Как подробности быта,приведенные в данном фрагменте текста, повлияли на становление характера Обломова? (ЕГЭ по литературе). Воспитание Обломова и Штольца

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Тест по произведению

Слово “обломовщина” стало нарицательным, это, если так можно выразиться, диагноз определенной болезни - болезни “ничегонеделания”, ленивой души.

Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности был полон прогрессивных идей, мечтал служить России. Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых: Волкова, Пенкина, Судьбинского. Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг с детских лет, Андрей Штольц, говорит о главном герое: “Это - хрустальная, прозрачная душа”. Но эти черты характера дополняются такими качествами, как безволие и лень. Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям, больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.

Но как же Илья Ильич Обломов, человек с добрым сердцем и умом, превратился в “нарицательного” персонажа?

Чтобы понять характер человека, его поступки, надо обратиться к его истокам: к детству, юности, воспитанию, окружению, к полученному образованию. В Илюше сосредоточилась сила всех поколений его предков, в нем были задатки человека нового времени, способного на плодотворную деятельность. Он рос любознательным ребенком, но все стремления самостоятельно познавать мир пресекались родителями, няньками, слугами, не спускавшими с него глаз.

В “Сне Обломова” проходят все этапы его жизненного пути. Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведет к чаю. Весь “штат и свита” дома Обломовых тут же подхватывают его, начинают осыпать ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать, приласкав его еще, “отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома”. День в Обломовке проходит бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Следующая пора, которая снится 06ломову, - он немного постарше, и няня рассказывает ему сказки, былины о тезке - Илье Муромце, который столько лет лежал на печи и ничего не делал, а потом волшебным образом стал богатырем. “Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы”. Жизнь в Обломовке вялая, крайне консервативная. Илюшу лелеют, “как экзотический цветок в теплице”. “Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая”.

Главная забота - хорошая еда, а потом крепкий сон. Этому правилу Илюша будет следовать всю свою жизнь. Образование - это выход в большой мир, но родители видели в нем только путь для продвижения по службе, получения чинов, наград и прочих отличий, выгодных для будущего. Это все пагубно сказалось на Илье: он не привык к систематическим занятиям, никогда не хотел узнать больше, чем задавал учитель. В таких условиях сложилась апатичная, ленивая, трудная на подъем натура Ильи Ильича.

Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Он даже сам хотел назвать роман “Обломовщина”. (“Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое ядовитое”.) Автор видит и причины, породившие это явление, - условия русской поместной жизни позволяли помещику не заботиться о “хлебе насущном”. Но роман и его образы не так однозначны. Осуждая Обломова, Гончаров все-таки никак не может согласиться с мыслью, что путь Андрея Штольца, превратившегося в машину “из мускулов и костей”, лучше и более подходит для России. В одном из разговоров Илья Ильич спрашивает друга: “Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?” Как тут не согласиться со словами Добролюбова, сказанными об этом авторе: “Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но грустная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его жалкое состояние нравственного рабства”.

В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.

Детство Обломова

С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.

Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.

Тест по произведению

В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу - двум главным героям романа "Обломов" И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени. Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух интересующих нас персонажей. Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.

Сон Обломова

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее "увертюрой всего романа". Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких... Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Атмосфера, царившая в Обломовке

Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия. Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Расскажем и о том, какое воспитание получил Обломов. Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.

Как пресекались стремления Илюши?

Выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность - все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об "истинном подобии смерти", заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.

Влияние сказок няньки

Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о "Емеле-дурачке", получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: "Почему жизнь - не сказка?".

Илью Ильича все называют мечтателем. Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем - на Выборгской стороне.

Отношение родителей Илюши к образованию

Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.

Взрослая жизнь Ильи Ильича

Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая - труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая - мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга - Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.

Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Родители Андрея Штольца

Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец - обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца.

Влияние отца

Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать - помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг. Воспитание Штольца в романе "Обломов" способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь. Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни.

Влияние матери

Свой вклад в воспитание Штольца в романе "Обломов" внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой - мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой "вечный праздник", где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на Штольца.

Расставание с домом

Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для "пустых мечтаний". Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.

Жизнь в Петербурге

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение - он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала "медленное и ровное горение огня".

Штольц и Обломов - две разных судьбы

Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья - люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня "донести сосуд жизни" и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: "Обломовщина". Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что "обломовщина" - вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Роль воспитания в формировании личности человека

В романе "Обломов" не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители - все это сильно влияет на формирование характера. Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.

Я старался показать в «Обломове», как

и отчего у нас люди превращаются прежде

времени в «кисель» — климат, среда...

дремот-ная жизнь и еще частные,

индивидуальные у каждого обстоятельства.

И. А. Гончаров

Началось с неумения надевать чулки,

а кончилось неумением жить.

И. А. Гончаров

Первое мая 1843 года. Петербург. В квартире на Гороховой улице лежит на диване Илья Ильич Обломов. Молодой (ему 32—33 года) человек испытывает чувство «мир-ной радости» при мысли о том, что не надо идти на службу, беспокоиться, хлопотать о чем-то, «что есть простор его чувствам, воображению». Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень. Правда, дальше мечтаний (даже таких!) дело не идет: Обломов не только сам не трудится, но и презирает людей, занимающихся трудом. «Я барин и делать ничего не умею», — гордо заявляет он. Службу Илья Ильич оставил, хозяйством заниматься не хочет и не умеет, живет на деньги, присылаемые из имения (сколько пришлют, он никогда не знает).

В портрете Ильи Ильича автор подчеркивает мягкость, доброе выражение лица, приветливый взгляд, «вольно порхающую» по лицу мысль. Человек этот чем-то даже симпатичен. Он укоряет себя, задает себе вопрос: «Отчего я такой?» В самом деле, отчего? Родился таким? Кто дал возможность ему бездельничать? Ведь он еще молод, полон сил. Но суета большого города не для него. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана. Тихая, спокойная жизнь в имении, «полнота удовлетворенных желаний, разумных наслаждений» — вот обломовский идеал.

Путь к этому «идеалу» начался в Обломовке. В главе «Сон Обломова» Гончаров рисует Илюшу семилетним ребенком, рассказывает о его воспитании, об обстанов-ке, в которой рос мальчик, о среде, формировавшей его характер. В детстве Илюша был подвижным и любознательным, но ему и словом, и личным примером вну-шали, что самому делать ничего не надо, для этого есть Ваньки, Васьки, Захарки. К обучению сына его родители тоже относились своеобразно, полагая, что учиться следует слегка, «не до изнурения души и тела». Становясь старше, мальчик понял, что так и легче гораздо, научился сам покрикивать на слуг и увиливать от учебы. Такое воспитание подавляло в ребенке все хорошее и развивало все дурное. И ок-ружающая обстановка этому способствовала: никто ничего не делал, хозяйство разваливалось; обильная еда и сон, «подобие смерти», — вот круг интересов обломовцев. Любознательность Илюши удовлетворялась сказками няни, которые так на него действовали, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Он, уже взрослый человек, грустил, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илю-ша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой улице. Оттуда, из Обломовки, его апатия, лень, безволие. Влияние на Илюшу Обломовки было таким сильным и глубоким, что ни в студенческие годы, ни после его уже нельзя было искоренить.

Посеешь характер — пожнешь судьбу... Ильей все больше овладевали лень и апа-тия, у него не хватало сил бороться с ними (благо, обломовских денег хватало на барскую жизнь, а чего еще человеку надо?). Первые столкновения с жизнью, пер-вые трудности испугали Обломова. Однажды он отправил деловое письмо вместо Астрахани в Архангельск и, напуганный этим, подал в отставку. «Так кончилась и потом уже не возобновлялась его государственная деятельность», — иронически замечает автор.

Обломов отгородился от мира, распрощался с «толпой друзей», все реже стал выходить из дома, как будто прирос к своему дивану (диван, халат и туфли стано-вятся символом сибаритства барина). Иногда ему хочется стать другим, покончить с ленью, он даже (в мечтах, конечно!) составляет планы переустройства имения, решает бороться со злом, но только изменит позу и продолжает обдумывать, «не щадя сил», — вот и вся работа.

Даже такое нехитрое дело, как переезд на новую квартиру, представляется ему неразрешимой проблемой и тяжким жизненным испытанием. «Трогает жизнь, везде достает», — жалуется Обломов. Друг детства, настойчивый, энергичный Штольц пытается пробудить его от летаргического сна — напрасно!

Когда в жизнь Ильи Ильича вошла умная, деятельная, романтичная Ольга Ильин-ская, в нем вспыхнула надежда на возрождение. Полюбив Ольгу, Обломов на какое-то время преобразился. Он рано встает, тщательно одевается («халата не ви-дать на нем»), вместе с Ольгой посещает театры, музеи, даже взбирается на холмы, начинает вести переговоры о строительстве нового дома в Обломовке. Материал с сайта

Но даже ради любимой девушки Илья Ильич не смог преодолеть рокового влия-ния обломовщины. Его по-прежнему тянет к дивану. Он хочет, чтобы любовь не на-рушала привычного образа жизни. «Жалкое состояние нравственного рабства» (Доб-ролюбов) побеждает, и Обломов отказывается от Ольги, от надежд, от любви, находит утешение и новую Обломовку, женившись на доброй, безответной, умеющей предан-но любить, но совершенно неразвитой Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Барство и лень, привитые с детства, сформировали безвольный, нежизнеспособ-ный характер, определили трагическую судьбу неплохого человека, рожденного, может быть, для иной участи.

Писатель очень убедительно показывает драму Ильи Ильича, его постепенную гибель, причина которой — губительное влияние феодально-крепостнической сис-темы, породившей обломовщину.

Гончаровская критика, проникнутая сочувствием отдельному человеку, но бес-пощадная по отношению к крепостнической системе, оказывает очень сильное воз-действие. Недаром впечатление от романа было «огромно и единодушно», как с удов-летворением отмечал И. А. Гончаров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характер обломова
  • обломов сочинение краткое
  • если в романе причины, сформировавшие обломова таким
  • как повлияла обломовка на судьбу ильи ильича
  • сущность характера обломова



Top