Как вызвать Золушку и что она может сделать? Как вызвать золушку — прекрасную волшебную помощницу Что принесла «Золушка».

В статье:

Кто такая Золушка

Прежде чем приступать к вызову Золушки, следует подробно узнать о том, кто она такая, чтобы ненароком ничего не перепутать и не призвать какого-нибудь злобного духа или постороннюю сущность, способную откликнуться на такой зов. Разнообразные злые существа постоянно ищут способ прорваться в нашу реальность, и любая ошибка начинающего призывателя может привести к печальным последствиям, например - .

Сама по себе Золушка - это героиня древнейшей европейской сказки, отличающаяся кротким нравом, трудолюбием, красотой, и, конечно же, очень маленьким размером ноги. Она добра ко всем и каждому - даже к своим сёстрам и злой мачехе, которая постоянно издевалась над ней, она обеспечивает безбедное и счастливое будущее, даря искреннее, чистосердечное прощение. О такой подруге наверняка можно только лишь мечтать.

Интересен тот факт, что впервые легенда о Золушке появилась ещё в древнем Египте, правда, вместо хрустальной туфельки у неё были позолоченные сандалии, роль феи исполнял сокол, в которого обратился бог Гор, вместо принца был, конечно же, фараон, а роль злой мачехи взяли на себя пираты, продавшие девушку из Греции в рабство, а также её хозяин, который, в отличие от склочной и злой приемной матери, сам подарил девушке эти сандалии и всячески оберегал её.

Так вот, несмотря на то, что как может показаться, Золушка должна обладать недюжинным талантом в разнообразных домашних делах, вызывать её для помощи в уборке нельзя. Она и так натерпелась много горя за всю свою нелёгкую жизнь, поэтому ваше личное трудолюбие будет наоборот - большим плюсом и вы враз подниметесь в её глазах.

Как вызвать Золушку и что она делает

Для ритуала вызова вам понадобятся те же самые сказочные атрибуты, а именно - тыква, зола, чечевица и одна туфелька, желательно, конечно, хрустальная или хотя бы стеклянная. В виде таких туфелек иногда продаются подарочные алкогольные напитки, но, за неимением подобного сосуда, можно воспользоваться и обычной туфелькой, желательно не ношенной и имеющей минимальный размер.

Прежде чем приступать к призыву, приберите свою комнату, сделайте всю домашнюю работу. После этого возьмите большую посудину, наполненную золой, и высыпьте туда одну миску чечевицы. Дождитесь восьми вечера, и переберите чечевицу, тщательно отмывая её от золы. Это нужно успеть сделать за два часа. После этого, высыпьте ещё одну миску в посудину, и снова повторите эти действия, уже всего за час. Так вы покажете Золушке своё трудолюбие, а та работа, которую проделывала волшебная принцесса, чтобы попасть на бал, наверняка привлечет её своей энергетикой к вам.

После этого, вам следует поставить туфельку на лестницу, а сверху на неё разместить тыкву. Если в вашем доме нет лестниц, вы можете самостоятельно соорудить её аналог из подручных предметов, например, выстроить её из книг так, чтобы она вела с пола на кровать. Без пятнадцати полночь, произнесите:

Золушка, бал скоро кончится, спеши ко мне!

Также для действительно добрых, работящих, ответственных и скромных людей, которые не думают ни о какой корысти во время проведения ритуала, Золушка может преподнести особый подарок, причем, он может быть как простой красивой безделушкой, так и мощным магическим артефактом, которыми её в огромном количестве обеспечивает крёстная мать - фея.

Предостережения и меры безопасности

Не используйте при вызове Золушки никаких зеркал, свечей и магических кругов - всё это атрибуты для призыва сильных и, очень часто, злых потусторонних сущностей, таких, как , с которыми нужно держать ухо востро и иметь возможность в случае чего подавить их и прогнать прочь, что весьма тяжело сделать в подавленном состоянии духа.

Кроме того, воздержитесь от любого негатива и не позволяйте агрессии и злобе взять над вами верх - Золушка просто испугается вас.

Кроме того, она не придет и к тому, кто попал в беду из-за собственных поступков, совершенных со злым умыслом. Если на призыв никто не откликнулся - попробуйте повторить обряд на следующий день. А если во время призыва за окном пролетит какая-либо птица, это значит, что Золушка посылает вам предупреждение - в одном из вариантов сказки птицы отомстили приёмным сёстрам принцессы и выклевали им глаза. Конечно, вам такое не грозит, но появление пернатых друзей красавицы значит, что у вас в голове витают нечистые мысли, или же сигнализирует о том, что вы в недавнем времени совершили какой-либо плохой поступок.

Сразу следует сказать о том, что у мужчины вызвать Золушку не получится ни для каких целей - она хранит верность своему принцу и не общается с другими мужчинами без его разрешения. Если вам хочется предаться любовным утехам, вы можете рискнуть .

В целом, призыв Золушки - это очень простой и добрый ритуал, который крайне сложно провести неправильно, а значит, пользоваться им может практически любая девушка, вне зависимости от её возраста. Главное – это открыть своё сердце и не иметь никаких корыстных мыслей в душе.

С самого раннего возраста дети попадают в волшебный и увлекательный мир сказок. Психологи рекомендуют любящим родителям начинать читать своим детям книжки как можно раньше. Два года — это возраст, когда от прибауток и стихов можно переходить к сказкам.

С помощью сказок и их героев, ребёнок делает первые шаги к познанию окружающего мира и взрослых отношений между людьми. А некоторые сказки остаются в памяти человека на всю жизнь. Особенно в памяти девочек, которые нередко затем всю жизнь примеряют на себя образы, которые им так нравились в детстве. Принцессы, королевы, феи, волшебницы, красавицы… и т.д.

Но есть одна сказочная героиня, которая уже пережила нескольких поколений, — Золушка. Золушка стала наиболее популярным образом среди всех героинь детской литературы. Целая череда кино и мультфильмов повторяет историю Золушки. Золушка продолжает «купаться в лучах славы» не только тысячей маленьких девочек, но девушек. В чём успех Золушки? Казалось бы, сюжет — незамысловатый, но в том-то и дело, что в этой сказке разом сбываются все женские мечты.

Первоисточник Золушки — произведение Шарля Перро, однако писатель не полностью выдумал эту историю, а домыслил сюжет, который есть во многих народных сказках. Вспомним основных героев таких сказок: злая, капризная мачеха и папаша, миловидная девушка — сиротка, добрая ведьма или фея, и конечно безумно влюблённый мужчина (обязательно обеспеченный или принц).

В итоге бедная девушка, не имеющая ничего, кроме несправедливости вокруг, внезапно превращается в баловня судьбы. Ещё вчера Золушке надо было убирать и прислуживать, тереть полы и терпеть всякие унижения, а теперь она богатая и успешная. Чудо свершилось! Справедливость восторжествовала! Но в чём эта справедливость? Что сделала Золушка, для того, чтобы стать любимицей столь могущественной и доброй феи, получить все блага жизни, ведь таких девушек и таких сирот по всей земле много, а принцев на всех не хватает.

Проходят годы, одни девушки окунаются в реальность, стремятся к чему-то, имеют в жизни цель, мечту, но при этом неустанно работают над тем, чтобы к этой мечте придти, понимают, что успеха можно добиться и не дожидаясь принца.
Другие ничего не делают, занимают в жизни пассивную позицию, подсознательно мечтают о чуде: может быть, когда-нибудь, с кем-нибудь, само всё изменится и жизнь засияет всеми цветами радуги. У некоторых такие фантазии перерастают в психологическую проблему. Эта проблема может сопровождать женщину всю жизнь, будучи не понятой и незамеченной.

А называется это- «комплекс Золушки». Женщина обладает низкой самооценкой, пассивным характером и верой в то, что счастье может найти только с Принцем по Любви.

Окружающие считают её не способной принять правильное решение. Страх одиночества, воспитывает в ней умение быстро подстраиваться под желания и мнения окружающих. Пассивность, зависимость, отсутствие жизненных принципов — на этом формируется низкая самооценка, причем, не завися от природных данных. Золушки бывают красавицы и умницы, и обычные женщины, и не очень.

Псевдо-Золушка может принять за Принца почти любого мужчину, который обратит на нее внимание.
Не трудно догадаться, что комплекс Золушки присущ большинству женщин, а мир богатства, приключений и радости так и остаётся несбыточной мечтой, а сильные, умные и состоятельные мужчины почему-то достаются другим.

Вспомним, как часто зрелые женщины произносят фразы (например, говоря о не сложившейся карьере) «Если бы…», «Если бы я тогда…», «Если бы я вовремя поняла…» и т.п. Это означает, что при «комплексе Золушки» реальная действительность постоянно расценивается как временный жизненный этап, но жизнь проходит мимо, женщина стареет, и вот, уже не те возможности, не та красота, не та смелость и не то здоровье… Когда женщина понимает, что всё это время жила в каких-то иллюзиях и мечтах, становится слишком поздно. Печальная картина, не так ли?

Парадокс действительности и в том, что часто девушки выбирают иной путь: вместо ожидания благородного красавца-принца, пускаются в активный поиск лишь одного — богатого и не слишком порядочного старика-короля. Ведь богатство превыше всего. Такие девушки любят называть себя Золушками, полагая, видимо, что слово «золушка» произошло не от слова «зола», а от слова «золото».

Пора делать выводы. Сказка о Золушке может быть вредной для неокрепшей психики ребёнка, если родители вовремя не научат девочку делать правильные выводы и делать правильный акцент. Всё зависит от культурного уровня самой матери: одна после прочтения сказки подчеркнёт, что Золушка заслужила быть принцессой благодаря своей скромности и кротости, другие скажут, что ей просто невероятно повезло, третьи — что принц обратил внимание на её шикарное платье и красивую внешность. Но ни одно из этих акцентов не верно.

От неправильно понятого смысла сказки порой может зависеть сценарий жизни. Или поведение, которое мешает поддержанию социальных взаимоотношений, и, как следствие, снижает возможность состояться как личность, обрести счастье в профессиональной деятельности, найти подходящего партнёра для вступления в брак. Такое поведение порождает неправильные способы взаимоотношений, бывает, что самые милые и привлекательные женщины остаются в одиночестве. В свою очередь, одиночество порождает низкую самооценку у женщин, которые искренне желали бы иметь постоянного верного партнёра, любимого мужчину, создать полноценную семью. Но, увы…

Так хочется иногда верить в фей с их волшебными палочками! Но гораздо эффективнее жить в реальности и стремиться к своему успеху своими же усилиями, и чем раньше, тем лучше.

Замечательные слова самого Шарля Перро (примечание к своему первому изданию сборника сказок): «Сказки написаны для развлечения, а содержание их не слишком глубоко».

Ровно 70 лет назад – 16 мая 1947 года, вышел на экраны фильм «Золушка» по пьесе Евгения Шварца. Он до сих пор продолжает удивлять и радовать взрослых и детей, а чем стала эта добрая и невероятно остроумная сказка для послевоенного поколения – совершенно невозможно выразить словами.

Фаина Раневская в роли мачехи окончательно завоевала всенародную любовь. Это не было случайностью – актриса выкладывалась на съёмочной площадке до остатка. Она очень похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим лицом. Подтягивала свой многострадальный нос с помощью лака, запихивала за щеки комочки ваты. Когда её просили не мучить себя, раздражённо отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».

Фильм не просто разошёлся на цитаты – его смотрели столько раз, что просто знали наизусть от первой до последней реплики. В день 70-летия премьеры «Избранное» представляет подборку своих любимых фраз из этого чудесного фильма. Присоединяйтесь и дополняйте список!

Ах, черт побери, какая получается неприятность! Что делать, маркиз?
- Танцевать, конечно!

Тебя обидели сегодня...
- Двадцать четыре раза.
- Из них напрасно...
- Двадцать четыре раза.
- Ты заслужила сегодня похвалы...
- Триста тридцать три раза!
- А они тебя?
- Не похвалили ни разу...

Где ты был?
- В лесу.
- Что ты там делал?
- Я хотел сразиться с бешеным медведем.
- Зачем?
- Чтобы отдохнуть от домашних дел, дорогая.

Зачем мне смотреть на ножку, когда я и по лицу вижу, что это не она!

Прибери в комнатах, вымой окна, натри полы, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли (белую отдели от коричневой), познай самое себя и намели кофе на семь недель.

А мне король сказал: «очень рад вас видеть» - один раз, «ха-ха-ха» - один раз и «проходите, проходите, здесь дует» - один раз. Итого - три раза.

Вы думаете: как хорошо было бы сейчас поесть мороженого.
- Мне очень стыдно, принц, но вы угадали.

Дружба помогает нам делать настоящие чудеса!

Если вы бедная, незнатная девушка, то я только обрадуюсь этому. Принцессы все ломаки.

Какое сказочное свинство!

Когда-нибудь спросят: а что вы, собственно говоря, можете предъявить? И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым.

Крошки мои, за мной!

Мальчик-то как развеселился.

Не мешай нам веселиться, изверг.

Не плачь. Король вдовец, мы и тебя пристроим.

Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.

Почему мне до сих пор не доложили, что ты уже вырос?

Связи связями, но надо же и совесть иметь.

Солдаты! Во дворец босиком за королевской тещей шагом марш!

Солдаты! Знаете ли вы, что такое любовь?

Сорок порций мороженого! Ты объелся! Фу, стыд какой! Сорок порций! С шести лет ты не позволял себе подобных излишеств. Конечно, конечно - ты отморозил себе живот!

Нет, ваше величество, не выезжала. И никто не выезжал! Ни один человек! Муха и та не пролетала, ваше величество!
- Так чего же вы меня так подробно расспрашивали, болваны?
- Из интереса, ваше величество!

Теперь из-за меня погибнут все: принц, я, король и все королевство!

Спойте что-нибудь нам или пропляшите что-нибудь для нас!
- Хорошо.
- А! Не ломается! Какая славная девушка, сынок!

Ухожу в монастырь!

Ха-ха! Мальчик влюбился. Вот счастье-то!

Человек может попасть сюда всего на девять минут, девять секунд и ни на один миг больше.

Эх, жалко королевство маловато, разгуляться негде! Ну ничего! Я поссорюсь с соседями! Это я умею.

Я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами. Тогда как тебя, Золушка, я воспитываю с утра до вечера. А где благодарность? Где благодарность???

Я не волшебник, я только учусь.

« Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв. еках, то есть близко к нашему времени.

Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

« Золушка» — один из популярнейших« бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Где мать Золушки? Ее съели!

Популярное

Одним из важнейших образов в сказке« Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.
Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии« Девка-на-насесте»(Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: « Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut(«Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма(поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.

Нарушение волшебного запрета

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка« Пепелюга»(Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):

На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре(сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.
Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.
Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка« Злая мачеха»(J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.
Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?


Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями(голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.

Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама


Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки« Тэм и Кэм»(Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах« Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей« Крошечка Хаврошечка».

Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке« Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской« Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке« Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи« нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке« Золушка»(Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина(орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи


Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.
В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке»(Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки« Золотая туфелька».
Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле(1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.
А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.

Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.
Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.




Top