Как зарабатывать на искусстве. Как зарабатывают криминальные деньги на рынке искусства

Искусство покупали всегда, а вкладывать в него деньги стало занятием более прибыльным, чем торговать океанскими яхтами. Арт-инвестиции называют чуть ли не самым доходным финансовым инструментом, приносящим, говорят, до 1000% годовых. В отличие от яхт или даже обычных автомобилей, которые уже через год после покупки дешевеют почти на треть, художественные ценности с годами, наоборот, только дорожают.

Справедливости ради надо отметить, что обычный рост составляет процентов 10 в год. И только в случае какого-нибудь ажиотажа цены взлетают на 50-100, ну иногда 200%. Так случилось, к примеру, с Энди Уорхолом, питавшимся по бедности исключительно консервированным супом «Кэмпбелл». После этого, от нечего делать, Уорхол нарисовал банки из-под него. Потом вдруг поп-арт превратился в глобальное художественное направление, а сейчас это просто модно.

Высокие проценты обусловлены факторами конъюнктуры или раритетности. Например, внезапно появляется мода на авангард, и все срочно скупают Кандинского. Или, скажем, какой-нибудь величайший художник современности покидает этот мир. Тогда все бросаются на оставшееся после него художественное наследие, поскольку количество его работ уже никогда не увеличится.

Прежде всего не кидайся на первую попавшуюся картину и не старайся потом впарить ее втридорога. Надо уяснить, что арт-рынок имеет жесткую структуру и вливаться в него стоит, только четко понимая свое место.

Дилер

Стать арт-дилером - проще простого. Для этого не требуется никаких финансовых вложений. Зато роль дилера на рынке фактически самая главная. Даже великие императоры и президенты подчас были не в состоянии совершить ответственную покупку на аукционах и прибегали к услугам специалистов.

Арт-дилер - посредник между продавцами и покупателями на рынке художественных ценностей. Как правило, специализируется в какой-то определенной области искусства, обладает связями с клиентами, художниками и галеристами. Имеет от 7 до 20% от сделки. Главное - понимать конъюнктуру и динамику рынка и вовремя дать нужный совет нужному человеку. Со временем арт-дилеры и сами становятся коллекционерами, покупают для себя, впрок, открывают галереи и сами формируют рынок.

Почем дрова

Лучше всего иметь дело с работами признанных мастеров. Например, картины Ивана Константиновича Айвазовского, который так долго жил на море, что мог рисовать волны не выходя из спальни, являются одними из самых востребованных в мире. Впрочем, имей в виду, что за 100 лет после его смерти подделок под Айвазовского создано в несколько раз больше, чем сам он успел написать за всю свою сознательную жизнь. Поэтому перед тем, как покупать шедевр, проверь его подлинность.

Никто не смог превзойти Ивана Ивановича Шишкина (картины которого в среде арт-дилеров называют «дрова») в изображении русского леса. Хотя от опытного искусствоведа не ускользнет едва уловимое сходство его полотен с картинами швейцарского пейзажиста Калама, работы которого Шишкин копировал, будучи студентом Академии художеств.

Еще хорошо идет советская живопись 40-60-х годов прошлого века. Госструктуры, имеющие выход на внешний рынок, предпочитают современное искусство, крупные корпорации интересуются XVIII веком и абстракцией типа Поллока, а дочери банкиров и ветреные звезды MTV любят украшать свои спальни картинами Такаши Мураками. Еще есть множество государственных мужей, а также представителей деловых и политических кругов, которые не прочь увековечить себя в образе служителей Отечеству. Никас Сафронов как-то сказал, что чиновники - «самые капризные заказчики, но зато они очень любят позировать» . И ты можешь помочь обеим сторонам - во-первых, крупному политическому деятелю, который стесняется признать, что хочет заполучить собственный портрет. Во-вторых, талантливому художнику - найти выгодный заказ.

Настоящий арт-дилер не стоит с полотнами в торговых рядах на ярмарке в Измайлово или на Крымском Валу. Его задача - войти в дверь к тому человеку, которого действительно интересует его предложение. Экспертизу картины можно сделать в Третьяковской галерее, Пушкинском музее, Всероссийском научно-реставрационном центре им. Грабаря, Институте реставрации, Эрмитаже и Русском музее.

Арт-проект

Первый шаг в налаживании контакта с будущим покупателем - экспозиция. Как известно, художники любят выставляться к месту и не к месту. Твоя задача: внести в этот процесс рациональное зерно - необходимо актуализировать концепцию будущей выставки, чтобы привлечь клиента. Этим на практике занимается куратор проекта. Куратор - главный инициатор, соавтор и организатор художественного проекта. Соединяет в одном месте художественные ценности, финансы и зрителей, часть из которых становятся потенциальными покупателями.

Но сначала ты должен отыскать дюжину картин, которые впоследствии станут шедеврами. Конечно, тут нужно проявить профессиональное чутье, но это не самое сложное. Во всяком случае, не сложнее, чем обеспечить последующее финансирование проекта. Кульминацией всего проекта должна стать даже не покупка какого-нибудь отдельного холста, а положительная реакция публики и прессы, а также заинтересованность в дальнейшем продвижении. Твоя задача - максимально раскрутить художников через выставки и международные ярмарки. Сначала художник работает на имя, потом имя работает на художника и его дилера.

1. «Знак доллара» Энди Уорхола, который не упускал случая помочиться на свои произведения и всю жизнь мечтал купить какую-нибудь безделушку за 5 баксов, чтобы продать ее за миллионы, ушел с аукциона Christie’s за $4,5 млн.

2. Джексон Поллок любил расплескать краски по разложенному на полу холсту, а потом хорошенько отстегать получившуюся картину плеткой. Так рождались шедевры абстрактного экспрессионизма. Самая дорогая из его работ - «Номер 12» - продана на аукционе Christie’s за $11,7

3. Ночной дозор. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1642 г. Рембрандт, первую половину жизни проработавший на мельнице, и в страшном сне не мог представить себе, что Жанна Фриске сделает с Антоном Городецким.

4. Японца Такаши Мураками, рисующего в стиле Hello, Kitty, западные критики недолюбливают за его участие во всех коммерческих проектах без разьора.

Галерист

Галерист - владелец собственной галереи. Выставляет в ней художников по своему усмотрению. Как правило, заключает контракты с несколькими из них, обеспечивает им PR, позитивную критику и клиентов. Бизнес делает за счет разницы между стоимостью картины, так сказать, «со склада» и ее цены после соответствующего промоушена.

Ни один уважающий себя галерист никогда не признается, что бизнес его процветает. И это чистая правда, поскольку держать галерею в принципе занятие убыточное. Уйма денег уходит на аренду помещения, свет, охрану, зарплату персоналу. Сами картины продаются крайне медленно. Но раскрутиться можно, если не торговать картинами, а продавать себя.

Если уж открывать галерею, то лучше всего сразу покупать шоу-рум в центре, как Гари Татинцян, который открыл свое заведение через дорогу от Кремля. Потом, конечно, стоит заявить о себе в художественном мире - привезти, например, Карима Рашида или Нормана Фостера. Ну а затем уже заводить и двигать своих художников. В одной только Москве сотни галерей, но все они остаются в тени, а на самом деле известных выставочных площадок с мировым уровнем - не более 10-15. Картина, попавшая туда, гарантированно будет замечена художественной тусовкой.

И с этого момента начнется ее счастливое продвижение по экспозициям, странам и континентам до тех пор, пока путь не увенчается выгодной продажей на каком-нибудь аукционе. Знаменитый арт-дилер и галерист Лео Кастелли первым начал платить стипендии художникам за то, чтобы те не уходили к другим галеристам, открыл Энди Уорхола и Роберта Раушенберга и фактически стал одним из основателей поп-арта и концептуализма.

Арт-инвестиции

Модное направление в финансовой сфере. Ты можешь неплохо заработать, скупая отдельные картины какого-либо художника, как если бы это были акции компаний. Чем больше у тебя будет картин, тем больше твой пакет акций, а цена на него значительно выше, чем сумма от продажи каждой работы по отдельности.

Самый доступный способ - покупка работ современных российских авторов. Для начала собери с десяток картин. Важно, чтобы они тебе самому понравились. Первичные вложения составят $20 000-50 000. Посмотри, как будет меняться ситуация вокруг автора. Коллекция реально подорожает, если другие работы твоего художника вдруг попадут в Эрмитаж или Лувр. Или кто-нибудь из действующих президентов купит что-нибудь для своей загородной резиденции.

Самый надежный вариант - вложения в мировые шедевры. Стоимость одной картины в этом случае - сотни тысяч, всей коллекции - сотни миллионов. Но и проблем возникает намного больше - страховка, охрана и специальный климатический режим хранения. Создают такие коллекции не для продажи, а для поддержки имиджа или для обеспечения потомков.

Российский арт-рынок разогрет как никогда и в ближайшее время будет бурно развиваться. Количество дорогой недвижимости умножается, а владельцы особняков класса де-люкс просто мечтают украсить стены своих домов настоящим искусством. И тут им понадобится помощь специалиста. Эксперты прогнозируют, что цены будут расти на российское современное искусство, так как сейчас это самый дешевый сегмент рынка. В цене окажется также русская академическая школа - от передвижников до соцреализма 1960-80-х годов. Так как вещей того времени на рынке становится все меньше, дефицит начнет восполняться работами новых реалистов.

Когда я решила заняться этой темой, то для начала просмотрела сайты и фейсбучные странички наших художников. Многие из них подчеркивают, что занимаются искусством не ради денег, а для души. В разговоре с нашими мэтрами искусства на вопрос: почем, часто можно было увидеть одну и ту же картину: боль в глазах и оскорбленное самолюбие. В такой реакции всегда читался ответ: “Мы с вами что, с баулами на барахолке стоим? Это моя выставка, а не базар!”.

Между тем всемирно известный арт-скандалист Дэмьен Хёрст почему-то никогда не стеснялся вывешивать ценники на свои произведения, и сегодня это самый богатый художник в мире. У него на счетах более миллиарда долларов.

Американец Джефф Кунс создал благодаря своему таланту целую арт-корпорацию. Сегодня на него работают 150 человек, и он никак не комплексует по поводу того, что духовное искусство приносит ему конкретные материальные блага.

Наша страна давно держит курс на рыночные отношения, но при этом искусство, похоже, застряло где-то в очень глубоком прошлом. Коммерциализация процесса идет с таким скрипом, что невольно задаешься вопросом: а возможно ли там вообще заработать? Несмотря на эти абсолютно неделовые настроения, в последние годы все-таки появились частные галереи - их можно насчитать с несколько десятков. Чем занимаются все эти люди? Об этом я решила поговорить с управляющим директором галереи Союза художников РК Юрием МАРКОВИЧЕМ , который по совместительству имеет похожую должность и в частной галерее.

Про комплексы из “совка”

- Почему у нас некоторые художники комплексуют, когда речь заходит о стоимости их работ?

У искусства всегда был коммерческий оттенок. Для кого-то это будет открытием. Однако все мировые шедевры, которыми сегодня восхищаются, были сделаны когда-то под заказ знати, королей и купцов, что подразумевает финансовую сторону сделки. Искусство - конечно, духовный мир, но оно не должно существовать вне финансовой плоскости. Оно также инструмент инвестиций и должно оцениваться в денежном эквиваленте. Стереотип, что искусство и деньги не могут быть рядом, возник в советское время. Тогда активно боролись с капитализмом, но в итоге он все равно победил. Были созданы художественные институты, они дали нам плеяду мастеров, которые не считали зазорным продавать свои работы. Возникло даже такое понятие, как “коммерческий художник”.

А сегодня как раз таки работы художников, которые были написаны не только в рамках советской системы искусства, являются наиболее востребованными и высокооплачиваемыми. Например, картины Сергея Калмыкова.

Художник жил впроголодь и умер в нищете, не сумев продать свои работы. Сегодня эти картины на аукционе стоят в пределах 20 миллионов тенге. И таких мастеров много. У нас были и есть гениальные художники. Сегодня их работы вошли в золотой фонд казахстанского искусства и популярны среди бизнесменов и коллекционеров.

Шальные 90-е…

- Когда в Казахстане все-таки начал зарождаться бизнес на искусстве?

Во время перестройки, в начале 90-х. Мы стали идти к рыночному формату, появились коммерческие институты в искусстве - галереи, салоны. Стали появляться ИП, ТОО. Это стало обычным бизнесом, с регистрацией, уплатой налогов. Очень интересное время - расцвет арт-бизнеса.

Возникла бешеная мода на художников - этот тренд задали иностранные посольства и консульства, которые активно открывались в то время. Они оценили казахстанское искусство и стали первыми потребителями и покупателями - украшали офисы, дома, покупали в подарок.

Тогда клиентская база казахстанского искусства выглядела так: 80 процентов - иностранцы и 20 процентов - местные бизнесмены . Сейчас ситуация на арт-рынке идет в обратную сторону. Интерес к казахстанскому искусству стали проявлять отечественные бизнесмены. У нас появились крупные коллекционеры. Например, Нурлан Смагулов и другие.

В этот период инвестиции в искусство были очень прибыльными. Сколько процентов роста давали такие вложения?

Первыми инвесторами, которые вкладывались в искусство, были галерейщики. Они рисковали, но инвестировали свои средства в тогда еще не раскрученных, не распиаренных художников. Первичный рынок начинался с небольших денег. Потом созданные коллекции выходили на продажу. И начинался рост прибыли. Те, кто угадал с выбором, получили хорошую прибыль. Тогда можно было купить работу Калмыкова за 35 тысяч тенге, а сегодня она оценивается, как я уже говорил, около 20 миллионов тенге . Вот и считайте, какой тут рост. В те времена было много наследников и владельцев произведений, но они не могли знать, кто из художников станет брендом, выстрелит и на какие картины будет глобальный рост. До сих пор у нас есть запас картин мастеров из 1950-1960-х, которые не стали еще брендами , но этого достойны. И вложения в этой нише вполне перспективные, так как больше всего ценится антиквариат.

Как сделать из художника бренд? Картина - это товар, как бы обидно ни было нашим художникам. Чтобы ее продать, нужна реклама. Как у нас с этим дела обстоят?

Этим как раз должны заниматься галерейщики. Они и продюсеры, и агенты, и маркетологи, и юристы в одном флаконе. Но художники - сложный народ. Не каждый из них понимает, что его работы нуждаются в продюсировании. Они не играют по тем экономическим правилам, которые были созданы еще сотни лет назад. Их отталкивает слово “контракт”, хотя во всем мире это нормальная форма сотрудничества.

Некоторые наши художники не любят отдавать проценты за услуги галереям, не хотят иметь агентов. Хотя в тех же Штатах, если у тебя нет агента, то ты никудышный художник.

Правила арт-бизнеса и менеджмента заложены еще французами Маршанами. Эти ребята начинали первыми делать серьезный бизнес на искусстве. Но в Казахстане эти правила до сих пор не работают. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом: художники - создавать произведения, а менеджер или продюсер - продвигать и продавать их на рынке. Это тоже сложная профессия, которая требует большого таланта и которой не так просто обучиться.

Есть такое. Это смешно и непрофессионально. Я могу говорить об этом долго. Шансы найти покупателя таким образом минимальны. Но за это не надо платить проценты. А галеристы, салонщики, агенты берут в среднем 20 процентов с продажи произведения . В этом бизнесе много дополнительной работы, сопутствующей раскрутке любого художника. Вопрос менеджмента в искусстве сегодня очень болезненный. У нас огромное количество художников, но единицы тех, кто может это продавать.

- А спрос вообще есть или так себе - от юбилея до юбилея?

Спрос должен рождать предложение, с этим у нас тоже есть проблемы. Есть спрос на реализм, этнические полотна, батыров и ханов. Но у нас художники бросаются из крайности в крайность. Сейчас все решили этим заняться разом, при этом качество не всегда соответствует ожиданиям. Мы иногда отбираем картины в Союзе художников для республиканских выставок и видим, что некоторые работы вообще лучше никому не показывать. У наших художников не хватает самокритики .

- Резюмируем. Бизнес идет или рынок спит?

В некоторых нишах процесс идет очень неплохо, и финансовая составляющая там интересная. Я не буду называть их - это коммерческая тайна. Сейчас в основном приходят разовые покупатели.

Время коллекционеров уходит, так как многие коллекции уже собраны и живут своей жизнью, а сами коллекционеры уже могут открывать музеи современного искусства.

Сейчас мы пытаемся развивать систему арт-подарков. Проблема в том, что нам надо искать и готовить новых покупателей. А это огромная работа - тут вам и образовательная система, и привитие духовных ценностей. В любом случае арт-бизнесом должны заниматься профессионалы.

Не любовь, а случайные связи

Несмотря на то что арт-рынок Казахстана все еще пребывает в зародышевом состоянии, попытки выносить это дитя предпринимаются. И занимаются этим не только наши соотечественники, но и приезжие заграничные эксперты. Значит, не все так плохо, подумали мы. А потом для надежности решили спросить у них самих. Несколько лет назад в Казахстане появился аукционный дом, его руководитель Максим ТКАЧЕНКО считает, что в Казахстане отношение к искусству похоже на случайные половые связи. О преданной любви на долгие годы говорить сложно. На нее способны крупные коллекционеры, а их единицы…

- Что происходит с арт-рынком страны?

В Казахстане как такового арт-рынка еще не существует, есть некий спрос на произведения искусства, но он очень периодический и связан с днями рождениями. А день рождения, как известно, только раз в году.

- Но все же вы решили начать бизнес в Казахстане?

Да, я решил попробовать свои силы, аукцион - это очень интересный инструмент. У нас появились люди, которым нравится покупать таким образом. Ведь это дает возможность приобрести качественное произведение живописи по приемлемой цене. Механизм работает. Динамика положительная, все больше людей увлекаются искусством.

- Стоит ли инвестировать в искусство?

Пока это не имеет массовой популярности. Но этот инструмент тоже работает. Меня часто спрашивают: как лучше это сделать? Нужно понимать, что речь идет о длинных инвестициях. Для того чтобы увидеть рост, иногда приходится ждать более пяти лет. Период дикого капитализма 90-х, когда картины взлетали в цене за короткое время, прошел и вряд ли вернется. Теперь мы работаем в стабильном режиме. Пока инвестициями в искусство занимаются только профессионалы.

Коллекционирование – инструмент для снятия стресса, который психологи во всем мире все чаще используют в своей практике. Выяснилось, что микромир собирательного хобби отвлекает человека от повседневных проблем, расслабляет и делает жизнь интереснее.

Но одно дело собирать марки или открытки, и совсем другое – предметы искусства. Разница тут не только в цене, но и в самом подходе.

Существует ошибочный стереотип: искусство стоит дорого, поэтому оно по карману лишь богачам. Конечно, если речь идет о работах Пикассо или Ван Гога, так и есть – вряд ли подобную покупку может себе позволить "простой смертный".

Но есть так называемое молодое искусство, которое на этапе становления художника можно приобрести по очень доступной цене и потом заработать на нем. Доступной – это от 100 долларов за работу с потенциалом к росту. Рост этот может составить десятки и даже сотни раз.

Чтобы разглядеть неграненый алмаз среди неказистых камней, придется многому учиться. Для начала – привить себе хороший вкус. В этом помогут регулярные походы на выставки, в галереи, музеи. По возможности – не только в Украине. Постепенно и незаметно ощущение прекрасного начнет зарождаться внутри.

Параллельно необходимо постоянно читать много литературы об искусстве. Изучить историю искусств, проштудировать основные периоды. Начинать следует с классики – вначале научиться понимать ее, поскольку это – основа основ. Без нее никуда. Рекомендованной литературы очень много. Но чтобы новичку освоиться в мире коммерческого искусства, можно почитать хотя бы несколько. Например, "Введение в историческое изучение искусства" Бориса Виппера, "Искусство в собственность" Луизы Бак и Джудит Грир, "Продано" Пирошки Досси, "Как продать чучело акулы за миллион долларов" Дональда Томпсона, "Семь дней в искусстве" Сары Торнтон, "Современное искусство Украины. Портреты художников" Галины Скляренко. Дальше уже вы, скорей всего, определитесь, что вас привлекает больше всего, и можно будет переходить к более узкой литературе.

Полезным будет также следить за творчеством молодых художников – подписаться на них в социальных сетях, просматривать анонсы специализированных сайтов по искусству, посещать их персональные выставки. В общем, целиком погрузиться (в качестве хобби) в информационную среду арт-рынка. Это даст понимание того, что вообще там происходит и кто нынче в моде.

Настоящие таланты в искусстве иногда даже на дороге валяются – буквально. Мировой пример – Жан-Мишель Баския, которого в свое время нашел на улице Энди Уорхол и сделал из него идола нескольких поколений.

К слову, об идолах. Важно понимать, с кем именно работает молодой автор. Если за него взялся именитый арт-дилер или прославленный художник, это верный признак перспективности автора. И на его произведение стоит обратить внимание.

Не следует забывать интересоваться трендами в искусстве, понимать, что именно сейчас актуально – абстракция, pop-art, реализм и т.д. Есть масса СМИ, которые в этом помогут. Например, The Art Newspaper, Art World Magazine, Art in Ukraine, Коридор и многие другие.

Помощниками могут стать и профессионалы – в частности, дилеры. Они как никто другие разбираются в том, во что лучше инвестировать деньги, чтобы потом заработать на своей инвестиции. Так что завести дружбу с таким человеком – очень хорошая идея. Пусть даже виртуальную, через те же соцсети.

Изучив литературу, походив по выставкам, пообщавшись с экспертами, вы уже можете попробовать довериться себе. Собственному вкусу и внутреннему голосу. И, возможно, именно вы станете тем самым человеком, который поможет открыть миру великого художника. А потом заработает на этом очень, очень хорошие деньги.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

История VLADEY, первого коммерческого аукциона современного российского искусства, началась летом 2012 года, когда владелец галереи «Риджина» Владимир Овчаренко организовал благотворительный аукцион «HELP КРЫМСК» для помощи пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае. Свои работы тогда пожертвовали более 20 художников, включая звезд современного российского искусства — Олега Кулика, Павла Пепперштейна, Константина Звездочетова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. На вырученные деньги - около €300 000 - было устроено путешествие в Москву для 350 детей из Крымска.

«Мы остались довольны результатами торгов и чуть меньше чем через год решили организовать настоящий коммерческий аукцион. Вот так и стартовала компания, которая сегодня называется VLADEY, — рассказывает Владимир Овчаренко. — Значимость благотворительных мероприятий очевидна, однако объективным критерием цены произведения на арт-рынке все-таки следует считать готовность человека потратить на него ту или иную сумму в свое удовольствие, без желания кому-то помочь».

При оценке лотов, выставленных на торги VLADEY, учитываются истории художников: примерно половина из них, как правило, уже принимали участие в аукционах — как в отечественных, так и в зарубежных. Другие имеют опыт реализации своих работ через галереи и мастерские. На основании этих данных эксперты VLADEY назначают эстимейт — от двух-трех до нескольких десятков тысяч евро. Реже счет идет на сотни тысяч: на торгах в марте полотно Ильи и Эмилии Кабаковых из серии «Под снегом» ушло с молотка за €540 000 при нижнем эстимейте €500 000.

Овчаренко лично ведет переговоры с художниками: некоторым он напрямую предлагает выставить свои работы на аукцион, другие присылают заявки самостоятельно.

На первых коммерческих торгах VLADEY общая выручка составила €582 000, на вторых — €1,3 млн, на третьих — €1,22 млн. На чем зарабатывают организаторы аукциона? Победитель платит комиссию в размере 20% от фактической цены купленного лота. Учитывая, что на трех прошедших торгах VLADEY было продано более половины участвовавших объектов искусства, бизнес работает с прибылью, однако, как утверждает аукционер, ощутимого дохода он пока не приносит.

«Художник — это не та профессия, которая приносит доход через шесть месяцев. В искусстве карьеры и бизнес строятся долго, и ты должен изначально быть настроен на это. Тогда все получится», — отмечает основатель VLADEY.

Догнать и перегнать

До уровня западных аукционных домов VLADEY еще далеко. К примеру, в ноябре прошлого года на торгах Christie’s - «Собаку из воздушных шаров (Оранжевая)» - продали за $58,4 млн. В целом за один вечер торгов современным искусством Christie’s тогда выручил почти $692 млн. По словам Овчаренко, западный рынок современного искусства — гигантская индустрия. Через него проходят сотни миллиардов долларов в год — в том числе за счет аукционов.

Российская индустрия современного искусства относительно молода: ей всего 20-25 лет. В России меньше художников участвуют в открытых торгах и гораздо меньшие суммы тратятся на приобретение их работ. Да и сообщества коллекционеров современного искусства в стране фактически пока еще не существует.

Куратор специальных программ ЦСИ «Винзавод» Анастасия Шавлохова считает, что отечественный арт-рынок начнет по-настоящему набирать обороты, когда появится новое поколение покупателей. По ее словам, это случится, «когда в страну вернутся те, кто получил образование в зарубежных вузах и там приучился к мысли, что современное искусство — перспективный объект инвестиций, а признанные мастера в этой сфере не появляются сами по себе: их должно взращивать в том числе сообщество коллекционеров».

Интерес западных коллекционеров к российским художникам в последнее время заметно упал, говорит аукционер.

По словам Владимира Овчаренко, сейчас Россию нельзя назвать «модной» для арт-рынка, какой она считалась, например, в годы перестройки или в середине 2000-х на волне экономического подъема.

«Даже если у иностранного коллекционера нет априорного предубеждения против родины Константина Звездочетова (его картина «Мама и Родина — самое главное» была продана на аукционе VLADEY за €68 000) и Егора Кошелева («Встреча на митинге», €9600), он может просто не захотеть тратить время на то, чтобы отделить зерна от плевел — то есть специфический политический курс страны от культурной ценности работ представляющих ее художников, — говорит Овчаренко. — В этих условиях внутренний арт-рынок просто необходимо развивать».

Соруководитель русских торгов Christie’s Эвелин Хиткоат Амори тем не менее убеждена, что рынок современного искусства в России бурно разрастается — в первую очередь в Москве и в Санкт-Петербурге. Например, уже в июле этого года в Эрмитаже откроется «Манифеста» — европейская биеннале современного искусства, которая, с одной стороны, позволит россиянам приобщиться к работам всемирно известных художников, а с другой — привлечет в страну зарубежных коллекционеров. А тот факт, что площадки отреставрированного здания Главного штаба Эрмитажа решили отдать под экспозиции современного искусства, также указывает на признание отрасли, считает Хиткоат Амори.

«В России ниша аукционов на данный момент относительно свободна, но она будет заполняться — по мере роста арт-рынка в целом», — считает Маргарита Пушкина, коллекционер и директор международной ярмарки современного искусства Cosmoscow.

Чем полезны аукционы для современного российского искусства? С одной стороны, они открывают художника для более широкой аудитории. «Как показывает мировая практика, аукцион — отличный способ популяризации», — считает художник Олег Кулик (его работа «Алиса против Лолиты» ушла с молотка за €18 000). С другой стороны, аукцион привлекает в индустрию новый капитал. «Когда мы имеем дело с современным искусством, каждому из нас предоставлена возможность быть судьей, — считает Марк Гарбер, председатель совета директоров финансовой группы GHP Group, дважды выступавшей в качестве генерального партнера VLADEY. — Арт-рынок финансами голосует за то, что имеет перспективу или оценено специалистами как достойное внимание». У GHP Group, кстати, есть коллекция современного искусства, которая 18 марта пополнилась еще тремя работами, включая акварель Павла Пепперштейна из серии «Гипноз» (€7200).

Что общего у искусства и недвижимости

По мнению Владимира Овчаренко, российские покупатели привыкли считать, будто с годами цена картины должна исключительно расти, а не оставаться на месте и уж тем более не снижаться.

Но на деле искусство — такой же актив, как акции или недвижимость, поэтому и его стоимость может падать или расти.

«Всегда стоит учитывать, что какие-то работы со временем «выстрелят», а какие-то — нет», — советует коллекционер Владимир Смирнов. — Кому-то повезет больше, кому-то — меньше. Это нормальный процесс».

У Владимира Овчаренко на этот счет есть четкое мнение: покупать нужно только ту картину, которая по-настоящему нравится. «Если через десять лет выяснится, что стоимость приобретенной работы осталась прежней, значит твои проценты — это удовольствие, которое ты получаешь от общения с ней. Если же она стала дороже, тебе повезло вдвойне».

Мы разбирались, что покупать. Теперь посмотрим, где и как это делать.

Ася Челован

маркетолог с дипломом искусствоведа

Как купить и кому продать

Искусство покупают и продают на аукционах, в галереях, антикварных магазинах, с рук у художника и на барахолках.

Аукционы. В известные аукционные дома «Сотбис» и «Кристис» попадают работы уже известных художников - на сто тысяч рублей там не разгуляться. Поэтому нас интересуют небольшие аукционы.

Для участия в большинстве аукционов нужна предварительная регистрация. Ставки можно делать лично, по телефону или на сайте. Если ваша ставка выиграла, то, чтобы получить вещь, придется заплатить еще и комиссию аукционному дому. В российских домах комиссия составляет от 5 до 20%.

Аукционы работают по принципу caveat emptor - «пусть покупатель будет бдителен». Если вы сделали ставку и передумали, придется заплатить неустойку от 10%. Просто вернуть покупку и получить свои деньги обратно можно, но только если есть претензии к сохранности или к качеству: например, вещь выглядит хуже, чем было заявлено, или оказалась поддельной. Если покупка просто разонравилась, придется выставлять ее на торги.

У каждого лота есть эстимейт - сумма, на которую оценили произведение эксперты. Некоторые аукционы не продают лоты, которые не достигли эстимейта, но обычно можно договориться.

Пока я писала эту статью, моя мама захотела купить испанский столик начала 20 века на онлайн-аукционе. Оценочная стоимость - 40 000 рублей, а самая высокая ставка - 22 500 рублей, мама поставила 23 000 рублей:

Через несколько дней перезвонил менеджер Евгений: оказалось, что мамина ставка - самая высокая. Евгений предложил договориться с продавцом о снижении цены. Так за 26 000 рублей (ставка вместе с комиссией аукциона) столик переехал к маме.

Аукционные дома с онлайн-торгами в России

Произведение можно купить с рук. Покупка напрямую у художника - самый экономный и рискованный вариант. Вы экономите на посреднике, но качество работ и коммерческий потенциал художника вам приходится оценивать самостоятельно.

Если покупаете искусство с рук, просите документы, подтверждающие его подлинность. Если документов нет, но купить очень хочется и не хочется терять деньги - закажите независимую экспертизу. Продавец сопротивляется - не покупайте.

«Ибэй», «Авито», «Мешок-нет» и блошиные рынки существуют для людей, которые любят процесс поиска. Там можно найти что-то стоящее, например гравюру, но при условии, что вы отличаете эстамп от офорта на глаз.

Как оценить произведение

Чтобы купить произведение дешево, а потом выгодно продать его, нужно быть в курсе трендов. Ориентироваться помогают новости и аналитика.

О событиях рассказывают в «Арт-ньюспейпер», «Артгиде» и новостной ленте «Артинвестмента». Обращайте внимание на темы выставок и имена художников, которым дают гранты.

  1. Ольга Кройтор.
  2. Евгений Антуфьев.
  3. Евгений Гранильщиков.
  4. Таус Махачева.
  5. «Ресайкл-груп».
  6. Группировка ЗИП .
  7. Аслан Гайсумов.
  8. Тимофей Радя.
  9. Александра Пирогова.
  10. Влад Кульков.

Составить представление о динамике цен помогают базы данных и рыночные обзоры. Самая известная база - «Артпрайс». Информацию о продажах русского искусства публикуют на «Артинвестмент». Однодневный доступ к «Артпрайс» стоит 30 евро, к «Артинвестмент» - 1000 рублей.

Если нужно составить приблизительное впечатление и не хочется платить за базу, то данные можно собрать и проанализировать самостоятельно. Архивы есть на сайтах самих аукционов и на сайтах-агрегаторах типа The-saleroom.com и Liveauctioneers.com .

В сентябре 2016 года вышел первый аналитический отчет по рынку современного русского искусства «Инарт-2016».

Помните, все эти цены ничего не гарантируют, это просто ориентир:

«Галатская башня в лунном свете» Ивана Айвазовского была продана за 1 322 051 $

А его же «Оттоманская империя в лунном свете» - за 280 830 $

Разница в написании картин - 4 года. Цену скорректировал кризис: первая картина продавалась в 2012 году, вторая - в 2016.

Экономика определяет спрос на искусство в принципе, но на ценность произведения влияют другие факторы. В первую очередь - имя художника или школа. Затем в равной степени важны техника, уникальность, сохранность и происхождение.

Картина маслом стоит дороже карандашного наброска. Единственная бронзовая скульптура дороже тиражной фигуры из шпиатра. Фарфоровая фигурка в идеальном состоянии дороже реставрированной. Картина, которая участвовала в выставках и попадала в каталоги, оценивается лучше, чем та, что внезапно «всплыла» на рынке.

Как хранить, чтобы не терять деньги

Вы рискуете, когда покупаете искусство. Будет досадно, если вы удачно выберете произведение, оно вырастет в цене, но вы всё равно продадите его дешевле из-за плесени или выцветания красок.

Живопись, графика, фотография не любят прямых солнечных лучей, а книги - сырость. На антикварный столик нельзя ставить кружки с чаем, а бронзовый подсвечник с патиной лучше протирать простой фланелью. На всякий случай уточните у продавца условия, в которых нужно хранить произведение.

Почти любое произведение нашей ценовой категории можно хранить дома - банковская ячейка не нужна. Но конечно, его можно застраховать от кражи.

Какие риски: поддельные картины и несбывшиеся надежды

Старое искусство подделывают. Определить подлинность помогают три фактора: провенанс (происхождение), искусствоведческая и технико-технологическая экспертизы. Чем прозрачнее история переходов предмета от владельца к владельцу, тем больше уверенности, что перед вами не фальшивка.

Но ни идеальный провенанс, ни экспертное заключение не гарантируют подлинность.

Стандартной формы экспертного заключения нет

Если вам предлагают рисунок Мане за 130 тысяч рублей или на кону еще большие деньги - это повод для паранойи. Закажите независимую научную экспертизу в музее или исследовательском центре. Первичная экспертиза без сложных исследований стоит 600 рублей.

Специалисту не нужно даже держать в руках эту работу, чтобы определить, что это не Мане: изображение похоже на литографию, но в описании указано, что это рисунок углём. Цена для Мане странная - его графика стоит сотни тысяч долларов

Не всё современное искусство подорожает. С суммой в 100 тысяч рублей приходится выбирать из молодых и перспективных, а значит, ошибиться шансов больше: многие из них не станут знаменитыми и востребованными.

Вкладывайте только в те произведения, которые по-настоящему нравятся - придется смотреть на них каждый день. Искусство дорожает долго.

Главное

  1. Ищите искусство на аукционах, в галереях и у художников лично. Безопаснее - на аукционах. Выгоднее - с рук.
  2. Читайте новости и аналитику, ищите закономерности, чтобы понимать, кого покупать и когда продавать.
  3. Выясните, как нужно хранить ваше произведение, чтобы не потерять деньги из-за осыпавшейся краски.
  4. Проверяйте подлинность произведений, оценивайте риски и выбирайте то, что радует глаз.

Консультант: Ульяна Доброва, НИНЭ им. П. М. Третьякова




Top