Как снимался фильм сталинград. Съемочная площадка фильма «Сталинград» - как добраться, описание и фотографии

Киноэпопея "Сталинград" 1989 года и Федор Бондарчук October 5th, 2013

Решил в предверии самизнаетечего пересмотреть "Сталинград" Ю. Озерова, чтобы сравнить потом со "Сталинградом" Ф.Бондарчука. И что вы думаете? К превеликому удивлению, обнаружил в старом "Сталинграде".. молодого Федора Бондарчука...

Оказывается, в фильме Озерова , Бондарчук снимался в роли бойца Красной Армии, по имени Иван. В самом начале фильма его расстреливают за трусость. Но, к его счастью, мимо проезжает генерал Чуйков и жалеет Ивана - дает шанс исправиться. Боец Иван просит его: "Не убивайте, я искуплю...". Далее герой Бондарчука постоянно появляется в фильме то тут, то там, подтверждая правильное решение Чуйкова.


В осажденном Сталинграде, храбо уничтожает вражескую пехоту и бронетехнику

Его меткость замечают и назначают то ли командиром взвода снайперов, то ли инструктором...

Во взводе служит девушка

Боец Иван, в паре с девушкой, уничтожает фрицев. Девушка расстраивается, что ей приходится убивать людей. Иван (Федор) говорит, что они враги и не стоит переживать

В момент опасности, девушка признается, что любит Ивана (Федора).

Он тоже любит ее. Любовь торжествует над ужасами войны

Рефлексия девушка прогрессирует, вместо того чтобы стать безжалостным оружием против немцев, она переживает по поводу всего - и по поводу убитых ею немцев, и по поводу убитых немцами мирных жителей

Она впадает в истерику и бежит под огонь немецкого снайпера в безнадежной попытке помочь ребенку, у которого была убита мать

Немецкий снайпер ее тут же убивает

Федор тут же убивает немецкого снайпера

Сцена прощания с убитой девушкой

Что-то переворачивается в душе Ивана (Федора)

Боль потери

Но война продолжается! Иван (Федор) продолжает храбро воевать уже в другом подразделении

Отбивает налет немецкой авиации

Из всего отряда остается один в живых

Поняв, что не сможет в одиночку удержать плацдарм, белой ракетой вызывает на себя огонь нашей артиллерии...

По логике фильма - погибает как герой, хотя сама гибель остается за кадром...

Что можно сказать в целом? "Сталинград" (1989) снят будто продолжение киноэпопеи "Освобождение" того же Озерова. Несмотря на то, что "Освобождение" является действительно выдающимся произведением советского киноискусства, в художественном плане "Сталинград 1989" является калькой с предыдущего творения Озерова - и по концепции, и по работе оператора, и по сценарию, и по основным приемам игры актеров. Единственное отличие от съемок эпохи развитого социализма - туманные намеки, что Сталин был не так уж и хорош. Но намеки столь туманные, что даже непонятно, что это - дань времени (напомню - это годы Перестройки) или какие-то попытки осмыслить режиссером события истории.

Честно скажу, слабоват тот старый фильм. Выглядит, как последний выдох старого советского кинематографа: вроде и качественно, но вторично. За глобальностью событий - характеры героев уходят на 125 план. На фоне картонности характеров персонажей, многие сцены смотрятся крайне фальшиво. Но характеров и частных историй так много, что они забивают и эпохальное значение Сталинградской битвы и ее реальное течение. Т.е. непонятно становится, че же нас все били-били и вдруг РАЗ! и мы победили. Реально, той части истории, где Красная Армия имеет решающее преимущество и диктует свои условия немцам, посвящено буквально 10 последних минут из 3 часового фильма.

Ход мысли режиссера - показать страдания защитников. Показали. Как обычно в наших фильмах - буквально всех положительных героев тут же убивают. Но триумф окончания скомкан, плюс тут же сдобрен перестроечными нравоучениями про культ личности Сталина. А триумф был! И в историю Сталинград вошел именно, как ТРИУМФ Красной Армии. Из фильма понять это практически невозможно, если не знать историю. Впрочем, для того времени (1989 г) это объяснимо. Раньше все историю знали. Теперь - нет...

В этой связи, я хоть и опасаюсь Федора Бондарчука , как толкователя истории... безусловно пойду на премьеру фильма "Сталинград", в котором уже Федор уже не актер, играющий маленькую роль, а который сделал сам, как режиссер и продюсер. Посмотрим, что он там наваял... Априори уверен, что фильм будет снова не про Сталинградскую битву, а про какие-то душевные терзания в Сталинграде. Это тоже конечно метод... Более того, метод киноэпопей не столь уж и безупречен и чреват ненужной помпезностью и поверхностью, но блин, опасаюсь я, что все низведется до каких-то историй, которые могли произойти где угодно, где великое переломное событие Второй мировой войны - Сталинградская битва, лишь фон для душевных терзаний... Посмотрим, короче. Будем спорить о вкусе устриц, предварительно их попробовав:)

В 2013 году вышел фильм Федора Бондарчука под названием «Сталинград», события которого разворачивались на фоне битвы за одноименный город во время Второй Мировой войны. Живописные и дорогостоящие декорации, специально построенные для съёмок этой картины, какое-то время были доступны для посещения, однако сейчас от них почти ничего не осталось. Внештатный корреспондент «Йода» посетил и сфотографировал территорию бывшего завода «Ленспиртстрой» ещё до того, как оттуда исчезли все объекты из фильма Бондарчука.

Фильм «Сталинград» снимали не в Волгограде, как можно было подумать - город сильно изменился после войны, а исторических декораций почти не осталось. Поэтому съёмочная группа разместилась в посёлке Сапёрный под Санкт-Петербургом, на территории бывшего завода «Ленспиртстрой». Здесь проходили 90% съёмок фильма, а остальные 10% - на заводе «Красный треугольник» в Петербурге.

Строительство этого завода по производству технических спиртов началось в 1935 году. Во время Великой Отечественной войны наступавшие на Ленинград немецкие войска взяли деревню Новая, расположенную недалеко от Сапёрного, но уже через пару дней она была освобождена частями 4-й дивизии народного ополчения. В здании «Ленспиртстроя» размещался штаб 55-й армии, а также штабы других частей и военный госпиталь. Здание было разрушено во время проведения Усть-Тосненской операции в августе 1942 года, однако руины сохранились до сих пор - в основном, они использовались как съемочная площадка «Ленфильма». С 1997 года здесь также расположен мемориал, который был установлен после обнаружения останков погибших солдат. На данный момент территория бывшего завода относится к в/ч 20570 Ленинградской военно-морской базы.

Декорации строили 6 месяцев более 400 человек. На их создание было потрачено было около 5 млн. долларов. Наиболее заметным объектом стал фонтан «Дети», который превратился в один из символов военного Сталинграда после фотографии фронтового корреспондента Э. Н. Евзерихина. Фонтан располагался на Предмостной площади, однако сейчас в Волгограде его уже нет - после войны его восстановили, но позже было решено, что он не подходит облику города и «Детей» демонтировали. Однако в 2013 году фонтан был полностью воссоздан.

Этот фонтан - далеко не единственный реальный объект, построенный на территории «Ленспиртстроя». Также среди декораций можно увидеть немецкое кладбище с оградой в виде спинок кроватей, мельницу Гергардта (построенную в 1903 году и разрушенную в 1942 году), первая царицынская пожарная часть и драматический театр им. М. Горького, который легко заметить по фигурам львов, расположенных на входе. Некоторые из декораций были воссозданы также и внутри - например, продовольственный магазин, выполненный в духе сталинского ампира, в котором располагался штаб генерала-фельдмаршала Фридриха Вильгельма Эрнста Паулюса. Конечно, далеко не все объекты выполнены в исторической точности с оригиналами, но это уже можно списать на издержки кинематографа.

С июля 2013 года объект хорошо охранялся, а территории обнесли забором. Впрочем, по словам людей, которые пробирались на «Ленспиртстрой», с охранниками было легко договориться в том случае, если заплатить им определённую сумму. Правда, сейчас это уже не имеет смысла - в 2014 году декорации были полностью разобраны. От съёмочной площадки «Сталинград» остался только подорванный угол цеха и надпись на немецком.
Более 20 красочных фотографий - в

Давно не писала, хотя мото-события периодически в жизни случаются, все жду масштабного повода для поста - получения категории А в этом месяце;)
Но, поскольку с последнего прохвата сохранились приятные фото, напишу о месте, которое заинтересует петербуржцев.

Скатались мы в поселок «Саперный» близ Питера, где снимали главные сцены последнего фильма Бондарчука «Сталинград». Там, на территории заброшенной военной базы, находится самая масштабная декорация к военно-патриотическому фильму. Такая получилась заброшка с налетом апокалиптичности.

Чуть-чуть о фильме: Выбор места съемок был обусловлен тем, что в поселке Саперном – подходящие пейзажи. Именно здесь располагались единственные сохранившиеся со времен обороны Ленинграда руины. Завод Ленспиртстрой, построенный весной 1941 г., находился на линии фронта, в его подвалах располагался штаб 55-й армии. Здания были сильно разрушены и с тех пор не восстанавливались.


Остатки зданий были доработаны декораторами, достроены кирпичами из пенопласта. Разрушенные стены, в проломах которых видна обстановка квартир, битые стекла, лестницы с пропущенными пролетами, остов пианино, ветшающая скульптурная группа на площади, поустертые вывески магазинов, книги под ногами, все, как после бомбежки. Ленфильмовцы действительно постарались, выглядит, как настоящее, особенно издалека. Хотя ходить по едва приколоченным доскам, обломкам настоящего и фальшивого камня и кирпича иногда страшновато. (если поедете - соблюдайте осторожность).

Это уже не первая вылазка питерских байкеров в Саперный, но и в этот раз собралась большая колонна, триумфально проследовавшая по городу и заснятая на множество телефонов и планшетов прохожих).
На этом хватит текста, перейдем к фото. (прошу прощение за маленькое разрешение, обработала, как могла).

Панорама


моей моделью стал чей-то мотоцикл, надеюсь он не против).



На краю стены




Учебник по прогаммированию 82 года



Старый агит-плакат


Вниз метров двадцать пять)



Съемочные площадки фильмов часто становятся популярными. Так же случилось и с этими подмосковными декорациями к фильму Фёдора Бондарчука «Сталинград», который впервые в России снимается по технологии IMAX 3D.

Охрана «Сталинграда» взимает сумму за вход, которая примерно соответствует билету в кино. Купив «билетики» на одну сцену 3D-фильма мы отправились гулять по съемочной площадке, где снимали фильм «Сталинград».

Под одну из главных батальных сцен фильма были выбраны руины завода «Ленспиртстрой», разрушенного в годы Второй мировой войны и используемые для съемок не одного фильма:

Декораторы квартала Сталинграда подошли к своей работе масштабно. Если верить Википедии, то декорации строили 6 месяцев более 400 человек и потрачено было на все это около 5 млн. долларов.

Так как фильм художественный, то на съемочной площадке много деталей, которые должны подчеркнуть драматизм ленты. Например, немецкое кладбище с оградой, сделанной из спинок кроватей:

Это кладбище действительно было в Сталинграде и примерно в том же месте, что на съемочной площадке, но выглядело несколько иначе:

Оградка же не является фантазией декораторов фильма. Точно так была огорожена братская могила советских солдат на берегу Волги в Сталинграде.

На съемочной площадке были воссозданы самые примечательные здания Сталинграда того времени. Мельница Гергардта построенная в 1903 году и разрушенная в 1942 году:

Одно из самых впечатляющих зданий на съемочной площадке — первая царицынская пожарная часть (первоначальное названия города было Царицын (1589-1925), потом Сталинград (1925-1961) ну и наконец современное название — Волгоград):

Реальное здание было построено в 1897 году. В 30-х годах прошлого века власти города решили демонтировать каланчу, так как опасались покушений на членов исполкома:

Таким образом красиво разрушенной каланчи, как в будущем фильме, просто не могло быть в Сталинграде:

Некоторые здания на съемочной площадке имеют не только фасады, но и внутренние помещения. Одним из таких строений является декорация универсального магазина, который зачем то переименовали в «продовольственный магазин»:

В то время, когда немцы контролировали Сталинград, в универсальном магазине располагался штаб генерала-фельдмаршала (высшее воинское звание в немецкой армии, за годы Второй мировой войны это звание имели 26 военачальников) Фридриха Вильгельма Эрнста Паулюса, в нем же он и сдался в плен.

Зайдем внутрь:

Первым делом в глаза бросается люстра, выполненная в духе сталинского ампира, которая покачивается от сквозняка:

Внутреннее убранство выглядит так, как будто будущий фильм рассчитан на американцев, а не на русских. Каждый элемент декора подчеркивает принадлежность к Советскому Союзу.

Помимо названия магазина, вышел небольшой косяк и с фонарем:

Судя по фотографии первых бомбардировок площади Павших борцов, у фонарей было 3 плафона, а не два, но это, конечно, мелочи.

Немцы видимо были настолько в панике, что делали орфографические ошибки в надписях. Если верить Яндекс.Переводчику, то правильно писать — «schützengraben verlassen»:

Драматический театр им. М. Горького, точнее, его копия:

Ощущение, что декорацию делали по этой фотографии. Здание это было построено в 1915 году (речь идет не о декорации, а о том, что на фотографии) и являлось оно не театром, а Домом науки и искусств. Позже власть сменилась и здание сделали театром. Во время Второй мировой войны его разрушили. В 1952 году восстановленный театр открылся вновь. Сейчас это «Новый экспериментальный театр»:

У настоящего двойника театра, после восстановления, львы были перенесены. Теперь они находятся возле другого входа в театр:

Как я говорил вначале, для части декораций использовались руины старого завода. Основа этой комнаты - как раз и есть старые перегородки завода:

Если зайти за стену комнаты из прошлого кадра, то можно посмотреть как сделана декорация:

Вот эти стены были свидетелями настоящей войны, а не игрушечной:

Естественно, его тоже воссоздали оформители съемочной площадки:

В настоящем Волгограде этого фонтана уже нет, вместо него сейчас парковка. Хотя после войны его очень быстро восстановили, о чем свидетельствуют фотографии с первого физкультурного парада в Сталинграде, но потом посчитали, что он не соответствует облику восстанавливаемому городу и его демонтировали:

Много внимания декораторы уделили мелочам на съемочной площадке:

МЗМА-400 или 401. Эта машина была точной копией автомобиля Opel Kadett, но в годы сталинградской битвы этого москвича еще не существовало, так что тут он притворяется Опелем:

Сомневаюсь, что такого плана панно было в Сталинграде. Оно мне напоминает третьесортные кадры из американских фильмов, связанных с Советским Союзом, либо скриншот из компьютерной игры:

В большинстве своем декорации выполнены из пенопласта и фанеры, а потом раскрашены. Вроде как единственный взорванный дом во время съемок. В глаза бросаются пенопластовые кирпичи.

Фильм Федора Бондарчука« Сталинград» станет первым российским проектом, который покажут в кинотеатрах сети IMAX, и одной из первых военных драм, снятых в 3D. Для режиссера, оператора-постановщика, художников, декораторов, пиротехников и специалистов по визуальным эффектам эта картина — первый опыт работы со стереоматериалом. Результат можно будет увидеть совсем скоро, премьера намечена на 10 октября.

Константин Мееров


С местом съемок определялись долго. В Волгограде — далеко, в Москве — дорого. В результате под Питером нашли заброшенный военный полигон, где сохранилось несколько полуразрушенных зданий. К ним пристроили новые дома, в одном из которых располагался магазин и штаб немцев, а другой стал «домом Громова».


По сюжету в воздухе разрушенного города постоянно летает пепел, который, оседая, покрывает землю толстым серым слоем. Каждый день декораторы разбрасывали по площадке несколько мешков целлюлозных хлопьев.


Эпизод с полетом и падением немецкого бомбардировщика длится на экране две минуты. Работа над ним заняла у специалистов по компьютерной графике целый год.


«3D-технологии дают ощущение невероятно подробного и убедительного, да еще и объемного мира. Мне захотелось погрузить современного зрителя в выжженный город ноября 1942 года». Федор Бондарчук, режиссер

Режиссер фильма Федор Бондарчук и продюсер Александр Роднянский не собирались снимать очередной «великий фильм о великой войне» к 70-летию победы в Сталинградской битве. Их «Сталинград» — совсем «недатское» кино, это человеческая история о любви и смерти, о том, как хочется жить, даже если вокруг — кромешный ад. У фильма нет какого-либо литературного источника.

Сценарий писался на основе дневников и воспоминаний советских и немецких солдат, архивных материалов из Музея Сталинградской битвы, интервью тех совсем уже немногих, кто видел события Второй мировой своими глазами. Поэтому точных аналогий сюжету фильма искать не стоит. Так же как не стоит сличать выстроенные в окрестностях поселка Саперный под Петербургом грандиозные декорации с планом довоенного Сталинграда.

Здания, которые послужили прототипами, — универмаг, дом Павлова, театр и площадь Борьбы — находились в разных концах реального города, по сценарию же они стоят рядом друг с другом. Художник-постановщик картины Сергей Иванов (он знаком зрителям по фильму Павла Лунгина «Царь») не стремился в точности скопировать известные по старым фотографиям здания, главное было — воссоздать атмосферу разрушенного города, сделать его таким, чтобы зритель сразу и безоговорочно верил: все по‑настоящему, здесь идет страшная война.

Поэтому при разработке декораций художники учитывали только общие пропорции и стиль зданий Сталинграда, а вот детали прорабатывались самым тщательным образом. Предельное внимание к мелочам было нужно не только по эстетическим, но и по технологическим причинам: стереоформат предъявляет намного более высокие требования к детализации, чем традиционная техника съемки. В результате любой объект, любой фрагмент фасадов режиссер мог снимать хоть «в упор» — у зрителя не возникнет ощущения, что перед ним раскрашенный пенобетон.

Судьба ампуломета

Столь же тщательно, как к постройке декораций, художники и бутафоры отнеслись к моделированию техники и оружия, без которых немыслим военный фильм. Конечно же, в фильмах обычно снимаются не оригиналы, а копии. Часть техники строится с нуля, часть — на базе того, что доступно художникам. Советский Т-44 в «Сталинграде» превратился в тяжелый танк Pz. IV (T-IV). Башню Т-44 переделали, на корпус наварили дополнительные листы, закрыли катки щитами, на борта нанесли кресты.

Самоходную установку Marder («Куница») сделали на базе вездехода. А вот Т-34 — это полноразмерный макет из пластика и фанеры. Художники очень жалеют, что из-за недостатка времени не удалось построить копии ампулометов (разновидность огнеметов, выстреливающих стеклянными емкостями с зажигательной смесью). Упоминание о том, что это малоизвестное оружие использовалось защитниками Сталинграда, они нашли при подготовке к съемкам. Винтовки и автоматы для фильма изготавливались трех видов: для ношения, обычных съемок и боевых сцен.

В тех эпизодах, где советские бойцы сходятся с немцами врукопашную, актеры, чтобы не травмировать друг друга, дрались с резиновым или деревянным оружием в руках. Режиссер требовал максимальной достоверности, и все удары наносились по‑настоящему, в тело. По соображениям безопасности мебель, которую ломали в трюковых сценах, была изготовлена из мягкого и легкого бальзового дерева, а бьющиеся стекла — из сахара.

Стоп… Все живы?

В сценах рукопашных боев на площадке было занято более 50 каскадеров, а все актеры, участвовавшие в съемках, прошли «курс молодого бойца». На тренировках они с оружием в руках ползали в грязи, бегали среди воронок и прыгали через окопы. Особое внимание уделялось огневой подготовке, чтобы актеры в кадре пользовались оружием правильно и корректно отыгрывали выстрелы и взрывы.

Съемки тщательно планировались: для всех боевых эпизодов была сделана подробная раскадровка, сложные сцены по многу раз репетировались. Репетиции записывались на видео, и полученные ролики показывали всем членам съемочной бригады, чтобы каждый понимал, что и как должен делать. Практически всегда в постановке боев принимал участие супервайзер по компьютерной графике Дмитрий Широков, который подсказывал, что будет дорисовано и добавлено в кадр позднее.

Съемка в стереоформате вносила в работу каскадеров свои коррективы. «В стереофильме нет второго плана в привычном понимании, — рассказывает постановщик трюков Сергей Головкин, — все элементы сцены находятся в фокусе и имеют одинаковую важность. Вначале многим подобное положение вещей было непонятно. При обычных съемках мы можем рассмотреть удары и отыгрыши актеров переднего плана, в то время как движения персонажей, расположенных дальше, расплываются.

Поэтому и требования к «копошащимся» людям на дальнем плане не самые высокие, так что зачастую для заполнения кадра привлекается массовка или реконструкторы. В фильме «Сталинград» этого делать было нельзя, так как было видно все и всех. Поскольку все бои сопровождались взрывами, то вслед за командой «Стоп!» почти всегда звучал вопрос «Все живы?»».

Построить, чтобы разрушить

Учитывать особенности стереоформата приходилось и пиротехникам. Расчеты, проводимые для двумерного кино, не годились. Пришлось изменить плотность и интенсивность взрывов. Чтобы в кадре появилась глубина, пиротехнические заряды разносились на определенное расстояние. Был еще один момент, который серьезно влиял на работу пиротехников. По словам «главного по взрывам» Михаила Марьянова, «при взрыве поток горячего воздуха легко мог сбить тонкие настройки зеркал камеры, поэтому заряды закладывались с учетом этого фактора».

Много времени ушло, чтобы добиться правильной картинки летающего в воздухе пепла. «Если пепел падал близко к камере, то выглядел пятном, если далеко, то пропадал стереоэффект».

Перед съемкой боевых сцен специалисты всегда предельно внимательно осматривали площадку и убирали все камни. Вырытые под заряды лунки засыпались мягким торфом.

Каждый участник, каскадер или актер, знал расположение лунок и свой маневр — было сделано все, чтобы никто случайно не подорвался. За каждым из исполнителей в момент съемок был закреплен пиротехник, который «вел» своего человека и дистанционно управлял срабатыванием взрывчатки.

Настоящим экзаменом для пиротехников стало обрушение «дома Громова», где происходит основное действие фильма. Это была невероятно ответственная задача: в распоряжении группы был всего один съемочный дубль, выстроить здание заново было бы уже невозможно. Будущее обрушение учитывалось еще на этапе проектирования. Дом построили из легких материалов — пенобетона и дерева, а не из кирпичей, чтобы разлет осколков был минимальным. Точно рассчитали места заложения снарядов, поэтому при детонации дом рушился под собственным весом. Непосредственно перед съемкой конструкцию здания максимально ослабили, убрав все перекрытия.

Живые факелы

Но самым сложным абсолютно для всех стал эпизод, когда после взрыва баков с горючим горящие, как факелы, советские солдаты бросаются в атаку на немецкие позиции. Рассказывает Сергей Головкин: «Температура даже в безопасной зоне зашкаливала, и хотя пиротехники делали все возможное, чтобы огонь был минимально допустимым для кадра, стояла нечеловеческая жара. Такого количества одновременно горящих людей в кадре в российском кино не было точно — как, наверное, и в мировом.

Сцена репетировалась уже перед полностью готовыми камерами. Все участники выучили назубок каждое свое действие. В этот момент абсолютно все, включая ассистентов и страхующих, были одеты в форму красноармейцев, чтобы в случае попадания в объектив не испортить кадр. Мы произвели 96 горений за три съемочных дня. При этом на площадке одновременно горели 14 каскадеров». Во избежание ожогов каскадеры покрывали костюмы защитным гелем и надевали защитную маску-«лицо».

Железная работа

Отснятый на горящей площадке видеоматериал поступил в распоряжение специалистов по компьютерной графике. Над всеми визуальными эффектами в фильме работали художники студии Main Road|Post. Они усилили огонь, смешав настоящее пламя с его цифровой симуляцией. Кроме того, добавили компьютерные модели людей и превратили день в ночь с помощью цветокоррекции. По словам главы студии Армана Яхина, огонь в «Сталинграде» стал для Main Road|Post визитной карточкой.

Объемы его симуляции потребовали обновления и увеличения производительности «железа». В обработке графики участвовали не только 240 процессоров самой студии, но и 30−35 личных компьютеров, которые подключались к работе в ночное время. Симуляция одного кадра занимала от двух до семи терабайт дискового пространства.

В тех кадрах, где горящие бойцы падают с обрыва, фигурируют компьютерные модели людей. Их строили в трехмерном редакторе, опираясь на фотографии актеров. Для анимации моделей использовались разные технологии: часть действий анимировалась по ключевым кадрам, часть — при помощи техники захвата движений.

Спайдермен и хоббит в Сталинграде

В отличие от многих картин, которые снимались в обычном режиме, а потом с помощью компьютерных программ конвертировались в стереоформат, «Сталинград» от первого до последнего кадра снят в 3D. Зачем? Стереотехнологии позволяют добиться эффекта присутствия. «Нам важно, чтобы зритель очутился в этом городе и почувствовал каждой клеточкой кожи страх, любовь и ненависть, — объясняет режиссер. — Это вечное стремление кинематографистов стереть границу между экраном и аудиторией».

Для работы над фильмом пригласили группу американских стереографов, работавших на съемках «Нового Человека-паука» и «Хоббита». Вместе с ними в Россию приехало и нужное оборудование. Для съемок выбрали стереориг (платформу для установки камер с возможностью программирования всех перемещений) компании 3аlity. На стереориге крепились две камеры Red Epic, причем одна (горизонтальная) снимала напрямую, а вторая, установленная объективом вниз, — через отражение в зеркале, расположенное под углом 45 градусов.

В общей сложности у команды операторов было семь камер Red Epic и три вида ригов, и это позволяло реализовать любую идею режиссера. Рукопашные схватки и крупный план оператор-постановщик Максим Осадчий мог снимать с плеча, сцены с плавным движением — со стедикама, а панорамы — расположившись на высоком кране. Общие планы с пролетами снимались с канатной дороги, по которой скользила закрепленная стереоустановка.

Планируя съемку, стереографы сразу «прицеливались» к конвертации фильма для показа в IMAX. Россиян консультировал Мэттью Блю, работавший над «Рассветом планеты обезьян» (выходит в 2014 году). При выстраивании композиции кадра приходилось учитывать, например, такой эффект: лицо, снятое слишком крупно, в IMAX «нависнет» над зрителями четвертого ряда. Чтобы не промахнуться с размерами изображения на экране, отснятый материал тут же на площадке просматривали на стереомониторе, перед которым «рассаживали» картонные фигурки людей.

Реальные зрители смогут выбирать, посмотреть фильм в IMAX, «обычном» 3D или старом добром 2D: по словам Бондарчука, в России почти 15% зрителей ни за что не пойдут смотреть фильм в 3D просто потому, что не воспринимают этот формат.




Top