Как в прошлом лечились русские. Основные болезни русского населения XVI — XVII веков

Еще наши предки использовали верблюжью шерсть не только для согревания, но и для лечения некоторых заболеваний. В современной промышленности многие производители одеял и разных покрывал вернулись к этой традиции. Ведь верблюжья шерсть имеет невероятные свойства.

Что представляет собой одеяло из верблюжьей шерсти

Это текстильное изделие, наполненное верблюжьей шерстью. Оно предназначено для домашнего использования.

Верблюжья шерсть имеет легкую структуру и хорошо сохраняет тепло. Кроме того, такой наполнитель совсем не электризуется и отталкивает пыль. Практичность и легкость - главные преимущества одеяла из верблюжьей шерсти. Отзывы пользователей подтверждают положительные качества этого изделия.

Сама верблюжья шерсть считается уникальным сырьем из-за своего состава. Все изделия с этим наполнителем отличаются легкостью и прочностью. Шерсть быстро впитывает влагу, обеспечивая постоянную сухость и комфорт. А самое важное качество такого наполнителя - способность долго сохранять тепло. Именно по этой причине большинство людей выбирают одеяла из верблюжьей шерсти. Отзывы покупателей касаются также простоты ухода за такими изделиями. Если придерживаться всех рекомендаций от производителя, одеяло прослужит очень долго.

Чем хороши одеяла из верблюжьей шерсти

Одеяло, наполненное верблюжьей шерстью, имеет массу преимуществ:

  • надежно сохраняет тепло;
  • обеспечивает комфортный сон в любую погоду;
  • оказывает лечебные действия на организм человека;
  • отлично пропускает воздух;
  • не электризуется;
  • улучшает кровообращение и общее состояние спящего человека;
  • хорошо снимает мышечное напряжение и помогает при болях в суставах;
  • положительно влияет на кожу;
  • имеющийся на шерстинках природный воск обладает антисептическими свойствами.

Лечебные качества одеяла

Верблюжья шерсть обладает исключительными свойствами и способна лечить много заболеваний. Не зря наши предки использовали это сырье для изготовления многих медицинских средств. До наших дней сохранилось применение лечебных корсетов и поясов из верблюжьей шерсти.

Во-первых, верблюжья шерсть содержит натуральный животный воск под названием «ланолин». Благодаря своему составу он нейтрализует токсины, которые накапливаются со временем в организме человека. При нормальной температуре ланолин способен впитываться в кожу, улучшая общее самочувствие.

Во-вторых, верблюжья шерсть благоприятно влияет на органы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Врачи часто рекомендуют изделия с таким наполнителем для лечения и профилактики ревматизма, артрита, остеохондроза.

Для людей, часто болеющих простудными заболеваниями, также очень полезно использовать одеяла из верблюжьей шерсти. Отзывы пользователей также касаются возможностей лечить изделиями с таким наполнителем некоторые болезни опорно-двигательной системы. Сухое тепло, которое создает верблюжья шерсть, благоприятно воздействует на проблемные зоны и улучшает кровообращение.

Сегодня на рынке текстиля представлено множество одеял разных производителей. Рассмотрим самые популярные.

Одеяло с верблюжьей шерстью «Адамас»

Среди всех известных производителей покрывал и одеял большой популярностью пользуются изделия российского производителя «Адамас». Предприятие выпускает большой ассортимент товара для сна.

Основная причина, из-за которой люди покупают одеяло «Адамас», - верблюжья шерсть. Отзывы преимущественно положительные. Покупатели довольны качеством продукции этого производителя и отличными свойствами наполнителя. Люди, которые пользуются одеялом не первый год, отмечают его необыкновенную легкость. При этом производитель использует качественные ткани, которые практичны и не теряют внешнего вида после чистки изделия. Что касается тепловых свойств, одеяла «Адамас» оказались просто незаменимыми в холодный период года. По мнению покупателей, они ничем не хуже теплых пуховых одеял.

Одеяло «Веросса»

Очень качественные одеяла под маркой «Веросса» выпускает российская компания «Нортдекс». Главные преимущества изделий этого производителя - высокопрочные материалы и доступная стоимость.

Разработчики долго исследовали потребности покупателей. После наблюдений и анализа руководители решили, что наиболее практичное сырье, которым они и наполнили одеяло «Веросса», - верблюжья шерсть.

Главной определяющей комфортного сна является хорошее одеяло. Важно, чтобы оно обеспечивало тепло и уют, не давало парниковый эффект, дарило чувство защищенности и способствовало расслаблению тела. И хотя современные технологии позволяют выпускать новые типы волокна с легкой структурой, шерстяные покрывала не сдают своих позиций и популярны вопреки времени. Одеяло из верблюжьей шерсти занимает первое место в строчке популярности натуральных моделей, оно имеет ряд достоинств и преимуществ.


Процесс получения волокна

Такие одеяла изготавливают из шерсти верблюдов двух видов:

  • одногорбых – дромедаров, обитающих в самых засушливых районах мира (дающих около 4 кг шерсти с особи);
  • двугорбых – бактрианов, живущих в Монголии, Казахстане, Китае (дающих до 10 кг материала с крупного животного).

Шерсть второй группы верблюдов особо мягкая и густая. Она настолько хороша, что из нее изготавливают не только одеяла, но и подушки, носки, пояса, одежду. Это тонкие волокна разной толщины (от 6 до 120 мкм), которые зависят от породы и не уступают по качеству шерсти тонкорунных австралийских мериносов.



Для производства используют пригодную шерсть, снятую во время стрижки или выпавшую при линьке. Она бывает бежевого, коричневатого, кремового и бурого оттенка.

Самым ценным видом сырья является пух или подшерсток: это мягчайшее легкое волокно, столь ценное и согревающее, что используется в обмундировании водолазов, полярников и космонавтов. Обычно стрижку осуществляют сразу после линьки (в конце весны-начале лета). Подшерсток вычесывают руками. Затем сырье проходит процесс сортировки, после чего попадает на производство.

В зависимости от вида одеяла шерсть остается волокнистым наполнителем или поступает в прядильню. Чтобы максимально сохранить полезные свойства материала, его стараются не подвергать окраске и дополнительной обработке. Самым ценным продуктом для одеял является шерсть монгольских нерабочих бактрианов. Из оттенков больше ценится кремовый.

Сегодня одеяла из верблюжьей шерсти отличаются от аналогов советских времен. Причиной тому стали новые технологии, благодаря которым фактура изделий стала мягкой, приятной к телу и привлекательной для глаз.


Достоинства и недостатки

Одеяла из верблюжьей шерсти способны создать уютную атмосферу пользователю:

  • Они удобны и практичны в эксплуатации, имеют массу полезных свойств.
  • Как и аналоги и овечьей шерсти, они обладают «сухим» теплом, сохраняя тепло пользователя, не допуская перегрева человека и образование пота. За счет низкой теплопроводности одеяло поддерживает нужный температурный режим внутри независимо от того, какая температура в комнате.
  • Стоит отметить отменную воздухопроницаемость волокнистого состава. Независимо от способа производства (тканого или волокнистого), под таким одеялом создается идеальный климат: помимо согрева, тело может «дышать».
  • Теплоизоляционные свойства одеяла из шерсти верблюда уступают изделиям из птичьего пуха, выгодно выделяясь на фоне любых других аналогов (даже овчины австралийских мериносов). Они лучше и теплее бамбуковых, пуховых, ватных изделий, не говоря уже об аналогах из синтетических волокон.
  • По сравнению с овечьей шерстью, такие одеяла гораздо легче , а потому удобнее в эксплуатации: они не создают ощущение панциря, которое так не любят многие пользователи.
  • Волокна верблюжьей шерсти достаточно упругие, они способны долгое время сохранять форму, что обеспечивает одеялу привлекательный вид в течение многих лет. Причем в большинстве случаев такие изделия не скатываются, не слеживаются, не образует комки и пустоты, как в ватных аналогах.
  • Одним из преимуществ верблюжьих одеял является нейтральность. Они не копят статическое электричество, что исключает негативное воздействие на организм. Помимо этого, такие покрывала гигроскопичны. За счет полой структуры волоса шерсть способна быстро впитывать влагу извне и отдавать ее обратно в воздух.
  • Помимо этого, у одеял из верблюжьей шерсти имеются и полезные качества. Причем сегодня они подтверждены научно, поэтому такие одеяла имеют рекомендации врачей тем, у кого имеются разные заболевания.
  • Наряду с лечебным эффектом, отмечается и расслабляющий. Немалая часть пользователей отмечает, что спать под таким одеялом – одно удовольствие. Сегодня эти изделия настолько мягкие и добротные, что способствуют полноценному отдыху, расслабляя мышцы, успокаивая нервную систему после тяжелого стрессового дня, восстанавливая кожу после косметики, прекращают нервный зуд и создают все условия для безмятежного сна.
  • За счет большого выбора размеров, предлагаемых торговыми марками к продаже, можно купить изделие не только для взрослых, но и порадовать малышей. Причем если раньше такие изделия практически всегда способствовали дискомфорту, покалывая тело даже через текстиль, сегодня они настолько комфортны, что ими обустраивают спальное место в качестве наматрасника, способствуя безмятежному сну малышей.




К сожалению, такой отличный, теплый, а главное, натуральный материал подходит далеко не каждому пользователю. Тем, кто страдает аллергией на шерсть он не подойдет, какой бы наносовременной технологией обработки не подвергался. Даже если купить модель закрытого типа, кожу обмануть не удастся: покраснения, раздражение и кожный зуд дадут о себе знать.

Невзирая на то, что производители заявляют большой срок службы и особую долговечность таких покрывал, пледов, одеял, на деле при эксплуатации все может обстоять иначе. И причина кроется вовсе не в деформации покрывала: проблема – в неправильной эксплуатации, хранении и уходе. Такие изделия любит пылевой клещ и особенный гость помещений влажного типа – моль.

Несмотря на отменные свойства верблюжьей шерсти, именно она может добавить проблем в уходе. Выбирая изделие открытого или закрытого типа стоит иметь в виду, что оно требует аккуратного и бережного отношения, особенно если не упаковано в чехол.


Лечебные свойства

Внимание одеялам из верблюжьей шерсти уделяется давно, отмечая, что вкупе с лечебными процедурами такие покрывала способны ускорить выздоровление организма. Пользователи, опробовавшие «работу» верблюжьих одеял на протяжении более полугода отмечают несколько целебных свойств. Такие изделия:

  • вылечивают потницу;
  • оказывают антибактериальный, антисептический эффект на пользователя;
  • укрепляют иммунную систему;
  • повышают эластичность кожи;
  • способствуют быстрому выздоровлению при простудных заболеваниях;
  • снимают усталость и хандру;
  • уменьшают боль в пояснице, позвоночнике, облегчая неприятные симптомы ревматизма, остеохондроза, радикулита;
  • нормализуют обменные процессы, кровоток, работу сальных желез и частоту пульса;
  • избавляют организм от токсинов;
  • расслабляют мышцы, восстанавливают их после растяжения или травмы;
  • показаны при гайморите.

По некоторым наблюдениям, одеяло из шерсти верблюда может успокаивать кожу, обладая противовоспалительным эффектом. Астматикам оно может не подойти.




Разновидности

Одеяла из верблюжьей шерсти отличаются способом производства. Они могут быть:

  • открытого типа – двусторонние модели в виде мягкого полотна из шерсти молодых верблюдов с краем, обработанным трикотажным кантом. Это комфортабельные пледы, которые можно использовать в качестве одеяла, покрывала на кровать или диван;
  • закрытого типа – стеганые изделия с шерстяной сердцевиной и текстилем по верху и низу (одеяла в тканом чехле).

Изделия первой группы бывают ткаными или меховыми. В отличие от второй категории, они более функциональны, так как помимо основного назначения могут служить пледом или покрывалом кровати (дивана).

Вторые модели отличаются качеством наполнителя: обычно в них используют более грубый материал – волокно взрослых животных, которое легче в обработке, поэтому такие одеяла тоже не колют кожу.

Одним из отличий производства одеял является тканый и нетканый способ, а так же плотность волокна.

Условно плотность делят на две категории, которые и определяют вес изделия. Верблюжье одеяло может быть:

  • облегченным (до 200 грамм на кв. м) – предназначенным для межсезонья, пасмурных и сырых летних ночей (тонким);
  • универсальным (до 400 грамм на кв. м.) – рассчитанным на холодное время года, потому более теплым и плотным (объемным).

Одной из интересных и набирающих популярность разновидностей верблюжьих одеял является модель на 4 сезона или «два в одном». Внешне такое изделие представляет собой конструкцию из двух полотнищ разной плотности. Это два одеяла, скрепленные между собой кнопками. Если холодно, можно укрыться потеплее, в межсезонье вполне достаточно одного из одеял.



Размеры

Размерный ряд одеял из верблюжьей шерсти делится на детские, полутораспальные, двуспальные и евроразмер. Этот фактор – один из важных при покупке: от него зависит не только цена изделия. Чтобы не ютиться под коротким и узким одеялом, поджимая ноги, его покупают с запасом.

Чтобы определиться было проще, стоит отметить для себя желаемую длину из наиболее востребованных габаритов, к которым проще купить пододеяльник:

  • детские – размерные ряды с габаритами 100 х 135, 100 х 140, 100 х 150, 110 х 140см;
  • полутораспальные – фасоны с длиной и шириной 140 х 200, 140 х 205, 150 х 200, 155 х 200, 160 х 210 см;
  • двуспальные – модели с параметрами 170 х 200, 175 х 205, 180 х 210 см;
  • евростандарт – разновидности просторных габаритов: 200 х 210, 200 х 220 см.

Опираясь на основные размеры, выбрать одеяло в соответствии со своей комплекцией будет не сложно.


Виды тканей для чехлов стеганых моделей

Современный рынок текстильной продукции предлагает массу вариантов для чехла одеял. Одними из самых востребованных тканей, участвующих в производстве стеганых моделей из шерсти верблюдов сегодня являются:

  • бязь;
  • сатин;
  • батист;
  • твил;
  • перкаль;
  • жаккард;
  • поликоттон;

В основном, в производстве участвует плотный текстиль натурального происхождения. Ткани могут отличаться переплетением (полотняным или саржевым). Они не скользят внутри пододеяльника, поэтому одеяло не будет собираться комками, всегда оставаясь аккуратно упакованным и ровным.

Что касается цвета, закрытые модели чаще выполняются в светлых тонах с некрупным принтом растительной тематики. Детские линейки закрытого плана украшаются забавным рисунком в виде мягких игрушек или героев сказок.


  • независимо от вида изделия оно должно выглядеть аккуратно: никаких торчащих строчек, лохматости материала, неровных краев, необработанных участков быть не может;
  • если понравился стеганый вариант одеяла, обязательное условие – натуральный и плотный текстиль чехла;
  • плотность шерсти – особая тема: тем, кто постоянно мерзнет, нужны толстые изделия – 420 грамм на кв. м., остальным пользователям подойдут универсальные модели с плотностью 200 грамм на 1 кв. м. (важно обращать внимание на цифру на этикетке);
  • размер одеяла важно подобрать для конкретного пользователя с учетом роста и дополнительного обхвата по ширине. Предпочтительней универсальный вариант, который можно упаковать в текстильный чехол.

Учитывая все нюансы, не стоит забывать про цену: как правило, качественная вещь не стоит дешево. Основная часть линейки превышает стоимость аналогов из овечьей шерсти. Если цена слишком сладка, скорее всего, это некачествееный товар или смесок с добавкой овчины (иногда синтетики).

В некоторых случаях под видом верблюжьей шерсти продавцы умудряются продать изделие, даже близко не имеющее ничего общего с такими одеялами. Если продавец чеканит речь без остановки, не оставляет покупателю шанс вставить свой вопрос, налегает на необходимость сиюминутной покупки, стоит задуматься о качестве продукции данного магазина.


  • «АльВиТек» – марка, производящая стеганые одеяла, выполненные из верблюжьего пуха и шерсти: универсальные и облегченные варианты, а также особая модель «Гоби» (не имеющая отношение к монгольской фабрике);
  • «Аэлита» – стеганые модели ивановской компании стандартного и облегченного плана, упакованные в текстильные чехлы натурального происхождения (качественные одеяла с отменными теплоизоляционными свойствами);
  • Dargez – «дышащие» модели от известного производителя стеганого плана из шерсти и пуха, выпускаются в двух коллекциях: детской «Верблюжонок» и взрослой «Сахара»;
  • «Руно» – российский производитель, специализирующийся на производстве однотонных тканых моделей естественных тонов, изготавливаемых из шерсти и пуха верблюдов (уникальные элитные пледы);
  • Billerbeck – продукция немецкой компании с отменными качественными и практичными характеристиками.
  • Правила ухода

    Одеяла из верблюжьей шерсти очень капризны в уходе. Они реагируют на любое чистящее средство, поэтому главное, что стоит учесть, – бережная эксплуатация продлит первоначальную привлекательность изделия. Тем, кто ни в какую не хочет мириться даже с малейшим пятнышком, важно умерить свой пыл: стирка изделия сократит объем волокон, уменьшив расстояние между ними, что сократит срок службы.

    Если загрязнений много, хочется убрать въедчивый запах, можно воспользоваться услугами химчистки. Однако неизвестно, в каком виде вернется изделие: нередко заказчик получает подобие войлока.

    Покупая одеяло из верблюжьей шерсти, стоит иметь в виду:

    • стирка допускается исключительно ручным способом с применением специальных моющих средств (с содержанием ланолина);
    • недопустимо выкручивание: пусть часть воды стечет естественным путем, затем одеяло стоит деликатно отжать;
    • сушить изделие можно исключительно естественным путем вне попадания солнечных лучей;
    • проще произвести чистку сухой щеткой;
    • примерно 1 раз в месяц одеяло нужно сушить и проветривать на открытом воздухе с целью профилактики появления моли;
    • продлить презентабельность внешнего вида поможет пододеяльник или простынь (так одеяло будет теплее);
    • хранить одеяло можно только в дышащем пакете или завернув в хлопковую простыню (никакого полиэтилена!).

    Кроме этого, нелишним будет регулярное проветривание комнаты.

    Более подробный обзор на одеяло из верблюжьей шерсти, смотрите в следующем видео.

    Спаситель как-то говорил о христианах: «Если бы вы были от мира сего, мир любил бы вас как своих; но поскольку вы не от мира сего, ибо Я взял вас из мира, мир ненавидит вас». Эти же слова можно отнести и к русскому народу, в плоть и кровь которого христианство впиталось сильнее всего.

    Сегодня мы часто сталкиваемся с открытой русофобией и ненавистью со стороны других государств. Но это не повод для паники, это началось не сегодня и закончится не завтра — так будет всегда.

    Мир ненавидит нас, но сам не подозревает, насколько он сам нуждается в русском народе. Если русский народ исчезнет, то из мира вынут душу и он потеряет самый смысл своего существования!

    Именно поэтому Господь хранит нас и русские существуют, несмотря на все трагедии и испытания: Наполеона, Батыя и Гитлера, революцию, перестройку и смутное время, наркотики, падение нравов и кризис ответственности…

    Мы будем жить и развиваться до тех пор, пока сами сохраняем актуальность, пока русский человек сохраняет черты характера, присущие нашему народу.

    Заботливые «друзья» часто напоминают нам о тех присущих нам особенностях, которые можно отнести к плохим, пытаясь заставить нас ненавидеть самих себя и саморазрушиться… Мы же рассмотрим положительные особенности русской души, чтобы помнить, какими дарами щедро наделил нас Господь и какими мы всегда должны оставаться.

    Итак, ТОП-10 лучших качеств русского человека:

    1. Крепкая вера

    Русский народ на глубинном уровне верит в Бога, имеет сильное внутреннее чувство совести, понятие о добре и зле, достойном и недостойном, должном и не должном. Даже коммунисты верили в свой «Моральный кодекс».

    Именно русский человек всю свою жизнь рассматривает с позиции сына Божьего понравится это Отцу, или огорчит . Поступить по закону или по совести (по заповедям Божиим) — это чисто русская проблема.

    Русский человек верит и в людей, постоянно делая им добро и даже сверх того, жертвуя личным ради блага ближнего. Русский человек в другом человеке видит прежде всего Образ Божий , видит равного , признаёт достоинство другого человека. Именно в этом секрет победительной силы русской цивилизации, наших гигантских пространств и многонационального единства.

    Русский человек верит в себя, как носителя Истины. Отсюда сила наших поступков и легендарная русская выживаемость. Уничтожить нас не смогли ни одни завоеватели в мире. Убить русский народ можем только мы сами, если поверим в тот негативный образ русского человека, который нам навязывают.

    2. Обострённое чувство справедливости

    Не можем мы жить в комфорте, пока в мире лютует кривда. «Отребью человечества сколотим крепкий гроб!» из песни «Священная война» — это про нас.

    Мы долгое время воевали с турками за свободу братьев-славян, мы избавили от баев и их поборов бедняков Средней Азии, прекратили геноцид китайцев японской армией и спасли евреев от холокоста.

    Стоит русскому человеку поверить, что откуда-то исходит угроза всему человечеству, как Наполеон, Гитлер, Мамай или кто-либо иной тут же пропадают с исторического полотна.

    То же правило действует и во внутренней жизни — наши бунты и революции являются всего лишь попытками построить справедливое общество, наказать зарвавшихся и облегчить участь неимущих (естественно, если рассматривать мотивацию простых рабочих и крестьян, а не циничных вождей революции).

    На нас можно положиться — ведь мы держим слово и не предаём союзников. Понятие чести, в отличие от англосаксов, русскому человеку не только знакомо, но и глубоко присуще.

    3. Любовь к Родине

    Родину любят все народы. Даже американцы, народ эмигрантов, с благоговением относятся к своим национальным символам и традициям.

    Но русский человек любит Родину крепче других! Белоэмигранты бежали из страны под угрозой смерти. Казалось бы, они должны были ненавидеть Россию и поскорее ассимилироваться там, куда приехали. Но что произошло на самом деле?

    Они так болели ностальгией, что научили сыновей и внуков русскому языку, так тосковали по Родине, что творили вокруг себя тысячи маленьких Россий — основывали русские институты и семинарии, строили православные храмы, обучали русской культуре и языку тысячи бразильцев, марокканцев, американцев, французов, немцев, китайцев…

    Они умирали не от старости, а от тоски по своему Отечеству и плакали, когда власти СССР разрешали им вернуться. Они заражали своей любовью окружающих и сегодня в Россию едут жить испанцы и датчане, сирийцы и греки, вьетнамцы, филиппинцы и африканцы.

    4. Уникальная щедрость

    Русский человек щедр и щедр во всём: и на материальные дары и на замечательные идеи и на проявление чувств.

    Слово «щедрота» в древности обозначало милосердие, милость. Это качество глубоко коренится в русском характере.

    Для русского человека совершенно неестественно тратить 5% или 2% от зарплаты на благотворительность. Если друг в беде, то русский не будет торговаться и что-то для себя выгадывать, он отдаст другу всю наличность, а если её не хватит — пустит по кругу шапку или снимет и продаст ради него последнюю рубаху.

    Половину изобретений в мире сделали русские «кулибины», а запатентовали ушлые иностранцы. Но русские не обижаются на это, так как их идеи — это тоже щедрость, дар нашего народа человечеству.

    Русская душа не приемлет полумер, не знает предрассудков. Если в России кого однажды назвали другом, то за него умрут, если врагом — то он обязательно будет уничтожен. При этом совершенно не важно кто наш визави, какой он расы, нации, религии, возраста или пола — отношение к нему будет зависеть только от его личностных качеств.

    5. Невероятное трудолюбие

    «Рюсски ошень ленивий народ» — вещали пропагандисты Геббельса и продолжают повторять их сегодняшние последователи. Но это не так.

    Нас часто сравнивают с медведями и это сравнение очень меткое — у нас схожие биологические ритмы: лето в России короткое и приходится ударно трудиться, чтобы успеть собрать урожай, а зима долгая и относительно бездельная — руби дрова, топи печь, убирай снег, да собирай поделки. На самом деле мы трудимся много, просто неравномерно.

    Русский человек всегда работал старательно и добросовестно. В наших сказках и пословицах положительный образ героя неразрывно связан с мастерством, трудолюбием и смекалкой: «Землю солнце красит, а человека труд».

    Труд издревле был славен и почитаем в среде крестьян и ремесленников, книжников и торговых людей, воинов и иноков и всегда был глубоко увязан с делом защиты Отечества и приумножения его славы.

    6. Умение видеть и по достоинству ценить прекрасное

    Русский народ живёт в крайне живописных местах. В нашей стране можно найти большие реки и степи, горы и моря, тропические леса и тундру, тайгу и пустыни. Поэтому в русской душе обострено чувство прекрасного.

    Русская культура формировалась более тысячи лет, вобрав в себя частицы культур множества славянских и угро-финских племён, а также восприняв и творчески переработав наследие Византии и Золотой Орды и сотен малых народов. Поэтому по богатству содержания с ней не может сравниться ни одна другая культура мира .

    Сознание несметности собственных богатств, материальных и духовных, сделало русского человека доброжелательным и понимающим по отношению к прочим народам Земли.

    Русский человек, как никто другой, способен выделить прекрасное в культуре другого народа, восхититься этим и признать величие достижений. Для него нет отсталых или недоразвитых народов, ему нет надобности относиться к кому-либо пренебрежительно от сознания собственной ущербности. Даже у папуасов и индейцев русский всегда найдёт, чему поучиться.

    7. Гостеприимство

    Эта национальная черта характера связана с нашими огромными пространствами, где в пути редко можно было встретить человека. Отсюда и радость от таких встреч — бурная и искренняя.

    Если к русскому человеку приезжает гость — его всегда ожидает накрытый стол, самая лучшая посуда, праздничная еда и тёплый ночлег. И всё это делается безвозмездно, так как у нас не принято видеть в человеке только «кошелёк с ушками» и относиться к нему потребительски.

    Наш человек знает, что гость в доме скучать не должен. Поэтому иностранец, попавший к нам, уезжая с трудом может сложить в кучу воспоминания о том, как его пели, плясали, катали, кормили до отвала и поили до изумления…

    8. Терпение

    Русский народ удивительно терпелив. Но это терпение не сводится к банальной пассивности или «рабскости», оно сплетается с жертвой. Русский человек отнюдь не глуп и всегда терпит во имя чего-то , во имя значимой цели.

    Если он понимает, что его обманывают, начинается бунт — тот самый, беспощадный бунт, в пламени которого погибают все ростовщики и нерадивые управители.

    Но когда русский человек знает, во имя какой цели он терпит трудности и работает на износ, то национальное терпение даёт невероятные положительные результаты. Для нас за пять лет срубить целый флот, выиграть мировую войну или провести индустриализацию в порядке вещей.

    Русское терпение — это и своего рода стратегия неагрессивного взаимодействия с миром, решения жизненных проблем не за счет насилия над природой и потребления её ресурсов, а в основном за счет внутренних, духовных усилий. Мы не расхищаем данное нам Богом достояние, а слегка умеряем свои аппетиты.

    9. Искренность

    Ещё одной из основных черт русского характера является искренность в проявлении чувств.

    У русского человека плохо получается вымучивать улыбку, он не любит наигранности и ритуальной вежливости, раздражается на неискреннее «спасибо за покупку, приходите ещё» и не подаёт подаёт руки человеку, которого считает мерзавцем, даже если это могло бы принести выгоду.

    Если человек не вызывает у тебя эмоций, то и выражать ничего не надо — проходи не задерживаясь. Лицедейство в России не в почёте (если это не профессия) и больше всего уважают тех, кто говорит и действует так, как думает и чувствует, как Бог на душу положил .

    10. Коллективизм, соборность

    Русский человек — не одиночка. Он любит и умеет жить в обществе, что отражается в поговорках: «на миру и смерть красна», «один в поле не воин».

    Сама природа своей суровостью издревле побуждала русских объединяться в коллективы — общины, артели, товарищества, дружины и братства.

    Отсюда — «имперскость» русских, то есть их неравнодушие к судьбе родственника, соседа, друга и, в конечном итоге, всего Отечества. Именно из-за соборности на Руси долгое время не было бездомных детей — сирот всегда разбирали по семьям и воспитывали всем селом.

    Русская соборность , по определению славянофила Хомякова, это «целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям», христианским ценностям.

    Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать прежде всего насилие.

    Россия же всегда объединялась на основе взаимного уважения и взаимного учёта интересов. Единение народа в мире, любви и взаимопомощи всегда было одной из базовых ценностей русского народа.

    Андрей Сегеда

    Вконтакте

    В этот день мы решили вспомнить выдающихся отечественных врачей.

    Фёдор Петрович Гааз (1780 — 1853)

    Русский врач немецкого происхождения, известный под именем «святой доктор». С 1806 года состоял в качестве врача на русской службе. В 1809 и 1810 годах совершил путешествия по Кавказу, где изучал минеральные источники (ныне Кавказские Минеральные Воды), исследовал источники в Кисловодске, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках в Ессентуки. Во время войны 1812 года с Наполеоном работал в качестве хирурга в Российской Армии.

    Гааз был членом Московского тюремного комитета и главным врачом московских тюрем. Свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Он добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, упразднил в Москве железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь. Также он добился отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов.

    Кроме этого Гааз боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, и принимал и снабжал лекарствами бедных больных.

    Девиз доктора Гааза: «Спешите делать добро». В честь известного медика названо Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф. П. Гааза».

    Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897)

    Русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы. Окончил медицинский факультет Московского университета, был профессором по кафедре диагностики Московского университета, позднее - директором факультетской терапевтической клиники. В 1894 году Захарьин лечил императора Александра III.

    Захарьин стал одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Свои приемы диагностики и взгляды на лечение изложил в «Клинических лекциях».

    Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. При этом Захарьин уделял мало внимания объективному исследованию и не признавал лабораторных данных.

    Доктор Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении с больными.

    Николай Иванович Пирогов (1810 — 1881)

    Хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов, первым предложил ректальный наркоз и начал использовать эфирный наркоз. Впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии.

    Пирогов впервые широко применил гипсовую повязку. До этого гипс в медицине почти не использовался. Ограниченное применение имела крахмальная повязка, медленно высыхающая, размокающая от гноя и крови и неудобная в полевых условиях.

    Во время обороны Севастополя привлек женщин к уходу за ранеными на фронте. Также именно он впервые ввёл обязательную первичную сортировку раненых на четыре группы. Смертельно раненным помощь оказывали священники и медсёстры, тяжелоранеными, требующими немедленной помощи, врач занимался в первую очередь. Тех, кому не требовалась срочная операция, отправляли в тыл. Легкоранеными, которых можно было быстро вернуть в строй, занимались фельдшеры.

    Ещё до появления антисептиков Пирогов отделил раненых с гнойными и гангренозными осложнениями от тех, у кого раны были чистыми, что помогало избежать распространения инфекции.

    Как педагог Пирогов стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ. Также он боролся за отмену телесных наказаний в гимназии.

    Николай Васильевич Склифосовский (1836 — 1904)

    Заслуженный русский профессор, хирург, один из родоначальников полостной хирургии (оперативного лечения женских болезней, заболеваний желудка, печени и жёлчных путей, мочевого пузыря), способствовал внедрению принципов антисептики и асептики, разработал оригинальную операцию соединения костей при ложных суставах («русский замок»). Внес значительный вклад в развитие военно-полевой хирургии, отстаивал приближение медицинской помощи к месту боя, принцип «сберегательного лечения» огнестрельных ранений, применение гипсовых повязок как средства иммобилизации при ранениях конечностей.

    Склифосовскому принадлежат более чем семидесят научных работ по хирургии, развитию асептики и хирургии в целом.

    Имя Склифосовского присвоено Московскому научно-исследовательскому институту скорой помощи.

    Черным пятном в биографии Склифосовского стала судьба его семьи. Единственный сын легендарного врача покончил жизнь самоубийством. Владимир застрелился незадолго до Октябрьской революции. Он состоял в террористической организации и должен был убить полтавского губернатора, однако, не смог застрелить человека, с которым дружила его семья.

    В 1919 году казаки пробольшевистского отряда зверски убили жену Николая Васильевича и его старшую дочь. Причем от расправы их не смог спасти документ, подписанный Лениным, в котором говорилось, что на семью известного хирурга репрессии не распространяются.

    Сергей Петрович Боткин

    (1832 — 1889)

    Русский врач-терапевт, основатель учения о целостности организма человека, общественный деятель. Закончил медицинский факультет Московского университета, был участником Крымской войны, работал в Симферопольском госпитале. Также работал в клиниках Кенигсберга, Берлина, Вены, Англии, Парижа.

    В 1860 году Сергей Боткин переехал в Санкт-Петербург, где защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора медицины.

    Боткин стал одним из основателей женского медицинского образования, организовал школу для женщин-фельшеров, а также женские врачебные курсы. Впервые в России создал экспериментальную лабораторию, где исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Создал новое направление в медицине, названное нервизмом. Именно он установил инфекционный характер такого заболевания, как вирусный гепатит, разработал диагностику и клинику блуждающей почки.

    В 1861 открыл первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию, добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне больница им. С. П. Боткина). Среди учеников Боткина 85 докторов наук, в том числе А. А. Нечаев, М. В. Яновский, Н. Я. Чистович, И. П. Павлов, А. Г. Полотебнов, Т. П. Павлов, Н. П. Симановский.

    Иван Петрович Павлов

    (1849 — 1936)

    Павлов Иван Петрович — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Является основателем крупнейшей российской физиологической школы и лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

    Основные направления научной деятельности Павлова — исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка», применил новый для своего времени «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным.

    В результате его работы формировалась новая научная дисциплина — наука о высшей нервной деятельности, в основе которой лежало представление о разделении рефлексов на условные и безусловные. Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов, были исследованы разные типы и виды торможения, открыты законы основных нервных процессов, изучены проблемы сна и установлены его фазы, и многое другое.

    Широкую известность Павлову принесли его учение о типах нервной системы, которое основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения, и учение о сигнальных системах.

    Научная работа Павлова оказала влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, в том числе в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

    Сергей Сергеевич Юдин (1891 — 1954)

    Крупный советский хирург и учёный, главный хирург НИИ СП им. Н. В. Склифосовского, директор НИИ хирургии им. А. В. Вишневского.

    Юдин разработал методики резекции желудка при язвенной болезни, прободной язве желудка и желудочном кровотечении, операции создания искусственного пищевода.

    Сергей Сергеевич Юин написал 15 монографий, опубликовал 181 научную работу.

    В 1948 году был арестован НКВД по ложному обвинению, как «враг Советского государства, снабжавший английскую разведку шпионскими сведениями о нашей стране». Во время пребывания в тюрьме написал книгу «Размышления хирурга». С 1952 года до освобождения в сентябре 1953 года был в ссылке, во время которой работал хирургом в Бердске. Освобожден врач был только после смерти Сталина, в 1953 году.

    Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов — этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма. Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.

    Волхвы были знатоками «зелий», т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и «язвенным» больным.

    В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий «волхв», «врачь», «лечець», «зелейник», «чародей». По древнерусскому представлению, волшебство — это высокое искусство, мастерство («влъшебная хытрость»), а волхв — есть «премудр», человек с большим опытом и знаниями.

    Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты «мудрых», «хитроков», «филозофов».

    Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси

    Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы.
    Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.
    Новгородцы прежде киевлян (в конце IX — начале X вв.) приступили к строительству деревянных изб.
    Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань.
    Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно Красивая и удобная одежда — не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI — XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.

    Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легкомылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.

    Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.

    Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф — 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.
    С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. Отвозили умерших на дальние кладбища.

    Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани и «свитошные» (прачечные).

    Начиная с XV в. очаги с дырой в потолке вместо дымохода выместили печи, на смену которым со временем пришла система внутристенных труб с циркулирующим по ним горячим воздухом. Окна закрывали пластины слюды. Больные спали на деревянных нарах. Вместо матрацев использовались сухой мох, солома, камыш.

    Широкое использование лекарств растительного и животного происхождения дополнялось приемами из арсенала хирургического искусства.
    Почетом в древнем Новгороде были окружены «резальники» (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению.

    В некоторых летописях можно найти описание врачебных действий. Так, если судить по «Изборникам Святослава» (1073, 1076), то врач должен был, прежде всего, быть резалником (хирургом - М.М.), умеющим разрезать ткани, ампутировать конечности, производить лечебные прижигания раскаленным железом, т. е. упот¬ребляющим металл: «Железо не весть, что делает, но врач весть действо железное». В других летописях привлекают внимание своеобразные иллюстрации на медицинские темы. Так, «Лицевой летописный свод», охватывающий период от «сотво¬рения мира» до 1567 года, содержит рисунки древнерусских протезов, называвшихся «древяница» или «тояги». Они предназначались для людей с ампутированными конечностями. Костыли, тоже деревянные, иногда со сложными приспособлениями, употреблялись для опоры плеча, колена. В «Своде» была даже миниатюра, иллюстрирующая процесс изготовления в кузнице железного креп¬ления на костыль.

    Медицинские сведения в древнерусских летописях были чаще всего связаны с болезнями сильных мира сего. Так, в «Повести временных лет» (1044) говорится о постоянной повязке на темя по поводу врожденной мозговой грыжи, сделанной князю Всеславу. В Ипатьевской летописи (1289) содержится документальное и красочное описание болезни князя Владимира Васильевича Волынского, благодаря которому современный медик может распознать заболевание, о котором идет речь: скорее всего, это был рак нижней губы. К сожалению, Ипатьевская летопись не сообщает, как лечили князя — может быть, еще и потому, что исход лечения оказался фатальным.

    Гораздо подробнее и квалифицированнее освещает летописец болезнь Василия III (отца Ивана Грозного), приводит почти клиническое описание хода заболевания, которое было, по всей вероятности, гнойным воспалением тазобедренного сустава (гнойный артрит).

    Запечатленные в летописях своеобразные «истории болезни» руcских князей свидетельствуют об использовании и различных хирургических методов лечения Так, в Никоновской летописи описано, как в «лето 6949″ (т.е. в 1441 г.) долго болевшему князю Дмитрий Юрьевичу Красному во время причащения оказал квалифицированную медицинскую помощь его духовник врач-монах отец Осия: при сильном кровотечении он успешно использовал метод тампонады.
    Древнерусские историки сообщали об использовании метода прижиганий (с помощью горящего трута). По свидетельству Никоновской летописи, в «лето 6970″ (в 1462 г.) при лечении великого князя Василия Васильевича, страдавшего «сухотной болезнью», был применен общепринятый тогда метод лечения - прижигания. К сожалению, примененный метод не помог.

    Одно из немногих известных имен — легендарная Евпраксия (1108-1180), внучка Владимира Мономаха, дочь князя Мстислава. В 1122 году ее выдали замуж за сына императора Византии Алексея Комнена и при короновании назвали Зоей. В Византии она изучила греческий язык и «много занималась в излюбленной ею области врачевания, быть может перечитала доступные ей медицинские сочинения (Гиппократа, Галена и др.) и в результате сама написала руководство по медицине.

    Это руководство — один из древнейших русских лечебников «Мази» («Алимма»): единственный уцелевший экземпляр этого руководства хранился во Флоренции, в библиотеке Лоренцо Медичи. В конце XIX века российский историк Х.М.Лопарев обнаружил во Флоренции этот труд и приобрел копию греческой рукописи «Алимма». В рукописи, состоявшей из пяти частей, были приведены в определенную систему различные разрозненные медицинские сведения, в частности, описаны «наружные болезни» и приведены рецепты различных лекарств, рекомендовавшихся при заболеваниях кожи и зубов, рассказывалось о болезнях сердца и желудка. В качестве наиболее распространенных лекарств в рукописи были приведены всевозможные мази, почему, вероятно, и весь труд получил название «Алимма». Этот труд, обобщивший ряд медицинских наблюдений того времени и приписываемый Зое, был, очевидно, знаком и использовался лечцами Древней Руси. Каково было «врачебное сословие» Древней Руси?

    В существовавших тогда монастырских и церковных больницах работали образованные врачи-монахи, профессионалы своего дела. Конечно, основным занятием ученых-монахов, представлявших тогда очень тонкий слой носителей интеллектуальной культуры, было, скорее всего, не исцеление болящих или изучение и переписка античной литературы, а богословие, поглощавшее главные интеллектуальные устремления духовного сословия. Но все-таки, как свидетельствуют исторические источники, немало было среди них и т.наз.монастырских врачей.

    Помимо образованных (в той или иной мере) врачей-монахов, пользовавших своих пациентов в монастырях, в средневековой России действовали многочисленные мирские врачи, профессиональные лечцы, постигавшие азы своей профессии в порядке ремесленного ученичества, часто в семьях потомственных целителей. Среди них преобладали специалисты “терапевтического” профиля — камчужные (по лечению ломоты, в современном понимании — ревматизма), очные (они занимались лечением болезней глаз), чепучинные (специалисты по сифилису), те, кто лечил от»порчи» (предки современных психоневрологов) и др.

    О том, что в средневековой России лечение у хирурга было обычным делом, можно говорить вполне определенно. эти методы использовались в практике. Медицинская, в т.ч. хирургическая, помощь простому народу, в частности лечение ран, в какой-то мере обеспечивалась законодательно
    Были в числе мирских врачей и лечцы «хирургического» профиля — резалники: среди них различались костоправы («травматологи»), камнесечцы (специалисты по лечению болезней мочевого пузыря), кильные мастера (занимались лечением килы, т.е. грыжи), чечуйные (лечили геморрой). Позднее, в ХУ-ХУ1 веках, в свидетельствах современников упоминаются также алхимисты, «лекари польской породы», ученики общелекарские и др.

    Правда, об их делах, об их практике, об их методах лечения в древнерусских летописях говорится до крайности мало. Вероятно, причин этого было несколько, например, неосведомленность летописцев в медицине; но основной причиной, может быть, было изначально скептическое отношение церкви к этим лечцам, которые, наряду с методами античной и народной медицины, применяли и сурово преследовавшиеся православием способы волхования, пришедшие еще из языческих времен. Нельзя исключить, впрочем, и элемент своеобразной конкуренции с врачами-монахами, с монастырской медициной.

    Фармакология на Руси

    Так, заболевание, которое современные медики называют цингой, наши древние коллеги побеждали настоем шиповника, чесноком, луком. Кстати, лук считался уни¬версальным средством, о нем даже сложили поговорку: «Лук от семи недуг». Деготь выручал от кожных болез¬ней, морковь — от малокровия, семенами тыквы изгоняли глистов. Есть мнение, что существовал даже сложный отвар, в состав которого входила ртуть: его применяли при «прилипчивы» (венерических) заболеваниях. Применение некоторых лечебных средств должно было сопровождаться заговорами. С конца XVII века в лечебниках встречается чрезвхычайно много «врачебных» молитв и знахарских заговоров, заимствованных частью из народной эпической старины, частью из книг апокрифических: все эти молитвы и заговоры были, конечно же, своеобразными психотерапевтическими лекарствами и порой помогали больным.
    Териак — ссылка на эту панацею от всех бед есть у каждого врача, оставившего след в истории, начиная от Галена, кончая Авиценной, и далее - вплоть до новейших времен. Териак включен и в арсенал тибетской медицины и шире -медицины всего Востока.

    Историки и врачи пытаются в древних источниках информации найти рецепт этого снадобья, но пока безуспешно. А ведь интересно было бы узнать о нем подробнее и, быть может, (почему бы и нет?) возродить его к жизни. Есть подозрение, что териак и поныне в арсенале безотказных средств народной медицины.

    На Руси были известны и побочные эффекты применения ртути - стоматиты, а также способы их предупреждения.
    Древнерусские целители использовали и минералы для лечения болезней.

    Лазурит использовался в качестве слабительного и для лечения перемежающейся лихорадки.
    Алмаз применялся для смазывания краёв гнойных ран и язв, а также для лечения дёсен при цинге.
    Применение агата упоминается ещё в «Изборнике Святослава». Из него в Древней Руси изготовляли сосуды для перевозки и хранения лекарств. Уже в те времена агат считался лекарственным средством. Его применяли в виде присыпки или мази при укушенных ранах. В лечебнике описана разновидность агата - оникс, который применялся для изготовления инструментов для кровопускания. На Руси высокор ценился аметист. Его применяли в качестве противоядия при алкогольных отравлениях.

    В Древней Руси был широко распространён способ лечения болезней с помощью определённых органов, желчи, животных соков, птичьих яиц, вытяжек из тел насекомых. Сырьё для таких лекарств добывали и на Руси, и привозили из других стран. Много сырья привозилось из восточных стран.

    Самым популярным средством при любых расстройствах желудка считался «камень безоар», который находили в кишечнике многих животных.
    Есть ещё одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, — секрет железы кабарги - источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также при болезнях эпилепсии, душевнобольных с депрессией, лечили им и запои.

    Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые «оттирки» — панты пятнистых оленей. На Руси пантовые «оттирки» назначались при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, при параличах Больные пили их с вином и водой при сердечных болезнях.
    Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: «любка», «зелие милое», «дар небес» и так далее.

    Но основное место в древнерусской медицине занимали лекарства растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и ревматические болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. Его принимали в уксусе на ночь.

    Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения хронических больных.

    В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др. В «Киево-Печерском патерике» (16 в.) упоминаются сенна и ревень, которые употреблялись в качестве слабительных средств.

    Однако непросто было сохранить лечебники и травники. Держать их у себя дома было небезопасно. На такого человека могли написать донос, судить, всё имущество забрать в казну, а человека сослать в какой-нибудь отдалённый монастырь. И таких случаев на Руси было немало.

    Несмотря на это, лечебники и травники продолжали тайно хранить во многих домах, благодаря чему мы и имеем представление о многих элементах народной медицины Древней Руси.

    В лечебниках русской медицины большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа. Особый «авторитет» имело все семейство луковых, а в особенности чеснок и лук. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях.

    Хирургия Руси

    В рукописных лечебниках раны различались “стреляные”, “сеченые” и “колотые”, причем особое внимание обращалось не на “свежие” раны, а на часто встречавшиеся осложнения — “старые”, долго не заживавшие раны. Преобладали консервативные методы лечения, с использованием различных мазей. Для перевязки использовались или высушенные мицелии гриба, “губы дождевки”, или “древесный мох”, собранный преимущественно “с дерев благовонных”: этот мох считался, кроме того, хорошим гемостатиком, Раны и язвы орошали разными целебными жидкостями. Использовали примочки и промывания.

    Применяли присыпки, окуривание ран дымом. Глубокие раны (“фистулы”) подвергали спринцеванию.



    
    Top