Какие бывают элементы былинного стиля. Особенности былин: композиция и средства художественной выразительности

Большое значение для понимания древнерусской литературы имеет вопрос о том, каковы были особенности былин. Данный вид жанра был весьма популярен среди наших далеких предков, поэтому рассмотрение поставленной проблемы актуально до сих пор. Школьные занятия по литературе следует предварить небольшим объяснением учителя на поставленную тему, так как это поможет понять их содержание, черты стиля, смысл и идейную нагрузку.

Литературные приемы

Особенности былин можно легко проследить на основе наиболее известных произведений данного жанра. При прочтении хотя бы нескольких текстов сразу бросается в глаза такой прием, как повторения. С их помощью безымянные авторы добивались усиления главной идеи и основного смысла. Кроме того, таким образом древние сказители добивались особого звучания и певучести произведений.

Здесь следует отметить, что эти старинные эпические песни исполнялись в особенно торжественных случаях, поэтому очень важно было настроить слушателей на определенный лад. Исходя из вышесказанного, можно прибавить, что особенности былин отразили дух своего времени, когда военные предприятия княжеской дружины становились объектом уважения и прославления.

Роль эпитетов

Данное выразительности играет едва ли не самую важную роль в передаче словами визуальной картины происходящего. Неизвестные авторы не жалели красок, воспевая силу и мощь древних витязей и воинов. Особенности былин легко объясняются той целью, с которой они создавались: желание восхвалить и увековечить подвиги богатырей.

Чтобы подчеркнуть их славу и величие, певцы использовали одни и те же эпитеты, которые при постоянном повторении создавали в воображении слушателя выразительную и красочную картину боя. Как правило, эпитеты применялись к характеристике внешнего облика воина, его коня, а также противника. Необыкновенно красивы описания древнерусских городов: княжеских палат, дворцов, дружины.

Гиперболы

Художественные особенности былин отражают мышление средневекового русского человека, который был склонен возвеличивать подвиги своих любимых героев. С этой целью авторы использовали гиперболы, которые должны были поразить воображение слушателя. В самом деле, подвиги витязей преподносятся в необыкновенно эпических тонах. Например, в древних сказаниях богатырь одним взмахом и ударом разит противника, от удара копытом его коня земля дрожит и опадает листва с деревьев. Те же приемы применяются и к описанию отрицательных персонажей. Например, Соловей-разбойник так свистит, что всё живое вокруг разбегается, поднимается сильный ветер.

Ударения

Художественные особенности былин раскрывают и некоторые черты музыкального искусства наших предков. Эти старинные эпичные песни строились по особым правилам, которые придавали им певучесть, размеренность и определенный ритм звучания. В строчках этих произведений используется несколько ударений, как правило, три. Они ставились на третьих слогах от начала и от конца.

Данный принцип не был обязательным, однако применялся довольно часто. Такое исполнение придавало былине особую звуковую выразительность и эпичность. Впрочем, иногда для усиления певучести текста слоги пропевались как одно слово, без разделений и пауз.

Композиция

Не менее важен вопрос о том, какие особенности построения былины применялись наиболее часто. Все произведения рассматриваемого жанра начинались с зачина - вступительного слова, которое раскрывало время и место действия. Здесь следует обратить внимание школьников на высокую степень исторической достоверности: сказания всегда указывают реальный город, говорят о князе, правившем в то время, когда происходили описываемые события, иногда автор упоминал конкретные места, что придавало повествованию убедительность и правдивость.

Далее следуют завязка и кульминация, которые раскрываются буквально на одном дыхании, без пауз, промедлений или отступлений. Таким образом, сказители рисовали одну картину события, не давая слушателю отвлечься ни на одну минуту. Развязка наступала, как правило, довольно быстро: в ней говорится о тех почестях, которые принимал герой в награду за свой подвиг.

Тематика

Особенности русских былин раскрывают внутренний мир древнерусского человека. Благодаря этим удивительным сказаниям мы можем понять, что именно интересовало наших далеких предков. Разумеется, наиболее любимым сюжетом были истории о подвигах и ратных сражениях богатырей. Однако, помимо этого, существовали также темы, посвященные прославлению простых тружеников-земледельцев. Существовали былины о необыкновенных приключениях героев, например, большой популярностью пользовались сказки про купца Садко. В этих былинах прославляются не ратные доблести витязей, а такие черты персонажей, как хитрость, удальство, житейская мудрость, позволявшая им находить выход из самых трудных ситуаций.

Былина – русская народная эпическая песня о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-то героическое событие, эпизод русской истории.

Былина – это энциклопедия древнерусской жизни. В ней выражается мощный дух народа:

o Патриотическая тематика

o История жизни народа

o Духовные качества

Особенности историзма былин . Былины художественно обобщили историческую действитель­ность XI-XVI вв., однако выросли они из архаичной эпической традиции, унаследовав от нее многие черты. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически со­единили реальную жизненную основу с фантастическим вымыс­лом. Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях.

Тем не менее, народные сказители, воспевавшие подвиги княжеской дружины, в отличие от летописцев, не следовали буквально хронологическому ходу событий, напротив, народная память бережно сохранила лишь самые яркие и примечательные исторические эпизоды, безотносительно к их расположению на временной шкале. Тесная связь с окружающей действительностью обусловила развитие и изменение строя и сюжетов былин, соответственно ходу истории Русского государства. Притом сам жанр существовал до середины XX в., разумеется, претерпевая многообразные изменения.

Циклизация былин:

· Киевские (Илья Муромец, Добрыия Никитич и Алеша Попович)

· Новгородские (Садко и о Василии Буслаеве)



Классификация былин:

· Героические былины

· Мифологические былины

· Новеллистические былины (описывающие главным образом общественный и семейный быт средневекового Русского государства)

Количество былинных сюжетов , несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых:

сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична ,Хотен Блудович );

борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин ,Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник );

борьба с иноземными захватчиками , в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ).

Особняком стоят сатирические былины или былины- пародии (Дюк Степанович , Состязание с Чурилой ).

Поэтика былин. В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях , позже былины исполнялись речитативом . Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнут торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение , причем повторяются не только отдельные слова; нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест », при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения. К «общим местам» относятся описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы , при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы : все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны :

Ø запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни;

Ø зачин (в его пределах разворачивается действие);

Ø концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

  1. Большая часть былины А. К. Толстого пред-ставляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, представле-ны в основном восклицательные предложения? Чего этим достигает поэт? Вчитайтесь в монолог Ильи Муромца и найдите в нем противопоставле-ния (антитезы). Как они подчеркивают жизненную позицию героя?
  2. Монолог представляет собой разверну-тое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклица-тельные предложения передают эмоцио-нальное состояние героя, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых за-слугах. Речь Ильи построена на многочис-ленных образных антитезах: богатство и роскошь княжеского двора — жизненная неприхотливость Ильи; молодые богаты-ри — старый Илья; служба у князя — сво-бода, к которой стремится богатырь; душ-ная жизнь в Киеве — просторы природы.

    Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у кня-зя — в этом заключена жизненная пози-ция героя.

  3. Перечитайте строфы, обрамляющие монолог богатыря. Как автор характеризует в них настро-ение и переживания героя?
  4. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев ли-цом, с наслаждением вдыхает запахи при-роды, воздух свободы, дикой воли и про-должает свой путь.

  5. Тургенев отметил, что «гуманная натура Толс-того сквозит и дышит во всем, что он написал». Об-ращаясь к давнему прошлому, поэт искал в нем идеал гармонической личности. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении?
  6. Поэт воспевает в былинном герое муд-рость, внутреннюю сдержанность, соче-тающиеся с богатырской мощью и силой.

  7. Думы о «красоте нашей истории» Толстой соединял с мыслями о «красоте нашего языка», широко опираясь в своих былинах и балладах на народно-поэтический стиль. Какие элементы бы-линного стиля использовал поэт в стихотворении «Илья Муромец»?
  8. В стихотворении использован напев-ный былинный стих, размеренность ре-чи, обращения, характерные для были-ны, постоянные эпитеты (богатырский конь).

  9. В русской былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» Илья, «разгневанный» и «раздраженный» тем, что стольный князь Влади-мир забыл позвать его как «лучшего богатыря» «на почестный пир», стал стрелять из лука по «ма-ковкам золоченыим», которые «отпали на сыру землю». Положив в основу своего стихотворения былинный конфликт русского богатыря с князем Владимиром, Толстой во многом смягчил его. Ка-ким предстает в этом конфликте Илья Муромец?
  10. Илья в стихотворении А. К. Толстого предстает более мудрым и сдержанным, он не дает волю гневу, не выплескивает разрушительную силу, а приходит к вы-воду, что, потеряв службу, он обретает го-раздо большее — свободу. Материал с сайта

  11. Сопоставляя народные былины об Илье Му-ромце и стихотворение Толстого, можно просле-дить судьбу героя в ее развитии. Попытайтесь со-здать такое жизнеописание.
  12. Илья Муромец до 33 лет пролежал на печи, и сила богатырская пробудилась в нем только в связи с необходимостью по-стоять за землю-матушку. Калики пере-хожие вручают Илье меч русского богаты-ря Святогора. С тех пор Илья Муромец за-щищал Русь, бескорыстно служил родине и народу. Он одержал победы над Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Калином-царем вместе с его несметным вой-ском и совершил еще много славных под-вигов.

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца. Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью. Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»). Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста. Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках. Троекратность или троичность в былинах вляется одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы. В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса. Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины.

Былины и мифология

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Мифоло́гия -объект исследования многих научных дисциплин (философии, истории, филологии и др.), включающий древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки и др. Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением истории, так и изучением современных примитивных народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

тые", вмещавшие от 40 до 60 человек, изготавливали из долбленой колоды, обшивали досками (позже таким же способом строили свои суда запорожцы)1 . Б. А. Рыбаков отметил, что в VIII-X вв. древнерусские флотилии насчитывали до двух тысяч судов2 .

В. Ф. Миллер отнес к новгородским - по ряду бытовых и географических признаков - былину "Вольга и Микула"3 . Областная ориентация этого произведения сказалась в том, что новгородец Микула изображен более сильным, чем племянник киевского князя Вольга со своей дружиной.

Вольга отправился в пожалованные ему киевским князем три города за сбором дани. Выехав в поле, он услышал работу оратая: оратай понукивает, сошка поскрипывает, омешики по камешкам почиркивают. Но приблизиться к пахарю Вольге удалось только через два дня. Узнав, что в городах, куда он направляется, живут мужики... разбойники, князь пригласил оратая с собой. Тот согласился: выпряг кобылку, сел на нее и поехал. Однако вскоре он вспомнил, что оставил сошку в борозде - ее надо вытащить, отряхнуть от земельки и бросить за ракитов куст. Вольга трижды посылает дружинников убрать сошку, но ее не могут поднять ни пять, ни десять добрых молодцев, ни даже вся дружинушка хоробрая. Пахарь Микула вытаскивает сошку одной рукой. Противопоставление переходит и на коней: конь Вольги не может угнаться за кобылкой Микулы Селяниновича.

Образ Вольги испытал некоторое влияние образа мифического Волха: в зачине сообщается, что Вольга умеет оборачиваться волком, птицей-соколом, щукой-рыбою. [Гильф. - Т. 2. - С. 4-9]. Это давало основание возводить архаичную основу сюжета к конфликту между древним охотником и более цивилизованным земледельцем. Однако идея былины прежде всего состоит в том, что князю противопоставлен чудесный пахарь, наделенный могучей силой.

5. ПОЭТИКА БЫЛИН

Былины имеют особый художественный мир. Все, о чем в них поется, отличается от обычной жизни. Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значитель-

1 Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений/ Под ред. М.Н. Тихомирова. – М., 1956. – С. 143 – 146.

2 Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. … - С. 320. 3 Миллер В. Ф. К былинам о Вольге и Микуле// Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. – Т. 1: Былины. – М., 1897. – С. 166 – 186.

ного. Певец-сказитель сливается душою с высотой небес, глубиной моря, раздольными просторами земли, соприкасается с таинственным миром "глубоких омутов днепровских":

Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота акиян-море. Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омоты днепровския. [К. Д. - С. 9].

Поэтизация степной воли, молодецкой удали, всего облика богатыря и его коня переносила слушателей в воображаемый мир Древней Руси, величаво вознесенный над заурядной действительностью.

5.1. Композиция

Композиционную основу сюжетов многих былин составляет антитеза: герой резко противопоставлен своему противнику ("Илья Муромец и Калинцарь", "Добрыня Никитич и змей", "Алеша Попович и Тугарин"). Другим главным приемом изображения подвига героя и вообще эпических положений является, как и в сказках, утроение. В отличие от сказок, сюжеты былин могут разворачиваться не только вслед за действиями главного героя: сюжетная линия может последовательно переходить от одного персонажа к другому ("Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром", "Василий Буслаев и новгородцы").

Былинные сюжеты строятся по обычному, универсальному принципу построения эпических произведений: они имеют зачин, завязку действия, его развитие, кульминацию и развязку.

В зачинах указывается, откуда выезжает богатырь, место действия; или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы. Некоторые сказители начинали все былины своего репертуара не с запева, а прямо с зачина - например Т. Г. Рябинин.

Былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике он начал с описания выезда богатыря:

Из того ли-то из города из Муромля, Из того села да с Карачирова,

Выезжал удаленькой дородный добрый молодец, Он стоял заутрену во Муромли,

А и к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град, Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

[Гильф. - Т. 2. - С. 10].

Зачин былины "Волх Всеславьевич", записанной в XVIII в., представляет собой соединение древних мифологических мотивов: необычное рождение героя от женщины и змея; приветствие его появления на свет живой и неживой природой; быстрый рост богатыря; его обучение грамоте и другой премудрости - оборотничеству; набор дружины. [К. Д. - С. 32-33].

В новгородских былинах зачины начинаются с упоминания Новгорода как места действия:

В славном великом Нове-граде

А и жил Буслай до девяноста лет... [К. Д. - С. 48].

В былине "Садко", записанной от А. Сорокина, зачин сообщает, что Садко - бедный гусельщик, который спотешал купцов и бояр на честных пирах. Далее - завязка: Садка не позвали на почестей пир, a также на второй и на третий... [Гильф. - Т. 1. - С. 640].

Завязка былинного сюжета часто происходит на княжеском пиру, где главный герой ведет себя не так, как все остальные гости, и этим обращает на себя внимание. Былины киевского цикла иногда начинались сразу с завязки - с описания пира:

Во стольном во городе во Киеве, У ласкова князя у Владимира,

Заводился пир, право, почестей стол... [Азб. - С. 209];

У князя было у Владимира,

У киевскаго солнышка Сеславича Было пированьиио почесное, Чесно и хвально, больно радышно На многи князья и бояря.

На сильных могучих богатырей.

[Киреевский. - Вып. 3. - С. 32].

В развязке былинного сюжета поверженный враг или вражеское войско заклинаются:

"Не дай Бог нам бывать ко Киеву, Не дай Бог нам видать русских людей! Неужто в Киеве все таковы:

Один человек всех татар прибил?" ("Калин-царь"). [К. Д. - С. 133];

Ах тут Салтан покаялся:

"Не подай, Боже, водиться с Ильей Муромцем,

Ни детям нашим., ни внучатам. Ни внучатам, ни правнучатам.

Ни правнучатам, ни пращурятам! " ("Илья Муромец на Соколе-кора- бле"). [Азб. - С. 30].

А и тот ли Батыга на уход пошол,

А и бежит-то Батыга запинается. Запинается Батыга заклинается:

Не дай Боже, не дай Бог, да не дай дитям моим. Не дай дитям моим да моим внучатам

А во Киеви бывать да ведь Киева видать! ("Василий Игнатьевич"). [Гильф. - Т. 1. - С. 554].

Подобно сказкам, сюжеты былин имели свое художественное обрамление: запевы (в начале) и исходы (в конце). Это самостоятельные мелкие произведения, не связанные с основным содержанием былины.

Запевы имеются не во всех былинах. Иногда запевы получали развернутый вид. Например:

Высока ли высота поднебесная. Глубока глубота акиян-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омоты Непровския, Чуден крест Леванидовской, Долги плеса Чевылецкия, Высокия горы Сорочинския, Темны леса Брынския, Черны грязи Смоленския,

А и быстрыя реки понизовския. [К. Д. - С. 201].

Вот другой пример развернутого запева. Былину "Добрыня и Алеша" сказитель В. Суханов начал так:

А еще. шла подошла у нас повыкатила, Еще славная матушка быстра Волга-река, Ена места шла ровно три тысящи вёрст,

А и широко а и далёко под Казань под город, Ена шире того доле под Вастраканъ.

Ена устье давала ровно семдесят вёрст,

А и во славное морюшко Каспийское.

Е широкой перевоз там под Невым под градом, А и тёмный лесушки Смоленьскии,

И там высоки были горы Сорочински, Славны тихи плеса да Черевистый.

И только после этого - описание пира у князя Владимира. [Гильф. - Т. Т>. - С. 118].

Пример короткого шутливого запева - в былине "Илья Муромец и Добрыня":

Старина, братцы, сказать, да старицька связать, Старицька связать и да со старухою.

Ещо храбрые удалые Илья Муромец... и т. д.

[Астахова. - Т. 1. - С. 233].

О распространенности запева, в котором упоминались поднебесная высота, океанская глубина и раздольные земные просторы, можно судить по тому, что в пародийной былине "Агафонушка" на него также была создана пародия:

А и на Дону, Дону, в избе на дому На крутых берегах, на печи на дровах. Высока ли высота потолочная. Глубока глубота подпольная,

А и широко раздолье - перед печью шесток. Чистое поле - по подлавечью,

А и синее море - в лохани вода. [К. Д. - С. 141].

Исход имеет общий смысл окончания высказывания. Это - заключение, которое подводит итог, вносит элемент тишины и успокоения; или же веселая прибаутка-скоморошина. Типичны краткие исходы:

То старина, то и деянье . [К. Д. - С. 62, 106, 120, 129, 134, 142, 192];

Тем старина и кончилася. [К. Д. - С. 141J!

Встречаются исходы в несколько стихотворных строк. Например, сказитель из Пудожского уезда былину "Василий Игнатьевич" закончил так:

Щилья-каменье в Северной стороны; Самсон богатырь на Святых на горах; Молодой Алеша в богомольной стороны; Колокольные звоны в Новеграде,

Сладкие напитки в Петербурге городке. Сладкие колачики Новоладожские, Дешевы поцелуи Белозерские.

Дунай, Дунай, Дунай, Вперед боле не знай! [Рыбн. - Т. 2. - С. 687].

В исходах можно встретить упоминание, что о богатыре старину поют:

Тут век про Илью старину поют [Рыбн. - Т. 1. - С. 436]; И век про Дуная старину поют [Рыбн. - Т. 1. - С. 443].

Подобные выражения следует отличать от исходов типа: “Тут Соловью и славу поют . Тут Идолищу славу поют.” Ознакомление с основными публикациями былин убеждает в том, что выражение "славу поют" употреблялось только после гибели героя или его врага, т. е. было метафорическим упоминанием о песнях-"славах" на похоронных тризнах:

Тут Дунаюшку с Настасьюшкой славу поют. Им славу поют да веки по веку. [Гильф. - Т. 2. - С. 109]. Т. Г. Рябинин былину "Илья Муромец и Идолище" закончил стихом: тут ему Идолищу славу поют, - что соответствует данной традиции (Илья убил Идолище - рассек его на полы <надвое> шляпкой земли греческой). [Рыбн. - Т. 1. - С. 35].

Некоторые сказители все былины заканчивали одними и теми же словами, меняя только имя богатыря. Так, например, А. Е. Чуков былины "Илья и Идолище", "Добрыня и змей", "Добрыня в отъезде", "Алеша Попович и Тугарин", "Михаиле Потык", "Дюк", "Ставер" и даже историческую песню "Грозный царь Иван Васильевич" закончил словами:

И тут век про <имя богатыря> старину поют. Синему морю на тишину, А вам, добрым людям, на послушанье.

[Рыбн. - Т. 1. - С. 147-218].

Запевы и исходы создавались скоморохами. Например, в сборнике Кирши Данилова, отражающем скомороший репертуар, встречается исход с явными следами профессионального сказительства:

Еще нам, веселым молодцам, на потешенье, Сидючи в беседе смиренныя, Испиваючи мед, зелена вина; Где-ка пива пьем, тут и честь воздаем




Top