Как сделать губную гармошку из трубочек. Как сделать губную гармошку в домашних условиях

По обеим сторонам мехов гармошки, предназначенных для звукоизвлечения, располагается клавиатура. Правая клавиатура используется музыкантом для наигрывания мелодии, а левая клавиатура необходима для создания аккомпанемента. Существует несколько различных видов этого знаменитого народного инструмента, но принцип действия остаётся одинаковым, независимо от того, на гармошке какого типа вы играете. Наиболее известными видами однорядных гармошек являются «тальянка», «ливенка», тульская гармошка. Среди двухрядных гармошек наибольшую популярность получили «хромка» и «русская венка». Играть на гармошке полагается просто и со вкусом, настоящий гармонист всегда вырабатывает собственную манеру исполнения, но начинать обучение игре на этом инструменте следует с азов.

  1. Помните, что иногда для того, чтобы научиться играть на гармошке самые простые мелодии или частушки, бывает достаточно даже одного вечера.
  2. Гармошка создана для того, чтобы исполнять на ней популярные народные песни или наигрыши. Исполнять классические музыкальные произведения на гармошке не стоит – она не предназначена для этого, лучше предпочесть баян или аккордеон.
  3. Народный музыкант не обязательно должен быть чрезвычайно виртуозным и техничным. Главное – помните о том, что гармонисту всегда требуется уверенность в себе, в своей игре и в собственной манере исполнения. Настоящий гармонист не ограничивает свою игру только тем, что умеет перебирать пальцами – он играет и душой, и телом.
  4. Начинать обучение игре на гармошке следует с левой руки. Не стоит сразу же пытаться подбирать правой рукой на ладилках какие-либо понравившиеся вам народные мелодии – это неправильный подход. Для того, чтобы правильно исполнить какую-либо мелодию, необходимо прежде всего левой рукой подобрать её гармонию. Помните, что без участия левой руки ни одна мелодия не получится, а вот без участия правой руки – без проблем.
  5. Обычно самыми первыми песнями, которые разучивает начинающий гармонист, становятся народные частушки – эти куплеты исполняются под самую простую и незамысловатую мелодию, которую может выучить даже человек, не очень хорошо разбирающийся в народной музыке.

источник

Одна из занимательных летних идея для ребенка – создание музыкальных инструментов своими руками. Предлагаем вам соорудить простейшую губную гармошку за 5 минут, из палочек для мороженого! Вашему сыну или дочке обязательно понравится играть на гармошке, сделанной собственноручно. И пусть музыка из этого инструмента не столь мелодична, как из настоящей гармошки, но восторг и радость малыша будут велики!

            2 палочки от мороженого
            2 тонкие резинки
            полоска водонепроницаемой бумаги (можно вырезать от упаковки конфет или батончика)
            2 зубочистки
            наклейки, цветной скотч или краски для украшения

Как сделать губную гармошку?

1.      Возьмите обертку от батончика или мюсли, она должна быть водонепроницаемой. Вырежьте полоску, которая по длине и ширине будет несколько короче и уже, чем палочка от мороженого. Поместите полоску на палочке.

2.      Отрежьте 2 кусочка зубочистки, длина кусочка должна ровняться ширине деревянной палочки. Первый кусочек зубочистки положите под бумагу, а второй – на бумагу. Можно оба кусочка положить на бумагу, но звук от гармошки будет хуже.

3.      Прикройте сверху второй палочкой от эскимо.

4.      Плотно закрепите конструкцию тонкими резиночками с двух сторон.

Если ребенок захочет украсить гармошку, предложите наклеить на инструмент декоративный скотч, наклейки, блестки, стразы. Можно просто перекрасить гармошку в яркий цвет красками, фломастерами, карандашами.
Играть на самодельной губной гармошке просто – нужно лишь выдувать воздух между палочек, создавая тем самым уникальный звук. При игре попробуйте сжимать палочки с разных сторон, чтобы изменять высоту звука.

Чтобы собрать губную гармошку из палочек, вам потребуется всего несколько минут. Благодаря такой простой идее вы сможете получить удовольствие вместе с ребенком, создав музыкальный инструмент и научив малыша играть на нем.

источник

С древних времен человек изготавливает музыкальные инструменты и испытывает огромное удовольствие, извлекая из предметов, которые находились под рукой, звуки. Большинство простых конструкций с ходом истории были усовершенствованы, и на их основе были созданы сложные и полноценные музыкальные инструменты. Однако, по сегодняшний день не только дети, но и взрослые делают с великим удовольствием дудочки из тростника и играют на гребёнке, через зубья которой пропущена вощеная бумага. Кстати, такая гребенка является прообразом всем известного музыкального инструмента - губная гармошка.

Если вы желаете сыграть на губной гармошке, и не имеете возможности приобрести себе такой инструмент, не стоит отчаиваться, ведь его вы можете сделать сами. Для того чтобы создать самодельную губную гармошку вам понадобится от бумажных полотенец картонная трубка, вощеная бумага и круглая резинка.

Если все готово, то можно приступать к делу. Для этого возьмите картонную трубку, один из ее концов закройте отрезком вощеной бумаги и закрепите его вокруг отверстия при помощи круглой резинки. Проследите, чтобы бумага плотно сидела. В верхней части трубки, рядом с закрытым концом, проткните толстой иглой или шилом отверстие.

Теперь проверьте свой новоиспеченный музыкальный инструмент, для этого подуйте в открытый конец картонной трубки, из которой вы услышите звук, схожий со звуком губной гармошки. Вы создаете при помощи дыхания вибрацию, а она, в свою очередь, создает звук. Поэтому со звуком вы можете поэкспериментировать, изменяя силу дыхания и прислушиваясь, как при этом изменяется ваша мелодия.

Кстати, закрывать отверстие в картонной трубке можно не только при помощи вощеной бумаги, но и другими материалами, к примеру, для этого подойдёт тонкая алюминиевая фольга или обычная бумага. Смена материала приводит к смене тембра звука и благодаря этому каждый сможет добиться потрясающих и интересных музыкальных эффектов. Изготовить губную гармошку сможет не только взрослый, но и ребенок, если ему, конечно же, поможет взрослый.

Что подарить своему парню на годовщину или на день рождения? Может наручные часы vacheron constantin? Отличный вариант, который понравится любому мужчине.

источник

Ну вот и сделал я свою первую гармонь… Сразу скажу, что когда пришло время писать эту статью, я с большой досадой обнаружил, что большая часть фотографий, сделанных в процессе, утеряна. Поэтому, придётся довольствоваться лишь частью их и тем, что получилось в итоге…

Ушло у меня на неё почти 7 месяцев. Даже несмотря на то, что голосовые планки я сам не делал, а использовал готовые. Хотя, здесь нужна оговорка: не всё это время я занимался только этой гармонью, были значительные перерывы на ремонт других инструментов(по заказу) и если бы можно было сосредоточиться только на ней, то можно было справиться месяца за три.

Мысль изготовить гармонь своими руками посещала меня уже довольно давно, но надолго в голове не задерживалась,так как работа эта казалась невероятно сложной, учитывая отсутствие полноценной мастерской и наличие только обрывочных знаний о самом процессе.

Но накопившаяся благодаря добрым людям куча кусковых планок подтолкнула приступить к делу. Да и руки уже невыносимо чесались попробовать.


К работе я приступил в самом начале октября 2011 года. К тому времени в голове уже достаточно чётко сложилась концепция будущего инструмента: это должна была быть гармонь небольших размеров, трёхголосая(два голоса–в одной октаве, один–на октаву выше) и, при этом, почти полноценная хромка. Почти–потому что, для уменьшения конечных размеров, я решил убрать неиспользуемые самые нижние клавиши правой клавиатуры.

Таким образом, в итоге размеры корпуса гармошки по периметру составили 270х160мм. Клавиш–23 справа, 25 слева. Бас–четырёхголосый, характерный больше для дешёвых заводских инструментов. Тональность-фа-мажор. Далее – по порядку, что и как было сделано.

На углы корпуса поставлены металлические уголки, сделанные из дюралевой левой решётки Беларуси, той самой, которая была донором при переделке моей Чайки на деревянные резонаторы полтора года назад.

Наружные торцы стенок корпуса также окантованы полосками из дюраля.

Обе деки–левая и правая–сделаны из фанеры. Правые решётки выпилены лобзиком. Рисунок-простой, придуман в процессе.

Корпус покрыл морилкой цвета красного дерева и решил ничем не украшать. Может быть только пока, а может и совсем.

Гриф правой клавиатуры я сделал из буковых дощечек от тарных ящиков, найденных летом в отпуске, в деревне у деда, когда я ещё не знал, что осенью приступлю к такому делу(была лишь мысль попробовать изготовить гриф по-своему).

Гриф–клееный. Все пазы под деревянные клавиши образованы путём приклеивания перегородок на дощечку–основу. Такой способ, на мой взгляд, имеет, как минимум, два преимущества перед традиционным, когда пазы выпиливаются(или как они там делаются?) в цельном бруске: во–первых, волокна древесины расположены вдоль перегородок, а не поперёк, что дополнительно придаёт им прочности; во–вторых, отверстие под ось сверлится по разметке ещё до приклеивания перегородок, что просто удобно.





Сами клавиши сделаны из тех же реек, что и корпус. В качестве пуговиц клавиатуры использованы кнопки от баяна «Рубин».

Корпуса клапанов взяты от старой Шуйской гармони, с предварительно переклееными прокладками и новой лайкой.

Сама механика устроена не совсем традиционно для гармони: ряд клапанов, расположен за грифом и приводится в действие механизмом(вернее,его частью от того же «Рубина»)(см.фото).

Такая конструкция позволяет более рационально использовать свободное пространство в корпусе и применяется(хоть и в немного другом виде) в тульских заказных гармонях.

Что было делать?… Решено было делать её с нуля самому. Ближайшие несколько дней я извёл кучу бумаги, вычерчивая наиболее рациональные схемы проволочной механики. Однако, в конце концов я от неё отказался: конструкция выходила громоздкой, неразборной, а также не очень хотелось протыкать деку насквозь десятками скобок для крепления всех рычагов.

Валиковая механиках(как на заводских гармонях), более лёгкая, ремонтопригодная и малошумная, поначалу казалась неосуществимой в домашних условиях ввиду необходимости(как мне казалось) наличия сварочного оборудования для приваривания стоек к валикам.

Но я нашёл решение: для крепления стоек в валике сверлилось отверстие чуть меньше диаметра стойки, после чего заточенный на лёгкий конус кончик стойки плотно вворачивался в отверстие и расклёпывался с обратной стороны. Получилось, на мой взгляд, достаточно надёжно. Но время покажет.

Толкатели были сделаны таким же способом. Сами кнопки использованы готовые. Всего на изготовление левой механики ушёл месяц работы. Клапана также взяты от донора, алюминиевые.



Меха сделаны мной из… ватмана. Это, вероятно, не очень хорошо с точки зрения долговечности, но для первого опыта, думаю, допустимо. Только при их изготовлении я допустил по причине недальновидности, небольшую оплошность– сделал всего тринадцать борин. А для такого небольшого объёма корпуса их нужно было делать штук семнадцать… Сейчас я и сам не могу себе ответить на вопрос «Почему?»… Ведь знал… Но, забегая вперёд, скажу, что в итоге проблема оказалась не столь критична. Просто, направление движения мехов приходится менять чуть чаще.


По поводу голосовой части поначалу у меня были грандиозные планы сделать, как минимум, строевые планки справа цельными, самодельными, ибо опыт такой уже был. Но, в последствии, я отказался от них, решив, что поберегу свои силы и время для следующего раза.

Планки эти были латунными, хоть и кусковыми, чем я был немало удивлён, ожидая увидеть традиционный дюраль. В тот момент было окончательно решено поставить именно их. Меня не смутило даже не очень высокое качество их изготовления, а именно–немалые зазоры между голосом и краями проёма. Главное – это была латунь!

Планки были очищены от коррозии и старого клея, залоги-переклеены заново.


Несколько планок пришлось перестроить из близких по тону, так как их не хватило для нужной тональности. Один сломанный голос заново изготовлен и наклёпан. Резонаторы правой части сделаны полностью с нуля своими руками, с подобранными под тональность входными камерами. Делал я их дней 10, будучи в отпуске(в октябре). Из–за малых размеров корпуса пикколки пришлось расположить стоя, каждый ряд–на отдельном резонаторе. Хотя, было бы неплохо «положить» их на деку для более интересного звучания.

Басовый резонатор сделан из резонатора вышеупомянутого аккордеона путём удаления всего лишнего(просто отпилена его часть и установлен набор планок нужной тональности). Басов–семь(без фа–диеза). Басовые планки(они были дюралевые) были «сбиты» для уменьшения зазоров и, как следствие, улучшения ответа.

Резонатор аккордов также изготовлен с нуля.

Слушаем звучание(на первом видео-сравнение с Чайкой, на втором - «Старый клён», третье видео-«Барыня»). Скажу сразу,что наиболее точно передаёт звучание третье видео(«Барыня»), записанное ближе всего к камере. И это… Кажется, за время, потраченное на эту гармонь, я, малость, играть разучился…:



источник

Как за 5 минут научиться играть на губной гармошке под гитару или «Как играть на губной гармошке с нуля».

Большинство людей, когда впервые берут губную гармошку в руки, задумываются о том, как играть на губной гармошке с нуля. Чтобы, когда сидишь у костра и кто-то играет на гитаре, можно было достать губную гармонику и сыграть на губной гармошке под гитару так, чтобы у всех «душа развернулась».

А многие представляют себя музыкантами, играющими на сцене с полноценной группой.
А ведь на самом деле большинство людей даже не подозревает, что можно взять губную гармошку в руки и, не умея играть, фактически с нуля, начать играть с другими музыкантами на губной гармошке.

Хотите знать как за 5 минут научиться играть на губной гармошке под гитару?

Для этого нужно знать несколько секретов.
Именно о том, как играть на губной гармошке с нуля мы и рассказываем в данном видео.

А чтобы Вы могли ещё и порепетировать, то сразу после просмотра видео мы высылаем Вам аудио минусы (аккомпанемент), под который Вы можете попробовать играть на губной гармошке.

Мы уверены, что такой способ игры позволяет новичкам, которые с нуля начинают играть на губной гармошке, понять — нравится им этот инструмент, или нет.

Если же губная гармошка Вам пришлась по душЕ, то рекомендуем развивать Ваши навыки. В этом Вам поможет наш бесплатный самоучитель игры на губной гармошке http://garmoshka-samouchitel.ru/

Итак, если Вы хотите научиться играть на губной гармошке под гитару за 5 минут, если Вы начинающий гармонист, если Вы хотите научиться играть на губной гармошке с нуля — это видео для Вас!

Желаем успехов в игре на губной гармошке!
Мы уверены, что у Вас получиться научиться играть на губной гармошке под гитару и другой аккомпанемент.

источник

Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом. Неудивительно, что количество желающих играть на губной гармошке растет во всем мире!

Существует большое количество разновидностей губных гармошек: хроматические, блюзовые, тремоло, басовые, октавные, а также их комбинации. Самым простым вариантом для начинающего будет диатоническая гармошка с десятью отверстиями. Тональность до-мажор.

  • Огромное количество курсов и обучающих материалов в книгах и сети Интернет;
  • Джазовые и поп-композиции, знакомые всем по фильмам и музыкальным клипам, преимущественно сыграны на диатонике;
  • Базовые уроки, освоенные на диатонической гармонике, пригодятся для работы с любой другой моделью;
  • По мере продвижения обучения открывается возможность использования большого количества звуковых эффектов, которые завораживают слушателей.

При выборе материала, предпочтение лучше отдать металлу – он наиболее прочный и гигиеничный. Деревянные панели требуют дополнительной защиты от разбухания, а пластик быстро изнашивается и ломается.

К самым распространенным моделям для новичков можно отнести Lee Oskar Major Diatonic, Hohner Golden Melody, Hohner Special 20.

Звучание инструмента во многом зависит от правильной постановки рук. Держать губную гармошку следует левой рукой, а правой направлять поток звука. Именно полость, образуемая ладонями, создает камеру для резонанса. Плотно смыкая и размыкая кисти можно добиться разных эффектов.

Для того чтобы обеспечить сильный и ровный поток воздуха, голову держать нужно ровно, а лицо, горло, язык и щеки – полностью расслабить. Гармонику нужно плотно и глубоко обхватить губами, а не просто прижать ко рту. При этом с инструментом соприкасается только слизистая часть губ.

Губная гармошка – единственный духовой инструмент, который выдает звук и на вдохе, и на выдохе. Главное, на что стоит обратить внимание – через гармонику нужно именно дышать, а не всасывать и выдувать воздух. Воздушный поток создается за счет работы диафрагмы, а не мышц щек и рта. На первых порах звук может получаться тихим, но по мере практики придет красивое и ровное звучание.

Звуковой ряд диатонической гармоники выстроен таким образом, что три отверстия подряд образуют созвучие. Поэтому извлечь аккорд на гармонике проще, чем ноту.

В процессе игры музыкант сталкивается с необходимостью играть ноты по одной. В таком случае соседние отверстия блокируются губами или языком. Возможно, на первых порах придется помогать себе, надавливая пальцами на уголки рта.

Изучение аккордов и отдельных звуков позволит играть простые мелодии и немного импровизировать. Но для того, чтобы раскрыть весь потенциал губной гармоники нужно осваивать специальные техники и приемы. Самые распространенные из них:

  • Трель – чередование пары соседних нот, один из общих мелизмов в музыке.
  • Глиссандо – плавный, скользящий переход трех и более нот в единое созвучие. Аналогичный прием, в котором используются все ноты до конца, называют дроп-офф.
  • Тремоло – дрожащий звуковой эффект, который создается за счет сжимания-разжимания ладоней или вибрации губ.
  • Бэнд – изменение тональности ноты, за счет корректировки силы и направления потока воздуха.

Можно понять, как играть на губной гармошке, совсем не зная нотной грамоты. Однако, потратив время на обучение, музыканту откроется возможность читать и изучать большое количество мелодий, а также записывать собственные наработки.

Не пугайтесь буквенных обозначений музыкальных звуков – их легко понимать (A – это ля, B – си, C – до, D – ре, Е – ми, F – фа, и, наконец, G – соль)

Если обучение происходит самостоятельно, в работе могут пригодиться диктофон, метроном и зеркало – для постоянного контроля над собой. Подготовиться к живому музыкальному сопровождению поможет аккомпанирование готовым музыкальным записям.

Вот вам напоследок позитивное видео.

Блюз на губной гармошке

Самоучитель губной гармошки.

К сожалению, до недавнего времени научиться играть на губной гармошке (выражаясь более «по-научному» губной гармонике) было не лёгким делом. Ведь этот удобный, компактный, карманный инструмент, хоть и не представляет собой редкость, но встречается крайне редко, да и то в определённых кругах музыкальных меломанов. Губная гармошка для начинающих и не только. источник: http://www.harpis.ru Обладая интересным и никогда не стареющим звуком, который прекрасно сочетается с звучанием гитары и др. инструментов + маленький размер и способность взять её куда захочешь, будь то выступление на акустическом вечере или отдых в лесу — это и придаёт губной гармошке всё большую популярность. Причём она доступна как для музыкантов, так и для людей далёких от нотной грамматики и музыкального образования. Безусловно, те кто уже что-то понимает и дружит с нотами намного проще освоить этот инструмент, но как я говорил это не помеха для начинающих, которые действительно захотели освоить губную гармошку. Повторюсь, ЗАХОТЕЛИ освоить губную гармошку, ведь это даже такой на первый взгляд не сложный инструмент требует усилий и тренировок, конечно значительно меньших в сравнении с гитарой, пианино, не говоря о других инструментах. Если вы всерьёз решили покорить губную гармошку или просто узнать о ней как можно больше, то, пожалуй, этот сайт оптимальное для этого решение. Здесь вы сможете найти ответы на интересующие вас вопросы и с нуля научиться игре на этом инструменте. Всё зависит только от вас… Урок 1. Первые звуки. Начинающему сложно на первых порах извлечь чистую одиночную ноту. Поэтому лучше начать с извлечения аккордов. Итак, поднесите губную гармошку ко рту так, чтобы ваши губу перекрыли, 4-ое, 5-ое и 6-ое отверстия (см.рис1.). Сделайте выдох. Таким образом прозвучал ваш первый аккорд состоящий из 3-ёх нот. Обозначим его: № 1 Давайте проделаем аналогичное с 5-ым, 6-ым, 7-ым отверстиями (см.рис.2). Опять прозвучали 3 ноты. Это ваш второй аккорд. Выполним упражнения на рисунке №3. Итак:

Упражнение. цифры в кружках обозначение аккордов.

Сейчас задачу немножко усложним, добавим третий аккорд. Выполним упражнения. Доведите эти простейшие упражнения до автоматизма, а только потом приступайте ко второму уроку.

упражнение на три аккорда

Урок 2. Учимся извлекать одну ноту. На 1-ом уроке мы рассмотрели принципы аккордовой игры на губной гармошке. Аккорды конечно хорошо. Но сейчас задача усложняется, нужно извлечь одну ноту. Да, да — одну ноту! А что вы думали? Моя задача сделать из вас добротного музыканта, а не любителя-недоучку. Кем вы станете и чего достигнете в дальнейшем, зависит только от вас и вашей настойчивости. Итак. Всего существует 3 способа извлечения одной (отдельной) ноты: 1. Метод свистка (объясню проще — «губу трубочкой»). 2. Метод под названием «блокирования языком» (при извлечении аккорда одно из отверстий закрывается языком). 3. Метод «язык трубочкой» (нужно свернуть язык трубочкой и расположить его напротив одиночного отверстия из которого планируется извлечение звука). Начнём с наиболее простого и доступного метода. Сперва сосредоточимся на 1-ом способе. 2-ой метод тоже нужно освоить, но коснемся его чуть позже. Что касается метода под номер 3, то он доступен не каждому, т.к. необходимо иметь определённые физиологические особенности организма, которые встречаются примерно у 50-70% людей. Переводя на более простой язык — не смотря на любые усилия, не каждый сможет физически вернуть язык в форму трубочки. Обобщая 2-ой и 3-ий метод, стоит обратить внимание на то, что эти способы основаны на использовании языка и начинающему сложнее освоить при таком звукоизвлечении приём «бэнд». Чтобы получить представление об одиночном звуке, поступим следующим образом: выберите любое отверстие, например 4-ое, а 3-ье и 5-ое закройте указательными пальцами рук и сильно дуньте. Если ваши пальцы плотно закрывают отверстия губной гармошки, то у вас получиться чистая одиночная нота, звучащая на выдохе из 4-ого отверстия. В случае, если пальцы не слушаются, то чем-нибудь (например, скотчем) заклейте нужные отверстия. Проделав выше описанные процедуры, вы чётко уясните, как должна звучать одиночные ноты Всё конечно хорошо, но извлекать их вам придётся без помощи пальцев и скотча. Извлечение одиночной ноты усложняется формой губ человека (горизонтальная замкнутость). Губы не позволяют просто и без проблем извлекать одиночные ноты. Поэтому нужно опустить нижнюю челюсть, втянуть щёки и сложить губы так, что они по своей форме стали напоминать маленький овал или круг. Если сразу не получается, то можете помочь себе, сжав пальцами уголки рта. Именно такой формы вы должны добиться (см. фото №1). Данное упражнения желательно выполнять на первых порах перед зеркалом и без гармошки — это поможет вам видеть результаты ваших стараний. Приняв нужное положение губ, поднесите губную гармошку. Следите, чтобы щель между губами не увеличивалась. Гармошка должна располагаться между губами, а не перед ними, по-другому никак. Попробуйте сделать медленный выдох и вдох через 4-ое отверстие. (см.фото №2). Если в этом случае у вас не получиться одиночная нота, то попробуйте прижать уголки губ пальцами (см. фото№3). Постарайтесь зафиксировать и сохранить это положение без помощи пальцев. Как правило, то упражнение у обычного среднестатистического человека занимает по большей мере пару недель. Так что думаю у вас всё получиться. Когда у вас уже начнётся получаться извлечение одиночной ноты, то повторяйте её до тех пор, пока ваши губы не ослабнут. Старайтесь сохранять правильное положение. Это упражнение нужно повторять многократно и в медленном темпе, пока не выработается необходимая правильная мышечная память.

Урок 2. Учимся извлекать одну ноту.

Добившись положительных результатов, вы можете попробовать сыграть мажорную гамму. Знайте, что при переходе с одного отверстия на другое, перемещаться должна губная гармошка, а не ваша голова. Добивайтесь «гладких» переход с отверстия на отверстие, если что-то не получается, останавливайтесь и прорабатывайте нюансы до тех пор, покудова не станёт всё получаться. В случае прилипания губ при переходах между отверстиями, оближите губы и ту часть инструмента, на которой вы играете в данный момент. Во время игры голова должна быть приподнятой. Не забывайте периодически встряхиванием извлекать сконцентрировавшуюся слюну и влагу из инструмента. В первые недели занятий вы можете быть обеспокоены тем, что губы быстро устают и перестают слушаться вас. Не пугайтесь — так всегда бывает с новичками. В течение времени и постоянных тренировок это неудобство будет преодолено. Не нужно сдаваться раньше времени. Старайтесь, чтобы гармошка располагалась у вас во рту как можно глубже, но при этом не терялась способность извлекать одиночные ноты. Помните об этом постоянно. Одиночное извлечение — это азы, с которыми вам придётся постоянно в той или иной степени сталкиваться, поэтому в ваших же интересах основательно этому научиться. А теперь пора приступить к упражнениям. Стрелка вверх означает выдох, стрелка вниз — вдох. Цифра, стоящая над стрелкой, указывает с каким отверстием необходимо работать.

Урок 3. Простейшие мелодии для Губной Гармошки. Ну а теперь приступим к третьему уроку. Он будет из разряда — практических занятий. Надеюсь, вы внимательно и ответственно отнеслись ко 2-ому уроку и добились положительного результата в извлечении одиночной ноты. Ведь без этого никак. Теперь вы можете играть простейшие известные мелодии на губной гармошке (Aunt Rhody, Goin Down The Road Feelin Bad, Jingle Bells, Oh When The Saints, Railtoad Bill, LightyRow). Которые, собственно говоря, предоставлены вам в 3-ем уроке. К мелодиям предоставлены аккорды. Так что вы и какой-нибудь ваш приятель свободно можете сыграть в дуэте.

Re: Самоучитель губной гармошки.

Урок 4. Получения звуковых эффектов при помощи ладоней.

Урок 4. Получения звуковых эффектов при помощи ладоней. Тремоло на губной гармошке. Звуковые эффекты являются неотъемлемой частью игры настоящих «харперов» (надеюсь вы знаете кто такие «харперы»). Для того, чтобы научиться использовать звуковые эффекты, первым делом что нужно сделать, так это понять природу звучания и ситуации в которых оно будет уместно. Весь «секрет» эффективного и правильного положения губной гармошки в ладонях заключается в том, что нужно создавать ладонями непроницаемую и максимально большую камеру, которая и является «ловушкой» для извлекаемого звука. Образуемая ладонями камера должна примыкать к задней части гармошки. Чем больше и лучше она герметична, тем насыщеннее будет звучание извлекаемых эффектов. Всё очень просто — когда ладони разомкнуты, то звук более сильный, по сравнению с тем, который получается при замкнутых ладонях. Если вы это уже поняли, то предоставленный рекомендации в 4-ом уроке не будут бессмысленными. Преступим. Держать губную гармошку нужно так, чтобы размыкание и смыкание ладоней влияло на изменение звучание аккорда или ноты. Данный эффект именуется «тремоло». Он построен на вибрации нот и аккордов с большой длительностью, которые можно встретить в окончании мелодий. В данном случае не изменяется высота производимой ноты, а именно её громкость. Выражаясь на простом языке, вы как бы удерживаете ладонями полученный звук, а затем, размыкая их, даёте вырваться ему на свободу. Сомкнутые ладони придают извлекаемым нотам более тихое, приглушённое звучание, а разомкнутые увеличивают громкость. Но и тут не всё так просто. Для того, чтобы тремоло получилось насыщенным и полным, одного правильного положения ладоней будет не достаточно. Нужно извлекать ноты или аккорды как можно громче, чтобы различие в динамике (тихо-громко) была ощутимой. Если сила звука будет недостаточной, то смыкание и размыкание ладоней никакого существенного эффекта не дадут. Чтобы получить оптимальные звуковые эффекты нужно, чтобы губная гармошка располагалась в вашей левой рук (нет разницы правша вы или левша). Дело в том, что основным фактором здесь является близкое расположение камеры, которая образуется ладонями, по отношению к отверстиям нижних нот губной гармошки. Следовательно, большая часть образуемой ладонями камеры должна быть возле низов. Со временем, по мере вашего профессионального роста, вы заметите, что больше играете именно в этой части диапазона гармошки. Получается, что держа таким образом губную гармошку расположение нот получается как на фортепиано, т.е. нижние ноты располагаются с левой стороны.

Как нужно держать губную гармошку?

А теперь рассмотрим, как же правильно держать губную гармошку. Берём гармошку между указательным и большим пальцами левой руки максимально близко к заднему краю. В итоге получается, что левый край губной гармошки будет упираться в промежуток образованный между основанием указательного и большого пальцев. (см. рис.№1) На первых порах — это может вызвать у вас дискомфорт и неудобство, не волнуйтесь, по истечению недели всё станет на свои места. Многие зададутся вопросом, почему именно так нужно держать губную гармошку? Ответ прост — именно такое положение пальцев освобождает больше пространства для движения губ по гармошки, тем самым, облегая процесс игры (вспомните урок №1). Ну вот. С левой рукой мы уже разобрались — перейдём к правой. Вам необходимо сомкнуть пальцы правой руки и выпрямить ладонь, но большой палец должен быть под прямым углом по отношению к остальным пальцам. Затем, сомкните основание ладоней, не изменяя принятую форму правой ладони. Теперь можете убрать торчащий большой палец, дабы он не касался лица и губ (см. рис.2). Приняв правильное положение рук, чтобы получить звуковой эффект, отклоните чуть правую ладонь назад, но при этом оставляя запястья обеих рук сомкнутыми. Желательно, это упражнение не первых порах выполнять перед зеркалом, анализируя себя. Это поможет устранять возникающие щели между ладонями, которые должны быть плотно сжаты с тыльной стороны губной гармошки. Извлеките какую-нибудь громкую одиночную, чистую ноту на выдохе. Продолжая держать звучащую ноты, отклоните назад ладонь правой руки (помните, нельзя размыкать запястья рук). Вы должны услышать изменение звука, первые предпосылки для тремоло. Таким образом, не прерывая звучания ноты, поочередно открывайте и закрывайте правую ладонь (с определённой скоростью). Вы получили эффект тремоло. Он должен одинаково вибрировать как на вдохе так и на выдохе. Быть может у кого не получилось тремоло? Причины может быть две. Первая — между сомкнутыми ладонями есть щели, которые пропускают воздух. Вторая — недостаточно сильное звукоизвлечение. Причины лёгко устранимые, так что не нужно огорчаться, если что-то не так — просто проанализируйте себя, прочитайте ещё раз урок и у вас всё получиться. Вышеописанное может показаться на первый взгляд таким сложным и неодолимым. Но, уверяю вас, позанимавшись неделю вы посмотрите на это всё по-другому. Да, это не легко, но вы должны перебороть себя. Нужно помнить, что эффект тремоло обычно применяется к длительным нотам, которые встречаются в концовках мелодий, песен. Слишком часто использовать тремоло не нужно, ведь тогда теряется весь эффект. Со временем и практикой вы поймете, когда и в каких количествах использовать тремоло. Поэтому дерзайте! Всё в ваших руках!

Урок 5. Постановка дыхания для игры на губной гармошке. Этот урок является, пожалуй, одним из важнейших Ведь умение правильно построить своё дыхание очень важно. Причём в дыхании не задействованы мышцы передней части рта и губы. Самый простой способ научиться правильно дышать при игре на губной гармошке — это извлечение одной ноты при максимально глубоком расположении гармошки во рту. Чем глубже вы можете поместить губную гармошку, тем лучше. Это позволит вам сосредоточиться на дыхании при помощи диафрагме и исключить действия губы и мышцы передней части рта. Сила и мощь звука, его тембр и окраска при игре во многом зависят от правильного дыхания. Правильное дыхание нельзя путать с выносливостью. Выносливость появляется в процессе ваших занятий. Как правила такая проблема сопровождает новичков, но по мере упражнений и опыта она разрешается. В основе правильного дыхания лежит движение диафрагмы. Оно создаёт воздушный поток, который и приводит в действие инструмент. При игре на гармошке правильное дыхание напоминает аналогичную дисциплину, которую изучают музыканты духовики, вокалисты, спортсмены. Но, они используют только выдох. А при игре на губной гармошке помимо выдоха, не меньшее значение имеет вдох. Естественно контроль выдоха довольно необычное и специфическое занятие, ведь при разговоре или пении мы используем исключительно вдох. Поэтому для многих людей правильное дыхание при игре на гармонике трудно поддаётся освоению. Это не должно вас пугать. Пройдёт время, и вы научитесь этому нелёгкому, но важному составляющему при игре на губной гармошке. Если вы последуете данным рекомендациям, то вы поймете, как получать из инструмента полноценный, чистый звук, но на это уйду дни усиленных стараний. В кругах музыкантов, спортсменов такой приём называется «дыхание при помощи диафрагмы», «дыхание йогов», «глубокое дыхание» и т.п. Преступим к упражнениям. Первое — заниматься и играть по возможности лучше стоя. Когда отрабатывается дыхательные упражнения, старайтесь, чтобы головы была чуть-чуть приподнятой, спина прямой, а тело расслабленным — это поможет лучше циркулировать воздуху из дифрагмы. Кстати, хочу обратить ваше внимание на один довольно интересный факт . Когда вы спите, то дышите правильно, а тело максимально расслабленно. Но, пожалуй, единицы могут повторить аналогичное пробудившись от сна. Глубокое дыхание идёт от диафрагмы, а не от наполнения воздухом груди, как принято считать. Попробуйте проделать следующее упражнение (желательно выполнять его перед зеркалом). Встаньте прямо, слегка приподняв голову, и положите ладонь любой из рук на живот. Откройте рот так, чтобы нижняя челюсть максимально опустилась, постарайтесь «застыть» в таком положении. Это упражнение способствует укреплению мышц челюсти. По-началу, это будет даваться сложно, вы будете быстро уставать, но в процессе мышцы окрепнут и это будет получаться без труда. Теперь нужно «выпятить» живот, а потом «вобрать» его обратно, но при этом дыхание в этом не должно участвовать. При этом следите, чтобы живот ходил перпендикулярно позвоночнику — «взад-вперёд», а не «вверх-вниз». Сейчас проделаем следующее не простое упражнение. Попробуйте сделать выдох, одновременно произнося «ха», посмотрите, выпятился ли ваш живот. Он должен выдвинуться в направлении к позвоночнику. А теперь при помощи руки верните живот в обычное положение (через рот должна выйти струя воздуха). Таким образом, воздействуя на диафрагму, вы выдавливаете воздух из лёгких, который проходит через горло и рот (в конечном счете через отверстия губной гармошки). Думаю, что это (описанное выше) упражнение не вызовет у вас существенных осложнений. Сейчас попробуйте проделать тоже самое, но уже используйте губную гармошку. Для контроля дыхания одну ладонь можете положить на живот. Инструмент следует расположить как можно глубже во рту. Теперь уберите руку, которой держите губную гармошку, таким образов вы зафиксируете её только при помощи зубов. Именно в таком положений вам предстоит извлекать аккорд (3-5нот). Итак, положение принято — можете пробовать извлекать из диафрагмы воздушный поток. Наблюдая за собой в зеркало вы увидите, что живот начнёт движение (в какую-либо из сторон) за мгновение до того, как прозвучит первый звук. Это упражнение легче выполняется на выдохе, но следует освоить как выдох так и вдох. Ещё пару советов по правильному дыханию. Чтобы получить более мощное, качественное звучание от губной гармошки — сосредоточьтесь на том, чтобы струя воздуха проходила сквозь отверстия губной гармошки, а не просто попадала в них. Ведь воздух выходить с тыльной стороны гармошки, а затем ещё 7-9 см. движется параллельно язычку. Если же поток воздуха движется под углом, то вы сами того не желая меняете высоту нот, а некоторые ноты (верхние) при таком положении могут плохо прозвучать или не прозвучать вовсе. Это причина того, что у многих новичков проблема в звукоизвлечении на выдохе через 2-ое и 3-ье отверстия. Так же постарайтесь не переусердствовать в извлечении одиночной ноты. Такая проблема часто возникает у музыкантов прошедших начальный этап игры на губной гармошке. Вы спросите почему? Просто начинающие имеют скверную привычку сильно смыкать и напрягать губы при извлечении одиночной ноты. В свою очередь, это препятствует свободному прохождению воздуха, в результате проходит не максимально возможное количество воздуха. Старайтесь следить за оптимальной конфигурацией губ. Дабы добиться хорошего, качественного звука при наименьших затратах усилий. Во время игры на губной гармошке воздух из вас должен выходить только через губную гармошку. Просто у многих начинающих задействован ещё и нос, но это отражается на звучании, поэтому следует этого избегать. Если у вас по-прежнему задействован нос, то можете потренироваться на следующем упражнении. Зажмите ноздри пальцами (или каким-нибудь другим способом закройте ноздри). Начните медленно играть мажорную гамму вверх-вниз, по мере игры периодически затягивайте любую из нот настолько, насколько требуется для вашего дыхания. Такое упражнение на первых порах желательно выполнять регулярно, в несколько подходов по 1-3 минуты. Это научит вас использовать ноты для наполнения воздухом ваши лёгкие. Освоив это упражнение, вы можете использовать нос в коротких промежутках в том случае если нужно будет освободиться от лишнего воздуха. Но это уже будет осознанное действие, которое не отразиться на игре. Главное правило при дыхании во время игры на губной гармошке. Это — комфорт. Вы должны хорошо себя чувствовать, дабы сосредоточиться только на игре. Если в легких слишком много воздуха то старайтесь от него освободиться или наоборот, если мало, то наберите его. Всё должно быть на «автомате». Если основательно подойдете к изучению данного урока, то, думаю, в будущем вы ещё не раз скажете спасибо. Ведь если вы и впрямь нацелены, что бы стать приличным музыкантом «харпером», то без этого никак.

На уроке №6 немного рассмотрим «артикуляцию». Что такое артикуляция?На губной гармошке артикуляция осуществляется благодаря языку. А теперь подробнее. При помощи языка вы можете извлекать повторяющуюся ноту или аккорд на одном лишь вдохе. Прошу не путать артикуляцию с обычной «блокировкой языком» при извлечении одиночной ноты. Получение повторяемой одиночной ноты методом «свистка» можно двумя способами. Первое и самое простое — просто сделать несколько поочерёдных выдохов (ну или вдохов). Но это проделать этот метод в некоторых случая физически невозможно (например — при быстром темпе, или сложных длительностях). Второй способ — это артикуляция при помощи языка. В этом случае не возникает проблем с разборчивостью нот в быстрых мелодиях. Вам нужно просто совершать на выдохе повторяющиеся движения языком, будто произносите звук «та». Язык при этом не соприкасается с нёбом. Звук нот приобретает более мягкую окраску. А при вдохе нужно «произносить» звук «да». В этом случае язык должен касаться зубов. Приоткрою небольшой секрет. Выбор именно этих звуков обусловлен тем, что они дают возможность находиться руту в полуоткрытом положении. А это, в свою очередь, позволяет повторяющимся нотам звучать более ярко. Вы можете «изобретать» и свои комбинации артикуляций. Виртуозами в области диатонических губных гармошек являются такие музыканты как Джон Майалл и Сони Терри. Наиболее распространены комбинации: «уи», «та», «да», «ки», «ту», «до», «ди», «дит», «тука», «тук» и др.. Пожалуй, каждый исполнитель имеет свой набор звучаний и артикуляций. Некоторые язык используют только в целях извлечения одиночной ноты, другие только для артикуляции. Но большинство прибегают к тому и другому.

Когда голос имеет правильный наклон и ровно установлен то звучит он как от слабого, так и от сильного потока воздуха, в большинстве случаев.
Бывают исключения, когда голос не играет, даже если он имеет правильный наклон и правильно направлен.
Не проигрываемые низкие ноты – это обычная проблема для многих начинающих. Низкие ноты, в основном на гармониках с низким ключом, требуют определённого объёма для резонанса. Изменение положения языка или горловых мышц может потребоваться для извлечения хорошего звука. Часто бывает, что отверстие номер 2 не играет. Обычно это ошибка игрока, а не проблема гармоники. Чтобы избавится от этой проблемы попробуйте раскрыть рот не разжимая губ и не переставая играть. Играйте с той же силой как обычные ноты. Не пытайтесь вдыхать или выдыхать сильнее, проблема не в этом.
Давайте посмотрим на другие проблемы когда гармоника не правильно играет или не играет совсем

Когда голос имеет не достаточный наклон, он будет играть только при слабом потоке воздуха. Для исправления этого вам надо немного увеличить угол. Правильный наклон можно посмотреть на соседнем голосе который правильно играет и выставить такой же. Обычно этого хватает для решения проблемы.

Когда голос имеет очень сильный наклон, он будет играть только от сильного потока воздуха. Для устранения этой проблемы нужно уменьшить угол наклона. Опять же правильный угол можно посмотреть на соседнем голосе, который правильно играет и выставить такой же. Обычно этого хватает для решения проблемы.

На рисунке сверху проблема несколько преувеличена, но объясняет, что мы имеем ввиду. Когда голос трёт стенки отверстия в голосовой пластине, он издаёт жужжание. Когда голос поворачивается сильнее то он перестаёт играть совсем. Это может быть исправлено поворотом голоса так, чтобы он не тёр стенки отверстия при нажимании на него. Для проверки можно посмотреть через пластину на свет, и вы увидите, в каком месте голос соприкасается со стенками отверстия.

Другая проблема может быть в том, что в отверстие попала грязь. В это м случае голос тоже может издавать жужжание или не играть совсем. Чтобы было лучше видно, можно посмотреть через пластину на свет. Грязь можно удалить маленькой палочкой. Когда вы работаете с голосом, будьте осторожны, не перегните и не сломайте голос. Если вы сломаете голос то вам придётся менять всю голосовую пластину.

Помните что ваша гармоника будет служить дольше и играть лучше если вы за ней ухаживаете. Чистите её и сушите если возможно. Храните гармонику при комнатной температуре.

Когда вы снимаете накладки с гармоники, проверьте следующее:
A. Правильно ли направлены голоса.
B. Правильно ли наклонены голоса.
C. Хорошо ли прикручены пластины. (не сорвите резьбу)
D. Можно смазать вазелином гребёнку в тех местах где она соприкасается с голосовой пластиной, чтобы избежать пропускания воздуха.

Соберите гармонику и проверьте все ноты вверх и вниз. Используя тюнер можно узнать правильно ли настроена гармоника.
Если вы починили свою гармонику – вы продлили ей жизнь. Если нет – может настало время купить новую?
Некоторые производители гармоник продают отдельно голосовые пластины. Все модели гармоник Lee Oskar и Сузуки, а так же, модели гармоник Hohner серии MS имеют сменные пластину. Если пластина с обратной стороны гармоники в хорошем состоянии можно попытаться найти недостающую пластину.

Что делать, когда гармошка начинает фальшивить
Время берет своё на любой гармонике. Ноты становятся “не те”, или иногда вообще перестают извлекаться. Можно ли еще что-нибудь исправить, или пора покупать новую гармонь?
Давайте обсудим некоторые общие проблемы и посмотрим, что можно сделать, для их исправления.

Не тот звук, или некоторые ноты вообще не играются
Гармоника, будучи духовым инструментом делает то же, что и все другие духовые инструменты – накапливает влажность. Видели ли вы, как трубачи вытряхивают что-то из трубы? Так вот, это что-то – слюна. То же с саксофоном и многими другими духовыми инструментами. Вот почему важно играть на гармошке с сухим ртом и держать голову выше, чтобы слюна не попадала внутрь. Также, время от времени следует вытряхивать слюну из гармошки. Это можно сделать, постукивая гармошкой по ладони и т.д.
Гармоника накапливает влажность по мере игры и на язычках и плате образуется образуется её слой. По мере увеличения слоя, звук начинет становиться более низким. Слишком громкая игра ведет к “металлической усталости”, которая также кончится фальшивящим язычком. Трудно заметить, когда гармошка фальшивит не сильно, пока не сыграете с другим правильно настроеным инструментом.
Очень важно: если вы до этого не играли на гармошке, и купленная вами гармоника у вас не играет на каких либо отверстиях, не торопитесь её чинить. Скорей всего у вас неправильное звукоизвлечение. Не спорю, что новые гармошки иногда бывают с браком, но это бывает не так уж часто. Я бы всё таки советовал сначала научиться правильно извлекать звуки, а уже потом разбираться с гармошкой, почему она не играет.

Теперь мы знаем, в чем проблема. Как её исправить?
Уберите крышку, возьмите вашу любимую зубную щетку, кастрюлю теплой воды и немного моющей жидкости и хорошенько всё почистите. (ВАЖНО) Протирайте язычки таким образом: от присоединенного к свободному концу. Следуя совету, вы избежите повреждения язычков.
Если проблема возникла с каким-то одним язычком, ищите любую очевидную причину: инородное тело, искривление язычка. Исправьте расстояние между язычком и избегайте накопления избытка слюны на нем.
Не забудте постучать гармошкой о ладонь, что бы удалить избыток влаги и тщательно вытереть её. Затем попробуйте сыграть в каждую дырку на вдох и выдох. Чтобы понять, правильно ли настроен инструмен, вам понадобится хроматический тюнер (chromatic tuner).

В наборе инструментов вы найдете инструкции и все, что может вам понадобиться для ухода за гармошкой Ли Оскар. Владельцам других марок гармоник дополнительно потребуется маленькая прямая отвертка. Ли Оскар используют только крестовые винты №1 и в его комплекте есть только, крестовая отвертку №1.
Используя хроматичекий тюнер, вы всегда сможете правильно настроить гармонику. SR-1050 Matrix Chromatic Tuner имеет легко читаемый LED дисплей и микрофон для акустики и line-in для эллектроники (микрофона или гитары). Он автоматически настраивается на любой инструмент и имеет режим автоматического отключения для экономии батарей.

Скобление или подтачивание свободного кончика язычка – повысит тон. Не переусердствуйте, далайте это очень осторожно. После двух подпилов свободного конца язычка проверьте звук на тюнере, таким образом можно примерно расчитать, сколько раз нужно скоблить. Советую не стачивать кончик язычка, а скоблить его, так как спиливание укоротит язычек и увеличит щель, через которую быдет теряться больше воздуха, а это уменьшит отзывчивость голоса. Породолжайте скоблить, пока не добьетесь нужного звучания. Лучше пусть звук будет чуть-чуть выше, чем надо, так как ноты имеют тенденцию низить, когда вы играете с экспрессией.
Если звук стал черезчур высок, чуть-чуть поскоблите около прикрепленного кончика язычка. Имейте в виду, что каждый раз, когда Вы пилите язычек с этого конца, Вы его ослабляете.

Набор инструментов Ли Оскара наиболее подходит для этого. В нем вы найдете инструменты, чтобы разобрать харп, подпилить язычки и заклепки и т.д.
Сняв с харпа крышку, советую проверить следующее:
A. Проверить положение язычков.
B. Проверить расстояние между язычком и платой.
C. Проверить хорошо ли прикручена плата с голосами.
D. Также не помешает нанести тонкий слой вазелина, где крышка соприкасается с голосовой платой. Это поможет избежать потерь воздуха.
Поставьте крышку на место и проиграйте все ноты на вдох и выдох. Сравните каждую ноту по тюнеру.
Некоторые гармоники имеют заменяемые платы (все Ли Оскар и некоторые Hohner). Если гармоника все еще имеет хорошей внешний вид, обратитесь к местному дилеру за сменной голосовых плат.

Таблица по устранению мелких неисправностей и настройке

Ну вот и сделал я свою первую гармонь… Сразу скажу, что когда пришло время писать эту статью, я с большой досадой обнаружил, что большая часть фотографий, сделанных в процессе, утеряна. Поэтому, придётся довольствоваться лишь частью их и тем, что получилось в итоге…

Ушло у меня на неё почти 7 месяцев. Даже несмотря на то, что голосовые планки я сам не делал, а использовал готовые. Хотя, здесь нужна оговорка: не всё это время я занимался только этой , были значительные перерывы на ремонт других инструментов(по заказу) и если бы можно было сосредоточиться только на ней, то можно было справиться месяца за три.

Концепция будущей гармони

К работе я приступил в самом начале октября 2011 года. К тому времени в голове уже достаточно чётко сложилась концепция будущего инструмента: это должна была быть гармонь небольших размеров, трёхголосая(два голоса–в одной октаве, один–на октаву выше) и, при этом, почти полноценная хромка. Почти–потому что, для уменьшения конечных размеров, я решил убрать неиспользуемые самые нижние клавиши правой клавиатуры.

Таким образом, в итоге размеры корпуса гармошки по периметру составили 270х160мм. Клавиш–23 справа, 25 слева. Бас–четырёхголосый, характерный больше для дешёвых заводских инструментов. Тональность-фа-мажор. Далее – по порядку, что и как было сделано.

Корпус

Корпус был изготовлен из купленных в строительном магазине реек толщиной 5мм и шириной 60мм. Материал–не знаю точно, какой, но подозреваю, что это ель. Отбирал их тщательно, выбирая плотную, прямослойную, без сучков, древесину.

На углы корпуса поставлены металлические уголки, сделанные из дюралевой левой решётки Беларуси, той самой, которая была донором при переделке моей Чайки на деревянные резонаторы полтора года назад.

Наружные торцы стенок корпуса также окантованы полосками из дюраля.

Обе деки–левая и правая–сделаны из фанеры. Правые решётки выпилены лобзиком. Рисунок-простой, придуман в процессе.

Корпус покрыл морилкой цвета красного дерева и решил ничем не украшать. Может быть только пока, а может и совсем.

Гриф и механика правой клавиатуры

Гриф правой клавиатуры я сделал из буковых дощечек от тарных ящиков, найденных летом в отпуске, в деревне у деда, когда я ещё не знал, что осенью приступлю к такому делу(была лишь мысль попробовать изготовить гриф по-своему).

Гриф–клееный. Все пазы под деревянные клавиши образованы путём приклеивания перегородок на дощечку–основу. Такой способ, на мой взгляд, имеет, как минимум, два преимущества перед традиционным, когда пазы выпиливаются(или как они там делаются?) в цельном бруске: во–первых, волокна древесины расположены вдоль перегородок, а не поперёк, что дополнительно придаёт им прочности; во–вторых, отверстие под ось сверлится по разметке ещё до приклеивания перегородок, что просто удобно.

Меха

Меха сделаны мной из… ватмана. Это, вероятно, не очень хорошо с точки зрения долговечности, но для первого опыта, думаю, допустимо. Только при их изготовлении я допустил по причине недальновидности, небольшую оплошность– сделал всего тринадцать борин. А для такого небольшого объёма корпуса их нужно было делать штук семнадцать… Сейчас я и сам не могу себе ответить на вопрос «Почему?»… Ведь знал… Но, забегая вперёд, скажу, что в итоге проблема оказалась не столь критична. Просто, направление движения мехов приходится менять чуть чаще.

Голосовая часть

По поводу голосовой части поначалу у меня были грандиозные планы сделать, как минимум, строевые планки справа цельными, самодельными, ибо опыт такой уже был . Но, в последствии, я отказался от них, решив, что поберегу свои силы и время для следующего раза.

Планки эти были латунными, хоть и кусковыми, чем я был немало удивлён, ожидая увидеть традиционный дюраль. В тот момент было окончательно решено поставить именно их. Меня не смутило даже не очень высокое качество их изготовления, а именно–немалые зазоры между голосом и краями проёма. Главное – это была латунь!

Планки были очищены от коррозии и старого клея, залоги-переклеены заново.

Несколько планок пришлось перестроить из близких по тону, так как их не хватило для нужной тональности. Один сломанный голос заново изготовлен и наклёпан. Резонаторы правой части сделаны полностью с нуля своими руками, с подобранными под тональность входными камерами. Делал я их дней 10, будучи в отпуске(в октябре). Из–за малых размеров корпуса пикколки пришлось расположить стоя, каждый ряд–на отдельном резонаторе. Хотя, было бы неплохо «положить» их на деку для более интересного звучания.

Басовый резонатор сделан из резонатора вышеупомянутого аккордеона путём удаления всего лишнего(просто отпилена его часть и установлен набор планок нужной тональности). Басов–семь(без фа–диеза). Басовые планки(они были дюралевые) были «сбиты» для уменьшения зазоров и, как следствие, улучшения ответа.

Резонатор аккордов также изготовлен с нуля.

О настройке

На настройку ушла неделя. Но, когда гармонь разыграется, всё равно придётся подстраивать,так как вмешательство в «жизнь» некоторых голосов было весьма значительным: аккордеон-донор имел сильный розлив, а планки я не рассортировал перед установкой на резонаторы. В итоге на месте многих строевых голосов оказались сильно заниженные. В общем, с хорошей настройкой ещё предстоит повозиться. Да и с розливом, кажется, я не очень угадал-тембр получился не самый интересный.

Слушаем звучание(на первом видео-сравнение с Чайкой, на втором — «Старый клён», третье видео-«Барыня»). Скажу сразу,что наиболее точно передаёт звучание третье видео(«Барыня»), записанное ближе всего к камере. И это… Кажется, за время, потраченное на эту гармонь, я, малость, играть разучился…:



Нужно ли мыть губную гармошку, как часто это делать и какими моющими средствами? Несколько простых правил ухода за музыкальным инструментом.

Нужно ли мыть

Если музыкальный инструмент функционирует нормально, то в мытье нет необходимости. Достаточно простой ежемесячной очистки.

Когда точно следует провести чистку гармошки в разобранном виде:

  1. Когда на ней играл кто-то другой.
  2. Если вы купили инструмент с рук.
  3. Когда гармоника начинает фальшивить.
  4. Если она долго лежала без дела.
  5. Если она случайно пропиталась посторонними запахами.

Важно
Мыть профессиональную хроматическую гармошку в прямом смысле, то есть под струёй воды, категорически нельзя! Это выводит её из строя. Чистка музыкального инструмента диатонического строя допускает такой метод.

Совет от журнала «Мисс Чистота»: к профессиональным хроматическим губным гармоникам обычно прилагаются инструкции по уходу, изучайте их.


Как правильно чистить и мыть губную гармошку

Чистка зависит от вида гармошки: для диатоники достаточно простых действий, хроматический инструмент следует разбирать и очищать по инструкции и очень аккуратно. Моющее средство выбирается по типу корпуса: есть пластиковые, деревянные, металлические и другие, более изысканные материалы.


Как помыть диатонику из пластика: просто подержите её под струёй воды, а затем вытряхните остатки капель ладонью. После мытья продуйте все отверстия на максимальной громкости.

Металлические гармошки можно немного мочить, но после водных процедур требуется тщательная сушка сухой тряпкой во избежание ржавчины. Деревянным корпусам лучше не контактировать с водой. Их просто очищают мягкой щёткой (не абразивами).

Для более тщательной очистки придётся разобрать корпус. Вам понадобится отвёртка для отсоединения крышек и пластин с язычками. Складывайте их в нужной последовательности, чтобы при сборке не перепутать.


Теперь промываем корпус: пластик можно чистить в воде с мылом. Язычки моются тёплой водой или просто протираются сухой материей. Их нельзя чистить щёткой, чтобы не повредить строй музыкального инструмента.

В качестве дезинфицирующего применяется спирт. Используется и пероксид водорода. Труднодоступные места прочищается ватной палочкой, смоченной в средстве. Важно проследить, чтобы мелкие ворсинки не остались на материале.


Совет
Не используйте для чистки одеколон, после этого во рту при игре будет неприятный привкус.

Перед сборкой гармошки убедитесь, что все детали полностью высохли. Собирайте всё в обратном порядке: от язычков до нижней и верхней крышки.

Не злоупотребляйте мытьём, если на то нет объективных причин, и тогда ваш музыкальный инструмент надолго сохранит качественный звук.




Top