Как пользоваться программой чип тюнинг. Тюнинг двигателя: чип-тюнинг своими руками и перепрошивка

К возможности сделать чип тюнинг двигателя присматриваются многие владельцы автомобилей. Но все равно по сравнению с общей массой автовладельцев это капля в море, ведь большинство водителей еще не знают, что такое чип тюнинг двигателя, в чем его суть и для чего он нужен. Об это мы и поговорим дальше.

Радости нет предела

Первые несколько месяцев после покупки нового автомобиля новоиспеченный владелец не знает себя от счастья. Он наслаждается красотой и блеском нового кузова, запахом салона, спокойным урчанием двигателя.

При этом водитель особое внимание уделяет периоду обкатки, пока еще мотор не выдает своих максимальных параметров и только «притирается» с остальными механизмами.

Но может пройти время и через 5-10 тысяч километров ничего не меняется – двигатель не показывает ожидаемой динамики, расход топлива остается на высоком уровне, максимальные обороты ограничены прошивкой, разгон от нуля до сотни остается все таким же «тупым».

Что делать в такой ситуации?

Если автомобиль уже успел полюбиться и нет желания трать свое время на , то можно сделать чип тюнинг двигателя. Это позволит решить вопрос с минимальными затратами.

Почему бы и нет

В последнее время столь модная процедура стала пользоваться большой популярностью у автолюбителей.

Появляется все больше мастеров, готовых подправить «мозги» практически любому автомобилю – было бы желание и деньги.

Казалось бы, данная услуга решает многие вопросы – увеличивается мощность двигателя, снижается расход топлива, снимаются ограничения по количеству оборотов.

Но не все так просто. Есть множество нюансов, о которых должен помнить каждый автолюбитель.

Перед тем, как мы перейдем непосредственно к обсуждению чип тюнинга, вспомним историю его появления.

Впервые данное направление появилось еще в начале 90-х годов, когда компьютерные технологии только начали развиваться «семимильными шагами».

Компьютеры буквально за несколько лет стали выполнять сложнейшие задачи во всех отраслях промышленности, в том числе и в сфере автомобилестроения.

Именно в те годы автолюбители впервые узнали о существовании такой полезной системы, как бортовой компьютер.

Стали создаваться первое программное обеспечение, которое позволяло вносить корректировки в работу электронной системы автомобиля. По сути, именно с этого началась эпоха «чипования».

Принцип чип тюнинга очень прост. Специалист с помощью ноутбука и специальной программы подключается к электронному блоку автомобиля и вносит целый ряд изменений в настройки системы.

При этом вмешательства в механическую часть автомобиля не происходит (только электронная корректировка). В этом и есть основное отличие от полного с увеличением его мощности.

Как это возможно?

Задача управления двигателем возлагается на специальные контроллеры, настройки которых при желании можно менять.

В результате несложных манипуляций специалист способен:

  1. Увеличить мощность мотора;
  2. Снизить расход бензина;
  3. Откорректировать работу форсунок и турбины.

В общем, спектр возможностей довольно широк.

Подобное программное «вмешательство» особо актуально после установки газобаллонного оборудования, когда требуется координация работы двигателя на различном топливе.

Но в большинстве случае «чиповка» производится для устранения заводских ошибок, повышения мощности и снижение расхода топлива. При этом такая перепрошивка доступна для всех автомобилей (главное условие – наличие ЭБУ и необходимых разъемов для подключения).

Мы уже упоминали, что грамотно проведенная работа по перепрошивке двигателя позволяет внести значимые корректировки в особенности его работы. При этом каждый автолюбитель ставит перед мастером какую-то конкретную задачу.

Для одних важнее всего снизить потребление топлива, другим – увеличить мощность двигателя, третьим – сделать авто более динамичным, но сохранить при этом прежний расход (или снизить его).

Бывают ситуации, когда основная задача перепрошивки – «снос» отсечки оборотов, которая на многих моделях устанавливается еще на заводе. Следовательно, от четкости поставленной задачи, напрямую зависит и конечный результат.

В каких случаях нужна перепрошивка

Многие автолюбители решаются на чип тюнинг двигателя только потому, что это модно. На самом же деле с «мозгами» автомобиля лучше не шутить и лезть в них только тогда, когда это действительно необходимо.

Есть несколько ситуаций, когда без постороннего вмешательства никак не обойтись:

  • во-первых, уже через несколько месяцев эксплуатации обнаружены серьезные недоработки в прошивке двигателя;
  • во-вторых, при переводе на машины на газ;
  • в-третьих, в случае перевода машины на бензин с более низким октановым числом (снова-таки в целях экономии);
  • в-четвертых, после избавления от противосажевого фильтра в топливной системе;
  • в-пятых, после удаления катализатора (это необходимо при переходе на более низкий класс ЕВРО-2, где нет столь существенных ограничений, как в случае с ЕВРО-3 или ЕВРО-4);
  • в-шестых, для маскировки и удаления грубых диагностических ошибок, которые были допущены еще на заводе;
  • в-седьмых, при необходимости снятия ограничений оборотов, холостого хода или скорости (если они имеются).

В принципе, любая из этих причин может привести автолюбителя к мысли о необходимости такого вида тюнинга. Если же проблемы накопились в комплексе, то без перепрошивки и вовсе не обойтись.

Основные этапы

Сама процедура перепрошивки основных параметров двигателя происходит в несколько этапов.

Первый этап.

К диагностическому разъему подключается ПК и с помощью специальной программы осуществляется считывание основных параметров системы. Несколько секунд и перед глазами мастера параметры, которые были заданы мастерами на заводе.

Вариантов считывания всего два:

  • на автомобилях до 1997 года выпуска с перепрошивкой возникает целый ряд проблем, ведь диагностических разъемов (в том виде, в которых мы их знаем сегодня) еще не было. Но хороший мастер способен буквально «вытащить» память и произвести перепрограммирование (правда, не во всех моделях это возможно);
  • второй вариант – использование специального ПО, с помощью которого можно выполнить изменения в фоновом режиме. При этом наибольшей популярностью пользуется программное обеспечение BDM.

Меняются существующие параметры на те, которые интересуют автолюбителя. Такая работа по «зубам» только настоящим профессионалам, имеющим опыт настройки столь сложных систем.

Для большей надежности лучше обращаться в специализированные компании, где есть возможность использования специализированного ПО и опыт работы с каждой конкретной прошивкой автомобиля.

Бывают ситуации, когда квалифицированные мастера уже после считывания заводской программы обнаруживают существенные ошибки, которые не давали двигателю полностью раскрыть свой потенциал.

Иногда выходит одновременно повысить крутящий момент, увеличить мощность мотора и добиться снижения показателей расхода топлива, что для многих автолюбителей является ключевым моментом.

Третий этап.

На последнем, третьем этапе все изменения, внесенные в параметры контроллеров, «заливаются» обратно в память ЭБУ. Принцип данной манипуляции аналогичен той, что производилась сначала.

Время на выполнение операции – не более нескольких минут. Самое главное во всем этом процессе, что всегда есть возможность вернуться к первоначальным заводским настройкам.

Вопросы и ответы

Сегодня есть много автолюбителей, которые хотели бы сделать чип тюнинг мотора своего авто, но не решаются. Основная причина – много вопросов, но практически полное отсутствие ответов на них.

Давайте разберемся с теми нюансами «чипования», которые больше всего тревожат автолюбителей.

Вопрос 1 . Неужели разработчики программного обеспечения на заводах-изготовителях глупее мастеров на СТО? Они ведь могут исправить все раздражающие автолюбителя «недоработки» сразу (не ставить ограничение по оборотам, дать двигателю максимальную мощность и так далее).

На самом деле, параметр мощности для производителя не так важен, как может показаться. Сегодня более 90% всех выпускаемых на конвейере автомобилей не способны выдавать максимальную мощность. Причин этому множество.

К примеру, мотор может осознанно «глушиться» для уменьшения выброса углекислого газа в атмосферу.

При этом разработчик может пойти на тактически грамотный ход и выпустить две разные модели (по различной цене) – у одной будет, к примеру, мощность 200 л.с., а у другой – 220. И это притом, что двигатели одинаковые (разная только прошивка).

Но в большинстве случаев снижение мощности двигателя вызвано необходимостью соответствовать нормам современных экологических требований ЕВРО-4 (в противном случае машину могут не выпустить на рынок). Именно поэтому большинство авто не выдает своей реальной мощности.

В свою очередь обычному специалисту по прошивке (как и автолюбителю) показатели ЕВРО не важны. Их главная задача – сделать двигатель мощнее, чего можно добиться в течение нескольких часов. Так что дело совершенно не в интеллекте специалистов, а целях и задачах.

Вопрос 2 . Влияет ли вмешательство в «мозги» двигателя на ресурс последнего?

Многие автолюбители переживают, что по завершению тюнинга мотор не сможет отходить положенный производителем срок.

На самом же деле нет ни одного исследования, которое бы подтверждало или опровергало факт снижения ресурса. Да и проведения подобных опытов – слишком затратное мероприятие.

Если прислушиваться к логике, то работая на полную мощность, двигатель износится быстрее. Но вопрос нужно задавать по-другому – заметит ли это автолюбитель?

В современных автомобилях устанавливаются «миллионники», поэтому уменьшение ресурса на 50-100 тысяч километров вряд ли кто-то заметит. Быстрее кузов покроется коррозией и развалится, чем обычный автомобиль проедет такое расстояние.

Но при обращении в специализированную компанию (или тем более к частному мастеру) необходимо помнить, что каких-то гарантий (особенно письменных) долгой «жизни» двигателя никто не даст. Каждый автолюбитель решается на вносимые изменения на свой страх и риск.

Вопрос 3 . А что с заводской гарантией?

Обиднее всего для многих автолюбителей – потерять заводскую гарантию. Но вообще формат «гарантии» и автомобиля слишком растяжим.

Факт вмешательства в «мозги» двигателя при необходимости замены, к примеру, лобового стекла по гарантии, никто не заметит.

Если же после переделки «слетел с катушек» сам двигатель, тогда самодеятельность сразу обнаружится, а производитель вполне оправданно откажется делать по гарантии пострадавший автомобиль.

Как показывает практика, факт вмешательства обнаруживается крайне редко. Но в любом случае если вы дорожите гарантией, то лучше дождаться ее окончания, а уже потом с чистой совестью проводить эксперименты над своим автомобилем.

Вопрос 4 . Насколько можно увеличить мощность двигателя?

Если основная задача автолюбителя – увеличение мощности, то его вопрос обязательно касается реальных перспектив чип-тюнига.

В случае со стандартными атмосферными двигателями каких-то особых чудес ждать не стоит. Оптимальное увеличение параметра – около 12% (в некоторых случаях можно добиться показателя 15%).

С турбированными моторами дела обстоят много лучше. Так можно добиться существенно «прилива» мощности – на 30, а то и на 50% (при особом таланте мастера).

Вопрос 5

У работника СТО есть возможность менять множество параметров – углы опережения зажигания, калибровочные параметры, коэффициент избытка воздуха и так далее. Но главное даже не это.

Хороший мастер знает, что корректировка одного параметра может привести к изменению целой группы других показателей.

Следовательно, работа должно проводиться с расчетом на итоговый результат, а не на изменение какого-то одного коэффициента.

Главное – найти «золотую середину», когда реализация одной задачи не приведет к ухудшению работы других систем.

Вопрос 6 . Какой смысл в перепрошивке атмосферного двигателя, если прибавка мощности минимальна?

Многие автолюбители после того, как узнают о потенциальном эффекте «чипования» отказываются от лишней траты средств. Но здесь нельзя забывать, что увеличение мощности и крутящего момента взаимосвязаны.

Если мастеру удалось поднять «лошадки» на 1%, то крутящий момент увеличится на 5-7%. Таким образом, машина становится намного динамичнее и «ярче» в движении.

Вопрос 7 . Всегда ли при увеличении мощности страдает экологическая составляющая?

Чаще всего это неизбежно и мастера сразу признаются в этом автолюбителям. В большинстве случаев изменениям подвергается угол опережения зажигания.

Если сделать данный параметр выше, то повысится и мощность, а вот количество вредных выбросов существенно возрастет. Хотя, это мало кого волнует, кроме, конечно, самих экологов и инспекторов ДПС.

Вопрос 8 . Дорого ли обходится работа?

Какого-то единого тарифа не существует, ведь все зависит от выбранного автосервиса и марки (модели) автомобиля. Если найти какого-то мастера-одиночку, то он может сделать работу и за тысячу рублей.

Обратившись в специализированную компанию затраты будут намного выше – до 10-15 тысяч рублей (для авто с объемом до 1,6 литра) и до 30-40 тысяч рублей (для машин объем от 1.8 и выше).

Сказать однозначно, что качество работы в квалифицированном сервисе будет выше также нельзя – все зависит от таланта, опыта и навыков специалиста.

Что касается гарантии, то ее не даст ни одна, ни другая сторона.

Вопрос 9

После проведения целого ряда мероприятий автолюбитель (что вполне естественно) хочет увидеть реальные изменения в динамике движения автомобиля и прочих параметрах. Но многие разочаровываются, ведь не замечают никаких особых изменений.

Единственное, что можно проверить – отсутствие ограничений по количеству оборотов, рост динамики разгона и повышение мощности (чаще всего это сразу заметно).

Если необходима более точная информация, то на квалифицированных сервисах есть специализированные стенды, на которых проводятся испытания.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о реальных изменениях в динамике автомобиля.

Вопрос 10

Как показывает практика, это возможно. Но добиться максимальных результатов позволяет установка специального корректора – небольшого электронного блока, который подключается между датчиком положения педали и электронным блоком управления.

При этом сигнал увеличивается в мощности и подается непосредственно в ЭБУ автомобиля.

Установив такой корректор, можно навсегда избавиться от надоедливой «тупости» автомобиля при резком нажатии на педаль газа.

Вопрос 11 . Чем отличается чип тюнинг бензинового двигателя и чип тюнинг дизельных двигателей?

На самом же деле каких-то ключевых отличий нет. Этапы по выполнению прошивки одинаковы в обоих случаях. Единственное, что меняется – регулируемые параметры.

К примеру, в бензиновом двигателе корректируется угол опережения зажигания. В случае с дизельным двигателем изменения требует угол впрыскивания.

Но здесь уже специалист сам решает, корректировку какого параметра производить, а какой лучше не трогать.

Вопрос 12 . Есть ли разница в настройке турбированных и атмосферных двигателей?

Существуют некоторые тонкости в настройке турбированных и атмосферных моторов.

В первом случае основная задача мастера — изменение данных давления наддува, а во втором – параметров подачи топлива и угла зажигания.

Мы уже упоминали, что при правильной настройке можно повысить мощность турбированного мотора почти на 25-50%, а атмосферного – на 6-15% .

Кроме этого, осуществляется корректировка объемов впрыскиваемого топлива, что позволяет снизить «прожорливость» транспортного средства на 10-20% .

Преимущества и недостатки

На основании всего вышеизложенного можно делать какие-то предварительные заключения по поводу преимуществ и недостатков чип тюнинга двигателя.

К плюсам перепрошивки можно отнести возможность увеличить мощность двигателя (а вместе с ним и крутящий момент), сделать машину более экономичной, улучшить динамические характеристики, убрать ограничения по скорости и числу оборотов, добиться более резвого ускорения и так далее.

Но есть и недостатки :

  • Во-первых, для выполнения такой работы придется выложить определенную сумму (если речь идет о специализированном сервисе, то затраты будут весьма существенными);
  • Во-вторых, придется пожертвовать общими параметрами экологичности;
  • В-третьих, всегда есть опасность попасться на недобросовестного мастера, после работы которого двигатель быстро выходит из строя. А дальше следуют затраты гораздо более серьезные.

Выводы

Если уж вы и решились на чип тюнинг своего автомобиля, то должны четко знать несколько вещей – зачем вы это делаете, кто будет выполнять работу, и что вы хотите получить на выходе.

При этом нужно четко осознавать риски, которые несет перепрошивка двигателя вашего автомобиля. Только так можно быть в успехе столь рискового начинания.

Некоторые автомобилисты-самоучки успешно диагностируют силовые агрегаты не только своего автомобиля, но и близких друзей и родственников. Желающие увеличить багаж знаний и свои способности часто задумываются над тем, как это сделать, однако, даже не представляют с чего начать , не знают, что им для этого нужно и какие минимальные сбережения понадобятся для приобретения специального оборудования.

Гораздо проще освоить основы чип-тюнинга тому, кто имеет хотя бы минимальные познания в области ДВС, умеет работать с электрооборудованием, читать электросхемы, является активным пользователем компьютера, знает, как работать с электронными базами данных и различными диагностическими приборами. Проводящий диагностику и чип-тюнинг человек должен хорошо знать особенности устройства движка, разбираться в современных системах впрыска.

Чип-тюнинг – это хоть и несложная процедура, но все же требует некоторого опыта для качественного результата

В нижеприведённой статье рассмотрим базовые понятия, которые помогут каждому желающему автомобилисту разобраться с основами чип-тюнинга.

Обучение специалиста

Кроме оборудования и специального программного обеспечения, любого желающего научиться чип-тюнингу интересует вопрос обучения. Правда, даже несмотря на то, что некоторые компании набирают группы автовладельцев для обучения чип-тюнингу, на деле мало кто из них получает полезные познания, помогающие в дальнейшем осуществлять качественно услуги другим автолюбителям. Чаще всего человек, который делает чип-тюнинг, обучение проходит непосредственно на практике, методом проб и ошибок учится «понимать» силовой агрегат, менять его свойства и .

Специальное оборудование

Если автолюбитель не знает с чего начать проведение чип-тюнинга, он должен хотя бы примерно знать о том количестве , которое ему впоследствии пригодится. Как показывает практика, большинство владельцев транспортных средств с удовольствием отдадут свой автомобиль квалифицированному специалисту, который при помощи современных технологий сможет качественно продиагностировать силовой агрегат, даже если за это придётся заплатить немалые деньги. Профессиональный ремонт и чип-тюнинг востребованы гораздо больше субъективного мнения конкретного «специалиста», полагающегося исключительно на свои навыки и проводящего процедуру проверки движка только посредством своей интуиции и познаний.

Основы чип-тюнинга нельзя рассматривать отдельно от комплектации участка диагностики. Стоит отметить, что предназначенное для качественного проведения услуги по диагностике и чип-тюнингу силового агрегата оборудование разделяется на три главных вида. Любой современный участок для чип-тюнинга движка не может обойтись без таких приспособлений, ввиду чего целесообразно иметь хотя бы по одному представителю каждого вида, что позволит оптимизировать процесс и уточнить результаты проверки. Итак, виды диагностирующего оборудования для чип-тюнинга:

  • сканеры;
  • мотортестеры;
  • газоанализаторы.

Сканеры

Любой современный сканер способен проверять электронный блок управления мотора, сообщая диагностирующему специалисту о текущем состоянии силового агрегата. Используя в работе сканер, можно будет:

  • увидеть сигналы, поступающие с датчиков системы, а также отслеживать их изменения с течением времени;
  • узнать о функционировании различных исполнительных элементов системы посредством визуального контроля;
  • проверить неисправности агрегата, ознакомившись с сохранёнными в системе кодами;
  • узнать идентификационные данные ЭБУ.

Те, кого интересует чип-тюнинг для начинающих, должны понимать, что показания любого сканера - это ничто иное, как отображение данных, хранящихся в ЭБУ. В связи с чем проводящий диагностику и чип-тюнинг специалист воспринимает отображаемые значения не как реальные значения определённых параметров. Сканер способен только отобразить данные, предварительно не определяя их так, как это делают измерительные приборы. Кроме отображения параметров, сканеры осведомляют о кодах имеющихся неисправностей. Правда, не следует относиться ко всем указанным сканером кодам как к побуждению к срочной замене или ремонту той или иной детали мотора. Любое показание сканирующего устройства должно, в первую очередь, натолкнуть специалиста на дальнейшие размышления и поиск реальных угроз.

В продаже есть портативные и программные сканеры для чип-тюнинга, которые не могут функционировать отдельно от ПК. При покупке программного оборудования понадобится ноутбук, оснащённый COM-портом или переходником PCMCI-COM. Вместе с этим придётся приобрести адаптер K-Line со множеством проводов и разъёмов.

Чтобы провести чип-тюнинг, обучение различному диагностическому программному обеспечению должен пройти каждый мастер. Некоторые выбирают для работы бюджетные приложения, как SMS-Diagnostic (позволяет проверить новые ЭСУД ВАЗ/ГАЗ). Если автолюбитель собирается диагностировать различные авто зарубежного производства, то ему, вероятнее всего, нужно будет купить либо несколько узкоспециализированных сканеров, либо один универсальный агрегат, который имеет меньше возможностей.

Мотортестеры

Базовые понятия чип-тюнинга могут быть раскрыты только при полном изучении всех типов необходимых в работе приспособлений. Например, мотортестеры являются измерительными приборами, которые считывают данные непосредственно с силового агрегата, определяя при этом те неисправности, которые не может обнаружить ни один сканер. Мотортестеры определяют формы напряжения, токи датчиков, отображают осциллограммы высокого напряжения и давления в цилиндрах. Кроме того, эти многофункциональные устройства способствуют измерению давления топлива, стартерного тока и УОЗ (что обязательно следует учитывать при проведении чип-тюнинга).

Например, мотортестер позволяет косвенно произвести оценку воспламенения и сгорания топливно-воздушной смеси, для чего в приборе предусмотрено наличие осциллограмм вторичного напряжения. Благодаря полученному после измерений графику можно понять:

  • правильно ли установлены фазы ГРМ;
  • каково состояние цилиндро-поршневой группы;
  • есть ли подсос воздуха во впускном тракте;
  • каковы показатели противодавления выпускной системы;
  • состояние угла опережения зажигания.

Мотортестер с лёгкостью (в течение нескольких минут) определяет наличие обрыва или межвиткового замыкания форсунок, проводит качественное измерение стартерного тока (благодаря этому диагностирующий специалист оценивает состояние аккумулятора и стартера). Кроме этого, прибор проверяет функциональность различных датчиков, что делает чип-тюнинг более простой и лёгкой процедурой.

Тем, кому интересен чип-тюнинг для начинающих, должны быть готовы к тому, что покупка мотортестера потребует огромных затрат. На российском рынке представлено множество различных приборов, неплохим соотношением цены и качества обладают приборы фирмы Quantex Laboratory.

Газоанализаторы

Что касается этого приспособления, то лучше всего в работе себя показали четырёхкомпонентные приборы. Ранее активно используемые для чип-тюнинга двухкомпонентные агрегаты вместе с карбюраторами уже не встречаются на более-менее «крутых» сервисных центрах. Поэтому покупать необходимо лишь качественные газоанализаторы, позволяющие не «отрегулировать СО», а лишь стать источником для продиагностированной информации.

Основы чип-тюнинга подразумевают наличие всех трёх видов приборов, которые, используя совершенно разные методы определения данных, способны дать автомобилисту разную информацию. Естественно, есть параметры, которые могут быть одинаково точно определены всеми тремя агрегатами, однако, в большинстве случаев, все данные у каждого прибора уникальны. Следует понимать, что грамотный поиск неисправностей должен быть основан исключительно на анализе полученных данных и измерениях.

Приборы вспомогательного характера

Кроме основного оборудования, начинающему проводить процедуру чип-тюнинга авто можно приобретать различные вспомогательные приспособления, которые позволяют оптимизировать работу, в их числе:

  • топливный манометр;
  • приспособление, позволяющее произвести очистку форсунок;
  • стенды, способствующие качественной проверке свечей или модулей зажигания;
  • ампервольтомметр;
  • качественный инструментарий;
  • различные приборы и устройства, которыми пользуются опытные мастера, изготавливаемые исключительно «под специалиста».

Дополнительные расходы

Если автомобилист знает, что такое чип-тюнинг, базовые понятия которого он уже успел освоить на практике (вероятнее всего, диагностируя силовой агрегат своего автомобиля), для полноценной проверки двигателей ему придётся купить такие устройства, как:

  • программатор блока управления c флэш-накопителем (пробную версию приложения можно скачать с тематического веб-ресурса, а, спустя время, накопив знания и клиентов, приобрести полную коммерческую версию);
  • программатор ПЗУ;
  • ультрафиолетовая лампа, способствующая стиранию ППЗУ;
  • специальный инструментарий для пайки.

Стоит отметить, что все перечисленные приспособления не понадобятся для диагностики и чип-тюнинга новых машин, правда, при их отсутствии, весьма сложно будет проверить состояние силового агрегата зарубежных легковушек 90-х годов.

Вместе с тем даже чип-тюнинг для начинающих не может обойтись без полного комплекта всевозможных прошивок, подобранных абсолютно под все типы ЭСУД. От способностей и возможностей мастера зависит вид приобретаемого снаряжения, которое может быть как бесплатным, так и коммерческим. Стоит отметить, что некоторые специалисты пользуются исключительно собственными наработками.

Кроме перечня крутых программных приложений, любой мастер должен иметь слесарные инструменты достойного качества. Многим автомобилистам, которые обращаются за перепрошивкой «мозгов» мотора, приводит в сервисный центр банальная неисправность двигателя. Мастеру по чип-тюнингу следует быть готовым не только к диагностике, но и к вынужденному ремонту движка.

Принцип проведения диагностики для начинающих

Диагностирующий авто человек должен не только со всеми программами и приборами, он должен в обязательном порядке проводить сбор информации и её обработку, после чего принимать окончательное решение.

Если к специалисту по чип-тюнингу приехал клиент, первым делом необходимо произвести опрос, чтобы узнать о сути проблемы, расспросить о том, когда и как проявляется неисправность.

Ещё необходимо визуально произвести осмотр подкапотного пространства. Мастер должен убедиться в отсутствии видимых повреждений, связанных с электропроводкой, шлангами и высоковольтными проводами.

Работа с инструментарием и программными приложениями должна стать третьим шагом, для начала посредством сканера нужно будет определить тип ЭБУ и системы. После установления вида заводской прошивки необходимо вспомнить о её достоинствах и возможных недостатках, составе и особенностях.

На четвёртом этапе нужно проверить свечи, специалист должен по взгляду определить количество имеющегося на них нагара и цвет образовавшегося покрытия. Следует уделить внимание пробоям на изоляторе.

После проведения столь сложной процедуры диагностирующий авто специалист получает множество данных, которые ему придётся сопоставить друг с другом, чтобы сделать детальный анализ и вывод.

Заключение

Начинающему мастеру сложно разобраться во всех тонкостях чип-тюнинга, потребуется некоторое время, чтобы научиться правильно совершать подобную процедуру и качественно оказывать услугу «чиповки» другим автовладельцам. Если возникают сомнения по поводу функционирования той или иной детали, целесообразно заменить неисправную часть агрегата, чтобы повторно проверить данные, выдаваемые приборами.

Всем известна фраза одного известного героя - «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!» Для многих владельцев автомобилей внешний вид своего «железного друга» является выражением собственной индивидуальности. Кому-то нужен солидный, кому-то элегантный и даже агрессивный. Однако любой экстерьер автомобиля теряет всякий смысл, если он не обладает главным достоинством — отличными характеристиками двигателя, удобством управления.

Всего этого можно добиться с помощью тюнинга (англ. tuning — настройка) двигателя. Эти работы пользуются довольно большим спросом.

Выпускаемый серийный двигатель на автомобиле рассчитан на приличный запас прочности и рассчитан на то, чтобы сохранить ресурс двигателя. Да и большинству авто владельцев максимальные характеристики, при ежедневном движении по благоустроенным дорогам с твердым покрытием не нужны. Увеличить мощность двигателя можно двумя основными приемами тюнинга — путем конструктивных доработок и перенастройкой электроники. Разберемся подробнее. Это всего лишь два технических способа.

Что такое чип-тюнинг и что он дает

Чип-тюнинг - это настройка или перенастройка электроники двигателя.

Чип-тюнинг выполняется для улучшения следующих характеристик двигателя — улучшение работы охлаждающего вентилятора, стабилизировать режимы холодного запуска и холостого хода. Профессиональные программы, целенаправленно написанные, улучшают около пятидесяти рабочих параметров работы двигателя.

Этот способ тюнинга рассчитан на большинство современных двигателей управляемых электронным блоком, предназначенного для максимального сбережения ресурса, минимальный расход топлива и низкую токсичность выхлопа. Он, по замыслу производителя, не настроен на получение максимума. Замена программы управления двигателем и есть задача перенастройки этого блока.

Таким образом, решением этой задачи является перепрограммирование этой электронной микросхемы, содержащей эту программу. И эта замещенная программа должна учитывать массу особенностей, а главное — возможности данной модели двигателя.

Такой тюнинг — очень ответственная задача. Написанные любителями программы, использовать просто опасно — ведь оптимальное сочетание взаимодействия технических факторов может выполнить лишь профессионал. Поэтому проведение такого чип-тюнинга производителями автомобилей, как правило, выполняется за отдельную плату. Именно у производителя выполнить такой тюнинг будет наиболее безопасным для каждой конкретной модели двигателя.

Следует понимать, что в результате произведенного чип-тюнинга в той или иной мере произойдет как снижение ресурса, так и увеличение расхода топлива, от одного литра и более на каждые 100 км пути. Кроме того, что двигатель начнет работать на повышенных оборотах (именно от этого происходит прирост мощности), сама возможность дожать педаль провоцирует на скоростной стиль езды. Следует также понимать, что и требования к марке топлива так же могут возрасти. Впрочем, с помощью чип-тюнинга можно и умерить аппетит, но как правило на заводе выставляются наиболее экономичные настройки.

На двигателях с турбо-наддувом чип-тюнинг дает наибольший эффект, так как программа сможет управлять моментами включения турбо-наддува более оптимально, так же и значением максимального давления. Этот фактор дает прирост мощности до 30%, а крутящего момента - до 40%.

Как сделать чип-тюнинг своими руками

Прежде всего, мы должны предупредить, что делать чип-тюниг своими руками весьма рискованная затея, но если вы уверены в своих силах и в том, что сможете разобраться, то почему бы и не попробовать. В крайнем случае, можно будет отдать машину в сервис, чтобы там все восстановили.

Помимо этого стоит так же сказать и том, что целесообразность в чип-тюнинге своими руками есть только в том случае, если у вас есть в наличии необходимое оборудование и программное обеспечение или если вы знаете, где это все можно позаимствовать. Софт можно скачать бесплатный, но в этом случае сами понимаете - гарантий, что будет все работать, никто не даст.

Покупать же все необходимое для чип-тюнинга невыгодно, поскольку это выйдет дороже, чем сделать эту процедуру в автосервисе. Поэтому, прежде чем решиться на то, чтобы самостоятельно сделать чип-тюнинг, стоит все же хорошенько подумать, а оно вам надо?

Порядок действий

Если все же решили, что надо, и дух Кулибина взял над вами верх, то вот что следует сделать...

1. Изучить вдоль и поперек специализированные форумы, посвященные чип-тюнингу своими руками, например, этот: auto-bk.ru/forum/. Обязательно найдите раздел посвященный именно вашей модели автомобиля.

2. Определитесь, какой именно софт и какое оборудование вам понадобятся.

3. Установите программное обеспечение на ноутбук, убедитесь, что оно работает корректно

4. Для соединения ноутбука с диагностическим портом автомобиля используется специальное устройство - K-Line адаптер или другое в зависимости от автомобиля. Это устройство, как правило так же требует установки на ноутбук. Убедитесь в том, что вы достали устройство, подходящее к вашему автомобилю

5. После установки всех необходимых программ и драйверов можно переходить непосредственно к чип-тюнингу. Лучше эту процедуру делать в гараже, чтобы была возможность подключить ноутбук к розетке.

6. Убедитесь в том, что ноутбук надежно стоит и никуда не съедет. Проверьте надежность всех соединений (к диагностическому порту автомобиля и к ноутбуку), чтобы в процессе работы программы калибровки ни один провод не выскочил.

7. Включите зажигание

8. После этого можно запустить программу калибровки двигателя в соответствии с инструкцией к ней. После этого остается лишь дождаться окончания работы программы. На это может потребоваться минут 20.

9. Когда программа закончит свою работу, выключите зажигание и оставьте машину в покое минут на 5. В это время можно отключить оборудование.

10. Через 5 минут можно завести двигатель и радоваться результату. Вы сделали чип-тюниг своими руками!

Если во время процедуры произойдет какой-то сбой, то нужно выключить зажигание, выждать 5 минут. Затем включить зажигание и повторить процедуру заново. Но лучше сделать все возможное, чтобы никаких сбоев не было. Для этого используйте только проверенный софт.

Помимо этого нужно знать, что чип-тюнинг можно делать с помощью замены стандартных элементов на готовые тюнинговые, или же путем добавления неких специальных устройств. Но это уже для каждого отдельного автомобиля сугубо индивидуально и на форумах по чип-тюнингу вы найдете эту информацию без труда.

Чип-тюниг видео

В этом видео называется цена чип-тюнинга в один миллион рублей, но речь идет о белорусских рублях, что примерно составляет 3500 рублей российских.

В заключение остается лишь сказать, что чип-тюнинг наиболее эффективен на двигателях, которые по своим характеристикам позволяют хоть что-то изменить. Если взять, к примеру двигатель вазовской девятки, который выдает 81 л.с., то вряд ли можно добиться каких-то ощутимых результатов. Чтобы убедиться в этом, посмотрите вот это видео:

© А.Пахомов (aka IS_18 )

Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно.

Диагност

Основные требования к кандидату в автодиагносты – желание, возможность и способность к самообучению, достаточные (в идеале – глубокие) знания теории ДВС, умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электросхемы, умение пользоваться компьютером, электронными базами и другой справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием, приборами. Приветствуются знания электроники и «умение паять».

Вы должны четко представлять себе специфику данной «отрасли»: в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с системой впрыска. Диагност должен на «отлично» знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий. В этой профессии, как и во многих других, знаний не бывает много. Не последнее место занимает умение аккумулировать и применять полученный опыт.

Предположим, все это у Вас есть (фантастика!), теперь нужно составить необходимый набор оборудования. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но постепенно Вы сами придете к выводу, что без хорошего инструмента – не жизнь 🙂

Обучение

Где можно освоить профессию автодианоста? К сожалению, практически нигде. Многочисленные курсы, как правило, организуются для получения прибыли, а не для реального обучения. Результат практически такой же, как обучение вождению автомобиля в автошколе, цель – получить права, а дальше – естественный отбор. Наш сайт может предложить Вам «заочное» обучение азам автодиагностики – уникальные, не имеющие аналогов, видеокурcы для начинающих «Обучение диагностике автомобиля». .

Оборудование

Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.

Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.
Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В‑третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.

Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:

1 . Сканеры
2 . Мотортестеры.
3 . Газоанализаторы.

Рассмотрим каждую подробнее.

Сканеры

Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ). Так вот сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков , обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ) . Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:

1 . Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
2 . Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
3 . Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
4 . Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.

Следует совершенно четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ.
Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Кстати, про массы полезно . Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные , работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:

  • Компьютер. Лучше не особо мощный, но ноутбук (РIII-600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM – порта или переходника PCMCI-COM (На данном этапе это основной разъем сопряжения с диагностическим оборудованием). В свете развития программных продуктов от SMS-Software, скоро наличие на компьютере будет желательно, но необязательно.
  • Адаптер K‑Line (K‑L-Line ) с комплектом проводов и разъемов.
  • Диагностическое ПО. Тут выбор за Вами, могу порекомендовать недорогую программу SMS-Diagnostic – тестирование всех современных ЭСУД ВАЗ/ГАЗ. Это первая из отечественных разработок, которая работает напрямую через USB, активно развивается и постоянно обрастает новыми возможностями.

Следует добавить, что протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому, если Вы занимаетесь иномарками, то будете вынуждены покупать несколько сканеров либо один универсальный, но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора.

Мотортестеры

Это совершенно другой тип диагностического оборудования. Мотор-тестер – это как раз и есть измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов , это и осциллограммы высокого напряжения , и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.

Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, – давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:

1 . О правильности установки фаз ГРМ (не только ремня. Например, разбитые шпонки коленвала и распредвала, шкив коленвала).
2 . О состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов.
3 . О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
4 . О высоком противодавлении выпускной системы (развалившийся катализатор, внутреннее разрушение глушителя).
5 . О реальном угле опережения зажигания.

Согласитесь, список внушительный. Одна только правильность установки фаз чего стоит. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут .

С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора позволяет сделать вывод о его «здоровье». Как это сделать – .

Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о его работоспособности.

Ну что, впечатляет? Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер – самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. По соотношению цена/качество я бы посоветовал обратить внимание на продукцию Quantex Laboratory . Там же Вы найдете обучающие ролики и форум по пользованию этим прибором.

Газоанализаторы

Здесь я скажу единственное – на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, – достояние истории. И еще – газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации. Как этой информацией пользоваться, довольно доходчиво описано .

Краткий итог

Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга. Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то они у каждого уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.

Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно. Это:

  • Топливный манометр. О нем почитайте .
  • Установка для очистки форсунок. Ультразвуковая с проливочным стендом (очень полезная вещь) или жидкостная.
  • Стенды для проверки свечей зажигания, модулей зажигания.
  • Качественный ампервольтомметр (мультиметр), желательно не китайского производства.
  • Хороший набор инструмента. Желательно фирменный.
  • Всевозможные пробники, хитрые приспособления, изготавливаемые мастером «под себя» и самостоятельно .

Чип – тюнингом будем заниматься?

Тогда еще одна статья расходов:

  • Программатор ЭБУ c флэш-памятью (Январь 5 .xx, Январь 7 .2 , Микас 7 .x, Бош МП7 , Бош М7 .9 .7 ). Для начала можно и простой, бесплатный. Их можно скачать на соответствующем разделе сайта. К покупке коммерческого варианта приходят практически все через некоторое время, при достижении определенного уровня и/или накопив определенное количество «обломов» и потерянных клиентов.
  • Программатор ПЗУ (Январь 4 , GM, Микас 5 , Бош М154 ) и, естественно, набор ППЗУ и панелек (на панельках не стоит экономить – берите цанговые). Мы рекомендуем использовать электрически стираемые ПЗУ Winbond 27 С257 (32 Kb) и 27 С512 /27 E512 (64 Kb).
  • УФ-лампа для стирания ППЗУ с УФ-стиранием, если Вы решили не пользоваться советом выше 🙂
  • Оборудование для пайки – паяльник, отсос и т.д (в идеале – паяльная станция).
    К трем последним пунктам можно отнестись как к второстепенным – ЭБУ этих типов встречается уже нечасто. С 2003 г. они вообще перестали устанавливаться на автомобили. Но данное оборудование может пригодиться при тюнинге большинства иномарок начала/середины 90 ‑х готов прошлого столетия.
  • Набор прошивок под все типы ЭСУД – в зависимости от уровня:
    а) бесплатных б) коммерческих в) собственные наработки.
  • Для продвинутых – программа для изменения калибровок для тонкой настройки программы под конкретного клиента, да и просто для творчества.
  • Инженерный блок – для профессионалов, для калибрования непосредственно «на ходу».
  • Контроллер ШДК – для владельцев инженерного блока, для контроля состава смеси. На худой конец пойдет простой альфаметр , но он сильно искажает показания на составах смеси сильно отличающихся от стехиометрического.

Не забывайте и о том, что у Вас должны быть все необходимые слесарные инструменты как можно более высокого качества. Подавляющее большинство клиентов приезжает «переписать программу, а то что-то не едет», а автомобиль просто нуждается в ремонте.

И последнее, без чего не обходится диагностический участок, – это информация. Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.

Как делается диагностика

Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения. Для сбора применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.

1 . Опрос клиента о сути проблемы. Когда, как, при каких обстоятельствах проявляется дефект. Часто «допрос с пристрастием» значительно облегчает дальнейший поиск.

2 . Визуальный осмотр подкапотного пространства. Внимательно смотрим, нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов. Нет ли следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи – жгут, идущий к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления. Вообще следам вмешательства надо уделять серьезное внимание. Полезно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и т.п. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Очень желательно проверить состояние воздушного фильтра. Часто он бывает порван, и это приводит к выходу ДМРВ из строя.

Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.

3 . Первым делом «узнаем врага в лицо », т.е. с помощью сканера разберемся, с каким типом ЭБУ и с какой системой (Россия-83 , Евро‑2 , Евро‑3 и т.п.) мы имеем дело. Вспомним особенности ее работы, ее состав, а также возможные «врожденные дефекты». Например, прошивки типа I27 , блок Январь7 с антиджеркингом и т.п. Также на этом этапе необходимо замерить компрессию в цилиндрах, чтобы сразу определить, требуется или нет более глубокое вмешательство в двигатель. При низкой компрессии или ее большом разбросе по цилиндрам необходим визит к мотористу.

4 . Визуально контролируем свечи. Количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие/отсутствие пробоя на изоляторе. К сожалению, в этой операции единственный помощник – опыт и интуиция.

5 . Проверяем в статике показания датчиков и исполнительных механизмов при помощи сканера. Можно подвигать РХХ, включить вентилятор и бензонасос, сделать баланс форсунок.

6 . Проводим диагностику системы питания по давлению топлива. Как – .
Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводим двигатель.

7 . На работающем двигателе проверяем сканером те же самые параметры. Здесь тоже необходим опыт, в двух словах это процесс не описать. Про диагностику систем с блоком Бош МП7 .0 можно . Внимательно слушаем двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула.

8 . Фиксируем показания газоанализатора.

9 . При необходимости можно снять мотортестером осциллограммы высокого напряжения.

10 . Если есть подозрение на неверную установку фаз ГРМ, выполняем мотортестером проверку давления в цилиндре.

11 . А вот теперь самое интересное. Внимательно смотрим на полученные результаты, анализируем их и делаем выводы.

Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд. Но в любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится Вам при диагностике иномарок, на которые очень активно пересаживается население нашей страны.

Дополнительно:

1 .

Чип-тюнинг своими руками - явление уже достаточно распространенное в наших реалиях. Русские мужики - они такие: дай только сэкономить на поездке на СТО, если можно решить проблему у друга в гараже. Хотя, конечно, чип-тюнинг двигателя своими руками - процедура не самая простая, и, если что-то пойдет не так, есть риск существенно потрепать себе и нервы, и кошелек.

Чип-тюнинг своими руками для начинающих - азы

Откуда пошло понятие — чип-тюнинг двигателя? Из тех времен, когда деревья еще были большими, девушки - симпатичнее, а в автомобилях уже появились первые электронные блоки управления (ЭБУ) двигателем. Вот тогда-то к некоторым особо смышленным автовладельцам и пришло понимание того, что если есть микросхемы с процессором и контроллером, задающие определенные параметры работы двигателя, - то можно же их и заменить?!

Первый чип-тюнинг своими руками - это действительно был чип-тюнинг своими руками и, вдобавок, паяльником с канифолью и припоями. На словах мануал очень прост: выпаял одну микросхему с платы и впаял другую - с заранее «вшитыми» туда параметрами. И вуаля! - машина уже едет по-другому.

Зачастую лучше, иногда - хуже, чем было. Тогда приходилось повторять процедуру. Сейчас все изменилось: чип-тюнинг своими руками стал гораздо проще - ноутбук со специальным программным обеспечением, разъем для диагностики, программатор - и вперед! По сути, нынешний чип-тюнинг своими руками - это такая же перепрошивка, как и с современными смартфонами. Ответственности, разве что, больше.

Как сделать чип-тюнинг двигателя своими руками - и что это даст

Не секрет, что многие владельцы - особенно те, кто уже имеет определенный опыт езды на своем автомобиле, хотели бы несколько улучшить некоторые его характеристики. Чаще всего требования бывают следующими: либо улучшить динамику автомобиля, либо уменьшить расход топлива . Чип-тюнинг своими руками - самый простой способ это сделать это, и, пожалуй, самый доступный для обычного водителя.

Чип-тюнинг своими руками — вмешательство в управляющую электронику двигателя с целью изменения каких-либо характеристик — бывает разной степени глубины: либо полная перепрошивка или замена управляющей электроники, либо более мягкий вариант: вмешательство в базу данных штатного бортового компьютера автомобиля.

Есть специальные тюнинговые наборы: например, немецкий RaceChip или бельгийский Remus Powerizer обещает прирост мощности до 30% вкупе с 10%-ной экономией топлива, при сохранении обычного стиля езды.

По сути, такие чип-тюнинг-боксы, визуально представляющие собой обычную пластиковую коробочку с «принтерным» разъемом, можно устанавливать на любые типы двигателей - и бензиновые (атмосферные или турбированные, не так важно), и дизельные. Его особенность - неглубокое вмешательство в работу блока управления двигателем, а не классическая перепрошивка.

Чип-тюнинг двигателя своими руками - плюсы и минусы

Основной минус: при полной перепрошивке блока управления есть риск того, что где-то что-то пойдет не так - как при переустановке Windows, например. Но если на обычном компьютере легко сделать откат системы или заново ее накатить, то с автомобилем все немного сложнее.

В самых печальных случаях можно и вовсе попрощаться со старым электронным блоком управления. А технология чип-тюнинг-бокса подразумевает скорее дополнение информационной базы бортового компьютера, управляющего двигателем, различными необходимыми для работы мотора в различных режимах данными, изначально «зашитыми» в этом блоке.

Еще один плюс подобных чип-тюнинг боксов - они не обнаруживаются диагностами на СТО официальных дилеров, у которых был приобретен автомобиль. И, естественно, это не влечет за собой снятия с гарантийного обслуживания - что тоже немаловажно, особенно для владельцев двух-трехлетних машин с небольшим пробегом. Кстати, еще один важный момент: после установки чипа необходимо проехать 150-200 километров - дабы произошла его калибровка и согласование работы с ЭБУ.

Обычно после установки чип-тюнинг-бокса автомобиль становится более отзывчив на педаль газа, несколько динамичнее разгоняется (здесь еще важно учитывать изначальные параметры двигателя - к примеру, никакой чип-тюнинг ВАЗ своими руками не придаст, например, «десятке» динамику Mitsubishi Lancer или Subaru Impreza) и приносит владельцу автомобиля больше позитивных эмоций.

Чип-тюнинг своими руками - как это работает

У двигателя есть компьютер, который «говорит», когда зажигаться искре в свечах, сколько форсунке поливать бензина в цилиндр, когда турбине начинать дуть и с каким усилием - всем этим управляет одна небольшая коробочка, которая иногда может находиться в совсем уж неожиданных местах. Чип-тюнинг своими руками позволяет изменить ту программу, которая там хранится, и в которую занесены все заводские значения тех или иных параметров работы автомобильного двигателя.

Все просто: диагностический разъем, подключение к компьютеру, «сливка» старой прошивки и «накатка» новой. Суть нынешнего чип-тюнинга: приехать на СТО к парням с ноутбуком, на машине в 120 л.с. и за условные 5 000 рублей снимать со своего двигателя уже 150 л.с. - и это не волшебство.

В моторе есть различные топливные карты, регулирующиеся несколькими параметрами - они, при определенном умении, скачиваются и изменяются: многие двигатели на сегодняшний день обладают обширным ресурсом для увеличения мощности - их, в угоду экологии, даже «тушат».

Зажигание выставлено неоптимально - если поменять углы, заставить раньше загораться искру и больше топлива давать от форсунки - с атмосферного мотора можно легко «прибавить» 10-15% мощности. Если мотор турбирован - меняют алгоритм работы клапанов турбины.

В итоге она начинает дуть раньше и сильнее, плюс все то же самое с зажиганием и форсунками - это может дать до 30% прироста мощности. И что самое важное, без потери ресурсных характеристик! Самая благодатная почва для чип-тюнинга - это турбодизельные моторы: работа даст увеличение мощности, плюс расход топлива останется аналогичным.

Чаще всего и эффективнее всего чип-тюнинг выглядит на тех моторах, которые в Россию и Украину поставляются с гораздо меньшей степенью форсировки - тюнеры просто заливают «европейскую» или «американскую» прошивку - 100% она эффективно и безопасно работает. Также «чиповаться» стоит, чтобы перенести максимальный крутящий момент на более низкие обороты двигателя.

Они-то и являются самыми рабочими - и убрать «микропровалы» при разгоне. Это плюс! Главное ведь - не только прирост мощности, но и возросшая эластичность двигателя. Хотя если мотор изначально не очень хорош - его кардинально не исправить никакой «чиповкой».

Чип-тюнинг своими руками и его опасности

Сложнее приходится, если характеристики работы мотора начинают менять в угоду своим прихотям - тогда двигатель начинает работать в нескольких несвойственных для себя режимах. Что зачастую сказывается на его моторесурсе. Еще одна проблема: те, кто занимается чип-тюнингом в гараже у дяди Васи, иногда могут быть нечисты на руку. Например, вместо перепрошивки подобные товарищи могут просто изменить отклик на педаль газа - установив так называемый «джеттер».

Дело в том, что электронный блок двигателя «чувствует», когда и как вы нажимаете на педаль газа - нажали на треть, он и топлива нальет на треть. Нажали более основательно - форсунки откроются на полную. С «джеттером» при любом нажатии на педаль машина старается рвать с места, как Усэйн Болт. Вот и все изменение. Расход топлива при этом, само собой, уж точно не уменьшится.

В общем, если решили сделать чип-тюнинг своими руками - найдите всю информацию о своем двигателе , его мощностные характеристики. Интернет большой, там есть все. Как проверить эффективность работы? Только замерами на стенде. В стоковом варианте и «прочипованном». Смотрим на графики и сравниваем.

Помните, что в результате неудачного чип-тюнинга могут возникнуть уже необратимые изменения в работе мотора, которые способны привести к весьма дорогостоящему ремонту. Кстати, если «чиповать» бензиновый турбированный двигатель - придется переходить с 92-го или 95-го бензина на 98-й. И, конечно, может возникнуть проблема с коробкой передач: не порвет ли ее из-за прироста мощности и возросшего крутящего момента - он-то по-любому начинает потихоньку изнашивать КПП.

А самая забавная штука: если купили подержанное авто, которое уже «чиповалось», а предыдущий хозяин ничего об этом не сказал - то можете залить ровно ту же кастомную прошивку, что и была. Смешно, но факт - можете заплатить деньги (обычно - от 150 до 400 у.е., в зависимости от степени сложности и глубины работы, а вот чип-тюнинг-боксы могут обойтись и еще дороже) - буквально ни за что.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:




Top