Как стать культурным человеком. Какого человека можно назвать культурным в современном обществе? Уровни проявления культуры

Не важно, подросток вы или человек почтенного возраста, вам все равно хочется разобраться в этой прекрасной, но сложной культуре, существующей в современном обществе. Это бывает довольно сложно, если, скажем, вы не прочитали ни одной книги; но данная статья поможет вам стать более культурной, интересной, разносторонней личностью даже с нуля.

Шаги

    Давайте сначала разберемся, что значит быть культурным. Культурным человеком может быть какой-нибудь эклектичный читатель, который смотрит высокопробные классические фильмы и имеет утонченное восприятие искусства. Быть культурным также значит знать мир, языки, разбираться в мировой политике и быть начитанным о мировой истории. Но главное, культурный человек - это тот, кто интересуется культурой и разбирается в ней.

    Больше читайте. Значительная часть культуры идет от книг, поскольку они существовали еще задолго до появления других носителей информации. Если вы только начинаете читать, очевидно, вам следует начать с классических книг; это будет для вас интересно, а также вам будет легче войти в курс дела.

    • Выберите литературный стиль, к которому вы питаете неподдельный интерес, например, фэнтези или романтическая литература. Определите, какие книги этого стиля наиболее популярны у любителей книги, и читайте их. Возможно, вы заходите подобрать книги из других стилей, которые вас заинтересовали. Если вы не уверены в каком-либо стиле, попробуйте его, и, возможно, он вам понравится.
    • После того, как вы почувствуете, что вы достаточно начитаны в одном литературном стиле, выберите себе другой. Прочитайте также несколько классических или рекомендованных книг. Возможно, вы поймете и полюбите книги прошлых культур, читая книги современной культуры.
    • Подпишитесь на журналы, в которых есть статьи о литературе, театре и музыке. Читайте статьи из этих журналов раз в неделю или дважды в месяц, или когда это позволяет ваше расписание. Следуйте кратким описаниям, представленным в прочтенных вами статьях. Время от времени вы будете встречать статьи, которые возбудят у вас желание глубже изучить какой-то вопрос. Например, если вы прочитали отличную статью о Моцарте, возьмите эту статью с собой в магазин, где можно купить компакт-диски, и попросите продавца показать вам какие-нибудь диски с Моцартом, которые вам, возможно, понравятся. Купите или возьмите несколько дисков в библиотеке. Если вы прочли статью о каком-нибудь художнике, которая заинтересовала вас, посмотрите в Интернете, в каких музеях представлены его работы. Затем наметьте визиты в эти музеи. Просмотрите газету на предмет постановок местных театральных школьных или вузовских кружков, которые вы могли бы посетить.
  1. Пишите. Вы можете писать стихи, короткие рассказы, книги и даже пьесы. Быть культурным означает соответствовать культуре, и лучший способ сделать это - создавать свою культуру.

    Смотрите фильмы. Очень важно не только читать книги, но и регулярно смотреть фильмы. Существует множество фильмов, и, возможно, вы не уверены какие из них следует смотреть.

    • Отзывы зрителей - вот лучший способ узнать, какой новый фильм стоит посмотреть. Возможно, вы вспомните, как ваши друзья обсуждали какой-нибудь фильм. Сходите в магазин, где продают видео, просмотрите на полки и поищите знакомые названия фильмов.
    • Взгляните на обзоры фильма в Википедии, перед тем как его посмотреть, чтобы убедиться, что вы не теряете время зря (если у вас туго со временем). Однако, помните, что мнения критиков не всегда верны.
    • Важно заниматься самостоятельной исследовательской работой. Если вы не понимаете какой-либо фильм, поищите о нем информацию в Википедии или где-нибудь еще в Интернете. Иногда старые киноленты ссылаются на другие классические фильмы. В результате, вы получите знания о других киноработах. Если будете смотреть фильмы такого типа, вскоре вы сможете оценить гораздо больше из них, чем могли до этого.
    • Не ограничивайте себя фильмами на родном языке. Есть много фильмов, которые стоит посмотреть, просто они на других языках.
  2. Смотрите телевизор. Просмотр телешоу может занимать много времени, но если вы будете смотреть по одному эпизоду каждый день, вы будете тратить меньше времени на телевизор. Можно многое почерпнуть из телевизионных программ. Телевидение - такое же важное средство передачи информации, как и любое другое, к тому же оно часто представляет общественное мнение.

    • Подберите хорошие программы, которые должны вам понравиться. Их довольно много, от комедийных шоу до драмы. Как правило, в Википедии достаточно информации о популярных телешоу. Вы можете просмотреть рейтинги или просто поспрашивать.
    • Не забывайте: не нужно иметь предвзятое отношение. Вы думаете, что телешоу вам не понравится, но оно может оказаться вашим самым любимым. Такое случается.
    • Если вам очень нравится телешоу, и вы хотели бы посмотреть его снова, купите его на DVD.
    • Смотрите такие телеканалы, как Discovery и The History Channel . Это безболезненный способ разобраться в таких темах, как происхождение импрессионистского искусства или история английских королей.
  3. Расширяйте свои музыкальные горизонты. Что касается музыки, то многие люди имеют здесь очень узкий кругозор. Но культурный человек обожает даже малоизвестные музыкальные жанры.

    • Например, в то время как важно слушать и наслаждаться песнями с нестандартной лирикой, важно также уметь наслаждаться музыкой без лирики, просто для настроения, или чтобы послушать, какую историю она может рассказать без слов.
    • Быть способным оценить классическую музыку не так трудно, как это кажется. Просто послушайте какие-нибудь знаменитые музыкальные произведения, и вы почти наверняка поймете почему.
    • Не будьте предубежденными. Есть много музыки, которая не вписывается ни в один стиль, но вам она может понравиться. Не отбрасывайте некоторые формы музыки просто потому, что вы никогда о них не слышали.
    • Слушайте альбомы, а не только синглы. Возможно, у вас проснется интерес к песням, которые никогда не были популярными. Но это не значит, что вам не должны нравиться песни, которые стали популярными.
    • Слушайте группы. Многие группы занимаются музыкой довольно давно, и, несмотря на этот факт, их музыка до сих пор свежа. Она даст вам доступ к более старой музыке, и вы будете способны по достоинству оценить ее.
    • Слушайте музыку других стран и на других языках. Вы будете удивлены.
    • Научитесь играть на музыкальном инструменте. Раз уж вы слушаете хорошую музыку, для вас будет естественным шагом научиться играть и создавать свою музыку.
  4. Поиграйте в видеоигры. Хотя это считается занятием для придурков, популярность видеоигр растет, и они становятся неотъемлемой частью современной культуры. Важно попробовать все виды передачи культурной информации, и видеоигры здесь не исключение.

    • Если вам не нравятся «стрелялки», существует множество других видов видеоигр, которые вам могут понравиться. Поищите, и вы обнаружите, что их гораздо больше, чем вы думали. MMORG, RPG, особенно RPG с открытым миром, достаточно хороши, чтобы полностью погрузиться в них. Многие люди, однако, предпочитают более простые игры, например, платформеры.
    • Не переживайте, если вам нравятся видеоигры. Это даже хорошо. Это не сделает вас автоматически придурком, это просто добавит немного сложности в вашу индивидуальность.
    • Геймерство - достаточно дорогое увлечение, так что пробуйте, перед тем как купить.
  5. Участвуйте в Интернет-культуре. Не забывайте, что прошлая культура, такая как музыка 80-х, когда-то была современной культурой. Те, кто уделял ей внимание, смогут оценить ее культурное влияние, а те, кто не придал ей значения, не смогут. Эра цифровых технологий - очень важная веха для общества. Мы живем в исторически мудрое время. Не дайте ему пройти мимо вас.

    • Возможно, вы думаете, что вы уже много знаете об Интернете, но все же постарайтесь узнать больше об истории Интернета. Ознакомьтесь с текстовыми документами и видео о вирусах - это поможет вам лучше понять, откуда они берутся.
    • Поставьте домашней страницей Википедию, и каждый день читайте по статье о чем-то, что кажется для вас «культурным». За очень короткое время вы будете знать значительно больше, чем знаете сейчас.
  6. Проявляйте более глубокий интерес к изобразительному искусству. Изобразительное искусство - это универсальный язык. Его иногда называют наиболее мощным средством передачи информации. Насколько это так, решать вам.

    • Дадим здесь один единственный совет: занимайтесь самостоятельно и интересуйтесь искусством, посещая художественные музеи (которые, вопреки всеобщему мнению, бесплатные).
    • Если есть вид искусства, который вам особенно нравится, например, танцы или скульптура, начните заниматься им.
  7. Выучите новый язык. Лучший способ сделать это - погружение...

    Путешествуйте. Чтение о других культурах в противовес личному опыту общения - это все равно, что объяснить слепому, что такое цвет. Поездка откроет вам много различий и сходств между культурами и освободит ваш разум от предрассудков. Большинство предрассудков о какой-нибудь культуре (хороших или плохих) банально не соответствуют действительности, и единственный способ узнать правду об общественном порядке или народных обычаях - это испытать все на собственном опыте.

    Найдите хобби. Спросите своих друзей, какие у них хобби. У большинства это какой-нибудь вид искусства или спорта. Вам, как культурному человеку, важно получить как можно больше опыта, так что в следующий раз, когда ваш друг пойдет кататься на водных лыжах, пусть берет вас с собой.

    Посещайте места, где можно получать образование весело. Ходите в зоопарк, посещайте музеи, отправляйтесь в походы, чтобы побольше узнать о дикой природе.

    Занимайтесь самообразованием. Сегодня благодаря Интернету доступна почти любая информация. Вы должны использовать эту возможность в полную силу и изучить все те вопросы, которые до сих пор не понимали. Вы должны стремиться быть достаточно образованы в этих вопросах.

    • Всемирная история. Возможно, это самая важная культурная ценность, которой вы должны овладеть, поскольку она открывает дороги к другим областям знаний и контекстуализирует их открытия.
    • География. Опять-таки, культурный человек не может не знать, где находятся страны со знаменитыми достопримечательностями.
    • Фундаментальные науки: физика, математика, химия и биология. Если только вам не нужна карьера, нет особой необходимости в углубленных знаниях в этих науках. Достаточно иметь хорошее понимание этих наук на уровне средней школы.
    • Экономика. Эта наука играет значимую роль в понимании современного мира.
    • Психология. Заметка: существует ошибочное мнение, что психология - это не наука, или что это псевдонаука. Почитайте об экспериментальной методологии и, в конце концов, проясните для себя этот вопрос, вместо того чтобы верить голословным утверждениям. Психология имеет очень большое значение для современного общества, и это значение становится все больше по мере того, как усложняется мир.
    • Искусство и архитектура.
    • Философия.
  8. Освободитесь от невежества в отношении других культур. Развивайте естественное любопытство. Глубоко копайтесь в вещах, которых вы не понимаете.

    • Частью повышения культурного уровня является изучение других культур, а не только своей. Попытайтесь избавиться от невежества в отношении других обществ/религий и стереотипов, навязанных средствами массовой информации.
    • При изучении всегда пытайтесь проникнуться пониманием всех сторон. Это очень важно для преодоления предрассудков. По своей природе никто не является ни хорошим, ни плохим. Вам нужно постараться понять мотивы поступков. В противном случае вы не поймете другие культуры.
    • Думайте сами за себя. Не позволяйте навязывать вам чужое мнение.
  9. Ешьте новые виды пищи беспристрастно и с поднятым духом, особенно индийскую пищу.

    • Самым большим препятствием в росте культурного уровня является время. Нужно поставить задачу повышения культурного уровня на первое место, если хотите двигаться вперед. Читайте книгу в течение часа перед тем, как лечь спать, слушайте музыку во время рутинной работы - вот отличные способы включить культуру в ваш образ жизни.
    • По аналогии с предыдущим советом, вы не должны стремиться просто иметь знания о культуре, а включать ее в ваш образ жизни. Культура существует для того, чтобы получать от нее удовольствие, а не просто увидеть и забыть. Например, если вы прочитали все книги классической литературы, это не значит, что вы должны перестать читать. Вы можете продолжить интересоваться непонятными текстами или перечитать те, которые вам понравились.
    • Очень важная характеристика культурного человека - разборчивость. Вы должны всегда уметь разобраться в чем-то, с чем имели дело, уметь выделить его хорошие и плохие моменты. Пусть поначалу у вас будет мало критериев для оценки, позже ваши критические отзывы станут гораздо точнее.
    • Создание или потребление - очень интересная дилемма. Большинство шагов, рассмотренных выше, показывали, как потреблять продукты труда других людей, но не менее важно создавать свои собственные произведения. Если у вас есть какие-то критические замечания по поводу кого-то, возьмите и сделайте сами то, что вам нравится. К тому же это очень подходит для хобби.
    • Вам не нужно увлекаться каждым аспектом культуры, чтобы быть культурным.

    Предупреждения

    • Будьте терпеливыми. Чтобы стать культурным человеком, требуется время. Поставьте себе задачу быть всесторонне развитым и интересным.
    • От некоторых из этих объектов занятий - книги, телевидение, видеоигры - может возникнуть зависимость. Распределяйте время на разные занятия. Не жертвуйте своей работой, семьей или здоровьем, потому что они имеют больший приоритет.
    • Не зазнавайтесь. Всегда будьте вежливым и порядочным человеком.
    • Не пытайтесь стать культурным только для того, чтобы произвести впечатление на других. Это не та цель, для которой следует повышать свой культурный уровень. Люди хотят повысить свою культуру от врожденного любопытства с целью понять мир, потому что мир интересен. Это занятие на всю жизнь.
    • Не тратьте время впустую. Если у вас есть свободное время, вместо того, чтобы болтать по телефону или смотреть плохие телепередачи, займитесь тем, что в будущем приблизит вас к вашей цели - стать культурным человеком.

    Информация о статье

    wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 17 человек(а).

Классный час по теме:
«Кто такой культурный человек?»

Учитель: 2014 год объявлен годом культуры в России. Как вы думаете, почему?
(Что бы повысить уровень культуры в России)
Эпиграфом к нашему классному часу возьмем слова Дмитрия Сергеевича
Лихачева «Культура объединяет все стороны человеческой личности.
Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в
другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам – вот
черта истинно культурного человека».
Итак, ключевой фигурой является человек. Как повысить уровень культуры
человека? Какими качествами должен обладать человек, что бы его можно было
назвать культурным?
Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на нашем классном часе,
который мы проведем с элементами диспута.
Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева будет служить гипотезой нашего
классного часа, которую мы должны либо доказать, либо опровергнуть.
Хочу обратить ваше внимание на слова истинно культурного человека. Это
понятие волнует многих, в том числе и самых маленьких граждан России.
(видеофрагмент) Дети о культуре
Этот вопрос – основной вопрос, над которым мы будем сегодня работать.
Итак,тема нашего классного часа «Кто такой культурный человек?»
Цель: доказать или опровергнуть гипотезу, составить портрет культурного
человека.
Учитель: Перед нами вопросы, на которые мы должны дать ответ.
Итак, первый вопрос.
.Верно ли что, если человек образованный, то он культурный?
И мы предоставляем слово 1 исследовательской группе.

Ученик: Мы бы хотели сначала поинтересоваться у своих одноклассников, что
они думают по данному вопросу. Всегда ли образованный человек является
культурным?
(Ответы учащихся.)
­ Образованный – начитанный, а значит культурный
­ Образование и культура как две сестры, они неразлучны
­Культурный человек не может быть не образованным.
Ученик: Мы согласны с вашей точкой зрения, но в любом деле есть свои
исключения. И мы бы хотели предложить вам ситуацию……
Случай в музее….
Гид: Проходите, побыстрее пожалуйста, располагайтесь так, чтобы вы не
заслоняли попадания света с моей стороны, а еще не стойте у меня за спиной, я
этого не приемлю. На картине представленной в виде прямоугольного формата
видно изображение женщины в темной одежде, которая находится в положении
вполоборота. Она сидит в кресле, а руки ее сложены вместе, одна рука опирается
на подлокотник кресла, а другая находится сверху первой. Лицо моны Лизы
отражает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на
верхушке лба.
Ученик: Я не расслышал, как она сказал, какая мода? Гид: Кватроченто… фу…
бескультурье! Художник представил Мону Лизу в сидящем положении на фоне
прекрасного пейзажа и уже при первом взгляде ассоциация ее сильно
увеличенной фигуры с просматривающей вдалеке большой горы и ландшафтом
придает сразу присутствие необыкновенного величия.
(В это время ученик подходит близко к картине и пытается рассмотреть). Гид:
Отойдите немедленно от картины, если каждый будет практически водить носом
по картине, от нее ничего не останется.
Ученик: Но я не трогал картину, я просто подошел поближе у меня зрение
слабое.
Гид: Ну если у вас нет зрение, зачем вообще ходить по музеям. Лежите себе в
больничке и пытайтесь рассмотреть обои на стенках. Проходим дальше.
Ученик: Вот одна из ситуаций, которая показывает, что образованный человек
может быть не воспитанным и соответственной некультурным.

Ученик: Если вообще анализировать ситуацию, то Экскурсовод первоначально
повела себя неправильно. Вся ее речь сводилось к показу завышенной
самооценки, излишнего жеманства. Я бы не хотела попасть к такому
экскурсоводу.
Ученик: Она не только неприятна согласно стиля разговорной речи и ее жестов,
но еще и оскорбительного тона в адрес одного из посетителей музея. Это
вообщем говорит о ее бескультурие.
Ученик: Но это очень редкое исключение и это радует. Ну а в целом образование
конечно влияет на формирование культуры, не зависимо какой человек
профессии и какой у него социальный статус.
Итог (итак, мы пришли к выводу, образование влияет на формирование
культуры человека)
Второй вопрос.
2.Считаете ли вы, что если человек ведет здоровый образ жизни, то он
культурный?
Слово 2 исследовательской группе.
Демонстрация презентации.
Ученик: Человеку здоровому радостно смотреть на окружающий мир, он уверен
в своих силах, удовлетворен тем, что и как он делает, знает что и для чего
делает, верит в удачу, в успех, с поднятой головой идет в будущее. Спорт
способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека
становятся шире, богаче. Это очень важно.
Итог (надеюсь всем понятно, что соблюдение ЗОЖ является одним из
показателей культуры человека)
Третий вопрос
3. Всегда ли можно судить по поведению человека о его культуре?
Учитель:По этой проблеме у нас работала третья группа. Вам слово.

Ученик: Чтоб разобраться в этом вопросе, мы сначала выясняли что же такое
культура поведение человека со всех точек зрения.
Ученик: Культура поведения, культура речи, культурный человек...Мы часто
пользуемся этими понятиями, но какой смысл мы включаем в них?
Авторы книги "Язык и культура", Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров,
утверждают, что сегодня в научной литературе определений понятия "культура"
более 200!Обратимся к Толковому словарю. Здесь дано шесть определений слова
"культура".Нас более всего интересует третье его значение.
Ученик: Культура это ­ "Просвещенность, образованность, начитанность.
Наличие определенных навыков поведения в обществе; то есть воспитанность..."
Ученик: Ну к культуре поведения относятся и Правила хорошего тона, культура
речи, этикет.
Ученик: Но очень часто в общественных местах люди, даже очень образованные,
ведет себя, мягко говоря, неприлично.
(Видеоролик)
Ученик: Но правила поведения в разных странах разные. Согласно нормам
поведения своей страны, я в полнее культурный человек, знающий как себя вести
в общественных местах, но попав на территорию другой страны, я могу оказаться
сугубо бескультурным человеком и даже хамом.
Ученик: Небольшой экскурс по странам нашей планеты.
Демонстрация презентации.
Ученик:Мы делаем вывод что по поведению человека не всегда можно судить о
его культуре.
Итог (Не всегда правильное поведение говорит о культуре человека, а по
истине культурный человек должен знать и владеть правилами поведения в
обществе)
Четвертый вопрос.
4.Влияет ли религия (вера) на культуру человека?
Учитель: Итак, слово вам, дорогие историки, так именовала себя последняя
группа.

Ученик: Давайте вместе словесно и наглядно ознакомимся с видами религии и
ее влияние на культуру человека.
Демонстрация презентации
Ученик: Являясь неотъемлемой частью культуры, религия определяет традиции,
обычаи, некий культурный "фундамент". Но и не только. К примеру,
удивительно, но факт: в обиходе человек каждый день использует, сам того не
замечая, библейские фразеологизмы ­ не от мира сего, козел отпущения... Вот
как религия влияет на культуру через язык. А ведь наш язык, наша речь
неразрывно связаны с мировоззрением. За более чем тысячелетнюю историю
христианства на Руси, в нашем мировоззрении прочно закрепились не только
свойственные христианству традиции, но и моральные и культурные ценности.
Учитель: И прежде чем мы сделаем вывод по теме нашего классного часа «Кто
эе такой культурный человек?», я бы хотела провести с вами игру, которая
называется«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в
котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы,
способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно,
что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно
описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

Итог(Итак, религия влияет на сознание человека, а значит и на
формирование внутренней культуры человека)
Учитель: На все вопросы вы дали ответ, осталось ответить на последний вопрос
Кто такой культурный человек? Давайте посмотрим что думают по этому
вопросу учащиеся нашей школы.
Видеоролик «Кто такой культурный человек»
Учитель: А теперь подведем итог. Согласны ли вы с высказыванием Лихачева, с
его многогранным определением культурного человека?
Учитель: А теперь, предлагаю Вам коллективно создать свою модель
культурного человека, модель к которой Вы должны стремиться.
Учитель: Перед вами карточки, на которых вы должны написать основные
качества, которыми должен обладать культурный человек.

(после того как написали)
Итак,
Культурный человек это…….
­ образованный,
­ интеллигентный,
­ ведущий здоровый образ жизни (хочу дополнить заботящий о своем здоровье
и здоровье окружающих, соблюдающего экологическую культуру, надеюсь
вы со мной согласны)
­соблюдающий этические нормы,
­ духовно­нравственный,
­ толерантный,
­ патриот.
Учитель: А я хочу добавить, что культурный человек должен идти в ногу со
временем, повышать уровень своего развития. От культуры каждого человека
зависит культура всей нации. Спасибо за работу.

Прежде чем разобраться, кто же такой культурный человек, важно дать четкое определение «культуре». Данное понятие с трудом поддается трактовке, так как является очень многоаспектным и проявляет себя в совершенно разных ипостасях. В соответствии с различными подходами, культуру необходимо рассматривать:

  • В общем смысле. Как совокупность характеристик, присущих определенной общности.
  • В более конкретном смысле. Как системообразующий элемент социальной действительности.

Не будет лишним каждый из них рассмотреть в отдельности.

О первом подходе

Он предполагает рассмотрение культуры как сочетания всех результатов исторического развития человеческих общностей. В данном контексте она включает в себя:

  • Особенности ментального склада ума.
  • Духовное наследие, включающее традиции, обычаи, культово-обрядные практики, праздники, быт, фольклор и искусство.
  • Систему ценностей, выработанных и устоявшихся на протяжении истории.

В широком смысле язык и вероисповедание так же воспринимаются как составные элементы культуры.

О втором подходе

Он рассматривает данное явление как основной социально-образующий фактор и концентрирует внимание на таких показателях индивида, как:

  • Духовная организация.
  • Полноценное разностороннее развитие.
  • Склонность к гносеологической (познавательной) деятельности.
  • Нравственное воспитание и моральные ориентиры.
  • Склонность к взаимодействию с другими представителями общества, эстетическое начало.

Культура, как социально-образующий фактор, является индикатором развитости обозначенных показателей у конкретного индивида и у групп людей, формирующих общество. В социальной психологии, чем она выше, тем в большей степени развиты приведенные показатели. В каждом отдельном обществе параметры культуры отличаются. Из чего следует вполне логичный вывод. И звучит он так: культуры неоднородны, разнообразны и уникальны.

Роль культуры в социальной жизни

Социум, или общество, являет собой одну из форм общностей. Это нужно запомнить. Каждому обществу, в свою очередь, независимо от его размера и состава, присущи отличительные черты, обеспечивающие его уникальность. Говоря о роли культуры в социальной жизни, целесообразно прибегнуть к теории систем.

Тут всё просто. Социальная жизнь - это своего рода система. И культура в данном случае выступает системообразующим элементом. Наравне с экономической формацией, политическим строем, формой устройства государства, в котором проживает общество.

Основополагающим постулатом рассматриваемой теории является следующее утверждение: «Изменение или удаление одного из элементов системы неминуемо влечет за собой изменение всей структуры в целом и в конечном счете ведёт к её распаду».

Но роль культуры в жизни социума носит витальный характер. И даже теоретическое рассмотрение исключения культуры из общественной жизни является не то, что бессмысленным. Оно просто логически невозможно.

Уровни проявления культуры

Как уже было сказано, трудность понимания и восприятия изучаемого понятия напрямую связана с плюрализмом форм его проявления.

Самый высокий уровень дифференцирования культур - цивилизационная принадлежность. К примеру, проявляется в разности совокупностей культур Африканских и Европейских народов. Самой яркой разделительной линией, отделяющей культуры между собой на сегодня, является национальная принадлежность.

Учитывая их многообразие, это как ничто лучше демонстрирует контраст различных культур. Существуют и другие, менее масштабные уровни культуры, которые способны существовать как в рамках одной национальности, так и за их пределами. Выходя за них, они объединяют людей на основе общности интересов, жизненных взглядов и убеждений, идеологии и т. д.

Такие проявления культуры могут быть основаны на совершенно разных фундаментах. И чаще всего именуются субкультурами. Примеры всем известны - неонацисты, хип-хоп-сообщество, косплееры, геймеры.

Материальная и духовная ипостаси

Рассматривая понятие культурного человека, их тоже стоит отметить вниманием. Тут имеет место быть как материальная, так и духовная ипостась. Причем в совершенно разных аспектах жизни.

Материальная культура воплощена в картинах, архитектурных памятниках, в произведениях кинематографа, музыки и поэзии, признанных классическими и приобщенными к историческому и национальному достоянию.

Материальная культура проявляет себя даже в конкретных брендах, напитках, наименованиях музыкальных групп. Последние три случая являются примерами проявления популярной культуры - как американские «Кока-кола», «Металлика», «Макдональдс» на рубеже девяностых-двухтысячных. Или Apple, «Майкрософт», «Старбакс» в наше время. Также она проявляется в национальных одеяниях, прическах, кухне и т. д. Это уже не просто составляющие культурного человека, а проявление самобытности социума, к которому он относится.

Что же касаемо нематериальных проявлений культуры? Они чаще всего обнаруживают себя в качестве признаков, используемых социологами и философами при описании психосоциологических особенностей разных обществ. Об этом будет более подробно сказано позже.

Кто такой культурный человек?

Это понятие теперь можно рассмотреть в подробностях. В современном понимании он воплощает собой личность, перманентно стремящуюся к удовлетворению баланса потребностей, включающих стремление к духовному, ментальному, нравственному и эстетическому самосовершенствованию.

В намерении гармонизировать и в равной степени развить эти 4 элемента, человек растет культурно. Духовное самосовершенствование предполагает приоритет интересов к творчеству, искусству и другим продуктам когнитивно-конструктивной деятельности личности над материальными ценностями. Данное стремление - ключевое качество культурного человека.

Что касательно ментального развития? Оно подразумевает стремление приумножать и расширять знания. Нравственное самосовершенствование - воспитание в себе основных благодетелей. Таких как честность, верность, справедливость, скромность.

Эстетическое самосовершенствование - любовь и осознание ценности красоты. Подразумевает склонность к прекрасному, или тягу к красоте. Имеется в виду не только слабость к красивому извне, но и приверженность к индивидуальному облагораживанию. Всё это - качества культурного человека.

Признаки культурной личности

Тоже интересная тема, и её стоит затронуть вниманием. На самом деле, при первой встрече с той или иной личностью нельзя точно определить, что это - культурный человек. Ведь духовное, ментальное и нравственное богатства не всегда способны отчетливо проявить себя при первом общении. В то же время существует ряд отличительных качеств и особенностей, которыми непременно обладает культурный человек.

Это, в первую очередь, наличие правильного воспитания, отвечающего нормам общества, в котором он проживает. А ещё соблюдение правил этикета во взаимодействии с другими людьми, умеренное поведение и негативное отношение к вычурности и эпатажу.

Обязательный «атрибут» культурного человека - это учёт и уважение комфорта окружающих. А ещё склонность не реагировать на явные провокации, способность защищать собственное достоинство, не прибегая к низостям и не теряя самообладания.

Физическими, визуально заметными признаками культурного человека могут выступать и особенности гардероба. Такая личность, как правило, избегает пестроты и скабрезности в одежде. Поскольку это может создать образ несерьезного, незрелого индивида.

В некоторых случаях аскетизм в быту и имидже может быть качеством культурного человека. Не стоит путать с безвкусием, низким качеством и пренебрежением к собственной внешности. Культурный человек умело проецирует на своем внешнем образе личные внутренние достоинства.

Социальная культура

Об этом - напоследок. Ранее было оговорено - что такое культура и культурный человек, были описаны качества и признаки, определяющие его. Но! Добавление к формуле «культурный человек» понятия социальности предполагает включение индивида с ярко выраженными духовными, ментальными, нравственными и эстетическими характеристиками в систему межличностных взаимоотношений в пределах организованной общности.

Это если углубляться в изучение понятия. Другими словами, социально-культурный человек - тот, кто способен применять свои развитые качества в процессе взаимодействия с другими членами социума, тем самым способствуя поступательному движению в процессе общественного развития.

Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований, которым, к сожалению, соответствует далеко не каждый из нас. Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным.

Современный культурный человек

В первую очередь, тот, кого можно назвать культурным человеком, должен обладать вежливостью и хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Это отнюдь не врожденные инстинктивные знания. Они приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых, ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.

Как стать культурным человеком?

Чем же определяется понятие культурного человека? Стоит рассмотреть определяющие черты культурного человека, и тогда мы с вами узнаем, что же означает быть культурным человеком. Перечислим основные отличительные качества культурного человека, которые должны в нас преобладать.

Все качества и признаки культурного человека тяжело перечислить. Каждый подразумевает под этой характеристикой что-то свое. Однако мы попытались представить вам основные черты культурного человека, которые вполне можно выработать и воспитать в себе самостоятельно. Стремитесь к совершенству и будьте культурными!

В наше время люди редко задумываются, над тем как вести себя культурно, не то, что быть человеком высокой культуры. Да и что говорить о просто людях, на улице или в магазине в другом общественном месте, если на высоких трибунах люди забывают как прилично вести себя в обществе. Прочитав эту статью, посмотрите вокруг, и сделайте выводы. Что изменилось в поведении окружающих нас людей? А может еще не поздно измениться и главное научить наших детей культурному поведению? Ведь даже для детей предусмотрены правила этикета.

А все начинается с приветствия. Если хотите знать, то дети, приехавшие в город из деревни или маленького поселка, здороваются со всеми кого встретят возле подъезда. А взрослые местные жители нет. Объясняя это тем, что «я их не знаю». А у меня был такой случай, поправляю рано утром грядку с цветочками, проходит молодой человек и говорит «здравствуйте», я разогнулась и говорю «что-то я вас не припомню». А он — «ну и что? Просто здравствуйте». Было очень удивительно и трогательно — неужели еще не перевелись нормальные молодые люди? А ведь именно с приветствия и начинается этикет.

Человек высокой культуры, всегда придерживается моральных норм поведения, он обладает высокой нравственностью. Мораль это нравственность, а все вместе это этика. Все что хорошо это нравственно, что плохо безнравственно, простая истина. Смеяться над недостатками других людей, делать больно, отбирать жилье и наносить вред это аморально. Мораль предполагает принятия любого решения и выполнение любого дела так чтобы не нанести вред другим людям. Предавать и подсиживать сотрудников, выдавать их секреты это не этично. Вот как связаны все эти понятия, и все это культура поведения человека в обществе. Все остальное техника соблюдения этих понятий.

Культурный человек это не только манеры и умение вести себя в обществе это и уважение других людей, их интересов, проявление высокой гуманности и умение жить, учиться и работать в обществе. Честность и способность сдержать данное слово одна из черт культурного человека.

Культурный человек, всегда аккуратен, он опрятен и дома и на улице. Перед тем как выйти на улицу посмотрите на себя в зеркало. Поправьте прическу, поправьте галстук, все ? Мужчина всегда открывает дверь перед женщиной и пожилыми людьми уступает им дорогу. Мужчина идет рядом с женщиной всегда слева от неё. Военные мужчины справа, чтобы правая рука была свободна для приветствия других военных. Не прилично держать руки в карманах.

Встречая знакомых, старайтесь первыми поприветствовать их, хотя по правилам этикета первыми приветствуют дети — взрослых, младшие — старших, мужчины — женщин. Мужчина не подает руку первым, если перед ним женщина или старшие по возрасту. Мужчина снимает перчатку, прежде чем подать руку, женщина нет.

Культурное поведение в обществе не позволяет при встрече на улице громко разговаривать, надо отойти в сторону и вести беседу. Этикой поведения предусмотрено выслушивать собеседника, а не прерывать его, не разговаривать громче него, не жестикулировать руками и не размахивать бумагами. Не прилично брать собеседника за воротник или держать за пуговицу. Жевать при разговоре. Сдержанно вести споры и тем более переговоры.

Не будьте назойливым, не хочет человек общаться, пройдите мимо, грустит, не приставайте с анекдотами. Не заглядывайте в книгу, которую читает попутчик.

Не предусмотрено этикой поведения человека громко сморкаться и чихать, надо делать это скромнее в носовой платок, нельзя плевать и зевать. Но если зеваете, прикройте рот ладонью.

Поведение в общественном транспорте должно быть этичным. При входе в трамвай мужчина пропустит сначала женщину, молодые старших. Уступать место женщинам и пожилым. Не употреблять пищу и тем более пиво, . При входе в общественный транспорт мужчина пропускает женщину и старших, так же поступает и при выходе.

В легковую машину мужчина пропускает женщину, а при выходе выходит первым, чтобы помочь выйти женщине, подать ей руку.

Нравственный человек не будет останавливать свой взгляд на людях необычной внешности и имеющих физические недостатки. Не прилично смотреть на незнакомых людей в упор и разглядывать их. Смеяться громко и долго в общественном месте не прилично.

Если заметили что в одежде человека, что не так надо тихо сказать ему об этом, не заметно для окружающих, но женщине пусть скажет женщина.

Культурный человек должен знать, что в кинотеатре или театре, проходить на свое место надо лицом к сидящим в ряду. Мужчина должен снять головной убор, а женщина, если только её шляпка мешает окружающим. Нельзя топать ногами, выбивая в такт музыке во время концерта. Бинокль в театре предназначен, чтобы в него смотреть на сцену, а не разглядывать окружающих.

Зная как правильно себя вести в обществе, не значит быть культурным человеком, культура это образованность, хороший вкус во всем, доброта, любовь, внутренняя гармония.




Top