Как сделать мумию. Мумия

Все страны / Египет / Египетские мумии

Египетские мумии

Му́мия – это сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1 000 года. Происходит оно от персидского слова «mum» («воск»). Словом «mumia» арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Сами древние египтяне называли мумии «саху».

Древний Египет, нaвeрнo, caмaя извecтнaя цивилизaция дрeвнeго мирa, которая делала мумии из покойных. В oбывaтeльcкoм сoзнaнии c Дрeвним Eгиптoм бoльшe всeгo связaны мумии фaрaoнoв, кoтoрые привлeкaют интeрeс свoeй тaинствeннoстью и принaдлeжнoстью к культу cмeрти.

Древние египтяне считали, что после кончины человек отправляется в загробный мир. Поэтому, тела самых богатых и влиятельных жителей страны после смерти обязательно подвергались мумификации. Это делали с фараонами, верховными жрецами, аристократами. Процесс обработки трупа был полон различных тонкостей, которые были известны только в Древнем Египте.

Суеверные жители африканской страны считали, что мумии фараонов помогают своим владельцам беспрепятственно отправиться в загробный мир. В массовом сознании было устойчивым мнение о том, что правители имеют божественное происхождение, это делало их связь со сверхъестественными явлениями ещё более тесной. Кроме того, мумии фараонов хоронили в специальных гробницах – пирамидах. Этот стиль архитектуры был уникальным египетским изобретением. Ни в Средиземноморье, ни в Междуречье ничего подобного тогда не строили. Самыми знаменитыми являются

Мумификация

Египтяне верили, что смерть – это переход в другой мир, где умершим понадобятся их тела. Для того, чтобы тело не разлагалось, его подвергали специальной обработке – бальзамированию. Получалась мумия, которая сохранялась тысячи лет. Бальзамирование стоило очень дорого, поэтому, наиболее качественные услуги были доступны лишь богатым. Из тел священных животных – обезьян, кошек и крокодилов – тоже делали мумии. Мумию клали в несколько деревянных гробов, вложенных один в другой, и помещали в каменный саркофаг.

Мумификация считалась уделом избранных, но, фактически, её можно было купить, если человек хотел обеспечить себе спокойное пребывание в загробном мире, а также, если у него было достаточно денег для этого. Но, были и процедуры, доступные только фараонам и членам их семьи. Например, только их органы помещались в специальные сосуды (канопы).

Мастера, которые занимались мумификацией, являлись привилегированными членами общества. Им была известна недоступная для других наука бальзамирования. За столетия существования египетской цивилизации эти секреты так и не стали известны другим народам.

Бальзамировщик предлагал родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из
своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как были обговорены все условия, мастера принимались за работу. Процесс мумификации выполнялся не одним «мастером», а целым коллективом.

Древние египтяне считали сердце самой важной частью человеческого тела. А мозг им казался абсолютно бесполезным органом. «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть – путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем, делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касиейи прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого, тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмывают тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея)» (Геродот, 2.86).

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости» (Геродот, 2.87).

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

Органы, извлечённые из трупов фараонов и членов их семей не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом – канопы. Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило, были украшены головами четырёх богов – сыновей Гора: Хапи, имеющий голову бабуина; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола, и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф – желудок, Кебексенуф – кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

Органы в сосудах хранились рядом с саркофагом мумии. Секреты фараонов хоронились вместе с их телами. В гробницу помещались все личные вещи, которые, по религиозной убеждённости древних египтян, в дальнейшем, также, исправно служили владельцам в потустороннем мире. То же самое было с органами, которые должны были вернуться к фараонам, когда они окажутся по ту сторону бытия.

Мумии фараонов Египта, также, подвергались обработке косметологами и парикмахерами. На последнем этапе тело покрывали специальным маслом из воска, смолы и других природных ингредиентов. При мумификации покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. Многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.

Члены одной семьи, как правило, имели собственную гробницу, которая становилась фамильным склепом. Древней столицей Египта был город Фивы. Именно на его месте находится знаменитая Долина царей. Это обширный некрополь, в котором хранились многие мумии фараонов. Долина была обнаружена почти случайно братьями-учёными Расулами во время их экспедиции в 1871 году. С тех пор, работа археологов здесь не останавливалась ни на один день.

Мумиё моё

Ценность мумии – это драгоценности, которую её окружают, и историческая значимость: от понимания процесса бальзамирования до генетических исследований. Но, какое-то время назад, мумии представляли собой ещё один довольно странный интерес...

Мумиё – это органо-минеральный продукт альтернативной медицины природного происхождения. Мумиё напоминает тот густой чёрный состав, которым египтяне с начала III тысячилетия до нашей эры бальзамировали тела умерших. Поскольку спрос на это средство был очень велик, затвердевшую массу в поздние времена стали счищать с черепов и остатков костей, выскабливать из полостей тела и перерабатывать. При остром дефиците не стоило быть щепетильным: таинственное бальзамирующее средство размазывалось вместе с высохшими волокнами мышц и остатками скелета. Мумиё, полученное таким способом, можно было поставлять в большом количестве.


Мумиё – так называлась земляная, вернее, минеральная смола, известная под греческим наименованием «асфальт». Её очень ценили, как лечебное средство от разного рода телесных недугов. Но, редкостного сырья было явно недостаточно. Этим промыслом мумиё начался чудовищный грабеж египетских усыпальниц. Сначала речь шла об универсальном лечебном средстве, потом началась сущая чертовщина. Добывавшийся из мумий экстракт был не дёшев. Предприимчивые купцы и Александрии позаботились о том, чтобы мумиё сделалось важной статьёй экспорта в Европу. Они нанимали целые толпы египетских крестьян для раскопок некрополей. Корпорации торгашей экспортировали размолотые человеческие кости во все концы света – и неплохо наживались.

В XIV - XV веках мумиё сделалось обычным средством, продаваемым в аптеках и лавках лекарственных трав. Когда сырья снова стало не хватать, начали использовать трупы казнённых преступников, тела умерших в богадельнях или погибших христиан, высушивая их на солнце. Так изготовлялись «настоящие мумии»! Кроме того, шайки грабителей похищали из могил только что похоронённые тела, расчленяли их и вываривали в котлах, до тех пор, пока мышцы не отделялись от костей; маслянистая жидкость капала из котла и, разлитая в склянки, сбывалась за бешеные деньги купцам-франкам. Согласно документам, в 1420 году городской судья Каира приказал сечь нескольких осквернителей могил, до тех пор, пока они не признаются, что расчленяли трупы людей и, в своего рода, «фармацевтической салотопке» перерабатывали их в ходкое лекарственное средство. А в 1564 году французский врач Ги де ла Фонтен из Наварры на складе одного из торговцев в Александрии обнаружил груды тел рабов, которые предназначались для переработки в пресловутое снадобье.

Египетские власти пытались положить конец торговле трупами, издав соответствующий закон. Однако, никакие постановления не смогли обуздать экспорт мумиё. Прибыль была столь высока и заманчива, что транспорт с большими грузами мумиё (мумий) продолжали пересекать Средиземное море и достигать Европы.

В течение многих веков приводились десятки рецептов изготовления лекарств с добавлением, например, четверти унции порошка из мумии или кусочка её погребального покрова. Давались и магические рекомендации: рука мумии, лежащая в шкатулке из ливанского кедра, охраняет дом и имущество от напастей, а носимый на шее в шёлковом мешочке ноготь со среднего пальца мумии обеспечивает доброжелательное отношение окружающих.

Среди товаров, привозимых из Египта в Европу, мумии считались самыми дорогостоящими. Слоновая кость, драгоценные камни, золото и китайский шёлк ценились дешевле. Правда, когда в Египте стали находить больше древних останков, цены на них снизились.

Мумии очень сложно было перевозить. Экипаж зачастую начинал громко протестовать, угрожая покинуть корабль – моряки боялись гибели галеры и других несчастий. Иногда, впрочем, помогали молитвы и окропление мумий святой водой. По рассказам многих моряков, на бортах парусников, пытавшихся вывезти из Египта останки древних жителей, появлялись призраки в древнеегипетских одеяниях, а в рёве шторма слышались гневные голоса, выкрикивающие проклятия на непонятном языке.

Капитан французской галеры «Прекрасная Лоренс», которая в 1729 году, по заказу некоего марсельского коллекционера, перевозила два саркофага с мумиями, по прибытии во клялся, что в течение всего двухнедельного путешествия впереди корабля по волнам скользили туманные фигуры – пожилой мужчина и молодая женщина в развевающихся одеждах.

Шарлатаны и аптекари растворяли остатки мумий в винном уксусе и растительных маслах и делали мази, которые якобы помогали при воспалении лёгких и плеврите. Французский врач Савари настолько уверовал в целительную силу этого снадобья, что считал доказанным утверждение, будто лишь совершенно чёрные и приятно пахнущие мумии оказывают положительное терапевтическое воздействие. Короли, князья и простые горожане продолжали искать препарат, которому молва приписывала сказочные свойства. Люди перестали видеть различие между природным лекарственным средством античности и той отвратительной смесью, которая продавалась на рынке. Мумиё сделалось синонимом мумий, а сами мумии вплоть до XIX века оставались основой для изготовления лекарств.

Покойники, как простого, так и благородного звания выволакивались из гробниц, разодранные на части ещё в погребальных камерах; они обращались сначала в прах и пепел, а затем, в опечатанных фарфоровых сосудах отправлялись на международный рынок. Так, останки тех, кто жил в эпоху фараонов, вывозились из Египта в неограниченном количестве. Они стали невольными жертвами научных поисков и связанных с магией суеверий. Возможно, подобные суеверия не изжиты и по сей день. Например, в некоторых американских аптеках, до сих пор, можно купить несколько унций смеси «настоящего» мумиё.

Мумия Хеопса

Одной из самых знаменитых является мумия фараона Хеопса. Его фигура была известна античным историкам, в том числе, Геродоту. Этот фараон действительно был великим, даже по сравнению со своими предшественниками и преемниками, потому что имена многих фараонов вообще не сохранились ни в одном историческом источнике.

Хеопс был деспотом, сурово каравшим своих поданных за любую оплошность. Он был беспощаден к своим врагам. Такой характер был привычным для правителей Древнего Египта, чья власть, как считали современники, происходила от богов, что давало фараонам карт-бланш на любые капризы. При этом, народ и не пытался сопротивляться. Также, Хеопс стал известен тем, что воевал на Синайском полуострове против бедуинов.


Но, величайшим достижением этого фараона является именно пирамида, которая была выстроена для его собственной мумии. Правители Египта готовились к своей смерти заранее. Уже при жизни фараона начиналось строительство его пирамиды, где он должен был найти вечный покой. Однако, пирамида Хеопса поражала своими размерами всех современников и далёких потомков. Утраченная мумия египетского фараона хранилась внутри огромного лабиринта коридоров, внутри сооружения высотой в 137 метров. Хеопс сам выбрал место своей усыпальницы. Им стало плато на территории современного города Гизы. В его эпоху это был северный край кладбища древнего Мемфиса – столицы Египта.

Вместе с пирамидой была создана монументальная скульптура Большого Сфинкса, который известен всему миру не хуже самой пирамиды. Хеопс рассчитывал, что со временем на этом месте появится целый комплекс из ритуальных сооружений, посвящённый его династии.

Мумия Рамзеса II

Другим великим фараоном Египта был Рамзес II. Он правил почти всю свою долгую жизнь (1279 - 1213 года до нашей эры). Его имя вошло в историю, благодаря ряду военных кампаний против соседей. Больше всего известен конфликт с хеттами. Воинственный фараон, также, вошёл в историю, как великий миротворец. Когда ему надоели стычки на границе с хеттами, он заключил первый известный в истории человечества мирный договор: союзом с другой державой он утвердил мир на 50 лет. Рамзес много строил при жизни. Он основал несколько городов, большая часть которых была названа по его имени.

Рамзес, несмотря на свои многочисленные царские обязанности, находил время и для жён. А их было, по крайней мере, шесть главных и с дюжину просто супруг и наложниц, которые принесли ему около ста детей. Ещё подростком Рамзес получил в подарок от отца целый гарем. Сам фараон вспоминал об этом с благодарностью «Он позаботился, чтобы в моём гареме было так же красиво, как в его собственном». И выбор отца оказался хорош. Очевидно, что из этих первых супруг одна оказалась особенной – в течение 25 лет Нефертари оставалась воплощением очарования, дружелюбия и любви и, как клялся сам фараон, его самым доверенным лицом. И именно она родила первого сына Амонхерхопешефа, чья горячая кровь проявилась ещё в пятилетнем возрасте, во время военного похода.

Но, Нефертари приходилось делить супруга с соперницами, которым фараон часто дарил свою благосклонность, выполняя дипломатический долг. Любвеобильный Рамзес делил своё ложе и с самыми близкими родственницами. По крайней мере, одна его родная сестра и две дочери состояли с ним в законном браке. А дочь Мери-Тамун, судя по всему, после смерти своей матери Нефертари заняла её место Великой Царицы.

Вероятно, Рамзесу II было за 90, когда на 67 году своего правления он скончался. Рентгеновские снимки мумии убедительно говорят, что его организм был поражён артритом и что престарелый фараон долго прожил в сильном маразме. Но, умирать он не хотел. Рамзес пережил двенадцать наследников. Тринадцатый сын, Меренптах, к моменту смерти отца был уже 60-летним – старшим, но, всё ещё, живым сыном. В качестве нового фараона Меренптах возглавил процессию, которая направилась к давно уже приготовленной для отца гробнице в Долине Царей...


В отличие от фараонов Древнего Царства, которые находили покои в гробницах возле пирамид, властители Нового Царства устроили свои некрополь на склоне горы Курн – вырубленный в скалах, с хорошо скрытыми входами и ложными ходами внутри. Во мраке, и незаметным каменным порогом, дожидались своего исследователя тысячелетние усыпальницы с роскошным орнаментом, статуями, саркофагами и сокровищами. Так, в Долине Царей был обнаружил фамильный мавзолей фараона Рамзеса II. В огромной гробнице древние египтяне, судя по всему, захоронили 52 сына Рамзеса, наследников трона, многих из которых пережил собственный отец. Здесь, судя по всему, наконец-то соединились в смерти все отпрыски фараона, которые при жизни страдали от своего могущественного, властного и живучего отца и всё время ссорились друг с другом из-за его наследства.

«Это была десятая, последняя и самая ужасная казнь египетская, которую наслал Бог народа – все перворождённые в Египте должны умереть, и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах».

Сперва мумия фараона Рамзеса была помещена в склеп его собственного отца. Неизвестно точно, когда его разграбили, но в итоге жрецы нашли новое место для тела. Им стал тщательно спрятанный тайник, который принадлежал фараону Херихору. Туда же были помещены мумии из других гробниц, ограбленных разбойниками. Это были тела Тутмоса III и Рамзеса III.

В 1881 году нетронутая мумия Рамзеса II попала в руки учёных. Когда распеленали тело, три тысячи лет остававшееся под тугим саваном, в нём разогнулся какой-то мускул – и на глазах учёных фараон поднял руку. То был последний царственный жест великого Рамзеса. В 1975 году останки подвергли уникальной современной процедуре консервации, которая позволила сохранить уцелевший артефакт прошлого. Величайший из фараонов –теперь музейный экспонат. Его иссохшее тело выставлено в стеклянной витрине в Египетском музее в Каире.

Египетский музей Каира – настоящее скопление древностей и мумуй. Там всегда очень много народа. В один из обычных жарких дней, когда духота окутала залы музея, после захода солнца в здании включили электрический свет. И тут случилось непоправимое. Из саркофага, где хранилась мумия фараона Рамзеса II, издался протяжный звук. Скрипнули шарниры усыпальницы. И тут присутствующие увидели картину, от которой всех бросило в дрожь. Рот мумии царя был перекошен неслышным воплем. Тело дрогнуло, бинты для бальзамирования лопнули, и руки, скрещенные на груди, выпрямились, с силой ударив по стеклянной крышке саркофага. Осколки разлетелись в разные стороны. Люди в панике бросились на лестницу, кто-то из гостей прыгал в окно.

В утренней прессе были обсуждены со смаком все обстоятельства этого шокирующего события. Однако, министерство древностей в своих комментариях указало, что, на самом деле, объяснение такого странного «поведения мумии» достаточно простое. При скоплении людей в зале создалась невыносимая духота и влажность. А мумия должна храниться в сухом воздухе прохладной усыпальницы.

Как бы там ни было с климатическими условиями, но, мумия застыла, повернув голову в северном направлении – к Долине Царей. Разбитое стекло вскоре заменили. Руки запеленали, как и прежде, в крестообразном состоянии. Однако, лицо фараона Древнего Египта так и осталось повёрнутым к северу.

Мумия Тутанхамона

Но, больше всего известна мумия Тутанхамона. Этот фараон правил в юном возрасте с 1332 по 1323 год до
нашей эры. Он умер в возрасте 18 - 20 лет. При жизни он ничем не выделился в череде своих предшественников и преемников. Его имя стало известно, благодаря тому, что его гробница оказалась не тронутой древними мародёрами.

Кого последним увидели миндалевидные глаза фараона, прежде чем закрыться навсегда? Учёные, исследовавшие мумию Тутанхамона, склоняются к версии о его насильственной смерти. Учёные сделали около 50 рентгеновских снимков головы мумии фараона, прекрасно сохранившейся до наших дней. На снимках отчётливо видно, что кости черепа необычно утончены в области уха. Это давало основания полагать, что именно в это место был нанесён один или даже несколько ударов. Скорее всего, предполагают учёные, Тутанхамон действительно получил удар по виску каким-то тупым предметом, скажем, деревянным молотком для гонга. Но, он лишь оглушил его. Тогда последовал второй удар, роковой для фараона, который перед этим, похоже, был предусмотрительно одурманен наркотиками. Однако и тогда смертельно раненный Тутанхамон попытался подняться. Ему придавал силы выработавшийся у древних египтян рефлекс, связанный с поверьем, что жертва должна перед смертью обязательно увидеть своего убийцу, чтобы её призрак, расставшись с телесной оболочкой, неотступно преследовал мучителя. Но, кто же мог осмелится убить фараона?

Жена Тутанхамона, 16-летняя Ахнесепаатон, по-видимому, всё-таки, искренне любила своего мужа. Одно из свидетельств тому – положенный ею в саркофаг покойного букет скромных полевых цветов, который, пролежав там свыше трёх тысячелетий (!!!), предстал в сохранности перед восхищёнными взорами учёных, открывших эту единственную неразграбленную гробницу. И, всё же, любовь есть любовь, а политика есть политика. Анхесенамон была дочерью прославленного фараона-реформатора Эхнатона и его не менее знаменитой красавицы-жены Нефертити. Период правления Тутанхамона – время выхода Египта из гражданской войны, вызванной борьбой двух религиозных направлений. Убийство Тутанхамона стало, по всей видимости, последней отчаянной попыткой сторонников Эхнатона заявить о себе, попытаться вернуть власть. Но, это лишь одна из возможных версий гибели юного фараона.

Однако сама мумия фараона Египта опровергает насильственную смерть. Гробница, в которой она хранилась, была полна склянками с лекарством от малярии. Современный анализ ДНК не исключил версию о том, что молодой человек переболел тяжёлым недугом, из-за которого преждевременно скончался.

Приблизились к истине исследовали после изучения генофона его семьи. «Артефакты показали, что цари XVIII династии имели андрогинный вид и неизвестную форму гинекомастии», – обнародовал учёный совет. Такой вывод был сделан после обследования мумии деда Тутанхамона, его отца и двух мертворождённых детей, обнаруженных в его усыпальнице. Как выяснилось, два ребенка были рождены от брака мальчика-фараона на его сводной сестре Анхесенамон.

Тутанхамон, как выяснилось, страдал букетом серьёзных заболеваний. У него были хрупкие кости и волчья
пасть. Мальчик косолапил и волочил левую ногу – левая стопа была подвёрнута. Врождённый вывих. Более тщательное сканирование показало: парнишка был далеко не красавцем. Но, и назвать его уродом тоже язык не поворачивается. Хотя зубы у Тутанхамона были кривыми. Кроме того, у фараона были и генетические недуги: которые превратили его чуть ли не в женщину – с толстыми бёдрами и подобием молочных желёз.

Учёные из Лондона, также, предполагают, что у Тутанхамона была эпилепсия. «Предполагается, что наследник династии страдал височной эпилепсией, которая передаётся по мужской линии. У людей с этим заболеванием, при воздействии солнечных лучей отмечается активность и религиозное рвение».

Возможно, Тутанхамон был самым слабым и немощным из фараонов. Отгадка состояния его здоровья заключалась в его гробнице, где было найдено около 130 тростей для передвижения. Именно гробница Тутанхамона позволила современной науке воссоздать ту обстановку, в которой хоронились мумии фараонов Египта.

Проклятия египетских фараонов

Египтяне старались сделать могилы недоступными для живых людей – заваливали входы в подземные усыпальницы тоннами щебня и камней, создавали ложные ходы, а настоящие тщательно маскировали, устраивали смертельные ловушки. Надписи на гробницах грозили любопытным страшной гибелью и лишением загробной жизни – «тела их не дождутся упокоения, кары падут на потомков». И порой, если преступники умели читать, это помогало.


Тайна «проклятия египетских фараонов» десятилетиями будоражившая умы историков, археологов, медиков и просто любознательных во всём мире, по-прежнему, остаётся неразгаданной. Откуда же всё это пошло?

В 60-х годах ХIХ века состоятельный англичанин Дуглас Мюррей, собиравший коллекцию уникальностей, купил крышку, снятую «расхитителями гробниц» с саркофага какой-то египетской мумии. Через пару дней после приобретения, во время охоты, в руках Мюррея взорвалось ружье, и коллекционер лишился руки. Чуть позже крышка саркофага была одолжена им частной выставке в другом городе и отправлена на корабле. За те несколько дней, пока она находилась в трюме, несчастный корабль горел два раза.

Самое же большое несчастье постигло знакомую Мюррея, которая и помогла ему приобрести часть саркофага. Она получила весточку о смерти мужа, сына и двух сестёр во время наводнения в . Дама тут же отправилась в британскую колонию на похороны родных, но пароход налетел на рифы и затонул недалеко от Мыса Доброй Надежды.

В 1860 году при раскопках пирамиды пятеро местных жителей нашли гробницу с мумией великой жрицы храма фараона Аменемхета II Амона-Ра из города Великие Фивы. Саркофаг с мумией купили у них четверо археологов-англичан. Арабы затеяли между собой, из-за полученных денег, ссору, которая закончилась кровавой дракой. Все они умерли от полученных ножевых ран. Это были первые пять жертв египетской жрицы.

Египтолог, перевозивший мумию в Каир, повредил себе палец о саркофаг, в результате чего получил заражение крови. Хирургам пришлось срочно ампутировать ему руку, чтобы спасти жизнь (вдумайтесь, из-за царапины!). Помощник учёного, занимавшийся отправкой мумии в Лондон, вскоре застрелился. Третий участник археологической экспедиции умер от лихорадки. Четвёртый был раздавлен на улице телегой ломового извозчика...

Следующий владелец – лондонский антиквар – на третий день после приобретения мумии потерял молодую жену: она погибла, упав с лошади. У журналистки, готовившей для дамского журнала статью о жрице Амона-Ра, в течение месяца работы над репортажем произошёл ряд несчастий: умерла мать, жених разорвал помолвку, неожиданно подохли два молодых и здоровых спаниеля. Девушка впала в тяжёлую депрессию и отказалась от работы над статьей. Друзья помогли ей найти шотландскую ворожею, которая провела специальные очищающие ритуалы, избавляющие от злых чар.

Фотограф, которому египетские власти поручили сделать фотоснимки жрицы, помешался. Его воображение рисовало ему ужасные картины – жрица ожила и жаждала крови разбудивших её людей. К ужасу свидетелей, на фотонегативах проявилась маска, ничем не напоминающая лицо фиванской жрицы, нарисованное на крышке саркофага. Второй же фотограф скончался через восемь дней после съёмок от солнечного удара (!).

От дальнейших исследований учёные отказались и в 1889 году роковой экспонат был передан в Британский музей. Во время его перевозки один из грузчиков сломал ногу, а второй заболел какой-то таинственной болезнью и через пару дней отдал Богу душу.

Объект был внесен в каталог под номером 22542 и помещён в первую Египетскую залу. Вскоре поползли слухи, что куратор египетского собрания музея сэр Эрнест Бэдж, живо интересовавшийся магией, во время одного из спиритических сеансов получил тайный приказ избавиться от мумии и сохранить только пустой саркофаг. Говорили, будто очень долго не могли найти покупателя останков жрицы. Лишь в 1912 году некий эксцентричный американский миллионер приобрёл мумию и отправил её в Новый Свет на борту парохода «Хемпшир». По пути в Нью-Йорк пароход затонул. Существуют и другие версии исчезновения мумии. Во всяком случае, с тех пор, саркофаг пуст.

В 1921 году ночью, в присутствии нескольких свидетелей, в музее провели обряд изгнания дьявола. Но, неизвестно, помог ли он – почти ежедневно у стеклянной витрины с саркофагом падают в обморок те, кто слишком долго всматривается в изображение спокойного задумчивого лица умершей жрицы. А музейные работники, особенно ночные сторожа, уверяют, что время от времени в коридорах, прилегающих к зале, можно увидеть легко скользящий по воздуху призрак женщины, обёрнутой полотняными лентами, с руками, плотно прижатыми к телу...

В 1890 год профессор Сорен Резден из Геттингена раскопал в Долине Царей захоронение и сразу
наткнулся на зловещее предупреждение: «Того, кто осквернит гробницу храмового писца Сеннара, поглотит навсегда песок до того, как луна дважды сменит своё лицо». Резден, тем не менее, продолжил работу, а закончив раскопки, вскоре отплыл из Египта. Его нашли мёртвым в каюте – корабельный врач констатировал удушение без применения насилия. К изумлению присутствующих, из кулака умершего высыпалась горстка песка...

4 апреля 1912 года от берегов Саутгемптона отплыл один из самых грандиозных кораблей за всю историю – Титаник. Он отправлялся в Нью-Йорк. На борту судна находилось две тысячи пассажиров. Им упралял один из лучших капитанов, морской волк Смит, имеющий отличную репутацию и не допустивший ни одной ошибки за всю свою карьеру. Но, в этот день, с ним случилось что-то невообразимое: он отдавал приказы, совершенно не отдавая отчёт в их последствиях. Он приказал увеличить скорость, изменил направление следования корабля.

В трюмы Титаника были помещены около 40 тысяч кг припасов: овощей, фруктов, 7 тысяч мешков форе, 35 тысяч яиц … и одна мумия Древнего Египта. Её перевозил из Лондона в Нью-Йорк лорд Кантервилл. Останки принадлежали известному египетскому оракулу Аменофисом IV. Под головой мумии помещалась фигурка Осириса, на которой были начертаны слова: «Встань из праха и погибнут все, кто встал у тебя на пути». После некоторых организационных мероприятий, её было решено поместить возле трюма капитана. Известно, что жертвы проклятия мумий страдали помутнением рассудка и бредили. Может быть, именно эта мумия Древнего Египта стала для капитана Смита западнёй? Ведь все мы хорошо знаем, что в итоге произошло с Титаником и сколько погибло людей...

В декабре 1993 года в Гизе была вскрыта усыпальница фараона Петети и его супруги. Возраст гробницы составлял около 4 600 лет. Археологов привлекла надпись: «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Эти слова оказались не пустой угрозой. У руководителя раскопок Заки Хавасса вдруг случился сердечный приступ, едва не приведший к смерти. Землетрясение разрушило дом его коллеги-археолога, который был на раскопках. В конечном итоге, поезд, в котором перевозили извлечённые ценности, сошёл с рельсов, и большая часть артефактов была полностью разрушена.


Но, самая знаменитая история о проклятии мумий связана с несчастьями, обрушившимися на всех, кто присутствовал при открытии гробницы Тутанхамона. Как известно, руководители экспедиции англичане лорд Карнарвон и Говард Картер, их секретари, слуги, а также, члены их семей и даже собаки умерли при таинственных обстоятельствах в течение нескольких лет после открытия гробницы.

За несколько лет один за одним умерли все участники экспедиции, производившие раскопки и извлечение сокровищ из гробницы, и те, кто был причастен к исследованию мумии фараона Древнего Египта. Всего 22 человека. Для всех них смерть имела одинаково непредсказуемый и скоротечный характер. Смерть не пощадила врачей, лингвистов, историков с мировыми именами: Ла Флор, Каллендер, Уинлок, Эстори…

Лорд Карнарвон, который финансировал раскопки, умер 5 апреля 1923 года, через 4 месяца после того, как побывал в гробнице в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, и, практически, сразу возникли мистификации вокруг его смерти.

16 мая 1923 года от скоротечной пневмонии на фоне лихорадки, подхваченной в Египте, умер 59-летний американский финансист Джордж Гоулд, также, побывавший в гробнице.

10 июля 1923 года присутствовавший на открытии гробницы член египетской королевской семьи принц Али Камель Фахми Бей был застрелен своей женой.

26 сентября 1923 года после стоматологической операции от заражения крови умер единокровный брат Карнарвона, путешественник и дипломат полковник Обри Гербер.

Рентгеноскопию извлечённой из золотого саркофага Тутанхамона мумии поручили Арчибальду Джугласу
Риду. Его работа была проведена безупречно и заслужила высокую оценку у экспертов. Но, стоило ему прибыть на родину, он ощутил резкий приступ тошноты, слабость и после двухчасового бреда погиб.

19 ноября 1924 года в Каире террористом был застрелен генерал-губернатор сэр Ли Стек.

6 апреля 1928 года в возрасте 54 лет умер археолог Артур Мейс. Состояние его здоровья постепенно ухудшалось со времени открытия гробницы и было предметом внимания и спекуляции прессы, официально было заявлено, что исследователь погиб от отравления мышьяком.

26 мая 1929 года от «пневмонии на фоне малярии» умер младший сводный брат Карнарвона Мэрвин Герберт.

15 ноября 1929 года неожиданно умер секретарь Картера капитан Ричард Бартель. У молодого, здорового мужчины, отказало сердце. История с проклятием фараона прошла по всей Европе.

20 февраля 1930 года отец Бартеля сэр Ричард, барон Уэстбери, выбросился из окна седьмого этажа; согласно некоторым газетным сообщениям, катафалк с телом барона насмерть задавил на улице мальчика.

Джоффри Дин, занимающий должность главного врача в госпитале Порт Элизабет в , нашёл вирус – грибок, который вызывал имеющиеся у больных симптомы: головокружение, слабость, потеря рассудка. Распространителями болезнетворных микроорганизмов могли стать любые животные, в том числе, летучие мыши. Именно они были постоянными обитателями покоев фараона Древнего Египта. Болезнь эта передаётся дыхательным путём, поэтому, сиделку лорда Карнарвона постигла вскоре та же участь.

В 1962 году, после оглашения результата исследований болезнетворных бактерий доктором Дином, медик Эззеддин Таха из Университета Каира собрал специальное совещание. В течение продолжительного времени доктор Таха наблюдал за состоянием здоровья археологов и штатными работниками Египетского музея, которые работали с мумией. В их лёгких он обнаружил наличие микроскопических грибков Aspergillus niger, которые долгое время оставались закрытыми в пирамидах и гробницах. Учёный заключил, что теперь можно вполне спокойно отправляться на поиски новых сокровищ, поскольку существует вакцина против этих болезнетворных бактерий. Возможно, науке стали бы известны истинные причины гибели лорда Карнарвона и участников команды, если бы его самого не постигла та же участь: проклятие погубило Таха.

Пустынная дорога посреди песков между Каиром и Суэцем. Проходящая мимо машина тут – большая редкость. Никаких дорожных разметок, знаков, резких поворотов и спусков. Выезжающий с двумя сотрудниками доктор Таха отправились по этой дороге в Суэц. В дороге произошла авария, они врезались с лимузином: все трое погибли на месте, пассажиры и водитель другой машины не пострадали. При вскрытии в дыхательных путях медика была обнаружена эмболия – разрыв сосудов дыхательных путей…

Если даже принять во внимание тот факт, что грибки стали причиной гибели лорда Карнарвона и его приближённых, обстоятельства смерти других людей, связанных с открытием гробницы фараона, оставались загадкой. Учёные выдвинули, также, версию о том, что в Древнем Египте был известен рецепт приготовления яда с помощью этих самых микроорганизмов. Он служил лучшим защитником для сокровищ гробниц и покоя фараонов.

А как же сложилась судьба Говара Картера, который много лет, изо дня в день, проводил в душном склепе в Долине Царей в Луксоре? Его мучила постоянная мигрень, он старадал галлюцинациями. Однако, он прожил после открытия гробницы достаточно долгое время. Можно предположить, что вследствие долгого соприкосновения с этими бактериями, его организм выработал иммунитет.

Вместе с ядовитыми консистенциями существовали и другие защитные средства, которые использовали жрецы в Древнем Египте для защиты захоронений с мумиями, в том числе, в пирамидах. Согласно религиозным убеждениям древних египтян сущность человеческого «я» воплощалась в трёх субстанциях: «Хат» – это его физическая оболочка, «Ба», олицетворявшая духовную силу, то есть душа, и «Ка», которое представляло собой единство Хат и Ба. Внутренняя сущность каждого человека, его Ка, индивидуально и неповторимо. Это начало обеспечивает защитную оболочку для энергетического поля и обеспечивает соединение двух начал.

Ка управляет только живым телом. Как только человек отправляется в Царство мёртвых Осириса, Ка теряет контроль и покой. Для того, чтобы смягчить участь Ка читались молитвы, совершались обряды жертвоприношения. На саркофагах и гробницах изображался облик умершего. Они помогали Ка обрести новую оболочку и воплотиться в нём. По этой причине, Ка был привязан к месту захоронения. Рассерженный дух, оставшийся без его обители, тела, не щадил никого. Древние египтяне свято верили в его существование и боялись его гнева. Были и те, кто умело управлял этой энергией, в основном, жрецы.

Это объясняет то, что грабежами занимались не простые граждане, они бы не осмелились нарушить покой фараона Древнего Египта. Расхищали гробницы те, кто владел знаниями и имели соответствующий сан при исполнении религиозных служб. Они владели данными о точном месте нахождения гробницы и сокровищах.

Учёные установили, что гробница Тутанхамона уже была открыта. Об этом свидетельствуют, как утверждал сам Картер, царские печати. Вероятно, место захоронения было открыто Оремхебом, находящимся в должности главного военноначальника при фараоне Тутанхамоне в Древнем Египте. Он же после гибели молодого царя занял его трон, продолжив династическую линию. Был ли повинен Оремхеб в его смерти, наукой не доказано. Зато известно, что он приложил все усилия для того, чтобы стереть имя Тута со стен всех храмов и святынь. К слову, он имел неограниченную власть над жрецами. Однако, по неизвестной причине, через несколько лет после открытия гробницы мумия фараона была возвращена на место, где пролежала в полном одиночестве и темноте несколько веков.

Известно, что перед закрытием гробницы фараонов возле неё совершался обряд кровополитного жертвоприношения. Гибло множество рабов, участвующие в строительстве усыпальницы. Они знали входы и выходы, расположение коридоров и камер. Но, причина была не только в этом. Их сущность Ка, не нашедшая покоя в склепе, должна была неминуемо погубить в гневе любого вошедшего в гробницу. Но, современная наука, вряд ли, сможет объяснить этот древний египетский религиозный обычай…

Гробница фараона Тутанхамона была не единственным местом проведения раскопок в Долине Царей. Археологи обнаружили здесь сотни замурованных склепов с мумиями. Неужели все они носили ту же печать проклятия?

Археолог Бельцони провел несколько лет при проведении исследований в Луксоре. Вот что он рассказал о его работе: «Долина Царей или, как её ещё более точно называют «Долина Мёртвых» – одно из самых загадочных, но, вместе с тем, самых мрачных и проклятых мест на земле. Мы провели ряд работ в этом районе, и что я могу Вам сказать. Условия труда ужасные. Духота узких помещений гробниц не даёт дышать. Многие работники падают в обморок. И всё это при жаре в +45 - +60°C. С потолка постоянно сыпется мелкий песок – известняк. Лёгкие пропитываются этой смесью. Нос и глотка не дышат. Кроме того, не забывайте, мы окружены множеством мумий, от которых идут испарения. Солнечный свет, практически, не проникает в эти места. Мы зажигаем свечи или факелы, при этом, видя вокруг страшное зрелище из мумий. Однажды я случайно сел на чьи-то мумифицированные останки вместо деревянного стула. Ощущение было неприятное».

Возможно древние египтяне использовали для охраны покоев фараонов и радиоактивные излучения. Знаменитый египтолог Гонейм заметил: «Давно научно доказано, что при проведении мумификации древние египтяне использовали смолы, добываемые с побережья Красного моря. Они содержали радиоактивные частицы. Бинты мумий, найденные в гробницах, были пропитаны этим веществом. Очевидно и пыль в склепах являлась источником радиации. Это наводит на мысль, что древние египтяне использовали при проведении религиозных обрядов это вещество. Скорее всего, они олицетворяли его с воплощением Ра – культом Солнца».

Но, совсем недавно группа физиков из Национального центра по ядерным исследованиям АРЕ опровергла и эту теорию. Согласно заключению экспертов, египетские мумии, найденные в разное время в древних захоронениях, не содержат никаких радиоактивных элементов и абсолютно безопасны для здоровья человека.

С помощью самых современных приборов специалисты в течение почти года изучали более 500 мумий, находящихся в различных музеях Египта. Экспертизе были подвергнуты не только останки таких легендарных личностей, как фараоны Рамзес II и Аменхотеп, экспонирующиеся в Каирском Национальном музее, но и мумии сотен безвестных визирей и приближённых, которые хранились на медицинском факультете университета Каср аль-Айни. Проведённые опыты позволили с уверенностью заявить: никаких источников губительной радиации в мумиях нет.

Ещё во времена немого кино появились фильмы, в которых ожившие или оживлённые стараниями колдунов мумии преследовали людей, душили, доводили до самоубийства. Выдумки. Сказки. И всё-таки... Современные биоэнерготерапевты, исследовавшие египетские древности, единогласно утверждают, что мумии обладают весьма негативным энергетическим полем, поэтому, изучать их нужно с особой осторожностью. Похоже, загадки древнеегипетской цивилизации никогда не будут разгаданы до конца.

Йоханнес Краузе, палеогенетик из университета Тюбингена сообщил, что геном трёх мумий из 151 одной, с которыми работали немецкие исследователи, удалось восстановить полностью. Их ДНК хорошо сохранилась, несмотря на жаркий египетский климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Восстановление генома сулит – пусть в отдалённой перспективе – восстановление и его владельца. Путём клонирования. Что вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали как-нибудь и когда-нибудь восстать из мёртвых. Ради этого они и становились мумиями. Словно бы предвидели, что останки плоти и костей пригодятся...

Туры в Египет спецпредложения дня

ар.) – труп, предохраненный от разложения мумификацией или бальзамированием. Создание мумий практиковалось разными народами, особого совершенства достигло в Древнем Египте.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МУМИЯ

в Др. Египте тело усопшего предохраняемое от разложения искусств. способом. Этого требовала вера в загроб. жизнь и бессмертие души. До эпохи Др. царства, отмеч. сооружением пирамид, мумификация не получила широкого распростр. Считалось, что после смерти следовало сохранять только тела фараона и его вельмож. Однако по мере усиления заупокойн. культа мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной. По Геродоту, она делилась на 3 класса. Общим было стремление сохранить тело покойного от разложения путем удаления мозга и внутренностей (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истеч. ритуал. срока в 70 дней труп вынимали и, в зависимости от имеющ. средств на мумификацию, заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. К эпохе Др. царства восходит традиция изображать на этом холсте облик покойного в полный рост. Впослед. появился обычай снимать маску с лица (еще позднее ее заменил заупокойный портрет). Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующ. веществами и опускались в саркофаг. Амулеты, помещ. между погребальными пеленами в изголовье и ногах, должны были охранять покойного в загробном мире.

Мумификация - это постепенное удаление влаги из тела умершего, чтобы предотвратить его разложение. В Древнем Египте этот процесс занимал около 70 дней. I Жрецы-бальзамировщики вынимали печень, легкие, желудок и внутренности и складывали их в четыре небольших сосуда, так называемые канопы. Потом эти сосуды клали в могилу возле мумии. Жрецы также вынимали мозг, но оставляли сердце, чтобы его потом взвесил бог Анубис. Они обмывали тело пальмовым вином, а затем, чтобы удалить из тела влагу, обмазывали природной солью, так называемым натроном. Через 40 дней бальзамировщики натирали кожу маслами и благовониями, заворачивали тело в белую ткань и насыпали опилки и песок, чтобы придать ему определенную форму, Затем слой за слоем «пеленали» тело бинтами, пропитанными смолами. Между полосками материи вкладывали магические заклинания и талисманы на счастье. И наконец гроб с мумией плотно закрывали.

Плохая работа

Не все бальзамировщики хорошо выполняли свою работу. Раздувшееся и растрескавшееся лицо - результат того, что было взято слишком много наполнителей.

Сыновья Хора считались хранителями различных органов тела: Имеет - печени, Хапи - легких, Дуамутеф - желудка, Кебехсенуф - кишечника. Потому крышки сосудов изготавливались в виде голов cooтветствующих божеств.

Приспособления для работы

Жрецы-бальзамировщики мумифицировали тела при помощи специальных инструментов и материалов в предназначенных для этого помещениях.

Глаза бога

В последние годы Древнего Египта мастера стали придавать глазам живое выражение с помощью накладки на глазницу из золотых пластин.

Освежитель воздуха

Во время изготовления мумии жрецы жгли ладан и старались работать как можно быстрее.

Замещая Анубиса

Главный жрец, который отвечал за бальзамирование, надевал маску шакала. Так он изображал Анубиса, бога мертвых и мумификации.

Безделушки наудачу

Считалось, что после смерти покойному будет сопутствовать удача, если рядом с телом положить заговоренные фигурки - амулеты. Бальзамировщики вкладывали их между бинтами.

Искусство бальзамирования

В жарком и сухом воздухе Египта тела неплохо сохранялись, но от работы бальзамировщиков также зависело очень многое. Лучшие образцы мумификации тел относятся к периоду Нового царства.

Сокровище гробницы

В гробнице Тутанхамона нашли много прекрасных золотых украшений. Этот сокол был на груди у мумии.

Первая мумия

Согласно легенде, Ра послал Осириса и Исиду в Египет, чтобы они научили людей добрым делам. Осирис был убит его завистливым братом Сетом, который разрезал тело на четырнадцать кусков и разбросал их по всей стране. Исида собрала части тела и при помощи магии связала их вместе полосками материи. Так была сделана первая египетская мумия. После этого Исида, превратившаяся в птицу, обхватила Осириса крыльями и вдохнула жизнь в тело мужа.

Мумия, Древний Египет - об этом слышал, наверное, каждый. Столько тысячелетий пронеслось над седыми массивами гробниц и пирамид, а они до сих пор притягивают и завораживают людей со всего света. Загадочность, мрачность, необыкновенный расцвет ремесел, развитая медицина, изысканная культура и богатая мифология - все это делает древнюю страну живой и интересной.

Для чего мумифицировали умерших

Надо сказать, что мумии Древнего Египта (фото многих из них заставляют содрогнуться) - это отдельное явление, до сих пор вызывающее горячие споры. Можно ли выставлять их в музеях? Ведь как-никак это все же тела покойников… Как бы там ни было, туристы во многих странах мира могут пойти и посмотреть на давно умерших людей, чьи земные оболочки частично спасены от тлетворного влияния времени. Зачем же их создавали? Дело в том, что древние верили в существование человека после смерти непосредственно в месте его захоронения. Именно поэтому строились роскошные гробницы и пирамиды для царей, которые наполняли всем, что могло пригодиться им после смерти. И по этой же причине египтяне старались сохранить от разрушения само тело усопшего. Для этого была изобретена мумификация.

Процесс создания мумии

Мумификация - это консервация трупа при помощи специальных методик и препаратов при сохранении целостности его внешней оболочки. Уже во времена 2-й и 4-й династий тела стали обматывать бинтами, сохраняя от разложения. С течением времени мумия (Древний Египет преуспел в их создании) стала изготавливаться гораздо сложнее и изощреннее: из тела удаляли внутренности, а для консервации применяли особые растительные и минеральные препараты. Считается, что во времена 18-й и 19-й династий искусство мумификации достигло подлинного расцвета. При этом надо сказать, что мумия (Древний Египет создал немало их) могла быть изготовлена несколькими способами, которые различались сложностью и стоимостью.

Свидетельства историка

Историк Геродот рассказывает, что бальзамировщики опрашивали родных покойного, предлагали им на выбор несколько методов консервации тела. Если выбирался дорогой вариант, то изготавливалась мумия таким образом: сначала удалялась часть мозга (через ноздри при помощи железного крюка), впрыскивался специальный раствор, вырезались органы брюшной полости, тело промывалось пальмовым маслом и натиралось благовониями. Живот заполнялся миррой и другими благоухающими веществами (ладан не использовали) и зашивался. Тело помещали на семьдесят дней в натровый щелок, затем доставали и обматывали бинтами, смазывая вместо клея камедью. Все, готовая мумия (Древний Египет демонстрирует их немало) отдавалась родным, помещалась в саркофаг и хранилась в усыпальнице.

Если родственники не могли оплатить дорогой способ консервации и выбирали тот, что подешевле, мастера поступали следующим образом: органы не вырезались, просто в тело впрыскивалось кедровое масло, разлагающее все внутри, и сам труп также помещался в щелок. Через определенный срок иссушенное и лишенное внутренностей тело возвращали родственникам. Ну а совсем дешевый метод, для бедняков - это впрыскивание в живот сока редьки и после лежания в щелоке (те же 70 дней) - возвращение родным. Правда, Геродот не знал или не описал пару важных моментов. Во-первых, ученым до сих по не очень понятно, как египтяне умудрялись высушивать тело, делая это крайне искусно. Во-вторых, из тела никогда не удалялось сердце, а остальные внутренности помещались в специальные сосуды, хранившиеся в усыпальнице рядом с мумией.

Конец мумификации

Надо сказать, что мумификация очень долго сохранялась в Египте и практиковалась даже после введения христианства. Согласно доктринам христианства, тело после смерти сохранять не нужно, однако священники не смогли внушить это своей пастве. Лишь пришедший позднее ислам положил конец созданию мумий. Сейчас фото мумии Египта непременно украшает каталог любого крупного музея, в котором есть отдел этого древнего государства.

Обычай сохранять тела своих предков свойственен многим народов — от южноамериканских индейцев до азиатских кочевников. Он связан с представлениями людей о загробной жизни и их естественным желанием увековечить память о себе. В данной статье пойдет речь о египетских мумиях — ведь в древнем Египте их производство было поставлено “на поток”. При слове “мумия” мы думаем о Египте. При слове “Египет” вспоминаем мумий. Что же такого интересного и захватывающего может быть в обычном, казалось бы, забинтованном трупе?

Неглубокие могилы

Как и всякий другой народ, имеющий развитую систему мифов и религиозных верований, египтяне испокон веков ощущали сильную потребность поступить со своими усопшими братьями и сестрами как-нибудь по-особенному. Славяне сжигали своих мертвецов, викинги отправляли их в последнее плавание на лодках, австралийские аборигены частично съедают своих покойников, после чего развешивают их останки на деревьях, а некоторые индусы до сих пор хоронят усопших только ночью, причем предварительно оплевывают их (в прямом смысле этого слова).

Древние египтяне проявили в этом отношении похвальную оригинальность — они быстро сообразили, что климат их страны дает им прекрасную возможность сохранять умерших в первозданном виде посредством естественной мумификации .

При определенных условиях (сухой воздух, хорошее проветривание и повышенная температура) может произойти естественная мумификация. Еще один благоприятный фактор — слабый жировой слой (алкоголики, дети и пенсионеры имеют повышенные шансы на мумификацию). Кожные покровы трупа становятся плотными, коричневыми, ломкими. Внутренние органы полностью высыхают, резко уменьшаются в размерах и представляют собой сухие бесформенные образования в виде пленок.

Трупы новорожденных при благоприятных внешних условиях могут полностью мумифицироваться в течение 3-4 недель. Для мумификации трупа взрослого человека необходимо значительно большее время — до 3-4 месяцев, а некоторые авторы считают, что для этого необходимо не менее 6-12 месяцев. Трупы в состоянии мумификации сохраняются неопределенно долгое время.

Погребальный обряд додинастического Египта (4 тысячелетие до нашей эры) был до безобразия прост: усопшего укладывали в позу эмбриона (ноги согнуты в коленях, подбородок подтянут к коленям, руки сложены на груди), заворачивали в ткань и закапывали в песок. В могилу также помещались простейшие предметы домашнего обихода.

Из-за отсутствия влаги и высоких температур тело человека, похороненного подобным образом, быстро высыхало. Облик очень сильно изменялся, труп деформировался — однако процесс гниения не происходил, поэтому умерший отлично сохранялся на протяжении многих столетий.

Примечательно, что захоронения богатых и знатных людей отличались от мест упокоения бедняков разве что количеством бытовой утвари, а также (позднее) — каменной или деревянной облицовкой стен могилы.

Соль — белая смерть

Постепенно естественная мумификация (высыхание) трупов перестала устраивать египтян, и они перешли к более сложному и надежному процессу бальзамирования — то есть химическому сохранению тела.

Наивысшего совершенства это искусство достигло примерно в 16 веке до нашей эры. Монополией на бальзамирование владели жрецы — самое влиятельное и просвещенное сословие древнего Египта.

Процесс разложения (гниения) быстрее всего сказывается на внутренних органах умершего. При бальзамировании их следовало удалить в первую очередь. Это помогало очистить душу усопшего от дурного влияния органов пищеварения — считалось, что внутренности загрязняли плоть, а через нее и астральное тело человека.

Мозг усопшего извлекался железным крючком через ноздри (для этого также использовались специальные ложки). Остатки мозговой ткани уничтожались с помощью специальных едких растворов.

Ритуальным каменным ножом делался разрез в паху, через который извлекались все внутренности, кроме сердца и почек. Тело тщательно вычищали и промывали пальмовым вином.

Сердце оставлялось покойному для прохождения последнего испытания — “психостасии”. Оно осуществлялось перед лицом бога Осириса в зале Двух Истин. На одну чашу весов клалось сердце умершего, а на другую — легчайшее Перо Истины, символ Маат — богини порядка и справедливости. Бог мудрости, счета и письма Тот записывал результат взвешивания. Если перо оказывалось тяжелее сердца, то человек попадал в “райские кущи”. Если сердце было отягощено грехами, то его владельца съедало чудовище Амт (лев с головой крокодила).

В 125-й “Книге мертвых” (своде священной литературы, состоящем из 186 не связанных между собой свитков) перечисляются основные человеческие грехи (так называемая “отрицательная исповедь”). Для райской жизни по египетским представлениям нужно быть покорным и терпеливым, не красть, не посягать на храмовое имущество, не восставать, не возводить хулу на фараона, а главное — быть чистым сердцем (“я чист, я чист, я чист” — так должен сказать умерший на суде).


Следующий этап бальзамирования — обработка натроном (солью, получаемой из высохших пустынных озер). Это была смесь из хлорида, карбоната и сульфата натрия, а также нитратов калия.

Прежде ученые предполагали, что умершего помещали в жидкий раствор натрона, однако сейчас установлено, что для процесса консервации тканей использовалась только сухая соль. Ее воздействие было настолько сильным, что у трупа вскоре отваливались ногти — именно поэтому их прикрепляли к пальцам покойного проволокой, или на них надевали специальные наперстки.

Предполагается, что тело лежало в солях 70 дней. Число 70 у египтян считалось священным — именно столько дней богиня Исида собирала куски разрубленного бога Осириса, прежде чем мумифицировать его.

После этого покойного обмывали водой и высушивали на солнце. Череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Существовал и более “продвинутый” вариант — голову наполняли нагретой смолой, заливаемой в нос через воронку.

Египтяне считали, что человек, подобно луковице, состоит из нескольких “слоев” (иначе говоря — душ). В этом они были рекордсменами — сложно найти еще одну религию, в которой говорится, что у человека целых семь душ.

Первая оболочка человека — Сах . Это вещественное тело человека. Оно ест, пьет, загрязняет по ходу дела себя и другие оболочки. Именно поэтому во время мумификации египтяне извлекали печень, желудок и так далее. Таким образом, древние восстанавливали “экосистему” Сах.

Вторая оболочка — Ка. Это эфирное тело, душа-двойник человека. После смерти египтянина Ка обитала в гробнице, принимая подношения. В случае опасности Ка, недолго думая, покидала мумию и вселялась в статую-копию.

Третья оболочка — Ба . Это сущность человека, его душа. Ба была не у всех, считалось, что душой обладают боги, фараоны и первосвященники. Остальных великие боги обделили Ба.

Четвертую, пятую и шестую оболочки человека звали одинаково — Эб . Но роли у всех Эб были разными. Четвертая вмещала сознание человека, пятая была ответственна за место и время рождения человека и его недуги. Можно назвать ее судьбой. Шестая — душа-смысл. Позволяла человеку следить за ходом мыслей.

Седьмую оболочку звали Ах , и она была частью основы Вселенной.

Внутренние дела

Особый интерес представляет собой то, как бальзамировщики поступали с изъятыми из трупа внутренностями.

Для каждого умершего изготавливались специальные сосуды — канопы . Их крышки были выполнены в форме голов сыновей бога Гора.

Канопов было четыре штуки. В первый, увенчанный человеческой головой (изображающей бога Имсета), помещалась печень . Второй сосуд, с крышкой в форме головы шакала (бог Дуамутеф) содержал желудок . Третий — с обезьяньей головой (бог Хапи) предназначался для легких . И, наконец, четвертый сосуд с головой ястреба на крышке (Кабек-Сневеф) хранил кишечник .

Таким образом органы покойного отдавались под защиту божественных существ, чтобы человек на том свете не чувствовал голода или жажды.

Канопы могли быть разного размера (от 10 сантиметров в высоту и более). Их изготавливали из алебастра, известняка, базальта и глины.

Мумии в компьютерной игре Diablo 2.

Миниатюрные изображения канопов вкладывались в соответствующие полости тела. Потом труп набивался бинтами, пропитанными смолой.

Разрезы, сделанные для удаления органов из трупа, первоначально не зашивались — их края просто стягивали друг к другу и склеивали воском или смолой. Однако позднее (с 1700 года до нашей эры) бальзамировщики начали сшивать их. В любом случае поверх разреза клалась пластина из воска или металла.

Красота — страшная сила

После проведения всех этих процедур жрецы получали “продукт”, который вряд ли был способен вызвать священный трепет у людей. Тело усопшего теряло 75% веса, кожа резко меняла цвет (неизбежное последствие бальзамирования), щеки вваливались, зубы выпирали наружу. Иными словами, мумия была, мягко говоря, страшненькой.

Ввиду этого особо остро вставал вопрос о восстановлении внешнего облика усопшего. Наибольшее внимание уделялось лицу. Щеки набивали опилками, чтобы восстановить их полноту. В веки вставляли льняные прокладки. В некоторых “провисших” местах под кожу вводились те же самые льняные бинты или смесь масла с содой.

Позднее (1100 год до нашей эры) деформированные тела стали исправлять смолой. Ее вводили в горячем состоянии. Она заполняла все полости и, застывая, фиксировала их в нужном положении.

Глаза мумий были обычно закрыты, поэтому льняных бинтов под веками было вполне достаточно. Однако иногда в глазницы вставлялись маленькие луковицы или камни, что придавало мумии более естественный вид.

Последняя стадия подготовки тела к загробной жизни — пеленание . Именно бинты составляют основу “имиджа” мумии. Считается, что среди жрецов, занимавшихся бальзамированием, имелись специалисты по бинтованию отдельных частей тела. Каждый палец ноги или руки бинтовался отдельно. Затем бинтами покрывалась вся конечность целиком. Перед пеленанием тела его покрывали особой туникой, на лицо клали квадратный кусок ткани, поверх которой бинтами делались ровные спиральные витки.

И, наконец, финальный штрих к портрету мумии — расписная маска (либо простая деревянная табличка, прикрепляемая поверх головы), передающая черты лица умершего.

После того как мумия была готова, ее упаковывали в “картонаж ” — несколько десятков льняных или папирусовых простыней, пропитанных смолой или соком акации. Высыхая, картонаж становился крепким, как дерево. Его укладывали в два (и более) ящика из кедра или сикоморы, входивших один в другой на манер матрешки. Ящикам придавались очертания человеческого тела (на них наносился рисунок, изображающий лежащего покойного в полный рост). Такие ящики археологи называют “антропоидами ”. Если покойный происходил из богатой или знатной семьи, его мумию помещали в саркофаг из мрамора, гранита, известняка или сланца.

Эконом-класс

Вышеописанный способ мумификации был самым трудоемким и стоил умопомрачительных денег. Поэтому полный комплект загробных услуг могли позволить себе лишь немногие египтяне.

Для людей среднего класса, желавших пожить нормальной жизнью в потустороннем мире, существовал “бюджетный вариант” бальзамирования.

С помощью специальной трубки в брюшную полость мертвеца впрыскивали кедровое масло. Внутренностей не извлекали. Все отверстия тела закупоривали, чтобы масло не вытекло, и клали тело в натровый щелок на 70 дней.

По истечении срока масло выпускали. Действовало оно очень сильно, за указанное время просто-напросто растворяло органы. В результате внутренности выходили наружу однородной массой. Щелок же разлагал жир — и от человека оставался иссушенный скелет, обтянутый кожей, иначе говоря — мумия.

В принципе, можно было поступить совсем уж дешево и сердито — заменить кедровое масло на сок редьки. Такая “третьесортная” мумия не могла сохраняться в течение тысяч лет, поэтому ее хоронили в обычной могиле.

Во время мумификации в тело нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался над сердцем мумии. Амулет должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде (про процедуру психостасии было сказано выше).

Непосредственно перед похоронами следовало необходимо провести процедуру “открывания рта” покойного (в буквальном смысле слова). Для этого использовался специальный железный инструмент — “мештиу”. Открывание рта считалось необходимым условием для потусторонней жизни.

Последний приют

Египтяне считали, что страна мертвых находится на западе (ведь именно там заходит солнце), поэтому похороны происходили на западном берегу Нила. Это был вход в “другую землю”. Самых влиятельных усопших туда отвозили на огромных ладьях.

“Жилища для вечности”, как называли египтяне свои гробницы, представляли обширные города мертвецов, лежавшие к западу от городов живых людей. Там, где Ливийская горная цепь близко подходит к Нилу, гробницы высекались в скале (характерно для верхнего Египта). В Мемфисе и в других местах, где условия местности были иные, гробницы возводились на земле, причем строители всегда заботились о том, чтобы разливы Нила не достигали городов мертвых.

Одно из самых знаменитых кладбищ — это так называемая Долина Царей. Она расположена в горах за древним городом Фивы. Здесь, в рукотворных пещерах-гробницах, хоронили лишь фараонов и наиболее влиятельных жрецов.

Во все времена находились предприимчивые люди, которым не давали покоя сокровища египетских гробниц. Возникали целые “мафиозные синдикаты”: деревни, которые промышляли налетами на города мертвых. Они действовали настолько успешно, что до нашего времени не дошло практически ни одного нетронутого захоронения.

Сам себе мумия

В 9 веке тибетский монах Кукай основал собственную школу Сингон и начал проповедовать там идею “Сокусин Дзёбуцу” — т.е. “Стать Буддой в собственном теле”.

Подвижники Кукая проводили сложную психологическую подготовку (молитвы и медитации), после чего приступали к финальному этапу жизни, длившемуся не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, полная отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. В диету включали все уменьшающиеся порции еды. Пища была пресной, из нее старались исключить питательные вещества.

Со временем организм праведника начинал пожирать собственные ткани. К концу фазы от человека оставались кожа и кости. Когда фанатик умирал, гнить было уже нечему. Труп помещали в сухое место, чтобы ускорить обезвоживание оставшихся тканей. Никакой дополнительной обработке мумия не подвергалась.

Для некоторых это может показаться изощренным способом самоубийства (если кто-то сядет в теплое сухое место и будет отказываться от еды, то он умрет и высохнет независимо от своего вероисповедания), но для буддиста подобная диета — вполне реальный шаг в пустоту.

Сувениры со смыслом

Посещая Египет в качестве туриста, очень важно знать истинное ритуальное предназначение приобретаемых сувениров (чаще всего это различные статуэтки).

  • Кошка — священное животное, символ домашнего уюта и здоровья. Она должна сидеть “на земле” или на тонкой подставке. Если кошка сидит на постаменте — это надгробная статуя. С таким же успехом вы можете повесить у себя на стене похоронный венок.
  • Скарабей — знак удачи. Однако если у него нет лапок, то он выполняет те же функции, что и кошка на постаменте. Такого можно подарить разве что своему заклятому врагу.
  • Фараон, имеющий прямую бороду (или если фигурка находится в движении) обозначает, что это изображение делалось с живого фараона. Если же его борода закручена или заплетена в косичку, то это — посмертная маска.
  • Канопы (из камня или алебастра) — весьма популярный египетский сувенир. Покупая его, задумайтесь — стали бы вы хранить дома миниатюрные гробы?
  • Базальт, оникс и алебастр — самые “безопасные” с мистической точки зрения материалы. Ни в коем случае не следует покупать вещи из гранита — считается, что этот материал вытягивает из человека энергию.

Разное.

  • Исследователи подсчитали, сколько стоит тот или иной способ египетской мумификации в современной валюте. Первый (самый дорогой) — 1200 долларов, второй — 300 долларов, третий — 75 долларов. Однако реальная цена гораздо выше — американская фирма “Summon” из Солт-Лейк-Сити предлагает всем желающим пройти после смерти мумификацию. Услуга стоит $60000 (в стоимость входит саркофаг из бронзы). Собственник лондонских магазинов “Harrods” (и отец последнего друга принцессы Дианы) египетский миллионер Мохаммед аль Файед намерен стать клиентом данной фирмы. Он рассчитывает поместить свою мумию в стеклянном саркофаге на вилле под Парижем.
  • Противоречивый 20 век подарил миру настоящую сенсацию из области бальзамирования — в 1924 году советские профессора Воробьев и Збарский осуществили мумификацию тела председателя Совнаркома РСФСР Владимира Ульянова (Ленина). Как бы мы ни относились к данному факту, следует признать его уникальность. Воробьеву и Збарскому удалось то, чего не могли сделать даже древние египтяне с их тысячелетней практикой мумификаций — ученые смогли сохранить прижизненную окраску тканей и максимальное портретное сходство с живым объектом.
  • Рядом с пирамидами стоит гигантская статуя льва с головой человека, изображающая, по всей видимости, царя Хефрена (Хафра) и выполняющая охранные функции. Арабы называли его Абул Хол — “Отец Ужаса”, египтяне — “Хор эм Ахет” (Хор в горизонте). Некоторое время назад ученые проанализировали следы эрозии на сфинксе и сделали сенсационное заявление о том, что эта статуя гораздо старше пирамид. Ее приблизительный возраст — 12000 лет. Ясновидящий Эдгар Кейси предсказал, что под левой передней лапой сфинкса есть тайник, в котором спрятана ценная информация (возможно — летопись Атлантиды). Геодезические исследования выявили, что там действительно имеются пустоты (тоннели?) и некая металлическая масса (медь или бронза).
  • В 1993 году немецкие ученые обнаружили в пирамиде Хеопса ранее неизвестный коридор (вернее, узкую щель между каменными блоками) длиной в 65 метров, заканчивавшийся каменной плитой. В 2002 году туда запустили специально сконструированного робота. Он смог просверлить плиту и обнаружил за ней комнату (вдумайтесь — она стояла нетронутой 4,5 тысячи лет), в одной из стен которой имелась дверь. Пока создается новый робот, способный открыть ее, ученые гадают — что может быть спрятано в этом тайнике? Вариантов множество — от несметных сокровищ до инженерных схем строительства пирамид.
Отсюда.
Настроение сейчас - находительское


Top