Как талантливый художник иван константинович айвазовский. И

Выдающийся российский художник Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (Айвазян) родился 17 (29) июля 1817 года в крымском городе Феодосии в небогатой армянской семье. Он прожил долгую жизнь, побывал во многих странах, участвовал в различных экспедициях на суше и на море, но каждый раз неизменно возвращался в родной город. Живописец скончался 19 апреля (2мая) 1900 года и там же, в Феодосии, был похоронен.

Вконтакте

Одноклассники

Происхождение

Отцом художника был купец Геворк (Константин) Айвазян . Он приехал в Феодосию из Галиции, куда в свое время переселился из Западной Армении, и писал свою фамилию на польский манер — Гайвазовский. Здесь отец женился на местной армянке Рипсиме. Семейная легенда гласит, что среди армянских предков художника по отцовской линии были и турки, но документального подтверждения этому нет. Кроме Ивана, в семье было еще четверо детей, две дочери и два сына. Брат Ивана — Саркис (в монашестве — Габриэл) стал известным историком и архиепископом Армянской Апостольской Церкви.

В 1812 году в городе разразилась эпидемия чумы. Торговые дела отца сильно пошатнулись, он разорился. К моменту рождения Ивана от былого процветания семьи мало что осталось.

Детство и юность

Художественные способности Айвазовского проявились уже в раннем детстве . К счастью, это не осталось незамеченным. В городе нашлись люди, обратившие внимание на талантливого мальчика и принявшие участие в его судьбе. Живший в Феодосии архитектор Я. Х. Кох дал ему начальные уроки рисования и рекомендовал его местному градоначальнику А. И. Казначееву, поддержка которого позволила будущему художнику сначала окончить симферопольскую гимназию, а затем поступить на учебу за казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

28 августа 1933 года Айвазовский приехал в Санкт-Петербург и приступил к занятиям в Академии. Его учителями были пейзажист М. Воробьев, маринист Ф. Таннер, баталист А. Зауервейд. Успех сопутствовал молодому художнику, даже несмотря на конфликт с Ф. Таннером. В 1933 году он был удостоен серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», а также «Этюд воздуха над морем». В сентябре 1837 года последовал новый успех — Большая золотая медаль за картину «Штиль».

Весной 1838 года Иван Константинович был направлен Академией в Крым и провел там два лета. В это время художник не только писал пейзажи на морскую тему, но и был свидетелем боевых действий. Картина «Десант отряда в долине Субаши» зарекомендовала его как способного художника-баталиста и впоследствии была куплена императором Николаем I. Осенью 1839 года Айвазовский успешно закончил обучение в Академии художеств и получил право на поездку за границу, где провел четыре года (с 1840 по 1844 годы). Кроме Италии, откуда он начал свой путь, художник побывал в Голландии, Швейцарии, Англии, Франции, Испании, Португалии и все это время много и напряженно работал.

За это время творчество Айвазовского получило признание не только в России. Его картины были отмечены Золотой медалью Парижской академии художеств. Папа Григорий XVI не только приобрел его картину «Хаос», но и наградил художника специальной наградой. Это был период быстрого и успешного профессионального становления молодого живописца. Он многому научился в Европе, приобрел там бесценный опыт, его талант и успехи были достойно оценены.

Когда.в 1844 году, в возрасте 27 лет, Иван Константинович Айвазовский вернулся в Россию, он был уже признанным мастером и получил звание живописца Главного морского штаба России . К этому времени он выработал собственную оригинальную творческую манеру. Сохранились воспоминания о том, как Айвазовский писал картины. Всю жизнь художник много путешествовал, впечатления от увиденного рождали темы для новых произведений. На открытом воздухе он работал недолго, делая лишь основные наброски. Большую часть времени Айвазовский проводил в мастерской, где заканчивал картину, давая при этом волю импровизации.

Карьера Живописца

В 1847 году Иван Константинович стал членом Императорской Академии художеств. К этому времени его творческий почерк уже определился. Конечно, в первую очередь он был известен как художник-маринист, но много писал и на другие темы. Морской пейзаж, батальные сцены, пейзажи крымских и других прибрежных городов, а также портреты, хотя их и немного — творческое наследие художника поистине многогранно. Однако, очевидно, что в большинстве его самых известных произведений определяющей является морская тема.

После возвращения в Россию Айвазовский отказывается от заманчивых предложений работы в столице и уезжает в Феодосию. Он строит дом на городской набережной. Это его дом — отныне и навсегда. Художник часто бывает по делам в Санкт-Петербурге, зимой выставляет там свои работы. Много путешествует по Европе, участвует в экспедициях. Начинается самый плодотворный творческий период в жизни Ивана Константиновича. Его работы имеют успех, картины хорошо продаются, карьера стремительно развивается.

Айвазовский становится состоятельным человеком . Кроме дома в Феодосии, он приобретает имение в расположенной неподалеку деревне Шейх-Мамай и дом в Судаке, рядом с дачей армянского композитора А. Спендиарова. Пришедшее богатство дало возможность свободно распоряжаться сравнительно большими средствами, но не изменило характера Ивана Константиновича и не повлияло на его активную общественную позицию.

Семья

В 1948 году Иван Константинович женится на Юлии Яковлевне Гревс, дочери английского врача, находящегося на русской службе. От этого брака родилось четверо детей — Елена, Мария, Александра и Жанна. Однако, брак был недолгим. Прожив вместе 12 лет, супруги расстались. Интересно, что некоторые внуки Айвазовского тоже стали художниками.

В 1882 году художник женится вторично. Его женой стала Анна Никитична Саркисова-Бурназян. Анна Никитична по национальности была армянкой, моложе мужа на 40 лет и очень красивой женщиной. Об этом лучше всяких слов говорят написанные Айвазовским ее портреты.

Признание

Вскоре приходит общественное признание, а затем и государственные награды и отличия. Он был членом Академий художеств нескольких государств, награжден российскими и иностранными орденами, получил чин действительного тайного советника, что соответствовало адмиральскому званию на флоте, а в 1964 году стал потомственным дворянином. Талант и трудолюбие художника получили достойную оценку современников.

За долгую жизнь в биографии Айвазовского интересных фактов накопилось немало . Он был обладателем многих наград и относился к ним с уважением. Однако, после массового убийства армян в Турции в 1894 — 1896 годах демонстративно выбросил в море все свои турецкие ордена. Неуемная тяга к путешествиям привела к тому, что художник едва не утонул в Бискайском заливе. Во время Крымской войны только резкий приказ адмирала Корнилова заставил живописца покинуть осажденный Севастополь. Все эти факты подчеркивают цельный характер Айвазовского, который был не только знаменитым художником, но и всегда имел гражданскую позицию.

Всего Айвазовский написал за жизнь более 6000 произведений — случай уникальный в истории живописи. Его творческое наследие огромно, все известные произведения перечислить просто невозможно. Вот только небольшой перечень самых известных работ художника:

Бывали случаи, когда на одну и ту же тему он писал несколько картин. Эта сторона его творчества иногда вызывала недовольство критиков. По этому поводу Иван Константинович говорил, что таким образом он исправляет замеченные ошибки и совершенствует свои произведения.

Картины художника находятся во многих музеях мира , а также принадлежат частным лицам. Самая большая коллекция находится в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского. Крупнейшие собрания его работ хранятся и в других картинных галереях России:

  • в Государственном Русском музее
  • в Третьяковской галерее
  • в Центральном военно-морском музее
  • в Музее-заповеднике Петергоф

Значительная коллекция находится также в Национальной картинной галерее Армении.

Много путешествуя по миру, часто бывая в Санкт-Петербурге, Айвазовский был хорошо знаком со многими известными российскими деятелями культуры. К. Брюллов, М. Глинка , А. Пушкин — один только этот перечень в достаточной мере характеризует личность художника. С уважением относились к нему также и такие выдающиеся представители военно-морской элиты, как знаменитые адмиралы Ф. Литке, В. Корнилов, М. Лазарев.

Биография художника была бы неполной без упоминания о его благотворительной деятельности . В обычной жизни это был очень доброжелательный и отзывчивый человек, искренне заботившийся о процветании Феодосии. Иван Константинович многое делал для города и его жителей. Он не только вкладывал свои личные средства в различные городские проекты, но часто и являлся их инициатором. Его влияние на культурную жизнь Феодосии было огромно.

При активном участии Айвазовского и во многом на его средства в городе были созданы картинная галерея, концертный зал, библиотека, открыта школа искусств. Художник много занимался археологией, руководил раскопками курганов, полностью на свои средства и по своему проекту построил здание, в котором расположился Феодосийский музей древностей. Созданную им в своем доме картинную галерею со всеми находящимися там экспонатами Иван Константинович завещал родному городу.

Память

Горожане относились к знаменитому земляку с уважением и любовью. Айвазовский был первым, кто стал почетным гражданином Феодосии. В его честь в городе установлены несколько памятников . Кроме того, памятники выдающемуся художнику установлены и в других городах:

  • в Симферополе
  • в Кронштадте
  • в Ереване

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.

Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с .

К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, в монашестве принявший имя Габриэл, затем родилось еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями.


Картина Ивана Айвазовского "Черное море"

Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.

В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.


В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве. Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом. В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора , также увидевшего присланные рисунки.


В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.

Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин.

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.


Картина Ивана Айвазовского "Девятый вал"

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство: , президент Академии Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса (сложно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).


Картина Ивана Айвазовского "Радуга"

Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.


Картина Ивана Айвазовского "Лунная ночь на Босфоре"

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.


Картина Ивана Айвазовского "Лунная ночь на Капри"

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с . В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.


Картина Ивана Айвазовского "Хаос"

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.


Картина Ивана Айвазовского "Буря"

Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с , Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.


Картина Ивана Айвазовского "Чесменский бой"

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.

Личная жизнь

Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноши балет.


В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.


На фото семья выглядит счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения дочек супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание. Юлия хотела жить в столице, бывать на балах, давать званые вечера, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто. С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.


Последнюю любовь художник встретил уже в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице – всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине "Портрет жены художника".

Смерть

Великий художник-маринист, ставший мировой знаменитостью в 20 лет, скончался у себя дома в Феодосии в возрасте 82 лет, в 1900 году. На мольберте осталась незавершенная картина «Взрыв корабля».

Лучшие картины

  • «Девятый вал»;
  • «Кораблекрушение»;
  • «Ночь в Венеции»;
  • «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями»;
  • «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф»;
  • «Лунная ночь на Капри»;
  • «Лунная ночь на Босфоре»;
  • «Хождение по водам»;
  • «Чесменский бой»;
  • «Лунная дорожка»
  • «Босфор в лунную ночь»;
  • «А.С. Пушкин на берегу Черного моря»;
  • «Радуга»;
  • «Восход солнца в гавани»;
  • «Судно посреди шторма»;
  • «Хаос. Сотворение мира;
  • «Штиль»;
  • «Венецианская ночь»;
  • «Всемирный потоп».

17 (29) июля 1817 года в Феодосии (Крым) родился один из величайших художников России - Айвазовский Иван Константинович (Ованес Гайвазовский). Отец его был армянским предпринимателем. Перебрался он из Западной Армении на юг Польши. Мама, Рипсиме, была хорошей вышивальщицей.Всего в семье было две дочери и три сына.

У маленького Ивана с детства проявлялись способности к музыке и рисованию. Учиться начал в армянской приходсткой школе, затем в Симферопольской гимнази, потом поступил в 1833 году в Академию художеств у М.Н.Воробьева в Петербурге, в пейзажный класс. Окончил ее в 1839 году.

Первое произведение Айвазовского вышло в 1835 году и появилось на академической выставке. Это было "Этюд воздуха над морем". Картина получила положительные отзывы. Айвазовский пишет еще три картины с морской тематикой и получает за них в 1837 году большую золотую медаль.

Художник начинает работать на заказ и отправляется по поручению в Крым, где ему нужно было написать несколько крымских пейзажей. Далее в 1840 году он едет в Италию, так же для заказной работы. В Риме Айвазовскому удается выставить свои работы. В целом, нахождение в Италии прошло для него очень плодотворно. Он смог познакомиться с такими личностями как Гоголь, Боткин, Панаев.

Затем Айвазовский отправляется в Венецию на остров Св.Лазаря. Там он собирался встретиться со старшим братом Габриэлом, который состоял в религиозном братстве мхитаристов. В будущем художник еще не раз посетит это место. Следущими были города Флоренция, Амальфия, Сорренто, Неаполь и Рим. Италия многому научила Айвазовского и оставила след на его работах. Здесь он создал 50 своих картин. Он устраиват выставки в Риме и Неаполе, благодаря которым началась известность художника. Картина "Хаос" была особо выделенна, Папа Григорий XVI удостоил наградой Айвазовского золотой медалью.

Дальше уже успех сопровождал его в Венеции, Лондоне, Амстердаме, Париже. Он участвовал в международной выставке в Лувре. В 1848 году появляется одна из знаменитых его работ "Чесменский бой" . Поскольку Айвазовский писал в основном по морской тематике, ему предоставлялась возможность находится на военных операциях Главного морского штаба. "Море - это моя жизнь" - так говорил художник. За период своего творчества было создано около 6 000 картин! Особенность в том, что Айвазовский с натуры море никогда не писал. Он всегда много наблюдал и затем воспроизводил по памяти. Ведь он, по сути, правильно считал, что море слишком изменчиво, чтобы писать его с натуры. Айвазовский через свои картины восторгался могуществом и силой природных стихий. В работах его всегда присутствовали человек и природная стихия: будь то борьба в шторме, либо же человек на фоне спокойного моря.

В 1850 году Айвазовский создает картину, по которой его узнают все - "Девятый вал" . Примерно в это время его, единственного иностранного художника, награждают орденом Почетного легиона. В Петербурге Айвазовский не остается и переезжает на родину в Феодосию. Кроме живописи, Айвазовский занимался благотворительность. Он скапливал деньги со своих работ и вкладывал их в строение археологического музея (Феодосия), благоустраивал сам город. Так же в родном городе у него была своя мастерская, где он занимался воспитанием молодых талантов. Из них можно вделить Куинджи, Лагорио, Богаевского.

Вообще, Айвазовский любил помогать, в особенности своему армянскому народу. В 1840х годах он организовал сбор средств для восстановления работы армянского училища в Константинополе, а так же Смирне и Брусе. Еще в Константинополе он писал на заказ пейзажи самому султану Абдул-Азизу.
Не смотря на всеобщее признание в Европе, на родной земле в России с начала 1870-х годов картины Айвазовского стали подвергать критике. Происходило это отчасти от того, что художник предпочитал работать в одиночку и выставлял картины свои только на персональных выставках (Кстати говоря, Авазовский - первый русский художник, кто стал этим заниматься) . Таким образом, он отстранялся от общества художников и писателей. Еще, как считали многие, он не вписывался в современую живопись и творчество. Оно приобретало национальный характер, а Айвазовский продолжал писать море. После критики был некоторый период, когда о художнике не было ничего слышно, нигде о нем не писали. Хотя, благодаря Айвазовскому, который прославился в Европе и приобрел там всенародную известность, он так же и прославил русскую живопись. Будуче на своей армянской родной земле, он писал не только пейзажи, но так же и портреты и сюжеты на библейскую тему.

В 1880 году Айвазовский рядом со своим домом строит музей-галерею, подобных насчитывалось кроме этого в России всего 2 дома.
В 1882 году Иван Константинович Айвазовский разводится. Вскоре после этого он женится на Анне Бурназян. Этот брак еще больше сблизил его с армянским народом.

Произошедшие события в Армении в 1890-х годах сильно затронули и Айвазовского. Турецкий Султан Абдул-Гамид устроил массовые нападения и разгромы на армянское население, много человек погибло. Под впечалением от этих событий Айвазовский пишет картины "Погром армян в Трапезунде", "Армян погружают на корабли", "Армян живыми бросают в море". Так же он помогал беженцам с жильем.

Последняя выставка художника прошла в Петербурге. После этого он собирается отправиться в Италию. Но не успевает. Смерть к художнику пришла 19 апреля 1900 года.

В настоящее время Айвазовского называют основоположником направления маринизма, так называемой живописи романтического пейзажа.
Последней его кариной стала "Приезд Байрона на остров св. Лазаря ". Похоронили Айвазовского в Феодосии, как он и завещал, во дворе церкви Сурб Саргис.

"Родился смертным, оставил по себе бессмертную память" - такая надпись на его надгробной плите.


Замечательный художник маринист Иван Константинович Айвазовский, как известно родился Феодосии в армянской семье у Константина и Рипсиме Айвазовских 29 июля 1817 г, если по армянски более точно фамилия звучит, как, Айвазян, хотя в быту и в доккументах фамилия отца могла звучать, Гайвазовский.

С самого раннего детства у молодого Айвазовского были выявлены наклонности к искусству, как самоучка он научился играть на скрипке и конечно очень тяготел к рисованию. На способности молодого дарования внимание обратил тамошний архитектор Кох Я.Х., который просвятил мальчика некоторым азам рисования и живописи.

Талант рисовать был замечен тогдашним губернатором Тавриды Казначеевым А. И., который позаботился о зачислении юного дарования в 1831 г. в Таврическую гимназию,

Успехи в рисовании айвазовского раскрывались все более и более, слухи о молодом таланте дошли до градоначальника Феодосии, который помог устроить юношу оканчивающего уездную школу в более авторитетное заведение в гимназию в городе Симферополе. Проучившись с успехом некоторое время в этом заведении, с помощью учителя рисования немецкого художника И.Л. и Гросса оценившего молодой талант в Айвазовском, направляет его в Петербург в академию художеств и там молодого художника зачисляют на учебу в 1833 г. , где его творчество было оценено художником К. П. Брюлловым, очень лестно отзывался о художнике писатель А. С. Пушкин.

В академии Айвазовский упорно развивает свое мастерство и 1835 году была закончена работа с картиной Вид на взморье в около Санкт Петербурга и воздуха над морем , за эти первые произведения художнику была присвоена серебряная медаль Для дальнейшего развития молодого мариниста направляют к известному французскому художнику Ф. Таннеру.

Закончив академию с большой золотой медалью, получил право поездки в родной Крым, где плодотворно работает, пишет этюды Феодосии, Ялты, Севастополя, Гурзуфа. Для продолжения совершенствования своего творчества, Айвазовский вместе с другими художниками академии, в 1840 г. едет в Италию Рим, посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь. Знакомится с мировым европейским искусством в различных музеях Европы и плодотворно трудится.

Спустя некоторое время Айвазовский становится очень знаменитым художником маринистом в Европе. Ему присвоено звание академика Римской, Амстердамской и Парижской академии художеств. Вернувшись на родину в 1844 году признанным мастером в 27 лет отроду, ему и в России присваивается звание академика.

Характер Таннера был не простой, строгий, обучая Айвазовского некоторым секретам мастерства, он запрещал ему всякое вольнодумство в создании работ не по теме, тем не менее Айвазовского тянуло к тематике своих картин и в тайне от строгого учителя создает 5 работ в 1837 г. и смело выставляет их в академии художеств, которые получили положительные отзывы.

На непослушание художник Филипп Таннер обращается к царю Николаю 1 с жалобой на своего ученика, соответственно царь уважая Таннера приказывает картины Айвазовского снять с выставки а художника наказать. Этот момент был конечно не приятен для молодого мариниста, прошло долгих шесть месяцев после этого каверзного случая, когда несколько все забылось его наконец простили за его прошлое не академическое поведение и направили в кафедру батальной живописи для занятий более близкому для Айвазовского, это морская живопись с военной тематикой под руководством профессора А. И. Зауэрвейда.

В данном классе художник раскрывает себя с еще большим успехом к 1837 году он заканчивает свой морской пейзаж под названием Штиль, картина получает много отзывов, смотря на это в академии Ивану Айвазовскому вручают Большую золотую медаль, это была мечта всех студентов академии. Дополнительно к медали он заслужил право посетить свой родной Крым и поездка в Европу.

В Крыму Айвазовский продолжает заниматься творчеством, пишет ряд своих любимых морских пейзажей, его приглашают к участию в военных действиях, где художник наблюдает высадку морского десанта на реке Шахе в Черкессии и создает наброски для будущей картины Десант отряда в долине Субаши, впоследствии выкупленную царем. В 1839 году Айвазовский заканчивает обучение в художественной академии и получает звание дворянина.

В обширной биографии художника очень много связано с Турцией, где редкий талант Айвазовского был очень высоко оценен.

В 1845 году Айвазовский посещает Турцию в составе географической экспедиции возглавлявшей Литке Ф. П. Художник посетил Стамбул, который впечатлил художника своей необычной красотой. Этот город художник еще раз посещал в 1856 году, его принимают, как дорого гостя сам султан Абдул-Меджид 1-й, который был поклонником таланта художника имевший в своей картинной галерее работу Ивана Константиновича. Воодушевленный приемом султан наградил художника почетным орденом Нишан Али.

В своем творческом пути Айвазовским создано множество картин с турецкой тематикой, по его работам учились турецкие художники, авторитет художника в Турции был огромен, одна из работ досталась в подарок от друзей султану Абдул-Азизу, под огромным впечатление от картины он сделал хороший коммерческий заказ художнику написать с десяток пейзажных полотен со зрелищными видами Босфора и Стамбула. Султан просто души не чаял в этом мастере пейзажа, часто приглашал его во дворец и впоследствии художником было написано дополнительно около 20 работ. Сам турецкий Падишах наградил его дорогой турецкой наградой - орденом Османии 2-й степени. Чуть позже через год, Айвазовский подготовит новые пейзажные работы в подарок с русской тематикой Зима в Москве и картина Вид на Петербург с моста Святой Троицы.

Как известно Россия часто воевала с Турцией, но на данном этапе в 1878 году, война была прекращена и был подписан мирный договор, в залах турецкого дворца висели картины Ивана Айвазовского, эта выставка благотворно способствовала духу мирных отношений между двумя сторонами. также в честь мира и дружбы картины принадлежащие турецким коллекционерам выставлялись в России и на этот раз художник был награжден алмазной медалью самим султаном Абдулом Хамидом 2-м. а в 1847 году ему присвоили почетное звание профессора академии художеств Петербурга. Можно выделить одну из работ того периода в 1848 году Чесменский бой с характерным морским сражением. Но военная тематика работ иногда сменялась лирическими полотнами морских стихий 1849 году Буря на море ночью

В 1950 году художник снова удивляет современников неожиданным очередным шедевром Девятый вал , работа никого не оставляла равнодушным, некоторые историки и биографы сравнивали ее с увиденным самим Айвазовским штормом из которого ему удалось вырваться живым и невредимым. Хотя в столице и в европейской прессе уже печатали газеты о гибели мариниста, но все как видим обошлось и мастер живописных морских стихий продолжал создавать и радовать публику своими шедеврами. В 1853 году из под кисти художника выходят полотна: Картина Айвазовского Лунная ночь. Купальня в Феодосии , с очень красивым закатом Море. Коктебельская бухта

60-е и 70-е годы 19 века можно с уверенностью назвать полным расцветом творчества Айвазовского. Обилие картин о море, среди этих произведений заметны: Всемирный потоп , Лунная ночь в Константинополе 1862 г, Вид Одессы с моря 1865 г, Морской вид 1867 г, В бурю 1872 г, Радуга 1873 г, Ночь. Голубая волна 1876 г. и другие работы.

В начале 80-х годов художник создает ряд картин среди которых одно из самых его заметных полотен картину Черное море . Несмотря на то, что картина написана в сдержанных тонах и море отражено в пасмурный день, тем не менее картина получила множество положительных отзывов. Сам Крамской отметил картину, как самое грандиозное в творчестве художника. Одна из красивейших работ тихого моря в 1885 году Штиль

Работая вплоть до конца 19 века Айвазовский художник не перестает удивлять тогдашнюю публику все новыми работами в 90-е годы его талант не ослабевает в этот период созданы картины Шторм 1897г, масштабное произведение Среди Волн 1898 г и картина В бурю 1899 г

В 1900 году весной в апреле художник творил очередную картину Взрыв корабля, но картина так и не была закончена, 19 апреля 1900 года художник скончался в своей мастерской. Ныне его мастерская в Феодосии это дом музей Айвазовского

За свою творческую историю Айвазовским было создано более шести тысяч полотен, много картин были куплены русским меценатами, различными коллекционерами со многих стран мира. Его полотна и сегодня продаются и оцениваются огромными суммами, все это говорит об уникальном таланте пейзажиста-мариниста у которого и по сей день нет равных

Знаменитые картины Ивана Айвазовского:

Морское сражение при Наварине 1827 г.
Вид на взморье в окрестностях Петербурга 1835 г.
Ночь. Контрабандисты 1836 г.
Ветряная мельница на берегу моря 1837 г.
Морской берег 1840 г.
Неаполитанский залив 1841 г.
обережье в Амальфи 1841 г.
Венеция 1842 г.
Гондольер на море ночью 1843 г.
Кораблекрушение 1843 г.
Мхитаристы на острове св. Лазаря 1843 г.
Вид Феодосии 1845 г.
Морской вид с часовней 1845 г.
Спасающиеся от кораблекрушения 1844 г.
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент 1846 г.
Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790) 1846 г.
Башня. Кораблекрушение 1847 г.
Чесменский бой 1848 г.
Девятый вал 1850 г.
Буря 1850 г.
Синопский бой 1853 г.
Буря над Евпаторией 1861 г.
Всемирный потоп 1864 г.
Черное море ночью 1870 г.
В бурю 1872 г.
Черное море 1881 г.
Прибой 1895 г.
Буря у берегов Одессы 1898 г.

(Гайвазовского) и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени "Иоанн").

С детства Айвазовский рисовал и играл на скрипке. Благодаря покровительству сенатора, главы Таврической губернии Александра Казначеева он смог учиться в Таврической гимназии в Симферополе , а затем в Академии художеств в Петербурге, где занимался в классах пейзажной живописи профессора Максима Воробьева и батальной живописи профессора Александра Зауервейда.

Во время учебы в Академии в 1835 году серебряной медалью была отмечена работа Айвазовского "Этюд воздуха над морем" , в 1837 году золотой медалью первой степени — картина "Штиль".

Ввиду успехов Айвазовского в 1837 году совет Академии принял необычное решение — досрочно выпустить (на два года раньше положенного срока) его из академии и послать в Крым для самостоятельных работ , а после этого — в командировку за границу.

Таким образом, в 1837-1839 годах Айвазовский выполнял натурные работы в Крыму, в 1840-1844 годах совершенствовал мастерство в Италии в качестве пенсионера (получал содержание — пансион) Академии художеств.

Полотна "Высадка десанта в доме Субаши" и "Вид Севастополя" (1840) были куплены императором Николаем I. В Риме художником были написаны картины "Буря" и Хаос". За полотна "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и "Остров Капри" в 1843 году он был награжден золотой медалью на Парижской выставке .

С 1844 года Айвазовский являлся академиком и живописцем Главного Морского штаба России, с 1847 года — профессор, с 1887 года — почетный член Петербургской Академии художеств.

С 1845 года Айвазовский жил и работал в Феодосии, где построил по собственному проекту дом на берегу моря. В течение своей жизни он совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Франции и других европейских странах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, в 1898 году совершил путешествие в Америку .

Известность получили его полотна "Виды Черного моря" и "Монастырь св. Георгия". Картина "Четыре богатства России" принесла Айвазовскому в 1857 году французский орден Почетного легиона .

В начале 1873 года во Флоренции состоялась выставка картин Айвазовского, получившая много положительных отзывов. Он стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы живописи. В этом качестве Айвазовский был удостоен чести, вторым после Ореста Кипренского, представить во флорентийской Галерее Уффици автопортрет .

Во время русско-турецкой войны 1877 года Айвазовский написал серию картин.

В 1888 году была выставка его новых картин, посвященных различным эпизодам из жизни Колумба.

Всего с 1846 года состоялось более 120 персональных выставок Айвазовского. Художником было создано около шести тысяч картин, рисунков и акварелей.

Среди них наиболее известны "Наварринский бой", "Чесменский бой" (обе — 1848), изображавшие морские сражения, серия картин "Оборона Севастополя" (1859), "Девятый вал" (1850) и "Черное море" (1881), воссоздающие величие и мощь морской стихии . Последней картиной художника стала "Взрыв корабля", описывающая один из эпизодов греко-турецкой войны , которая осталась незавершенной.

Он был членом Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской Академий художеств.

© Sotheby"s Полотно Ивана Айвазовского "Вид Константинополя и Босфорского залива"


Иван Айвазовский преподавал в созданной им Общей художественной школе-мастерской в Феодосии. Для горожан Айвазовский построил в Феодосии гимназию и библиотеку, археологический музей и картинную галерею. По его настоянию в городе был проведен водопровод. Благодаря его хлопотам был сооружен торговый порт, проведена железная дорога. В 1881 году Айвазовский . В 1890 году в Феодосии был установлен фонтан-памятник "Доброму гению" в ознаменование заслуг художника.

Иван Айвазовский скончался в ночь на 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1900 года в Феодосии. Был похоронен на территории армянской церкви Святого Сергия (Сурб-Саркис).

Его картины хранятся во многих странах мира, музеях и частных коллекциях. Крупнейшей является коллекция Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, которая включает 416 работ, из них 141 — живопись, остальные — графика. В 1930 году в Феодосии у дома художника был воздвигнут памятник ему. В 2003 году памятник Айвазовскому , — на Макаровской набережной морской крепости в пригороде Петербурга Кронштадте.

Художник был дважды женат. Его первой супругой была гувернантка Юлия Гревс, в семье родились четыре дочери. Второй женой художника стала вдова феодосийского купца Анна Бурназян (Саркизова).

Старший брат художника Гавриил Айвазовский (1812-1880) был архиепископом грузино-имеретинской армянской епархии, членом Эчмиадзинского синода, ориенталистом (востоковедом), писателем .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников




Top