Как рисовать сюжеты современный и людей. Как я придумываю названия и сюжеты для картин - simply miu — ЖЖ

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.

Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, поле). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт.

Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;

научить передавать взаимодействия между объектами;

научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе. Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные (например, «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю» и др.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.

Задачи сюжетного рисования в средней группе следующие:

изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу;

приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).

Решаются эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки.

Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е. А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию.

Темы, предлагаемые детям, несложны: дом, около него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.

В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.

В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка - расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый - для поляны, голубой - для воды, желтый - для песка и т. д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).

В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной и доступной только для детей старшей группы.

Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:

научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;

развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);

развивать чувство цвета.

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.

Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах.

В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.

Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.

Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет. Для этого необходимо:

разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;

научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);

развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров);

развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.

Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Чаще это происходит при рисовании на темы сказок, рассказов, когда ребенку известно его содержание. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен помочь детям разобраться в этом.

Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т. е. заполнить рисунком весь лист.

Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета. Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо - при дожде, ярко-голубое - в солнечный день, красное - при восходе или заходе солнца.

Яркими красками дети изображают осенние мотивы, пользуются различными оттенками зеленого цвета при передаче летнего пейзажа, чувствуют контрастность цвета при изображении зимы. Колорит весеннего пейзажа сложно передать детям, так как использование серой, черной красок для изображения грязной земли не соответствует их светлому, радостному представлению о весне. Педагогу это следует учитывать и находить радостные темы.

Можно предложить, например, такие темы, как «Ледоход» (яркое небо, темная вода и белые льдины дают приятное для глаз сочетание красок), «Подснежник», «Травка зеленеет» (где надо изображать не раннюю весну, а первую зелень). Особенно радостной по краскам является тема «Первое мая». Дети обычно рисуют многокрасочное, яркое праздничное оформление домов, улиц, вспышек салюта и т. п.

В программном материале приведены лишь примерные темы сюжетного рисования: на основе программных требований воспитатель должен стараться сам подбирать интересные для ребят темы, учитывая их впечатления от окружающей действительности.


С названиями все так просто, что аж страшно: про все мои картины, а так же книги, я с первой минуты знаю, как их зовут. Иногда это сложно для меня, потому что названия возникают из каких-то ассоциаций, живущих в моей голове, и обречены на непонимание со стороны публики. А я - небольшой любитель длинно и подробно объяснять свои произведения. С картинами я в таком случае расправляюсь просто, и предоставляю зрителям, самим решать, почему это так называется. И заведомо не обижаюсь и не расстраиваюсь, если кто0то интерпретирует мои картины по-своему и совсем не так, как я их задумала.
С книгами такой номер проходит не всегда - в случае с последней пришлось поместить на сайте издательства объяснение, почемукнига об организации времени называется "Муза и чудовище".
Тем не менее - у меня была мысль, придумать более "хорошее" название. Тем более, что я когда-то слышала от кого-то из профессионалов, что названия книгам придумывают в конце, когда уже все написано. Я придумала их штук 20, сделала полный круг, и вернулась к первому, потому что оно мне нравилось больше всех.

Что же касается сюжетов для картин - здесь работает принцип снежного кома. А так же все, что написано и сказано про подвижность ума (и тела, и духа). Чем больше делаешь, тем больше хочется и тем больше идей и желаний.
Если я долго ничего не рисовала (например, потому что, как недавно, 2 месяца валялась в больницах) в первый момент не совсем знаю, с чего начать. Здесь меня всегда выручают начатые и незаконченные работы, оставшиеся с прошлого приступа (почему-то всегда остаются). Если я в плохой форме, мне проще всего начинать с чего-то очевидного, с чем все ясно. Начатая работа уже придумана, остается сесть и вложить в нее последние сколько-то дней или часов, чтобы довести задумку до конца.

Вот в этой фазе и придумывается все последующее.
Рисование картины, которая уже практически готова в голове - сплошное ожидание и предвкушение! Я крашу и сушу слои, один за другим, и мне уже не терпится нанести следующий и следующий, и наконец увидеть, как оно будет на самом деле. Конечно в этом содержится всегда некоторая доля сюрприза, но у меня уже с самого начала есть довольно четкий план по поводу расцветки, композиции и сюжета.
Вот я рисую все эти слои, представляю, как я скоро начну поверх всего этого рисовать объекты, и между всем этим мне приходят в голову новые мысли "А вот бы еще нарисовать..."
Некоторые детали я решаю поместить прямо на эту же картину, но чаще всего они откладываются до следующей. Это - как снежный ком. Идеи разветвляются, размножаются и разматываются во всех направлениях, стоит им только от чего-то оттолкнуться.

Например, я рисовала картину с причудливыми растениями (по мотивам Босха, и для серии, которую еще не показывала тут, т.к. она сильно неготовая) - и вспомнила про "бойцов", которых вы несколько дней спустя увидели . В первую же паузу, когда сох очередной слой, побежала и выкопала тетрадь с этой идеей, и начала представлять, как я их нарисую. В перерывах между слоями начала делать для них эскизы. Это очень вдохновляющая тема - придумывать растения, которые похожи на что-то нерастительное. Придумала по ходу множество растений, похожих на оружие, на воинов в доспехах, на ордена и регалии. Дальше начала придумывать цветв, похожие на бабочек, им бабочек, похожих на цветы. И вообще растения, похожие на насекомых, и.т.д. Подумала, что все эти образы и сложные формы еще больше смешиваются, если от них виден только силуэт. И тут же подумала, что давно хотела сделать такую картину, где очень беспокойный фон (оторваться без угрызения совести на рисовании кружочков и всякой фигни), а потом на всем этом пестром воне нарисовать несколько таких тяжелых объектов, которые соберут всю композицию. И чтобы было похоже на теневой театр. Теневой театр всегда привлекал меня тем, что за светящимся экраном видно только силуюты, но с помощью этих силуэтов можно изобразить целую драму. Или трагедию.
А тени, сами по себе, еще обладают такими магическими свойствами 9 они могут превращаться в монстров. Так же как мысли и слова могут превращаться в настоящих монстров...
Вся эта цепь размышлений привела к тому, что, едва закончив полутораметрового псевдобосха, я бросилась рисовать первый слой для всей этой истории с тенями. Получилось, как вы уже догадались, вот это:
.

Между делом сделав (для успокоения души) три картинки с растениями-бойцами.
Я написала "для успокоения души", потому что придумала я этих бойцов штук 20, и все они толпятся рядом с первыми тремя, а еще к ним придумалось еще много вариаций, которые увели меня к следующим сериям. Но мне не хотелось сейчас бросать все и месяц рисовать только эти растения. Поэтому я нарисовала три, а остальные оставила в планах на ближайшее будущее.

Игра с тенями закончилась тем же самым - пока я рисовала пару образов, моя голова дорисовала к ним еще 20, но их нельзя было поместить на той же картине. Т.к. фон там очень беспокойный, последний слой должен был оставаться очень простым и ясным. Соотвественно, другие драмы и трагедии, описанные сцепляющимися тенями, отправились в список планов.

Но... все это - развившиеся в разных направлениях цветочки, про которые я вспомнила, рисуя по мотивам Босха. Но вернемся к той картине. Там, ближе к концу, я не удержалась и нарисовала котика. Котики - это конец всему, потому что я не могла выбрать между тремя очень симпатичными сюжетами с участием этого котика, и выбрала одну, клятвенно пообещав себе, что остальные не выброшу, а превращу в другие картинки (может быть поменьше). Пошла переносить невостребованных котиков в тетрадку с идеями, и (раз уж мы о Босхе) нарисовала в зубах одного из них неведомое животное. О! Завтрак марсианского котика! А к нему - завтрак хозяина (эскиз следующей картины, с неведомым фруктом на тарелке и неведомым столовым прибором для его разделки). Пока я рисовала второй и третий завтрак, я вспомнила, что завтраки в моей жизни бывали разные. А так же вспомнила, как в больнице, после десятидневной голодовки и первой чашки чая, вдруг ощутила себя бабочкой, которая пытается выпить море из росы. Эта история настолько быстро сложилась в готовый образ, что я сразу нарисовала ее на холсте, минуя фазу идеи.


Пока рисовала эту лужицу в листике, вспоминала еще какие-то размышления о том, как иногда капли росы лежат на цветах и листьях, как бриллианты. И как фотографы пользуются этой идеей, раскладывая настоящие бриллианты на растений для фотосессий. Нарисовала следом вот это:

Рисовала и думала, что следующим этапом, после бриллиантами на деревьях, являются деревья в форме украшений, или украшения в форме деревьев. Эта мысль довела меня до этой картинки:

после чего я внесла в свою тетрадку с идеями еще 30 вариантов с подвесками в форме чего-то серьезного, и серьезных вещей в форме подвесок. Все это я решила задвинуть подальше, дабы не увлекаться слишком сильно цепочками и украшениями - тема довольно монотонна. Может быть когда-нибудь я придумаю более широкую тему, где все эти идеи смогут сыграть в виде незначительных деталей, тогда я к ней вернусь.

В остальном - во всем этом хаосе я все время пытаюсь выявлять какие-то темы и хоть немного последовательно развивать их в виде серий. Потому что, когда углубляешься в одну тему, приходит на ум много всего, что с нею связано, все больше мыслей и идей и фактов и мелочей и деталей. Поэтому я в какой-то момент посмотрела на все, что я записала за 2 недели, и разобрала это на 6 тем.

Теперь они лежат передо мной. Шесть тем, которые хочется разработать в ближайшее время, что означает, что я видимо сделаю по теме 1-2 совсем большие картины, сколько-то поменьше, и еще сколько-то совсем маленьких, с отдельными частями сюжета. Маленькие так же служат хорошим поводом разработать какую-то вещь в деталях, которая на более крупных картинах была обозначена более условно, но заслуживает отдельного внимания.

Вероятно я не смогу задвинуть пять из них, и методично разрабатывать одну. Возьмусь за самую интересную, и буду работать над ней, по ходу дела отвлекаясь иногда на какие-то картинки из следующих. Либо включая элементы из соседних тем в этой. Например, мне представляется немного мрачным, сидеть и две недели разрабатывать только тему с теневым театром, но т.к. тема уже начала кружиться у меня в голове, тени и силуэты все время всплывают в других картинках:

Вот так я все время пытаюсь разруливать потоки мыслей и идей в разные русла, они все время пересекаются, и к ним все время прибавляются новые.
Сейчас я довольно сосредоточенно рисовала месяц, и получила несусветное количество идей, которые мне ужасно хочется нарисовать в ближайшее время.

Александр Богатов, иллюстратор и графический дизайнер из Ижевска, поделился своими методами поиска отличных идей для иллюстраций и графического дизайна.

Меня зовут Саша Богатов - иллюстратор, графический дизайнер из Ижевска. Развиваю собственный проект Daily Sketchups  - ежедневные иллюстрации, где упор делается на работу с смыслями, смешением техник и стилей, инструментов.

Нет времени ждать музу, когда ведешь подобный проект и работаешь, одновременно. Поэтому, я углубился в поиски методов генерации идей. В итоге, у меня сложился определенный список техник, которые я использую часто. Генерирование идей - не волшебство. Это навык, который можно прокачать. Прокачать можно, например, с помощью нижеперечисленных методов.

В статье нет следующих методик: мозговой штурм и его вариации ; шесть шляп Эдварда Де Боно ; ТРИЗ . О них много написано, пересказывать нет смысла.

1. Генератор генераторов идей

Виктор Меламед, руководитель курса иллюстрации в Британской высшей школе дизайна, написал в фейсбуке о придумывании генераторов для генерации образов.

Описание и механизм работы. Внутри генератора: ток, трансформатор, тестер. Ток - то, что вас вдохновляет: яблочные хвостики, хвосты енотов, постеры хоррор-фильмов, английский фарфор. Трансформатор - преобразование исходного материала в сюжеты, идеи. Тестер - критерии, выходящие из требований задач, по которым мы оценим сгенерированные идеи.

«Хороший генератор должен производить разные идеи в рамках одной логики и не выгорать раньше, чем на пятой идее. Хорошая идея не только запоминается и интригует, но и запускает пластическое развитие картинки»

В. Меламед.

Виды генераторов:
● Трансформатор - трансформирование ситуации в сюжет
● Инвертор - объекты меняются местами
● Коллайдер - когда есть два источника тока
● Рандомайзер - случайные константы
● Инкубатор - когда нужно детализировать выдуманный мир
● …

Всегда можно придумать генераторы со своими параметрами, дерзайте! К посту приложена таблица с генераторами . Генераторы описали студенты Меламедовского курса на примерах любимых иллюстраторов, а также представлены собственные наработки.

Трансформатор; ток №1 - люди, звери, объекты; ток №2 - контраст размеров; тестер - абсурдная правдоподобность. Иллюстрация  - Brad Holland, описание генератора  -  Алёна Белякова.

Инвертор; ток - любые предметы и животные; трансформатор - аттрибут или деталь существа или объекта отчуждается от него и используется не по назначению; тестер - необычно и смешно.Иллюстрация - Brock Davis,описание генератора - Виктор Меламед.

Коллайдер;ток №1 - фотографии выпускников, любые жанры бытовой фотографии; ток №2 - лица из хорроров; трансформатор - столкновение; тестер - издевательский ужас. Иллюстрация  - Charles Burns, описание генератора  - Анастасия Сухарькова.

Рандомайзер; ток - пять слов, начинающихся на одни и те же две буквы; трансформатор - объединение в сюжет.Иллюстрация - Wren Mcdonald;контекст иллюстрации - troll tromping tropical trombone troopers trolley;описание генератора - неизвестно.

Инкубатор; ток №1 - бытовые ситуации, ток №2 - животные; трансформатор - мир детей и разумных роботов, изображающих животных; тестер - тепло, покой, сюрреализм.Иллюстрация - Shaun Tan (Rules of summer),описание генератора - Анастасия Сухарькова.

Трансформатор; ток - фотографии людей, любых предметов и животных; трансформатор - составляем из двух фотографий единый объект по принципу гармонии формы; тестер - странно, смешно, умно. Подсмотрено у Stephen mcmennamy , иллюстрация Daily Sketchups

2. Ментальная карта

Описание метода. Ментальная карта или mind mapping - техника визуализации мышления. Карты нужны для разработки тем, поиска идеи, систематизации знаний.

Механизм работы. Берете лист бумаги или запускаете онлайн-редактор карт, в середине листа пишем главную тему или слово, от темы рисуем ветки с ассоциациями. Кто-то пишет только словами, кто-то добавляет простые рисунки, иконки.

Так выглядят карты:

Скриншот из онлайн-редактора карт Mindmeister

Одна из карт в моем блокноте

Карта о тайм-менеджменте. MindTools

Мой подход к составлению карт:

  1. Анализ собственных ассоциации, связанных с темой;
  2. Расширяю список слова в карте с помощью ассоциативных словарей: sociation.org , wordassociations.ru , www.slovesa.ru ;
  3. Набираю главные слова и ассоциации в Пинтерест и гугл имейдж , ищу образы и слова в картинках. В Пинтересте перебираю тэги, добавляю к теме слова #illustration или #graphic_design.

Сервисы для работы с картами:

  • Mindmeister.com - приятный онлайн-редактор карт. Пользуюсь им. Есть ограничения в бесплатной версии;
  • Mind42.com  - не пробовал, но любим у составителей карт;
  • Mindnode.com  - редактор карт для техники Apple.

Подробнее о методе написано на Хабрахабре в статье Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше .

3. Системный подход к ассоциациям

Методология похожа на метод составления ментальных карт. Найдено в блоге Нейта Вильямса, американского иллюстратора, в этой записи .

Краткий перевод статьи с механизмом работы:
1. У вас есть тема, задача. Опишите тему 2–4 главными словами. Например, тема - «расширение возможностей учителей с помощью технологий». Главные слова: расширение возможностей, учитель, технологии.

2. Подбираем для каждого слова ассоциации:


3. Соединяем по одной ассоциации из каждого столбца в предложения:

  • кран управляемый учителем, опускает лампочки в головустудента;
  • студент забирается по ДНК-лестнице, чтобы нарисовать лампочки на доске;
  • студенты и учителя идут по мосту из компьютеров до Луны.

Визуализируем предложения:

«Мост в другой мир». Студенты иучителя пересекаютмост изкомпьютеров на Луну.

«Езда на голове». Голова учителя - средство передвижения, которое везетстудентов к новым знаниям с помощьютехнологий / компьютера

«Взрыв знаний». Компьютер, метафора портала

«Супер Учитель».Учитель в героической позе (стоя накомпьютере) вдохновляетстудентов

Иллюстрация готова!

4. Тропы и стилистические фигуры

Описание метода. Весь мир текст, и он состоит из знаков и смысловых единиц. Изучением знаков и смыслов, правил коммуникации занимается семиотика. В. Меламед популяризирует этот метод в иллюстрации. Иллюстрация - это текст, значит в ней действуют правила речи, стилистические фигуры речи.

«Хорошую иллюстрацию можно пересказать на словах»

В. Меламед

Механизм работы. Вспомним литературные тропы: метафора, метонимия, cинекдоха, эпитет, гипербола, дисфемизм, каламбур, литота, сравнение, перифраз, аллегория, олицетворение, ирония, пафос, сарказм, эвфемизм, анафора, градация, антитеза, умолчание, параллелизм, инверсия. Определения найдете в гугле, если забыли.

Есть два варианта работы с данным методом. Первый, усиливаете вашу идею с помощью тропов. Второй вариант, подбираете тропы, которыми создадите визуальную метафору вашей идеи.

Реализация тропов в графике:

Метафора полета фантазии раскрыта через элегантное сравнение крыла самолета и книги.Jungho Lee, illustration for book « Promenade»

Сарказм. Кто кем управляет, кто хозяин своей жизни?Pawel Kuczynski, pawelkuczynski.com

Гипербола, каламбур. Преувеличении веса тубы и игра слов.Matt Blease, mattblease.com

Литота, каламбур, сравнение. Автобус и ботинки timberland в пути. Daily Sketchups

Градация, инверсия, гипербола, каламбур. Профессор синтезировал гигантского комара, которого он пытается убить, не видя, что он уже увеличился в размерах. Кто кого теперь ловит?Brecht Vandenbroucke, brechtvandenbroucke.blogspot.com

Антитеза, метонимия. Союз веселого и скучного, однотонного и пестрого.Broke Davis, itistheworldthatmadeyousmall.com

5. Использование другой стилистики, техники, материала

Описание метода и механизм работы. Дело в том, что выбор материала, стилистики, инструмента может являться уже решением задачи.

«В Британке много времени уделялось, чтобы заставить нас делать что-то своими руками. Потому что зачастую верный выбор инструмента уже является решением задачи», - Владимир Аюев в статье про обучение дизайнеров в Британке .

Травяной чай для сторонников здорового образа жизни «Tweet» (Марина Апевалина)

Постер (Таня Лазарева, Стас Неретин), Московский муравейник (Раушан Султанов), Постер (Мария Зайцева)

Туалеттеринг (Артур Лебсак), Постер (Раушан Султанов)

Афиши для ижевской Печа-Кучи. Материалы и инструменты (слева направо): цифровая иллюстрации; 3д графика; самодельное печенье. (Саша Богатов)

Помимо рук, есть замечательные инструменты, которые мы упускаем в цифровой среде. Попробуйте поработать с 3д-графикой, видео, посмотрите в сторону интерактивных инсталляций, анимации, саунд-дизайна, маппинга, веб-иллюстрации. Владение инструментами расширяет ваш язык, на котором вы говорите с зрителем, заказчиком, аудиторией. Повторюсь, выбор инструмента может подсказать решение задачи, усилить визуальную метафору или стать ее хребтом.

Взаимодействие новых технологий и мира иллюстрации:

1. Неординарный новостной ресурс «Батенька, да вы трансформер», опубликовал спецпроект с крутыми веб-иллюстрациями: taxi.batenka.ru .

2. Центр Марс в Москве представил в этом году экспериментальную выставку - «Метаформы ». Известные стрит-арт художники России перенесли свои работы в виртуальную среду. Увидеть сделанные работы можно с помощью шлемов виртуальной реальности.


Тизер к открытию выставки «Метаформы »

3. Дмитрий Карпов воодушевленно рассказывает о пользе освоения программы Cinema 4d, где вы сможете решать интереснее любые визуальные задачи, создавать сложные формы, настраивать под себя все окружение.

4. Еще один способ расширить свой инструментарий - работа с скульптурой, пластикой

«Объятия» отRonit Baranga, ronitbaranga.com

5. Визуальный эксперимент от Данила Криворучко, показывающий соединение видео и кодинга с использованием алгоритмов нейронных сетей

6. Еще один пример скрещивания книжной иллюстрации и веб-технологий в проекте An Awesome Book!

Одна из иллюстраций проекта An Awesome Book!

6. Синестезия

Описание метода. Синестезия - способность воспринимать мир органами чувств, пользуясь при этом описанием ощущений из мира других органов чувств. Примеры: цветной слух, восприятие определенных цветов при виде букв, запах песни Seven Nation Army у The white stripes, вкус Симпсонов.

О том, как синестезию включить в арсенал творческих инструментов, рассказывает В. Меламед в одноименной лекции .

Механизм работы на примере синестезийного анализа:

1. Слух. Как заставить иллюстрацию шуршать, гудеть, дребезжать как старый холодильник?

Передача ощущения кромешной тишины на морском дне и появление шума в виде рыб. Valerio Vidali, valeriovidali.com

Передача музыкального жужжания через знак мелодии и комара. Daily Sketchups

2. Обоняние. Может ли картинка сладко пахнуть как роза, или вонять забористым потом?

Запах болота, лилий, затхлость в работеAndrea Wan, andreawan.com

3. Вкус. Какая же иллюстрация на вкус? Может быть кислая, сладенькая, горькая, недосоленая креветка?

Мятное мороженое и кекс с хрустящими орехами.Mouni Feddag, mounifeddag.com

Ощущение сладкой прохладной, клубничной газировки летом, или шампанское.Monica Ramos, monramos.com

4. Осязание. Можно ли передать тактильные ощущения визуально, ощутить шёлк или кожу черепахи?

Колючая иллюстрация, где-то чувствуется мох. Henry McCausland, henrymccausland.com

5. Мышечное чувство или кинестезия. Способна ли картинка уничтожить ваш вестибулярный аппарат, закружить голову?

Представляешь себя на месте одной из девушек, становится дурновато. Невесомость. Javi Aznarez,javiaznarez.blogspot.com

6. Чувство времени. А как насчет почувствовать текучесть времени в картинке?

Мы замираем, ждем. Сколько будет длиться это издевательство в розовых тонах? Brad Holland bradholland.net

7. Персонификация темы

Описание метода. Придаем нашей идее человеческий облик.

Механизм работы. Представим, что наша идея, тема, продукт, главное слово, текст - человек. Придаем этому человеку характер, определяем его свойства, манеры, во что он одет, что любит и ненавидит. Далее приступаем к поиску визуального решения, которые бы описывало наш объект.


Комедийная персонификация образов Mac и ПК

Не нашел корни метода, но идея подслушана в лекции «типографика бренда » Михаила Шишкина из брендингового агентства Shishki .

Бренд - образ в голове аудитории. Он говорит по средствам визуальных коммуникаций определенным языком, тоном с аудиторией. Язык и тон - используемые образы, типографика, шрифтовая составляющая, цвета. Язык бренда формируется на этапе исследования, где составляется подробный портрет адресата, аудитории. В презентации есть примеры подбора шрифтов на основании выделенных свойств характера человека и природных ассоциаций.

Пара слайдов из презентации « от Дмитрий Карпова в рамках Bang!Bang! Education»

Первые детали

Начинать любой творческий процесс следует с идеи, причем важно не только придумать основного персонажа, но и сюжет в котором будут развиваться события. Также следует обратить внимание на локации - места, которые будут окружать персонажа по ходу действий, и, что немаловажно - финал Вашей истории.

Профессиональные авторы, рассказывая о процессе создания комиксов, говорят о возможности смены деталей, сюжетной линии и завершения истории, непосредственно по ходу создания рисунков, однако, ля начинающего мастера лучше следовать заранее продуманному ходу действий.

Можно условно разделить первый этап создания комикса на следующие подпункты:

  1. Создание образа главного персонажа;
  2. Продумывание черт его характера и внешности;
  3. Создание второстепенных персонажей;
  4. Прорисовка места, где разворачивается сюжет;
  5. Определение длительности повествования;
  6. Выделение цели рассказа;
  7. Определение событий, которые приведут к финальным действиям;
  8. Окончательные события.

Создаем персонажей

Создание ключевого персонажа - важная часть проработки комикса. Благодаря его уникальным чертам характера, запоминающейся внешности и манере общения, читатель сможет проживать все события вместе с главным героем и начнет видеть в нем реального человека. Вы можете выбрать те особенности, которые по душе Вам, главное - чтобы каждая мелочь его образа позволяла читателям узнать его по ходу сюжета.

Фоновым элементом станут вспомогательные персонажи, которые не менее важны. Важно создать не просто мимолетные образы, а вполне детализированных героев, которые будут отыгрывать особенную роль - помогать персонажу, вступать с ним в диалог или конфликт, а может быть обращаться непосредственно к читателю - в шутливой форме.

Развить главный сюжет позволит противодействующее лицо - антагонист, который будет не только создавать трудности для главного героя, но и добавлять комиксу больше красок и интересных локаций.

Структура рисования карандашом

Для начала важно понимать, что комикс имеет определенную структуру:

  1. Обложку со смыслом - здесь должны отражаться название, главные герои и метки автора;
  2. Первую страницу или фронтиспис с дополнительными данными;
  3. Титул - лист, который отражает краткое содержимое повествования, а также данные о людях, которые участвовали в процессе его создания;
  4. Основа - вся история;
  5. Варианты обложек или другие рисунки, которые могут быть дополнительной информацией о персонажах, но не входят в основную часть.

Начинаем рисовать

На первоначальном этапе создания рисунков следует обозначить разметку листа. Диалоги будут занимать много места, поскольку именно в них выражается основной сюжет. Также немаловажно определить место главного персонажа и рисовать его в первую очередь, фон и другие лица будут создаваться только потом. Кадры на листе следует размещать слева на право. Все эти детали следует поместить рамку, которая сама по себе определит тип повествования - важные события, воспоминания из прошлого, мысли персонажа. Для остросюжетных элементов рамку выполняют в строгой геометрической форме, размышления же наоборот - демонстрируют в плавных рамках с округленными границами.

Детали персонажей

Для того чтобы узнать, как рисовать комиксы следует придерживаться ряда основных правил,

а именно:


Рисуем диалог

Текстовая информация крайне важна, и здесь также важно придерживаться ряда правил:

  1. Громкими будут слова и звуки, заключенные в строгую рамку;
  2. Тихие разговоры, воспоминания или мысли следует ограждать волнистыми линиями;
  3. Последовательность диалогов - слева направо;
  4. Текст короткий и емкий;
  5. Можно подбирать разный шрифт для разговора разных персонажей;
  6. Усилить эмоцию помогут знаки препинания (восклицательные, вопросительные и дополнительные - молнии, взрывы);
  7. Поместить дополнительную (не диалоговую информацию), которая служит для подробного разъяснения можно в отдельных местах.

Важно создать полномерный реалистичный рисунок, который будет насыщен тенями, штриховкой и плавными переходами - в этом помогут карандаши разной тональности. Если Вы уверены в своих художественных навыках, Вы можете оставить комикс в графическом виде, однако и здесь не стоит упускать детали. Сделать цветными изображения помогут краски, фломастеры и ручки. Поля диалогов закрашивать не стоит - это позволит легче воспринимать информацию, отраженную в них.

После того, как Ваше творение готово, решайте сами, что с ним делать - отправить в качестве подарка знакомым и друзьям или попробовать опубликовать. Главное, стоит также создать и цифровую копию, при помощи сканера и доработки на компьютере. Программы позволят дополнить рисунки красками, изменить шрифты и убрать недостатки. Удачным получится тот комикс, который нарисован из личных мыслей автора, и проработан тщательно. В качестве основы можно просмотреть типы демонстрации различных происшествий в фильмах. Не всегда, создать красивый и интересный материал удается с первого раза, но отчаиваться не стоит - практика позволит дополнить первоначальную версию и представить миру настоящий шедевр! Кроме того, упростить рабочий процесс позволит работа с компьютерными программами типа Write Comics, Chogger, Comics Master и пр., в случае, если у автора достаточно опыта, и он может создать там полноценный рисунок и сюжет!

Комиксы любят и дети, и взрослые, поэтому они так популярны во всем мире. Как нарисовать комиксы карандашом поэтапно начинающему автору, расскажет статья.

С чего начать

Конечно, с идеи. Перед тем как нарисовать комикс, следует продумать хотя бы основные моменты сюжета и главного действующего персонажа. Кем он будет? Что с ним случится? И не менее важно, чем закончится история и какой смысл она передает? Создатели комиксов иногда говорят: случается, что после начала рисования комикса сюжет корректируется сам по себе, герои начинают "действовать самостоятельно", тем самым задавая фон происходящему. Действительно, если автор настолько вживается в роль своего персонажа, начинает видеть в нем реального человека, финал истории может меняться. Но это, скорее, удел профессиональных мастеров. Для начинающих авторов лучше заранее заготовить идею и продумать все ее составляющие.

Чтобы ничего не упустить, перед тем как нарисовать комикс, нужно ответить для себя на вопросы и составить план:

  • Кто является главным героем?
  • Какой у него характер и образ?
  • Кто вспомогательные персонажи (антагонист, второстепенные герои)?
  • Где разворачиваются события?
  • Это краткая динамичная история, или сюжет длинный и детализированный?
  • О чем рассказ?
  • Какие основные события приводят героя к финалу?
  • Чем заканчивается история?

Бывает, что дополнительные идеи возникают уже в процессе работы. Для того чтобы не потерять их, следует завести черновик и делать в нем наброски, записывать удачные реплики или ситуации, чтобы в дальнейшем их использовать.

Персонажи

Сюжет готов? Хорошо. Это примерно третья часть дела. Далее следует не менее важная - продумывание действующих лиц. Главный герой - ключевая фигура, образ которой должен быть запоминающимся. Для этого важно решить, какими качествами он будет выделяться: характером, оригинальным внешним видом, уникальными способностями или манерой общаться. Вариантов множество. Главное, чтобы читатель понимал его, мотивы его поступков и по возможности сопереживал ему.

Другие действующие лица тоже не менее значимы. Они должны задавать фон происходящему. Лучше пусть их будет меньше, но каждый из них играет свою роль - помогает главному герою или смешит читателя - не столь важно. Суть в том, чтобы каждый не был проходящим персонажем, а запомнился.

Антагонист, или герой, противодействующий главному, есть почти в каждой истории. Он не обязательно борется с противником. Пожалуй, важнейшая его роль - развивать ход событий, создавать ситуации, в которых развивается сюжет и главный персонаж.

Как нарисовать комикс карандашом для начинающих: поэтапно о структуре

Каждый, кто держал в руках комикс, помнит, из чего он состоит:

  • обложка, на которой изображается смысл содержимого (герои, название, эмблема автор и т. д.);
  • фронтиспис - первая страница перед началом комикса, где находится дополнительная информация;
  • титульный лист (иногда может совпадать с предыдущим) - краткое содержание, имена работавших над комиксом, даты и прочее;
  • основная часть - собственно комикс (число страниц индивидуально);
  • пин-ап пейдж - другие рисунки, не имеющие отношения к основному содержанию комикса, например, варианты обложек.

Как нарисовать комикс: композиция

Когда подготовительные этапы позади, можно приступать к рисованию. Сперва стоит обозначить поле для композиции. Важно помнить, что в комиксе большую роль играют диалоги, поэтому основное место на полотне должно быть отведено им. Диалоги должны быть достаточно выразительными, чтобы их можно было прочесть. Второй момент - ключевая фигура. Она должна находиться на первом плане в рисунке. Все остальные детали второстепенны, поэтому и рисовать их нужно в последнюю очередь. Не наоборот.

Итак, прежде всего нужно расчертить карандашом поле для рисунка. Для полотна формата А4 нужно ставить поля размером 0,5 см по бокам и 1 см снизу и сверху. Для формата А3 - 1*1,5 см соответственно.

Далее, следует расчертить поле на то количество сюжетов, которые будут помещены на странице. Например, 4 квадрата. В каждом из таких квадратов будет прорисован отдельный кадр. Важно помнить их последовательность - слева направо и сверху вниз.

Рамка может усиливать эффект происходящего. Часто для того, чтобы показать реальные события, она имеет четкие линии и острые углы. Для передачи воспоминаний или мыслей используют закругленные рамки или облака. Для рассказа о прошлом рамку затемняют или делают ее двойной.

Прорисовывание фигур и лиц

Тем, кто задавался вопросом о том, как нарисовать комиксы карандашом для начинающих, важно знать несколько моментов. Основное, о чем нельзя забывать: все детали в образе персонажей должны быть максимально одинаковыми. Когда рисование проходит вручную, часто не получается передать одного героя на нескольких картинках похожим на себя самого. Для этого рисунок должен быть максимально простым, не перегруженным деталями. Лица лучше рисовать схематично или в виде шаржей - с преувеличенным чертами. Таким образом, далее будет легче повторить изображение.

Чтобы нарисовать комикс человека, нужно учесть важнейший момент: для передачи каждой эмоции персонажа есть правильное изображение выражения его лица. Для этого стоит знать, какие схематические изображения частей лица соответствуют тем или иным эмоциям. Это основа знаний, перед тем как нарисовать комикс карандашом для начинающих. Поэтапно стоит потренироваться на одном и том же лице персонажа в изображении каждой детали. Ведь приподнятые брови, например, говорят не только об удивлении, но и о страхе. Здесь важен и разрез глаз, и форма рта.

Фигуру героя лучше изображать в динамичной позе, за выполнением какого-то действия, например. Поза также должна соответствовать испытываемым эмоциям или мыслям персонажа. Например, в задумчивом состоянии герой держится рукой за подбородок, а от недоверия к собеседнику складывает руки на груди.

Перед тем как нарисовать комиксы карандашом для начинающих, нужно знать, что большое значение имеет ракурс, с которого потенциальный читатель будет видеть героев. Этот элемент очень влияет на восприятие происходящей ситуации и отношение к персонажам. Например, супергерой, изображенный в ракурсе снизу вверх, смотрится более величественно, чем если смотреть на него прямо. А больше сочувствия вызывает персонаж, на которого можно смотреть сверху.

Диалоги и другой текст

В этом деле (как нарисовать комиксы карандашом - обсуждаем подробно) важно знать особенности передачи текстовой информации на полотне.

Более привычными и понятными читателю являются такие правила в рисовании диалогов: текст или звуки, выделенные в остроконечные фигуры, воспринимаются как громкие. Крик, например. В волнистых облаках передавать лучше тихий разговор или воспоминания.

Диалоги изображаются выше головы героев, в последовательности слева направо - так получится правильно нарисовать комикс поэтапно. Текст должен быть максимально коротким. Шрифт для разговора отдельных героев может тоже быть разным. Но не следует переусердствовать с этим. Двух вполне достаточно.

Для усиления эффекта звуков или эмоций рисуют всевозможные молнии, взрывы, восклицательные или вопросительные знаки.

Если автору необходимо передать какую-то информацию, о которой невозможно узнать из диалогов, на страницах комикса может быть отведено место для такого текста. Чаще всего такие реплики помещают в отдельную строгую рамку.

Когда все эскизы готовы, стоит позаботиться о штриховке рисунков. Если уровень владения карандашом позволяет, можно оставить комикс графическим. Но даже в этом случае большое значение имеет использование теней, переходов оттенка для придания рисунку объема и реалистичности. Перед рисованием стоит запастись несколькими карандашами разной мягкости. Одним удобнее писать диалоги и обводить контур, другим - штриховать фон.

Комикс может быть цветным. Для штриховки подойдут любые удобные материалы: тушь, акварель, акрил, фломастеры. Контур можно обводить и ручкой. Важный момент - поле диалогов лучше оставить незакрашенным.

С помощью программ обработки фото в комиксе можно скорректировать погрешности, добавить фон или другой шрифт.

В целом, чтобы комикс получился удачным, нужно помнить о следующем:

  • идеи лучше черпать из жизни, писать о том, что знакомо;
  • тщательно изучать не только комиксы, но и постановки кадра в фильмах;
  • быть готовым к тому, что первый блин может выйти комом (в этом деле важна практика и только она);
  • тщательно проверять орфографию, если не хочется упасть лицом в грязь;
  • перед тем как нарисовать комикс, можно не только составить план и сделать его набросок, но и прописать полный сценарий, по которому разворачиваются действия;
  • если есть сомнения по поводу идеи, можно посоветоваться с близким человеком или следовать совету Кинга по написанию книг - представить своего Идеального Читателя и его реакцию на свое произведение.

Создание комикса на компьютере

Если нет желания или навыков создания истории вручную, можно узнать, как нарисовать комикс на компьютере. Для этого в Сети существует много ресурсов и программ специально для такого дела. К примеру, Bitstrips, Comic Master, Chogger, Write Comics и другие. Они позволяют создать собственного персонажа или историю с уже существующими, имеют большой арсенал символов, шаблонов и возможностей для редактирования.




Top