Как жители относятся к любви аксиньи. Чем отличается любовь аксиньи и григория

(374 слова) Любовная линия в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» представлена двумя персонажами: Аксиньей и Натальей. Эти женщины оказывают огромное влияние на Григория Мелехова по мере повествования. Метания главного героя между ними занимают одно из важнейших мест во всём произведении. Две женщины, искренне любящие Григория, выражают собой кардинально противоположные системы взглядов.

Аксинья прожила действительно тяжёлую жизнь. Её изнасиловал родной отец, затиранил муж, а жизнь её была наполнена постоянными трудами и заботами. Она всеми силами пытается обрести своё счастье, и в самом начале романа находит его в Гришке. Героиня всецело отдаётся любви, и в своей страсти она неумолима и эгоистична. Разрушить семью, унизить Наталью, опозорить мужа — она готова пойти на всё, лишь бы Григорий остался с ней. Аксинья символизирует собой страстное начало любви, именно её эмоциональность, чувственность и жажда свободы вопреки патриархальным нравам казаков и привлекли к ней избранника. Но, живя исключительно эмоциями, она, получив ложную информацию о смерти любимого, изменяет ему с молодым дворянином Листницким.

Наталья же представляет собой именно тот самый многовековой казачий жизненный уклад, который так ненавидят Аксинья и Григорий. Она искренне любит своего мужа, хоть и была выдана за него по договору между родителями семейств. К сожалению, Гришка не может ответить ей тем же. Нежная, но холодная и скудная на эмоции Наталья не привлекает его. Героиня пытается стойко пережить побег мужа, но в итоге идёт к Аксинье, умоляя её вернуть мужчину, а потом и вовсе неудачно пытается убить себя.

Казалось бы, Аксинья одержала решительную победу, но после её измены, Григорий, глубоко разочарованный, возвращается к законной жене, которая принимает и прощает его. Именно в этот период Наталья раскрывает свою истинную красоту. Она является воплощением семьи в романе, и пускай она не может сравниться с Аксиньей, Григорий и Наталья образуют крепкую семью, заводят детей и живут по-настоящему счастливой жизнью.

Однако это счастье недолговечно. Империя рушится, начинается гражданская война. В эти трудные времена привычные ценности, вроде семьи или братства, рушатся и забываются. Григорий, ежечасно рискуя жизнью на передовой, снова изменяет жене с Аксиньей. Повторного предательства Наталья не выдерживает, проклинает мужа, делает аборт и вскоре умирает.

Аксинья и Наталья представляют собой две противоположные концепции любви-умопомрачительная непреодолимая страсть и скромное, тихое семейное счастье. Характерно, что Мелехов в итоге теряет как Наталью, так и Аксинью, что напоминает нам о том, через какие испытания проходят люди во время переломных моментов истории.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь в жизни Григория Мелехова

Каждому человеку практически ежедневно приходится преодолевать испытания верностью и предательством, совестью и бесчестием, справедливостью, трусостью, дружбой, ответственностью. Эти испытания, без сомнения, заставляют нас делать свой нравственный выбор. Одним из высших мерил человечности, нравственности является, конечно же, испытание любовью. В художественной литературе немало примеров, убедительно доказывающих мысль о том, что искренняя, честная, настоящая любовь – самая главная ценность в жизни. Как тут не вспомнить Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Евгения Онегина и Татьяну Ларину из романа А.С.Пушкина, любимых героев Л.Н.Толстого?! Михаил Шолохов, автор романа «Тихий Дон», также испытывает любовью своего главного героя – Григория Мелехова.

Григорий Мелехов… Что значит для него любовь? Величайшее счастье или тяжкий крест? Какова его любовь – созидающая или разрушительная?

В начале романа перед нами молодой Григорий: «на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Внешность Григория выдаёт горячий, вспыльчивый характер. Горячо, по–настоящему полюбил он свою соседку Аксинью, красивую жену Степана Астахова. Нечаянные встречи у Дона пробудили в его душе глубокие чувства, поэтому он холодеет от страха, когда ему показалось, что Аксинья тонет, отчаянно бросается спасать её из холодной, чёрной глубины. После Троицы Мелеховы едут на покос и берут с собой Аксинью. И здесь «Аксинья неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал её, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова». Аксинья, вышедшая замуж за Степана не по любви, не смогла не отдаться своим чувствам. М.Шолохов, прибегая к яркому сравнению, говорит об этом так: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт бабья любовь». Любовь к Григорию перерождает Аксинью, и ничто её не страшит: ни пересуды хуторских баб, ни мысли о муже. «За всю жизнь за горькую отлюблю!» - кричит он в гневе Пантелею Прокофьевичу, который пришёл её стыдить.

Аксинья бескорыстна, самоотверженна в любви, а Григорий начинает прислушиваться к мнению окружающих, подчиняется воле отца, он в какой-то степени равнодушен к судьбе Аксиньи, в определённые моменты в нём мужской эгоизм берёт верх над любовью. Аксинья спрашивает его о будущем, о том, как Степан отнесётся к их связи, а в ответ - «я почём знаю», «мне что его бояться, ты – жена, ты и боись». Аксинья готова идти за любимым хоть на край света, зовет его уйти из хутора на шахты. Но Григорий слишком привязан к дому, хозяйству, земле и поэтому наотрез отказывается: «Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь».

Первая любовь в жизни Григория стала его большой любовью на всю жизнь, а он, ещё молодой, неопытный, легкомысленный, не осознал сначала своего счастья. Может быть, поэтому герой с лёгкостью, не сопротивляясь, выполняет волю отца, надеется забыть Аксинью и женится на Наталье Коршуновой, которую также пленила казацкая удаль, работящий характер, внешняя красота Гришки.

Преданность, душевность, чистота Натальи не находят отклика в сердце Григория. Женитьба не остудила его чувств к Аксинье, он понимает: ничто не заставит его забыть Аксинью, разорвать их бесстыдную, преступную, по мнению окружающих, связь: «через три недели со страхом и озлоблением осознал в душе, что не вконец порвано с Аксиньей, осталось что-то, как заноза в сердце…».

Герой не хитрит, не обманывает, он прямо, открыто признаётся Наталье в том, что не любит её. Разговор происходит ночью в степи. Языком природы М.Шолохов передаёт душевные муки Натальи – одинокой, тоскующей, страдающей от равнодушия. Мы видим «недоступное звёздное займище», «тенистое призрачное покрывало плывущей … тучи», травы, которые пахнут «тоскливо, мертвенно».

Григорий в поисках счастья уходит из родного дома, покидает хутор вместе с Аксиньей. Отношения героев складываются очень сложно. Узнав о беременности Аксиньи, Григорий начинает сомневаться в своём отцовстве, а она замыкается в себе, они отдаляются друг от друга. Григорий вскоре уходит на войну. Холодность Григория, смерть дочери окончательно сломили Аксинью, и она, пытаясь избавиться от невыносимого одиночества, душевной боли, «невыплаканной тоски», решилась на греховную связь с Евгением Листницким. Так недоверие и равнодушие вновь становятся серьёзным испытанием любви Григория и Аксиньи. Герой возвращается к Наталье. Она становится матерью его детей, ласковой и самоотверженной. Рождение сына и дочери, казалось бы, привязывает Григория к дому, пробуждает в нем отцовские чувства, но проходит какое-то время, и он вновь уходит к Аксинье.

Душевные метания Григория подчёркивают его противоречивую, страстную натуру. Наталья видит, что Григорий искренне хочет вырвать чувство к Аксинье из своей души, но понемногу убеждается, что это невозможно. Аксинья отчаянно борется за любовь Григория, а Наталье приходится бороться не просто с этой роковой любовью, но ещё и с самой судьбой. Нельзя сказать, что Наталью Григорий не любит. Её невозможно не любить, ведь именно на таких женщинах, как она, держится дом, семья, весь мир. Наталья очень верная, преданная, и Григория она поражает «какой-то чистой внутренней красотой».

Роковой любовный треугольник разбивает сама жизнь. В конце романа мы видим Аксинью, уже не соперницу, не любовницу с колдовской властью своей красоты. Героиня молится за Григория, ласкает осиротевших его детей. Но война губит и Аксинью, и саму любовь: Григорий «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось». Своими руками роет он ей могилу. Чувство страшного одиночества и полного безразличия к миру охватывает его «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…», - пишет М.Шолохов.

Любовь Григория – возвышенная и земная, светлая и печальная, радостная и трагическая. Для Аксиньи, Натальи и самого героя их чувства – это и величайшее счастье, и тяжкий крест, трагедия. Жизнь Григория, порой равнодушного и эгоистичного, иногда не способного простить, понять, была освещена страстной, бескорыстной, самозабвенной любовью Аксиньи и чистой, преданной любовью Натальи. Кто знает, может быть, этой любовью он сумеет окружить своего сына Мишатку: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Рудских Анжелика, 11 класс А

Страница 2 из 2


«Григорий Мелехов ведь тоже не просто посредине и не между, хотя он там и бывает. Неустранимая линия его характера - искание правды, и не мечтательно, а в сражении за правду, в отстаивании ее - и вовсе не из неразборчивых средств. В каждом данном движении его жизни есть разное: приближение, и провалы, и совпадение, но только не уклонение (за исключением мгновений усталости). Григорий и формально не посредине: он или на одной стороне, или на другой, но всякий раз потому, что пробивается к этой центральной задаче».

П. В. Палиевский. Мировое значение М. Шолохова, 1972

Задание 3

Почему и догматически настроенные вожди пролетарской литературы (А. Фадеев), и догматически настроенные критики и литературоведы делили главного героя «Тихого Дона» Григория Мелехова на две категории: «наш» и «не наш»? Как - творчески - ответил М. Шолохов на эти требования? Можно ли сказать, что Григорий Мелехов, протестуя против обоюдной жестокости в гражданской войне, пытался найти некую «разорванную правду», которая целостно всегда жила в народе?

Любовь-страсть. Григорий и Аксинья

«Аксинья привязалась к мужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость да привычка. Ребенок умер, не дожив до года. Старая развернулась жизнь. И когда Мелехов Гришка, заигрывая, стал Аксинье поперек пути, с ужасом увидела она, что ее тянет к черному ласковому парню. <...> Тепло и приятно ей было, когда черные Гришкины глаза ласкали ее тяжело и исступленно. На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась и, еще не сознавая отчего, вспоминала: „Нынче что-то есть радостное. Что же? Григорий... Гриша..." Пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство, и в мыслях шла ощупью, осторожно, как через Дон по мартовскому ноздреватому льду».

«Тихий Дон»

«Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурно-пьяным придорожным цветет поздняя бабья любовь.
С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на ее лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

«Тихий Дон»

«Срамную по тем понятиям и обычаям старого казачьего быта, по которым всегда объявлялась вне закона вот такая открытая любовь, бросающая всем и всему вызов. Но все-таки счастливую несмотря ни на что. Ни до этого у Аксиньи не было, ни потом уже не будет какой-нибудь другой любви. Потому что по всем задаткам своей натуры однолюбка она, и не вина ее, а беда, что Григорий встретился ей так поздно. Но раз поздно, то заодно и отлюбит она его за все горькое, что до этого выпало на ее долю. Ничего выше и дороже этой любви больше уже не будет у нее. Только она, первая и единственная, вплоть до смертного часа».

Анатолий Калинин. Время «Тихого Дона», 1978

«Отношение к женщине, к любви у Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим - неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь-страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи - несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери - Ильиничны - много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка.
Последние эпизоды романа рушит и возвышает трагедия. <...> Когда Григорий Мелехов почувствовал, что Аксинья умирает, он, „мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось". Именно после того, как „схоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете", он, подняв голову, „увидел черный диск Солнца".
Все потеряно? Нет, жизнь продолжается. Григорий Мелехов держит на руках сына Мишутку».

Иван Жуков. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве, 1994

Задание 4

Что поражает в трагической любви Григория и Аксиньи? Через какие испытания проходят оба героя? Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок ли он с Аксиньей или в разлуке с ней, согревает его ее любовь или нет. Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец?

Художественная специфика романа

Эпиграф к первой книге «Тихого Дона»

«Старинные казачьи песни, простые, образные, родниковой чистоты, хотя и с заметным налетом древности, задевают душу трепетной любовью к родной земле, родному краю. В них раздумья, эпическая широта. Проходных слов, заполняющих пустоту, нет совсем. Каждое слово имеет смысловую и эмоциональную нагрузку. Взволнованная интонация - вопросы, восклицания, обращение, символика, строгий смысловой и образный параллелизм, замедленный ритм, поэтическая лексика <...> - все это создает особую эмоциональность песни.
Песни естественно вписались в роман. И не только песни, а и сказки, заговоры, молитвы, причитания, сказы, приметы, поверья, живописные пословицы, поговорки, дразнилки, прозвища, прибаутки. Эпические картины степей Дона, событий войны, нелегких судеб вряд ли были бы столь волнующими и достоверными, психологически убедительными, если бы не было этой опоры в незамутненном источнике красивой и сильной народной поэзии».

Ф. Г. Бирюков. О подвиге народном. Жизнь и творчество
М. А. Шолохова, 1989

«Важно показать лирический образ природы как параллель духовной жизни героев романа (человеческая драма Аксиньи и картина истоптанного хлебного поля, горе Натальи и степная гроза, описание прекрасного, но уже тронутого смертным тленом ландыша и трагический финал жизни Аксиньи, потрясающая картина черного неба, ослепительно сияющего на нем черного диска Солнца и трагедия Григория Мелехова). Это, конечно, лишь один из подходов к роману, помогающий ученикам понять основные идеи писателя».

И. С. Збарский. Внеклассное чтение произведений М. Шолохова
в средней школе, 1986

«В том восприятии мира, которое свойственно Григорию Мелехову, а заодно и Шолохову, есть много общего с мировосприятием Есенина. <...>

так Есенин изображает закат. Не тот ли это самый „ласковый телок", с которым Шолохов сравнивает „рыжее потеплевшее солнце"?
„На сизом пологе неба доклевывал краснохвостый рассвет звездное просо" - это сравнение кажется строками Есенина, изложенными прозой. „Ставни дома наглухо стиснули голубые челюсти", - не потому ли Шолохов убрал эту фразу, что она, помимо всего прочего, очень живо напоминает про избу-старуху, которая „челюстью порога жует пахучий мякиш тишины"?
„Прислонясь к рыжему животу сосны", - не потому ли Шолохов внес поправку в эти слова, что они очень живо напоминали есенинские „древесные бедра ив" и „обнаженные груди берез"?
Кому, например, принадлежат слова „голубая пряжа июльских дней" - Шолохову или Есенину? Я уверен, что подавляющее большинство читателей проголосует за Есенина. Между тем эти слова принадлежат Шолохову и совсем не случайны для стилистики „Тихого Дона"».

Иван Жуков. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле
Шолохове и Александре Фадееве, 1994

Задание 5

Какие художественные средства, идущие из устного народного творчества, выделяются исследователями в «Тихом Доне»? Где ищет Шолохов своих учителей и что означает возможная близость его стилистики поэзии Сергея Есенина? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что в «Тихом Доне» - в новых формах - возрождается былинное начало, своего рода богатырский эпос? Прав ли литературовед П. В. Палиевский, утверждая, что Шолохов, «подобно Толстому, оставил нам эпос, так что теперь у нас, в русской литературе, их два, как и в древности: «Илиада» и «Одиссея». А если не забыть «Слово», то, наверное, и три»?

Отношения между донским казаком Григорием Мелеховым и его возлюбленной - казачкой Аксиньей Астаховой составляют одну из главных сюжетных линий романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». Сам характер этой любви изначально уже был очень непрост, но ситуация осложнялась еще и тем, что героям выпала тяжелая доля - жить в страшное для нашей страны время, в период Первой мировой и Гражданской войны.

Роман героев начинает стремительно развиваться еще тогда, когда на хуторе Татарском царит относительный мир и покой. Пылкий и настойчивый Григорий со «звероватым» взглядом и аналогичными повадками начинает активно ухаживать за замужней женщиной Аксиньей, искушая ее своей «настойчивой и ждущей» любовью. Молодая казачка с ужасом осознает, что «ее тянет к черному ласковому парню», она долго сопротивляется своему чувству, но жить с мужем Степаном и молчаливо сносить все побои и другие издевательства с его стороны для нее невыносимо, поэтому она решается открыться своей любви.

С этого момента жизнь героев резко меняется: искусительная запретная связь делает молодых людей очень счастливыми и невероятно несчастными одновременно. Отношениям Григория и Аксиньи суждено выдержать множество испытаний: расставание и разлуку, ненависть и ревность законных супругов каждого из героев, войну, смерть общего ребенка и измену. Но, несмотря на это, любовь молодых людей только крепнет с каждым днем, и оба они осознают, что жить им друг без друга «моченьки нету».

В то же время связь Григория и Аксиньи ломает судьбы других людей. Прежде всего, судьбу Натальи Коршуновой . Аксинья не может смириться с тем, что Григория женят на этой «счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей» девушке и потому решается «на новое бесчестье, на прежний позор» и отнимает своего Гришку у Натальи. Но Григорий и сам не прочь оказаться в такой позиции, поэтому он постоянно мечется между двумя своими женщинами, пока, наконец, Наталья не умирает, пытаясь избавиться от их совместного с Григорием ребенка.

Аксинья также становится жертвой собственной любви: женщину убивают красноармейцы во время того, как она вместе с Григорием пытается уехать на Кубань. Истинная трагичность этой ситуации заключается в том, что погибает Аксинья именно тогда, когда, наконец, после всех страданий, выпавших на ее долю, героиня вновь воссоединяется со своим возлюбленным, и неизвестность манит ее «призрачным счастьем».

Мы видим, как с губ Аксиньи все время не сходит «тихая улыбка», как радостно светятся ее «опухшие от слез» глаза. Женщина уверена, что наконец-то они с Григорием найдут «свою долю», но жестокая судьба лишает их этого шанса. Она отнимает у мужчины возлюбленную, заставляя героя «мертветь» от ужаса, держа на руках умирающую Аксинью.

Теперь жизнь Григория становится черна, «как выжженная палами степь», потому что из нее уходит все самое дорого, что у него было, и остаются только дети. Именно к ним, а вернее, к единственному оставшемуся в живых сыну - Мишатке, и возвращается в итоге Григорий, поскольку только это теперь может предать хоть какой-то смысл его «изломанной» жизни и заставить героя «цепляться за землю».

Цель урока:

Оборудование урока:

Методические приёмы:

Ход урока

I . Беседа

«Тихий Дон» — повествование о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.

— Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи?

— Их отношения — любовь или «беззаконная страсть?

(Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это — преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан — узелок развяжет».)

Просмотр содержимого документа
«Урок 6. Григорий и Аксинья»

Урок 6. Григорий и Аксинья

Цель урока: показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь.

Оборудование урока: показать фрагменты из художественного фильма «Тихий Дон».

Методические приёмы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, выявление авторской позиции.

Ход урока

I . Беседа

«Тихий Дон» - повествование о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.

Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи?

Их отношения - любовь или «беззаконная страсть?

(Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это - преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан - узелок развяжет».)

Чем отличается любовь Аксиньи и Григория?

(Это из ряда вон выходящее чувство (сравним с любовью Натальи, Дарьи, Дуняши, Листницкого). Причем отношения героев почти лишены романтики, в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».)

Является ли революция фоном, на котором развивается любовь героев?

Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и гражданской войне?

В. Кожинов считает, что Любовь есть воплощение Революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь («в хуторе решили, что это преступно»). Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон.

Однако буквальное отождествление Любви и Революции недопустимо. Речь идет о том, что переворот совершается и здесь, и там; начинается именно в истории любви. (Вспомним неосознанное сходство Анны Погудко с Аксиньей.)

Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви-страсти?

(Да, но и сами делают жертвами других (Наталья).)

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа - Натальи и Аксиньи?

(Наталья - воплощение идеи дома, семьи. Ее цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всем белом свете! Первый и последний...». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство. И Наталью, и Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Ее «порочная «вызывающая» красота неумолимо притягивают его. Красота эта свободна, отрицает серость равенства. Любовь Григория к Аксиньи часто описана грубыми красками: «Рывком кинул ее Григорий на руки - так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».)

Почему же эта любовь вызывает сочувствие? (Вспомним Митю Карамазова: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей»).

В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живет молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей.

Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

II . Домашнее задание

1. Подготовка к семинару.

2. Индивидуальное задание: подготовить доклад по «Поднятой целине».




Top