Какие инструменты были в древности. Разновидности старинных музыкальных инструментов

Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относят к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с их помощью производить различные звуки. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости, и этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов. Также изготавливали погремушки из черепов, ко­торые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию.

Самыми древними музыкальными инструментами были ударные. Иднофон - древний ударный инструмент - возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка - это прежде всего ритм.

Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты (20 000 лет до н. э,). В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения был тот же, что и у современных флейт.

Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображении древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство из которых находится в Пиренеях, Так, в пешере Cogul рядом представлены «танцующие» фигуры, «несущие смычки». «Игрок на лире» ударял по струнам ребром кости или дерева, извлекая звук. Любопытно, что в хронологии развития изобретение струнных инструментов и танец занимают одно временное пространство.
В это время появляется аэрофон - инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья.

В отверстия в дереве продевали и закрепляли нити, после чего музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул. Чаще всего играли на аэрофоне по вечерам. Звук, исходящий от этого инструмента, напоминал голос духов. Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (3000 лет до н. э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия. Несмотря на примитивность способа изготовления подобных инструментов, такая техника долго сохранялась в некоторых частях Океании, Африки и Европы.

Среди музыкальных инструментов, используемых древними цивилизациями, мы находим духовые: флейты (tigtigi) и гобой (abub). Мы знаем, что население Месопотамии, подобно египтянам, обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов из тростника. Они модифицировали инструменты на всем протяжеРЅии существования своей цивилизации. Вскоре наряду с флейтой был изобретен пишик, который способствовал появлению гобоя. В этом инструменте звук извлекался с помощью быстрой вибрации воздуха в пищике, а не от ударов потоков воздуха по мундштуку, как это происходит в флейтах. Из струнных широко использовалисьлиры (algar) и арфы (zagsal), которые имели еще очень небольшие размеры

Часто корпус музыкального инструмента был расписан. Подтверждение этому мы видим на экспонатах, найденных в гробницах государства Ур (2500 лет до н.э.). Один из них находится в Британском музее. Поражает также множество ударных инструментов. Об этом часто свидетельствует иконография, ба­рельефы, посуда, вазы, стелы. Как правило, роспись на них указывает на использование больших барабанов и маленьких литавр, а также кастаньет и систров. На более поздних экспонатах встречаются также цимбалы и колокольчики.

Инструменты и репертуар передавались по наследству следующим поколениям, жившим на территории Месопотамии. К 2000 г. до н.э. ассирийцами была усовершенствована арфа и соР·дан прообраз первой лютни (pantur).

Сегодня ребята мы окунёмся в мир музыки и музыкальных инструментов. Знаете ли вы, что такое музыкальные инструменты?
Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки. Спектр музыкальных инструментов очень велик: это всем известные пианино, рояль, духовые инструменты, орган, гитара, баян, аккордеон гармошка, и даже ложки и более современные электронные синтезаторы.
Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек. Да, да, не удивляйтесь, все правильно, у человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притопывал. Хлопки в ладоши, притопывания - чем не ударные звуки?
Для древнего танца большое значение имел ритм, поэтому танцы сопровождались хлопанием в ладоши, постукиванием о различные предметы, притопыванием. Поэтому древнейшими музыкальными инструментами стали трещотки и барабаны, с помощью которых очень четко можно передать ритм танца.
Изначально музыка была только церковная и исполнялась в храмах. Несмотря на запреты церкви, наряду с церковными обрядами, церковной музыкой, пением существовали обрядовые народные действа, сопровождаемые песнями, плясками, игрой на народных музыкальных инструментах.
Первыми профессиональными актерами на Руси были скоморохи. Они выступали и как певцы, музыканты, сказители, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты ещё в XI. Представители духовенства и власти всячески изгоняли скоморохов, так в 1648 году, в год свадьбы царя Алексея Михайловича, выходит запретительная грамота, о том, чтобы скоморохов с домрами, с гуслями и с волынками в дом к себе не призывали. А в 1649 году вышел указ Алексея Михайловича верхотурскому воеводе, в котором предписывалось подвергать скоморохов наказанию, а их инструменты уничтожать.
В Древней Руси, есть упоминания не только о скоморохах, но и о музыкальных инструментах, таких как труба и гусли. Во время многочисленных войн труба и бубны использовались русскими войсками как сигнальные инструменты.
Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных - в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).
Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.
При раскопках на Украине ученым удалось обнаружить две костяные колотушки и шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин, которые представлялись, как музыкальные инструменты того времени.
Духовые музыкальные инструменты использовали извлечение звуков путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже - дерево и металл. Такие народные духовые музыкальные инструменты как свистулька и свирель стали прообразами современных флейт.
Считается, что первобытные люди изобрели все разновидности музыкальных инструментов: ударные делали из дерева или кости, которые потом обтягивали кожей, струнные из натянутой тетивы лука, духовые из полого дерева, трубчатой кости и даже из толстых птичьих перьев.
Позже человек изобрел духовые инструменты, сделанные из рогов животных. Из этих примитивных духовых инструментов развились современные медные духовые инструменты. По мере того, как человек развивал свое музыкальное чувство, он стал использовать тростник и таким образом производил более естественные и нежные звуки
Первым клавишным инструментом был клавикорд, который является древним прародителем фортепьяно.
Первое изображение гитары было изображено еще в древних временах на камнях египетских пирамид, древние египтяне называли этот инструмент набла. Гитара струнный щипковый музыкальный инструмент испанского происхождения, представляющий собой плоский корпус с глубокими вырезами по бокам и деками, из которых верхняя имеет резонаторное отверстие, шейки с грифом, снабженным металлическими ладами, а также головки с колками, которыми регулируется натяжение струн, чаще всего металлических или нейлоновых гитары. Гитары бывают шести и семи струнные. Бас-гитара - электрогитара, имеющая вместо акустического корпуса доску и гриф с тонкой шейкой, на котором расположено 20 ладов.Эта модель была разработана вначале пятидесятых годов, наиболее распространенная - четырехструнная, однако бывают пяти-, шести- и восьмиструнные.
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Славяне играли на гуслях ещё в XI веке. Гусли бывают: звончатые, щипковые и клавишные.
Домра - прообраз русской балалайки. В семейство домр входят: домра пикколо, домра малая 3-х струнная, домра малая 4-х струнная, домра альт, домра бас и домра контрабас (встречается крайне редко).
Первые упоминания о балалайке относятся к концу XVII века. Современную балалайку, а вернее все семейство балалаек, изготовили Андреев совместно с Пасербским и Налимовым.. Балалайка является истинным символом русского народа.
Скрипка - струнный смычковый музыкальный инструмент. История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. В XVI веке явно выделились два основных вида смычковых инструментов: виола и скрипка.
Самыми первыми итальянскими мастерами скрипичного дела были Гаспаро Бертолотти (или "да Сало" (1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (1580-1632), оба из Брешии, что на севере Италии. Но очень скоро мировым центром скрипичного производства стала Кремона. И, конечно же, самыми выдающимися и непревзойденными мастерами скрипичного дела считаются члены семейства Амати (Андреа Амати – основатель кремонской школы) и Антонио Страдивари (ученик Николо Амати, который усовершенствовал вид и звучание скрипки). А семья Гварнери (Джузеппе дель Джезу – самый знаменитый из семейства; лучшие его скрипки превосходят инструменты Страдивари своей теплотой и звучностью тона) завершает этот великий триумвират. Первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVIII века.
Простейшую гармонь отделяют от современного баяна лишь несколько десятилейтий. Название произошло от имени легендарного древнерусского певца, первое упоминание о котором было обнаружено в «Слове о полку Игореве». Баян относится к большой группе инструментов - гармоник. Хроматическая гармоника была изготовлена на рубеже XVIII-XIX веков, которую и назвали баяном.
Аккордеон - это одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа. Во многих странах особую популярность аккордеон завоевал среди исполнителей народной музыки. В некоторых странах аккордеонами принято называть все ручные гармоники - и с клавишами, и с кнопками язычковый музыкальный инструмент. Имеет две клавиатуры: правую - фортепианную и левую - кнопочную (с системой басов и аккордов) для аккомпанемента.
Первые упоминания игры на рожках относятся к XVII веку. Рожок имеет разные названия: пастушеский, русский, песенный.
Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная.
Свирель - русский инструмент рода двуствольной продольной флейты. Летописцы употребляют три названия инструментов такого типа: свирель, сопель и цевница. Упоминание о свирели датируется концом XI века.
Кларнет- деревянный духовой музыкальный инструмент.
Кувиклы (кугиклы, кувички) - русская разновидность многоствольчатой флейты (флейты Пана). В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название: гудень, подгудень, средняя, и самая маленькая - пятушка. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется парой.
Окарина - род свистковой сосудообразной флейты, преимущественно керамические свистульки.
Бамбула - ударный музыкальный инструмент музыкальный инструмент афро-американского происхождения, широко распространен у чернокожих жителей Нового Орлеана в первой половине XIX века, представляет собой барабан, в виде бамбукового бочонка, с натянутой на нем воловьей кожей, из семейства мембранофонов.
Банджо - струнный щипковый музыкальный инструмент, вывезенный в конце XVI в. из Западной Африки в южные штаты США, представляет собой небольшой плоский барабан с прикрепленным к нему удлиненным грифом, на который натянуты струны.
Количество струн может быть от 4 до 9.
Барабан - ударный музыкальный, имеет вид цилиндра, обтянутого с одной или двух сторон кожей или пластиковой пленкой при помощи металлических обручей, на которых находятся винты, регулирующие высоту звука. Бас-саксофoн - впервые применен в двадцатые годы Адрианом Роллини. Бич-хлопушка - ударный деревянный музыкальный инструмент, состоит из двух узких дощечек, одна из которых имеет рукоятку, а вторая, прижатая с помощью пружины к первой, нижним концом закреплена над рукояткой на шарнире. Бонги - ударный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения,
состоит из двух плотно соединенных между собой деревянной колодкой односторонних маленьких барабанчиков различного диаметра, но одинаковых по высоте, что определяет разную высоту их звучания.
Бубенцы - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой полые круглые металлические колокольчики из тонкой латуни до 8 см в окружности, прикрепленные к проволочному кольцу или рукоятке.
Внутри каждого колокольчика находится какой-либо свободно перекатывающийся там предмет (горошинка, свинцовая дробинка, круглый камешек). При встряхивании бубенцы издают высокое, светлое позвякивание. Валторна - медный духовой музыкальный инструмент.
Вибрафон - ударный металлический музыкальный инструмент состоит из двух рядов металлических пластин, смонтированных на специальном высоком столе по принципу фортепианной клавиатуры с хроматическим звукорядом.
Под каждой пластиной находится металлический цилиндр-резонатор, внутри которого помещается крыльчатка, приводимая в движение электромотором. Звук извлекается ударом камышовых палочек длиной 35- 40 сантиметров с резиновыми, фильцевыми или войлочными головками. Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Гонг - ударный металлический музыкальный инструмент из семейства азиатского происхождения, представляет собой выпуклый, большого диаметра диск из специального сплава с отогнутыми под прямым углом краями, свободно подвешенный на шнурке к стойке или раме. Играют на гобое специальной колотушкой с войлочным наконечником.
Горн - общее название медных духовых инструментов. Губная гармоника - духовой язычковый музыкальный инструмент, сконструированный в 1821 году берлинским мастером музыкальных инструментов Францем Бушманом. Гуйро -ударный деревянный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения, представляет собой высушенный плод продолговатой тыквы с нарезанными сверху поперечными насечками и отверстием снизу для звукового резонанса, также изготавливается из рога животных, плотных сортов дерева или другого твердого материала. Звук извлекается при помощи тоненькой граненой деревянной палочки. Деревянная коробочка - ударный деревянный музыкальный инструмент китайского происхождения, представляет собой небольшой прямоугольный брусок из звонких сортов хорошо высушенного дерева с выемкой в виде продольной щели на длинной боковой стенке. Играют на деревянной коробочке палочкой от малого барабана. Джаг - примитивный негритянский музыкальный инструмент, представляет собой глиняный кувшин с узким горлом, который используют в качестве резонатора при пении, держа в руках и приставляя ко рту. Кабаца - ударный деревянный музыкальный инструмент афро-бразильского происхождения, он вдвое больше маракаса и представляет собой высушенный плод тыквы или полый шар, обвитый сеткой с нанизанными на нее бусами.
Играют лишь на одном инструменте, держа его за рукоятку в левой руке и ударяя по нему полуоткрытой правой ладонью, или же прокручивают касательным движением ладони сетку с бусами. В Бразилии используется вместо маракасов. Кастаньеты - ударный деревянный музыкальный инструмент мавро-андалузского происхождения, состоит из двух раковинообразных пластинок, из твердой породы дерева, неплотно соединенных шнурком,.. пропущенным через дырочки в верхней части.
Из этого же шнурка делается петля, в которую просовывается большой палец руки, а остальными пальцами исполнитель поочередно постукивает по одной из деревяшек, заставляя ее щелкать о другую. Ков Белл - ударный металлический музыкальный инструмент из семейства латиноамериканского происхождения, представляет собой обычный коровий колокольчик, имеет вид продолговатого, немного приплюснутого колокольчика без язычка длиной 10-15 сантиметров, изготовленного из латуни или листовой меди.
Колокольчики - ударный металлический музыкальный инструмент азиатского происхождения, представляет собой двухрядный набор дюралюминиевых или стальных пластинок разной длины, настроенных по принципу фортепианной клавиатуры и свободно закрепленных на деревянной раме, которая помещена в небольшой плоский ящик, чаще всего трапециевидной формы. Играют на колокольчиках двумя деревянными, металлическими или пластмассовыми молоточками. Конга - ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука семейства мембранофонов африканского происхождения, имеет форму либо удлиненной бочки, немного суженной книзу, либо постепенно суживающегося книзу цилиндра с натянутой сверху кожей.
Высота конга - 70-80 сантиметров, диаметр-22-26 сантиметров. Играют на этом инструменте пальцами или ладонями, подвесив через плечо при помощи ремня. Контрабас - струнный смычковый музыкальный инструмент, является аккомпанирующим инструментом, выполняет функцию басового голоса.
Ксилофон - ударный деревянный музыкальный инструмент, представляет собой набор палисандровых пластинок различной длины, расположенных по контуру трапеции и настроенных по принципу фортепианной клавиатуры. Пластинки соединены между собой жилкой или шелковым шнуром и при игре размещаются на специальном столе.
Играют на ксилофоне, ударяя по пластинкам специальными легкими палочками. Литавры- ударный музыкальный инструмент определенной высоты звука из семейства мембранофонов, представляет собой алюминиевый, латунный или медный корпус в форме котла, на который при помощи обруча натянута кожа. Настройка инструмента осуществляется 6 винтами, находящимися на обруче. Играют на литаврах легкими палочками, которые заканчиваются головками из ваты, губки или пробки.
Маракасы - ударный парный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения, представляет собой высушенный плод кокосового ореха, тыквы или маленькой дыни с рукояткой и наполненный камешками, сухими зернами маслин или песком. Современные маракасы изготавливают из тонкостенных деревянных, металлических или пластмассовых шаров и наполняют горохом или дробью. Звук извлекается встряхиванием и характеризуется острым шуршанием.
Маримба - ударный деревянный музыкальный инструмент африканского происхождения, представляет собой разновидность ксилофона и имеет металлические резонаторные трубки. Играют на нём палочками из палисандра с твердыми, средними и мягкими головками. Орган - клавишно-духовой музыкальный инструмент. Считается, что орган (гидравло - «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296 - 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок. Пандейра-ударный музыкальный инструмент, состоит из четырехугольной деревянной рамки с рейкой посредине, переходящей в ручку. Между боковыми сторонами рамки и рейкой вставлены 4-8 пар латунных тарелочек диаметром 4-5 см, насаженных на металлические стержни.
Плектр (медиатор), - деревянная, костяная, металлическая или пластмассовая пластинка, при помощи которой извлекают звук на щипковых инструментах. Свисток - музыкальный инструмент, состоящий из металлической трубки, на одном конце которой находится мундштук, а с другой стороны вставлен поршень с рукояткой. При движении поршня изменяется высота извлекаемого звука. Синтезатор - универсальный электронный музыкальный инструмент, представляет собой сложное сочетание множества функциональных узлов, которыми исполнитель управляет при помощи специального электронного устройства, вырабатывающего сигналы и состоящего из клавиатуры и пульта. Он позволяет имитировать звучание различных инструментов.
Саксофон - первый саксофон был сотворен бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот первый инструмент владел всеми характеристиками современного саксофона: имел металлический конический корпус, мундштук, который был заимствован у кларнета, одинарную трость и систему кольцевых клапанов Теобальда Бёма. Саксофон имел «змееобразную» форму.
Тамбурин - ударный музыкальный инструмент, состоящий из узкой деревянной обечайки в виде обруча шириной около 5 сантиметров обтянутого с одной стороны кожей и маленьких, свободно болтающихся тарелочек (реже бубенцов или звоночков), расположенных попарно, которые насажены на металлические стержни и закреплены в прорезях обруча. При игре на тамбурине тарелочки ударяются друг о друга, ритмично позвякивая.
Там-там - ударный металлический музыкальный инструмент разновидность гонга, азиатского происхождения. Тарелки - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой монолитные округленной формы диски, сделанные из специального сплава, с выпуклостью в виде чашечки посредине, в центре которой находится небольшое круглое отверстие. Секретом изготовления настоящих турецких тарелок владеет уже более 350 лет турецкая семья, основавшая музыкальную фирму. Тарелки устанавливаются в свободно подвешенном состоянии на специальных кронштейнах, прикрепленных к большому барабану, или на подставках. Играют на тарелках палочками от малого барабана, а также литавр или метелками.
Темпл-блок - ударный деревянный музыкальный инструмент, изготовляется из твердых пород дерева, имеет округлую, грушевидную форму, внутри полый, с глубоким характерным щелевидным разрезом посередине.
Тимбалес - ударный музыкальный инструмент, представляет собой два небольших, напоминающих бонги, односторонних барабана, одинаковых по высоте и разных по размеру с латунным или медным корпусом. Барабаны соединены между собой небольшой колодкой и укреплены на вертикальном держателе. Играют на тимбалесе палочками от малого барабана и пальцами. Том-том - ударный музыкальный инструмент из семейства мембранофонов китайского происхождения, имеет вид цилиндра, обтянутого с одной или двух сторон кожей или пластиковой пленкой при помощи металлических обручей с находящимися на них винтами, которыми регулируется высота звука. В отличие от малого барабана, том-том всегда без пружин, но чаще всего имеет глушитель. На том-томе играют палочками от малого барабана, палками с мягкими колотушками или метелками.
Треугольник - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой прут из железа или хромированной стали с сечением около 1 сантиметра, согнутый в виде незамкнутого равностороннего треугольника. Треугольники подвешивается в свободном состоянии за крючок на леске или держится в левой руке. Играют на треугольнике стальной палочкой без рукоятки длиной 22 сантиметра, которую держа её в правой руке.
Трещотка - ударный музыкальный инструмент, представляет собой деревянное зубчатое колесо, насаженное на деревянный или металлический стержень (соединенный с одной стороны с рукояткой) и помещенное в небольшую деревянную коробочку.
Звук извлекается путем вращения Перескакивая с одного зубца на другой, пластинка издает характерный сухой треск. Тромбон - медный духовой музыкальный инструмент, Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, получая хроматический звукоряд. В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны». Основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.
Труба - один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века. В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
Трубчатые колокола - ударный металлический музыкальный инструмент определенной высоты звука, состоящий из двух рядов латунных, медных или стальных небольшого диаметра и разной длины, свободно подвешенных на специальной раме и расположенных в хроматической последовательности. Звук извлекается ударом по верхнему краю соответствующей трубы деревянным молоточком с бочкообразной головкой, обтянутой кожей или резинок. Туба - медный духовой музыкальный инструмент, выполняющий функцию баса. Первые попытки создать медный духовой инструмент низкого регистра относятся ко второй четверти XIX века. До этого такую функцию выполнял серпент (серпент означает "змея"). Первый инструмент, похожий на тубу, был изготовлен в Берлине в 1835 Морицем, по указаниям придворного музыканта В. Випрехта. Современным видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Адольфу Саксу. Спустя несколько лет после своего создания «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту необходимые мензурные отношения, длину звучащего столба инструмента и добился великолепной звучности.
Тубафон - ударный музыкальный инструмент, по конструкции похож на колокольчики, но вместо пластин источником звука являются металлические трубочки разной величины, расположенные на соломенных валиках и соединенные между собой жилкой, струнами или шелковым шнуром. определенной высоты звука. Появился почти одновременно с вибрафоном.
Укулеле - струнный щипковый музыкальный инструмент, впервые появившийся на Гавайских островах. Представляет собой маленькую четырехструнную гитару.
Уошборд - ударный инструмент, представляющий собой обычную стиральную доску. Играют на уошборде пальцами, на которые надеты наперстки.
Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов, официальные источники датируют ее появление 35 - 40 тысяч лет до нашей эры. Но возможно этот удивительный музыкальный инструмент намного раньше. Праобразом современной флейты является обыкновенный свисток, звук в котором появляется при колебании воздушной струи воздуха, который рассекается об острый край дерева или другого материала, они изготавливались из глины, камня, дерева. Они существовали у большинства народов в качестве различных сигнальных приспособлений, детских игрушек и как музыкальные инструменты.
В дальнейшем в свистковой трубочке прорезались отверстия, зажимая которые можно было регулировать высоту звука. Хроматические лады образовывались с помощью пальцевых комбинаций и при закрытии отверстий на половину или на четверть. Повышение звука на октаву происходило с помощь увеличения силы и/или направления дыхания. Постепенно свистковая трубочка становилась длиннее, а отверстий становилось больше. Современные флейты подразделяются на несколько основных видов. Поперечная флейта была известна в Египте еще более пяти тысяч лет тому назад и до сих пор остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. В Китае поперечная флейта известна более трех тысяч лет, в Индии и Японии более двух тысяч лет. На Руси разновидностью продольной флейты было свирель, но датировать ее появление не представляется возможным. Флексатон - ударный металлический музыкальный инструмент.
Появился в начале двадцатых годов ХХ века во Франции. Он представляет собой небольшую стальную, суженную к концу, пластинку на проволочной раме. Узкий конец пластинки отогнут, и к нему с обеих сторон прикреплены плоские стальные прутья, на конце которых свободно колеблются два твердых деревянных или металлических шарика.
Флюгельгорн - медный духовой музыкальный инструмент. Фортепиано - струнный, ударно-клавишный музыкальный инструмент, выполняющий мелодическую, гармоническую и ритмическую функции.
На рубеже XIX- XX веков фортепианная музыка становится очень популярной в барел-хаузах, где играли многие талантливые пианисты, впоследствии - известные джазовые музыканты. Наиболее интенсивного расцвета фортепианное искусство достигает во второй половине двадцатых годов. И в наше время фортепьяно является самым распространённым музыкальным инструментом.
Цилиндрическая коробочка - ударный деревянный музыкальный инструмент представляющий собой полую деревянную трубку с прорезями по краям. Посредине трубка охвачена металлической муфтой со струбциной, при помощи которой инструмент крепится к большому барабану, играют на ней палочками от малого барабана.
Чарльстон - ударный металлический музыкальный инструмент, изобретённый
ударником Виком Бертоном и сконструированный Кайзером Маршаллом во второй половине двадцатых годов. Чарльстон представляет собой специальное приспособление, установленное на треножное устройство, наверху которого одна под другой прикреплены в горизонтальном положении тарелки (диаметром около 35 сантиметров), обращенные внутренними сторонами друг к другу. Нижняя тарелка неподвижно прикреплена к металлическому стержню, пропущенному через трубу длиной 70 сантиметров и соединенному внизу с педалью. Челеста - ударно-клавишный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный корпус (похожий на маленькое пианино), в который вмонтирован фортепианный механизм с обтянутыми фильцем молоточками.
Чокало - ударный металлический музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства, представляющий собой цилиндр, наполненный каким-либо сыпучим материалом - дробью или зернами.
При игре чокало держат обеими руками в вертикальном или горизонтальном положении и встряхивают, вращают или постукивают по корпусу пальцами. Электроинструменты - музыкальные инструменты, в которых звуковые колебания, полученные механическим путем, усиливаются и затем поступают в акустическую систему. Идея создания электроинструментов принадлежит советскому ученому Льву Термену, сконструировавшему такой инструмент еще в 1920 году. Первым электроинструментом, получившим практическое применение, был орган, сконструированный американцем Лоуренс Хаммонд в 1929 году, а массовое производство огранов началось с 1935 года.
Во второй половине тридцатых годов появилась электрическая гитара, а затем скрипка, бас-гитара и пианино, рояль и с развитием электроники, появляются всё новые и новые музыкальные инструменты со стереоэффектами и объёмным звучанием и огромным спектров воспроизводимых звуков.

Древнегреческая легенда рассказывает, что первый музыкальный инструмент был создан богом Паном, который гулял в лесу у реки, сорвал тростник и начал в него дуть. Оказалось, что трубочка тростника способна издавать чарующие звуки, которые складывались в красивые мелодии. Пан срезал несколько веток тростника и соединил их между собой, создав первый инструмент – прообраз флейты.

Таким образом, древние греки верили, что первым музыкальным приспособлением была флейта. Возможно, так и есть – по крайней мере, это самый старый зафиксированный исследователями инструмент. Его древнейший экземпляр был найден на юге Германии, в пещере Холи Фелс, где проводятся раскопки доисторического поселения людей. Всего в этом месте нашли три флейты, вырезанные из бивня и имеющие несколько отверстий. Также археологи обнаружили обломки, принадлежавшие, по-видимому, таким же флейтам. Радиоуглеродный анализ помог определить возраст этих инструментов, и самый старый был датирован 40 тысячелетием до нашей эры. Пока это самый древний инструмент, который нашли на Земле, но возможно, другие экземпляры просто не сохранились до наших дней.

Похожие флейты и дудки находили на территории Венгрии и Молдавии, но они были изготовлены в 25-22 тысячелетиях до нашей эры.

Кандидаты на звание самых древних музыкальных инструментов

Хотя пока флейта считается самым древним музыкальным инструментом, не исключено, то на самом деле первым был изготовлен барабан или любое другое приспособление. Например, австралийские аборигены уверены, что их национальный инструмент под названием диджериду является древнейшим, его история уходит в глубину истории коренного населения этого материка, которая, по подсчетам ученых, насчитывает от 40 до 70 тысяч лет. Таким образом, вполне возможно, что диджериду действительно является древнейшим инструментом. Он представляет собой внушительный кусок ствола эвкалипта, в некоторых случаях достигающий трех метро в длину, с полой сердцевиной, выеденной термитами.

Так как диджериду всегда вырезаются из различных стволов с разной формой, их звучания никогда не повторяются.

Самые древние найденные барабаны датируются всего пятым тысячелетием до нашей эры, но ученые полагают, что это один из самых вероятных кандидатов на звание первого музыкального инструмента. О его длительной истории говорят как большое разнообразие видов современных барабанов и их почти повсеместная распространенность, так и простая и незамысловатая конструкция, которая позволила бы даже самым древним предкам людей играть мелодии с помощью нехитрых приспособлений. Кроме того, доказано, что во многих культурах барабанная музыка составляла очень важную часть жизни: она сопровождала все праздники, свадьбы, похороны, войны.

Люди открыли для себя чарующие звуки музыки еще в древние времена. В древнегреческих мифах искусством игры на различных музыкальных инструментах владели как боги, так и смертные. Ни одно пиршество не обходилось без свирелей, тимпанов и флейт, которые скрашивали торжества царей и простых крестьян. Но какой же инструмент является на Земле самым древним?

Первые музыкальные инструменты

О существовании музыкальных инструментов в древние времена первыми рассказали археологи, которые находят почти во всех раскопках дудки, пищалки и другие предметы для музицирования. При этом подобные находки были обнаружены на тех территориях, где археологам удалось раскопать стоянки первобытных людей.

Некоторые найденные музыкальные инструменты археологи относят к эпохе верхнего палеолита – иными словами, эти инструменты появились за 22-25 тысяч лет до нашей эры.

Помимо этого, древние люди умели не только делать музыкальные инструменты, но и музыку к ним, записывая нотные знаки на глиняных табличках. Самая старая нотная запись на сегодняшний день была написана в 18 веке до нашей эры. Археологи нашли ее в раскопанном ими шумерском городе Ниппура, который когда-то находился на территории современного Ирака. Ученые Калифорнийского университета, расшифровавшие табличку с нотами в 1974 году, заявили, что на ней были записаны слова и музыка любовной ассирийской баллады для струнной лиры.

Самый древний музыкальный инструмент

В 2009 году археологи обнаружили в одной из пещер, расположенных на юго-западе Германии остатки инструмента, сильно напоминающего современную . Проведенные анализы и исследования показали, что возраст древней флейты составляет более 35 тысяч лет. В корпусе флейты было проделано пять идеально круглых отверстий, которые должны закрываться пальцами при игре, а на ее концах находились два глубоких пропила V-образной формы.

Длина музыкального инструмента составила 21,8 сантиметра, а толщина – всего 8 миллиметров.

Материал, из которого была сделана флейта, оказался не деревом, а из птичьего крыла. Этот инструмент на сегодняшний день является самым древним, однако не первым в истории археологических находок – также на раскопках неоднократно находили костяные дудки, полые звериные рога, трубы из ракушек, каменные и деревянные трещотки, а также барабаны, сделанные из шкур животных.

О происхождении музыки существует много легенд. Древние греки считали, что ее им даровали великие боги Олимпа, однако современные ученые провели ряд этнографических и археологических исследований. В результате этих исследований было установлено, что первая музыка появилась еще в первобытном обществе и использовалась в качестве колыбельной для убаюкивания .

Никто не может точно сказать, когда именно зародилась музыка, но известно, что она сопровождала человечество с глубокой древности. Еще на заре цивилизации выделились три способа музыкального звукоизвлечения: удар по звучащему предмету, колебание натянутой струны и вдувание воздуха в полую трубку. Так было положено начало трем разновидностям музыкальных инструментов – ударным, струнным и духовым.

Самыми первыми духовыми инструментами были полые кости различных животных. Например, самый древний , известный ученым – неандертальская дудочка – изготовлена из кости пещерного медведя. В своем развитии духовые инструменты принимали разные формы, но у различных народов в этом процессе наблюдались общие закономерности.

Флейта Пана

Научившись извлекать звук из трубки (сначала костяной, потом деревянной), человек захотел этот звук разнообразить. Он обратил внимание, что дудочки разной длины издают звуки разной высоты. Самым простым (и потому самым древним) решением было связать вместе несколько разных трубок и перемещать эту конструкцию вдоль рта.

Так родился инструмент, более всего известный под греческим названием сиринкс, или флейта Пана (по греческому мифу, ее создал бог Пан). Но не стоит думать, что такая флейта была только у греков – у других народов она существовала под иными наименованиями: екудучай в Литве, най в Молдавии, кугиклы в России.

Отдаленным потомком этой флейты является такой сложный и величественный инструмент, как орган.

Свирель и флейта

Чтобы извлекать звуки разной высоты, не обязательно брать несколько трубок, можно изменять длину одной, проделав на ней отверстия и перекрывая их пальцами в определенных сочетаниях. Так родился инструмент, который у русских получил название свирель, – , у белорусов – дудка, у – сопилка, у – саламури, у молдаван – флуэр.

Все эти инструменты держат поперек лица, это называется «продольной флейтой», но существовала и другая конструкция: отверстие, в которое вдувают воздух, находится в той же плоскости, что и отверстия для пальцев. Такая флейта – поперечная – получила развитие в академической музыке, современная флейта восходит именно к ней. А «потомок» свирели – блок-флейта – в состав симфонического оркестр не входит, хотя и используется в академической музыке.

Жалейка

Инструменты, о которых шла речь выше, принадлежат к числу свистящих, но бывает и более сложная конструкция: инструмент снабжается раструбом, в который вставляется язычок – тонкая пластинка (первоначально – из бересты), колебание которой делает звук более громким и изменяет его тембр.

Такая конструкция характерна для русской жалейки, китайского шэна. Существовали подобные инструменты и в Западной Европе, к ним восходят современные классические гобой и кларнет.

Рожок

Еще один вариант конструкции духового инструмента – дополнительная деталь, соприкасающаяся с губами музыканта, мундштук. Это характерно для рожка.

Рожок обычно ассоциируется с работой пастуха. Действительно, пастухи пользовались рожками, ведь звук у этого инструмента довольно сильный, его слышно на большом расстоянии. Этому способствует коническая форма.

Это лишь малая часть того разнообразия, которое представляют собой духовые инструменты разных народов.

Видео по теме

Источники:

  • Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах

Совет 4: Какие музыкальные инструменты считаются народными

Народные инструменты являются неотъемлемой частью традиционной культуры той или иной страны, однако для того чтобы понять, какие же инструменты можно считать народными, необходимо обратиться к истории и народной музыке.

Знаете ли вы, что несколько лет назад археологами был найден самый древний музыкальный инструмент? Думаете, это какой-нибудь окаменевший примитивный протобарабан или доисторический контрабас из черепа мамонта? Как бы не так! Скорее - под кат!

Оказывается, самый древний музыкальный инструмент -

это флейта!

В 2009 году в одной из пещер на юго-западе Германии археологами были найдены остатки инструмента, напоминающего знакомую нам флейту:

Его возраст - более 35 тысяч лет. В длинну эта флейта - 21.8 см, а в толщину - всего 8 мм. В корпусе пробито пять круглых отверстий, которые закрывались пальцами, а на концах - два глубоких V-образных пропила.


Сделана эта флейта, как вы уже, наверное, догадались, не из дерева, а из кости - тут мнения учёных расходятся: одни говорят, что это кость из крыла лебедя, другие - белоголового сипа. Это самая древняя, хоть и далеко не первая находка подобного инструмента. Исследователи считают, что юго-запад Германии - место одного из первых поселений наших европейских предков, пришедших из африки. Теперь они делают предположения, что у наших доисторических прародителей была хорошо развита музыкальная культура. ()

Вообще флейты - не единственное, что находят археологи. Среди древнеших музыкальных инструментов в разное время находили: костяные дудки и флейты, звериные рога, трубы из ракушек, барабаны из шкур животных, трещётки из камня и древесины, музыкальные [охотничьи] луки. Самые старые музыкальные инструменты (флейты и пищалки) найдены на территории современной Венгрии и Молдавии, и датируются эпохой палеолита - приблизительно 2522 тыс. лет до н.э., а самая древняя нотная запись - XVIII век до н.э., найдена при раскопках шумерского города Ниппура (территория современого Ирака).

Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой.

Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

Постепенно появились более совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр. (

Старинные музыкальные инструменты порой ценятся дороже современных. Причина в том, что подобные инструменты отличаются высоким качеством работы. Первыми музыкальными инструментами считают духовые, дудки и пищалки различного типа. Естественно, что полюбоваться такими экспонатами можно только лишь в музее. Но есть ряд инструментов, которые можно приобрести на аукционах.

Старинный музыкальный инструмент - это понятие обширное. Под ним понимают изделия, издающие звуки и выполненные еще во времена Древней Греции и Египта, а также менее «старые» предметы, способные издавать музыкальные звуки и обладающие резистором. Примечательно, что резистором не обладают ударные инструменты, которые производят музыкальные звуки.

1) Родоначальником струнных инструментов является охотничий лук, который использовали наши предки. Поскольку при натягивании струна издавала методичный звук, впоследствии было принято решение натягивать несколько струн различной толщины и длины, в результате чего получилось издавать звуки разного диапазона.

Замена корпуса на целый короб привела к извлечению звуков, которые были красивым и мелодичным. К первым струнным инструментам можно отнести:

  1. Гусли.
  2. Гитару.
  3. Теорбу.
  4. Мандолину.
  5. Арфу.

Внимание стоит остановить на скрипках, которые пользуются особым спросом. Самым популярным изготовителем скрипок является Антонио Страдивари. Эксперты сходятся во мнении, что наилучшие скрипки Антонио изготовил в 1715 году, качество этих инструментов просто поражает. Отличительной чертой работ мастера стоит считать стремление улучшить форму инструментов, изменив их на более изогнутую. Антонио добивался идеального звучания и певучести. Украшал корпус скрипок драгоценными камнями.

Помимо скрипок, мастер изготавливал арфы, виолончели, гитары и альты.

2) Духовой музыкальный инструмент может быть изготовлен из дерева, металла или другого материала. По сути это трубка различного диаметра и длины, которая издает звук за счет колебаний воздуха.

Чем больше объем духового инструмента, тем ниже звук, который он издает. Различают деревянные и медные инструменты. Принцип работы первых прост - необходимо открывать и закрывать отверстия, которые расположены на различном расстоянии друг от друга. В результате таких действий происходит колебание воздушных масс и создается музыка.

К старинным деревянным инструментам относят:

  • флейту;
  • фагот;
  • кларнет;
  • гобой.

Свое название инструменты получили за счет материала, из которого они изготавливались в те времена, но современные технологии не стоят на месте, поэтому материал заменили частично или полностью. Поэтому на сегодняшний день эти инструменты выглядят иначе, выполняются они из других материалов.

Получить звук из медных инструментов получается путем изменения положения губ и за счет силы вдуваемого и выдуваемого воздуха. Позже, в 1830 году, был изобретен механизм с наличием вентилей.

К медным духовым инструментам относят:

  1. Тромбон.
  2. Трубу.
  3. Тубу и др.

В большинстве случаев эти инструменты изготавливаются из металла, и не только из меди, в ход идут латунь и даже серебро. Но работы мастеров средневековья были сделаны из дерева частично или полностью.

Пожалуй, самым древним духовым инструментом можно считать рог, который использовали с различной целью.

Баяны и аккордеоны

Баяны, аккордеоны и все разновидности гармоней относят к язычковым музыкальным инструментам.

Традиции позволяют называть аккордеоном только те инструменты, которые обладают клавишным станом с правой стороны. Но в США под понятие «аккордеон» попадают и другие экземпляры ручных гармоней. При этом разновидности гармоней могут иметь свои названия.

Приблизительно в конце XIX века аккордеоны изготавливались в Клингентале, до сих пор немецкие аккордеоны пользуются спросом среди музыкантов России.

Также существуют гидроидные модели, которые можно отнести к артефактам, большинство из этих моделей уже не используется, но требует внимания за счет редкости и уникальности.

Баян Шраммеля - это инструмент, который обладает уникальным строением. С правой стороны находится кнопочная клавиатура. Такой аккордеон используется в венской камерной музыке.

Аккордеон Трикитикса - с левой страны находится 12-ти кнопочный бас, с правой стороны расположена клавиатура.

Хроматический аккордеон из Британии, несмотря на то что инструмент производится в Германии, считается любимым инструментом музыкантов из Шотландии.

Старый аккордеон «Швицерёргели» имеет сходство с Бельгийской басовой системой, также аккордеон называют органом из Шотландии.

Еще стоит обратить внимание на один экземпляр времен СССР - это аккордеон «Малыш», который обладает уникальным дизайном. Особенность этого инструмента заключается в том, что аккордеон имеет меньший размер. Его использовали для обучения детей, но не только. За счет компактности инструмент имеет некоторые особенности строения:

  • первый ряд - это басы, а второй ряд - это аккорды;
  • отсутствует мажор и минор;
  • одна кнопка выполняет роль двух.

Приобрести такой аккордеон сегодня можно недорого по сравнению с моделями из Германии, предназначенными для обучения. Несмотря на то что аккордеон имеет различные отзывы и существует критика в адрес инструмента, для обучения детей он считается идеальным.

Немного народности

Народных инструментов не так уж и мало, у каждого народа они свои. Славяне отличались количеством и качеством моделей. Одними из первых инструментов славян стоит считать:

  1. Балалайку.
  2. Баян.
  3. Бубен.
  4. Дудку.

1) Балалайка наравне с гармонью считаются символом России и воспринимается как самый распространённый инструмент. Историки не дают ответа, когда именно появилась балалайка, приблизительной датой считается XVII век. Балалайка представляет из себя корпус треугольной формы и три струны, колебание которых и приводит к появлению музыки.

Современный вид балалайка приобрела в 1833 году, благодаря музыканту Василию Андрееву, который занялся усовершенствованием балалайки.

2) Баян – это разновидность ручной гармони, которая была сконструирована баварским мастером. Подобную разновидность гармони в России узнали в 1892 году. В 1907 году мастер из Петербурга Пётр Егорович Стерлигов изготовил инструмент для гармониста Якова Фёдоровича Орланского-Титаренкого. Работа заняла у мастера около двух лет. А название инструмент получил в честь певца и сказателя по имени Баян.

3) Бубен - это инструмент неопределенной высоты звучания в различных культурах имеет свои разновидности. Представляет собой круг, обтянутый кожей с обеих сторон, на бубен также цепляли металлические колокольчики или кольца. Бубны имели различный размер и часто использовались для шаманских обрядов.

Но также существует и оркестровый бубен - самый распространённый инструмент на сегодняшний день. Пластичный бубен - круглый деревянный обруч обтягивают кожей или другой мембраной.

4) Дудка - это, разновидность народных духовых инструментов, которые были распространены на территории России, Украины и Беларуси. Дудка представляет из себя небольшую трубку с отверстиями.

Клавишные инструменты

Одним из наиболее известных инструментов, который дошел до наших дней, считают орган. Его первоначальное устройство имело cвои особенности: клавиши органа были настолько большими, что нажимать их нужно было кулаками. Звук органа неизменно сопровождал службы в церкви. Этот инструмент появился еще в Средние века.

Клавикорд - очень похож на фортепьяно, но его звук был тихим, поэтому играть на клавикорде перед большим количеством людей не имело смысла. Клавикорд использовали для вечеров и музицирования в домашних условиях. Инструмент имел клавиши, на которые нажимали пальцами. Клавикорд был у Баха, он играл на нем музыкальные произведения.

На смену клавикорду в 1703 году пришло фортепьяно. Изобретателем этого инструмента стал мастер из Испании Бартоломео Кристофори, он занимался изготовлением инструментов для семейства Медичи. Свое изобретение он именовал «инструмент, который играет тихо и громко». Принцип работы фортепьяно был таков: по клавишам нужно было бить молоточком, также имелся механизм для возвращения молоточка на свое место.

Молоток ударял по клавише, клавиша задевала струну и заставляла ее вибрировать, вызывая звук; ни педалей, ни демпферов не было. Позднее фортепьяно модифицировали: было изготовлено устройство, которое помогало молоточку опускаться наполовину. Модернизация значительно улучшила качество звука и облегчила процесс музицирования.

Старинных инструментов достаточно много, под это понятие попадают модели культуры славян, аккордеоны, сделанные в СССР и скрипки времен Антонио Страдивари. В частных коллекция встретить такой экспонат сложно, в большинстве своем полюбоваться на редкие инструменты можно в различных музеях. Но некоторые модели успешно продают на аукционах, предлагая покупателям заплатить за инструменты не слишком высокую цену. Если речь, конечно, не идет об экземплярах, которые попадают под понятие «антиквариат».




Top