Какие бемоли в ре миноре. Три вида минора в музыке

Сегодня можно встретить большое количество обучающей литературы, в которой расписано практически все. Если вы решили играть классическую музыку, то вам придется выучить теорию. Это нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться , уметь импровизировать и придумывать музыку.

При полном незнании теории музыки лучше всего начать обучение с интервалов. Только после изучения этого раздела вы можете приступать к изучению тональностей. Всего существует 24 тональности. Две из этих тональностей не имеют знаков при ключе, а остальные характеризуются наличием диезов или бемолей.

Какие знаки в ре миноре

Ре минор можно назвать одной из легких тональностей, так как в ней присутствует всего 1 ключевой знак – си-бемоль. Также следует помнить, что все натуральные минорные тональности могут приобретать временные знаки. Например, в гармоническом миноре будет повышаться 7 ступень гаммы. Если спроектировать это правило на тональность ре минор, то вы получите ноту до-диез. Существует и мелодический вид минорной гаммы. По звучанию она будет напоминать мажор, но с небольшими изменениями. У мелодического минора при движении вверх будут повышаться 6 и 7 ступени, а вниз вам нужно будет сыграть или спеть натуральный минор (на письме знаки повышения или понижения ноты отменяются бекаром).

Квинтовый круг, или как научиться импровизировать

Определению названия тональностей по знакам при ключе обучают в музыкальных школах. Вы можете разучить тональности и ключевые знаки в них самостоятельно, воспользовавшись изображением квинтового круга. На нем изображены тональности в зависимости от степени родства. Например, в верхней точке круга расположены тональности без знаков, затем идут тональности с 1, 2, 3 и т. д. знаками при ключе. Справа будут указаны диезные тональности, а слева – бемольные. Если вы запомните квинтовый круг, то вы сможете без труда подобрать аккомпанемент к мелодии, сымпровизировать, а также разобраться в тональности, в которой при ключе большое количество знаков.

Как определить тональность произведения по ключевым знакам

При разучивании незнакомого произведения изначально нужно определить тональность, в которой оно написано. Для этого вам следует обратить внимание на знаки при ключе. Также необходимо взять в расчет и окончание произведения, так как одни и те же ключевые знаки могут присутствовать в двух тональностях – мажоре или параллельном миноре. Только при учете этих двух факторов вы сможете безошибочно определить тональность пьесы.

Следует отметить,

МИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "МИ" (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит МИ минор:

  • МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.

Ключевой знак в тональности МИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

  • МИ - I, ФА-диез - II, СОЛЬ - III, ЛЯ - IV, СИ - V, ДО - VI, РЕ -VII , МИ - I.

Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

  • МИ -I, РЕ -VII, ДО - VI, СИ - V, ЛЯ - IV, СОЛЬ - III, ФА-диез - II, МИ - I.

Тоническое трезвучие в МИ миноре:

  • МИ -I, СОЛЬ - III, СИ - V.

25. Тональность РЕ минор

РЕ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "РЕ" (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ минор:

  • РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.

Ключевой знак в тональности РЕ минор:

  • СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

  • РЕ - I, МИ - II, ФА - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ-бемоль - VI, ДО -VII, РЕ - I.

Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

  • РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль - VI, ЛЯ - V, СОЛЬ - IV, ФА - III, МИ - II, РЕ - I.

Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

  • РЕ -I, ФА - III, ЛЯ - V.

26. Размер 3/4

Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4: вниз - в сторону - вверх.

27. Размер 3/8

Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8: вниз - в сторону - вверх.

28. Затакт

Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.

29. Тональность РЕ мажор

РЕ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

  • ФА-диез, ДО-диез.

Гамма РЕ мажор и ее ступени:

  • РЕ -I, МИ - II, ФА-диез - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ- VI, ДО-диез - VII, (РЕ) - I.

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

  • РЕ-I, ФА-диез - III, ЛЯ - V.

Вводные звуки в РЕ мажоре:

  • ДО-диез - VII, МИ - II.

30. Лига

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

31. Четверть с точкой в двухдольном размере

Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

32. Фермата

Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

33. Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов:

Прима - первая, обозначается цифрой 1
Секунда - вторая, обозначается цифрой 2
Терция - третья, обозначается цифрой 3
Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта - пятая, обозначается цифрой 5
Секста - шестая, обозначается цифрой 6
Септима - седьмая, обозначается цифрой 7
Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8

Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

  • ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).

Мелодические интервалы от звука до вниз:

  • ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).

Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

34. Главные ступени лада и их названия

Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

Главные ступени в тональности ДО мажор:

  • тоника - ДО(I), доминанта - СОЛЬ(V), субдоминанта - ФА(IV).

Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

  • тоника - ЛЯ(I), доминанта - МИ(V), субдоминанта - РЕ(IV).

35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

Устойчивые (опорные) звуки - I, III и V ступени.

Неустойчивые звуки - VII, II, IV и VI ступени.

Устойчивые звуки в ДО мажоре:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:

Неустойчивые звуки в ДО мажоре:

  • СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.

Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:

  • СИ-ДО-РЕ, РЕ-МИ-ФА, ФА-СОЛЬ-ЛЯ.

Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

  • СИ-ДО.

Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

  • ФА-МИ, ЛЯ-СОЛЬ.

Двойное тяготение II ступени:

  • РЕ-ДО, РЕ-МИ.

36. Размер 4/4

Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4:

  • 4/4 или С.

Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

  • первая - сильная;
  • вторая - слабая;
  • третья - относительно сильная;
  • четвертая - слабая.

Схема дирижирования на 4/4:

  • вниз - к себе - в сторону - вверх.

37. Три вида минорного лада

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ЛЯ минор натуральная:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор гармоническая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор мелодическая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

38. Тональность СИ минор

СИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "СИ" (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ключевые знаки в тональности СИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
  • ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма СИ минор натуральная:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор гармоническая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ-диез -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор мелодическая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ-диез - VI, ЛЯ-диез -VII, СИ - I.

Тоническое трезвучие в СИ миноре:

  • СИ -I, РЕ - III, ФА-диез - V.

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

  • ЛЯ-диез - в СИ, ДО-диез - в СИ, ДО-диез - в РЕ, МИ - в РЕ, СОЛЬ - в ФА-диез.

39. Большая и малая секунды

Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой , если она составляет целый тон. Секунда называется малой , если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

Например:

  • Большая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ-бемоль.
  • Большая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ.

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув 2 , ув 5 , ум 7 , ум 4 ).

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её , и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки» . Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув 5 – ум 4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув 4 с ум 5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать .

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

Каждой минорной гамме соответствует параллельная мажорная. Чтобы ее определить, нужно от первой ступени исходного минора построить вверх малую терцию. Найдите на клавиатуре клавишу «до». Вспомните, как строится малая терция. Этот интервал состоит из полутора тонов и обозначается как м3. На расстоянии малой терции от клавиши «до» будет клавиша «ми-бемоль», то есть параллельной мажорной тональностью к до-минору будет ми-бемоль-мажор.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом

Чтобы начертить схему кварто-квинтового круга, нужно представить себе . Каждой мажорной тональности соответствует определенная цифра на часах. Например, в самом верху, где обычно располагается число 12, находится до-мажор – тональность без ключевых знаков. Здесь же располагается и параллельная минорная тональность, то есть ля-минор. По ходу часовой стрелки будут располагаться диезные тональности в порядке возрастания количества ключевых знаков. Это соль-мажор и ми-минор, ре-мажор и си-минор, ля-мажор и фа-диез-минор и т.д. Чтобы определить каждую следующую тональность, нужно от тоники построить вверх чистую квинту, то есть интервал, который обозначается ч5. Если вам больше нравится считать интервала вниз, то тогда нужно строить чистую кварту, то есть ч4.

Бемольные тональности

Обозначьте бемольные тональности. Для этого от звука «до» или «ля» постройте вниз чистую квинту или вверх чистую кварту. И в том, и в другом случае вы получите звуки «фа» и «ре», то есть следующими по количеству знаков будут фа-мажор и параллельный ре-минор. Построив кварту вниз от звука «фа» или «ре», вы получите «си-бемоль» или «соль», то есть мажор и минор с двумя ключевыми знаками (си-бемоль и ми-бемоль). Построив следующую квинту вниз, вы найдете очередную пару тональностей – ми-бемоль мажор и до-минор. То есть и в до-миноре, и в параллельном к нему мажоре при ключе стоят : си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль.

Вилы до-минора

Как и другие , до-минор бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический. В гармоническом миноре повышается седьмая ступень как в восходящем, так и в нисходящем направлении. То есть вместо звука «си-бемоль» нужно взять «си». В мелодическом миноре в восходящем направлении повышаются шестая и седьмая ступени. Нисходящий мелодический минор играется точно так же, как натуральный. Знаки, обозначающие повышение ступеней, при ключе не ставятся.

До-минорное трезвучие

Иногда требуется, не разучивая гаммы, сразу построить до-минорный аккорд. Как и любое минорное тоническое трезвучие, до-минорное состоит из двух терций – большой и малой. Малая располагается внизу, между первой и третьей ступенями – интервал в полтора тона, то есть средним звуком трезвучия будет «ми-бемоль». Отсчитав от этой клавиши два тона, вы получите пятую ступень – звук «соль».

Фуга ре минор, сочиненная Иоганном Себастьяном Бахом в начале восемнадцатого века, вошла в сокровищницу мировой классической музыки как одна из самых популярных и известных композиций. Исполняется она чаще всего вместе с токкатой, выдержанной в той же тональности. Профессиональным музыкантам и любителям, знакомым с азами название понятно. Всем же прочим меломанам требуется разъяснение того, что означает «ре минор», и в каких опусах великого мастера (а также других композиторов) он встречается.

А Бах ли автор?

Долгое время - более двух с половиной столетий - никто не сомневался в том, что эта фуга написана Бахом. Затем, в восьмидесятых годах прошлого века, появились две книги, в которых на основе детального анализа стилистики и наиболее часто применяемых композитором музыкальных приемов высказываются сомнения в подлинности официально признанного авторства. Наличие параллельных октав, субдоминантового ответа и некоторые другие характерные для произведения моменты либо не встречаются в других произведениях Баха, либо крайне редки.

Эти особенности понятны только специалистам, имеющим глубокие познания в теории, поэтому углубляться в подробности смысла нет. Остается лишь верить Кристофу Вольфу (стороннику того, что Бах все же написал токкату и фугу) либо Питеру Уильямсу (противнику авторства Баха). К тому же гениальные композиторы часто творили нечто, что удивляло их самих, такова уж их природа, что заданным алгоритмам они не подчиняются. «Фуга ре минор» - произведение незаурядное, не похожее более ни на что. Парадоксально, но в каком-то смысле это говорит в пользу его аутентичности. Тональность, в которой она написана, дает богатые возможности выражения эмоций, переполняющих талантливую душу.

Немного о сольфеджио и гаммах

Совсем немного следует углубиться в теорию, без этого никак нельзя. Во-первых, нужно вспомнить о том, что любой гармоничный звук представляет собой совокупность частот, среди которых выделяется основная, определяющая положение ноты. К примеру, «ля 1» соответствует колебаниям воздуха в 440 Гц.

Человеческое ухо различает семь тонов и пять полутонов в каждой гамме, далее все начинается снова, уже в другой октаве. Зримо это можно оценить, глядя на клавиатуру фортепиано: белые клавиши - это тона, а черные - полутона. Ясное дело, что повышение (мажор или «moll») одного тона на его половину - это то же самое, что понижение следующего. Иными словами, ре минор тождественно термину «d-moll».

Простым (хотя и не всегда) упражнением для учеников начальных классов музыкальных школ является такой важный элемент образования, как разучивание гамм. Оно дает главное - запоминание того, где на клавиатуре находится нужная клавиша, или какая струна арфы (скрипки, виолончели, домры и т. д.) создает требуемый звук. То же касается и Восходящая гамма на гитаре иногда для простоты прочтения записывается латинскими (H - полутон, Half) или русскими буквами (Т и П), например, W-W-H-W-W-W-H (Т-Т-П-Т-Т-Т-П), что читается так: «тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Такой способ запоминания дает возможность овладения самым популярным инструментом тем, кто профессионально учиться в консерватории не имеет времени или желания, а играть хочет. Гамма ре минор звучит в такой последовательности: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.

Произведения этой тональности

Музыка влияет на человеческое сознание сильнее, чем любой другой вид искусства. в отличие от мажорной, создает грустное, задумчивое и даже порой агрессивное настроение. Эта психологическая особенность восприятия часто использовалась композиторами прошлых веков, да и современные произведения очень часто выдержаны в ней. Блюз основан на «понизительной» гармонии, как и многие образцы рока. Из классической музыки, выдержанной в тональности «ре минор», помимо фуги Баха, наиболее известными произведениями стали его же «Концерт №1 для клавира с оркестром» (BWV 1052), «Реквием» Моцарта, Девятая симфония Бетховена (широко известная по «Оде радости» в четвертой ее части). Двадцатый век подарил нам Седьмую симфонию Дворжака, Первую Рахманинова, его же Фугу, Третий концерт и Этюд-картину, написанную в той же тональности, вторую Сонату для фортепиано Прокофьева, Сонату для фортепиано Шостаковича и множество других замечательных произведений.

В современной обработке

Каждый композитор вправе выбирать, какая тональность ему по душе. К тому же гармоничность созвучия соответствует эмоциональной наполненности произведения, ее смыслу и сверхзадаче. Музыка бывает оптимистично-мажорной, мрачно-минорной или имеет все возможные промежуточные оттенки. Богатство наследия прошлых веков побуждает многих джазменов и рок-исполнителей создавать оригинальные аранжировки произведений композиторов-классиков прошлых столетий. К примеру, известная группа «Megadeth» началом песни «Loved to Deth» сделало цитату, исполняемую на фортепиано, в которой каждый просвещенный меломан легко угадает «Фугу ре минор» Баха. Есть и другие примеры того, как сонаты, фуги и концерты этой тональности, использованные нынешними музыкантами, становятся особенно созвучными нашему тревожному времени.




Top