Как со мной случился Майкл Джексон. Записки неофита

Я такой же, как все . Порежусь — и пойдет кровь.

У меня одна из самых длинных музыкальных карьер в мире. И я страшно горд, что стал тем избранным, кому была дарована неуязвимость.

Я стал музыкальным ветераном еще тогда, когда был ребенком.

Все, кто стал звездой в детстве, проходят через один и тот же период страданий. В какой-то момент ты уже не тот очаровательный ребенок, каким был совсем недавно. Ты растешь, и это не нравится тем, кто вокруг тебя. Потому что они хотят, чтобы ты был маленьким вечно.

Мой отец был гениальным менеджером. А я хотел, чтобы он просто был отцом.

Я думал о структуре музыкального произведения с детства. Пожалуй, самое большое влияние на меня оказал Петр Чайковский. Если вы возьмете «Щелкунчика», то увидите, что каждая мелодия там — это хит, все до единой. И я подумал: «А почему в поп-музыке не может быть такого альбома, где каждая песня — это хит?»

Самый лучший способ научиться — это смотреть на то, как работает мастер.

Я всегда хотел создавать музыку, которая будет влиять на последующие поколения и вдохновлять их. Ну, в самом деле, кому интересно быть смертным?

Я никогда не говорил: «Я — Иисус». Но, наверное, какие-то параллели между Христом и мной все же есть. Может быть, я был послан сюда, чтобы нести благую весть через танец. Но у меня нет никакого комплекса мессии.

Почему вы не говорите людям, что я пришелец с Марса? Напишите, что я пожираю живых куриц и каждый вечер устраиваю ритуал вуду. Люди поверят всему, что вы скажете, потому что вы — журналисты. Но если я, Майкл Джексон, скажу: «Я — пришелец с Марса, пожираю куриц живьем, и каждый вечер у меня танец вуду», люди скажут: «Черт, этот Майкл Джексон безумец. Он совсем спятил. Теперь вообще ни одному его слову нельзя верить».

Если бы все те обитатели Голливуда, кто перенес пластическую операцию, решили бы в один момент уехать на каникулы, в городе не осталось бы ни одной живой души.

Чем больше звезда, тем больше лжи.

Людям кажется, что они знают меня, а мне кажется, что они ошибаются.

Мне нравится E. T. (персонаж фильма «Инопланетянин» Стивена Спилберга. — Esquire), потому что он напоминает мне меня самого. Кто-то из другого мира спустился сюда, на землю, и ему 800 лет, и он способен научить тебя мудрости и способен научить тебя летать. Это же великая вещь. Разве есть кто-то, кто не хочет научиться летать?

Я мечтательный и творческий человек. Господь дал мне определенные таланты. Ненавижу эту аналогию, но я в чем-то похож на Диснея — я талантлив, но не умею управляться с делами.

Я никогда не боялся выйти на сцену. Я чувствую себя там значительно комфортней, чем где-то еще.

В доме, полном людей, легче всего почувствовать себя одиноким.

Я всегда хотел немного внимания.

Если, приходя в этот мир, ты чувствуешь, что любим, и, покидая его, ты чувствуешь то же самое, то все, что произойдет между этими двумя событиями, поправимо.

Cамая сильная вещь в мире — это человек и его молитва.

Так хорошо быть живым.

Первый полноценный (по меркам артиста) хит Джексона, песня «Billie Jean» посвящена одной из групи - девушек, следующих за музыкантами в турне. Та заваливала Майкла письмами и преследовала его после концертов, утверждая, что Джексон - отец ее ребенка и им суждено быть вместе, чем изрядно выводила артиста из себя. По одной из версий, поклонница, осознав, что взаимность ей не светит, даже прислала Джексону по почте пистолет, предлагая ему застрелиться в один день с ней и ее сыном. С групи все обошлось - ее отправили в лечебницу, а вот сам музыкант после этой истории еще долго не мог прийти в себя. Песня между тем продержалась на первых местах американских чартов с осени 1982-го по февраль 1983-го. Кстати, именно во время исполнения «Billie Jean» Майкл впервые продемонстрировал знаменитую лунную походку.

1983, «Thriller», «Thriller»

Народ раскупил шестой альбом музыканта так быстро, что он (альбом) до сих пор держит рекорд как самая продаваемая пластинка в мире. «Thriller» принес артисту девять (!) суперуспешных синглов, семь премий Grammy и семь же Ameriсan Music Awards. Что касается самой песни, то причины ее популярности очевидны: балладность, совмещенная с лучшими образцами диско-музыки, дополненная элементами фанк-композиции «Give It to Me Baby» Рика Джеймса, - весь этот коктейль не мог не сработать. Нельзя забывать и про клип: драматическая история про парочку, идущую по кладбищу, полному зомби, отлично сработала на американском TV.

1983, «Beat It», «Thriller»

80 актеров, изображавших две банды, из которых 62 были реальными членами уличных банд, - такой клип не мог не снискать популярности. Впрочем, вскоре после релиза песня была использована в новом ключе - Национальная комиссия по безопасности дорожного движения сопроводила ею антиалкогольную кампанию «Drinking and Driving Can Kill a Friendship». За ее поддержку Джексону был вручен орден в Белом доме. По мнению Рональда Рейгана, «Джексон являл собой пример того, чего может достичь человек, свободный от алкогольной или наркотической зависимости». Кстати, гитарное соло к песне исполнил легендарный гитарист Эдди Ван Хален.

1985, «We are the World», сингл

«We Are the World» была записана для кампании по сбору гуманитарной помощи голодающим в Эфиопии. Все деньги, собранные при продаже и исполнении, были направлены в Африку. А те кто исполнял эту песню с Джексоном, называли себя USA for Africa, где USA расшифровали не как США, а как United Support of Artists, «объединенная поддержка артистов». При записи, кстати, все эти USA for Africa не раз конфликтовали. Главный спор разгорелся вокруг желания Стиви Уандера спеть одну песню на суахили - одном из самых популярных языков Африки. Эрудированный Боб Гелдоф (британец, исполнявший главную роль в фильме «the Wall») заявил, что эфиопы не говорят на суахили. Оставлять оригинальную строчку в тексте - «sha-lim sha-lingay» (бессмыслица вроде «ла-ла-лей») - никто не хотел. Спорили переходя на крик несколько часов. Решение нашел джазист Эл Жарро - он предложил слова «one world, our word», которые потом заменилиы заменили на «one world, our children».

1987, «Smooth Criminal», «Bad»

То, что у тебя есть возможность слушать эту песню, можно назвать случайной удачей: Джексон не планировал включать ее в альбом и решился в последний момент. Но если уж решился, то решил идти до конца: на «Smooth Criminal» было снято видео, в котором Майкл предстал в новом амплуа томного романтического героя, что обеспечило ему еще большую популярность у подрастающего поколения (преимущественно женской его части). Кстати, альт-рокеры Alien Ant Farm в 2001 году выпустили кавер на этот трек - послушай их версию, если оригинал для тебя слишком «мягкий».

1991, «Black or White», «Dangerous»

Насколько популярным был в 1991-м Эм-Джей? Как бог. Достаточно и того факта, что крупная партия его дисков за несколько дней до начала продаж была украдена прямо из аэропорта - вооруженные молодчики влетели в здание аэропорта и похитили 30 000 экземпляров. Dangerous? Еще как! Сама песня как нельзя лучше передавала настроения толпы: 1991 год многими считался годом начала крушения «американской мечты». Всеобщее процветание так и не наступало, все чаще заходила речь о мировом экономическом кризисе, а столкновения на расовой почве и не думали прекращаться. Чуткий к проявлениям расизма Джексон (к тому моменту уже сильно осветлившийся) выпустил песню со словами «Если ты заботишься о моем ребенке, не важно, черный ты или белый» - она стала гимном борьбы за равные права, гимном пацифистского движения и в принципе гимном всех, кто призывал к толерантности. А основной рифф «Black or White», между прочим, сыграл Слэш.

1991, «Remember the Time», «Dangerous»

Все, кто хоть раз включал телевизор в первой половине 90-х, наверняка помнят безумный клип с Эдди Мерфи и моделью Иман в роли фараона с супругой в Древнем Египте - вместе с шутами, жонглерами и Майклом Джексоном. Видео не сходило с экранов несколько лет и при этом было одним из самых дорогих, как у Эм-Джей, так и в мире (его превзошел клип на песню «Scream», занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой - на него было потрачено $7 млн).

1995, «They Don’t Care About Us», «History»

К предпоследнему альбому Джексон всерьез сосредоточился на социальных песнях. Трек «They Don’t Care About Us» посвящен политикам, индифферентным к судьбе граждан (в клипе на песню демонстрируется пример несправедливо осужденных заключенных в тюрьмах). Увы, к тому времени к текстам Джексона было приковано столько внимания, что едва ли хоть одна из них получала однозначные оценки. Ранее певцу приходилось неоднократно переписывать слова, чтобы не быть воспринятым неверно (такая судьба, например, постигла вышеупомянутую «We Are the World»). «They Don’t Care About Us» постигла та же участь: из-за вырванного из контекста песни слова «jew» песня была названа антисемитской, и соответствующие обвинения еще долго преследовали Джексона.

29 августа 1958 года на свет появился удивительный человек, чье имя без всяких сомнений вошло в историю. Майкл Джексон стал настоящей эпохой не только в мире музыки, но и в мире культуры в целом. Афиша вспоминает золотые вехи творчества и жизни человека, который был другом и героем мира музыки для каждого из нас, человека, который сумел объединить целую эпоху вокруг себя.

В этом году Великому Майкла Джексону исполнилось бы всего лишь 59 лет, но он сумел оставить после себя огромное количество мыслей, музыки и историй, для усвоения которых потребуется еще не один год.

Первый в эфире

Прекрасно знакомое каждому видео Billie Jean cтало самым первым клипом черного артиста, показанным на телеканале MTV. Случилось это в марте 1983 года, когда канал MTV был еще не бог весть каким масштабным и пафосным и даже считался прогрессивным по меркам эпохи.

Первый в продажах

Альбом Thriller (с ним слава Майкла стала глобальной и докатилась даже до Советского Союза) на сегодняшний день считается самой продаваемой пластинкой всех времен и народов. По состоянию на 2016 год продано 65 миллионов копий! Запись самой пластинки обошлась в немалые 750 тысяч долларов, и с технической точки зрения Thriller считается одним из последних шедевров аналоговой звукоинженерии.

Лунный парень

Знаменитую лунную походку Майкл придумал, глядя на выступления великого французского мима Марселя Марсо. Следует при этом добавить, что в целом сценические движения Джексон подсматривал у певца Джеймса Брауна.

История жизни

Многим из нас кажется, что карьера Майкла зазвучала вместе с альбомом Thriller, однако, это не так. На самом деле, эта пластинка является не много не мало — 12-ой на счету исполнителя. Для Thriller Майкл написал сам четыре песни из девяти: Wanna Be Startin’ Somethin, The Girl is Mine, Beat It и Billie Jean. На следующей пластинке, которая так же стала ошеломительно популярной — Bad, исполнительные продюсеры дали Майклу свободу, которой он сумел мудро воспользоваться. Майкл Джексон является автором 9 песен из 11, которые в итоге вошли в треклист.

Белое и черное

Американские радиостанции, которые специализировались исключительно на музыке белых исполнителей все таки взяли в свой эфир композицию Beat It, воспользовавшись фактом, что гитарное соло в ней исполнял Эдди Ван Хален. Эдди записал эту легендарную партию абсолютно бесплатно.

Хороший плохой злой

Еще один факт о песне Bad, с которым мало кто знаком. На самом деле режиссером клипа на эту композицию в итоге стал сам Мартин Скорсезе, а в качестве актера там появился набирающий тогда карьерные обороты Уэсли Снайпс.

Шоу его мечты

В его голове музыка звучала всегда, он всегда стремился к масштабу, удивлению, воодушевлению. Каждый концерт, на котором удалось побывать слушателю становилось огромным событием, важным не только для Майкла, но и для жизненного пути зрителя. Шоу Майкла Джексона — это огромная работа, потрясающая визуализация, настоящее кино, которое как будто бы разворачивается перед Вами в живом режиме. Мечтой его жизни было создание такого шоу, которое войдет в историю, которое станет неповторимым. Репетиции, планирование, сценарии и сценография — все эти механизмы уже были запущены, когда Майкл планировал свое возвращение на сцену. Только внезапная смерть этого удивительного человека сумела навсегда отделить эту мечту от реальности.

Удивительная музыка, потрясающие ритмы, незабываемые движения — все это он так прекрасно, так ошеломительно громко и душевно он подарил всем нам, всем своим слушателям. Майкл Джексон сумел научить многому каждого из нас: научить нас правильно двигаться и слушать музыку, научить нас думать шире и не обращать внимания на посредственности, которые нас часто окружают, научил верить в свою мечту и идти к ней несмотря ни на что. Спасибо, Великий музыкант, с Днем Рождения, Великий Майкл Джексон!

Читайте Афишу — будьте в эпицентре событий!

by Записки Дикой Хозяйки

В мире не так много имен, настолько же известных, как имя выдающегося американского артиста, лауреата девятнадцати «Грэмми» и бессчетного количества разнообразных премий, музыканта, во многом предопределившего развитие современного шоу-бизнеса, самого успешного исполнителя всех времен, рекордсмена продаж… Майкл Джексон - имя, которое принесло миллиарды. Газетчики, папарацци, шарлатаны-знахари, дипломированные врачи, лучшие хирурги, психологи, косметологи, адвокаты, агенты, продюсеры, мошенники, шантажисты, вымогатели - сколько из них сумели урвать немного житейских благ от его популярности? Его знали все и - как ни банально это звучит - кто же знал его по-настоящему?

Впервые Майкл вышел на сцену в неполные пять лет вместе со своими старшими братьями. The Jackson 5 (Пятерка Джексонов) - гениальный коммерческий проект их отца, Джозефа, человека жестокого и волевого, который побоями и унижениями продвигал своих детей ко всему, о чем мечтал сам - к деньгам и славе. Артистичные мальчики с неплохими вокальными данными, с задорными песнями в стиле диско и обаятельным пухленьким курчавым ангелочком, малышом-вокалистом, который к тому же просто отлично двигался - по тем временам этот ход был свежим и креативным. The Jackson 5 стали мегапопулярной группой, но успех давался постоянной работой, частыми выступлениями, изматывающими репетициями. Мальчики учились на дому, чтобы не отрываться от гастролей, отец, несмотря на неплохой доход, зверствовал - взрослый Майкл неохотно вспоминал о тех днях.

В 1970 году, когда композиция братьев «I Want You Back» (а за ней и три последующих сингла) заняла первое место в американских хит-парадах, Майклу было всего двенадцать лет. Ему стало тесно быть «одним из…» и в тринадцать он решил записать сольный альбом. Уже в 1972 его сольный хит «Ben» впервые возглавил чарты, а в 1978 году двадцатилетний Джексон начал совместную работу с продюсером Квинси Джонсом. Через год мир увидел «Off the Wall» - яркий, успешный альбом, который понравился и критикам, и слушателям. Майкла полюбили - милый и очень симпатичный юноша прекрасно танцевал, отлично пел, пока … Пока на мир в 1982 году не рухнул «Thriller». Тогда началась истерия.

«Thriller» был похож на «Off the Wall» - тот же микс из поп, соул, фанк, и даже рок элементов, но что-то неуловимо изменилось. Мягкий Майкл превратился в агрессивного, пылающего, тексты песен наполнились сумеречной силой, параноидальными мыслями, сверхъестественными сущностями.

Ангельское начало в Майкле подменили бесовским: притяжению его новой неприкрытой сексуальности не смог противостоять никто. «Thriller» был объявлен Книгой рекордов Гиннеса «наиболее продаваемым альбомом за всю историю», продержался в престижнейшем рейтинге Топ 200 журнала Billboard бесконечные девять месяцев (37 недель) и не покидал этот чат 122 недели или почти два с половиной года. Альбом разошелся в мире более чем сотней миллионов копий, а в Америке уступил по продажам лишь «The Greatest Hits» группы The Eagles. Сингл «Billie Jean» стал самым успешным произведением Джексона за всю его карьеру и до сих пор является одной из популярнейших музыкальных композиций в мире.

Длинные сюжетные видеоролики из «Thriller» вмиг подняли популярность новенького тогда еще канала MTV и стали основой его формата, а продемонстрированная Джексоном «лунная походка» взметнула волну обожания до состояния социального безумия - даже вполне серьезные люди заговорили о том, что музыкант - не иначе как Мессия…

Потом был контракт с Pepsi, дуэт с Полом Маккартни, переговоры с Фредди Меркьюри, большой благотворительный проект совместно с Лайонелом Ричи в помощь детям Африки и осуществление детской мечты - строительство волшебной страны Neverland. Майкл Джексон купил ATV Music Publishing вместе с правами на песни The Beatles и выпустил альбом «Bad» - коммерчески успешный и качественный продукт, в поддержку которого совершил грандиозное по затратам турне.

Но в волшебном хрустале всеобщего обожания вдруг появились первые трещины. Да, Майкла всегда считали странным, но радикальные изменения внешности постепенно стали вызывать нездоровый ажиотаж: чернокожий певец примерно за два года сменил цвет кожи и стал просто слегка смуглым, его нос потерял характерную расовую форму и заострился, губы стали тонкими, скулы - высокими. Пресса с упоением перемывала кости некогда обожаемому идолу, а он не нашел лучшего выхода, как удалиться от всех в Страну, которой нет. Изменения внешности Майкл объяснит лишь один раз, в автобиографии: бледная кожа - результат витилиго и желания пятна загримировать. Пластику делал на носу и на подбородке. Остальное - результат взросления, упражнений и диеты.

Ирония судьбы или самого Майкла, но его второй взлет случился благодаря синглу с названием «Black or White» - релиз на телевидении был разрешен только после того, как из видео были удалены сцены откровенно порнографического содержания. Но именно «Black or White» хоть немного приблизился к успеху «Billie Jean» и надолго занял верхнюю строчку чартов. Альбом «Dangerous», в который вошел скандальный хит, не достиг успеха ни «Thriller», ни «Bad». А через неполных два года после его выхода, в 1993 году, разразился грязный сексуальный скандал - Джексона обвиняли в развращении маленького мальчика, гостя его ранчо Neverland.

Пресса вытянула на потеху публике нелицеприятные подробности из детства Майкла, личной жизни его сестер и братьев. Вымыслы, клевета, лжесвидетельство - с одной стороны горячие заявления немногочисленных друзей Майкла, с другой - убедительная история семьи мальчика. Масла в огонь подливал и сам Майкл, появляясь на публике с аристократически бледнеющим лицом, в странных одеяниях и не отрицая слухи о своих ненормальных привычках. Дело ничем так и не закончилось - говорят, Майкл откупился, чтобы прекратить пытку. А еще говорят, что сомнительная, но очень предприимчивая семья пострадавшего Джордана Чендлера неплохо заработала - но на Майкле зарабатывали все и всегда, так что кому этот факт интересен?

Претенциозный и дорогой «HIStory: Past, Present and Future - Book I» 1995 года, в который вошел дуэт с сестрой Джанет и видео с тогда еще женой, Лизой-Марией Пресли, показал неплохие результаты, но публику уже куда больше интересовали подробности, выуженные из грязного белья, а не из головы или сердца Короля поп-музыки. И Майкл как специально раздражал жаждущий не хлеба, но зрелищ народ - в 1997 году легендарный музыкант женился на некрасивой и малообразованной женщине, медсестре из дерматологической клиники. Дебора Роу родила Майклу двоих детей - Принса Майкла и Пэрис Майкл Кэтрин, после чего пара развелась, а мать от родительских прав отказалась. Третьего ребенка выносила суррогатная мать, с которой Джексон даже не был знаком.

XXI век стал и для карьеры, и для здоровья, и для финансового благополучия Майкла полностью провальным. Так тяжело дающиеся новые альбомы не получали отклика, траты превышали доходы и в затылок дышала угроза банкротства, коммерческие неудачи следовали одна за другой. На фоне сообщений о пошатнувшемся здоровье поп-идола разразился еще один скандал, связанный со странным отношением Майкла к детям. Арест, публичный суд, оправдание и снятие всех обвинений - Майкл менее всего похож на педофила. Он даже не был взрослым, несмотря на свои года, и видел в детях лишь товарищей для игр… А дети - и особенно их родители - замечали в Майкле только солидный банковский счет и беззащитность, которой грех не воспользоваться.

Безысходностью веяло от попыток Майкла Джексона вернуться на сцену и восстановить статус короля поп-музыки. В марте было объявлено о грядущем концертном туре по Великобритании - музыкант должен был получить за выступления около 50 миллионов фунтов стерлингов. Но один только внешний вид Майкла Джексона на пресс-конференции, посвященной будущим концертам, вызывал шок: не лицо, а бледно-меловая маска, обтягивающая кости, неестественная худоба, неуверенные движения, дрожащий голос. Он не выглядел даже тенью самого себя.

В то, что широко разрекламированный прощальный тур будет успешным, кажется, не верил никто. Именно поэтому билеты были раскуплены задолго до начала концертов: люди собирались пойти «на Майкла» с разным настроением и нужно ли говорить, что надежда увидеть его успешным и здоровым не всегда была главной?

Майкл Джексон умер за два с небольшим месяца до своего 51-го дня рождения. Странная и неожиданная смерть породила массу предположений, среди которых очевидным остается одно: подорванное множественными пластическими операциями здоровье, многолетний стресс, старые травмы, нагрузки при подготовке к гастролям и злоупотребление обезболивающими препаратами - все вместе привело к остановке сердца. Почему его никто не остановил, почему ему никто не помог, где были его родные и друзья - после смерти в этих вопросах еще меньше смысла, чем при его жизни.

Детям Майкла в наследство осталось слишком много для их нежного возраста: вся его слава, чудовищная сумма долгов - около полумиллиарда долларов, права на 251 песню The Beatles, на несколько десятков композиций Элвиса Пресли, на практически все произведения самого Майкла и сотни неизвестных публике и потенциально бесценных композиций их отца, записанных в домашней студии. К тому же смерть поп-короля оказалась отличной рекламой - продажи его дисков взлетели до небес, вернувшись на уровень восьмидесятых годов. Возможно, что через несколько недель долг Джексона окажется куда менее значительным, чем сейчас…

Дети Майкла действительно бесценны. Вдруг и их биологическая мать, Дэбби Роу, почувствовала всю непреодолимую силу материнского инстинкта и даже узнала, что по законам Калифорнии имеет право на опеку над детьми после смерти отца, даже несмотря на отказ от родительских прав. И бабушка, Кэтрин Джексон, которая молча наблюдала, как ее муж избивал детей сорок лет назад, решила заняться воспитанием несовершеннолетних внуков. Тело Майкла Джексона еще не предали земле, а стервятники уже набросились на все, что было ему дорого. Что же, ставки высоки, стервятников будет больше…

Слабый, но талантливый человек, который пропустил собственное детство, но навсегда остался ребенком, влюбленным в славу, его разрушившую; одинокий, очень больной, живущий в какой-то только ему ведомой реальности, мнительный и странный - пятидесятилетний Питер Пэн с лицом монстра. Король поп-музыки, наблюдавший закат своей звезды и ее бесславное увяданье. Гениальный музыкант, чьи достижения остаются лишь мечтой для современных исполнителей.

Потерявшийся и неприспособленный к жизни человек, который жалел об ушедших годах и мечтал их прожить вновь, но по-другому. Кумир прошлых лет?

Но обратите внимание: практически у всех нас - неважно, рожденных ли в шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых или девяностых годах прошлого века - в музыкальной коллекции есть если не целый альбом, то хотя бы несколько «бестов» от Майкла Джексона. Его записи будут и у тех, кто родился в первое десятилетие века нового, и у тех, кому еще только предстоит появиться на свет. И подростки еще долго будут пытаться копировать его «лунную» походку, воспроизводить характерный (и некогда наделавший много шума) жест, коллекционеры будут драться за белую перчатку или «гусарский» жакет. Дело здесь, без сомнения, не в одной только скандальности его персоны - в отличие от личности, талант Майкла Джексона неоспорим.

Сорок пять лет музыкальной карьеры с пиками и провалами, сотни миллионов проданных дисков, поколения фанатов. Именно поэтому Майкл Джексон не может умереть - легенды живут вечно.

Артист, при жизни получивший титул Короля поп-музыки, не просто сочинил множество хитов, - он полностью изменил шоу-бизнес и массовую культуру. ELLE - о том, что сделало Джексона величайшей звездой XX века.

Танцы как обязательная часть образа поп-звезды

До Джексона многие поющие артисты танцевали. Но именно Джексон заложил новый стандарт для поп-артистов: мало просто петь, нужно обязательно двигаться. Не приплясывать в такт, не обходиться парой простых па, а именно танцевать. Благодаря Майклу в арсенале современных звезд хореография и сложные постановочные номера значат не меньше, чем умение петь - а порой даже больше. Пример тому - карьера Полы Абдул, талантливой танцовщицы, пригретой семьей Джексонов. Пола ставила танцевальные номера для группы братьев Джексон - Jackson 5, затем помогала Майклу и далее - Джанет Джексон. А потом неожиданно запела, да так удачно, что первые ее два альбома стали бестселлерами.

Дохлые вокальные способности не помешали Поле стать большой самостоятельной по-артисткой, правда, довольно быстро сдувшейся.

Лунная походка

Превратить один танцевальный пассаж в символ массовой культуры? Да, тех, кто был на такое способен, в истории шоу-бизнеса можно пересчитать по пальцам.

Джексон обесмертил «Лунную походку», а она, в свою очередь, за один вечер 25 марта 1983 года - когда артист впервые изобразил ее на концерте - сделала его не просто звездой, а суперзвездой. Придумал «походку» не Майкл, да он и не настаивал на авторстве. Поищите на YouTube черно-белую архивную запись с выступлением чечеточника Билла Бейли - в конце номера он демонстрирует «обратное скольжение», так это тогда называлось. Датирована пленка серединой 50-х. Фишку Бейли подхватили все, кому не лень, от Дэвида Боуи до персонажей модного фильма «Флэшдэнс». Но эпохальным Moonwalk стала благодаря Майклу Джексону. Чечеточник Билл Бейли не увидел, как его «обратное скольжение» вошло в историю - он умер в 1978-м, за пять лет до триумфальной премьеры «Лунной походки».

Дорогу чернокожим артистам

В 1982 году, когда вышел альбом Джексона Thriller, песен черных исполнителей почти не было в национальном хит-параде США. В ходу была расовая сегрегация - проще говоря, большой американский шоубиз чернокожих артистов особо не жаловал. Джексон сломал все барьеры. Сначала песенка The Girl Is Mine, дуэт с Полом Маккартни, попала в ТОП-20, открыв дорогу в чарты исполнителям с нетитульным, скажем так, цветом кожи. Затем и сам альбом залез на пятую позицию, что стало триумфом таланта и воли.

Клипы - это очень важно

Фанк и соул внедрились в попс

Выросший в негритянской семье, Джексон, разумеется, слушал родную, черную музыку - соул, госпел, фанк. Не он первым вывел эти стили за пределы черной культуры - в конце концов, за 20 лет до него блюз стал важной частью рок-культуры, а в семидесятые фанкт породил диско. Но то же диско было не более чем модой, тогда как Майкл пришел надолго. И сделал музыку, прежде жившую в основном в черных гетто, достоянием всего мира. Итог? Cегодня, наверное, процентов восемьдесят всех поп-хитов - это rnb, жанр, начало которого в его нынешнем виде было положено Джексоном.

Фрик№1

Джексон был человеком без определенного пола и расы. То есть он, конечно, являлся мужчиной, и миллионы поклонниц, терявших сознание на его концертах, мечтали о нем как о мужчине. Однако сам Майкл в этом вопросе пошел дальше, предвосхитив в какой-то степени нынешнюю революцию полов. Он не выпячивал свою мужественность и вовсе не был брутален. Не был он и женственным, - по крайней мере, нарочито. Джексон, активно упирая на сцене на секс-инстинкты, в реальной жизни был асексуалом, на интимные темы с журналистами не говорил, был застенчив и репутацию бабника не имел. Что касается цвета кожи, все эти истории про редкую болезнь витилиго, проблемы с пигментацией, постепенное осветление кожи, к началу девяностых превратили Майкла в существо без расовой принадлежности. Прибавим сюда бесконечные маски, в которых Джексон появлялся на публике, ранчо Неверленд, собственный зоопарк, дружбу с обезьянкой и многое-многое другое, и получим первого настоящего фрика-суперзвезду. Конечно, и до Майкла в шоу-бизнесе хватало странных героев, но все они по популярности с Джексоном и рядом не стояли. Короче говоря, без Майкла (которого великий философ Жан Бодрийяр назвал «гермафродитом в стиле Франкенштейна») не было бы никакой Леди Гаги.

Жизнь как реалити-шоу

Джексон был звездой и за пределами студий и концертных залов. Он превратил, сам того не желая, свою жизнь в реалити-шоу, в котором не было антрактов и передышек. Сон в барокамере, скандальная дружба с детьми, неясные браки, мечта стать Спайдерменом, покупка прав на песни The Beatles, вывешивание младенцев за окно, трогательные проявления гигантомании и мании величия - своими поступками Майкл обеспечивал стабильный заработок таблоидам, но эти странности были неотделимы от его музыкальных достижений. Задолго до появления соцсетей Джексон умудрился сделать так, что каждый его шаг тут же становился известным всем.

Немного цифр

Альбом Thriller вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый в истории музыки. Его тираж - 110 миллионов копий.

Также Thriller включен на вечное хранение в Библиотеку Конгресса США как «культурный шедевр».

We Are the World, благотворительный сингл, написанный Джексоном и исполненный 45 топовыми на тот момент американскими артистами, стал самым быстропродаваемым в истории США.

Носит титул самого успешного артиста в истории музыки

Получил звезды на Аллее Славы в Лос-Анджелесе в возрасте 26 лет, став на тот момент самым молодым артистом, удостоившимся такой чести.

Финансировал 39 благотворительных фондов - по этому количеству Джексон также попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Как и положено Королю, Майкл поддерживал отношения с представителями разных монархий. С принцессой Дианой он приятельствовал, а принцесса Монако, Стефания, подпела Майклу в песне In The Closet, вошедшей в альбом Dangerous.




Top