Как пройти к очереди мощам николая чудотворца. К николаю

Часть мощей святителя Николая Чудотворца привезли из аэропорта «Внуково» в храм Христа Спасителя 21 мая. Днем 22 мая к святыне начали пропускать паломников, многие из которых вставали в очередь еще рано утром. К мощам пускают буквально на несколько секунд и не позволяют задерживаться. Помощь верующим оказывают десятки волонтеров.

Доступ к мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя открыт с 22 мая по 12 июля ежедневно с 8.00 до 21.00 (встать в очередь необходимо до 18.00, чтобы успеть пройти к святыне до закрытия храма).

Паломничество к святыне

Проход к святыне со стороны станции метро «Кропоткинская» закрыт.

Паломникам надо проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевой) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно встать в очередь и пройти к Храму Христа Спасителя.

При увеличении числа паломников очередь продлевается до пересечения Фрунзенской набережной с 1-ой Фрунзенской улицей (проход от ст.м. «Фрунзенская», выйдя из метро надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта, далее пройти по 1-ой Фрунзенской улице до набережной).

В случае, если очередь будет еще более вырастать, вход в нее будет сдвигаться в сторону Лужников; в таком случае надо будет ехать до станции метро «Воробьёвы горы».

Информация для паломников о фактической длине очереди доступна на сайте http://nikola2017.ru/, страничках в социальных сетях: ВКонтакте https://vk.com/nikola2017_ru, Facebook https://www.facebook.com/nikola2017.ru/.

Льготный проход к святыне организован для инвалидов, которые не могут перемещаться без технических средств (колясок и костылей). Инвалид на коляске допускаются с одним сопровождающим. При себе необходимо иметь паспорт, справку об инвалидности, ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации).

Первичный пункт прохода указанных категорий находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу около ресторана «Ваниль»).

«На текущий момент 26 июня 2017 года, московское время: 11:30 , вход в очередь для поклонения мощам святителя Николая находится в районе Фрунзенской набережной, д. 26 (ближайшая станция метро — «Фрунзенская»). Расчетное время нахождения в очереди - примерно 7 часов (данная оценка является приблизительной и может измениться в зависимости от количества паломников). Следите за оперативной информацией о длине очереди на официальном сайте», — сообщают оганизаторы сегодня.

Мощам поклонилось более миллиона паломников

Число паломников, посетивших храм Христа Спасителя в Москве, чтобы поклониться выставленным в нем мощам святителя Николая Чудотворца, превысило 1 млн человек, сообщает организованный Русской православной церковью (РПЦ) штаб организации паломничества.

«Храм Христа Спасителя посетили верующие из 142 епархий Русской Православной Церкви и суммарно из 5 федеральных округов России. За месяц пребывания святыни в Москве в столицу прибыло порядка 2500 автобусов. Есть паломники из дальних регионов, которые прибывают на поездах и самолетах», — говорится в сообщении штаба.

В последние дни пребывания мощей в Москве (с 13 по 28 июля их планируется выставить для поклонения в Санкт-Петербурге) организаторы прогнозируют кратное увеличение количества паломников, при этом наибольшее их число, как ожидается, придется на выходные дни.

Отвечая на вопрос о том, ожидали ли в Русской церкви, что к мощам святителя будет столько людей, священник Александр Волков сказал, что, «честно говоря, нет».

«Изначально, когда стало известно о том, что привезут мощи и был определен срок нахождения мощей здесь, в Москве, почему-то было ощущение, что слишком долго (будут находиться мощи. — Прим, пишет comandir.com. ред.). Было ощущение, что сейчас в первые дни недели люди пройдут, большая часть поклонится, и затем волна схлынет. Но мы были посрамлены совершенно», — заявил Волков в эфире радиостанции «Вести FM».

Он отметил, что людской поток к мощам не только не уменьшается.

«Мы сейчас уже прогнозируем, что под конец нахождения мощей в Москве количество людей существенно увеличится», — добавил пресс-секретарь патриарха.

В целом принесение мощей святителя в Россию Волков назвал «позитивным событием национального масштаба, с религиозной точки зрения».

Что взять с собой на поклонение мощам

Паломничество к мощам святителя Николая связано с немалым напряжением сил при нахождении в очереди. Для того чтобы постараться получить пользу для своей души, важно правильно подготовиться к нему, понять, как все будет происходить.

Нахождение в очереди - данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. Пока вы ожидаете, вы уже совершаете труд ради приближения к Святителю, а он видит и слышит вас, радуется вашей любви и вере. Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто Вам дорог и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех.

Очередь проходит вдоль набережной Москвы-реки, она защищена ограждением и разбита на отсеки. Это позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить: при переходе из отсека в отсек не важно, в начале группы вы находитесь или в конце.

Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки.

По благословению Святейшего Патриарха все, кто встал в очередь до ее закрытия (как правило, в 18.00), пройдут к мощам в этот день. Соответственно, встав в очередь, вы можете уже никуда не торопиться и не беспокоиться.

Когда мы приходим в храм (как, впрочем, и в любое другое время), у нас на груди должен быть нательный крест. Желательно, чтобы одежда соответствовала традициям христианского благочестия: у женщин - платок (шапочка, шляпка - не важно), юбка ниже колен, закрытые плечи. У мужчин - закрытые плечи и колени. Впрочем, никакого специального контроля на этот счет не осуществляется, к мощам пускают всех. Если вы приехали поклониться святыне, и одеты не в соответствии с приведенными выше канонами - попросите у Бога прощения и смело идите в храм. Важнее, конечно, не форма, а ваш душевный настрой.

Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный - возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые Вы постоянно принимаете.

В целях обеспечения безопасности, не допустим проход в очередь с: жидкостями в стеклянной таре, воспламеняющимися жидкостями (в том числе духами и дезеодорантами), колюще-режущими предметами.

Если вы идете прикладываться с детьми - подумайте, чем занять их во время ожидания. Малыш не может долго пребывать в молитвенной сосредоточенности или просто ждать. Важно, чтобы паломничество осталось в его памяти как светлая, добрая веха жизни. Возьмите для ребенка книжку, блокнот с карандашами. Подготовьте его: перескажите житие святителя Николая, объясните происходящее. Поясняйте то, что он видит в храме: кто такие священники, почему на них такие облачения, кто изображен на иконах и т.д.

Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди.

Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок - заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части.

Записки на молебен, совершаемый духовенством у мощей святителя Николая, лучше написать заранее (дома или стоя в очереди). Подать их вы сможете в храме - пункты приема записок и продажи свечей расположены таким образом, что вы можете подойти к ним как до поклонения, так и после него.

Подпишитесь на наши аккаунты в , ВКонтакте , Facebook , Одноклассники , Youtube , Instagram , Twitter . Будьте в курсе последних новостей!

Материалы партнеров

Новости Directadvert

Новости 24СМИ

Последние новости из раздела "Общество"

Не прошло ещё и недели с той поры, как телеведущая, певица, композитор и молодая мама Регина Тодоренко провела съёмки шоу «Пятница с...

Протоиерей Игорь Фомин о том, что отвечать на критику очереди к мощам святителя Николая, нужно ли «мучить стоянием к святыне» маленьких детей и будет ли толк от стояния, если человеку нет дела до Христа.

Почему мы «приватизировали» святителя Николая?

– Отец Игорь, самый частый об очереди к мощам святителя Николая Чудотворца: зачем стоять туда, если в одной Москве – 25 храмов с частичками мощей того же святого. Что на это ответить?

– Церковь – это организм, общность, и мы являемся частичкой этого большого-большого единого организма. Церковь объединяет нас в Евхаристии, в молитве, и она нам дает возможность всем вместе поучаствовать в едином большом торжестве – это поклонение мощам cвятителя Николая.

Причем мы знаем, что в мире есть множество поместных православных церквей. Но именно Русская Православная Церковь – так сложилось – особенно прибегает к святителю Николаю. С чем это связано? Очень трудно сказать, может быть, мы на него очень похожи, хотя он никогда и не был на Руси.

– Чем же?

– Может быть, своей горячностью, причем в любом вопросе, даже в таком, как заушение Ария, и в милосердии тоже. Одним словом, мы «приватизировали» святителя Николая и от этого только получаем пользу. Церковь нам дает возможность всем вместе прикоснуться к святыне, причем, преодолевая определенные трудности: трудности в виде очереди к мощам.

– А в вашем храме есть частица мощей Николая Чудотворца?

– Да! Милостью Господней мы получили эту частичку от человека, который строил нам временный храм – храм святителя Николая. Это для нас был великий дар. Но я всех своих прихожан все равно призвал обязательно сходить к мощам в храм Христа Спасителя.

Я буду служить там, но с семьей мы обязательно тоже пойдем в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет vip-прохода слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди – это маленький подвиг.

– Можете пояснить, в каком плане это подвиг?

– Взаимоотношения святых и нас, еще воинствующей Церкви («Церковь воинствующая» – так называют христиан, живущих ныне на земле, «Церковь победившая» – это христиане, достигшие Царствия Небесного – ред.), это, на мой взгляд, всегда родительско-детские отношения. И отношения Бога и человека – родительско-детские. Мы видим, как Господь проявляет милость к нам, и должны понять, как же проявить в ответ благодарность.

Мне кажется, здесь и кроется ответ на вопрос, зачем стоять к мощам в храм Христа Спасителя много часов. Потому что родитель всегда делает что-то необычайно хорошее для своего ребенка, а ребенок, воспитанный и наученный, хочет за это как-то сказать «спасибо». Как же он это сделает? Он может приготовить маме и папе бутерброд; может нарисовать родителю какую-нибудь каляку-маляку; или сделать что-нибудь совершенно потрясающее, замечательное из твоих обоев, так что придется потом заново делать ремонт.

Ребенок благодарит родителя совершенно неумело, но – от всего сердца, так, что это намного дороже каких-нибудь бриллиантовых сережек или элитных запонок, швейцарских часов. Поэтому родители, бабушки хранят наши детские рисунки, далеко не Пикассо, а нечто ужасное и непонятное, или поделки из глины, о которых если не сказать, что это ваза, то и не поймешь. Но она сделана ребенком маме на день рождения в 5-6-летнем возрасте, и это ценно!

Тот, кто хоть как-то, хоть немножко был связан в молитве со святителем Николаем, понимает, что святой исполняет прошения. Как это ни ужасно, ни странно и ни радостно, он исполняет наши прошения…

– Почему это ужасно?

– Потому что мы не всегда просим нужное и необходимое, а святитель Николай почти всегда исполняет эти просьбы, вот это удивительный момент.

– Это ваш личный опыт?

– Это опыт пасторский, скажем так, то, что я вижу, что выпрашивают и прихожане и окружающие меня люди, а потом не знают, что с этим делать…

Не способен на подвиг – не способен и на доброе дело

– Но, что бы мы ни просили, стояние в очереди – это наш маленький подвиг! Нужен ли он святителю Николаю? Нет, не нужен. Нужен ли он Богу? Наверное, тоже не нужен. Когда ребенок играет в кубики, эта игра родителям не нужна. Но, когда тебя малыш зовет играть с ним, ты идешь, хотя охотнее бы прилег отдохнуть и книжку почитал, или подготовился бы к завтрашнему дню. Играешь и понимаешь: действительно, какая замечательная игра! Сейчас мы построили из кубиков домик для какого-нибудь Чебурашки. А этот Чебурашка, оказывается, очень мило играет с Крокодилом Геной. Для родителей это умилительно, замечательно и прекрасно. А если вдруг родитель видит, что в этом домике Чебурашка «впаривает» наркотики Крокодилу Гене, то, естественно, он будет напрягаться и думать: «А, может быть, браться за ребенка, браться за ум?»

Господь видит, во что мы играем здесь, на Земле. Играем ли мы в умных и рассудительных философов, которые говорят, что надо или не надо стоять в очереди? Играем ли в тех простаков, которые стоят в этой очереди? Или в каких-либо супер-пупер богословов? Господь на это всё смотрит.

Наша «игра» в то, что мы стоим в очереди, наверное, не будет осуждена Богом, а будет дополнением к молитве о нас святителя Николая.

Поэтому я считаю, надо постоять. Надо посмотреть на себя: возникнет ли у тебя раздражение, или, наоборот, умиление, будет ли терпение или жертвенность помочь кому-то в этой очереди?

Я помню, когда мы стояли к поясу Пресвятой Богородицы, люди вокруг были совершенно разные. Стояли там же, где и сейчас стоят – где плавают корабли с музыкой и танцующими людьми. Кто-то пил энергетики, кто-то играл в телефоне в игры, в карты и тому подобное. И… это было прекрасно.

– Почему?

– Потому что лучше молодые люди будут стоять здесь, чем – сидеть на спинках лавочек и плевать через губу. И потом, мы не знаем, как коснется их сердец это стояние к святыне. Может быть, это воспоминание когда-то и где-то на них так подействует, что станет решающим, поворотным моментом в жизни. Скажем, человек начнет женихаться к какой-нибудь красивой девушке и упомянет вдруг, что он стоял в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, и это будет последним и решающим аргументом, чтобы поразить ее сердце. Мы не знаем, как это отзовется. Но то, что это положительный момент – безусловно.

– Есть еще важное возражение: что лучше бы те часы, что потрачены на очередь, люди бы потратили на посещение хосписов, больниц, детских домов и какую-то другую полезную деятельность. Что тут сказать?

– Это мы, кстати, можем услышать не только из уст противников Церкви и атеистов, но и из уст церковных людей. Мне кажется, человек, не способный на подвиг стояния в очереди, не способен и на подвиг сходить в хоспис. Если он здесь не способен проявить себя, то не проявит и в другой, более тяжелой области, такой, как уход за тяжелобольными и помощь в детском доме. Причем, я хочу разграничить: помощь в детском доме деятельная, а не подарками, не подачками, которые никому не нужны.

Поверьте мне! Совсем другое дело – прийти и отдать хотя бы маленькую частичку себя конкретному ребенку, который больше всего нуждается во внимании, а не в колбасе или игрушке. Я говорю это ответственно, потому что мы не только в Москве и в Московской области ездим в детские дома, но и за пределами Московской области, где дети ходят в разных ботинках. Даже там они все равно нуждаются, в первую очередь, в общении.

И я считаю, что она очень хороша именно для городских жителей. У нас же все расписано по секундам: сон по секундам, еда по минутам. Наверное, только на соцсети отведено неограниченное время, которое пропадает, а все остальное очень серьезно регламентировано. Мы нигде не остаемся наедине с собой, мы этого боимся! Приезжаем на дачу, и пока телевизор не включили, нам кажется, что окружающая нас тишина убивает. Мы, городские жители, не умеем ждать, нам подавай всё и сразу! Если на 2 минуты раньше закрылась поликлиника или на минуту позже открылась – всё, мы уже в панике начинаем кричать: «Где же справедливость?!»,« Доколе это будет продолжаться?!». У нас нет терпения.

А очередь очень хорошо тебя останавливает: постой неопределенное количество времени – кто-то стоит час, кто-то три часа, кто-то – пять. Ты не знаешь, сколько простоишь. Побудь наедине с собой, помолись! Да, допустим, ты прочитал уже все акафисты, все молитвы, уже в соцсетях побывал, селфи сделал. А теперь – просто постой и помолись. Даже не помолись, а помолчи, побудь наедине с собой.

Вы помните, наверное, прекрасный рассказ о том, как к митрополиту Сурожскому Антонию пришла монахиня и говорит: «Батюшка, я двадцать лет молюсь, и Бог мне не отвечает». Он сказал: «А ты пробовала помолчать, чтобы услышать ответ? Ты не даешь Богу возможности говорить с тобой».

Очередь тоже к этому нас располагает. Побудьте в толпе наедине с собой – это принесет неизреченную пользу!


Фото: Ефим Эрихман

Родители подвижничают, а дети плачут?

– Отец Игорь, многие берут детей в очередь – детей старше года, которые не могут пройти по льготам. Некоторые малыши устают, они там плачут, им тяжело. Но они не выбирали это стояние – просто пришли вместе с родителями! Получается, родители подвижничают, а дети плачут. Как здесь быть? Брать детей или нет?

– Я считаю, что надо обязательно брать. Даже маленьких детей. Но – их надо к этому готовить.

– Как?

– Им надо объяснить, куда и зачем мы идем, что будет, о чем ты можешь помолиться. Причем это не делается прямо накануне, пока ты им завязываешь шнурки на ботинках. Это делается заранее. Нужно сказать: «Мы идем, чтобы молиться о том и о том. Может быть, у тебя есть какая-нибудь нужда, может быть, у тебя есть, за что поблагодарить Бога и проявить такой подвиг?»

В очереди к поясу Богородицы мы тоже стояли с маленькими детьми. Все были очень воодушевлены, настроены достоять до конца. Но стало холодно, мокро, и мы все-таки ушли из очереди. Однако мы детей всячески поблагодарили за то, что они сходили, проявили подвиг, дома им устроили даже торжественный ужин. Сколько ребенок смог, столько и выстоял! Некоторые взрослые не выдерживают, начинают нервничать, капризничать, биться в истериках, а уж что говорить о детях!

Слава Богу, наш Господь не бюрократ, то есть не обязательно отстоять от самого начала, для того, чтобы получить благодать. Помните историю о том, как один святой дошел до Иерусалима, но посчитал себя недостойным войти в святой город, а только взял три камушка оттуда и ушел. И вдруг иерусалимский Патриарх Софроний говорит: «Остановите паломника из Грузии! Он всю благодать унес!». Здесь – то же самое. Бог смотрит на наши с вами намерения. Он понимает, что у каждого – силы ограничены. Самое главное: к чему мы стремимся.

В следующий раз ребенок пойдет уже не на 30 минут, а на полтора часа. И, Бог даст, когда он вырастет, то это событие останется в его памяти. Так что не надо подходить к очереди начетнически: отстоять, приложиться, прочитать акафист – и всё, будет мне счастье! Не всегда. Если так механически, рыночно подходить – я тебе, ты мне – то ничего не будет.

– Как относиться к словам критиков этой очереди о том, что очень многие стоят, не зная толком, зачем? Или относятся к мощам по-язычески: «я приложусь, святитель исполнит мои желания, а дальше мне до Церкви нет дела»?

– «Захочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах» – мы же прекрасно знаем эту поговорку. Сейчас тебе нет дела до Церкви, но ведь ты можешь приложиться, всё просимое тобой исполнится, и после этого ты без Церкви жить не сможешь! Придешь туда, где все твое свершенное наполнится жизнью, смыслом.

Критики, которые говорят, что там язычники… Ну, сейчас язычники, а завтра – верующие люди. Сейчас они находятся в состоянии потребления, как маленькие дети – они всё едят, надевают, носят, рвут, царапают, портят и тому подобное. А потом вырастают и начинают с таким уважением относиться к твоему труду, что диву даешься. Точно так же и здесь: постоит человек, постоит, а потом в жизни обязательно встретится с Богом.

– Вам известны такие примеры среди ваших прихожан? Жизнь которых менялась после соприкосновения со святыней.

– Один из первых благотворителей журнала «Фома», который несколько лет финансировал журнал и дал ему жизнь, и при этом шел на совершенно неимоверные подвиги: когда у него не было средств платить за журнал, он продавал квартиру и давал деньги.

Так вот он организовал паломническую поездку в Иерусалим, причем не первую по счёту, но во все предыдущие он ездил, скорее, как скептик: смотрел на нашу веру. Придя в Иерусалимский храм, он приложился к Камню Помазания, как и все, чтобы не выделяться из общей череды. Но, по его словам, поднялся он от этого Камня Помазания совершенно другим человеком! Он поднялся верующим.

Таких случаев очень много. Перерождение человека – это настоящее чудо. Как было с апостолом Павлом: он сегодня еще был гонителем, и вдруг через три дня превращается из Савла в Павла, в апостола. Таких людей, которые полностью изменят свою жизнь, я полностью уверен, в очереди будет очень много.

Будут ли там отпавшие от Церкви? Обязательно будут, и в этом ничего нет удивительного. В последней главе Евангелия от Матфея рассказывается о Вознесении: как многие увидели это, развернулись и ушли, отпали от Церкви. Осталась только горстка учеников.

А для других – всё, закончилась «кормушка»: Он с нами побыл, мы в чудесах покувыркались, хлебушка наелись, рыбкой напитались, нам было интересно, познавательно, интеллектуально, весело, хорошо, но дальше мы идти не способны. Да, и такие тоже будут. Это жизнь! На какое-то время они отпадут, потом – придут, и ничего здесь страшного для Церкви нет. Это больно для Бога как любящего Отца, но Господь нам дает свободную волю, и мы ею вправе пользоваться, как угодно.


Фото: Эфим Эрихман

Пробки, перекрытые улицы и плохая организация…

– Давайте опять вернемся к критикам.

– С удовольствием.

– Вот вы говорите про свободную волю. Свободная воля одних людей – стоять в очереди на набережной Москвы-реки к мощам, а свободная воля других – как обычно ездить по центру города. Они не хотят стоять. Но вынуждены терпеть неудобство из-за тех, кто хочет. Даже некоторые люди церковные этим возмущаются, мол, разве нельзя было привезти мощи в храм на окраине города. Что можно ответить тут – про пробки, про перекрытые на два месяца улицы?

– Да, это действительно неудобно для некоторых людей. Но если раньше полностью перекрывались какие-либо улицы, сейчас этого уже нет: движение перекрывают частично. И даже если это создает кому-то неудобство, оно, я думаю, тоже засчитается как своего рода подвиг.

А потом, обратите внимание: сейчас лето, дети разъехались на каникулы, взрослые – в отпуска. Так что все очень грамотно было спланировано в принесении этих мощей.

Есть еще момент: мы всегда чем-то недовольны. Недовольные найдутся всегда: почему перекрыли, почему не перекрыли, почему дождь идет, почему не идет?..

– А как вы относитесь к тому, что говорят «на святынях наживаются»? Начиная с того, что по ходу очереди стоят палатки, где продают масло, иконки, акафисты, и заканчивая тем, что вокруг таких очередей часто собираются мнимые нищие, мошенники? То есть – что принесение святыни становится поводом для кого-то заработать денег.

– Во-первых, там же нет принудительной покупки билета. Нет же такого, что ты не пройдешь в храм, если не купишь свечечку или иконочку. Человек сам выбирает. Он может дома накрутить бутерброды, взять термос и прийти. А другой знает, что без комфорта он жить не может, и поэтому готов отдать 500-1000 рублей за еду, которую ему предложат на набережной.

Но ведь кроме всяких яств платных, там есть и бесплатные: чай бесплатный в автобусах, волонтеры развозят воду, еду, раздается бесплатная литература. Молодежный отдел Московской епархии вместе с Комиссией по миссионерству и катехизации напечатал почти полмиллиона листовок для бесплатного распространения. Сейчас готовятся к печати 50 тысяч книжечек про святителя Николая. Так что там не только будет нажива со стороны, но и очень серьезная работа Церкви среди людей, которые придут.

Будут обязательно и какие-то профессиональные нищие. А как по-другому нас к милосердию сподвигнуть? Наверное, по-другому не сподвигнешь! Ведь нищие возникают не там, где хорошо подают, а там, где в этом нуждаются люди.

– Вы имеете в виду, что сами дающие нуждаются в том, чтобы подавать?

– Да, чтобы хоть так оказывать милосердие, чего-то себя лишить! Милосердие – это же всегда лишение. Меня всегда очень поражал Саров в этом плане. Я несколько раз был там, это закрытый город, где каждый друг другу знаком. И даже там есть свой нищий! Откуда он взялся, и почему он там? Никто не знает. Нищие – это лакмусовая бумажка общества. Мы думаем, что развращаем их подачками, и, наверное, бездумное откупание от нищих – действительно неграмотный подход. Но когда ты подходишь с умом к подаянию, тогда и нищие тебе сразу становятся необходимыми.

– Как вы считаете, стоит ли вообще вступать в дискуссии по поводу очереди к мощам? Допустим, вы стоите, а ваш прихожанин демонстративно отказывается от этого – тут вообще стоит спорить, что-то доказывать?

– Нет, я считаю, что, если человек задает подобный вопрос, конечно, ему надо попробовать ответить. Например, можно привести такой аргумент. Господь в Священном Писании говорит друзьям Иова Многострадального: «Я вас не послушаю, а вот если попросит за вас брат ваш Иов, его послушаю, угодника Моего».

Да, я не могу напрямую обратиться к Богу по одной простой причине – я плохой, я очень правильный, как друзья Иова, которых можно назвать религиозными догматиками. Лично я плохой, мне необходимо заступничество святых, мне хочется приобрести в их лице таких друзей, которые бы сказали: «Господи, давай послушаем его, исполни его просьбу». И Господь угодника Своего, святителя Николая, обязательно послушает.

Но если человек пытается тебя унизить в форме вопроса, наверное, дискутировать не стоит. Надо сказать: «Брат, так оно и есть – я дурак, ты умный» – и отойти.

Будьте всем довольны!

– Отец Игорь, какое ваше личное отношение к этому святому? Есть ли у вас истории, связанные с его помощью?

– Во-первых, временный храм, который мы построили, освящен в честь святителя Николая. До 1979 года на этом месте оставался остов старого храма святителя Николая – его снесли перед самой Олимпиадой-80, чтобы он не портил вид для олимпийцев, которые здесь должны были гулять. Храм снесли, кладбище сровняли с землей, деревню разрушили и поставили парк. Получается, перед Олимпиадой-80 храм снесли, а перед Зимней Олимпиадой-2014 мы начали его восстанавливать.

А события в жизни, которые связаны со святителем Николаем, они есть, наверное, у каждого. Мне тут о чем-то пока рановато говорить, на самом деле… Но я упомянул, что мне хочется стать его другом. Не потому, что я такой корыстный, желаю, чтоб меня Господь услышал, но все-таки я к народной мудрости прислушиваюсь: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».


Фото: Эфим Эрихман

– Последний вопрос. Чего бы вы пожелали тем людям, которые будут стоять в очереди?

– Что пожелать? Пожелать можно, чтобы каждый стал лучше.

Я желаю, чтобы все ваши пожелания сбылись – но даже не те, о которых вы просите, а те, которые действительно необходимы. И чтобы вы в этом увидели промысел Божий. Кто-то, может быть, обретет работу, кто-то найдет друзей, кто-то обретет свою «половину», кто-то родит первенца, а кто-то просто скажет: «Господи, я хочу выучить язык, Твой, на котором Ты говорил в земной жизни», а другой попросит о возможности построить храм и так далее. Абсолютно все что угодно можно просить! А иной человек скажет: «Мне ничего не надо. Я хочу просто побыть рядом с тобой, святителю отче Николае. Всё у меня хорошо, все у меня есть. Я всем доволен!».

Вот я желаю, в первую очередь, чтобы все наши прошения исполнились, но и вместе с тем – чтобы каждый имел довольство тем, что у него уже есть. Чтоб каждый был доволен всем тем, что совершается в его жизни.

Беседовала Валерия Михайлова

«Спецрейс из итальянского города Бари доставил в Москву мощи святителя Николая Чудотворца. В аэропорту «Внуково» собрались верующие московских приходов, чтобы встретить святыню, у некоторых в руках цветы и иконы с изображением святителя», — говорится в сообщении ТАСС.

На летном поле мощи святителя Николая встречала рота почетного караула и духовенство. По прибытии митрополит Истринский Арсений отслужил молебен святителю у трапа самолета. В храме Христа Спасителя, куда мощи доставили к вечерней службе прямо из аэропорта, святыню торжественно передали патриарху Кириллу.

Столица встретила кортеж с мощами Николая Чудотворца колокольным звоном. Колокола всех московских церквей зазвонили одновременно в 18.00. Из аэропорта священную реликвию доставят в храм Христа Спасителя, где патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил праздничное богослужение.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что прибытие части мощей святителя Николая Чудотворца в Россию отразится как на жизни страны и россиян, так и на жизни Русской православной церкви.


— То событие, которое сейчас происходит на наших глазах и при нашем участии, по-настоящему есть событие историческое. Оно преисполнено очень многими смыслами, и, может быть, не во всей мере мы можем сегодня эти смыслы воспринять. Но наверняка на жизнь нашего Отечества, на жизнь нашего народа, на жизнь нашей церкви отразится это историческое событие.

Он отметил, что мощи святителя прибыли в Москву в канун 22 мая, в тот день, когда церковь прославляет перенесение могилы Николая Чудотворца из Мир Ликийских, города в Малой Азии, в итальянский город Бари, которое произошло 930 лет назад.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
— Сегодня нам очень нужно присутствие святителя и чудотворца Николая. Чтобы не только в нашем народе сохранилась вера, но, чтобы великие, божественные истины не уходили из жизни современного человека. Поэтому перед мощами святителя мы будем молиться не только о себе и не только о наших странах, объединенных Русской православной церковью в единую православную семью. Мы будем молиться о всем мире.

Он также напомнил, что доставка части мощей Николая Чудотворца стала возможной после встречи с папой Римским Франциском, которая произошла 12 февраля 2016 года в Гаване. Помимо этого, он выразил сердечную благодарность святейшему Франциску, а также всем тем, кто приложил усилия к тому, чтобы мощи прибыли в Россию.

Инвалиды-колясочники смогут пройти к мощам святителя Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя по льготному проходу

Льготный проход к святыне будет организован для инвалидов, которые не могут перемещаться без технических средств (колясок и костылей). Инвалид на коляске допускается с одним сопровождающим.

Первичный пункт прохода указанных категорий находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу около ресторана «Ваниль»). Иные льготные категории граждан проходят к святыне в порядке общей очереди.

7 интересных фактов о Николае Чудотворце

Два Святых Николая

Согласно информации портала pravmir.ru, свидетельств о жизни Святителя Николая осталось очень мало, и они неточные. Факты биографии Николая, архиепископа Мир Ликийских, часто путают с житием другого святителя - Николая Пинарского, настоятеля Синайского монастыря. Оба были родом из Ликии, оба архиепископы и почитаемые святые, но жили в разное время - в 3-4 и 6 веках нашей эры соответственно.

Гонения

Юный Николай днями напролет не выходил из церкви, увлекшись молитвой и книгами. Это рвение замети его дядя, епископ Николай Патарский, который со временем назначил племянника чтецом, а потом возвел в сан священника и сделал своим помощником.

Время служения Святителя Николая пришлось на непростой период гонений на последователей Христа. Римские императоры Диоклетиан и Максимиан, а затем Галерий в конце 3 - начале 4 веков н. э. узаконили систематическое преследование христиан. Тогда епископ Николай из Миры Ликийской лично разрушал языческие храмы и культовые сооружения, активно развивал христианские общины.

Санта Клаус

Николай был из богатой семьи, и после смерти родителей стал единственным наследником состояния, но предпочел стать благотворителем. Благодаря своей щедрости Святитель Николай в западной культуре стал известен как Санта Клаус.

Однажды Николай Чудотворец узнал о бедной семье, в которой отец троих дочерей не мог выдать их замуж из-за отсутствия приданого и едва не решился на страшный шаг — зарабатывать на их красоте. Тогда архиепископ тайком подбросил в окно дома мешочек с золотом, который и стал приданым для старшей из сестер. То же самое повторилось дважды, и в последний раз благодарному отцу удалось выследить благотворителя. По преданию, Николай случайно попал мешочком в чулок, который вывесили сушиться у камина — отсюда католическая традиция класть подарки в носки.

Покровитель путешественников и невест

Николая Чудотворца считают покровителем странствующих, заключенных и невинно осужденных, детей и невест, земледельцев и конюхов. Помогал он представителям всех сословий. Моряки обращались к нему с просьбой о молитве за их мирное плавание, когда боялись надвигающегося шторма или кораблекрушения, а однажды по пути из Миры в Александрию святой Николай воскресил сорвавшегося с мачты матроса.

Известен и случай, когда Николай Чудотворец остановил казнь невинно осужденных. На тот момент ему было уже около 70 лет, и, услышав известие о том, что на площади будет организована казнь, старец заслонил собой жертв несправедливого суда.

Кража мощей

По разным данным, умер святой Николай в период между 345 и 351 годом, будучи глубоким старцем. Мощи его остались нетленны, источали миро и хранились в местном кафедральном соборе Миры вплоть до 1087 года. Турки постоянно совершали набеги на обитель, и только чудом спрятанные мощи оставались целы.

Покой нарушили купцы из итальянского города Бари, которые возвращались из плавания. Они вывезли мощи Святителя Николая, особо почитаемого среди моряков, из Мир Ликийских в Италию. За неимением саркофага перевозить их пришлось завернутыми в верхнюю одежду. По сути, кража святых мощей оказалась спасением их от разграбления воинами Османской империи. По пути в Бари находящиеся рядом с чудотворными мощами люди исцелялись от всех недугов.
В Бари моряков встречали с почестями. Весть о том, что 9 мая мощи Святителя Николая перенесли в церковь святого Стефана, разлетелась по миру и стала широко отмечаться.

Никола Угодник

Николай Чудотворец стал самым любимым русским святым. Слава о чудесах архиепископа Мир Ликийских пришла на Русь из Греции во времена крещения. Люди знали об исцелении больных и оживлении умерших, защите и покровительстве страждущих, которые Николай совершал и при жизни, и после кончины.

За безотказность и чуткость к искренним просьбам верующих Святителя Николая на Руси прозвали Угодником. По легенде, святой Николай услышал молитвы родителей об утонувшем младенце, вынул его из воды и оживил, усадив на хоры Софии Киевской.

Неудивительно, что всего через несколько лет после перенесения мощей в Бари (по разным данным, в период с 1077 по 1098 год), праздновать это событие стали и на Руси. 9 мая — памятная дата, которую в народе прозвали Никола Вешний. Существует и другой особо почитаемый день — Никола зимний — день смерти святого 6 (19) декабря.

Почти сразу по всей Руси один за другим открывались посвящённые Святителю Николаю храмы, создавались образа. Иконы Угодника есть в каждом городе и каждом храме. Распространены две версии образа Николая Чудотворца: «зимний» с епископской митрой на голове, и «вешний» — без нее. Согласно легенде, царь Николай I обратил внимание, что не положено на образах епископу представать с непокрытой головой, и тогда появился более новый вариант иконы с митрой.

Чудеса Николая на Руси

На некоторых иконах русской православной церкви рядом с Николаем Чудотворцем иконописцы изображали Христа и Пресвятую Богородицу. Среди малограмотных крестьян бытовала версия, что Святая Троица — это Христос, Богоматерь и святой Никола. Другая история рассказывает о том, как Николай Чудотворец стал «владыкой»: якобы золотая корона сама упала на голову святого во время истовой молитвы.

Иностранцы, бывавшие на Руси, отмечали, что здесь называют святого Николая не иначе, как «русский Бог», а чудодейственная сила его образов безгранична. Так, в 1113 году на озере Ильмень под Новгородом явилась икона Николая Чудотворца, исцелившая местного князя Мстислава, а в XIII — XIV веках от набегов монголо-татарского ига спасся подмосковный Можайск, когда над войском воссиял образ святого, защищающего город с мечом в руке.

Независимо от того, князь молился Николаю Угоднику или крестьянин, в благодать святого верили безоговорочно. Именно поэтому его называют «земным святым» — добрым, миролюбивым и особенно милостивым к православным верующим.

Об этом Патриарх Кирилл и Папа римский Франциск договорились во время исторической встречи в Гаване.

С 22 мая по 12 июля они будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве, а после их перевезут в Санкт-Петербург, предположительно в Александро-Невскую лавру.

Событие уникальное, почти тысячу лет мощи лежали в храме под многотонной мраморной плитой в итальянском городе Бари. В Москву святыню привезли в специальном ковчеге 21 мая, накануне для памяти Николая Чудотворца. Уже на следующий день верующие могли приложиться к святыне, что и сделали 18 тысяч 600 человек.

В первые дни поток паломников был настолько большим, что пресс-секретарю Патриарха священнику Александру Волкову пришлось собрать журналистов и разъяснить правила паломничества: не стремиться на поклонение в первые дни и не создавать ажиотаж, не искать легкого пути к святыне.

«Если мы и в Москве не можем отстоять трех-четырех-пятичасовую очередь, тогда зачем нам это все нужно? Смысл в том, чтобы человек совершил некоторое, хотя бы краткое паломничество к святыне, потратил хотя бы какое-то время, свои физические силы и применил бы какое-то усилие для того, чтобы поклониться святому угоднику Божьему. В противном случае в этом поклонении не будет никакого смысла. Как в магазине: пришел, взял что-то за какие-то деньги и пошел обратно. Это не магазин, а церковь», — сказал священник.

Кажется, что организаторы предусмотрели всё. Следуя инструкции, смотрю сводку о состоянии очереди на сайте. На 12.00 конец очереди следовало искать в районе метро «Фрунзенская».

Ориентировки, конечно, условные, количество стремящихся поклониться предугадать нельзя. В 16.00 конец очереди было проще искать у станции «Парк культуры». У турникетов на выходе стоят две девушки в салатовых накидках — это волонтеры. У них можно расспросить дорогу.

«Прямо и направо, там увидите», — советуют они. На выходе из метро снова встречают «салатовые» девушки. Они рассказывают более подробно: «Прямо, там светофор и бульдозер, перейдете дорогу и увидите». Светофор и бульдозер нашлись, а вот конец очереди — нет.

Священник: Пробую быть волонтером, указывающим верный путь. Пока идем, спрашиваю паломниц, зачем им эти поиски. Они отшучиваются. Но одна из них, Марина из Москвы, говорит, что у нее мечта простая — выйти замуж, пишет c. Ее мечта созвучна большинству россиян, для которых семья одна из главных причин счастья, а еще дети и здоровье (ВЦИОМ).

За безопасностью паломников следят более двух тысяч блюстителей порядка. Вежливая охрана в камуфляже подсказывает, как найти вход. Постовой регулирует движение, отдавая приоритет пешеходам. Волонтеры помогают на протяжении всей очереди. Дежурит «скорая помощь». Для тех, кто не успел прихватить с собой бутерброд, организовано платное питание на полевых кухнях.

— Некоторые паломники дежурят ночью, для них приготовлены специальные автобусы, но смысла в ночевке нет, в среднем очередь движется от двух до четырех часов, — рассказали «РГ» в пресс-центре штаба. — Внутри храма дежурят волонтеры, которые тоже могут оказать необходимую помощь. Приложиться к святыне следует один раз, не задерживаясь.

Доступ к мощам открыт до 12 июля ежедневно с 8.00 до 21.00. При большом потоке паломников организаторы советуют встать в очередь до 17.00, чтобы успеть попасть в храм до закрытия.

О чем просить святого?

Николай Чудотворец считается защитником путешественников, нуждающихся, несправедливо осужденных, вдов и сирот. Чаще всего к святому обращаются с просьбой исцелить от тяжелой болезни, помочь в безвыходной ситуации, избавить от нужды, выйти замуж, сохранить мир в семье.

Льготным проходом могут воспользоваться только люди с ограниченными возможностями, которые могут передвигаться на колясках или костылях. Инвалида на коляске может сопровождать только один человек. С собой возьмите паспорт, справку об инвалидности и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации). Проход для инвалидов находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу возле ресторана «Ваниль»).

При желании вы можете встать в очередь уже в 05.30-06.00, вход в очередь в это время осуществляется в районе Крымского моста (проход от ст. м. «Парк культуры»).

Дорога к святыне

Паломникам надо проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевой) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно встать в очередь и пройти к Храму Христа Спасителя.

При увеличении числа паломников очередь продлевается до пересечения Фрунзенской набережной с 1-й Фрунзенской улицей (проход от ст. м. «Фрунзенская», выйдя из метро, надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта, далее пройти по 1-й Фрунзенской улице до набережной).

В случае, если очередь будет еще более вырастать, вход в нее будет сдвигаться в сторону Лужников; в таком случае надо будет ехать до станции метро «Воробьёвы горы».

Информация для верующих, приезжающих в Москву из других епархий.

Советы паломникам:

Учитывая летнее время и возможность длительного пребывания в очереди, рекомендуется:
— взять с собой запас воды в пластиковой бутылке (в пластмассовых бутылках по 0,5 л);
— одеваться по погоде (с учётом прогнозов метеослужб);
— находиться в головном уборе;
— при наличии медицинских показаний — взять с собой лекарственные препараты, которые вы регулярно принимаете.

Огромная очередь выстроилась в Москве к храму Христа Спасителя, куда накануне из итальянского Бари прибыли мощи святого Николая Чудотворца.

Но перед тем как увидеть святыню, верующие должны совершить несколько действий, заявил корреспонденту Nation News протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин .

Для начала необходимо отметить, что Николай Чудотворец один из самых почитаемых в мире, и особенно в России святых. На Руси, после принятия христианства он как и зимний дед Санта-Клаус тоже был в очень большом почете. Согласно житию святитель Николай родился в III веке и жил в семье ревностных христиан греческой колонии Патара, что в малоазийской римской провинции Ликия. С девства мальчик был весьма набожен и рано посвятил себя и свою жизнь христианству. Он считается покровителем путешественников и мореплавателей, поскольку умел молитвой усмирять стихию.

Кроме того, святой совершал огромное количество добрых дел, при этом он не кичился своими подвигами - например, святитель Николай, будучи человеком далеко не бедным (досталось большое наследство - прим. ред.),охотно раздавал деньги нуждающимся. Как-то раз, он тайно облагодетельствовал трех бесприданниц.

«Это, прежде всего человек, который оставил истинную веру от заблуждений и именно поэтому он называется правилом веры. Очень важно сегодня помнить, что мощи одно время предоставили католики и не нужно считать, что этот жест отменяет убеждение православных людей в том, что их и только их вера является истинной. А если воссоединится мировое христианство, то оно может воссоединиться только на основе православной веры», - поясняет протоиерей Чаплин.

В РПЦ Николай Чудотворец считается «всех предстателем и заступником, скорбных утешителем, столпом благочестия, верных поборником». Великий святой умер в середине IV века в глубокой старости, оставшись в народном сознании символом глубокой веры. Однако уже в 1087 году его мощи перевезли в итальянский город Бари, где они находятся и поныне.

Сегодня выстроилась огромная очередь к храму Христа Спасителя в Москве, куда накануне из Италии доставили мощи святого. Колона людей растянулась от храма Христа Спасителя до Крымского моста.

«В этот раз очередь будет безо всяких льготных проходов, так устроено не только для того, чтобы показать равенство людей перед лицом святыни, но и для того, чтобы люди могли понести определенный подвиг - все-таки стояние очереди, пусть даже в течение часа-двух, это какое-то усилие. Тем более оно помогает духовному воспитанию человека. Ну и вот такое усилие, как и паломничество, точно так же как и длительная молитва перед святыней - это нечто что воспитывает человека. Дело в том, что человек, состоящий из души и тела, должен прославлять бога, как телом, так и душой. А может быть стоит подходить к мощам не в первые, и не в последние дни их пребывания в столице. Может быть, где-то в начале и середине июля народу будет поменьше», - сообщает священнослужитель.

Он же напоминает, что перед посещением мощей, человеку верующему, впрочем, как и любому россиянину, необходимо молиться.

«Возьмем человека, который ранее не посещал святыню, но в этот раз решил попробовать приобщиться. Перед тем как пойти в храм, человеку необходимо молится. Прежде всего, молится, пусть даже своими словами, если человек не знает молитву. А можно приобрести в любом храме акафист святителю Николаю и попробовать его почитать в этой очереди. Может быть, какие-то слова покажутся непонятными, но можно спросить у рядом стоящих, что эти слова означают», - объясняет Чаплин.

По его же мнению, люди должны приходить к святыне не для того, чтобы просто посмотреть на мощи, они должны поклоняться Николаю Чудотворцу, «чтобы он помог не только в житейских делах, но и помог достичь вечного божие царства».

«Мы слишком много молимся о наших житейских нуждах - о здоровье, об успехах, об устройстве каких-то наших дел, но прежде всего надо молиться о том, чтобы святитель помог нам войти в вечное божие царство. Это в жизни главное. А так конечно молиться можно обо всем, но при этом, не забывая, что главное, а что второстепенное», - заключает протоиерей.

Напомним, частицу мощей Николая Чудотворца привезли в Москву специальным рейсом из папской базилики итальянского Бари. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл торжественно встретил святыню в храме Христа Спасителя. С 22 мая по 12 июля мощи будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя. С 13 по 28 июля они будут представлены в Санкт-Петербурге.




Top