Как преподавать русский иностранцам. Где можно получить специальность преподавателя рки

Ошибочно думать, что зарабатывать можно только лишь преподаванием иностранных языков. Да, большинство школ, связанных с языками, предлагает именно иностранные языки.

Однако есть люди, для которых и русский язык - иностранный. И поверьте, их гораздо больше, чем тех, для кого русский - родной. Вы же не будете с этим спорить?

Деятельность, связанная с преподаванием русского языка, традиционно считается репетиторством и оплачивается, хоть и по-разному, но все-таки не очень высоко. Пользуются услугами репетиторов обычно перед сдачей экзаменов в школе и поступлением в вузы, однако предпочитают договариваться не с преподавателями со стороны, а с сотрудниками того университета, куда чадо собирается поступать. Поэтому преподавателям русского и правда приходится туго. Уж, по крайней мере, речи о том, чтобы открывать школу русского языка, точно нет.

Но если вы в совершенстве (или близко к тому) владеете английским языком, то вполне можете преподавать русский язык как иностранный - самим иностранцам. Для этого вам и нужно знать самый популярный в мире английский язык, потому что именно на нем вам нужно будет составлять уроки. Ведь учебники английского, в большинстве своем, пишутся на русском, так ведь? А вы собираетесь преподавать русский язык как иностранный не тем, кто уже сносно лопочет по-русски, а тем, кто еще только-только слышал про русский алфавит. Поэтому объясняться с ними нужно исключительно на родном или английском, в крайнем случае, языке.

Но идеальное знание не русского языка совершенно не жесткое требование. Если вы посмотрите курсы английского языка для русских людей – многие курсы проходят исключительно на английском языке. Вы также можете поступить и составить курс русского языка на русском, но добавить нюансы – медленное произношение, транскрипция и т.п.

Пример того как могут выглядеть уроки для иностранцев можно посмотреть на YouTube:

Что нужно для старта

Итак, для того чтобы работать преподавателем русского языка как иностранного, вам для начала нужно составить грамотный курс, который будет охватывать все обычные аспекты изучения языка. Начать нужно обязательно с алфавита, причем расписать его самым подробным образом.

Это и будет ваш первый урок, по которому слушатели будут судить обо всем курсе в целом. Кстати, в целях рекламы этот урок вы можете предлагать и бесплатно.

Главное - заинтересовать слушателей и показать им, что вы относитесь к делу совершенно серьезно, и ваш курс - настоящая учебная находка.

Поэтому, как можно тщательнее подойдите к его составу. Нужно рассказать про каждую букву алфавита, описать ее особенности, как она произносится и как она пишется, причем в букве «Д» обратите внимание учеников на две черточки внизу, а в букве «Ё» - на две точки наверху. Придумайте простые упражнения, которые помогут им запомнить алфавит; упражнения, которые помогут отработать произношение.

Варианты курсов

Сделайте два варианта курса:

  1. один – в электронном виде,
  2. второй – в бумажно-дисковом,
  3. третий – канал на Youtube,
  4. четвертый – видео-уроки на специальных сайтах.

Поскольку продавать его вы сможете и в одном, и в другом варианте. Необязательно личное присутствие, ваши занятия могут этого не предполагать, поэтому все зачеты и экзамены тоже разработайте для удаленной работы.

Скорее всего, большая часть ваших учеников будет работать с вами посредством электронной почты. Но вы наверняка видели, что все подобные курсы предполагают и разовую почтовую посылку. В таком случае, клиенту обычно полагается скидка в размере 10% от стоимости всего курса.

Возможная стоимость

Да, вопрос с ценой перед вами обязательно встанет.

В целом, один урок может стоить в размере 10-20 долларов; иностранцы готовы платить за знания и для них 10-20 долларов за уроки с профессионалом достаточно небольшая сумма.

Более того, у иностранцев принято приглашать появившихся у них полезных людей в гости, если это, конечно, состоятельные люди. А иностранцы, которые изучают русский язык, вряд ли будут это делать только из большой к нему любви и чистого любопытства.

Если они что-то и любят, то саму Россию, а значит, регулярно приезжают, то есть могут себе позволить такие путешествия. Разумеется, в очередной приезд вы можете смело ждать их в гости - с приглашением ответного посещения. Если учесть, что сегодня в Штаты с одними только деньгами уехать невозможно - не пустят, то приглашение от гражданина США будет как нельзя кстати. Да, приготовьтесь к тому, что перед началом работы с вами иностранец попросит вас рассказать о себе, поэтому сразу составьте короткий рассказ лично о себе, о семье и о своем преподавательском опыте, если он есть.

Разыскивать учеников вам нужно на западных форумах и тематических досках объявлений. Правда, можете дать объявление и на российских ресурсах, поскольку иностранцы приезжают сюда учиться и работать регулярно, и совершенствование языка может понадобиться им в любой момент.

Постоянно давайте объявления в газеты и журналы, особенно посвященные иностранным языкам и обучению, и обновляйте объявления на западных сайтах. Создайте сайт, зарегистрируйте его в каталогах и следите, чтобы он все время был на верхних строчках поисковых систем.

Также сейчас появилось много ресурсов подобных udemy.com – это один из самых посещаемых сайтов по различным курсам. Вы можете посмотреть на этом сайте полезные фишки, стоимость занятий и то как там построен процесс.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как изучают русский язык иностранцы? И каково это - обучать их с нуля?

Мы говорим по-русски с детства, учим грамматику в школе и в вузе - и всё равно делаем ошибки. Что уж говорить о тех, кто начинает учить язык уже взрослыми!

Справиться с великим и могучим студентам из зарубежья помогает .

Что такое русский язык как иностранный

Русский язык как иностранный (РКИ) - это отдельная дисциплина, и ее программа сильно отличается от привычной нам школьной. Российские ученики с детства как минимум говорят по-русски и воспринимают речь на русском языке, а в их учат правильно записывать уже знакомые слова и фразы, логично и красиво излагать мысли. Иностранцам же нужно учить сразу всё: как звучит слово, как его надо произносить и писать, в каких ситуациях его можно употреблять, как строить фразы. Грамматику начинают изучать с самых элементарных вещей, над которыми мы с вами никогда и не задумываемся. Например, иностранцам бывает очень сложно запомнить, что у глагола “писать” в настоящем времени буква “с” заменяется на “ш”: пишу, пишешь и так далее. Вместо этого они первое время говорят: я писаю письмо, он писает слова.

Где можно работать преподавателю русского языка как иностранного

В основном педагоги русского языка требуются в вузах. Туда приезжают поступать ребята из разных стран. Большинство из них знают русский язык плохо или не знают вообще, и им необходима дополнительная подготовка. Обычно изучить русский язык на достаточном уровне получается за 6–9 месяцев, то есть за учебный год. В это время студенты знакомятся с культурой России, людьми, порядками, приспосабливаются к жизни в новых условиях, становятся самостоятельными. И затем сдают экзамены и поступают в вуз.

Мигрантам тоже нужно знать русский язык. Они должны предоставлять государственный сертификат, если хотят получить разрешение на работу, разрешение на временное проживание, вид на жительство или гражданство России. Экзаменационные требования отличаются от студенческих, поэтому для мигрантов проводят отдельные курсы - в вузах, национальных и религиозных общинах и не только.

Проводят государственное тестирование тоже преподаватели РКИ. Для этого нужно пройти повышение квалификации, получить сертификат по каждому виду тестирования и после этого принимать государственные экзамены по русскому языку. Оплата за такую работу бывает неплохая, зависит от количества протестированных человек. А если в организации все отлажено, поток желающих может быть большим.

Ну, и, конечно, преподаватель РКИ, как и любой другой педагог, может проводить индивидуальные уроки онлайн. Сейчас есть множество электронных ресурсов, которые могут помочь в проведении занятий. И искать учеников со всего мира можно не выходя из дома.

Как стать преподавателем русского языка как иностранного

Чтобы учить русскому языку иностранцев, не обязательно говорить на их языках. Для обучения РКИ разработаны специальные методики, когда преподаватель и студенты общаются только на русском, материал изучают от простого к сложному, сначала используя жесты и картинки, а потом уже словари. В некоторой степени помогают электронные переводчики, но они часто несут ерунду, поэтому к их использованию стараются прибегать в крайнем случае. Конечно, если преподаватель знаком с родным языком студента, ему легче будет объяснить разницу в произношении, грамматике, словоупотреблении и так далее. Но это не обязательно.

Выучиться на русского языка как иностранного можно в университете, для этого есть специализированные профили бакалавриата и магистратуры. Но если у вас уже есть любое филологическое или лингвистическое образование, вы можете пройти дополнительные курсы и также начать преподавать русский язык иностранцам. Повышением квалификации педагогов РКИ активнее всех занимаются Российский университет дружбы народов и Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина. Есть специальные программы и в других вузах.

Если говорить о личностных качествах педагога РКИ, то в первую очередь это, на мой взгляд, доброжелательность и терпимость. Невозможно работать с людьми со всего мира, если один тебе не угодил цветом кожи, другой - религией, третий - гражданством. Нужно быть готовым узнавать неожиданные вещи о других культурах и принимать их с уважением. Кто-то будет молиться на коврике в конце класса, кто-то бить себя по рукам линейкой за малейшую ошибку - все разные, но все нуждаются в поддержке и внимании. Первый преподаватель РКИ - это человек, который открывает для ребят страну, к нему они обращаются и по бытовым вопросам, и по личным. И от него во многом зависит, что будут думать о России сами иностранные студенты и их земляки.

Одна моя коллега составила как-то список стран, из которых приезжали ее студенты, - их было больше сорока, почти четверть мира! Работая с ними, узнавая их, она как будто путешествовала, не покидая города. Действительно, когда имеешь дело с разными взглядами, традициями, поведением, культурой - открываются глаза на многие вещи, начинаешь видеть не только одну плоскость, а множество граней прекрасного бриллианта под названием Жизнь. Можно сказать, что когда работаешь преподавателем русского языка как иностранного , ты не только учишь, но и учишься - это, на мой взгляд, самое ценное в профессии.

В крупнейших университетах России организованы разные формы обучения по специальности «Русский язык как иностранный». Во-первых, это студенческое отделение. Во-вторых, по специальности РКИ в магистратуре после получения основного образования. В-третьих, у специалистов филологов есть возможность повысить свою квалификацию.

Филологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

В МГУ преподается факультативная специализация РКИ студентам –филологам начиная с 3 курса. Студенты проходят педагогическую практику в группах иностранных учащихся. Можно продолжить образование в аспирантуре по специальности «Теория и методика обучения русскому языку » или по специальности «Русский язык». Если у вас высшее филологическое образование, то при желании вы получите в МГУ дополнительное образование в области РКИ. В университете есть факультет повышения квалификации для преподавателей РКИ, специализация РКИ для филологов-русистов, специализация РКИ для филологов-нерусистов.

Российский университет дружбы народов

В Российском университете дружбы народов на базе кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета можно пройти повышение квалификации по специальности РКИ. Основная цель повышения квалификации – углубить знания и обогатить научно-профессиональную компетенцию преподавателя. Базовые программы факультета повышения квалификации РКИ: методика преподавания русского языка как иностранного, методика преподавания русского языка как неродного, традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка, тестолог-специалист в области педагогических измерений и др. В РУДН вы сможете обучаться в магистратуре по специализации «Русский язык как иностранный».

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

Институт предлагает обучение в магистратуре на платной основе по специальности «Русский язык как иностранный». Основная дисциплина магистратуры - история и теория методики преподавания РКИ. На филологическом факультете можно пройти профессиональную переподготовку с присвоением квалификации «Преподаватель РКИ». Факультет повышения квалификации предлагает разнообразные по тематике и срокам обучения курсы и семинары. Предусмотрена возможность участия в летней школе и научной стажировки преподавателей русского языка как иностранного по индивидуальным планам.

Санкт-Петербургский государственный университет

В университете можно получить полноценное образование по направлению «Русский язык как иностранный». Студентам предложен оптимальный учебный план, в который входит два иностранных языка (английский, немецкий или французский). Основные курсы для будущих специалистов РКИ: лингводидактическое описание РКИ, методика преподавания русского языка иностранцам, интенсивные методы обучения РКИ, лингвокультурология. Знакомство с узкопрофессиональными вопросами преподавания РКИ происходит на спецкурсах. Есть возможность проходить учебную преподавательскую практику с иностранными учащимися.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайтах университетов и институтов, которые предлагают обучиться по специальности «Русский язык как иностранный».

Совет 1: Как преподавать русский иностранцам

Если вы преподаете русский язык иностранцам или решили помочь освоить разговорный своим друзьям из другой страны, необходимо учитывать специфику родной культуры учеников и при этом дать представление об истории, культуре, быте и традициях России.

Вам понадобится

Методическое пособие по преподаванию русского языка как иностранного;

Словари (толковый, иностранных слов);

Фильмы на русском языке;

Аудиозаписи на русском языке;

Альбомы по русскому искусству.

Инструкция


  1. Изучите методики преподавания русского как иностранного.Для того чтобы преподавать русский язык как иностранный, в идеале нужно окончить специальные курсы. На сегодняшний день существует множество методик, которые с успехом используются преподавателями русского языка, причем для представителей разных национальностей они различные, так как базируются на особенностях родных языков иностранцев. Есть основное правило: нужно владеть родным языком учащихся или представлять его структуру.

  2. Займитесь фонетикой (теоретической и практической).Каждый язык имеет свои особенности: звуки в русском и французском, например, не повторяются, хотя зачастую схожи. Речевой аппарат формируется еще в детстве, поэтому человеку сложно перестроиться на чужую фонетическую систему. Нужно старательно ставить звуки, отрабатывать произношение звукосочетаний, учитывая мелодическую линию фраз. В принципе язык в этом аспекте схож с музыкой: вы должны учить искусству фразировки и интонации.

  3. Смотрие фильмы и слушайте музыку на русском языке.Полезной практикой является просмотр фильмов, телепередач и прослушивание музыки на языке оригинала: таким образом вы включаете ученика в процесс слушания аутентичной речи, которая наполнена разговорными конструкциями, расцвечена диалектами и говорами. Во время обучение важно выработать разговорный навык, и именно знакомство с аудио- и видеоматериалами будет этому способствовать. Нелишним будет выписать фразеологизмы и шутки, которые часто употребляются русскими в разговоре (например: «Жить - хорошо! А хорошо жить - еще лучше»), это позволит иностранцу «считывать» коннотацию фраз, узнавать их.

  4. Посещайте музеи, выставки, концертные залы.Изучение языка должно сопровождаться знакомством с культурой страны. Для этого необходимо посещать лекции по искусству, музеи и галереи, концерты и спектакли. Изучая русскую оперу, живопись передвижников, архитектурные особенности храмов и иконостаса, иностранцы учатся понимать русский национальный характер и логику языка (построение фраз, спряжение глаголов, употребление времен).

Совет 2: Как преподавать язык

Изучение языка - сложный процесс. Он требует от педагога полной погруженности в процесс и личностного подхода к каждому обучаемому. У всех есть свои слабые места, но некоторые принципы одинаковы для всех. Есть пункты, которые должны присутствовать при любом обучении любого человека.

Как преподавать язык

Инструкция


  1. Самое главное - словарный запас. Он должен постоянно пополняться, новые слова должны учиться каждый день. Периодически давайте своим ученикам новые слова, которые вы будете использовать на этом же уроке для того, чтобы им было проще их учить. Для упрощения заучивания используйте карточки - на одной стороне будет написано слово на одном языке, а на другой - на другом языке.

  2. Следующим по значимости идет умение говорить и строить предложения. Умение вести диалог равнозначно с грамматикой, и эти два направления невозможны одно без другого. Для того, чтобы грамотно сочетать эти два направления, нужно, чтобы устная практика на двадцать процентов состояла из повторения грамматики, пройденной на уроке. Желательно как можно чаще использовать диалоги, чтобы учащиеся могли практиковаться в развитии устной речи.

  3. Как можно больше практикуйте разговорную речь и пересказы. Выбирайте тему, которая будет интересна ученикам и старайтесь спровоцировать их на на диалог именно на том языке, который вы сейчас изучаете. Помните о том, что чем больше они общаются на языке, который вы изучаете сейчас, тем лучше они его выучат.

  4. Практикуйте просмотр видео и прослушивание записей на языке, который вы сейчас изучаете. Старайтесь как можно чаще использовать аудиозаписи для того, чтобы проверить уровень учеников - так вы добьетесь более высоких результатов в том, чтобы они подняли свой язык на нужный вам уровень.

Полезный совет

Будьте терпеливы и снисходительны к ученикам, но не допускайте того, чтобы этим пользовались.

Совет 3: Как преподавать русский язык

Не секрет, что школьники не особенно увлечены изучением русского языка. Да и грамотностью ученики, к сожалению, похвастаться не могут. Причина подобного положения вещей заключается в том, что у них не сформирован познавательный интерес к изучению данного предмета. Как же преподавать русский язык, чтобы увлечь им детей?

Как преподавать русский язык

Инструкция


  1. Объясните ребятам, что знание русского языка не сводится лишь к изучению правил орфографии или пунктуации. Это еще и работа по развитию речи, отработка умений написания сочинений и изложений. А для этого необходимо воспитывать в себе потребность в чтении.

  2. При знакомстве с орфографическими нормами обратите внимание школьников на строение слов. Если они усвоят выявление той или иной морфемы, то смогут понять, в какой части слова находится буква, нуждающаяся в проверке, и о какой орфограмме идет речь.Убедите школьников в том, что умение разбирать слово по составу поможет им не допускать ошибок на письме.

  3. Учащиеся должны знать, что исключения из правил нужно заучивать наизусть. По-другому проверить эти написания возможности нет.Их не так уж и мало. Поэтому, если вы придумаете считалочки или стихотворения о словах-исключениях, это упростит работу детям. Например, при изучении темы "Написание Ы-И после Ц" можно предложить детям запомнить смешную фразу: "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц".

  4. Научите детей работать с разными видами словарей, особенно с орфографическими. Необходимо выработать у них потребность в случае затруднения на письме не обращаться сразу за подсказкой к учителю, а обратиться за помощью к словарю.Написание большого количества слов нельзя проверить, вспомнив правило или подобрав проверочное слово. Их проверяют по словарю.

  5. Объясните ребятам, что нужно научиться хорошо видеть не только строение слова, но и предложения. Это позволит им правильно расставлять знаки препинания. Например, если ребенок видит, что в предложении есть обращение или прямая речь, то задумывается о пунктуации в нем.Научите школьников видеть границы простых предложений в составе сложного. И они смогут без особых трудностей расставить знаки препинания в них.

  6. Кроме того, учитель русского языка на каждом уроке должен проводить работу по формированию бережного отношения к родному языку.

Совет 4: Как преподавать русский

Профессионалы скажут, ни минуты не сомневаясь: любой язык, особенно родной, свой, нужно преподавать в первую очередь с любовью. Но есть и особенности преподавания собственно русского языка, отличающиеся в зависимости от того, кому язык преподаётся - носителю языка или иностранцу.

Как преподавать русский

Инструкция


  1. Для начала определитесь, кто ваш ученик: ребёнок он или взрослый..Кто по национальности (русский или иностранец). Также важно определить, каков уровень владения русским языком (для иностранцев). Всё это - основополагающие принципы, от которых вы должны отталкиваться. Без учёта их вы можете легко сбиться на неверный путь. Кроме того, необходимо уяснить, в каком формате будут проходить ваши занятия. Будут ли это индивидуальные занятия или занятия в группе? Преподаёте вы в языковой школе или в университете на курсах? В зависимости от этого будет меняться и программа занятий.

  2. Если вы преподаёте русский язык для иностранцев, облегчите для них усвоение русского языка по мере возможности. Помните (если вы находитесь в России), что люди попали в иную языковую среду, столкнулись с иной культурой и наверняка испытывают культурный шок. Разнообразьте ваши занятия игровыми заданиями, устройте ученикам "выход в поле": если проходите тему "Ресторан" - то тащите их в ресторан, даже если они стесняются и сопротивляются, если тему "Продукты" - то всеми правдами и неправдами заманите их на рынок, даже если они ещё плохо разбираются в российских деньгах.

  3. Главное в работе с иностранцами, изучающими русский язык, - преодоление языкового барьера и "выход в коммуникацию", то есть в живое общение. Здесь не столько важны даже правила орфографии и грамматические ошибки. Грамматика тоже важна, но главное, чтобы людей понимали и чтобы люди понимали других людей. Им нужны коммуникативные навыки и умения, которые позволят им свободно вращаться в иной культурной среде. Не забивайте им голову тем, что им не нужно и что только ненужным балластом осядет у них в мозгу.

  4. Для русских главнее объяснить правила орфографии и те функции, что выполняют те или иные языковые единицы их родного языка. Им нужно понимать, что к чему в их родном языке. Стилистика, лексикология, синтаксис - очень важные разделы науки о языке. Носитель языка должен иметь хотя бы минимальное представление о них, чтобы писать и выражаться грамотно. Согласитесь, если иностранцев важно научить говорить, то носителей языка важно научить говорить и писать правильно.

  5. Кому бы вы ни пытались преподать русский язык, ваши занятия должны основываться на каком-то страноведческом материале, чтобы ученики и студенты могли узнать больше о России. Ни носителям языка, ни иностранцам это не помешает. Используйте на занятиях тексты классики, для иностранцев - адаптированные тексты, для русских - неадаптированные, чтобы изучаемый язык ассоциировался с лучшими достижениями русской культуры. Так и уроки будут проходить интереснее и для вас, и для студентов.

Совет 5: Как учить русскому языку иностранцев

Русский язык невероятно сложен. Это нам, русскоговорящим, понятно, что такое вид, например. А иностранцам приходится это втолковывать, составлять упражнения, подбирать подходящие тексты, чтобы им было всё понятно, как и нам. Преподавание и так вещь непростая и еще больше усложняется, когда объяснять приходится то, что тебе понятно на интуитивном уровне.

Инструкция


  1. Определите уровень владения языком у своих учеников. Полный ноль или он уже знает простейшие фразы? Бывает и так, что человек свободно изъясняется на языке, он понимает и его понимают, но при этом он делает ошибки, негативное действие которых устраняется посредством жестов и мимики. Для каждого из этих случаев нужно составлять свою программу.

  2. Группа - это уже другая история. Здесь нужно определить средний уровень владения языком. Если вы этого не сделаете, не рассчитывайте, что слабые будут тянуться за сильными. Слабые просто опустят руки, потому что им ничего не понятно.

  3. Выберите, как вы будете работать - с языком-посредником или без - и сразу объясните ученику (или группе) свой выбор. Если у человека уже есть какие-то базовые знания, очень важно его стимулировать, разговаривая с ним на изучаемом языке. Но не нужно этого делать, если такой подход только затрудняет процесс.

  4. При работе с группами часто такого выбора и не остается: например, когда вместе учатся люди из разных стран, не знающие языка друг друга и не знающие английского. В этом случае придется или воспользоваться уже существующими базовыми познаниями и медленно, четко проговаривать фразы, управляющие учебным процессом, или выкручиваться и объяснять эти базовые вещи на пальцах.

  5. Объяснение на пальцах часто приходится использовать и при знакомстве с новыми словами. Мастера своего дела советуют использовать перевод только в качестве проверки понимания. Сами же по себе слова нужно семантизировать - объяснять значение посредством картинок, жестов, проигрывания целых ситуаций или определения на русском языке, причем последнее работает только для продвинутого уровня.

  6. Уроки нужно сделать как можно более веселыми. Если в вашей группе собрались общительные, простые люди, то вам очень помогут игры. Они могут и буку расшевелить - вряд ли вам придется работать с совершенно закрытым человеком, плохо идущим на контакт. Но если уж ученик никак не хочет вступать в игру, не нужно его заставлять.

  7. Используйте для уроков интересные тексты, видеоматериалы. Берите темы, которые интересны ученикам. Спрашивайте их мнение почаще, не навязывайте свое. И, когда они уже более-менее овладеют лексикой и грамматикой, поместите их в ситуацию реального общения, например, если у вас тема "Ресторан", то в конце концов нужно пойти в настоящий ресторан.

  8. Помните, что на уроках русского как иностранного новую лексику нужно давать на основе старой грамматики, а новую грамматику - на основе уже пройденных слов и выражений. Так вы обеспечите правильное усвоение и закрепление материала, а вашим студентам не будет слишком сложно вас понять.

Маленькие дети!

Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

Бармалей. К. Чуковский

Эти строчки так и просились прологом к посту про мое обучение на дистанционных курсах русского как иностранного в МГУ. Только вместо детей надо подставить “люди добрые”, а вместо крокодилов, акул и горилл – зубодробильные книжки по методике преподавания.

О чем речь :

МГУ предлагает дистанционные курсы обучения русскому языку как иностранному. На сайт заявлено, что по окончании курса – вы станете просто богом всемогущим крутым преподавателем русского языка для иностранцев, и не будет для вас никаких сложностей и неизвестных моментов в этой области знаний.

Вам дается доступ в электронную библиотеку МГУ, в который вы можете скачать все те материалы, которые рекомендуются для успешной сдачи работы.

Также в любое время вы можете связаться со своим координатором, задать ему интересующие вопросы и получить ответ.

Что в итоге ты получаешь :

Ты получаешь вопросы в стиле “Что такое чтение как вид речевой деятельности? Какие виды чтения вы знаете? Какова цель обучения чтению?” (также про письмо, аудирование и говорение), “Чем определяется отбор и последовательность расположения грамматического материала?”, “Охарактеризуйте особенности монологической и диалогической речи” и прочая подобная белиберда.

А причем тут русский язык, спросите вы. Все месяцы обучения меня не покидал тот же самый вопрос!

Чтобы ответить на эти и другие не менее интересные, а главное полезные в деле преподавания РУССКОГО ЯЗЫКА вопросы вы, как я уже говорила, можете скачать хоть всю библиотеку. Только имейте в виду, что книги там такие, что продраться через них читать их могут только такие высоколобые методисты как те, что их написали.

Мои претензии :

Этот курс совершенно не оправдал мои ожидания. Я специально выделила себе три летних месяца и подписалась на этот курс (в МГУ, замечу, не где-то в шарашкиной конторе, а в МГУ!), чтобы мне рассказали про РУССКИЙ ЯЗЫК, о его системе, о том, как он функционирует.

Надо ли говорить, что про сам язык я узнала лишь, что одушевленные и неодушевленные слова по-разному склоняются!

Я почитала!

Я отдала 22 тысячи. А что я получила? – Доступ в библиотеку книг, которые я никогда не буду ни читать, ни использовать. А также корочку, в которой утверждается, что уж теперь-то я настоящий преподаватель русского языка как иностранного. Такой же корявый, как и эти карандаши




Top