонко чувствуют песни патриотического характера, глубоко переживая разные драматические ситуации, чутко реагируют на образы нежные, ласковые (о маме, природе, животных).

При исполнении современной музыки особое внимание приходится обращать на интонационную сферу, тональные отклонения, модуляции, ритмические ладовые трудности. Такие произведения увлекают ребят своей сложностью, работой на преодоление трудностей, вырабатывают у них особое слуховое мышление.

Планируя выступления хора, репертуар создаётся с учётом предстоящих концертов коллектива (это выступления на конкурсах, фестивалях, юбилейных датах, отчётных концертах и т.д.). Дирижёр чаще всего выстраивает программу сольного хорового концерта по хронологическому признаку: вначале – старинная музыка, в конце – сочинения современных композиторов; или составляется по жанровым и стилистическим разделам.

Основным условием концертного исполнительства является разнообразие тематической направленности, стилевое многообразие, многоплановость репертуара, его форм и жанров. Г. Струве отмечал, что «в ходе концерта обязательно наличие контрастов, темповых спадов, разнообразие тематики песен, настроения».

Руководитель должен постоянно работать над повышением своей профессиональной квалификации, быть в курсе всего нового. Необходимо чётко планировать занятия, ставить перед хором определённые цели, к достижению которых певцы будут осознанно стремиться. Регулярное посещение хормейстером выступлений исполнительских коллективов, хоровых концертов, знакомство с новыми хоровыми произведениями даёт повод к сравнительному анализу, рождает новые творческие замыслы.

Грамотно подобранный репертуар явится мощной движущей силой для развития хорового коллектива. Результатом правильно построенного процесса освоения детьми хоровой песни, когда техническое и художественное начала тесно переплетены, будет хорошее, красивое пение.

В данной статье подчёркнута необходимость и важность углублённого подхода к анализу произведений при отборе хорового репертуара, соблюдение гармоничности в обучении.

Репертуар хора всегда отражает музыкантский и педагогический уровень руководителя хора, его профессиональный опыт и общую культуру.

Если каждое произведение отбирается на основе учёта особенностей и возможностей детей данного возраста, это в значительной мере явится залогом успешного певческого развития учеников, охраны их голосов. Разнообразный, разноплановый репертуар поможет руководителю детского хорового коллектива воспитать музыкальные и вокальные способности каждого ребёнка, проводить успешную концертную деятельность и в итоге достичь серьёзного художественного уровня.

Главная миссия дирижёра хора будет выполнена, дети полюбят хоровое искусство и музыку вообще.

Концертный репертуар старшего хора ДШИ № 1

Руководитель: Вавилина М.В. .

    Е. Медведовский, сл. Садовского «Корабли уходят в плаванье».

    Р. Бойко, сл. В. Викторова «Дело было в Каролине» - аранж. М.В.

    1. уч.г.

    Г. Комраков, сл. В. Рябцева «Вечный огонь» - аранж. М.В.

    В. Сарева, сл. В. Степанова «Утренняя песня» - ар. М.В.

    К. Пушенок, сл. Т. Собакина. Пусть летают бегемоты.

2012-13 уч.г.

1 К.В. Глюк, сл. И. Каруса «Праздник хора». – ар. М.В.

2 Г. Струве, сл. А. Барто, из кантаты «Голубь мира». – «Мама поёт». – ар. М.В.

3 А. Гречаников, сл. Белоусова «Пришла весна».

2014-15 уч.г.

    А. Пахмутова, сл. Добронравова «Беловежская пуща».

    Я. Дубравин, сл. Г. Прусова «О России». – аранж. М.В.

    Запольский, сл. Руженцева «Дирижер» - ар. М.В.

2015-16 уч.г.

    П. Чайковский, сл. Татаринова «Весна». – ар. М.В.

    Рождественская колядка «Небо и земля».

    Муз. и сл. Л. Марченко «Каникулы».

    В.А. Моцарт «Светлый день», перел. В. Попова.

    Д. Тухманов «День победы».

Репертуар праздника – это определенная заранее подготовленная музыкальная программа, состоящая из предпочтений заказчика и может включать в себя ХИТы как отечественных исполнителей, так и зарубежных.

Вас, уважаемый читатель, приветствует московская и мы, как никто другой, знаем: как же важен правильно подобранный репертуар любого мероприятия. Потому как именно от него зависит настроение всех присутствующих, наличие взаимоотдачи со зрителем, а значит и исключительного положительного впечатления! Здесь мы расскажем, как выбрать репертуар праздника и на что стоит обратить особое внимание. 🙂

Основополагающие моменты при выборе репертуара праздника

Мы уже выяснили, что правильная музыкальная подборка различных произведений очень важна на любом торжестве. В сочетании с профессиональными музыкантами и качественным вокалом приглашенная кавер-группа станет изюминкой и принесет мероприятию стопроцентный успех.
По какому принципу компетентная музыкальная группа поможет подобрать репертуар праздника на вкус и пожелания заказчика:

  • формат праздника – это может быть день рождение, свадьбы, корпоратив и для каждого из этих торжеств отличается своим репертуаром;
  • наличие тематики мероприятия может категорично сменить музыкальное направление – это может быть репертуар Дикого Запада, мотивы 60-70-х годов, вечеринка для заядлых рокеров и т.д.;
  • основная возрастная категория – если это, например, день рождение бабушки, вряд ли она будет танцевать под Егора Крида или Green Day;
  • на кого рассчитан репертуар праздника – это может быть исключительно подобранные композиции заказчиком, только его любимые песни или же, в зависимости от мероприятия профессиональная кавер-группа может составить свой плей-лист исходя из опыта.

Мало тех, кто не слушает музыку в принципе. В транспорте, дома, на работе. Когда плохо на душе или наоборот весело, мы ловим мелодии, которые помогают достичь желаемого морального состояния, выплеснуть энергию и т.д. А знаете ли Вы самые интересные факты о музыке? Например:

  • сердце стучит в такт той мелодии, которую слушает человек в определенный момент;
  • максимальная продолжительность органного концерта составляла 639 лет;
  • любимые музыкальные мотивы активируют часть мозга, отвечающая за удовольствие;
  • если слушать музыку на протяжении тренировки, это прибавит выносливости;
  • если включить спокойные мотивы около коровы, она даст больше молока;
  • никто из участников The Beatles не знал нот.

Слушайте музыку и наслаждайтесь?!

На любой праздник с Elim’s Band

Elim’s Band уже много лет сопровождает различные мероприятия в Москве и других городах Российской Федерации. У нас есть все для того, чтобы праздники различных форматов и тематик проходили на уровне:

  • профессиональная аппаратура;
  • качественный мужской и женский вокал;
  • более 250-ти песен в репертуаре.

Для нас главное – Ваше настроение! Многие говорят о нас как о настоящей концертной программе, а не просто о музыкальном сопровождении. Ознакомьтесь с нашим




Top