Какие источники называются вещественными. Вещественные источники

Введение

Научное познание направлено на изучение и освоение окружающего человека социального и природного мира. Накопленные наукой знания обязательно принимают теоретическую форму. Теория - высшая форма научных знаний, раскрывающих закономерности функционирования и развития определенных явлений материального и духовного мира. Она описывает и объясняет эти явления и направлена на преобразование и гармонизацию отношений человека с окружающим его миром и совершенствование его внутреннего, духовного мира. В общем можно определить теорию как конкретное сущностно-содержательное знание об объекте познания, которое может быть использовано в предметной и познавательной деятельности. Теория источниковедения имеет своим объектом исторические источники. Ее содержание представления о природе исторических источников, их классификация, оценка возможностей объективного исторического познания на их основе.

Источниковедение - это отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию, методику и технику изучения и использования исторических источников. Тесно связано со специальными и вспомогательными историческими дисциплинами. Складывалось с 18 в. (труды Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлёцера и др.). В 19-20 вв. представлено рядом школ и направлений, возглавлявшихся К.Н. Бестужевым-Рюминым, А.А. Шахматовым, А.С. Лаппо-Данилевским, М.Н. Тихомировым, Л.В. Черепниным и др.

Источниковедческая методика направлена на оценку достоверности содержащейся в источнике информации. Составляющие ее элементарные действия (группировка материала, его отбор и т.п.) является операциями. Их взаимосвязанная совокупность образует процедуру. Методы приводятся в действие с помощью определенных орудий и инструментов. Они составляют третий структурный компонент научного метода технику исследования.

Вещественные источники

Вещественные источники. Они охватывают огромный комплекс предметов, который является в большинстве своем объектом непосредственной практической деятельности общества. В сущности, речь идет об огромном мире, окружающем нас повседневно.

Данные языка, или лингвистические источники. Эпоха накладывает свой отпечаток на язык общества. Слова и отдельные речевые обороты точно выражают дух своего времени. Поэтому лингвистические источники существенно помогают изучить ту или иную эпоху.

Новый советский человек совместно с ускорившимся ритмом жизни рождал новый язык. Незаметно в быт вторгались и занимали прочное место странная терминология и чудовищная аббревиатура.

Язык Шариковых вслед за простотой отношений тянулся уже как бы сам по себе к простоте изъяснений, близких короткому собачьему лаю: Чеквалап... - лап...лап (Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей). Подлинный пример: ра-боч-ком-сод. Действовала такая организация -- Всероссийский рабочий комитет содействия организации социалистического сельскохозяйственного производства при ВЦСПС. Были еще горемы (головные ремонтно-восстановительные поезда), губтрамоты (губернские транспортно-материальные отделы совнархозов). Был командюж -- командующий южным фронтом. Пугал ружпульогонь (ружейно-пулеметный огонь). Бегали потельработники (работники почты и телеграфа). Организовывали теревсат (театр революционной сатиры). Можно напомнить диковинное сокращение ЗК (зэ-ка), что означало: заместитель комиссара. Было еще множество учреждений и должностей, важных и не очень, со смешными сокращениями.

Слова-обрубки в большинстве своем оказывались недолговечными. Но некоторые из них врезались в память всем и навсегда: ЧК -- ГПУ -- НКВД -- КГБ, КПСС, колхоз и другие.

Уместно заметить, что аббревиатура -- явление не исключительно советское. В России -- это, прежде всего порождение канцелярского делопроизводства военного ведомства в 1914-1917 гг. Собственно, война и подготовила удобный плацдарм для появления и распространения всяческих сокращений. Они появлялись и в других странах. Вспомним: СС, СД, гестапо, а также США, ООН, НАТО и пр. Другое дело, что, пожалуй, нигде, кроме СССР, это явление не принимало столь широкие масштабы.

В это время изобретались новые революционные имена. Появлялись различные Идлены, Владлены, Рэмы, а затем Сталины и даже Трактор Индустриевич.

Новое и устойчивое значение получали старые слова и выражения: «насаждение» коммун и совхозов, «выкачка хлеба» из деревни и пр.

Обогащался ли язык от новых слов? Формально вроде бы да: ведь слов становилось больше, некоторые приживались. А по существу? Предоставим слово литератору. А. Солженицын утверждает, что революция «от многого спешит отказаться». Вот, например, от слова «каторга». «А это, -- пишет он, -- хорошее, тяжелое слово, это не какой-нибудь недоносок ДОПР, не скользящее ИТЛ. Слово «каторга» опускается с судейского помоста как чуть осекшаяся гильотина и еще в зале суда прибивает осужденному хребет, перешибает ему всяческую надежду» (Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Ч. 5. Каторга). И образно, и по существу верно.

В сущности, все происходившее, очевидно, можно квалифицировать однозначно: происходил грандиозный процесс преобразования русского языка в советский.

Сказанным, естественно, не ограничивается значение лингвистики в источниковедении. Например, для раскрытия содержания некоторых документов, особенно личного происхождения, большое значение имеет знание жаргона (сленг), т. е. слов и выражений, употребляемых людьми определенных возрастных групп, профессий или социальных слоев и различными территориальными диалектами.

Все активнее начинают использоваться кинофотодокументы. Полноправными источниками стали фонодокументы. Широко практикуются записи воспоминаний на магнитную пленку.

Кинофотодокументы дают живое, наглядное представление о событиях, фиксируют их во всей внешней полноте, являются как бы материализованными копиями, слепками событий. Однако все ли здесь благополучно? И фотодокументы были объектом фальсификаций. Таких документов, особенно связанных с В.И. Лениным, немало. Так, широко известно пятитомное издание воспоминаний о Ленине. Оно неоднократно переиздавалось. Но каждый раз в 5-м томе проходит фотография, где в группе людей, стоящих на Красной площади, обнаруживается лишняя нога. А туловища нет. Когда на Западе началась публикация настоящих и фальсифицированных фотоматериалов она вызвала растерянность наших идеологов.

Кинодокументы фальсифицировать проще, ибо технология монтажа сводится к примитиву -- отрезать ненужный кусок. Игровое кино сыграло определяющую роль в фальсифицировании образа Ленина. В фильме «Ленин в Октябре» Ленин запечатлен в своем канонизированном виде. Однако известно, что в октябре 1917 г. он был без бороды и усов. Но именно с бородой и усами Ленин перекочевал в другие фильмы, сошел на полотна художников и скульптурные изображения.

Фальсифицировать можно практически все. В том числе и живописные полотна (имеется в виду так называемая советская «парадная» живопись). Здесь-то замазать нежелательное и пририсовать, если есть потребность, необходимое проблем не составляет. Известны, например, два варианта картины Вл.А. Серова, где В.И. Ленин выступает в 1917 г. на II съезде Советов. В первом случае возле него стоит И.В. Сталин, но во втором варианте оного уже нет. О II съезде Советов живописал И.А. Серебряный. Начав картину в 1937 г., он ко времени ее окончательного завершения в 1939 г. не раз менял состав действующих лиц.

Уместно противопоставить советской «парадной» живописи как пример подлинно, можно сказать, документального полотна картину И.Е. Репина (совместно с Б.М. Кустодиевым и И.С. Куликовым) «Заседание Государственного Совета», где историческая правда навеки застыла не только в картине в целом, но и в характере каждого выписанного образа.

Источники, порожденные техническим прогрессом, обогащают возможности исследовательской работы. Вместе с тем технический прогресс принес не только разнообразие способов фиксации человеческой памяти, но и способность не оставлять документальных следов вообще. Именно в таких условиях возникает феномен «телефонного права». Это означает, что с помощью телефона можно отдать любую директиву, документально ее не оформляя.

Телефон удобен не только для оперативного руководства, но и не оставляет следов этого руководства, особенно в случаях отдачи некомпетентных, волевых, а то и прямо противозаконных распоряжений.

«Позвонковая» директива, изложенная даже в виде рекомендации, ненавязчивой, но ясной по своим последствиям в случае ее невыполнения, особенно печальные последствия имеет в судебной практике. «Телефонное право» тянется еще от И.В. Сталина, который запрещал фиксировать свои телефонные разговоры. Но одновременно широко внедрялась практика прослушивания и записи телефонных разговоров советских граждан. Километры пленки наматывали переговоры так называемых сомнительных лиц. Важнейшие события в истории страны часто происходили на основе телефонных распоряжений Сталина, а впоследствии и других руководителей. Причем эта практика укоренилась на уровне всех звеньев партийно-государственного аппарата. Пользуясь «телефонным правом», даже мелкий чиновник всегда уходил от ответственности за свои распоряжения. Сталин, кстати, в последние годы жизни вообще многие распоряжения отдавал в устной форме, обычно, во время трапезы. А решения эти касались видных ученых, государственных деятелей, а иногда и целых народов. И никто не смел ссылаться на Сталина. Тем не менее, содержание разговоров Сталина и других деятелей, рассказы о различных любопытных встречах, событиях устно передавались очевидцами, а затем впоследствии записывались ими или такие записи делались с их слов другими лицами. И эти рассказы нередко становились уже составной частью мемуаров.

Одна из главных особенностей истории как науки заключается в том, что исследователь, то есть историк, изучает события, явления, которые канули в Лету, когд...

От Masterweb

11.04.2018 22:01

Одна из главных особенностей истории как науки заключается в том, что исследователь, то есть историк, изучает события, явления, которые канули в Лету, когда-то ушедшие в несуществующую реальность. Отсюда следует, что историк, в отличие от физика или химика, не имеет возможности наблюдать и записывать изучаемый объект.

Таким образом, источник, который содержит какую-либо полезную информацию для изучения, сегодня зовется памятником исторической реальности либо историческим предметом, а также реликтом истории культуры или событий прошлого.

Введение

В нашей статье мы вам расскажем о видах исторических источников. Осуществление грамотного исследования без реликтов невозможно. Дело в том, что если отсутствует исторический источник, это значит, что нет и истории как науки. Это истина, которая не требует доказательств в традиционной историографии. События ушедших лет доходят до человечества в двух видах исторических источников, о которых дальше мы продолжим разговор.

Яркие примеры

Расположение древних населенных пунктов в окрестностях гор и рек, которые протекали несколько веков тому назад, определяли жизнь народов, расселившихся здесь когда-то. Их язык и песни, пословицы и предания, законы, летописи, предметы быта, украшения, книги, а также хроники - все это можно назвать исходным материалом. Именно по этим предметам историк и познает прошлое.


Теоретический аспект изучения вопроса видов исторических источников

Теоретической основой для нашей статьи послужили учебная литература, фундаментальные труды виднейших историков-источниковедов, а также различные статьи исторических, периодических изданий. Следует отметить, что вопросами и классификацией исторических памятников интересовались не только отечественные, но и зарубежные ученые. Во Франции основателями источниковедческой науки являются Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Их серьезным трудом является книга под названием «Введение в изучение истории». Именно в этой работе ученые и дали первую характеристику типам и видам исторических источников.


Отечественные исследования

В России в начале ХХ века среди историков был признан А.С. Лаппо-Данилевский. Он последовательно и точно разработал типологическую классификацию памятников. В основу его классификации лег принцип степени близости реликта к отраженному в нем явлению.

Огромное признание заслужили схемы видов исторических источников Л.Н. Пушкарева, которые научный свет увидел в 1975 году. Однако спустя 6 лет, а именно в 1981 году, их улучшил И.Д. Ковальченко.

Определение термина

Итак, когда ученый составляет представление о каком-либо историческом факте, то он исследует исторический источник. Что же это такое? Исторические источники – это все те объекты, которые отражают исторический процесс и дают возможность исследовать прошлое человека, то есть все то, что создано им, а также итоги его взаимодействия с окружающим миром. Ниже вы видите схему «Виды исторических источников».


Рассмотрим каждый вид более подробно.

Письменные источники

Данный вид принято отмечать как самый многочисленный. Историки подразделяют его еще на несколько подвидов:

1) законодательные источники включают в себя реликты древнерусского и светского права, своды законов и т. д.;

2) актовый материал;

3) литература и публицистика;

4) делопроизводственные документы;

5) статистические документы;

6) материалы личного происхождения: дневники или переписка;

7) периодическая печать.


К особенностям анализа письменных видов исторических источников относится определение точной даты, а также места их составления. Источниковед пытается определить автора, а также подлинность исторического материала. Кроме того, целью его исследования является определение мотива, для чего был составлен документ. Ученый сравнивает и сопоставляет источник с другими документами, чтобы выявить целостность, которая не противоречит картинам прошлого.

Так, мы с вами рассмотрели письменные типы и виды исторических источников.

Материальные источники

Ко второму типу следует относить вещественные реликты - это архитектурные ансамбли, руины жилищных комплексов, остатки ремесленного производства, украшения, произведения искусства, а также боевые приспособления. На сегодняшний день огромная часть вещественных памятников спрятана под землей или толщей воды. Ежедневно из недр земли специалисты путем раскопок извлекают материальные свидетельства Древнего мира и Средневековья. Ценность археологических работ первостепенна только тогда, когда происходит реконструкция древнейших эпох и этносов, которые не имели письменности.

Таким образом, особенность работы археолога заключается в том, что исследователь часто обращается к применению вспомогательных дисциплин истории, естествознания и точных наук.

Виды вещественных исторических источников преподносят человеку основной пласт информации о явлениях и событиях, которые произошли до момента появления письма, так как они дополняют первую группу источников, но, к сожалению, они не вправе дать археологу полное описание исторического события.

Когда археолог находит материальный реликт, ему предстоит установить возраст находки путем анализа, определить материал, из которого ее изготовили, а также необходимо смоделировать историческую ситуацию, когда использовали данный артефакт.

А мы с вами продолжаем рассматривать виды исторических источников с примерами и переходим к третьей группе – этнографическим источникам.


Этнографические источники

Третий тип материалов представлен памятниками о народах, которые содержат сведения о них, а именно название, ареал расселения, специфику культурной жизни, особенности религиозных верований, обряды и обычаи. Источниковеды отмечают, что невозможно разделить источники по социально-экономическому принципу, так как такая классификация совершенно не соотносится с термином исторического источника, не признают они и разделение источников на «остатки» и «традиции».


Среди этнографических источников самыми ценными считаются древние письменные документы, такие как папирусы, летописи, клинописи и другие подобные реликты. Их ценность заключается в том, что в них имеется комплексная и разнохарактерная этнографическая характеристика. В группу ценных этнографических материалов относят даже изобразительные памятники – это рисунки и орнаменты, а также скульптуры. К примеру, народные узоры были придуманы для того, чтобы отразить сюжеты древней мифологии или сущность религиозных верований, а также они передавали символы языческих культов.

Отдельно этнографические источники изучает такая смежная наука, как этнография. Ученые, исследуя определенную сторону жизни рода или клана, активно привлекают информацию, полученную с помощью других наук. К примеру, фольклор, археология, история, география, религиоведение, психология. Особенно активно взаимодействуют между собой археология и этнография.

Примерами этнографических источников считаются национальная одежда, ритуалы, похоронные обряды, свадебные церемонии и другие. В первую очередь этнографы изучают духовную культуру, этническую специфику. Но на этом основные виды исторических источников не заканчиваются, переходим к следующей группе.


Фольклорные источники

Для тех, кто забыл, что такое фольклор, напоминаем, это устное народное творчество. Именно легенды, эпос, былины, предания и сказки являются примерами таких источников. Эти данные приобретают особую ценность, когда историки реконструируют древнейшие исторические эпохи. Особенно активно фольклористика развивалась в советские годы. Именно в этот период источники, повествовавшие о народном творчестве Древней Руси, активно изучались академиком Рыбаковым. Он настойчиво придерживался той мысли, что древнерусские былины передают суть далеких событий. В истории термин «устная история» возник в семидесятые годы ХХ века. Этот термин ввел исследователь Е.М. Жуков.

Таким образом, мы с вами переходим от древнего вида источников к более современным.

Фото и видеодокументы

Это последний основной вид исторических источников. Считается самым современным. Как вы догадались, к нему относятся фотографии с изображением исторических персон и событий, кинохроники, документальные фильмы, а также художественные ленты, которые считаются частью духовной и массовой культуры.

Можно ли доверять всем видам источников?

Это вполне адекватный вопрос. Сейчас мы вам дадим ответ на него. Во время работы с историческим артефактом ученый ставит перед собой несколько задач. Во-первых, он должен установить время появления источника. Во-вторых, определить его подлинность. И, в-третьих, убедиться, что реликт достоверен. Но стоит отметить, что не всем материалам можно доверять. Вы спросите: «Почему?» Все дело в том, что древние и средневековые писатели распространяли информацию о том, чего не могли видеть сами, а также передавали недостоверные данные. Никто из них не хотел вводить в заблуждение будущее поколения. Древние писатели старались как можно точнее и качественнее описать эти события, но не всегда это удавалось сделать. К сожалению, ошибиться может и ученый. Ведь если он неверно переведет фразу, то невольно исказит смысл документа. Неверная расшифровка приводит к ошибочному установлению даты.

Итоги

Для того чтобы прочитанная информация лучше усвоилась, представляем вашему вниманию таблицу «Виды исторических источников».

Запомните!

Итак, чтобы не совершать ошибок, историк или археолог должен руководствоваться несколькими правилами. Во-первых, нельзя исследовать историю по художественным или мультипликационным произведениям. Во-вторых, необходимо критично и вдумчиво читать описания исторических событий как в литературных произведениях, так и на полотнах художников, несмотря на то что творец является современником событий. В третьих, не все реконструкции давно минувших событий считаются достоверными. В-четвертых, не всегда нужно верить тому, что пишут в газетах или популярных журналах. В-пятых, историк не имеет права составлять представление об историческом факте всего лишь по одному источнику.

Таким образом, мы с вами рассмотрели виды исторических источников, схемы. Подобрали для вас самые яркие примеры, рассказали о самых выдающихся источниковедах и их трудах.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

История изучает прошлое. Но историк не может прикоснуться к прошлому стандартными методами научного исследования. Он не может его наблюдать. Машину времени, увы, еще не изобрели, и даже сама возможность путешествия в прошлое сегодня не имеет теоретического обоснования. Историк не властен поставить эксперимент, смоделировать событие. То есть какие-то гипотетические реконструкции возможны, но никогда нет уверенности в полностью адекватном воспроизведении событий прошлого.

Единственная возможность научного поиска для историка - изучение прошлого по следам, которые оно оставило. Эти следы называются историческими источниками.

Исторический источник - любой носитель информации о прошлом.

Существует множество определений исторического источника. Приведем некоторые из них.

"Источник - это то, из чего черпается материал для истории" (3. Бехер).

"Исторические источники - это или письменные, или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ" (В. О. Ключевский).

"В обширном смысле понятие исторического источника включает или заключает в своем содержании всякий остаток старины" (С. Ф. Платонов).

"Исторический источник - это реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением" (А. С. Лаппо-Данилевский).

"Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества" (М. Н. Тихомиров).

"Исторический источник - это все, непосредственно отражающее исторический процесс, все созданное человеческим обществом" (Л. Н. Пушкарев).

Исторический источник - это "...все, что может источать историческую информацию... не только то, что отражает исторический процесс, но и... окружающая человека естественно-географическая среда" (С. О. Шмидт).

"Источник - продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах" (О. М. Медушевская).

Источники могут быть классифицированы:

  • 1) по типу носителя (из чего сделан источник):
    • - вещественные;
    • - письменные;
    • - устные;
  • 2) по способу передачи информации.
  • - письменные;
  • - устные;
  • - изобразительные;
  • - фонетические и т.д.;
  • 3) по цели создания, свидетельства намеренные и ненамеренные;
  • А) по степени близости источника к произошедшему событию, прямые свидетельства и свидетельства, записанные с чужих слов, на основе других источников.

По классификации немецкого историка Эрнста Бернгейма, источники делятся на остатки (собственно остатки, а также данные языка, игры, обычаи и т.д.) и традицию (то есть переосмысление, интерпретация по определенным принятым в обществе правилам).

По классификации российского историка А. С. Лаппо-Данилевского, источники делятся на изображающие исторические явления ("остатки культуры"), и источники, их отображающие ("исторические предания"). С помощью изображающих возможно непосредственно воспринимать и описывать события, а вот отображающие нужно предварительно расшифровать, истолковать, интерпретировать.

Историки влиятельной французской Школы "Анналов", в том числе М. Блок, делили свидетельства источников на ненамеренные (то есть изначально предназначенные для современников, а не для историков: разного рода документы, ведомости, справки и т.д.) и намеренные (то есть сделанные специально, в расчете, что их когда-то прочтет адресат, читатель-современник или спустя много лет - историк).

По классификации отечественного исследователя Л. Н. Пушкарева, источники бывают:

1) вещественные (археологические); 2) письменные; 3) устные (фольклорные); 4) этнографические; 5) лингвистические; 6) фото-, кинодокументы и 7) фонодокументы.

По классификации академика И. Д. Ковальченко, источники делятся на: 1) вещественные;

2) письменные; 3) изобразительные и 4) фонетические. В другой классификации Ковальченко предложил делить источники на массовые и индивидуальные. К первым он относил, кроме того, статистику, делопроизводственные материалы, акты, то есть документы, отражающие жизнь общества, экономики и т.д. Ко вторым-литературные памятники и источники личного происхождения, отражающие индивидуальную историю отдельных людей в общем потоке исторических событий.

Существует также классификация по видам исторических источников.

Вид исторических источников - это исторически сложившаяся группа источников, которые имеют устойчивые общие признаки формы и содержания, возникшие и закрепившиеся в силу общности их социальных функций. * 1

Классификация источников по видам предложена уже упоминавшимся Пушкаревым:

  • 1) летописи;
  • 2) законодательные акты;
  • 3) делопроизводственная документация;
  • 4) актовые материалы (грамоты);
  • 5) статистика;
  • 6) периодическая печать;
  • 7) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);
  • 8) литературные памятники;
  • 9) публицистика и политические сочинения;
  • 10) научные труды.

Своего рода синтетическую классификацию, объединяющую деление источников по видам с критериями по типу носителя и по способу передачи информации, предложил российский историк и краевед С. О. Шмидт:

  • 1) вещественные источники;
  • 2) изобразительные источники:

художественно-изобразительные (произведения искусства, кино и фотографии);

  • - изобразительно-графические (карты, схемы и т.д.);
  • - изобразительно-натуральные (фотографии и кинокадры);
  • 3) словесные источники:
    • - разговорная речь;
    • - фольклор;
    • - письменные памятники;
    • - фонодокументы;
  • 4) конвенциальные источники (все системы "условных обозначений графическими знаками" и "информация, записанная на машинных носителях", то есть современные электронные источники);
  • 5) поведенческие источники (обычаи, обряды);
  • 6) звуковые источники.

Главный вопрос при обращении к источникам - их адекватность в воспроизведении событий прошлого. Источник должен быть проверен на фальсификацию. Удостоверившись в его подлинности, ученые должны составить описание источника (то есть установить его происхождение: авторство, время и место создания, предназначение текста или документа и т.д.). После этого наступает черед извлечения из источника информации о прошлом и ее интерпретации. Это делается с помощью специальных научных методик.

Артефакты в кости, археологический объект Лапа-ду-Санто, Бразилия.

Терминология

Слово артефакт в русскоязычной литературе используется относительно недавно и является заимствованием из английского языка (англ. artifact, artefact ), которое в свою очередь происходит от лат. ars (искусственно) + лат. factum (сделанное). Термин проник в первобытную археологию, а затем в другие отрасли археологии из биологии и медицины. Также в русскоязычной литературе для названия артефактов использовались или используются такие эквивалентные термины:

  • вещественные источники . При использовании этого термина обычно подразумевается, что речь идёт об артефактах, которые не содержат каких-либо надписей. Артефакты, содержащие письмена, называют «письменными источниками».
  • предметы материальной культуры . Здесь слово «культура» используется в том же смысле, что и в термине археологическая культура .
  • археологические памятники . Этот термин имеет более широкое значение, археологическими памятниками также называются более крупные объекты, такие как, например, древнее поселение в целом. Археологическими памятниками чаще всего называются особо ценные артефакты.
  • археологические находки . Среди них выделяются индивидуальные находки и массовые находки.

Применение термина артефакт в археологии в целом нельзя признать приемлемым из-за его семантики. Априорно очевидно, почти все археологические находки изготовлены человеком. Термин применяется только в случаях решения альтернативы происхождения предмета между объектами природного происхождения и объектами, выполненными человеком. При доказательстве изготовления предмета человеком, предмет признаётся артефактом.

См. также

Литература

  • Авдусин Д. А. Основы археологии. - М. : Высшая школа , 1989. - 335 с. - 25 000 экз. -

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события .

Истори́ческий исто́чник - продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Существует несколько подходов к общей классификации исторических источников. В XIX веке в Европе была распространена классификация источников на остатки и предания .

    И. Дройзен

    Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен . Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции) .

    Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение - составляют историческую традицию . Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).

    По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки :

    • Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях;
    • Данные языка;
    • Обычаи, нравы, учреждения;
    • Монументы;
    • Деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы.

    Л. Н. Пушкарёв

    Все более и более полное сбережение письменных источни­ков, учреждение архивов, их упорядочивание, реорганизация библиотек, создание каталогов, репертуаров, инвентариев пред­ставляют собой в конце классической эпохи нечто большее, чем просто новую восприимчивость ко времени, к своему прошлому, к глубинным пластам истории; это способ введения в уже сфор­мировавшийся язык и в оставленные им следы того же самого порядка, который устанавливают между живыми существами. Именно в этом зарегистрированном времени, в этом разбитом на квадраты и пространственно-локализованном становлении, историки XIX века возьмутся за написание наконец «верной» истории, то есть освобожденной от классической рационально­сти, от её упорядоченности и от её теодицеи, - истории, отдан­ной во власть неистовой силе вторгающегося времени .

    Мишель Фуко

    Работа с источниками

    Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

    • Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
    • Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

    Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать .

    Интерпретация источников

    Примеры интерпретации источников

    Владимир Библер приводит следующий пример. В 1952 году на Неревском раскопе в Новгороде студенты-археологи МГУ во главе с A. B. Арциховским среди целого ряда берестяных грамот XII-XIV веков обнаружили грамоту № 46 с надписью:

    Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т… Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А…

    Несмотря на то, что правая часть надписи не сохранилась, попытки расшифровать грамоту оказались успешными. Оказывается, что нужно было читать её по вертикали, приставляя к букве верхней строчки - букву нижней, а затем начинать все сначала, и так до последней буквы. Часть недостающих букв была восстановлена по смыслу. Непонятная надпись была шуткой новгородского школяра, написавшего: «Невежа писа не дума каза, а хто се цита…» - «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает…» . В результате работы с куском бересты исследователь не только расшифровал надпись, но и получил представления о характере людей и культуре того времени. Он также генерировал новое знание о древнерусской культуре и о психологии людей исследуемой эпохи, или, словами Библера, расширил площадь фрагмента прошлого:

    …в нашем времени теперь присутствует (в качестве факта) именно такая, действительно осмысленная берестяная грамота. Присутствует и актуально существует кусок быта XII в. вместе с характерным грубоватым юмором, розыгрышем, «обрывком» взаимоотношений .

    Условия успешной работы с источниками

    Многие историки предупреждают об опасности фетишизации источников. Следует помнить, что источники - это всего лишь рабочий материал для историка, а их анализ и критика закладывают базу для исследования. Основной же этап в работе историка начинается на стадии интерпретации источника в контексте его времени и осмысления отдельно взятого источника в комплексе с другими данными для производства нового исторического знания.

    Говоря об исторических источниках, И. Дройзен постоянно подчеркивал их неполноту и фрагментарность, не позволяющую воссоздать пол­ную картину прошлого. Он призывал проводить перекрестный анализ различных видов источников, чтобы избежать их неправильной трактовки. В качестве меры достоверности исследова­ния Дройзен предлагал признать четкость в обозначении пробелов и возможных ошибок .

    Для успешной работы с историческими источниками от историка требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и глубокие знания предмета исследования и широкий культурный кругозор. В качестве примера плодотворной работы историка с источниками можно привести Сергея Михайловича Соловьева , автора 29-томной «Истории России». В. О. Ключевский так писал о нём:

    Широта исторического взгляда была отражением широты его исторического образования. В области русской истории трудно быть специалистом более Соловьева. Не много будет после него ученых, которым удастся так последовательно и полно изучить источники нашей истории. Но Соловьев не закапывался в свою специальность. В этом отношении он - поучительный образец, особенно для занимающихся отечественной историей, между которыми часто проявляется наклонность уединяться в своей цеховой келье .

    В. О. Ключевский

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. - 452 с.
    • Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986. - 254 с.
    • Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 160 с.
    • Григорьева И. В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. - М.: Высш. школа, 1984. - 335 с.
    • Данилевский И. Н., Кабанов В. В. и др. Источниковедение. - М.: Росс. гос. гум. ун-т, 2004 . - 701 с. - ISBN 5-7281-0090-2
    • Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. - Томск: Изд-во ТГУ, 1973. - 250 с.
    • Источниковедение: Теория. История. Методические источники российской истории: учеб. пособие / И. А. Данилевский В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М.: Изд-во Рос. гос. ун-та, 1998. - 702 с. - ISBN 5-7281-0090-2 .
    • Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др.; под ред. А. К. Соколова. - М.: Высш. школа, 2004. - 688 с. - ISBN 5-06-004521-8
    • Источниковедение истории СССР / под ред. И. Д. Ковальченко. - 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1981. - 496 с.
    • Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма) / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 240 с.
    • Источниковедение истории Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1962. - 381 с.
    • Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 272 с.
    • Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории / Ин-т общественной мысли; подгот. текста: Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; авт. коммент.: Т. В. Гимон, М. Ф. Румянцева. - М.: РОССПЭН, 2010 г. - 631 с. - В 2-х томах. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала XX века). Оригинал: Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. I-II. СПб., 1910-1913.
    • Методика работы над историческими источниками / А. П. Пронштейн, А. Г. Задера. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 82 с.
    • Пушкарев Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. - М.: Наука, 1975. - 282 с.
    • Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка /Пер. с англ. - М: Издательство «Весь Мир», 2000. - 296 с. - ISBN 5-7777-0093-4
    • Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск 1. С древнейшего времени до конца XVIII века. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 495 с.
    • Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой / Вступ. ст. Н. С. Автономовой. - СПб., 1994. - 406 с. - ISBN 5-85962-021-7
    • Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. - М., Изд-во РГГУ, 1997 г. - ISBN 5-7281-0046-5
    • Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. - М.: Высш. школа, 1986. - 240 с.



Top