Как вы понимаете определение тургеневская девушка. Тургеневская девушка

Время на чтение: 1 минута

Благодаря творчеству И. С. Тургенева в русском языке появилось устойчивое выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня». Обобщенный образ тургеневских героинь так органично вписался в жизни русских интеллигентов XIX века, что это выражение используется и сегодня. Но в последнее время под этим подразумевают инфантильную сентиментальную барышню, которая ждет принца на белом коне и совершенно не способна к самостоятельной жизни. Это вовсе не соответствует первоначальному пониманию. Какая «тургеневская девушка» на самом деле?

Воспитание

Любимые героини Тургенева растут вдали от светского общества с его развращающим влиянием. Их воспитание проходит не в Москве и Петербурге, а в уединенном дворянском поместье. Из-за этого тургеневские девушки близки к природе и народу и чутко воспринимают красоту окружающего мира. Они очень образованны и начитанны.

Как выглядит тургеневская девушка?

Девушки из романов Тургенева не отличаются той яркой внешностью, которая поражает всех мужчин на их пути. Героиня может быть изображена дурнушкой («Новь»). Однако она обладает той скрытой красотой, которую может заметить только настоящий ценитель прекрасного.

Какой характер у тургеневской барышни?

  • Она замкнута и мечтательна, тяжело сходится с людьми, но обладает богатым внутренним миром.
  • Способна на героический поступок и самопожертвование.
  • Верна своему сердцу.
  • Очень сильна, несмотря на внешнюю слабость.

Кто возлюбленный «тургеневской девушки»?

Из всех претендентов на ее руку героиня Тургенева выбирает не самую удачную партию («Рудин»). Против таких браков выступают и родители, и все светское общество, но девушка непоколебима в своем выборе и следует за любимым даже на войну («Накануне»).

Можно провести такую параллель: «тургеневская девушка» – это Россия, а ее мужчина – это самый яркий российский тип на тот момент. В романе «Рудин» выведен тип русского философа и интеллигента, который не способен к плодотворной деятельности. Именно этот тип был характерен для 1840-х, когда происходит действие романа.

К сожалению, ни в одном из романов Тургенева мы не находим благополучной развязки любовной линии. Даже если герои устроили личное счастье, оно оказывается разрушенным стихийными силами («Накануне»). Теперь вы знаете, кто такая настоящая «тургеневская девушка»!

29/04/2017 - 20:00

«Слово за нами…»

Участник

Кадырова Алина, Быкова Анастасия

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы, республика Башкортостан

Российская Федерация

Руководитель:

Фёдорова Евгения Сергеевна, Лещенко Ольга Александровна

Пользователь

menu123_1

Обзор материала

У каждого времени есть свои герои, носители идеальных качеств. Летописцы Древней Руси оставили нам память о мужественных князьях и их верных жёнах. Первые русские писатели: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин – воспели силу, грациозность, стать царственных особ. Великие наши классики – А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой – подарили глубокие психологические образы, отличающиеся высокой нравственностью. При этом особенное место в литературе занимают женские образы, олицетворяющие идеальные качества хранительницы народных традиций и устоев, семейного очага и нравственного здоровья человечества. И в этом отношении наше пристальное внимание привлекло творчество И.С.Тургенева, точнее созданный им образ «тургеневской девушки», к которому мы обратились в нашей исследовaтельской рaботе. Теме изучения женских образов, созданных Тургеневым, уделяется много внимания в различных работах, как критиков прошлого, так и современных литературоведов. В приложении 1 мы представили стихи и известные выражения, посвященные тургеневским девушкам. Женщина…Девушка… Кто это? Сон, видение, человек? Для Ивана Сергеевича это всегда было тайной, манящей и непостижимой. Женщины, окружавшие его в жизни, были разные, но неизменно все они оставили отпечаток на душе писателя. Они научили Ивана Сергеевича видеть красоту, ценить жизнь, сохранив в нём веру в добро, мягкосердечие и желание любить. Их образы, повлиявшие на мировоззрение и чувствительную душу писателя, Иван Сергеевич перенёс на бумагу. Анализируя образы тургеневских героинь, можно выявить ряд характерных качеств, на основании которых сформировался типаж женского характера с определённым набором черт, названного «тургеневской девушкой». Многие критики, литературоведы отмечают противоречивость этого образа: вместе с сильным характером, упорством следовать до конца своей идее и стремлением глубоко, преданно любить, «тургеневская девушка» обладает детской наивностью и мечтательностью. Так, Ю.В.Лебедев отмечает, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Его героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах». Историк литературы И. И. Иванов заметил, что в произведениях Тургенева сердце русской женщины – пробный камень поведения героя, его решительности, его эмоций. Споры вокруг созданного Тургеневым образа не утихают до сих пор. Новые времена и нравы вносят коррективы в образы современных героинь. Неужели в 21 веке не осталось места для воспетых создателем идеалов женских образов? Мы решили разобраться в этом вопросе, глубже изучив и проанализировав типичные черты характеров «тургеневских девушек», и выявить их востребованность в наше время. Данная тема является актуальной, т.к. с течением времени характеры девушек меняются, приспосабливаются к изменившимся условиям жизни, но черты «идеального» женского образа можно найти и в наших современницах. Это еще раз доказывает, что классика находит свою актуальность независимо от времени.

Объект исследов a ния: творчество И.С.Тургенева.

Предмет исследов a ния: образ «тургеневской девушки» в повестях И.С.Тургенева и в современной жизни.

Цель исследов a тельской р a боты – выявить основные черты тургеневских героинь и проследить их в облике современной девушки.

Цель определяет постaновку з a д a ч:

    изучить справочную, критическую, художественную литературу по данной теме, в т.ч. исследователей творчества И.С.Тургенева;

    выявить значение женщин в жизни писателя и определить прототипы его героинь;

    проследить создание образа «тургеневской девушки» в творчестве И.С.Тургенева через aнaлиз отдельных произведений, взятых из цикла повестей о первой любви: «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь»;

    на основе собранных материалов выявить качества «тургеневских девушек» и составить психологический портрет литературного типа «Тургеневская девушка»;

    выявить актуальность и проявление черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе через сопоставительный анализ мнений разных возрастных групп населения.

Гипотез a : несмотря на резко изменившиеся социальные условия жизни, многие качества «тургеневский девушки» актуальны и востребованы в наше время.

Теоретическая база проведённого исследования: сведения из русского, советского и российского литературоведения и тургеневедов, таких как Гинзбург, Писарев, Бялый, Пустовойт, Лебедев.

Теоретическ a я зн a чимость: системaтизaция мaтериaлa по дaнной теме.

Пр a ктическ a я зн a чимость: работа может служить предварительным этапом к более масштабному исследованию – о роли женских образов в русской литературе XIX века. Также работа способна значительно облегчить подготовку к проведению уроков литературы по творчеству И. С. Тургенева.

Методы исследов a ния: изучение литературы, сопоставление данных, срaвнительный анализ, тестирование, опрос.

База исследования: 1)повести И. С. Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь»;

2) учащиеся 9-х классов МБОУ СОШ №2 г. Туймазы

Глава I. Женские образы в жизни и творчестве И.С.Тургенева 1.1 Исследователи творчества И.С. Тургенева

Исследованию творчества И.С. Тургенева всегда уделялось много внимания. Значимость женских образов писателя была отмечена еще его современниками. Каждое его произведение, появлявшееся в печати, сразу же оказывалось в центре внимания критики. В свое время Н.А.Добролюбов, анализируя роман «Накануне», подчеркнул, что в нем главное лицо - Елена, и по отношению к ней должны мы разбирать другие лица. А.И. Майков писал в письме к Я.П. Полонскому, что женщин Тургенева «не видела природа», однако такие редкие женщины существуют. По мнению же Л.Н. Толстого, Тургенев «сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он писал их, они появились» . П. А. Кропоткин писал: «Тургенев <…> показал нам, что такое русская женщина, какие сокровища таятся в её сердце и уме и чем она может быть как вдохновительница мужчины. Он нас научил, как лучшие люди относятся к женщинам и как они любят…». Творчеству Тургенева дали весьма высокую оценку как его современники, критики и литературоведы, так и вожди, руководители советского государства, зарубежные писатели. В XXI веке в России также много внимания уделяется изучению творчества Тургенева . Каждые пять лет Гослитмузей И. С. Тургенева в г. Орле совместно с Орловским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проводят международные научные конференции.Тургеневские юбилеи отмечаются не только в России, но и за рубежом. Так, в музее Ивана Тургенева в Буживале ежегодно проходят музыкальные салоны, на которых звучит музыка композиторов времён Ивана Тургенева и Полины Виардо. В последние десятилетия немало сделано в изучении романов Тургенева, чему способствовало издание полного собрания сочинений писателя в 28-ми томах (1960-1968 г.) и вслед за ним 30-томного собрания сочинений. Исследование женских характеров в творчестве Тургенева не раз привлекало внимание ученых: в монографии И.А.Беляевой «Творчество И.С.Тургенева» (2002) изучаются произведения писателя, начиная с ранних лирических стихотворений и заканчивая «Стихотворениями в прозе». В своей работе мы систематизировали исследователей творчества И.С. Тургенева и для удобства пользования свели данные в табличную форму (Приложение 2).

1.2 Женщины в жизни писателя

И.С. Тургеневу принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века и особое - в создания женских образов . Женщины, окружавшие его в жизни, были разные, но все они оставили отпечаток на душе писателя. Деспотичная, строгая мать, Варвара Петровна, милая и жизнелюбивая княгиня Екатерина Шаховская (первая любовь его), умная и смелая Татьяна Бакунина (подруга студенческих лет), робкая, задумчивая Авдотья (крепостная, родившая от Тургенева дочь), страстная, увлекающаяся Полина Виардо (любовь всей его жизни), юная красавица Ольга (дальняя родственница), романтичная Мария (сестра Льва Толстого), талантливая, чувственная артистка Мария Савина - они научили Ивана Сергеевича видеть красоту, ценить жизнь, сохранив в нём веру в добро, мягкосердечие и желание любить . В.Н.Топоров отмечает, что «Тургенев был несчастным человеком в собственных глазах: ему недоставало женской любви и привязанности, которую он искал с ранних лет. Трагическое его жизни коренилось в одержимости женским началом, в остром и горьком сознании его дефицита и невосполнимости его» . Личная жизнь Тургенева с самого начала как-то не складывалась, первая любовь вышла безответной и оставила горький осадок: дочь жившей по соседству княгини Шаховской - Катенька, пленила 18-летнего Тургенева девичьей свежестью, наивностью и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, у неё уже давно есть постоянный любовник - известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В 1841 году студент увлёкся белошвейкой Дуняшей, которая в 1842 году родила от него дочь Пелагею (Полину), которая воспитывалась у матери Тургенева. В 1843 году он знакомится с Полиной Виардо, французской певицей, гастролировавшей в это время в Петербурге, влюбляется и всюду следует за предметом своей страсти. Это были нелёгкие отношения, поэтому он пытался устроить свою личную жизнь без Полины: с18-летней дочерью своего кузена, с Марией Савиной, Марией Толстой, но ничего не вышло, его сердце было занято. Не имея официального брака, Тургенев живет в семействе Виардо, куда забирает и свою внебрачную дочь. С этих пор Тургенев уверился в том, что его возлюбленная - святая женщина, и всю оставшуюся жизнь он проведет с ней. В произведениях Тургенева большое количество женских образов взято непосредственно из жизни . Писатель был лично знаком с подобными женщинами или наблюдал их (Приложение 3, 4). Итак, жизнь Тургенева – вечный поиск истины, стремление постигнуть «загадочную русскую народную душу», а тема любви является одной из главных в его творчестве.

1.3 Женские образы в творчестве И.С.Тургенева

Анализируя тексты выборочных произведений И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь» (Приложение5), мы выяснили, что прототипами героинь стали реальные девушки, занявшие немаловажное место в биографии писателя, повлиявшие в своё время на становление его личности, а также отразившие в себе те замечательные черты, которыми всю жизнь он восхищался. Повесть «Ася» была написана в Германии в 50-е годы XIX века, которые писатель считал переломными для себя в личном плане. Он занимался вопросами «личного счастья» человека в столкновении с его нравственным и общественным долгом . История детства главной героини напоминает судьбу незаконнорожденной дочери Тургенева, Полины (от крепостной крестьянки), которая воспитывалась в доме его матери, а также сводной (по отцу) младшей сестры самого писателя, Вари . Ася - самолюбивая, открытая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей благородностью, непосредственностью и необычной внешностью. Она дочь помещика и крепостной крестьянки, что является причиной её необычного поведения в обществе. После того, как ее мать умирает, девушка оказывается предоставлена сама себе, она рано начинает задумываться над всем, что ее окружает, и над противоречиями жизни. С другими женскими образами Асю роднит искренность, нравственная чистота, мечта о подвиге, способность к сильным страстям. Онапривыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают, что доказывает одно: героиня - сильная личность, требующая во всём правды, откровенности, обладающая огромнейшим духовным потенциалом, большой нравственной силой. Повесть Тургенева «Первая любовь» (1858), написанная в родовом имении Спасское-Лутовиново, - любимое произведение писателя. «Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено»,- признавался он . Писатель не скрывал её автобиографического характера: прототипом юного Володи послужил сам Тургенев, главной героини – поэтесса Екатерина Шаховская (соседка по даче), прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Об автобиографичности «Первой любви» пишет и А. В. Половцев: «Одну только повесть я перечитываю с удовольствием. Это „Первая любовь“. Она, пожалуй, мое любимое произведение…в „Первой любви“ …описано действительное происшествие без малейшей прикраски…действующие лица встают как живые предо мною» (Царь-колокол, иллюстрированный всеобщий календарь на 1887 г.). В повести писатель очень поэтично описывает чувство неразделенной любви, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Героиня повести, Зинаида, на первый взгляд, инфантильная особа, но главный герой увидел в ней свет, говорящий о внутренней чистоте, несмотря на всю противоречивость поведения княжны. Ей хочется любви сильного человека: «кто бы сам меня сломил». Ей надоел глупый флирт с поклонниками, она ждет большого, сильного чувства. Данный образ пронизан легкостью, светом и любовью к жизни, что делает его женственным и запоминающимся . Не менее лиричный образ Джеммы из повести «Вешние воды». Находясь во Франкфурте, Тургенев влюбился в красавицу итальянку, послужившую прототипом Джеммы. Повесть появилась в «Вестнике Европы» в 1872 году и была близка по содержанию к повестям «Ася» и «Первая любовь», написанным ранее. Тургенев признавался в том, что содержание повести в молодости он «пережил и перечувствовал лично». Но в отличие от их трагических концовок «Вешние воды» завершаются сюжетно менее драматично. Джемма - это чуткая, добрая, грациозная и талантливая девушка, обладающая необыкновенной красотой. Трепетное отношение к близким людям, внимание к окружающим характеризуют Джемму как искреннюю, заботливую, ласковую, милую девушку, способную на самопожертвование. Полюбив, девушка раскрывается в полной своей красе. Мы видим, что она смелая, благородная, чувствительная особа «с той итальянской грацией, в которой всегда чувствуется присутствие силы». Итак, жизнь Тургенева – вечный поиск истины, стремление постигнуть «загадочную русскую народную душу».Тема любви является одной из главных в его произведениях. Любовью проверяет он ценность своих героев, их соответствие высокому званию человека. К личной жизни своих персонажей Иван Сергеевич предъявляет самые строгие требования. Сравнительную характеристику образов Аси, Джеммы и Зинаиды из повестей И.С.Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь» мы представили в Приложении 5.

Глава II. Характеристика образов "тургеневская девушка"

2.1 Психологический портрет литературного типа

«Тургеневская девушка»

Один из исследователей творчества Тургенева А.Г. Цейтлин отмечал первенство Пушкина в области создания женских характеров, который «уже подчеркивал в женщине нравственные преимущества силы, цельности и чистоты характера, но новаторство Тургенева было неоспоримым. Тургенев вложил в образы своих героинь все те качества, которыми только может обладать идеальная женщина. Более всего он ценил в женщине душу, характер; и то, как она проявляет себя в отношениях с любимым человеком, было для писателя главным критерием её оценки. Это подтверждал и Пустовойт, считавший, что «обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряжённого поэтического чувства, которому Тургенев научился у Пушкина». Исследователи классифицируют тургеневские женские характеры так: первая группа - живут собственными интересами, сосредоточены на себе, вторая группа - это именно «тургеневские девушки», мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. Творчество И. С.Тургенева подарило русской литературе яркий образ девушки, который с течением времени трансформировался в устойчивый стереотип, понятие «тургеневская девушка» стало нарицательным. В основу его ложится целая вереница образов героинь, созданных писателем на протяжении 1850-1890-х годов. Всех их объединяют общие характеристики: это - гармоничный и цельный внутренний мир, врожденная скромность, простота, крепкая воля и непреклонный характер. Несмотря на некоторую отрешенность от обыденной жизни, эта девушка органично ощущает себя наедине с природой, часто ей приходится вступать в противоречие с существующим семейным укладом или условностями света, но в своем желании достигнуть цели она идёт до конца . Женственность является главной чертой каждой тургеневской героини. Для изображения женских образов Тургенев использует различные художественные способы: портретная характеристика, диалог, авторское повествование о детстве и юности героинь, музыка и другие. Составляя психологический портрет «тургеневской девушки», мы отметили основные составляющие: внешние данные, «идеальные» черты характера, богатый внутренний мир, отношение к людям и к любви. Однако образ тургеневской девушки не был статичным: от повести к повести он становился все более глубоким и современным, вбирая черты новой русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни: они исполнены радужных, "крылатых надежд", живут мечтами . Но по нашему мнению, такую мечтательность нельзя считать положительным свойством, т.к. нужно жить реальностью. Тургеневская девушка «много требует от жизни, она читает, мечтает», ждет героя, в котором будут воплощены все ее мечтания. Таким образом, мы проследили, как складывался образ «тургеневской девушки», увидели, какие женские качества Тургенев воспевает, воплощая их в своих героинях. «Тургеневская девушка» - понятие емкое и широкое, это идеальный собирательный образженственности и чистоты (Приложение 6,7). Женские образы оригинальны и узнаваемы, в способах их создания есть много общего: диалог и портрет. Они привлекали внимание и вызывали восхищениеспособностью любить глубоко и самозабвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром. Тема изучения женских образов Тургенева является одной из наиболее популярных в изучении творчества писателя в различных работах критиков прошлого и современных литературоведов. Это еще раз показывает, что классическая литература актуальна независимо от времени.

2.2 Тургеневская девушка в современном мире

За полтора столетия трактовка образа «тургеневской барышни» исказилась: это выражение стало бытовым, его смысл значительно изменился. Современный молодой человек уже выглядит, думает и говорит совсем по-другому. А у современной девушки поменялись жизненные приоритеты: получение образования, самореализация и прочее. И это все помимо вечных ценностей: любви, семьи. Сегодня много обязанностей лежит на хрупких плечах современной женщины/девушки. Как же не измениться «идеальным» чертам характера? Многим кажется, что понятие «тургеневская девушка» в наше время неуместно, таких девушек уже нет. Сейчас так называют романтичных, слишком чувствительных барышень, про которых можно сказать: «не от мира сего». Но это заблуждение многих. Да, эта девушка отличается своей непорочностью, отсутствием вредных привычек, желанием найти своего единственного, готовностью любить и быть любимой. Но в предыдущих главах мы выяснили, что героини Тургенева, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Их способность глубоко чувствовать сочетается со способностью идти по намеченной дороге, преодолевая препятствия. «Тургеневские девушки» – понятие более емкое и широкое - это собирательный идеалженственности и чистоты. В современном обществе не стоит искать девушек, полностью отвечающих идеалам 19 века. Но девушки, имеющие в своем характере и поведении немало типичных «тургеневских» отличий, встречаются сейчас и, нам кажется, нередко. Сделав сравнительный анализ основных характеристик жизнедеятельности девушек 19 и 21 веков, мы выделили одинаковые или похожие характеристики красным цветом (Приложение 8). Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несмотря на изменившиеся социальные условия жизни, таким девушкам будет место в любое время. Интеллектуальность, скромность, интеллигентность, воспитанность никогда не утратят своего веса в обществе. Если современная Ася сумеет найти своего Принца, то он будет с ней счастлив, как и она с ним. Их будет ждать награда в виде счастливой жизни в семье, с исполнением мечты о тихом уютном доме, воспитании детей и активной жизни и работы по усовершенствованию мира. Это будет современная тургеневская девушка, но спустившаяся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь.

Глава III. Практическая часть

3.1 Психотип «Тургеневской девушки»

В предыдущих главах мы выяснили, что «тургеневская девушка» - это собирательный идеальный образ, выявили основные черты характера такого образа и пришли к выводу, что в современном обществе все же есть место качествам, которые никогда не утратят своей важности. Далее, в своей работе мы хотим также выявить «актуальные» для нашего времени черты характера «тургеневской девушки». Для этого будем использовать современные способы исследования проблемы. В выявлении личностных качеств психологи советуют учитывать психотип человека. Характер человека – это совокупность поступков, привычек и навыков. Черты его – это определенные привычки и конкретные навыки. И именно они диктуют, как поступить человеку в той или иной ситуации. Но, помимо сформировавшихся в течение жизни привычек и навыков, характер можно отнести к одному из психологических типов, которые тоже влияют на его поступки. Термины «экстраверт» и «интроверт» известны давно, но прочно в обиход их ввел Карл Юнг в начале XX века. Это два абсолютно противоположных типа личности. Считается, что у каждого человека есть черты обоих типов, но преобладает какой-то один. Определение типа личности базируется на совокупности таких качеств, как честолюбие, активность, напористость, коммуникабельность. Экстраверт – это человек, который очень любит общаться. У него может быть богатый внутренний мир, к которому он обращается, если только это необходимо для достижения какой-то цели. Интроверт – это человек, который погружен в себя. Тем не менее при необходимости он может общаться с людьми, но ровно настолько, насколько это нужно. Обратившись к Википедии (Приложение 9), мы выяснили, что «тургеневская девушка» - «явный интроверт»: так как замкнута, чувствительна, «плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью». Чтобы сравнить этот образ с обликом современной девушки, мы решили провести тест на определение типа личности среди учащихся, базу исследования составили 9-е классы МБОУ СОШ №2. Мы выяснили следующее: из 48 учащихся 19 (40%) - экстраверты, 24 (50%) - интроверты и 5 (10%) - амбоверты (двойственные натуры) (Приложение 10).Таким образом, мы пришли к выводу, что психологический тип, близкий образу «тургеневской девушки», сейчас распространён в большей мере, чем какой-либо другой.

3.2 Соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществе

Далее мы провели анкетирование на выявление идеальных женских качеств и составили примерный перечень примет современных «тургеневских девушек»: скромные, романтичные, с хорошими манерами, женственные, избегают вульгарности и агрессивности, одеваются прилично, читают книги, разбираются в классической музыке, многие играют на музыкальных инструментах, говорят на нескольких иностранных языках, умеют танцевать вальс, придерживаются строгих моральных принципов, происходят из разных социальных классов. Мы решили выяснить, как и насколько проявляются основные типические черты Тургеневских героинь в современных девушках. Для этого провели соцопрос на выявление актуальности черт характера «тургеневской» девушки в современном обществесреди учащихся 9-х классов и их родителей. Мы попросили участников расположить все качества по значимости, группируя на «семейные», «деловые» и «творческие». Выяснилось, что выше всего деловые качества оценили мамы и девочки, семейные качества – мамы и папы, творческие ниже всего оценили мальчики и папы (Приложение 11). При этом: на 1 месте, по мнению девочек, находится скромность, а на последнем – решительность; по мнению мальчиков, на 1 месте - привлекательность, на последнем – сила воли; мамы поставили на 1 место - женственность, на последнее – решительность; папы на 1 место определили скромность, на последнее – силу воли. Отсюда можно сделать вывод, что современные девушки и женщины озабочены развитием деловых качеств, так как это им необходимо для личностного роста и уверенности в завтрашнем дне, в то же время сильный пол не видит смысла в творческих наклонностях дам. Также мы обратились к Интернету и соцсетям, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу об актуальности рассматриваемого нами вопроса. Там мы нашли множество доказательств, что данная тема волнует умы и души молодого поколения (Приложение 12).

3.3 Организация общешкольного творческого проекта «Женские образы в русской литературе»

В процессе изучения и исследования образов «тургеневской девушки», данной темой заинтересовались многие наши одноклассники. Они участвовали в анкетировании, анализе информации, диспутах. Постепенно для нас «тургеневские девушки» стали прорисовываться не только словесно, но и образно. Захотелось воплотить их в реальности. Эта идея была поддержана учителем технологии Ольгой Александровной Лещенко. Был разработан общешкольный творческий проект «Женские образы в русской литературе», в котором приняли участие все желающие 6-8 классов. Проект приурочили к Году литературы в России. Девочки создавали женские образы в разных техниках: вышивка крестом, роспись по стеклу и дереву, силуэтное вырезание из бумаги, куклы и другое. Мы сделали акцент именно на образах «тургеневских девушек»: выполнили серию вышитых крестиком миниатюр (Приложение13). Наглядные изображения помогли нам в раскрытии темы работы. А общешкольный творческий проект «Женские образы в русской литературе» получил грамоту «За лучшую экспозицию» по итогам муниципальной выставки декоративно-прикладного творчества «Мир моих увлечений-2015».

Зa ключение

В процессе исследовaтельской рaботы был проведён aнaлиз выборочных произведений Ивана Сергеевича Тургенева «Ася», «Вешние воды» и «Первая любовь». Мы выяснили, что прототипами героинь стали реальные девушки, занимавшие немаловажное место в биографии писателя, повлиявшие в своё время на становление его личности, а также отразившие в себе те замечательные черты «идеального» женского характера, которыми всю жизнь он восхищался. «Тургеневская девушка» - понятие емкое и широкое, это идеальные собирательные образы женской красоты, женственности и чистоты, несмотря на многие различия в жизненных обстоятельствах. За полтора столетия образ «тургеневской девушки» очень сильно изменился, в современном обществе не стоит искать девушек, полностью отвечающих веяниям 19 века. Во времена Тургенева не было таких нравов, как в наше время. Но испытать прекрасные чувства хотят все, человеку всегда были и будут присущи все светлые чувства, независимо от времени и уровня развития общества. Сделав в своей работе сравнительный анализ основных характеристик жизнедеятельности девушек 19 и 21 веков, мы выделили одинаковые или похожие характеристики, и пришли к выводу, что, несмотря на изменившиеся социальные условия жизни, таким девушкам будет место в любое время.

В практической части нашей работы мы провели опрос среди девятиклассников, как представителей современной молодёжи, с целью выяснить, какие качества актуальны в нашем обществе. Результаты показали, что современные девушки и женщины озабочены больше развитием деловых качеств, чем творческих, но «идеальные» семейные женские качества больше ценны у мужской части общества.

Проанализировав всю проделанную работу, мы пришли к выводу, что качества женщин, которыми восхищался великий классик, в современном обществе претерпевают изменения. Облик современных барышень разительно отличается от образа «тургеневской девушки», это продиктовано веянием времени. Но наша гипотеза о том, что, несмотря на резко изменившиеся социальные условия жизни, многие качества «тургеневский девушки» актуальны и востребованы в наше время, подтверждается. «Тургеневским девушкам», спустившимся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь, будет место в любое время.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Героиня романов Тургенева, Вы надменны, нежны и чисты, В вас так много безбурно-осеннего От аллеи, где кружат листы. Н.С. Гумилев
Почему именно Тургенев смог создать такой яркий образ, который не тускнеет уже почти два века? Изучение психологии русского человека, его внутреннего мира, русского национального характера очень увлекало писателя Ивана Сергеевича Тургенева. "Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности", - писал он в свое время Полине Виардо. Именно Тургенев создал серию по-настоящему русских женских образов, которые вобрали в себя тонкую женственность, романтичность и мечтательность наряду с необычайной силой характера и само-пожертвованием. В своих произведениях Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: "... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?" Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она "многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит". Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: Не будь его, мы долго бы не знали Страданий женской любящей души, Ее заветных дум, немой печали; Лишь с ним для нас впервые прозвучали Те песни, что таилися в тиши. Он возмутил стоячих вод молчанье, Запросам тайным громкий дал ответ, Из тьмы он вывел женщину на свет, В широкий мир стремлений и сознанья, На путь живых восторгов, битв и бед. (К. Бальмонт)
Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку, привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее. Ещё Пушкин подчеркивал в женщине нравственные преимущества силы, цельные и чистые характеры, ставившие её выше "лишних людей" дворянской интеллигенции. Тургенев углубляет и развивает это противоречие, противопоставление. "Сколько ты ни стучись природе в дверь, не отзовется она понятным словом, потому что она немая… Живая душа - та отзовется, и по преимуществу женская душа". Эти слова Шубина из первой главы "Накануне" оправдываются всеми тургеневскими романами. Именно Наталья "отзывается" на призыв Рудина; именно Лизу больше всего взволновала жизненная драма Лаврецкого, и она ответила на его любовь; именно Елена, оставив близких и родину, пошла вместе с Инсаровым на борьбу. Почти везде у Тургенева в любви инициатива принадлежит женщине; её боль сильнее и кровь горячее, её чувства искреннее, преданнее, нежели у образованных молодых людей. Русская женщина всегда ищет героев, она повелительно требует подчинения силе страсти. Сама она чувствует себя готовой к жертве и требует её от другого; когда её иллюзия насчет героя исчезает, ей не остается ничего иного, как быть героиней, страдать, действовать. Романист наделяет своих героинь чертами пленительной женственности, сказывающейся не только в милой внешности, но и в душевной мягкости и грации. Деликатность здесь не означает бесхарактерности. Отличительная особенность женских образов Тургенева в том именно и состоит, что при своей внешней мягкости они сохраняют полную непримиримость в отношении воспитавшей их консервативной среды. Во всех них "огонь" горит вопреки их родным, их семьям, только и думающим о том, как бы этот огонь затушить. Все они независимы и живут "собственной своею жизнию". Образ "тургеневской барышни" за полтора столетия очень сильно трансформировался. Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей – например, у Чехова или Булгакова. С тургеневскими героинями они имели довольно много общего. Со временем это выражение стало бытовым. Смысл его значительно изменился. Сейчас так называют романтичных, излишне чувствительных барышень, про которых можно сказать, что они не от мира сего. В современном языке произошло частичное смешение образа с характеристиками "кисейной барышни" - нервной, неприспособленной к реальной жизни. Скорее всего по этой причине, выражение "тургеневская девушка" у современных писателей имеет иной смысл нежели у автора. "Герои Тургенева схематичны, а знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться," - писал ироничный Сергей Довлатов. Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье с длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке. Но этот образ мало похож на образ Аси – той самой девушки, которую описал Тургенев в одноименной повести, давшей название определению "тургеневской девушки". Современная тургеневская девушка, скорее, похожа именно на Асю. Она самолюбива. Мечтает об активной жизни, деятельной и возвышенной. Ее избранник, по ее замыслу, должен во всем помогать ей, так же, как она готова отдать ему всю себя, поклоняясь и преклоняясь. Это нравственная и чистая натура способна к сильным страстям, она мечтает о подвиге, чтобы жизнь не прошла незамеченной и бесследной. У нее достаточно высокая самооценка, но такие же высокие требования она предъявляет и к своему избраннику. И уж тут-то она не готова размениваться на мелочи – готова ждать его столько, пока хватит сил, не задумываясь о том, что девичий прекрасный век не так уж долог.
Мир не стоит на месте, и современные представления о тургеневской девушке также претерпевают изменения. И вот тут-то кроется заблуждение многих, для кого тургеневская девушка – бессловесная тихоня, случайно забредшая в настоящее из дворянского девятнадцатого века. Да, эта девушка отличается от остальных и своим характером, и желанием найти единственного, по-настоящему любить и быть любимой. Но в современном мире эти девушки живут вполне комфортно, они часто бывают вполне успешны на работе, помимо наглухо застегнутых пуританских платьев, они могут позволить себе и брюки, и джинсы, и кроссовки.
Такие девушки широко представлены в книгах жанра романтической прозы как отечественных, так и зарубежных авторов. И у знаменитой Скарлетт О"Хара можно найти, если пристально вглядеться, многие черты героинь Тургенева. У популярнейшей ныне в России английской писательницы Джоджо Мойес образы возвышенных и целеустремленных девушек можно встретить практически в каждой книге. В 8-ом номере журнала "Дружба народов" за 2018 год под заголовком "Тургеневские девушки в информационном шторме" были опубликованы мнения белгородских старшеклассников. Да, многие юноши и девушки сомневаются в том, что "сейчас встречаются тургеневские девушки". Однако более половины высказавшихся уверены, что такие девушки, "немного странные, непристойные и великие романтики" есть, более того, в каждой девушке живет особая, тургеневская. Овчарова Мария, 9в: "Во все времена люди одинаковы по своей природе. Злые и добрые. Скупые и щедрые, грустные и веселые. Конечно, что-то меняется в характере, поведении, понимании мира. Но суть остается та же. Мы живем в век информации, технологий и распущенности. Многие люди даже не пытаются совершенствоваться, ставить цели. Копаясь в это бесконечном информационном потоке информации, мы становимся безвольными овощами. Но я встречала многих девушек, у которых есть принципы, ценности и высокие цели. Они много читают, всесторонне развиваются. Мечтают и идут к мечте. Существуя в нашем веке, когда навязываются пошлость и вульгарность, девушка, пытающаяся достичь своих идеалов, совершает подвиг".
Она не так красива, как Ростова – Графиня с русским духом у Толстого. В ней нет очарованья Лариной Татьяны, Чью добродетель Пушкин защищает рьяно. Тургеневская девушка. Откуда В литературе русской это чудо? "Всё существо её стремилось к правде". Характер, внешность, поведенье, нрав ли Тургенев отразил правдиво, И удивительно приятна эта дива. Её душа ждала, "рвалась, томилась, Как птица одиноко в клетке билась". Тоска её взволнованной души Звала на волю из пустой глуши. В ней, переполненной делами жаждой, Найти мог соучастья каждый. Лицо её прелестно, не уныло, "И всё в нём тонко, умно, мило". С возвышенною чистою душою Она не ищет для себя покоя. В любви она скорей авантюристка, К ней устремляется она на грани риска. Тургеневская девушка. Едва ли Такой вы девы в жизни не встречали… (

Характеристика

В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье (без тлетворного влияния света, города), чистая, скромная и образованная. Она - явный интроверт , плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Яркой красотой она не отличается, может восприниматься как дурнушка. Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание служить идее и не обращает внимание на внешний лоск других претендентов на её руку. Приняв решение, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на сопротивление родителей или внешние обстоятельства. Иногда влюбляется в недостойного, переоценив его. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен; она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути и порой достигая намного большего, чем мужчина; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи . Её черты - огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решительность „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью», причём сильный женский характер в книгах Тургенева обычно «подпирает» более слабого «тургеневского юношу» . Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно.

В современной языковой ситуации этот стереотип деформировался и эпитет «тургеневская барышня/девушка» ошибочно употребляется для обозначения «романтической девушки; идеалистки; нежной и душевной барышни ; несовременной, старомодной особы; слабой, плаксивой, сентиментальной , неприспособленной к жизни; поэтичной, нежной, легкой, влюблённой, изящной ; романтичной и возвышенной, хрупкой и трогательной, женственной и утончённой ; мгновенно краснеющей и смущающейся». Очевидно, произошло частичное смешение с характеристиками кисейной барышни , институтки - изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов.

В книгах Тургенева

Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде .

  • Наталья Ласунская из романа «Рудин»:

…Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, - точно она себе во всем хотела дать отчет. Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Едва заметная улыбка появится вдруг на губах и скроется; большие темные глаза тихо подымутся… «Qu’avez-vous?» - спросит ее m-lle Boncourt и начнет бранить ее, говоря, что молодой девице неприлично задумываться и принимать рассеянный вид. Но Наталья не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало. Мать ее считала добронравной, благоразумной девушкой, называла ее в шутку: mon honnete homme de fille , но не была слишком высокого мнения об ее умственных способностях. «Наташа у меня, к счастью, холодна, - говаривала она, - не в меня… тем лучше. Она будет счастлива». Дарья Михайловна ошибалась. Впрочем, редкая мать понимает дочь свою.

  • Марианна Синецкая из романа «Новь»:

В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным. Ноги и руки у ней были крошечные; ее крепко и гибко сложенное маленькое тело напоминало флорентийские статуэтки ХVI века; двигалась она стройно и легко. (…) Дяди она чуждалась, как и всех других людей. Она именно чуждалась их, а не боялась; нрав у нее был не робкий. (…) Марианна принадлежала к особенному разряду несчастных существ - (в России они стали попадаться довольно часто)… Справедливость удовлетворяет, но не радует их, а несправедливость, на которую они страшно чутки, возмущает их до дна души.

Мне не нравится томность
Ваших скрещенных рук,
И спокойная скромность,
И стыдливый испуг.

Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно-осеннего
От аллеи, где кружат листы.

Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтете, не смерите,
Никогда никуда не пойдете,
Коль на карте путей не найдете.

И вам чужд тот безумный охотник,
Что, взойдя на нагую скалу,
В пьяном счастье, в тоске безотчетной
Прямо в солнце пускает стрелу.

  • Елена Стахова из романа «Накануне » (следует за мужем в Болгарию на освободительную борьбу с турками)

Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. (…) Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, - а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, - и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь. (…) Елена слушала его внимательно и, обернувшись к нему вполовину, не отводила взора от его слегка побледневшего лица, от глаз его, дружелюбных и кротких, хотя избегавших встречи с ее глазами. Душа ее раскрывалась, и что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в ее сердце, не то вырастало в нем.

Памяти И.С. Тургенева
(фрагмент)

10.
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой,-
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна -
Собралися воздушною толпой.

11.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной и женственной мечты,-
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.

12.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали;
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.

13.
Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.

  • Елизавета Калитина из романа «Дворянское гнездо » (отличие от других героинь этого типа - в особенной религиозности. Потерпев неудачу в любви, уходит в монастырь).

«Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно. Лаврецкий первый нарушил ее тихую внутреннюю жизнь» (…) «Славная девушка, что-то из нее выйдет? Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. Жаль, кажется, она восторженна немножко»

  • Лиза из повести «Дневник лишнего человека»
  • Вера из рассказа «Фауст»
  • Ася из повести «Ася » (самая неуравновешенная из героинь этого типа).

Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. (...) Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. Сначала она дичилась меня. (...) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

  • Н. С. Танкова «Тургеневская девушка» (Литература в школе. - 1996. - № 5)

Тургеневская девушка, тургеневская барышня – типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа ряда его женских персонажей из произведений 1850–1880 гг.

Сам термин возник еще при жизни Тургенева, о чем известно из откликов его современников. Лев Толстой, с которым Тургенева связывали длительные непростые отношения, восхищался ими. Сегодня в России этот термин воспринимается как своеобразный код русской культуры. В средней школе постоянно предлагаются сочинения на эту тему. При этом обычно материалом служит образ Аси, реже – Натальи Ласунской, поскольку повесть «Ася» и роман «Рудин» (обзорно) входят в школьную программу.

Термин «тургеневская девушка» встречается и в современных художественных произведениях. В интернете размещены сочинения разных жанров с использованием этого образа. Например, можно привести следующее стихотворение Татьяны Муратовой «Тургеневская девушка» (2007) или пьесу Л.В. Лой под одноименным названием (2010).

В пьесе задается трагикомическая ситуация: в Россию приезжает английский филолог Фил, специалист по русской литературе, очарованный загадочной русской душой, который во что бы то ни стало хочет жениться на тургеневской девушке. Его друг, журналист Андрей, обещавший ему помочь в поисках, оказывается бессильным. Он делится своими затруднениями с подругой:

«Андрей: Этот интеллектуальный кретин начитался Тургенева до полного отупения и вбил себе в голову, что хочет жениться только на тургеневской девушке!»

Ирина, хохочет так, что «силы покидают ее, и она переползает на диван, продолжая смеяться, всхлипывать и даже икать от смеха».

Закономерно возникает вопрос, как англичанин представляет себе эту девушку.

«Андрей : Откуда я знаю? Наверное, славянского типа, с косой через плечо, чтобы верная была, преданная мужу и с идеалами.

Ирина: С идеалами? (Качает головой). С этим сейчас большие проблемы».

Она уговаривает знакомую, Настасью Ивановну, уже дважды побывавшую замужем и работающую в гламурном журнале, сыграть эту роль. И эта опытная женщина соглашается не из корысти, а из любопытства. У нее филологическое образование, она даже писала диссертацию по русской литературе XIX в., что позволяет ей отразить во взятой на себя роли свое понимание образа. Одежда, скромный облик Она появляется в «белой блузке, отделанной кружевами по вороту и на рукавах, и длинной темной юбке», «светлые волосы уложены в гладкую прическу». При этом Настасья Ивановна не ограничивается внешней стороной образа, но пытается воплотить и свое представление о внутреннем содержании тургеневской героини. Она говорит о своей любви к классической живописи (Брюллову, пейзажам) и классической музыке. Подведя Фила к открытому окну, она смотрит с ним на «чудесное вечное небо» и выходит к философским, экзистенциальным проблемам: «Звезды – глаза вселенной, которые оттуда, с высоты, наблюдают за нами, грешными. Глядя на них, я отстраняюсь от всего земного, отдыхаю душой, очищаюсь от всей налипшей на меня за день грязи». И надо признать, что в целом Настасья правильно воспроизводит внутренний мир идеальной тургеневской героини, демонстрируя весь набор стереотипа. Невольно вспоминается Лиза Калитина в ночном саду и другие ситуации.

Однако при появлении Федора, удачливого бизнесмена, беззаветно и безответно любящего Настасью, с ней происходит мгновенная метаморфоза. Вместо «скромной и деликатной тургеневской барышни» перед нами предстает сильная, решительная и грубая женщина: «Какого дьявола ты приперся?» В конце концов она назначает за себя цену в миллион евро «крупными купюрами», объясняя свою «дороговизну» тем, что она очень привлекательная, владеет тремя иностранными языками, умеет одеться и себя подать.

Далее следует конклавная сцена в духе «Идиота» Достоевского, когда этот миллион евро Настасья бросает в камин. И этот жест так потрясает Фила, что он отказывается от идеи жениться, возвращается в Англию и начинает работать над сравнительным анализом женских характеров Тургенева и Достоевского. Но сама мысль о тургеневской девушке, любви и идеалах благотворно действует на Андрея и Ирину, которые понимают, что любят друг друга и решают соединиться .

На бытовом уровне образ «тургеневской девушки» очень хорошо представлен в радиопередаче, которую провел в апреле 2004 г. Виктор Ерофеев. Ведущий пригласил на встречу четырех женщин: певицу Лолиту Милявскую, поэта Татьяну Шербину, сотрудницу французской фирмы косметики Машу Кузнецову и художника-фотографа Анну Броше.

Ерофеев начал дискуссию с вопроса о том, что собеседницы вкладывают в понятие «тургеневская девушка», и был ли этот образ «скандальным», или «успокоительным, ласковым, традиционно русским» . Все участники сошлись на том, что это романтический образ, в котором такое огромное «количество романтизма и идеализма», которое «легко могло быть перекодировано в политическую сферу». Лолита Милявская заявила, что каждая девушка изначально «тургеневская», а затем она перерождается либо в «стерву», либо в «террористку».

Сам В. Ерофеев назвал тип террористки «посттургеневской девушкой». Позвонила еще одна слушательница и рассказала грустную историю о, как ей представлялось, «тургеневской девушке», которую она встретила в электричке. Это была одинокая девушка, молодая и красивая, которая читала книжку: «Я с удивлением на картонной обложке прочитала ”Тургенев. Стихи в прозе“. Я подняла глаза и подумала: “Господи, ты сама настоящая тургеневская девушка ”, – такая нежная, и у нее даже коса была, и одета во все белое». И, как оказалось, эта воздушная поэтичная девушка, с «ускользающим взглядом» и спокойными руками, живет в психоневрологическом диспансере, куда ее привезли из детского дома .

В. Ерофеев, правильно, на мой взгляд, расставил точки в этом споре: есть два представления о «тургеневской девушке». Первое – это то, что мы все придумали, это стереотип романтической, очень нежной и душевной девушки; и другое – тот реальный тип "тургеневской девушки", которую Тургенев в разных романах и по-разному описал .

Идеальные героини Тургенева соединили в себе черты пушкинской Татьяны Лариной (самобытность характера, интенсивную духовную жизнь, признаки яркого самосознания личности), но одновременно и отличались от нее самостоятельностью, активностью в выборе своего жизненного пути. Тургеневскую девушку уже нельзя было «отдать» замуж. В отстаивании своей любви она готова была пойти (и шла, как Елена Стахова в романе «Накануне») против воли родителей, общепринятых норм поведения. И при всем том Тургенев наполнил образы Натальи Ласунской («Рудин»), Аси («Ася»), Елены Стаховой и некоторые другие таким высоким лиризмом, что не возникало и тени сомнения в его намерении поднять их до идеала. Только понятие нравственной чистоты у Тургенева уже не соответствовало традициям патриархально-семейного быта, а включало всю поднятую в России 1840-х гг. дискуссию о любви и браке.

В связи с этим Л.В. Пумпянский удачно заметил, что «над колыбелью» всех тургеневских женщин, ищущих деятельности, стояли образы Жорж Санд . Безусловно можно говорить о жорж-сандизме как важном идейно-нравственном движении в русской культуре середины XIX в. . Историк общественной мысли констатировал: «Жорж Занд сильно повлияла на изменение русской любви. В ее произведениях любовь возведена в идеал самого лучшего из человеческих чувств, и уважение к женщине освящено каким-то фанатическим культом» . Не случайно А.Ф. Писемский сделал кульминацией своего романа «Люди сороковых годов» главу «Жорж-зандизм». Жорж Санд произвела настоящую революцию в представлениях о любви и браке, заставила многих пересмотреть понятия «падшей» женщины, отказаться от идеи «святости» супружеского союза, не основанного на взаимной любви и т.д. .

Поскольку женские образы Жорж Санд, как впрочем, и Тургенева, воспринимались только в «связке» с мужскими, необходимо рассматривать их в совокупности. Для созданного Жорж Санд мужского культурно-исторического типа характерны такие свойства личности, как демократизм, республиканские идейные убеждения, гуманное отношение к окружающим, альтруизм, эстетическое развитие (талант музыканта, художника или хотя бы способность к наслаждению искусством). Но особенно важная его черта – деликатность в интимной сфере жизни, уважение прав женщины.

Женский вариант этого культурно-исторического типа предполагал сходные общечеловеческие черты, с той лишь разницей, что его доминирующими чертами становились гордость, врожденное чувство собственного достоинства и независимость от общепринятых (в свете или мещанской среде) норм поведения. Жорж-сандовская девушка имела также многочисленные психологические и социально обусловленные вариации.

Все эти разновидности типа, предполагающие сохранение инварианта, были усвоены культурным сознанием. В переработанной форме они обогатили русскую классику, в более обнаженном и легко узнаваемом виде они вошли в отечественные произведения беллетристического уровня.

Тургенев сконцентрировал свое внимание на изображении девушек-дворянок, выросших в усадебной культуре. Как и жорж-сандовская героиня, тургеневская девушка – это прежде всего сильная натура, целеустремленна, не просто готовая, но жаждущая служить и жертвовать собой ради любви или какой-либо высокой идеи. Такие девушки у Тургенева ищут мужчину, который бы беззаветно был предан высокой идее, чтобы полюбить его, пойти за ним без оглядки и всю жизнь помогать ему в служении этой идее. Но, как правило, тургеневские девушки не находят таких мужчин. Вернее, сначала думают, что находят, а потом жестоко разочаровываются (вспомним, например, замечательный прощальный диалог типичной тургеневской девушки Наташи с велеречивым Рудиным, проповедником всяческих красивых идей).

В отличие от Жорж Санд, Тургенев делал свои мужские образы нравственно, идейно гораздо слабее женских. Казалось бы, героем, достойным тургеневской девушки Елены Николаевны Стаховой (роман «Накануне»), является Инсаров, спешащий сражаться за независимость и свободу своей родины. Но, во-первых, он – болгарин, а во-вторых, умирает от болезни, так и не совершив ничего великого или даже значительного, мало того – он даже не доехал до своей родины.

По-видимому, в российской действительности писатель не находил героев-мужчин, которые были бы под стать его идеальным девушкам. Вспомним проницательные замечания по этому поводу Н.Г. Чернышевского о «русском человеке на rendez-vous». В этом, возможно, и состояло главное отличие функционирования тургеневских девушек в сюжете от жорж-сандовской модели. Французская писательница иногда делала своих героев мужчин возвышеннее представительниц прекрасного пола.

Тургенев был очень избирательным по отношению к жорж-сандовским героиням. Его не интересовала проблематика женского протеста внутри брака («Индиана», «Жак», «Валентина»), которая была освоена в русской литературе 1840-х гг. (Герцен, Панаев, Кудрявцев, Дружинин). Что касается пересмотра традиционного образа «падшей» женщины («Лукреция Флориани»), то он начался в России несколько позднее и осуществлялся с демократических и религиозных позиций, как в творчестве шестидесятников, так и в произведениях Достоевского и Л. Толстого.

Тургенев, приступая к произведениям с ярко выраженным любовным сюжетом во второй половине 1850-х гг., все свое внимание отдал пробуждающемуся сознанию девушки, не случайно его называют певцом первой любви. Но у Жорж Санд среди ее «любимых» героинь был и этот тип, наиболее родственный тургеневскому идеалу. Уже в романах 1830-х гг. она дала разные варианты характера юной девушки, чистой и целомудренной, но смело пренебрегающей правилами приличия и поступающей часто довольно рискованно. Именно такой была пятнадцатилетняя Алезия Альдини, красавица-аристократка («La Dernière Aldini» /«Последняя Альдини», 1838), влюбившаяся в оперного певца Лелио, сына рыбака. Готовая соединить с ним свою судьбу, она не только назначала своему избраннику тайные свидания у себя дома, но могла одна отправиться к нему ночью ради решительного объяснения.

Однако, пожалуй, наиболее ярким и полнокровным образом, воплощающим тип незаурядной девушки, одаренной душевной красотой, нравственной чистотой и высокой идейностью, был образ Консуэло. Для Тургенева эта героиня, связанная с личностью Полины Виардо как основного прототипа, имела особую привлекательность. В дилогии о Консуэло – этом экспериментальном произведении со сложной подтекстовой структурой и многоуровневыми смыслами – Тургенева, по-видимому, прежде всего привлекал мотив пути главной героини-артистки, который в контексте всего произведения воспринимался как движение к подлинной любви, истине, сокровенному смыслу человеческого существования. Не случайно писатель работал над либретто оперы на этот сюжет.

В отличие от Жорж Санд, которая своих идеальных девушек помещала в прошлое (действие как в «Мопра», так и дилогии о Консуэло происходит в XVIII в.), не видя возможности их бытования в реальности, Тургенев утверждал идеал женщины – своей современницы.

Типологически близкий к жорж-сандовской героине, тип тургеневской девушки вызывал у современников противоречивые чувства и оценки от восхищения до полного неприятия. В дальнейшем с его рецепцией происходило примерно то же самое. Иннокентий Анненский в статье «Символы красоты у русских писателей» (1909) не без сарказма писал об однообразии отношения Тургенева к женской красоте. Он сравнил тургеневскую женщину с былинной «удалой поляницей», которая, будучи грандиозных размеров, сажает богатыря в карман вместе с лошадью, а затем предлагает ему «сотворить с ней любовь», после чего богатырь гибнет. Анненский отмечал «наглость властной красоты » тургеневских женщин, при этом мужчины оказывались «жертвами красоты» .

Несколько иную трактовку дал типу тургеневской девушки Николай Гумилев. В своем стихотворении «Девушке» из сборника «Чужое небо» (1912) он высвечивал свойственные ему рационализм и бесстрастие:

Мне не нравится томность

Ваших скрещенных рук,

И спокойная скромность,

И стыдливый испуг.

Героиня романов Тургенева,

Вы надменны, нежны и чисты,

В вас так много безбурно-осеннего

От аллеи, где кружат листы.

Никогда ничему не поверите,

Прежде чем не сочтете, не смерите,

Никогда никуда не пойдете,

Коль на карте путей не найдете.

И вам чужд тот безумный охотник,

Что, взойдя на нагую скалу,

В пьяном счастье, в тоске безотчетной

Прямо в солнце пускает стрелу .

Другой поэт серебряного века, Константин Бальмонт, включил в свое стихотворения «Памяти И.С. Тургенева» восторженный гимн как тургеневским героиням, так и их создателю, впервые открывшему духовные потребности русской девушки:

И там вдали, где роща так туманна,

Где луч едва трепещет над тропой,–

Елена, Маша, Лиза, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна –

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И девственной и женственной мечты,–

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты.

Не будь его, мы долго бы не знали

Страданий женской любящей души,

Ее заветных дум, немой печали;

Лишь с ним для нас впервые прозвучали

Те песни, что таилися в тиши .

Бальмонт объединил всех молодых героинь Тургенева, не замечая существенных различий. Наиболее репрезентативные «тургеневские девушки» – Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова. Каждая из них взрослеет и развивается до сложившейся личности у читателя на глазах, так как проходит через ряд испытаний – природой, музыкой (или искусством), гражданскими идеями и, конечно, любовью. Поэтому только пространство романа дает возможность для воссоздания и изображения «тургеневской девушки», идеальной в своей сущности во всей ее полноте.

У некоторых других тургеневских героинь сохраняются лишь отдельные черты созданного им культурно-исторического типа. Женские персонажи уже названных ранее повестей («Переписка», «Фауст») находятся на начальной (если уместно так выразиться) стадии развития «тургеневской девушки». Повесть можно назвать экспериментальной площадкой Тургенева для выработки его романных сюжетов и характеров. Пожалуй, ближе всего к модели «тургеневской девушки» Маша Перекатова из повести «Бретер», в которой есть два претендента и мотив испытания.

А вот Асю, наиболее часто «эксплуатируемую» в этом качестве в школьных сочинениях, вряд ли можно считать репрезентативным типом. Она не только совсем еще юное, не сформировавшееся существо, но к тому же внебрачная дочь дворовой крестьянки и барина. Первые девять лет ее жизни проходят на скотном дворе, после смерти матери она четыре года живет в доме нелюдимого, «почти разучившегося говорить» барина-отца, а в тринадцать лет переходит под покровительство своего сводного брата. Все это порождает в ней «фундаментальный дисбаланс», или деформированность сознания, дисгармоничность личности.

Как утверждает специалист по психоанализу, С.Н. Зимовец, Ася «живет в клиническом пространстве любовного аффекта, зов которого заставляет её постоянно пребывать в крайних состояниях режимов чувственности: сверхскоростная смена предельных величин психических состояний и их знаков отображена в особой динамике и даже какой-то кинематографической перемене авторских микронарративов» . Конечно, Ася вызывала и вызывает сочувствие и симпатии как критиков (например, Чернышевского), так и читателей разных эпох, а также и самого автора, потому что она подкупает своей нравственной чистотой, поэзией своего первого любовного чувства. Но можно согласиться и с мнением специалиста, что «чувство Аси немотивировано и внезапно»: «Оно овладевает ею стремительно и катастрофически, как инфекция» . Примерно того же мнения был и А.Н. Островский, иронично заметивший, что у этой девушки – «золотуха, загнанная внутрь» .

По-видимому, следует выделить в созданных Тургеневым женских характерах особый тип «тургеневской девушки», доминантными чертами которого являются не только юность, невинность, нравственная чистота, но и цельность, гармоничность, стремление к развитию и поиску высокой любви. Она хочет любить достойного мужчину, служащего гражданским идеалам. Эта модель была сформирована потребностями 1840-х гг. В дальнейшем под влиянием новых запросов времени, появления трудов о женской психологии и собственного взросления Тургенев развивает найденный им характер, модифицирует его, наделяет каждую героиню свойственной только ей индивидуальностью. По мере исчезновения усадебной культуры исчезает и «тургеневская девушка» с присущими ей доминантными чертами.

Если воспользоваться структурой образов тургеневских героев, предложенной В.М. Головко, то можно и в тургеневской девушке выявить 4 уровня: онтологический, архетипический, историко-социальный и психологический. Она обязательно думает о смысле жизни, ищет свое предназначение; ей присуще интеллектуальное и эстетическое развитие со всеми вытекающими из этого интересами; она сформирована усадебной культурой 1840-1860-х гг. с присущей ей этикетом, ритуалом поведения. Наконец, психологический уровень – самый индивидуализированный, хотя общим признаком для всех является гордость

Тургеневская девушка как код вышла за пределы литературы и культуры, войдя в общественное сознание и общественную жизнь. Интересным явлением являются конкурсы тургеневских девушек. Впервые он был проведен в Орле в 2007 году в рамках международного фестиваля «Мода на русское». Поначалу он был обозначен как Конкурс интеллекта и творчества и проводился как яркое театрализованное представление –межрегиональный конкурс русского стиля и этикета. Инициатором его проведения стал Орловский областной центр народного творчества во взаимодействии с Управлением культуры и архивного дела Орловской области. Победительница конкурса получила звание «тургеневской девушки» и была награждена путешествием в «тургеневский» Париж. Для всех остальных участниц была организована поездка в Санкт-Петербург.

В настоящее время конкурс получил самостоятельный статус.

Цели и задачи конкурса

  • воспитание интеллектуальной, нравственной и творческой личности на духовных идеалах русской литературы;
  • формирование у молодежи инициативности и коммуникабельности, всестороннего развития личности, желания физически и духовно совершенствоваться;
  • выявление ярких, талантливых, увлеченных людей для дальнейшего развития и совершенствования в сфере творчества и искусства, активного участия в культурной и общественной жизни страны;
  • сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
  • развитие культурного потенциала нации;
  • изучение особенностей русского женского характера, ума, такта, душевной стойкости и проецирование их в мировоззрение и характер современной русской девушки;
  • укрепление общих культурных интересов и близости между поколениями;
  • популяризация творческого наследия выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева;
  • формирование стремления к изучению исторических и культурных традиций России и Орловской области.

Сроки и порядок проведения конкурса

Условия конкурса : в конкурсе могут принять участие девушки 16-22 лет (1996-2002 года рождения), проживающие на территории Российской Федерации, рекомендованные региональными органами и учреждениями субъектов Российской Федерации.

Конкурс проводится в два этапа:

  1. Предварительный этап (заочный).

Для участия в первом этапе необходимо не позднее 1 июля 2018 года представить в оргкомитет конкурса следующие конкурсные материалы:

1.Заявка на участие (Приложение № 2), анкета сопровождающего лица (представителя региона) (Приложение № 3)

2. Заполненный и подписанный бланк на обработку персональных данных , как участницы, так и сопровождающего (представителя региона). Для несовершеннолетних участниц оформляется родителями или законными представителями участницы (Приложение № 4);

3. Фотографии участницы (портрет и фото в полный рост);

4. Характеристика участницы ;

5.Видеоматериал реализованного социального проекта . Социальный проект – вид деятельности, направленный на развитие социальной сферы (например, помощь детям-сиротам, решение экологической проблемы, пропаганда здорового образа жизни, помощь бездомным животным и т.д.);

6.Эссе на тему «Письмо к Тургеневу» . Работа должна соответствовать жанру эссе. Это небольшое по объему мини-сочинение, в котором участник излагает свое видение темы, стараясь обосновать его, выразить свои мысли и чувства. (Приложение №5).

  1. Конкурсная программа.

19-20 октября в г. Орел состоится конкурсный отбор, где жюри выберет обладательницу звания «Тургеневская девушка – 2018».

Программа конкурсного отбора включает:

1.Конкурс «Визитная карточка» . Конкурсантка должна представить себя, рассказать о своих увлечениях, актуальности выбранного социального проекта. Возможно использование сценического костюма, показ видеоролика с обязательным комментированием (до 3 мин.) ;

2. Конкурс художественной декламации «Вне времени и пространства» , посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Конкурсантка декламирует любое стихотворение или логически законченный отрывок из произведений И.С. Тургенева на иностранном языке (английский, немецкий, французский) (до 2 мин.) ;

3.Конкурс «ART-Hall» (литературно-музыкальная гостиная). Конкурсантка показывает с участием группы поддержки логически законченный фрагмент в форме музыкального спектакля, литературно-музыкальной композиции, сочетающей в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и вокальное искусство, в основе которого – произведения И.С. Тургенева (до 8 минут) .

Организаторы оставляют за собой право изменить или дополнить перечень конкурсных этапов.

Орловский конкурс вызвал подражание: в Якутске 22 марта 2018 в одной из средних школ был организован по образцу Орловского «Разгадка тайны тургеневской девушки».

Оценивали оригинальность и своеобразие костюмов, пластику и соответствие образу, умение держать контакт со зрителем. Участницы рассказывали о своих увлечениях, интересах, а также о своем понимании образа «тургеневской девушки».

Для благовоспитанной девушки в 19 веке обязательным считалось знание английского, французского, немецкого языков, рукоделие, они обучались также живописи и музыке, танцам. Вторым был творческий конкурс, который состоял из двух заданий: участницы продемонстрировали свои творчески способности, а затем артистические и сценические навыки в прочтении отрывков из художественных произведений.

Третьим был интеллектуальный конкурс, который позволял жюри оценить кругозор, эрудицию, знание литературы, искусства, живописи. Каждая из участниц отвечала на вопросы, которые вынимала из «волшебной» шкатулки.

Эти конкурсы показывают актуальность этого литературного кода и оказывают благотворное влияние на современную, так как способствуют развитию ее эстетическому и этическому развитию. Поэтому оказывается, что Тургенев не просто русский классик, но и наш современник, который создал такой гармоничный образ русской девушки, которому хочется подражать.

Список литературы:

1. Анненский И. Символы красоты у русских писателей // Анненский И. Книги отражений. М., 1979.

2. Бальмонт К. Из книги стихов «Под северным небом». СПб., 1894. Стихотворение было прочитано автором 31-го октября 1893 года в Москве, на заседании Общества Любителей Российской Словесности, посвящённом памяти И. С. Тургенева

3. Белецкий А.И. Тургенев и русские писательницы 30-60-х гг. // Творческий путь Тургенева. Пг., 1923.

4. Буренин В. Литературная деятельность Тургенева. СПб., 1884.

5. Воспоминания Прасковьи Николаевны Татлиной (1812–1854) // Русский архив. 1899. №№ 9–12. С. 220.

6. Гумилев Н. Стихи. Проза.

7. Доманский В.А. Русский усадебный текст: образ мира, эстетика, поэтика // Доманский В.А., Кафанова О.Б., Шарафадина К.И. Литература в синтезе искусств. Сад как город и текст. СПб., 2010. С. 14–25.

9. Зимовец С.Н. Тургеневская девушка: генеалогия аффекта (опыт инвективного психоанализа) // Клиническая антропология. М., 2003.

10. Ерофеев В. Энциклопедия русской души Тургеневская девушка // Радио свобода. Электронный ресурс: http :// archive .svoboda .org /programs /encl /2004/ encl. 042404.as.

11. Кафанова О.Б. Русский жорж-сандизм // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни. СПб, 2003.

12. Кафанова О.Б. Жорж Санд и русская литература XIX века. (Мифы и реальность.) 1830–1860 гг. Томск, 1998. – 410 с.

13. Кафанова О.Б. Феномен Жорж Санд в России XIX века // Жорж Санд. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. Под ред. член-корр. РАН А.Д. Михайлова. Т. 1. 1832-1900 гг. М., 2005.

14. Кийко Е.И. Героиня жоржсандовского типа в повести Тургенева «Переписка» // Русская литература. 1984. № 4.

15. Лой А. Тургеневская девушка. Электронный ресурс: http://samlib.ru/l/loj_a_w/turgen.shtml

16. Муратова Т. Тургеневская девушка // Электронный ресурс: http://www.stihi.ru/2009/07/06/760 .

17. Надточий Э.Топологическая проблематизация связи субъекта и аффекта в русской литературе. (Из философских наблюдений над эволюцией поэтики золотухи) //Логос, 1999. № 2 (12).

18. Николаев Ю. Тургенев. Критический этюд. М., 1894.

19. Павлова К.К. Собр. соч. М., 1915. Т. 2.

20. Пумпянский Л.В. Романы Тургенева и роман «Накануне». Историко-литературный очерк // Тургенев И.С. Соч. М.; Л., 1929. Т. 6.

21. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. М., 1978–1986. Письма: В 18 т. М., 1982–213. С. 179.

22. Шашков С.С. История русской женщины. СПб., 1879.

23. Юферева Э. Будущее «тургеневской девушки» // Электронный ресурс: turgenev-archive. blogspot. com/2011 /03/blog-post.html‎.

Баллы: 0




Top