Как вы понимаете выражение диалог культур. Взаимодействие и диалог культур

13.11.2016 14:35

Тестовые задания по геометрии к разделу "Прямые и плоскости в пространстве"1.Аксиомы стереометрии. 2.Параллельность прямых и плоскостей. 3.Перпендикулярность прямых и плоскостей. Ответы в конце разработки

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по геометрии к разделу "Прямые и плоскости в пространстве" 1 курс СПО»

Раздел № 3.

Прямые и плоскости в пространстве

Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии.

Пространственные фигуры.

Параллельность прямыхв пространстве. Параллельность двух плоскостей.

Векторы в пространстве.

Параллельный перенос.

Сечение многогранников.

Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости.

Перпендикуляр и наклонная.

Угол между прямой и плоскостью.

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Аксиомы стереометрии

Вариант 1

1) АВС 2) DBC 3) DAB 4) DAC

Каким плоскостям принадлежит точка К?

1) АВС и ABD

Выберите верные высказывания:

1) Любые три точки лежат в одной плоскости.

2) Если центр окружности и ее точка лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости.

3) Через три точки, лежащих на прямой, проходит только одна плоскость.

4) Через две пересекающихся прямые проходит плоскость, и притом только одна.

Ответ: ______

Выберите неверные высказывания:

1) Если три прямые имеют общую точку, то они лежат в одной плоскости.

3) Две плоскости могут имеет только две общие точки.

4) Три попарно пересекающиеся в разных точках прямые, лежат в одной плоскости.

Ответ: ______

Назовите прямую, по которой пересекаются плоскости A 1 BC и A 1 AD.

1) DC 2) A 1 D 1

3) D 1 D 4) D 1 C

Назовите прямую, по которой пересекаются плоскости DCC 1 и A 1 AD.

1) DC 2) A 1 D 1

3) D 1 D 4) D 1 C

Прямые АВ и CD пересекаются. Через прямую АВ проведена плоскость. Назовите линию пересечения данной плоскости с плоскостью ВСD.

1) АС 2) АB 3) BС 4) ВD

Прямые АВ и CD пересекаются. Через точки В и D проведена плоскость. Назовите линию пересечения данной плоскости с плоскостью AСD.

1) АС 2) АB 3) BС 4) ВD

Вариант 2

Точка Р лежит на прямой МN. Назовите плоскость, которой принадлежит точка Р.

1) АВС 2) DBC 3) DAB 4) DAC

Каким плоскостям принадлежит точка F?

1) АВС и ACD

Выберите верные высказывания:

1) Любые четыре точки лежат в одной плоскости.

2) Через прямую и не лежащую на ней точку проходит только одна плоскость.

3) Если три точки окружности лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости.

4) Две плоскости могут иметь только одну общую точку.

Ответ: ______

Выберите неверные высказывания:

1) Две окружности, имеющие общий центр, лежат в одной плоскости.

3) Три вершины треугольника принадлежат одной плоскости.

4) Через две параллельные прямые проходит плоскость, и притом только одна.

Ответ: ______

Назовите прямую, по которой пересекаются плоскости DCC 1 и A 1 BC.

1) DC 2) A 1 D 1

3) D 1 D 4) D 1 C

Назовите прямую, по которой пересекаются плоскости ABC и C 1 CB.

1) BC 2) B 1 C 1

3) A 1 B 4) B 1 B

Прямые АВ и CD пересекаются. Через прямую CD проведена плоскость. Назовите линию пересечения данной плоскости с плоскостью AВС.

1) СD 2) АD 3) BС 4) ВD

Прямые АВ и CD пересекаются. Через точки A и D проведена плоскость. Назовите линию пересечения данной плоскости с плоскостью BСD.

1) АС 2) АD 3) BС 4) ВD

Вариант 1

Точки М, Р, К – середины ребер DA, DB, DC тетраэдра DABC. Назовите прямую, параллельную плоскости FBC.

1) МР 2) РК 3) МК 4) МК и РК

АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 – прямоугольный параллелепипед. Какая из прямых параллельна плоскости A 1 B 1 C 1 ?

1) а 2) b 3) p 4) m

В тетраэдре DАВС ВК = КС, DP = PC. Плоскости какой грани параллельна прямая РК?

1) DAB 2) DBC 3) DAC 4) ABC

Выберите верные высказывания:

1) Две прямые в пространстве называются параллельными, если они не пересекаются.

2) Если одна из двух параллельных прямых параллельна плоскости, то другая прямая либо так же ей параллельна, либо лежит в этой плоскости.

3) Существует такая прямая, которая лежит в плоскости и параллельна прямой, пересекающей данную плоскость.

4) Скрещивающиеся прямые не имеют общих точек.

Ответ: ______


1) a || n 2) a || b

3) b || c 4) a || c

верные высказывания:

1) Прямые СD и MN скрещивающиеся.

2) Прямые АВ и MN лежат в одной плоскости.

3) Прямые СD и MN пересекаются.

4) Прямые АВ и СD скрещивающиеся.

Ответ: ______


1) a и b пересекающиеся прямые

2) a и b параллельные прямые

3) a и b скрещивающиеся прямые

Определите взаимное расположение прямых.

1) a и b пересекающиеся прямые

2) a и b параллельные прямые

3) a и b скрещивающиеся прямые

Треугольники АВК и АВF расположены так, что прямые АВ и FK скрещиваются. Как расположены прямые АК и ВF?

В тетраэдре DАВС АВ = ВС = АС = 20; DA = DB = DC = 40. Через середину ребра АС плоскость, параллельная АD и ВC. Найдите периметр сечения.

Ответ: ____

Параллельность прямых и плоскостей

Вариант 2

Точки М, Р, К – середины ребер DA, DB, DC тетраэдра DABC. Назовите прямую, параллельную плоскости FАB.

1) МР 2) РК 3) МК 4) МК и РК


АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 – прямоугольный параллелепипед. Какая из прямых параллельна плоскости A 1 AD?

1) а 2) b 3) p 4) m

В тетраэдре DАВС AM = MD, AN = NB. Плоскости какой грани параллельна прямая MN?

1) DAB 2) DBC 3) DAC 4) ABC

Выберите верные высказывания:

1) Параллельные прямые не имеют общих точек.

2) Если прямая параллельна данной плоскости, то она параллельна любой прямой, лежащей в этой плоскости.

3) Если прямая параллельна линии пересечения двух плоскостей и не принадлежит ни одной из них, то она параллельна каждой из этих плоскостей.

4) Существует параллелепипед, у которого все углы граней острые.

Ответ: ______

Точки А, В, С и D – середины ребер прямоугольного

параллелепипеда. Назовите параллельные прямые.


1) a || n 2) a || b

3) b || c 4) a || c

Точки А и D – середины ребер параллелепипеда. Выберите верные высказывания:

1) Прямые СD и MN пересекаются.

2) Прямые АВ и MN скрещивающиеся

3) Прямые АВ и СD параллельные.

4) Прямые АВ и MN пересекаются

Ответ: ______


Определите взаимное расположение прямых.

1) a и b пересекающиеся прямые

2) a и b параллельные прямые

3) a и b скрещивающиеся прямые

Точки А и В – середины ребер параллелепипеда. Определите взаимное расположение прямых.

1) a и b пересекающиеся прямые

2) a и b параллельные прямые

3) a и b скрещивающиеся прямые

Два равнобедренных треугольника АВС и АВD с общим основанием АВ расположены так, что точка С не лежит в плоскости АВD. Определите взаимное расположение прямых, содержащих медианы треугольников, проведенных к сторонам ВС и ВD.

1) они параллельны 2) скрещиваются 3) пересекаются

В тетраэдре DАВС АВ = ВС = АС = 10; DA = DB = DC = 20. Через середину ребра ВС плоскость, параллельная АС и ВD. Найдите периметр сечения.

Ответ: ____

Вариант 1

Через сторону АВ треугольника АВС проведена плоскость, перпендикулярная к стороне ВС. Определите вид треугольника относительно углов.

Треугольник АВС – правильный, О – центр треугольника. Расстояние от точки М до вершины А равно 3. Найдите высоту треугольника.

Ответ: ____

АВСD – параллелограмм; Найдите периметр параллелограмма.

1) 20 2) 25 3) 40 4) 60

Через вершину А треугольника ABC проведена плос­кость α, параллельная ВС. Расстояние от ВС до плоскости α равно 12. Найдите расстояние от точки пересечения ме­диан треугольника АВС до этой плоскости.

1) 8 2) 6 3) 12 4) 18

Высота ромба равна 12. Точка М равноудалена от всех сторон ромба и находится на расстоянии, равном 8, от его плоскости. Чему равно расстояние точки М до сторон ромба?

Ответ: ____

Выберите верные высказывания:

2) Две прямые, перпендикулярные к одной плоскости, параллельны.

3) Длина перпендикуляра меньше длины наклонной, проведенной из той же точки.

4) Две скрещивающиеся прямые могут быть перпендикулярными к одной плоскости.

Ответ: ______

Отрезок АВ упирается концами А и В в грани прямого двугранного угла. Расстояния от точек А и В до ребра равны 1, а длина отрезка АВ равна 3. Найдите длину про­екции этого отрезка на ребро.

В тетраэдре DABC АО пресекает ВС в точке Е; Найдите.

Прямоугольник ABCD и параллелограмм ВЕМС распо­ложены так, что их плоскости взаимно перпендикулярны. Найдите угол MCD.

Перпендикулярность прямых и плоскостей

Вариант 2

Через сторону АD параллелограмма АВСD, проведена плоскость, перпендикулярная к стороне DС. Определите вид треугольника АВС.

1) остроугольный 2) прямоугольный 3) тупоугольный

Треугольник АВС – правильный, О – центр треугольника. Высота треугольника равна 3. Найдите расстояние от точки М до вершин треугольника.

Ответ: ____

АВСD – параллелограмм; Найдите BD.

1) 20 2) 15 3) 40 4) 10

Через вершину А треугольника ABC проведена плос­кость α, параллельная ВС. Расстояние от точки пересече­ния медиан треугольника АВС до этой плоскости равно 4. На каком расстоянии от плоскости находится ВС?

1) 8 2) 6 3) 12 4) 14

Точка Р удалена от всех сторон ромба на расстояние» равное, и находится от его плоскости на расстоянии равном 2. Чему равна сторона ромба, если его угол 30°?

Ответ: ____

На рисунке Найдите угол между МС и плоскостью АМВ.

1) 30 0 2) 60 0 3) 90 0 4) 45 0

Выберите верные высказывания:

1) Угол между прямой и плоскостью может быть не больше 90 0 .

2) Две плоскости, перпендикулярные к одной прямой, пересекаются.

3) Длина перпендикуляра больше длины наклонной, проведенной из той же точки.

4) Диагональ прямоугольного параллелепипеда больше любого из ребер.

Ответ: ______

Отрезок АВ упирается концами А и В в грани прямого двугранного угла. Расстояния от точек А и В до ребра равны 2, а длина отрезка АВ равна 4. Найдите длину про­екции этого отрезка на ребро.

В тетраэдре DABC основание ABC - правильный тре­угольник. Вершина D проецируется в его центр О. Найди­те угол между плоскостью ADO и гранью DCB.

1) 30 0 2) 60 0 3) 90 0 4) 45 0

Треугольник АМВ и прямоугольник ABCD расположе­ны так, что их плоскости взаимно перпендикулярны. Най­дите угол MAD.

1) 90 0 2) 60 0 3) 30 0 4) 45 0

Тест 1

Вариант 1

Вариант 2

Тест 2

Вариант 1

Вариант 2

Тест 3

Вариант 1

Вариант 2

Введение……………………………………………………………..….... 3

1. Понятие «диалог культур». Национальное и общечеловеческое в культуре. …………………..4-7

2. Проблемы диалога культур………………………………………….7-9

3. Диалог культур, как способ международных отношений………9-12

Заключение……………………………………………………………12-13

Список литературы и интернет-ресурсов……………………………….13

Введение.

Одной из главных особенностей современного мира является его глобализация, и все международные события в той или иной мере являются результатом этого процесса. Это особенно важно понимать, когда речь идет о противостоянии и конфликтах, которые могут привести мир к разрушению. Современный мир пугает все новыми и новыми потрясениями – войны, межэтнические конфликты, террористические акты, экономические санкции и тому подобные явления сталкивают мир в бездну взаимного уничтожения. Можно ли остановить это безумие? И, если можно, то как?

Ответить на эти и другие вопросы поможет знакомство с таким социальным явлением, как диалог культур.

В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина «культура» в самых различных отраслях науки и практики. Культура - это то, что объединяет людей в целостность, в общество. Для современного мира свойственны открытость культурных систем, многообразие культур их взаимодействие или диалог.

Цель работы: Рассмотреть некоторые аспекты диалога культур как основу международных отношений.

Задачи:

Определить понятие «диалог культур»;

Рассмотреть диалог как естественный результат развития и углубления взаимоотношения национальных культур;

Раскрыть проблемы и перспективы развития диалога культур в современном мире.

1.Понятие «диалог культур». Национальное и общечеловеческое в культуре.

Диалог культур - понятие, получившее широкое хождение в философской публицистике XX веке. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования. В философских трудах В. С. Библера понятие диалога культур выдвигается в качестве возможного основоположения философии в канун XXI века. (1)

Диалог культур - совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. В процессе диалога культур происходят изменения культурных партнеров - форм социальной организации и моделей социального действия, систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается принципиальное отличие диалога культур от простых форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.

Социологический словарь выделяет следующие уровни диалога культур:

а) личностный, связанный с формированием или трансформацией человеческой личности под влиянием различных "внешних" по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций;

б) этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума;

________________________

(1). Новая философская энциклопедия. http://iph.ras.ru/elib/0958.html).

в) межнациональный, связанный с разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований и ихполитических элит;

г) цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества. (1)

С древнейших времён многие люди судили о других культурах с позиции превосходства своего народа. Такая позиция называется этноцентризмом; она была характерна и для Запада, и для Востока. Так, ещё в IV в. до н. э.,древнегреческие общественные деятели делили мир на «эллинов» и «варваров». При этом культура варваров рассматривалась как весьма примитивная по сравнению с греческой. Это было одно из первыхпроявлений европоцентризма – суждения европейцев о том, что их общество есть образец для остального мира. Позднее христианские миссионеры стремились обратить «отсталых язычников» в свою веру. В свою очередь, жители средневекового Китая открыто выражали презрение к «окраинным варварам» (европейцам, равно как и кочевым племенам). Этноцентризм обычно связан с ксенофобией – страхом перед чужими взглядами и обычаями, неприязнью или ненавистью к ним. Однако со временем многие пришли к пониманию того, что противопоставление Запада Востоку и вообще «своих» «чужим» не принесёт пользы человечеству. Запад не выше Востока, а Восток не выше Запада – они просто разные.

Содействие многообразию культур – одна из важных целей мирового сообщества. Это зафиксировано в первой статье Устава ЮНЕСКО. В ней говорится, что цель сотрудничества – способствовать «сближению и взаимному пониманию народов путём надлежащего использования аппарата

_____________________

(1) Социологический словарь. http://vslovare.ru

Культурное разнообразие нуждается в поддержке, его необходимо развивать. Своеобразие каждой национальной культуры относительно. Её уникальность выступает как конкретное проявление всеобщего в развитии человеческого общества. У разных народов исторически сложились свои языки. Но необходимость иметь язык как средство общения, накопления опыта является общей для всех людей. Все культуры имеют некоторые общие нормы и ценности. Их называют общечеловеческими, так как они выражают основы человеческой жизни. Добро, труд, любовь, дружба значимы для людей в любом месте Земли. Существование этих ценностей способствует взаимопониманию и сближению культур. Иначе нельзя объяснить тот факт, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими воспринимает и использует многие их достижения.

Взаимодействие культур ведёт, с одной стороны, к упрочению своеобразия восточных и западных, южных и северных культур, с другой – к формированию общемировой культуры. Диалог разных культур необходим и бесконечен. Это постоянный процесс, который помогает человечеству сохранить многообразие культурных основ жизни. Диалог культур позволяет каждому человеку приобщиться к духовному богатству, созданному разными народами, совместно решать глобальные проблемы человечества, а также помогает отдельным людям и общностям найти смысл своего бытия, не утратив своеобразия.

Культурное многообразие мира продолжает сохраняться и в современную эпоху. Процесс взаимодействия культур и цивилизаций имел место на протяжении всей истории человечества, но в наше время наблюдается повышение интенсивности этого процесса, что ни в коем случае не противоречит сохранению религиозных и этнических традиций и культурных различий народов.

Благодаря новым информационным технологиям, человек глобального общества получил возможность познакомиться с целой совокупностью артефактов, которые были недоступны людям индустриального и постиндустриального общества. Из-за отсутствия у значительной их части, возможности совершать экскурсионные поездки в различные страны, путешествовать по миру, пользоваться услугами, предоставляемыми знаменитыми хранилищами культурных ценностей, где сосредоточена значительная часть мирового культурного наследия. Виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, существующие в "мировой информационной паутине", дают возможность познакомиться со всем тем, что был создано гением того или иного художника, архитектора, композитора, независимо от того, где находятся те или иные шедевры: в Петербурге, Брюсселе или Вашингтоне. Для миллионов стали доступны хранилища крупнейших библиотек мира, в том числе библиотек Конгресса США, Британского музея, Российской государственной библиотеки и многих других библиотек, фондами которых на протяжении столетий пользовался узкий круг лиц, занимающихся законотворчеством, преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Это, несомненно, положительный результат процесса глобализации культуры для человека.

Проблемы диалога культур.

«Диалог культур» - это не столько строгое научное понятие, сколько метафора, призванная обрести статус политико-идеологической доктрины, которой следует руководствоваться при чрезвычайно активизировавшемся сегодня на всех уровнях взаимодействии различных культур друг с другом. Панорама современной мировой культуры - сплав многих взаимодействующих культурных образований. Все они самобытны и должны находиться в мирном, вдумчивом диалоге; вступая в контакт, непременно прислушиваться к «собеседнику», откликаться на его нужды и запросы. «Диалог» как средство коммуникации культур предполагает такое сближение взаимодействующих субъектов культурного процесса, когда они не подавляют друг друга, не стремятся доминировать, но «вслушиваются», «содействуют», соприкасаясь бережно и осторожно.

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они - в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективный диалог культур не может возникнуть сам по себе, ему необходимо целенаправленно учиться.

В современном информационном обществе человек лихорадочно стремится успеть за временем, которое требует от него осведомленности в различных областях знания. Чтобы органично вплетаться в ткань современности, необходимо иметь способность четко отбирать самое необходимое и действительно полезное в том огромном информационном потоке, который сегодня обрушивается на человеческое сознание. В подобной ситуации приходится самостоятельно устанавливать приоритеты. Тем не менее, при подобном переизбытке знаний совершенно явной становится вся поверхностность развития человеческой личности. Культурная личность - личность воспитанная, образованная, с развитым чувством нравственности. Однако, когда человек перегружен бесполезной информацией, когда он знает «ничего обо всем», то довольно сложно судить о его образованности или культурности.

Как и тысячи лет назад, мир не обходится без раздоров и войн, только теперь их локальный характер может трансформироваться в глобальный конфликт, способный охватить весь земной шар. Предотвратить опасность поможет диалог культур, пример которого демонстрируют страны, объединившие усилия против мирового терроризма.

Диалог и культура

Разберемся в понятиях. Культурой называется все то, что человечество создает в материальном мире и в духовной сфере. Она, несомненно, объединяет людей, поскольку использует одни и те же «коды», свойственные Homo sapiens как виду. К примеру, в культурном багаже всех народов есть зашифрованное в мифах и творчестве осмысление таких понятий, как начало и конец, жизнь и смерть, добро и зло. На этих общих точках в соприкосновении различных культур выстраивается их диалог - взаимодействие и сотрудничество, использование достижений друг друга. Как в любой беседе, в диалоге национальных культур есть стремление понять, обменяться информацией и обозначить собственную позицию.

Свои и чужие

Нередко люди судят о культуре другого народа с точки зрения превосходства. Позиция этноцентризма свойственна как Западу, так и Востоку. Еще древнегреческие политики делили всех людей планеты на примитивных варваров и образцовых эллинов. Так зародилось представление о том, что европейская общность - эталон для всего мира. С распространением христианства презираемой частью общества стали язычники, а истина считалась прерогативой верующих.

Гнусным порождением этноцентризма является ксенофобия - ненависть к чужим традициям, мыслям и взглядам. Примеры диалога культур, в противовес нетерпимости, доказывают, что взаимоотношения между народами могут быть цивилизованными и плодотворными. В современном мире процесс диалога становится интенсивней и разнообразней.

Зачем нужен диалог

Сотрудничество не просто содействует созданию общемировой культуры, но и оттачивает своеобразие каждой из них. Взаимодействие позволяет решать всем вместе глобальные планетарные проблемы и насыщать свое духовное пространство достижениями других этносов.

Современное понимание диалога культур учитывает тот факт, что сегодня, благодаря сети Интернет, каждый человек имеет уникальную возможность утолить информационный голод и познакомиться с мировыми шедеврами.

В чем проблема?

Будучи участниками разного рода межкультурных отношений, люди довольно сильно отличаются в рамках обычаев, языков, национальной одежды, кухни, норм поведения. Это затрудняет контакты, однако настоящая проблема кроется в другом.

Дело в том, что каждый человек склонен воспринимать другое через призму своего, привычного и понятного. Воспринимая другие цивилизации через рамки своей, мы сужаем возможность диалога культур. Пример: чуждый европейцу мир пигмеев, живущих в экваториальных лесах Африки, заставляет его относиться к этому народу свысока. И лишь ученым, вплотную занимающимся исследованием племен пигмеев, известно, насколько удивительна и «продвинута» их культура и в какой степени гармонично они сосуществуют с планетой, нежели так называемый цивилизованный человек. Печально, что коммуникационное препятствие чаще всего бывает неосознанным.

Есть ли выход? Безусловно! Эффективное культурное взаимодействие между народами возможно, если этому целенаправленно и терпеливо учиться. Необходимо понимать, что быть культурным народом, как и таковой личностью, значит иметь развитое чувство ответственности и нравственности.

Восточная и западная модели: действие и созерцание

В наши дни особую значимость приобрел диалог культур Запада и Востока. Первая ориентирована на технологию и динамичное, активное развитие всех областей жизни, вторая модель - более консервативная и гибкая. Если воспользоваться гендерными формулами, можно сказать, что восточная культура сходна с женским началом, а западная напоминает мужской тип восприятия действительности. Для западного менталитета характерно разделение мира и понятий на черное и белое, ад и рай. В восточной традиции мир понимается как «все во всем».

Россия между двумя мирами

Россия в диалоге культур Востока и Запада является неким мостиком. Она объединяет обе традиции и выступает посредником между ними. Культуролог и философ Михаил Бахтин считал, что эта миссия может привести к одному из трех итогов:

1. Культуры вырабатывают на основе синтеза единую общую позицию.

2. Каждая культура сохраняет самобытность, а посредством диалога обогащается достижениями другой стороны.

3. Осознавая принципиальные различия, воздерживаются от взаимодействия, но не ссорятся и не воюют.

Есть ли у России собственная культурная магистраль? Место нашей страны в противоречивом культурном контакте в различные эпохи рассматривалось по-разному. В середине позапрошлого века отчетливо выделились славянофильский и западнический взгляд на эту проблему. Славянофилы считали путь России особенным, связывая эту исключительность с глубокой религиозностью и эмоциональностью. Западники утверждали, что страна должна взять на вооружение богатейшие достижения западной цивилизации и учиться у нее.

Во времена СССР культурная идентификация России и вовсе приобрела политический, классовый оттенок, и разговор о ее собственном пути стал неактуальным. Сегодня он возобновился и демонстрирует как раз тот самый пример в диалоге культур, когда требуется вдумчивое и осознанное понимание ценности взаимного приятия ради сохранения мира.




Top