Какие канонические установки сложились в египетской скульптуре. Древнеегипетский скульптурный канон

Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий.

Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени - простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы - пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

Египтяне мыслили статую как ʼʼтелоʼʼ духов и людей. По сведениям из египетских текстов, бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. И египтянами почиталась не сама статуя, а воплощение в ней невидимого бога.

Одни статуи ставились в храмах в память об ʼʼучастииʼʼ в определœенном ритуале. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом (илл. 49). Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. Изображения женщин и предков являлось амулетом, способствующим рождению детей, ибо считалось, что духи предков могут всœеляться в женщин рода и вновь возрождаться.

Статуи создавались и для ка покойного. Так как ка должно было ʼʼузнатьʼʼ именно свое тело и войти в него, а сама статуя ʼʼзаменитьʼʼ тело, каждое лицо статуи наделялось определœенной неповторимой индивидуальностью (при общности непререкаемых правил композиций). Так уже в эпоху Древнего царства появляется одно из достижений древ­неегипетского искусства - скульптурный портрет. Этому способствовала и практика покрывать лица умерших слоем гипса - создание посмертных масок.

Уже в эпоху Древнего царства в мастабах рядом с молельней строилась узкая, закрытая комната (сердаб ), в которую ставили статую умершего. На уровне глаз статуи было небольшое окошко, чтобы обитающее в статуе ка покойного могло принять участие в поминальных обрядах. Полагают, что эти статуи служили для сохранения земной формы усопшего, а также на случай пропажи или гибели мумии.

Дух умершего наделял статуи жизненной силой, после чего они ʼʼоживалиʼʼ для вечной жизни. По этой причине мы никогда не видим изображения людей, к примеру, в предсмертном или посмертном виде, напротив - присутствует исключительная жизненность. Статуи делали в натуральную величину, причем покойный изображался исключительно молодым.

В статуях и рельефах человек всœегда изображался зрячим, так как именно с глазом было связана символика ʼʼпрозреванияʼʼ покойного и обретения им жизненной силы. Более того, у фигур скульптор делал глаза особенно большими. Οʜᴎ всœегда инкрустировались цветным камнем, синими бусинами, фаянсом, горным хрусталем (илл. 50). Ибо глаз для египтян - вместилище духа и обладает могучей силой воздействия на живых и на духов

Так как через ноздри ʼʼвдыхаласьʼʼ живительная сила лотоса, символизировавшего магическое оживление, то нос человека обычно изображался с подчеркнутым разрезом ноздрей.

Так как губы мумии наделялись способностью произносить слова загробной исповеди, то сами губы никогда не абстрагировались до схематизированного знака.

В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов, изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Его целью было ʼʼвозрождениеʼʼ престарелого или больного правителя, ибо существовало с самых ранних времен преставление, что плодородие земли обусловлено физическим состоянием царя. В ходе ритуала ставилась статуя ритуально ʼʼубитогоʼʼ фараона, сам же правитель, заново ʼʼпомолодевшийʼʼ, совершал перед шатром ритуальный беᴦ. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка.

Статуи одного и того же человека, помещенные в гробницы, могли быть разных типов, ибо отображали различные аспекты заупокойого культа˸ один тип передавал индивидуальные черты человека, без парика, в модной одежде, другой имел более обобщенную трактовку лица, был в официальном опоясании и пышном парике.

Желание обеспечить ʼʼвечноеʼʼ совершение заупокойного культа привело к тому, что в гробницах стали появляться статуи жрецов. Наличие статуэток детей также закономерно, ибо их непреложной обязанностью была забота о заупокойном культе родителœей.

Первые ушебти (о них шла речь в вопросœе № 2) датируются 21 в. до н.э. В случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки, их же рисовали на спинах. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. 51-а). Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т.п. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Были те, кто покупал 360 штук - по одному человечку на каждый день года. Бедняки покупали одного-двух ушебти, но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких ʼʼпомощниковʼʼ.

Во время отдельных обрядов использовались скульптуры связанных пленных. Οʜᴎ, вероятно, заменяли живых пленных во время соответствующих ритуалов (скажем, умервщления поверженных врагов).

Египтяне считали, что постоянное наличие скульптурных изображений участников религиозного ритуала в храме как бы обеспечивает вечное совершение этого ритуала. Скажем, сохранилась часть скульптурной группы, где боги Гор и Тот надевают на голову Рамсеса III корону - так воспроизводился обряд коронации, в котором роли богов исполняли жрецы в соответствующих масках. Установка ее в храме должна была способствовать длительному правлению царя.

Найденные в гробницах именно деревянные статуи связаны с погребальным ритуалом (неоднократное поднятие и опускание статуи умершего как символ победы Осириса над Сетом).

Статуи фараонов ставились в святилищах и храмах для того, чтобы поставить фараона под защиту божества и одновременного прославить правителя.

Гигантские статуи-колоссы фараонов воплощали самый священный аспект сущности царей – их ка .

В эпоху Древнего царства появляются канонические фигуры фараона˸ стоя с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком опоясании и короне, сидя с царским платком на голове (илл. 53, 53-а), коленопреклонного, с двумя сосудами в руках (илл. 54), в образе сфинкса, с богами, с царицей (илл. 55).

В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение ʼʼколлективногоʼʼ благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. За исключением короткого амарнского периода фараоны всœегда изображались наделœенными огромной физической силой.

Главное требование для скульптора - создать образ фараона как сына бога. Это определило выбор художественных средств. При неизменной портретности проступала явная идеа­лизация облика, неизменно наличествовала развитая мускулатура, устремленный вдаль взгляд. Бо­жественность фараона дополнялась деталями˸ к примеру, Хефрена охраняет сокол, священная птица бога Гора

Амарнский период отмечен совершенно новым подходом к передаче образа человека в скульптуре и рельефе. Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей - вылилось в то, что в скульптуре он предстал, как полагают, без всяких прикрас˸ на тощей, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми полуоткрытыми губами, длинным носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах

Статуи частных лиц.

Египтяне всœегда подражали официальной скульптуре – изображениям фараонов и богов, сильных, строгих, спокойных и величественных. Скульптуры никогда не выражают ни гнева, ни удивления, ни улыбки. Распространению статуй частных лиц способствовало то, что вельможи стали устраивать собственные гробницы.

Статуи были разных размеров – от нескольких метров до совсœем небольших фигурок в несколько сантиметров.

Скульпторы, ваяя частных лиц, также обязаны были придерживаться канона, прежде всœего фронтальности и симметричности в построении фигуры (илл. 60, 61). У всœех статуй одинаково прямо поставлена голова, в руках почти одни и те же атрибуты.

В эпоху Древнего царства появляются скульптурные статуи супружеских пар с детьми (илл. 62, 63), писцов, сидящих поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях - вначале так изображались только царские сыновья

Храм Хора в Эдфу

Материал и обработка.

Уже в Древнем царстве имелись скульптурные изображения из красного и черного гранита, диорита͵ кварцита (илл. 68), алебастра, шифера, известняка, песчаника. Египтяне любили твердые породы камня.

Изображения богов, фараонов, вельмож делались преимущественно из камня (гранит, известняк, кварцит). Стоит сказать, что для небольших фигурок людей и животных чаще всœего применяли кость, фаянс. Статуэтки слуг изготовлялись из дерева. Ушебти делались из дерева, камня, глазурованного фаянса, бронзы, глины, воска. Известны только две древнеегипетские скульптуры из меди.

Инкрустированные глаза с контурной рельефной обводкой век характерны для статуй из известняка, металла или дерева.

Известняковая и деревянная скульптуры были изначально раскрашена.

Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Но излюбленным материалом стала бронза. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике ʼʼутраченного воскаʼʼскульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Воск вытекал через специально оставленное отверстие, и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Когда бронза остывала, глиняную форму разбивали и вынимали изделие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.

Бронзовые изделия обычно украшались гравировкой и инкрустациями. Для последних употреблялись тонкие золотые и серебряные проволочки. Золотыми полосками обводили глаза ибиса, ожерелья из золотых нитей надевали на шеи бронзовых кошек.

Знаменитые древнеегипетские статуи-колоссы представляют интерес с точки зрения сложности обработки твердых материалов.

На западном берегу Нила, напротив Луксора, стоят две статуи, датируемые Новым царством, называемые ʼʼколоссами Мемнонаʼʼ . По одной версии египтологов, греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа III. По другой версии, после землетрясения 27 ᴦ. до н.э. одно из изваяний значительно пострадало, и, вероятно, из-за перепадов ночной и дневной температур растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки. Это стало привлекать паломников, считавших, что таким образом эфиопский царь Мемнон, персонаж ʼʼИлиадыʼʼ Гомера, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать.

При этом вразумительных объяснений, каким образом колоссы из кварцита высотой 20-21 метр, каждая по 750 тонн, были водружены на пьедестал также из кварцита весом 500 тонн вручную , не найти. Более того, нужно было еще доставить каменные монолиты (или их части?) за 960 километров вверх по течению Нила.

Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы - Она, Абидоса и Коптоса . Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед » - ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега. К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема , представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля - монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства . К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

Скульптура Древнего царства

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве , что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов . К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра , изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III , который изображался во всех возрастах - от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III . Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи - изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего царства - эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства

Скульптура Нового царства

В искусстве Нового царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности

Деревянная скульптура одного из египетских богов с головой барана

Скульптура Позднего царства

Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают - так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.

В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.

В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм.

Древний Египет. Мужская голова из собрания Сальт. Первая половина 3 тыс. до н:э.

Статуэтка носильщика Меир. Гробница Нианхпепи. VI династия, правление Пегги II (2235-2141 до н. э.). Каирский музей

КРЕСТЬЯНИН С МОТЫГОЙ. Для земляных работ применялась мотыга, которая изначально была деревянной, затем появились металлические, состоявшие из двух частей: рукоятки и рычага.

Три носительницы жертвенных даров. Дерево, роспись; высота 59 см; длина 56 см; Меир, гробница Нианхпепи Черного; раскопки Египетской службы древностей (1894); VI династия, царствование Пепи I (2289-2255 до н.э.).

Изображается в виде мужчины с головой черного шакала. Изображался в виде человека с головой сокола и символами власти в руках. Изображали его в виде уродца – карлика с кривыми ногами широким бородатым лицом одетого в львиную шкуру. Изображался в виде человека с головой лягушки или мужчины синего цвета.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра теории и истории архитектуры

Реферат

по истории на тему:

Древнеегипетский канон в изображении богов и человека.

Томск

2014 г.

Введени 3

Канон в изображении человека 5

Додинастический период и раннее царство 5

Древнее царства (3200 - 2400 гг. до н.э.) 6

Среднее царство (21 в. — начало 19 в. до н.э.) 9

Новое царство (16 - 15 вв. до н.э.) 11

Канон в изображении богов 14

Зооморфные божества. 14

Антропоморфные божества 19

Заключение 24

Список литературы 25

Введение

Древний Египет – одна из величайших цивилизаций прошлого. Изучение наследия этой удивительной страны началось около трехсот лет назад. С тех пор появилось целое направление в науке – «египтология». Но египетская история по-прежнему хранит множество тайн.

Само население называло свою страну kmt (Кемет) или Та-кемет, на русском это означает «черная земля», в честь плодородной черной земли, столь ценимой египтянами.

Древний Египет находился в долине реки Нил до первого порога и в дельте Нила, образованной несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. На первых этапах своего развития страна оказалась изолирована. Раскаленные пески ограничивали долину от Красного моря, заболоченная дельта мешала выходу в Средиземное, а труднопроходимые пороги отделяли с Юга. Эта замкнутость, в какой – то мере способствовала самобытному и уникальному развитию культуры Египта.

Единственным источников влаги для местных жителей служил Нил. Сельскохозяйственный цикл полностью зависел от разлива реки. Такое положение стало толчком к созданию и развитию ирригационной системы, а наносной ил служил отличным удобрениям и не позволял почве истощаться.

Нильская долина имела богатый природный и растительный мир. На землях, орошаемых ирригацией выращивали ячмень и полбу, лен и кунжут. В заводях разрастались лотос и папирус. Долина в изобилии давала финики и кокосы, древовидная акация стала основным строительным материалом. Жители возделывали виноградники и обширные фруктовые сады.

В Ниле в огромном количестве водилась рыба, ставшая основой рациона питания, а прибрежные заросли изобиловали разнообразной птицей. Травянистая долина дала возможность развиться скотоводству. В пустыне обитали львы, гепарды, страусы, змеи, шакалы, многие из который почитались как божества.

Окружающие области имели богатые залежи всех необходимых полезных ископаемых: гранит, базальт, алебастр, известняк, шифер, залежи медной руды.

Древни египтяне были невысокого роста, крепкого телосложения, коротко стригли волосы и брили бороды. Лицо немного вытянуто, скуластое с пухлыми губами. Жаркий климат позволял обходиться минимумом одежды. Обычные работники обходились одним передником. Знать носила юбку до колен и рубаху с коротким рукавом, женщины предпочитали длинные платья с одной или двумя лямками.

Земную жизнь жители этой уникальной страны считали лишь этапом на пути к вечной жизни в мире загробном. Колоссальные пирамиду, устремленные в небеса, помпезный и детально разработанный обряд захоронения, огромное количество погребального инвентаря – все это говорит о скором воскрешении и дальнейшей счастливой жизни.

Задачей художника было не запечатление момента жизни, а напротив, создание и оживление образа, внесение в него магического смысла. Сакральное изображение служило мостом между мирами, помогающим пройти сложный путь перерождения.

Именно здесь и нигде больше, не могла зародиться столь уникальная и самобытная культура. Именно здесь сложились уникальные каноны изобразительно искусства, сохраняющие отличительные черты на протяжении всей истории Египта.

Канон в изображении человека

Древние папирусные тексты и надписи на стенах хранят упоминания о специальных трактатах, в которых содержались правила строительства храмов и создания художественных произведений. По легенде, величайшие матера получили эти трактаты от самих богов и передавали их от поколения к поколению. Таким образом, каноны были не просто правилами, а своеобразным сводом законов данным богами. Их нарушение подобно святотатству. Однако, ни один из этих сводов до сих пор не найден.

Додинастический период и раннее царство

Первые изображения людей в росписях на керамике и примитивных статуэтках передают лишь общие черты человека, выделяя только существенные черты. Однако, уже на начальном этапе можно проследить основы зарождения канонов. Так еще на древнейших росписях художник поворачивает разные части тела, но ступни ног неизменно изображаются в профиль.

Подобные изображения писались не с натуры, а по памяти, основной задачей была не реалистичность, а передача сюжета: движение рук в замахе, ноги в беге или в танце.

Искусство в Египте со временем все больше носит культово-официальный характер, что и приводит к появлению более жестких канонов.

Плита Фараона Нармера является первым памятником, в котом уже четко прослеживаются сложившиеся правила. Как и прежде, с разных точек зрения показано изображение частей тела, социальный статус нарисованных фигур показан с помощью разницы в размере, так фараон в два раза выше вельмож и в три раза превосходит рядовых воинов. Новым веянием здесь является более правильное начертание пропорций, прорисовка деталей – видны мускулы, социальный статус дополнительно выделен с помощью одежды и атрибутов власти, таких, как корона.

Однако отступая от канона, нарисованы два человека, держащие мистических зверей на поводке. Характерно, что отступая от правил, нарисованы простолюдины, здесь и далее в истории египетского искусства такое возможно только при начертании людей низших сословии, в то время, как царей и вельмож изображали строго соблюдая канон.

Древнее царства (3200 - 2400 гг. до н.э.)

Скульптура.

Особый пласт скульптурного искусства представляют собой заупокойные статуи царей и знати.

Несмотря на четкое портретное сходство, все они выполнены в едином стилистическом решении. Основные позы:

  • Стоя,
  • Сидя на кубообразном троне
  • Синя на земле с поджатыми скрещенными ногами.

Голова всегда расположена прямо, взгляд устремлен на горизонт. Стоящие фигуры словно делают шаг вперед левой ногой, руки напряжены и расположены строго вдоль тела. У сидячих статуй руки на коленях.

В целом, все статуи однотипны и повторяю одни и те же позы. Окраска тоже не имеет особых различий. Мужчины окрашены в красно–коричневый цвет, женщины – в желтый, у всех белые одеяния и черные волосы. Материалом для изготовления скульптур служил известняк или дерево.

Важной чертой египетского искусства является геометричность. В этом аспекте интересно рассмотреть статуи писцов. Композиция этих изваяний позволяет вписать их в треугольник, подобный треугольнику пирамид.

Совсем иначе исполнялись статуэтки слуг и рабов, которые должны были обслуживать господина и в загробной жизни. Здесь мы можем наблюдать большое разнообразие: это и труженики сельского хозяйства, повара, носильщики, гребцы. Их изображения выполнялись без использования жестких канонов и давали египетским мастерам простор для творчества. Для изготовления этих статуэток так же использовался камень и дерево, но они были гораздо красочнее помпезных вельмож.

Рельефы и росписи

Уже в эпоху древнего царства сложились основные правила в написании росписей и рельефов. Сложились основы композиционных решений стен в целом, эпизодов и групп. В древнем Египте были уже известны обе техники рельефа, и обычный барельеф, когда фигура выступает над фоном, и свойственный только в этом регионе особый горельеф, в котором фигуры врезаны внутрь, при этом, фоновая поверхность остается не тронутой.

Так же было выработано два вида росписи:

  1. Темперой по сухой поверхности,
  2. Специально сделанной пастой, в этом случае пастой заполнялись заранее сделанные углубления.

Египетские мастера использовали натуральные краски изготовленные из минералов. Основным содержанием рельефов и росписей в заупокойных храмах царей и гробницах вельмож было прославление его деяний и изображения для блаженства.

Художник измерял пропорции рисунка с помощью сетки. Пример такой схемы был найден на обломке известняковой питы. Не ней изображены иероглифы и профильные изображения мужчин.

Центральное место в рельефах и росписях везде занимает фигура царя или вельможи, их изображения отличаются следующими признаками:

  • Главная фигура намного больше всех остальных;
  • Абсолютно спокойна и неподвижна, в отличие от других действующих лиц сюжета;
  • В руках непременно находится атрибут власти – жезл.

В остальном сохраняются каноны, которые были свойственны еще плите Нармера, созданной в эпоху раннего царства.

В более свободной форме, как и скульптурные изображения, показаны простые жители. Здесь художникам уже есть, где развернуться. Сохранилось множество сюжетных изображений сельскохозяйственных работ, ловли рыбы, песни и танцы музыкантов.

Наряду с некоторой свободой, определенные принципы работы все же сохранялись. Так сохраняется схематическая структура композиции, а род деятельности изображенного мы можем угадать только по определенным атрибутам в руках и поворотам головы и рук.

Условность и постоянство приемов поддерживалось верой в магическую силу изображений, считалось, что они могут влиять на настоящий мир, и поэтому, враги непременно изображались поверженными, а звери пронзенные копьями и стрелами.

Среднее царство (21 в. — начало 19 в. до н.э.)

Скульптура.

Заупокойные статуи фараонов начала среднего царства выполнены подражание канонам, сложившимися в предыдущую эпоху. Та же застывшая поза и монументальность фигуры стараются продолжить создавшийся образ бога – царя. Но изображение уже менее персонифицированно и является лишь жалкой тенью былого величия. В этих изображениях нарушаются правильные пропорции тела, фигуры становятся либо слишком приземистыми, либо вытянутыми. В период распада совершенно исчезают изображения фараонов из росписей и рельефов.

Ко времени правления XII династии меняется трактовка скульптур фараона. Человеческое начало выходит на первый план, отодвигая божественность его происхождения. Появляются новые приемы стиля:

  • Объемное моделирование поверхностей,
  • Усиление детализации лица,
  • Использование светотеней пространства.

Цари этой эпохи уже не имели такой мощной деспотической власти, как в древнем царстве. Отсюда и смещение в изображении в сторону человеческого. Исчезает гармонический покой божественного в выражении и лица и появляется все больше индивидуальных черт.

С ослаблением царской власти выделяются местные номовые художественные школы. Номархи стремились подражать царским гробницам, и в то же время видоизменяли каноны. Именно на окраинах появился новый тип заупокойных статуй – фигуры заключенные в каменный блок – так называемая кубообразная композиция.

Рельеф и роспись

Техника выполнения росписи сохранилась с прежних эпох. Мастер делал предварительный эскиз, который затем переносил на стену сохраняя масштаб с помощью сетки квадратов. Однако усложняются приемы рисования

  • Фон тонально связывается с композицией,
  • Контур становится тоньше или вовсе отсутствует,
  • Прорисовка становится подробнее и тоньше.

С помощью примеси белил и смешиванию красок значительно расширяется цветовая палитра. Появляется нежно - голубой, светло - зеленый, желтый.

При раскрашивании человеческих фигур мастера придерживаются традиционной манеры. Пересечение фигур создает впечатление многоплановости изображения.

Меняются каноны в изображении знати. Если раньше номархи подражали монументальности фараонов, то теперь их фигуры становятся более динамичными, они не стоят в зафиксированной позе, а принимают активное участие в развитии сюжета.

Новое царство (16 - 15 вв. до н.э.)

Скульптура

В эту эпоху начинается строительство монументальных храмов, что повлекло за собой развитие скульптурного мастерства. Скульптура выходит за рамки заупокойного культа, теперь статуи устанавливаются в открытых дворах и по своей структуре рассчитаны на восприятие издалека. В период нового царства заканчивается оформление двух основных направлений: официальное искусство при дворе царя и частное искусство в регионах.

В официальном направление продолжается развитие

канонического изображения. Усиливается портретность изображения, однако условность изображения по-прежнему сохраняется. Частные портреты вельмож более реалистичны, детальнее проработана мимика.

Изменения в монументальной скульптуре происходят в период правления Аменхотепа IV . Связаны эти перемены с тем, что образ царя перестает обожествляться. Следование прежним канонам сохраняется в позе. Наряду с портретным изображением лица, более детально и реалистично начинают изображать и тело фараона.

Начиная со скульптуры Аменхотепа IV , утверждается новый канон в изображении фараонов. Выделяются характерные черты лица:

  • Удлиненная черепная коробка;
  • Тяжелая нижняя челюсть;
  • Узкий разрез глаз, поставленных наискось к переносице;

Меланхоличность выражению лица придают полуопущенные тяжелые веки.

Основными чертами при изображении тела становятся:

  • Чрезмерно длинная шея,
  • Округлые бедра,
  • Выступающий круглый живот,
  • Тонкие руки и ноги.

Активное развитие получает скульптура малых форм. В отличии от предыдущих периодов, они становятся более изысканными. Плечи и бедра становятся уже, формы более округлые, туловище вытягивается, и фигура приобретает стройность и изящество.

Рельеф и роспись

Рельефы гробниц в Фивах отличаются большей живописностью, фигуры становятся мягче и пластичнее. Появляются новые композиционные решения. Если раньше чаще встречался четкий ритм, то теперь фигуры свободно пересекаются в танце, появляется большое разнообразие поз.

В период Аменхотепа IV меняется изображение царя. В целом оно соответствует новым скульптурным канонам. Если раньше фараона изображали только как застывшею центральную фигуру в строгой позе, то теперь, фараон часто находится в движении. Кроме того, он часто изображается в круги семьи, с женой и детьми.

Канон в изображении богов

Расцвет религиозного и жреческого культа приходится на эпохи среднего и нового царства, именно тогда были построены грандиозные храмы, украшенный многочисленными статуями, росписями и рельефами с изображениями богов. Первоначально культовая столица находилась в Мемфисе, но позднее была перенесена в Фивы (современный Луксор), где гробницы и храмы стали высекаться прямо в скальных пародах. Строились грандиозные храмы и храмовые комплексы для поклонения богам египетского пантеона.

Условно изображения божеств можно разделить на антропоморфных и зооморфных. Отдельно стоят некоторые божества, имеющие только символ, но не имеющие прямого воплощения.

Зооморфные божества.

Акер.

Покровитель мертвых, страж ворот в потусторонний мир, защитник людей и помощник Ра в борьбе с Апопом. Два льва или сфинкса смотрящие в разные стороны на восток и запад, между ними знаки солнца и горизонта.

Анубис

Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут. Бог - покровитель смерти, защитник умерших и их некрополей. Один из судей царства мертвых, создатель ядов и лекарств. Изображается в виде мужчины с головой черного шакала. Его атрибуты: жезл, анкх и пальмовый лист.

Апоп

Олицетворение зла и всего негативного, извечный противник бога Ра, который борется с ним в подземном мире каждую ночь. Изображается в образе огромной змеи. Сохранилось множество изображений сцен борьбы Апопа с Ра.

Аш

Местное божество, покровитель Аравийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола и символами власти в руках.

Бастед

Женское божество любви, красоты и домашнего очага, а так же, радости. Дочь Ра и Хатор, жена Беса, мать Маахеса. Изображалась с головой кошки или львицы.

Бес

В древнем Египте ему поклонялись простолюдины. Бог танцев и пиров. Изображали его в виде уродца – карлика с кривыми ногами, широким бородатым лицом, одетого в львиную шкуру. Считался покровителем и защитником семьи, поэтому его статуэтки были почти в каждом доме.

Монту

Бог войны. Изображался с головой сокола, увенчанный короной с солнечным диском и двумя перьями.

Нун

Бог-демиург, отождествляется с водной стихией, член гермопольской девятки. Изображался в виде человека с головой лягушки или мужчины синего цвета.

Ра

Бог солнца, создатель всех богов и людей. В эпоху среднего царства считалось, что царское семейство ведет род напрямую от него. Изображался с головой сокола увенчанной солнечным диском, который обвивает змея.

Рененет

Богиня - покровительница детей. Давала детям имена, оберегала от несчастий и предопределяла судьбы. Изображали ее в виде змеи с женским лицом.

Себек

Бог пресных вод: рек и озер, и связанного с ними в Египте плодородия. изображавшийся в облике крокодила или человека с головой крокодила, на голове козлиные рога с солнечным диском и двумя перьями. Большое количество крокодилов в реке было символом плодородного урожая. Тем не менее, Себек считался жестоким богом, чтобы его умилостивить нужные обильные жертвы.

Селкет (Серкет)

Богиня, покровительница мертвых, изображающаяся до торса в виде человека, ниже тело скорпиона, или в виде женщины со скорпионом на голове. Она помогала своему отцу богу Ра истреблять врагов. Была благосклонна к людям, помогала воинам залечивать раны.

Сет

Повелитель бурь и владыка пустыни. Хотел захватить власть, но остальные боги этого не допустили. Сет изображается с головой трубкозуба, с длинными ушами, красными глазами и гривой.

Маат

Дочь Ра, богиня истины и справедливости, устанавливает нормы этики. Маат наблюдает за тем, чтобы люди вели себя правильно в отношениях друг с другом и с богами. Изображалась крылатой или с со страусиным пером на голове.

Меритсегер

Местная богиня Фив. Праведникам она помогала, а грешников наказывала своим ядовитым укусом. Изображавшаяся в виде змеи с головой женщины или женщины с головой змеи.

Сехмет

Богиня плоящего солнца и войны. Покровительница медицины и волшебства. супруга Птаха, мать Нефертума. Защитница фараонов. Изображалась в виде женщины с головой львицы. Голову венчала корона из солнечного диска, обвитого змеей.

Тефнут

Богиня влаги, росы дождя и плодородия. Она – первое творение бога Ра. Изображалась в виде женщины с головой кошки, на голове солнечный диск со змеей. Первоначальные изображения с кожей зеленого цвета.

Тот

Лунное божество, владыка мудрости и магии, покровитель красноречия, по легенде, именно он изобрел письменность. Изображался с головой ибиса и палеткой писца. Помогает Осирису вершить суд в загробном мире, записывает показания весов, на которых взвешивалась душа умершего.

Хнум

Создал людей на гончарном круге, покровитель гончарного мастерства. Жизнь в тела людей вдохнула жена Хнума, Хегет. Согласно некоторым мифам, он же сотворил также богов. Его изображают с головой барана.

Хор (Гор)

Сын Осириса и Исиды. Бог неба и солнца в ранний период истории Древнего Египта фараон считался земным воплощением бога Хора. Изображался с головой сокола с высокой короной на голове.

Антропоморфные божества

Амон - Ра

В Фивах (Верхний Египет) Амон был местным богом ветра. После объединения Египта культ Амона постепенно набрал силу и слился с культом Ра. После чего Амон-Ра стал верховным богом Египта. Изображался в виде мужчины. Голова увенчана короной с двумя золотыми перьями или солнечным диском.

Анукет

Покровительница первого порога Нила и его разливов. Изображается в виде женщины с тиарой из папируса на голове.

Атум

Бог заходящего солнца, считается прародителем гермопольской восьмерки. Изображается в виде человека преклонного возраста в одежде фараона и двойной короне, как символа верхнего и нижнего Египта.

Геб

Один из девяти богов Гермополя, покровитель земли. Изображался в виде старца с бородой в кроне объединенного Египта или с уткой на голове. Встречаются изображения где он распростерт во всю длину, на него опирается Нут которую поднимает Шу.

Исида

Богиня судьбы и любви, оберегает младенцев и мертвых, помогает женщинам при родах. От Осириса родила сына Гора. Часто изображается с маленьким Гором на руках. На голове убор в виде трона.

Месхент

Встречает человека появляющегося на свет, покровительница родов, помогает женщина терпеть муки рождения. Изображается в виде молодой женщины в головном уборе из разноцветных перьев.

Мин

Бог мужской силы, Во время праздника в его честь ставили священный столб, участники ритуала должны были на него вскарабкаться. Изображается с фаллосом во время эрекции, в одной руке плеть, другая поднята вверх, на голове корона с двумя перьями.

Мут

Богиня мать, покровительница материнства и царица неба. Имела двух сыновей: родного - Хонсу, и приемного – Монту. Изображалась в виде женщины с короной и грифом на голове.

Нефтида

Младшая из детей Геба и Нут, родилась в последний день года. Богиня смерти, врачевания, возбуждения и сексуальности. Изображалась в виде женщины со своим иероглифом на голове – дом на верху со строительной корзиной.

Нейт

Богиня рукоделия, охоты и войны. По легенде именно она соткала мир. Охраняет мумию до ее захоронения. Изображается в короне, одетая в красное, в руках держит лук и стрелы.

Нефертум

Является олицетворением перволотоса. Изображается в виде младенца в цветке лотоса или бородатого мужчины с кривым мечом в руке и цветком лотоса на голове.

Осирис

бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судит души умерших людей. Изображался в виде завернутой мумии с зелёным лицом, кисти рук свободны, в них символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп).

Птах

Бог ремесла и искусства, истины и справедливости. Птах изображался в виде мужчины с бород в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Характерным является синяя голова.

Сешат

Богиня письма. Считалась дочерью или сестрой бога мудрости Тота. Священным животным Сешат считалася леопард, поэтому она изображалась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Над головой семиконечная звезда, в одной руке инструмент для письма, в другой фонарь.

Хатор

Богиня любви и плодородия. Ее изображали либо в облике коровы, либо в виде женщины, чью голову венчает солнечный диск между коровьими рогами. Один из мифов повествует о том, как Ра послал Хатор уничтожить человечество, и тогда эта богиня превратилась в Сехмет, богиню войны и разрушения.

Хонсу

Сын Амона-Ра и Мут, олицетворение луны. Хонсу наделяет фараона властью и могуществом. Его изображают в облике прекрасного сильного юноши с бородой, волосы заплетены в косу, а увенчана лунным серпом.

Атон

Не является антропоморфным божеством. Единой бог солнца, попытка ввести в Египте монотеизм. Изображался в виде солнца с лучами, на концах лучей – ладошки и знак анкх.

Заключение

Египетское искусство было создано одним из древнейших цивилизованных народов. Он было самым развитым среди народов древнего востока. По сравнению с первобытным искусством был сделан большой шаг вперед. Впервые появилось реалистичное изображение человека. Был изобретен уникальный способ наглядного рассказа.

Самая характерная особенность египетского искусства: длительное следование принятым в древности образцам. Связанно это с тем, что искусство имело сакральный характер. Нарисованные образы считались живыми воплощениями богов и людей.

Однако, не следует считать, что египетское искусство было полностью сковано канонами и никак не развивалось. Развитие шло как внутри канона, так и вне него. Определенная свобода творчества позволялась в изображении простолюдинов и низших божков.

Развитие канона большей частью происходило толчками, и опять же было связано с изменениями культа по личной воле фараона.

Рисунки Древнего Египта – как вечные египетские пирамиды, имеют ясные и строгие линии, олицетворяющие незыблемость и космическую вечность мироздания. Даже маленькие статуэтки египетских служанок имеют изящно-строгую линию контура с намеком на монументальность.

Каждый культурный период создаёт собственное свое искусство, которое не может повториться однозначно, но может преображаться в культурном пространстве времени

Список литературы

  1. Афанасьева В. К. «Малая история искусств. Искусство Древнего Востока» М.: 1976
  2. Колтыпин А. В. «Боги и демоны древнего Египта и Шумера». М.: 2014.
  3. Кростовцев М. «Религия древнего Египта». М.: 1976.
  4. Матье М. Э. «Искусство Древнего Египта». М.: 1970.
  5. Османкина Г. Ю. «Канон изобразительного искусства древний египтян как синехология культуры» // Омский научный вестник №4 2009.
  6. Померанцева Н. «Размышляя о древнеегипетском каноне» // Урания № 1 1997.
  7. Хаген Р. «Искусство древнего Египта». М.: 2009.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5627. Православная икона. язык иконы, канон и стиль 2.54 MB
Учитывая всё возрастающий интерес к православному искусству, в особенности к иконописи, возникает необходимость передачи знаний следующим поколениям, причём именно классических, чтобы в дальнейшем иконопись продолжила своё существование и развитие, сохраняя своё духовное наследие.
21761. Общий пантеон богов древней Мессопотамии. Боги древнего Шумера 24.7 KB
Древняя религия народов Месопотамии, несмотря на собственный консерватизм, постепенно, в ходе общественного развития, претерпевала изменения, отражаюшие в себе и политические, и социально-экономические процессы, происходящие на территории Месопотамии.
9966. Использование имитационной модели нейронной сети для оценки ее эффективности при поиске заданного объекта на изображении 926.18 KB
Разработать программный пакет, выполняющий поиск заданного фрагмента на изображении. Оценить эффективность использования имитационной модели нейронной сети в задачах распознавания образов.
10246. Анатомия и физиология человека: структура тела человека, жизнедеятельность организма и ее регуляция 120.93 KB
Нервная ткань нейроны нейроглия. Сердечная мышечная ткань устроена как поперечнополосатая работает как гладкая соединительная ткань. Гладкая мышечная ткань эпителий жидкая соединительная ткань – кровь. Гладкая мышечная ткань хрящ мерцательный эпителий плотная соединительная ткань.
2413. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 16.73 KB
Особенности конституционных прав и свобод: Конституционные права и свободы а также обязанности возникают непосредственно на основе Конституции а не на основе конкретных правоотношений. Данные права свободы и обязанности реализуются через правоотношения регулируемые другими отраслями права. По времени своего формирования: а права и свободы первого поколения – были сформулированы в процессе буржуазных революций...
623. Физиологическое воздействие электрического тока на организм человека и его последствия. Сопротивление организма человека прохождению электрического тока 10.95 KB
Сопротивление организма человека прохождению электрического тока. Проходя через тело ток действует двояко: вопервых встречая сопротивление тканей он превращается в тепло которое тем больше чем больше сопротивление. Наиболее велико сопротивление кожи вследствие чего возникают её ожоги от незначительных местных изменений до тяжёлых ожогов вплоть до обугливания отдельных участков тела; вовторых ток приводит мышцы в частности дыхательные и сердечные в состояние длительного сокращения что может вызвать остановку...
7931. Происхождение человека 12.15 KB
Отличия человека. У человека есть вторая сигнальная система – общение с помощью слов. Все вышеперечисленное стало теми путями по которым пошло обособление человека от природы.
19225. В чем польза человека 7.77 KB
Польза человека есть во всем по не многу что нас окружает. Человек – это то единственное что может продвигать мир своими действиями. Люди сжигают книги думая что этим приносят пользу. Ведь каждый писатель то есть каждый человек излагал свои мысли в книге а некоторые может даже за всю жизнь не смогли передать всего что хотели донести до общества.
19447. Экология эволюции человека 22.43 KB
Начнем с места человека как биологического вида среди других живых организмов. Данные ДНК-гибридизации показывают что уровень гомологии ДНК человека составляет с ДНК макак 66 с ДНК гиббонов 76 с ДНК гориллы 96 с ДНК шимпанзе 99. Рассмотрение эволюции человека обычно начинают с сопоставления основных биологических особенностей вида Homo Spience и видов близких ему приматов как современных так и исчезнувших.
7120. Понятие о потребностях человека 182.54 KB
Второй этап сестринского процесса сестринская диагностика начинается с анализа полученных при обследовании данных и выявления проблем пациента трудностей препятствующих ему достигать оптимального состояния здоровья в любой сложившейся ситуации включая состояние болезни и процесс умирания. Эти затруднения касаются прежде всего удовлетворения основных жизненно важных потребностей пациента. В уходе за пациентом медсестра должна ежедневно выявлять проблемы пациента и способствовать их ликвидации. играть учиться работать Модель...

Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Он стал образцом для подражания следующим поколениям египтян.

Древний Египет: архитектура, скульптура и живопись

Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы - мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды, из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса.
Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью . Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов. Массивные изваяния богов и царей показывали власть и мощь страны. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния.

Скульптура и живопись Древнего Египта

Живопись, как и скульптура служила для декорирования стен усыпальниц и религиозных зданий. отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

Каноны живописи в Древнем Египте

В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета - белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.
Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела - в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром. Он был красного

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".

Другая особенность скульптуры Египта - строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла "распознать" свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур - также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.


Самая известная египетская скульптура - Большой сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хафра и телом львицы. Монументальная скульптура, стража пирамид выполняла роль охранника покоя царей в долине пирамид. Величественная поза, полный покоя и отрешенности взгляд, мощь и внутренняя сила до сих пор производят неизгладимое впечатление на туристов.

Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый "шаг в вечность"), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.


Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска - фараона Тутанхамона.

Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других - несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты - сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.

Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.

Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Особенности каждого материала брались в расчет, помогая создавать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.

Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях

Художественный канон:

Канон - свод правил, сложившийся в процессе художественной практики и закрепленных традиций. В передачи фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

Египетские рисовальщики не гнались за тем, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения, у них была другая задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии. Рисованием с натуры египтяне не занимались. Сдержанной и не пестрой была и раскраска –преобладали сочетания желтых и коричневых с голубым и зеленым.

Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы, светотени.

Линейные рисунки раскрашивались цветом, без введения дополнительных тонов и цветовых теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.

Размер фигуры человека определялся его социальным положением. Фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенных и тем более рабов.

Архитектура:

ЕгиптаЕгиптяне, независимо от своего социального положения, строили свои дома из непрочных материалов - тростника, дерева, глины или кирпича-сырца и никогда не использовали камень.

Стелы и мастабы

Архитектурные сооружения из камня предназначались только для умерших и для поклонения богам. Древнейшие из сохранившихся человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне делали продовольственные запасы для загробной жизни. Усыпальницы времен I и II династий, независимо от того, принадлежали они царям или рядовым общинникам, строили из кирпича-сырца и дерева, хотя некоторые их элементы уже выполнялись в камне. Например, из гробниц фараонов I династии в Хелуанском некрополе известны каменные плиты (стелы), которые вмуровывали лицевой стороной вниз в потолок камеры над погребением. На этих стелах вырезали примитивное выпуклое изображение умершего, его имя и титулы, основные продукты питания, сосуды с напитками и иероглифические подписи к ним. Такой обычай был явно связан с представлением, что весь этот набор сохранится и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу, а тело владельца усыпальницы превратится в прах. Увековечивание в нетленном камне рассматривали как магическое средство, обеспечивающее вечное бытие умершему и необходимые ему средства существования. Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц, они обрели более крупные размеры и более разнообразные формы, постепенно превратившись в <ложные двери> в западной стене гробницы. Считалось, что усопший, изображенный над притолокой, будет выходить через эту дверь из погребальной камеры, чтобы отведать яства, которые будут регулярно приносить в гробницу его родственники, и потому на панели ложной двери были написаны их имена и изображены их фигуры.



В эпоху III и IV династий строили каменные пирамиды для фараонов. Вокруг них рядами размещались гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они были богато украшены рельефами, воспроизводящими прижизненные деяния владельца усыпальницы, в том числе исполнение должностных обязанностей, а также формы проявления царского благоволения.

Пирамиды и храмы

Самые первые пирамиды в древнем Египте построены в виде ступенек. Известна единственная дошедшая до нашего времени ступенчатая пирамида Египта - пирамида Джосера. Состоит она из шести ступенек, а ее высота составляет около 62 метров. Спуск от входа ведет в погребальную камеру. Подземные галереи окружают пирамиду со всех сторон, кроме южной.

Подобно тому как мастаба имела ложную дверь, обращенную на восток, культовая молельня в царских пирамидах располагалась также в восточной части. К эпохе IV династии она превратилась в храм сложной планировки с украшенным колоннами двором, обширным залом, по периметру которого находились статуи фараона, культовыми помещениями и главным святилищем, обращенным к пирамиде. Этот храм при пирамиде соединялся длинным крытым проходом, идущим в восточном направлении вплоть до границы пустыни и возделываемых полей, во время ежегодных разливов Нила покрытых водой. Здесь у самой кромки воды находился нижний, <долинный> храм с культовыми помещениями. Сюда на лодках в половодье доставляли продукты и все необходимое для отправления заупокойного культа фараона. По крытому проходу их относили в храм при пирамиде и предлагали фараону, дух которого (ка) мог покидать саркофаг, чтобы вкушать приготовленные яства.

Долинный храм Хефрена - простое, лишенное украшений, но массивное сооружение из огромных прямоугольных гранитных блоков - до сих пор стоит рядом с великим сфинксом с лицом самого фараона.

Примечательной особенностью этого храма является сложная дренажная система из медных труб протяженностью более 320 м. Она проложена под полом храма и выведена наружу, причем стекала по ней не дождевая вода с крыши (хотя здесь имелось специальное устройство и для этого), а отходы от ритуально нечистых культовых церемоний, которые требовалось удалять за пределы священного пространства.

О великолепных достижениях строителей храмов эпохи Древнего царства можно судить лишь по отдельным фрагментам строений. Архитекторы той поры демонстрируют поразительный уровень владения техническими приемами обработки самых твердых пород камня. Между тем царские зодчие последующих времен предпочитали строить из более мягкого материала и из блоков меньшего размера.

Фивы

Следующим периодом расцвета египетской архитектуры было время правления XII династии, религиозная столица которой находилась в Фивах. Сооружения той эпохи не сохранились в первозданном виде, за исключением храмового комплекса на восточном берегу Нила в Карнаке. Это прежде всего молельня из белого известняка, относящаяся ко времени правления фараона Сесостриса I. Отдельные детали это комплекса были обнаружены в кладке третьего пилона, возведенного Аменхотепом III в эпоху XVIII династии. Этот фараон, используя упомянутую молельню в качестве каменоломни, невольно сохранил для потомства архитектурную жемчужину, своей ценностью намного превосходящую любую из грандиозных построек, воздвигнутых им в стремлении к державному величию.

Поскольку фараоны XVIII династии стали вырубать для себя потайные усыпальницы в Долине царей близ Фив, им пришлось разделить свои заупокойные храмы (соответствующие храмам при пирамидах эпохи Древнего царства) и сами гробницы. В это время в архитектуре сложился новый стиль, и все заупокойные храмы следуют единому типу. Они состоят из пилона - внушительного входного сооружения в виде двух башен с соединяющим их порталом, ведшего в частично открытый двор с колоннадой по северной и южной сторонам. Вход через второй пилон открывал доступ в следующий двор с колоннадой - своего рода зал для празднеств в честь богов, за которым следовало несколько гипостильных залов. Вокруг них по периметру располагались культовые помещения, сокровищницы, лавки для продажи употреблявшихся в ритуалах священных предметов, залы для подготовки жертвоприношений и молельни, в которых помещались изображения богов. Буквально каждый квадратный метр храмовых стен внутри и снаружи был покрыт раскрашенными рельефами, прославляющими войны и иные деяния фараонов, повседневные храмовые ритуалы и крупные религиозные праздники. Иероглифические надписи повествуют о подвигах царей и об их приношениях богам. Заупокойный культ, которому были посвящены такие храмы, имел целью служение находящемуся в удаленной скальной усыпальнице фараону.

Ряд царских заупокойных храмов протянулся с севера на юг вдоль кромки пустыни западнее Фив. Каждый из них был посвящен культу одного из правителей, погребенных в Долине царей. Позади храмов находятся вырубленные в известняке гробницы знати.

В Карнаке на протяжении примерно 2000 лет создавался комплекс сооружений главного государственного храма, посвященного царю богов Амону-Ра. В настоящее время он представляет собой ряды колонн, развалины пилонов, опрокинутые каменные блоки; монументальные обелиски (монолитные каменные столбы) с многочисленными иероглифическими надписями. Некоторые из раскрашенных рельефов очень хорошо сохранились, другие потеряли первоначальный облик, а третьи обратились в прах. Каждый фараон стремился соорудить пилон, колоннаду, портал, зал, обелиск либо оставить иероглифическую надпись со своим именем и титулом во славу великого бога египетской державы, но в первую очередь увековечить самого себя. В эпоху правления Рамсеса II был завершен Большой гипостильный зал со 134 колоннами.

Ансамбль храмов в Карнаке протяженностью более 1 км соединен аллеей сфинксов с храмом в Луксоре с его фантастической колоннадой - созданием Аменхотепа III - и с гигантским пилоном, сооруженным Рамсесом II в память о войнах, которые он вел в Азии.

Значительно выше по течению Нила, в Абу-Симбеле Рамсес II построил невероятных размеров храм. Это оригинальное сооружение вырублено в скале, а его двор и культовые помещения выстроены из песчаника. Снаружи находятся вытесанные из скальных монолитов четыре колоссальные статуи сидящего Рамсеса II.

Скульптура Древнего Египта:

Скульптура Древнего Египта - одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток - от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали.

Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптордаже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру неотдалённой откаменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры:

Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой - поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле.

цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины;

руки сидящего человека должны лежать на коленях или на груди, с плетью и скипетром;

Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая;

Лица изображались без эмоций: губы плотно сжаты, подбородок выдвинут вперед, глаза смотрят на горизонт, с такой статуей нельзя "встретиться взглядом";

Образцы и типы скульптуры: изображение фараона:

Условно существуют две типологии для изображения персонажей божественного сана: сидящая или стоящая. Руки покоятся на бедрах или скрещены на груди, причем без каких-либо зазоров между руками и туловищем.У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. На голове изображали Клафт (головной платок египетских фараонов, обычно полосатый и с длинными, спускающимися на плечи концами). Урей - принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит - покровительницы Нижнего Египта.

Парадными головными уборами были короны. Были известны следующие виды корон: 1) белая корона Верхнего Египта, напоминающая по форме кеглю или бутылку;

2) красная корона Нижнего Египта, которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью;

3) двойная корона, сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны;

Существовали определенные правила изображения египетских богов:

так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса - с головой шакала.

Рельефы древнего Египта:

При выполнении рельефов и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры:

Ноги и лицо изображались в профиль

Глаз в фас

Плечи и нижняя часть туловища – в трех четвертном развороте.

Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора.

Рельефы Древнего царства развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд так, что его можно было прочитать.

Отражение религии в скульптуре:

Египетская скульптура, так же как архитектура, была постоянно связана с религией.

У всех статуй прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех чёрные, одежды белые.

Являясь воплощением Ка (в религии древних египтян - дух человека, существо высшего порядка, олицетворенная жизненная сила, считавшаяся божественной.), скульптура выражала мировоззренческие и художественные каноны.

Глаза статуи инкрустировались хрусталем, деревом, полудрагоценными камнями, на голову надевали парик из конских или человеческих волос, в уши вставлялись серьги. В таком виде Ка находилось в погребальной камере, охраняя саркофаг с мумией.

Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет):

В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего.

Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и всеприжизненные титулы и заслуги покойника. Из этого выросподробныйизобразительный и/или письменный рассказ о его жизни.композиционные формы, "знаки" постепенно отбирались и канонизировались, становясь "священными".

Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенное

предметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнемуцарству была свойственна "вера в безусловную реальность художественных образов".

20. памятники египта:

Храм Хатшепсут - храм, возведенный в честь смерти царицы Хатшепсут. Расположенный на Западном Берегу в Луксоре, этот великолепный храм был построен архитектором Сененмутом, в честь единственной женщины, которая правила Египтом как фараон. Храм, со своими великолепными стенами, прекрасными террасами, элегантными колоннами и иероглифическими рисунками также рассказывает историю путешествия Хатшепсут в страну, которой, как полагают, является современная Сомали. Из этого путешествия она привезла такие сокровища как черное дерево, слоновую кость, золото и деревья мирта.

В Луксоре, в "городе мертвых", у крутой скалы стоит хорошо сохранившийся храм царицы Хатшепсут. Царица на протяжении многих лет будила фантазию романистов и загадывала египтологам все новые загадки. После смерти отца - Тутмоса I - она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством и держалась на троне в течение 22 лет.
До сих пор смерть Хатшепсут остается загадкой. Ее мумия не идентифицирована. Не подтверждена также и версия, будто она была убита своим зятем и племянником Тутмосом III. Но, несомненно, первое, что он предпринял, став правителем, - поспешил удалить изображение Хатшепсут со всех памятников и храмов и заменить его своим.
Сененмут, архитектор и, как полагают некоторые, любовник Хатшепсут, построил у подножия 300-метровой скалы погребальный храм. Комплекс храма расположен на трех террасах. На средней настенные фрески сообщают об известном путешествии царицы в священную страну Пунт (вероятно, нынешнее Сомали). Здесь изображено приветствие представленной в мужском облике царицы тучному царю Пунта, а также обмен товарами и их перевозка. В зале Рождения увековечено божественное происхождение Хатшепсут. Пандус ведет к верхним залам. К сожалению, коптские монахи - в некоторые периоды храм служил христианским монастырем - уничтожили большинство настенных росписей.

Вопрос 21. Культура древнего Китая и ее особенности .

Китайская письменность

Государства и культуры, существовавшие ранее на территории современного Китая, известны более шести тысяч лет. Китайская цивилизация считается одной из самых древних и длительных, известных человеку. Китайская система письменности является одной из старейших форм письменности, используемой и в настоящее время.

Китайские изобретения

Изобретения древних китайцев дали массу преимуществ миру. Как оказалось, бумага стала тем самым великим изобретением человечества. Считается, что бумага в Китае появилась в то время, когда европейцы только начинали развивать собственное производство бумаги. Более того, китайцам также приписывают изобретение компаса, печатной машинки и пороха.

Культура древнего Китая оказала глубокое влияние на соседние страны. Япония, Вьетнам и Корея, в частности, позаимствовали многие элементы древней китайской культуры. Наиболее очевидное влияние оказала китайская письменность, которая была принята этими странами в той или иной степени.

Основу первой древней цивилизации Китая составил человек прямоходящий (лат. Homo erectus) , которого в настоящее время называют синантропом (лат. Sinanthropus pekinensis – «пекинский человек»). Археологические находки в пещере Чжоукоудянь (Zhoukoudian) показали, что эта цивилизация процветала более трехсот тысяч лет. Синантроп («пекинский человек») был хорошо знаком с огнем и знал, как сделать некоторые полезные инструменты.

Существовало большое разнообразие культур среди различных регионов Китая. Тем не менее, обширная территория Китая оставалась единой до китайской гражданской войны, которая разделила страну на Народную Республику Китай и автономные Гонконг и Макао.

Древнейшая в мире китайская цивилизация занимает огромную часть Восточной Азии. Культура древнего Китая таит в себе много интересных и таинственных аспектов. Современный Китай лидирует в мировой экономике, а также обладает большой покупательной способностью на современном рынке.




Top