Какие чудеса происходят в сказке о царе. Чудеса случаются

Опубликовано сб, 01/04/2014 - 10:32 пользователем iadmin2

1. Какие бывают сказки?

2. Назови народные волшебные сказки. Кто их герои? Какие чудеса происходят в сказках? Найди ответы в учебнике или учебной хрестоматии

Русская народная сказка «Хаврошечка». Главные герои: Хаврошечка, мачеха, три дочери, старик, коровушка.

Чудеса в сказке заключаются в том, что девочка говорила с коровой, влезала ей в ушко, а из другого вылезала, у хозяйки были дочери с одним глазом и с тремя глазами, из косточек коровы выросла яблоня.

Татарская народная сказка «Три сестры». Главные герои: мать, три сестры, белочка.

Белочка превратила старшую дочь в черепаху, среднюю - в паучиху, младшую - в пчёлку.

3. Назови волшебную сказку А. Пушкина. Благодаря кому в сказке происходят волшебные превращения? Найди ответ в учебнике и прочитай.

Волшебная сказка А.с. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В этой сказке волшебный предмет - золотая рыбка.

4. Какие волшебные сказки зарубежных писателей ты знаешь? Назови.

Шарль Перро «Кот в сапогах»; Братья Гримм «Бременские музыканты».

5. Из каких сказок эти отрывки? Назови, найди сказки в учебнике. Прочитай или расскажи о героях сказки, которая тебе нравится.

1-й отрывок: русская сказка «Хаврошечка».

2-й отрывок: Шарль Перро «Кот в сапогах».

3-й) отрывок: А.с. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

6. Назови свою любимую сказку и любимого сказочного героя. Расскажи о нём.

Моя любимая сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева. Она учит тому, что в любой, даже самой сложной, ситуации не надо терять присутствия духа, а лучше попытаться найти выход из положения. Любая деятельность - лучше бездействия.

7. Какие сказки Х.-К. Андерсена мы изучали? Найди их в учебнике и хрестоматии. Какая из них тебе нравится? Почему?

Сказка Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка». В этой сказке зелёный росток гороха помог выздороветь маленькой девочке, которая очень долго болела.

8. Вспомни сказки братьев Гримм. Какая сказка этих авторов тебе особенно понравилась? Расскажи её своим друзьям.

Сказки братьев Гримм «Маленькие человечки», «Кот в сапогах», «Семеро храбрецов». Понравилась сказка «Маленькие человечки», потому что в этой сказке маленькие человечки помогли семье сапожника выбраться из бедности, а сапожник с женой отплатили добром этим человечкам.

9. Рассмотри иллюстрацию. Назови сказку. Найди и прочитай отрывок, который подходит к этой иллюстрации.

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах».

Отрывок: «Растянувшись на траве и притворившись мёртвым... простачок-кролик сразу прыгнул ему в мешок».

10. Сочини волшебную сказку с одним из сказочных героев.

Осенью в лесу много грибов бывает. Ходят люди, собирают, да все по-разному. Кто внимательный, тот не наступит на гриб, под каждый листочек заглянет. Кто ленивый, посшибает шапочки всем мухоморам. А мухоморы-то лекарство для лосей.

Не знают люди, что в лесу живёт грибок-лесовичок. Он за порядком в лесу следит, оберегает грибы от нехороших людей. Есть у него волшебный посох. Этим посохом аккуратным грибникам он места грибные указывает, грибочки-указатели подставляет. По этим грибам человек и выходит на грибное место. А нехорошим наоборот: прячет посохом грибные семейки. Походит, походит такой грибник по лесу и возвращается домой с пустым кузовком.

Вот и подумайте, а вы какие грибники?

Стр. 64

Прочитай строки из сказки С. Аксакова и скажи, как она называется.
Перечисли главных героев сказки.
Попробуй рассказать всю сказку.

Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Главные герои: купец; три дочери; зверь лесной, чудо морское (заколдованный принц).

В некотором царстве жил богатый купец. И было у него три дочери — три красавицы писаные, а меньшая лучше всех. Однажды, собираясь в дорогу, купец обещал привезти им гостинцы, какие они пожелают. Младшая дочь попросила цветочек аленький. Два года странствовал купец по чужбине. Чудесным образом очутился он в сказочном дворце с удивительным садом. За сорванный аленький цветочек чуть жизнью не поплатился. Но хозяин – чудище страшное отпустило купца под слово купеческое, что одна из его дочерей приедет во дворец по своей воле. По возвращению домой купец рассказал всё, что с ним приключилось. Младшая дочь отправилась к чудищу, избавив отца от гибели. Много времени провела дочь купца, живя во дворце, не видя и не слыша чудища, а только ощущая его заботу о ней. С каждым днём росла её любовь к нему, не прошла она и тогда, когда девушка увидела его безобразное обличие. Отпустило чудище девушку домой проведать родных. Да только попросило её вернуться через три дня. Завистливо стало сёстрам, что сестра их живет в богатстве да любви, задумали недоброе, перевели все часы в доме на час назад. Не ведая про своё опоздание, вернулась купеческая дочка во дворец и застала чудище, лежащим бездыханным. Любовь девушки разрушила чары злой волшебницы и избавила молодого юношу от облика безобразного чудища.

Стр. 66

Самостоятельно составь текст о литературной сказке, используя слова из «Словарной коробочки». Озаглавь текст и запиши его.

Особенности литературной сказки

Литературная сказка – это сказка, которую сочинил писатель (или несколько писателей). Литературная, авторская сказка — это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У неё есть автор. Фольклор использует так называемые постоянные эпитеты, то есть устойчивые, раз и навсегда данные определения предметов окружающего мира. А вот в авторском произведении всё описывается очень ярко, красочно, с множеством деталей и подробностей. Автор вносит своё видение, понимание в сказочную действительность. Часто авторы используют сюжеты народных сказок, но в литературной сказке автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет, высказывает свою точку зрения.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • формировать навыки выразительного чтения;
  • развивать речь, внимание, память;
  • воспитывать красоту и культуру речи.

Оборудование: иллюстрации к сказке, аудиокассета с записью музыки к спектаклю Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», репродукция картины М.Врубеля «Царевна Лебедь».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

Читаем слоги, чётко произнося каждый звук:

3. Проверка домашнего задания.

С какой сказкой мы познакомились?

Назовите главных героев.

Какое домашнее задание было задано? (Дочитать сказку, нарисовать иллюстрации к чудесам .)

Посмотрите на доску, перед вами выставка рисунков, на которых изображены чудеса. Расположите их по порядку, как они следуют в сказке.

4. Постановка цели урока.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы поговорим о чудесах, которые встретились в сказке. Будем учиться анализировать их, сравнивать и выразительно читать.

5. Работа над темой урока.

Давайте подумаем, что такое чудо? У вас на партах словарь С. И. Ожегова, найдите и прочитайте, как в словаре дано понятие этого слова?

Перечислите чудеса по порядку.

Как и почему возникают чудеса? (Город - за спасение царевны Лебедь, белка и 33 богатыря - завлечь отца в гости, царевна Лебедь - для женитьбы князя Гвидона .)

1 чудо

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о появлении города.

Найдите и прочитайте, каким увидели город корабельщики.

Город новый, златоглавый…Что это значит?

Что рассказали о городе корабельщики царю Салтану?

Выделите слова, описывающие, каким был город?

(Звучит музыка Н. Римского-Корсакова к спектаклю «Сказка о царе Салтане».)

Рассмотрите репродукции картин. На них изображены старинные города, в которых до наших дней сохранилась русская старина.

2 чудо

Найдите и прочитайте, о каком чуде рассказала повариха? (О белке. )

Прочитайте, как корабельщики рассказали царю Салтану о белке?

Что нового мы узнали из их рассказа?

Как вы думаете, почему они приукрасили чудо?

Выделите в каждой строчке главное слово.

Какие слова выделили? К какой части речи они относятся?

Прочитайте выразительно этот отрывок.

Почему белочку назвали диковинкой?

Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова диковинка.

Физминутка .

3 чудо

Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха? (33 богатыря. )

Найдите и прочитайте, как об этом чуде говорил князь Гвидон.

Одинаково ли описание? В чём отличие? (Работа в парах.)

Вернёмся к словам ткачихи. Найдите слова, которые помогают передать мощь и грандиозность чуда.

К какой части речи относятся эти слова? (Глагол. )

Прочитайте выразительно этот отрывок, силой голоса выделяя слова, соблюдая паузы.

Можно ли это чудо назвать диковинкой?

А как можно? (Диво. )

Посмотрите значение этого слова в словаре С.И. Ожегова.

Богатыри рождаются из морской стихии и также сильны, как и она.

(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)

4 чудо

О каком чуде рассказала баба Бабариха? (Царевна Лебедь. )

(Звучит музыка из спектакля Н.Римского-Корсакова.)

Ожидал ли Гвидон, что царевна - это Лебедь?

Обрадовался ли он, когда увидел её?

Что вас больше всего поразило в облике царевны Лебедь?

Почему это чудо последнее в сказке?

(Работа в группах.)

Проверка. Читает один представитель от группы.

Рассмотрите репродукцию картины художника М. Врубеля «Царевна Лебедь». Удалось ли ему передать её сказочный образ?

6. Итог урока.

Понравилась ли вам сказка?

Есть ли чудо, которое понравилось вам больше всего?

7. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение фрагментов произведения о чудесах.

Александр Сергеевич Пушкин. 1799 - 1837. поэма "Руслан и Людмила". Первое знакомство поэта с селом состоялось в 1830 году накануне женитьбы. М.Вольпин Н.Римский-Корсаков А.Птушко И.Иванов-Вано М.Цехановский А.Снежко-Блоцкая М.Глинка И.Ковалевская. В музыке В мультипликации В кинематографе. Сказки А.С. Пушкина в искусстве. "Беседка сказок" - место создания произведений для детей. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".

«Сказка о рыбаке и рыбке» - Выбираем виды деятельности на уроке. Свадьба. Детство поэта. Читаем хором. Красавица. Вступительные испытания. Отгадайте загадку. Учись читать правильно. Следи, чтобы глаза двигались по строчке. Делает предложение Анне Олениной. Пушкин перебирается на службу в Одессу. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Поэтическая слава. Дуэль. Молодой офицер Дантес. Словарь. Многие часы.

«Вопросы по сказкам Пушкина» - Неспокойно синее море. 2 года «Год, другой проходит мирно; Петушок сидит всё смирно.». Какой величины родился ребёнок у царицы? Поэма «Руслан и Людмила». «Волю первую твою Я исполню, как мою.». Что ты тих, как день ненастный? Помутилося синее море. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона? Какую песенку пела Белочка «при честном при всём народе»? Сказка о царе Салтане. Шамаханская царица.

«Игра-викторина по сказкам Пушкина» - Сказка о попе и работнике его Балде. Обежать вокруг моря. Ветер. Неудача. Аршин. Сказки А.С.Пушкина. Правила игры. Дьяк. Сказка о рыбаке и рыбке. Рост сына царя Салтана. Сказка о золотом петушке. Выбери свой вопрос. Семь богатырей. Иллюстрация. Счастливый вопрос. Сказка о царе Салтане.

«Викторина по сказкам Пушкина» - Имя героини. Кто здесь лишний. Обязанности золотого петушка. Царь с царицею простился. Чудеса из сказки о царе Салтане. Сказка о попе и работнике его Балде. Сказка о царе Салтане. Сказка о рыбаке и рыбке. Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Комар. Жилище старика со старухой. На пороге сидит старуха. Занятие семи богатырей. Что поп велел собрать с чертей. Литературная разминка. Пошел, сел у берега моря.

«Литературная викторина по сказкам Пушкина» - Сказка о рыбаке и рыбке. В каком произведении Пушкина есть избушка на курьих ножках. В каком произведении Пушкина из моря выходили витязи. Сказка о попе и о работнике его Балде. В кого превратился царь Гвидон. Как разговаривал старик с золотой рыбкой. Чем закончилась сказка о попе и его работнике Балде. Из какой сказки. Почему старуха осталась у разбитого корыта. С кем бегал наперегонки бесенок. Сложные задания для детей.

Главная > Викторина

Литературное чтение 2 класс

Тема: А.С.Пушкин «Три чуда в «Сказке о царе Салтане…»

Цели: соединить три предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства; учить учащихся понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки. Оборудование: учебник (автор Р.Н.Бунеев); портрет и книги А.С.Пушкина; шкатулка, карточки с вопросами, мультимедиопроектор, детские рисунки, музыкальный центр, диск с музыкальной записью, инструменты, ленточки, бумага, простые карандаши 1. Вступительное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок. Взгляните на доску и скажите: с произведениями какого великого писателя мы уже знакомились и ещё будем знакомиться? А.С.Пушкин – 1799-1837г. Его произведения любит наш народ, их знают во всём мире. С отдельными произведениями мы с вами уже знакомились. 2.Викторина по сказкам А.С.Пушкина. Викторина проходит 5 минут. Вопросы находятся в шкатулке. Дети по одному вопросу достают и отвечают.
    «Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда говорит попу: «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелчка тебе по лбу. Есть, же мне давай варёную полбу».
Вопрос: что такое полба?
    «Сказка о мёртвой царевне».
Вопрос: как звали пса, который съел отравленное яблоко?
    Вопрос: кто, кому, в какой сказке и по какому поводу говорит:
Или бес в тебя ввернулся, Или ты с ума рехнулся, Что ты в голову забрал?
    Вопрос: сколько времени проводит царица с будущим князем в бочке? Какие слова были выброшены царской цензурой из сказки «О золотом петушке» Вопрос: какого работника искал поп? Вопрос: в каких сказках Пушкина упоминаются следующие предметы и в связи с чем? (донские жеребцы, свечка, печатный пряник, сума, жезл). Вспомните 3 русские пословицы, вошедшие в текст пушкинских сказок. Чем торговали гости, приехавшие в гости к князю Гвидону? Назовите один из самых необходимых предметов, который русские женщины используют в быту. Это слово входит в состав единственного крылатого выражения, вошедшего в русский язык из сказок А.С.Пушкина. Какую песенку пела белка, щёлкая золотые орешки в «Сказке о царе Салтане…»? Сколько раз летал Гвидон в царство Салтана и в кого он при этом превращался? Сколько раз повторяется вопрос царицы и ответ чудесного зеркала: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Две сказки А.С.Пушкина заканчиваются одинаковыми фразами. Различие только в соединительном союзе. Какие это фразы? Из каких сказок?
- Молодцы! Хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.3. В гости сказка приглашает Чудеса нам обещает Сказка, сказка появись Сказка, сказка расскажись. - Начало сказки в лицах (читают подготовленные дети). - Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? Да вы её уже дома прочитали. - О каких трёх чудесах идёт речь в этой сказке? - Найдите и прочитайте отрывок о 1 чуде? (с.259) - Вот чудо – то, чудо, Хотя бы одним глазком посмотреть. - Звучит музыка. Беседа.Ещё раз звучит музыка, дети читают отрывок о белочке выразительно. - Как надо читать эти строки? - Постарайтесь передать при чтении это голосом. - Какими музыкальными произведениями можно украсить музыку?(Дети играют на инструментах) - В свете есть другое чудо… Найдите отрывок и прочитайте. (с.265, показ иллюстраций и детских рисунков) – слайд1 - Музыка «Богатыри». Беседа. Давайте мы с вами подчеркнём маршевую тему в музыке второго чуда. Физкультминутка. - Ещё одно чудо ожидает нас на острове. Какое третье чудо? (с.272)Чтение. Показ иллюстрации. – слайд 2 - Вот она сказочная птица. - Лебедь плывёт к нам. (Изображает лебедь девочка класса) - Музыка звучит. Беседа. (Сейчас возьмём ленточки и покажем плавность музыки) - Вот мы и прослушали отрывок из сказки, музыку, изобразили царевну в движении. А сейчас изобразим в рисунке карандашом. А дома можно работу выполнить в цвете. 4.Итог урока. Домашнее задание.
  1. Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич Нехитер Немудер»

    Урок

    Как видите, у сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо - чудное и диво - дивное. А можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных.

  2. Тема: «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского

    Сказка
  3. Тема: Работа над сказкой А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», сравнение ее с народной сказкой

    Сказка

    Тема: Работа над сказкой А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», сравнение ее с народной сказкой.

  4. А. С. Пушкин сказка о царе салтане

    Сказка

    Три девицы под окномПряли поздно вечерком.«Кабы я была царица, -Говорит одна девица, -То на весь крещеный мирПриготовила б я пир».«Кабы я была царица, -Говорит ее сестрица, -То на весь бы мир однаНаткала я полотна».

  5. Н. А. Римский-Корсаков, «Шехеразада» 1-я часть; Опера «Сказка о царе Салтане»

    Сказка

    Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Способствовать развитию навыков движения под музыку.




Top