Как вы понимаете значение словосочетания настоящее искусство? Что такое настоящее искусство.

Сочинение 1

Настоящее искусство, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, - это «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Но разве одной фразой можно определить значение этого слова? Конечно, нет! Искусство – это очарование и колдовство! Именно об этом говорится в тексте Т.Толстой.

Во-первых, известная писательница строит рассуждение героини о настоящем искусстве, противопоставляя, казалось бы, не совместимое по смыслу: театр и кино…Несовместимое потому, что она не любит театр! Все симпатии лирической героини отданы очаровавшему и заколдовавшему ее кино! Вот как она с восторгом пишет о любимом виде искусства: «От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».

Моя точка зрения о настоящем искусстве отличается от мнения героини Т.Толстой: я люблю театр! Несколько недель назад мне посчастливилось побывать на чудесном спектакле оперы-мистерии «Юнона» и «Авось». Все, что было там: и чудесные декорации, и прекрасная музыка Алексея Рыбникова, и романтическая история любви двух прекрасных людей – говорило о том, что я в храме искусства! И «боги в нём… мои!»

Таким образом, настоящее искусство для каждого человека свое: кто-то любит кино, а кто-то обожает театр.

Ангелина

Сочинение 2

Искусство - это составная часть культуры человечества. Однако только то искусство, которое положительно влияет на человека, затрагивая сокровенные струны его души, мы можем назвать настоящим.

Примеры настоящего искусства мы встречаем в тексте Т.Н.Толстой. Герой рассказа, от лица которого идет повествование, сравнивает два вида искусства – театр и кино. Он приходит к выводу, что театр – это не его храм и боги в нём не его (4-7). Кино же он любит по-настоящему, потому что там можно расслабиться и помечтать, там нет изъянов, которые прощаются артистам в театре в обмен на их искусство (8). По его мнению, «кино для тех, кто любит сны чудеса», «кино – для детей».

Кроме этого, можно привести примеры настоящего искусства из жизни. Мне очень нравятся картины, на которых изображены реальные объекты. И я не могу понять, почему люди готовы платить деньги за произведения непонятного назначения. Например, недавно в местной галерее был выставлен довольно интересный экспонат - мусорный контейнер с бытовыми отходами, за который автор предлагал почти 3 миллиона рублей. Так почему дворник, у которого этого "добра" очень много, не может тоже так сделать, ведь для этого не требуется ничего? Мне кажется, что это ненастоящее искусство, а всего лишь жалкое его подобие.

Таким образом, мы убедились, что настоящее искусство должно быть сделано с душой и служит людям, как духовная пища, помогающая им стать счастливее и добрее к окружающим и к себе самим.

Роговая Анна, ученица И.А.Суязовой

Сочинение 3

Настоящее искусство, на мой взгляд, это изображение действительности в художественных образах. Это те произведения живописи, литературы, архитектуры, в которых отражён внутренний мир человека. Настоящее искусство создаётся не ради славы и денег, это лишь способ выразить свои мысли и чувства. Приведу примеры, подтверждающие сказанное.

В тексте Т. Толстой поднимается проблема выбора между двумя видами искусства. Героиня с детства старалась полюбить театр, как ей «велели». Она понимала, что театр – храм, но не для неё. Ей, как и большинству людей, приносило удовольствие кино, ведь на экране всё идеально, а театр не скрывает несовершенства. Автор хотела выразить своё мнение о современном искусстве: «Театр – для взрослых, кино – для детей».

Так как мне не удалось побывать зрителем в театре, я отдаю предпочтение кинематографу. Множество как старых, так и современных фильмов повлияли на моё мировоззрение, мою жизнь. Ещё одно преимущество кино заключается в том, что ты можешь в любой момент его посмотреть. Одним из таких фильмов, произведших на меня глубокое впечатление, является «Зелёная миля». Это фильм о человечности, он заставляет о многом задуматься. В основе этого произведения лежит любовь к миру и всему живому. Фильм по-настоящему учит видеть душу человека, не судить о людях по внешним впечатлениям, поверхностно.

Таким образом, я доказала, что, каким бы ни было искусство, оно должно приносить людям удовольствие, нравственно воспитывать. Настоящее искусство играет важную роль в жизни каждого человека, ведь оно приобщает нас ко всему прекрасному.

Кожанова Полина, ученица С.Н.Мищенко

Текст 5. Т. Толстая. Кино (рассказ из цикла «Мелкие вещи», сб. «Река»)

(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.

(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.

Настоящее искусство - это изображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира, процесс выражения внутреннего мира человека в образе. Это учебник жизни, стремление человека к совершенству.

В тексте К.Г. Паустовского говорится о живописи, о картинах известного художника Пожалостина, об их влиянии на человека. В этом - в позитивном влиянии на душу каждого из нас - и проявляется подлинность искусства. За аргументами хочу обратиться к предложенному мне тексту и жизненному опыту.

Во-первых, в предложениях 10-13 мы читаем, какие эмоции испытал герой, увидев гравюры знаменитого художника. "Прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры" сначала вызывали у него "странное ощущение" (10). Портреты были настолько красивы и точны, что казалось, будто стоят настоящие люди: “толпа дам и мужчин... смотрела … со стен с глубоким вниманием" на героя (13).

Во-вторых, в подтверждение того, что музыка - это тоже часть подлинного искусства, приведу пример из жизни. Однажды я была на балете "Щелкунчик", и мне больше всего понравилась музыка, под которую танцевали балерины. Мелодия были настолько мягкой, что в какой-то момент я подумала: это музыка не балета, а самой жизни. И сам танец так вскружил мне голову, что я на эти часы полностью была погружена в танец, в ту историю, которую мне рассказывали балерины, и ни на что не отвлекалась.

Таким образом, я доказала, что искусство, а именно настоящее искусство, - это не только отражение нашего внутреннего мира, но и учебник жизни, позволяющий нам познать окружающую нас действительность. Это часть нас самих.

Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложенному нам тексту В. Осеевой и к личному опыту.

Первым аргументом в пользу моего мнения могут служить предложения 23-25. В этих предложениях говорится о том, что, когда Яков касается струн скрипки, льётся звук необычной красоты, и хочется радоваться жизни. Именно в этом мы и видим настоящее искусство.

В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы взять пример из жизни. Однажды на уроке искусства учитель показал нам два одинаковых дома. На первый взгляд, они были оба красивы… Но если посмотреть внимательно, то можно увидеть: одно из зданий предназначено для повседневной жизни, а другое является произведением искусства. Именно оно заставило нас глубже понять подлинную красоту.

Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказал, что только настоящее искусство может оказать сильнейшее влияние на душу человека.

Еще древнегреческая эстетика определила главный смысл искусства: катарсис, то есть очищение, воспитание, облагораживание чувств. Такую миссию может выполнять только настоящее искусство, значит катарсис можно считать критерием высокой художественности произведения.

Это может быть любой вид искусства: живопись, музыка, литература, балет, театр, кино. И если картина, книга или симфония вызывает у человека бурю переживаний, заставляет задуматься о смысле жизни, пробуждает в нем лучшие чувства, то это произведение искусства представляет собой высокую художественную ценность.

В чем сущность искусства? Оно создает художественные образы, в которых отражается наша реальность. Искусство скрашивает нашу жизнь тем, что вводит нас в особый мир и, воодушевляя, помогает одолевать жизненные невзгоды.

В рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» поднимается тема благотворного влияния искусства на человека. Девушке Дагни довелось услышать прекрасную музыку Эдварда Грига. Такое она слышала впервые и была потрясена открытием нового для себя мира, наполненного яркими красками и вдохновением. Душа ее всколыхнулась от ранее незнакомых эмоций и неведомой доселе красоты. Музыка помогла Дагни увидеть, как велик мир, и по-новому оценить жизнь.

Показательна история художницы Е.А. Керсновской. Она прошла сталинские лагеря. Много лет жизни отняли они у нее. Еще Варлам Шаламов говорил, что лагерь - это опыт отрицательный, человеку не должно его иметь. Тягостные воспоминания преследовали Керсновскую, и она стала делать зарисовки своей жизни, выстраивая историю своих горестных приключений. Таким образом она освобождалась от мучивших ее воспоминаний. Двенадцать толстых тетрадей были заполнены ее удивительными рисунками. Так собственное искусство помогло Е.А. Керсновской преодолеть трагедию лагерного ужаса и жить дальше.

Искусство бывает разным, и не всегда оно будит лучшие чувства в человеке, бывает и наоборот, но приведенные выше примеры подтверждают, что истинное искусство - это мощная сила, которая вдохновляет человека и поддерживает его в минуту слабости.

Текст 9.3

Что такое настоящее искусство?

Что такое настоящее искусство? Это не жалкие, бессмысленные песни, сочинённые во имя славы, не картины, которыми можно завесить дыру на обоях, и не стихи, где рифму ещё можно разглядеть, а вот смысл – нет. К настоящему искусству мы отнесём те произведения, в которые автор вложил самого себя и которые будоражат души и умы людей.

Одним из видов искусства является музыка. Однако не все музыкальные произведения мы назовём настоящим искусством. Главный отличительный признак подлинности – позитивное влияние произведения искусства на душу человека. За доказательствами обратимся к предложенному тексту Марины Львовны Москвиной и жизненному опыту.

Во-первых, в предложениях 1-6 сказано о том, как много значит для мальчика и его собаки музыка, а именно джаз. Они обожают исполнять музыкальные композиции под гитару дуэтом, и главное то, какие чувства они при этом испытывают. Ведь искусство заключается в умении дарить эмоции людям. И прав был дядя мальчика: джаз – не музыка, джаз – это состояние души.(38)

Во-вторых, музыка может изменить человека, жизнь и мир в целом, но только в том случае, если она настоящая. Лично на меня и моё мировоззрение очень влияет творчество современного музыканта Леди Гаги. Например, в произведении «Born this way» она говорит, что мы все уникальны, что нет лишнего человека на планете. В композиции «Marry the night» певица рассказывает о той боли, которую ей пришлось ощутить из-за своего, как ей казалось, нереализованного творчества, и эту боль нетрудно почувствовать вместе с исполнительницей, слушая её песню.

Рассмотрев два аргумента, мы убедились, что искусство может быть настоящим лишь в том случае, когда люди воспринимают музыкальные композиции сердцем и душой.

(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..

Сочинение-рассуждение на ОГЭ (По тексту 9.4.)

Настоящее искусство, на мой взгляд, это изображение действительности в художественных образах. Это те произведения живописи, литературы, архитектуры, в которых отражён внутренний мир человека. Настоящее искусство создаётся не ради славы и денег, это лишь способ выразить свои мысли и чувства. Приведу примеры, подтверждающие сказанное.

В тексте Т. Толстой поднимается проблема выбора между двумя видами искусства. Героиня с детства старалась полюбить театр, как ей «велели». Она понимала, что театр – храм, но не для неё. Ей, как и большинству людей, приносило удовольствие кино, ведь на экране всё идеально, а театр не скрывает несовершенства. Автор хотела выразить своё мнение о современном искусстве: «Театр – для взрослых, кино – для детей».



Так как мне не удалось побывать зрителем в театре, я отдаю предпочтение кинематографу. Множество как старых, так и современных фильмов повлияли на моё мировоззрение, мою жизнь. Ещё одно преимущество кино заключается в том, что ты можешь в любой момент его посмотреть. Одним из таких фильмов, произведших на меня глубокое впечатление, является «Зелёная миля». Это фильм о человечности, он заставляет о многом задуматься. В основе этого произведения лежит любовь к миру и всему живому. Фильм по-настоящему учит видеть душу человека, не судить о людях по внешним впечатлениям, поверхностно.

Таким образом, я доказала, что, каким бы ни было искусство, оно должно приносить людям удовольствие, нравственно воспитывать. Настоящее искусство играет важную роль в жизни каждого человека, ведь оно приобщает нас ко всему прекрасному.

Кожанова Полина, ученица С.Н.Мищенко

Настоящее искусство, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, - это «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Но разве одной фразой можно определить значение этого слова? Конечно, нет! «Искусство – это очарование и колдовство!» Именно об этом говорится в тексте В.А. Осеевой-Хмелёвой.

Там описывается один портрет, который висел в одной старой хате…Женщина была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф на покатые плечи. Динка (девочка, которая вошла в эту комнату) не могла оторвать глаз от картины. Катря была, как живая…Она будто взяла в плен Динку своей красотой! Вот оно, настоящее искусство!

У Г. И. Успенского есть замечательный рассказ «Выпрямила». Он о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.

Таким образом, настоящее искусство – это могучая сила, способная не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

15.3 Что такое настоящее искусство? Это действительность, которая отразилась во всех сферах культуры и деятельности человека. Это учебник, по которому человек учится жизни, познаёт окружающий мир. Познавая мир, выражая это познание в художественных образах, человек раскрывает свою душу. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.Осеевой и проанализировав свой жизненный опыт.

Во-первых, звуки скрипки сняли страх у Дины и придали ей уверенность. Катри с портрета, словно живая, отвечала „нежной, строгой улыбкой”. Музыка и живопись как составляющие настоящего искусства раскрыла внутренний мир и художника, и Якова Ильича, играющего на скрипке, и Динки, с замиранием сердца слушавшую звуки музыки, обогатила их души (предложения 24-26).

Таким образом, я доказала, что настоящее искусство способно заставить человека измениться, помочь найти смысл жизни и достичь поставленной цели.

«На рассвете мы с Лёнькой напились чаю…»

4. Приходит

5. Вырезано

6. Наверное

7. Ночей без сна

8. Понимать надо

15.1 Рус­ский язык - один из бо­га­тей­ших язы­ков мира и по со­ста­ву языка, и по спо­со­бам его ре­че­вой ор­га­ни­за­ции. Нель­зя не со­гла­сить­ся с выска­зы­ва­ни­ем зна­ме­ни­то­го рус­ско­го фи­ло­ло­га Ф. И. Бу­сла­е­ва: «Толь­ко в пред­ло­же­нии по­лу­ча­ют своё зна­че­ние от­дель­ные слова, их окон­ча­ния и при­став­ки». Пред­ло­же­ние - еди­ни­ца син­так­си­са, в со­ста­ве ко­то­рой отдель­ные слова и пре­ди­ка­тив­ные части при­об­ре­та­ют спо­соб­ность вза­и­модей­ство­вать и об­ра­зо­вы­вать ре­че­вые ком­по­нен­ты.

Для под­твер­жде­ния спра­вед­ли­во­сти слов Ф. И. Бу­сла­е­ва об­ра­тим­ся к от­рыв­ку из тек­ста Кон­стан­ти­на Па­у­стов­ско­го. В тек­сте не­ма­ло вы­ра­зи­тель­ных вза­и­мо­свя­зей. Так, на­при­мер, в пред­ло­же­нии № 13 (Толпа дам и муж­чин в на­глу­хо застёгну­тых сюр­ту­ках, толпа се­ми­де­ся­тых годов де­вят­на­дца­то­го сто­ле­тия, смот­ре­ла на меня со стен с глу­бо­ким вни­ма­ни­ем) грам­ма­ти­че­ской ос­но­вой яв­ля­ет­ся со­че­та­ние «толпа смот­ре­ла», ко­то­рое само по себе ин­те­рес­но с точки зре­ния со­от­вет­ствия лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния. В со­ста­ве под­ле­жа­ще­го слово «толпа» по сво­е­му лек­си­че­ско­му зна­че­нию под­ра­зу­ме­ва­ет не­сколь­ких че­ло­век, бук­валь­но груп­пу людей. Од­на­ко, грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние слова «толпа» - су­ще­стви­тель­ное един­ствен­но­го числа. Таким об­ра­зом, в самом со­че­та­нии под­чер­ки­ва­ет­ся, с одной сто­ро­ны, без­ли­кость людей с гра­вюр, а с дру­гой, как бы их це­лост­ность, общ­ность, по­это­му и ска­зу­е­мое упо­треб­ля­ет­ся по грам­ма­ти­че­ским нор­мам в един­ствен­ном числе: толпа смот­ре­ла.

В пред­ло­же­нии 18 (Что-то на тех дос­ках на­ца­ра­па­но - не пойму) до­пол­ни­тель­ный от­те­нок при­об­ре­та­ет слово «на­ца­ра­па­но», оно упо­треб­ле­но с целью при­ни­зить зна­чи­мость жи­во­пи­си на гра­вю­рах.

Таким об­ра­зом, про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы с уве­рен­но­стью можем утвер­ждать, что в пред­ло­же­нии слово, его грам­ма­ти­че­ское и лек­си­че­ское зна­че­ния рас­кры­ва­ют­ся в пол­ной мере.

15.3 Что такое настоящее искусство?

Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложенному нам тексту В.Осеевой и к личному опыту.



Первым аргументом в пользу моего мнения могут служить предложения 23-25. В этих предложениях говорится о том, что, когда Яков касается струн скрипки, льётся звук необычной красоты, и хочется радоваться жизни. Именно в этом мы и видим настоящее искусство.

В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы взять пример из жизни. Однажды на уроке искусства учитель показал нам два одинаковых дома. На первый взгляд, они были оба красивы… Но если посмотреть внимательно, то можно увидеть: одно из зданий предназначено для повседневной жизни, а другое является произведением искусства. Именно оно заставило нас глубже понять подлинную красоту.

Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказал, что только настоящее искусство может оказать сильнейшее влияние на душу человека.

15.3 Настоящее искусство - это изображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира, процесс выражения внутреннего мира человека в образе. Это учебник жизни, стремление человека к совершенству.

В тексте К.Г.Паустовского говорится о живописи, о картинах известного художника Пожалостина, об их влиянии на человека. В этом – в позитивном влиянии на душу каждого из нас - и проявляется подлинность искусства. За аргументами хочу обратиться к предложенному мне тексту и жизненному опыту.

Во-первых, в предложениях 10-13 мы читаем, какие эмоции испытал герой, увидев гравюры знаменитого художника. ,Прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры"сначала вызывали у него,странное ощущение"(10). Портреты были настолько красивы и точны, что казалось, будто стоят настоящие люди: “толпа дам и мужчин...смотрела … со стен с глубоким вниманием" на героя (13).

Во-вторых, в подтверждение того, что музыка - это тоже часть подлинного искусства, приведу пример из жизни. Однажды я была на балете,Щелкунчик", и мне больше всего понравилась музыка, под которую танцевали балерины. Мелодия были настолько мягкой, что в какой-то момент я подумала: это музыка не балета, а самой жизни. И сам танец так вскружил мне голову, что я на эти часы полностью была погружена в танец, в ту историю, которую мне рассказывали балерины, и ни на что не отвлекалась.

Таким образом, я доказала, что искусство, а именно настоящее искусство, - это не только отражение нашего внутреннего мира, но и учебник жизни, позволяющий нам познать окружающую нас действительность. Это часть нас самих.

15.2 Очень часто то, что че­ло­век не по­ни­ма­ет в силу своей не­об­ра­зо­ван­но­сти, не­раз­ви­то­сти, не­спо­соб­но­сти оце­нить вслед­ствие су­ет­но­сти жизни и сло­жив­ших­ся об­сто­я­тельств, он счи­та­ет не­важ­ным, ни­чтож­ным. Це­нить и по­ни­мать ис­кус­ство спо­со­бен не каж­дый че­ло­век. Об этом фи­наль­ные слова Лёни из тек­ста Кон­стан­ти­на Па­у­стов­ско­го.

В тек­сте рас­ска­зы­ва­ет­ся, как при­ш­лось спа­сать про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си. Не раз­би­ра­ю­ща­я­ся в ис­кус­стве баба Фе­до­сья пред­ла­га­ет за­брать у ста­рух По­жа­ло­сти­ных доски: «Что-то на тех дос­ках на­ца­ра­па­но - не пойму». Для Фе­до­сьи не­по­нят­но пред­на­зна­че­ние этих досок, она не умеет це­нить пре­крас­ное, живёт «хле­бом на­сущ­ным», по­это­му счи­та­ет по­лез­нее пе­ре­пла­вить эти «доски» на гвоз­ди. Сколь­ко таких ше­дев­ров было по­губ­ле­но в годы ре­во­лю­ции и граж­дан­ской войны.

Автор по­ка­зы­ва­ет и дру­го­го героя - Лёню, ко­то­рый готов риско-вать своей ре­пу­та­ци­ей, ка­рье­рой, жиз­нью, чтобы спа­сти эти ше­дев­ры. В пред­ло­же­нии 30 на­хо­дим под­твер­жде­ние этого: героя су­дить со­би­ра­лись на общем со­бра­нии из-за его от­но­ше­ния к ра­бо­там ху­дож­ни­ка.

15.3 Ис­кус­ство - это все самое пре­крас­ное, что со­зда­но ру­ка­ми и разумом че­ло­ве­ка. Ве­ли­ко­ле­пие при­род­но­го мира своей не­ру­ко­твор­ной кра­со­той спо­дви­га­ет че­ло­ве­ка с по­мо­щью та­лан­та за­пе­чат­леть не­по­вто­ри­мость мо­мен­тов жизни. Дух за­хва­ты­ва­ет, когда ста­ра­ешь­ся ра­з­умом охва­тить всё, со­тво­рен­ное ге­ни­я­ми, со­хра­нен­ное и про­дол­жен­ное их по­том­ка­ми и по­сле­до­ва­те­ля­ми. Сей­час не­воз­мож­но пред­ста­вить себе, что нашу жизнь не со­про­вож­да­ло бы ис­кус­ство, твор­че­ство.

В тек­сте Кон­стан­ти­на Па­у­стов­ско­го рас­ска­зы­ва­ет­ся, как пришлось спа­сать про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си. Не раз­би­ра­ю­ща­я­ся в ис­кус­стве баба Фе­до­сья пред­ла­га­ет за­брать у ста­рух По­жа­ло­сти­ных доски: «Что-то на тех дос­ках на­ца­ра­па­но - не пойму». Для Фе­до­сьи не­по­нят­но пред­на­зна­че­ние этих досок, она не умеет це­нить пре­крас­ное, живёт «хле­бом на­сущ­ным», по­это­му счи­та­ет по­лез­нее пе­ре­пла­вить эти «доски» на гвоз­ди. Сколь­ко таких ше­дев­ров было по­губ­ле­но в годы ре­во­лю­ции и граж­дан­ской войны.

Когда при­ез­жа­ешь на Крас­ную пло­щадь, глав­ную пло­щадь стра­ны, твой взор не­воль­но будет при­ко­ван к храму Ва­си­лия Бла­жен­но­го. Это об­ра­зец на­сто­я­ще­го ис­кус­ства, он манит, за­во­ра­жи­ва­ет. Как бы ни ме­ня­лась ис­то­рия на­ше­го го­су­дар­ства, храм вы­сто­ял, вы­сто­ял как сим­вол нашей силы и ве­ли­чия.

Со­хра­нить ис­кус­ство для по­том­ков - наш долг перед бу­ду­щи­ми по­ко­ле­ни­я­ми. Мы долж­ны не толь­ко гор­дить­ся изу­ми­тель­ны­ми пропор­ци­я­ми храма По­кро­ва на Нерли или со­бо­ром Ва­си­лия Бла­жен­но­го, но и сде­лать всё, чтобы ими могли гор­дить­ся наши дети.

«Для меня музыка – это всё!

4. Рассказывал

6. Проблема

7. Пароходный гудок

8. Есть студия

15.1 Грам­ма­ти­че­ские сред­ства иг­ра­ют важ­ную роль в тек­сте. Они по­мо­га­ют офор­мить наши мысли и тем самым пе­ре­дать их суть. К грам­ма­ти­че­ским сред­ствам от­но­сят­ся и знаки пре­пи­на­ния, о ко­то­рых К. Г. Па­у­стов­ский в свое время писал: «Ещё Пуш­кин го­во­рил о зна­ках пре­пи­на­ния. Они су­ще­ству­ют, чтобы вы­де­лить мысль, при­ве­сти слова в пра­виль­ное со­от­но­ше­ние и дать фразе лёгкость и пра­виль­ное зву­ча­ние. Знаки пре­пи­на­ния - это как нот­ные знаки. Они твёрдо дер­жат текст и не дают ему рас­сы­пать­ся».

Спра­вед­ли­вость утвер­жде­ния Па­у­стов­ско­го под­твер­жда­ют при­ме­ры из тек­ста М. Л. Моск­ви­ной. Так, с по­мо­щью зна­ков пре­пи­на­ния в конце рядом сто­я­щих пред­ло­же­ний № 28−30 («(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!») пе­ре­да­на ра­дость со­ба­ки при виде хо­зя­и­на. В пред­ло­же­нии № 28 и № 30 стоят од­но­вре­мен­но вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ные знаки - пред­ло­же­ния пе­ре­да­ют вос­хи­ще­ние и вос­торг со­ба­ки и од­но­вре­мен­но во­прос о ре­зуль­та­тах про­слу­ши­ва­ния: автор тем самым оче­ло­ве­чи­ва­ет чув­ства жи­вот­но­го, по­ка­зы­ва­ет, как со­ба­ка пе­ре­жи­ва­ет за сво­е­го друга. В конце по­след­не­го пред­ло­же­ния тек­ста стоит мно­го­то­чие (А я вспом­нил, до чего был жут­кий мороз, когда мы с Китом вы­бра­ли друг друга на Пти­чьем рынке...). Мно­го­то­чие ис­поль­зу­ет­ся чаще всего для пе­ре­да­чи неза­вер­шен­но­сти мысли, а в кон­крет­ном пред­ло­же­нии № 43 яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем не­до­го­во­рен­но­сти в раз­мыш­ле­ни­ях героя об его друж­бе с собакой.

Таким об­ра­зом, прав был К. Г. Па­у­стов­ский, под­чер­ки­вая важ­ную роль зна­ков пре­пи­на­ния в тек­сте.

15.2 Че­ло­век учит­ся ви­деть кра­со­ту мира не толь­ко на­хо­дясь среди при­ро­ды, но и на­сла­жда­ясь про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства. Это обо­га­ща­ет его внут­рен­ний мир, де­ла­ет доб­рее, гу­ман­нее. Герой тек­ста М. Моск­ви-ной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого тре­бу­ют пра­ви­ла пения, но он рас­кры­ва­ет свою душу в пении, ему хо­ро­шо, когда он поёт. Об этом фи­наль­ные стро­ки тек­ста.

Герой приз­наётся: «Для меня му­зы­ка - это всё». Вряд ли можно ска­зать о своём увле­че­нии лучше, чем так: это всё! А даль­ше в пред­ло-жении номер 6 герой подчёрки­ва­ет: «Там всё про меня, в этой му­зы­ке». Маль­чик ис­пы­ты­ва­ет не­раз­рыв­ную связь сво­е­го внут­рен­не­го мира с джа­зом, по­то­му что джаз по­мо­га­ет рас­крыть этот мир.

Под­дер­жи­ва­ет увле­че­ние пле­мян­ни­ка дядя: «Джаз не му­зы­ка; джаз - это со­сто­я­ние души».

Ис­кус­ство про­буж­да­ет в че­ло­ве­ке огром­ные силы. На­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства может про­бу­дить в че­ло­ве­ке чув­ства, до этого дре­мав­шие в его серд­це. Не­обык­но­вен­ная жажда жизни, лю­бовь, же­ла­ние и уме­ние со­стра­дать и чув­ство­вать кра­со­ту - вот то, что может вспых­нуть в каж­дом, кто при­кос­нет­ся к пре­крас­но­му, как это про­изо­шло с ге­ро­ем тек­ста Моск­ви­ной.

15.3 На что спо­соб­но на­сто­я­щее ис­кус­ство? Как может оно по­вли­ять на фор­ми­ро­ва­ние че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, на ха­рак­тер че­ло­ве­ка?

Герой тек­ста М. Моск­ви­ной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого тре­бу­ют пра­ви­ла пения, но он рас­кры­ва­ет свою душу в пении, ему хо­ро­шо, когда он поёт. Герой приз­наётся: «Для меня му­зы­ка - это всё». Вряд ли можно ска­зать о своём увле­че­нии лучше, чем так: это всё! Маль­чик ис­пы­ты­ва­ет не­раз­рыв­ную связь сво­е­го внут­рен­не­го мира с джа­зом, по­то­му что джаз по­мо­га­ет рас­крыть этот мир.

На­сто­я­щее ис­кус­ство про­буж­да­ет в че­ло­ве­ке огром­ные силы. Вспом­ним хотя бы по­весть В. Г. Ко­ро­лен­ко «Сле­пой му­зы­кант», глав­ный герой ко­то­рой сумел найти в себе силы жить на­сто­я­щей, пол­но­цен­ной жиз­нью бла­го­да­ря му­зы­ке и любви близ­ких.

На­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства может про­бу­дить в че­ло­ве­ке чув­ства, до этого дре­мав­шие в его серд­це. Не­обык­но­вен­ная жажда жизни, лю­бовь, же­ла­ние и уме­ние со­стра­дать и чув­ство­вать кра­со­ту - вот то, что может вспых­нуть в каж­дом, кто при­кос­нет­ся к пре­крас­но­му.

«В детстве я очень, очень старалась…»

4. Принаряженных

5. Деревянные

6. Волнение

7. Сиденья из дерева

8. Гасят

13. 25,26

15.1 Грам­ма­ти­че­ские сред­ства иг­ра­ют важ­ную роль в тек­сте. Они по­мо­га­ют офор­мить наши мысли и тем самым пе­ре­дать их суть. К грам­ма­ти­че­ским сред­ствам от­но­сят­ся и знаки пре­пи­на­ния. Со­вре­мен­ный линг­вист Н. С. Вал­ги­на среди зна­ков пре­пи­на­ния вы­де­ля­ла тире: «При по­мо­щи тире пе­ре­даётся вы­со­кая эмо­ци­о­наль­ная на­груз­ка, пси­хо­ло­ги­че­ская на­пряжённость». Дей­стви­тель­но, в каких слу­ча­ях ста­вит­ся тире? Для чего оно слу­жит? По­про­бу­ем разо­брать­ся в этом на при­ме­рах из тек­ста Т. Н. Тол­стой.

Об­ра­тим вни­ма­ние на пред­ло­же­ния 13–14 (Это - сча­стье. Это - кино), в ко­то­рых тире вы­пол­ня­ет вы­де­ли­тель­ную функ­цию, ис­поль­зу­ет­ся для при­вле­че­ния вни­ма­ния чи­та­те­ля к мысли ав­то­ра о его пред­по­чте­нии кино те­ат­ру. Для этих же целей ис­поль­зу­ет­ся тире и в пред­ло­же­нии 27 (Театр - для взрос­лых, кино - для детей).

А вот в пред­ло­же­нии 21 (От кино я имен­но и жду пол­но­го пре­об­ра­же­ния, окон­ча­тель­но­го об­ма­на - «чтоб не ду­мать зачем, чтоб не пом­нить когда».) тире упо­треб­ля­ет­ся в смыс­ло­раз­ли­чи­тель­ной функ­ции. В этом при­ме­ре тире не толь­ко раз­де­ля­ет части бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния, но и подчёрки­ва­ет, что со­дер­жа­ние этих ча­стей про­ти­во­по­став­ле­но по смыс­лу.

Таким об­ра­зом, мы убеж­да­ем­ся в том, что тире - это мно­го­функ­ци­о­наль­ный знак пре­пи­на­ния, ко­то­рый очень важен в пись­мен­ной речи. Оно не толь­ко по­мо­га­ет по­нять струк­ту­ру пред­ло­же­ния, а зна­чит, и смысл на­пи­сан­но­го, но и несет опре­де­лен­ную смыс­ло­вую, эмо­ци­о­нальную на­груз­ку, яв­ля­ясь тем самым грам­ма­ти­че­ским сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти.

15.2 «Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. Кино для тех, кто любит сны и чудеса»- так говорит о театре и кино известная писательница Т.Толстая. Как я понимаю эту фразу? Считаю, что настоящее искусство у каждого человека свое: кто-то любит кино, а кто-то обожает театр. Приведу примеры из текста Т.Толстой.

Во-первых, лирическая героиня обожает кино. Оно для нее: «Сон, мираж, мечта. Преображение».(Предложение 18-19.) И все потому, что она «любит сны и чудеса». (Предложение 24.)

Во-вторых, девочка не принижает значения театра, просто она считает, что в театре, где играют живые актеры, много несовершенного. Она на всю жизнь запомнила, как ее потрясло то несоответствие возрасту грузной актрисы, играющей 18-летнюю девушку.(Предложение 3.)

Могу сделать вывод, что разделяю мнение героини Т.Толстой: «Театр – для взрослых; кино – для детей».

15.3 Настоящее искусство, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, - это «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Но разве одной фразой можно определить значение этого слова? Конечно, нет! Искусство – это очарование и колдовство! Именно об этом говорится в тексте Т.Толстой.

Во-первых, известная писательница строит рассуждение героини о настоящем искусстве, противопоставляя, казалось бы, не совместимое по смыслу: театр и кино…Несовместимое потому, что она не любит театр! Все симпатии лирической героини отданы очаровавшему и заколдовавшему ее кино! Вот как она с восторгом пишет о любимом виде искусства: «От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».

Моя точка зрения о настоящем искусстве отличается от мнения героини Т.Толстой: я люблю театр! Несколько недель назад мне посчастливилось побывать на чудесном спектакле оперы-мистерии «Юнона» и «Авось». Все, что было там: и чудесные декорации, и прекрасная музыка Алексея Рыбникова, и романтическая история любви двух прекрасных людей – говорило о том, что я в храме искусства! И «боги в нём… мои!»

Таким образом, настоящее искусство для каждого человека свое: кто-то любит кино, а кто-то обожает театр.

15.2 Не одну сотню лет ра­ду­ет зри­те­лей, и вос­пи­ты­ва­ет, и бе­ре­дит душу театр. Театр при­ня­то счи­тать хра­мом ис­кус­ства. Срав­ни­тель­но не­дав­но по­явил­ся такой вид ис­кус­ства, как кино, ко­то­рое по­гру­жа­ет нас в мир же­ла­е­мый, за­ман­чи­вый и при­вле­ка­тель­ный. Об этих раз­ли­чи­ях те­ат­ра и кино го­во­рит Та­тья­на Тол­стая.

Не­смот­ря на то, что «в те­ат­ре было тепло, в зале при­ят­но и слож­но пахло, в фойе гу­ля­ли на­ряд­ные люди, окна были уку­та­ны што­ра­ми из па­ра­шют­но­го шёлка» (пред­ло­же­ние номер 4), ге­ро­и­ня не любит театр, что-то в нём для неё об­ман­чи­во, не­есте­ствен­но, про­ти­во­ре­чи­во. Имен­но по­это­му театр - не её храм.

Дру­гое дело, кино. Кино ге­ро­и­ня любит, по­то­му что по­нят­нее, ближе. От кино она, как и ты­ся­чи дру­гих зри­те­лей, ждёт «пол­но­го пре­об­ра­же­ния, окон­ча­тель­но­го об­ма­на - «чтоб не ду­мать зачем, чтоб не пом­нить когда» (пред­ло­же­ние номер 21).

Се­год­ня че­ло­век уже не может пред­ста­вить себе жизнь без про­чи­тан­но­го ро­ма­на, без но­во­го ки­но­филь­ма, без пре­мье­ры в те­ат­ре, без мод­но­го шля­ге­ра и лю­би­мой му­зы­каль­ной груп­пы, без ху­до­же­ствен­ных вы­ста­вок... Не­воз­мож­но ска­зать на­вер­ня­ка, какой из видов ис­кус­ства силь­нее дей­ству­ет на че­ло­ве­ка, какой при­но­сит боль­шее удо­воль­ствие. Каж­дый может вы­брать то, что ему ближе, при­вле­ка­тель­нее.

15.3 Се­год­ня че­ло­век уже не может пред­ста­вить себе жизнь без про­чи­тан­но­го ро­ма­на, без но­во­го ки­но­филь­ма, без пре­мье­ры в те­ат­ре, без мод­но­го шля­ге­ра и лю­би­мой му­зы­каль­ной груп­пы, без ху­до­же­ствен­ных вы­ста­вок... В ис­кус­стве че­ло­век на­хо­дит и новые зна­ния, и от­ве­ты на жиз­нен­но важ­ные во­про­сы, и успо­ко­е­ние от по­все­днев­ной суеты, и на­сла­жде­ние. На­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства все­гда со­звуч­но мыс­лям и думам чи­та­те­лей, зри­те­лей, слу­ша­те­лей.

В тек­сте Та­тья­ны Тол­стой раз­мыш­ле­ния ге­ро­и­ни о кино. Кино - один из видов ис­кус­ства. Кино любят мно­гие, по­то­му что оно по­нят­нее, ближе. От кино она, как и ты­ся­чи дру­гих зри­те­лей, ждёт «пол­но­го пре­об­ра­же­ния, окон­ча­тель­но­го об­ма­на - «чтоб не ду­мать зачем, чтоб не пом­нить когда».

Боль­шое вли­я­ние на умы и души людей в со­вре­мен­ном мире имеет му­зы­ка. Труд­но себе пред­ста­вить, что му­зы­ка вдруг возьмёт и ис­чез­нет из нашей жизни. Если груст­но, зву­чит му­зы­ка. Если есть повод для ра­до­сти, опять мы слу­ша­ем му­зы­ку. К со­жа­ле­нию, такая по­треб­ность стала по­во­дом для за­си­лья низ­ко­проб­ной му­зы­ки, а это про­ти­во­ре­чит на­зна­че­нию ис­кус­ства - за­став­лять ду­мать, по­буж­дать чув­ства, звать к дей­ствию.

Не­воз­мож­но ска­зать на­вер­ня­ка, какой из видов ис­кус­ства силь­нее дей­ству­ет на че­ло­ве­ка, какой при­но­сит боль­шее удо­воль­ствие. Каж­дый может вы­брать то, что ему ближе, при­вле­ка­тель­нее.

Неуверенность в себе

«Он растяпа, этот Вовка…»

4. Расхватали

5. Заброшенной

7. Жужжание шмелей

8. Тьма охватила

15.1 Со­вре­мен­ный рос­сий­ский уче­ный-фи­ло­лог О.Н. Еме­лья­но­ва го­во­ри­ла: «Ав­тор­ская речь об­ла­да­ет не толь­ко изоб­ра­зи­тель­но­стью, но и вы­ра­зи­тель­но­стью и ха­рак­те­ри­зу­ет не толь­ко объ­ект вы­ска­зы­ва­ния, но и са­мо­го го­во­ря­ще­го». Дей­стви­тель­но, по­доб­но тому, как мы по речи на­ше­го со­бе­сед­ни­ка можем мно­гое ска­зать об его внут­рен­нем мире, убеж­де­ни­ях и уров­не при­тя­за­ний, так и по ав­тор­ско­му тек­сту можно про­сле­дить от­но­ше­ние пи­са­те­ля к опи­сы­ва­е­мым со­бы­ти­ям, ге­ро­ям, а зна­чит, можно су­дить и о его ми­ро­воз­зре­нии. На­гляд­но это можно про­сле­дить на при­ме­рах из тек­ста В.И. Од­но­ра­ло­ва.

В пред­ло­же­нии 3 (Де­ре­вен­ские ре­бя­та хо­ро­шие, но их надо ав­то­ри­те­том брать, после этого они ста­нут дру­зья­ми – во!) го­во­рить­ся об от­но­ше­ни­ях между под­рост­ка­ми, и от­но­ше­ния эти со­всем не­про­стые. То, что автор по­ни­ма­ет это, знает под­хо­ды к маль­чиш­кам, оче­вид­но. Даже сти­ли­сти­че­ски это пред­ло­же­ние при­бли­же­но к речи ребят: вме­сто слов о том, ка­ки­ми дру­зья­ми могут стать де­ре­вен­ские маль­чиш­ки, пи­са­тель го­во­рит очень вы­ра­зи­тель­но зву­ча­щим в кон­тек­сте пред­ло­же­ния и кон­крет­ной ре­че­вой си­ту­а­ции – «во!». Автор ис­крен­не со­пе­ре­жи­ва­ет Вовке, когда тому при­хо­дит­ся идти в устра­ша­ю­щую быв­шую бар­скую кон­то­ру. Об этом сви­де­тель­ству­ет мно­го­то­чие в конце пред­ло­же­ния №34, по­ка­зы­ва­ю­щее на­пря­жен­ность ожи­да­ния встре­чи героя с не­из­вест­ным, по­это­му автор слов­но ин­три­гу­ет чи­та­те­ля и за­став­ля­ет его про­ник­нуть­ся чув­ством сим-патии к сво­е­му герою, так как сам также со­пе­ре­жи­ва­ет и сим­па­ти­зи­ру­ет Вовке.

При­ве­ден­ные при­ме­ры под­твер­жда­ют, что О.Н. Еме­лья­но­ва была права, утвер­ждая, что ав­тор­ская речь может мно­гое ска­зать не толь­ко о происхо­дя­щем в по­вест­во­ва­нии, но и о самом ав­то­ре.

15.3 Что такое неуверенность в себе?

По моему мнению, неуверенность - это сомнение в своих физических и духовных силах, отсутствие веры в себя, а также низкая самооценка.

Мне кажется, неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать своё мнение, поэтому ему приходится принимать решения, полагаясь на советы других людей, не принимая в учёт собственную точку зрения.

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из рассказа оренбургского поэта, прозаика и публициста В.И. Одноралова. Так, в предложениях 23-36 рассказывается о том, как Вовка, завоёвывая авторитет среди своих друзей, пошёл на разведку в бывшую барскую контору, в которой будто бы жил чёрт. Мальчик не был уверен в своих силах, в какой-то момент его даже охватил страх, поэтому он долго не решался войти – «медленно зашагал к чёрному входу и замер». Но всё же, переступив через все страхи, Вовка собрался с духом и вошёл в здание. Там он «взвизгнул, а потом засмеялся, потому что увидел знакомую сивую бороду»… Преодолев свою нерешительность, мальчик с честью вышел из сложившейся ситуации.

Второй аргумент в пользу моего мнения подсказывает читательский опыт. Обращусь к произведению Георгия Полонского «Доживём до понедельника». Из-за неуверенности в себе неопытная преподавательница Наталья Сергеевна попадает в неприятную ситуацию: в класс влетала ворона, и она вместе с детьми на глазах коллеги Ильи Семёновича Мельникова бросилась ловить птицу. Позже, стараясь восстановить свой авторитет, молодая учительница стала говорить «с холодной угрозой». Неуверенность в себе не позволила ей принять правильное решение, она не знала, как вести себя со старшеклассниками.

Думаю, я оказала, что неуверенность – это внутренний страх, ощущение отсутствия сил, неспособность принять правильное решение. С неуверенностью в себе, конечно же, нужно работать, потому что она может стать серьёзной проблемой: из-за неё у нас возникают трудности в общении с людьми.

15.2 От­ку­да берётся не­уве­рен­ность в себе? Как и мно­гие дру­гие на­па­сти, она часто фор­ми­ру­ет­ся в дет­стве, когда зна­ния о мире и о себе по боль­шей части со­сто­ят из чужих оце­нок, а не из ре­аль­ных фак­тов. Так про­ис­хо­дит и с ге­ро­я­ми тек­ста Од­но­ра­ло­ва В.И. Вовка рад, что «Витёк его за­ува­жал», по­то­му что ему важно, что маль­чиш­ки не счи­та­ют его тру­сом.

Де­ре­вен­ских ребят надо «ав­то­ри­те­том брать» - го­во­рит­ся в предло­же­нии номер 3. Но каким ав­то­ри­те­том? Как скла­ды­ва­ет­ся этот ав­то­ри­тет? У ребят свои пред­став­ле­ния о нём. Маль­чиш­ки не про­ща­ют оши­бок. Вот по­че­му когда Вовка па­да­ет в грязь, от­сту­пив перед коз­лом, все сме­ют­ся над ним, сме­ют­ся зло, же­сто­ко.

От­но­ше­ние к Вовке ме­ня­ет­ся после того, как он пошёл в пу­стой, страш­ный дом. Он пре­одо­лел свой страх, по­то­му что вы­хо­да дру­го­го у него и не было: «Он по­ни­мал: Олег точно уж пойдёт вме­сто него, но тогда - хоть в дру­гую школу уходи».

Не­уве­рен­ность в себе по­рож­да­ет страх, ме­ша­ет че­ло­ве­ку чув­ствовать свою са­мо­до­ста­точ­ность и от­ста­и­вать свое мне­ние. Фор­ми­ро­ва­ние адек­ват­ной са­мо­оцен­ки - одна из важ­ных задач са­мо­вос­пи­та­ния, имен­но пра­виль­но сфор­ми­ро­ван­ная са­мо­оцен­ка по­мо­жет пре­одо­леть не­уве­рен­ность в себе.

Так про­ис­хо­дит и с ге­ро­я­ми тек­ста Од­но­ра­ло­ва В. И. Де­ре­вен­ских ребят надо «ав­то­ри­те­том брать» - го­во­рит­ся в тек­сте. Но каким ав­то­ри­те­том? Как скла­ды­ва­ет­ся этот ав­то­ри­тет? У ребят свои пред­став­ле­ния о нём. Маль­чиш­ки не про­ща­ют оши­бок. Вот по­че­му когда Вовка па­да­ет в грязь, от­сту­пив перед коз­лом, все сме­ют­ся над ним, сме­ют­ся зло, же­сто­ко. От­но­ше­ние к Вовке ме­ня­ет­ся после того, как он пошёл в пу­стой, страш­ный дом. Он пре­одо­лел свой страх, по­то­му что вы­хо­да дру­го­го у него и не было.

Не­уве­рен­ный в себе че­ло­век или за­мы­ка­ет­ся в себе, чув­ствуя себя жерт­вой, или, что ещё хуже, ста­но­вит­ся ти­ра­ном. Чтобы скрыть свою сла­бость, он кри­чит. Кри­ча­щий от не­уве­рен­но­сти в себе учи­тель ни­ко­гда не смо­жет за­во­е­вать ав­то­ри­тет в клас­се, а сле­до­ва­тель­но, не смо­жет ни­ко­го на­учить.

От­ку­да во­об­ще бе­рет­ся не­уве­рен­ность в себе? Как и мно­гие дру­гие на­па­сти, она часто фор­ми­ру­ет­ся в дет­стве, когда зна­ния о мире и о себе по боль­шей части со­сто­ят из чужих оце­нок, а не из ре­аль­ных фак­тов. Вот по­че­му так важно фор­ми­ро­вать в себе адек­ват­ную са­мо­оцен­ку.

«Как только у нас с Пашкой появлялся…»

4. Расспросами

5. Удивлённо

7. Рычаг из железа

8. Ничего не вышло

15.1 И. Г. Ми­ло­слав­ский го­во­рил: «От­но­ше­ние пи­шу­ще­го к со­об­ща­е­мо­му часто может вы­ра­жать­ся с по­мо­щью «ма­лень­ких» слов, слов, ко­то­рые при­ня­то счи­тать слу­жеб­ны­ми, - ча­стиц и со­ю­зов». Ка­за­лось бы, как могут слу­жеб­ные части речи, не об­ла­дая са­мо­сто­я­тель­ным зна­че­ни­ем, вы­ра­жать от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к со­об­ща­е­мо­му? По­про­бу­ем про­сле­дить это на при­ме­рах из тек­ста Н. И. Ду­бо­ва.

Слу­жеб­ные части речи иг­ра­ют очень важ­ную роль в рус­ском языке. Они, дей­стви­тель­но, не на­зы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия или со­сто­я­ния и не ука­зы­ва­ют на них, но слу­жат для вы­ра­же­ния грам­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний между сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Они, в от­ли­чие от са­мо­сто­я­тель­ных, не имеют кон­крет­но­го лек­си­че­ско­го и об­ще­го грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния, но при­да­ют до­пол­ни­тель­ные от­тен­ки сло­вам и пред­ло­же­ни­ям. К слу­жеб­ным ча­стям речи от­но­сят­ся ча­сти­цы. Так, в пред­ло­же­ние №2 (Нель­зя же за­но­во изоб­ре­тать самолёт, если его давно изоб­ре­ли, или от­кры­вать новые стра­ны, если всё уже прой­де­но вдоль и поперёк!) ча­сти­ца «же» вно­сит до­пол­ни­тель­ный от­те­нок уси­ле­ния. В пред­ло­же­ни­ях 9 и 29 ис­поль­зу­ет­ся ча­сти­ца «вот», ко­то­рая имеет до­пол­ни­тель­ное зна­че­ние ука­за­ния. Среди со­ю­зов можно от­ме­тить приме­ча­тель­ный для тек­ста союз «од­на­ко», ко­то­рый ха­рак­те­рен для разго-вор­ной речи и в пред­ло­же­нии 15 ис­поль­зо­ван вме­сто сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го союза «но» с целью со­от­вет­ствия за­да­чам тек­ста - пе­ре­дать раз­го­вор­ный, не­при­нуж­ден­ный ха­рак­тер по­вест­во­ва­ния.

Таким об­ра­зом, прав был И. Г. Ми­ло­слав­ский, утвер­ждая, что слу­жеб­ные слова по­мо­га­ют вы­ра­зить от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к по­вест­во­ва­нию.

15.2 Герои тек­ста Н. И. Ду­бо­ва жаж­дут ве­ли­ких от­кры­тий и по­лез­ных на­чи­на­ний, но не знают, где найти себе при­ме­не­ние. Об этом фи­наль­ные стро­ки тек­ста.

В пред­ло­же­ни­ях 16 - 17 при­ведённого тек­ста го­во­рит­ся о Пашки-ной затее, ко­то­рая долж­на была стать по­лез­ным изоб­ре­те­ни­ем на ого­ро­де, од­на­ко ни­че­го, кроме не­при­ят­но­стей Паш­ки­но­му отцу, не при­нес­ла. По­зи­ция ро­ди­те­лей маль­чи­ка не на­прав­ле­на на по­ощ­ре­ние его де­я­тель­но­сти, а это тоже ска­зы­ва­ет­ся на общем ре­зуль­та­те. Для того чтобы не­уве­рен­ность в себе пу­сти­ла корни, надо по­тер­петь какую-ни­будь не­уда­чу. А если за эту не­уда­чу тебе ещё и до­ста­лось, тут уж пря­мой путь к фор­ми­ро­ва­нию за­ни­жен­ной са­мо­оцен­ки.

Сам рас­сказ­чик тоже по­тер­пел не­уда­чу с ис­то­ри­ей де­рев­ни. Дед Савва толь­ко от­мах­нул­ся от него. Вот и ещё один при­мер, когда не­по­ни­ма­ние взрос­лых ме­ша­ет взрос­ле­ю­ще­му че­ло­ве­ку чув­ство­вать свою са­мо­до­ста­точ­ность и от­ста­и­вать свое мне­ние.

Не­уве­рен­ный в себе че­ло­век имеет низ­кую са­мо­оцен­ку. У него от­сут­ству­ет вера в себя, свои силы, свои воз­мож­но­сти. Пре­одо­леть не­уве­рен­ность в себе можно лишь в слу­чае, если че­ло­век спо­со­бен пра­виль­но ста­вить цели, со­от­но­сить их с внеш­ни­ми об­сто­я­тель­ства­ми и по­зи­тив­но оце­ни­вать свои ре­зуль­та­ты.

15.3 Не­уве­рен­ный в себе че­ло­век имеет низ­кую са­мо­оцен­ку. У него от­сут­ству­ет вера в себя, свои силы, свои воз­мож­но­сти. Такие люди бес­по­ко­ят­ся о том, что по­ду­ма­ют о них дру­гие, и за­ра­нее ори­ен­ти­ро­ва­ны на разо­ча­ро­ва­ние и не­до­ве­рие. Не­уве­рен­ность в себе ме­ша­ет че­ло­ве­ку чув­ство­вать свою са­мо­до­ста­точ­ность и от­ста­и­вать свое мне­ние. Ему при­хо­дит­ся под­стра­и­вать­ся под дру­гих людей и при­ни­мать ре­ше­ния, по­ла­га­ясь на их со­ве­ты, не при­ни­мая в учет соб­ствен­ную точку зре­ния.

При­ме­ром не­уве­рен­но­сти в соб­ствен­ных силах может стать рас­сказ из тек­ста Н. И. Ду­бо­ва о Паш­ки­ной затее, ко­то­рая долж­на была стать по­лез­ным изоб­ре­те­ни­ем на ого­ро­де, од­на­ко ни­че­го, кроме не­при­ят­но­стей Паш­ки­но­му отцу, не при­нес­ла. По­зи­ция ро­ди­те­лей маль­чи­ка не на­прав­ле­на на по­ощ­ре­ние его де­я­тель­но­сти, а это тоже ска­зы­ва­ет­ся на общем ре­зуль­та­те. Для того чтобы не­уве­рен­ность в себе пу­сти­ла корни, надо по­тер­петь какую-ни­будь не­уда­чу. А если за эту не­уда­чу тебе ещё и до­ста­лось, тут уж пря­мой путь к фор­ми­ро­ва­нию за­ни­жен­ной са­мо­оцен­ки.

Или возь­мем рев­нив­цев: че­ло­век, съе­да­е­мый рев­но­стью фак­ти­че­ски «живёт» одним-един­ствен­ным стра­хом - что он ока­жет­ся хуже со­пер­ни­ка, ко­то­ро­го ему пред­по­чтут.

Не факт, что не­уве­рен­ный в себе че­ло­век дол­жен не­пре­мен­но яв­лять­ся ти­хо­ней. На­при­мер, агрес­сив­ное по­ве­де­ние по от­но­ше­нию к за­ве­до­мо более сла­бо­му - тоже про­яв­ле­ние не­уве­рен­но­сти в себе.

Пре­одо­леть не­уве­рен­ность в себе можно лишь в слу­чае, если че­ло­век спо­со­бен пра­виль­но ста­вить цели, со­от­но­сить их с внеш­ни­ми об­сто­я­тель­ства­ми и по­зи­тив­но оце­ни­вать свои ре­зуль­та­ты.




Top