Как в романе шолохова раскрывается мысль семейная. Мысль семейная натальи мелеховой

В романе «Тихий Дон», как и в «Войне и мире» Л.Н. Толс­того, свое воплощение нашла «мысль семейная». Какие семьи изображены в романе М.А. Шолохова?

Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы – все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье имение Ягодное расположено неподалеку.

Некоторые семьи имеют предыстории, например Мелеховы. Автор объясняет, откуда «повелись в хуторе горбоносые, диковато­красивые казаки Мелеховы, а по-уличному – турки».

Сначала семейные связи определяются традиционными со­циально-бытовыми условиями: брак Григория и Натальи породнил семьи Мелеховых и Коршуновых. Молодые казаки дружат между собой, даже молодой Листницкий участвует в скачках с «хуторски­ми ребятами». Но совсем редким для хуторских нравов был уход Григория из семьи с любимой женщиной в наемные работники к Листницким.

Старшее поколение связано общим «служивским» прошлым; так, отставной генерал Листницкий – сослуживец Прокофия Мелехова. Только Моховы и Листницкие заметно отделяются социальными барьерами от остальных. Когда Митька Коршунов «обгулял» Лизу Мохову, его повинное сватовство с презрением отверг ее отец.

Первая мировая война, кажется, только сплотила представи­телей разных семейств. Большинство молодых казаков воюет, все на одной стороне. И когда Григорий первый в хуторе заслужил геор­гиевский крест, это была радость для всего Татарского. Но меняется психология людей, вынужденных убивать. Евгений Листницкий по­зволяет себе соблазнить Аксинью, так как на фронте «рисковал жиз­нью»: «Мне все можно!»

Трагически изменились взаимоотношения между людьми, ког­да началась гражданская война. Михаил Кошевой (красный) уби­вает Петра Мелехова, сжигает дома богатых хуторян, в том числе и Коршуновых, убивает деда Гришаку. Митька Коршунов, служащий в карательном отряде, в отместку задушил старую мать Кошевого, сжег его домишко вместе с детьми сестры Михаила – Марьи. Расстрелян хуторской атаман Мирон Коршунов, который совсем не­давно помог Кошевому, как единственному кормильцу, освободиться от военной службы.

Но на войне люди проявляются по-разному. Митька Коршунов признается: «Люблю войну!» Григорий (если исключить месть за брата) не расстреливал пленных, был против мародерства, за что его понижали в звании. Степан Астахов, которого Григорий спас во время боя, признался, что трижды стрелял ему в спину, мстя за Аксинью. Кошевой руководствуется только прямолинейной политической догмой: «Какая она, политика, злая, черт!.. Он (Григорий) мне – как брат». Но «под разговор и зарезать можно». Григорий думает иначе: «Ежли все помнить – волками надо жить». Для Дуняшки, Ильиничны, Натальи кровное родство – непреходящая ценность.

К концу повествования из шести семей (Моховы уехали за Донец, Степан – в Крым) в живых остались сестра и сын главно­го героя и трое казаков среднего поколения: председатель ревкома Михаил Кошевой, еще не вернувшийся с войны Митька Коршунов и Григорий Мелехов. В открытом финале нет ясной перспективы их возможного будущего.

Здесь искали:

  • семьи в тихом доне
  • семья коршуновых в романе тихий дон
  • семьи в романе тихий дон

«Судьба человека Шолохов» - Какие поступки главного героя вы могли бы приравнять к подвигу? Михаил Шолохов. Значение рассказа «Судьба человека». Я знал, что ты меня найдёшь! викторина по рассказу М. Шолохова "Судьба человека". М.Шолохов. Годы жизни М. А. Шолохова (1905 – 1984). «Судьба человека» - рассказ-эпопея. Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?

«Донские рассказы» - Добрым или злым, милосердным или жестоким? Война заставляла одни народы истреблять другие. М.Волошин. «Русская революция». Цели. Вопросы для размышления. Где происходят события? Во имя грозного закона Братоубийственной войны, И воспалённы, и красны, Пылают гневные знамёна. Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

«Писатель Михаил Шолохов» - Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. 1956-1957 Опубликован рассказ «Судьба человека» в газете «Правда». «Как степной цветок,живым пятном встают рассказы Шолохова. «Подступ к большому разговору о большой войне». Долго был продработником. 21.02.1984 Смерть писателя. В конце 1922 года приезжает учиться в Москву.

«Жизнь и творчество Шолохова» - Фото из семейного альбома. 1933 год – выходит первая книга романа „Поднятая целина“. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей в мужском училище. 1941 роман „Тихий Дон“ отмечен Государственной премией 1 степени 1941 Шолохов-корреспондент направлен в действующую армию 1943-1944 печатаются главы романа „Они сражались за Родину“.

«Тихий Дон образы» - Мысль семейная Натальи Мелеховой. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно. Мысль семейная Натальи Мелеховой развертывается в сложном поединке с судьбой. Выполнила. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Выполнила: ученица 11 класса Судакова Юлия.

«Шолохов Михаил Александрович» - Нобелевскую премию Шолохов оставил себе и потратил на то, чтобы показать детям Европу и Японию. В 1945 году Шолохов становится кавалером ордена Славы за военные заслуги. Михаил Александрович Шолохов. А.И. Солженицын. Произведение публикуется отрывками в 1943 – 1944 и 1949 – 1954 годах. В июне 1973 года в Болгарии Михаил Александрович получает орден Кирилла и Мефодия I степени.

Всего в теме 26 презентаций


Семья играет очень важную роль в жизни каждого человека. Ведь это не только люди, которые нас поддерживают, оберегают и любят, но и дом, где нас всегда ждут с нетерпением. Семья является надежной защитой от любых бед и невзгод. Она дарит тепло, уют и уверенность в светлом будущем.

В романе «Тихий Дон» М. А. Шолохов поднимает одну из вечных проблем -проблему семейных ценностей и их влияния на судьбу отдельного человека и историю целой страны.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В жизни каждого народа существуют неоспоримые ценности - земля, нравственность, семья, особенно сильно они укрепились в жизни казачества. Поэтому семья - основа народной жизни в романе.

Родственные связи и семья имеют огромное значение для казаков. Потому закономерно и начало романа, где автор рассказывает об истории рода Мелеховых. Здесь четко прослеживаются фамильные черты, которые передаются из поколения в поколение. Таким образом подчеркивается связь, существующая между героями. Но постепенно в эти отношения вторгается война. Начало 20 века становится страшным испытанием для всего казачества. Народ переживает тяжелейшие события: революцию, гражданскую войну, восстания. И разумеется, они определяют судьбу всех героев. Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своему сыну. На поле боя мысли Григория Мелехова были устремлены к родному дому, который ждет его возвращения.

Поражение белой армии стало концом белого движения, а вместе с тем и концом семейного уклада, концом семьи Мелеховых. В измученном сердце Григория многие ценности утратили свой смысл, и лишь трепетное отношение к семье и Родине осталось неизменным. Не случайно М. А. Шолохов заканчивает роман встречей отца с сыном. Таким образом, он дает надежду на создание героем теплого семейного очага, который не затухнет никогда.

Обновлено: 2018-11-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Донская красавица Наталья Коршунова (в девичестве) – один из главных персонажей шолоховской эпопеи.

Образ и характеристика Натальи Мелеховой понимается читателем неоднозначно. Мнение читателей меняется с возрастом. Особое отношение к женщине у тех, кто пережил измену и предательство мужа, сохранял семью ради детей.

Внешность девушки

Казачка появляется на страницах романа в возрасте 18 лет. Девушка красивая, славная,

«дюже красивая».

Умеет нарядно одеться, чтобы выглядеть в толпе, привлекая к себе восторженные взгляды.

  • глаза: смелые серые;
  • щека: упругая, с розовеющими ямками, с родинкой;
  • улыбка: сдержанная;
  • руки: большие, крепкие, работящие, шершавые;
  • грудь: девически каменная;
  • ноги: высокие красивые;
  • взгляд: бесхитростный, открытый, смущенный;
  • губы; верхняя - пухлая, нижняя – поджатая;
  • волосы: черные.

Красота остается у женщины после попытки самоубийства. С покривленной шеей ее щеки, рот остаются свежими и молодыми.

Достоинства характера

Наталья одарена множеством достоинств. Девушка из самой богатой семьи хутора могла выбрать жениха из любой фамилии, но она остановилась на Григории Мелехове. Красивая, скромная, немногословная, трудолюбивая женщина обидно ошибается, возможно, это пример любви с первого взгляда.

Черты характера казачки:

Послушание. Девушка уважает отца и сестер. В семье три дочери, Наталья – старшая. Она слушается отца, воспитана в казачьих традициях послушания старшим. Не грубит и не говорит, не обдумав свои мысли.

Трудолюбивая. Семья – одна из богатых, но отец приучал детей к труду, понимая, что в жизни может произойти разное. Умение трудиться у богатого казака – основа достатка.

Хозяйственность. Наталья умеет вязать, шить. Она не гнушается кропотливой работы: чинит казачьи шаровары и рубахи.

Доброта. Девушка заботится о своем деде – Гришаке. Она потихоньку подсовывала ему хорошие куски еды за столом, стирала и кропала одежду.

Скрытность. Женщина горюет потихоньку. Ни с кем не делится своими переживаниями, можно только догадываться о том, что происходит в ее голове. Девушка решается покончить жизнь самоубийством. Способ страшит – острая коса. О такой смерти страшно даже думать.

Серьезность. Наталье не подходит поведение распутных красавиц, гулящих с чужими мужиками. Она строго блюдет себя, ждет возвращения мужа. На любые приглашения Дарьи, пойти с ней погулять, отвечает брезгливостью и отказом. Она жалеет Дарью, относится к ней с сочувствием.

Женские качества

В книге Наталья и Аксинья – два противоположных типа женственности и чувствительности. Понять, почему так расставил образы автор, сложно. Здесь придется искать причины в подтексте. Наталья живет без матери, может, поэтому в ней не развились черты, нужные девушки в браке. Возможно, в этом виноват и Григорий. Сравнивая двух женщин, он не помогает Наталье раскрыться, а сразу отказывается от жены в пользу другой. В романе есть строчка, которая предлагает другое объяснение, -

«при рождении мать наделила девушку равнодушной и медлительной кровью».

Григорий говорит о жене, что она «леденистая». Отсутствие страстности, медлительность чувств стали одной из причин измен Григория и несчастий казачки.

Судьба женщины

Наталье сразу понравился Григорий. Она, воспитанная в семье старого казака, надеется на крепкую семью и надежные отношения. На деле все получается по-другому. Муж стал изменять, и открыто заявил, что жена ему «не люба». Не выдержав такого положения в чужой семье, она возвращается к отцу. По хутору пошли слухи о порче на Наталью, парни говорят гадости почти в спину женщины. Брошенная жена решается на самоубийство. Попытка покончить собой завершилась неудачей. Шея становится кривой, внешность меняется, но Наталья все равно хороша собой. Отец не простил дочь, он горд и не понимает унижения перед Григорием. Невестка возвращается в дом Мелеховых. Решение о переходе обратно в семью мужа пришло к Наталье не сразу. Мирон Григорьевич стыдит дочь, покрикивает на нее. Девушка и дома начинает чувствовать себя чужой. Надежды женщины оправдываются: Григорий приходит в семью. У Мелеховых рождается двойня – мальчик и девочка. Женщина благодарит судьбу за такой подарок и всю себя посвящает детям. Наталья становится еще краше, даже Григорий замечает, как диковинно расцвела и похорошела жена. Но отношение к ней он не меняет, любви и ласки казак ей не подарил. Он стал добрее, внимательнее, причиной были дети. Измена привела женщину к гибели, она идет на аборт и умирает. Удивляет сила любви и крепость души Натальи. Перед смертью она просит передать мужу свое прощение. Последняя ее просьба, чтобы Григорий пожалел детей. Такие слова запали в сердце казака, он корил себя за совершенные поступки, но ничего не мог сделать со своей любовью к Аксинье.

«Спасение семейного гнезда – идея жизни Натальи Мелеховой».

Наталья Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» – волей обстоятельства втянутая в мучительное соперничество с Аксиньей, вынужденная даже оскорблять её, называя «гулящей», – это поистине просветленно-стыдливое, вероятно, самое ангельское существо в романе.

Наталья возникает в романе как бы случайно: как объект грядущего сватовства, венчания. «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая. Надысь видела её в церкви», – говорит Аксинья. Похвала двойная, даже преувеличенная, но говорит эти хвалебные слова Аксинья с сухими глазами, и от сарая падает тяжелая тень. А в окне, куда она смотрит, – желтая ночная стынь.

Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений. Шолохов – величайший мастер характерной детали – подобрал почти символические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза… Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.

Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.

Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость… Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводницу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.

Старики Мелеховы и Коршуновы первыми почувствовали стыдливую нежность кроткой души Натальи. Старый Коршунов только что не произносит слово «издеваться» («Разве можно так над живым человеком?.. Сердце-то, сердце-то… аль у него волчиное?») А Пантелей Прокофьевич – и он весь в этих словах, как строитель дома! – буквально кричит от боли и стыда: «Она нам лучше родной!»

И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.

Возвращение в дом Мелеховых – это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых – это скрытое распрямление и восхождение души, движение не просто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Дуняшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда – двое чудесных детей.

Но борьба за дом, за семью ещё впереди. Этим показателен диалог Натальи с Аксиньей (сцена в Ягодном). Аксинья откровенно обвиняет Наталью: «Ты у дитя отца хочешь взять. Кроме Гришки, нету у меня мужа». Вся беседа построена на резком различии лютующей Аксиньи и кроткой Натальи, признающейся: «Тоска меня пихнула»… Аксинья сделала ребенка аргументом претензий на Григория, «распорядилась» тем, что Бог дал не для торга… Последовал совсем иной разворот событий – болезнь и смерть девочки, связь с Листницким, уход Григория.

Материнство не стало залогом счастья и для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой… Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нерешительностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.

«Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо… Сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Могучая волна нежности залила сердце Григория… Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув её к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».

Уход из жизни Натальи, даже после относительно мирного последнего объяснения с Аксиньей, не случайно наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом. Герои Шолохова (и особенно Наталья) творят порой не суд, а некий свехсуд над временем, над искалеченными им людьми.

И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, долгу хранительницы семьи. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею, стержень характера. Гениально выбран собеседник Натальи, свидетель её душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить невестку не проклинать Григория, не желать ему смерти. После смерти Натальи всех в доме обступила горькая тоска от запоздалого понимания друг друга, от понимания, что рушится семья.




Top