Как правильно организовать бизнес по доставке продуктов. Как я создала свой успешный бизнес по доставке еды в провинциальном городе

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – создание службы доставки еды из кафе и ресторанов; регион – Ростов-на-Дону. Торговая марка – «Достав-Ка». Востребованность подобных услуг обусловлена тем, что зачастую люди хотят поесть вкусно, но не хотят или не могут пойти для этого в ресторан. Кроме того, услуга может пользоваться спросом при организации различных мероприятий корпоративного типа, реже – семейного. Конкуренция на рынке данного вида услуг практически отсутствует.

Основные показатели эффективности проекта приведены в Табл. 1.

Таблица 1. Интегральные показатели эффективности проекта

Анализ отрасли и региона показывает наличие значительного интереса к подобного рода услугам со стороны потенциальных клиентов. Расположение предприятия в Ростове-на-Дону обеспечивает объем целевой аудитории в несколько сотен тысяч человек. Однако, по причине того, что рынок доставки еды еще слабо охвачен (в первую очередь, конкурентами), требуются усилия по продвижению данного типа услуг.

В целом, проект по степени риска можно характеризовать как средний. По степени интереса для инвестора – как высокий.

2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Данный вид услуг нов для России. На рынке практически нет сформировавшейся конкуренции. При достаточно большом количестве заведений общепита, их популярности, а также учитывая официальное население города в пределах 1,1 млн. человек, можно прогнозировать высокий уровень спроса на услуги проекта.

Как правило, услуги доставки еды предлагают непосредственно сами заведения общепита; доставка осуществляется собственными силами. При этом зачастую страдает качество обслуживания. Поскольку данная услуга не является профильной для ресторана, качеству уделяется меньше внимания, маршрут курьеров при большой загрузке не планируется должным образом, из-за чего возможны задержки в доставке, пересортица в заказе и т.д. Кроме того, количество заведений, предлагающих доставку, очень ограничено. Обычно это сети, качество блюд у которых относительно невысоко. В целом, рассматривать такой формат доставки в качестве прямой конкуренции нецелесообразно. Прямыми конкурентами являются предприятия, оказывающие полностью аналогичные услуги, то есть доставку еды из широкого ряда заведений, при этом не имея собственного производства. На сегодняшний день в Ростове-на-Дону присутствуют две таких компании. Более подробно они будут рассмотрены в Разделе 4 настоящего бизнес-плана.

Целевая аудитория проекта – мужчины, женщины, семейные пары в возрасте от 15 до 50 лет, а также организации. Уровень дохода целевой аудитории не играет решающей роли, т.к. россияне даже с низким уровнем дохода время от времени посещают кафе и рестораны. Спрос на услуги проекта не обладает выраженной сезонностью, однако пики спроса приходятся на пятницу и выходные дни, а также государственные праздники; также ожидается некоторое снижение спроса летом на период отпусков.

Ростов-на-Дону – крупнейший город на юге РФ, столица Южного федерального округа и Ростовской области. Также является крупным промышленным и деловым центром. Уровень благосостояния жителей можно охарактеризовать на уровне несколько выше среднего. Количество заведений общепита по данным портала www.afisha.ru составляет на сегодняшний день 1053 единицы.

Основным инструментом проекта является интернет-сайт с размещенными на нем меню всех заведений-партнеров. Предусмотрена возможность заказа еды как через сайт, так и по бесплатному номеру горячей линии (8-800-…). Сайт интегрирован с CRM-системой для обеспечения оперативного взаимодействия диспетчера и курьеров. Доставка осуществляется курьерами компании в течение максимум 1,5 часов (в часы пик) с момента заказа, из которых 0,5 часа предусмотрены на приготовление блюда, остальное время – на логистику.

Таблиц а 2. Инвестиционные затраты проекта

3. ОПИСАНИЕ УСЛУГ

Основной услугой проекта является доставка еды из заведений общепита (кафе, рестораны, фаст-фуд) по адресу, указанному заказчиком – на дом или в офис. На первоначальном этапе формируется ассортиментный список заведений-партнеров, состоящий не менее чем из 50 заведений. Заведения разделяются по рубрикам в зависимости от основного направления: пицца, суши/роллы, бургеры, шашлыки, пироги, комплексное меню.

Для категорий «фаст-фуд» предусмотрена оплата за доставку при отсутствии регламентированной минимальной суммы заказа. Для комплексных меню установлена минимальная сумма заказа (в зависимости от категории заведения), доставка бесплатная. В первом случае прибыль проекта формируется непосредственно из стоимости доставки, во втором – из комиссионных от заведения (20-25% от суммы заказа).

Получив заказ от клиента, диспетчер связывается с партнером для подтверждения возможности и срока исполнения заказа. В случае возможности исполнения, диспетчер по телефону подтверждает клиенту возможность и сроки, а также сумму заказа, уточняет адрес доставки и предпочитаемый способ оплаты. В случае невозможности исполнения, диспетчер приносит извинения и предлагает адекватный вариант замены.

Оплата заказа на первом этапе развития проекта предполагается двумя способами: картой на сайте, наличными курьеру. В дальнейшем предусмотрен вариант оплаты картой курьеру. Также предполагается разработка мобильного приложения для заказа и оплаты. Стоимость блюд на сайте проекта равна стоимости их в заведении.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Конкурентная среда в рассматриваемом регионе представлена тремя игроками федерального уровня, которых можно расценивать как прямых конкурентов. При этом, все они, по сути, являются агрегаторами и оказывают посреднические услуги между клиентом и службой доставки; собственных курьеров они не имеют, что означает невозможность контролировать качество работы доставщиков. Это может привести к задержкам и прочим неприятным последствиям, негативно отражающимся на репутации данной площадки. Использование в проекте собственных курьеров позволит обеспечить более гибкую логистику и качество исполнения заказов.

Продвижение услуг проекта осуществляется как с помощью собственного сайта, так и с помощью листовок, распространяемых в заведениях-партнерах. Также периодически проводятся имиджевые рекламные акции на радио с розыгрышем подарочных купонов с баллами, которые можно использовать при заказе еды. Дополнительный эффект создается при помощи фирменной рекламы, размещенной на автомобилях курьеров.

Готовые идеи для вашего бизнеса

При привлечении партнеров сложностей не предвидится. Преимущества сотрудничества очевидны, особенно для заведений без собственной службы доставки. Аргументация выстраивается исходя из того, что проект привлекает дополнительных клиентов и ни в коем случае не снижает трафик посетителей самого заведения; кроме того, дополнительные клиенты не создают нагрузки на зал обслуживания и его персонал.

Для заведений, имеющих собственную службу доставки, мотивация также довольно очевидна. Клиенты, заказывающие еду на дом или в офис, могут узнать о компании только через корпоративный сайт; в случае сотрудничества, клиенты получают дополнительную возможность узнать о заведении. В то же время, поскольку доставка еды не является основным направлением деятельности для партнеров, штат курьеров обычно невелик, что приводит к задержкам в доставке. Сотрудничество полностью решают данную проблему.

Важным моментом является использование партнеров в продвижении проекта, например, для размещения рекламных листовок на столиках заведения. Основным аргументом здесь является прямая заинтересованность партнеров в развитии проекта «Достав-Ка». Возможно также проведение совместных рекламных мероприятий.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Себестоимость услуг складывается из постоянных, переменных затрат, фонда оплаты труда и амортизации оборудования. К переменным затратам можно отнести расходы на ГСМ. Амортизация начисляется на стоимость оборудования и программного обеспечения, используемого в работе. Амортизация рассчитана линейным способом на срок 5 лет.

Для размещения диспетчера и администратора требуется офисное помещение площадью от 10 кв.м. Для служебных автомобилей предусматривается охраняемая парковка в непосредственной близости от офиса. Офис оборудуется компьютерной техникой, кулером, холодильником, микроволновой печью.

Таблица 3. Переменные затраты

Таблица 4. Постоянные затраты

Прием заказов осуществляется 7 дней в неделю. В первые 1,5 года прием заказов осуществляется с 11.00 до 23.00. Затем – круглосуточно. Предполагается сменный график работы. В первые месяцы работы предполагается работа только одного курьерского автомобиля. По мере увеличения количества заказов увеличивается и количество автомобилей в смене.

Таблица 5. Штатное расписание и фонд оплаты труда


Готовые идеи для вашего бизнеса

Предусмотрено изменение сезонности с пиками спроса в декабре-январе. Повышение спроса вызвано тем, что холодная погода не располагает к походам в рестораны, а также наличием государственных праздников, в течение которых люди обычно тратят больше денег, чем обычно. Спад приходится на период летних отпусков, когда часть потенциальных клиентов находится за пределами города, а другая часть снижает расходы для того чтобы накопить на отдых или восстановить накопления после него.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Функции руководителя предприятия выполняет сам предприниматель. Его деятельность требует знания основ предпринимательства, налогового и бухгалтерского учета, а также основ охраны труда.

Весь персонал компании находится в непосредственном подчинении предпринимателя. Курьеры имеет косвенное подчинение также диспетчеру, который руководит их действиями, контролирует передвижение и формирует наиболее эффективные маршруты, опираясь на данные геолокационных систем и информации о городском трафике.

Администратор сайта принимает заказы (в часы наибольшей нагрузки в помощь привлекается диспетчер), передает их партнерам. Курьеры осуществляют забор готового блюда у партнера и доставляют по указанному адресу.

Требования к диспетчеру: знание географии города и основных транспортных магистралей, уравновешенность. Требования к администратору сайта: знание административной части используемой CMS, грамотная речь, вежливость и уравновешенность. Требования к курьерам: знание города, наличие водительских прав категории B, опыт вождения не менее 3 лет. С курьерами заключается договор о материальной ответственности в рамках которого обозначается их ответственность за сохранность и целевое использование служебных автомобилей. Для подтверждения водительских навыков перед приемом на работу проводится пробная поездка до указанной предпринимателем точки.

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

В финансовом расчете учтены все виды затрат, связанных с реализацией проекта: инвестиционные, постоянные, переменные, амортизация, фонд заработной платы и социальные отчисления. В плане производства учтена сезонность продаж. Общая сумма инвестиционных затрат составляет 1,64 млн. руб., из которых 1,0 млн. составляют собственные средства предпринимателя. Наибольший объем денежных средств приходится на формирование оборотных средств до момента выхода проекта на окупаемость. Недостаток капитала компенсируется за счет заемных средств, полученных в банке на срок 36 месяцев под 18% годовых. Погашение кредита осуществляется ежемесячными аннуитетными платежами, кредитные каникулы составляют три месяца. Отчет о движении денежных средств приведен в Приложении 1.

По результатам проведенных расчетов и сравнении полученных вариантов, наиболее эффективным оказалось использование упрощенной системы налогообложения «доход минус расход».

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Оценка эффективности проекта проводится на основании анализа интегральных показателей, принятых в мировой практике инвестиционного менеджмента. Сводная таблица показателей приведена в Разделе 1 настоящего бизнес-плана (Табл.1).

Ставка дисконтирования, установленная на уровне 20%, соответствует внедрению нового технологичного продукта на слабо исследованный рынок. Достаточно высокий уровень связанных с ней показателей говорит о том, что проект отличается стабильностью и инвестиционной привлекательностью. В частности, индекс доходности – 2,7>1,0. Рентабельность инвестиций относительно невысока, однако учитывая то, что проект не ограничен во времени, это в высшей степени приемлемый показатель. Показатель чистого дисконтированного дохода (NPV) значительно превышает инвестиционные затраты, что также свидетельствует о перспективности проекта.

Минимальная чистая прибыль проекта после выхода на плановые показатели продаж составляет 100 тысяч рублей, а максимальная – 378 тысяч рублей в месяц. Всего прибыль за пять лет составит 10,1 млн. руб. Кроме того, предприятие обладает значительным потенциалом расширения. В дальнейшей перспективе возможно расширение штата курьеров, а также организация филиалов в других городах страны.

Суммируя все сказанное, можно сделать однозначный вывод о высоком потенциале проекта с точки зрения инвестора.

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

Учитывая то, что данное направление является для региона относительно новым, основные риски связаны с продвижением и достижением плановых объемов продаж в установленные сроки.

Таблица 6. Возможные риски и мероприятия по их предотвращению



Готовые идеи для вашего бизнеса

Анализируя представленные данные, можно говорить о том, что реализация данного проекта связана с определенным уровнем риска по причине инновативности услуги и слабого охвата рынка. Однако, существующие перспективы развития практически неограниченны, поскольку, заняв лидирующие позиции в своем регионе, можно организовывать филиалы в других городах страны. Таким образом, можно сделать вывод о высокой инвестиционной привлекательности данного проекта.

10. ПРИЛОЖЕНИЯ

Отчет о движении денежных средств и финансовый план






Получить актуальные расчеты для бизнес-плана

Хотите получить актуальные данные по доходам и расходам? Запросите сметы на открытие бизнеса в этой сфере у ведущих компаний-франчайзеров:

345 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 115304 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

В последние годы стал появляться устойчивый спрос на такую услугу, как доставка обедов в офисы. Этот бизнес является очень перспективным и обладает огромным потенциалом в плане прибыльности и расширения.


Обусловлено это несколькими факторами :
  • В процессе поиска идеи для бизнеса, начинающие предприниматели пытаются выбрать деятельность, которая будет иметь постоянный спрос и высокий уровень доходности . Для этих целей прекрасно подойдёт любое из существующих направлений общепита или ресторанного бизнеса: кафе, рестораны, бистро и т. д.
  • С увеличением темпов жизни люди всё реже могут позволить себе уделять своё драгоценное время «готовке». В условиях такой эстафеты с постоянно растущими скоростями горожанам трудно соблюдать здоровый рацион. Более того, время становится настолько ценным ресурсом , что люди согласны утолять голод чем попало, лишь бы не тратить минуты впустую.

Статистика показывает, что доставка еды сегодня является самым динамично развивающимся направлением бизнеса в России. Сегмент ежегодно увеличивается от 18 до 20% и привлекает бизнесменов сравнительно низкими финансовыми вложениями для старта.

Реализация проекта

Бизнес на доставке еды предполагает два способа реализации :

  • Организация доставки готовой еды. Низко затратный способ открытия бизнеса, предприниматель специализируется лишь на доставке, за которую и будет получать основной доход. Приготовлением пищи занимаются партнёры.
  • Организация полного цикла . Предприниматель сам готовит еду и занимается её доставкой. Этот способ потребует больших вложений и позволит получить максимально возможную для этого сегмента прибыль.

Если у Вас ограниченные ресурсы, маленький опыт в бизнесе или вы просто не уверены в успехе своего проекта, то можно перейти к «полному циклу» после успешной организации обычной доставки еды.

Благодаря такому подходу предприниматель застрахует себя от излишних рисков и подойдет к полноценной реализации идеи после того, как полностью «погрузится» в бизнес и начнёт разбираться в его тонкостях.

От выбора способа организации деятельности будет зависеть объем вложений и круг работ , который необходимо выполнить для реализации проекта.

Для того чтобы создать успешный и «правильный» бизнес-план по доставке обедов в офис, он должен, как минимум, включать в себя следующий перечень вопросов :

  • Государственная регистрация.
  • Выбор помещения и его оформление.
  • Закупка необходимого оборудования и мебели для кухни и офиса.
  • Наём персонала.
  • Выбор меню и ценообразования.
  • Решение вопросов доставки и оптимизация процесса.
  • Маркетинг и продвижение бренда, поиск путей сбыта.

Отвечая на эти вопросы, предприниматель получит полноценную картину предстоящих работ. Полученная информация, будет использована при составлении пошагового плана по реализации бизнеса.

Успех предприятия зависит от того, будет ли предприниматель придерживаться своего плана или забросит его, пустившись в свободное плавание. Рассмотрим некоторые из вопросов ниже.

Выбор помещения

Если вы решите организовать полный производственный цикл , то наряду с офисом вам понадобится и просторная кухня.

Помещение площадью 50-100 кв. м. должно находиться недалеко от потенциальных заказчиков.

Аренда помещения станет одной из крупнейших статей расхода (от 90 000 до 120 000 рублей в месяц). Однако, ее высокая стоимость в районе бизнес-центров компенсируется экономией за счёт транспортных расходов.

Благодаря такому расположению вы сможете оперативно доставлять обеды клиентам , что является одним из важнейших требований для «выживания».

На кухне должны быть отдельные «цехи»:

  • горячий,
  • холодный,
  • мясной.

Также место должно хватить для расположения необходимого оборудования и кухонной мебели.

Если у предпринимателя не получится найти подходящее помещение в «офисных» районах, то необходимо продумать оптимальные маршруты доставки и учесть при этом пробки и пути их преодоления.

Закупка оборудования

Выбираемое помещение должно соответствовать всем санитарным и пожарным требованиям и иметь соответствующие разрешения . Также необходимо убедиться в наличии надёжной электропроводки .

Оборудование, используемое во время приготовления пищи, будет потреблять очень большой объём электроэнергии.

Покупая оборудования, стоит больше внимания уделять его качеству, а не новизне.

Минимальный комплект оборудования, который должен стоять на кухне, следующий:

  • Холодильники.
  • Поверхности для жарки.
  • Печи.
  • Духовой шкаф.
  • Посуда (кастрюли, сковородки и прочее).

Найм персонала

Не меньше внимания нужно уделить найму поваров, которые должны быть профессионалами своего дела , чтобы уметь очень вкусно готовить.

Важно не только оказывать клиентам качественные услуги по доставке.

От того будет ли еда вкусной или нет зависит лояльность клиентов к вашим услугам и весь успех предприятия.

Повар, имеющий необходимый опыт работы, будет получать 20 000 рублей.

Сотрудники, которые будут заниматься доставкой еды, должны быть очень вежливыми и интеллигентными . Хотя особых требований к этой категорий персонала не существует, нанимать первого встречного не стоит.

Курьеры будут «лицом» Вашей организации и по ним будут судить о вашем бизнесе в целом. Целесообразнее нанимать молодых и активных людей и устанавливать для них сдельную форму оплаты труда .

Особенности развития

Ведение данного вида деятельности имеет ряд особенностей, которые стоит учитывать при составлении бизнес-плана:

  • Доставку едынеобходимо организовать таким образом, чтобы клиенты получали ее в разогретом состоянии . В этом может помочь закупка автомобильных холодильников, приобретение которых позволит расширить район деятельности.
  • Также важна скорость и оперативное реагирование на срочные заказы . Еда должна быть доставлена к обеденному перерыву, иначе в ней не будет надобности. Поэтому стоит заранее продумать все маршруты движения.
    Маркетинговую деятельность стоит проводить только в доступных для быстрой доставки районах. В противном случае реклама «быстрой» доставки может сыграть негативную роль.
  • В дополнение к доставке, ваши курьеры должны уметь сервировать стол и красиво подавать еду в случае возможных заказов на различные собрания, конференции и презентации. Поэтому необходимо провести соответствующие тренинги для своих сотрудников.
  • Удачным решением для повышения удобства заказа и оплаты станет открытие специального сайта, на котором клиенты могли бы размещать свои заявки. Сегодня всё больше людей обращаться по своим вопросам в интернет. Наличие интернет-представительства поможет увеличить объем продаж и расширит варианты приема платежей.
  • Бизнес по доставке еды в офис можно начать с маленькими вложениями, ввиду чего конкуренция в этом сегменте очень большая. Для увеличения лояльности своих клиентов необходимо предоставлять скидки (дисконтные купоны или карты) и периодически проводить различные акции.

Какие разделы должен содержать ? Сроки окупаемости проекта.

В следующей мы обсудим рентабельность идеи создания чайного магазина, специфику принципов его организации и развития.

Какие расходы предусмотреть в бизнес плане кальянной, мы поговорим по адресу . Какой формат заведения выбрать на старте?

Маркетинг и продвижение бренда

Ещё одной особенностью , о которой стоит поговорить отдельно, является маркетинг .

Как известно, бизнес не может обойтись без рекламы. В бизнес-плане по доставке еды в офисы этот момент обязательно нужно предусмотреть. Ведь здесь приходится работать с людьми из офисов, которые завалены работой настолько, что не могут выйти и пообедать вне рабочего места.

Потенциальные клиенты не узнают о Вас, если вы не сообщите им. Самым эффективным и дешёвым методом информирования клиентов на сегодня является прямой маркетинг .

Необходимо создать набор раздаточных материалов, состоящий из визитки, красиво оформленного меню и подарков-«напоминалок» (карманные и настольные календари, ручки, брелки).

Составление меню

Люди постоянно стремятся к разнообразию, и потребление пищи не является исключением из этого негласного правила.

Для того чтобы создать большую клиентскую базу мало готовить вкусную еду. Необходимо создать разнообразное меню и постоянного его расширять .

Делать это можно следующими способами:

  • Готовить разные блюда на конкретные дни недели.
  • Договориться с национальными кухнями (Европейскими и Азиатскими) о сотрудничестве и включить их «коронные» блюда в своё меню.
  • Наряду с выбором из меню предлагать клиентам готовые «пакеты» блюд с фиксированной ценой.

Цена на Ваши блюда не должна быть выше среднего показателя , установившегося на рынке.

Средняя стоимость комплексного обеда – 330 р.

  • Холодные закуски – 65 р.
  • Горячие блюда – 85 р.
  • Вторые блюда – 100 р.
  • Десерт – 50 р.
  • Напитки – 30 р.

Комплексный обед с блюдами на гриле — 380 р.

Как происходит получение и обработка заявок на доставку обедов в офис или на дом, смотрите на видео:

Финансовые расчёты

Приведём расчёт затрат, которые необходимо будет заложить для открытия полного производственного цикла.

Если начинающие предприниматели испытывают затруднения с финансами, то стартовать можно исключительно с доставки еды . В таком случае оптимально договориться с ресторанами или кафе, находящимися поблизости.

Разовые затраты – 1 485 000 р.

  • Оформление помещения – 25 000 р.
  • Закупка оборудования на кухню – 300 000 р.
  • Затраты на коммуникации — 15 000 р.
  • Создание и продвижение сайта – 80 000 р.
  • Маркетинг – 15 000 р.
  • Покупка продуктов – 50 000 р. (сумма которую нужно выделить на покупку продуктов будет постоянно оборачиваться).
  • Резервный фонд (за счёт которого будут покрываться текущие расходы на начальном этапе функционирования) – 1 000 000 р.

Постоянные затраты – 480 000 р.

  • Аренда помещения – 100 000 р.
  • Покупка продуктов – 20 000 р.
  • Зарплата поварам – 60 000 р.
  • Зарплата курьерам + аренда автомобиля (на работу будут наниматься люди со своим авто) – 150 000 р.
  • Расходы на ГСМ – 100 000 р.
  • Сервис и мойка автомобилей – 30 000 р.
  • Коммуникационные расходы – 10 000 р.
  • Прочие расходы – 10 000 р.

Расчёт выручки – 660 000 р.

  • Приготовление еды. Средний чек находится на уровне 500 рублей. Собрав клиентскую базу из 10-20 офисов можно обеспечить минимальный уровень в 50 заказов на день.
    Доход в месяц (22 рабочих дня) составит 50 заказов*500 р.*22 рабочих дня = 550 000 р.
  • Доставка еды. Стоимость доставки не будет включена в готовую продукцию. Средняя цена доставки составляет 100 рублей.
    Исходя из этого, в месяц выручка от этой услуги составит 50 заказов*100 рублей*22 рабочих дня = 110 000 рублей.

При подсчётах выручки использовались расценки функционирующих фирм по доставке еды (http://www.fenixprogress.ru/menu.shtml).

Чистая прибыль – 180 000 рублей.

Выручка 660 000 р. — расходы в месяц 480 000 р. = 180 000 рублей в месяц.

Сегодня большинству людей сложно найти время на поход в супермаркет за продуктами и на приготовление домашней еды. В таких ситуациях выручают различные сервисы по доставке продуктов питания и готовых к употреблению блюд. А значит, бизнес в этом сегменте обслуживания станет прибыльным и быстро окупит первоначальные затраты. Однако прежде чем вкладывать деньги в службу доставки еды, необходимо составить подробный бизнес-план и оценить свои возможности.

Анализ целесообразности вложения средств в бизнес по доставке еды

Современное общество отличается высоким темпом жизни, многие люди имеют ненормированный рабочий график, не позволяющий часами стоять у плиты. Среднестатистический горожанин вынужден сокращать время, потраченное на еду, да и в большинстве случаев час рабочего времени оценивается дороже, чем заказ готовой еды. Вот почему повышается спрос на услуги служб по доставке блюд.

Перечисленные факторы сделали бизнес по доставке еды самым быстрорастущим сегментом ресторанного дела. Данные аналитического агентства РБК.Research и статистика сервиса Delivery Club позволяют говорить о бурном росте спроса на услуги по доставке на дом готовых обедов и ужинов.

Каждый день в России службы доставки еды развозят 150 000 заказов

Таблица: сведения о развитии бизнес-направления в 2017 году

Очевидно, что спрос на услуги доставки пока намного превышает предложение, а значит, количеств и качество сервиса может быть улучшено. Это утверждение является внешней предпосылкой для открытия собственного бизнеса по доставке еды.

К внутренним основаниям для инвестирования в этот сегмент можно отнести:

  • простоту создания и ведения бизнеса;
  • небольшие первоначальные вложения;
  • низкий уровень коммерческих рисков;
  • отсутствие сезонности.
  • Идеи для открытия бизнеса по доставке еды

    Бизнес по доставке еды может быть открыт в 2 форматах, предполагающих кардинально разный подход и несравнимый уровень первоначальных вложений:

  • Доставка еды собственного производства. Требует значительных вложений, набора большого штата персонала, оформления множества разрешений и документов. Внимание стоит обратить на какую-либо одну кухню, поскольку разнообразие блюд потребует высокой квалификации поваров, большого количества оборудования и внушительных площадей помещений. Наиболее популярными блюдами, которые заказывают с доставкой, являются:
    • лапша WOK;
    • пицца;
    • суши и роллы.
  • Доставка готовых блюд из различных заведений общественного питания. Потребуются минимальные инвестиции и 5–7 сотрудников. В таком случае доходы будут целиком зависеть от количества заключённых договоров с ресторанами и кафе.
  • Фотогалерея: самые популярные блюда для доставки на дом

    Наиболее высокие доходы при условии грамотного привлечения клиентов наблюдаются у кейтеринговых компаний, обслуживающих банкеты и корпоративные вечеринки. Такая организация требует высокого мастерства поваров и наличия дорогостоящего оборудования.

    Чтобы сократить расходы на начальном этапе, можно:

  • готовить простые блюда (тогда минимального набора кухонной утвари будет достаточно);
  • отказаться от услуг повара и приобретать полуфабрикаты для разогрева и перепродажи (спрос на подобные блюда небольшой, но он есть).
  • Видео: как заработать на доставке еды

    Собственное производство и доставка

    Своё производство требует получения полного набора разрешительной документации от контролирующих органов и решения вопросов с порядком работы:

  • Продукты предварительно закупаются и складируются в охлаждаемых помещениях. Плюс такого подхода в том, что повышается скорость обслуживания клиента, а минус - в существовании рисков порчи продуктов и потери денег. Эта схема рекомендуется тем, кто знает потребности своих клиентов и выполняет большое число заказов ежедневно.
  • Покупка продуктов непосредственно перед приготовлением блюд с немедленной доставкой клиенту после подтверждения заказа. Вариант рекомендуется для старта бизнеса.
  • Самостоятельное производство требует аренды больших помещений, покупки дорогостоящего оборудования и получения разрешений на работу с продуктами питания

    Организация производства продуктов питания является самостоятельной темой, имеющей множество нюансов, поэтому в рамках этой статьи мы рассмотрим только вопросы, касающиеся непосредственно доставки еды.

    Посредничество между заведениями общественного питания и клиентами

    Многие владельцы ресторанов и кафе вынуждены отказаться от организации службы доставки своих блюд на дом в связи с большими расходами на этот метод увеличения продаж. Доставка требует найма дополнительного персонала, которому нужно платить деньгивне зависимости от количества заказов за день, к тому же придётся рекламировать услугу и выделять средства на одноразовую упаковку и ремонт транспорта.

    Большинство ресторанов не готово организовать собственную службу доставки, а значит, можно заключить с ними договор на оказание посреднических услуг

    Если потребителю нравится меню заведения, отказавшегося от предоставления услуг по доставке, ему остаётся только прийти и сделать заказ лично или воспользоваться доставкой в другом месте. Но не у всех есть время на поход в ресторан, а потому клиенты, в том числе потенциальные, теряются. Проблема решается после заключения договора со службой доставки - это выгодно обеим сторонам.

    Таблица: преимущества сотрудничества заведений общественного питания и службы по доставке еды

    Плюсами подобной модели бизнеса по доставке еды являются:

  • лёгкость организации бизнес-процессов;
  • быстрота обслуживания за счёт отсутствия необходимости в приготовлении блюд;
  • уникальность - единые службы на данный момент открыты исключительно в крупных городах;
  • невысокая конкуренция;
  • отсутствие затрат на оборудование для кухни;
  • низкий показатель расходов на аренду помещений (если предполагается только доставка без производства).
  • Как открыть бизнес по доставке еды: пошаговая инструкция

    Чтобы запустить свой бизнес по доставке еды на дом и в офисы, следуйте приведённой ниже инструкции:

  • Составьте бизнес-план, разработайте меню, наведите справки о заведениях общественного питания, не имеющих собственной службы доставки. Ознакомьтесь с санитарными нормами.
  • Зарегистрируйте ИП или ООО, встаньте на учёт в ФНС и во внебюджетных фондах.
  • Разместите объявления о наборе персонала и начните подыскивать работников. Распорядитесь об оформлении медицинских книжек.
  • Закажите разработку сайта и мобильного приложение.
  • Наймите агента или лично посетите каждый ресторан в городе, чтобы предложить свои услуги.
  • Заключите договор с типографией на изготовление печатной рекламы.
  • Арендуйте подходящее помещение (соответствующее нормам СЭС - для пищевого производства, любое офисное - для организации диспетчерской службы).
  • Закупите необходимое оборудование.
  • Обучите персонал, дайте чёткие должностные инструкции.
  • Заключите договор с компанией, занимающейся оказанием бухгалтерских услуг (это поможет сэкономить на штатном бухгалтере).
  • Протестируйте работу команды на всех этапах, поручите знакомым сделать пробные заказы.
  • Проведите стартовую рекламную кампанию и запустите бизнес.
  • Регистрация бизнеса

    Прежде всего нужно зарегистрировать бизнес, иначе деятельность будет незаконной, последуют штрафы за уклонение от уплаты налогов, и заключить договор с заведениями общественного питания будет невозможно.

    Для открытия сервиса по доставке еды лучше зарегистрировать юридическое лицо

    Российские законы запрещают торговлю готовой едой навынос, исключение составляют лишь пицца, пирожки и некоторые хлебобулочные изделия. И если крупным компаниям такое нарушение зачастую прощается, то ИП не сможет зарегистрировать подобную деятельность.

    Серьёзный подход к организации бизнеса предполагает регистрацию юридического лица - вести дела становится сложнее в плане налогообложения, ведения бухгалтерии, составления отчётности и больших штрафов за нарушения, но ООО всё же имеет свои преимущества перед ИП:

  • с юридическими лицами компании охотнее заключают договора о сотрудничестве;
  • деятельность ООО вызывает больше доверия у клиентов, нежели ИП;
  • зарегистрировать юридическое лицо могут несколько учредителей одновременно, объединив капитал;
  • компаниям проще получить кредит в банке на развитие;
  • упрощается участие в тендерах и профессиональных конкурсах.
  • Уделите также внимание выбору системы налогообложения - если вы не укажете при регистрации, что желали бы перейти на упрощённую систему (УСН) или на единый налог на вменённый доход (ЕНВД), к вам будет автоматически применена общая система (ОСНО), предполагающая уплату большого числа налогов и составление множества отчётностей, что значительно усложнит ведение бизнеса новичку.

    Подготовка документов и получение разрешений

    Для того чтобы начать законную предпринимательскую деятельность, нужно иметь на руках следующие бумаги:

  • Регистрационные документы ИП или ООО, свидетельство о постановке на налоговый учёт.
  • Документ, свидетельствующий об открытии расчётного счёта в банке (если планируются безналичные расчёты).
  • Документы на онлайн-кассу (регистрационные бумаги, договор на обслуживание, договор с оператором фискальных данных).
  • Разрешение на ведение деятельности от санитарно-эпидемиологической службы на арендованное помещение и оказание населению услуг. Все разрешительные документы должны быть подписаны в Роспотребнадзоре и комитете по потребительскому рынку.
  • Договор на аренду помещения.
  • Личные медицинские книжки работников.
  • Разрешение от пожарной службы на эксплуатацию помещения и осуществление работниками деятельности, связанной с продуктами питания.
  • Договоры с ресторанами и кафе.
  • Полный перечень документов зависит от актуальных требований контролирующих служб. Не забывайте сохранять все бухгалтерские отчёты и первичную документацию (чеки, накладные и т. д.), иначе последуют штрафы от налоговой инспекции.

    Все документы, касающиеся финансовых аспектов деятельности бизнесмена, должны содержаться в полном порядке

    Составление меню

    В случае с доставкой готовых блюд из ресторанов и кафе вашего города вы составляете меню на основании предложения заведений, с которыми удалось заключить договор, пополняя ассортимент по мере подписания новых соглашений.

    Если же организовывать собственное производство, всё будет зависеть от финансовых возможностей владельца бизнеса и от имеющихся в городе заведений общественного питания. Посмотрите, какие кухни являются наиболее востребованными, проведите опрос на сайте или в социальных сетях. Если будет выбрана, к примеру, китайская кухня, а любителей в городе не найдётся, придётся полностью переоборудовать кухню и начинать всё заново.

    Разнообразное меню привлечёт большое количество клиентов

    Лучше всего предложить заказчикам разнообразие, но помните, что это потребует больших финансовых вложений, набора множества сотрудников и наличие склада. Поэтому для начала стоит сфокусироваться на чём-то одном, причём желательно, чтобы подобных предложений в городе было немного.

    Выбор помещения

    На самом деле, подойдёт любое офисное помещение небольшой площади - 10–15 м 2 вполне достаточно. Нет смысла и арендовать место в проходной части города - привлечение внимания прохожих ни к чему, в самом офисе будут работать только диспетчеры call-центра. Поэтому выбирайте помещение, которое не требует больших расходов и одинаково удалено от окраин города - это позволит скорректировать стоимость доставки для клиентов, проживающих далеко от центра.

    Для офиса call-центра сервиса по доставке еды достаточно будет арендовать помещение площадью 10–15 кв. м

    Собственное производство потребует больших площадей (50–100 м 2) и расположения вблизи оживлённых улиц - это позволит помимо доставки продавать еду навынос.

    Закупка оборудования

    Если предполагается работать посредником между заведениями общественного питания и заказчиками, то купить потребуется только термосумки и, возможно, компьютер для приёма заказов диспетчером. Если планируется безналичный расчёт, то придётся приобрести терминалы в количестве 2 штук.

    Для сервиса по доставке еды без собственного производства достаточно приобрести 4 термосумки

    А вот полный цикл производства обойдётся дорого и многократно увеличит первоначальные инвестиции. Список оборудования в таком случае зависит от меню - чем разнообразнее оно будет, тем больше клиентов вы сумеете привлечь, и тем больше дорогостоящего оборудования придётся закупить. Для примера возьмём стандартный набор оборудования для приготовления и доставки пиццы.

    Таблица: оборудование для производства и доставки пиццы

    Набор персонала

    Когда служба доставки только открывается, большой штат не потребуется - нужно время для того, чтобы сформировать клиентскую базу и заключить договора с как можно большим числом заведений общественного питания.

    Вначале следует нанять двух операторов call-центра и четырёх курьеров с личным автомобилем - они будут работать посменно, меняясь каждые 2 дня. Тогда одновременно станут трудиться один диспетчер и два курьера.

    Даже если потенциальные работники убеждают вас в готовности работать каждый день без выходных, не берите только одного оператора и двух курьеров - сотрудники могут заболеть, машина иногда ломается, бывают непредвиденные ситуации, и сверхурочные часы по трудовому законодательству оплачиваются в полуторном и двойном размере.

    Наконец, лучше нанять штатного программиста. Конечно, при выходе из строя сайта можно будет обратиться в стороннюю IT-компанию, но это займёт много времени, а нерабочий сайт для вас - прямые убытки и потеря клиентов. Чтобы сэкономить на зарплате специалиста, можно нанять сотрудника на удалённую работу и по совместительству с тем условием, что он будет на связи в нужное время.

    Лучше нанять штатного администратора сайта, чем каждый раз обращаться в сторонние фирмы

    Стоит заметить, что и диспетчеров вначале нанимають на условиях удалённой работы - так можно сократить зарплату и не покупать собственный ноутбук или компьютер.

    Бизнес-план по доставке еды на дом

    Регистрации своего дела и денежным вложениям всегда должно предшествовать составление подробного бизнес-плана. Помните, что ваша цель заключается в рациональной и беспристрастной оценке преимуществ и недостатков бизнеса по доставке еды, а не в попытке убедить себя в оправданности открытия подобного сервиса. Так вы сможете уберечь себя от неоправданных затрат и разорения ещё на этапе планирования.

    Описание рынка сбыта

    Изучая рынок сбыта, нужно ориентироваться не только на статистические данные, но и на условия ведения бизнеса в конкретном городе. Прежде чем занимать пустующую нишу или соревноваться с дейстующими службами доставки, обратите внимание на следующие факторы:

  • население города, возраст жителей;
  • уровень доходов трудоспособного граждан;
  • количество бизнес-центров, офисных зданий, крупных компаний;
  • наличие университетов, общежитий, школ;
  • число заведений общественного питания и популярность ресторанов в целом;
  • плотность расположения заведений общественного питания (у жителей многих районов есть возможность добраться до ближайшего фастфуда или супермаркета, где имеется отдел готовой продукции, за 5–10 минут);
  • работающие службы доставки и скорость их развития.
  • Целевая аудитория

    Поскольку, вне зависимости от экономической ситуации и цен на продукты питания, спрос на еду не снижается и не имеет сезонности, а широкий ассортимент предлагаемых готовых блюд способен удовлетворить любой вкус, целевая аудитория у этого сегмента рынка довольно разнообразная.

    Таблица: клиенты сервиса по доставке еды

    Анализ конкурентов

    Единственными конкурентами службы доставки еды являются аналогичные сервисы. Ёмкость рынка для указанного вида услуг довольно большая, поэтому спрос будет всегда. Кроме того, развитию новой службы доставки конкуренция не помешает в связи с тем, что заведений общественного питания, блюда из меню которых будут предлагаться для доставки на дом, в несколько раз больше, нежели сервисов по доставке.

    Выгодно выделиться среди конкурентов и превзойти их помогут следующие улучшения:

  • высокий уровень и скорость обслуживания;
  • наличие у курьеров терминалов для безналичного расчёта;
  • удобный и привлекательный сайт с возможностью регистрации;
  • разработка мобильного приложения, функционирующего на Android и iOS;
  • чёткие и взаимовыгодные схемы сотрудничества с заведениями общественного питания;
  • бонусная программа для постоянных клиентов;
  • вежливые курьеры и сотрудники call-центра;
  • вкусная еда из качественных свежих продуктов (для тех, у кого имеется собственное производство).
  • Перспективы развития бизнеса по доставке еды

    При наличии резервных фондов или сторонних денежных вливаний в развитие бизнеса, можно задумываться о перспективах:

  • большем охвате рынка;
  • привлечении корпоративных клиентов (доставка еды в офисы);
  • расширении до сети служб, функционирующей по всей стране;
  • предоставлении дополнительных услуг (доставка продуктов питания, цветов, подарков и т. п.);
  • заключении договоров со всеми популярными заведениями общественного питания в городе.
  • Продажи и маркетинг

    Главным в стратегии развития нового сервиса доставки еды является оценка недостатков подобных сервисов и предложение удобной схемы обслуживания клиентов. Необходимо непрерывно работать над быстротой и качеством сервиса и контролем за данными показателями. И также следует с самого начала функционирования бизнеса организовать резервные фонды, поскольку только наличие ресурсов для стремительного расширения по мере увеличения рынка сбыта позволит справляться с растущим спросом и оставаться на передовых позициях.

    Рекламная кампания открытия

  • Установка большой афиши в центре города на пересечении главных дорог (желательно, чтобы реклама сервиса была на обеих её сторонах - водитель заметит информацию по дороге на работу и повторно увидит её по пути домой).
  • Реклама на проездных билетах в общественном транспорте (за день об открытии сервиса узнает огромное число людей, к тому же билет с номером телефона можно сохранить).
  • Листовки, приложенные к чеку при расчёте клиентов в каждом из заведений-партнёров (посетителю уже понравилось меню, и он будет не против заказать проверенные блюда на дом).
  • Буклеты в заведениях, которыми могут пользоваться потенциальные заказчики (студенческие столовые, кафетерии и автомойки при офисных зданиях, сауны неподалёку от крупных бизнес-центров и т. п.).

    Раздача буклетов является действенным методом рекламы сервиса по доставке еды

  • Реклама в местных гастрономических журналах или каталогах услуг.
  • Стикеры на автомобилях курьеров - каждая остановка на светофоре или в пробке привлекает внимание случайных прохожих.
  • Нелишним будет и завлечение клиентов при помощи скидок, предоставляемых первым заказчикам - так наибольшее число людей захочет испытать удачу и воспользоваться сервисом одними из первых.

    Создание сайта и мобильного приложения службы доставки еды

    С первого дня функционирования службы сайт должен находиться в рабочем состоянии - это лицо службы доставки. Оценка предприятию, услугами которого клиент пока не воспользовался, будет даваться по первому впечатлению от дизайна интернет-ресурса - он должен быть максимально простым, быстро загружаться, содержать качественные, чёткие и яркие фотографии блюд, вызывающих аппетит.

    Обязательно нужно предусмотреть каталог, разбитый на категории - заказчика нельзя принуждать к просмотру всего ассортимента, следует намекнуть надписью наподобие «к этому блюду отлично подойдёт...». Клиент должен иметь возможность регистрации личного кабинета, где отображалась бы история заказов и действующая скидка - это избавит его от необходимости заполнения анкеты и адреса при каждом заказе.

    Сайт сервиса по доставке еды должен быть максимально удобным, а картинки должны вызывать аппетит

    Многие просматривают предложения предприятий на телефоне и планшете, находясь в автобусе или машине по пути домой и планируя ужин. Сайты, не ориентированные на мобильные телефоны, отображаются не в полной мере или кажутся неудобными - в связи с этим нелишним будет заказать разработку мобильного приложения. Потраченные средства окупятся многократно.

    Сегодня имеется возможность приобретения готового сайта и заказа полной разработки ресурса «с нуля» по индивидуальному дизайну. Безусловно, второй вариант является более предпочтительным - клиент сразу отметит ваш фирменный стиль. Хотя первый позволяет сэкономить время и деньги.

    Текущий маркетинг

    Реклама требуется бизнесу не только на старте, но и на регулярной основе с целью поддержания интереса постоянных клиентов, распространения информации о действующих акциях и расширении ассортимента, а также для привлечения новых заказчиков. Для службы доставки еды идеально подойдёт реклама в интернете и социальных сетях, где люди могли бы оставлять комментарии и оценки, помогая развеять сомнения потенциальных клиентов.

    Действенным является распространение буклетов промоутерами и приложение их к каждому заказу курьерами. Но главное - это бесперебойная работа сайта и его продвижение на передовые позиции поисковиков. Именно с этой целью нанимают программиста - он должен следить за сбоями в системе, быстро решать проблемы, проводить SEO-продвижение ресурса и покупать рекламу в Яндексе и Google.

    Сотрудничество с заведениями общественного питания

    Выручка службы доставки готовой еды складывается из оплаты непосредственно услуг доставки блюд на дом и комиссионных с заказов, полученных ресторанами благодаря её сервису. Желательно продумать несколько вариантов сотрудничества, при которых процент от продаж зависит от того, какие услуги служба доставки готова предложить партнёру. Предполагается, что курьеры будут самостоятельно забирать из ресторанов и кафе заказы. Такое сотрудничество принесёт сервису доставки еды около 22% выручки от продаж.

    Дополнительными опциями могут служить:

  • активное продвижение меню конкретного заведения на интернет-ресурсе сервисы доставки и выгодное представление его преимуществ перед конкурентами (в такой ситуации можно требовать 25% выручки от продаж);
  • бонусы для заказчиков блюд из меню конкретного ресторана, например, бесплатная доставка за заказ от 1 тысячи рублей (в договоре с партнёром можно указывать комиссию в 35% от продаж).
  • План продаж

    При составлении плана продаж следует ориентироваться на число заказов в день. Для начала, пока бизнес ещё не занял устойчивые позиции, стоит ограничиться наймом двух курьеров, каждый из которых способен доставить максимум 15 заказов в день. Средний чек будет составлять 1 тысячу рублей. Рассчитайте, сколько километров проедет курьер, доставляя еду в разные районы населённого пункта. Можно также разработать несложное приложение наподобие тех, что установлены в службах такси, которое позволит операторам call-центра моментально рассчитать цену доставки.

    Не стоит устанавливать стоимость доставки более 500 рублей, иначе заказывать еду на дом при среднем чеке 1000 рублей будет невыгодно

    Стоимость доставки не должна превышать 500 рублей. Повысить цену можно в том случае, если курьер одновременно привозит заказ на всех сотрудников офиса или забирает блюда из нескольких ресторанов. В среднем услуга по доставке будет стоить 250 рублей на заказчика. Составляйте план продаж, ориентируясь на указанные показатели, но не рассчитывайте на большое количество заказов в первые два-три месяца.

    Финансовый план

    Финансовый план также необходим, чтобы определить объём первоначальных вложений, ежемесячные регулярные затраты, расходы на уплату налогов и так далее. Это поможет оценить целесообразность открытия бизнеса по доставке еды с имеющимися у предпринимателя ресурсами, время окупаемости и размер резерва на случай непредвиденных затрат.

    Стартовый капитал

    Какие вложения понадобятся для запуска проекта бизнеса по доставке еды? Предполагается, что фирма создаётся «с нуля», не по франшизе - в противном случае придётся рассчитывать на дополнительные расходы порядка нескольких сотен тысяч рублей. И также не берём в расчёт необязатальные статьи расходов, например, разработку печати, юридические консультации, услуги посредников и т. п.

    Таблица: составляющие первоначальных инвестиций

    Ежемесячные расходы

    Казалось бы, служба доставки еды - это только call-центр и несколько курьеров. Но, если разобраться, этот бизнес, как и любой другой, требует определённых регулярных затрат.

    Таблица: ежемесячные затраты на ведение бизнеса по доставке еды

    Расчёт рентабельности

    Согласно последним результатам работ маркетологов, на 1 млн жителей населённого пункта приходится почти 20 млн рублей годового дохода предприятий общественного питания, а потенциальная выручка сервисов доставки еды варьируется от 12 до 20 млн рублей в год. Показатели могут меняться в зависимости от популярности услуг кафе и ресторанов, населения города и среднедушевого дохода его жителей.

    При грамотной организации бизнеса первоначальные инвестиции могут окупиться всего за 2 месяца

    Таблица: анализ рентабельности бизнеса по доставке еды

    Факторы риска

    Бизнес по доставке еды характеризуется умеренными рисками.

    Таблица: риски бизнеса по доставке еды

    Запуск бизнеса

    На стартовом этапе необходимо проверить слаженность совместной работы персонала по обслуживанию заказчиков. Владелец бизнеса должен проконтролировать, соблюдаются ли инструкции, не возникают ли задержки выполнения заказа. В первое время потребуется постоянный контроль, пока сотрудники не наберутся опыта, не выучат наизусть ассортимент и не смогут решать конфликтные ситуации.

    На начальном этапе развития бизнеса руководитель должен беспрерывно наблюдать за работой сотрудников, пока выполнение должностных обязанностей не дойдёт до автоматизма

    От качества обслуживания зависит то, останется ли заказчик в списке ваших постоянных клиентов, или выберет другую службу доставки еды. На начальном этапе особенно важно зарекомендовать себя, показать, что вы лучшие. Никто не сумеет лучше позаботиться о вашем бизнесе, чем вы сами. Если хотите мотивировать персонал, предусмотрите премии и надбавки за хорошие показатели по итогам месяца - в противном случае работники будут работать «от зарплаты до зарплаты», не особо заботясь о выручке.

    Процесс оказания услуги

    Схема обслуживания клиента выглядит следующим образом:

  • Приём заказа по телефону, через сайт или мобильное приложение. Необходимо вежливо и терпеливо порекомендовать заказчику блюда, проконсультировать его и рассчитать стоимость доставки и еды.
  • Обработка заказа. Если заказ был получен через сайт или приложение, диспетчер должен перезвонить клиенту по указанному номеру и получить подтверждение заявки.
  • Передача заказа заведению общественного питания, из меню которого были заказаны блюда.
  • Оповещение курьера. Диспетчер звонит курьеру и сообщает, куда поехать за заказом клиента, и по какому адресу доставить еду.
  • Передача готовых блюд курьеру. Работник службы доставки полностью оплачивает еду в ресторане, берёт чек, упаковывает блюда в термосумку и незамедлительно везёт клиенту.
  • Передача заказа клиенту. Курьер доставляет еду, предъявляет клиенту чек, принимает оплату блюд и доставку, благодарит за заказ и отдаёт рекламный буклет.
  • Разрешение конфликтных ситуаций. При возникновении каких-либо недовольств нужно сохранять спокойствие, общаться с клиентом, пока тот желает продолжать разговор, найти выход из ситуации, при котором заказчик остался бы доволен.
  • С каждым годом услуги по доставке еды на дом, в офис и на праздники набирают популярность. Студенты, незамужние и неженатые люди, загруженные работой сотрудники, любители фастфуда, а также все, кто просто не любит стоять у плиты, часто покупают готовые блюда и просят привезти заказ. Благодаря этому бизнес по доставке готовой еды не теряет актуальности и всегда найдёт своего клиента, несмотря на довольно высокий уровень конкуренции на рынке.

    Похожие записи:

    Похожие записи не найдены.

    Недавно мне пришло два почти одинаковых по содержанию письма. Одно – от жителя сельской местности, другое – от коренного горожанина. Первый сетовал на то, что в большом городе открыть свой бизнес, пусть даже небольшой, намного проще, чем на селе. Второй говорил совершенно обратное – что ближе к деревне организовать свое дело проще простого. Обоим я ответил, что дело совсем не в географическом положении начинающего предпринимателя, не в его социальном положении, и тем более не в начальном капитале, а в их желании изменить что-то в своей жизни. Древнегреческий философ Сократ однажды сказал: «Кто хочет – ищет возможность, кто не хочет – причину». Желаю всем своим читателям найти первое, и навсегда забыть о втором.


    Бизнес-идея, которую я предлагаю к рассмотрению сегодня предназначена исключительно для реализации в городских условиях. Это — доставка обедов в офис. Как вы думаете, сколько офисных сотрудников работают в городах с населением, скажем, от 100 тысяч человек? Официальной статистики по этому вопросу, конечно, не существует, но, если «порыться» в интернете, то можно найти цифры в 4-6 тысяч, в зависимости от города.

    Краткий анализ бизнеса:
    Затраты на организацию бизнеса: 10 000 — 300 000 рублей
    Актуально для городов с населением: от 100 000 человек
    Ситуация в отрасли: рынок предложений услуг насыщен
    Сложность организации бизнеса: 1/5
    Окупаемость: от 1 месяца до 1 года

    Работа работой, а обед по расписанию

    Несколько тысяч человек, которые 8-9 часов проводят на рабочем месте, отлучаясь по нужде и время обеденного перерыва. Кухня для сотрудников предусмотрена далеко не в каждом офисе, брать еду для себя из дома многим не позволяет некоторая стыдливость. Как же! Возиться на виду у коллег с баночками, контейнерами, и т.д. будет не каждый. Кроме того, слышали когда-нибудь поговорку: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, как ты живешь»? Скажите. Как бы вы чувствовали себя, поедая куриную ножку с макаронами, когда рядом за столом ваша коллега вкушает креветки в кляре, или оленьи почки в белом вине? Правильно! Мне бы тоже стало неудобно.

    А цены в близлежащих кафе бывают обычно такие, что легче потерпеть с обедом до вечера, чем ежедневно оставлять на свой желудок весьма весомый «кусок» от своего жалованья.

    Может быть именно поэтому, а может быть по каким-то еще причинам услуги по доставке обедов в офис весьма востребованы в городах. И вкусно, и сытно, и приемлемо по цене. Кроме того, сотрудники часто заказывают себе одно и тоже, поэтому «упасть» в глазах коллег, кушая то же самое, будет трудно. В общем, надеюсь, что вы уже «созрели» до мысли, что готовая еда с доставкой – это отличная бизнес-идея, стоящая, чтобы попробовать ее воплотить в жизнь. Тем более, что она относится к категории проектов с небольшим начальным капиталом.

    Готовим или покупаем?

    Есть два варианта ведения подобного бизнеса. Первый – это самостоятельное приготовление пищи на заказ. Это более хлопотно, и связано с намного большими затратами, нежели следующий способ ведения дела. По сути, этот вариант можно отнести к открытию собственного кафе. О некоторых разновидностях этого бизнеса (кафе на колесах , детское кафе , интернет-кафе) я уже писал.

    Второй вариант – покупка и доставка блюд из недорогих кафе. Идеально подходит для тех, кто хочет открыть свой бизнес, но стеснен в средствах. В этой ситуации можно даже попробовать заключить договор с владельцем кафе на ценовую скидку в обмен на ежедневные покупки в его заведении. Но продавать вы все же можете от собственного имени.

    Составляем ассортимент

    Конечно, за целый день одним пирожком и стаканом чая не наешься, но, я предлагаю вам начать именно с этого:

    • Чай, кофе, соки, минеральная вода
    • Пирожки и другая выпечка, пицца . Кстати, о последнем «писке» кулинарной «моды» — пицце в стаканчиках, и о том, как организовать подобный бизнес, вы можете почитать .

    После того, как вы поймете, что представляет собой этот бизнес, можно составлять более обширное и «существенное» меню-ассортимент, состоящее из первых, вторых, и третьих блюд.

    Что нужно для открытия дела

    Давайте рассмотрим организацию технической части собственного производства различных блюд, так как все, что понадобится для доставки – это транспорт (пусть даже велосипед).

    • Во-первых, вам понадобится помещение для приготовления пищи. А это значит, что оно должно соответствовать всем требуемым критериям СЭС.
    • Во-вторых, на вашей кухне должен быть весь необходимый инвентарь , начиная посудой, и заканчивая микроволновыми печами и электрическими плитами.
    • Для доставки еды лучше иметь собственный автомобиль . Как я уже написал, это может быть даже велосипед, который, кстати, весьма актуальное средство передвижения в условиях уличных пробок, но авто, по-моему, будет все же предпочтительней.

    Оформляем свой бизнес

    В отличие от торговок пирожками на улице, свой бизнес вам все-таки придется оформить официально. Вы будете работать с большим количеством людей, и слухи о вашей торговли рано или поздно все равно достигнут «нужных» ушей. Поэтому оформить ИП будет самым лучшим вариантом – и вам спокойнее, и доверия со стороны заказчиков больше.

    Несколько слов о персонале

    Слов будет именно несколько, потому что особо здесь расписывать нечего. Все ваши сотрудники, работающие на кухне должны быть профессионалами своего дела, иметь санитарные книжки, и подтверждение своей квалификации.

    Кроме поваров потребуются курьеры, которые будут доставлять заказы. Желательно, чтобы курьер имел водительские права, и совмещал должность водителя и доставщика заказа.

    Как найти клиентов и сделать их постоянными заказчиками

    Как привлечь к себе клиентов? Начать можно с банальных обходов офисных зданий тогда, когда время приближается к обеду, и предлагать свою продукцию. А что?! Недаром говорят – «волка ноги кормят»! Покупателям нужно говорить о том. Что если им понравятся приготовленные блюда, то они могут сделать заказ по телефону. И оставлять свои контактные данные.

    Попробуйте применить в своей работе несколько несложных советов, которые позволят вам преуспеть в этом бизнесе:

    • Доставляйте заказы всегда вовремя ! Время обеда ограничено, и тратить его на ожидание доставки – это провал вашего бизнеса.
    • Сделайте сайт , через который можно принимать заказы. Так вы значительно расширите круг своих клиентов.
    • Периодически проводите различные акции , розыгрыши. Делайте скидки для постоянных клиентов.
    • Еде, кроме того качества и вкуса, должна быть еще и разогретой .

    Учесть все нюансы бизнеса в одной небольшой статье, конечно же невозможно. Но зато все это должно быть отражено в бизнес-плане, который вы должны обязательно составить перед тем, как запускать свой бизнес. О том, как написать бизнес-план, вы можете узнать тут —

    * В расчетах используются средние данные по России

    От 20 000 ₽

    Стартовые вложения

    80 000 - 510 000 ₽

    50 000 - 400 000 ₽

    Чистая прибыль

    200%

    Если вы хотите открыть бизнес с минимальными вложениями, то присмотритесь к идее доставки готовых обедов домашнего приготовления. Это отличный вариант бизнеса для женщин и начинающих предпринимателей.

    Многими заведениями общепита проверено: бизнес-ланчи – очень прибыльное дело. Но так было до 2016 года, когда люди активно посещали различные кафе и рестораны. За 2016 год заказы бизнес-ланчей сократились вдвое. Специалисты РБК отмечают, что виной всему – снижение покупательской способности. Ресторанные бизнес-ланчи стоимостью 300 рублей людям не по карману. Но приносить на работу обед в домашних контейнерах многие уже отвыкли. Так что такое время можно рассматривать как период возможностей, который отлично подходит для старта своего бизнеса по доставке готовых бизнес-ланчей.

    Доставка еды – довольно прибыльный бизнес. Все больше людей отказываются от ежедневных «контейнеров из дома». Одним некогда готовить, другим неудобно возить с собой на работу пищевые контейнеры. Третьи просто хотят съесть сытный, свежеприготовленный обед. Четвертые не пойдут в ближайшие кафе и столовые, потому что хотят сэкономить или не желают покидать офис. Так или иначе, доставка бизнес-ланчей упрощает жизнь офисным работникам, а предпринимателю дает возможность заработать.

    Идея бизнеса по приготовлению и доставке горячих обедов в офисы заключается в том, чтобы в домашних условиях готовить вкусные обеды и доставлять их прямо на рабочее место клиентам. И при этом предлагать низкие цены – полноценный обед можно будет купить за 170 руб. Бизнес-ланч в офис станет самым оптимальным вариантом для местных сотрудников. Это удобно, вкусно и дешево. Три этих главных критерия, по которым выбирается бизнес-ланч, должны соединиться в одном проекте.

    В чем преимущества бизнеса на доставке бизнес-ланчей:

      Бизнес на доставке бизнес-ланчей не требуют больших вложений.

      Для успешного бизнеса на доставке готовых обедов не требуется особых знаний и специальных навыков. Достаточно уметь вкусно готовить и быть аккуратным.

      Подходит для домашнего бизнеса, женского бизнеса и требует относительно немного рабочего времени.

      Является перспективным направлением общепита, имеет возможность расширения бизнеса.

      Обеспечивает достойный уровень прибыли.

    Чтобы открыть бизнес на доставке готовых обедов, нужен минимальный стартовый капитал – можно уложиться в 20 тыс. рублей. Для рентабельности лучше всего организовать полный цикл работы предприятия – от приготовления блюд до доставки еды клиенту. Огромным плюсом будет, если начинающий предприниматель умеет вкусно готовить и будет самостоятельно заниматься этим. Объединив в себе и инвестора, и исполнителя, удастся значительно сэкономить. Заниматься приготовлением блюд можно на собственной кухне и без привлечения помощников. На начальном этапе предприниматель сможет в одиночку справиться со всем объемом работы.

    Для бизнеса на доставке обедов не потребуется брать кредиты, долго копить на открытие и рисковать большими суммами. По сути, единственное, чем вы рискуете – своим временем. На освоение бизнеса потребуется около 2 месяцев. Самое главное в этом деле – творческий подход, порядочность и четкое планирование.


    Как продумать меню бизнес-ланчей

    Самое главное в этом бизнесе – вкусные обеды и разнообразное меню, которое будет нравиться клиентам. Рекомендуем предусмотреть меню по дням неделям: и продукт не успеет испортиться, и клиенты оценят разнообразие. К тому же, каждый день предлагая новые блюда, вы показываете, что продаете свежее, а не вчерашние остатки. Это внушает доверие.

    В меню можно включить различные каши, мясные и рыбные блюда, пельмени, супы, гарниры из картофеля, салаты, выпечку. Можно продавать комплексные обеды, которые включают горячее + второе с гарниром или салат. А можно предлагать каждое блюдо отдельно.

    Изучите предложения конкурентов. Начните с недорогих кафе и ресторанов, столовых, предлагающих бизнес-меню. Затем, когда примерно определитесь с офисами, где будете продавать свои горячие обеды, изучите меню заведений общепита, которые находятся рядом с офисными зданиями. Соберите как можно больше информации о том, какие блюда предлагают и сколько стоит заказ. Это позволит установить оптимальную цену и правильно составить свое меню.

    Как посчитать себестоимость и установить цену на бизнес-ланчи

    Чтобы назначить оптимальную цену на продукцию, следует рассчитать себестоимость ее приготовления. А для этого нужно составить подробную рецептуру каждого блюда и рассчитать его себестоимость, учитывая затраты на ингредиенты. Например, вы готовите овощной салат. Ингредиенты: 1 помидор (150 г) и 2 огурца (350 г). Стоимость 1 кг помидоров – 100 руб., а 1 кг огурцов – 125 руб. Таким образом, себестоимость овощного салата вычисляется по формуле: 0,15*100+0,35*125=58,8 руб.

    Кроме того, следует учитывать время, которое тратится на приготовление того или иного блюда (затрачивается не только ваше рабочее время, но и энергосбережение). Также в себестоимость бизнес-ланчей должны быть включены затраты на упаковку и транспортные расходы.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    Для определения цены не нужно проводить сложных расчетов. Достаточно определить себестоимость продуктов и предусмотреть определенную наценку на продукцию, которая перекроет все затраты. Примерная наценка на продукцию составит 200%. В среднем, 1 порция полноценного обеда должна стоить, в среднем, 170 руб. Прежде чем установить цену, изучите предложения конкурентов. Чтобы привлечь клиентов, предложите цены немного ниже своих конкурентов. Таков закон начинающегося бизнеса. Не гонитесь за высокой прибылью. Вначале заполучите доверие своего клиента.


    Как зарегистрировать бизнес на доставке обедов

    Начать бизнес по доставке готовых обедов лучше в формате домашней кухни. Для этого не потребуется арендовать помещение и покупать оборудование. Также можно избежать проверок СЭС и других бюрократических процедур. Но рекомендуем все же узаконить свой бизнес, если планируете в будущем развивать его и избежать неприятных ситуаций.

    Первая инстанция – налоговая инспекция. Там следует заполнить бланк формы ПД (налог), оплатить госпошлину 800 рублей, а также написать заявление о внесении в ЕГРИП. Далее следует получить разрешение СЭС, оформить санитарную книжку (пройти проверку можно в ближайшей поликлинике). В целом, оформление пакета документов займет около месяца и обойдется в 2-3 тысячи рублей.

    Сколько средств нужно средств для открытия бизнеса по доставке обедов

    Чтобы ответить на этот вопрос, требуется рассчитать сумму первоначальных затрат. Для организации бизнеса потребуется посуда для приготовления блюд, одноразовая посуда и сумки для транспортировки. Рассмотрим каждый пункт подробнее.

    Закупаем оборудование. Даже если у вас дома шкаф ломится от кастрюль и сковородок, советуем приобрести посуду специально для работы. И готовить именно в ней. Примерный перечень необходимой посуды приведен ниже:

      кастрюли разных размеров (4-5 шт.);

      сковородки (2 шт.);

      кухонные ножи (2-3 шт.);

      разделочная доска (2 шт.);

    • формы для запекания;

      прочая утварь (ложки, лопатки, половник, дуршлаг и т.д.).

    Вся посуда обойдется примерно в 5 000 рублей. Также рекомендуется приобрести кухонные весы, чтобы удобно было рассчитывать размер порций и их себестоимость. Они обойдутся примерно в 1 000 рублей.

    Для удобства можно купить отдельный холодильник, чтобы хранить продукты. Однако на первых этапах бизнеса продуктовые запасы будут не очень большими, и можно вполне обойтись без отдельного холодильника.

    А вот сразу потребуется приобрести термосумки, в которых будет транспортироваться готовая продукция. Они позволят доставлять готовые обеды еще горячими. Количество сумок зависит от масштабов вашего бизнеса и емкости самих сумок. Для перевозки обедов будет достаточно объема 44 литра. Стоимость такой термосумки в среднем составит 2 500 рублей. Таким образом, затраты на оборудование составят около 8 500 рублей.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    Приобретаем одноразовую посуду. Для продажи готовых обедов потребуется закупить одноразовую посуду – пластиковые контейнеры, вилки, тарелки. Также потребуются упаковочная пищевая пленка и бумажные салфетки. Контейнеры будут стоить от 7 рублей за штуку. При средних объемах продаж 50 заказов в день на контейнеры придется потратить 500-600 рублей. Т.е. на месяц придется закупить около 120 контейнеров на сумму 1200 рублей.

    Закупаем сырье. Для приготовления вкусных домашних обедов потребуются свежие и качественные продукты. Чтобы сэкономить на закупке сырья, следует отдать предпочтение рынкам и оптовым базам. Там дешевле, нежели в супермаркетах. План покупок зависит от рецептуры будущих ланчей. На первый месяц, когда клиентов будет не очень много, следует предусмотреть затраты на продукты в размере 4 000 рублей.

    Затраты на открытие бизнеса по доставке домашних бизнес-ланчей:

      посуда и утварь – 6 000 рублей;

      регистрация бизнеса – 2 000 рублей;

      утварь для перевозки (термосумки, контейнеры) – 3 700 рублей;

      первоначальные закупки ингредиентов – 4 000 рублей.

    Таким образом, чтобы открыть бизнес по доставке готовых обедов, потребуются вложения около 20 000 рублей.



    Доставка бизнес-ланчей: где найти клиентов

    Вашей целевой аудиторией являются сотрудники офисов. Где их искать? Главным образом искать ихъ следует в бизнес-центрах, офисных зданиях, магазинах, банках, салонах красоты и т.д. Потенциальных клиентов можно искать двумя способами: подготовить рекламную листовку о своем предложении и распространить ее среди потенциальных клиентов. Также можно связаться с руководителями предприятий, чтобы заключить договора с офисами на корпоративную доставку еды. Более действенный метод – приготовить пробную партию домашних обедов и в обеденное время лично пройтись по местам работы потенциальных клиентов. Дать попробовать продукцию – лучший способ прорекламировать ее! Если обеды понравятся, то первые клиенты появятся очень быстро.

    Рекомендуем лично обойти заведения, которых может заинтересовать ваше предложение. Важно понять, востребована ли идея у потенциальных клиентов. Предложите смс-рассылку о ежедневном меню, предоставьте возможность заранее заказывать определенные позиции из меню. Примените модное в бизнесе слово «клиентоориентированность». Какой же бизнес без рекламы? Для продвижения пригодятся визитные карточки или листовки, где представлено меню на неделю. Раздаточный материал можно заказать в типографии, а можно просто распечатать на цветном принтере. Затраты на это составят не больше 1 000 рублей.

    Как спланировать рабочий процесс по доставке бизнес-ланчей

    На первых порах придется довольно долго поработать одному - самому составлять план закупок, готовить и разносить обеды. Со временем, когда доставка обедов в офисы приобретет хороший оборот и появятся постоянные заказчики, нужно подумать о расширении своего бизнеса - нанять курьера, повара и помощника.

    Разумно готовить еду в день заказов, поставлять горячий обед в офис «с пылу, с жару». Поэтому придётся вставать рано утром, осуществлять закупку продуктов. Если начать готовить с 8 утра, то к 11 должно быть всё готово. Развозить обеды можно самостоятельно или нанять курьера. График работы службы - с 6 до 14 часов дня.

    Сколько можно заработать на бизнес-ланчах

    Теперь посчитаем, как быстро мы сможем окупить вложенные средства и сколько сможем зарабатывать. С 200% накруткой можно рассчитывать на выручку 80 000 рублей в месяц. Исходя из этого, себестоимость обедов составит около 30 000. Тогда ежемесячная прибыль составит около 50 000 рублей. И это по скромным подсчетам. Есть высокие шансы окупить бизнес за первый же месяц работы. Еще один плюс этого бизнеса на доставке бизнес-ланчей в том, что он не ограничен в объеме. Можно развиваться, наращивать продажи, расширять бизнес. Если обслуживать несколько организаций, можно выйти на объем продаж 100 заказов в день и зарабатывать в месяц до 400 000 рублей.


    В заключении делимся полезными советами, которые позволят сделать ваш бизнес проще, лучше и прибыльнее:

      Изучайте вкусы клиентов, наблюдайте за тем, что им нравится. Анализируйте, какие позиции меню наиболее востребованы, а какие продаются реже. Исключайте нерентабельные блюда из меню и предлагайте взамен то, что нравится вашим клиентам.

      Всегда предлагайте клиентам закуски - соленые или свежие (в зависимости от сезона) огурцы или помидоры, квашеную капусту, овощи по-корейски и так далее.

      Делайте закупки продуктов на оптовых базах или продовольственных рынках. Выбирайте только качественные товары. Не экономьте на продуктах, от их ненадлежащего качества убытки могут быть в несколько раз превышать сэкономленную сумму.

      Следите за тем, чтобы продукция всегда была свежей, вкусной, аккуратно приготовленной и упакованной, доставленной еще горячей.

      Планируйте меню так, чтобы ингредиенты в разных блюдах повторялись. Например, если вы готовите куриную лапшу на бульоне, предусмотрите в этот же день салат с куриным филе. Это позволяет экономить на времени приготовления, экономит расход продукта, позволяет избегать ненужных остатков продуктов и упрощает планирование закупок.

      Отслеживайте тренды и инновации. Особенно следите за бизнес-идеями, которые появляются за рубежом: основными двигателями в сфере доставки являются США и страны Европы. Обзоры свежих бизнес-идей можно найти .

    Получить актуальные расчеты для бизнес-плана

    Хотите получить актуальные данные по доходам и расходам? Запросите сметы на открытие бизнеса в этой сфере у ведущих компаний-франчайзеров:

    345 человек изучает этот бизнес сегодня.

    За 30 дней этим бизнесом интересовались 115304 раз.

    Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

    аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

    При организации полномасштабной кейтеринговой компании сумма стартовых инвестиций может быть достаточно существенной, но в первое время нельзя будет сильно завышать стоимость своих услуг, только если...

    На основании полученных финансовых расчетов определено, что чистая приведенная стоимость (NPV) службы доставки еды из кафе и ресторанов составит 4 433 368 руб., а срок окупаемости 17 месяцев.



    
    Top