Как сыграть гамму. Гамма ля-минор на грифе гитары, по позициям

В этой статье мы продолжим рассматривать наиболее популярные гаммы, на этот раз – это будет натуральный и гармонический минор.

Натуральный минор

Натуральный минор, один из наиболее распространенных мелодических ладов. Но, не смотря на распространенность и популярность, он не так прост, как пентатоника или хроматика о которых подробно мы говорили в статье: , для его изучения потребуется время и достаточная усидчивость.

На схеме ниже мы приведем аппликатуру первой позиции минорной гамы в тональности ля:

Черным отмечена тоника данной гамы, арабские цифры как обычно отмечают номера пальцев левой руки, а римские цифры внизу схемы — номера ладов.

Как вы видите, данная гамма является достаточно сложной для освоения. Для начала попробуйте сыграть простые восходящие и нисходящие пассажи, что б сориентироваться в гамме и почувствовать ее тактильно. Только хорошо разучив эту позицию можно переходить к следующей.

Как вы видите, на схеме выше представлена вторая позиция ля-минорной гаммы, она так же достаточно сложная и требует время на освоение.

В третьей позиции вам понадобится хорошая растяжка у пальцев, используйте ее так же как возможность развития левой руки.

Четвертая позиция, достаточно простая, однако не следует спешить, уделите ей достаточно времени.


Если вы уже разучили первые четыре позиции, то с пятой у вас не должно возникнуть никаких проблем, однако обратите внимание на то, что она находится в районе 12-ого лада и понадобится достаточная аккуратность для чистого исполнения.

Оборотите внимание на то, что шестая позиция находится в начале грифа.

Гармонический минор

Ознакомившись с натуральным минором, можно перейти к еще одной его вариации – гармоническому минору.

Позиции гармонического минора, схожи с позициями натурального. Поэтому с их освоением не должно возникнуть проблем. Ниже мы приведем их аппликатуры в тональности ля.

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Четвертая позиция

Пятая позиция

Черными кружками на данной схеме отмечены основные ноты гаммы, а кружками со звездочкой тоники.

Как мы видим основным отличием гармонического минора является повышенная седьмая ступень, сделано это для того что бы разрешение неустоя в устой было наиболее незаметно. А вот почитать о дополнительных ступенях в других гаммах вы можете в статье:

Данная гамма одна из наиболее распространенных, в современной музыке, и выучить ее нужно в обязательном порядке. Однако что б это было не скучно, давайте немного усложним восходящие и нисходящие пассажи.

Разучиваем гамму гармонического минора

Пример 1

Данный пример основан на нисходящем и восходящем движении в гамме, однако от обычных пассажей его отличает джазовое звучание, в такой манере можно играть в любой позиции гаммы.

Пример 2

Данный пример так же основан на нисходящих и восходящих движениях, однако он сложнее первого и имеет ярко выраженный джазовый окрас, играться так же может во всех позициях.

Лики гармонического минора

Однако разобравший с упражнениями и хорошо освоившись в позициях, хотелось бы вынести из гаммы и что-то полезное для импровизации. Сделать это более чем возможно. Ниже мы приведем несколько примеров в джазовой стилистике, с указанными аккордовыми последовательностями. А подробнее узнать, о том что такое гитарные лики, можно из статьи:

Пример 1

Данная мелодическая линия, за счет аккорда Ам7, в начале звучит достаточно напряженно, но переходя к Соль мажору разрешается.
Играйте данный пример сначала под метроном в медленном ритме, после чего можно добавить аккомпанемент и увеличить скорость.

Пример 2

Данный лик в первую очередь отличается достаточно сложными аккордами для начинающих и не самым популярным использованием гармонического минора. Однако немного разобравший с аккомпанементом, в вашем арсенале может появиться достаточно интересная фраза, которой можно украсить не только джазовую импровизацию.

Пример 3

Простой лик, как в плане мелодической линии так и аккомпанемента, однако при этом достаточно интересно звучит, что лишний раз говорит о том, что все гениальное просто.

Заключение

Гармонический минор действительно великолепная гамма, при его помощи можно не только играть джаз, но и популярную музыку, в чем вы сами можете убедится, посмотрев данное видео.

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 19

Для чего нужны гаммы на гитаре

Гамма до мажор (C dur) самая простая гамма на гитаре, но с аппликатурой она принесёт конкретную пользу начинающим гитаристам. К сожалению многие плохо себе представляют полезные действие столь нудного занятия, как игра гамм на гитаре. Гитарист не желающий играть гаммы напоминает ползущего малыша не желающего ходить, полагая что передвигаться на четвереньках быстрее и удобнее, но ведь кто встал на ноги научится не только ходить, но быстро бегать.
1. Гамма до мажор по всему грифу даст Вам более полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм Вас появится синхронность в работе правой и левой руки.
3. Гамма поможет поймать ощущение грифа и тем самым разовьёт точность при смене позиций левой руки.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев правой и особенно левой руки.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма.

Как правильно играть гаммы на гитаре

Первое что надо сделать для правильного исполнения гаммы это запомнить переходы со струны на струну и точную последовательность пальцев левой руки. Не думайте, что гаммы это просто восходящие и нисходящие звуки и ваша задача заключается в том, что надо исполнять их как можно быстрее таким способом наращивая технику. Такое видение задачи изначально обречено на провал. Гаммы — прежде всего это пассажи играемых вами музыкальных произведений. Вы уже знаете, что музыка это не хаотичная смена пассажей и аккордов — все звуки объединены тональностью и ритмической основой позволяющими называть её МУЗЫКОЙ. Итак, гамма в тональности до мажор должна при исполнении иметь определённый размер. Прежде всего это нужно для того чтобы при игре держаться в определённом темпе без каких либо замедлений и ускорений. Точное ритмичное исполнение в определённом размере придаёт пассажам красоту и блеск. Именно поэтому гаммы играют в разных размерах (две, три четверти, четыре четверти). Так и надо поступать играя гамму немного выделяя каждую первую долю первого такта выбранного Вами размера. Например, играя в двух дольном считайте раз и два и отмечая лёгким акцентом каждую ноту выпадающую на «раз», в трёх дольном считайте раз и два и три и также отмечая ноты выпадающие на «раз».

Как играть гамму до мажор на гитаре

Старайтесь как можно меньше поднимать (задирать) пальцы левой руки над струнами. Движения должны быть максимально экономными и эта экономность позволит Вам играть более бегло в будущем. Особенно это касается вашего мизинца. Постоянно задирающийся мизинец при игре гамм и пассажей является прекрасным «предателем» указывающим на неправильное положение кисти и предплечья левой руки по отношению к грифу гитары. Подумайте в чём причина таких движений мизинца — вполне возможно изменение угла кисти и руки относительно грифа (смена посадки) даст положительный результат.

Игра гаммы до мажор вверх

Поставьте второй палец на пятую струну и сыграйте первую ноту до, не отрывайте второй палец от струны ставьте четвёртый и играйте ноту ре. Вы сыграли две ноты, но оба пальца продолжают прижимать пятую струну, при этом ставьте первый палец на II лад четвёртой струны и играйте ноту ми. Только сыграв ми на четвёртой струне, оторвите пальцы от пятой, чтобы сыграть фа и соль удерживая при этом первый палец на ноте ми. После сыгранной ноты соль оторвите первый палец от четвёртой струны и поставив его на II лад третьей струны сыграйте ноту ля и далее оторвав второй и четвёртый пальцы от четвёртой струны третьим пальцем сыграйте ноту си продолжая удерживать первый палец на ноте ля (II лад). Только сыграв ноты си приподнимите третий палец при этом первый палец начинает легко скользить по третьей струне, чтобы занять своё место на V ладу. Обратите особое внимание на эту смену позиции на третьей струне стараясь, чтобы при переходе первого пальца на пятый лад не было не контролируемого прерывания звука. Я думаю, что Вам уже стал понятен принцип исполнения гаммы вверх и можно перейти к следующему этапу.

Игра гаммы до мажор вниз

Вы доиграли гамму на первой струне до ноты до, при этом пальцы левой руки продолжают стоять на своих местах (1й на V, 3й на VII, 4й на VIII ладах). Принцип игры гаммы в обратном направлении остаётся прежним — как можно меньше лишних движений пальцами, но теперь по порядку отрываем пальцы от струны и после сыгранной ноты ля на V ладу оторвём удерживающий её палец только после того как сыграем ноту соль четвёртым пальцем на VIII ладу второй струны.

Правая рука при исполнении гамм

Играйте гаммы разными пальцами правой руки сначала (i m) потом (m a) и даже (i a). Не забывайте делать небольшие акценты при попадании на сильные доли такта. Играйте плотным, громким звуком приёмом «апояндо» (с опорой). Исполняйте гамму на крещендо и диминуэндо (усиливая и ослабляя звучность), отрабатывая оттенки звуковой палитры.


Можно выучить гамму до мажор по написанной ниже табулатуре, но главное соблюдать аппликатуру пальцев написанную в нотах.

Научившись играть гамму до мажор играйте до диез, ре и ре диез мажор. То есть, если гамма до мажор начиналась с третьего лада, то до диез с четвёртого, ре с пятого, ре диез с шестого лада пятой струны. Структура и аппликатура этих гамм одинакова, но при игре с другого лада ощущение на грифе меняется, давая возможность привыкнуть пальцам левой руки к этим изменениям и почувствовать гриф гитары.

Эта статья посвящена тому, как играется гармонический минор на гитаре. И в большей степени состоит из практических занятий. Однако перед тем как приступить к проигрыванию гаммы, давайте разберёмся в её структуре.

Формула

Итак, гармонический минор - это разновидность минорной гаммы. Его формула выглядит следующим образом:

1 2 b3 4 5 b6 7

То есть его отличие от натуральной минорной гаммы заключается лишь в септиме (седьмой ступени). Например:

Натуральный минор от звука Ля (A):

A (ля) - B (си) - C (до) - D (ре) - E (ми) - F (фа) - G (соль)

Гармонический минор от звука Ля (A):

A (ля) - B (си) - C (до) - D (ре) - E (ми) - F (фа) - G# (соль диез)

Используя эту закономерность, можно «преобразить» натуральный минорный лад, построенный от любого звука, в гармонический минор. В отношении ля минора - это замена G на G#.

Гармонический минор используется для обыгрывания минорных, мажорных, полууменьшённых аккордов и доминантсептаккордов.

Мы рассмотрим вариант обыгрывания доминанты посредством этого лада в тональности Ля минор.

То есть, сыграем на гитаре ля минорную гармоническую гамму на аккорд E (ми мажор).

Пример использования этого подхода и боксы лада, которые мы будем разбирать далее в статье, смотрите в этом видео:

Ещё одна примечательная особенность гармонического минора заключается в том, что если его построить от тоники доминанты (в данном случае E), он принимает «облик» фригийского мажорного лада, или испанского мажора:

1 b2 3 4 5 b6 b7

Фригийский мажор от E:

E (ми) - F (фа) - G# (соль диез) - A (ля) - B (си) - С (до) - D(ре)

Такой вариант обыгрывания доминанты используют в своих соло гитаристы, играющие в различных музыкальных стилях: Yngwie Malmsteen, George Bellas, John Mclaughlin, Al Di Meola и многие другие.

Лад легко определяется на слух из-за колоритного восточного звучания.

Боксы

Аппликатура боксов составлена по принципу «три ноты на струне». На видео гамма играется переменных штрихом, но вы можете использовать любой другой способ звукоизвлечения. Например, свип (формула вниз-вверх-вниз + вниз-вверх-вниз и т.д.) или хаммер/пул (легато).

Обратите внимание на то, что в боксах используется расширенная аппликатура, поэтому нужно предварительно «разогреть» пальцы.

Гамму можно играть под метроном или под минусовку поверх аккорда E, как это показано на видео.

Стоит отметить то, что с гармоническим подкладом лад играть намного полезней в плане развития слуха и импровизационных навыков.

Проигрывание каждого бокса заканчивается устойчивым звуком аккорда (в данном случае ми мажора). То есть в некоторых позициях по окончанию нисходящего движения выполняется повторное «возвращение» к тонике (E), терции (G#) или квинте (B) ми мажора. Соответственно, и ступени лада рассматриваются относительно доминанты.

Минусовку для проигрывания гармонического минора на гитаре и минус для импровизации на аккорд E (который звучал на видео), табы можно

(от b2 - второй пониженной ступени E)

Ознакомьтесь с расположением звуков лада на грифе:

Теперь разберите «пальцовку». Возле каждой ноты указан палец левой руки, которым необходимо её прижимать.

Как уже и говорилось выше, проигрывание заканчивается не первой (самой нижней) нотой бокса F, а G# - опорным тоном (терцией ми мажора).

(от 4 ступени E)

Заканчиваем проигрывание гаммы на ноте B (5 ступени аккорда E)

(от 5 ступени - квинты E)

(от 6 ступени)

В последнем такте возвращаемся к тонике E.

(от 7 ступени - септимы)

(от 1 ступени - тоники)

  1. Если вам тяжело даётся освоение табулатуры или вы предпочитаете осваивать аппликатуру визуально, просмотрите вторую часть видео, размещённого вначале статьи. Но установите в плеере Youtube замедленное воспроизведение. Подробней о том, как выполняется эта настройка, .
  2. Гамму можно играть на любой минус и другие аккорды, для обыгровки которых она пригодна (например, ля минором гармоническим можно обыграть Fmaj7). Всё зависит от конкретных задач.
  3. Боксы изучайте последовательно. Не спешите охватывать весь материал целиком в рамках одного-двух занятий.
  4. Когда все боксы уже будут достаточно хорошо изучены, их можно будет проигрывать один за одним постепенно перемещаясь по грифу так, как это показано в обучающем видео.
  5. Гамма играется восьмыми (на одну долю – две ноты). В дальнейшем вы можете играть её шестнадцатыми или триолями.
  6. Играйте приведенные боксы в других тональностях. К примеру, транспонируйте изученный материал в тональность ре минор и попробуйте обыграть уже его доминанту - аккорд A7.
  7. Комбинируйте в своих импровизациях на гитаре гармонический минор с другими ладами (пентатоникой, блюзовой гаммой, натуральным минором) и арпеджио, ориентируясь на гармоническую последовательность (аккорды песни, инструментальной композиции).

Всё! Первая часть урока подошла к концу. Успешных и плодотворных вам занятий на гитаре! Во второй части мы рассмотрим диагональные аппликатуры гармонического минора - .

ТЕГИ

Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.

Для чего нужны гаммы для гитары?

1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.

Для того, чтобы изучение гамм для гитары было наиболее эффективно, рекомендую:

1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками

Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, и продублировал ноты для гитары табулатурами (табами).

Прежде, чем разбираться с тональностями на гитаре, следует понять: что же такое тональность вообще? Глубже изучить данный вопрос помогают курсы музыкальной грамоты и уроки сольфеджио, преподающиеся в специальных заведениях. Однако определенные знания можно получить и на домашнем обучении.

Общее определение гласит, что тональность - особое положение лада (чаще всего мажора или минора), закрепленное на определенных высотах.

Тональность

Центром тональности служит тоника - основа гаммы и первая ступень лада. Когда речь идет о тональном обозначении, она выступает главным его представителем (например, если I ступень - "до", это будет означать тональность до мажор либо до минор).

Тональности можно разделить на 3 отдельных группы:

  • 2 простых тональности, которые можно легко продемонстрировать на клавиатуре фортепиано. Они находятся исключительно на белых клавишах.
  • 14 диезных тональностей, разделяющиеся на два полюса - мажорные (7) и минорные (7).
  • 14 бемольных тональностей, также подразделяющихся на 2 группы - мажорные (7) и минорные (7).

Квинтовый круг

Квинтовый круг - главный помощник в определении знаков всех тональностей. Стоит обратить внимание, что тональности на гитаре ничем не отличаются от каких-либо других на иных инструментах. Построение и звучание аналогичны, лишь иная техника звукоизвлечения и присущий инструменту характерный только для него тембр.

Понимание в необходимости (диезов и бемолей) - важнейший пункт, который сможет достаточно сильно упростить задачу в изучении тональностей на гитаре и аккордов в песнях.

Итак, ниже представлен квинтовых круг всех тональностей в музыке.

Как вы видите, с каждой последующей ступенью прибавляется один знак. И это неспроста. Появление этих знаков связано с четким построением мажорной или минорной гаммы:

  • Для мажора: тон - тон - полутон - тон - тон - полутон.
  • Для - полутон - тон - тон - полутон - тон - тон.

Следуя данным схемам, знаки либо повышают ступени, либо понижают их. Особенно подробно эта информация освещена в разделе "гаммы" в курсе сольфеджио.

Тональность и аккорды на гитаре

После полного теоретического ознакомления с гаммами при помощи фортепианной клавиатуры разрешается переходить на желаемый инструмент. Здесь чаще всего первый аккорд, звучащий на гитаре, и задает произведению тональность.

Обратите внимание, что аккорд - одновременное звучание 3 и более звуков.

Если смотреть со стороны гармонии, он будет являться тоническим трезвучием. А тоническое трезвучие - это 3 устойчивых ступени тональности, проигрываемые одновременно (в до мажоре это ноты «до-ми-соль»).

Аккорд, обознающийся в табулатуре надписью Am, - самый популярный среди аккордов в кругах инструменталистов:

  • а - «ля»;
  • m - «минор».

Звучание данного аккорда в самом начале означает, что перед нами на гитаре тональность ля минор.

Изучение гамм стоит начинать с простых тональностей - описанной выше а-moll или ее параллелью - c-dur (до мажор). Свободно в них ориентируясь, ученик сможет без особого труда находить диезы и бемоли, входящие в структуру других тональностей.

Интересный и полезный факт: гаммы, вошедшие в состав мажорных, имеют параллель в миноре с аналогичными знаками альтерации, потому заучивать нужно не 24 тональности, а в два раза меньше - 12.

Перед тем, как играть

Сыграть гамму определенной тональности на гитаре можно как на одной струне, так и на разных.

Перед тем, как браться за инструмент, нужно хорошо изучить его гриф. Нумерация ладов идет от головки гитары. Точки, находящиеся сбоку, помогают проще ориентироваться в системе.

Для ориентира во всех звуках нужно знать ноты на открытых струнах, из которых все исходит: ми (самая тонкая струна), си, соль, ре, ля, ми (самая толстая струна).

Как для первого, так и для второго способа необходимо, прежде всего, выучить все ноты на грифе гитары. Стоит запомнить простую закономерность: расстояние между двумя соседними ладами равняется полутону.

Нужно иметь свободное представление о нотах гаммы. Они состоят из VII ступеней, а восьмая, образующая октаву, повторяет первую.

Очень важно понимать различие тона от полутона и их четкую последовательность в гамме. Помните, что сверху указаны тона, а снизу - полутона.

Начинаем играть

Для начала следует определиться - какую же гамму играть? После окончательного выбора нужно найти ноту, от которой пойдет процесс. Если выбор пал на гамму до мажор, это означает, что на грифе пальцы зажмут струну на ноте до. Это можно сделать на любом привлекающем вас ладу.

Вспомните схему мажорной гаммы (тон - тон - полутон - тон - тон - полутон). Опираясь на эту структуру, начните свое движение. Вспомните, по какому принципу располагаются тоны и полутоны. Тон - 1 лад + 1 лад, полутон - 1 лад (следующий от нынешнего прижатого лада). Если зажата нота до, то ре будет не на следующем ладу, а через один, так как расстояние между двумя этими ступенями равняется целому тону.

Изучайте и запоминайте аппликатуру - схему движения пальцев. После освоения гаммы на одной струне, можно переходить к более сложному варианту - гитарным боксам.

Заучивать гаммы следует как и восходящем, так и в нисходящем движении.

Итог

После полного и свободного понимая тональностей на гитаре переход к аккордам станет для вас достаточно легким процессом. Достаточно будет определить три главные устойчивые ступени нужной вам гаммы и зажать их одновременно.

Конечно, существует множество схем аккордов для новичков и любителей, не погружающих в теорию музыки глубоко. Но если же вы хотите овладеть инструментом на более профессиональном уровне, описанные выше советы помогут вам в этом.




Top