Как вы понимаете выражение диалог культур. Взаимодействие и диалог культур
13.11.2016 14:35
Тестовые задания по геометрии к разделу "Прямые и плоскости в пространстве"1.Аксиомы стереометрии. 2.Параллельность прямых и плоскостей. 3.Перпендикулярность прямых и плоскостей. Ответы в конце разработки
Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по геометрии к разделу "Прямые и плоскости в пространстве" 1 курс СПО»
Раздел № 3. Прямые и плоскости в пространстве |
Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии. Пространственные фигуры. |
Параллельность прямыхв пространстве. Параллельность двух плоскостей. |
Векторы в пространстве. Параллельный перенос. |
Сечение многогранников. |
Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости. |
Перпендикуляр и наклонная. |
Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. |
Аксиомы стереометрии
Вариант 1
1) АВС 2) DBC 3) DAB 4) DAC |
|
Каким плоскостям принадлежит точка К? 1) АВС и ABD |
|
Выберите верные высказывания: 1) Любые три точки лежат в одной плоскости. 2) Если центр окружности и ее точка лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости. 3) Через три точки, лежащих на прямой, проходит только одна плоскость. 4) Через две пересекающихся прямые проходит плоскость, и притом только одна. Ответ: ______ |
|
Выберите неверные высказывания: 1) Если три прямые имеют общую точку, то они лежат в одной плоскости. 3) Две плоскости могут имеет только две общие точки. 4) Три попарно пересекающиеся в разных точках прямые, лежат в одной плоскости. Ответ: ______ |
|
Назовите прямую, по которой пересекаются плоскости A 1 BC и A 1 AD. 1) DC 2) A 1 D 1 3) D 1 D 4) D 1 C |
|
Назовите прямую, по которой пересекаются плоскости DCC 1 и A 1 AD. 1) DC 2) A 1 D 1 3) D 1 D 4) D 1 C |
|
Прямые АВ и CD пересекаются. Через прямую АВ проведена плоскость. Назовите линию пересечения данной плоскости с плоскостью ВСD. 1) АС 2) АB 3) BС 4) ВD |
|
Прямые АВ и CD пересекаются. Через точки В и D проведена плоскость. Назовите линию пересечения данной плоскости с плоскостью AСD. 1) АС 2) АB 3) BС 4) ВD |
|
Вариант 2
Точка Р лежит на прямой МN. Назовите плоскость, которой принадлежит точка Р. 1) АВС 2) DBC 3) DAB 4) DAC |
|
Каким плоскостям принадлежит точка F? 1) АВС и ACD |
|
Выберите верные высказывания: 1) Любые четыре точки лежат в одной плоскости. 2) Через прямую и не лежащую на ней точку проходит только одна плоскость. 3) Если три точки окружности лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости. 4) Две плоскости могут иметь только одну общую точку. Ответ: ______ |
|
Выберите неверные высказывания: 1) Две окружности, имеющие общий центр, лежат в одной плоскости. 3) Три вершины треугольника принадлежат одной плоскости. 4) Через две параллельные прямые проходит плоскость, и притом только одна. Ответ: ______ |
|
Назовите прямую, по которой пересекаются плоскости DCC 1 и A 1 BC. 1) DC 2) A 1 D 1 3) D 1 D 4) D 1 C |
|
Назовите прямую, по которой пересекаются плоскости ABC и C 1 CB. 1) BC 2) B 1 C 1 3) A 1 B 4) B 1 B |
|
Прямые АВ и CD пересекаются. Через прямую CD проведена плоскость. Назовите линию пересечения данной плоскости с плоскостью AВС. 1) СD 2) АD 3) BС 4) ВD |
|
Прямые АВ и CD пересекаются. Через точки A и D проведена плоскость. Назовите линию пересечения данной плоскости с плоскостью BСD. 1) АС 2) АD 3) BС 4) ВD |
|
Вариант 1
Точки М, Р, К – середины ребер DA, DB, DC тетраэдра DABC. Назовите прямую, параллельную плоскости FBC. 1) МР 2) РК 3) МК 4) МК и РК |
|
АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 – прямоугольный параллелепипед. Какая из прямых параллельна плоскости A 1 B 1 C 1 ? 1) а 2) b 3) p 4) m |
|
В тетраэдре DАВС ВК = КС, DP = PC. Плоскости какой грани параллельна прямая РК? 1) DAB 2) DBC 3) DAC 4) ABC |
|
Выберите верные высказывания: 1) Две прямые в пространстве называются параллельными, если они не пересекаются. 2) Если одна из двух параллельных прямых параллельна плоскости, то другая прямая либо так же ей параллельна, либо лежит в этой плоскости. 3) Существует такая прямая, которая лежит в плоскости и параллельна прямой, пересекающей данную плоскость. 4) Скрещивающиеся прямые не имеют общих точек. Ответ: ______ |
|
1) a || n 2) a || b 3) b || c 4) a || c |
|
верные
высказывания: 1) Прямые СD и MN скрещивающиеся. 2) Прямые АВ и MN лежат в одной плоскости. 3) Прямые СD и MN пересекаются. 4) Прямые АВ и СD скрещивающиеся. Ответ: ______ |
|
1) a и b – пересекающиеся прямые 2) a и b – параллельные прямые 3) a и b – скрещивающиеся прямые |
|
Определите взаимное расположение прямых. 1) a и b – пересекающиеся прямые 2) a и b – параллельные прямые 3) a и b – скрещивающиеся прямые |
|
Треугольники АВК и АВF расположены так, что прямые АВ и FK скрещиваются. Как расположены прямые АК и ВF? |
|
В тетраэдре DАВС АВ = ВС = АС = 20; DA = DB = DC = 40. Через середину ребра АС плоскость, параллельная АD и ВC. Найдите периметр сечения. Ответ: ____ |
Параллельность прямых и плоскостей
Вариант 2
Точки М, Р, К – середины ребер DA, DB, DC тетраэдра DABC. Назовите прямую, параллельную плоскости FАB. 1) МР 2) РК 3) МК 4) МК и РК |
|
АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 – прямоугольный параллелепипед. Какая из прямых параллельна плоскости A 1 AD? 1) а 2) b 3) p 4) m |
|
В тетраэдре DАВС AM = MD, AN = NB. Плоскости какой грани параллельна прямая MN? 1) DAB 2) DBC 3) DAC 4) ABC |
|
Выберите верные высказывания: 1) Параллельные прямые не имеют общих точек. 2) Если прямая параллельна данной плоскости, то она параллельна любой прямой, лежащей в этой плоскости. 3) Если прямая параллельна линии пересечения двух плоскостей и не принадлежит ни одной из них, то она параллельна каждой из этих плоскостей. 4) Существует параллелепипед, у которого все углы граней острые. Ответ: ______ |
|
Точки А, В, С и D – середины ребер прямоугольного параллелепипеда. Назовите параллельные прямые. 1) a || n 2) a || b 3) b || c 4) a || c |
|
Точки А и D – середины ребер параллелепипеда. Выберите верные
высказывания: 1) Прямые СD и MN пересекаются. 2) Прямые АВ и MN скрещивающиеся 3) Прямые АВ и СD параллельные. 4) Прямые АВ и MN пересекаются Ответ: ______ |
|
Определите взаимное расположение прямых. 1) a и b – пересекающиеся прямые 2) a и b – параллельные прямые 3) a и b – скрещивающиеся прямые |
|
Точки А и В – середины ребер параллелепипеда. Определите взаимное расположение прямых. 1) a и b – пересекающиеся прямые 2) a и b – параллельные прямые 3) a и b – скрещивающиеся прямые |
|
Два равнобедренных треугольника АВС и АВD с общим основанием АВ расположены так, что точка С не лежит в плоскости АВD. Определите взаимное расположение прямых, содержащих медианы треугольников, проведенных к сторонам ВС и ВD. 1) они параллельны 2) скрещиваются 3) пересекаются |
|
В тетраэдре DАВС АВ = ВС = АС = 10; DA = DB = DC = 20. Через середину ребра ВС плоскость, параллельная АС и ВD. Найдите периметр сечения. Ответ: ____ |
Вариант 1
Через сторону АВ треугольника АВС проведена плоскость, перпендикулярная к стороне ВС. Определите вид треугольника относительно углов. |
|
Треугольник АВС – правильный, О – центр треугольника. Расстояние от точки М до вершины А равно 3. Найдите высоту треугольника. Ответ: ____ |
|
АВСD – параллелограмм; Найдите периметр параллелограмма. 1) 20 2) 25 3) 40 4) 60 |
|
Через вершину А треугольника ABC проведена плоскость α, параллельная ВС. Расстояние от ВС до плоскости α равно 12. Найдите расстояние от точки пересечения медиан треугольника АВС до этой плоскости. 1) 8 2) 6 3) 12 4) 18 |
|
Высота ромба равна 12. Точка М равноудалена от всех сторон ромба и находится на расстоянии, равном 8, от его плоскости. Чему равно расстояние точки М до сторон ромба? Ответ: ____ |
|
Выберите верные высказывания: 2) Две прямые, перпендикулярные к одной плоскости, параллельны. 3) Длина перпендикуляра меньше длины наклонной, проведенной из той же точки. 4) Две скрещивающиеся прямые могут быть перпендикулярными к одной плоскости. Ответ: ______ |
|
Отрезок АВ упирается концами А и В в грани прямого двугранного угла. Расстояния от точек А и В до ребра равны 1, а длина отрезка АВ равна 3. Найдите длину проекции этого отрезка на ребро. |
|
В тетраэдре DABC АО пресекает ВС в точке Е; Найдите. |
|
Прямоугольник ABCD и параллелограмм ВЕМС расположены так, что их плоскости взаимно перпендикулярны. Найдите угол MCD. |
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Вариант 2
Через сторону АD параллелограмма АВСD, проведена плоскость, перпендикулярная к стороне DС. Определите вид треугольника АВС. 1) остроугольный 2) прямоугольный 3) тупоугольный |
|
Треугольник АВС – правильный, О – центр треугольника. Высота треугольника равна 3. Найдите расстояние от точки М до вершин треугольника. Ответ: ____ |
|
АВСD – параллелограмм; Найдите BD. 1) 20 2) 15 3) 40 4) 10 |
|
Через вершину А треугольника ABC проведена плоскость α, параллельная ВС. Расстояние от точки пересечения медиан треугольника АВС до этой плоскости равно 4. На каком расстоянии от плоскости находится ВС? 1) 8 2) 6 3) 12 4) 14 |
|
Точка Р удалена от всех сторон ромба на расстояние» равное, и находится от его плоскости на расстоянии равном 2. Чему равна сторона ромба, если его угол 30°? Ответ: ____ |
|
На рисунке Найдите угол между МС и плоскостью АМВ. 1) 30 0 2) 60 0 3) 90 0 4) 45 0 |
|
Выберите верные высказывания: 1) Угол между прямой и плоскостью может быть не больше 90 0 . 2) Две плоскости, перпендикулярные к одной прямой, пересекаются. 3) Длина перпендикуляра больше длины наклонной, проведенной из той же точки. 4) Диагональ прямоугольного параллелепипеда больше любого из ребер. Ответ: ______ |
|
Отрезок АВ упирается концами А и В в грани прямого двугранного угла. Расстояния от точек А и В до ребра равны 2, а длина отрезка АВ равна 4. Найдите длину проекции этого отрезка на ребро. |
|
В тетраэдре DABC основание ABC - правильный треугольник. Вершина D проецируется в его центр О. Найдите угол между плоскостью ADO и гранью DCB. 1) 30 0 2) 60 0 3) 90 0 4) 45 0 |
|
Треугольник АМВ и прямоугольник ABCD расположены так, что их плоскости взаимно перпендикулярны. Найдите угол MAD. 1) 90 0 2) 60 0 3) 30 0 4) 45 0 |
Тест 1
Вариант 1 | ||||||||||
Вариант 2 |
Тест 2
Вариант 1 | ||||||||||
Вариант 2 |
Тест 3
Вариант 1 | ||||||||||
Вариант 2 |
Введение……………………………………………………………..….... 3
1. Понятие «диалог культур». Национальное и общечеловеческое в культуре. …………………..4-7
2. Проблемы диалога культур………………………………………….7-9
3. Диалог культур, как способ международных отношений………9-12
Заключение……………………………………………………………12-13
Список литературы и интернет-ресурсов……………………………….13
Введение.
Одной из главных особенностей современного мира является его глобализация, и все международные события в той или иной мере являются результатом этого процесса. Это особенно важно понимать, когда речь идет о противостоянии и конфликтах, которые могут привести мир к разрушению. Современный мир пугает все новыми и новыми потрясениями – войны, межэтнические конфликты, террористические акты, экономические санкции и тому подобные явления сталкивают мир в бездну взаимного уничтожения. Можно ли остановить это безумие? И, если можно, то как?
Ответить на эти и другие вопросы поможет знакомство с таким социальным явлением, как диалог культур.
В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина «культура» в самых различных отраслях науки и практики. Культура - это то, что объединяет людей в целостность, в общество. Для современного мира свойственны открытость культурных систем, многообразие культур их взаимодействие или диалог.
Цель работы: Рассмотреть некоторые аспекты диалога культур как основу международных отношений.
Задачи:
Определить понятие «диалог культур»;
Рассмотреть диалог как естественный результат развития и углубления взаимоотношения национальных культур;
Раскрыть проблемы и перспективы развития диалога культур в современном мире.
1.Понятие «диалог культур». Национальное и общечеловеческое в культуре.
Диалог культур - понятие, получившее широкое хождение в философской публицистике XX веке. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования. В философских трудах В. С. Библера понятие диалога культур выдвигается в качестве возможного основоположения философии в канун XXI века. (1)
Диалог культур - совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. В процессе диалога культур происходят изменения культурных партнеров - форм социальной организации и моделей социального действия, систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается принципиальное отличие диалога культур от простых форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.
Социологический словарь выделяет следующие уровни диалога культур:
а) личностный, связанный с формированием или трансформацией человеческой личности под влиянием различных "внешних" по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций;
б) этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума;
________________________
(1). Новая философская энциклопедия. http://iph.ras.ru/elib/0958.html).
в) межнациональный, связанный с разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований и ихполитических элит;
г) цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества. (1)
С древнейших времён многие люди судили о других культурах с позиции превосходства своего народа. Такая позиция называется этноцентризмом; она была характерна и для Запада, и для Востока. Так, ещё в IV в. до н. э.,древнегреческие общественные деятели делили мир на «эллинов» и «варваров». При этом культура варваров рассматривалась как весьма примитивная по сравнению с греческой. Это было одно из первыхпроявлений европоцентризма – суждения европейцев о том, что их общество есть образец для остального мира. Позднее христианские миссионеры стремились обратить «отсталых язычников» в свою веру. В свою очередь, жители средневекового Китая открыто выражали презрение к «окраинным варварам» (европейцам, равно как и кочевым племенам). Этноцентризм обычно связан с ксенофобией – страхом перед чужими взглядами и обычаями, неприязнью или ненавистью к ним. Однако со временем многие пришли к пониманию того, что противопоставление Запада Востоку и вообще «своих» «чужим» не принесёт пользы человечеству. Запад не выше Востока, а Восток не выше Запада – они просто разные.
Содействие многообразию культур – одна из важных целей мирового сообщества. Это зафиксировано в первой статье Устава ЮНЕСКО. В ней говорится, что цель сотрудничества – способствовать «сближению и взаимному пониманию народов путём надлежащего использования аппарата
_____________________
(1) Социологический словарь. http://vslovare.ru
Культурное разнообразие нуждается в поддержке, его необходимо развивать. Своеобразие каждой национальной культуры относительно. Её уникальность выступает как конкретное проявление всеобщего в развитии человеческого общества. У разных народов исторически сложились свои языки. Но необходимость иметь язык как средство общения, накопления опыта является общей для всех людей. Все культуры имеют некоторые общие нормы и ценности. Их называют общечеловеческими, так как они выражают основы человеческой жизни. Добро, труд, любовь, дружба значимы для людей в любом месте Земли. Существование этих ценностей способствует взаимопониманию и сближению культур. Иначе нельзя объяснить тот факт, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими воспринимает и использует многие их достижения.
Взаимодействие культур ведёт, с одной стороны, к упрочению своеобразия восточных и западных, южных и северных культур, с другой – к формированию общемировой культуры. Диалог разных культур необходим и бесконечен. Это постоянный процесс, который помогает человечеству сохранить многообразие культурных основ жизни. Диалог культур позволяет каждому человеку приобщиться к духовному богатству, созданному разными народами, совместно решать глобальные проблемы человечества, а также помогает отдельным людям и общностям найти смысл своего бытия, не утратив своеобразия.
Культурное многообразие мира продолжает сохраняться и в современную эпоху. Процесс взаимодействия культур и цивилизаций имел место на протяжении всей истории человечества, но в наше время наблюдается повышение интенсивности этого процесса, что ни в коем случае не противоречит сохранению религиозных и этнических традиций и культурных различий народов.
Благодаря новым информационным технологиям, человек глобального общества получил возможность познакомиться с целой совокупностью артефактов, которые были недоступны людям индустриального и постиндустриального общества. Из-за отсутствия у значительной их части, возможности совершать экскурсионные поездки в различные страны, путешествовать по миру, пользоваться услугами, предоставляемыми знаменитыми хранилищами культурных ценностей, где сосредоточена значительная часть мирового культурного наследия. Виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, существующие в "мировой информационной паутине", дают возможность познакомиться со всем тем, что был создано гением того или иного художника, архитектора, композитора, независимо от того, где находятся те или иные шедевры: в Петербурге, Брюсселе или Вашингтоне. Для миллионов стали доступны хранилища крупнейших библиотек мира, в том числе библиотек Конгресса США, Британского музея, Российской государственной библиотеки и многих других библиотек, фондами которых на протяжении столетий пользовался узкий круг лиц, занимающихся законотворчеством, преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Это, несомненно, положительный результат процесса глобализации культуры для человека.
Проблемы диалога культур.
«Диалог культур» - это не столько строгое научное понятие, сколько метафора, призванная обрести статус политико-идеологической доктрины, которой следует руководствоваться при чрезвычайно активизировавшемся сегодня на всех уровнях взаимодействии различных культур друг с другом. Панорама современной мировой культуры - сплав многих взаимодействующих культурных образований. Все они самобытны и должны находиться в мирном, вдумчивом диалоге; вступая в контакт, непременно прислушиваться к «собеседнику», откликаться на его нужды и запросы. «Диалог» как средство коммуникации культур предполагает такое сближение взаимодействующих субъектов культурного процесса, когда они не подавляют друг друга, не стремятся доминировать, но «вслушиваются», «содействуют», соприкасаясь бережно и осторожно.
Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они - в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективный диалог культур не может возникнуть сам по себе, ему необходимо целенаправленно учиться.
В современном информационном обществе человек лихорадочно стремится успеть за временем, которое требует от него осведомленности в различных областях знания. Чтобы органично вплетаться в ткань современности, необходимо иметь способность четко отбирать самое необходимое и действительно полезное в том огромном информационном потоке, который сегодня обрушивается на человеческое сознание. В подобной ситуации приходится самостоятельно устанавливать приоритеты. Тем не менее, при подобном переизбытке знаний совершенно явной становится вся поверхностность развития человеческой личности. Культурная личность - личность воспитанная, образованная, с развитым чувством нравственности. Однако, когда человек перегружен бесполезной информацией, когда он знает «ничего обо всем», то довольно сложно судить о его образованности или культурности.
Как и тысячи лет назад, мир не обходится без раздоров и войн, только теперь их локальный характер может трансформироваться в глобальный конфликт, способный охватить весь земной шар. Предотвратить опасность поможет диалог культур, пример которого демонстрируют страны, объединившие усилия против мирового терроризма.
Диалог и культура
Разберемся в понятиях. Культурой называется все то, что человечество создает в материальном мире и в духовной сфере. Она, несомненно, объединяет людей, поскольку использует одни и те же «коды», свойственные Homo sapiens как виду. К примеру, в культурном багаже всех народов есть зашифрованное в мифах и творчестве осмысление таких понятий, как начало и конец, жизнь и смерть, добро и зло. На этих общих точках в соприкосновении различных культур выстраивается их диалог - взаимодействие и сотрудничество, использование достижений друг друга. Как в любой беседе, в диалоге национальных культур есть стремление понять, обменяться информацией и обозначить собственную позицию.
Свои и чужие
Нередко люди судят о культуре другого народа с точки зрения превосходства. Позиция этноцентризма свойственна как Западу, так и Востоку. Еще древнегреческие политики делили всех людей планеты на примитивных варваров и образцовых эллинов. Так зародилось представление о том, что европейская общность - эталон для всего мира. С распространением христианства презираемой частью общества стали язычники, а истина считалась прерогативой верующих.
Гнусным порождением этноцентризма является ксенофобия - ненависть к чужим традициям, мыслям и взглядам. Примеры диалога культур, в противовес нетерпимости, доказывают, что взаимоотношения между народами могут быть цивилизованными и плодотворными. В современном мире процесс диалога становится интенсивней и разнообразней.
Зачем нужен диалог
Сотрудничество не просто содействует созданию общемировой культуры, но и оттачивает своеобразие каждой из них. Взаимодействие позволяет решать всем вместе глобальные планетарные проблемы и насыщать свое духовное пространство достижениями других этносов.
Современное понимание диалога культур учитывает тот факт, что сегодня, благодаря сети Интернет, каждый человек имеет уникальную возможность утолить информационный голод и познакомиться с мировыми шедеврами.
В чем проблема?
Будучи участниками разного рода межкультурных отношений, люди довольно сильно отличаются в рамках обычаев, языков, национальной одежды, кухни, норм поведения. Это затрудняет контакты, однако настоящая проблема кроется в другом.
Дело в том, что каждый человек склонен воспринимать другое через призму своего, привычного и понятного. Воспринимая другие цивилизации через рамки своей, мы сужаем возможность диалога культур. Пример: чуждый европейцу мир пигмеев, живущих в экваториальных лесах Африки, заставляет его относиться к этому народу свысока. И лишь ученым, вплотную занимающимся исследованием племен пигмеев, известно, насколько удивительна и «продвинута» их культура и в какой степени гармонично они сосуществуют с планетой, нежели так называемый цивилизованный человек. Печально, что коммуникационное препятствие чаще всего бывает неосознанным.
Есть ли выход? Безусловно! Эффективное культурное взаимодействие между народами возможно, если этому целенаправленно и терпеливо учиться. Необходимо понимать, что быть культурным народом, как и таковой личностью, значит иметь развитое чувство ответственности и нравственности.
Восточная и западная модели: действие и созерцание
В наши дни особую значимость приобрел диалог культур Запада и Востока. Первая ориентирована на технологию и динамичное, активное развитие всех областей жизни, вторая модель - более консервативная и гибкая. Если воспользоваться гендерными формулами, можно сказать, что восточная культура сходна с женским началом, а западная напоминает мужской тип восприятия действительности. Для западного менталитета характерно разделение мира и понятий на черное и белое, ад и рай. В восточной традиции мир понимается как «все во всем».
Россия между двумя мирами
Россия в диалоге культур Востока и Запада является неким мостиком. Она объединяет обе традиции и выступает посредником между ними. Культуролог и философ Михаил Бахтин считал, что эта миссия может привести к одному из трех итогов:
1. Культуры вырабатывают на основе синтеза единую общую позицию.
2. Каждая культура сохраняет самобытность, а посредством диалога обогащается достижениями другой стороны.
3. Осознавая принципиальные различия, воздерживаются от взаимодействия, но не ссорятся и не воюют.
Есть ли у России собственная культурная магистраль? Место нашей страны в противоречивом культурном контакте в различные эпохи рассматривалось по-разному. В середине позапрошлого века отчетливо выделились славянофильский и западнический взгляд на эту проблему. Славянофилы считали путь России особенным, связывая эту исключительность с глубокой религиозностью и эмоциональностью. Западники утверждали, что страна должна взять на вооружение богатейшие достижения западной цивилизации и учиться у нее.
Во времена СССР культурная идентификация России и вовсе приобрела политический, классовый оттенок, и разговор о ее собственном пути стал неактуальным. Сегодня он возобновился и демонстрирует как раз тот самый пример в диалоге культур, когда требуется вдумчивое и осознанное понимание ценности взаимного приятия ради сохранения мира.