Как складывались отношения базарова и одинцовой. Что привлекло Базарова в Одинцовой? История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети

Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»

1. Данный признак не является характерным для однородных определений:

1) характеризуют предмет с одной стороны;

2) произносятся с перечислительной интонацией;

3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;

4) характеризуют предмет с разных сторон.

2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) белые голубые шары;

2) старый дубовый пол;

3) новая шелковая блузка;

4) большой чёрный камень.

3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) Мрачный угрюмый взгляд;

2) Глиняные деревянные игрушки;

3) Старый господский дом;

4) Красные синие флаги.

4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.

2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.

3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.

4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

5. В каком предложении нужно поставить запятую?

1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.

2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.

3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.

4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?

1) старая;

2) разбитая;

3) фаянсовая;

4) белая.

7. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.

2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.

3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.

4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.

8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.

2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.

3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.

4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.

9. В этом предложении между однородными определениями надо поставить запятую.

1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар.

2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.

4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.

10. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.

1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.

2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.

3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

11.Однородными определениями осложнено предложение:

1) Настали темные, тяжелые дни.

2) Щеки румяны, и полны, и смуглы.

3) Желтые дубовые заросли стояли в росе.

4) На рейде стоял французский линейный корабль.

12.Неоднородные определения есть в предложении:

1) Рука была морщинистая, бледная, худая.

2) Был серенький, промозглый, ветреный день.

3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.

4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.

13. Укажите, где надо поставить запятые в предложении

Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев)

1) 3. 2) 1, 2. 3) 2, 3. 4) 2, 3, 4.


Тематический контроль

по теме «Однородные члены предложения»

Цель урока:

Проверить знания учащихся.


I вариант

1. Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами, соединенными бессоюзной связью или повторяющимися союзами. Выделите союзы.
1. На взгляд-то он хорош да зелен. (И. Крылов.) 2. Приют наш мал зато спокоен. (М. Лермонтов.) 3. И взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. (И. Гончаров,) 4. Дни стояли пасмурные однако теплые. (К. Аксаков.) 5. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья (Л. Толстой.) 6. Не рыбачий парус малый корабли мне снятся. (Н. Некрасов.) 7. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А. Чехов.) 8. Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. (К. Паустовский.) 9. Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно. (К. Федин.)
2. Спишите текст. Подчеркните как члены предложения однородные члены. Как связаны между собой грамматически (союзной - сочинительной связью или бессоюзной)? Почему являются однородными?

Дополнительное задание: на чем основывается однородность слов холодной, высокомерной (красотой); осенний, травянистый (запах)? Почему слова разноцветные и махровые (гвоздики), тонких и зеленых (стручьях), а также чрезмерного, обильного и летнего (материнства) не являются однородными?

Какова роль большого числа определений в тексте?


Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой - наполовину в цветах, а наполовину - в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали - в третий раз за лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни. (А. Куприн. Гранатовый браслет.)
3. В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки препинания.

1. Ровное монотонное дыхание прерывается. (А. Серафимович.) 2. Радостное праздничное лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен. (А. Серафимович.) 3. Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? (А. Куприн.) 4. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни гетманскую грамоту. (К. Паустовский.) 5. Грин населил свои книги племенем смелых простодушных, как дети, гордых самоотверженных и добрых людей. (К. Паустовский.) 6. Из деревни доносились праздничные торжествующие крики выпущенных на волю петухов. (В. Распутин.) 7. Это была праздничная веселая итожная работа - молоть хлеб. (В. Распутин.) 8. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку. (А. Фадеев.)


4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными членами предложения.

1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, лишенный многих необходимых знаний, упорства... мужества, погружался в блеск славы. (К. Паустовский.) 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов... падал в темноту, вырывая из нее … полосатую будку часового, ... бронзовый памятник полководцу, ... колонну, украшенную замершими листьями. (К. Паустовский.) 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно... разговаривает сам с собой, ... свистит, … поет, ... сшибает палкой сухие листья. (К. Паустовский.)


Ключи к заданию 4

1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, но лишенный многих необходимых знаний, упорства и мужества, погружался в блеск славы. 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал в темноту, вырывая из нее то полосатую будку часового, то бронзовый памятник полководцу, то колонну, украшенную замершими листьями. 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие листья.


5.

1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - олицетворение прекрасных... Франции, Италии, Греции - казались печальными. 2. И... на столах, на рояле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени . 3. Пусть нет еще первого снега, но... уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.


Ключи к заданию 5

1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - олицетворение прекрасных стран : Франции, Италии, Греции - казались печальными. 2. И всюду : на столах, на ролле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. 3. Пусть нет еще первого снега, но все уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.


II вариант

1. Поставьте знаки препинания (если это необходимо) в приводимых ниже предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимися или двойными союзами.

1. Были и лето и осень дождливы. (В. Жуковский.) 2. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. (А. Пушкин.) 3. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. (Н. Гоголь.) 4. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно. (И. Гончаров.) 5. Средний сын и так и сяк. (П. Ершов.) 6. Там белые рубахи баб да пестрые рубахи мужиков да голоса да звяканье проворных кос. (Н. Некрасов.) 7. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой.) 8. С чужим я либо робел либо важничал . (М. Горький.) 9. дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы. (Л. Леонов.)


2. Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения.

Считаете ли вы, что в этом художественном тексте предложения с однородными членами - образные художественные средства? Почему текст выразительно передает динамику? Какова роль отглагольных существительных?

Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелит всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев - все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно не выхватится, не спасется от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно. (Н. Гоголь.)
3. В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки препинания.

1. Красные зеленые лиловые желтые синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам. (В. Катаев.) 2. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними. (Г. Бакланов.) 3. Ему стало легче и не так досадно под нависшим могущественным небом. (А. Платонов.) 4. Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полны редкой убогой жизни. (А. Платонов.) 5. Она действительно похожа на молодую белую стройную гибкую березу. (Б. Полевой.) 6. Крупный осанистый плечистый человек с ярко-синими глазами навсегда загорелом лице. (К. Чуковский.) 7. Из-под по повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо. 8. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме. (А. Фадеев.)


4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными члена ми предложения.

1. ... сил, ... чувств для ближних не щади. (Г. Марков.) 2. ... мысли, ... воспоминания, ... мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой.) 3. Его авторитет коренился... в занимаемом им высоком посту , ... в обаянии его образованности.


Ключи к заданию 4.

1. Ни сил, ни чувств для ближних не щади. 2. Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина. 3. Его авторитет коренился не только в занимаемом им высоком посту, но и в обаянии его образованности.


5. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в предложениях.

1. Каждый раз Настя находила под водой новые интересные …: то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку, то жестяную банку, то лиловый от холода и мертвый лист водяной лилии. 2. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - ... . 3. На днях я уеду в Москву, а все вещи: и барельеф, и портрет Гарибальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван-чая - ... .


Ключи к заданию 5.

1. Каждый раз Настя находила под водой новые интересные вещи: то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку, то жестяную банку, то лиловый от холода и мертвый лист водяной лилии. 2. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - везде. 3. На днях я уеду в Москву, а все вещи: и барельеф, и портрет Гарибальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван-чая - все это безропотно останется здесь зимовать.


Дополнительное задание: составить схемы данных предложений.

Урок 9 (18-19)

Обособленные определения

Цели урока:

Обобщение знаний учащихся об обособленных членах предложения, формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных членах.


Ход урока

I. Актуализация знаний

Дайте понятие «обособленных членов предложения». (Это такие члены предложения, значение которых особо подчеркивается говорящим с помощью интонаций обособления и выделительных пауз. Обособленные члены содержат дополнительную информацию. Они могут быть как одиночными, так и распространенными.)

Что называется определением?

Какие типы определений вы знаете? (Согласованные и несогласованные.)

Какие называются согласованными?

Какие называются несогласованными?

Дайте определение распространенных и нераспространенных определений.

Назовите правила обособления одиночных определений.


II. Анализ предложений

Определить роль обособленных определений в предложении.


1. Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных, оторваны от великого дела земли - и посланы убивать друг друга. (М. Горький.)

(Определения, выраженные однородными согласованными определениями, стоящими после определяемого существительного. Предложение осложнено уточняющим членом, выделяется тире.)


2. Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить свое восхождение. Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный. (Л. Толстой.)

(Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, обособляются, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.)

Замените определительный оборот оборотом со словом будучи . (Будучи усталыми до последней степени...)

Вывод: для проверки наличия обстоятельственного значения используется замена определительного оборота оборотом со словом «будучи». При возможности такой замены можно говорить о наличии обстоятельственного значения, что дает основание для обособления.
3. Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках. (М. Горький.) Он повернулся и ушел, а я, растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи. (К. Паустовский.)

(Определения, относящиеся к личному местоимению, обособляются независимо от степени их распространенности и местоположения.)


4. До шалаша мы добежали промокшие насквозь. (К. Паустовский.) Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный. (И. Гончаров.)

(Не обособляются определения при личном местоимении, так как определение по смыслу связано не только с подлежащим - местоимением, но и со сказуемым.)


Ах ты глупенький! О я несчастный!

(Не обособляется определение при личном местоимении в подобных восклицательных предложениях.)


5. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. (А. Чехов.) Мне навстречу, чистые и ясные, словно обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун... (И. Тургенев.)

(Распространенные или одиночные определения обособляются, если они отделены от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова.)


6. Даша ждала всего, но только не этой покорно склоненной головы. (А. Толстой.) Все смеющееся, веселое, отмеченное печатью юмора было ему малодоступно. (В. Короленко.)

(Определительный оборот, стоящий после определительных, указательных и притяжательных местоимений, тесно примыкает к ним, поэтому запятой не отделяется.)


Все, связанное с именем твоим, до сих пор продолжает волновать мою душу.

(В этом предложении определительный оборот имеет характер пояснения, уточнения, поэтому обособляется: все (а именно что?))

Вывод: Стилистическая роль обособленных определений, выраженных причастным оборотом, состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер. Но при употреблении причастных оборотов следует учитывать грамматические особенности, свойственные причастию как глагольной форме.
III. Тренировочные задания

Исправьте предложения, объясните причину ошибки.


Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.

(Причастия не могут иметь форму будущего времени.)


Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

(Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое - в форме прошедшего . В предложении есть речевой штамп «произвести глубокое впечатление».)


Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

(Нарушен порядок слов, поэтому смысл неясен.)


Сочинение надо было написать на тему, которую каждый учащийся мог выбрать из списка, который предложил учитель.

(Причастный оборот дает возможность устранить повторение союзного слова и избежать речевой ошибки.)


Выписать первый и второй абзацы из упр. 243. Определить стилистическое назначение причастий и прилагательных в тексте. Выполнить синтаксический разбор предложения второго абзаца. (Прилагательные, причастия в тексте придают легкость и благозвучие.)
IV. Итоги урока

Дайте понятие обособления.

Чем различаются согласованные и несогласованные определения?

В каких случаях определение обособляется?

Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются в том случае , если им придается большая самостоятельность (т. е. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или личному местоимению):
1. Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л. Толстой.) 2. Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький.) 3. Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. (А. Толстой.) Сравните: Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом, в черепаховых очках . (К. Паустовский.)
Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, кроме того, обычно обособляются:

а) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями.

Мальчик, стриженный, в серой блузе, подал Лаптеву чаю без блюдечка. (А. Чехов.)
б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами:

Бедный гость с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскал безопасный угол. (А. Пушкин.)


Домашнее задание

1. Выполнить полностью упр. 243.

2. Повторить обособление несогласованных определений, выраженных косвенными падежами существительных с предлогами.

3. Повторить теоретический материал о сложноподчиненных предложениях с придаточными определителями.

Урок 10 (20)

Синонимика простых предложений с обособленными

определениями с придаточными определительными

Цель урока:

Закрепить знания о структуре сложноподчиненных предложений; показать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в простом предложении; формировать умение пользоваться этими оборотами в речи.


Ход урока

I. Проверка домашнего задания




Top